Вероятность наступления равна 1 событий. Вероятность и статистика. Классическое определение вероятности. Классическое и статистическое определения вероятности события

Вероятностью события называется отношение числа элементарных исходов, благоприятствующих данному событию, к числу всех равно­возможных исходов опыта в котором может появиться это событие. Вероятность события А обозначают через Р(А) (здесь Р - первая буква французского слова probabilite - вероятность). В соответствии с определением
(1.2.1)
где - число элементарных исходов, благоприятствующих событию А; - число всех равновозможных элементарных исходов опыта, образующих полную группу событий.
Это определение вероятности называют классическим. Оно возникло на начальном этапе развития теории вероятностей.

Вероятность события имеет следующие свойства:
1. Вероятность достоверного события равна единице. Обозначим достоверное событие буквой . Для достоверного события , поэтому
(1.2.2)
2. Вероятность невозможного события равна нулю. Обозначим невозможное событие буквой . Для невозможного события , поэтому
(1.2.3)
3. Вероятность случайного события выражается положительным числом, меньшим единицы. Поскольку для случайного события выполняются неравенства , или , то
(1.2.4)
4. Вероятность любого события удовлетворяет неравенствам
(1.2.5)
Это следует из соотношений (1.2.2) -(1.2.4).

Пример 1. В урне 10 одинаковых по размерам и весу шаров, из ко­торых 4 красных и 6 голубых. из урны извлекается один шар. Какова вероятность того, что извлеченный шар окажется голубым?

Решение . Событие "извлеченный шар оказался голубым" обозначим буквой А. Данное испытание имеет 10 равновозможных элементарных исходов, из которых 6 благоприятствуют событию А. В соответствии с формулой (1.2.1) получаем

Пример 2. Все натуральные числа от 1 до 30 записаны на одинако­вых карточках и помещены в урну. После тщательного перемешивания карточек из урны извлекается одна карточка. Какова вероятность того,что число на взятой карточке окажется кратным 5?

Решение. Обозначим через А событие "число на взятой карточке кратно 5". В данном испытании имеется 30 равновозможных элементар­ных исходов, из которых событию А благоприятствуют 6 исходов (числа 5, 10, 15, 20, 25, 30). Следовательно,

Пример 3. Подбрасываются два игральных кубика, подсчитывается сумма очков на верхних гранях. Найти вероятность события В, состоя­щего в том, что на верхних гранях кубиков в сумме будет 9 очков.

Решение. В этом испытании всего 6 2 = 36 равновозможных элемен­тарных исходов. Событию В благоприятствуют 4 исхода: (3;6), (4;5), (5;4), (6;3), поэтому

Пример 4 . Наудачу выбрано натуральное число, не превосходящее 10. Какова вероятность того, что это число является простым?

Решение. Обозначим буквой С событие "выбранное число является простым". В данном случае n = 10, m = 4 (простые числа 2, 3, 5, 7). Следовательно, искомая вероятность

Пример 5. Подбрасываются две симметричные монеты. Чему равна вероятность того, что на верхних сторонах обеих монет оказались цифры?

Решение. Обозначим буквой D событие "на верхней стороне каж­дой монеты оказалась цифра". В этом испытании 4 равновозможных элементарных исходов: (Г, Г), (Г, Ц), (Ц, Г), (Ц, Ц). (Запись (Г, Ц) озна­чает, что на первой монете герб, на второй - цифра). Событию D благо­приятствует один элементарный исход (Ц, Ц). Поскольку m = 1, n = 4 , то

Пример 6. Какова вероятность того, что в наудачу выбранном дву­значном числе цифры одинаковы?

Решение. Двузначными числами являются числа от 10 до 99; всего таких чисел 90. Одинаковые цифры имеют 9 чисел (это числа 11, 22, 33, 44, 55, 66, 77, 88, 99). Так как в данном случае m = 9, n = 90, то
,
где А -событие "число с одинаковыми цифрами".

Пример 7. Из букв слова дифференциал наугад выбирается одна буква. Какова вероятность того, что эта буква будет: а) гласной, б) согласной, в) буквой ч ?

Решение . В слове дuфференцuал 12 букв, из них 5 гласных и 7 со­гласных. Буквы ч в этом слове нет. Обозначим события: А - "гласная буква", В - "согласная буква", С - "буква ч ". Число благоприятствующих элементарных исходов: -для события А, - для события В, - для события С. Поскольку n = 12 , то
, и .

Пример 8. Подбрасывается два игральных кубика, отмечается чис­ло очков на верхней грани каждого кубика. Найти вероятность того, на обоих кубиках выпало одинаковое число очков.

Решение. Обозначим это событие буквой А. Событюо А благопри­ятствуют 6 элементарных исходов: (1;]), (2;2), (3;3), (4;4), (5;5), (6;6). Всего равновозможных элементарных исходов, образующих полную группу событий, в данном случае n=6 2 =36. Значит, искомая вероятность

Пример 9. В книге 300 страниц. Чему равна вероятность того, что наугад открытая страница будет иметь порядковый номер, кратный 5?

Решение. Из условия задачи следует, что всех равновозможных элементарных исходов, образующих полную группу событий, будет n = 300. Из них m = 60 благоприятствуют наступлению указанного со­бытия. Действительно, номер, кратный 5, имеет вид 5k, где k -натураль­ное число, причем , откуда . Следовательно,
, где А - событие "страница" имеет порядковый номер, кратный 5".

Пример 10 . Подбрасываются два игральных кубика, подсчитыва­ется сумма очков на верхних гранях. Что вероятнее -получить в сумме 7 или 8?

Решение . Обозначим события: А - "выпало 7 очков", В - "выпало 8 очков". Событию А благоприятствуют 6 элементарных исходов: (1; 6), (2; 5),(3; 4), (4; 3), (5; 2), (6; 1), а событию В - 5 исходов: (2; 6), (3; 5), (4; 4), (5; 3), (6; 2). Всех равновозможных элементарных исходов n = 6 2 = 36. Значит, и .

Итак, Р(А)>Р(В), то есть получить в сумме 7 очков - более вероятное собы­тие, чем получить в сумме 8 очков.

Задачи

1. Наудачу выбрано натуральное число, не превосходящее 30. Како­ва вероятность того, что это число кратно 3?
2. В урне a красных и b голубых шаров, одинаковых по размерам и весу. Чему равна вероятность того, что наудачу извлеченный шар из этой урны окажется голубым?
3. Наудачу· выбрано число, не превосходящее 30. Какова вероятность того, что это число является делителем зо?
4. В урне а голубых и b красных шаров, одинаковых по размерам и весу. Из этой урны извлекают один шар и откладывают в сторону. Этот шар оказался красным. После этого из урны вынимают еще один шар. Найти вероятность того, что второй шар также красный.
5. Наудачу выбрано наryральное число, не превосходящее 50. Какова вероятность того, что это число является простым?
6. Подбрасывается три игральных кубика, подсчитывается сумма очков на верхних гранях. Что вероятнее - получить в сумме 9 или 10 оч­ков?
7. Подбрасывается три игральных кубика, подсчитывается сумма выпавших очков. Что вероятнее - получить в сумме 11 (событие А) или 12 очков (событие В)?

Ответы

1. 1/3. 2 . b /(a +b ). 3 . 0,2. 4 . (b -1)/(a +b -1). 5 .0,3.6 . p 1 = 25/216 - вероятность получить в сумме 9 очков; p 2 = 27/216 - вероятность получить в сумме 10 очков; p 2 > p 1 7 . Р(А) = 27/216, Р(В) = 25/216, Р(А) > Р(В).

