Начало аграрной реформы п столыпина. Цели аграрной реформы столыпина. Основные социальные и политические

Процесс познания в жизни человека и в истории человечества является залогом развития. Познавать мир ребенок начинает с первых секунд своей жизни. С течением времени процесс познания неуклонно усложняется. И если изначально это непроизвольное восприятие окружающей действительности (вкус, запах, внешний вид предметов), то со временем этот процесс обрастает все большими сложностями. В него встраиваются абстрактные образы и понятия. На основании, которых, строятся умозаключения и делаются выводы и достигается результат.

Именно познавательный процесс лежит в основе любых знаний и научных исследований.

На основании этих теорий образовалось два мировоззренческих типа познания: гностицизм и агностицизм.

Эти два типа мировосприятия кардинально противоположны друг другу. И если в гностицизме считается, что познавательные способности человека безграничны, а само познание, как отражение действительности, лежит в основе всего материального мира. То агностики считают, что познать мир невозможно, и человеческие способности весьма ограниченны.

Гносеология - причина или следствие?

Однако, несмотря на то, что познание есть основа любого изучения, любых знаний, оно и само является объектом непрерывных исследований. Попытки выяснить его механизм дали начало науке - гносеологии.

Это теоретическая наука, в которой ведутся философские рассуждения о возможностях человека к познанию при помощи собственного интеллекта. Как результат ожидается познание окружающего мира и самого себя.

Рассматривается сама природа знаний, а так же отношение их между собой. Главным направлением движения считается стремление к результату в виде абсолютного знания.

Презентация: " Теория познания. Гносеология"


Основными предметами теории познания являются:
  • структура познавательной деятельности и её возможности;
  • объективное и субъективное их отношение в мысленном отражении (истинное и ошибочное мнение);
  • явления и их причины.

Определение и свойства познания

Само по себе познание начинается с основных его составляющих.

Субъект - это конкретная личность стремящаяся понять окружающую действительность и предпринимающий попытки воздействовать на неё, используя некие навыки на практике. Так же это может быть группа людей, общество или же цивилизация в целом, которые противопоставляют себя объектам их интересующим.

Объект - деятельность, явления или предметы, которые непосредственно исследуются субъектами.

Так что же представляет из себя познание? Это активная деятельность, направленная на достижение целей связанных с изучением окружающей действительности и приобретением абсолютно нового знания, которое впоследствии применяется для решения практических задач. Философским выражением его можно считать перевод реального в идеальное.

Презентация: "Философия познания. Гносеология и эпистемология"


В ходе работы мысли материальный мир отражается в сознании, где преобразуется в физиологические аспекты (процессы работы головного мозга). И затем само отражение формирует психическую составляющую, то есть, осознанные факты, образы вещей отраженные в мыслях, запечатленные процессы и события.

Результат познавательной деятельности – это, непосредственно, знания, одна из важнейших особенностей человека.

Именно они позволяют вам ориентироваться в окружающей действительности, строить планы, выполнять поставленные задачи.

Структура познания, как основа мыслительной деятельности

Как и любой другой интеллектуальный процесс, познание имеет высокую сложность организации и, обладая различными формами, состоит из этапов и уровней.

Выделяют чувственное и рациональное познание.

Чувственное

Это способ познания, при котором окружающая действительность исследуется по средствам органов чувств пребывающих в непосредственном контакте с исследуемыми объектами познания. Результат – это отражение объектов и их внешних связей, при этом внутренние связи есть вероятность предугадать.

Презентация: " Особенности научного познания и его роль в современной цивилизации"


Выделяют определенные виды чувственных познавательных процессов:
  • ощущение;
  • восприятие;
  • представление.

В этих формах отражаются соответственно, свойства отдельных объектов, общая картина свойств и образное их воспроизведение на основании предыдущего опыта.

Рациональный тип познания

В основе своей имеет действительность, которая исследуется при помощи абстрагированных мыслительных процессов и умозаключений, опирающихся на логику.

Выражается в следующих интеллектуальных формулировках:

  • понятие - тип мысли, кратко отображающая суть процессов, например научные термины;
  • суждение - подтверждает или опровергает наличие связей между свойствами предметов и их сущностью;
  • умозаключение - процесс, результат которого выведение из предпосылок, путем логических и рассуждений, принципиально нового знания;
  • гипотеза - в основе, ее лежит предугадывание и предположение вероятной сути вещей еще не исследованных;
  • теория - комплекс понятий о конкретных предметах и явлениях, собранные в систему и имеющие научное обоснование.

Презентация: "Познание. Гносеология. Процесс получения знаний"

Научное и обыденное

Различают так же научное и . При помощи обыденного, человек исследует предметы и происходящие процессы лишь поверхностно, в итоге представление о примете получается верное, но не полное. Тогда как научное раскрывает суть предметов и явлений для этого используют различные методики как исследовательские, так и практические.

Выделяют две составляющие в научном типе познания, как процесса - эмпирический и теоретический уровни.

При объект исследуется с внешней стороны при помощи доступных органов чувств. В результате собираются основные факты, производятся элементарные обобщения, выстраивается классификация.

Теоретический тип отражает внутренние связи предметов, в основе которых лежат понятийные заключения, теоретические знания, законы, аксилмы и т.д. Основной его задачей является обработка полученных путем эмпирического познания фактов.

