Способы образования сложносокращенных слов. Словообразование: примеры и способы. Сложение как способ образования слов

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Под исконно русской лексикой понимаются те слова, которые образовались непосредственно в русском языке в разные периоды его развития. Есть несколько групп исконно русских слов.

1. Общеславянские слова, которые вошли в русский язык из славянского языка-основы. Это, например, названия лиц по родству (брат, сестра, мать, отец)] названия некоторых орудий труда (соха, плуг); наименования лиц по роду их занятий (ткач, жнец); названия жилища (дом, двор); названия продуктов питания, пищи (молоко, каша, пирог, мед, квас); названия деревьев (липа, дуб, сосна, береза).

2. Восточнославянские (или древнерусские) слова, которые возникли в русском языке примерно в XI-XIV вв. Таких слов очень много, они общие для русского, украинского и белорусского языков, составлявших единый восточнославянский язык. Например: дядя, племянник, коромысло, скатерть, кочерга, лодка, овраг, крыша, кружево, мешок, зодчий и др.

3. Собственно русские слова, появившиеся начиная с XIV в. после разделения восточнославянского языка на украинский, белорусский и русский. Сюда относятся все слова, кроме заимствованных.

Помимо исконной лексики в словарном составе русского языка есть и заимствованные слова, составляющие не более десяти процентов от общего количества слов. Заимствование происходит в результате экономических, политических, культурных контактов с другими народами.

Особую группу заимствованных слов составляют старославянизмы. Так принято называть слова, пришедшие из старославянского языка, древнейшего языка славян. В IX в. этот язык был письменным языком в Болгарии, Македонии, Сербии, а после принятия христианства стал распространяться и на Руси в качестве письменного, книжного языка.

Старославянизмы обладают отличительными чертами. Вот некоторые из них:

1. Неполногласие, т. е. сочетания ра, ла, ре, ле на месте русских оро, оло, ере, еле (враг - ворог, сладкий - солод, млечный - молочный, брег - берег).

2. Сочетания ра, ла в начале слова на месте русских ро, ло (работа - хлебороб, ладья - лодка).

3. Сочетание жд на месте ж (чуждый - чужой, одежда - одёжа, вождение - вожу).

4. Щ на месте русского ч (освещение - свеча, мощь - мочь, горящий - горячий).

5. Начальные а, е, ю вместо русских л, о, у (агнец - ягненок, един - один, юноша - уноша).

6. В русском языке есть достаточно много морфем старославянского происхождения:- суффиксы ени-, енств-, знъ-, телъ-, ын- (единение, блаженство, жизнь, хранитель, гордыня);

Суффиксы прилагательных и причастий: ейш-, айш-, ащ-, ущ-, ом-, им-, енн- (добрейший, горчай ший, горящий, бегущий, ведомый, хранимый, благословенный);

Приставки: воз-, из-, низ-, чрез-, пре-, пред-(воздать, извергнуть, низвергнуть, чрезмерно, презирать, предпочитать);

Первая часть сложных слов: благо, бого, зло, грехо, велико (благодаяние, богобоязненный, злословие, грехопадение, великодушие).

Многие из старославянских слов утратили оттенок книжности и воспринимаются нами как обычные слова повседневной речи: овощи, время, сладкий, страна. Другие по-прежнему сохраняют стилистический оттенок «высокости» и употребляются для придания особой выразительности речи (например, стихотворения А. Пушкина «Анчар» или «Пророк», стихотворение М. Лермонтова «Нищий» и др.).

Помимо старославянизмов в русский язык вошли также слова из других языков.

Из греческого еще в древние времена пришли многие названия из области религии (лампада, ангел, демон, клирос и т. п.), научные термины (география, математика, философия), названия из области науки и искусства (анапест, комедия, хорей).

Из латинского в русском языке много научных и общественно-политических терминов: революция, конституция, эволюция, вертикаль, диктатура, пленум, манифест, президент.

Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига: кафтан, тулуп, сарафан, деньги, арбуз, базар.

