Как рисовать по воображению. Способы развить фантазию и воображение. Воображение = Смесь Воспоминаний

Девушка Рада спрашивает у меня, как узнать, есть ли у тебя фантазия, можно ли её как-то развить и если да, то как.

Здравстуйте, Натали!
... Я учусь рисовать, хочу стать художником, и в связи с этим у меня возник вопрос, который я плохо представляю, как можно решить.

Как можно понять, есть ли у тебя фантазия, воображение? Можно ли её развить, и если да, то как?
Я неплохо умею рисовать с натуры (для своего уровня), делать разные штуки, но, мне кажется, чисто по технике. Мне сложно даются более фантазийные задания, в основном, связанные с декоративно-прикладным искусством.

У вас были когда-нибудь подобные проблемы, или у кого-нибудь из ваших знакомых?
Заранее спасибо. Рада.

Один из моих любимых вопросов:-) Мне кажется, что проблемы с фантазией живут только у нас в голове. Я люблю её, фантазию, сравнивать с мышцами. Мы все знаем, что они у нас есть, но начинаем их "чувствовать" только тогда, когда получаем серьёзную или непривычную для нас физическую нагрузку. А заметными (визуально) они становятся и вовсе только тогда, когда ежедневная тренировка становится нормой жизни. Другими словами, фантазия, как и мышцы, есть абсолютно у всех.





Фантазия - это не что-то абстрактное и неосязаемое. Напротив. Ей нужно задать направление, заставить струиться по какому-то одному пути. Т.е. нужны просто комплексные упражнения, направленные на развитие конкретных "мышц".

1. Лица вокруг нас.
Это самое увлекательное и простое упражнение. Ищите лица вокруг себя! Привычку ассоциативно мыслить можно выработать, довести до уровня рефлекса. Тогда фантазия будет бить ключом! Не задумывались, что у каждого фасада дома есть своё лицо? Смотрели уже на свой USB-кабель, какое у него несчастное лицо? А лицо скрепкосшивателя замечали?



2. Сделайте пачку фотографий облаков и обведите в фотошопе или на настоящей, распечатанной фотографии все фигуры, которые можете распознать. Последуйте призыву Леонардо да Винчи видеть образы даже в трещинах на стене. Проделайте то же самое, что с облаками, с фотографиями:
- теней
- трещин
- кожи рук
- структуры дерева
- структуры мрамора или камня





3. Создавайте монотипии и дорисовывайте их до готовых фигур!

http://www.monotypy.ru/

4. Сделайте пачку листов с кляксами: дорисовывайте их до каких-то фигур или обводите те, что можете вычленить из общей массы.



Работы португальской художницы L Filipe dos Santos: http://www.corcoise.blogspot.com/

5. Собирайте разные предметы: по цвету или форме, и складывайте их в группы, композиции, инсталляции: http://art-expiration.livejournal.com/1 11953.html



Copyright Camilla Engman



Copyright Pam Garrison

6. Берите любой предмет из домашней утвари и придумывайте с ним что-то новое: одушевлённое или механическое. На эту тему я писала целый урок: http://art-expiration.livejournal.com/1 24853.html






7. Возьмите в руки любой простой предмет и подумайте, как его можно приспособить для каких-то других целей. (Погуглите слово bionik - тоже полезно посмотреть, что человек уже успел подсмотреть у природы.)

Фото отсюда http://www.technik-welten.de

8. Представьте, как привычная сцена (улица, метро, квартира) будет выглядеть под другим углом зрения: глазами животного, насекомого, птицы в небе, соседа, вилки на столе - возлелейте в себе Андерсена!

Фотография отсюда http://www.dobersberger.com/fotos-bixip ic/2010/fotomarathon-wien/

9. Возьмите любой предмет в руки и попытайтесь описать его как минимум 5-ю способами: геометрическими, по ассоциации с живой природой или любым другим явлением. Урок на эту тему я писала здесь: http://conjure.livejournal.com/274401.h tml


10. Рисуйте с натуры и пририсовывайте людям или предметам части тела животных: лапы жуков, крылья стрекоз или бабочек, тело пчёл, щупальца осьминога.

Boris Vallejo

11. Делайте коллажи или просто заклеивайте пространство бумаги вырезками по цвету или содержанию






12. Рисуйте в артбуках

Развитие воображения показывает всему человечеству свою важность и неотъемлемость в движении прогресса всего человечества. Мы видим, как развивались орудия труда, и одежда у людей в разные периоды времени, как создавалась и усовершенствовалась техника и строились автоматизированные предприятия.