Структура научного познания

Процесс научного познания всегда начинается с постановки проблемного вопроса. Он является частью теории, не вписывающейся в общую научную картину данной области. Производя теоретические изыскания, исследователь переходит к следующему этапу – выдвижение гипотезы.

Презентация: "Моделирование как метод познания"


Как правило, гипотез выдвигается несколько, и они могут быть взаимоисключающими. Впоследствии, каждая из гипотез проверяется, как теоретически, так и на практике. И если одна из них подтверждается, то в результате будет получено качественно новое знание, которое будет называться научным открытием.

Методики интеллектуального познания.

Всего в мире науки используется две методики при помощи, которых исследуют процесс познания: накопления и развития знаний. Они очень тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе накопления знаний выделяют:

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • моделирование.

Развитие знаний состоит из:

  • аналитический метод;
  • метод синтеза;
  • метод индукции;
  • абстрагирование;
  • исторические рассуждения;
  • логические рассуждения.

И если накопление несет по большей части описательный характер, то огромная роль практики в процессе познания заметна только в методах развития.

Каждый стремиться узнать как можно больше, каждый стремиться применить свои умения, ведь само познание, как отражение действительности, интересует абсолютно всех. Однако, далеко не каждый, может добиться успеха. Лишь единицам дано совершить научное открытие и мало кто способен применить, проверенный неоднократно, дедуктивный или индуктивный метод. Все мы учились в школе. И именно там нам прививаются первые элементарные знания. Нас учат простым методикам и их применению.

Однако, несмотря на равные условия, великими учеными становятся единицы. Это объясняется тем, что в процессе нашей жизни понятие «познание» очень тесно переплетается с понятием «сознание».

Именно в сознании регулируется уровень познавательной активности, и от того насколько развита сознательность человека, будет зависеть его уровень стремления к знаниям.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Гносеология - наука о познании. В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности. Здесь познание рассматривается в широком культурно-историческом контексте, в неразрывной связи с многообразными видами человеческой деятельности. Гносеология раскрывает связь и соотношение индивидуального вклада познающего субъекта и социального опыта, формирующегося в совместной деятельности людей. Исследуя познавательные способности человека, гносеология вскрывает сущностные стороны его бытия как субъекта познания. Поэтому проблемы, решаемые гносеологией, являются сопряженными с онтологией, антропологией, социальной философией, аксиологией.

Познание - это духовная деятельность, содержанием которой является использование имеющегося в данный момент знания для производства нового. Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а является движением ко все более полному и глубокому знанию, обладающему достоинством истинности. Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания, средства и методы познания, результат, т.е. знание и его оценка. Рассмотрение названных элементов позволяет ответить на ключевые вопросы гносеологии.

Познание мира

Познаваем ли мир? Если да, то как мы его познаем? Исчерпывающе, абсолютно или человеческое познание имеет свои пределы? Что такое истина? Эти и другие вопросы волновали людей издавна и впоследствии стали классическими вопросами религии, философии и науки

Познание - получение человеком сведений и знаний об окружающем мире. Человек познает с помощью слуха, обоняния, осязания, зрения

Познание нельзя представлять как отношение одинокого, маленького, бессильного человека, обратившего свои взоры вдаль бесконечной Вселенной. Познание осуществляет не отдельный человек и даже не целое поколение, а человечество в целом - только при таком подходе можно понять основные его закономерности и суть. Познание коллективно, социально, оно вплетено во все другие общественные феномены человека. Познание исторично, его роль в обществе и возможности зависят от уровня развития человечества наоборот. И если первобытному человеку знание о том, что металл прочнее камня, чрезвычайно важно было для решения насущных, скажем, экологических проблем. Практика, материальная, производственная деятельность являются основой, целью и средством познания. Будучи противоположными человеческими способностями, практика и познание неразрывны и невозможны друг без друга.

Если человек и общество в целом это субъект познания, то его объектом является весь мир. Разумеется, в каждый конкретный исторический период в зависимости от теоретических и технических возможностей человек способен обратить познавательное внимание лишь на часть Вселенной и самого общества, что и составляет предмет познания многих наук. Бесконечность объекта и ограниченность возможностей субъекта познания, качественная противоположность познаваемого и знания, частые ошибки и заблуждения познания породили устойчивое неверие, скептицизм у некоторой части философов в возможность адекватного познания мира. Это направление в истории философии называется агностицизмом

Чувственное и рациональное познание.

Познание состоит из двух качественно отличных друг от друга основных ступеней - чувственной и рациональной. Исторически и, как правило, логически познание начинается с форм чувственного познания - ощущений, восприятий, представлений, доставляемых человеку органами чувств. Их ц человека много, но в познании основными выступают зрение, слух, вкус, осязание, обоняние.

Ощущение- отражение отдельной стороны познаваемого явления. Человек ежедневно фиксирует холодное, твердое, сладкое, шум, запах и так далее. Восприятие - целостный образ вещи, совокупность ощущений, более высокая форма чувственного познания. Для взрослого человека оно более распространенный способ отражения мира, поскольку благодаря практике и повседневному опыту за многими ощущениями он учится усиливать и воспринимать вещь целиком. Сигнал проезжающего мимо дома транспорта не просто звуковое ощущение, а целый образ со многими подробностями. Так, по звуку человек может определить, что это, скажем не трактор, и не грузовик, а легковой автомобиль, а автолюбители даже угадывают марку и так далее. Представление - это то же восприятие, сохранившееся в сознании благодаря памяти, когда предмет отражения отсутствует.