Из скандинавских заимствований немного, и относятся они к древнему периоду: якорь, сельдь, пуд, Олег, Игорь, Рюрик. Заимствования из западноевропейских языков значительны и объясняются многочисленными контактами с этими народами.

Из немецкого и голландского языков много слов пришло в эпоху Петра I в связи с его реформами (нем.: гауптвахта, лагерь, фрахт, вексель, галстук; из голл.: гавань, лоцман, флаг, флот, дюйм, рейд, зонтик).

Из английского заимствования активно проникают в наш язык в настоящее время: брифинг, шоп, клиринг, ваучер.

Из французского много бытовых названий, из области искусства: браслет, медальон, пальто, сюртук, режиссер, афиша, дирижер).

Из итальянского пришла музыкальная терминология: ария, соната, карнавал, либретто, тенор.

Из испанского заимствования немногочисленны: гитара, серенада, мантилья, карамель и др.

В связи с развитием контактов появляются заимствования и из других языков: японского (караоке, кимоно), индийского (сари) и др.

Иногда заимствуется не целое слово, а лишь его часть, морфема:

Приставки (аполитичный, алогичный, архиплут, архиважно);

Суффиксы (очеркист, ухажер);

Корни (авто-, нео-, био-, гидро- и др.). Многие заимствованные слова имеют синонимы


Морфологический способ является основным способом словообразования в русском языке.

Аффиксация - это образование новых слов путём при­соединения к производящей основе или производящему слову тех или иных словообразовательных аффиксов.

1. Суффиксальный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящей основе суффиксов: гордый - гордость, глаз - глаз-н-ой.

2. Приставочный способ - это образование новых слов путём присоединения к производящему слову приставок: группа - под-группа, грузить - разгрузить.

3. Приставочно-суффиксальный способ - это образование новых слов путём одновременного присоединения к производящей основе приставки и суффикса: берёза - под-берёзовик, окно - под-окон-ник.

Следует отличать слова, образованные одновременным присоединением приставки и суффикса, от слов, в которых приставка и суффикс добавлялись постепенно, на разных этапах словообразования, например: оружие - вооружить (способ образования морфологический, приставочно-суффиксальный); вооружить - вооружение (способ образования морфологический, суффиксальный); люди -нелюдимый (приставочно-суффиксальный способ образования); нелюдимый -нелюдимость (суффиксальный способ образования) и т. д.

4. Бессуффиксный способ - это образование имён существительных от основ глаголов и прилагательных, при котором производящая основа без присоединения каких-либо суффиксов становится основой существительного: выходить - выходу, заплывать - заплыв^, зелёный - зелень^, сухой - сушъ^.

5. Сложение - это способ образования новых слов соединением двух и более основ или слов. В зависимости от того, что объединяется при образовании новой лексической едини­цы, различаются способы сложения слов и сложения основ.

При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис: выставка-продажа, диван-кро вать, плащ-палатка.

При сложении основ образуются сложные слитные слова. Основы могут соединяться при помощи соединительных гласных -о-, -е- (чернозём, сталевар) или без помощи соединительных гласных (завуч, спецкор). При соединении основ без соединительных гласных образуется сложносокращённое слово - аббревиатура (от лат. abbreviare - сокра­щённо излагать). В зависимости от характера сокращённых основ выделяются следующие типы аббревиатур:

Типы аббревиатур

Сложение сокращённой основы и целого слова.

Примеры

Физкультура, главврач, оргстекло.

2. Сложение начальных частей основ (слоговая). Завуч, спецкор, мопед.
3. Сложение начальных зву­ков основ (звуковая). БАМ, ЛЭП, вуз.
4. Сложение названий началь­ных букв основ (буквенная). ВВС, ЭВМ, МГУ.
5. Комбинированный тип (сло­говой + звуковый или бук­венный тип; звуковой + буквенный и др.). Самбо, завуч, КамАЗ.

Сложению основ часто сопутствует суффиксация: доб рая воля - добровольный, плавить сталь - сталепла вильный, иной город - иногородний. Такой способ назы­вается сложносуффиксалъным (или сложение с суффиксацией).

При определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы, необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова «пароходный» и «быстроходный»: паро ходн ый - образовано от пароход (способ образования морфологический, суффиксальный), быстроходный - об­разовано от слов быстро ходить + 6 (способ образования сложносуффиксальный, то есть сложение основ с одновременным присоединением суффикса).

Образование новых слов - очень важный процесс. Он говорит о том, что язык не стоит на месте, он развивается, находится в движении. Процесс становления слова частицей языка весьма длительный, ведь носители должны привыкнуть к нему. Новые слова называются неологизмами. А наука, изучающая способы их появления, - словообразованием.

Словообразование как раздел языка

У любого слова есть значимые части, касается не только русского, но и всех остальных языков. Значимыми эти части называются потому, что участвуют в образовании новых слов, они не изменяются при склонении или спряжении. Такими морфемами являются приставка, суффикс и основа. Отсюда - и слов: приставочный и суффиксальный.

Также в появлении новых слов участвует и основа. Обычно она отвечает за образование сложных слов, потому что основы, взаимодействуя между собой, складываются.

Стоит отметить, что иногда сложно проследить, что было истоками того или иного слова. В таком случае поможет словообразовательный словарь. Он есть в каждом языке. Также можно заглянуть в этимологический, ведь зачастую морфемы, с помощью которых слово было когда-то образовано, срастаются с корнем.

В качестве примера можно привести слово память . В процессе исторического развития это слово потеряло приставку па- , с помощью которой произошло. В настоящее время при мы выделяем в этом слове только корень, основу и окончание.

Образование слов с помощью суффиксов

Суффиксы активно участвуют в появлении новых слов. Они могут как прибавляться к основе, от которой берут свое начало так и усекаться (бессуфиксный, безаффиксный способ). Рассмотрим примеры суффиксального словообразования.

Понаблюдаем, как было образовано существительное туманность . Для этого разберем словообразовательную цепочку: Сначала от слова туман образовалось прилагательное туманный с помощью суффикса -н - (суффиксальный способ), далее от него с помощью суффикса -ость- образовалось слово туманность также суффиксальным способом.

Разберем еще подобное словообразование. Примеры (кратко): белый - белок (основа бел - и суффикс -ок -); грузить - грузчик (основа груз - и суффикс -чик -); земля - земляной (основа земл - и суффикс -ян -).

Теперь понаблюдаем над тем, как образованы слова безаффиксным способом. Отметим сразу, что это явление в русском языке случается реже, нежели присоединение суффикса. Так образуются исключительно имена существительные. Способ этот заключается в следующем: суффикс отсекается от производящей основы.

Рассмотрим пример: от прилагательного глубокий путем отсечения суффикса появилось существительное глубь . Мы говорим именно о безаффиксном способе, потому что основа прилагательного изменилась, усеклась.

Еще примеры: тишина - тишь (от основы тишин - отсекли суффикс); переходить - переход (от основы переходи отсекли суффикс -и -); бегать - бег (от основы бега - отсекли суффикс -а -).

Словообразование с помощью приставок

Еще один весьма популярный способ - префиксация, или приставочный. Заключается он в том, что к основе исходного слова приставляется префикс. Следует помнить о том, что при использовании этого способа производное и производящее слово - одна и та же часть речи.

Рассмотрим, как происходит словообразование. Примеры такие: Словообразовательная цепочка вокзал - вокзальный - привокзальный . От слова вокзал образовалось слово вокзальный суффиксальным способом (участвовал суффикс -н-), далее с помощью приставки при- образовалось слово привокзальный приставочным способом. Обязательно обратим внимание на то, что слова вокзальный и привокзальный - имена прилагательные.

Еще одна словообразовательная цепочка: синий - синеть - посинеть . Здесь от основы слова синий суффиксальным способом образовался глагол синеть , а уже от него приставочным - глагол посинеть .

Так же образовались слова: глаголы ходить - уходить (приставка у-); глаголы писать - переписать (приставка пере-); прилагательные модный - сверхмодный (приставка сверх-); существительные бабушка - прабабушка (приставка пра-); наречия лево - налево (приставка на-); местоимения кто - кое-кто (приставка кое-)

Приставочно-суффиксальный способ

Нередки случаи, когда в образовании нового слова участвуют одновременно и суффикс, и приставка. Это приставочно-суффиксальное словообразование. Примеры покажем ниже.

