Какой архитектурный стиль был у баженова. Жизнь в чужих зданиях. Большой кремлевский дворец

Публикации раздела Архитектура

5 главных построек Василия Баженова

Р аботы архитектора Василия Баженова - одна из загадок в истории русского искусства. Строил он много, выполнял заказы преимущественно императорской семьи, а достоверно исследователи знают всего несколько зданий его авторства. «Культура.РФ» вспомнила пять знаковых построек архитектора Баженова в Москве и Петербурге .

Большой Кремлевский дворец

Карл Лопяло. Вид Большого Кремлевского дворца В.И. Баженова. Реконструкция. XX век

Большой Кремлевский дворец Василия Баженова считается одним из самых величественных архитектурных проектов эпохи классицизма . Еще в 1769 году Екатерина Вторая обратила внимание на то, что Кремль стал ветшать, и поручила Баженову создать проект глобальной перепланировки. С одной стороны, архитектор должен был сохранить все древние постройки, а с другой - сделать Кремль более европейским: с площадями и прямыми улицами.

Василий Баженов предложил построить огромный дворец на территории всего Кремля, в который будут включены все памятники архитектуры. Длина его фасада должна была составить 639 метров. В четырех этажах здания планировались парадные императорские залы, а также ряд служебных помещений. Такой проект требовал немалых жертв - была разобрана часть кремлевской стены, разрушены находящиеся на территории монастырские подворья, галерея Оружейной палаты и ряд других построек. Когда же в 1773 году началось строительство, обнаружилось, что не выдержал грунт возле Архангельского собора и храм стал давать трещины. Работы были прекращены, а разобранная крепостная стена восстановлена. Монументальный проект Баженова так и остался на бумаге и в виде деревянной модели, которую сегодня можно увидеть в Музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Дворцово-парковый ансамбль в Царицыно

Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Начиналось все как нельзя лучше: заказ на ансамбль в Царицыно поступил от самой Екатерины II. Архитектор Баженов спроектировал пейзажный парк и дворцовый комплекс в необычном для того времени «готическом» стиле. Он и материалы для строительства выбрал нетипичные. Архитектор отказался от использования штукатурки, предпочтя необработанный красный кирпич и белый камень. По плану Баженова в усадьбе должны были появиться дворцы для Екатерины II и великого князя Павла Петровича , окруженные постройками для придворной знати, декоративными павильонами и мостами.

Архитектор настолько «болел» этим проектом, что, когда в казне не стало хватать денег на грандиозное строительство, он вложил в здание свои средства и даже продал дом. Когда деньги закончились, архитектор залез в огромные долги и разорился.

Екатерина II не оценила его старания. Императрица сказала, что деньги были потрачены впустую: потолки дворца ей показались тяжелыми, лестницы узкими, комнаты тесными. Работу над своей резиденцией она передала Матвею Казакову . Но тот тоже не смог закончить строительство. Со временем парк и дворец стали приходить в запустение, и только в начале XXI века усадьба была реконструирована.

Владимирская церковь в Быково

Храм в Быково был построен по заказу владельца усадьбы - Михаила Измайлова. Архитектор Баженов на месте старой деревянной церкви возвел белокаменный готический храм с башенками, богато украшенный скульптурой. Его облик был нетипичным для российской архитектуры в целом и для церковной в частности. Необычной была и форма здания - овальная.

Можно сказать, что это был даже не один храм, а два. Церковь была двухэтажной: верхний этаж, освященный в честь иконы Владимирской Божьей Матери, использовался для богослужений летом, а нижний храм Рождества Христова - для служб зимой. В советское время в здании находилась швейная фабрика, а сегодня храм снова принадлежит Русской православной церкви.

Михайловский замок

Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Дом Пашкова

Фотография: lana1501 / фотобанк «Лори»

Дом капитана-поручика лейб-гвардии Семеновского полка Петра Пашкова Михаил Булгаков в «Мастере и Маргарите» называл одним из самых красивых особняков в Москве. Исследователи долгое время спорили, кто являлся автором здания. В числе версий - Матвей Казаков и Никола Легран, однако наиболее вероятно, что дом Пашкова построил Василий Баженов.

