Сегун - это что такое? Правление сегунов в Японии. Камакурский сегунат принес Японии национальный флаг

В 1868 г. в Японии произошло событие, которое резко изменило ход исторического развития этой страны. Впервые после XII в. была восстановлена императорская власть. Закончился не просто сегунат Токугава, начавшийся в 1603 г. Рухнула вся система сегуната, просуществовавшая в Японии почти семьсот лет.

Преобразования в Японии

Новое правительство встало на путь реформ и преобразований, которые неузнаваемо изменили облик Японии. Из отсталой средневековой страны она превратилась в современную державу на Дальнем Востоке. Это поистине революционное событие свершилось при жизни одного поколения, на глазах всего изумленного мира. Стремительный рывок Японии до сих пор интересует не только ученых, но и просто любознательных людей.

Из серии Тридцать шесть видов горы Фудзи», 1823-1829. Кацусик о Хокусай (1760-1849). Именно эта серия произведений сделала художника знаменитым, а гора Фудзи стала символом Японии

Кризис сегуната Токугава

В первой половине XIX в. многие государства Европы встали на путь промышленного развития. Япония в отличие от них оставалась отсталой феодальной страной. Верховная власть по-прежнему была в руках военных правителей - сегунов из княжеского рода Токугава. Императорская семья находилась под их контролем и не принимала участия в управлении государством. По-прежнему проводилась политика «закрытия» страны, или изоляции от внешнего мира. Европейские корабли уже давно бороздили моря и океаны, заплывая в самые отдаленные уголки Земли. Японцы же не имели своего флота и располагали лишь небольшими рыбацкими лодками.

Экономическое положение страны с ее 30-миллионным населением было очень тяжелым. Площадь обрабатываемых земель не расширялась, оставаясь такой же, какой была в начале XVIII в. Сбор риса, основного продукта питания, не увеличивался. Рождаемость превышала смертность всего на один процент в год. Страшной трагедией для японцев обернулся неурожай 30-х гг. XIX в.


В результате голода умерло около 1 млн человек. Неудивительно, что крестьянские и городские восстания буквально сотрясали токугавскую Японию. Всего их в первой половине XIX в. произошло около одной тысячи. Народные массы по-своему, по-плебейски, добивались справедливости и лучшей жизни. Разорялись и представители самурайского сословия, в особенности те, которые получали от сегуна и князей мизерные пайки риса за военную службу. Не находя себе применения, самураи бродили по стране в поисках средств к жизни.

При этом они нередко возглавляли выступления крестьянской и городской бедноты. Где, в истории какой еще страны можно встретить подобное?

Формирование антисегунской оппозиции

В этих условиях все больше свою враждебность к сегуну и симпатии к императору стали проявлять князья - высшие представители самурайского сословия. Некоторые из них уже не считались с суровыми указами сегунов о «закрытии» страны и позволяли себе то, чего не могли позволить раньше. Например, втайне от правительства было построено несколько небольших кораблей по европейскому образцу, а также предприятий по производству стекла и железа. Ранее подобные нарушения указа о самоизоляции карались смертной казнью. Теперь же это сходило с рук, потому что сегуны потеряли свое былое влияние и могущество. Многие самураи, в том числе и некоторые князья, все больше задумывались о восстановлении императорской власти и проведении реформ по европейскому образцу. Толчком к их выступлению стало насильственное «открытие» Японии западными державами в 50-х гг. XIX в.

Насильственное «открытие» Японии и его последствия

В середине XIX в. капиталистические державы Запада резко усилили свое давление на Японию. Они настойчиво стремились покончить с самоизоляцией этой страны, которая по-прежнему отказывалась от контактов с иностранными державами. Особенно активными в этом стремлении были Соединенные Штаты Америки и Россия.

Американцы были первыми, кто под угрозой применения силы навязал Японии неравноправные договоры: первый - в 1854 г. и второй - в 1858 г. Их примеру тотчас последовали Англия, Голландия, Франция и Россия. Иностранцы получили право неограниченной торговли, на их товары устанавливались низкие таможенные пошлины.

Европейцы активно вывозили из Японии медь и чай, хлопок и рис, фарфоровые изделия, шелковые ткани и шелксырец, которого не хватало даже для внутреннего потребления. Правительство попыталось ограничить вывоз ценного сырья, но безуспешно.

Свержение сегуната

Патриотически настроенные самураи были недовольны сегуном и иностранцами. Выдвинув лозунг восстановления императорской власти, они объединились вокруг 15-летнего императора Муцухито. В ночь со 2 на 3 января 1868 г. в истории Японии произошло важнейшее событие - был оглашен указ о «реставрации» (восстановлении) императорской власти, упразднении сегуната и учреждении нового правительства. Сегун не подчинился, и в стране разразилась гражданская война. Летом 1869 г. сегун признал себя побежденным. Военно-феодальная система сегуната прекратила свое существование.


Восстановление власти императора вошло в историю под названием «реставрация Мэйдзи». Мэйдзи в переводе с японского означает «просвещенное правление». (Вспомните, где вы уже слышали о нем.) Именно такое название получила эпоха правления императора Муцухито (1868-1912). Иногда эти события называют революцией Мэйдзи.


Муцухито (1852-1912) - первый после свержения сегуната Токугава император Японии. После смерти стал именоваться императором Мэйдзи

Реформы 1868–1873 годов

Свержение сегуната было действительно революционным событием. Реформы 1868- 1873 гг. положили начало превращению Японии из страны феодальной в страну капиталистическую.

