Замоскворечье где погулять. Памятники промышленной архитектуры. Памятники гражданской архитектуры

Замоскворечье - один из самых старых районов Москвы. Но заселять его жители Москвы долгое время не торопились.

КАК РАЗВИВАЛСЯ

Замоскворечье - один из самых старых районов Москвы: правда, территорией столицы его стали считать далеко не сразу. Первое документальное упоминание о нем относится к 1365 году, тогда здесь еще существовали перелески, луга и озера (Озерковская набережная и Озерковский переулок позже получили такие названия именно поэтому) - в это время Замоскворечье было московским предместьем.

Заселять Замоскворечье жители Москвы не торопились еще довольно долгое время - с этой стороны на город обычно нападали неприятельские войска. Да и вообще у района всегда была непростая судьба: страшные наводнения, пожары, тот самый тракт, по которому везли дань в Золотую орду - обо всем этом и сейчас напоминают названия улиц: Большая и Малая Ордынка, Болотная площадь и набережная.

Именно отсюда, из Замоскворечья - от Никольской церкви на Берсеневке - в 1493 году начался один из самых масштабных пожаров за всю историю столицы. Огонь перекинулся на Кремль и практически полностью уничтожил исторические строения, выгорел Арбат, Неглинная, Сретенка, улица от Боровицких ворот до церкви Зачатия на Остоженке - словом, едва ли не половина тогдашнего города. Для того чтобы защититься от повторения стихийного бедствия, у стен Кремля вырыли ров, а все опасные строения Замоскворечья, расположенные вдоль реки, снесли - на их месте высадили Государев сад. Ворота Государева сада выходили на улицу Балчуг, на которой теперь расположен один из самых дорогих московских отелей, а когда она только появилась, название ей придумали, подцепив татарское слово «балчык» - глина, грязь.

Большая Ордынка в 1879 году

Церковь Параскевы Пятницы, 1867 год

Вид в сторону Кремля с одной из колоколен Замоскворечья, 1856 год

В XV веке в Замоскворечье начали образовываться монастырские и боярские села, одним из первых появилось дворцовое село Кадашево - в Кадашевской слободе в XV-XVII веке жили ремесленники, мастерившие кадки для княжеского двора, и дворцовые ткачи. Рядом находилась слобода овчинников - нынешняя Овчинниковская набережная, слобода толмачей (переводчиков), давшая имя Большому и Малому Толмачевским переулкам, и Татарская слобода - сейчас улица Большая Татарская, которую образовали казанские торговцы. Между садовничьими слободками (теперь Садовническая набережная), в которых жили люди, ухаживающие за фруктовыми деревьями в Государевом саду, образовалась площадь, на которой построили общественные бани, а в годы правления Ивана Грозного здесь открылся первый московский кабак - правда, пить в нем дозволялось только опричникам.

На рубеже XV-XVII веков Замоскворечье быстро разрасталось: именно тогда появилась Пятницкая улица, служившая самым коротким путем от Москворецкого моста до Ленивого торга, на котором могло разместиться большое количество телег - она и стала одной из главных улиц района. В 1701 году в очередном московском пожаре погиб Государев сад и на его месте тоже началась застройка - так обособленные улицы начали сливаться в настоящее единое поселение.

КТО ЖИЛ

Состав жильцов Замоскворечья менялся вместе с развитием района: ремесленники, торговцы, стрельцы, которые несли тут караульные обязанности (оборонительная функция оставалась главной для Замоскворечья вплоть до Петровских времен). Район много раз перестраивался - после пожаров и борьбы с польскими интервентами - и подлинное свое величие обрел на рубеже XVIII-XIX веков, когда из простонародного местечка начал превращаться в обитель купцов и мещан: они располагали свои богатые усадьбы за длинными деревянными заборами, среди бесконечных садов, с видом на живописные церкви. Об этом Замоскворечье многие читали в пьесах драматурга Островского, который родился в доме на Малой Ордынке и прекрасно описывал быт и нравы района - так прекрасно, что его даже называли «Колумбом Замоскворечья».

В 1908 году на доме, где жил Островский, появилась мемориальная доска

Недалеко находился большой приют для детей-сирот и пожилых людей

Правда, впечатление этот район производил разное: кому-то он казался прекрасной тихой гаванью, а кто-то возмущался его сонной атмосферой и закрытостью здешнего общества. Так, например, литературный критик Белинский замечал: «Там окна занавешены занавесками, ворота - на запор, при ударе в них раздается сердитый лай цепной собаки, все мертво или, лучше сказать, сонно: дом или домишко похож на крепость, приготовившуюся выдержать долговременную осаду».

А французский поэт Готье, побывав в Замоскворечье, писал: «Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами... Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание».

В 1908 году в Москве произошло сильное наводнение, затопило большую часть Замоскворечья

И тот, и другой были правы: жизнь в Замоскворечье была немного провинциальной - здесь в порядке вещей было усесться на веранде с самоваром, и спать здесь ложились рано, когда вечер в «городе» еще был в самом разгаре. Именно в те времена Москву за рекой стали называть большой деревней.

В XIX веке в Замоскворечье уже жили не только мещане, но и интеллигенция: на Пятницкой снимал квартиру писатель Лев Толстой, в гостях у тетушки на Большой Ордынке бывал Достоевский, на Большой Якиманке жил Чехов. С этим районом столицы связаны и имена известнейших российских меценатов и предпринимателей: Демидовых, Бахрушиных, Морозовых, Рябушинских и, конечно, Третьяковых, которые купили здесь особняк, позже превратившийся в известную всему миру галерею. В XX веке в Лаврушинском переулке появился Дом писателей - в нем имели квартиры Пастернак, Ильф и Петров, Паустовский и другие литераторы.