Архитектор спроектировал типичную городскую усадьбу - центральный корпус с двумя боковыми флигелями и открытым в сторону въезда парадным двором. При этом Баженов придумал оригинальный ход - сам въезд он расположил сбоку, в переулке, а не со стороны главного фасада.

Согласно некоторым источникам, изначально особняк был оранжевого цвета и его купол венчала римская статуя. Однако сегодня мы видим не совсем тот Пашков дом, что построил Баженов: здание сильно пострадало после московского пожара 1812 года . Во время реставрации архитектор Осип Бове отказался от использовании статуи, заменил коринфские колонны на ионические и перекрасил здание в белый. В разное время в доме Пашкова находились Московский дворянский институт, Четвертая городская гимназия, Румянцевский музей . Сегодня здание принадлежит Российской государственной библиотеке . Там хранятся рукописи, ноты и картографические издания.

В асилий Баженов считается одним из основоположников русского классицизма. Он изучал архитектуру в Париже и Риме, ему предлагал работу Людовик XV, а в Италии архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки - крупном объединении художников. Однако на родине проекты Баженова постоянно отклоняли, а его работу передавали другим мастерам. Его прозвали «бумажным архитектором», потому что большинство его проектов так и остались невыполненными.

«Академия художеств мною первым началась»

Василий Баженов родился в семье церковного дьякона 12 марта 1737 года (по другим данным - 1738-го). У мальчика уже в раннем детстве обнаружились художественные способности: он детально зарисовывал здания на улицах старой Москвы.

«...Я отважусь здесь упомянуть, что я родился уже художником... Отец мой, бедный человек, не имел понятия о срочности моей, а хоть и примечал во мне, только у него денег не было отдать меня куда-нибудь учиться. Рисовать я учился на песке, на бумаге, на стенах и на всяком таком месте, где я находил за способ».

В 16 лет Баженов попал на строительство дворца Анненгоф, который восстанавливали после пожара. Там он присоединился к артели живописцев. Талантливый юноша быстро заслужил доверие, и ему поручили «по печам мрамор метать» - расписывать печи под мрамор. Реставрацией руководил архитектор Дмитрий Ухтомский , он обратил внимание на увлеченность молодого мастера и принял его в свою архитектурную школу - первую в России. В 1754 году Ухтомского назначили главным архитектором только что открывшегося Московского университета. По его рекомендации уже в апреле 1755 года Баженов был зачислен в гимназию при университете. Здесь в специальном художественном классе молодых людей готовили для будущей Академии художеств .

Баженов в гимназии оказался в числе девяти самых успешных учеников, и его заметил известный меценат Иван Шувалов . По его инициативе юного архитектора перевели в Санкт-Петербургскую гимназию, а через год зачислили в только открывшуюся Академию художеств, президентом которой как раз стал Шувалов.

«Его превосходительство Иван Иванович Шувалов, проведав про меня, взял в Санкт-Петербург и отдал учиться к архитектору Чевакинскому. Был я при строении церкви Николая Морского, при куполах и колокольне, потом Академия художеств мною первым началась».

Василий Баженов, фрагмент из автобиографии

В 23 года Василию Баженову пожаловали дворянский титул - он был признан одним из лучших студентов. Получив в Академии 100 рублей, молодой архитектор отправился в Париж перенимать опыт «западных коллег». Уже через полтора года он блестяще выдержал экзамены в Парижской академии архитектуры. Два года Василий Баженов работал с профессором Шарлем де Девальи, который обучал молодого архитектора создавать здания в новомодном стиле классицизм. Одной из работ Баженова стала модель Луврской галереи. Правда, не все было гладко: в воспоминаниях Баженов жаловался на недобросовестных сокурсников.

«Во Франции учился в теории, примечал и практику, где все архитекторы сматривали мои дела с большою охотою, а мои товарищи, молодые французы, у меня крадывали мои прожекты и с жадностью их копировали».