Упразднялось деление страны на княжества. Вместо них создавались новые территориально-административные единицы - префектуры, подчинявшиеся императорскому правительству. Было объявлено о ликвидации сословий и равенстве всех перед законом. Привилегии дворянства - самураев отменялись и разрешались браки между лицами разных сословий. Вводилась свободная торговля и свобода передвижения по всей стране. Крестьяне без ограничений могли возделывать любые сельскохозяйственные культуры и заниматься торговлей. Все натуральные налоги заменялись денежными.

Важным преобразованием явилась аграрная реформа. Она устанавливала частную собственность на землю с правом купли-продажи и ее заклада. Большинство крестьян получило небольшие участки в собственность без выкупных платежей. Однако высокий налог на землю привел к быстрому разорению мелкого и среднего крестьянства. К концу XIX в. около 70 % крестьян лишились своей земли и стали арендаторами. От аграрной реформы больше всех выиграли деревенские богачи, городские торговцы и ростовщики, превратившиеся в помещиков.

Огромные последствия для Японии имела военная реформа. Самурайские ополчения были преобразованы в регулярную армию, которая подчинялась императорскому правительству и комплектовалась на основе всеобщей воинской повинности. Руководящую роль в армии играли самураи. Только они имели право назначаться на офицерские должности. В основу воспитания солдат и офицеров был положен кодекс чести самурая - бусидо (путь воина). Все это придавало японской армии особенно воинственный и агрессивный характер.


Реформы 1868-1873 гг. были умеренными и носили буржуазный характер. Их значение заключалось в том, что они открывали дорогу капиталистическому развитию Японии.

Японская вежливость

Японцы, даже мои друзья, не говорят - нет, этого не допускают их традиции,- и когда надо сказать - нет, они не понимают и не слышат меня. (Борис Пильняк, 1927)

На Западе люди либо говорят вам правду, либо лгут. Японцы же почти никогда не лгут, однако им никогда не придет в голову говорить вам правду. (Боб Данхэм, 1964)

Одна из основных черт японского национального характера - вежливость. Правила вежливого поведения сложились в далекие средневековые времена. Их нарушение всегда считалось в Японии тягчайшим преступлением. Следы этой древней традиции и доныне сохраняются в поведении японцев.

Капитан российского флота В. М. Головнин, находившийся в плену у японцев в, 1811-1813 гг., отмечал в своих «Записках»:

«В обхождении японцы всякого состояния чрезвычайно учтивы: вежливость, с какою они обращаются между собою, показывает истинное просвещение сего народа. Мы жили с японцами, которые были не из лучшего состояния, но никогда не видали, чтоб они бранились или ссорились между собой. Горячо спорить почитается у японцев за великую неблагопристойность и грубость; мнения свои они всегда предлагают учтивым образом со многими извинениями и со знаками недоверчивости к своим собственным суждениям, а возражений никогда ни на что открыто не делают, но всегда обиняками и по большей части примерами и сравнениями».

И действительно, в разговоре японцы всячески обходят или сглаживают острые углы, избегают прямых утверждений, способных задеть чье-либо самолюбие. Не приемлют они излишней откровенности, прямолинейной манеры общения. В речи стремятся себя принизить, а собеседника возвысить. Нередко используют выражения, которые можно истолковать и как «да» и как «нет». Вежливость речи ценится выше ее доступности. Ведь важна не столько правдивость, сколько осмотрительность и учтивость. Поэтому средством общения часто становится молчание, которое бывает красноречивее слов. Особенно избегают японцы употребления слов «нет», «не могу», «не знаю». Даже отказываясь от второй чашки чаю, гость вместо «нет, спасибо» использует выражение, обозначающее: «мне уже и так приятно». Большой знаток Японии журналист Всеволод Овчинников подметил в своей книге «Ветка сакуры»: «Вежливость японцев подобна смирительной рубашке, стесняющей словесное общение между людьми».

Первый российский консул в Японии

Одним из основателей российского японоведения является наш земляк Иосиф Антонович Гошкевич (1814-1872) . Он родился на Минщине в семье священника. В 1839 г. закончил Петербургскую духовную академию и был отправлен в составе Русской духовной миссии в Пекин. Там он изучал культуру Китая, китайский, корейский и японский языки. С его участием был заключен русско-японский договор 1855 г. В 1858 г. И. А. Гошкевич назначается русским консулом в Японию. Он стал первым из иностранцев, которому разрешили посетить внутренние районы Японии и двор сегуна в Эдо (нынешний Токио). В 1865 г. Гошкевич вернулся с семьей на родину и жил в поместье Мали (ныне Островецкий район), где продолжал заниматься филологией. Им был издан первый в России «Японо-русский словарь», отмеченный премией Петербургской Академии наук. Его именем назван залив в Северной Корее (Чосанман).

Использованная литература:
В. С. Кошелев, И.В.Оржеховский, В.И.Синица / Всемирная история Нового времени XIX - нач. XX в., 1998.

Слово «сёгун» - это заимствованное из китайского языка слово «цзянцзюнь» (将军, jiāngjūn, "генерал"). «Цзян» («сё») по-китайски означает «держать в руке», «руководить», а «цзюнь» («гун») - «войско», «армия». Таким образом, «сёгун» - это «полководец», «командующий». Согласно «Японской исторической энциклопедии» («Кокуси дайдзитэн»), понятие «сёгун» определяется как «полководец, по приказу Императора становящийся во главе войска, которое подавляет какой-либо бунт или усмиряет варваров ».