Разберем словообразовательную цепочку: земля - приземлить . Производное слово образовалось с помощью приставки при - и суффикса -и -, присоединенных одновременно. Таким образом, наблюдаем приставочно-суффиксальный способ.

Часто слова, образованные подобным образом, возникают из сочетания существительного с предлогом. Например: заречье - за рекой ; настольный - на столе ; подберезовик - под березой . Таким образом, предлоги, используемые когда-то, стали приставками.

Образование сложных слов

В появлении новых слов может быть задействована основа. Таким образом, возникают либо сложносокращенные. Разберем эти способы словообразования с примерами.

Способ сложения

В нем могут участвовать как полностью слова, так и основа или какая-то ее часть. Слова диван-кровать, ракета-носитель, стол-книжка образованы именно этим способом.

Также сложение основ может проходить с помощью соединительных гласных. Их в русском языке две: о, е. Так появились такие слова как лесостепь, луноход, железобетон.

Еще одни способ сложения - присоединение полной основы к усеченной: полдыни, турпоход, стенгазета.

Новое слово может появиться из словосочетания, сочинительного или подчинительного: мясо-молочный (мясо и молоко - сочинительное), немецко-русский (немецкий и русский - сочинительное); сельскохозяйственный (сельское хозяйство - подчинительное), левобережный (левый берег - подчинительное). Если между словами сочинительная связь - они пишутся через дефис, а если подчинительная - нужно писать слитно.

Это примеры словообразования в русском языке сложных слов.

Сложносокращенные слова

Самый молодой способ русского словообразования - сложносокращенные слова. Они появляются путем сложения слогов или начальных букв слова. Разберем эти способы словообразования с примерами.

Если слово возникло при сложении начальных букв, то оно называется аббревиатурой, а прием - аббревиацией. ЭВМ (электронно-вычислительная машина), ТЮЗ (театр юного зрителя), АЭС (атомная электростанция) - это все аббревиатуры. Следует помнить, что точек между буквами ставить не нужно.

Еще один способ образования сложносокращенных слов - сложение слогов. Это такие слова, как атомоход (атом, ходить), колхоз (коллективное хозяйство), юннат (юный натуралист), универмаг (универсальный магазин).

Глаголы такими способами не образуются, только имена существительные и прилагательные.

Образование слов в английском языке

Так же, как и в русском, происходит словообразование в английском языке. Примеры разберем ниже.

Словообразование с помощью префикса: possible (возможный) - inpossible (невозможный - приставка in); war (война) - prewar (довоенный - приставка pre); to write (писать) - rewrite (переписывать - приставка re). Можно сделать однозначный вывод, что в английском языке лексическое значение производного слова регламентируется значением приставки, то есть, если нам нужно образовать новое слово, достаточно подобрать приставку, подходящую по лексическому значению.

Примеры суффиксального словообразования: to teach (учить)- teacher (учитель). Последнее слово появилось путем присоединения к основе teach - суффикса -er -; free (быть свободным) - freedom (свобода) - слово образовано с помощью суффикса -dom -; power (сила) - powerful (мощный) - образовалось с помощью суффикса -ful -.

Словообразование путем сложения: downtown (центр города) произошло от слияния основ down (низ) и town (город); underground (метро, подполье) слияние основ under (под) и ground (земля); duty-free (магазин беспошлинной торговли) - основы duty (налог) и free (бесплатно, свободно).

Есть в английском языке слова, образованные путем усечения: grandmother - granny (бабушка); subway - sub (метро); mathematics - maths (математика).

Аббревиация в английском языке также имеет место: unknown flying object (UFO) - неопознанный летающий объект (НЛО); e-mail (electronic mail) - электронная почта.

Конверсия

Как в русском, так и в английском языке есть еще один способ образования слов: конверсия. В этом случае

Рассмотрим в русском языке такое словообразование. Примеры следующие: из прилагательного учительская (комната) в существительное учительская ; мороженое - из прилагательного в существительное.

