Реформы вооруженных сил рф на современном этапе. Реформа армии в россии

Основные направления реформы

Структурные изменения

Одним из основных направлений реформы является переход от четырёхзвенной системы управления «военный округ» — «армия» — «дивизия» — «полк» к трёхзвенной «военный округ» — «Оперативное командование» — «бригада». Количество воинских частей планируется сократить согласно следующей таблице:Вид Вооружённых сил
и рода войск* 2008 год 2012 год Степень сокращения
Сухопутные войска 1890 172 -90 %
Военно-воздушные силы 340 180 -48 %
Военно-морской флот 240 123 -49 %
РВСН* 12 8 -33 %
Космические войска* 7 6 -15 %
Воздушно-десантные войска* 6 5 -17 %

В ходе преобразования планировалось расформировать 2-ю гвардейскую мотострелковую Таманскую дивизию, 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию, 106-ю гвардейскую воздушно-десантную дивизию и 98-ю гвардейскую воздушно-десантную Свирскую дивизию. Однако позднее решение по 106-й гвардейской воздушно-десантной дивизии было отменено.

Сокращение

Существенной частью реформы станет сокращение численности вооружённых сил, которая в настоящее время составляет около 1,2 млн человек. Большая часть сокращений придётся на офицерский состав: с более чем 300 тысяч до 150 тысяч человек.

Степень сокращения:

Генерал 1107 780 866 −22 %
Полковник 15365 3114 −80 %
Подполковник 19300 7500 −61 %
Майор 99550 30000 −70 %
Капитан 90000 40000 −56 %
Старший лейтенант 30000 35000 +17 %
Лейтенант 20000 26000 +30 %
Всего офицеров 365000 142000 −61 %
Прапорщик 90000 0 0 −100 %
Мичман 50000 0 0 −100 %

По российскому законодательству уволенных военнослужащих должны обеспечить жильем. Нуждающихся в жилплощади в вооружённых силах сейчас более 130 тысяч человек.

Сокращения в Вооруженных силах России идут быстрее, чем было запланировано. По сообщению заместителя министра обороны Николая Панкова: в следующем году в Вооруженных силах России останется не более 127 тыс. офицеров — на 23 тыс. меньше, чем было объявлено ранее.

К 2016 году численность Вооружённых Сил Российской Федерации составит 1 884 829 единиц, в том числе 1 000 000 военнослужащих..

По сообщению Минобороны России на сержантских должностях находится более 5 000 офицеров. (Новости РЕН, 30 апреля 2010 года)

Военная медицина

Планируется сократить Государственный институт усовершенствования врачей Минобороны России, 66 военных госпиталей, 83 военные поликлиники, 17 лазаретов, пять военных санаториев и домов отдыха, 64 базы хранения военной техники и имущества. В 2010—2011 году будут расформированы военно-медицинские факультеты в Самарском, Саратовском и Томском медицинском институтах.

Число врачей-офицеров планируется сократить с 7967 до 2200 человек.

Военные ВУЗы

Из 15 военных академий, 46 военных институтов и училищ и четырёх военных университетов планируется сформировать 10 научных центров. В частности планируется расформировать Академию воздушно-космической обороны имени Г. К. Жукова

В интервью журналистам Министр обороны Анатолий Сердюков сообщил:

На базе 65 вузов будут созданы научные центры, где будет собрано в единое учебный процесс и научная деятельность. В новых научных центрах будет создана абсолютно новая техническая база

Вооружение

По данным неназванного источника в Минобороны России, количество танков в Сухопутных войсках и береговых частях ВМФ ВС планируется сократить с 23 000 до 2 000 единиц.

Военные воспитатели

Согласно директиве Генерального штаба ВС России от 22 ноября № 314/3382 число военнослужащих органов воспитательной работы должно сократится с 17 490 человек до 4 916, то есть на 71 %.

Перевооружение

В газете «Красная звезда» от 2 октября 2008 года начальник вооружения Вооружённых Сил России — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал-полковник Владимир Поповкин отметил, что Вооружённые силы России полностью выработали запас вооружения и военной техники, оставшихся от СССР, в связи с чем необходимо ускорить оснащение ВС новыми, современными образцами вооружений.

19 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС России генерал армии Николай Макаров заявил журналистам, что в российской армии в ближайшие 3-5 лет будут на треть обновлены вооружение и техника, а к 2020 году это будет сделано на 100 %.

