Общая характеристика воображения и его виды. Общая характеристика воображения. Функции воображения. Виды воображения. Воображение и творчество. Пассивное непроизвольное воображение

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекундно на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стимулов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определенной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность человека воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от животного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои усилия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совершает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы постройкой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного паука тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс - процесс создания новых психических образов - и получил название воображения.

Итак, воображение - это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в ходе исторического развития человека, деятельность воображения стала проявляться не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художественном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как результат преобразования наших представлений, полученных из реальной действительности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельности воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымышленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения.

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не воспринимали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, воображение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, прежде чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамолимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подобная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и на двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим по дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокращения соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмейа в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тяжелую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль а деятельности человека играет вооб­ражение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным пред­ставлением того, что воздействовало на него рань­ше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Воображение тесно связано с мышлением. Оно также характери­зуется неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только че­ловеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практиче­скую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет это делать. Таким образом, он уже за­ранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека резко отличает его деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составля­ет образование новых сочетаний и комбинаций из уже сложившихся нервных связей в коре головного мозга. При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое соче­тание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет вторая сигнальная система, слово. Процесс воображения представляет собой совместную работу обеих сигнальных систем. Все наглядные образы неразрывно связаны с ним. Слово служит источником появления образов вооб­ражения, контролирует путь становления их, явля­ется средством их удержания, закрепления, их из­менения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник во­ображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете еще до того, как сложится само понятие.

Ведущим механизмом воображения служит пере­нос какого-либо свойства объекта.

В психологии различают произвольное и непро­извольное воображение. Произвольное проявляет­ся, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной по­исковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и др.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного дости­жения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим факто­ром творческого поиска.

27 Виды воображения

Основные виды воображения - пассивное и ак­тивное. Пассивное делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипно­тическое состояние, сон). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, крити­ческое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - спо­собность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сопереживать. Активное воображение всегда направлено на решение твор­ческой или личностной задачи. В активном вообра­жении мало мечтательности и «беспочвенной» фан­тазии. Активное воображение направлено в буду­щее и оперирует временем как вполне определен­ной категорией (т.е. человек не теряет чувства ре­альности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств). Оно направлено больше вовне, че­ловек занят в основном средой, деятельностью и меньше внутренними проблемами. Активное вооб­ражение определяется волевыми усилиями и под­дается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - происходит кон­струирование новых образов у людей в соответст­вии с воспринятыми извне словесными сообщения­ми, схемами, условными изображениями. Продук­тами этого воображения являются совершенно но­вые, ранее не воспринимаемые человеком образы, однако этот вид воображения основан на прежнем опыте.

Антиципирующее воображение лежит в основе способности человека предвосхищать будущие со­бытия, предвидеть результаты своих действий. Бла­годаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним и дру­гими в будущем. Чем моложе человек, тем больше воображение вперед. У пожилых людей воображе­ние больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает но­вые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества и которые воплощают­ся в конкретные оригинальные продукты деятельно­сти. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций: а) операции, посредством которых фор­мируются идеальные образы, б) операции, на осно­ве которых перерабатывается готовая продукция.

Т.Рибо выделил две основные операции: диссо­циацию" и ассоциацию. Диссоциация - отрицатель­ная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В резуль­тате такой предварительной обработки опыта эле­менты его способны входить в новое сочетание. Диссоциация обязательная для творческого вообра­жения - это этап подготовки материала. Невозмож­ность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения. Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных еди­ниц образов. Ассоциация дает начало новым соче­таниям, новым образам.

Пассивное воображение подчинено внутрен­ним, субъективным факторам, желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществ­ленными. Образы и представления пассивного во­ображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

К ведущим характеристикам воображения относятся яркость, отчетливость, реалистичность, контролируемость, степень активности образов.

Человек может просто думать о каком-то предмете или явлении, в данный момент времени отсутствующем в поле его восприятия, а может представлять его столь живо и ярко, что образ будет неотличим от реального объекта. Это зависит от яркости, отчетливости образов воображения данного индивида. Общеизвестна яркость, живость детского воображения. Малыши порой путают фантастические образы своего воображения с действительными событиями, персонажами. Фантазия заменяет.и замещает им реальную действительность в игре и некоторых видах продуктивной деятельности.

Под реалистичностью образов воображения понимается их приближенность к объектам и действиям, отражаемым в форме образа. Особенно важна реалистичность для целей. Чем полнее в цели будут представлены все параметры деятельности, тем с большей легкостью она будет реализована в жизни. В то же время есть особый тип людей, называемых мечтателями, прожектерами, субъектами «не от мира сего», чье воображение резко отличается от действительности, сегодняшних реалий Жизни. В этом смысле реалистичность воображения противоположна фантастичности.