Вопросы

1. Что называют вероятностью события?
2. Чему равна вероятность достоверного события?
3. Чему равна вероятность невозможного события?
4. В каких пределах заключена вероятность случайного события?
5. В каких пределах заключена вероятность любого события?
6. Какое определение вероятности называют классическим?

Это отношение количества тех наблюдений, при которых рассматриваемое событие наступило, к общему количеству наблюдений. Такая трактовка допустима в случае достаточно большого количества наблюдений или опытов. Например, если среди встреченных на улице людей примерно половина - женщины, то можно говорить, что вероятность того, что встреченный на улице человек окажется женщиной, равна 1/2. Другими словами, оценкой вероятности события может служить частота его наступления в длительной серии независимых повторений случайного эксперимента .

Вероятность в математике

В современном математическом подходе классическая (то есть не квантовая) вероятность задаётся аксиоматикой Колмогорова . Вероятностью называется мера P , которая задаётся на множестве X , называемом вероятностным пространством . Эта мера должна обладать следующими свойствами:

Из указанных условий следует, что вероятностная мера P также обладает свойством аддитивности : если множества A 1 и A 2 не пересекаются, то . Для доказательства нужно положить все A 3 , A 4 , … равными пустому множеству и применить свойство счётной аддитивности.

Вероятностная мера может быть определена не для всех подмножеств множества X . Достаточно определить её на сигма-алгебре , состоящей из некоторых подмножеств множества X . При этом случайные события определяются как измеримые подмножества пространства X , то есть как элементы сигма-алгебры .

Вероятность смысле

Когда мы находим, что основания для того, чтобы какой-нибудь возможный факт произошел в действительности, перевешивают противоположные основания, мы считаем этот факт вероятным , в противном случае - невероятным . Этот перевес положительных оснований над отрицательными, и наоборот, может представлять неопределённое множество степеней, вследствие чего вероятность невероятность ) бывает большею или меньшею .

Сложные единичные факты не допускают точного вычисления степеней своей вероятности, но и здесь важно бывает установить некоторые крупные подразделения. Так, например, в области юридической , когда подлежащий суду личный факт устанавливается на основании свидетельских показаний, он всегда остаётся, строго говоря, лишь вероятным, и необходимо знать, насколько эта вероятность значительна; в римском праве здесь принималось четверное деление: probatio plena (где вероятность практически переходит в достоверность ), далее - probatio minus plena , затем - probatio semiplena major и, наконец, probatio semiplena minor .

Кроме вопроса о вероятности дела, может возникать, как в области права, так и в области нравственной (при известной этической точке зрения) вопрос о том, насколько вероятно, что данный частный факт составляет нарушение общего закона. Этот вопрос, служащий основным мотивом в религиозной юриспруденции Талмуда , вызвал и в римско-католическом нравственном богословии (особенно с конца XVI века) весьма сложные систематические построения и огромную литературу, догматическую и полемическую (см. Пробабилизм) .

Понятие вероятности допускает определенное численное выражение в применении лишь к таким фактам, которые входят в состав определенных однородных рядов. Так (в самом простом примере), когда кто-нибудь бросает сто раз кряду монету, мы находим здесь один общий или большой ряд (сумма всех падений монеты), слагающийся из двух частных или меньших, в данном случае численно равных, рядов (падения «орлом» и падения «решкой»); Вероятность, что в данный раз монета упадет решкой, то есть что этот новый член общего ряда будет принадлежать к этому из двух меньших рядов, равняется дроби, выражающей численное отношение между этим малым рядом и большим, именно 1/2, то есть одинаковая вероятность принадлежит к тому или другому из двух частных рядов. В менее простых примерах заключение не может быть выведено прямо из данных самой задачи, а требует предварительной индукции . Так, например, спрашивается: какая вероятность существует для данного новорожденного дожить до 80 лет? Здесь должно составить общий, или большой, ряд из известного числа людей, рожденных в подобных же условиях и умирающих в различном возрасте (это число должно быть достаточно велико, чтобы устранить случайные отклонения, и достаточно мало, чтобы сохранялась однородность ряда, ибо для человека, рождённого, например, в Санкт-Петербурге в обеспеченном культурном семействе, всё миллионное население города, значительная часть которого состоит из лиц разнообразных групп, могущих умереть раньше времени - солдат, журналистов, рабочих опасных профессий, - представляет группу слишком разнородную для настоящего определения вероятности); пусть этот общий ряд состоит из десяти тысяч человеческих жизней; в него входят меньшие ряды, представляющие число доживающих до того или другого возраста; один из этих меньших рядов представляет число доживающих до 80 лет. Но определить численность этого меньшего ряда (как и всех других) невозможно a priori ; это делается чисто индуктивным путем, посредством статистики . Положим, статистические исследования установили, что из 10000 петербуржцев среднего класса до 80 лет доживают только 45; таким образом, этот меньший ряд относится к большому, как 45 к 10000, и вероятность для данного лица принадлежать к этому меньшему ряду, то есть дожить до 80 лет, выражается дробью 0,0045. Исследование вероятности с математической точки зрения составляет особую дисциплину - теорию вероятностей .

См. также

Примечания

Литература

  • Альфред Реньи. Письма о вероятности / пер. с венг. Д.Сааса и А.Крамли под ред. Б. В. Гнеденко. М.: Мир. 1970
  • Гнеденко Б. В. Курс теории вероятностей. М., 2007. 42 с.
  • Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. М., 1976. 256 с.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "Вероятность" в других словарях:

    Общенаучная и филос. категория, обозначающая количественную степень возможности появления массовых случайных событий при фиксированных условиях наблюдения, характеризующую устойчивость их относительных частот. В логике семантическая степень… … Философская энциклопедия

    ВЕРОЯТНОСТЬ, число в интервале от нуля до единицы включительно, представляющее возможность свершения данного события. Вероятность события определяется как отношение числа шансов того, что событие может произойти, к общему количеству возможных… … Научно-технический энциклопедический словарь

    По всей вероятности.. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. вероятность возможность, вероятие, шанс, объективная возможность, маза, допустимость, риск. Ant. невозможность… … Словарь синонимов

    вероятность - Мера того, что событие может произойти. Примечание Математическое определение вероятности: «действительное число в интервале от 0 до 1, относящееся к случайному событию». Число может отражать относительную частоту в серии наблюдений… … Справочник технического переводчика

    Вероятность - «математическая, числовая характеристика степени возможности появления какого либо события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз условиях». Если исходить из этого классического… … Экономико-математический словарь

    - (probability) Возможность наступления какого либо события или определенного результата. Может быть представлена в виде шкалы с делениями от 0 до 1. При нулевой вероятности события его наступление невозможно. При вероятности, равной 1, наступление … Словарь бизнес-терминов

Поговорим о задачах, в которых встречается фраза "хотя бы один". Наверняка вы встречали такие задачи в домашних и контрольных работах, а теперь узнаете, как их решать. Сначала я расскажу об общем правиле, а потом рассмотрим частный случай и , выпишем формулы и примеры для каждого.

Общая методика и примеры

Общая методика для решения задач, в которых встречается фраза "хотя бы один" такая:

  • Выписать исходное событие $A$ = (Вероятность того, что... хотя бы...).
  • Сформулировать противоположное событие $\bar{A}$.
  • Найти вероятность события $P(\bar{A})$.
  • Найти искомую вероятность по формуле $P(A)=1-P(\bar{A})$.

    А теперь разберем ее на примерах. Вперед!

    Пример 1. В ящике находится 25 стандартных и 6 бракованных однотипных деталей. Какова вероятность того, что среди трёх наудачу выбранных деталей окажется хотя бы одна бракованная?

    Действуем прямо по пунктам.
    1. Записываем событие, вероятность которого надо найти прямо из условия задачи:
    $A$ =(Из 3 выбранных деталей хотя бы одна бракованная).

