Скверный характер что делать. Открытая христианская библиотека. Скверность скверный человек

Очень часто человек осознает, что у него скверный характер, но ничего с собой поделать не может. Только на первый взгляд, кажется, что перевоспитать себя несложно. На самом деле необходимо приложить немалые усилия, чтобы справиться с теми чертами характера, которые не нравятся и раздражают не только себя самого, но и окружающих. Многие дают себе установку начать новую жизнь с определенной даты, но не могут сдержаться и «срываются», все попытки изменить себя заканчиваются полнейшим провалом.

Методы борьбы с собой

1. Ставьте перед собой конкретные задачи. Например, вы хотите избавиться от излишней вспыльчивости к началу лета. Занимайтесь аутотренингом , читайте специальную литературу, делайте себе небольшие подарки за достижение определенных результатов. Главное, четко представлять, чего вы от себя хотите добиться. Не стоит завышать планку, цель должна быть достижима, только в этом случае вы сможете медленно, но уверенно к ней двигаться.

2. Нельзя в один миг заставить себя быть добрым и заботливым. И если вы в течение нескольких месяцев не звонили родственникам, вдруг надоедать им своим внимание каждый день на протяжении недели не стоит. Это быстро надоест и им, и вам. Все необходимо делать постепенно. Допустим, в первый месяц, вы общаетесь раз в неделю по 5 минут, дальше – больше. Вы и не заметите, как вам понравится находить с людьми общие точки соприкосновения и темы для общения.

3. Поощряйте себя. Если вы справились с какой-либо проблемой, постарайтесь отметить этот момент походом в кино, кафе, покупкой сладостей и т. п. Ничто так не ободряет, как собственные успехи и награда за них.

4. Не следует «ломать» себя полностью. Каждый человек – индивидуальность, со своими хорошими и плохими сторонами характера. Иногда нам кажется, что все должны быть идеальны, но, увы, это невозможно. Оставьте и себе какую-то изюминку в память о прошлой жизни, научитесь использовать ее во благо.

5. Попытайтесь понять причины своего скверного характера. Быть может вам не нравится ваше окружение, напрягает неинтересная нудная работа, раздражают коллеги. В этом случае вам необходимо менять не себя, а ту среду, в которой вы находитесь.

6. Займитесь анализом своих и чужих поступков. Такое самокопание и сравнение своего поведения с поведением окружающих обычно дает неплохие результаты. Как итог, вы сделаете вывод, что «Да, я не такая плохая, как казалось, есть люди гораздо хуже меня» или «Да, мои поступки не очень хороши, необходима ежедневная работа над собой».

7. Запишитесь на занятия йогой . Эта философия поможет вам понять себя, разобраться в своем характере, осознать, есть ли необходимость меняться или это всего лишь ваши домыслы. К тому же йога очень хорошо расслабляет и успокаивает нервную систему.

8. Попробуйте посещать коллективные занятия, где поневоле приходиться общаться с большим количеством людей. Для того чтобы не стать «белой вороной», придется и в себе что-то изменить. В такой ситуации это происходит интуитивно и безболезненно.

9. Быть может проблема в возрасте, и ваше состояние связано с изменениями, происходящими в организме. Тогда можно обратиться за помощью к специалистам, которые смогут помочь вам, назначив корректирующее лечение.

10. Если ничто не помогает, примите себя таким, каким являетесь на самом деле, и больше не озадачивайтесь этим вопросом.

В большинстве случаев мы сами придумываем себе проблему. На самом деле нет никакой необходимости что-то предпринимать и менять. Люди не могут быть одинаковы, каждый из нас имеет право на собственное мнение и на ошибки. Главное, чтобы ваш скверный характер не стал причиной головной боли окружающих вас людей.

Каждому человеку приходилось сталкиваться с неприятными людьми, демонстрирующими хамство или агрессию. Психологи давно заметили, что в основе подобного поведения лежит одна и та же закономерность. Однако чем бы ни были обусловлены их поступки, от людей с плохим характером все стараются держаться подальше.

Пассивная агрессия

Один из наисквернейших характеров - пассивно-агрессивный. Такой человек - настоящее испытание в жизни. Он никогда не скажет открыто, в чем причина гнева, как будто другие должны читать его мысли. Основной особенностью такого человека является подавленный гнев - именно он в большинстве случаев является причиной скверного характера. Психология давно занимается исследованием таких людей.

Но не нужно быть чтобы понять: агрессор полон злости, обиды, однако нередко он не способен или не имеет в себе желания корректно выражать свои эмоции. Вместо этого будет хлопать дверью, «забывать» о сроках сдачи работы, «не успевать» встретить другого из аэропорта. Пассивные агрессоры являются прирожденными манипуляторами. Их любимая фраза - «Поступай, как знаешь»; а любимые психологические «кнопки» - жалость и вина. Для пассивного агрессора выразить прямо свои желания - нереально. Впрочем, точно так же, как и отказать другому, сказать «нет».