Под свойством контролируемости понимается возможность менять содержание процесса воображения или влиять на отдельные параметры образов воображения (их модальность, детали и др.) по усмотрению самого человека. Обычно высокая контролируемость коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения.

Степень активности определяется возможностью образов воображения выступать в качестве регуляторов, мотивов деятельности и поведения1. Повышает активность эмоциональная насыщенность образов. Подтверждением могут служить различные страхи невротиков, которые замещают реальные события их проигрыванием в своем воображении. Наибольшей активностью, а значит, и побудительной силой обладают мечты, идеалы, фобии, наименьшей - грезы, эротические фантазии. Активность образов воображения не является устойчивой индивидуальной характеристикой. Она будет определяться присутствием в сознании той или иной формы воображения. Однако один и тот же образ может обладать большой побудительной силой для одного субъекта и незначительной для другого. В этом смысле активность образов воображения является индивидуальной характеристикой.

На основе выделения ведущей модальности в процессах приема и переработки информации была осуществлена классификация людей в рамках неиролингвистического программирования (НЛП). Согласно ей, у визуалистов преобладают зрительные образы, у кинестетиков - двигательные и тактильные, у аудиалис-тов - звуковые.

Тендерные исследования, направленные на изучение различий в воображении мужчин и женщин, показали, что представители «сильной половины человечества» в среднем обладают большей реалистичностью и контролируемостью образов воображения. Женщины же в целом имеют более высокие показатели по параметру яркости. В отношении степени активности - пассивности значимых различий обнаружено не было.

С возрастом повышается продуктивность процессов воображения. Л.С. Выготский экспериментально доказал справедливость этого положения. Убеждение в том, что дети обладают «лучшим» воображением, чем взрослые, несправедливо. Эта неверная точка зрения объясняется относительно более ранними сроками развития функции воображения по сравнению с другими психическими процессами, в частности логической памятью и мышлением. Отсутствие самоконтроля в фантазировании порождает иллюзию легкости, с которой ребенок продуцирует все новые и новые образы воображения. Дети обладают лишь большей яркостью образов, они также слабо их контролируют.

В период юности продуктивность образной сферы существенно возрастает. Именно на этой стадии своего развития люди планируют будущее, у них наблюдается тяга к творчеству, а их творческий потенциал максимально высок.

Наличие у человека ряда личностных особенностей (невротических черт, внушаемости, аутичности и т.п.) накладывает отпечаток на протекание процессов воображения. Так, высокая внушаемость резко снижает активность и устойчивость образов воображения (например, целей, идеалов), делает их легко изменяемыми, корректируемыми со стороны других людей. А склонность уходить в себя (аутичность) тесно коррелирует с высокой продуктивностью процессов воображения. Но рассмотрение этих особенностей является задачей специальных разделов психологии. Заметим лишь, что психический склад личности проявляется не только в поведении, но и в особенностях протекания психических процессов, в частности воображения.

Воображение

Краткое содержание

Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности. Воображе­ние как процесс преобразования представлений. Механизмы процесса воображения. Роль вооб­ражения в жизни человека. Физиологические основы воображения. Связь воображения с регу­ляцией органических процессов и движений.

Виды воображения. Классификация воображения по степени преднамеренности: произволь­ное и непроизвольное воображение. Воссоздающее воображение. Творческое воображение. Меч­та. Пространственное воображение. Активное и пассивное воображение.

Механизмы переработки представлений в воображаемые образы. Основные этапы фор­мирования воображаемых образов. Анализ, абстрагирование, синтез. Агглютинация как меха­низм формирования образов воображения. Схематизация и акцентировка.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие. Различия между людьми по степени развития воображения и по типу представлении, которыми они оперируют чаще всего. Характеристика степени развития воображения. Основные типы воображения. Этапы развития воображения. Индивидуальный характер развития воображения.

Воображение и творчество. Общее представление о творчестве. Значение воображения для творчества. Концепция Т. Рибо. Этапы творчества по Г. Уоллесу. Уровни творческих задач по Г. С. Альтшуллеру.

11.1. Общая характеристика воображения и его роль в психической деятельности

Человек постоянно вступает в контакт с окружающей его средой. Ежесекунд­но на наши органы чувств воздействуют десятки и сотни разнообразных стиму­лов, многие из которых надолго остаются в памяти человека. Причем одним из самых любопытных феноменов психики человека является то, что полученные в предшествующей практике впечатления от предметов и явлений реального мира не только сохраняются в памяти длительное время, но и подвергаются определен­ной обработке. Существование данного феномена обусловило возможность чело­века воздействовать на окружающую среду и целенаправленно изменять ее.

