Реформа центральных учреждений. Реформы центральных учреждений

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится Петр III (1728-1762), сын дочери Петра I - Анны Пет­ровны и немецкого герцога, человек умственно неразвитый, малообра-

зованный, жестокий, чуждый всему русскому, чрезмерно увлекающий­ся военным делом.

Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упразднена ведав­шая политическими преступлениями Тайная канцелярия, внушавшая страх населению. Однако эти меры не смогли принести Петру III по­пулярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завоеваний в Се­милетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голшти- нии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обычаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежительное отношение к русской гвардии.

Восхождение Екатерины II на российский престол В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои на­дежды с женой Петра III, будущей императрицей Екатериной II (1762-1796), которая, хотя и была немкой по происхождению, но прекрасно понимала, что русская императрица должна думать преж­де всего об интересах России. В отличие от мужа, который продол­жал считать себя герцогом Голштинским, Екатерина после смерти родителей отреклась от всех прав на Ангальт-Цербст.

Будущая российская императрица родилась в 1729 г., она была дочерью принца Ангальт-Цербстского - генерала прусской армии. Принцесса получила хорошее домашнее образование, в детские и отро­ческие годы довольно много путешествовала вместе с семьей, что помогло ей расширить кругозор. В 1745 г. Софья Августа Фредерика, приняв православие и имя Екатерина Алексеевна, вышла замуж за наследника российского престола - Петра Федоровича (до креще­ния Карл Петр Ульрих), сына старшей сестры императрицы Елизаве­ты - Анны Петровны, вышедшей замуж за голштинского герцога Карла Фридриха.

Оказавшись в 16 лет в России, Екатерина, реально оценив си­туацию, решила как можно быстрее стать «своей», русской - в со­вершенстве овладеть языком, усвоить русские обычаи, - и она не жалела сил для осуществления своей цели. Она много читала, за­нималась самообразованием. Особый интерес Екатерина проявляла к описаниям путешествий, произведениям классиков, истории, фи­лософии, трудам французских энциклопедистов.

От природы Екатерина обладала трезвым умом, наблюдательно­стью, умением подавлять свои эмоции, внимательно слушать собе­седника, быть приятной в общении. Эти качества очень пригоди­лись ей в первые годы пребывания в России, поскольку отношения с мужем и, главное, с императрицей Елизаветой Петровной скла­дывались достаточно сложно.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помогли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екате­рины II сплотилась группа заговорщиков - в основном гвардей­ских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины - Григорий Орлов (1734-1783) и его брат Алексей (1737-1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объявил Петра III низложенным. 29 июня он был взят под стражу, а в июле убит при неясных обстоятельствах. В сен­тябре 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II Первые годы правле­ния императрица посвятила укреплению своей власти, подбору дове­ренных лиц, изучению положения дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией (в 1763-1767 гг. она совершила три поездки по европейской части страны). В это время в России начинает проводиться политика просвещенного абсолютизма. Счи­тая себя ученицей французских философов XVIII в., Екатерина II стремилась с помощью некоторых преобразований устранить эле­менты «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его соци­альную базу - дворянство.

Необходимость перемен во многом определялась сложившейся к началу правления Екатерины II социально-экономической ситуа­цией. На протяжении ХѴШ в. в России развивались элементы капи­талистических отношений, идеи предпринимательства постепенно проникали в различные слои общества - дворянство, купечество, кре­стьянство. Особую сложность внутреннему положению страны в на­чале 60-х годов ХѴШ в. придавало крестьянское движение, в котором наиболее активно участвовали заводские и монастырские крестьяне. Все это, наряду с идеями Просвещения, обусловило внутреннюю политику России, особенно в первые два десятилетия правления Екатерины II.

В 60-70-х годах было запрещено покупать крестьян для про­мышленных предприятий, объявлена свобода организации про­мышленного дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутреннюю торговлю новых земель, присоединенных к Россий­скому государству в годы царствования Екатерины II: некоторых областей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, приазовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, институты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губерн­ских и уездных народных училищ был провозглашен принцип бес­сословного обучения.

ИМПЕРАТРИЦА ЕКАТЕРИНА II ВЕЛИКАЯ После смерти Петра Ш Екатерина сделалась императрицею. Она прославила свое имя гром­кими завоеваниями и мудрыми государственными распоряжениями. Для составления новых законов сама написала «Наказ» под заглавием «Наказ комиссии о составлении проекта нового уложения». При ней в 1783 г. была учреждена Российская Академия и в этом же году при­соединение Крыма к России. Управление Крымом было поручено По­темкину.

С 1787-1791 гг. Вторая Турецкая война, окончившаяся миром в Яссах (в 1791). Главным героем этой войны был Суворов, одержав­ший над турками победы при Кинбурне и в 1789 г. при Фокшанах и Рымнике. По этому миру Турция навсегда отказалась от Крыма и уступила России земли между Бугом и Днестром с городом Очако- вым (Иллюстрированнаяхронология... С. 116).

Усиление крепостничества Однако наряду с подобными прогрес­сивными мероприятиями, объективно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостни­чества. Уже в манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины пе­реворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II - всемерно поддерживать помещиков и держать в по­виновении крестьян. В 60-е гг., когда императрица на словах еще поддерживала идею освобождения крестьян, крепостным было за­прещено жаловаться на барина, помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопасных очагов на юге было ликвидировано самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов - здесь в конце XVIII в. было рас­пространено крепостное право. В дальнейшем, в годы правления Екатерины II, происходит усиление эксплуатации крестьян: крепо­стные составляли около 50% общей их численности, более полови­ны из них были на барщине, которая в целом по стране к 80-м гг. увеличилась до пяти дней в неделю вместо трех дней в 60-е гг.; особенно широко во второй половине XVIII в. распространилась торговля крепостными. Положение государственных крестьян также ухудшилось - были увеличены наложенные на них повинности, активно проводилась их раздача помещикам.

Однако стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд и быть в нем свидетелями, мог­ли, правда с согласия помещика, записываться в купцы, заниматься откупами и пр.