Василий Баженов, фрагмент из автобиографии

После Парижа Василий Баженов уехал в Рим. Здесь он изучал античный стиль в архитектуре и создал модель храма Святого Петра. Его работы встречали с восторгом: архитектору пожаловали членство в Академии Святого Луки и право «быть мастером и профессором архитектуры как в Риме, так и везде». В 1764 году Баженов вернулся в Париж. Он стал первым русским архитектором, который получил признание в Европе. Ему предложил работу сам Людовик XV - а ведь зодчему на тот момент не было еще и 30 лет! Но Василий Баженов Его Величеству отказал и вскоре вернулся в Россию: слишком много было у него планов и проектов.

Большой кремлевский проект

Неизвестный художник. Портрет Василия Баженова.

Иван Некрасов. Портрет Василия Баженова в кругу семьи. 1770-е. Музей архитектуры имени Щусева

Памятник архитекторам Василию Баженову и Матвею Казакову в музее-заповеднике Царицыно. Фотография: progulkipomoskve.ru

За время его отсутствия на родине многое изменилось: прежде всего, власть. Череда дворцовых переворотов подошла к концу, и на престол взошла Екатерина II . Просвещенный монарх, казалось бы, должен был благоволить молодому талантливому архитектору. Но в жизни Баженова началась полоса неудач.

Регламенты Академии художеств изменились - она теперь существовала по новым законам. Баженов рассчитывал на профессорскую кафедру, однако в 1765 году Баженову присвоили вместо профессорского звание академика архитектуры. Архитектор ушел из Академии художеств. В это же время он разработал проект , но строительство здания начато не было.

В 1767 году Василий Баженов приехал в Москву и был удостоен аудиенции Екатерины II. Императрица поручила архитектору перепланировку всей территории Московского Кремля , Красной площади и возведение нового дворца. Баженова не зря называли основоположником русского классицизма : его проект сочетал в себе черты классической римской и греческой архитектуры. По плану здание дворца огибало Кремлевский холм, а в центре располагался амфитеатр с овальной площадью, где должны были сходиться главные московские улицы.

Спустя год начались первые работы. Главным архитектором был Василий Баженов, а его заместителем - Матвей Казаков . Баженов создал макет будущего дворца размером почти в человеческий рост. Для его хранения построили отдельное здание, там же поселился и архитектор. А императрица издала указ, согласно которому посмотреть на модель могли все желающие, кроме «подлого народу» - простолюдинов.

В 1768 году Василий Баженов женился на Аграфене Долговой, и молодая семья переехала в новый дом с видом на Кремль. 1 июня 1773 года состоялась долгожданная закладка дворца. Текст для закладной доски Баженов сочинил сам.

«К славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».

Василий Баженов, текст для закладной доски Большого Кремлевского дворца.

Вот только Екатерина II на закладке дворца присутствовать не пожелала. У нее пропал интерес к проекту. Василий Баженов оказался в весьма затруднительном положении: он уже заключил договоры с подрядчиками, поставщиками материалов и рабочими, а деньги от двора поступать перестали. В результате от грандиозного замысла осталась только модель, которая до сих пор хранится в Московском государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева .

Итоги для Баженова были неутешительными: его очередное детище осталось только на чертежах, а сам он оказался в долгах - и это притом что в семье к тому времени было уже четверо детей. Несколько зданий на территории Кремля все-таки успели возвести, кроме того, начали разбирать крепостную стену. Екатерина приказала вернуть все в первоначальный вид и поручила работы по реконструкции Матвею Казакову.

«Во все оное время гоним судьбою в теперешнем чине. А более всего стеснило дух мой пятнадцатитысячное число рублей долгу, который я нажил не мотовством, а усердием моим Отечеству, набирая беднейших. И для их обучения выписывал книги, покупал редкие картины и все, что касается до художества, в уповании, что начатое великое здание в Кремле будет продолжаться. А я только остался без здоровья с повреждением зрения».