На начало 2010 года в части "нового облика" аппаратные связи, в большинстве случаев приходят 2-й категории, но 86-89 годов выпуска, вследствие этого она не боеготовна, требует капитального ремонта как самих аппаратных, так и передвижной базы. Или же остается старая, но разграбленная в 90-98-х годах, о чем скрывается командованием частей от высшего руководства. В этой статье не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.

Военная тайна

11 ноября 2008 года начальник Генерального штаба ВС генерал армии Николай Макаров подписал директиву «О недопущении разглашения сведений о реформировании Вооруженных сил России». Документ запрещает распространение сведений о ходе реформ, возникающих проблемах и настроениях в войсках.Председатель Комиссии Общественного Совета при Министерстве обороны России Виталий Шлыков считает, что военная реформа давно назрела и нынешняя Российская армия не эффективна. События в Грузии показали: России нужна дееспособная армия сейчас, и медлить с этим нельзя.

Генерал-лейтенант Владимир Шаманов поддерживает реформу армии

…К 2016 году численность Вооруженных сил должна быть не более 1 миллиона военнослужащих. Таково решение высшего политического руководства страны. Задача же Министерства обороны — создать в рамках этой численности и экономических возможностей государства максимально боеспособную армию. Все иные предложения, игнорирующие зависимость перспективного облика Вооруженный сил от экономических реалий — демагогия и политический популизм… …альтернативы сокращению офицерского корпуса, которое позволит создать оставшимся офицерам действительно привлекательные условия службы, просто не существует… …радикально изменившийся со времён Второй мировой войны формы и методы вооружённой борьбы позволят без ущерба для обороноспособности государства отказаться от армады кадрированных частей и соединений… нам необходимо создать ядро относительно компактной, численностью не более 200 тысяч, но обладающей высочайшим боевым потенциалом группировки быстрого реагирования. То есть мобильные, великолепно обученные и постоянно готовые к боевому применению на любом театре военных действий войска.

1 ноября депутаты Государственной Думы от КПРФ подписали открытое письмо Президенту России с требованием отказаться от концепции реформы и вынести вопрос о дальнейшем военном строительстве на всенародное обсуждение.. В частности Виктор Илюхин заявил:

Мы считаем, что решение принято поспешно, без учёта огромной территории страны, того, что мы опутаны натовскими военными базами.

Вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков:

Я считаю, что этот комплекс реформ, в условиях современных угроз для России, является просто преступным.

27 мая 2009 года в Общественной палате Российской Федерации проведены слушания по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц уволенных с военной службы и членов их семей. Председатель Комиссии Общественной палаты по делам ветеранов, военнослужащих и членов их семей А. Н. Каньшин и Председатель Комиссии Общественной палаты по здравоохранению Л. М. Рошаль, а также участники слушаний выражают сомнение «в продуманности начатой реформы медицинской службы Вооруженных Сил Российской Федерации» и считают:
около 2 млн граждан России будут лишены возможности реализации права на получение медицинской помощи в военно-медицинских учреждениях;
101 военный госпиталь и 75 военных поликлиник потеряют статус юридического лица, что приведёт к расторжению договоров с ОМС и ДМС и повлечёт финансовые потери;
создается впечатление планомерного разрушения медицинской службы армии.

Почётный профессор Военной академии ВКО имени Г. К. Жукова И. В. Ерохин считает, что подготовка специалистов военно-космической обороны вне Военной академии ВКО является глубочайшим заблуждением и противоречит утверждённой президентом «Концепции ВКО РФ»

…после данной реформы мы окажемся в состоянии людей, которые фактически оказались в положении двух поросят Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, когда один спрятался в соломенном домике, а второй спрятался в доме из веток. То есть если ветер дунет, от этого не останется ничего. Нынешняя реформа поражает экспертов своей непродуманностью, своей тотальной разрушительностью, и пока она приводит только к деградации армии.

…по новой реформе фактически будет разрушена вся мобилизационная готовность государства, вся мобилизационная система, и мы должны будем воевать исключительно той армией, которая есть. Хотя любая большая война показывает, что ни одно государство не закончило серьёзную, большую войну той армией, которая у него была перед войной.

Бывший министр обороны П. Грачёв полагает:

…не надо обращаться к опыту тех стран, которые всерьёз давно не воевали, как не надо учиться и у тех государств, которые хотят нас завоевать!

Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает, что формируемых в процессе реформы сил Сухопутных войск недостаточно для отражения серьёзных военных угроз. Отличительной особенностью процесса подготовки и проведение реформы является почти полное отсутствие информации о её цели и задачах. За исключением единственной публикации 15 октября 2008 года в Российской газете содержащей установочные сведения о реформе, ни в одном из официальных изданий Министерства обороны не появилось статей о грядущих преобразованиях. На официальном сайте Министерства обороны в разделе «О новом облике Вооружённых Сил Российской Федерации» не представлено никакой подробной информации, касающейся процесса реформирования.

Бывший главнокомандующий ВВС России Пётр Дейнекин в своём интервью газете «Известия» сказал:

Мне не понятны смысл и цели текущего реформирования армии. Происходящее в армии идёт келейно, без объяснения общественности или военным экспертам. А это может иметь весьма неприятные последствия.

Военный обозреватель Виктор Литовкин считает:

Пока руководство Минобороны не начнёт открытый и честный диалог с гражданским обществом, скандалы, подобные субботнему, к сожалению, будут продолжаться.

Примечания

Показывать компактно
РИА Новости
Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
«Знамена — в музей, знаменосцев — на гражданку», Независимое военное обозрение от 31 октября 2008 года
Lenta.ru
Виктор Баранец Что ждет российскую армию после военной реформы (рус.). КП (02.12.2008). Проверено 21 декабря 2009.
В российской армии сократили полтысячи генеральских должностей (рус.). Интерфакс (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
1 2 Роман Ошаров Армия лейтенантов (рус.). Деловая газета «Взгляд». «ВЗГЛЯД.РУ» (21.12.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Андрей Федоров Вот тогда и повоюем (рус.). Лента.Ру (21.01.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Денис Тельманов Минобороны перевыполняет план по сокращению офицеров (рус.). GZT.RU (25.11.2009). Проверено 21 декабря 2009.
Указ Президента РФ от 29 декабря 2008 г. N 1878сс «О некоторых вопросах Вооруженных Сил Российской Федерации»
«За сокращение армии заплатят командными кадрами», Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года
Lenta.ru
РИА Новости
«Генштаб меняет взгляды на современные и будущие войны», Независимое военное обозрение от 10 июля 2009 года
1 2 Известия от 1 декабря 2008 года
Новое оружие будет! «Красная звезда» 2 октября 2008.
Война показала: российская армия ветшает, запас советского вооружения выработан полностью NEWSru 2 октября 2008.
Генштаб: в ближайшие 3-5 лет армия РФ будет перевооружена на треть, а к 2020 году — на 100 % NEWSru 19 ноября 2008.
Иван Коновалов Перестройку армии проведут без гласности (рус.). Газета «Коммерсантъ» (29.11.2008). Проверено 21 декабря 2009.
Красная Звезда от 11.02.2009
Сайт NEWSru.com
Сайт КПРФ

«Рекомендации слушаний по проблемам медицинского обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» на сайте Общественной палаты РФ
НВО от 21 ноября 2008 года.
Lenta.Ru: Пресс-конференции: Реформа российской армии.
НВО от 30 марта 2009 года
«НВО» от 16 октября 2009 года
1 2 Независимая газета от 1 декабря 2008 года
Ссылки
Российская газета Федеральный выпуск № 4772 от 15 октября 2008 года
«Военная реформа 2009—2012 годов» НВО от 12 декабря 2008 года
Независимое военное обозрение от 17 октября 2008 года, 24 октября 2008 года и 31 октября 2008 года
Интервью начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Н. Е. Макарова
Владимир Воронов Армия на крючке. «The New Times» (27 октября 2008). — «Есть и политическая составляющая, о которой люди в погонах говорят скупо, хотя и признают: армию трясут еще и потому, что кремлевская элита ощущает исходящую для себя оттуда угрозу. Ибо в системе, где нет реальных партий и парламента, лишь армия остается единственной организованной структурой, которая может если и не перехватить власть, то попытаться.». Проверено 19 ноября 2008.
Вот тогда и повоюем. А. Фёдоров. Лента.Ру, 21.01.2009.

В рамках проводимой в Российской Федерации военной реформы объективно необходимыми явились и меры по глубоким преобразованиям в самих Вооруженных Силах государства, в армии и на флоте, приведению их к новому облику в соответствии с характером и особенностями военно-политической обстановки, современными технологическими требованиями и экономическими возможностями страны.

