Что такое замоскворечье. Ландшафтный парк с пешеходной зоной на Крымской набережной. Дом на набережной

Сегодня мы отправимся в район Замоскворечья, знаменитый своими храмами и другими историческими зданиями.

Мы начинаем нашу прогулку от станции метро Третьяковская .

У этой станции выход в город один. Поднявшись на улицу из подземного перехода, мы увидим перед собой здание кафе Макдональдс .

Поворачиваем налево и остановимся ненадолго, чтобы оглядеться.

Сейчас мы с Вами находимся в районе Замоскворечье, ранее называемом просто Заречье, потому что эта местность находится за Москвой-рекой . Город разрастался за счет присоединения так называемых московских слобод. В этой местности сначала селились ремесленники, а затем уже купцы среднего достатка, среднее духовенство. Именно они то и определяли здешнюю атмосферу, которую великий писатель Островский, уроженец Замоскворечья описывал, как необыкновенное особое измерение. Как провинцию в центре Москвы.

Чуть правее мы увидим небольшое здание дома притча Церкви Божией Матери Всех скорбящих Радость. Cама церковь находится неподалеку, до нее мы сегодня также обязательно дойдем.

Этот район не так сильно пострадал в разрушительные эпохи. Тут почти все храмы сохранились, собственно-то они и представляют лицо Замоскворечья. Потому что купцы считали честью для себя участвовать в финансировании строительства храмов и церквей. В то время было принято строить храмы в каждой слободе. И чем богаче была слобода, тем краше были церкви и храмы, возводимые в этих поселениях. Облик Замоскворечья совершенно немыслим без облика храмов. Некоторые из них мы с Вами сегодня рассмотрим, но обращаем Ваше внимание на то, что это будет происходить не с религиозной точки зрения, а с точки зрения бесценных жемчужин архитектуры и тех святынь, которые в этих церквях хранятся.

Сразу перед нами - трехэтажное светло-зеленое здание с белыми полуколоннами, это усадьба Давыда Ивановича Хлудова (1822—1886), купца, который был известен как покровитель храмов и монастырей, которым он посвятил всю свою жизнь и пожертвовал несколько миллионов рублей.

Этот дом был передан в 1871 г. Московскому епархиальному ведомству. В этом доме сначала располагалось Московское епархиальное училище иконописи и ремёсел; с 1885 г. в нем находилось Мариинское женское епархиальное училище. Сейчас это выявленный объект культурного наследия.

А мы с Вами поворачиваем налево и пойдем по улице Большая Ордынка .

Здесь проходила дорога в Золотую Орду, известная с XIV века. В этой местности располагалась Ордынская слобода. В ней жили ордынцы. Так называли людей, занимавшихся перевозками и доставкой собранной дани в Орду, также здесь селились русские пленники, выкупленные из Орды. Эта слобода была довольно большой, о чем свидетельствует наличие нескольких храмов в этой местности.

Большая Ордынка - одна из центральных и древнейших улиц нашей столицы. Трудно сказать, какая другая московская улица пережила столько исторических событий! Ордынка помнит топот коня крымского хана Девлет-Гирея в XVI веке, звуки скрещенного оружия ополченцев и интервентов в Польско-литовской войне в XVII веке, пекло наполеоновского пожара XIX века и обстрел Кремля в 1917 году.

Мы с Вами пойдем по левой стороне улицы. Проходим красивое двухэтажное розовое здание. Это Государственное музыкальное училище (колледж) эстрадно-джазового искусства.

Храм построен в архитектурном стиле классицизм. Этому стилю характерны четкие строгие формы, колонны на фасадах зданий. Особенно красива колокольня храма, венчаемая купольной ротондой.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Слева расположена велопарковка, это новое веяние столичных властей, целью которого является борьба с пробками в мегаполисе.

Левее перед нами будет серое монументальное многоэтажное здание. Это Дом Писателей.

Этот дом примечателен тем, что в нем жили многие известные люди из мира литературы: Агния Барто, Ильф и Петров, Казакевич, Макаренко, Пастернак, Пришвин, Паустовский и многие другие.

Свернув налево мы проходим на Лаврушенский переулок.

Переулок, по которому мы сейчас идем, получил свое название во времена Екатерины II, по фамилии местной домовладелицы «купеческой вдовы» Анисьи Матвеевны Лаврушиной, о которой известно лишь то, что она была очень богата и хлебосольна.

Купеческий особняк Лаврушиной был куплен семьей Третьяковых в 1851 году. Здесь расположилась Государственная Третьяковская галерея . Перед входом мы видим памятник ее основателю Павлу Михайловичу Третьякову.

А по правой стороне - дом №3/8 - бывший приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова, архитектор Н. С. Курдюков, инженер Н. Егоров. Выстроен в 1910-1912 г. двухэтажным, в 1930-е годы надстроен до 4 этажей.

А мы с Вами двигаемся дальше и вскоре посетим Кадашевскую слободу. Это была одной из самых богатых слобод в Москве. Она располагалась напротив царской резиденции московского Кремля .

Пройдем по нему.

И вскоре нам открывается панорама замечательного Храма Воскресения Христова в Кадашах .

Первые упоминания об этом храме относятся еще к XV веку. Храм Воскресения в Кадашах был «соборным» храмом Замоскворечья.

Он определял главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого , через церковь Воскресения Христова в Кадашах, к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском .

Изначально по обеим сторонам колокольни были построены трехмаршевые лестницы, а в первой половине XIX века они были разобраны и на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Они даже по цвету отличаются, и сразу понятно, что это постройки более позднего периода.

Лестницы строили, потому что здесь есть верхний и нижний храмы.

Полюбуемся храмом с другой стороны, для чего пройдем в Кадашевский тупик (чуть вперед и налево).

С южной стороны четверика храма сохранилась любопытная деталь - солнечные часы.

Одной из особенностей этого храма является существование при нем историко-археологического музея «Кадашевская слобода».

Это первый в России приходской краеведческий музей. Он был создан по инициативе настоятеля храма протоирея Александра Салтыкова и прихожан.

В коллекции музея представлены: археологические находки, израсцы, фрагменты крестов, старопечатных книг, монеты, графика и предметы быта. Музей проводит обзорные экскурсии по храму и практические занятия с детьми.

В начале 2000-х годов над храмом воскресения Христова в Кадашах нависла угроза нарушения целостности архитектурного комплекса зданий незаконной застройкой современного офисно-жилого комплекса зданий «Пять столиц».

К сожалению, конфликт интересов между коммерческим строительством и сохранностью ценнейшего памятника культуры федерального значения - храма Воскресения Христова в Кадашах остается сегодня все еще открытым.

Пройдем немного выйдя из тупика, налево, и еще раз налево и выйдем на 3-й Кадашевский переулок. Справа мы увидим здание с названием Кадашевские палаты (сейчас оно находится на реконструкции).

А за ним мы видим колокольню .

перейдем дорогу и подойдем ближе к храму, обойдя его слева.

Первые упоминания об этом храме, ранее известном как церковь прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся еще к XVI в. В XVII в. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся не только простыми прихожанами, но и особами царствующего дома.