    2. Тогда противоположное событие формулируется так $\bar{A}$ = (Из 3 выбранных деталей ни одной бракованной) = (Все 3 выбранные детали будут стандартные).

    3. Теперь нужно понять, как найти вероятность события $\bar{A}$, для чего еще раз посмотрим на задачу: говорится об объектах двух видов (детали бракованные и нет), из которых вынимается некоторое число объектов и изучаются (бракованные или нет). Это задача решается с помощью классического определения вероятности (точнее, по формуле гипергеометрической вероятности, подробнее о ней читайте в статье).

    Для первого примера запишем решение подробно, далее будем уже сокращать (а полные инструкции и калькуляторы вы найдете по ссылке выше).

    Сначала найдем общее число исходов - это число способов выбрать любые 3 детали из партии в 25+6=31 деталей в ящике. Так как порядок выбора несущественнен, применяем формулу для числа сочетаний из 31 объектов по 3: $n=C_{31}^3$.

    Теперь переходим к числу благоприятствующих событию исходов. Для этого нужно, чтобы все 3 выбранные детали были стандартные, их можно выбрать $m = C_{25}^3$ способами (так как стандартных деталей в ящике ровно 25).

    Вероятность равна:

    $$ P(\bar{A})=\frac{m}{n}=\frac{C_{25}^3 }{C_{31}^3} = \frac{23 \cdot 24\cdot 25}{29\cdot 30\cdot 31} =\frac{2300}{4495}= 0.512. $$

    4. Тогда искомая вероятность:

    $$ P(A)=1-P(\bar{A})=1- 0.512 = 0.488. $$

    Ответ: 0.488.


    Пример 2. Из колоды в 36 карт берут наудачу 6 карт. Найти вероятность того, что среди взятых карт будут: хотя бы две пики.

    1. Записываем событие $A$ =(Из 6 выбранных карт будут хотя бы две пики).

    2. Тогда противоположное событие формулируется так $\bar{A}$ = (Из 6 выбранных карт будет менее 2 пик) = (Из 6 выбранных карт будет ровно 0 или 1 пиковые карты, остальные другой масти).

    Замечание. Тут я остановлюсь и сделаю небольшое замечание. Хотя в 90% случаях методика "перейти к противоположному событию" работает на отлично, существуют случаи, когда проще найти вероятность исходного события. В данном случае, если искать напрямую вероятность события $A$ потребуется сложить 5 вероятностей, а для события $\bar{A}$ - всего 2 вероятности. А вот если бы задача была такая "из 6 карт хотя бы 5 - пиковые", ситуация стала бы обратной и тут проще решать исходную задачу. Если опять попытаться дать инструкцию, скажу так. В задачах, где видите "хотя бы один", смело переходите к противоположному событию. Если же речь о "хотя бы 2, хотя бы 4 и т.п.", тут надо прикинуть, что легче считать.

    3. Возвращаемся к нашей задаче и находим вероятность события $\bar{A}$ с помощью классического определения вероятности.

    Общее число исходов (способов выбрать любые 6 карт из 36) равно $n=C_{36}^6$ (калькулятор ).

    Найдем число благоприятствующих событию исходов. $m_0 = C_{27}^6$ - число способов выбрать все 6 карт непиковой масти (их в колоде 36-9=27), $m_1 = C_{9}^1\cdot C_{27}^5$ - число способов выбрать 1 карту пиковой масти (из 9) и еще 5 других мастей (из 27).

    $$ P(\bar{A})=\frac{m_0+m_1}{n}=\frac{C_{27}^6+C_{9}^1\cdot C_{27}^5 }{C_{36}^6} =\frac{85215}{162316}= 0.525. $$

    4. Тогда искомая вероятность:

    $$ P(A)=1-P(\bar{A})=1- 0.525 = 0.475. $$

    Ответ: 0.475.


    Пример 3. В урне 2 белых, 3 черных и 5 красных шаров. Три шара вынимают наугад. Найти вероятность того, что среди вынутых шаров хотя бы два будут разного цвета.

    1. Записываем событие $A$ =(Среди вынутых 3 шаров хотя бы два разного цвета). То есть, например, "2 красных шара и 1 белый", или "1 белый, 1 черный, 1 красный", или "2 черных, 1 красный" и так далее, вариантов многовато. Попробуем правило перехода к противоположному событию.

    2. Тогда противоположное событие формулируется так $\bar{A}$ = (Все три шара одного цвета) = (Выбраны 3 черных шара или 3 красных шара) - всего 2 варианта получилось, значит, этот способ решения упрощает вычисления. Кстати, все шары белого цвета не могут быть выбраны, так как их всего 2, а вынимается 3 шара.

    3. Общее число исходов (способов выбрать любые 3 шара из 2+3+5=10 шаров) равно $n=C_{10}^3=120$.

    Найдем число благоприятствующих событию исходов. $m = C_{3}^3+C_{5}^3=1+10=11$ - число способов выбрать или 3 черных шара (из 3), или 3 красных шара (из 5).

    $$ P(\bar{A})=\frac{m}{n}=\frac{11}{120}. $$

    4. Искомая вероятность:

    $$ P(A)=1-P(\bar{A})=1- \frac{11}{120}=\frac{109}{120} = 0.908. $$

    Ответ: 0.908.

    Частный случай. Независимые события

    Идем дальше, и приходим к классу задач, где рассматривается несколько независимых событий (стрелки попадают, лампочки перегорают, машины заводятся, рабочие болеют с разной вероятностью каждый и т.п.) и нужно "найти вероятность наступления хотя бы одного события" . В вариациях это может звучать так "найти вероятность, что хотя бы один стрелок из трех попадет в цель", "найти вероятность того, что хотя бы один автобус из двух вовремя приедет на вокзал", "найти вероятность, что хотя бы один элемент в устройстве из четырех элементов откажет за год" и т.д.

    Если в примерах выше речь шла о применении формулы классической вероятности , здесь мы приходим к алгебре событий, используем формулы сложения и умножения вероятностей (небольшая теория ).

    Итак, рассматриваются несколько независимых событий $A_1, A_2,...,A_n$, вероятности наступления каждого известны и равны $P(A_i)=p_i$ ($q_i=1-p_i$). Тогда вероятность того, что в результате эксперимента произойдет хотя бы одно из событий, вычисляется по формуле

    $$ P=1-q_1\cdot q_2 \cdot ...\cdot q_n. \quad(1) $$

    Строго говоря, эта формула тоже получается применением основной методики "перейти к противоположному событию" . Ведь действительно, пусть $A$=(Наступит хотя бы одно событие из $A_1, A_2,...,A_n$), тогда $\bar{A}$ = (Ни одно из событий не произойдет), что значит:

    $$ P(\bar{A})=P(\bar{A_1} \cdot \bar{A_2} \cdot ... \bar{A_n})=P(\bar{A_1}) \cdot P(\bar{A_2}) \cdot ... P(\bar{A_n})=\\ =(1-P(A_1)) \cdot (1-P(A_2)) \cdot ... (1-P(A_n))=\\ =(1-p_1) \cdot (1-p_2) \cdot ... (1-p_n)=q_1\cdot q_2 \cdot ...\cdot q_n,\\ $$ откуда и получаем нашу формулу $$ P(A)=1-P(\bar{A})=1-q_1\cdot q_2 \cdot ...\cdot q_n. $$

    Пример 4. Узел содержит две независимо работающие детали. Вероятности отказа деталей соответственно равны 0,05 и 0,08. Найти вероятность отказа узла, если для этого достаточно, чтобы отказала хотя бы одна деталь.