Отход от политики просвещенного абсолютизма В последние годы своего правления под влиянием крестьянской войны под предводительством Е. Пугачева (1773-1775), и особенно Великой французской революции (1789-1794), Екатерина II постепенно от­ходит от просвещенного абсолютизма. В основном это касается идеологической сферы - идет преследование передовых идей, спо­собных привести к изменению существующего порядка, чего императ­рица стремится избежать любой ценой. В частности, А.Н. Радищев, автор антикрепостнического «Путешествия из Петербурга в Москву», был назван Екатериной бунтовщиком хуже Пугачева и в 1790 г. сослан в Сибирь; известнейший русский просветитель, издатель

Н.И. Новиков, в 1792 г. был заключен в Шлиссельбургскую крепость. Однако основы жизни общества, заложенные политикой просве­щенного абсолютизма, остаются практически без изменений до са­мой смерти Екатерины II.

Аппарат центрального управления Одной из характерных, существенных черт политики просвещенного абсолютизма Екате­рины II было упорядочение системы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в манифесте 6 июля 1762 г., осуществление ее было начато с преобразования Сената.

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник пе­реворота Н.И. Панин (1718-1783), известный дипломат, советник Коллегии иностранных дел, представил императрице проект изме­нений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четырех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и морского департаментов) и двух совет­ников. Все важнейшие вопросы должны были рассматриваться Сове­том в присутствии императрицы, которая принимала окончательные решения. Кроме того, предлагалось разделить Сенат на шесть де­партаментов.

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть императрицы, был ею отклонен, однако, для ускорения и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената была проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов, четыре из которых находились в Петербурге: первый занимался важнейшими внутрен­ними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал де­лами западных окраин государства, путями сообщения, высшим образо­ванием, полицией; четвертый - военными и морскими делами. Два московских департамента соответствовали первому и второму пе­тербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Сена­та. Отношения с ним она поддерживала через генерал-прокурора А.Л. Вяземского (1727-1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Сената. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государствен­ного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-судебное учреждение. В 70-80-х го­дах XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов централь­ного управления. После губернской реформы 1775 г. деятельность

Сената ограничивается судебными функциями, дела большинства коллегий переходят к новым губернским учреждениям.

К 90-м гг. большинство коллегий прекратило свое существование: в 1779 г. - Мануфактур-коллегия (промышленность), в 1780 г. - Штатс-контор-коллегия (государственные расходы), в 1783 г. - Берг-коллегия (горнорудная промышленность), в 1784 г. - Камер- коллегия (государственные доходы), в 1786 г. - Юстиц-коллегия (су­дебная) и Вотчинная коллегия (вопросы землевладения), в 1788 г. - Ревизион-коллегия (контроль государственных расходов). Были ос­тавлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать орга­нам местного управления: Иностранная, Военная, Морская и Ком- мерц-коллегия.

Таким образом, в царствование Екатерины II роль центральных органов постепенно была сведена к общему руководству и наблю­дению, основные вопросы управления стали решаться на местах. Однако еще до реформирования системы местного управления им­ператрица сделала попытку дать России новое законодательство, отвечающее духу времени.

Попытка создания нового законодательства Начиная с Петра I, все правители России понимали необходимость создания нового свода российских законов. Однако в отличие от своих предшест­венников Екатерина II стремилась не систематизировать старые законы, а создать новые. Планируя собрать «Комиссию для состав­ления нового уложения» вместо устаревшего Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала составлять для нее особую инструкцию - «На­каз», в котором нашли отражение идеи просветительской филосо­фии. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась дать ей соответствующие законы, и основными источниками для нее стали произведения «О духе законов» знаменитого французско­го просветителя Шарля Луи Монтескье (1689-1755) и «О преступ­лениях и наказаниях» Чезаре Беккариа (1738-1794), итальянского просветителя и юриста.

В «Наказе» довольно полно охватываются важнейшие вопросы законодательства: его задачи, особенности государственного прав­ления, судопроизводство, система наказаний, положение сословий и т.д. Первоначальная редакция «Наказа», показанная некоторым приближенным императрицы, вызвала с их стороны множество воз­ражений как слишком вольнодумная и не соответствующая русским обычаям. В результате «Наказ» был значительно сокращен в основном за счет либеральных положений, например, статей об улучшении по­ложения крестьян, об отделении законодательной власти от судебной и пр. Наиболее близкими к просветительской идеологии остались ста­тьи, касавшиеся судопроизводства и воспитания. В целом «Наказ» представлял собой изложение общих принципов, которыми должна руководствоваться в своей работе Уложенная комиссия.

В декабре 1766 г. был издан манифест о созыве «Комиссии для составления но­вого уложения». В Комиссии должны были быть представлены вы­борные депутаты от всех сословий.

Всего было избрано 564 депутата: 161 - от дворян, 208 - от го­родов, 167 - от сельского населения, 28 - от центральных учреж­дений (Сената, Синода, коллегий и других присутственных мест). Каждый депутат получал от своих избирателей наказ, отражавший их пожелания. Всего было представлено 1465 наказов, причем большая их часть (1066) была от сельского населения. Во время ра­боты Уложенной комиссии депутатам выплачивалось из казны жа­лованье: дворянам - 400 руб., горожанам - 120 руб., крестьянам - 37 руб. Депутаты навсегда освобождались от смертной казни, телес­ных наказаний, конфискации имущества.

30 июля 1767 г. Уложенная комиссия начала свою работу в Мо­скве. Председателем ее, по рекомендации Екатерины II, был избран генерал А.И. Бибиков (1729-1774), он имел право назначать заседа­ния, вносить и ставить на голосование предложения.

Делопроизводство в Уложенной комиссии было достаточно сложным: каждый вопрос проходил через разные комиссии (их бы­ло около 20) по несколько раз, кроме того, сферы деятельности специальных комиссий и общего собрания депутатов не были дос­таточно разграничены, что затрудняло работу. Комиссия переходила от одного вопроса к другому, так и не решив предыдущего, за пол­тора года депутаты не смогли даже просто прочесть все наказы.