Все эти этапы развития человечества стали возможны благодаря творческим людям с развитым воображение и фантазией.

Многие думают, что они абсолютно не творческие люди и им не свойственно воображение и фантазия. Но они глубоко ошибаются. Ведь каждый из нас может мысленно нарисовать лицо близкого человека, описать свое рабочее место и рассказать маршрут от дома к магазину, в котором постоянно совершаем покупки – это воссоздающее воображение. Творческое же позволяет нам наделять знакомые нам предметы новыми функциями, которые нам уже известны, а также с его помощью мы представляем свое будущее. А вот фантазия, помогает нам создавать совершенно новые вещи и их свойства для вас или же мира в целом.

Воображение и наша фантазия по сути это форма мышления, способности которых связаны с уже имеющимися знаниями и опытом.

Поэтому их развитие зависит напрямую от всестороннего развития человека. Но их можно и тренировать практически, как мышцы в спортзале, регулярными занятиями. Важность этих типов мышления нельзя недооценивать, без них не обходятся создатели рекламы, проектировщики зданий и сооружений, архитекторы и скульпторы, художники и писатели, а также парикмахеры и визажисты. Не только обладатели этих профессий должны знать, что такое развитие воображения, каждый из нас с легкостью может это сделать.

Как сделать свое мышление более гибким и креативным

Развитие воображения у взрослых и детей происходит с получением нового опыта и знаний, поэтому рекомендуется как можно чаще:

  • гулять по новым местам;
  • смотреть новые спектакли;
  • и читать книги;
  • пробовать найти себя в различных видах рукоделия;
  • слушать классическую музыку;
  • танцевать.

Презентация: "Чему взрослым стоит научиться у детей"


Помимо этого существуют простые и действенные способы, показывающие как развить воображение.

Не бойтесь перемен, если вы ели по утрам одно и то же блюдо или просто пили чай, то приготовьте что-то новенькое, начните делать зарядку по утрам или просто примите контрастный душ, это не только оживит ваше мышление, но зарядит бодростью на весь день. Попробуйте сделать перестановку в доме или на рабочем месте, в процессе будете представлять, как будет выглядеть результат, что также заставляет напрягать наше мышление. Также можно начать делать привычные вещи по новому, например, научитесь чистить зубы не правой рукой, а левой, поначалу это будет сложно, но со временем вы привыкните. Главное не останавливаться на достигнутом результате.

Хорошие результаты показывают занятия рисованием. Даже если вы плохо рисуете, вы можете завести тетрадку и в ней рисовать схематичные сюжетные рисунки.

Например, на каждой странице можно изобразить конкретное действие какого-то персонажа. Допустим, кот сидит на диване, на следующем развороте он с него падает, далее лежит на полу, и так далее пока не закончатся все листы, а потом можно просматривать как мультик.

Легкое упражнение, тренирующее наше воображение

Попробуйте пофантазировать, рисуя мысленно какое-то действие и все его детали. Например, посещение кинотеатра, прогулка по парку или посещение кафе с друзьями.

Презентация: "Воображение. Интеллектуальное развитие дошкольников через логико-математические игры"


Оно займет не больше 15 минут для выполнения этого упражнения, вот этапы его выполнения:
  • рисуйте в своем воображении то, что можете реализовать в действительности, допустим просмотр фильма в кинотеатре;
  • описывайте в своем воображении как вы туда идете, тепло или холодно на улице, как выглядит холл в кинотеатре, запах попкорна и вкус напитка, который будете пить, а также что скажете при встрече друзьям, и что вы будете смотреть в кино, прорисуйте в деталях, во что будете одеты;
  • вы заметите, что некоторые ощущения и предметы вам легко представить, а некоторые вызываю затруднения, продолжайте упражнение пока не сможете добиться результатов.

Такую тренировку проводите ежедневно, уделяя особое внимание тому, что хуже получается. И скоро вы заметите, что уже с легкостью рисуете картинки в своих мыслях.

Но будьте осторожны, наш ум часто начинает описывать эти действия словами, а нам нужны красочные картинки и ощущения. Со временем вы можете усложнять это упражнение для развития воображения и использовать другие методики.

Главное действовать

Начиная развивать пространственное мышление и виденье, многие быстро забрасывают это дело. Кого-то испугали сложные задачи, кто-то не видит в них смысла. Но здесь важны систематические занятия и изменения в восприятии мира и способах решения проблем увидят окружающие вас люди.