Рациональное или логическое познание - постижение мира мышлением, отвлеченным и понятийным отражением вещей и процессов. Человек разумный отличается от предков использованием понятий, в которых схватывается суть вещей. Понятие - первая форма рациональной степени познания. Логическая связь нескольких понятий дает ее вторую форму - суждение, утверждение или отрицание чего-то: «сейчас идет дождь», «зонт защищает от дождя» и т.п. Умозаключение - более высокая форма рациональной ступени познавательного процесса. Это вывод, заключение на основе двух или нескольких суждений по законам логики «Выходя на улицу, надо взять зонт»

Благодаря опыту опыту и практике человек зачастую так же опускает отдельные посылки и рассуждения, иногда целые логические звенья- тогда мы говорим об интуиции. Интуиция - «свернутое» логическое, в котором отдельные неосознаваемые элементы иногда вовсе не поддаются расшифровке, они иррациональны.

В реальном познании чувственное, рациональное, иррациональное сложно переплетены и в такой последовательности, с выделением их границ, как мы описали, конечно же, не всегда фиксируемы. Поэтому в теории познания всегда существовали сенсуалисты, рационалисты и интуитивисты, которые преувеличивали роль отдельных форм, ступеней и этапов познания и умаляли значимость других. Чтобы избежать этого, важно не попасть в плен односторонности, установить подлинную значимость каждого и оптимальные соотношения между ними в сложном познавательном процессе.

Истина и их заблуждение

Если стратегической целью познания является практика, то его ближайшей целью оказывается истина - верное, адекватное человеческое представление о познаваемом предмете. Истина может быть чувством, восприятием, суждением, теорией и тому подобным духовным феноменом, для получения которого как результата познания человек порой прилагает немалые усилия. При этом главной задачей познающего субъекта оказывается достижение объективности истины - получение такого ее содержания, которое зависит от самого объекта, отражает разные его свойства и элементы. Таким образом, будучи человеческим, субъективным феноменом, истина в тоже время всегда объективна.

Но истина, тем более, если она сложна и система, всегда содержит элементы заблуждения - непреднамеренных ошибок, неточностей, а порой и натяжек, пристрастий, неопределяемых обстоятельств. Заблуждение - неизбежный результат бесконечного процесса познания. Поэтому живая, развивающаяся истина состоит из абсолютного - точного, раз и навсегда установленного, незыблемого, завершенного знания, что позволяет говорить об абсолютности истины. Но наличие в ней заблуждений, приблизительного, уточняемого и так далее - свидетельство относительности истины. Учение Чарлза Дарвина о происхождении человека от обезьяны содержит как неопровержимые факты анатомического сходства, значения борьбы за существование для развития видов и так далее, так и уточняемые - география антропосоцио-генеза, его длительности, конкретные условия и много е другое.

Познание движется между этими полюсами от относительной истины и абсолютной, подчиняясь требованиям конкретности истины. Важнейшее требование - учет всех обстоятельств предмета познания в познавательном образе, является недостижимой задачей. На деле человек вынужден ограничиться фиксированием в познании важнейших, по его мнению, сторон и отношений предмета, сознательно.

Все эти характеристики применимы, как уже отмечалось, для сложной-системной, теоретической, научной истины, тогда как в обыденном сознании и познании перечисленные свойства истины не фиксируемы. Скажем, в простом суждении «Ася была в магазине» трудно выявить абсолютное и относительное, оно или истина, или ложь, в нем нет диалектических переплетений истины и заблуждения.

Критерии истины

Определяя истину как представление, соответствующее действительному предмету познания,гносеология, теория познания в своей многовековой истории предложила различные способы восстановления и мерила этого соответствует. Их поиск производился в широком диапазоне - от идеальных феноменов до практических действий человека. Ясность отчетливость, запятая, логично интуитивно очевидность истины, по мнению специалистов, являются убедительными критериями истины. Наоборот сенсуалисты и эмпирики считают чувства или опыт подлинными гарантами истинности результатов познания. Диалектико-материалистическая философия настаивает на общественной практике как единственном критерии истины. Неопозитивисты ведущее место в системе критериев истины знания отводят принцип верификации-сложной гипотетико-дедуктивной системе сопоставления узловых элементов гипотезы с данными опыта или эксперимента. По мнению Карла Поппера. самым эффективным способом испытания знания является фальсификация, позволяющая установить ошибочность знания. В естествознании и математике широко пользуются доказательством, принципами простоты и красоты и так далее.

В сложном познании трудно подобрать оптимальный критерий истины для каждого знания, многих представлений и гипотез. Его зачастую просто не существует в силу исторической ограниченности человеческих возможностей. Особенно нелегка проверка практикой, экспериментом - наиболее эффективными мерилами истинности знаний. Поэтому имеет смысл в каждом конкретном случае прибегать к доступному критерии, хотя и уступающему названным достоверности.

Познание и творчество.