На Пятницкой находился один из первых в Москве электротеатров (фото 1908 года)

В 1920-е по Пятницкой ходили трамваи


В 1920-е годы в районе еще сохранялись деревенские пейзажи (на фото - Толмачевский переулок в 1923 году)

Вообще же в XX веке Замоскворечье ожило - спокойствие постепенно испарялось со здешних улиц и уступало место новому времени с его новыми веяниями. На Пятницкой появился электротеатр «Купеческий» - один из первых синематографов Москвы, а предприниматель Яков Зоммерфельд открыл здесь диковинный по тем временам бизнес - кинофабрику «Глория»: во дворе соорудили деревянную сцену, на холстах нарисовали декорации (в кадрах старых фильмов можно заметить, как забавно их колышет ветер) и приступили к съемке кино. На этой всамделишной киностудии начинал свою карьеру в кино сам Яков Протазанов, здесь же произошел и первый большой скандал в российском кино - фильм «Драма в Москве» был запрещен цензурой в первый день показа. Словом, в XX веке Замоскворечье стало подлинным центром и никому уже не приходило в голову назвать уклад здешней жизни деревенским.

ЧТО ТЕПЕРЬ

В сравнении с другими районами Москвы архитектурный облик Замоскворечья сохранился достаточно хорошо, несмотря на то, что в XX веке многие знаковые здания были достроены (в бывших доходных домах на Пятницкой, например, появились лишние этажи), а некоторые - разрушены: в 1934-м снесли прекрасную церковь Параскевы Пятницы, от которой пошло название улицы Пятницкой - на ее месте построили станцию метро Новокузнецкая. Якиманка тоже была перестроена - она соединила Замоскворечье с центром города. Только в 60-е Пятницкая, Большая Полянка, Большая Ордынка, Новокузнецкая, расположенные в пределах Садового кольца, были признаны заповедными зонами, но реконструкция их идет и сейчас и порой вызывает крайне противоречивые мнения.

Теперь на Пятницкой есть широкие тротуары и велодорожки Фото: Артём Сизов / «Газета.Ru»

Так, пешеходная зона на Большой Ордынке, появившаяся в 2015-м скорее обрадовала москвичей: здесь появились широкие тротуары, высадили деревья, организовали велодорожки и велопарковки, обустроили исторически значимые дворы - например, тот, в котором жила поэтесса Анна Ахматова. А вот современные решения в Черниговском переулке, который расположился между несколькими старыми церквями, жителей столицы и урбанистом возмутили: асфальт в нем теперь выкрашен в белый цвет, а на протяжении всей зоны установлены деревянные скамейки-диваны. По задумке дизайнеров, это место должно было стать «тихим уголком, в котором можно посидеть с книжкой» (книжные шкафы предусмотрены) и отдохнуть, но его немедленно назвали «дорогой в ад». Впрочем, на этом изменения в районе не закончились - летом в переулках старой Москвы могут появиться качели - и это, наверняка, тоже вызовет очень неоднозначную реакцию. Впрочем, стоит помнить, что обликом Замоскворечья за всю его многовековую историю, кажется, ни один москвич не был совершенно доволен.

Получил по Замоскворечью — части города, находящейся за рекой Москвой по отношению к Кремлю. В литературе обычно считается, что впервые Замоскворечье упоминается летописцем под 1365 г., когда, по его словам, во время огромного московского пожара сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье». Но, как показали исследования археологов, на территории нынешнего Замоскворечья городские кварталы начинают появляться лишь со второй половины XV в., а до этого Заречьем именовалась территория за рекой Неглинкой.

Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы

В непосредственной близости от Кремля узкой полосой вдоль Москвы-реки расположились Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселенные княжескими садовниками. Об их существовании напоминают нынешние Садовнические , и . На их точное местоположение указывают приходские храмы — две сохранившиеся: церковь Николая Чудотворца «на Берсеневке, в Верхних Садовниках» (на ), храм Софии Премудрости Божьей «в Средних Садовниках» () и одна разрушенная: церковь Космы и Дамиана «в Нижних Садовниках», известная с 1625 г., перестроенная в камне к 1657 г. и снесенная в 1932 г. Именно по последней была названа современная . В 1679 г. в трех Садовых слободах насчитывалось 403 двора. К концу XVII в. они теряют свой прежний характер и здесь появляются выходцы из других русских городов.

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной , на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия и переулков — и (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего . Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Пятницкая слобода

Пятницкие и напоминают о черной Пятницкой слободе, названной так по церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая». Храм был известен с середины XVI в. (упоминается при описании пожара 1654 г.), в 1657 г. показан каменным и снесен в 1934 г. В 1669 г. в слободе было отмечено 40 дворов.

Татарская слобода

Целый ряд названий в этом районе: , улицы, и Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств. Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи. Ее центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает . Позднее они были переселены примерно к километру западнее.

Монетчики

Шесть расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела. Центром слободы являлась церковь Воскресения Словущего, перестроенная в камне в 1750 г. В источниках она упоминается по-разному: то «в Хомутове», то «в стрелецкой слободе», то «в Монетчиках». Это обстоятельство позволяет предположить, что ранее здесь располагалось село Хомутово, затем поселились стрельцы, которые возвели церковь, впервые упоминаемую с 1672 г. с определением «в стрелецкой слободе». При Петре I их сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район получил новое имя. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Новое Болвановье

Современные и Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Кузнецкая слобода

Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода, имевшая в 1638 г. 72 двора, а в 1658 г. — уже 185 дворов. О ней сейчас напоминают и . Ее приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне. Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.

В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. При этом первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и «немецкое» железо: доски белого железа, железная проволока. В 80-х годах XVI в. в Москве прут русского железа стоил от 75 до 80 денег, лист «немецкого» железа — 60 денег. Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Но крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели в своей округе запасы сырья. Так, в 1630—1631 гг. в Устюжну-Железопольскую был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решеток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. тамошние кузнецы делали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.