Конечно, быстрых результатов не будет, и вы нескоро самостоятельно их почувствуете, но уже через месяц простых занятий изменения настанут. В вас словно будет просыпаться маленький ребенок, по-новому познающий этот мир, открывающий новые грани своего сознания. Вам будет легче представить какой будет комната после ремонта, какой вкус приобретет блюдо если в него добавить новый ингредиент или специю и не составит сложности поставить сценку для ребенка на утренник или организовать тематический корпоратив на работе.

Также легче будет подбирать наряды для себя и членов своей семьи, ваша жизнь пополнится креативными идеями и решениями текущих задач.

Достигнув определенных результатов, можно попробовать найти подработку или вовсе сменить работу на ту где нужна ловкость мышления и креативный подход. Помните, развитие воображения нельзя прекращать, нужно постоянно над собой работать и достигать все новых высот.

Фантазия – неотъемлемая часть детства любого человека. Она помогает придумывать очень необычные вещи, а с помощью воображения визуализировать их в голове. Пользуются ею не только дети, но и взрослые. Причем зачастую вторым она очень помогает в повседневной жизни, а также позволяет поддерживать психическое здоровье. Рассмотрим, как развить воображение у взрослых.

Игры

Первым методом, с помощью которого получится натренировать фантазию с воображением, являются игры. Они отлично подойдут взрослым или детям любого возраста. Большим плюсом таких тренировок станет возможность весело провести время и развить образную память.

Развивать фантазию можно следующими играми:

  1. Применение предметов. Задачей участников является поочередное придумывание новых вариантов применения тех или иных вещей. Важно, чтобы они были необычными, но достаточно логичными. В игре может участвовать от 2 до 10 человек, она хорошо подходит для проведения семейного вечера.
  2. Рисование фигур. Игра начинается с того, что первый участник рисует любую фигуру, а все остальные по очереди дорисовывают к ней различные закорючки, создавая законченное изображение. Продолжать можно до полного заполнения листа, но желательно приводить картину в логический вид.
  3. Вопросы. В игре принимают участие только 2 человека. Лучше всего она подходит для развития детей дошкольного возраста. Родитель должен задавать ребенку неожиданные вопросы. Например, «что, если бы у тебя были деньги» или «как бы ты выбрался из леса». Такие вопросы стимулируют пространственное воображение и логическое мышление.
  4. Воображаемый друг. Практически каждый ребенок придумывал себе воображаемого друга, с которым общался, играл и даже ссорился. Это помогало отвлечься от скуки, а также почувствовать себя более социальным. Такая простая игра отлично подойдет даже для взрослых. Нужно просто воображать несуществующего друга, а потом с ним общаться, советоваться или обсуждать разные события.
  5. Кто, с кем, где, когда. Сутью игры являются вопросы, аналогичные ее названию. Все их нужно поочередно обдумывать каждому участнику. В процессе берется лист, на котором каждый отвечает на свой вопрос, а потом загибает свою надпись. Когда все напишут придуманные слова, нужно вслух зачитать получившееся предложение. Игра может подойти для людей любого возраста.
  6. Кукольный театр. Многие дети очень любят театральные постановки, представленные в игровой форме. Из этого увлечения можно получить большую пользу. Достаточно лишь дать детям возможность лично создавать все сценки. Зрителями в такой игре могут выступать сами родители.
  7. Игры со словами. Очень простая игра, суть которой заключается в составлении разных предложений. От участников требуется придумать необычные предложения, включив в них три изначально заданных слова. После этого все должны зачитать их вслух.

Играть можно каждый день, но такие тренировки следует дополнять другими методами воздействия на фантазию. Чем больше заниматься, тем лучше будет эффект.

Утренняя гимнастика для ума по методу Толстого тоже может оказаться очень эффективной игрой. Ее суть в том, чтобы описать любой предмет так, словно никогда не приходилось его видеть.

Упражнения

Тренировать свою фантазию можно с помощью специальных упражнений. Они, как игры, могут применяться не только для взрослых людей. Заниматься рекомендуется каждый день. При желании тренировку можно проводить несколько раз.