«Наказание» окружающих пассивностью

Может проявляться и в форме молчания. Вредный человек, коим является пассивный агрессор, злится внутри себя, ничего не говорит другу или родственнику. Он молча и «героически» страдает. В психологии считается, что пассивная агрессия может проявляться и по отношению к самому себе. Например, мать злится, что ее дочь-подросток пришла домой не в 10, а в полночь. Однако так как она не хочет проявлять злость в открытую, провоцируя конфликт, то ее эмоции обращаются в русло разрушения здоровья. Мать может заболеть, например, у нее случится сердечный приступ. Таким образом, дочь будет «наказана». Вряд ли после этого у нее хватит совести не прийти домой вовремя.

Есть и другие варианты пассивной агрессии подобного рода. Жена, обидевшись на супруга непонятно по какой причине, ложится спать на пол. Муж, выслушав скандальные претензии, выходит на балкон зимой без одежды. Мать, попросившая детей помочь и услышав отказ, говорит, что выполнит работу в саду сама - а затем надрывает спину. Такое поведение в действительности демонстрируют люди с наисквернейшим характером. Казалось бы, таким поведением движут лучшие мотивы. Но в действительности человек полон обиды, агрессии и желания наказать другого.

Психопаты

Это поистине сквернейший характер. Психопат не чувствует боли других людей. У него практически ни перед чем нет страха. Временами он может казаться абсолютно бесчувственным. В детстве такие люди мучают животных. Родственник психопата, или супруг(-а) может постоянно испытывать страх, что каждая ссора с этим человеком станет последней. Такой человек выворачивает любую ситуацию в свою пользу - так, что другие чувствуют вину. Если ошибается кто-то из его окружения - это трагедия вселенских масштабов. Если ошибается он - это мелочь, о которой и думать не стоит.

Тем людям, которые его недолюбливают, психопат всегда припишет сквернейший характер и пару психиатрических диагнозов в придачу. Все его враги поголовно - это «сумасшедшие», «алкоголики», «бездельники». Лишь только в этом, убежден психопат, заключается причина, по которой эти люди недолюбливают его и всеми путями избегают.

Наглость

Нередко люди с самым скверным характером - это наглецы. Такой человек - настоящий нахал и бесстыдник. Он не смущается своего хамства. Скорее, наоборот - наглец будет ощущать себя на высоте, если выведет другого человека из себя. В некоторых случаях напористость может иметь позитивную коннотацию - если акцент делается на уверенности в себе. Однако не в случае наглеца со сквернейшим характером, которого отличает полная бесцеремонность.

Такие люди могут «проверять» свою самоценность, унижая других людей. Он проявляет наглость именно для того, чтобы еще раз самоутвердиться, доказать самому себе, что он что-то значит. Иногда такие люди специально провоцируют скандал. Даже если их жертва первое время пытается сохранять самообладание, они, в конечном счете, все равно добиваются своей подлой цели.

Нытики

В действительности, нытик - не менее вредный человек, чем, к примеру, психопат. Такому человеку кажется, что все вокруг должны его выслушивать и пытаться решить постоянно обрушивающийся на него шквал проблем. Если даже в жизни нытика все хорошо, он все равно будет находить в окружающей действительности плохие моменты.

Примеры вредного и хорошего характера в литературе

В литературе можно назвать немало примеров негативных персонажей с отрицательными чертами характера. К примеру, это старуха-процентщица из романа Достоевского «Преступление и наказание». Она наживается на чужом горе и третирует свою несчастную сестру. Также в качестве примера вредного человека можно назвать и барыню из «Муму» Тургенева. Она распоряжается судьбами людей по своему желанию, без малейшего сострадания. Противоположным, положительным примером может послужить героиня из пьесы Островского «Гроза» - Катерина. Основные черты характера героини - это нежность, честность, принципиальность, религиозность, поэтичность. Героиня не способна жить теми ценностями, которыми живут другие жители Калинова. И поэтому ее жизнь становится совершенно невыносимой. Основные черты характера Катерины положительны, она - добрый человек. Из-за этого и страдает героиня. Однако, поскольку натура ее все же сильна, Катерина упорно ведет борьбу против «темного царства».

"Он осердился и не хотел войти"

Тот, кто имел возможность изучать картины художника Пептона, мог заметить, что одна из причин их особенной красоты состоит в особом приеме искусства: рядом с прекрасным помещать что-нибудь отвратительное. Например: на картине видишь чудные цветы, птиц, рыцарей и дам, крылатых фей и детей ангельской красоты и вдруг где-нибудь в углу, а то прямо под их ногами, нарисована какая-то безобразная форма жабы, ящерицы или липкого слизня. Цель такого соединения - по закону контраста - придать красивому еще больше красоты путем сравнения с некрасивым. В древней архитектуре тоже применяли этот закон сравнения. Какой-нибудь гриф или дракон (баснословное животное) на фронтоне храма, окруженные ангельскими личиками, придают особую красоту приятным архитектурным и скульптурным формам, окружающим их.

Во многих евангельских описаниях подобный контраст особенно виден: вот двенадцать Апостолов, но один из них дьявол; Господь Иисус на кресте - царственный и чистый, а по сторонам - разбойники; в пятнадцатой главе Луки, откуда взят наш текст, находится одно из сильнейших описаний гибели и восстановления блудного сына. Чье сердце не было тронуто до слез этой простой историей? И вдруг, как бы у ног этой картины, помещена черная грозовая туча - скверный характер старшего сына, брата возвратившегося блудного сына. Прочитайте еще раз Луки 15:11-32.