Однако в более позднее время «сёгун» - это не просто титул полководца, временно поставленного во главе какой-либо армии, а сокращение от более пространного титула - сэйи-тайсёгун (征夷大将軍). Слово тайсёгун («главнокомандующий») первоначально означало полководца, командующего тремя армиями, каждая из которых управлялась простым сёгуном, но впоследствии стало обозначать любого командира, стоящего во главе самостоятельно действующей армии. Что же касается определения сэйи , то сэй означает «бить», «карать», а и (夷) - это «человек, вооруженный луком» (в этом иероглифе можно разглядеть человека с натянутым луком), то есть «дикарь», «варвар». Японцы обозначали этим иероглифом эдзо (они же эмиси или эбису ) - дикие племена, жившие на северо-востоке Японии. Походы против северо-восточных варваров начались в Японии ещё в глубокой древности, при императоре Кэйко ( - годы). В VIII веке появилось официальное звание сэйи-тайсёгун ; оно присваивалось полководцу, которому поручалось возглавить поход против северо-восточных варваров. Впервые это звание было присвоено в году Отомо но Отомаро . К началу X века эдзо были сильно ослаблены и перестали угрожать государству; походы против них прекратились, и назначать сэйи-тайсёгунов перестали. В течение некоторого времени это звание было как бы забыто и не использовалось, однако через некоторое время оно снова возникло, приобретя совершенно иной смысл.

История

Исторически в клановом японском обществе верховная власть принадлежала одному (императорскому) клану, но чтобы удержать фактическую власть, императорский клан (род) был вынужден объединяться с каким-либо крупным родом. Таким образом, рядом с императорами всегда стоял еще один клан. До 456 года таким кланом был клан Кацураги, до 498 им был клан Хэгури, до 539 года - Отомо, затем род Мононобэ, а во второй половине века века - клан Сога. В 645 году власть захватил синтоистский клан Фудзивара.

Список сэйи-тайсёгунов

1 Отомо но Отомаро 793-794?
2 Саканоуэ но Тамурамаро 797-804
- Бунъя но Ватамаро 811 сэйи-сёгун
- Фудзивара но Тадабуми 940 предположительно
3 Минамото но Ёсинака 1184
4 (1) Минамото но Ёритомо 1192-1199 В 1195 г. предположительно отказался от титула
5 (2) Минамото но Ёрииэ 1202-1203
6 (3) Минамото но Санэтомо 1203-1219 Одновременно найдайдзин - хранитель печати
7 (4) Фудзивара но Ёриннэ 1226-1244 сёгуны-регенты Фудзивара
8 (5) Фудзивара но Ёрицугу 1244-1252
9 (6) Принц Мунэтака 1252-1266 сёгуны-принцы
10 (7) Принц Корэясу 1266-1289
11 (8) Принц Хисааки 1289-1308
12 (9) Принц Морикуни 1308-1333
13 Принц Мориёси 1333
14 Принц Нариёси 1335-1336
15 (1) Асикага Такаудзи 1338-1358
16 (2) Асикага Ёсиакира 1358-1367
17 (3) Асикага Ёсимицу 1367-1394 Одновременно садайдзин (левый министр),
впоследствии дайдзё-дайдзин (верховный канцлер)
18 (4) Асикага Ёсимоти 1394-1423
19 (5) Асикага Ёсикадзу 1423-1425
20 (6) Асикага Ёсинори 1429-1441
21 (7) Асикага Ёсикацу 1442-1443
22 (8) Асикага Ёсимаса 1449-1473
23 (9) Асикага Ёсихиса 1473-1489
24 (10) Асикага Ёсики 1490-1493
25 (11) Асикага Ёсидзуми 1494-1508
26 (10) Асикага Ёсики 1508-1521 повторно
27 (12) Асикага Ёсихару 1521-1546
28 (13) Асикага Ёситэру 1546-1565
29 (14) Асикага Ёсихидэ 1568
30 (15) Асикага Ёсиаки 1568-1573
31 (1) Токугава Иэясу 1603-1605
32 (2) Токугава Хидэтада 1605-1623
33 (3) Токугава Иэмицу 1623-1651
34 (4) Токугава Иэцуна 1651-1680
35 (5) Токугава Цунаёси 1680-1709 Известен как "Собачий сегун"
36 (6) Токугава Иэнобу 1709-1712
37 (7) Токугава Иэцугу 1712-1716
38 (8) Токугава Ёсимунэ 1716-1745
39 (9) Токугава Иэсигэ 1745-1760
40 (10) Токугава Иэхару 1760-1786
41 (11) Токугава Иэнари 1787-1837
42 (12) Токугава Иэёси 1837-1853
43 (13) Токугава Иэсада 1853-1858
44 (14) Токугава Иэмоти 1858-1866
45 (15) Токугава Ёсинобу 1866-1867 Одновременно найдайдзин - хранитель печати

Примечания

См. также

  • Сиккэн - регент правящий от лица малолетнего сёгуна, правящим от лица малолетнего императора

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Сегун" в других словарях:

    СЕГУН - (сокр. от яп. сейи тай сегун, дословно великий полководец, покоряющий варваров) первоначально воинское звание, присваивавшееся командующим войсками, посылаемыми из древней японской столицы Киото (Хэйана) с 794 по 811 г. для покорения народности… … Юридическая энциклопедия

В нашей стране довольно смутное представление о Японии как современной, так и древней. В основном оно основано на различных штампах и клише.

Сегодняшняя Страна Восходящего Солнца вовсе не похожа на государство, которое пережило свою революцию. Причем особенную, в ходе которой монарх не утратил власть, а, наоборот, вновь обрёл её.

На протяжении почти 700 лет японской истории император являлся обожествляемой, но фактически номинальной фигурой. Реальным правителем страны являлся сёгун, что в переводе означает «полководец», «командующий».