    Событие $A$ =(Узел отказал) = (Хотя бы одна из двух деталей отказала). Введем независимые события: $A_1$ = (Первая деталь отказала) и $A_2$ = (Вторая деталь отказала). По условию $p_1=P(A_1)=0,05$, $p_2=P(A_2)=0,08$, тогда $q_1=1-p_1=0,95$, $q_2=1-p_2=0,92$. Применим формулу (1) и получим:

    $$ P(A)=1-q_1\cdot q_2 = 1-0,95\cdot 0,92=0,126. $$

    Ответ: 0,126.

    Пример 5. Студент разыскивает нужную ему формулу в трех справочниках. Вероятность того, что формула содержится в первом справочнике, равна 0,8, во втором - 0,7, в третьем - 0,6. Найти вероятность того, что формула содержится хотя бы в одном справочнике.

    Действуем аналогично. Рассмотрим основное событие
    $A$ =(Формула содержится хотя бы в одном справочнике). Введем независимые события:
    $A_1$ = (Формула есть в первом справочнике),
    $A_2$ = (Формула есть во втором справочнике),
    $A_3$ = (Формула есть в третьем справочнике).

    По условию $p_1=P(A_1)=0,8$, $p_2=P(A_2)=0,7$, $p_3=P(A_3)=0,6$, тогда $q_1=1-p_1=0,2$, $q_2=1-p_2=0,3$, $q_3=1-p_3=0,4$. Применим формулу (1) и получим:

    $$ P(A)=1-q_1\cdot q_2\cdot q_3 = 1-0,2\cdot 0,3\cdot 0,4=0,976. $$

    Ответ: 0,976.

    Пример 6. Рабочий обслуживает 4 станка, работающих независимо друг от друга. Вероятность того, что в течение смены первый станок потребует внимания рабочего, равна 0,3, второй – 0,6, третий – 0,4 и четвёртый – 0,25. Найти вероятность того, что в течение смены хотя бы один станок не потребует внимания мастера.

    Думаю, вы уже уловили принцип решения, вопрос только в количестве событий, но и оно не оказывает влияния на сложность решения (в отличие от общих задач на сложение и умножение вероятностей). Только будьте внимательны, вероятности указаны для "потребует внимания", а вот вопрос задачи "хотя бы один станок НЕ потребует внимания". Вводить события нужно такие же, как и основное (в данном случае, с НЕ), чтобы пользоваться общей формулой (1).

    Получаем:
    $A$ = (В течение смены хотя бы один станок НЕ потребует внимания мастера),
    $A_i$ = ($i$-ый станок НЕ потребует внимания мастера), $i=1,2,3,4$,
    $p_1 = 0,7$, $p_2 = 0,4$, $p_3 = 0,6$, $p_4 = 0,75$.

    Искомая вероятность:

    $$ P(A)=1-q_1\cdot q_2\cdot q_3 \cdot q_4= 1-(1-0,7)\cdot (1-0,4)\cdot (1-0,6)\cdot (1-0,75)=0,982. $$

    Ответ: 0,982. Почти наверняка мастер будет отдыхать всю смену;)

    Частный случай. Повторные испытания

    Итак, у нас есть $n$ независимых событий (или повторений некоторого опыта), причем вероятности наступления этих событий (или наступления события в каждом из опытов) теперь одинаковы и равны $p$. Тогда формула (1) упрощается к виду:

    $$ P=1-q_1\cdot q_2 \cdot ...\cdot q_n = 1-q^n. $$

    Фактически мы сужаемся к классу задач, который носит название "повторные независимые испытания" или "схема Бернулли", когда проводится $n$ опытов, вероятность наступления события в каждом из которых равна $p$. Нужно найти вероятность, что событие появится хотя бы раз из $n$ повторений:

    $$ P=1-q^n. \quad(2) $$

    Подробнее о схеме Бернулли можно прочитать в онлайн-учебнике , а также посмотреть статьи-калькуляторы о решении различных подтипов задач (о выстрелах, лотерейных билетах и т.п.). Ниже же будут разобраны задачи только с "хотя бы один".

    Пример 7. Пусть вероятность того, что телевизор не потребует ремонта в течение гарантийного срока, равна 0,9. Найти вероятность того, что в течение гарантийного срока из 3 телевизоров хотя бы один не потребует ремонта.

    Решения короче вы еще не видели.
    Просто выписываем из условия: $n=3$, $p=0,9$, $q=1-p=0,1$.
    Тогда вероятность того, что в течение гарантийного срока из 3 телевизоров хотя бы один не потребует ремонта, по формуле (2):

    $$ P=1-0,1^3=1-0,001=0,999 $$

    Ответ: 0,999.

    Пример 8. Производится 5 независимых выстрелов по некоторой цели. Вероятность попадания при одном выстреле равна 0,8. Найти вероятность того, что будет хотя бы одно попадание.

    Опять, начинаем с формализации задачи, выписывая известные величины. $n=5$ выстрелов, $p=0,8$ - вероятность попадания при одном выстреле, $q=1-p=0,2$.
    И тогда вероятность того, что будет хотя бы одно попадание из пяти выстрелов равна: $$ P=1-0,2^5=1-0,00032=0,99968 $$

    Ответ: 0,99968.

    Думаю, с применением формулы (2) все более чем ясно (не забудьте почитать и о других задачах, решаемых в рамках схемы Бернулли, ссылки были выше). А ниже я приведу чуть более сложную задачу. Такие задачи встречаются пореже, но и их способ решения надо усвоить. Поехали!

    Пример 9. Производится n независимых опытов, в каждом из которых некоторое событие A появляется с вероятностью 0,7. Сколько нужно сделать опытов для того, чтобы с вероятностью 0,95 гарантировать хотя бы одно появление события A?

    Имеем схему Бернулли, $n$ - количество опытов, $p=0,7$ - вероятность появления события А.

    Тогда вероятность того, что произойдет хотя бы одно событие А в $n$ опытах, равна по формуле (2): $$ P=1-q^n=1-(1-0,7)^n=1-0,3^n $$ По условию эта вероятность должна быть не меньше 0,95, поэтому:

    $$ 1-0,3^n \ge 0,95,\\ 0,3^n \le 0,05,\\ n \ge \log_{0,3} 0,05 = 2,49. $$

    Округляя, получаем что нужно провести не менее 3 опытов.

    Ответ: минимально нужно сделать 3 опыта.

  • Дмитрий Житомирский*

    Мёрфи был оптимистом. В жизни каждого есть периоды, когда все удается. Но не волнуйтесь - это скоро пройдет! Ведь по закону Мёрфи образование отрицательного результата никоим образом не зависит от наших чаяний, следовательно, расхлебывать все это нам все равно придется. Каким образом? В данном случае условия задачи можно выбрать самостоятельно.

    Если к подобной проблеме относиться как к обычной практике - надо менять всю систему; расхлябанность персонала - искать новых сотрудников; мистика - значит идти к шаманам. Возьмем пример из ближайшего прошлого: все спутники, запущенные в космос с целью исследований, упали обратно на Землю. А ведь в таких сложных событиях подготовка ведется годами. Логично, что задуматься об этом стоило, когда первые три спутника никуда не улетели. Но ничего не предприняв, мы получили еще одну трагедию.

    Как к этому относиться? Искать технические проблемы или увеличивать финансирование космического приборостроения? Правильно: решать проблему комплексно. А значит, и искать технические недоработки, и выделять больше денег, и увольнять недобросовестных сотрудников, и ставить более сложные задачи - сразу. Однако, опять же исходя из закона Мерфи, даже это, возможно, не даст стопроцентного результата.