Рассматривая грех не в его богословском значении, а таким, каким он встречается повседневно, мы видим, что он бывает двоякого рода: грех плоти и грех настроения; или, другими словами,- грехи похотей всякого рода и формы, а также самолюбия, и грехи характера. Младший сын является примером греха похоти, старший же - греха характера.

На первый взгляд кажется, что черной тучей в этой притче является младший, блудный сын. Это он ведь попрал все добродетели и покрыл себя и родительский дом позором. Не раз уже указывали на этого беглеца из родительского дома, в противовес его брату, который остался дома, как на воплощение всего худшего, что только может быть в характере человека. Возможно, что такое мнение ошибочно. Возможно, что старший сын хуже младшего. Мы судим о грехах, как и о большинстве вещей в этом мире, - по их наружности. Пороки наших ближних мы взвешиваем весами, которые установило для этого окружающее нас общество; самые грубые грехи ставим в основание, затем выше помещаем менее отвратительные, потом выше - еще менее очевидные; по какому-то странному процессу чаша весов стушевывается и, наконец, как бы совершенно исчезает, оставляя массу грехов без определения, без веса, без названия и без указания на их опасность. Но мы, люди, не имеем ведь гирь для взвешивания грехов. Одни мы называем тяжелыми, другие - легкими, но это ведь все наши слова, не Божьи. Очень возможно, что так называемые легкие грехи являются самыми тяжелыми. Уже то, что мир видит грубые грехи так ясно, заставляет сомневаться, что они наихудшие. Утонченный и невидимый грех, который находится ближе всех к духовной жизни, должен бы считаться самым унизительным. Между тем, общество для таких грехов даже названия не имеет, они кажутся ему неважными. Грех старшего брата является, по мнению многих, чем-то обыкновенным; он мол только немного рассердился, не стоит об этом много и говорить. Он просто был на время в плохом настроении.

Посмотрим что такое проявление настроения. Для Господа оно достаточно важно, чтобы говорить о нем. Старший брат, тяжело работающий, терпеливый, исполнительный во всем, что касается долга, - скажем о нем все хорошее, что можем, - вернулся домой после продолжительного труда на поле. Уже многие годы он так возвращался с поля каждый вечер с утомленным телом, но с легким сердцем, потому что он исполнял каждый день свой долг, и чело его было покрыто потом честной жизни. Как часто человек способен воображать, что ответственность его за свой характер кончается, когда он честно исполняет свой труд. Но человек обычно попадает в искушение, когда меньше всего ожидает его, и это искушение легко открывает всю его истинную природу. В этот вечер, когда старший брат возвращался домой, он услышал радостный шум и пение. Такое ликование - нечто новое на такой одинокой ферме. "Брат твой пришел, - сообщает слуга, - и ради этого закололи откормленного теленка".

Его брат! Вот счастье! Как долго все они скорбели о нем! Как должен радоваться отец, ведь столько молитв возносилось за него в его доме! Слава Богу, Он услышал молитвы и вернул заблудившегося под родной кров.

Но нет, на лице его нет радости. Все оно превратилось в грозную тучу. "Да, брат,-недовольствует он,- бродяга! Говоришь, что закололи для него откормленного теленка? Это больше, чем когда-либо сделали для меня. Я покажу им что думаю об этом ликовании. А говорят еще, что есть будто награда за добродетель! Вот я здесь жил все это время, не уходил, и на меня внимания не обращали, почета не оказывали, а этот мальчишка прибежал от свиного корыта - и ради него весь округ созывают!"

"Он осердился и не хотел войти".

"Ах, ребенок!" - хотелось бы воскликнуть, глядя на него. Но в этом прорыве характера кроется нечто гораздо большее, чем просто минутное настроение. Прорвалось в виде грозовой тучи то, что давно гнездилось под прикрытием его добродетелей и, быть может, было там всю его жизнь. Грозовая туча! Утонченные газы множества грехов собрались вместе в минуту такого настроения и теперь бичуют его душу чувствами негодования и злобы. Зависть, гнев, злость, жестокость, гордость, нелюбовность, надутость, обидчивость, недовольство, самоправедность, дурное расположение духа, раздражительность при всяком слове, упрямство - все это, смешанное в одно, составляет скверный характер. Это справедливый анализ. Но как часто даже смеются над этим. "Что с ним?" - "Да просто так, в нехорошем настроении, - отвечают, - немного погорячился. Ничего, пройдет, просто туча нашла". Но ведь туча составляется из капель, капли составляют океан - своевольный, причиняющий много вреда, когда он неожиданно прорывается через ограду. В жизни это тоже океан, но составлен он из малозаметных самих по себе капель зависти, гневливости, гордости, немилости, жестокости, самоправедности, надутости, обидчивости, ворчливости, недовольства и упорства. Когда эти капли сливаются, они превращаются в грозную губительную силу.

Вот почему скверный характер имеет такое значение. Значение его не в том, что он есть сам по себе, а что он открывает. Если бы этого, последнего, не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это - прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым в христианстве не должно быть места.