Основные упражнения:

  1. Формирование образов. Нужно взять два любых слова, которые придут в голову. Из них отбрасываются половинки, а оставшиеся соединяются вместе. Для нового слова нужно также придумать внешний вид, описание, назначение и т.д.
  2. Оглаголивание. Во время выполнения упражнения требуется взять два существительных, но одно из них переделать в глагол. Например, «иголить небо». После этого нужно проявить метод визуализации и представить придуманное действие.
  3. Комбинирование образа с действием. Нужно выбрать два любых предмета, а потом поменять их основные действия между собой. К примеру, «очки ходят по носорогу» или «носорог увеличивает очки». Из таких предложений нужно развить необычную историю. Упражнением получится улучшить не только фантазию, но и мышление.
  4. Новые названия. Целью человека станет придумать для привычных предметов новые варианты названий, связанные с их главным способом применения. Например, назвать лопату «землекопалка». Применение такого упражнения для развития воображения может влиять на психологию, что улучшит восприятие мира.
  5. Изобретательство. Простое упражнение, которое будет способствовать развитию фантазии, креативности и интеллекта. Нужно лишь попробовать собрать что-нибудь из подручных вещей. Например, смастерить машину из монеток. Хорошим помощником в таком деле станет конструктор LEGO.

Если регулярно тренироваться, то можно стать очень развитым человеком во всех сферах. Особенно заметным эффект занятий будет в фантазии, воображении, зрительной памяти, мышлении, а также понимании устройства окружающего мира.

Улучшать результат можно с помощью нестандартного решения имеющихся проблем. Для этого нужно составить список особенных вариантов, как прийти к желаемому результату.

Творчество

Отличных результатов сможет достичь человек творческий. Творчество очень сильно влияет на фантазию, развивая ее при каждом занятии любимым делом, поэтому ею могут похвастаться архитекторы, художники, дизайнеры, музыканты, писатели, сценаристы и люди других подобных профессий. Если им кажется, что их фантазия недостаточно развита, а воображение работает плохо, то решить проблему получится намного проще, чем обычному человеку.

С помощью какого творчества получится развить фантазию дома:

  1. Рисование. Можно просто рисовать карандашом или приступить сразу к живописи. Любое изобразительное искусство позволяет добиться прекрасных результатов за короткое время. Особенно эффективными будет рисование необычных явлений. Например, утреннее время на другой планете. К минусам такого метода можно отнести важность присутствия вдохновения, без которого может ничего не выйти.
  2. Придумывание историй. Начинать лучше всего с сочинения небольших историй, которые не потребуют много времени. После можно приступить к написанию крупных рассказов. Во время создания истории придется активно фантазировать, придумывая необычные ситуации.

Если повышать качество фантазии с воображением нужно у ребенка, то стоит обратиться к помощи пластилина. Создание различных скульптур также может задействовать навыки фантазии. А тем, кто умеет сочинять музыку, можно попробовать написать новую песню или создать необычную музыкальную композицию.

Творческие люди могут похвастаться особенно развитым чувством вкуса и широкими взглядами на окружающий мир.

Развивать свои фантазию и воображение можно любым из представленных способов. Но при помощи дополнительных советов получится достичь результата быстрее, причем он будет еще более крепким. Советы включают рекомендации по изменению образа жизни, а также простые методы тренировки.

  • Каждый день читать книги, полноценно вникать в них;
  • Заниматься саморазвитием;
  • Путешествовать, посещать новые места хотя бы раз в месяц;
  • Искать новое вдохновение;
  • Регулярно посещать выставки, смотреть художественные журналы;
  • Проявлять любознательность, интересоваться устройством техники;
  • Расширять свои интересы, пробовать что-то новое;
  • Находить креативных друзей, общаться с успешными людьми;
  • Мечтать, воображать будущее с необычными событиями;
  • Иногда использовать одну руку вместо другой;
  • Ставить себя на место персонажей книг, представлять иные варианты развития событий;
  • Самостоятельно озвучивать героев в кино, включив ТВ без звука;
  • Придумывать для своего ребенка уникальные сказки;
  • Сочинять судьбу людей, увиденных на улице, запоминая их внешность;
  • Визуализировать реальные события, представлять, что именно произойдет в будущем;
  • Наблюдать за облаками, пытаться найти среди них известные образы.

Такие простые советы приносят хорошие результаты. Нужно лишь регулярно ими пользоваться, дополняя основные тренировки.

Большое значение имеет отказ от вредных привычек и перестроение на правильное питание.