Творчество - это только человеческая способность, но оно может быть как материальным. так и духовным. Произведения Уильяма Шекспира и Сальвадора дали, Петра Чайковского и Федерико Феллини - это высочайшие творения человеческого духа. Но достижения Исаака Ньютона и Иммануила Канта, Альберта Эйнштейна и Норберта Винера привели к коренным преобразованиям в экономической, технической, социальной жизни людей. Научно-техническое новшество непосредственно и масштабно влияет на развитие общества. Изобретение письма.Бумаги, печатания, стекла. Электричества, компьютера и так далее по своим последствиям не могут быть превзойдены. поскольку в них сконцентрированы предельные достижения человеческого разума. В чистом виде, как создание принципиально нового, человеческое творчество максимально проявляет себя в познавательной деятельности.

Только осознанию свойственно опережаюющее отражение действительности, создание образов того, чего еще нет. Но творчество это не иллюзорное и фантасмагорическое сознание, его творения ценны, гуманны, перспективны. Именно в организованном познании, в исследовании, проводимом с применением тех или иных средств и методов, творческая мощь человека достигает наивысших показателей. В таком процессе субъекту познания удается максимально постичь, открыть самые таинственные закономерности природы и сокровенные тенденции человеческого духа.

Многие спорят: чего больше в творчестве - сознательного или бессознательного? Вряд ли возможен однозначный ответ. Сознательное и умелое применение определенной методики и методологии, конечно, не гарантирует высокого творчества. Но оно необходимо. хотя и не достаточно. Воображение, интуиция, озарение и другие элементы не рационального и иррационального дополняет испытанные познавательные операции и процедуры для полнокровного творчества

Знание и вера

Итоговым результатом познания является знание. Познание, решая задачу открытие истины, ее обоснования- превращения истинны в знание, однако, не сводится к этим двум основным этапам - открытия и обоснования. Ошибки и заблуждения, пристрастия предрассудки,гносеологически неопределенное и заведомо ложное и многое другое сопровождают познание на всем ее длительном историческом и логическом пути.

Чрезвычайно интересным феноменом познания предстает вера. Вера может быть понята как принятие суждения в качестве истинного без специального обоснования. Начальной формой бездоказательного суждения является мнение, у которого, как говорил Кант, нет оснований, достаточных как субъективной, так и с объективной стороны. В отличие от мнения у веры есть субъективные основания - скажем, индивидуальный опыт, логические выкладки человека, авторитет старшего, священные книги и так далее. Но веры нет непредвзятого, экспериментального или иного объективного обоснования - иначе она бы была знанием.

Вера разнообразна - говорят о практической вере, рациональной, религиозной, даже о научной вере. Религиозная вера - наиболее распространенный вид вер,и исторически, и иногда логически она предшествует знанию. Мифологические представления. религиозная вера. а зачем обыденное и научное знание - таков вектор развития человеческого познания. Поэтому даже религиозную веру нельзя считать аномалией, отклонением от нормального познания.

В отличие от знания религиозных вера субъективна - у каждого своя вера. если даже предмет веры один. Все, кто верит в ангелов, верит по-своему. по своему их представляет. Религиозная вера эмоциональна, парадоксальна и иррациональна, она плод не столько умствования, размышлений, сколько чувств, впечатляющих культовых образов, экстатических озарений.Религиозная вера авторитарна,зиждется на безусловном преклонении поклонении обожествленного.

Заключение

Итак, познание - это неотъемлемое свойство человеческой натуры, вечный поиск истины. Он вмещает в себя муки творчества, радость от удач и досаду от допущенных ошибок. Каждому встающему на путь познания следует знать, говоря словами Д. Бруно, что тысячи дорог ведут к заблуждению, но лишь одна - к Истине.

У познания две цели: а) прямая, непосредственная - получение знания, достижение истины, б) косвенная, опосредованная - использование полученных знаний в практической деятельности. Понятно, что вторая цель (практическая) базируется на первой (теоретической).

Список используемой литературы

    Гуревич П.С. Культурология: учебное пособие - М.,1999

    Культурология: Учебное пособие/ Отв. ред. А.А. Радугин. М.,1998

    Момджян К.Х. Ведение в социальную философию.-М., 1997

    Сорокин П. Человек Цивилизация. Общество.-М., 1992

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Познание как вид деятельности и его особенности Садокова Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №16» г.Череповца

2 слайд

Описание слайда:

Основные понятия теории познания Познание – процесс деятельности человека, отражение объективной реальности в сознании и получение новых знаний об окружающем мире. Гносеология – часть философии, теория познания. Истина – знание, соответствующее своему предмету. Полное достоверное знание о предмете. Знание – результат процесса познания Субъект познания – человек, коллектив или общество в целом, познающий окружающий мир Объект познания – окружающий мир, общество (социальное познание) или сам человек (самопознание) Цель – достижение истинных знаний Результат – полученное знание Структура процесса познания -субъект – объект – цель – результат-

3 слайд

Описание слайда:

Формы познания: чувственное и рациональное Чувственное Рациональное Как осуществляется Формы познания Философские точки зрения по поводу форм познания Особенности

4 слайд

Описание слайда:

Формы познания: чувственное и рациональное Чувственное Рациональное Как осуществляется Органами чувств Посредством мышления Формы познания Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение Философские точки зрения по поводу форм познания Эмпиризм (сенсуализм) – единственный источник знаний – чувственный опыт Рационализм – источник знаний – работа мозга, разум, без опоры на чувства. Особенности Непосредственность Наглядность и предметность Воспроизведение внешних сторон и признаков явлений, невозможность проникновения вглубь и установления глубинных связей Опора на результат чувственного познания Абстрактность Обобщенность Воспроизведение внутренних связей