Оставляя определение скверного характера, рассмотрим сам характер. Первое, что мы замечаем к великому нашему удивлению, это то, что ОН УЖИВАЕТСЯ В ЧЕЛОВЕКЕ С БЕЗУПРЕЧНЫМ ВООБЩЕ ПОВЕДЕНИЕМ. Старший брат был, несомненно, человеком, который руководился высокими принципами жизни. Несколько времени тому назад, когда отец разделил им свое имение, он тоже имел возможность прожить свою часть как хотел. Ему, как старшему сыну, досталась большая часть. Пришло, казалось, время и для него посмотреть мир, насладиться жизнью и хотя бы на время развлечься после домашнего однообразия. Но он избрал жизнь человека, который понимает свой долг в отношении отца. Его родной очаг будет его домом, те же старики - его обществом. Он будет как бы правой рукой отца и будет радовать и ободрять его в преклонные годы. Таким путем он стал образцом трудолюбия для слуг, примером бережливости и верности для соседей, показателем для всей страны того, чем должен быть молодой человек. Такая порядочность особенно выделялась по сравнению с поведением его брата-бродяги.

Все это заставляет сомневаться: все ли то является добродетелью, что считается и называется ею? Мы не имеем возможности в точности определить духовный вес того, кто фигурирует как образец всех добродетелей. Все зависит от того, какое побуждение руководит человеком. Добродетели могут быть истинными или только кажущимися, также как и пороки могут казаться, но не быть ими. Некоторые люди, хотя испорченные внутри, удерживаются от того, чтобы не отдаться злу, только трусостью. Они не имеют даже силы, чтобы стать снаружи тем, чем они сознательно остаются внутри. Ведь для этого тоже нужно мужество, а его у них нет. Тогда они решают тайно жить одной жизнью, а другой явно, ради людей. Потому нередко происходит, что очень низкие люди внешне сохраняют вид добродетельных. И наоборот, среди павших нередко встречаются души удивительной внутренней красоты. Нет сомнения, что гораздо приятнее встретиться с блудным сыном и провести с ним час в беседе, чем с его непорочным братом. Мы не раз встречались с теми, над которыми общество уже произнесло свой окончательный обвинительный приговор, и, к своему удивлению, находили поразительную чуткость и благородство побуждений. Если кто считает это неважным, то только показывает, что ему не открыто еще что такое грех. Для оценки тех, кто опустился совсем на дно, необходимо смотреть не только на внешнее, но и на побуждения; иногда в таких случаях для оценки это совершенно необходимо.

Нередко "сеющие в плоть" считают свои грехи просто ничем по сравнению с непоследовательностью и недостатками тех, которые говорят, что "живут по духу", как например тот, кто не считает за особое преступление напиться пьяным, презирает себя за какой-нибудь невеликодушный поступок или некрасивое слово. Один грешит высоко в своем духовном состоянии, другой - на самом дне своего низкого духовного состояния. Как Господь рассматривает такие грехи? Вот Его ответ: "Истинно говорю вам,- сказал Он первосвященникам и старейшинам,- что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие" (Мтф.21:31).

Существуют эти два сорта греха: грех похоти и грех характера. Немногие отдаются обоим, но многие страдают от одного из них... Этим объясняется, как это возможно, чтобы добродетельная на вид жизнь совмещалась с таким сильным скверным расположением духа. Вот это соединение и делает грехи скверного характера на вид такими безвредными. "Вряд ли в этом человеке может обитать много зла, если в нем так много добра", - рассуждаем мы. Как часто говорят о болтливых и сплетничающих особах, что они просто воплощение доброты, когда их только узнаешь получше. Как часто утверждают, чтобы оправдать неприятный взрыв злости кого-нибудь, что он или она способны на проявление удивительной нежности, когда находятся в нормальном настроении. И этим стараются оправдать накопление зла в тайниках сердца. Вот это оправдание зла и делает лечение скверного характера таким трудным. Мы оправдываем скверное проявление нашего характера по временам тем, что мы; в общем, хороши. "Кто так добр, тому не повредит, если он иногда поступит скверно",- такова наша губительная философия. Правильное суждение сделало бы другой вывод: добрый может стать только еще лучше. "Мертвые мухи портят и делают зловонною благовонную масть мироварника" (Еккл.10:1). Пусть эта муха маленькая, но зачем иметь даже маленькую муху в благовонной масти новой жизни?

Скверный характер - это порок благочестивых. Слово Господа о старшем сыне имеет в виду праведных, и сказано оно не для того, чтобы плохих сделать хорошими, но чтобы хороших сделать еще лучше.

Переходя от описания этих особенных грехов и их отношения к духовной жизни, опишем теперь влияние грехов скверного характера. Влияние это двоякое: на разум и на моральную, или религиозную, природу человека.