В целом деятельность Уложенной комиссии с самого начала была обречена на неудачу из-за отсутствия предварительной подго­товки, а также огромного объема и сложности работы: для создания новых законов депутатам нужно было разобраться в старом законо­дательстве, включавшем более 10 тыс. разнородных положений, изу­чить депутатские наказы, снять противоречия, часто непримиримые, между пожеланиями различных сословий и, наконец, составить новый законодательный кодекс, основываясь на изложенных в «Наказе» Екатерины принципах, часто противоречащих депутатским наказам. В декабре 1768 г. в связи с началом русско-турецкой войны и тем, что значительная часть депутатов-дворян должна была отправиться в войска, Уложенная комиссия была распущена на неопределенный срок, однако в дальнейшем депутаты уже не собирались.

Несмотря на то, что попытка создания нового законодательства закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала значи­тельное влияние на последующую деятельность Екатерины II. На­казы депутатов показали положение различных сословий русского общества, их пожелания и во многом определили направление дальнейших реформ.

Реформирование местного управления Система местного управ­ления включала управление губерний и уездов, а также городов и от­дельных сословий. В ноябре 1775 г. было издано «Учреждение для управления губерний Российской империи». Во введении к этому до­кументу указывались недостатки, вызвавшие необходимость реформы: обширность губерний, недостаточное количество органов управления, смешение в них различных дел.

В результате реформы прежнее административное деление (гу­берния, провинция, уезд) было изменено: провинции упразднены, число губерний увеличено до 40 (к концу царствования Екатерины И за счет присоединения новых территорий к России существовала уже 51 губерния). Раньше областное деление проводилось случайно, и на губернии с очень разной численностью населения приходился примерно одинаковый штат чиновников. Теперь же устанавлива­лось, что губернии должны быть приблизительно одинаковы по числу жителей - от 300 до 400 тыс. человек, для уезда численность населения была определена в 20-30 тыс. Поскольку новое админи­стративное деление было более дробным, около 200 крупных сел были преобразованы в уездные города.

С изменением административных границ в рамках губернской реформы было изменено и местное управление: разделены админи­стративные, финансовые и судебные дела. В дальнейшем унифика­ция органов местного управления на территории всей страны при­вела к упразднению автономии некоторых окраин: на Украине это окончательно произошло в 1781 г., а с 1783 г. общегосударственная система административного управления была распространена на Прибалтику.

Губернское управление Одна или несколько губерний получали статус генерал-губернаторства и подчинялись назначенному Сенатом наместнику - генерал-губернатору, деятельность которого контроли­ровалась непосредственно императрицей. Генерал-губернатор обладал широкими полномочиями по надзору за всем местным управлением и судом на вверенной ему территории.

Управление отдельной губернией было возложено на назначаемого Сенатом губернатора, который возглавлял губернское правление - главный административный орган. Кроме губернатора в него входи­ли два губернских советника и губернский прокурор. Правление занималось различными административными вопросами, контролировало управление губернией, а также совместно с вице-губернатором ведало всеми полицейскими учреждениями губернии и уезда.

Вице-губернатор (или поручик правителя, т.е. губернатора) назна­чался Сенатом, в случае необходимости мог заменять губернатора, а также был председателем казенной палаты - высшего финансового органа губернии, распоряжавшегося государственным имуществом. Она ведала сбором налогов, казенными подрядами и постройками, губернским и уездным казначействами, экономическими кресть­янами бывших церковных имений.

Кроме административных, финансовых и специальных судеб­ных учреждений в каждом губернском городе был создан новый орган - приказ общественного призрения, ведавший школами, боль­ницами, богадельнями и приютами. В отличие от губернского прав­ления и казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Уездное управление Уездным исполнительным органом был нижний земский суд, возглавляемый капитаном-исправником (как правило, из отставных офицеров). Он считался начальником уезда, ведал уездной администрацией и полицией, наблюдал за торговлей, про­водил предварительное следствие по судебным делам. Его выбирали дворяне сроком на три года на уездном собрании, в помощь ему также из дворян выбирались два заседателя.

Главой административно-полицейской власти в уездном городе был городничий, назначавшийся Сенатом.

Судебная система С 1775 г. в губерниях было введено сословное судопроизводство. Губернской судебной инстанцией для дворян был верховный земский суд, для городского населения - губернский магист­рат, для лично свободных крестьян - верхняя расправа. Эти судебные органы состояли из заседателей - выборных от соответствующего со­словия, возглавляли их специально назначенные чиновники. При ка­ждом верхнем земском суде была учреждена дворянская опека, за­нимавшаяся делами вдов и малолетних сирот дворян. Кроме того, в губернских городах были учреждены особые совестные суды для разбора уголовных дел, связанных с невменяемостью преступника, и гражданских дел, решавшихся путем мировой сделки.

В качестве высших судебных инстанций по всем делам, решен­ным в губернских сословных судах, были учреждены палата граж­данского суда и палата уголовного суда. В случае каких-либо жалоб им принадлежало право принятия окончательного решения.

В каждом уезде для дворян существовал уездный суд, подчиняв­шийся верховному земскому суду, для городского населения - го­родской магистрат, находящийся в ведении губернского магистрата. В уездах, где проживало свыше 10 тыс. лично свободных крестьян, существовала нижняя расправа, подчинявшаяся верхней расправе. В уездные судебные учреждения судьи и заседатели избирались из представителей сословия, делами которого ведали, правительство назначало только председателя нижней расправы. При каждом го­родском магистрате был учрежден сиротский суд, занимавшийся делами вдов и малолетних сирот горожан.

Роль органов надзора в каждой губернии выполняли губернские прокуроры и их помощники - уголовные и гражданские стряпчие. Губернскому прокурору подчинялись прокуроры при верхнем зем­ском суде, губернском магистрате и верхней расправе, а также уездный стряпчий, выполнявший обязанности прокурора в уезде.