Сёгуном становился представитель наиболее влиятельного японского клана. Титул сэйи-тайсёгун был наследственно-родовым, хотя формально и жаловался всегда императором. Чёткого порядка наследования титула не существовало: обычно сёгун назначал преемника из числа своих сыновей, если же их не было, то усыновлял одного из представителей других ветвей рода.

Начиная с 1603 года Японией на протяжении 250 лет правил клан Токугава . Для императора и его приближённых был создан специальный кодекс, предписывавший монарху посвящать своё время изучению науки и искусств.

Императоры почти никогда не покидали территорию дворца Госё в Киото, за исключением случаев, когда император оставлял власть или, в случае пожара, скрывался в убежище храма. Считалось, что главной обязанностью императоров является исполнение ритуалов, направленных на защиту страны от стихийных бедствий.

Токугава Ёсинобу, Осака, 1867 год. Фото: Commons.wikimedia.org

Императорская революция

Вечный, казалось бы, порядок вещей, был поставлен под сомнение в середине XIX века. Япония, как и соседний Китай, жившая в сознательной изоляции, столкнулась с намерением европейцев силой оружия принудить её к заключению торговых договоров.

Отсталая в экономическом, социальном и военном плане Япония не могла сопротивляться внешней экспансии. Правительство сёгуна заключало договоры, которые грозили поставить Японию в положение полуколонии.

Среди японской элиты стало зреть недовольство подобным положением вещей. Выходом из ситуации виделось возвращение реальной власти императору.

Токугава Ёсинобу, последний сёгун из клана Токугава, а также последний сёгун в истории Японии, занявший свой пост в 1866 году, видел выход из кризиса в государственных реформах на европейский манер. Однако времени на их осуществление у сёгуна уже не было. Под давлением политических противников 9 ноября 1867 года Токугава Ёсинобу официально заявляет о возвращении власти императору, которым на тот момент являлся едва справивший своё пятнадцатилетие Муцухито . Под этим именем император известен лишь за рубежом: по традиции после смерти в Японии монарха именуют так же, как и эпоху его правления. Эпоха Муцухито получила название «Мэйдзи», что означает «эпоха реформ».

Гражданская война по-японски

Токугава Ёсинобу рассчитывал, что формальное упразднение сёгуната позволит ему одновременно сохранить свой клан у власти. Однако политические соперники оказались сильнее. Новое правительство было сформировано противниками сёгуната. От имени императора оно приняло указ о ликвидации сёгуната и реставрации прямого императорского правления. Новое правительство лишило экс-сёгуна всех титулов и большинства землевладений. В ответ Ёсинобу перебрался из Киото в Осакский замок, где начал подготовку к свержению оппозиции и возвращению власти.

Войска сёгуната Токугава (1864). Фото: Commons.wikimedia.org

Как часто бывает в истории, за революционной сменой власти последовала гражданская война, в японской истории известная под названием «война Босин».

Вооружённый конфликт, который начался в январе 1868 года, завершился в мае 1869 полным разгромом сторонников сёгуната.

Надо сказать, что война Босин была довольно умеренной по количеству жертв. В конфликте, в который с обеих сторон было вовлечено около 120 000 человек, погибло около 4000 человек.

Для последнего сёгуна это поражение обернулось лишь домашним арестом, из-под которого он был освобождён через сравнительно короткий промежуток времени. Токугаве Ёсинобу был возвращен ряд привилегий, а в 1902 году ему был пожалован титул герцога, его включили в состав новой японской аристократии кадзоку и дали место в Палате пэров имперского парламента Японии. Впрочем, утративший власть сёгун отошёл от политики, посвящая жизнь фотографии, охоте и игре го.

Молодой император Мэйдзи с иностранными представителями в период окончания войны. Фото: Commons.wikimedia.org

«Клятва Пяти пунктов»

Ещё до победы в войне Босин император Муцухито провозгласил программу своего правления в виде так называемой «Клятвы Пяти пунктов»:

1. Мы будем созывать совещания и управлять народом, считаясь с общественным мнением.

2. Люди высших и низших классов, без различия, будут единодушны во всех предприятиях.

3. Обращение с гражданскими и военными чинами будет таково, что они смогут выполнять свои обязанности, не испытывая неудовольствия.

4. Отжившие методы и обычаи будут уничтожены, и нация пойдет по великому Пути Неба и Земли.

5. Познания будут заимствоваться у всех наций мира, и Империя достигнет высшей степени расцвета.

Революционным было и поведение Муцухито. Он покинул императорский дворец, чтобы лично возглавить войска, воюющие со сторонниками сёгуната. Муцухито стал первым императором за многие столетия, которого японцы могли наблюдать вблизи: он совершал поездки по стране с целью ознакомления с положением дел на местах.

Шестнадцатилетний император, двигающийся из Киото в Токио (1868 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В сентябре 1868 года Муцухито переименовал город Эдо в Токио. Формальная коронация императора состоялась 15 октября 1868 года. Тогда же монарх и провозгласил начало эры «Мэйдзи».

Перед Японией стояла чрезвычайно трудная задача: в кратчайшие сроки перестроить государство, чтобы оно могло быть конкурентоспособным.

Новый порядок

Управление государством взял на себя госсовет, составленный из министров. К 1885 году структура правительства максимально приблизилась к европейской, был введён пост премьер-министра. Император принимал участие в заседаниях кабинета министров, однако сам выступал крайне редко.

Была упразднена система, по которой управление на местах было сосредоточено в руках даймё, владетельных князей. Одни даймё передали владения императору добровольно, у других земли были изъяты.