Василий Баженов, фрагмент из автобиографии

Однако в 1776 году архитектор вновь получил заказ от Екатерины II: построить для императрицы подмосковную резиденцию в Царицыно. На возведение этого здания Баженов потратил 10 лет своей жизни. Он целыми днями пропадал на строительной площадке, разрабатывал единый дворцово-парковый ансамбль, в котором здания в стиле «нежной готики» сочетались бы с холмистым ландшафтом и прудами, будто бы небрежно разбросанными по всей территории. Летом 1785 года на строительство приехала заказчица.

Михайловский замок. Фотография: Александр Алексеев / фотобанк «Лори»

Музей-заповедник «Царицыно». Фотография: Елена Коромыслова / фотобанк «Лори»

Вид на Кремлевский дворец. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»

Собравшиеся гости ждали триумфа архитектора - ведь Екатерина лично утверждала и одобряла все эскизы и планы. Но императрица приехала в плохом настроении, походила по дворцу и быстро уехала. Весь свет только и говорил о возможных причинах такого недовольства. Сама Екатерина то рассказывала, что по дороге на нее якобы напали разбойники, то сетовала, что ей не понравился дворец с темными и тесными помещениями. Здание она приказала перестроить. Отчаявшийся архитектор принялся за работу, но и следующий вариант архитектурного ансамбля Екатерина не оценила - и снова велела все постройки разобрать. В 1792 году Баженова отстранили от должности, правда, в том же году приняли обратно уже по другой коллегии и перевели в Петербург.

Одновременно с перестройкой дворца в Царицыно в 1784 году Баженов начал строительство дворца для Петра Пашкова - знаменитого Дома Пашкова в Москве. Точно неизвестно, действительно ли это был проект «бумажного архитектора», потому что чертежей за подписью Баженова не сохранилось. Зато сохранилась легенда о том, как обиженный на императрицу зодчий нарочно развернул дворец фасадом от Кремля.

Самая распространенная версия, объясняющая странное отношение императрицы к архитектору - его связь с масонством. В это время по приказу Екатерины проходили повсеместные обыски и аресты масонов. Вернувшись из Европы в Москву, Баженов якобы стал членом ложи «Латона», которую возглавлял Николай Новиков. От Новикова Баженов будто бы передавал масонскую литературу наследнику престола - будущему императору Павлу I . Когда об этом стало известно Екатерине, архитектора уволили с государственной службы. Однако ареста ему удалось избежать: книги, которые искали у него дома, обнаружены не были.

В 1796 году Екатерина II умерла, и императором стал Павел I. Новый этап начался и в жизни страны, и в жизни Василия Баженова: к нему молодой император был весьма лоялен. Архитектору присвоили чин действительного статского советника, пожаловали имение Старое Глазово в Тульской губернии. Архитектор вновь перебрался в Петербург, где начал разрабатывать проект Михайловского замка . Возглавить строительство ему, правда, не удалось из-за болезни. Возвел дворец Виктор Бренна: он внес в проект ряд изменений, но замысел Баженова воплотил почти в полной мере.

В 1799 году Василий Баженов был назначен вице-президентом Академии художеств. Вступив в должность, он понял, насколько изменилась Академия, которая «им первым началась»:

Баженов начал масштабную «модернизацию» Академии художеств. Параллельно он задумал издать альбом русского зодчества - фактически энциклопедию русской архитектуры, первую в Российской империи. На осуществление плана Баженову не хватило времени: 13 августа 1799 года архитектор скончался в возрасте 62 лет.

Из проектов, которые удалось реализовать Василию Баженову, сохранились только несколько построек в ансамбле Царицыно. Авторство остальных работ, которые приписываются архитектору, до сих пор остается под вопросом. Это и Дом Пашкова , и Каменноостровский дворец императора Павла, несколько зданий в Гатчине, Спасские казармы. Среди так и не осуществленных проектов архитектора были здание Смольного института благородных девиц, Большой Кремлевский дворец , Инвалидный дом в Санкт-Петербурге, мастерские Адмиралтейства и Галерная гавань на

Архитектор Василий Иванович Баженов родился в 1737 году 1 марта в Калужской губернии (по другим данным - в 1738 в городе Москве). Выходец из семьи псаломщика, который был переведен в Первопрестольную после рождения сына.