Ордынская слобода

И , и Ордынские переулки, расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, упоминающиеся в княжеских договорах еще с XIV в. В литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники. Однако в последнее время выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Если представить себе ту огромную массу возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, становится понятным, что для ее перевозки требовалось немало рабочих рук. Неудивительно, что Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве. В 1632 г. в ней значится 107 дворов, а к 1653 г. — 273 двора. Об этом свидетельствует наличие в ней сразу нескольких храмов. Возможно, главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича. В 1657 г. храм значится уже каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок. Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 г. и был перестроен в камне в 1683—1685 гг. К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г. Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Вопрос этот требует еще своего объяснения.

Стрелецкая слобода

Напоминает о стрелецкой слободе, где в XVII в. на землях конюшенной слободы Большие Лужники поставили стрелецкий полк под командованием Матвея Вишнякова. Ее главным храмом была церковь Троицы в Вишняках, деревянное здание которой известно с 1642 г. В 1678 г. в память победы над турками при Чигирине она была перестроена в камне головами московских стрельцов Матвеева приказа Вишнякова пятидесятниками Назаром Перфильевым и Андреем Оленовым «с десятниками и со всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе великого государя в Чигирине».

Замоскворечье — обширный и исключительно интересный район к югу от Кремля. Здесь сохранились удивительные архитектурные памятники: , церковь Климента папы Римского, здание Третьяковской галереи, храм Георгия Неокессарийского и множество других исторических достопримечательностей. Это одно из любимых мест прогулок москвичей. В последние годы многие улицы и переулки Замоскворечья преобразились: появились широкие тротуары, стильные фонари, скамейки, велосипедные дорожки. В этом районе открыто большое количество .

Замоскворечье. «Москва в Москве».

В Средние века москвичи не решались селиться за Москвой-рекой. Слишком опасно здесь было жить - с юга на Москву набегали татары. Память о том, что через Замоскворечье шла дорога в Золотую Орду, сохранилась в названии его древнейших улиц: Большой и Малой Ордынки.
В районе современной Большой Татарской улицы находилась Татарская слобода, где жили татарские послы со своей свитой. Их грамоты, написанные на тюркском языке, переводили «толмачи» — так в Замоскворечье появились Толмачёвские переулки. Жили в этом районе и стрельцы, защищавшие Москву от новых набегов. Оружие для них ковали здесь же, в Новой Кузнецкой слободе; память об этом - в названии Новокузнецкой улицы и станции метро «Новокузнецкая».

Напротив в XVI-XVII вв. жили царские садовники, ухаживавшие за Государевым садом - большим регулярным парк за Москвой-рекой. В его парниках они ухитрялись выращивать даже дыни! Государева сада в Москве нет уже более 300 лет, но до сих пор есть Садовническая улица и Садовническая набережная, проходящие там, где когда-то цвели сады.
В XVII веке татары перестали беспокоить Москву. В Замоскворечье стали селиться ремесленники: кузнецы, ткачи и даже монетчики. Самая известная слобода Замоскворечья - Кадашевская. Ее мастера ткали полотно для царского двора и были очень богаты - это заметно по храму Воскресения Христова. О старых московских слободах напоминают Кадашевские, Монетчиковские переулки, Овчинниковская набережная.

В XVIII-XIX вв. район облюбовали купцы. Их быт и нравы колоритно отразил в своем творчестве . Он родился и вырос в Замоскворечье, в доме на Малой Ордынке. Замоскворецкими купцами были А. Бахрушин и П. Третьяков - тонкие знатоки и неутомимые собиратели произведений русского искусства, в их домах сегодня находятся театральный музей и знаменитая Третьяковская картинная галерея.

В XX веке Замоскворечье не избежало судьбы остальной Москвы: перепланировка, надстройки и сносы. По генеральному плану 1935 года здесь должен был быть пробит недостающий участок Бульварного кольца, а уютные переулки и дворы между Пятницкой и Якиманкой - снесены. Война помешала этим планам исполниться, однако следы «сталинского кольца» никуда не исчезли: широкий Садовнический проезд, застроенный сталинскими домами, «Радиодом» и «Дом писателей», стоящие на линии планировавшегося кольца. Самые большие потери Замоскворечье понесло в 1970-х - 1980-х гг., когда была расширена Якиманка, превращенная в широкий проспект.

Ныне Замоскворечье - один из немногих районов центра Москвы, где до сих пор ходят трамваи: культовая «Аннушка» (трамвай №А) и знаменитый трамвай №39, на котором можно проехать от Чистых прудов до МГУ имени Ломоносова.

Полянка и Якиманка

На первый взгляд, Якиманка ничем не отличается от современной улицы в спальном районе. Однако, присмотревшись, можно заметить церковь Иоанна Воина (ул. Большая Якиманка, 46) - замечательный памятник «петровского барокко». Строительством руководил архитектор Иван Зарудный, автор знаменитой «Меншиковой башни» (храм Архангела Гавриила на Чистых прудах). У двух этих храмов есть схожие черты: лепнина, волюты, балконы с балюстрадами, круглые окна-люкарны. В 1928 году в церковь был перенесён барочный иконостас XVIII века из снесённой церкви Трёх святителей у Красных ворот.

Напротив храма Иоанна Воина находится двухэтажный каменный терем с крещатыми сводами, башенками, шатрами и изразцами. Его хозяином был Николай Игумнов, богатый ярославский купец, решивший в 1895 году построить себе особняк в духе дивного узорочья XVII века. Тогда псевдорусский стиль был очень популярен - вспомним здания Исторического и Политехнического музеев, Музея Отечественной войны 1812 года, Верхних торговых рядов (ГУМ). Сейчас в особняке находится посольство Франции.