Одним из наиболее загадочных психических явлений человеческого мозга является воображение. Под этим понятием понимают особый психический процесс, благодаря которому создаются новые образы на основе раннее воспринятых. Оно как бы отражает реальную действительность в новой необычной форме. Без него не существовали бы творческие профессии: поэты, художники, писатели, музыканты. Естественно, возникает вопрос – как развить воображение?

Разновидности воображения

Существует много видов этого психического процесса. Коротко рассмотрим основные из них.

  • Активное. Благодаря ему мы обладаем способностью сознательно вызвать необходимый образ. В свою очередь оно делится на:
  1. Творческое – помогает создавать новые образы, которые позже воплощаются в картине, архитектурном произведении, музыке, одежде и др. Не имея хотя бы отдаленного представления о будущем результате своих трудов, человек не начнет работать. Этот вид еще называют продуктивным, так как образ, созданный нашим мозгом, позже воплощается в жизнь в виде картины, скульптуры, песни, одежды и многого другого.
  2. Воссоздающее – позволяет снова и снова представлять визуальный образ тех вещей, которые мы когда-то уже видели. Этот вид очень важен, так как накопленная им информация является базой, из которой черпаются идеи для творчества.
  • Пассивное. Оно генерирует образы и идеи, которые в ближайшем будущем не будут воплощены в жизнь человеком. Может быть сознательным или неосознанным.
  1. Мечта – способность человеческого мозга генерировать образы отдаленного будущего, планировать вещи, которые, в общем, осуществить возможно, но не в ближайшее время. Мечты проявляются сознательно.
  2. Грезы. Главная особенность этого вида воображения заключается в том, что осуществление созданных мозгом образом невозможно и нереально. Проявляются осознанно.
  3. Галлюцинации – неосознанное генерирование человеческим мозгом тех образов, которые являются нереальными и несуществующими. Проявляются в случае сбоя работы мозга (например, как следствие принятия некоторых препаратов или при психическом заболевании). Их воздействие настолько сильно, что человек абсолютно не сомневается в их нереальности.
  4. Сны, мы видим в то время, когда наш организм отдыхает. Проявляются неосознанно.

Особенности развития воображения

Уровень развития воображения индивидуален для каждого человека. Также оно по-разному развито у взрослых и у детей.
Преимущественно это зависит от того, насколько человек развивал свое воображение. Важную роль в этом играет и окружающие люди. Если родители не позволяют своему ребенку фантазировать, относятся к его невинным вымыслам с осуждением, то, скорее всего, малыш будет все меньше давать волю своим фантазиям.
Некоторые психологи выделяют три этапа развития фантазии:

  • детство от 3-х лет;
  • подростковый возраст;
  • юношество.

В эти периоды у человека наиболее бурная фантазия, когда верится в самые невероятные чудеса, хочется совершать подвиги, ввязываться в авантюры. В то же время, на таких этапах часто совершаются необдуманные, рискованные и опасные поступки.
Отметим, что степень развитости воображения напрямую связанна с эмоциональностью человека: чем больше способность к фантазированию – тем сильнее эмоции.
Без развитого воображения человек мыслит штампами, его внутренний мир скуден и однообразен, его мозг не может выдавать новые идеи, уникальные образы.

Замечено, что воображение улучшается у тех, кто освобождается от: ограничивающих шаблонов мышления, от комплексов, негативных состояний и прочего ментального хлама. Для этой цели используйте систему Турбо-Суслик ().

Упражнения для развития воображения

Существует большое количество упражнений для развития воображения. Они подойдут как для взрослых, так и для детей.

  • Визуализация

Это упражнение рекомендуют как начальное. Оно рассчитано на тренировку умения воспроизводить и создавать визуальные образы детально. Вы сможете развить фантазию, память и мышление.
Загадайте какой-нибудь предмет. Можно начать из чего-то простого, например, книги. Представьте ее до самых мелких деталей. Дальше мысленно откройте ее, полистайте, представьте как читаете или рассматриваете картинки. Поначалу это будет немного тяжеловато, хотя и кажется очень простым: образы могут быть нечеткими, а мысли ускользать. Когда визуализация простых предметов начнет получаться легко – перейдите к более сложным. Вообще, данное упражнение научит вас управлять своими мыслями.

  • Новые слова

Придумывайте и составляйте новые слова. Называйте предметы по-новому. В первое время вам придется поднапрячься, чтобы придумать что-то интересное и удачное. Но чем больше тренироваться, тем легче слова будут приходить на ум.