Деньги на обустройство этой церкви жертвовали многие купцы. Прямо напротив церкви стоял дом богатого замосквореченского купца Долгова.

В 1783 году Долгов передал значительную сумму на перестройку храма, заказав выполнение работы своему родственнику. Родственником Долгова был знаменитый архитектор Василий Баженов, - купец приходился ему тестем. Новые сооружения были построены в стиле классицизма.

В отличие от привычных колоколен стиля узорочья - в виде ёлочек, трехъярусная колокольня этого храма имела оригинальный вид, нетрадиционный для подобных построек того времени.

Ее ярусы лишь слегка сужались кверху, и колокольня была больше похожа на башню, увенчанную полусферой с главкой и крестом. Интересно, что вся колокольня украшена полунишами, округлостями, окнами, слухами, таким образом, что она удивительно гармонирует с видом окон трепезной. Новая трапезная, напротив, была задумана невысокой, с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами.

Таким образом, колокольня и трапезная - это Баженов, а основной храм - это Бове. Бове постарался, чтобы его ампирный орнаментальный декор оттенял строгий классицизм Баженова.

По рисункам Бове также были отлиты чугунные напольные плиты. Бове старался по возможности сохранить уцелевшие детали баженовской постройки, большая часть которой была уничтожена пожаром 1812 года. Увидеть свое творение завершенным архитектору не довелось. Строительство заканчивал брат Бове по его рисункам и чертежам. В сентябре 1836 года обновленная церковь была освящена митрополитом Филаретом, о чем сохранилась памятная дата под крестом храма. Новая церковь выстроена в виде цилиндрической ротонды с двухколонными ионическими портиками и полукруглыми окнами-арками. Внутри храма по кругу расположены 12 колонн, на которые опирается небольшой барабан с полусферическим куполом и шаровидной главой. Характерной особенностью новой планировки является расположение подсвечников - они находятся наверху, и чтобы поставить свечу, нужно подняться по переносной деревянной лестнице.

Этот храм очень не типичен для московской архитектуры, многие люди восхищались и восхищаются этим удивительно новым для того времени и свежим взглядом Бове на русский классицизм, но были и такие, кто его не поняли, обвиняли в западничестве, и даже предательстве русских традиций, потому что на Руси так храмы не строили.

А мы с Вами перейдем дорогу на светофоре и вернемся к метро Третьяковская.

Но на этом наша прогулка еще не закончена. Минуя метро, мы пройдем чуть дальше к Храму священномученика Климента Папы Римского . Этот храм по праву считается жемчужиной Замоскворечья, построенной в стиле дворцового барокко.

Так строили в Петербурге и в Италии, а в Москве практически не найти таких церквей.

Храм посвящен священомученнику Клименту папе Римскому. Это был самый лучший и близкий ученик апостола Петра. Его почитают и православные и католики, потому что он жил во времена еще задолго до раскола этих направлений в христианстве. Он пришел в наши земли нести христианскую веру, обращать язычников в христианство. Ему принято молиться о воссоединении семей, о благополучии детей, о поисках пропавших.

Этому храму как будто тесновато в этом небольшом переулке, но тем не менее, он дал название этому переулку, Клементовский.

Случилось так, что именно этот храм стал символом "крепкостоятельства" и мужества православных воинов при освобождении столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.

В том виде, каким мы видим храм сейчас, был построен в XVIII веке на деньги купца Матвеева. В Советское время здание храма использовала в своих нуждах Российская Государственная библиотека.

После того, как в 2008 г. Российская Государственная библиотека наконец-то освободила храмовое помещение, в "памятнике архитектуры высшей категории" - церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, началась долгожданная полномасштабная реставрация.

Сейчас Храм передан РПЦ, здесь регулярно совершаются богослужения.

Ну вот мы и закончили нашу небольшую прогулку по Замоскворечью и снова вернулись к станции метро Третьяковская.

Получил по Замоскворечью — части города, находящейся за рекой Москвой по отношению к Кремлю. В литературе обычно считается, что впервые Замоскворечье упоминается летописцем под 1365 г., когда, по его словам, во время огромного московского пожара сгорели «и посад, и Кремль, и Загородье, и Заречье». Но, как показали исследования археологов, на территории нынешнего Замоскворечья городские кварталы начинают появляться лишь со второй половины XV в., а до этого Заречьем именовалась территория за рекой Неглинкой.

Верхняя, Средняя и Нижняя Садовая слободы

В непосредственной близости от Кремля узкой полосой вдоль Москвы-реки расположились Садовые слободы (Верхняя, Средняя и Нижняя), заселенные княжескими садовниками. Об их существовании напоминают нынешние Садовнические , и . На их точное местоположение указывают приходские храмы — две сохранившиеся: церковь Николая Чудотворца «на Берсеневке, в Верхних Садовниках» (на ), храм Софии Премудрости Божьей «в Средних Садовниках» () и одна разрушенная: церковь Космы и Дамиана «в Нижних Садовниках», известная с 1625 г., перестроенная в камне к 1657 г. и снесенная в 1932 г. Именно по последней была названа современная . В 1679 г. в трех Садовых слободах насчитывалось 403 двора. К концу XVII в. они теряют свой прежний характер и здесь появляются выходцы из других русских городов.

Ендово

Вполне вероятно, что Садовые слободы возникли здесь не на пустом месте, а там, где ранее располагались другие пригородные селения. Думать так заставляет тот факт, что в начале современной , на территории Нижней Садовой слободы известна с 1612 г. церковь Георгия Великомученика в Ендове, перестроенная в камне в 1653 г. Судя по всему, здесь, на правом берегу Москвы-реки, напротив Городского посада, ранее располагалось одно из пригородных сел — Ендово или Яндово. Возможно, что оно было здесь не единственным: чуть восточнее была известна церковь Николая Чудотворца в Пупыщах. В 1657 г. она значится деревянной, а на рубеже XVII—XVIII вв. была перестроена в камне. Очевидно, в первой четверти XVII в., сразу после бедствий Смутного времени, здесь были поселены яицкие казаки, о чем напоминает церковь Николая Чудотворца в Заяицком. Как деревянная она значится с 1625 г., а в 1652 г. была перестроена в камне.

Заяицкое

Точных сведений о времени и обстоятельствах появления Яицкого казачьего войска нет. По преданию, оно было основано в XVI в. казаками, переселившимися с Дона на реку Яик (нынешний Урал). Это подтверждается тем, что еще столетием позже Донское казачье войско занимало по отношению к Яицкому как бы положение метрополии. По словам донских атаманов того времени, яицкие казаки сами собой больших дел не вершили, а следовали приговорам, постановленным на Дону. Основной задачей яицких казаков являлась оборона юго-восточных границ государства от набегов киргизов и башкир, а также походы на Хиву. Главным же промыслом здешних казаков было рыболовство на Яике.

В событиях Смутного времени начала XVII в. яицкие казаки вместе с донскими принимали самое активное участие и дольше всех продолжали поддерживать самозванцев. В 1614 г. именно на Яике нашел последнее убежище Иван Заруцкий с Мариной Мнишек. Здесь они были схвачены, а сторонник Заруцкого казачий атаман Баловень былповешен.