“Главной задачей укрепления национальной обороны в среднесрочной перспективе является переход к качественному облику Вооруженных Сил РФ с сохранением потенциала стратегических ядерных сил за счет совершенствования организационно-штатной структуры и системы территориального базирования войск и сил, наращивания количества частей постоянной готовности, а также совершенствования оперативной и боевой подготовки, организации межвидового взаимодействия войск и сил”, - отмечено в “Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года”. В соответствии с требованиями “Стратегии” 14 октября 2008 года министр обороны РФ Анатолий Сердюков огласил порядок действий министерства обороны по формированию нового облика ВС, конфигурация которого 11 сентября 2008 года одобрена президентом РФ Дмитрием Медведевым. Преобразования российской армии и флота планируется проводить в три этапа и закончить к 2020 году.

Цель начатых преобразований – привести Вооруженные Силы в соответствие с требованиями, позволяющими с необходимой надежностью решать задачи по сдерживанию потенциального агрессора, предотвращению развязывания вооруженных конфликтов и отражению агрессии с учетом экономических возможностей государства.

Новый облик российских Вооруженных Сил, как и военная реформа в РФ в целом, является требованием времени и обусловлен рядом объективных причин, основными из которых являются:

Изменение спектра угроз военной безопасности Российской Федерации;

Достижения научно-технического прогресса, появление в мире качественно новых образцов вооружения и военной техники;

Изменение характера вооруженной борьбы в XXI веке.

Армия и флот в новом облике должны быть компактными, высокомобильными, оснащенными современным вооружением и укомплектованными профессиональными кадрами. Они должны быть способны вести как классические войны, так и применять инновационные формы и способы ведения военных действий в локальных войнах, в том числе в борьбе с международным терроризмом и пиратством.

В рамках формирования нового облика Вооруженных Сил решаются пять основных задач:

1. Перевод всех формирований Вооруженных Сил в категорию постоянной готовности со 100-процентной штатной укомплектованностью;

2. Переоснащение Вооруженных Сил современным вооружением, военной и специальной техникой;

3. Подготовка высокопрофессиональных офицеров и сержантов, разработка новых программ их обучения, создание современной сети военно-учебных заведений;

4. Переработка программно-уставных документов для организации обучения, подготовки войск, их повседневной жизнедеятельности и ведения боевых действий;

5. Обеспечение социальной защищенности военнослужащих, в том числе достойным денежным содержанием, жильем.

В 2010 году завершен первый, наиболее сложный этап создания нового облика Вооруженных Сил - осуществлен переход на оптимальный трехуровневый принцип управления: объединенное стратегическое командование – оперативное командование – бригада. Это повысило оперативность при подготовке войск и управляемость при выполнении ими поставленных задач.

В целях приведения военной организации государства в соответствие с потребностями обороны и безопасности, а также экономическими возможностями страны, проведены мероприятия по радикальной оптимизации органов управления, в том числе центрального аппарата, по сокращению штатной численности военнослужащих.

Сформирован новый боевой состав Вооруженных Сил: в военных округах и на флотах завершен перевод всех соединений и воинских частей в категорию постоянной боевой готовности. Они полностью укомплектованы личным составом, вооружением и военной техникой. Например, на Балтийском флоте, как заявил 24 мая 2011 года “Красной Звезде” командующий флотом вице-адмирал Виктор Чирков, “оптимизирована организационно-штатная структура, на качественно новых принципах повышается боеготовность соединений и частей. Сегодня все они являются частями постоянной боевой готовности, способными выполнять задачи по предназначению в кратчайшие сроки”.

Проведена большая работа по совершенствованию системы военно-административного деления РФ. 20 сентября 2010 года президентом Дмитрием Медведевым был подписан указ, согласно которому вместо прежних шести военных округов сформированы четыре качественно новые стратегические объединения – Западный, Южный, Центральный и Восточный военные округа. Руководство ими возложено на объединенные стратегические командования. В состав военных округов вошли общевойсковые армии, флоты, командования ВВС и ПВО. С учетом задач, выполняемых войсками, уточнена их дислокация на стратегических направлениях.

Принципиально новым в структуре военных округов является то, что на них в границах ответственности возлагаются функции оперативного руководства всеми воинскими формированиями, независимо от их вхождения в различные федеральные ведомства. Это значит, что пограничные, внутренние войска, части гражданской обороны и другие воинские формирования в оперативном плане подчиняются оперативно-стратегическому командованию.

Структура ВМФ в целом сохранена, но все флоты – Балтийский, Северный, Тихоокеанский, Черноморский и Каспийская флотилия - теперь подчинены командующим соответствующих военных округов: Западного, Восточного и Южного.