Дворянское самоуправление В своей внутренней политике Екате­рина II ориентировалась прежде всего на дворянство, и уже в первые годы ее правления закладываются основы самоуправления этого со­словия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в Ко­миссию и на случай каких-либо других требований со стороны вер­ховной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив права юридического лица уездному дворянскому собранию. Жалованная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия. В ней фиксировались ранее существовавшие права и льготы дворянства: свобода от налогов и телесных наказаний, от государственной службы, право полной собственности на землю и крепостных, пра­во быть судимыми только равными себе и пр. Жалованная грамота дала дворянству также некоторые новые привилегии, в частности, запрещалась конфискация имений дворян за уголовные преступле­ния, было облегчено получение дворянства и т.д. Помимо этого, в 1785 г. губернскому дворянству, как раньше уездному, как едино­му целому были предоставлены права юридического лица.

В конечном итоге система дворянского управления, сложившая­ся в годы правления Екатерины II, имела следующий вид. Раз в три года на уездных и губернских собраниях дворяне выбирали соответ­ственно уездных и губернских дворянских предводителей и других должностных лиц. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицер­ский чин. Помимо выборов должностных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дисциплиной. Кроме того, собрания имели право представлять свои пожелания губернатору или генерал- губернатору, специально избранная депутация во главе с предводи­телем дворянства могла обратиться к императрице.

Городское самоуправление В 1785 г. была также опубликована Грамота на права и выгоды городам Российской империи, позже получившая название Жалованной грамоты городам. При ее разра­ботке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комиссии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности, Риги. В основе этих уставов было заложено магдебургское (по названию города в Германии), или немецкое, право, сложившееся в эпоху Средневековья на базе завоеванного горожанами права на самоуправление, а также на базе актов, регламентирующих ремесло и торговлю.

Отныне для каждого города обязательным становится герб, ко­торый следовало «употреблять во всех городовых делах». Было уста­новлено, что герб уездного города должен включать в себя и эмб­лему губернского города. Все гербы, уже существующие или новые, утверждались самой императрицей.

В соответствии с Жалованной грамотой население каждого го­рода было разделено на шесть разрядов. В первый входили «настоя­щие городские обыватели», т.е. все без различия происхождения, звания и занятия, имеющие в городе дом или землю. Второй разряд составляли купцы, разделенные на три гильдии в зависимости от размера капитала: 1-я гильдия - от 10 до 50 тыс. руб., 2-я - от 5 до 10 тыс. руб., 3-я - от 1 до 5 тыс. руб. В третий разряд вхо­дили городские цеховые ремесленники, в четвертый - иногородние и иностранные гости, постоянно проживавшие в данном городе. Пятый разряд составляли «именитые граждане» - выборные долж­ностные лица, ученые и художники (живописцы, скульпторы, архи­текторы, композиторы), имеющие академические свидетельства или университетские дипломы, лица, владеющие капиталом от 50 тыс. руб., банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. руб., оптовые торгов­цы, судовладельцы. К шестому разряду относились «посадские лю­ди» - горожане, занимавшиеся ремеслами, промыслами и пр., и не внесенные в другие разряды. Горожане третьего и шестого разрядов получили общее название «мещане». Все население города в соот­ветствии со своим разрядом было внесено в Городскую обыватель­скую книгу.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую думу. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели пра­во отказа от исполнения городских должностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, Общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательст­вом городского головы. Шестигласная дума ведала вопросами сбора на­логов, выполнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т.е. была исполнительным органом го­родского самоуправления. Надзор за городским самоуправлением осуществлял губернатор, к которому шестигласная дума могла обра­щаться за помощью.

Права города как единого целого защищались городским маги­стратом, который ходатайствовал за город перед высшими органа­ми, следил, чтобы на него без распоряжения правительства не нала­гались новые подати или повинности.

Реформы Екатерины 2 (кратко)


Екатерина 2, подобно большинству монархов, правивших хоть сколько-нибудь значительное время, стремилась проводить реформы. Тем более, что Россия досталась ей в тяжелом положении: ослаблены были армия и флот, большой внешний долг, коррупция, коллапс судебной системы и т. д. и т. п. Далее мы кратко опишем суть преобразований, проведенных в правление императрицы Екатерины 2.

Губернская реформа:


«Учреждение для управления губерний Всероссийской империи» принято 7 ноября 1775 года. Вместо прежнего административного деления на губернии, провинции и уезды стали делить территории на губернии и уезды. Количество губерний увеличилось с двадцати трех до пятидесяти. Они, в свою очередь, делились на 10-12 уездов. Войсками двух или трех губерний командовал генерал-губернатор, иначе называемый наместником. Во главе каждой губернии стоял губернатор, назначаемый Сенатом и подчинявшийся напрямую императрице. Финансами занимался вице-губернатор, ему подчинялась Казенная палата. Высшим должностным лицом уезда являлся капитан-исправник. Центрами уездов являлись города, но так как их было недостаточно, то статус города получили 216 крупных сельских поселений.

Судебная реформа:


Для каждого сословия был учрежден свой суд. Дворян судил земской суд, горожан – магистраты, а крестьян – расправы. Также были учреждены совестные суды из представителей всех трех сословий, выполнявшие функцию примирительной инстанции. Все эти суды были выборными. Более высокой инстанцией были судебные палаты, члены которых назначались. А высшим судебным органом Российской империи был Сенат.

Секуляризационная реформа:


Была проведена в 1764 году. Все монастырские земли, а также жившие на них крестьяне передавались в ведение специально учреждаемой Коллегии экономии. Содержание монашества государство брало на себя, но с этого момента получило право определять необходимое империи число монастырей и монахов.

Реформа Сената:


15 декабря 1763 г. был издан манифест Екатерины 2 «Об учреждении в Сенате, Юстиц-, Вотчинной и Ревизион-коллегиях департаментов, о разделении по оным дел». Роль Сената была сужена, а полномочия его главы, генерал-прокурора, наоборот, расширены. Сенат стал высшей судебной инстанцией. Он был разделен на шесть департаментов: первый (возглавляемый самим генерал-прокурором) ведал государственными и политическими делами в Санкт-Петербурге, второй – судебными в Санкт-Петербурге, третий – транспортом, медициной, науками, образованием, искусством, четвертый - военно-сухопутными и военно-морскими делами, пятый - государственными и политическими в Москве и шестой – московский судебный департамент. Главами всех департаментов, кроме первого, были обер-прокуроры подчиненные генерал-прокурору.