В английском языке: rain (дождь, существительное) - to rain (моросить, глагол); to use (использовать, глагол) - use (использование, существительное); blue (синий цвет, существительное) - blue (синий, прилагательное).

Словоизменение и словообразование: в чем отличие?

Следует отличать словоизменение и словообразование. Примеры разберем ниже. Словоизменение - это изменение формы слова: его падежа, числа, рода, времени (для глагола). Другими словами, эти непостоянные признаки той или иной знаменательной части речи. Реализуется изменение формы слова через его окончание.

Словообразование же - это образование принципиально нового слова, обладающего свойственными только ему морфологическими признаками. Они неизменны независимо от того, в какой форме это слово стоит. Разберем конкретный пример: окно - окну . Здесь наблюдаем изменение формы слова, потому что поменялось окончание: слово было в именительном падеже, а стало в дательном. Другое дело пара слов окно - подоконник. В данном случае у нас получилось принципиально новое слово префиксным способом: к основе окн - добавилась приставка под . Кроме того, окно - слово среднего рода, а подоконник - мужского. Поменялись постоянные морфологические признаки.

Разберем еще два варианта с глаголами. Первый: грузил - грузила . В данном случае произошло изменение слова по родам, изменилось окончание: нулевое на -а . соответственно, имеет место словоизменение. Другой вариант: грузить - погрузить . Здесь с помощью приставки по - от глагола несовершенного вида образовался новый, совершенного.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа.

Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение.

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Примечания.

1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово.
2. Неизменяемые слова окончаний не имеют.

При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания.

Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число .
Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения.
В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    - де - - надеть, переодеть;
    - ня - - занять, нанять, отнять;
    - пт - - птенец, пташка, птица;
    - сяг - - присяга, досягать, посягать;
    - у - - разуть, обуть;
    - ул - - улица, переулок;
    - й - - войти, отойти, пройти, зайти.
В слове может быть один корень или два корня.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.

Примечание.

Суффиксы могут служить для образования форм слов.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением.
В слове могут быть не одна, а две и более приставки.

Примечания.

  1. Абсолютное большинство приставок исконно русские (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анти-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-.
  2. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо.
  3. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.

Способы образования слов.

Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными .
Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

Приставочный способ.

При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

Суффиксальный способ.

Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи.
Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи .
Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

Приставочно-суффиксальный способ.

Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса.
Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

Бессуффиксный способ.

Бессуффиксный способ заключается в том, что от слова отбрасывается окончание либо одновременно отбрасывается окончание и отсекается суффикс.

Сложение как способ образования слов.

Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова .
Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корня. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраняя в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнями могут быть соединительные гласные о и е .

Примечания.

  1. В качестве соединительной гласной может выступать и : пятилетний .
  2. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.
Сложные слова образуются:
  1. Сложение целых слов: диван-кровать, лётчик-испытатель;
  2. Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод ) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп );
  3. С помощью соединительных гласных о и е , соединяющих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоративно-прикладной ;
  4. Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный ;
  5. Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтимый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.

Сложение сокращенных основ.

Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова.

Сложносокращенные слова образуются:

  1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
  2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
  3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
  4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).
Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

Переход слов одной части речи в другую.

Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую

Примечание. В данном ответе обозначено знаком «Ο» за неимением технической возможности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο, добр Ο, читал Ο.

1. Сложение — способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.

В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав , выделяются следующие разновидности сложения :