С детских лет любил рисовать. Первыми его работами стали рисунки храмов и церквей, надгробий и различных зданий, которые он видел вокруг дома.

Отец будущего архитектора пожелал, чтобы сын стал продолжателем его дела и определил того в Страстной монастырь. Но талант и желание было не унять: Баженов в свои 15 лет сумел уговорить местного живописца, бывшего уже в весьма преклонном возрасте, взять к себе на обучение.

Баженов, хоть и учился живописи в монастырских стенах, все же был живописцем-самоучкой, сумевший овладеть и одной из самых сложных техник живописного искусства - офортом. Благодаря своему таланту, он в неполные восемнадцать лет стал живописцем 2-го класса.

Во время работ по восстановлении пострадавшего при пожаре дворца Головина, Василия Баженова приметил архитектор и пригласил в созданную им архитектурную школу на правах вольного слушателя. Этот статус помогал молодому человеку, не имеющего достаточного количество средств, присутствовать только на нужных ему занятиях, а остальное время подрабатывать. Дополнительные заработки помогал получать Василию и сам Ухтомский, рассмотревший талант своего ученика.

В 1755 году Василий Баженов поступает на учебу в Московский университет, где увлекся иностранными языками. Непосредственно в художественных классах, юноша занимался написанием картин, скульптурой, а также архитектурой.

По протекции И.И. Шувалова в 1757 году юношу определяют в Академию художеств города Санкт-Петербурга, где он был принят на курс к зодчему Савве Ивановичу Чевакинскому. Там он проявил в полной мере свои способности, и был приглашен учителем помощником на строительство Морского Собора.

За достигнутые успехи, в 1759 году, Академия художеств отправляет Баженова в Париж, поставив его на полный пансион. Там молодой человек изучал европейское зодчество и в 1760 году поступил в Парижскую Академию художеств, где учился у профессора Шарля Девальи - приверженца стиля классицизм.

В 1762 году Василий Иванович отправляется уже в Италию, где предметом его изучения становятся античные памятники.

В этот период архитектор Баженов был принят в члены Болонской, а также Флорентийской академий, а академия святого Луки в городе Риме вручила ему диплом академика и присвоила звание профессора.

Возвращение в Париж состоялось в 1764 году.

В Санкт-Петербург зодчий возвращается в 1765 году и получает звание академика в своей альма-матер. Он должен был получить и профессорскую должность, но поменявшееся в академии руководство ему в этом отказало. Не были исполнены и другие обязательства, после чего архитектор Василий Иванович Баженов уходит в отставку с академической службы.

Переезд в Москву состоялся в 1767 году, где мастер должен был приступить по указу Екатерины II к строительству . В период с 1767 по 1773 годы он создал грандиозный проект, предусматривающий реконструкцию всего ансамбля московского Кремля. Проект был в целом одобрен, и в 1773 году прошла церемония закладки первого камня.

В этом же году Баженов выполнил в дереве модель намеченного к строительству Большого Кремлевского дворца. На 120 санях она была отправлена в тогдашнюю столицу и выставлена к осмотру в Зимнем дворце. Что случилось, непонятно, но императрица проект здания не утвердила (в наши дни модель хранится в ).

Во время работы в Москве архитектор создал и увеселительный комплекс, который возвели на Ходынском поле для проведения торжеств по случаю годовщины подписания мирного договора между Российской империей и Турцией. На местности были построены исполненные в разных архитектурных стилях (русском, классическом, а также готическом) церкви, дворцы, средневековые крепости и замки.