    Вспомнить хотя бы первое следствие закона Мерфи: «Все не так легко, как кажется» или «Всякая работа требует больше времени, чем вы думаете». Рождение новой идеи, как правило, всегда сопровождается мнимой очевидностью ее реализации. Достаточно только дать толчок - найти менеджера, добавить денег путем взятия кредита или раскрутить сайт в Интернете. Однако стоит все провернуть - и оказывается, что ничего не работает. В своей эйфории мы упускаем что-то самое важное. С другой же стороны, как только мы начинаем задумываться о грядущих проблемах, моментально теряем «чувство полета», свое вдохновение - и все останавливается махом. Поэтому добиваться своего всегда следует - будучи одержимым идеей собственного неоспоримого успеха, решая проблемы по мере их поступления. Помня при этом, что одной лопаты может оказаться недостаточно даже для самой маленькой ямы, если именно в этом месте лежит булыжник. Ведь согласно уже второму следствию «Из всех возможных неприятностей произойдет именно та, ущерб от которой больше». А посему готовиться всегда следует к самому худшему. Конечно, начиная бизнес, надо верить в свои силы, но понимать, что это огромный риск. И каждый 20-й случай практически всегда заканчивается неудачей, ведь что-то приобретая, ты обязательно что-то теряешь. Важно не потерять все. Поэтому не надо начинать бизнес на последние деньги. Это очень рискованно. В любом случае нужно оставить на еду и коммунальные платежи. Чтобы, когда все закончится, ты мог намазать хлеб маслом. Трагедии случаются всюду, и уж гораздо более серьезного масштаба, чем просто неудачный бизнес. Как этого избежать? Не расслабляться! Вовремя просыпаться по утрам и сразу включаться в работу. Избежать спонтанных неприятностей все равно не получится, но снизить уровень их проявления - можно.

    Делай все, что угодно, - только не сиди на месте! Ведь третье следствие закона Мерфи гласит: «Предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему». Если ты перестал управлять событиями, на которые можешь воздействовать, - тенденция к ухудшению не заставит себя долго ждать. Ты организовал бизнес, и кого бы ты ни нанимал - это твой бизнес, твоя идея. Если же ты от него отстранишься, все молниеносно пустят по ветру. С другой стороны, «Всякое решение плодит новые проблемы». Как только мы начинаем что-то делать - мы создаем нечто материальное, которое имеет свойство жить своей жизнью. А значит, как маленький ребенок, оно непременно внезапно станет взрослым и закурит. Хотя все детство ты пытался ему объяснить, что курение - это вред. Решение здесь только по Тарасу Бульбе: «Я тебя породил, я тебя и убью». Порой смерть бизнеса, лучше, чем все попытки его сохранения. И дело может заключаться отнюдь не только в тебе, но в том, что конкуренты оказались серьезнее и проворнее. Сейчас мы наблюдаем полнейшее крушение компании Nokia, нечто подобное уже произошло с другими фирмами, занимающимися коммуникационным оборудованием. В один прекрасный момент они упустили, как корейские фирмы занялись этим вплотную, вложили много денег и сразу наладили производство новых продуктов. А те думали, что всю жизнь будут ездить на собственном бренде. Такого не бывает. Зазнались и получили должное. Сейчас Nokia наконец-то выпустила новые мобильные телефоны, однако специалисты утверждают, что это уже слишком поздно. И даже низкая цена вместе с брендом не спасут компанию. Это был шаг назад, а не вперед. Подобных примеров можно привести достаточно много.

    Следует рассмотреть и другую крайность - японскую Toyota с философией кайдзен, предполагающую непрерывное совершенствование процессов производства и управления. Является ли данная практика панацеей? Вероятней всего, нет. Ведь, как известно, лучшее - враг хорошего. Каждая новая запчасть автомобиля требует установки еще двух запчастей, которые будут ее контролировать. То же и в бизнесе. Совершенствование системы подразумевает ее бесконечный рост и увеличение количества средств на обслуживание. Чем больше корпорация, тем выше ее шансы на гибель. Именно поэтому в момент кризиса мы увидели, что первыми на дно пошли самые большие «титаники». Те, кто считался нерушимым. Все потому, что самое могучее и совершенное уже не совершенно тем, что оно могучее.

    У всех нас до сих пор лежат бабушкины мясорубки и до сих пор работают. Тогда как, отдавая дань техническому прогрессу, из-за их постоянных поломок нам постоянно приходится менять электрические комбайны. Выходит, чем меньше механизм - тем менее вероятным становится проявление законов Мёрфи. Ведь если весь конвейер состоит из двух узбеков, таскающих песок из одного конца двора в другой, - вероятность его поломки снижается в сотни раз, нежели если те же функции выполняло бы несколько экскаваторов.

    Законы Мёрфи проявляются повсюду. Лишние болтики и винтики при сборке космического корабля? Конечно же да! Откуда - вопрос другой. Очевидно, что твое творение попало либо в руки Кулибина, либо в руки разгильдяя. Но будем объективными: второй вариант встречается чаще. Однако лишние запчасти остаются у обоих. И в этом основа закона Мёрфи. Передавая план каждому следующему человеку, ты каждый раз теряешь часть накопленного капитала. Ведь новый человек не сможет взять твою мысль в том виде, в котором она существует в твоей голове, как бы ты ни старался. Это уже не его знания, а твои - переданные ему. Он все равно услышал их по-своему, и реализовывать услышанное он тоже будет по-своему - отсюда лишние детали. Второй вариант - это Кулибины.

    Намеренно нарушающие правила на свое усмотрение. Из разряда: «Я ведь не буду делать того, что я не хочу». Чисто человеческий фактор. Ведь правила, как известно, существуют, чтобы их нарушать. И если есть возможность, то это непременно произойдет. В любом случае такие поступки совершаются от протестности. И даже если ты понимаешь, что с вероятностью 300% после своего поступка ты вылетишь с работы - ты все равно так поступишь, получив при этом невероятный кайф. Скандал будет не напрасно. А получить за дело - всегда огромное удовольствие. Пусть даже твоя ракета и упала, но как она летела... как красиво... как по-новому... Если же рассматривать бизнес, очевидно, что это конфликт жесткой организации и построения. Ведь люди не могут работать как механизмы. Люди - это люди. И чем больше сотрудников у тебя работает, тем чаще это будет случаться. Молись, чтобы ты этого не замечал, но рано или поздно кто-то все равно войдет к тебе в кабинет и скажет, как его достала система. По правде сказать, даже наказывать таких людей бесполезно, но надо. Для них любое наказание никогда не перекроет удовольствия, которое они получили во время самого действия. Однако грамотно разработав тактику его пиара в качестве плохого примера, ты сможешь сделать это неповадным для остальных. Но только до тех пор, пока в системе опять не появится несогласный. А это непременно случится, в очередной раз послужив доказательством закона Мёрфи. А посему сотрудники, занимающие руководящие должности, должны быть импульсивными разгильдяями, но в то же время ответственными и дисциплинированными. Ведь именно руководящие должности чаще всего сталкиваются с действием законов Мёрфи, где без умения «взмыть над ситуацией» и проявить творческий подход - выкрутиться без жертв не получится. Человек должен быть невероятно креативен. Уметь найти самое нестандартное решение и сразу же его осуществить, не упираясь и не углубляясь в сложности ситуации, откинуть привычные решения сразу и предложить свой новаторский и наиболее эффективный подход. Зачастую организация подразумевает дисциплину, но абсолютно дисциплинированный человек - просто винтик. А потому, подбирая человека на руководящую должность, смотрите не только на тех кандидатов, которые идеально прошли все ваши тесты, но и на тех, кто не прошел, но мыслит оригинальней многих. Ведь этому не учат в школе менеджмента, это дано от Бога.