Овчинная слобода

По соседству с Садовыми слободами располагалась в XVII в. Овчинная слобода, обитатели которой поставляли для дворцовых нужд шерсть и овчины. Слобода была довольно большой: в 1632 и 1658 гг. в ней насчитывалось 103 двора. О бывшей слободе ныне напоминают названия и переулков — и (существовал еще и Малый) Овчинниковских, а также соседнего . Центром слободы являлась церковь Михаила Архангела, «что в Овчинниках», известная с 1625 г.

Суровый климат России заставлял ее жителей носить зимой полушубки, сделанные из овчины. В средневековье овцы разделялись по породам: были известны овцы костромские, валдайские (они давали очень вкусное мясо), кашинские, угличские, шуйские, пошехонские (разводившиеся главным образом для получения шерсти). Среди последних особо выделялись романовские (названные по городу Романово-Борисоглебску, современному Тутаеву, под Ярославлем). Шерсть настоящих романовских овец большей частью светло-серая, с большим количеством пуха почти ровного перлового цвета. Их пух очень мягкий и густой. А количество его приблизительно в 9 раз превышает ость, что делает овчины очень ценными, а полушубки, изготовленные из них, лучшими из других известных по теплоте. Для получения шерсти овец стригли обычно три раза в год — в марте, в конце июня и сентябре. В зависимости от этого различали зимнюю, летнюю (поярок) и осеннюю шерсть, лучшей из которых считалась летняя от молодых овец. Среди овчин по времени получения различали петровские, успенские и рождественские. Наиболее ценились первые, отличавшиеся нарядностью, хорошо завитой шерстью, с особым металлическим блеском.

Но при всем этом в средневековье овчины считались одеждой исключительно простонародья. Когда в 1425 г. разгорелся спор по поводу престолонаследия между удельным князем Юрием Дмитриевичем и его племянником Василием Темным (сыном великого князя Василия I), в Галич к князю Юрию приехал митрополит Фотий. Удельный князь, желая показать свою военную мощь, встретил митрополита со множеством людей, выстроившихся вдоль дороги. Однако это не произвело на Фотия никакого впечатления, и он лишь язвительно заметил князю: «Сыне князь Юрьи! Не видах столько народа во овчиих шерстях», намекая тем самым, что большинство из воинов Юрия составляли плохо вооруженные простолюдины.

Пятницкая слобода

Пятницкие и напоминают о черной Пятницкой слободе, названной так по церкви Параскевы Пятницы, стоявшей примерно на месте вестибюля станции метро «Новокузнецкая». Храм был известен с середины XVI в. (упоминается при описании пожара 1654 г.), в 1657 г. показан каменным и снесен в 1934 г. В 1669 г. в слободе было отмечено 40 дворов.

Татарская слобода

Целый ряд названий в этом районе: , улицы, и Татарские переулки свидетельствуют о существовании здесь большой Татарской слободы, где жили выходцы из поволжских ханств. Тут же обитали и толмачи, переводчики Посольского приказа, отчего эта местность стала называться Толмачи. Ее центром являлась церковь Никиты, «что в Старых Толмачах». Ныне о ней напоминает . Позднее они были переселены примерно к километру западнее.

Монетчики

Шесть расположились на месте Монетчиков — слободы мастеров монетного дела. Центром слободы являлась церковь Воскресения Словущего, перестроенная в камне в 1750 г. В источниках она упоминается по-разному: то «в Хомутове», то «в стрелецкой слободе», то «в Монетчиках». Это обстоятельство позволяет предположить, что ранее здесь располагалось село Хомутово, затем поселились стрельцы, которые возвели церковь, впервые упоминаемую с 1672 г. с определением «в стрелецкой слободе». При Петре I их сменили рабочие Кадашевского монетного двора, по которым район получил новое имя. Монету здесь чеканили с 1701 по 1736 г.

Новое Болвановье

Современные и Новокузнецкие переулки прежде назывались Спасоболвановскими. Этому названию они были обязаны церкви Спаса Преображения, «что на Новой Болвановке». По сохранившемуся преданию, храм первоначально был выстроен еще в 1465 г. По мнению П.В. Сытина, эта Болвановка, как и заяузская, соседствовала с кузнечными слободами, откуда он сделал предположение, что в них готовились болванки, необходимые в кузнечном ремесле. На самом деле именно сюда при Иване III из-за Яузы были переведены иностранцы, а эта территория была отведена для их поселения и названа Новым Болвановьем. Именно здесь казнили в 1490 г. прибывшего из Венеции врача за то, что он не сумел вылечить сына Ивана III: «и того лекаря мистр Леона велел князь великий Иван Васильевич поимати, и после сорочин сына своего великого князя повеле казнити его, головы отсечи: и ссекоша ему головы на Болвановии априля 22».

Кузнецкая слобода

Севернее поселения иноземцев располагалась Новая Кузнецкая слобода, имевшая в 1638 г. 72 двора, а в 1658 г. — уже 185 дворов. О ней сейчас напоминают и . Ее приходским храмом была документально известная с 1625 г. церковь Николы Чудотворца, «что в Кузнецкой слободе», бывшая вначале деревянной, а в 1681—1683 гг. перестроенная в камне. Сюда кузнецы переселились, вероятно, из-за Яузы, в районе современной Таганки, где прежде находилась их слобода.

В XVII в. в Москве всего насчитывалось более 300 ремесленников, занятых кузнечным делом. При этом первопрестольная служила рынком железа для иногородних покупателей. Кроме русского, на московском рынке имелось и «немецкое» железо: доски белого железа, железная проволока. В 80-х годах XVI в. в Москве прут русского железа стоил от 75 до 80 денег, лист «немецкого» железа — 60 денег. Вместе с тем московские кузнецы, работая на привозном сырье, выполняли главным образом мелкую работу. Кроме «подкованья» лошадей они делали новые и чинили старые топоры, косы, железные котлы и т.п. Имелись отдельные профессии замочников, выделывавших замки, и ножевщиков. Особенно большой спрос был на большие и малые гвозди. Но крупные заказы на кузнечные работы, требующие больших запасов сырья, были непосильны для московских кузнецов. Поэтому правительство предпочитало отдавать крупные заказы на железные изделия кузнецам тех городов, которые имели в своей округе запасы сырья. Так, в 1630—1631 гг. в Устюжну-Железопольскую был направлен заказ на изготовление больших железных полос для решеток к воротам Китай-города и Белого города. В 1667 г. тамошние кузнецы делали 900 тыс. гвоздей для значительных строительных работ в Москве.