Основной задачей следующего этапа формирования нового облика Вооруженных Сил является повышение боевых возможностей группировок войск на стратегических направлениях. Для этого в ближайшее время планируется завершить формирование новых соединений и воинских частей, создать систему воздушно-космической обороны, осуществить комплекс мер по совершенствованию боевой готовности сформированных частей к выполнению боевых задач, продолжить переоснащение войск современным вооружением и техникой, строительство военных городков в новой географии базирования войск, создать фонд служебного жилья, совершенствовать систему социального обеспечения военнослужащих и членов их семей.

Начался процесс вывода из состава Вооруженных Сил так называемых обеспечивающих структур, предприятий и организаций, объектов и структур, без которых их боевая способность практически не пострадает. Некоторые из них реорганизуются и акционируются, что позволит сократить число военнослужащих и гражданского персонала и одновременно получать дополнительные средства для пополнения оборонного бюджета и обеспечения социальной защиты военных.

В этом контексте идет реорганизация военно-строительного комплекса, сельскохозяйственных предприятий, реорганизация военной торговли, передача органам местной власти объектов социальной инфраструктуры (в том числе части жилищно-коммунального хозяйства, детских садов и ясель, школ, бытовых предприятий и т.д.), состоящих на балансе министерства обороны. Расходы на содержание социальной инфраструктуры порой достигали 30% расходов (около 2-3 триллионов рублей) на содержание войск, которые в новом облике Вооруженных Сил пойдут на обеспечение социальных гарантий военнослужащих.

В целом, приведение Вооруженных Сил к новому облику - дело масштабное, требующее всенародной поддержки и, в первую очередь, воинов армии и флота. Весьма важным является уровень организованности личного состава, чтобы реорганизация, значительное сокращение офицерского состава, вывод из состава Вооруженных Сил обеспечивающих структур и т.д. не отразились на уровне боевой готовности войск и сил флота.

В этих условиях неизмеримо возрастают требования к офицерам-организаторам обучения и воспитания подчиненных, основным проводникам государственной политики в армии и на флоте. От их высокого морального духа и дисциплинированности, профессионализма, ответственности и инициативы в первую очередь зависит уровень воспитательного процесса, качество боевой подготовки.

Важнейшим условием успешного приведения Вооруженных Сил к новому облику является поддержание в воинских коллективах патриотических чувств, здорового морально-психологического климата. Важно добиваться осознания каждым военнослужащим государственной значимости преобразований в Вооруженных Силах, их личной ответственности за поддержание высокой бдительности и боевой готовности. Военнослужащие должны глубоко понимать, что сокращение армии и флота не должно ослабить их боевую мощь. Оно должно быть восполнено ростом боевого мастерства каждого воина, умелым владением боевой техникой и оружием, укреплением воинской дисциплины и организованности.

Таким образом, в результате глубоких преобразований наши Вооруженные Силы в новом облике будут соответствовать всем параметрам современной армии, смогут выполнять весь комплекс возложенных на них задач по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов, а также готовых к непосредственной вооруженной защите Российской Федерации и ее союзников.

С каждым годом модернизация Вооруженных Сил России набирает обороты. Утверждаются новые образцы вооружения, улучшается инфраструктура армии, существенно растет профессиональное мастерство военнослужащих. Так что на сегодняшний день вопрос реформы перевооружения ВС РФ 2018 все еще остается открытым.

В определенных кругах возникают сомнения в том, что военная реформационная программа 2008-2020 годов будет выполнена в свой срок. В виду экономического кризиса и быстро меняющихся условий в стране, очень сложно спрогнозировать исход реформы.

Проблема необходимости подобной реформы была озвучена незадолго до 2008 года и подавалась лишь как одно из возможных направлений будущей реформации. Комплекс мероприятий, разделенных на несколько этапов, призван изменить и усовершенствовать структуру, численность и состав стратегически важной для страны военной организации – Вооруженные Силы Российской Федерации.

Этапы перевооружения:

  • I этап – прошел в период с 2008 года по 2011 год включительно.
  • II этап – начался в 2012 году и завершился в 2015 году.
  • III этап – запланирован на период с 2016 года по 2020 год включительно.

Организационно-штатные маневры

На первом этапе проводились организационные и штатные мероприятия, направленные на совершенствование управления, оптимизацию численности и проведение реформы военного образования.

Одним из главных направлений первого этапа реформации был переход от системы, состоящей из четырех звеньев (то есть «военный округ – армия – дивизия – полк») к системе, включающей в себя лишь три звена: «военный округ – оперативное командование – бригада».

Прошло сокращение число военных округов, в каждом из которых было учреждено свое командование резерва. В ходе проведения реформы перевооружения было сокращено и количество воинских частей.