В 1871 году указом императора автономные области были отменены, а страна поделилась на 72 префектуры. Даймё получили высокое денежное вознаграждение, от них потребовалось переехать в новую столицу, Токио. Многие из них оставили политические посты.

В 1868 году было провозглашено уничтожение цехов и гильдий и предоставление всем и каждому права свободно избирать профессию. Всё японское население получило право беспрепятственного передвижения по стране. Было введено формальное равенство всех сословий перед законом и установлено право частной собственности на землю, установлен единый поземельный налог, заменивший многочисленные феодальные подати.

Молодой император Мэйдзи в военной форме (1873 год). Фото: Commons.wikimedia.org

В стране был создан парламент, однако реальной властью он не обладал: в начале этого периода Япония оставалась абсолютной, а не конституционной монархией.

Армия Японии ускоренными темпами начала перестраиваться по европейским канонам. Это происходило ещё в период «войны Босин», а после её окончания процесс приобрёл ещё более масштабный характер.

После ликвидации княжеств их войска, состоявшие из самураев, были переподчинены военному министерству. В 1873 году правительство ввело в стране всеобщую воинскую повинность. Отныне все мужчины, достигшие двадцатилетнего возраста, были обязаны проходить службу в армии, независимо от своего социального происхождения.

Одновременно с военной реформой были созданы отдельные от армии подразделения полиции.

Первую железную дорогу в Японии император испытал на себе

В 1876 году правительство Японии приняло решение начать практику начисления пенсий дворянам. На государственное обеспечение этого сословия уходило до трети государственного бюджета. Оставшиеся без средств дворяне вынуждены были перейти на государственную службу либо заниматься предпринимательством.

Были проведены масштабные земельная и налоговая реформы. В 1872 году был отменён запрет на продажу земли и признано существование частной собственности. Вместо ранее существовавшего натурального оброка государство стало получать денежный налог от землевладельцев в размере 3% от стоимости земельного участка.

В 1871 году было создано Министерство культуры, центральное учреждение, отвечавшее за образовательную политику. В 1872 году оно издало постановление о системе государственного образования по французскому образцу. Впрочем, вскоре власти пришли к выводу, что создание системы образования по образцу Франции слишком сложно, и в 1879 году был издан указ «Об образовании», по которому обязательное государственное образование ограничивалось лишь начальной школой немецкого образца. Впервые появились государственные учебные заведения, где мальчики и девочки учились вместе.

Школа Кайти — старейшая начальная школа в Японии. Фото: Commons.wikimedia.org

В 1877 году был основан Токийский университет, в префектурах активно создавались педагогические институты и высшие учебные заведения для женщин.

С помощью европейцев и американцев стал осуществляться масштабный проект индустриализации страны. В 1872 году под управлением европейских инженеров была открыта первая железная дорога, соединившая Токио с Иокогамой. Паровозы доставили из Европы, а здание вокзала было спроектировано в США. Первым пассажиром стал сам император.

В 1877 и 1881 годах в стране состоялись промышленные выставки для знакомства с перспективными мировыми технологиями в промышленности и в сельском хозяйстве. В 1877 году Александр Белл провёл телефонную линию между Токио и Иокогамой.

На смену традиционной для Японии деревянной застройке приходили добротные каменные дома.

Конституция империи

Как грибы после дождя основывались промышленные предприятия. В ещё недавно закрытой Японии появилась мода на европейскую одежду и европейский стиль жизни. Правда, многие полагали, что это наносит ущерб традиционным ценностям, и такие опасения не были лишены основания.

В 1872 году Япония перешла на григорианский календарь, в столице стали выходить газеты и журналы. В Токио принимали иностранные делегации, и для встреч гостей с императором был разработан специальный церемониал, который, подчёркивая значимость фигуры монарха, должен был одновременно не задевать достоинство иностранцев.

Император Японии принимает французскую военную делегацию в Императорском дворце Киото. Фото: Commons.wikimedia.org

На международной арене Япония стремилась к пересмотру кабальных торговых соглашений, к равноправному партнёрству.

В 1889 году была представлена Конституция Японской империи. Помимо определения основ правового статуса императора и органов исполнительной власти, она устанавливала перечень основополагающих прав и свобод японских подданных, вводила в систему государственных органов обладавший законодательной властью парламент, нижняя палата которого избиралась населением, а также учреждала независимый суд. Конституция в вступила в силу в 1890 году.

Император Мэйдзи в 1890 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Великий перелом

Эра Мэйдзи стала переломной для Японии. Страна за пару десятилетий из отсталого феодального государства превратилась в передовую капиталистическую державу, которая стала бросать вызовы соседям. Не все оказались к этому готовы: для России горьким откровением стало поражение в русско-японской войне 1904-1905 годов.

Амбиции японской элиты стали расти как на дрожжах. Обратной стороной прогресса эпохи Мэйдзи стали планы масштабной колониальной экспансии и рост японского милитаризма. Эти процессы достигнут своего пика в период Второй мировой войны.

Это, впрочем, уже не относится к истории Муцухито, 122-го императора Японии, который покинул этот мир еще до начала Первой мировой: 30 июля 1912 года.

Газета «Нью-Йорк Таймс», описывая церемонию прощания с императором, писала так: «Контраст между тем, что шло впереди похоронной повозки, и тем, что шло позади неё, был действительно поразительным. Перед ней шла старая Япония, за ней — новая Япония».