Ордынская слобода

И , и Ордынские переулки, расположились на том месте, где существовала черная Ордынская слобода. В ней жили ордынцы, упоминающиеся в княжеских договорах еще с XIV в. В литературе было высказано несколько точек зрения по поводу основного занятия ордынцев. В частности, предполагалось, что ордынцами назывались выкупленные в Орде русские пленники. Однако в последнее время выяснилось, что главным занятием ордынцев являлась перевозка и доставка собранной дани в Орду. Если представить себе ту огромную массу возов, которая отправлялась в Орду с собранной данью, становится понятным, что для ее перевозки требовалось немало рабочих рук. Неудивительно, что Ордынская слобода была одной из самых больших в Москве. В 1632 г. в ней значится 107 дворов, а к 1653 г. — 273 двора. Об этом свидетельствует наличие в ней сразу нескольких храмов. Возможно, главной здесь являлась церковь Климента, папы римского, «что в Ордынцах», первое упоминание которой относится к 1612 г., когда здесь был отражен натиск гетмана Ходкевича. В 1657 г. храм значится уже каменным. По нему получил свое название Климентовский переулок. Другим храмом была церковь Преображения, или иконы «Всех скорбящих радости», что «в Ордынцах». В литературе было высказано мнение, что храм под именем Варлаама Хутынского упомянут в 1571 г. С именем Преображения Господня он известен с 1625 г. и был перестроен в камне в 1683—1685 гг. К югу от них находилась церковь Иверской иконы Божьей матери, «что на Всполье» (или в Ордынцах), более известная по приделу Георгия Великомученика. Как деревянная она упоминается с 1625 г., а в камне была перестроена к 1673 г. Еще одной церковью здесь был храм Покрова Богородицы «в Ордынцах», или «в Голиках» на Малой Ордынке, известный с 1625 г. Последнее определение его местоположения обычно связывают или с именем позднейшего домовладельца или производят от слова «голики» — голая, безлесная местность. Вопрос этот требует еще своего объяснения.

Стрелецкая слобода

Напоминает о стрелецкой слободе, где в XVII в. на землях конюшенной слободы Большие Лужники поставили стрелецкий полк под командованием Матвея Вишнякова. Ее главным храмом была церковь Троицы в Вишняках, деревянное здание которой известно с 1642 г. В 1678 г. в память победы над турками при Чигирине она была перестроена в камне головами московских стрельцов Матвеева приказа Вишнякова пятидесятниками Назаром Перфильевым и Андреем Оленовым «с десятниками и со всеми рядовыми стрельцами, бывшими в осаде на службе великого государя в Чигирине».

Историческая мета осталась в топониме «Большая Ордынка» - это самая протяженная улица Замоскворечья. Первые дома появились здесь, предположительно, в XIII в. Относительно XIV в. у археологов уже сомнений в этом плане нет, что подтверждает и первое летописное письменное упоминание еще не о Замоскворечье - о Заречье - в 1365 г. Речь в документе идет о пожарах в тамошних монастырских селах и боярских посадах. Самый сокрушительный для Замоскворечья, как и для Кремля, пожар случился, как мы уже знаем, в 1493 г. После чего на низинной земле за Москвой-рекой был разбит Государев сад и появились три Садовые (Садовнические) слободы. Первые же сады в этих местах появились еще при Дмитрии Донском. Отряд псковских пищальников обосновался здесь в 1535 г., стрелецкие слободы появились при Иване Грозном. Военная тактика в XVI в. базировалась во многом на «гуляй-городах» - больших телегах, прикрытых щитами. Эти мобильные крепости позволяли стрелять из луков, будучи защищенными. У крымского хана Казы-Гирея, наступавшего на Москву в 1591 г., средств противостоять им не было.
Историю Замоскворечья, как и всей Москвы, можно начинать познавать по названиям государевых слобод, сохранившимся в названиях его улиц и переулков. Кадашёво (Кадашевскую слободу) населяли кадаши - бондари, изготовлявшие бочки и кадушки, здесь же жили и хамовники - ткачи. (В XIV в. льняное полотно называлось «хам».) Затем хамовная мануфактура был преобразована в Монетный двор, от которого остался Старомонетный переулок. Кузнечная слобода - это улица Новокузнецкая и переулки окрест. Со слободами Овчинной, Кожевнической и Казачьей все понятно. Толмачи - слобода, где жили переводчики, необходимые для контактов с ордынцами. И так далее. На юге Замоскворечья образовалась Татарская слобода, где обосновались татары-торговцы. Как было принято, улицы получали названия и по церквям. Так, Пятницкая улица - от церкви Параскевы Пятницы, стоявшей на месте нынешнего вестибюля метро «Новокузнецкая», Софийская набережная - от церкви Софии Премудрости Божьей, якиманские улицы и переулки - от придела Иоакима и Анны церкви Благовещения, возведенной в 1493 г., снесенной в 1969 г. Такие названия улиц, как Большая Полянка, Озерковская набережная, улица Лужнецкая (Бахрушина), «докладывают» о рельефе и природной среде Заречья-Замоскворечья.
Слободской народ был благочестив, и церкви возводил буквально в каждом переулке. Сейчас при указании на время их возведения говорится в основном o XVII-XIX вв., но эти храмы стоят, как правило, на месте сгоревших своих более древних деревянных предшественников. Пожары уничтожали строения Замоскворечья практически подчистую и после 1493 г., особенно жесток был пожар в начале XVII в., во время польской интервенции. После 1612 г. Замоскворечье начинает «каменеть».
Постепенно-постепенно старшины слобод обретали доходы, которые можно было пустить «в дело». Земля в Замоскворечье стоила недорого, и здесь охотно строили свои мануфактуры и добротные жилые дома купцы не только из местных старожилов. Так Замоскворечье обрело свою особую атмосферу - «купеческую», как принято ее чаще всего характеризовать, хотя, конечно, здесь селились не только купцы и мещане, строились и «дворянские гнезда». Любила и ценила по-своему эти места интеллигенция, особенно живописцы. С середины XIX в. Замоскворечье обретает новый облик фабричной стороны. Все первые московские солидные капиталы наживались здесь, хотя хранить их новоявленные богачи-предприниматели предпочитали главным образом в надежных банках .
Топоним «Замоскворечье» включает в себя две части: до Садового кольца и за ним. Самая древняя часть относится к . Начинается она с правого берега излучины Москвы-реки, «напротив Кремля», условно говоря. С юга ограничена улицами Садового кольца - Крымский Вал, Житная, Валовая и Зацепский Вал. (Территория Замоскворечья за Садовым кольцом вошла в состав Москвы в XVIII в.) Основные улицы Замоскворечья выходят к дорогам, ведущим к Серпухову, Калуге и далее на юг.