Степень сокращения:

  • Сухопутные войска – на 90%;
  • Военно-морской флот – на 49%;
  • Военно-воздушные силы – на 48%;
  • Ракетные войска стратегического назначения – на 33%;
  • Воздушно-десантные войска – на 17%;
  • Космические войска – на 15%.

Значительной частью перевооружения стало уменьшение количества военнослужащих. Больше всего под реформацию «попали» офицеры: с примерно 300 тысяч человек численность офицерского состава сократилась почти в два раза.

Нужно сказать, что оптимизация численности была определена как неудачная. Действия военного ведомства привели к сложным проблемам: профессиональная часть младшего состава командования армии была полностью уничтожена. Специалисты, к слову, признали программу создания замены прапорщиков сержантами провальной.

Ожидается, что прапорщики вернутся в части причем в необходимом составе. Уже к началу 2018 года в планах военного ведомства увеличить численность российской армии. Итак, общее число офицеров составит 220 тысяч человек, прапорщиков и мичманов – примерно 50 тысяч человек, военных-контрактников – 425 тысяч человек, срочников – 300 тысяч человек. Значительное количество военнослужащих-срочников свидетельствует о .

Реформа военного образования подразумевает сокращение некоторых военных институтов и университетов, а вместо них под предводительством Министерства обороны были сформированы научные центры.

Оптимизация социального обеспечения военнослужащих

Второй этап реформации, включающий в себя решение вопросов социального характера, был направлен на такие мероприятия: обеспечение жильем, увеличение материального довольствия, повышение квалификации и профессиональная переподготовка.

На данный момент количество военнослужащих, не обеспеченных жильем, существенно снизилось, по сравнению с 2009 годом. К сожалению, не все шло гладко. В первые годы второго этапа данный вопрос успешно решался, однако с 2012 года численность не обеспеченных своей квартирой неумолимо росла.

Ликвидация очереди на жилье, согласно плану Министерства обороны, должна была осуществиться к 2013 году. Однако данный процесс не был претворен в жизнь по ряду серьезных причин. В таких условиях ведомство приняло единственно верное решение вместо жилья выдавать очередникам единовременную денежную выплату.

Повышение материального довольствия военнослужащих пришлось на 2012 год. Оклады были увеличены практически в 3 раза, также возросли военные пенсии. Все действующие до реформации надбавки и дополнительные выплаты были отменены, а вместо них ввели абсолютно новые дополнительные выплаты.

Все военнослужащие контрактной службы, согласно реформе профессионально переподготовки, обязаны были пройти специальные «курсы выживания», направленные на повышение квалификации. Переподготовка офицеров проводится при назначении военнослужащего на должность.

Реформа перевооружения в настоящее время

В настоящее время проходит уже третий этап реформы перевооружения ВС России. По состоянию на 2016 год общая доля новых вооружений в Военных силах РФ составила 47%, в то время как, согласно плану, этот показатель должен был находиться лишь на уровне 30%. Для армии это означает получение дополнительного количества современных , танков, стрелкового оружия и других видов вооружения.

Конечной целью реформы является доведение количества современного оружия до 70% до 2020 года. Таким образом, модернизация армии Российской Федерации должна быть завершена в свои сроки и в полном объеме.

Помимо технического усовершенствования, реформа перевооружения способствовала повышению уровня боевой подготовки военнослужащих, проведению крупномасштабных учений, формированию новых военных учреждений и частей, оптимизации структуры Военных сил и т.д.

Наилучшей оценкой текущему состоянию дел может стать мнение наших заклятых «друзей» с Запада, которые подчеркивают все возрастающую военную мощь нашей страны.

этапы и основное содержание реформы
Все реформы в Российской Армии проходили в результате крупных военных поражений страны в борьбе за свободу и независимость. Военные реформы Ивана Грозного в конце XVII – начале XVIII в. были вызваны необходимостью укрепления русского войска в связи с созданием единого государства и защитой от набегов соседей. Петр Великий создает регулярную армию и флот на основе рекрутской повинности. После мощных поражений от северных соседей, после поражения России от англо-франко-турецкой коалиции в Крымской войне 1853–1856 гг. в стране назрела необходимость проведения очередной военной реформы. После военного поражения в русско-японской войне 1904–1905 гг. правительством Николая II была предпринята попытка проведения очередной военной реформы (1905–1912 гг.) и т. д.

Основная цель последних военных реформ – создание высоко-оснащенных, обладающих необходимым военным потенциалом сдерживания Вооруженных Сил.