5 слайд

Описание слайда:

формы познания суждение Умозаключение 2. Чувственное 3. Ощущение 4. Представление 5. Понятие 6. рациональное 7. Восприятие

6 слайд

Описание слайда:

формы познания чувственное рациональное ощущение представление восприятие понятие суждение умозаключение

7 слайд

Описание слайда:

Философы – о процессе познания. Эмпиризм (сенсуализм) – истинное знание может быть получено только с помощью чувственного опыта Рационализм – истинное знание может быть получено только с опорой на разум. 2 противоположные точки зрения Диалектический путь процесса познания: Чувственное и логическое – две ступени единого процесса познания. Чувственное познание – низшая ступень, а логическое – высшая ступень процесса познания. Факторы, влияющие на процесс познания Интуиция (от лат. «взгляд. «вид») – способ познания – постижение истины в результате «озарения», без логических обоснований и доказательств. Эмоции и чувства – влияют на формирование устойчивых интересов и целей познания, вступают как мотивационные факторы.

8 слайд

Описание слайда:

Истина и её критерии Истина – знание, которое соответствует изучаемому объекту, отражает его объективные свойства и реальную сущность Свойства истины Объективность – содержание знаний. не зависящее от человека Относительность – знание неполное, неточное, соответствующее определённому уровню развития общества, зависит от конкретных условий его получения Абсолютная истина – достоверное, исчерпывающее знание, которое не может быть опровергнуто Критерии истины то, что позволяет удостоверить истину и подтвердить её. Рациональная приемлемость знания (согласованность с более общей системой знания) Использование на практике Соответствие законам логики

9 слайд

Описание слайда:

Практика как критерий истины Практика (узк.смысл) – практическая деятельность человека; (шир.смысл) – целостная система материальной деятельности людей, направленная на преобразование окружающего мира. Роль практики в процессе познания: Источник познания Основа познания Критерий истинности знания Цель познания Практика как критерий истинности знаний: Основной критерий Универсальный критерий Ведущий критерий, который требуется Дополнить другими Практика – это Материальное производство Научный эксперимент Преобразование природы Социальное действие

10 слайд

Описание слайда:

Проблема познаваемости мира Вопрос «познаваем ли мир?» - одна из главных проблем философии «познаваем ли мир?» ДА НЕТ Гносеология – теория познания Агностицизм – философское направление, отрицающее возможность познания мира Гностицизм – философское направление, допускающее возможность познания мира КАК можно познать мир? Эмпиризм (сенсуализм) – истинное знание может быть получено только с помощью чувственного опыта Рационализм – истинное знание может быть получено только с опорой на разум.

11 слайд

Познание – это процесс получения знаний об окружающем мире и о самом себе. Познание начинается с того момента, когда человек начинает задавать себе вопросы: кто я такой, зачем пришел в этот мир, какую миссию должен выполнить. Познание – процесс постоянный. Он происходит даже тогда, когда человек не отдает себе отчета в том, какие мысли руководят его действиями и поступками. Познание как процесс изучает ряд наук: психология, философия, социология, научная методология, история, науковедение. Цель любого познания заключается в самосовершенствовании и расширении своего кругозора.

Структура познания

Познание как научная категория имеет четко выраженную структуру. Познание в обязательном порядке включает в себя субъект и объект. Под субъектом понимают такое лицо, которое предпринимает активные шаги для осуществления познания. Объектом познания называется то, на что направлено внимание субъекта. В качестве объекта познания могут выступать другие люди, природные и социальные явления, какие-либо предметы.

Методы познания

Под методами познания понимают инструменты, с помощью которых осуществляется процесс приобретения новых знаний об окружающем мире. Методы познания традиционно принято делить на эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы познания

Эмпирические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью каких-либо исследовательских действий, подтвержденных опытным путем. К эмпирическим методам познания относят: наблюдение, эксперимент, измерение, сравнение.

  • Наблюдение – это метод познания, в ходе которого осуществляется изучение объекта без прямого взаимодействия с ним. Говоря иными словами, наблюдатель может находиться на расстоянии от объекта познания и при этом получать нужную ему информацию. С помощью наблюдения субъект может делать собственные выводы по тому или иному вопросу, выстраивать дополнительные предположения. Метод наблюдения широко используют в своей деятельности психологи, медицинский персонал, социальные работники.
  • Эксперимент представляет собой метод познания, при котором происходит погружение в специально созданную среду. Этот метод познания предполагает некоторое абстрагирование от внешнего мира. С помощью эксперимента проводятся научные исследования. В ходе данного метода познания подтверждается или опровергается выдвинутая гипотеза.
  • Измерение представляет собой анализ каких-либо параметров объекта познания: веса, величины, длины и т.д. В ходе сравнения осуществляется сопоставление значимых характеристик объекта познания.

Теоретические методы познания

Теоретические методы познания предусматривают изучение объекта с помощью анализа различных категорий и понятий. Истинность выдвигаемой гипотезы при этом не подтверждается опытным путем, а доказывается с помощью имеющихся постулатов и окончательных выводов. К теоретическим методам познания относят: анализ, синтез, классификацию, обобщение, конкретизацию, абстрагирование, аналогию, дедукцию, индукцию, идеализацию, моделирование, формализацию.