Остров

Часть Замоскворечья, имеющая общую с ним историю, в то же время чисто топографически существует автономно от него. Теперь она зовется безлико - Остров, а раньше эта вытянутая часть суши на Москве-реке имела более выразительные названия.
Болотный остров, потому что места тут были болотистые. Балчуг (от татарского «балчык» - грязь), опять же по причине глинистой, болотистой почвы, а также Садовники и даже Кремлёвский остров, последнее уже исключительно у снобов из дворян. Как таковой остров появился в 1783-1786 гг., когда на месте старицы (старого русла) Москвы-реки был прорыт Водоотводный (Обводной) канал, естественно, снабженный мостами (сейчас их 11). Необходимость этого гидротехнического сооружения была самой что ни на есть насущной. Замоскворечье часто страдало от наводнений, порой затапливавших первые этажи домов. Тем не менее опасность затоплений сохранялась вплоть до введения в эксплуатацию канала имени Москвы в 1938 г.
И все же с появлением канала остров получил возможность стать городской структурой. Притом чрезвычайно интересной. Наряду с солидными особняками, украсившими набережные Острова, он сложился как своего рода экспозиция конструктивизма и промышленной архитектуры под открытым небом. Здесь стоит знаменитый Дом на Набережной (Дом Правительства), который планировалось сделать красного цвета - как , но что-то, очевидно, «пошло не так», и он - угрюмо-серый. В массиве 12-этажного здания 505 квартир, к ним примыкали клуб ВЦИК им. Рыкова (ныне Театр эстрады), кинотеатр «Ударник» (ныне развлекательный центр), спортзал, универмаг, детский сад и ясли, располагавшиеся на крыше, разные бытовые службы. В столовой жители дома по талонам получали бесплатные обеды и пайки, и потому кухни во всех квартирах были маленькими, а вся мебель - казенной, с инвентарными номерами. Словом, было создано все для людей твердых коммунистических убеждений. Но немало здешних жильцов за малейшие отклонения от этих убеждений или только по подозрению в таких отклонениях уезжали отсюда в «черных воронках» НКВД, о чем можно узнать в музее дома, прочитать в романе Юрия Трифонова «Дом на набережной».
На Острове до сих пор работает тепло-станция ГЭС-1 (Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 года»), «Трамвайная электростанция» ГЭС-2 готовится к реконструкции и превращению в арт-объект «Музей будущего». С закрытием кондитерской фабрики «Красный Октябрь» ее краснокирпичные корпуса были переоборудованы в офисный и арт-центр.
Самое памятное историческое событие, произошедшее на Острове, - казнь Емельяна Пугачева 10 (21) января 1775 г. на Болотной площади при большом стечении народа. Сначала ему отрубили голову, а потом уже тело его четвертовали, что было со стороны Екатерины II, как писали историки того времени, «милостью»: обычно государственных преступников сначала четвертовали. Рассказывали, что перед смертью Пугачев просил прощения у православных и, оборачиваясь на все видные с площади замоскворецкие храмы, крестился.
Кулачные бои устраивали на всех народных гуляниях в Москве, но на Болотной собирались лучшие мастера этого вида единоборства. Самым опасным был бой «сцеплялка»: побил одного противника - переходи к следующему. В конце концов начиналась свалка, которую разгоняли. Дрались также «стенка на стенку», меняя бойцов, пока одна из «стенок» не возьмет верх. «Гвоздем программы» были бои «сам на сам», в которых сходились, в наших понятиях, чемпионы Москвы по «кулачкам», имена которых знали все. При этом велся подсчет количества ударов и отмечалась степень их меткости.
Самым популярным видом отдыха на Острове было пребывание в банях, которых здесь имелось несколько, благо кругом вода. А где бани, там и кабаки, и пивные, которых на Острове было тоже немало.

Островский

В Москве говорят о Замоскворечье так: «Без него не поймешь Москвы». А еще называют «шкатулкой Москвы». Такой, в которой хранятся ценные реликвии времен минувших.
Лучше уроженца Замоскворечья драматурга А.Н. Островского, исследовавшего всей мощью своего таланта его обычаи и традиции, нравы и образ мыслей, архетипы, бытовые устои - все, чем была наполнена жизнь в Замоскворечье от великого до смешного, обо всем этом не скажешь. А он писал так: «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода - постоянный неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головой с улыбкой сожаления; это значит: человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде»; «Здесь ложатся спать в девятом часу, и в девять часов нет никого, кроме собак. Извозчика и не ищите».
Это, конечно же, лишь легкая зарисовка патриархальной атмосферы Замоскворечья XIX в. У того же Островского в его пьесах, драмах и комедиях о жизни главным образом купцов (но не только, у него действуют также дворяне и чиновники и не только в Москве) персонажи имеют сильные, яркие характеры и острый ум, их речь - сочная, поступки - решительные и часто предельно рациональные. Недаром эти пьесы и поныне не сходят со сцены, и даже в лаконичной стилистике современного авангардного театра образы и драматические коллизии Островского не теряют своей животрепещущей актуальности.
Островский, по большому счету, не выдумывал своих героев, они очень похожи на реальных людей. Лучший тут пример - братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы, торговцы, владельцы бумагопрядильных фабрик, «миллионщики». И меценаты. Павел Третьяков - создатель самого ценного сокровища Замоскворечья - Третьяковской художественной галереи, главное здание которой в Лаврушинском переулке и его экспозиции широко известны во всем мире. Собирал русские художественные ценности начиная с 1856 г. до самой своей смерти в 1898 г. Последние его слова были: «Берегите галерею и будьте здоровы». В Третьяковской галерее это завещание исполняется безукоризненно. Сегодня галерея называется Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея», образовано оно в 1986 г. В него кроме собрания в Лаврушинском переулке входят Музей-храм Святителя Николая в Толмачах, Третьяковская галерея на Крымском Валу, в других районах города - Музей-мастерская А. С. Голубкиной, Дом-музей В.М. Васнецова, Музей-квартира А.М. Васнецова, Дом-музей П.Д. Корина. Строится новый корпус галереи на Кадашевской набережной, его открытие запланировано на 2018 г. А.А. Бахрушин, создатель Театрального музея, также был купцом и меценатом.
Замоскворечье, как и все старинные районы, не очень плотно заселено, хотя новые дома строятся, особенно в районе набережных. Но днем здесь бывает многолюдно. Потому что на каждой улице есть чем полюбоваться. Совершенными пропорциями многочисленных церквей со стройными колокольнями в стиле русского барокко, большинство из которых были возвращены верующим после десятилетий, когда они использовались как склады и мелкие предприятия. Усадебными домами и купеческими особняками не столь парадного вида, как по другую сторону Москвы-реки, но дышащими уютным, чисто русским пониманием «сладкой жизни». Маленькими двориками, словно законсервированными с XIX в.
А лучшее и наиболее известное воплощение русского духа в Замоскворечье - сказочного облика дом купца Игумнова на Большой Якиманке, в котором с 1938 г. живет дух галльский (сейчас это резиденция посла Франции). Внутрь попасть нельзя, но полюбоваться (лучше с другой стороны улицы) - вполне. Особняк был построен в 1895 г., выдержан строго в традициях древней ярославской архитектуры ярославским архитектором H. И. Поздеевым, украшен великолепными изразцами, изготовленными на заводе М. С. Кузнецова.

Общая информация

Исторический район в центре Москвы, в данном случае - та его часть, которая расположена на противоположной от Кремля стороне Москва-реки вплоть до Садового кольца.
Современное состояние : культурно-исторический, деловой и торговый район.
Время образования в составе Москвы : XIV в.
Современная административная принадлежность : Центральный административный округ Москвы.

Цифры

Длина основных «лучевых» улиц : Большая Ордынка - 1,73 км, Большая Якиманка - 1,2 км, Большая Полянка - 1,125 км, Пятницкая - 1,815 км (в целом до Садового кольца - чуть более 1 км), Новокузнецкая - 1,12 км.
Длина Острова : около 4,5 км, ширина в самом широком месте - около 400 м.

Экономика

Торговля, банковские и бизнес-услуги, туризм, транспорт, телекоммуникации.