Что касается первого влияния, то некоторые даже утверждали, что иметь такой характер - полезно. Предполагали, что возбуждение, которое создает такой характер, помогает в работе и мышлении. Но не оправдание ли это зла? Старший сын загорелся ревностью по справедливости - так он мог думать, но так никто другой не думает. Очень возможно, что потом, придя в себя, он осудил свое поведение, но зло уже было сделано. Он заявил: не зайду в дом. Ни уговоры отца, ни его, может быть, собственное осознание грубости и глупости поступка (назло всем стоять во дворе) - не могли заставить его изменить решение. Таково влияние скверного характера на разум: раз принятое и высказанное необдуманно под влиянием скверного внутреннего порыва решение заставляет человека настаивать на нем и придумывать всякие оправдания, потому что грех не приходит один, но влечет за собой массу других грехов. Так скверный характер разрушает правильную деятельность нашего разума.

Одно из последствий такого поступка, помимо вредного влияния на самого виновника, - это разрушительное влияние на других. Пагубность грехов скверного характера в том, что они особенно плохо влияют на других. И страдают от этого обычно люди слабые и нижестоящие. Взрывы скверного характера обыкновенно позволяет себе старший, а все ниже его не только должны переносить их удары по сердцу, но должны похоронить свое личное разумение и покорно служить тому, что, по их мнению, нередко является капризом. Вместо того, чтобы разумно подчиняться, они обязаны кривить душой, только бы угодить властелину, пусть даже ценой лицемерия и угодничества. Воспитание таким путем детей и молодежи, в особенности, становится исковерканным уже вначале. Последствия этого остаются часто на всю жизнь. Кто был испорчен сам, склонен поступать так и с другими подчиненными, и зло продолжается.

Но еще одна порочность скверного характера проявляется во зле моральном и социальном. Читая Евангелие, удивляешься, как много Господь делал и учил с одной целью - сделать человека счастливым. Сколько раз слышалось из Его уст слово "блажен"! Он учил, что целью нашей жизни должно быть служение ближним во имя их блага. Святость, конечно, нечто высшее, чем счастье, но святости мы в других произвести не можем. А принести радость - можем. В Писании есть много указаний, как сделать других счастливыми. Для этого Бог поставил каждого из нас "стражем брату своему".

Общение людей между собой и организация общества - это стремление сделать людей счастливыми, скверный же характер - это орудие разрушать это счастье в людях.

Посмотрите еще раз на старшего брата в описываемой Христом притче, как он своей неоправданной раздражительностью, взрывом скверного характера и грубостью испортил радость и счастье всех окружающих. Конечно, он, во-первых, испортил все самому себе. Может быть, он потом и осознал свой поступок и успокоился, но опыт показал, что нечто гораздо большее нужно привести в порядок внутри человека, чем только взволнованные чувства. Например, молитва откладывается: человек не может молиться, пока не удалена из сердца горечь; он должен сначала простить долги ближнему своему, а потом просить Господа о прощении своих.

Посмотрите также, какое впечатление произвел его поступок на отца, на гостей и даже на слуг. Эта сцена во дворе набросила тень на все радостное собрание. Но был некто, в ком такой поступок брата отозвался с особенной остротой, это - блудный сын, его пропадавший, покаявшийся брат. Можно представить себе его переживание. С какими чувствами он шел домой! ДОМОЙ! Он шел с сознанием вины своей, и всякое сочувствие окрыляло его, а всякая немилость ударяла по самым нежным струнам наболевшего сердца. Такое отношение, и кого? Брата! Не сделал ли он ошибку? Ведь он пришел, чтобы найти дома мир. Если так будет и дальше, не лучше ли уйти? Ведь куда лучше жить со спокойными свиньями, чем с буйным, самоправедным братом.

Как часто мы удаляем идущих к дверям Христа своим отношением к ним! Церковь недостаточно духовна, чтобы располагать души в пользу Христа. Как мало еще среди верующих настоящей любви! Мы много обращаем внимания на развитие нашей веры и надежды, но забываем, что любовь - больше их. Пока и домашние, и посторонние не смогут сказать, что каждый из нас "долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит", до тех пор наш призыв ко Христу будет иметь мало влияния на других. Один отталкивающий верующий прогонит десять блудных сынов. Любовь Божья к грешникам поразительна, но долготерпение Божье к верующим со скверным характером, - это прямо тайна!

Что особенно прискорбно в отношении скверного характера, это то, что от него нет никакой пользы. Некоторые отрицательные влияния иногда приводят к добрым результатам, но этот характер - просто горе. Ничто в мире сем не причиняет столько продолжительного, ненужного и оскорбительного страдания, чем он. Потому так неумолимо строг приговор Господа: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской". Отсутствием любви обыкновенно соблазняются "малые сии". По словам Христа выходит, что человеку лучше не жить, чем жить и не любить.

По своей природе скверный характер является грехом против любви. Как бы ни было это неясно, и как бы кто ни старался объяснить это просто слабостью настроения, но это так, что нет большего греха против любви. Грех против любви - это грех против Бога, ибо Бог есть любовь. Согрешающий против любви, грешит против Бога, Который установил ее как основную заповедь новой жизни и Сам проявил ее в Сыне.

"Но разве скверный характер не является чем-то врожденным? Ведь он просто передается по наследству, просто бывает присущ семье и является составной частью человека, не так ли? А разве это можно изменить?" - так некоторые спрашивают, а многие думают.

Исследование этого греха до самого основания приведет и на путь к его ИСЦЕЛЕНИЮ. Христианство исповедует силу для исцеления всего. Процесс исцеления может быть медленным, дисциплина может быть строгой, даже жестокой, но дело будет сделано.