Еще одним поручением Екатерины Второй было строительство ее резиденции в подмосковном поселении Черная Грязь (ныне - парк Царицыно). Комплекс возводился в псевдоготическом стиле и в него вошло порядка 17 строений, среди которых Большой дворец, Хлебный дом и Оперный дом. К сожалению, место не стало резиденцией русской царицы. Кроме этого, по ее поручению большую часть уже имевшихся построек просто сравняли с землей.

Все эти перипетии, что с Кремлевским дворцом, что с Черной Грязью (Царицыно), сказались на здоровье талантливого зодчего и выбили его надолго из колеи.


Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799)

Василий Иванович Баженов (01.03.1737 - 2.08.1799), бесспорно, является одним из ярчайших русских архитекторов, чьи работы до сих пор поражают своей смелостью и красотой. Талантливый самобытный архитектор времен императрицы Екатерины, создатель грандиозного проекта реконструкции Кремля, автор дома Пашкова, оставил после себя несколько знаменательных исторических памятников, которые представляют собой огромную ценность и являются прекрасным отражением величия той эпохи. За одухотворенность, свободомыслие и презрение стереотипов Баженова окрестили поэтом в архитектуре.

Он родился в селе Дольском близ Малоярославца Калужской губернии в семье дьячка одной из придворных кремлевских церквей Ивана Федоровича Баженова (1711—1774). В возрасте трех месяцев был перевезен родителями в Москву. Обнаружил природный талант к искусству ещё в детстве, срисовывая всякого рода здания в древней столице. Эта страсть к рисованию обратила на Баженова внимание архитектора Димитрия Ухтомского, принявшего его в свою школу вольным слушателем и частенько помогавшего бедствующему в то время Баженову подработкой. Из школы Ухтомского Баженов перешел в Академию художеств по ходатайству И. И. Шувалова, где поразил преподавательский состав своим талантом. Один из преподавателей Баженова, С. И. Чевакинский, сделал талантливого молодого человека своим помощником при постройке Никольского морского собора. В сентябре 1759 года подающий надежды Баженов был направлен для развития своего таланта в Париж, а затем в Рим, став первым пенсионером Академии художеств, отправленным за границу.

По прибытии в Париж, поступив в ученики к профессору Девайи, Баженов занялся изготовлением моделей архитектурных частей из дерева и пробки и выполнил несколько моделей знаменитых зданий. В Париже он сделал, со строгой пропорциональностью частей, модель Луврской галереи, а в Риме — модель Собора св. Петра, учился он также гравированию, при этом известно, что многие его соученики часто воровали его работы - настолько он был талантлив.

По возвращении в Россию в 1765, проживая в Москве, Баженов принял участие в первом издании труда Витрувия (перевод Каржавина). В это время на архитектора впервые обратила внимание императрица, заказав ему проект Института благородных девиц при Смольном монастыре, который он выполнил с блеском и размахом, заслужив высочайшую похвалу - однако, проект этот осуществлен не был.
Василий Баженов был одним из лучших практиков-строителей своего времени, отличаясь столько же искусством планировки, сколько и изяществом формы проектируемых зданий, что показал сразу при своем возвращении на родину. Он являлся одним из проводников французского стиля в русской архитектуре (ярким памятником которого является Пашков дом). Свое мастерство выказал в академической программе на степень профессора комплекса увеселительных сооружений для Екатерины - впрочем, ожидаемой должности, равно как и жалования, не получил (хотя в академики его произвели). Разочарованный таким положением дел, Баженов взял увольнение от академической службы, и князь Орлов определил его в свое Артиллерийское ведомство главным архитектором с чином капитана. В 1767 году архитектор возвратился в родную Москву, где вскоре после приезда женился на Аграфене Лукиничне Красухиной, дочери каширского дворянина, рано умершего.