Революция Мэйдзи в Японии

3 января 1868 г. новый, совсем юный император (микадо) Японии Муцухито созвал в императорском дворце в Киото высшую гражданскую и военную знать. Он объявил о "возврате к старой монархии" и о принятии на себя всей полноты власти.

Начиная с XII в. император, за которым признавалось божественное происхождение (он потомок богини Солнца Аматерасу), был фактически заточен в своем дворце в Киото. Реальная же власть принадлежала сегуну, поначалу предводителю войска, ставшему затем главой феодальной иерархии "дайме". Его резиденцией был Эдо (теперь Токио).

На деле этот "возврат в прошлое" оказался прыжком в будущее, к современности. Это был выход из феодализма во имя Мэйдзи (просвещенной политики) – современного индустриального капиталистического государства западного образца.

Феодальная Япония

Древнее население Японии по всей видимости принадлежит к цивилизации охотников и рыболовов, общей для большинства островов и архипелагов Восточной Азии.

Незадолго до начала христианской эры основы земледелия перенимаются из Кореи. К первому веку нашей эры оттуда же приходит культура орошаемого риса, которая очень скоро становится преобладающей, хотя рельеф Японии и ее климат (холодные зимы) мало этому благоприятствуют.

Из Кореи, а начиная с VII в. из Китая заимствуются другие нововведения: зарождается племенная монархия, появляются новые технические приемы в земледелии, металлургии, налаживается производство тканей. Развивается письменность на основе китайских иероглифов. Оттуда же приходит около 400 г. конфуцианство и около 538 г. – буддизм. Происходит политическое объединение, правда, еще хрупкое. Титул сегуна появляется в VIII в., но эта должность временная, можно сказать случайная; это скорее полководец, обязанный возглавить отпор вторжениям. Начиная с XII в., титул становится постоянным и наследственным; сегун превращается в настоящего "мажордома", обладающего полнотой власти.

В то же время оформляется феодальный строй, который очень похож на средневековый феодализм Запада.

Феодальный оброк собирается главным образом рисом (40–60% урожая), к нему добавляются многочисленные налоги. Император и его двор живут за счет

Оброка и налогов, собираемых лишь в его собственных, довольно скромных, владениях. Аналогичная ситуация у сегуна, но его уделы обширны, они охватывают почти четвертую часть территории страны.

Под его верховенством находятся дайме – владетельные князья; они фактически независимы, имеют свое войско, чеканят монету и т. д.

Внизу феодальной лестницы – самураи, обреченные на военное ремесло, имевшие особый кодекс чести, но часто обедневшие и не гнушавшиеся заниматься грабежами.

Крестьяне – основная масса населения – жестоко эксплуатируются (им оставляют половину, а то и треть собранного урожая). Ремесленники объединены в цеха. Следует отметить особое явление, неизвестное в Китае: в Японии существует класс богатых купцов, перевозчиков и банкиров, деятельность которых охватывает всю страну.

В XVI в. первые европейцы высаживаются в Японии; они занимаются торговлей, но также, вместе со святым Франциском-Хавьером, распространяют христианство.
26 Признанное подрывным (считалось, что христиане ответственны за крестьянские восстания), христианство преследуется, затем запрещается. Грубое поведение и презрение к местным обычаям со стороны европейских торговцев приводит Японию, как и Китай, к закрытию своих границ для европейцев. В 1641 г. доступ иностранцев в японские порты запрещен. Только китайцы и голландцы имели право посещать порт Нагасаки.

Тем не менее Япония приобщается к некоторым техническим новинкам – огнестрельному оружию, кораблевождению. В XVIII в. разрешены "голландские науки" (в частности, медицина изучается по голландским учебникам, переведенным на японский язык).

Европейское проникновение

В течение XIX в. европейские державы силой откроют рынки Дальнего Востока. Своей "опиумной войной" (1840–1842) пример подала Англия, которая принуждает Китай ввозить опиум, производимый Ост-Индской компанией.

В отношении Японии инициатива принадлежит американцам, которые в 1848 г. приобрели вместе с Калифорнией выход к Тихому океану и собираются здесь вести прибыльную торговлю. Они посылают в Эдо эскадру и угрозами добиваются в 1854 г. открытия двух портов. Другие западные державы добиваются того же теми же методами в дальнейшем.

Это проникновение вызывает сильное возмущение. Оно объясняется грубым поведением иностранцев, которые при малейшем недоразумении посылают канонерки обстреливать порты. Кроме того, недовольство вызывают нарушение равновесия на рынках и быстрое повышение цен.

Недовольство и унижение падают на правительство сегуна. Они же порождают стремление к независимости и модернизации, которые дадут Японии

Возможность сравниться с иностранными государствами. Модернисты возлагают свои надежды на микадо. Гражданская война (1867–1868) заканчивается возвращением императора к власти и устранением сегуна.

Эра Мэйдзи

Этими словами японцы будут называть период возвращения императора к власти. Они означают "просвещенное правление".

Революция, во главе которой император и его советники, – это революция сверху. Положение народа, в частности крестьян, не улучшилось.

Император переезжает в Эдо, который переименован в Токио. Феодальные вотчины ликвидированы, страна разделена на префектуры с назначаемыми чиновниками. С помощью прусских советников создана современная армия, а чтобы ее вооружить, государство основывает современные промышленные предприятия. В 1872 г. открывается первая линия железной дороги, вводится национальная валюта – йена, налоги отныне собираются в денежной форме.

Для подготовки кадров вводится в 1872 г. обязательное начальное образование, открываются технические школы. В 1889 г. принята конституция, парламент состоит из двух палат. Но министры не несут ответственности (это не парламентский режим), а свободы граждан сильно урезаны.