Городская реформа:


Реформа городов России регулировалась «Грамотой на права и выгоды городов Российской империи», которая была выпущена Екатериной 2 в 1785 году. Были введены новые выборные учреждения. Количество избирателей при этом увеличилось. Жители городов были поделены на шесть разрядам по различным имущественным, сословным признакам, а также по заслугам перед обществом и государством, а именно: настоящие городские обыватели – те, кто владел недвижимостью в черте города; купцы трех гильдий; цеховые ремесленники; иностранные, а также иногородние гости; именитые граждане – архитекторы, живописцы, композиторы, учёные, а также богатые купцы и банкиры; посадские люди – те, кто занимался в городе рукоделием и промыслами. Каждый разряд имел свои права, обязанности и привилегии.

Полицейская реформа:


В 1782 году императрицей Екатериной 2 был введен «Устав благочиния или полицейский». Согласно нему органом городского полицейского управления стала управа благочиния. В ее состав входили приставы, городничий и полицмейстер, а также горожане, определяемые путем выборов. Суд за общественные нарушения: пьянство, оскорбления, азартные игры и т. п., а также за самовольную застройку и взятки осуществляли сами полицейские органы, а по прочим делам проводилось предварительное следствие, после чего дело передавалось в суд. Наказаниями, применяемыми полицией были арест, порицание, заключение в работный дом, штраф, а кроме того – запрещение некоторых видов деятельности.

Реформа образования


Создание в городах народных училищ положили начало государственной системе общеобразовательных школ в России. Они были двух типов: главные училища в губернских городах и малые - в уездных. Содержались эти учебные заведения за счет казны, и учиться в них могли люди всех сословий. Школьная реформа была проведена в 1782 году, а ранее в 1764 году было открыто училище при Академии художеств, а также Общество двухсот благородных девиц, затем (в 1772 году) – коммерческое училище.

Денежная реформа


В царствование Екатерины 2 были образованы Государственный банк и ссудная касса. А также, впервые в России, введены в обращение бумажные деньги (ассигнации).

Теснейшим образом с губернской реформой 1775 г. были связаны и преобразования центральных учреждений. Их общая тенденция одна - освобождение центральных учреждений от дел текущего управления и сосредоточение власти в руках императрицы. Еще в 1763 г. Сенат окончательно утратил свои широкие полномочия. Тогда он был разделен на 6 департаментов, но лишь один из шести сохранил за собой какое-то политическое значение (публикация законов).

Важнейшим звеном государственного управления стал Кабинет Екатерины II с его статс-секретарями. В Кабинете рассматривались теперь многие вопросы внутренней политики (сенатские дела, вопросы промышленной политики и т.д.). Важнейшими фигурами стали статс-секретари Екатерины II, такие как А.В. Олсуфьев, А.В. Храповицкий, Г.Н. Теплов и др. Через них Екатерина II вела основную часть дел по управлению государством. Так постепенно зарождался принцип единоличного управления, что впоследствии вылилось в организацию министерств. С течением времени обнаружилась необходимость в создании совета при императрице из ближайших и влиятельных сановников. С 1769 г. стал действовать Императорский совет.

В связи с передачей большей части дел текущего управления на места, в губернские учреждения роль коллегий резко снизилась и в 80-х годах назрела необходимость их ликвидации. Из коллегий продолжали сохранять прочное положение лишь три - Иностранных дел, Военная и Адмиралтейская. Сохранил свое положение в качестве одной из коллегий и Синод, но теперь Синод находился в полнейшем подчинении светской власти.

В итоге всех этих преобразований окрепла самодержавная власть абсолютного монарха, окрепла и диктатура дворянства на местах, создана была прочная полицейско-бюрократическая система учреждений, просуществовавшая вплоть до эпохи падения крепостного права.

Помимо реформирования государственного механизма управления Екатерина II огромное внимание уделила сословной политике. Возведенная на престол дворянской гвардией, Екатерина опиралась на это сословие в течение всего царствования. В его интересах она осуществила ряд важных мероприятий: это и разрешение на ссылку крестьян на каторгу; и передача земель и монастырских крестьян, отобранных у церкви, в собственность дворян, и пожалование им более 800 тысяч государственных крестьян и др.

В апреле 1785 года был издан главный документ в пользу дворян - «Жалованная грамота дворянству» . В нем были собраны воедино и подтверждены все привилегии, данные дворянству после смерти Петра I. Кроме этого, Екатерина разрешила дворянам создавать дворянские общества в губерниях и уездах. Один раз в три года собирались дворянские собрания, на которых избирались уездные и губернские предводители дворянства. Роль губернских и уездных предводителей дворянства с течением времени получала все большее значение. Это были покровители и защитники дворян, всюду охранявшие их монопольные права и привилегии.

Одновременно с Жалованной грамотой дворянству в 1785 г. была утверждена «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» , которая подтверждала ранее данные права и привилегии городского населения (главным образом высших его слоев). Важнейшим ее положением было деление всех городских жителей на шесть групп или разрядов. К первой, высшей группе или разряду принадлежали все городские домовладельцы и землевладельцы. Во вторую группу или разряд объединялось купечество всех трех гильдий. Третий разряд городского населения составляли все ремесленники, записанные в цехи (мастера, подмастерья, ученики). Четвертый разряд - иногородние и иностранцы, проживающие в данном городе. В пятую категорию горожан были зачислены «именитые граждане». Ими были крупнейшие торговцы и предприниматели. Наконец, о шестом разряде. Это основная масса горожан - простые «Посадские люди». Наиболее острый вопрос о крестьянах, ставших фактическими жителями городов, остался по-прежнему нерешенным. Оставались в действии и все прежние преграды на пути перехода крестьян в городские сословия.

Наиболее интересная часть законодательства в городах - городское самоуправление. На смену городовому магистрату, совестному суду и ратушам как единственным органам самоуправления пришли теперь «общая городовая дума», «шестигласная дума» и «Собрание градского общества».

Взаимосвязь преобразований Екатерины II

Замечание 1

В $1775$ г. Екатерина II провела Губернскую реформу по следам крупнейшего восстания под руководством Емельяна Пугачева. Собственно, развернувшиеся после бунта преобразования были в целом направлены на то, чтобы подобное не повторилось, и эта цель была достигнута.