При планировании реформы руководством страны учитывалась сложная социально-экономическая ситуация в России, ограниченные возможности финансирования мероприятий реформы.

Всю реформу планировалось осуществить во временном отрезке в течение 8–10 лет, который разбит на 2 этапа.

На первом этапе (1997–2000) планировалось перейти от пяти видов Вооруженных Сил к четырем видам.

Выполнение этого этапа реформ проходило под мощное одобрение западных государств, видевших в этом свои интересы, стран-участниц НАТО, выделявших деньги для утилизации (уничтожения) советских систем обороны и нападения. В период 1997–1998 годов войска ВВС и ПВО были объединены. Сухопутные войска были реформированы, прошла оптимизация структур ВМФ. Все это сводилось к созданию ограниченного количества боеготовных соединений и частей, расширению функций и сферы влияния оставшихся, укомплектованных людьми и оснащенных современной техникой.

Завершился первый этап военной реформы оптимизацией всей структуры Вооруженных Сил России.

Второй этап реформы должен принести следующие результаты:

– переход на трехвидовую структуру ВС;

– создание многофункциональных новых видов вооружения стратегического, оперативного и тактического назначения;

– создание научно-технической и технологической основы для перевооружения Российской Армии;

– преобразование Военно-Космических Сил в самостоятельный род войск.

В результате реформы должны возрасти возможности Вооруженных Сил по выполнению задач стратегического сдерживания, предупреждению и отражению агрессии против России и ее союзников, локализации и нейтрализации локальных конфликтов и войн, а также реализации международных обязательств России.

Для решения этих задач ВС России должны иметь в своем составе:

– силы ядерного сдерживания (СЯС) – для удержания ядерных держав от возможного развертывания ядерной войны, а также других государств, имеющих мощное обычное вооружение, от неядерных войн;

– силы неядерного сдерживания для удержания возможных государств-агресссоров от развязывания неядерных войн;

– мобильные силы – для скорейшего разрешения военных конфликтов;

– информационные силы – для противодействия возможному противнику в информационной войне.


Эти задачи должны решать уже реформированные виды Вооруженных Сил России.

Главными факторами, влияющими на военное строитель­ство, являются геостратегическое положение государства, п также характер и особенности военно-политической си­туации в мире. Для того чтобы определить направленность поенного строительства, необходимо правильно оценить, су­ществует ли опасность военной угрозы для страны, каковы ее источники, масштабы и характер. Иначе говоря, требует­ся взвешенная оценка реальной военно-политической обста­новки и перспектив ее развития.

После окончания «холодной войны» военно-политическая обстановка в мире существенно изменилась. Ушло в прошлое острое противоборство двух систем. Угроза крупномасштаб­ной войны значительно ослабла, хотя локальные столкнове­ния (в основном на межнациональной почве) по-прежнему существуют. Россия не рассматривает ни одно государство, ни один народ как своего потенциального врага, но и она втя­нута в конфликты. Свежий пример - разрешение грузино- южноосетинского конфликта в августе 2008 г.

Кроме военно-политических причин необходимость рефор­мы Вооруженных сил на современном этапе диктуется и со­ображениями экономического характера. Жизнь требует при­нести Вооруженные силы в соответствие с уровнем экономи­ческих возможностей государства.

Начиная с 1990-х гг. в России наблюдается резкий демо­графический спад (снижение рождаемости). Это также дик­тует целесообразность реформы. Требуется значительно умень­шить число федеральных ведомств, имеющих воинские фор­мирования, перейти к смешанной, а затем к контрактной си­стеме комплектования частей. При сокращении Вооруженных сил эта вполне реальная перспектива становится шагом к про­фессиональной армии.

Основная цель рассматриваемой реформы армии - повысить обороноспособность страны и привести войска в соответствие с требованиями времени.

Конечный результат преобразований - повышение управ­ляемости армии, оптимизация ее состава, структуры и числен­ности, ц 0 самое главное - повышение ее профессионального уровня.

Современная армия требует достижения оптимальных характеристик численности, боевому составу, по организационно-штатным структурам, системам управления и всем видам обеспечения. Одно из непременных условий реформы Оптимизация расходов материальных ресурсов, направляемых на обеспечение боеготовности, эффективное их использование на основе взаимосвязанного, скоординиро­ванного действия всех компонентов военной организации государства

основой проведения военной реформы стал Указ Президента от 16 июля 1997 г. «О первоочередных мерах по реформированию Вооруженных сил Российской Федера­ции и совершенствованию их структуры» (утратил силу в со­ответствии с Указом Президента РФ от 29 июля 2008 г. № 1139) в настоящее время разрабатываются новые подхо­ды к военной реформе, связанные с изменением структуры, состава и численности Вооруженных сил.