Начиная с 1880-х годов созданные государством промышленные предприятия очень дешево продаются частному капиталу.

Феодальная Япония отличалась от других стран тем, что имела высококонцентрированный торговый и банковский капитал, вращавшийся в общенациональном масштабе. Эти торговые компании прибрали к рукам промышленные предприятия, создав многопрофильные конгломераты, работавшие во всех сферах – банковской, промышленной, услуг. Некоторые из современных многонациональных компаний имеют очень старые корни. Так, группа Мицуи основана семьей фабрикантов саке (рисовая водка) и ростовщиков, ставших еще в XII в. банкирами сегуна.

Эта финансовая буржуазия, связанная со старой аристократией, которая перебралась на государственную службу и в армию, иногда даже в бизнес, создаст новый правящий класс.

Японский империализм

За несколько десятилетий Япония становится мощной державой, обладающей современной армией и морским флотом, финансовым и промышленным капиталом, который стремится к экспансии.

Она вступает, почти одновременно с великими европейскими державами и Соединенными Штатами, на путь империализма. Война 1894–1895 гг. против Китая сделает ее собственностью остров Формоза (Тайвань), а русско-японская

(1904–1905) – базу Порт-Артур в Китае; она получает также свободу действий в Корее, взятой под протекторат в 1906 г. и аннексированной в 1910 г. Выступив на стороне союзников в первой мировой войне, Япония захватывает острова Микронезии, бывшие до этого германскими.

С 1912 г. и до 1945 г. реальная власть принадлежит армии. Япония стремится занять место на мировом рынке, экспортируя дешевые, но низкого качества изделия (многие иронизируют над будильниками, продаваемыми на килограммы). Дискриминационные меры со стороны протекционистов по отношению к японским товарам привели к укреплению агрессивного национализма, который берет курс на захват Китая (Маньчжурия захвачена в 1931 г., часть Китая – в 1937 г.).

В 1939 г. Япония владеет Маньчжурией (с марионеточной империей Маньчжоуго) и частью Китая, главным образом побережьем, где также установлено марионеточное "национальное" правительство.

В 1941 г. Япония без объявления войны атакует американскую базу Перл-
Харбор на Гавайях. После первоначальных успехов, когда японцы захватили почти всю Восточную Азию: Филиппины, Индонезию, Гонконг и Сингапур, Малайю, Индокитай, Таиланд, – приходят поражения в войне на Тихом океане и наконец – разгром. Капитуляция 15 августа 1945 г. означает конец имперских притязаний. Послевоенное время, однако, увидит подъем экономической мощи Японии и ее вознесение в первый ряд мировых держав.

Японская цивилизация считается достаточно молодой. Несмотря на то что стали заселяться не одно тысячелетие назад, объединение людей в конгломерации племен там произошло только во втором веке Подобие государственности появилось здесь только в третьем веке нашей эры, когда союз племен Ямато смог подчинить себе остальные народности и стать самым крупным. Постепенно властные полномочия клана Ямато уподобились царским, а их правители стали называть себя императорами («тэнно»). Другой термин, «сегун» (это, скорее, правитель - верховный военачальник), вошел в обиход столетия спустя.

Древнее происхождение самураев

В Японии в 6-7 веках основная масса населения была представлена крестьянами, имелись также рабы и неполноправные граждане японского общества, часто состоявшие из китайцев и корейцев. Крестьяне облагались достаточно внушительными налогами в виде продуктовой и денежной ренты, направлялись на отработки и фактически были прикреплены к земле. Для борьбы с крестьянскими протестами феодалы создавали отряды специально обученных воинов - самураев, а административная власть в стране принадлежала знати, которая преимущественно относилась к тому же роду, что и верховный правитель.

Первый сегунат в истории Японии

Японские сегуны официально появились в 11 веке нашей эры. На территории Страны восходящего солнца стали формироваться группы военных феодалов, среди которых выделялись Тайра и Минамото. Они развязали гражданскую войну 1180-1185 гг., бои в ходе которой проходили по всему острову Хонсю. По обе стороны фронта здесь выступали стотысячные военные группировки, гибли мирные жители, разорялись монастыри. Победителем стал клан Минамото, представитель которого, Ёритомо, присвоил в 1192 году себе титул «сейи тай сегун» - это означало «главнокомандующий, покоряющий варваров». Так в истории Японии появился сегунат.

Примечательно, что гражданскую войну в Японии того периода фактически выиграл не Ёритомо, а его брат - Ёсицунэ, которого в связи с подозрительностью правителя выгнали из дворца. По некоторым легендам, Ёсицунэ бежал из Японии на материк, где принял имя «Чингис Хан», по другим - покончил жизнь самоубийством. Также о том, что смерть Ёритомо после падения с лошади произошла в связи с тем, что конь встал на дыбы, увидев призрак Ёсицунэ.

Термин пришел из Китая

Если японцев попросить: «Объясните термины «сегун», «тайсегун» и т. д.», то ответы могут быть достаточно разнообразными. Дело в том, что само понятие пришло в Японию из Китая, где было распространено в виде «тайки сегун», что можно перевести как «полководец большого дерева». По легенде выдающийся китайский военачальник Хё-И был таким скромным, что когда про его победы говорили публично, он убегал под большое дерево, чтобы не слушать похвал в свой адрес.

В японских летописях слово «сегун» с различными приставками упоминается в 7-8 веках нашей эры, в том числе:

  • фукусегун - «заместитель полководца»;
  • тайсегун - «великий полководец» (двумя приставками носители должностей разделялись на высших и низших по рангу);
  • тинтеки сегун - это полководец, который покорял варваров Запада;
  • просто сегун - победитель варваров Востока;
  • тиндзю сегун - полководец-примиритель.