Достопримечательности

Памятники гражданской архитектуры

Палаты Аверкия Кириллова на Берсеневской набережной (XVII в.); здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (знаменитый фасад в стиле русского историзма 1900-1903 гг. архитектора В. Н. Башкирова по рисункам художника В. М. Васнецова); особняк К. П. Бахрушина на Новокузнецкой улице (Прокуратура Москвы) (XVIII-XIX вв.); усадьба А. И. Долгова - И. П. Жемочкина (Институт Латинской Америки PAH) (XVIII-XIX вв., ограда 1882 г.); дом купца Игумнова на Большой Якиманке (русский историзм, 1895 г.); городская усадьба П. И. Харитоненко на Софийской набережной (резиденция посла Великобритании) (эклектика, модерн, 1893 г.); особняк Т. И. Коробкова на Пятницкой (эклектика, 1866 г., перестройка - модерн, 1894 г.); особняк Новиковых - Свешниковой на Большой Полянке (неоготика, 1907 г.); доходный дом М. Пайкерта (модерн, 1905 г.); «Дом на набережной» (конструктивизм, 1927-1931 гг.); особняки и доходные дома XIX - начала XX в. с фасадами в стиле модерн на всех улицах и в переулках.

Музеи

Третьяковская галерея - экспозиция в главном корпусе «Русская живопись XI - начала XX века»; парк искусств «Музеон» - крупнейший музей скульптуры под открытым небом в России; Театральный музей им. А. А. Бахрушина в его доме в стиле английской неоготики (основан в 1894 г.); музей-усадьба A. H. Островского; Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени; музей «Дом на набережной» и несколько мемориальных музеев-квартир в этом доме; Музей леса; Мемориальный музей св. Елизаветы Феодоровны в Марфо-Марьинской обители; Центр фотографии им. братьев Люмьер.

Памятники промышленной архитектуры

ГЭС-1 им. Смидовича на Раушской набережной (1897 г.), старейшая действующая тепловая электростанция России; ГЭС-2 на Болотной набережной (1907 г.); корпуса кондитерской фабрики «Красный Октябрь» (до 1917 г. - «Эйнемъ») (1889 г.); фабричные корпуса на Озерковской набережной (1908 г.), на Якиманской набережной (б. Голутвинская мануфактура в стиле промышленной псевдоготики, конец XIX в.) и другие подобные здания, ныне используемые как офисы, квартиры и мастерские в стиле лофт.

Ландшафтный парк с пешеходной зоной на Крымской набережной.

Культовые здания

Марфо-Марьинская обитель милосердия (1908-1912 гг.) с храмом Покрова; церкви: Воскресения Христова в Кадашах (XVII-XVIII вв.), святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (XVII в.), Успения Богородицы в Казачьей слободе (XVII в., колокольня XVIII-XIX вв.), Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках (XVII-XIX вв.), Николы в Толмачах (XVII в.), Иоанна Воина (1713 г.), святителя Николая в Заяицком (XVIII в.), Георгия Победоносца в Ендове (XVII в.), Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором (XVII-XVIII вв.), иконы Божьей Матери Всех скорбящих радость (XVIII в.), Климента, Папы Римского (XVIII в.), великомученицы Екатерины на Всполье (XVIII в.), Марона Пустынника (Благовещения) (XIX в.), собор Покрова Пресвятой Богородицы (старообрядческий) (1910 г.) и другие храмы; Московская историческая мечеть (основана в 1823 г.).

Замоскворечье – исторический район старой Москвы. История Замоскворечья ведёт своё начало с XIII века, когда вдоль дороги, ведущей от Кремля в Золотую орду, начали селиться люди: как русские, так и выходцы из Орды. В XIII-XIV веках на территории Москвы, к югу от Кремля, находились заливные луга, болота, перелески, и несколько небольших озёр. Тогда же, в этой местности, получившей название Заречье, вдоль дороги начали селиться люди из разных поселений.

Со времён Великого князя Василия Дмитриевича – сына Дмитрия Донского – на узкой полоске земли, напротив Кремля, находились княжеские, а затем царские сады, давшие этой территории имя Садовники.

В Средние века в Замоскворечье одна за другой стали появляться ремесленные слободы садовников, кадашей (ремесленников, которые делали кадки для дворцового обихода), кузнецов, толмачей (переводчиков), ордынцев (возивших дань в Орду), казаков, кожевников. Названия древних слобод сохранились в именах современных улиц (Садовническая набережная, Кадашевские, Толмачевские, Казачьи, Новокузнецкие переулки, Кожевническая улица и др.).

На окраине Заречья казанские торговцы образовали Татарскую слободу. Теперь это Большая Татарская улица и Татарский переулок. Монетные переулки около Земляного вала напоминают нам о бывшем здесь монетном дворе.

При Петре I слободской уклад постепенно умирает, а территорию Заречья, расположенную внутри Садового кольца, застраивают дворянскими дворцовыми усадьбами и домами купцов. Район приобретает значение купеческого центра Москвы, так ярко описанного великим драматургом А. Н. Островским, который и сам родился в Замоскворечье, на улице Малая Ордынка в доме № 9. Но, к сожалению, А. Н. Островский, показал нам только одну сторону купечества (купцы-самодуры), а они были еще и купцы – меценаты. Это купец Савва Морозов на свои средства построил Московский Художественный театр, а купец Н. Рукавишников открыл приют для малолетних преступников, 90% из которых возвращались к нормальной жизни, купец Третьяков подарил Москве художественную галерею. Этот список продолжать можно и дальше.

В 1896 году,к коронации Николая II, на Раушской набережной построили Центральную электрическую станцию (ныне МГЭС-1).

В начале XIX века, после наполеоновского нашествия и опустошительного пожара, Москве фактически пришлось воскресать из пепла. Хотя через два десятка лет в Замоскворечье нельзя было найти следов разрушений. Восстановился и сложившийся здесь особенный образ жизни купцов и мещан. Большая Ордынка сложилась в 13 веке как дорога из русских земель в Орду. А идущая почти параллельно ей Пятницкая улица возникла в конце XIV - начале XV века. В XVII веке по общим улицам расселились стрельцы. Память об этом сохранилась в наименовании Пыжи и Вишняки (по полкам Пыжова и Вишнякова). Вне военных действий стрельцы занимались торговлей и ремесленничеством. На средства стрельцов этих полков возводились храмы Николы в Пыжах и Троицы в Вишняках.

Со второй половины XIX столетия район все активнее заселялся интеллигенцией. Здесь жили и работали многие выдающиеся деятели российской культуры. На Пятницкой улице во флигеле купеческого дома в 1854–1855 годах снимал квартиру молодой Лев Толстой; в доме на Большой Ордынке, известном как Куманинское подворье, у своей тетки часто бывал Федор Достоевский. В советское время в квартире № 13 этого дома жила семья известного писателя-сатирика Виктора Ардова. Здесь, начиная с 1939 года, часто и надолго останавливалась Анна Ахматова. Пятницкая, Валовая улицы и Монетчиковские переулки связаны с деятельностью известного русского издателя и просветителя Ивана Сытина.

«Набережная на другом берегу Москвы-реки, вдоль которой идут особняки и великолепные дома современной архитектуры, прямыми своими линиями создает как бы основание огромному океану домов и крыш, которые тянутся за ней до бесконечности. Нельзя представить себе ничего более прекрасного, богатого, роскошного, сказочного, чем эти купола с сияющими золотом крестами. Я долго стоял вот так, в восторженном оцепенении, погруженный в молчаливое созерцание» - так француз Теофиль Готье описывал панораму Замоскворечья, любуясь ею с высоты Кремля. Действительно, Замоскворечье и сейчас остается одним из наиболее живописных и интереснейших районов старой Москвы.