  • Устный счет

Делая вычисления вы не только тренируете фантазию, но и ум. Дополнительно можете представлять, как записываете числа на бумаге и там же делаете подсчеты.

  • Немые фильмы

Просмотр фильмов без звука дает волю фантазии. Вы не только можете озвучивать отдельные фразы или диалоги героев, но и придумать целую историю. Можете играть в эту игру с друзьями: каждый выберет себе героя и говорить за него.

  • Ассоциации

Это упражнение интересно не только детям, но и взрослым. Играть в ассоциации можно как самостоятельно, так и коллективом. Придумайте ассоциацию к какому-то слову: представьте предмет или чувство, связанное с загаданным словом. Очень важно при этом объяснить, чем именно связывает эти два слова. Эта игра хорошо развивает творческое мышление.

  • Чтение

Когда читаете книгу, старайтесь как можно ярче представлять себе все происходящее в романе или рассказе: героев, дома, помещения, наряды, природу.

  • Изучение схем и карт

Превратите упражнение в интересную захватывающую игру. Придумайте историю о спрятанном пиратами сокровище и попытайтесь его найти. Или придумайте путешествие по неизведанным землям. Можете просто идти по карте по знакомым городам и представлять места, где уже побывали когда-то.

  • Выдумывайте истории

В эту игру хорошо играть компанией. Придумайте захватывающую сказку и расскажите своим друзьям. Самое главное – нужно выдумать историю самостоятельно, на ходу, без подготовки.
Моделирование ситуаций или гипотезы.
Начинайте игру с фразы «А что, если …». Постарайтесь выдумать гипотезу поневероятнее, и продолжите мысль в таком же духе. Ситуация должна быть как можно невероятнее.

  • Хобби

Развить воображение поможет творческое хобби: рисование, вязание, шитье, плетение, бисер и многое другое. В наше время выбор огромен. Найдите увлечение по своему вкусу, где вы сможете дать волю фантазии. Кроме того, вы сможете проводить время с удовольствием, что станет хорошим отдыхом.

Те люди, которые знают, как развить воображение, имеют возможность не только натренировать свой мозг, но и сделать свою жизнь ярче. Это поможет не только в вашей работе, но и в повседневной жизни.

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Глава 5 Воображение, рисунок и цвет для позитивных изменений в жизни

Воображение, рисунок и цвет для позитивных изменений в жизни

Выражаем эмоции через зримые образы и цвет

Любую эмоцию можно также увидеть в каком-то зримом образе определенной формы и в цвете. Для этого ее следует сначала представить на уровне своего воображения, а затем нарисовать. Что при этом будет происходить? Во-первых, в процессе рисования негативного образа его энергия будет активизироваться, а значит, у вас появится сильнейший стимул избавиться от нее. Во-вторых, перед вами появится реальный рисунок образа вашей эмоции, от которого будет легко избавиться. После того как рисунок будет закончен, его следует уничтожить – сначала порвать на мелкие кусочки, затем сжечь. И только после этого приступать к рисунку созданного вашим воображением нового, позитивного образа эмоции или вашего состояния. Вы можете сразу рисовать, например, акварельными красками, но можете сначала нарисовать простым карандашом, а затем раскрасить. Делайте это по своему усмотрению и желанию. Если вы нарисуете свой новый рисунок простым карандашом, то не спешите его сразу раскрашивать. Некоторое время просто рассматривайте краски для того, чтобы понять, какие цвета вас притягивают, и только после этого приступайте к раскраске рисунка. Закончив свой новый рисунок с позитивным образом, прикрепите его на видное место так, чтобы он был виден с любого расстояния, к тому же как можно чаще попадался вам на глаза. Это будет настраивать ваш организм на нужную волну. Даже если вы не умеете рисовать и уверены в том, что не в состоянии видеть какие-либо образы, достаточно взять в руки карандаш и просто водить им по бумаге. У вас обязательно станет вырисовываться определенный образ, который вы, возможно, не сразу поймете, но, тем не менее, это будет хорошим опытом в установлении контакта с образами, находящимися внутри вас. В любом случае вы заставите свое правое полушарие мозга активно поработать, а это много значит, так как оно, в отличие от левого, не выносит никаких суждений и логических размышлений.

Ниже приводится несколько упражнений, которые помогут вам развить свое воображение.