Полянке повезло больше, чем Якиманке: её не расширяли и практически не ломали. Здесь сохранилась одна из самых красивых московских церквей, иконы для которой писал в XVII веке легендарный Симон Ушаков, - храм Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, дом 29А). Она построена в духе дивного узорочья; её украшают поливные изразцы, шатровая колокольня, «пена кокошников». После реставрации на колокольню храма подняли куранты, которые каждый час вызванивают «Спаси Господи люди твоя».

Район Кадаши и Лаврушинский переулок

Обойдя церковь Григория Неокесарийского по Старомонетному переулку, можно увидеть купола церкви Николы в Толмачах. Пройдя в сторону храма по Большому Толмачёвскому переулку, можно увидеть ворота усадьбы Демидовых (Большой Толмачёвский переулок, дом 3) - магнатов российской металлургии. Известный философ Владимир Соловьёв называл этот дом «барским оазисом среди купеческого Замоскворечья». Ограда дома отлита из чугуна на одном из демидовских заводов в XVIII веке. Само здание, украшенное барельефами и круглыми медальонами, - замечательный памятник московского классицизма конца XVIII века. Сегодня здесь находится библиотека.

От дома Демидовых начинается Лаврушинский переулок, известный на весь мир благодаря Третьяковской галерее. Рядом стоит огромный (Лаврушинский переулок, дом 17), построенный в 1937 году для советских писателей на красной линии будущего замоскворецкого участка бульварного кольца. Здесь жили И. Ильф, Е. Петров, Б. Пастернак, К. Паустовский, А. Барто и многие другие. Обязательно загляните в арку: во дворе дома писателей сохранились старинные каменные палаты XVII века.

Сердце Лаврушинского переулка - Третьяковская галерея (Лаврушинский переулок, 10). Её главное здание располагается в собственном доме Третьяковых, который они подарили городу. Нарядная пристройка, напоминающая сказочный терем, появилась в 1902-1904 гг.; её возвёл архитектор А. Калмыков по проекту В. Васнецова. Также в Лаврушинском переулке находится Инженерный корпус, где проходят временные выставки.
В пяти минутах ходьбы от Третьяковки находится храм Воскресения в Кадашах (2-ой Кадашевский переулок, дом 7, стр. 4) - шедевр московской архитектуры. Украшенные белокаменной резьбой наличники, гребешки и порталы контрастируют с кирпичной кладкой стен и создают ощущение лёгкости, столь характерное для храмов «нарышкинского барокко» (другой яркий представитель этого стиля - храм Покрова в Филях). С колокольни храма, высотой более 43 метров, открывается великолепный вид на Кремль и Замоскворечье. При церкви работает музей истории Кадашевской слободы.

Улицы Большая и Малая Ордынка

Большая и Малая Ордынка – две древние улицы Замоскворечья, по которым когда-то шла дорога в Золотую Орду. Сегодня это тихое место, сохранившее немало старых церквей и особняков. Недалеко от Третьяковской галереи находится храм Иконы Богородицы Всех Скорбящих Радость (ул. Большая Ордынка, дом 20), шедевр московского классицизма. Над его постройкой работали знаменитые архитекторы Василий Баженов и Осип Бове. Первый построил колокольню и трапезную, второй - сам храм, выполнив его в виде ротонды с окаймляющим лепным фризом. Первоначальное убранство сохранилось почти полностью.

Чуть дальше по Большой Ордынке храм святителя Николая в Пыжах (ул. Большая Ордынка, дом 27 а8/стр. 1). Пыжи - это стрелецкая слободка, названная так по фамилии полковника Богдана Пыжова. Церковь Николая на Ордынке - прекрасный образец московского «дивного узорочья» XVII века с характерными для этого стиля резными наличниками, декоративными кокошниками и шатровой колокольней.

В двух шагах от Никольской церкви находится (ул. Большая Ордынка, дом 34). Её основала великая княгиня Елизавета Фёдоровна - вдова убитого террористами в 1905 году московского генерал-губернатора Сергея Александровича. Послушницы обители, не постригаясь в монашество, служат людям: помогают больным, нищим, бездомным. В центре находится храм Покрова, похожий на средневековые церкви Новгорода и Пскова - редкий памятник модерна в церковном зодчестве. Храм расписывал известный художник М. Нестеров (автор «Видения отроку Варфоломею).

Прогулка по Ордынке будет неполной без посещения дома-музея великого русского драматурга XIX века А.Н. Островского. Он родился в 1823 году в небольшом деревянном доме (ул. Малая Ордынка, дом 9/12). Такие дома строили после пожаров войны 1812 года купцы и небогатые дворяне. Сегодня здесь открыт музей писателя - настоящий островок старинного Замоскворечья с деревянными лестницами, обитыми красным бархатом стульями и скрипучими половицами.

Пятницкая улица

В старину Пятницкая была главной торговой улицей Замоскворечья. Своё название она получила от церкви Параскевы Пятницы, которую считали покровительницей торгового сословия. Храм снесли в 1935 году, сейчас на этом месте находится вестибюль станции метро «Новокузнецкая».

В самом начале Пятницкой направо отходит уютный Черниговский переулок. Он сохранил две святыни: церковь Михаила и Фёдора Черниговских (Черниговский переулок, дом 3) и церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором (ул. Пятницкая, дом 4/2, стр. 1). Первая церковь была построена в 1572 году на месте, где, по преданию, москвичи встретили мощи убитых в Орде за веру князей-мучеников, Михаила и Фёдора Черниговских, и перестроена в камне в 1675 году. Это еще один прекрасный образец московского «дивного узорочья».

Внимание туриста неизменно привлекают прекрасные вазоны и лепнина колокольни храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором, которая выходит на Пятницкую улицу. Название говорит о том, что в XVI веке, когда итальянский архитектор Алевиз Новый построил здесь первый храм, эти места ещё не были обжиты и здесь шумели сосны.