  • Анализ подразумевает мысленный разбор целого объекта познания на мелкие части. В ходе анализа обнаруживается связь компонентов между собой, их различия и иные особенности. Анализ как метод познания широко применяется в научной и исследовательской деятельности.
  • Синтез предполагает объединение отдельных частей в единое целое, обнаружение связующего звена между ними. Синтез активно применяется в процессе всякого познания: для того, чтобы принять новую информацию, нужно соотнести ее с уже имеющимся знанием.
  • Классификация – это группирование объектов, объединенных по конкретным параметрам.
  • Обобщение предполагает группирование отдельных предметов по главным характеристикам.
  • Конкретизация представляет собой процесс уточнения, осуществляемый с целью акцентирования внимания на значимых деталях объекта или явления.
  • Абстрагирование подразумевает сосредоточение на частной стороне конкретного предмета с целью обнаружить новый подход, приобрести иной взгляд на изучаемую проблему. При этом другие составляющие не рассматриваются, в расчет не берутся или им уделяется недостаточное внимание.
  • Аналогия проводится с целью выявления наличия в объекте познания похожих объектов.
  • Дедукция – это переход от общего к частному в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Индукция – это переход от частного к целому в результате доказанных в процессе познания умозаключений.
  • Идеализация подразумевает формирование отдельных понятий, обозначающих предмет, которых не существует в действительности.
  • Моделирование предполагает формирование и последовательное изучение какой-либо категории существующих объектов в процессе познания.
  • Формализация отражает предметы или явления с помощью общепринятых символов: букв, чисел, формул или иных условных обозначений.

Виды познания

Под видами познания понимаются основные направления человеческого сознания, с помощью которых осуществляется процесс познания. Иногда их называют формами познания.

Обыденное познание

Данный вид познания подразумевает получение личностью элементарных сведений об окружающем мире в процессе жизнедеятельности. Обыденное познание есть даже у ребенка. Маленький человек, получая необходимые знания, делает свои выводы и приобретает опыт. Даже если приходит негативный опыт, в дальнейшем он поможет сформировать такие качества как осторожность, внимательность, рассудительность. Ответственный подход развивается посредством осмысления полученного опыта, внутреннего его проживания. В результате обыденного познания у личности формируется представление, как можно, а как нельзя поступать в жизни, на что стоит рассчитывать, а о чем надо забыть. Обыденное познание базируется на элементарных представлениях о мире и связях между существующими объектами. Оно не затрагивает общекультурные ценности, не рассматривает мировоззрение личности, ее религиозную и нравственную направленность. Обыденное познание стремится лишь к удовлетворению сиюминутного запроса об окружающей действительности. Личность просто накапливает необходимый для дальнейшей жизнедеятельности полезный опыт и знания.

Научное познание

Данный вид познания основан на логическом подходе. Другое его название – . Здесь большую роль играет детальное рассмотрение ситуации, в которую погружен субъект. С помощью научного подхода осуществляется анализ существующих объектов, делаются соответствующие выводы. Научное познание широко применяется в исследовательских проектах любого направления. С помощью науки доказывают истинность или опровергают многие факты. Научный подход подчинен множеству составляющих, большую роль играют причинно – следственные связи.

В научной деятельности процесс познания осуществляется путем выдвижения гипотез и доказывания их практическим путем. В результате проводимого исследования научный деятель может подтвердить свои предположения или полностью от них отказаться, если конечный продукт не будет соответствовать заявленной цели. Научное познание опирается, прежде всего, на логику и здравый смысл.

Художественное познание

Данный вид познания еще называют творческим. Такое познание основано на художественных образах и затрагивает интеллектуальную сферу деятельности личности. Здесь истинность каких-либо утверждений нельзя доказать научным путем, поскольку художник соприкасается с категорией прекрасного. Реальность отражается в художественных образах, а не строится методом мыслительного анализа. Художественное познание безгранично по своей сути. Природа творческого познания мира такова, что человек сам моделирует образ у себя в голове с помощью мыслей и представлений. Созданный таким способом материал является индивидуальным творческим продуктом и получает право на существование. У каждого художника имеется свой внутренний мир, который он раскрывает перед другими людьми посредством творческой деятельности: художник пишет картины, писатель – книги, музыкант сочиняет музыку. У всякого творческого мышления есть своя правда и вымысел.

Философское познание

Данный вид познания состоит в намерении интерпретировать реальность с помощью определения места человека в мире. Для философского познания характерен поиск индивидуальной истины, постоянные размышления о смысле жизни, обращение к таким понятиям как совесть, чистота помыслов, любовь, дарование. Философия пытается проникнуть в суть самых сложных категорий, объяснить мистические и вечные вещи, определить сущность человеческого существования, экзистенциальные вопросы выбора. Философское познание направлено на осмысление спорных вопросов бытия. Нередко в результате такого исследования деятель приходит к пониманию амбивалентности всего сущего. Философский поход подразумевает видение второй (скрытой) стороны любого объекта, явления или суждения.

Религиозное познание

Данный вид познания направлен на изучение отношений человека с высшими силами. Всевышний здесь рассматривается одновременно как объект исследования, и в то же время как субъект, поскольку религиозное сознание подразумевает восхваление божественного начала. Религиозный человек интерпретирует все происходящие события с точки зрения божественного промысла. Он подвергает анализу свое внутреннее состояние, настроение и ждет какого-то определенного отклика свыше на те или иные поступки, совершаемые в жизни. Для него огромное значение имеют духовная составляющая любого дела, мораль и нравственные устои. Такая личность часто искренне желает другим счастья и хочет исполнять волю Всевышнего. Религиозно настроенное сознание подразумевает поиск единственно правильной истины, которая была бы полезной многим, а не одному конкретному человеку. Вопросы, которые ставятся перед личностью: что такое добро и зло, как нужно жить по совести, в чем заключается священный долг каждого из нас.