    Не доводите ситуацию до абсурда, если вы чувствуете что двигатель начал барахлить, то «понасилуйте» его еще недельку, но потом все равно появитесь у мастера. Не пытайтесь поставить телегу впереди паровоза. Если ситуация уже начала развиваться в невыгодном для вас направлении, придумайте, не как резко остановить поезд, а как плавно сбросить обороты, чтобы остановка была максимально мягкой. Ведь резкая остановка, как правило, всегда приводит к краху и обвалу. И наконец, если «буря» достигла невероятного масштаба, имейте в себе смелость отказаться от бизнеса. Найти в себе силы продать его не за половину, и даже не за четверть, а за одну десятую всей стоимости, чтобы была возможность заняться чем-то другим, если здесь у вас ничего не получилось. Вы же творческий человек - у вас деньги в руках. А деньги - это не журавль в небе, и даже не синица, это деньги. Возьмите и вложите их во что-нибудь другое! В случае же если вы будете бесконечно долго тянуть резину, останетесь вообще безо всего. Законы Мёрфи лишь подчеркивают, что сложные ситуации были, есть и будут. И способность человека выкручиваться из сложных ситуаций - это не подготовка в бизнес-школе, а исключительно креативность его собственного ума. Встречайте бурю улыбаясь!

    * Дмитрий Житомирский, генеральный директори основатель «Артком СПБ».

    Вероятность наступления события в некотором испытании равна отношению , где:

    Общее число всех равновозможных , элементарных исходов данного испытания, которые образуют полную группу событий ;

    Количество элементарных исходов, благоприятствующих событию .

    Задача 1

    В урне находится 15 белых, 5 красных и 10 чёрных шаров. Наугад извлекается 1 шар, найти вероятность того, что он будет: а) белым, б) красным, в) чёрным.

    Решение : важнейшей предпосылкой для использования классического определения вероятности является возможность подсчёта общего количества исходов .

    Всего в урне: 15 + 5 + 10 = 30 шаров, и, очевидно, справедливы следующие факты:

    Извлечение любого шара одинаково возможно (равновозможность исходов) , при этом исходы элементарны и образуют полную группу событий (т.е. в результате испытания обязательно будет извлечён какой-то один из 30-ти шаров) .

    Таким образом, общее число исходов:

    Рассмотрим событие: - из урны будет извлечён белый шар. Данному событию благоприятствуют элементарных исходов, поэтому по классическому определению:
    - вероятность того, то из урны будет извлечён белый шар.

    Как ни странно, даже в такой простой задаче можно допустить серьёзную неточность. Где здесь подводный камень? Здесь некорректно рассуждать, что «раз половина шаров белые, то вероятность извлечения белого шара » . В классическом определении вероятности речь идёт об ЭЛЕМЕНТАРНЫХ исходах, и дробь следует обязательно прописать!

    С другими пунктами аналогично, рассмотрим следующие события:

    Из урны будет извлечён красный шар;
    - из урны будет извлечён чёрный шар.

    Событию благоприятствует 5 элементарных исходов, а событию - 10 элементарных исходов. Таким образом, соответствующие вероятности:

    Типичная проверка многих задач по терверу осуществляется с помощью теоремы о сумме вероятностей событий, образующих полную группу . В нашем случае события образуют полную группу, а значит, сумма соответствующих вероятностей должна обязательно равняться единице: .

    Проверим, так ли это: , в чём и хотелось убедиться.

    Ответ :

    На практике распространён «скоростной» вариант оформления решения :

    Всего: 15 + 5 + 10 = 30 шаров в урне. По классическому определению:
    - вероятность того, то из урны будет извлечён белый шар;
    - вероятность того, то из урны будет извлечён красный шар;
    - вероятность того, то из урны будет извлечён чёрный шар.

    Ответ :

    Задача 2

    В магазин поступило 30 холодильников, пять из которых имеют заводской дефект. Случайным образом выбирают один холодильник. Какова вероятность того, что он будет без дефекта?


    Задача 3

    Набирая номер телефона, абонент забыл две последние цифры, но помнит, что одна из них - ноль, а другая - нечётная. Найти вероятность того, что он наберёт правильный номер.

    Примечание : ноль - это чётное число (делится на 2 без остатка)

    Решение : сначала найдём общее количество исходов. По условию, абонент помнит, что одна из цифр - ноль, а другая цифра - нечётная. Здесь рациональнее не мудрить с комбинаторикой и воспользоваться методом прямого перечисления исходов . То есть, при оформлении решения просто записываем все комбинации:

    01, 03, 05, 07, 09

    10, 30, 50, 70, 90

    И подсчитываем их - всего: 10 исходов.

    Благоприятствующий исход один: верный номер.

    По классическому определению:
    - вероятность того, что абонент наберёт правильный номер

    Ответ : 0,1

    Продвинутая задача для самостоятельного решения:

    Задача 4

    Абонент забыл пин - код к своей сим-карте, однако помнит, что он содержит три «пятёрки», а одна из цифр - то ли «семёрка», то ли «восьмёрка». Какова вероятность успешной авторизации с первой попытки?

    Здесь ещё можно развить мысль о вероятности того, что абонента ждёт кара в виде пук-кода, но, к сожалению, рассуждения уже выйдут за рамки данного урока

    Решение и ответ внизу.

    Иногда перечисление комбинаций оказывается весьма кропотливым занятием. В частности, так обстоят дела в следующей, не менее популярной группе задач, где подкидываются 2 игральных кубика (реже - большее количество) :

    Задача 5

    Найти вероятность того, что при бросании двух игральных костей в сумме выпадет:

    а) пять очков;

    б) не более четырёх очков;

    в) от 3-х до 9 очков включительно.

    Решение : найдём общее количество исходов:

    Способами может выпасть грань 1-го кубика и способами может выпасть грань 2-го кубика; по правилу умножения комбинаций , всего: возможных комбинаций. Иными словами, каждая грань 1-го кубика может составить упорядоченную пару с каждой гранью 2-го кубика. Условимся записывать такую пару в виде , где - цифра, выпавшая на 1-м кубике, - цифра, выпавшая на 2-м кубике.

    Например:

    На первом кубике выпало 3 очка, на втором - 5 очков, сумма очков: 3 + 5 = 8;
    - на первом кубике выпало 6 очков, на втором - 1 очко, сумма очков: 6 + 1 = 7;
    - на обеих костях выпало 2 очка, сумма: 2 + 2 = 4.

    Очевидно, что наименьшую сумму даёт пара , а наибольшую - две «шестёрки».

    а) Рассмотрим событие: - при бросании двух игральных костей выпадет 5 очков. Запишем и подсчитаем количество исходов, которые благоприятствуют данному событию:

    Итого: 4 благоприятствующих исхода. По классическому определению:
    - искомая вероятность.

    б) Рассмотрим событие: - выпадет не более 4-х очков. То есть, либо 2, либо 3, либо 4 очка. Снова перечисляем и подсчитываем благоприятствующие комбинации, слева я буду записывать суммарное количество очков, а после двоеточия - подходящие пары:

    Итого: 6 благоприятствующих комбинаций. Таким образом:
    - вероятность того, что выпадет не более 4-х очков.

    в) Рассмотрим событие: - выпадет от 3-х до 9 очков включительно. Здесь можно пойти прямой дорогой, но… что-то не хочется. Да, некоторые пары уже перечислены в предыдущих пунктах, но работы все равно предстоит многовато.

    Как лучше поступить? В подобных случаях рациональным оказывается окольный путь. Рассмотрим противоположное событие : - выпадет 2 или 10 или 11 или 12 очков.

    В чём смысл? Противоположному событию благоприятствует значительно меньшее количество пар:

    Итого: 7 благоприятствующих исходов.