Какой я вижу визитную карточку Замоскворечья

Надо сказать, что еще в древности Замоскворечье делилось на Пятницкую и Якиманскую. В советское время на их месте были два района: Москворецкий и Октябрьский с границей по ул. Б. Ордынка. Сейчас район Замоскворечье расположен вправо от ул. Б. Ордынка, сюда же входит и часть Острова вправо от улицы Балчуг. Но мои предложения по знакомству с Замоскворечьем распространяются на исторически сложившуюся часть города, т. е. на Пятницкую и Якиманскую, включая Остров.

1. Так как самые большие стрелецкие слободы и, вообще военные поселения, находились в Замоскворечье, то в память об этом я хочу предложить для знакомства с достопримечательностями этого района Москвы здание Кригскомиссариата (Штаб Московского военного округа), который является украшением Космодамианской набережной (д. 24). Оно само по себе – достопримечательность с богатой историей.

2. Ну, какое же Замоскворечье без Третьяковской художественной галереи, которая известна не только в России, но и во всем мире. Она по праву занимает почетное место в моей визитной карточке Замоскворечья.

3. Кондитерская фабрика «Красный Октябрь» (Ф. Эйнема) основана в 1851 г. Бережно хранят кондитеры историю и традиции качества своей продукции. Конфеты этой фабрики «Замоскворечье» и натолкнули меня на идею этого проекта. Поэтому визитная карточка Замоскворечья была бы неполной без «Красного Октября».

4. Невозможно представить себе Замоскворечье без купечества, поэтому я бы предложила для обзора сохранившийся в Голутвинском переулке настоящий купеческий дом (правда не реставрированный), в котором родился Н. М. Третьяков.

5. Известно значение религии и православных храмов для русских людей. Самым известным в Замоскворечье считается храм святителя Николая Чудотворца в Кузнецах (Новокузнецкая ул. , д. 7/15).

Завершает визитную карточку Замоскворечья гербовая эмблема района, с крестообразно положенными золотым бердышом (знак воинских заслуг жителей стрелецких слобод) и кадуцея (символ торговли).

Выполняя проект «Визитная карточка Замоскворечья», я открыла для себя один из старейших районов Москвы, имеющий замечательную историю. Узнала откуда произошли названия улиц и набережных этой части города, познакомилась с замечательными храмами, имеющими многовековую историю и вновь отреставрированными в наше время. Я много узнала о купцах-меценатах, а не только о купцах-самодурах. Я смогла «оживить» в своем воображении фантик конфеты «Замоскворечье» и составить свою визитную карточку Замоскворечья.

Я полюбила Замоскворечье с самого детства. Здесь была булочная с вкуснейшими абрикосовыми булками, здесь находился известный в округе Центр досуга и творчества для детей, тут до сих пор расположена точка притяжения всех столичных гостей - Третьяковская галерея. Уже потом, годы спустя, я узнала про барные переулки Китай-города, питерские дворики на Солянке и красивые улицы вблизи Тверской, наполненные музеями и театрами. Замоскворечье находится всего в 2 километрах от сердца города, Кремля. Удивительным и даже магическим образом оно сумело не растерять своего очарования, которое появилось здесь еще в XIV веке, когда район за Москвой-рекой начали заселять люди.

История Замоскворечья

Эти территории, к югу от Кремля, были заболоченными и неухоженными. Об этом до сих пор напоминают «топографические» названия района - Болотная площадь, например (сейчас она официально не относится к Замоскворечью, но тем не менее нельзя отвергать этой связи).

В XII веке сюда потянулись ремесленники, мелкие торговцы, стрельцы, садовники. Память об их жизни в Замоскворечье (которое изначально называлось Заречье) хранят такие места, как Садовническая набережная, Стремянный переулок, Кожевническая улица. В Толмачевском переулке жили толмачи - так раньше называли переводчиков. Довольно быстро эти простые, далекие от власти люди, превратили район в цветущее и полное жизни место. Здесь было много маленьких усадеб, церквей, мастерских. К счастью, некоторые из них в том или ином виде дошли до наших дней.

По картинам художников того времени можно легко составить мнение о том, как выглядела в середине XIX века. Вот такими, например, были берега Москвы-реки.

Нельзя не отметить еще одну важную функцию Заречья в далекие 1200-е годы. Именно по здешним дорогам везли дань в Золотую Орду. Как напоминание об этом нам достались улицы Большая и Малая Ордынка. Но вообще «ордынцами» называли перевозчиков дани. Помимо русских людей, в Заречье селились и люди пришлые, из Орды. Так появилась улица Татарская. Еще одна версия возникновения названия этой улицы гласит, что раньше тут была Татарская слобода, где жили казанские торговцы.

В конце XVI века в Замоскворечье построили первое земляное укрепление: оно защищало южные границы Москвы. Здесь же появилось первое регулярное стрелецкое войско. Это было необходимо, потому что южные чертоги города были самыми опасными: враги обычно приходили в Москву именно с этой стороны. В 1812 году в результате нашествия армии Наполеона больше половины деревянных построек района сгорело.

В XX веке, с приходом советской власти, было разрушено множество церквей. Например, церковь Святой Параскевы, которую снесли в 1934 году.

Прелестные особнячки превратили в коммунальные квартиры. В 1970-е годы власти захотели изменить облик Замоскворечья и создать здесь промышленный квартал. В соответствии с этим планом тут появилось гигантское здание Министерства атомной энергетики и промышленности СССР (сейчас больше известное как «Росатом»).

Примерно в те же годы главные улицы Замоскворечья (Большую Полянку, Новокузнецкую, Пятницкую) власти объявили заповедными территориями. Возможно, это спасло район от хаотичной застройки и сноса уцелевших старинных построек.

Достопримечательности Замоскворечья

Основные достопримечательности Замоскворечья - это храмы, музеи и дома известных русских литераторов. Приятным дополнением к известным местам служит непередаваемая атмосфера района: невысокие постройки (насколько это возможно в XXI веке), обилие зелени, маленькие купеческие усадьбы. Я люблю бродить по Озерковской и Овчинниковской набережным: оттуда открывается прекрасный вид на канал и индустриальные кварталы. Хороши и тихие переулки Замоскворечья: например, Руновский и другие (безымянные) ответвления от Большой Татарской. С наступлением весны они становятся еще краше, а близость воды добавляет району какого-то дачно-городского шика. Я расскажу о самых популярных местах, пропустить которые во время прогулки по Замоскворечью никак нельзя.

Третьяковская галерея, или просто Третьяковка (Лаврушинский переулок, 10)

Один из известнейших художественных музеев России. Здесь хранится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Основал галерею в XIX веке здешний меценат и купец Павел Третьяков. Одной из первых картин собрания стала «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти Василия Худякова.