Мифологическое познание

Данный вид познания относится к первобытному обществу . Это вариант познания человека, который считал себя неотъемлемой частью природы. Древние люди искали ответы на вопросы о сущности жизни иначе, чем современные, они наделяли природу божественной силой. Вот почему мифологическое сознание сформировало своих богов и соответствующее отношение к происходящим событиям. Первобытное общество снимало с себя ответственность за то, что случается в повседневной реальности и всецело обращалось к природе.

Самопознание

Данный вид познания направлен на изучение своих подлинных состояний, настроений и умозаключений. Самопознание всегда подразумевает глубокий анализ собственных чувств, мыслей, поступков, идеалов, стремлений. Те, кто активно занимается самопознанием в течение нескольких лет, отмечает у себя высокоразвитую интуицию. Такой человек не потеряется в толпе, не поддастся «стадному» чувству, а будет принимать ответственные решения самостоятельно. Самопознание приводит личность к пониманию своих мотивов, осмыслению прожитых лет и совершенных деяний. В результате самопознания у человека возрастает психическая и физическая активность, он накапливает уверенность в себе, становится по-настоящему смелым и предприимчивым.

Таким образом, познание как глубокий процесс приобретения необходимых знаний об окружающей действительности имеет свою структуру, методы и виды. Каждый вид познания соответствует разному периоду в истории общественной мысли и личному выбору отдельно взятого человека.

Гносеология - раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. Теория познания как философская дисциплина анализирует всеобщие основания, дающие возможность рассматривать познавательный результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей.

История теории познания доказывает, что эта область философии в большей степени, чем другие, связана с наукой, выступая в ряде случаев как критический анализ и истолкование (не всегда, конечно, адекватное) научных данных. Однако гносеология не тождественна некоей метанауке. Она сложилась как сфера философского знания задолго до появления современной науки; к тому же не всякое метанаучное исследование носит гносеологический характер. Как анализ логической структуры той или иной конкретной научной теории (например, метаматематика, металогика и т. д.), так и изучение с помощью аппарата современной формальной логики связей между элементами языка целых классов научных теорий (т. н. логический анализ языка науки) сами по себе не являются гносеологическими исследованиями. Теоретико-познавательное истолкование науки начинается там, где теоретические конструкции интерпретируются с точки зрения их соответствия реальности, истинности, возможности приписать статус существования тем или иным используемым в теории абстрактным объектам, возможности оценить как аналитические или синтетические те или иные высказывания данной научной области. Такое исследование связано с анализом содержания эмпирических данных, подтверждающих теорию с точки зрения их обоснованности, наличия в них достоверного и проблематичного знания. Гносеологическая интерпретация конкретных научных теорий выступает, с одной стороны, как приложение некоторых общих принципов теории познания к анализу специальных случаев, с другой - как своеобразная ассимиляция новых научных результатов для уточнения, а иногда и пересмотра некоторых общих гносеологических постулатов. Развитие науки может потребовать новой гносеологической интерпретации.



Гносеология появилась в составе философии несколько позднее онтологии, зародилась в античности. Условием появления гносеологии был переход от взгляда на познание как на естественный, заложенный в природе человека процесс, к идее контроля над познавательной деятельностью. Этапы развития гносеологии связаны с расширением круга рассматриваемых факторов познания. Первый этап: сначала познание рассматривалось как деятельность разума, поэтому изучалась техника мышления и главной гносеологической дисциплиной была логика. Второй этап: примерно с XVII в. изучается чувственный, практический опыт, связь разума и чувств, технологии опытного экспериментального исследования, и главной гносеологической дисциплиной становится методология. Третий этап: в XX в. учитывается многообразие способов и оснований познания, формируется ряд новых гносеологических дисциплин: феноменология, теория неявного знания, семиотика, герменевтика.

Познание человека протекает в двух основных формах, которые мы рассматриваем как стороны познавательной деятельности: чувственное познание и рациональное познание.

Чувственное познание - непосредственное получение информации через органы чувств и деятельность нервной системы. Сохранение и обработка знаний в реальности в виде наглядных образов.

Рациональное познание - абстрактно-логическое мышление; осмысление реальности обобщенными символическими знаковыми средствами.

Особенности человеческой познавательной деятельности связаны в основном со способностью к рациональному познанию. Чувственное познание примерно одинаково у людей и высших животных. Основные операции познавательной деятельности (различение, объединение данных, сопоставление) одинаковы для чувственного и рационального познания.

Основные формы чувственного познания - это ощущение, восприятие, представление. Ощущение - чувственное отражение отдельных сторон объекта. Восприятие - целостный образ объекта. Представление - сохранение целостного образа вне контакта с объектом и возможность его произвести.

Основные формы рационального познания - это понятие, суждение, умозаключение. Понятие - мысль об объекте, воспроизводящая в абстрактной форме некоторый предмет, явления, свойства, отношения. Суждение - мысль, устанавливающая связь понятий, может быть истинной или ложной. Умозаключение - это связь суждений, в которой из одних суждений выводятся другие - новые.