Мост авторства Баженова, усадьба Царицыно, Москва

Тем временем Екатерина «заболела» архитектурой. Этим решил воспользоваться Орлов, который тогда как раз делал попытки усилить свое влияние при дворе. Именно Орлов посоветовал Баженову разработать проект необычный, дерзкий, чтобы затем через него, Орлова, предложить императрице начать строительство здания, которое вызовет всеобщий интерес. Этим проектом стал проект реконструкции Московского Кремля, в котором основной идеей Баженова было огромное здание, собиравшее под своими сводами все имеющиеся кремлевские здания и соборы. Грандиознейший проект был создан, одобрен императрицей, даже выполнен в виде деревянной модели, но не осуществлен из-за нехватки средств на его исполнение - тридцати миллионов рублей. Однако, по другой версии, Екатерина II и не думала осуществлять затею искусного зодчего. Императрице в конце Русско-турецкой войны (1768—1774) нужно было дать пищу для толков о затрате десятков миллионов на грандиозный дворец, и созданная архитектором деревянная модель произвела надлежащий эффект - а сооружение самого проекта, уже ненужного императрице, оставлено совсем. Такая же судьба постигла Царицынский ансамбль Баженова, на строительство которого у архитектора ушло десять лет - причем каждую весну он вместе с семьей переселялся на место проведения работ, для собственноручного их контроля - однако Екатерина летом 1785 года посетила Царицыно, и, найдя его мрачным и чересчур тесным, повелела перестроить уже готовые здания. Архитектор от осуществления проекта был отстранён.

В это же время Баженов построил в Москве дом Пашкова, при строительстве которого архитектор сумел реализовать свои градостроительные идеи, возникшие, но не реализованные при проектировании перестройки Московского Кремля. Баженов переработал традиционную схему застройки усадьбы, поставив в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное здание, и связанные с ним флигели, что придало застройке городской облик. Вместо парадного двора создан сад (который впоследствии был уничтожен).


Дом Пашковых

Баженов попал в немилость к царице, что объясняется его сложным самолюбивым нравом, а также отношениями с кружком Н. И. Новикова, поручившего архитектору доложить цесаревичу Павлу I о выборе его московскими масонами в верховные мастера. Екатерина подозревала политические цели в этих отношениях с цесаревичем, и гнев её на Баженова обрушился раньше, чем на других, но дальше исключения из службы дело не пошло, а в 1792 году он был принят вновь на службу по адмиралтейств-коллегии и перенёс свою деятельность в Петербург. Баженов претерпевает трудный для себя период - чтобы не оказаться в бедности, он берет частные заказы. Нужно добавить, что после эпизода с масонами у царицы до самой ее смерти не нашлось более работы для Баженова.

Однако ему суждено было вновь ощутить на себе благосклонность коронованной особы: по вступлении на престол, Павел I назначил зодчего вице-президентом Академии художеств и поручил ему приготовить собрание чертежей русских зданий для исторического исследования отечественной архитектуры и, наконец, представить объяснение по вопросу: что следовало бы сделать, чтобы сообщить надлежащий ход развитию талантов русских художников в Академии художеств. Баженов с жаром принялся выполнять милостивые поручения монарха, покровителя отечественного искусства, и многое бы, без сомнения, мог сделать, если бы смерть совершенно неожиданно не пресекла его деятельность. Зодчего похоронили в собственном селе Глазово под Москвой. Последней крупной работой Баженова (с 1792 г.) был проект Михайловского (Инженерного) замка в Петербурге, утвержденный в 1796 году.

К сожалению, до сих пор исторически не вполне прояснена ситуация с доказанным авторством архитектора некоторых зданий. Большой мост через овраг в Царицыно — одна из немногих сохранившихся построек, авторство Баженова в отношении которых точно установлено.
Он создал архитектурную команду и школу при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Ф. Казаков, К. И. Бланк, И. В. Еготов, Е. С. Назаров. Сохранились многочисленные графические работы Баженова, среди них — панорама Царицына (тушь, гуашь, перо, кисть, 1776, Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева)
Василий Иванович Баженов был первым русским архитектором, создававшим свои проекты как объемно-пространственные композиции, связанные с ландшафтом и организующие окружающую среду. Его творчество фактически ознаменовало новую эру русской архитектуры.