Да, исцеление возможно. Если бы в живой вере не было средства против этого великого недуга, христианство нельзя было бы считать годным для удовлетворения нужд жизни человеческой.

Что предпринял в этой притче отец, чтобы умиротворить плохое настроение старшего сына? Заметьте, он не стал сразу что-либо доказывать ему. Поступать так-значит совершать грубую ошибку. Это бесполезно как для увещателя, так и для того, кого это касается. Мы можем быть совершенно уверены в неверности всего поведения, но это ни на йоту не поможет нам исправить его. Настроение зависит от чувств, а потому отец прежде всего к ним обратился. Рассуждение имеет свое место; и сыну были даны веские доказательства неправоты его поведения, о чем свидетельствуют последние стихи притчи, но до этого на него старались повлиять ЛЮБОВЬЮ.

"Сын мой,- сказал отец,- ты всегда со мною, и все мое твое". Разберите эти слова, и вы увидите в них то, о чем сегодня люди так очень много говорят. В них есть Свобода, Равенство и Братство - эти драгоценные символы, с помощью которых люди старались организовать и охранять правительства и царства. "Сын" - в этом свобода; "ты всегда со мною" - в этом братство, единство, "все мое твое"- равенство.

Если что способно звать человека к тому, чтобы он отбросил свои интересы и свое самолюбие, то именно эта формула христианского братства и единства. Возьмем хотя бы равенство: "все мое твое" Если человек доволен всем, что Бог дает, и готов последнее отдать ближнему, то отпадает искушение к материальному эгоизму. Бог сотворил людей равными Он дал нам все, и это должно побуждать наши сердца идти навстречу всем нуждающимся.

Самому стараться избавляться от всех злых страстей - пустое занятие. Кто из нас не принимал до тысячи решений избавиться от всего, а потом видел, как все его добрые намерения разлетались вдребезги при первом же искушении? Внутренний человек не исправится только уничтожением всяких духовных кислот, но душа должна быть наполнена еще новым содержанием - любовью Христовой. О великая любовь Божья" Она производит великую перемену, как бы химически растворяет все нечистое и наполняет внутреннего человека новым благоуханием Если человек наполнился ею, его исцеление завершено, если же он не сделает этого, его положение безнадежно.

В Новом Завете описан характер, который трудно понять, это - немилосердный раб в Матф.18:23-30. За его расточительность жена и дети назначены были к продаже, чтобы уплатить громадный долг, а сам он должен был идти в тюрьму. На коленях он умолял царя о милости, и все десять тысяч талантов, долг огромный и невозможный для уплаты, был свободно ему прощен. Пережив только что такую большую милость, он прямо от царя идет к своему товарищу, который должен был ему сравнительно ничтожную сумму в сто динариев, берет его за горло, душит, и так как тот не может сейчас же уплатить долг, тащит его в тюрьму, которую сам только что избежал милостью другого. Как может человек, будучи сам только что прощен и освобожден от страшного долга греха, встав с колен, идти прямо от лица Божьего мучить других жестокими словами и скверными поступками?! Это просто невероятно. Нет сомнения, что этот раб, растрачивая деньги, расточил также и свою душу. Если бы хоть сколько-нибудь души осталось в нем, за его прощением последовала бы любовь.

Будучи прощенным во многом, он, казалось, и любить должен был много, и не по обязанности, а просто по естественному стремлению сердца. Он ДОЛЖЕН был стать более мягче, смиреннее, более щедрым, братолюбивым. Укорененная и утвержденная любовь должна бы расти в нем бесконечно, пока не охватит его всего. Только тогда он был бы способен понять смысл слов отца: "все мое твое". Мир - его, а своего ведь он не будет портить.

Такая любовь вытесняет скверный характер. Без нее же он царствует, как его ни уничтожай. Он и на небо никого не пустит, ведь человек со скверным характером не может находиться в присутствии Святого Бога. Недаром Господь сказал, что кто не родится свыше, от Слова Божьего и Духа Святого, не может войти в Царство Божье.

Такой человек не может пребывать в небесах. Небо дружбы для него закрыто, он ведь всегда портит ее, когда кто-то допустит его поближе к себе. Даже небо семейного очага недоступно для него Он может быть женатым, иметь детей, но небесной атмосферы дома быть не может: его скверный характер изгоняет ее. То же относится к жене и матери Даже церковь для скверного характера плоха. Все ему не так: то проповедник не нравится, то метод работы в церкви противен, то пение не по вкусу Единственное любимое занятие - это всех судить, подозревать.

"Осердился и не хотел войти". Он первым и несет наказание. Когда же блудный, но возвратившийся брат радуется, он остается во дворе. Все грехи портят Божий образ в человеке. Грех скверного характера портит и образ Божий, и дело Божье, и настроение виновника и всех других. Да сохранит нас от него Господь!

Все мы не идеальны и имеем свои недостатки. Персональный гороскоп способен отразить их в полной мере, ведь каждый Знак Зодиака наделен не только положительными, но и отрицательными характеристиками. И по Знаку Зодиака можно вычислить не только любовную совместимость или удачного бизнес-партнера, но и человека, которого лучше обходить стороной.