По Губернской реформе количество губерний удвоилось, для более удобного фискального и полицейского надзора. Разделение проходило строго по количеству населения – так, в губернии должно было проживать около $400$ тыс. душ, а на территории уезда примерно $30$ тыс. душ. Руководство губернией осуществлял губернатор, чьи полномочия по реформе были увеличены.

Сенат

Как отмечено выше, реформы проводились, грубо говоря, для наведения порядка, поэтому естественно, что они были между собой связаны. Изменения в центральных учреждениях начались постепенно ранее, в $60$-е гг. Так, Сенат перестал быть главным органом в стране, его поделили на $6$ департаментов, которые даже располагались по разным городам – в Петербурге и Москве. Эти департаменты занимались различными проблемами – судебными делами, отдельно вопросами Прибалтики, Украины и пр. Значительный политический вес сохранил только $1$ департамент, и то, это была публикация законов.

При общей потере авторитета Сената выросла власть обер-прокурора и генерал-прокурора Сената. Императрица общалась с Сенатом через генерал-прокурора, который обладал властью министра финансов, юстиции, а также функцией казначея. Генерал-прокурором при Екатерине II долгое время был Вяземский А.А.

При Екатерине II важную роль играл Кабинет со статс-секретарями, который рассматривал большинство вопросов внутренней политики. Статс-секретари Екатерины II стали важными лицами, т.к. через них императрица фактически руководила страной. Среди статс-секретарей отметим Олсуфьева А.В., Теплова Г.Н.

Кроме статс-секретарей у Екатерины II существовало разделение, по которому отдельные доверенные лица занимались отдельными вопросами. Так, например, Миних Л.И. руководил таможенной политикой, а Бецкой И.И. – образованием и просвещением в целом. Такое единоличное управление стало основой для появившихся в $XIX$ в. министерств.

Наиболее приближенные и влиятельные сановники в Российской империи заседали с Екатериной II в Совете при высочайшем дворе, который стал восстановленным аналогом Императорского совета Петра III. Поначалу он был созван с началом в $1768$ г. русско-турецкой войны, но с $1769$ г. созывался регулярно. Это был сугубо совещательный орган, обсуждавший как внешнеполитические вопросы, так и внутреннюю политику. Какие-либо решения Совета при принятии оформлялись как манифесты или указы монарха.

Коллегии

Львиная доля дел передавалась из центра на места, поэтому роль коллегий упала, многие были закрыты (Вотчинная, Камер-, Юстиц-, Штатс- Ревизион-, Берг-, Мануфактур-коллегия и др.). Наиболее авторитетные коллегии сохранили свою роль:

  • коллегия Иностранных дел,
  • Адмиралтейская,
  • Военная.

Остался также Синод, но его положение уже было подчиненным по отношению к светской власти, т.к. отличительной чертой политики просвещенного абсолютизма являлась секуляризация, на которую Екатерина II решилась.

Кроме того, была сформирована вполне четкая и прозрачная система учреждений управления и контроля, в которой решающую роль играло дворянство. Административная система в таком виде существовала и в $XIX$ в.

Екатерина Вторая, великая императрица, правила нашей страной ровно 34 года. Это огромный период истории, на протяжении которого произошло много самых разнообразных событий.

В массовом же сознании эта правительница ассоциируется с ненасытной в любви дамой. Что ж, Екатерина II известна своими любовными похождениями, во многих исторических романах можно прочесть, что императрица меняла фаворитов постоянно. Но будем смотреть правде в глаза: неужели все 34 года она была занята исключительно этим? Наверняка нет: период ее царствования все русские историки считают временем расцвета отечественной литературы, науки и живописи; именно тогда появляется русская опера и невиданными темпами развивается театральное искусство.

Именно Екатерина 2, реформы которой были продуманы, взвешены, а потому осторожны, оставила глубокий след в истории отечественной дипломатии и законодательства.

Не следует забывать и о блистательных военных победах. Пока сия самодержица занимала престол, Россия не потерпела ни одного военного поражения, в отличие от предшествующих периодов. К примеру, в 1812 году мы разбили французов, хотя до того победы на поле брани принадлежали им. Время Екатерины характеризуется присоединением Крыма, а также жесткими «уроками» для польской шляхты. Наконец, вспомним известные реформы Екатерины 2.

Внутренняя политика

Что же происходило в это время внутри страны? Событий было немало, так как Екатерина, в отличие от многих своих предшественников, пришла к власти с уже готовой программой действий, что позволило ей вести действительно результативную политику. Сама себя она позиционировала как «верную последовательницу мыслителей эпохи Просвещения». К чести ее, Екатерина умела понять, что из их теорий годится для реальной жизни, а что — не очень.

Так, в 1773 году в Россию с визитом прибыл знаменитый Дени Дидро, которого очень интересовали реформы управления Екатерины 2. Он с удивлением обнаружил, что императрица внимательно его слушает, внимая всем его предложениям, но... не торопится ни одно из них претворять в жизнь. Когда несколько уязвленный философ спросил, почему так происходит, Екатерина сказала: «Бумага может вытерпеть все, но мне приходится иметь дело с людьми, кожа которых куда тоньше бумажного полотна».

Вторая важная мысль ее касалась того обстоятельства, что любое начинание и реформу следовало проводить постепенно, исподволь готовя общество к их принятию. Это выгодно отличало Екатерину как от отечественных правителей, так и от европейских монархов, которые с интересами своих подданных в таком вопросе не считались практически никогда

Итак, что же конкретно сделала императрица Екатерина 2? Реформы следует начинать описывать с губернской.

Губернская реформа

Ее она начала проводить вскоре после Пугачевского бунта, который потряс самые столпы Империи и явился своего рода предвестником грядущих трагических событий. В отличие от Николая II, Екатерина выводы делать умела.

Во-первых, само название этого преобразования совершенно некорректно. Все дело в том, что суть реформы была много глубже, являя собой создание практически новой управленческой системы «на местах».