    По классическому определению:
    - вероятность того, что выпадет меньше трёх или больше 9-ти очков.

    Особо щепетильные люди могут перечислить все 29 пар, выполнив тем самым проверку.

    Ответ :

    В следующей задаче повторим таблицу умножения:

    Задача 6

    Найти вероятность того, что при броске двух игральных костей произведение очков:

    а) будет равно семи;

    б) окажется не менее 20-ти;

    в) будет чётным.

    Краткое решение и ответ в конце урока.

    Задача 7

    В лифт 20-этажного дома на первом этаже зашли 3 человека. И поехали. Найти вероятность того, что:

    а) они выйдут на разных этажах;

    б) двое выйдут на одном этаже;

    в) все выйдут на одном этаже.

    Решение : вычислим общее количество исходов: способами может выйти из лифта 1-й пассажир и способами - 2-й пассажир и способами - третий пассажир. По правилу умножения комбинаций: возможных исходов. То есть, каждый этаж выхода 1-го человека может комбинироваться с каждым этажом выхода 2-го человека и с каждым этажом выхода 3-го человека.

    Второй способ основан на размещениях с повторениями :
    - кому как понятнее.

    а) Рассмотрим событие: - пассажиры выйдут на разных этажах. Вычислим количество благоприятствующих исходов:
    способами могут выйти 3 пассажира на разных этажах. Рассуждения по формуле проведите самостоятельно.

    По классическому определению:

    в) Рассмотрим событие: - пассажиры выйдут на одном этаже. Данному событию благоприятствуют исходов и по классическому определению, соответствующая вероятность: .

    Заходим с чёрного хода:

    б) Рассмотрим событие: - два человека выйдут на одном этаже (и, соответственно, третий - на другом) .

    События образуют полную группу (считаем, что в лифте никто не уснёт и лифт не застрянет , а значит, .

    В результате, искомая вероятность:

    Таким образом, теорема о сложении вероятностей событий, образующих полную группу , может быть не только удобной, но и стать самой настоящей палочкой-выручалочкой!

    Ответ :

    Когда получаются большие дроби, то хорошим тоном будет указать их приближенные десятичные значения. Обычно округляют до 2-3-4-х знаков после запятой.

    Поскольку события пунктов «а», «бэ», «вэ» образуют полную группу, то есть смысл выполнить контрольную проверку, причём, лучше с приближенными значениями:

    Что и требовалось проверить.

    Иногда по причине погрешности округлений может получиться 0,9999 либо 1,0001, в этом случае одно из приближенных значений следуют «подогнать» так, чтобы в сумме нарисовалась «чистая» единица.

    Самостоятельно:

    Задача 8

    Подбрасывается 10 монет. Найти вероятность того, что:

    а) на всех монетах выпадет орёл;

    б) на 9 монетах выпадет орёл, а на одной - решка;

    в) орёл выпадет на половине монет.

    Задача 9

    На семиместную скамейку случайным образом рассаживается 7 человек. Какова вероятность того, что два определённых человека окажутся рядом?

    Решение : с общим количеством исходов проблем не возникает:
    способами могут рассесться 7 человек на скамейке.

    Но вот как подсчитать количество благоприятствующих исходов? Тривиальные формулы не подходят и единственный путь - это логические рассуждения. Сначала рассмотрим ситуацию, когда Саша и Маша оказались рядом на левом краю скамейки:

    Очевидно, что порядок имеет значение: слева может сидеть Саша, справа Маша и наоборот. Но это ещё не всё - для каждого из этих двух случаев остальные люди могут рассесться на свободных местах способами. Выражаясь комбинаторно, Сашу и Машу можно переставить на соседних местах способами и для каждой такой перестановки других людей можно переставить способами.

    Таким образом, по правилу умножения комбинаций, выходит благоприятствующих исходов.

    Но и это ещё не всё! Перечисленные факты справедливы для каждой пары соседних мест:

    Интересно отметить, что если скамейку «скруглить» (соединяя левое и правое место) , то образуется дополнительная, седьмая пара соседних мест. Но не будем отвлекаться. Согласно тому же принципу умножения комбинаций, получаем окончательное количество благоприятствующих исходов:

    По классическому определению:
    - вероятность того, что два определённых человека окажутся рядом.

    Ответ :

    Задача 10

    На шахматную доску из 64 клеток ставят наудачу две ладьи белого и чёрного цвета. С какой вероятностью они не будут «бить» друг друга?

    Справка : шахматная доска имеет размер клеток; черная и белая ладьи «бьют» друг друга, когда располагаются на одной горизонтали или на одной вертикали

    Обязательно выполните схематический чертёж доски, а ещё лучше, если неподалёку есть шахматы. Одно дело рассуждения на бумаге, и совсем другое - когда расставляешь фигуры собственными руками.

    Задача 11

    Какова вероятность того, что в четырех сданных картах будет один туз и один король?

    Вычислим общее количество исходов. Сколькими способами можно извлечь 4 карты из колоды? Наверное, все поняли, что речь идёт о количестве сочетаний :
    способами можно выбрать 4 карты из колоды.

    Теперь считаем благоприятствующие исходы. По условию, в выборке из 4-х карт должен быть один туз, один король и, о чём не сказано открытым текстом, - две другие карты :

    Способами можно извлечь одного туза;
    способами можно выбрать одного короля.

    Исключаем из рассмотрения тузов и королей: 36 - 4 - 4 = 28

    способами можно извлечь две другие карты.

    По правилу умножения комбинаций:
    способами можно извлечь искомую комбинацию карт (1-го туза и 1-го короля и две другие карты).

    Прокомментирую комбинационный смысл записи другим способом:
    каждый туз комбинируется с каждым королем и с каждой возможной парой других карт.

    По классическому определению:
    - вероятность того, что среди четырех сданных карт будет один туз и один король.

    Если хватает времени и терпения, максимально сокращайте большие дроби.

    Ответ :

    Более простая задача для самостоятельного решения:

    Задача 12

    В ящике находится 15 качественных и 5 бракованных деталей. Наудачу извлекаются 2 детали.

    Найти вероятность того, что:

    а) обе детали будут качественными;

    б) одна деталь будет качественной, а одна - бракованной;

    в) обе детали бракованны.

    События перечисленных пунктов образуют полную группу, поэтому проверка здесь напрашивается сама собой. Краткое решение и ответ в конце урока. А вообще, всё самое интересное только начинается!

    Задача 13

    Студент знает ответы на 25 экзаменационных вопросов из 60-ти. Какова вероятность сдать экзамен, если для этого необходимо ответить не менее чем на 2 из 3-х вопросов?

    Решение : итак, расклад таков: всего 60 вопросов, среди которых 25 «хороших» и, соответственно, 60 - 25 = 35 «плохих». Ситуация шаткая и не в пользу студента. Давайте узнаем, насколько хороши его шансы:

    способами можно выбрать 3 вопроса из 60-ти (общее количество исходов) .

    Для того чтобы сдать экзамен, нужно ответить на 2 или 3 вопроса. Считаем благоприятствующие комбинации:

    Способами можно выбрать 2 «хороших» вопроса и один «плохой»;

    способами можно выбрать 3 «хороших» вопроса.

    По правилу сложения комбинаций :
    способами можно выбрать благоприятствующую для сдачи экзамена комбинацию 3-х вопросов (без разницы с двумя или тремя «хорошими» вопросами) .

    По классическому определению:

    Ответ :

    Задача 14

    Игроку в покер сдаётся 5 карт. Найти вероятность того, что:

    а) среди этих карт будет пара десяток и пара валетов;
    б) игроку будет сдан флеш (5 карт одной масти);
    в) игроку будет сдано каре (4 карты одного номинала).