Самой необычной считается (ул. Пятницкая, дом 26, стр. 1). У этой тогда ещё деревянной церкви в 1612 году русское ополчение Минина и Пожарского разгромило польско-литовские войска - началось освобождение города. В 1756-1769 гг. было построено грандиозное барочное здание храма с трапезной и колокольней. Кто создал этот шедевр - доподлинно неизвестно. Разные историки приписывают авторство П. Трезини, И. Яковлеву и К. Бланку. Внутри храма сохранился оригинальный барочный иконостас и росписи, снаружи - кованая ограда.

В конце Пятницкой улицы расположился известный «дом со львами» - особняк семьи Рекк (ул. Пятницкая, дом 64). Его построил С. Шервуд (сын В. Шервуда, автора здания Исторического музея) в 1897 году в духе эклектики. Левая часть, украшенная кариатидами и круглыми окнами-люкарнами, восходит к барокко; правое крыло с выходящим на улицу коринфским портиком и львами - к позднему классицизму или ампиру.

Велопрогулки по центру российской столицы так меня впечатлил, что я решил продолжить знакомство с непарадной его частью. Поэтому следующим утром мне предстояло покататься по Замоскворечью - историческому району, находящемуся южнее Кремля, на противоположной стороне Москвы-реки. Русло которой, в этом месте, круто изгибается, образуя полуокружность. Заселяться данная местность начала достаточно давно, ещё в XIII веке здесь проходила дорога, ведущая в Золотую Орду, вдоль которой и были построены первые дома. Население Замоскворечья с самого основания имело пёстрый национальный состав, что отражено в названиях здешних улиц. С данного направления чаще всего случались нападения на Москву, что несколько сдерживало развитие района. Сильно пострадало Замоскворечье в Смутное время. На его территории шли сильные бои, именно тут войско Минина и Пожарского разбило поляков. К началу XIX века значительную часть здешнего населения составляли купцы и мещане, образ жизни которых создавал особую атмосферу, с налётом провинциальности, несмотря на близость сердца Москвы. В XX веке, когда столица активно перестраивалась, Замоскворечья, это коснулось меньше, чем многих других её частей...
Висячий Крымский мост (1938 г) является частью Садового кольца. Он обладает весьма внушительным речным пролётом - 168 метров. Построен на месте ранее существующих мостов, первым из которых был Никольский деревянный. Отсюда начиналась Старая Калужская дорога.

С левой стороны тянется серая коробка Центрального дома художников, в котором (в том числе) размещена часть экспонатов Третьяковской галереи. Вокруг огромного сооружения разбит парк и выставлена скульптура. Судьба здания неясна. Часть просвещённых москвичей выступает за его снос, другая часть служителей муз и просто активных граждан, не менее просвещённых и одухотворённых, чем те, первые, борются против этого. Схватка идёт тяжёлая, и не хотелось бы, чтобы это противостояние как-то повлияло на процесс создания духовных ценностей, появления которых с нетерпением ждёт российское общество. Со своей, незаинтересованной стороны, могу сказать, что холст художника тоже имеет простую форму, и только после того, как мастер заполнит его некоторым количеством краски, становится возможным говорить о ценности произведения. Так и в этом случае. Может быть, оставить всё, как есть, и лучше заняться искусством, а на сэкономленные средства построить Дома Культуры в нескольких районных центрах России?
Посмотрим на две предложенные для обозрения работы.

Кажется, этого молодого человека я где-то видел...

Схема расположения улиц в Замоскворечье крайне сложна. Поэтому, в качестве основных направлений выберем самые крупные из них, идущие, кстати, под углами друг к другу и пересекающиеся. Их важность для данного места видна из названий. Большая Якиманка, Большая Полянка и Большая Ордынка (есть и Малые). Интересных названий здесь очень много, почти все они появились давно и связаны с прежним видом или назначением данного места. Поворачиваем на Большую Якиманку и начинаем поход в Замоскворечье.
Новая церковь Казанской иконы Божьей матери на Калужской площади.

Храм Иоанна воина (1713 г) был возведён по распоряжению Петра I в память о Полтавской битве. В советское время работал и принял некоторые святыни из закрытых соседних церквей.

Дом Игумнова, похожий на огромный каменный терем (начало XX века), был закрыт строительными лесами, но некоторое представление о нём поможет составить резная ограда.

Ближе к Садовому кольцу немало современных зданий.

Под их сенью можно обнаружить более ранние строения.

Кинотеатр "Ударник" был открыт в 1931 году наркомом просвещения А. В. Луначарским. Он обладает раздвижным куполом, который, правда, раскрывался всего один раз - в день открытия. Затем механизм заклинило. В настоящее время не работает. Есть планы создать в нём музей современного искусства.

Резиденция посла Великобритании находится в бывшем особняке сахарозаводчика П. И. Харитоненко (1899 г) на Софийской набережной. Здесь останавливались все премьер-министры этой державы во время своих визитов в Москву.

Дом Лобкова построен в 1816 году на месте старой усадьбы.

Штаб-квартира Роснефти расположилась в бывшем Доме бесплатных квартир для вдов с детьми и учащихся девиц (1903 г).

В комплексе Софийской церкви (1682 г, последующая перестройка) шёл ремонт, а потому часть зданий была покрыта лесами.

Знаменитый Дом на набережной (1931 г). Был построен для проживания руководящих работников и иных нужных граждан. Он плотно увешан памятными досками с известными фамилиями. Уровень комфорта в квартирах был достаточно высоким для своего времени. Статус сооружения подчёркивает его месторасположение. На противоположной стороне Москвы-реки находится Кремль.

Памятник Петру I (другое название 300-летию российского флота). Гигантское сооружение Зураба Церетели, высотой 98 метров, воздвигнуто в 1997 году на искусственном острове отсыпанном в русле Москвы-реки. В 1990-х годах были и иные варианты памятника данному событию, созданные другими авторами. В частности, предложенный скульптором Л. Е. Кербелем . Возможно, работа Льва Ефимовича лучше соответствует высоким вкусам специалистов в области скульптуры и искусства вообще. Но, боюсь, рядовой гражданин, а таковые, к сожалению, пока ещё составляют большинство, прошёл бы мимо него без особого воодушевления, в то время, как скульптура Церетели известна во всём мире и привлекает к себе внимание. Кроме всего прочего, это сложное инженерное сооружение, создание которого добавило свою толику в копилку опыта отечественных зодчих.