  • сложение слов: диван-кровать ← диван Ο, кровать Ο; платье-костюм ← платье, костюм Ο; школа-интернат ← школа, интернат Ο; ракета-носитель ← ракета, носитель Ο. При сложении слов образуются составные слова, которые пишутся через дефис. При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно: на диване-кровати, в школе-интернате ;
  • сложение основ с помощью соединительной гласной: лесостепь — лес-о -степь Ο ← лес Ο, степь Ο; каменотёс — камен-о -тёс Ο ← камень Ο, тес-а -ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий — сер-о -син -ий ← сер -ый , син -ий ; научно-исследовательский — научн-о -исследовательск -ий ← научн -ый , исследовательск -ий ; грязеводолечебница — гряз-е -вод-о -лечебниц -а ← грязь Ο, вод -а , лечебниц -а ; тренога — тр-е -ног -а ← тр -и , ног -а ;
  • сложение основ без соединительной гласной: Ленинград — Ленинград Ο ← Ленин Ο, град Ο; царь-колокол — царь-колокол Ο ← царь Ο, колокол Ο;
  • сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть : комроты ком андир рот ы ; стенгазета стен ная газет а ; медсестра мед ицинская сестр а ; полдня пол овина дн я ; пол-огурца пол овина огурц а ;
  • сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов : облоно обл астной о тдел н ародного о бразования ; Минфин Мин истерство фин ансов ; ОНН О рганизация О бъединённых Н аций ; вуз в ысшее у чебное з аведение .

Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией , а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами .В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.

Примечание. Не всякое сложное слово образовано путём сложения. Дело в том, что от сложных слов с помощью различных морфем (прежде всего — суффиксов) может быть образовано новое производное слово. Например:

водопровод-чик Ο ← водопровод Ο (суффиксальный способ );

2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ — это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.

Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные, наречия и глаголы. Например:

мор-е -плава-тель Ο ← мор -е , плава -ть — сложение основ мор- , плава- и суффиксация : -тель — словообразовательный суффикс;

хлеб-о -убороч-н -ый ← хлеб Ο, уборк -а — сложение основ хлеб- , уборк- /убороч- (беглость гласных, чередование к /ч в производящей и производной основах) и суффиксация : -н- — словообразовательный суффикс;

мимоход-ом ← мимо , ход -и -ть — сложение основ мимо- , ходи- /ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация : -ом — словообразовательный суффикс.

Пример сложно-приставочного способа :

у -мир-о -твори -ть ← мир Ο, твори -ть — сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- — словообразовательная приставка.

Примечание 1. Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложных слов, содержащих суффиксы,

  • необходимо выяснить, когда, на каком этапе образования в слове появился суффикс. Ср., например, слова пароходный и быстроходный :

пароходный — образовано от пароход (суффиксальный способ );

быстроходный — об-разовано от слов быстро ходить + -н- (сложение с суффиксацией );

  • необходимо использовать приём перифраза — дать определение производного слова через производящее, например:

водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду проводят к месту потребления»), вод-о -провод Ο ← вод -а , провод -и -ть — сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- );

водопроводчик («тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод »), водопровод-чик Ο ← водопровод Ο — -чик — словообразовательный суффикс, суффиксальный способ .

Примечание 2. При образовании нового слова сложно-суффиксальным способом словообразовательный суффикс может быть как материально выраженным, так и нулевым:

гладкошёрстный — гладк-о -шёрст-н -ый ← гладк -ий , шерсть Ο; -н- — словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ — сложение с суффиксацией );

гладкокожий — гладк-о -кож -Ø-ий ← гладк -ий , кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация — ).

Примечание 3. При сложении с нулевой суффиксацией вторая часть слова не может употребляться как самостоятельное слово. Например,

гладкокожий — нет слова «кожий», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией ;

круглолицый — нет слова «лицый», значит, способ образования — сложение с нулевой суффиксацией .

3. Сращение (слияние) , в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании. При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают: умалишённый («ума лишённый»); вышеуказанный («выше указанный»). Например:

умалишённый — слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый ум в форме родительного падежа ума : лишённый (чего?) ума человек , ума лишённый человек ;

сумасшедший сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с — с ума : сшедший (откуда?) с ума человек , с ума сшедший человек ;

д олгоиграющий — слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго : пластинка , играющая (сколько? как долго?) долго , долго играющая пластинка .

Примечание. При анализе словообразования слов сращение и сложение очень часто путают. Надо помнить, что при перестановке компонентов слов-сращений образуются словосочета-ния из точно таких же компонентов, как и в слове: вышеуказанный — указанный выше, многообещающий — обещающий много и т. п. Слова, образованные сложением основы и слова, такому изменению не подвергаются: нефтедобыча, сухофрукты, лесозаготовка, засухоустойчивый, металлорежущий и др.