Титул сначала подлежал возвращению

В те времена носитель подобного титула был просто высокопоставленным чиновником, возглавлявшим армию или ее часть, либо посланцем. Титул давался на время военной кампании, а потом возвращался императору. Древняя церемония «посвящения» предполагала объявление нормативного акта по этому поводу (эдикт) и вручение церемониального меча в императорском дворце. Позже процедура несколько видоизменялась. К примеру, для престарелых представителей допускалось не являться во дворец в Киото на аудиенцию, а в 14-19 веках эдикт привозили сегуну «на дом». Он в ответ наполнял ящик из-под эдикта золотым песком, возвращал его императорскому послу и обещал следовать «светлому примеру» властителя Ёритомо Минамото.

Сегуном смог стать двухлетний ребенок

Правление сегунов в Японии продолжалось с 1192 года до революции Мейдзи. В этот период передавал свою власть по наследству и совмещал высшие государственные посты, в то время как власть императора была, скорее, церемониально-номинальной. От умершего Ёритомо Минамото власть перешла к регентам его сына - клану Ходзё.

После прекращения рода Минамото по мужской линии японские сегуны, возможно, единственный раз в истории, включили в свое число ребенка из клана Фудзивара, который был назначен на высшую государственную должность того времени в возрасте двух лет.

Камакурский сегунат принес Японии национальный флаг

Первый сегунат в Японии имел в качестве своей столицы город Камакура, поэтому назывался Камакурским сегунатом. Этот исторический период характеризовался междоусобицей и доминированием представителей самураев - «служивых людей», которые составляли военно-феодальное сословие мелких дворян, охранявших и служивших своему «дайме». Тогда же Японии за счет вмешательства природных сил удалось отразить два нашествия монголов (1281 и 1274 годы) и обрести национальный флаг, который, по преданию, передал в сегунат буддист - патриарх Нитирэн.

Феодальные разногласия

Минамото Ёритомо, сегун (фото картины, изображающей его, представлено выше), после окончания войны назначил в каждую провинцию военных губернаторов, которые с течением времени скопили значительные военные силы и сосредоточили в своих руках земельные наделы. Одновременно Япония наладила выгодные торговые связи с Китаем и Кореей, что привело к обогащению феодалов на юго-востоке.

Подобные процессы не нравились феодалам в ставке Камакура, что привело к конфликтам и переходу власти к клану Асикага. Представители последнего переехали из разрушенной Камакуры в Киото, поближе к императорскому дворцу, где потратили слишком много денег на состязание с пышностью придворной знати. Государственные дела оказались в запущенном состоянии, что привело к активизации военных губернаторов в других частях страны и новому

Правление сегунов в Японии в 1478 - 1577 годах опять же сопровождалось военными конфликтами почти между всеми провинциями, что привело империю на грань полного развала в середине 16 века. Однако нашелся «дайме» - представитель элиты среди самураев (Нобунага), который подчинил себе центр страны со столицей Киото, разгромил крупных феодалов и взрастил в своих рядах талантливого генерала - Тоётоми Хидэёси.

Сегуном смог стать крестьянин

Этот необразованный, но предприимчивый и толковый выходец из крестьянской семьи после смерти представителей клана Нобунага закончил объединение Японии (в 1588 году). Таким образом, представитель неаристократического класса фактически получил звание «сегун». Это на первый взгляд размыло границы между сословиями, однако сам Хидэёси эдиктом подтвердил все привилегии самураев и даже провел кампанию по изъятию оружия (мечей) у крестьянства.

Последующие японские сегуны, но уже из клана Токугава, правили в Японии почти четверть тысячелетия. Дело в том, что Хидэёси передал власть своему сыну, который был несовершеннолетним и подлежал опеке. Как раз из среды опекунов выделился Токугава Иэясу, который силой устранил законного наследника и стал править, выбрав в качестве столицы современный Токио.

Вначале самураи были элитой

В период правления дома Токугава была упорядочена система управления страной - император лишен власти, введены городские советы старейшин, общество поделено на сословия. Главенствующее положение здесь занимали воины - самураи. Кроме того, присутствовали крестьяне, ремесленники, купцы, бродячие артисты, парии и нищие, которые также были выделены в отдельное сословие. В период правления самого Токугава самураи были элитой общества, которая составляла десятую часть населения и пользовалась большими привилегиями. Однако затем такое количество военных оказалось ненужным, и часть самураев стали ниндзя, ронинами (наемными убийцами), другие же перешли в торговое сословие или начали преподавать воинское дело и философию «Бусидо» - кодекс самураев. Бунтовавших же ронинов приходилось подавлять правительственными войсками.

Причины ликвидации режима сегуната

Почему же пришел в упадок режим под управлением сегун? Отзывы историков свидетельствуют о том, что в стране в связи с ростом торговых отношений появился класс мелкой буржуазии, которую сильно подавляли чиновники от сегуната, и это вызывало протесты. В городском слое зародились представители интеллигенции, которую также стремились задавить, в частности, из-за ее стремления к синтоизму, провозглашавшему родство всех японцев вне зависимости от класса и др.

Правительство запрещало иные религии (христианство), ограничивало контакты с другими странами, что привело к протестам и, в конце концов, к передаче сегунатом Токугава государственной власти обратно императору в 1867 году. Сегодня «сегун» в Японии - это исторический термин, так как такая должность была упразднена в ходе революции Мэйдзи, имевшей место в 1868 - 1889 годах.