Во время Великой Отечественной войны картины и другие экспонаты Галереи были эвакуированы в . С 1986 по 1995 год Третьяковская галерея закрывалась на реставрацию. Сейчас на Кадашевской набережной идет строительство новых зданий музейного комплекса. Работы обещают завершить в 2018 году. Однако историческое здание Третьяковки (с бюстом основателя перед входом), конечно, останется.

В галерее регулярно проходят выставки мировой значимости (например, недавно привозили чудесные собрания картин Серова, Айвазовского, музеев Ватикана). Мой любимый зал в Третьяковской галерее - тот, где хранятся картины Врубеля. Важно: галерея располагает вторым зданием на Крымском валу, 10. Часть интересных выставок проходит там. Не перепутайте.

Как добраться : проще всего идти от станции метро «Третьяковская». Музей открыт ежедневно, кроме понедельника. Во вторник, среду, воскресенье - с 10 до 18 часов (кассы и вход до 17), в четверг, пятницу, субботу - с 10:00 до 21:00 (кассы и вход до 20:00). Входной билет для взрослых - 500 рублей. Молодежь до 18 лет проходит бесплатно.

Церковь Климента Папы Римского (ул. Пятницкая, 26/1)

Это пышное здание в стиле барокко - самый большой храм Замоскворечья. Он построен на средства местного купца Кузьмы Матвеева. Первое письменное упоминание о храме датируется 1612 годом. В районе очень редко возводили такие большие помпезные храмы.
В советские годы в церкви хранились книги из фонда Государственной библиотеки имени Ленина. Только в 2008 году были вывезены последние книги, и храм, наконец, передали православной общине.

Услышав впервые полное название церкви, я недоумевала: почему православный храм носит имя Папы Римского? Оказывается, что церковь названа в честь Святого Климента неспроста: именно он был первым почитаемым святым на Руси после ее Крещения. Климент, родившийся настоящим римлянином, вследствие различных перипетий был изгнан в Крым. Там он работал на Инкерманских каменоломнях, а со временем создал большую православную общину в Херсонесе.

Как добраться : дойти до церкви удобнее всего от станции метро «Третьяковская»: храм находится в 200 метрах от нее. Сейчас он открыт для посещения ежедневно в 8:30 до 19:30. Регулярно проводятся богослужения и литургии. Вход свободный.

Красная церковь, она же церковь Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, 29А)

Одна из самых красивых и нарядных церквей Замоскворечья. Примечательна тем, что здесь крестили будущего императора Российской Империи Первого.

Построенная в XV веке, церковь поначалу была деревянной. В XVII веке ее перестроили в каменную. Архитекторами были люди с запоминающимися именами: Карп Губа и Иван Кузнечик. Стены расписывал знаменитый тогда иконописец Симон Ушаков.
В Советские годы колокольню церкви хотели снести, так как она мешала расширению пешеходного тротуара. Однако горожане отстояли постройку, и власти ограничились тем, что пробили в колокольне арку. Сейчас это своеобразная «фишка» церкви.

Как добраться : Добраться сюда проще всего от станции метро «Полянка»: при выходе из метро вы сразу же увидите храм на противоположной стороне улицы. Открыт ежедневно с 9:00 до 20:00.

Музей А. Н. Островского (ул. Малая Ордынка, 9)

В этом доме родился известный драматург, произведения которого мы начинаем читать еще в школе. Изначально дом принадлежал дьякону близлежащей церкви, а отец Островского арендовал часть первого этажа здания. В экспозиции музея представлены личные вещи драматурга, документы и рукописные работы. Место понравится любителям русского театра, в развитие которого Александр Николаевич внес огромный вклад. Сейчас музей является филиалом Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина, о котором я расскажу ниже.

Как добраться : Выйдя со станции «Третьяковская» и повернув направо за метро, через 200 метров по левой стороне вы увидите здание музея. Он открыт по средам и четвергам с 13:00 до 21:00 и с пятницы по воскресенье с 12 до 19 часов. Последняя пятница месяца - санитарный день. Входной билет стоит 300 рублей.

Марфо-Мариинская обитель (ул. Большая Ордынка, 36)

Кто бы мог подумать, что, свернув с сероватой улицы Большая Ордынка в ворота с небольшой калиточкой, можно оказаться в райском саду? Марфо-Мариинская обитель обязана своим возникновением великой княгиней Елизавете Романовой, которая в 1909 году после гибели мужа продала все свои драгоценности и купила на вырученные деньги огромную усадьбу с прекрасным садом. В обители были больница, аптека, библиотека, столовая, приют для детей - и все это было бесплатным.

Главной доминантой монастыря является белоснежный Покровский храм, построенный в новгородском стиле. Он очень лаконичный и простой, в нем нет ничего лишнего. Монастырь открылся только в 2009 году после масштабной реставрации. Сейчас он является действующим женским ставропигиальным монастырем. Открыт для посетителей ежедневно с 7 утра до 8 вечера. Добираться проще всего от станции метро «Третьяковская» или «Полянка».

Любопытный факт: в повести Ивана Бунина «Чистый понедельник» описывается Марфо-Мариинская обитель: главная героиня, красивая девушка, живущая напротив Кремля, уходит туда в Прощеное воскресенье. Почему? Узнаете, прочитав этот рассказ.

Театральный музей Алексея Бахрушина (ул. Бахрушина, 31/12)

Этот уникальный музей понравится даже людям, далеким от театра. Он был основан 1894 году московским промышленником, меценатом и благотворителем Алексеем Бахрушиным. В его бывшем доме, красивом здании в готическом стиле, сейчас и расположен театральный музей.

Считается, что это крупнейший театральный музей в мире. Его коллекция насчитывает - только вдумайтесь! - полтора миллиона экспонатов.

Алексей Александрович любил красивую жизнь. Во время своих заграничных путешествий он всегда посещал антикварные магазины, где находил ценные экспонаты для своего будущего музея. В числе любопытных вещей - рукописи Грибоедова, Шаляпина, Немировича-Данченко, золоченые театральные шлемы, дамские туфельки XVIII века, платья великих актрис, макеты различных театров.

Музей открыт для посетителей по вторникам, субботам и воскресеньям с 12 до 19 часов (касса до 18:30) и по средам и четвергам с 13 до 21 (касса до 20:30). Понедельник - выходной. Стоимость входного билета - 300 рублей. Льготный билет - 150 рублей. Добраться проще всего от станции метро «Павелецкая».

Где поесть в Замоскворечье



Замоскворечье за один день

Если вы находитесь в Москве проездом, но горите желанием побывать в Замоскворечье (что очень правильно, потому что здесь вы прочувствуете истинный дух столицы намного ярче, чем на Красной площади), следуйте по моему маршруту. Благодаря ему вы увидите все самое основное и даже немного больше.







  • 18:30 - если после храма пройти еще немного вперед, слева вы увидите станцию метро «Павелецкая». Можно повернуть влево по Садовому и пойти к набережной канала. А можно сесть в метро и поехать кутить в переулках Китай-города, например. Потому что тот район - для веселья, а Замоскворечье - для души.

Надеюсь, прогулка по Замоскворечью оставила у вас в душе самые теплые чувства. Сегодня мы посетили только наиболее значимые места района, а это значит, что сюда стоит вернуться еще не раз, чтобы лучше понять дух старой купеческой Москвы.

Есть что добавить?