Было предложено новое разделение страны. Всего губерний стало 50, причем разделение это в практически неизменном виде сохранялось вплоть до развала Империи в 1917 году. Что это означает? Проще говоря, в стране образовалось в несколько раз больше городов «федерального» значения, чем было до тех пор. В конкретный населенный пункт приезжает назначенный губернатор, туда же направляется масса энергичных, образованных людей. В результате тихий и «затхлый» уездный городишко вскоре превращался в местный центр общественной и политической жизни.

Ответ на бунт Пугачева

Тут внимательный читатель вполне может задать вопрос: «И где же тут влияние бунта Пугачева»? Все просто: после этих событий Екатерина хотела, чтобы большая часть местной власти набиралась из уроженцев этой же местности. Проще говоря, впервые в истории дома Романовых народ получил возможность самостоятельно выбирать тех, кто им будет править. Невиданный рывок для тех времен! Вот чем прославилась Екатерина 2. Реформы ее позволили отойти от замшелого общественного строя начала 16-го века и наконец-то заставили реально развиваться многие отрасли.

Возникли органы самоуправления, которые привычны для нашего времени, но были диковиной для той эпохи. Сразу оговоримся: все это теоретически существовало и до Екатерины. Но делалось не целенаправленно, а только лишь по причине нехватки столичных чиновников, которых бы можно было отправить во все города и веси необъятной империи. Реальных полномочий все эти органы не имели, ограничиваясь лишь правом на сбор налогов и прочие механические операции. Если проводить параллели с нынешними временами, то внутренние реформы Екатерины 2 были направлены на перераспределение властных полномочий.

Все эти преобразования были следствием убеждения императрицы в том, что все бунты возникают из-за неспособности назначенных чиновников оперативно «вникать» в проблемы на местах и решать их. В принципе, у таких наместников и желания-то такового не было: им было важно отчитаться о достижениях «народной пятилетки» и собрать налоги. Другого от них и не требовалось, а инициатива всегда была наказуемой.

Важно заметить, что после 1775 года, когда эта реформа и была проведена, ни одного (!) повторения Пугачевского бунта не было. Местные власти, хоть и отличались порой все тем же стремлением к взяточничеству, все же были гораздо более заинтересованы в том, чтобы улучшить жизнь своего родного края. Проще говоря, государственные реформы Екатерины 2 действительно были направлены на благо страны.

Возникновение гражданского самосознания

Многие историки сходятся во мнении, что с тех пор начали появляться слабые, но все же заметные черты гражданского общества и самосознания. Так, именно в те времена постоянно случалось так, что жители маленьких уездных городов проводили собрания, собирали добровольные пожертвования и строили на эти средства гимназии, библиотеки, храмы и прочие объекты социальной и духовной сферы.

До тех пор такой согласованности и единодушия невозможно себе было даже представить. Как же далек был упомянутый Дидро от реального решения общественных проблем!

Реформа сената

Конечно же, Екатерина 2 (реформы которой мы тут описываем) была далеко не «вестницей демократии». Она и мысли не могла допустить о том, чтобы хоть в чем-то ограничить свою власть и ослабить институт государственного абсолютизма. Так, видя усиливавшуюся самостоятельность Сената, государыня решила взять его «под крепкое государственное крыло», всячески ограничив любую реальную власть этого важного органа.

В конце 1763 года структура Сената была признана «не соответствующей реалиям». Была крайне возвышена роль генерал-прокурора, которого назначала сама императрица.

На это место был выдвинут А. А. Вяземский. В общем-то, человек это был известный: его уважали даже враги за неподкупность, честность и ревностность в деле служения Отечеству. Он ежедневно докладывал Екатерине о работе Сената, подчинил себе всех губернских прокуроров, а также единолично выполнял многие функции, которые до той поры были распределены в Сенате. Разумеется, роль этого органа постоянно падала, хотя формально все обстояло не так.

Все функции Сената в скором времени были распределены между совершенно автономными департаментами, которые фактически являлись лишь марионетками и уже не могли проводить слаженную общую политику.

Изменение структуры общественного управления

В то же время все сильнее начало обозначаться полное несоответствие старой системы городского управления новым устремлениям государства. Уже описанная нами губернская реформа Екатерины 2 сделала каждый город абсолютно самостоятельной административной единицей. За управление им отвечал городничий, чей статус сразу же несоизмеримо вырос.

Он назначался из отслуживших воинскую службу дворян и властью обладал огромной. На этом же должностном лице «висели» полицейские, а не только управленческие функции, а потому человек на этой должности должен был отличаться завидным трудолюбием. Эта реформа местного управления Екатерины 2 сразу поспособствовала наведению порядка на местах.

Напротив, ратуши и магистраты сразу же практически утратили все свое административное значение, превратившись в судебные органы для торговцев и промышленников. Был создан новый магистрат, людей в который набирали по рекомендациям купцов и промышленников. Управление этим органом осуществлял городской голова. Кроме того, в городах действовали общественные и сиротские суды. Из всего этого и формировалось городское самоуправление, на создание которого были направлены многие реформы Екатерины 2. Конечно же, оно пребывало под постоянным надзором со стороны центральной власти, но все же это также был прорыв в области социальной и управленческой сферы. Впрочем, иного выхода у власти не было: города интенсивно росли, появлялось множество предприятий, общин, образовательных и прочих учреждений. Все это нужно было «привести к общему знаменателю», все требовало адекватного городского управления, реализовать которое на практике смогла только губернская реформа Екатерины 2.

Судебная реформа Екатерины

Все вышесказанное приводит ко вполне простому выводу: столь бурное развитие социальной сферы было бы невозможным без нормальных судебных органов, которые бы могли корректно разрешать неизбежно возникающие противоречия и споры, как между отдельными членами общества, так и между целыми их группами.

Нужно также подчеркнуть, что судебная реформа Екатерины 2 базировалась на аналогичном начинании Петра I, вот только императрица смогла найти куда более изящное решение, а потому программа не только была претворена в жизнь, но и дала очень хорошие результаты.