Начинается Болотная площадь, получившая известность проходящими на ней митингами. Она оказалась не столь велика, чтобы вместить всех желающих выразить благородный протест против чего-нибудь. Значительная часть её засажена цветами и занята газонами. Где же находятся те десятки, а то и сотни, тысяч возмущённых граждан России? Неужели они топчут зелёные насаждения, которых сами не сажали? Навстречу идут две девушки.
- Девушки, скажите, пожалуйста, а это и есть Болотная площадь, где проходят митинги?
- Да, она...
- Но тут же места мало. Люди что, по цветам ходят?
- Не знаем. Мы на митинги не ходим...
Не будем их порицать за отсутствие активной гражданской позиции. Возможно, они в это время находятся на учёбе или работе, что тоже неплохо...
Когда-то на этом месте были казнены Степан Разин и Емельян Пугачёв, выступившие против государственной власти. Сейчас делать это стало гораздо безопаснее...

Памятник живописцу И. Е. Репину был установлен в 1958 году. С 1962 до начала 1990-х площадь даже носила его имя.

Композиция Михаила Шемякина "Дети - жертвы пороков взрослых" возвращает нас в XXI век, когда наша страна старается сопротивляться легализации этих самых пороков, возмущая, тем самым, цивилизованную часть человечества.
Дети с завязанными глазами двигаются среди фигур, изображающих наркоманию, проституцию, воровство, алкоголизм и другие нехорошие занятия, которые пока ещё встречаются в нашей жизни. Возвышается над всеми статуя Равнодушие (в правой части фотографии), что абсолютно верно, т.к. именно с гнеё всё и начинается. По воспоминаниям автора, то, как должна выглядеть фигура Садизм, было очень точно показано ему Юрием Лужковым.

В Замоскворечье зреет неплохой урожай прочности многих московских семей.

Северная часть Замоскворечья стала островом после строительства Водоотводного канала, проложенного по старице Москвы-реки, вдоль её существующего русла. Исторический район Кадашёвская слобода выходит к каналу Кадашевской набережной. Застройка её сформирована, в основном, в конце 1990-х годов на месте старой, снесённой перед этим. Велосипед, находящийся на переднем плане, украшен обручальными кольцами и предложением устройства торжества. Рассчитан на четырёх человек.

Церковь Воскресения в Кадашах. Кирпичный храм был сооружен в 1656 году и простоял около 30 лет. От него осталось несколько фрагментов. Нынешнее здание возвели в 1687 году, колокольню в 1695 году. Церковь сильно пострадала во время войны 1812 года. В советское время не работала. В настоящее время у неё также имеются некоторые проблемы, о которых можно прочитать на информационных щитах, находящихся у входа.

Жилое здание начала XIX века.

Главный корпус Государственной Третьяковской галереи находится в здании, которое семья Третьяковых купила в 1851 году. По мере роста числа экспонатов коллекции, к нему производились пристройки. Нынешний фасад появился в 1904 году. У входа в музей находится памятник его основателю П. М. Третьякову. Ранее на этом месте стоял памятник И. В. Сталину, хранящийся сейчас во дворе комплекса.

В 1930-х годах напротив Третьяковской галереи был построен дом для писателей. Перечислять фамилии его знаменитых жильцов не имеет смысла, т.к проще заглянуть в историю советской литературы. Жили здесь также и служители иных муз. Само здание выглядывает из густой зелени прямоугольной коробкой. Посмотрим фонтан, находящийся в его дворе.

Усадьба Демидовых (конец XVIII века). В настоящее время здесь расположена Научная педагогическая библиотека им. Ушинского. Почему-то на воротах висит объявление о книжной распродаже. Все книги по 100 рублей...

Церковь Николы в Толмачах (1697 г). Колокольня возведена в 1834 году.

Памятник болгарскому коммунисту Георгию Димитрову. Похоже, что изображён он показывающим кулак Герману Герингу, который хотел обвинить его в поджоге Рейхстага.

Храм Иверской иконы Божьей матери (1901 г) на территории больницы.

Храм Григория Неокесарийского был воздвигнут в конце XVII века на месте деревянной церкви, построенной князем Василием III Тёмным. С этого места возвращавшийся из татарского плена князь увидел Кремль. Церковь имела статус придворной и посещалась членами императорской фамилии. В 1930 году Моссовет принял решение снести колокольню для расширения тротуара. Но позже остановились на компромиссном варианте, прорубив в ней проход для пешеходов.

Иконостас обратил на себя внимание чёткой геометрией.

Во дворе виднелось деревянное сооружение. Но меня остановил служитель:
- Туда нельзя...
- Почему?
- Нельзя...
- Жаль, хотел за честь России перед Украиной постоять...
- То есть?...
- Дело в том, что в своём путешествии по Украине я ни разу не сталкивался с подобными запретами. А какие у них деревянные церкви красивые сейчас строятся... Хотел показать, что и в России кое-что сделано, но часто и того, что есть, не сфотографировать...
Служитель задумался, видимо, его заело...
- Проходите... - он открыл дверь.
Но тут же опомнился:
- Только недалеко...

Успенская церковь в Казачьей слободе (1695 г).

Новое здание неподалёку.

И перспектива улицы. Оба автомобиля не движутся. Кстати и у того, и у другого номера явно не московские. Видимо, сама дорожная атмосфера российской столицы, в которой за парковкой автомобилей следит только молодёжная организация "Стоп хам", подталкивает водителей к нарушению ПДД.