Упражнение «Цвет и образы»

Расстелите на полу кусок одноцветной ткани, чтобы он заполнял поле вашего зрения, расслабьтесь. Начните пристально разглядывать цветную поверхность ткани, позволяя ей воздействовать на вас. Одновременно постарайтесь вызывать из подсознания какие-то образы. Например, голубой цвет ткани у вас, возможно, породит ассоциации, связанные с морем или небом, а зеленый – с молодой сочной травой, растущей на лугу, или зеленой листвой дерева и т. п. Если выбранный вами цвет ткани не окажет такого действия, надо попробовать использовать другой.

Упражнение «Управление образами»

Расположитесь в своем любимом кресле, расслабьтесь, закройте глаза. Вообразите белое полотно или лист белой бумаги. На него поместите белую лилию. Затем мысленно кисточкой покрасьте ее в оранжевый цвет. Затем снова представьте белое полотно. Мысленно кисточкой закрасьте его целиком в зеленый цвет, затем поменяйте зеленый на желтый. Так вы можете представлять любые цвета по своему выбору.

Когда проделаете эти упражнения, вы удивитесь, как легко у вас все получилось. Это служит достаточным доказательством того, что вы вольны вызывать или не вызывать определенные образы и управлять ими.

Для раскрашивания рисунка лучше всего использовать пастельные мелки или акварельные краски. Хотя, как было уже сказано, вы также сразу можете рисовать ваш рисунок в цвете, без предварительного наброска простым карандашом.

Пример. Недавно ко мне на прием пришла молодая девушка Юлия, 28 лет. Глаза ее были наполнены слезами, а как только она стала рассказывать свою историю, то сильно расплакалась. Оказалось, что ее бросил парень, который обещал на ней жениться, он просто исчез, а вскоре она узнала, что у него есть другая. Юлия тем временем стала испытывать сильное отчаяние и обиду, но постепенно, со временем, они сменились депрессией и разочарованием во всех мужчинах и жизни в целом. Успокоив девушку, я дала ей лист бумаги и краски и попросила нарисовать ее состояние в виде какого-то образа, который она увидит на уровне своего воображения, и раскрасить его. Она изобразила себя в виде завядшего цветка – цветка с опущенными лепестками, на высохшей земле. Рисунок получился мрачным, и Юлия назвала его «Депрессия» (см. цветную вкладку, рис. 16).

Я спросила, насколько ей нравится то, что она нарисовала. Оказалось, совсем не нравится. Тогда я посоветовала уничтожить рисунок, порвав его на мелкие кусочки, что Юлия и сделала.

Затем я попросила ее нарисовать нечто противоположное этому грустному и печальному образу цветка, что-то, что бодрило бы девушку и вдохновляло. В данном случае было важно произвести замену болезненной эмоции позитивным, придающим силы образом. Юлия некоторое время просто сидела и смотрела на лист бумаги, а затем нарисовала зеленой краской росток пшеницы, который пробивался из земли (см. цветную вкладку, рис. 17).

На создание двух рисунков ушло не более получаса. В процессе рисования слезы девушки окончательно высохли, а настроение значительно улучшилось. Закончив свой рисунок, она даже улыбнулась. Я же с радостью отметила, что рисунок у нее получился просто замечательным, а значит, он поможет ей отныне смотреть на жизнь более оптимистично.

Или другой пример. Как-то мне позвонила одна моя знакомая из Кисловодска, с которой мы не виделись более трех лет. На мой вопрос, как она себя чувствует, я услышала: «Неважно, располнела, стала как толстая корова, которая еле передвигается, болят ноги. Как похудеть, не знаю». В данном случае «Стала как толстая корова, которая еле передвигается» – метафора. Если же представить эту метафору зрительно и вообразить толстую корову – это будет визуализация. Для того, чтобы моя знакомая стала худеть (или хотя бы не поправляться), ей необходимо уничтожить образ толстой коровы, то есть разрушить на уровне подсознания, а затем заменить его неким другим, позитивным, можно также животным, например, образом горной лани, которая, как известно, толстой не бывает, потому что постоянно бегает по горным тропам. При этом мысленно ей следует повторять следующую установку: «Я стройная, как горная лань». Постепенно сознание примет новый образ, к которому и станет стремиться. Можно образы, увиденные на уровне вашего воображения, нарисовать. Тогда эффективность замены образа повысится, если образы коровы и горной лани изобразить в цвете. Например, корову раскрасить неприглядным серым цветом, а горную лань – золотисто-желтым.