Познание можно рассматривать как:

· одну из базовых человеческих потребностей (потребность информации);

· одну из форм всеобщего свойства математических объектов - отражение.

Отражение - это свойство математических объектов изменяться в соответствии с оказанным на них воздействием и сохранять эти изменения после прекращения воздействия. Познание как отражение делится на идеальное, избирательное, осуществленное в знаковой форме. Последнее может быть определено с точки зрения способов осуществления как создание, сохранение и интерпретация знаковых систем. Именно так познание рассматривает семиотика. Семиотика определяет знак вообще как объект, представляющий и замещающий другой объект, несовпадающий с ним, но несущий о нем информацию. Выявляется три типа знаков: образ, индекс, символ. Индекс - условное обозначение, сохраняющее лишь образную структуру объекта, например, масштабный план. Символ - обозначение объекта принципиально иным по сравнению с его собственной природой способом.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Эмпирический и теоретический уровни имеют сложную организацию.

На эмпирическом уровне выделяют наблюдения (первичная информация) и факты (достоверная и объективная информация, получаемая в результате обработки наблюдений, при этом установление факта требует применения теоретических положений). Данные наблюдений - всегда фиксируются в определенном языке; причем это язык, использующий не только обыденные понятия, но и научные термины. Эмпирическое познание предполагает формирование на основе данных наблюдения научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации.

Организация теоретического уровня знаний:

1. Частные теоретические модели и законы - теории, относящиеся к ограниченной области явлений.

2. Развитая теория - обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все частные случаи, и применительно к ней формулируется некоторый набор законов, которые выступают как обобщающие по отношению ко всем частным теоретическим законам.

Осваивая действительность самыми разнообразными методами, научное знание проходит разные этапы. Каждому из них соответствует определенная форма развития знаний. Основными из этих форм являются факт, теория, проблема (задача), гипотеза, программа.

Вопрос об использовании индукции и дедукции в качестве методов познания обсуждался на протяжении всей истории философии. Под индукцией чаще всего понималось движение познания от фактов к утверждениям общего характера, а под дедукцией - движение мысли от общих утверждений к менее общим, в том числе к утверждениям об отдельных предметах. В современном научном познании противопоставление индукции и дедукции как методов познания теряет смысл, поскольку они не рассматриваются как единственные методы. В познании важную роль играют другие методы, а также приемы, принципы и формы (например, абстрагирование, идеализация, проблема, гипотеза и т. д.).

В качестве основного средства теоретического исследования выступают теоретически идеальные объекты. Их также называют идеализированными объектами. Это особые абстракции, в которых заключён смысл теоретических терминов. Ни одна теория не строится без применения таких объектов. Их примерами могут служить материальная точка, твёрдое тело.

В теоретическом исследовании применяются особые методы: идеализация (метод идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированным объектом, который как бы заменяет реальный эксперимент с реальным объектом; методы построения теории; методы логического и исторического исследования.

В слое теоретического знания обнаруживаются такие взаимосвязанные образования, как теоретическая модель, которая объясняет явления и закон, который формулируется относительно модели. Модель включает идеализированные объекты и связи между ними. Например: если изучаются колебания реальных маятников, то для того, чтобы выяснить законы их движения вводится представление об идеальном маятнике как материальной точке. Затем вводится другой объект - система отсчёта (идеальное представление физической лаборатории, снабженной часами и линейкой). И ещё один идеальный объект - сила (абстракция взаимодействия тел).

Существует достаточно много данных, характеризующих познание не как пассивное восприятие, а как активный процесс.

1. Целенаправленность - познание всегда является сосредоточением внимания на определенных аспектах реальности. Применительно к науке Гейзенберг дает следующую формулировку: «Природа нам отвечает, но ее ответ всегда зависит от вопроса, который мы задали».

2. Оперативность - любой познавательный акт состоит из ряда действий, операций.

3. Отрыв от непосредственного данного: а) переход от явлений к сущности; б) предвидение и прогнозирование.

Вследствие этого результат познания - гносеологический образ объекта - имеет три составляющих:

· предметный аспект - собственно отражение объекта, знание о нем самом;

· операциональный аспект - знание о тех процедурах, посредством которых объект изучался;

· оценочный аспект - знание о возможном использовании объекта, отношение человека к данному объекту.

Представление об объекте всегда состоит из этих трех аспектов. От воздействия окружающего мира зависит лишь первый аспект. Второй и третий аспекты определяются познающей стороной.

Современный взгляд на познание - это рассмотрение его как деятельности. Деятельностная трактовка познания предполагает выделение в его составе трех основополагающих компонентов: объект, предмет, субъект. Объект – это то, на что направлена деятельность. Предмет - часть объекта, непосредственно вступающая во взаимодействие. Субъект - это тот, кто осуществляет деятельность, ее носитель. Субъектом может быть человек или социальная группа.

Современная гносеология считает одним из главных направлений исследование субъекта познания. Субъект познания характеризуют:

· уровень исходных знаний;

· навыки и приемы познания;

· представление о возможных результатах познавательного акта и способах их оценки;

· цели познания и представления о назначении знания.

Две последние характеристики являются когнитивными ориентациями. Поскольку когнитивные ориентации формируются в обществе, в культуре определенного типа и изменяются исторически, существует культурно-историческая нагруженность субъекта познания.