Выбрать самый неприятный в общении и по человеческим качествам Знак сложно. Ведь то, что одни люди считают достоинством, другие могут посчитать страшным недостатком. Поэтому отталкивающие черты можно найти почти у каждого из зодиакальных Знаков — важно только понять, отталкивают ли они именно вас.

Львы и Тельцы считаются предсказуемыми в плане скверных неожиданностей Знаками Зодиака. Они достаточно положительны, но, разумеется, и у них есть отрицательные стороны и черты. Например, Тельцов принято считать слишком заинтересованными материальной стороной жизни, попросту говоря — деньгами, стоимостью подарков и бытовым комфортом. Лирически настроенному романтику рядом может оказаться не по себе. А Львы считаются едва ли не самым самовлюбленным Знаком из всех 12. Но не стоит забывать, что оба этих Созвездия наделяют людей, рожденных под ними, любовью и преданностью к действительно близким и дорогим людям. Так что у всего есть обратная сторона.

Столкнувшись с негативным проявлением характера, не спешите делать выводы. Знаки Зодиака не всегда соответствуют человеку на все сто процентов. Все мы индивидуальны и не похожи друг на друга несмотря на типические зодиакальные сходства. Двух одинаковых людей не бывает, и кто знает, может быть, именно этот невыносимый Скорпион в будущем станет вашим лучшим другом и глубоко лиричным в душе человеком. Помните об обманчивости первого впечатления, будьте открыты людям и миру и не забывайте нажимать на кнопки и

19.11.2015 01:00

У каждого Знака Зодиака есть как положительные, так и отрицательные стороны. Одна из отрицательных - ...

Скверность (Скверна) как качество личности – склонность к проявлению гадких, мерзких, вызывающих отвращение поступков; склонность к непристойному поведению, к проявлению порочных качеств личности.

Скверность – болезнь ума, выраженная в сознании мухи и приобретенных порочных качествах личности. Позитивно настроенным людям присуще сознание пчелы. Пчела летит по строго целевому назначению – собирать нектар, пыльцу. Благодаря правильно настроенному разуму люди с сознанием пчелы стараются видеть в окружающих достоинства и не замечать порочные наклонности. Если они идентифицируют в других низшие качества личности, то стараются помочь им взрастить в себе добродетели естественным образом искореняющие негативные качества личности. Им и в голову не придет насмехаться и издеваться над порками других.

Муха летит и вдруг видит помойку, на которой оживленно двигаются какие-то существа. Забыв о мёде, она спускается полюбопытствовать, что там, в куче дерьма происходит. В итоге задерживается надолго, обрастает мушками и живет всю жизнь на помойке. Человек с сознанием мухи обладает скверным характером, ибо в других он видит исключительно недостатки. Достоинства окружающих превращаются для него в невидимки. Скверность обожает критицизм и жесткий контроль каждого движения людей, находящихся в рамках ее интересов.

Олег Торсунов пишет: «Человек, имеющий сознание мухи, начинает видеть одни только недостатки. Он критикует, начинает сильно критиковать всех окружающих людей. В результате этой склонности критиковать, у него появляется много плохих качеств характера. В зависимости от того, какую черту характера он критикует, такую плохую черту характера он и обретает. Потому что человек, который критикует, на него наваливается карма. Критика означает, что я становлюсь гуру. Только гуру может критиковать. Если ты себя ставишь в положение гуру, говоришь о недостатках другого человека, это значит, что ты сам должен бороться внутри себя с этим недостатком. Если ты борешься внутри себя с этим недостатком, то ты можешь по-доброму кому-то сделать замечание, в этом нет ничего плохого. Но если человек просто в силу зависти начинает говорить о недостатках другого человека, сам при этом не борется с ними, то он тоже действует как гуру, но грехи этого человека наваливаются на него и он в результате приобретает отрицательные качества характера этого человека. Так у нас портится характер в результате критики. Мы можем испортить его за год, за два или за один месяц, или за один день, в зависимости от того, насколько интенсивно мы завидуем окружающим людям и критикуем их. Зависть означает негативное восприятие через зрение. Поэтому не существует другого способа достижения скверны, привести свой ум в скверну, как замечать недостатки в окружающих людях».

Скверный человек видит мир как пристанище скверности. Он плохо думает о чувствах, желаниях и намерениях других. Поэтому мир отзеркаливает ему скверностью. Если ты дурно и скверно думаешь о мире, мир ответит тебе той же монетой.

Учитель, враждебен ли мир человеку? Или он несет ему благо?» - спросил ученик дервиша. «Позволь мне рассказать притчу», - ответил учитель. Давным-давно великий шах приказал построить прекрасный дворец. В одной его зале все стены, потолок, двери и даже пол были сделаны из зеркал, а каждый звук отдавался гулким эхом. Однажды в эту залу забежала собака и застыла в изумлении - целая свора окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака оскалила зубы, и отражения ответили ей тем же. Перепугавшись не на шутку, она отчаянно залаяла. Эхо не отставало. Собака металась, кусая воздух, и ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами. Наутро слуги нашли несчастное животное бездыханным в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своим собственным отражением. Мир сам по себе не приносит нам ни добра, ни зла. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас - всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний и поступков. Мир - это большое зеркало.