    Какую из перечисленных комбинаций вероятнее всего получить?

    ! Внимание! Если в условии задан подобный вопрос, то на него необходимо дать ответ.
    Справка : в покер традиционно играют 52-х карточной колодой, которая содержит карты 4-х мастей номиналом от «двоек» до тузов.

    Покер - игра самая что ни на есть математическая (кто играет, тот знает), в которой можно обладать заметным преимуществом перед менее квалифицированными соперниками.

    Решения и ответы :

    Задача 2: Решение : 30 - 5 = 25 холодильников не имеют дефекта.

    - вероятность того, что наугад выбранный холодильник не имеет дефекта.
    Ответ :

    Задача 4: Решение : найдём общее число исходов:
    способами можно выбрать место, на котором расположена сомнительная цифра и на каждом из этих 4-х мест могут располагаться 2 цифры (семёрка или восьмёрка). По правилу умножения комбинаций, общее число исходов: .
    Как вариант, в решении можно просто перечислить все исходы (благо их немного):

    7555, 8555, 5755, 5855, 5575, 5585, 5557, 5558

    Благоприятствующий исход один (правильный пин-код).

    Таким образом, по классическому определению:
    - вероятность того, что абонент авторизируется с 1-й попытки
    Ответ :

    Задача 6: Решение

    Задача 6: Решение : найдём общее количество исходов:
    способами могут выпасть цифры на 2-х кубиках.

    а) Рассмотрим событие: - при броске двух игральных костей произведение очков будет равно семи. Для данного события не существует благоприятствующих исходов,
    , т.е. это событие является невозможным.

    б) Рассмотрим событие: - при броске двух игральных костей произведение очков окажется не менее 20-ти. Данному событию благоприятствуют следующие исходы:

    Итого: 8

    По классическому определению:

    - искомая вероятность.

    в) Рассмотрим противоположные события:

    - произведение очков будет чётным;

    - произведение очков будет нечётным.

    Перечислим все исходы, благоприятствующие событию :

    Итого: 9 благоприятствующих исходов.

    По классическому определению вероятности:

    Противоположные события образуют полную группу, поэтому:

    - искомая вероятность.

    Ответ :

    Задача 8: Решение способами могут упасть 2 монеты.
    Другой путь: способами может упасть 1-ая монета и способами может упасть 2-ая монета и и способами может упасть 10-ая монета. По правилу умножения комбинаций, 10 монет могут упасть способами.
    а) Рассмотрим событие: - на всех монетах выпадет орёл. Данному событию благоприятствует единственный исход, по классическому определению вероятности: .
    б) Рассмотрим событие: - на 9 монетах выпадет орёл, а на одной - решка.
    Существует монет, на которых может выпасть решка. По классическому определению вероятности: .
    в) Рассмотрим событие: - орёл выпадет на половине монет.
    Существует уникальных комбинаций из пяти монет, на которых может выпасть орёл. По классическому определению вероятности:
    Ответ :

    Задача 10: Решение : вычислим общее количество исходов:
    способами можно расставить двух ладей на доске.
    Другой вариант оформления: способами можно выбрать две клетки шахматной доски и способами поставить белую и чёрную ладью в каждом из 2016 случаев. Таким образом, общее число исходов: .

    Теперь подсчитаем исходы, в которых ладьи «бьют» друг друга. Рассмотрим 1-ую горизонталь. Очевидно, что фигуры можно расставить на ней произвольным образом, например, так:

    Кроме того, ладей можно переставить. Придаём рассуждениям числовую форму: способами можно выбрать две клетки и способами переставить ладей в каждом из 28 случаев. Всего: возможных расположений фигур на горизонтали.
    Короткая версия оформления: способами можно разместить белую и чёрную ладью на 1-й горизонтали.

    Проведённые рассуждения справедливы для каждой горизонтали, поэтому количество комбинаций следует умножить на восемь: . Кроме того, аналогичная история справедлива для любой из восьми вертикалей. Вычислим итоговое количество расстановок, в которых фигуры «бьют» друг друга:

    Тогда в оставшихся вариантах расстановки ладьи не будут «бить» друг друга:
    4032 - 896 = 3136

    По классическому определению вероятности:
    - вероятность того, что наугад поставленные на доску белая и чёрная ладья не будут «бить» друг друга.

    Ответ :

    Задача 12: Решение : всего: 15 + 5 = 20 деталей в ящике. Вычислим общее число исходов:
    способами можно извлечь 2 детали из ящика.
    а) Рассмотрим событие: - обе извлечённые детали будут качественными.
    способами можно извлечь 2 качественные детали.
    По классическому определению вероятности:
    б) Рассмотрим событие: - одна деталь будет качественной, а одна - бракованной.
    способами можно извлечь 1 качественную деталь и 1 бракованную.
    По классическому определению:
    в) Рассмотрим событие: - обе извлечённые детали бракованны.
    способами можно извлечь 2 бракованные детали.
    По классическому определению:
    Проверка : вычислим сумму вероятностей событий, образующих полную группу: , что и требовалось проверить.
    Ответ :

    А сейчас возьмём в руки уже знакомое и безотказное орудие учёбы - игральный кубик с полной группой событий , которые состоят в том, что при его броске выпадут 1, 2, 3, 4, 5 и 6 очков соответственно.

    Рассмотрим событие - в результате броска игральной кости выпадет не менее пяти очков. Данное событие состоит в двух несовместных исходах: (выпадет 5 или 6 очков)
    - вероятность того, что в результате броска игральной кости выпадет не менее пяти очков.

    Рассмотрим событие , состоящее в том, что выпадет не более 4-х очков и найдем его вероятность. По теореме сложения вероятностей несовместных событий:

    Возможно, некоторые читатели ещё не до конца осознали суть несовместности. Вдумаемся ещё раз: студент не может ответить на 2 вопроса из 3-х и в то же самое время ответить на все 3 вопроса. Таким образом, события и - несовместны.

    Теперь, пользуясь классическим определением , найдём их вероятности:

    Факт успешной сдачи экзамена выражается суммой (ответ на 2 вопроса из 3-х или на все вопросы) . По теореме сложения вероятностей несовместных событий:
    - вероятность того, что студент сдаст экзамен.

    Этот способ решения совершенно равноценен, выбирайте, какой больше нравится.

    Задача 1

    Магазин получил продукцию в ящиках с четырех оптовых складов: четыре с 1-го, пять со 2-го, семь с 3-го и четыре с 4-го. Случайным образом выбран ящик для продажи. Какова вероятность того, что это будет ящик с первого или третьего склада.

    Решение : всего получено магазином: 4 + 5 + 7 + 4 = 20 ящиков.

    В данной задаче удобнее воспользоваться «быстрым» способом оформления без расписывания событий большими латинскими буквами. По классическому определению:
    - вероятность того, что для продажи будет выбран ящик с 1-го склада;
    - вероятность того, что для продажи будет выбран ящик с 3-го склада.

    По теореме сложения несовместных событий:
    - вероятность того, что для продажи будет выбран ящик с первого или третьего склада.

    Ответ : 0,55

    Безусловно, задача разрешима и чисто через классическое определение вероятности путём непосредственного подсчёта кол-ва благоприятствующих исходов (4 + 7 = 11), но рассмотренный способ ничем не хуже. И даже чётче.

    Задача 2

    В коробке 10 красных и 6 синих пуговиц. Наудачу извлекаются две пуговицы. Какова вероятность того, что они будут одноцветными?

    Аналогично - здесь можно использовать комбинаторное правило суммы , но мало ли … вдруг кто-то его запамятовал. Тогда на помощь придёт теорема сложения вероятностей несовместных событий!