В 1775 году был опубликован первый свод официальных положений. Многие административные суды были упразднены и полностью расформированы. Наконец-то были четко разграничены две ветви власти: судебная и административная, которые ранее были слиты воедино. Более того, административная власть сохранила свое единоначалие, в то время как судебные органы управлялись коллегиально.

Разумеется, не этим прославились реформы Екатерины 2. Кратко основное их значение для судебной системы раскрывается ниже.

Важное замечание

Самое важное — наконец-то были разделены гражданские и уголовные иски. В свое время именно этот «атавизм» мешал отправлению нормального правосудия, так как сложно было адекватно разграничить вину за административные нарушения и действительно серьезные деяния. Нижней инстанцией стал уездный суд. Разбирались в нем дела мелкие и незначительные. Тем самым значительно снижалась нагрузка на судей, которые занимались чем-то действительно важным.

Вообще результаты реформ Екатерины 2 во всех сферах одинаковы — резкое увеличение эффективности работы многих отраслей. Это и сейчас заставляет уважать императрицу за недюжинный управленческий талант. Но вернемся к судам.

Уездный орган рассматривал более серьезные заявления. В отличие от вышеописанного земского, в этом суде заседатели набирались уже из помещиков. Заседания проводились ровно три раза в год, причем за работой этого органа уже наблюдал прокурор, в обязанность которого входила функция «внутренней полиции», так как он фиксировал все случаи нарушения законов самими судьями и докладывал о том «наверх».

На уровне губерний главным органом в иерархии стал Высший земский суд, который мог находиться не только в губернском, но и в уездном городе. Отныне в каждом административном центре могло быть сразу несколько таких органов. В каждом из них было уже по десять заседателей. Председатели же выбирались исключительно Сенатом, а их утверждением занимался зачастую лично глава государства.

Но не только этим ознаменовались реформы Екатерины 2: кратко говоря, суды стали более специализированными.

Структурное разделение судов

Верхний земский суд подразделялся на уголовный и чисто административный отделы. Это была важная инстанция для «младших» органов. Кроме того, его судьи имели право на рассмотрение более сложных дел. Дело в том, что уже тогда был законодательно закреплен список правонарушений, рассматривать которые не могли представители нижних земских и уездных судов, а также члены магистрата. Все это препятствовало развитию кумовства на местах.

В Губернском суде также была общественная и уголовная палата. В каждой имелся собственный председатель, а также пара советников и асессоров. Они также могли быть избраны исключительно Сенатом и утверждены Верховной властью. Это была высшая судебная инстанция тех времен, в которой рассматривались наиболее сложные дела, а также разбирались все самые тяжкие и опасные преступления.

Словом, судебная реформа Екатерины 2 была весьма и весьма сложной.

Секуляризационная реформа

К ней Екатерина приступила в 1764 году. Все земли монастырей отныне официально передавались в управлении Экономической коллегии. В ходе этой реформы Екатерина пошла по стопам Петра I, который не слишком жаловал духовенство. С одной стороны, отныне государство было обязано содержать Церковь... но при том светская власть уже сама определяла, сколько же стране нужно монастырей и священнослужителей. Коллегия также имела право отчуждать «лишние» земли в фонд государства.

Преобразования в образовательной сфере

Известна также реформа образования Екатерины 2. Главная ее задача — создание Воспитательных домов, воспитанники которых получали денежное довольствие, полное содержание и образование. В результате страна пополняла ряды своих граждан большим количеством образованных и умных молодых людей, которые были преданы государству и воспитаны в нужном моральном и этическом духе.

Полицейская реформа

В 1782 году был утвержден «Устав благочиния». Управа стала официально управлять городским полицейским ведомством. В составе имелись: приставы, полицмейстер и городничий, а также комиссия из граждан, состав которой определялся путем голосования. Орган этот мог накладывать штраф или порицание, а также имел право на запрет некоторых видов деятельности.

Какие еще были важные реформы Екатерины 2? Таблица даст нам ответ на этот вопрос, а также несколько дополнит цели тех мероприятий, которые уже рассматривались в этой статье.

Название

Цель

Смысл

Управленческие действия

1. Полная ликвидация автономии казачеств и Запорожской сечи (до 1781 года)

2. Губернская реформа (1775)

Упразднение излишне вольных и потенциально опасных формирований.

Полностью контролировать все районы страны, но делать это не в ущерб населению.

Урезание казачества в правах. На их территориях также вводилось централизованное губернское управление.

Образование 50 губерний приблизительно по 300 тысяч человек. Делились они на уезды по 30 тысяч человек. В некоторых случаях губернии могли быть объединены.

Экономические реформы Екатерины 2

1. Свобода организации предприятий (1775 год)

2. Официальное повышение оплаты крестьянского труда (1779 год)

Управление все более централизуется, но при том увеличиваются экономические свободы населения

Население могло свободно производить ситец и вывозить хлеб за пределы государства. Любой человек мог организовать любое промышленное предприятие. Проще говоря, отныне в промышленное сословие были открыты двери всем.

Сословные реформы

Жалованные грамоты дворянству и городам (1775 год)

Впервые были официально определены права и обязанности дворянства и городского сословия.

Дворяне были полностью освобождены от обязательной службы и многих повинностей. Сословия получили право на самоуправление. Без следствия и суда отныне нельзя было лишать их членов собственности и свободы.

Вот прочие реформы Екатерины 2. Таблица достаточно подробно раскрывает их суть.

Результаты

Без преувеличения можно сказать, что все проведенные мероприятия действительно были судьбоносными. Чему способствовали реформы Екатерины 2? Кратко (таблица этот момент раскрывает) говоря, они были направлены на достижение двойственных целей:

    Укрепление самодержавия.

    Экономическая свобода населения, возможность подняться из низших сословий способным людям.

В период её правления была практически полностью ликвидирована угроза неповиновения со стороны казачьей вольницы. Какие еще можно назвать последствия реформ Екатерины 2? Церковь окончательно была подчинена воле государства, судебная отрасль стала более гибкой. Граждане, так или иначе, получили возможность участия в судьбе собственного города или даже губернии.

Вот чем отметились реформы Екатерины 2. Кратко (таблица поможет вам это увидеть) говоря, общество стало более сознательным, свободным и социально защищенным.