Скверность – показатель оскверненности души порочными качествами личности. Энергия души – счастье и радость. Но если эту энергию наполнить, обусловить завистью, злобой, жадностью, корыстью, ненавистью и обидами, она вырвется в окружающий мир как скверность. Если лампочку окрасить в черный цвет, абсурдно ожидать от нее радостных тонов. Если к электричеству подключить холодильник, глупо ожидать от него исполнения функций обогревателя. Электричество одно и то же, но функции, которое оно должно выполнять, обусловлены человеком. Добрый, порядочный человек доводит энергию души во внешний мир без помех. Итог – радость, улыбки, веселье. Непорядочный, порочный человек оскверняет энергию души своими пороками. Что внутри, то и снаружи. Снаружи появляется во всей «красе» скверность в окружении своих подружек: низости, подлости, гнусности, мерзости, измены и предательства.

Говорят, что характер – строительный материал нашей судьбы. Какая же судьба будет у человека, имеющего скверный характер? Какой будет дом, если он построен из трухлявого кирпича, ржавой арматуры и гнилой древесины? Если человек хочет изменить свою судьбу к лучшему, он должен позаботиться о качественных строительных материалах. Стройматериалы – это система наших качеств личности. Ее нужно совершенствовать. То есть воспитывать в себе достоинства и тем самым вытеснять недостатки. Чем больше добродетелей, тем меньше скверности. Нужно оставить скверность без работы, устроить большую стирку системы качеств личности, сделать скверность невостребованной во всех жизненных ситуациях. Только так можно навсегда её «уволить» по статье: «систематическое неисполнение своих служебных обязанностей».

Скверный человек требует к себе хорошего отношения, при этом крайне неуважительно и недоброжелательно относится к людям. Он склонен к несдержанности, к внезапным вспышкам агрессии, к моментальному переходу к ссоре, скандалу и физическим замечаниям. Со скверным человеком невозможно разговаривать, не знаешь, когда случится очередной взрыв.

Скверность зачастую приходит в форме скверного настроения. Человек порой не понимает, почему еще вчера всё было прекрасно, он видел листвы зелёной вязь, цветы и небо голубое, а сегодня окна в грязных разводах, утро хмурое, как похмелье. Владимир Высоцкий, сравнивая своё скверное настроение с соседским уютом, пел:

Наутро там всегда покой и хлебный мякиш за щекой,
И без похмелья перепой, еды навалом.
Никто не лается в сердцах, собачка мается в сенцах,
И печка в синих изразцах и с поддувалом.
А у меня и в ясную погоду
Хмарь на душе, которая горит.
Хлебаю я колодезную воду,
Чиню гармошку, а жена корит.

Скверное настроение означает пришедшую в гости плохую карму. Она, как свинцовая туча, нависает над человеком и изливается ливнем пороков. В минуты скверного настроения пороки собираются в грозовую тучу и начинают бомбардировать человека градом негодования и злобы. Сплотившись в один громящий кулак, пороки вырываются наружу в форме скверности. Здесь вы встретите зависть, гнев, гордыню, обидчивость, недовольство, раздражительность, словом, длинную галерею негативных качеств личности.

Жирный минус и опасность скверности в том, что она, как военкомат, мобилизует порочные качества личности, выстраивает их в ударную колонну и наносит ощутимый удар как по самому ее носителю, так и по окружающим людям. Раз от раза она становится всё сильнее и сильнее.

Один священник говорит, что отрицательное значение скверности не в том, что она есть сама по себе, а что она открывает. Если бы этого обстоятельства не было, не нужно было бы обращать так много внимания на скверный характер. Это — прорывающаяся горячка, которая свидетельствует о непрерывной болезни внутри. Это случайный пузырь, выскакивающий на поверхность воды, указывающий на гниение под поверхностью воды. Прорыв характера похож на плод внутренней жизни, выявившийся неожиданно, когда мы на время перестали бодрствовать; таких плодов там, внутри, полно. Одним словом, этот прорыв свидетельствует о накоплении внутри многих гнусных грешков, которым не должно быть места.

По свидетельству историков король Англии Генрих VIII по прозвищу «Синяя борода» был явным носителем скверности. Он относился к женам как к расходному материалу, последовательно избавляясь от надоевших. Ради того, чтобы жениться на Анне Болейн, которая наотрез отказывалась становиться его любовницей, король, втянутый в сложный и мучительно долгий (бракоразводный процесс с первой супругой Катериной Арагонской длился около семи лет), в пух и прах разругался с Ватиканом и пошел на отделение английской церкви от Рима. Но буквально через три года Генрих VIII обвинил жену, родившую ему дочь (а он так мечтал о наследнике престола, одна дочь у него уже была!), в измене и отправил на эшафот. Потом король воспылал страстью к Джейн Сеймур, фрейлине Болейн, и женился на ней через неделю после казни Анны. Джейн умерла в родах. Когда короля спросили, кого спасать - мать или дитя, он ответил: «Спасите ребенка. Женщин я могу достать столько, сколько угодно».

Петр Ковалев 2014 год