Здание филиала Малого театра приобрело нынешний вид в 1914 году.

Усадьба Киреевых - Морозовых - Карповых (начало XIX века).

Храм Иверской иконы Божьей Матери (1802 г).

Несколько здешних усадебных домов, предположительно XIX века. Ими Замоскворечье богато, как ни один другой район Москвы.

Марфо-Мариинская обитель милосердия основана в 1909 году великой княгиней Елизаветой Фёдоровной после гибели её мужа, великого князя Сергея Александровича, пятого сына императора Александра II, генерал-губернатора Москвы. Он пал от бомбы революционера Ивана Каляева. Княгиня видела задачу заведения в оказании духовно-просветительской и медицинской помощи нуждающимся. В советское время помещения были заняты другими организациями. В настоящее время обитель восстановлена в своих правах. На фотографии показан Покровский собор.

Памятник основательнице.

Сегодня мы отправимся в район Замоскворечья, знаменитый своими храмами и другими историческими зданиями.

Мы начинаем нашу прогулку от станции метро Третьяковская .

У этой станции выход в город один. Поднявшись на улицу из подземного перехода, мы увидим перед собой здание кафе Макдональдс .

Поворачиваем налево и остановимся ненадолго, чтобы оглядеться.

Сейчас мы с Вами находимся в районе Замоскворечье, ранее называемом просто Заречье, потому что эта местность находится за Москвой-рекой . Город разрастался за счет присоединения так называемых московских слобод. В этой местности сначала селились ремесленники, а затем уже купцы среднего достатка, среднее духовенство. Именно они то и определяли здешнюю атмосферу, которую великий писатель Островский, уроженец Замоскворечья описывал, как необыкновенное особое измерение. Как провинцию в центре Москвы.

Чуть правее мы увидим небольшое здание дома притча Церкви Божией Матери Всех скорбящих Радость. Cама церковь находится неподалеку, до нее мы сегодня также обязательно дойдем.

Этот район не так сильно пострадал в разрушительные эпохи. Тут почти все храмы сохранились, собственно-то они и представляют лицо Замоскворечья. Потому что купцы считали честью для себя участвовать в финансировании строительства храмов и церквей. В то время было принято строить храмы в каждой слободе. И чем богаче была слобода, тем краше были церкви и храмы, возводимые в этих поселениях. Облик Замоскворечья совершенно немыслим без облика храмов. Некоторые из них мы с Вами сегодня рассмотрим, но обращаем Ваше внимание на то, что это будет происходить не с религиозной точки зрения, а с точки зрения бесценных жемчужин архитектуры и тех святынь, которые в этих церквях хранятся.

Сразу перед нами - трехэтажное светло-зеленое здание с белыми полуколоннами, это усадьба Давыда Ивановича Хлудова (1822—1886), купца, который был известен как покровитель храмов и монастырей, которым он посвятил всю свою жизнь и пожертвовал несколько миллионов рублей.

Этот дом был передан в 1871 г. Московскому епархиальному ведомству. В этом доме сначала располагалось Московское епархиальное училище иконописи и ремёсел; с 1885 г. в нем находилось Мариинское женское епархиальное училище. Сейчас это выявленный объект культурного наследия.

А мы с Вами поворачиваем налево и пойдем по улице Большая Ордынка .

Здесь проходила дорога в Золотую Орду, известная с XIV века. В этой местности располагалась Ордынская слобода. В ней жили ордынцы. Так называли людей, занимавшихся перевозками и доставкой собранной дани в Орду, также здесь селились русские пленники, выкупленные из Орды. Эта слобода была довольно большой, о чем свидетельствует наличие нескольких храмов в этой местности.

Большая Ордынка - одна из центральных и древнейших улиц нашей столицы. Трудно сказать, какая другая московская улица пережила столько исторических событий! Ордынка помнит топот коня крымского хана Девлет-Гирея в XVI веке, звуки скрещенного оружия ополченцев и интервентов в Польско-литовской войне в XVII веке, пекло наполеоновского пожара XIX века и обстрел Кремля в 1917 году.

Мы с Вами пойдем по левой стороне улицы. Проходим красивое двухэтажное розовое здание. Это Государственное музыкальное училище (колледж) эстрадно-джазового искусства.

Храм построен в архитектурном стиле классицизм. Этому стилю характерны четкие строгие формы, колонны на фасадах зданий. Особенно красива колокольня храма, венчаемая купольной ротондой.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Слева расположена велопарковка, это новое веяние столичных властей, целью которого является борьба с пробками в мегаполисе.

Левее перед нами будет серое монументальное многоэтажное здание. Это Дом Писателей.

Этот дом примечателен тем, что в нем жили многие известные люди из мира литературы: Агния Барто, Ильф и Петров, Казакевич, Макаренко, Пастернак, Пришвин, Паустовский и многие другие.

Свернув налево мы проходим на Лаврушенский переулок.

Переулок, по которому мы сейчас идем, получил свое название во времена Екатерины II, по фамилии местной домовладелицы «купеческой вдовы» Анисьи Матвеевны Лаврушиной, о которой известно лишь то, что она была очень богата и хлебосольна.

Купеческий особняк Лаврушиной был куплен семьей Третьяковых в 1851 году. Здесь расположилась Государственная Третьяковская галерея . Перед входом мы видим памятник ее основателю Павлу Михайловичу Третьякову.

А по правой стороне - дом №3/8 - бывший приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова, архитектор Н. С. Курдюков, инженер Н. Егоров. Выстроен в 1910-1912 г. двухэтажным, в 1930-е годы надстроен до 4 этажей.

А мы с Вами двигаемся дальше и вскоре посетим Кадашевскую слободу. Это была одной из самых богатых слобод в Москве. Она располагалась напротив царской резиденции московского Кремля .

Пройдем по нему.

И вскоре нам открывается панорама замечательного Храма Воскресения Христова в Кадашах .