4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре: учительская, учащийся, мороженое .

  • В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией — переходом прилагательных и причастий в существительные. Причиной субстантивации становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного): больной (прил.) мальчик уже выздоравливает больной (сущ.) уже выздоравливает ; зайдите в учительскую (прил.) комнату зайдите в учительскую (сущ.).
  • Субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения: мороженое (прил.) мясо вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната светлая столовая (сущ.).
  • При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие: мороженое мясо мороженое, нет мороженого мяса нет мороженого, с мороженым мясом с мороженым .
  • Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам. Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные ); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.

Примечание 1. Не следует путать переход из одной части речи в другую с нулевой суффиксацией.

При , как и при переходе из одной части речи в другую, производное слово:

  • не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем — приставок, суффиксов: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь ;
  • относится к другой части речи, нежели производящее слово: рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.

Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают): рассказ Ο, рассказ-а рассказыва-ть, рассказыва-ю.

Примечание 2. Не следует путать переход из одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом.

Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.

Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость . Эти слова не составляют . Они входят в : гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.).

Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного на письме выглядит так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) — переход из одной части речи в другую (субстантивация).

Упражнения к теме «Образование новых слов путем сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую»

Упражнение 1. Найдите производящие слова для следующих слов. Составьте словообразовательные пары. Назовите способ словообразования.

Быстроходный, быстроглазый, глазомер, одноглазый, одноглазка, быстрорежущий, быстроходность, канатоходец, водоканал, водокачка, Главводхоз, военврач, военкор, военно-медицинский, военкомат, глубоководный, глубоководник, глубокомысленный, глубокомысленно, мыслебоязнь, глубокоуважаемый, дикорастущий, остроумный, остроумно, остроносый, остроносик, острозаразный, вышестоящий, высотомер, высокооплачиваемый, вуз, вузовский, вышеуказанный, малозначащий, малооблачный, малооблачность, малолюдно, каменоломня, камнетёс, кареглазый, единогласный, древнерусский, русско-английский.

Упражнение 2. Укажите, какими частями речи являются выделенные слова. Составьте словообразовательные пары. Назовите способы словообразования этих слов. Обоснуйте ответ.

1. Однажды слышит русский пленный : в горах раздался крик военный.

2. И русский в шумной глубине уже плывёт и пенит волны.

3. Казалось бы, розыски пропавшего брата должны были встретить самое горячее сочувствие с его стороны.

4. Вспомним с нами отступавших , воевавших год иль час, павших , без вести пропавших , с кем мы виделись хоть раз.

5. В этой части острова встречаются даже сумчатые кроты.

6. Сумчатые — это подкласс млекопитающих , которые донашивают детей в сумке.

7. Из корня валерианы готовят снотворные средства.

8. Без снотворного я уже третий год не засыпаю.

9. По вечерам мы встречались в шашлычной или пельменной у Сенной площади.

10. Княжна Марья большую часть дня проводила в детской , заменяя, как умея, мать маленькому племяннику.

11. Танцевать она выучилась на детских балах.

12. Белая гвардия Юденича подошла вплотную к городу.

13. Красные приняли нас хорошо и помогли добраться до Семидола. Белых мы обошли.

15. Андрей Андреевич привёл её в ванную и здесь дотронулся до крана, вделанного в стену, и вдруг потекла вода.

16. На свадьбе у Ольги Ивановны были все её друзья и добрые знакомые .

17. Вот и знакомые , десятки раз исхоженные и изъезженные горы.

18. Женщины на голове кокошники золотые носили.

19. Ростов взял деньги и, машинально откладывая и равняя кучками старые и новые золотые , стал считать их.

20. Горничная сказала, что барыни нет дома.

Упражнение 3. Среди существительных, образованных способом перехода из одной части речи в другую (см. упражнение 2), выделите те, которые в той или иной степени утратили способность изменяться по родам и числам, как это свойственно исходным прилагательным и причастиям.