Из книги Психологические рисуночные тесты автора Венгер Александр Леонидович

Глава 2. РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА Возрастные закономерности ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ Предметный рисунок появляется у детей приблизительно в трехлетнем возрасте. В ходе последующего развития ребенка изменяется способ изображения на рисунках и увеличивается количество

Из книги Сущностная трансформация. Обретение неиссякаемого источника автора Андреас Коннира

Глава 3 РИСУНОК НЕСУЩЕСТВУЮЩЕГО ЖИВОТНОГО Типология несущетвующих животных Вряд ли возможно провести сколько-нибудь последовательную классификацию несуществующих животных. Однако есть несколько широко распространенных вариантов выполнения теста, с которыми полезно

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 4 РИСУНОК СЕМЬИ Иерархические отношенияВ этой главе будут рассмотрены принципы интерпретации тестов «Рисунок семьи», «Динамический рисунок семьи» и «Семья животных». При анализе результатов тестирования учитываются следующие показатели: состав изображенной

Из книги Исцеляющая сила чувств автора Падус Эмрика

Глава 3. Поиск позитивных целей Учимся общаться со своими внутренними друзьями Ваша жизнь, воссоединенная в одно целое из частей, придет к гармонии. Руми Польза от Процесса Сущностной Трансформации простирается дальше, чем просто изменение нежелательного поведения,

Из книги Искусство и визуальное восприятие автора Арнхейм Рудольф

Глава 14. Понимание Изменений.

Из книги ПОКОЛЕНИЕ КИТЕЖ. Опыт построения сообщества автора Морозов Дмитрий Владимирович

Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович

Из книги Тренинг привлекательности автора Рубштейн Нина Валентиновна

Глава 10. ДЕТИ. ЭНЕРГИЯ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЙ Для трансформации нужна дополнительная энергия. Часть ее высвобождается, когда человек освобождается от обид и страха, от памяти о боли, пережитой в детстве. То есть очищает свое сознание.Возможно, «энергия» здесь не очень удачное

Из книги Мозг. Инструкция по применению [Как использовать свои возможности по максимуму и без перегрузок] автора Рок Дэвид

Глава 14.Сопоставление теста ТиГр с проективными тестами «Рисунок дерева», «Рисунок несуществующего животного» и «Цветовой тест Люшера». Комплексный психографический анализ Психографический анализ теста «КОНСТРУКТИВНЫЙ РИСУНОК ЧЕЛОВЕКА ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ™»

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Глава 15. Рисунок как психографический метод психодиагностики Ребенок, осваивая окружающий мир людей и предметов, передает свои ощущения и внутренние переживания, используя различные средства экспрессии – выражение лица, звуки голоса, позы и, конечно же, движения. Как

Из книги Креативное решение проблем [Как развить творческое мышление] автора Лемберг Борис

Глава 8 Ваш стратегический план изменений «Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание». Михаил Литвак Наша книга – практический тренинг – подходит к концу. Настало время подвести итоги.Книга была написана как практическое

Из книги Любовь и войны полов автора Иванов Владимир Петрович

От конструктивной критики к стимулированию позитивных изменений Ключ к решению этой проблемы кроется в реакции Эрика на происходящее: в конце сцены он хочет остаться один и подумать. Эрик не собирается ничего предпринимать, пока не выработает план, соответствующий его

Из книги автора

Глава 7 Лекарство для души – рисунок и цвет Цветовые медитации Медитация – техника, при которой происходит освобождение ума от всех каждодневных забот и мыслей, это погружение мысли в образ, а также способность управлять своим вниманием. Само слово «медитация»

Из книги автора

5 способов развить воображение и креативность в повседневной жизни Дети любят образную игру. Они создают новые способы взаимодействия с их миром на детских площадках, в собственных спальнях и во дворах. Они прыгают, размахивают импровизированным оружием, падают на

Из книги автора

Глава 5. Периоды изменений «Можно представить себе человека, любимого всеми и любящего всех. Такой человек всегда будет жить и на земле как на небе, наслаждаясь всегдашним миром. Будучи таковым, он будет подобен Ангелу. Вот каков человек, питающий в себе Любовь!». Иоанн

Из книги автора

Глава 1. В системах изменений «Весь мир – театр, все люди в нём актёры». Шекспир Сам Шекспир вкладывал совсем иной смысл в эти слова и парень очень бы удивился, узнав, насколько он был прав. Впрочем, ещё подростком я прочёл версию одного видного литературоведа, и с тех пор,