Первые упоминания об этом храме относятся еще к XV веку. Храм Воскресения в Кадашах был «соборным» храмом Замоскворечья.

Он определял главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого , через церковь Воскресения Христова в Кадашах, к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском .

Изначально по обеим сторонам колокольни были построены трехмаршевые лестницы, а в первой половине XIX века они были разобраны и на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Они даже по цвету отличаются, и сразу понятно, что это постройки более позднего периода.

Лестницы строили, потому что здесь есть верхний и нижний храмы.

Полюбуемся храмом с другой стороны, для чего пройдем в Кадашевский тупик (чуть вперед и налево).

С южной стороны четверика храма сохранилась любопытная деталь - солнечные часы.

Одной из особенностей этого храма является существование при нем историко-археологического музея «Кадашевская слобода».

Это первый в России приходской краеведческий музей. Он был создан по инициативе настоятеля храма протоирея Александра Салтыкова и прихожан.

В коллекции музея представлены: археологические находки, израсцы, фрагменты крестов, старопечатных книг, монеты, графика и предметы быта. Музей проводит обзорные экскурсии по храму и практические занятия с детьми.

В начале 2000-х годов над храмом воскресения Христова в Кадашах нависла угроза нарушения целостности архитектурного комплекса зданий незаконной застройкой современного офисно-жилого комплекса зданий «Пять столиц».

К сожалению, конфликт интересов между коммерческим строительством и сохранностью ценнейшего памятника культуры федерального значения - храма Воскресения Христова в Кадашах остается сегодня все еще открытым.

Пройдем немного выйдя из тупика, налево, и еще раз налево и выйдем на 3-й Кадашевский переулок. Справа мы увидим здание с названием Кадашевские палаты (сейчас оно находится на реконструкции).

А за ним мы видим колокольню .

перейдем дорогу и подойдем ближе к храму, обойдя его слева.

Первые упоминания об этом храме, ранее известном как церковь прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся еще к XVI в. В XVII в. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся не только простыми прихожанами, но и особами царствующего дома.

Деньги на обустройство этой церкви жертвовали многие купцы. Прямо напротив церкви стоял дом богатого замосквореченского купца Долгова.

В 1783 году Долгов передал значительную сумму на перестройку храма, заказав выполнение работы своему родственнику. Родственником Долгова был знаменитый архитектор Василий Баженов, - купец приходился ему тестем. Новые сооружения были построены в стиле классицизма.

В отличие от привычных колоколен стиля узорочья - в виде ёлочек, трехъярусная колокольня этого храма имела оригинальный вид, нетрадиционный для подобных построек того времени.

Ее ярусы лишь слегка сужались кверху, и колокольня была больше похожа на башню, увенчанную полусферой с главкой и крестом. Интересно, что вся колокольня украшена полунишами, округлостями, окнами, слухами, таким образом, что она удивительно гармонирует с видом окон трепезной. Новая трапезная, напротив, была задумана невысокой, с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами.

Таким образом, колокольня и трапезная - это Баженов, а основной храм - это Бове. Бове постарался, чтобы его ампирный орнаментальный декор оттенял строгий классицизм Баженова.

По рисункам Бове также были отлиты чугунные напольные плиты. Бове старался по возможности сохранить уцелевшие детали баженовской постройки, большая часть которой была уничтожена пожаром 1812 года. Увидеть свое творение завершенным архитектору не довелось. Строительство заканчивал брат Бове по его рисункам и чертежам. В сентябре 1836 года обновленная церковь была освящена митрополитом Филаретом, о чем сохранилась памятная дата под крестом храма. Новая церковь выстроена в виде цилиндрической ротонды с двухколонными ионическими портиками и полукруглыми окнами-арками. Внутри храма по кругу расположены 12 колонн, на которые опирается небольшой барабан с полусферическим куполом и шаровидной главой. Характерной особенностью новой планировки является расположение подсвечников - они находятся наверху, и чтобы поставить свечу, нужно подняться по переносной деревянной лестнице.

Этот храм очень не типичен для московской архитектуры, многие люди восхищались и восхищаются этим удивительно новым для того времени и свежим взглядом Бове на русский классицизм, но были и такие, кто его не поняли, обвиняли в западничестве, и даже предательстве русских традиций, потому что на Руси так храмы не строили.

А мы с Вами перейдем дорогу на светофоре и вернемся к метро Третьяковская.

Но на этом наша прогулка еще не закончена. Минуя метро, мы пройдем чуть дальше к Храму священномученика Климента Папы Римского . Этот храм по праву считается жемчужиной Замоскворечья, построенной в стиле дворцового барокко.

Так строили в Петербурге и в Италии, а в Москве практически не найти таких церквей.

Храм посвящен священомученнику Клименту папе Римскому. Это был самый лучший и близкий ученик апостола Петра. Его почитают и православные и католики, потому что он жил во времена еще задолго до раскола этих направлений в христианстве. Он пришел в наши земли нести христианскую веру, обращать язычников в христианство. Ему принято молиться о воссоединении семей, о благополучии детей, о поисках пропавших.

Этому храму как будто тесновато в этом небольшом переулке, но тем не менее, он дал название этому переулку, Клементовский.

Случилось так, что именно этот храм стал символом "крепкостоятельства" и мужества православных воинов при освобождении столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.

В том виде, каким мы видим храм сейчас, был построен в XVIII веке на деньги купца Матвеева. В Советское время здание храма использовала в своих нуждах Российская Государственная библиотека.

После того, как в 2008 г. Российская Государственная библиотека наконец-то освободила храмовое помещение, в "памятнике архитектуры высшей категории" - церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, началась долгожданная полномасштабная реставрация.

Сейчас Храм передан РПЦ, здесь регулярно совершаются богослужения.

Ну вот мы и закончили нашу небольшую прогулку по Замоскворечью и снова вернулись к станции метро Третьяковская.