Для проведения военной реформы были уточнены задачи Вооруженных сил с учетом внешнеполитической обстанов­ки и возможностей экономики нашей страны, определены основны е положения политики государства в области воен­ного строительства. Все эти моменты изначально нашли свое отражение в документе под названием «Концепция нацио­нальной безопасности Российской Федерации», утвержден­ном Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. (с изменениями от 10 января 2000 г.). Данный документ опреде­лил, что Россия не стремится поддерживать паритет (равен­ство) в вооружениях и вооруженных силах с ведущими госу­дарствами мира и ориентируется на реализацию принципа реалистического сдерживания, в основе которого лежит решимость использовать военную мощь страны для предотвра­щения агрессий.

В августе 2005 г. Президент РФ В.В.Путин подписал осно­вополагающий документ «Основы (концепция) государст­венной Политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года», излагающий принципи­альные Положения по указанному вопросу.

В соответствии с данной концепцией структурно армия должна Подразделяться на два компонента: стратегические ядерные силы (силы сдерживания) и силы общего назначе­ния.

Стратегические ядерные силы по типу и структуре должны сохранить принцип существующей в настоящее время триады: ракетные войска стратегического назначения, мор­ские стратегические ядерные силы и авиационные стратеги­ческие ядерные силы. Однако во главу угла поставлено фор­мирование единой системы разнородных сил, включающих стратегическую и тактическую составляющие, а также раз­работка и создание новых, неядерных средств стратегическо­го сдерживания. Большое внимание будет уделяться интен­сивному развитию высокоточного оружия дальнего радиуса действия. Опыт военных действий наглядно продемонстри­ровал, что неядерные средства (крылатые ракеты различных видов базирования и высокоточное оружие авиации) способны решить исход не только боя или операции, но и кампании, и даже войны. В этой связи необходим новый подход к со­кращению ядерного арсенала. Стратегическое ядерное ору­жие должно ограничиваться и сокращаться с условием учета совокупного (ядерного плюс неядерного) потенциала.

Обязательным требованием к силам сдерживания являет­ся дальнейшее совершенствование, повышение надежности и быстроты действия системы управления стратегическими ядерными силами.

Процесс обеспечения военной безопасности силами сдер­живания должен быть подкреплен как высоко подготовлен­ным личным составом, так и соответствующим состоянием вооружения и военной техники. Соблюдение этих условий позволит успешно действовать в любых условиях складыва­ющейся обстановки, в том числе при ведении операций с ис­пользованием обычного оружия.

Основу сил общего назначения должны составить вы­сокомобильные соединения и части постоянной готовности, укомплектованные профессиональным личным составом на контрактной основе. Они должны осуществлять функции неядерного сдерживания и з мирное время, и в тревожные для страны периоды, надежно защищать страну от возмож­ного воздушного нападения, отражать агрессию в локальной войне, обеспечить проведение мероприятий мобилизации и развертывания главных сил при ведении крупномасштаб­ных войн.

Указом Президента Российской Федерации от 5 февраля 2010 года №146 утверждена новая Военная доктрина России, а также документ «Основы государственной политики в об­ласти ядерного сдерживания до 2020 года». Новая доктрина состоит из четырех частей. В первой части сформулированы общие положения Военной доктрины. Во второй части пере­числены внешние и внутренние военные опасности и угрозы, стоящие перед Российской Федерацией. К новым российским угрозам отнесены: расширение НАТО, распространение ору­жия массового поражения, международный терроризм и борь­ба за топливно-энергетические ресурсы. В третьей части рас­сказываются основные задачи военной политики России, сре­ди которых недопущение гонки вооружений, предотвращение и сдерживание любых военных конфликтов. Четвертая часть Военной доктрины посвящена совершенствованию оборонно- промышленного комплекса. России требуется современная и хорошо оснащенная армия с высокой боевой мощью.

Вопросы для самоконтроля

1. Выделите основной фактор, влияющий на военное строитель­ство государства.

2. Каковы предпосылки проведения реформы Вооруженных сил в России?

3. Назовите основную цель реформы Вооруженных сил в РФ?

4. Каковы правовые основы проведения реформы Вооруженных сил в РФ?

Выделите основные направления реформирования стратегиче­ских ядерных сил и сил общего назначения.