Следует отметить, что воздействие животного на внешнюю среду и изменение внешней среды человеком имеют принципиальные различия. В отличие от жи­вотного человек оказывает воздействие на среду планомерно, направляя свои уси­лия к заранее поставленной цели. Такой характер изменения действительности в процессе труда предполагает предварительное представление в сознании того, что человек хочет получить в результате своей деятельности. Например, паук совер­шает определенные операции, напоминающие операции ткача, и пчелы построй­кой своих восковых ячеек напоминают людей-строителей. Однако любой самый плохой специалист отличается от самой хорошей пчелы или самого искусного пау­ка тем, что он действует по заранее намеченному плану. Любой труд предполагает выработку такого плана, и лишь потом - его воплощение на практике.

284 Часть II. Психические процессы

Таким образом, рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся еще с одним феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности еще не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот про­цесс - процесс создания новых психических образов - и получил название вооб­ражения.

Итак, воображение - это процесс преобразования представлений, отражаю­щих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Принято считать, что воображение зародилось в процессе труда - специфически человеческой деятельности, из-за существования потребности в преобразовании предметов реального мира. Например, имея перед глазами орудие труда, которое по своим характеристикам и свойствам было не совсем совершенным, человек мог представить себе другое орудие, которое соответствует его представлению о том, что необходимо для выполнения той или иной трудовой операции. Но потом, в хо­де исторического развития человека, деятельность воображения стала проявлять­ся не только в труде, но и в фантазиях и мечтах человека, т. е. в образах, которые вообще не могли быть созданы на практике в данный момент. Появились крайне сложные формы воображения, необходимые в научном, техническом и художе­ственном творчестве. Однако даже в этих случаях воображение выступает как ре­зультат преобразования наших представлений, полученных из реальной действи­тельности.

Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением. Говоря о воображении, мы лишь подчеркиваем преобладающее направление психической деятельности. Если перед человеком стоит задача воспроизвести представления вещей и событий, бывших ранее в его опыте, мы говорим о процессах памяти. Но если те же самые представления воспроизводятся для того, чтобы создать новое сочетание этих представлений или создать из них новые представления, мы говорим о деятельно­сти воображения.

Следует отметить, что образы воображения создаются только путем перера­ботки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительно­сти. Например, читая фантастические романы, вы, наверное, замечали, что вымыш­ленные герои (инопланетяне, чудовища, несуществующие звери и т. д.) все равно своим обликом полностью или частично похожи на известные нам объекты, т. е. были трансформированы воображением писателя из реальной действительности.

Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятель­ности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизве­сти соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разроз­ненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представле­ний необходимыми деталями, т. с. в процессе воспроизведения начинает прояв­ляться деятельность нашего воображения.

Глава 11. Воображение 285

В значительно большей степени деятельность воображения присутствует в формировании образов объектов или явлений, которых мы никогда не восприни­мали. Именно так возникают представления о природных зонах, где мы никогда не были, или представления об образе литературного героя.

Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему от­влечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и пе­реосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Воображение связано и с реализацией наших волевых действий. Так, вообра­жение присутствует в любом виде нашей трудовой деятельности, поскольку, преж­де чем создать что-либо, необходимо иметь представление о том, что мы создаем. Более того, чем дальше мы отходим от механического труда и приближаемся к творческой деятельности, тем в большей степени повышается значение нашего воображения.

Принято считать, что физиологической основой воображения является актуа­лизация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые сис­темы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. В частности, большую роль здесь играет гипоталамо-лимбическая система.

Следует отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкус­ном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку пред­ставление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже. Подоб­ная закономерность известна уже давно и широко используется при лечении так называемых психосоматических больных в ходе сеансов суггестивной терапии. С другой стороны, воображение оказывает влияние и па двигательные функции человека. Например, стоит нам вообразить, что мы бежим но дорожке стадиона во время соревнований, как приборы будут регистрировать едва заметные сокраще­ния соответствующих мышечных групп.

Другим примером влияния воображения на органические процессы может быть изменение газообмена в то время, когда мы представляем себе выполнение какой-либо физической работы. Например, мы представляем, что поднимаем тя­желую штангу на соревновании. В этом случае приборы будут регистрировать увеличение интенсивности газообмена. Это же явление будет обнаружено и в тех случаях, когда мы будем видеть лицо человека, поднимающего штангу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет суще­ственную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.

286 Часть II. Психические процессы

11.2. Виды воображения

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной рабо­ты воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднаме­ренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в сво­ей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полу­сонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача со­здания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со сторо­ны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызы­вать и изменять нужные представления.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения мы сталкиваемся, когда читаем описание географических мест или исторических событий, а также когда знакомимся с ли­тературными героями. Следует отметить, что воссоздающее воображение форми­рует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы в поэме А. С. Пушкина «Полтава», мы отчет­ливо представляем себе раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой бараба­нов, запах пороха.

Чаще всего мы сталкиваемся с воссоздающим воображением, когда необходи­мо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако быва­ют случаи, когда мы воссоздаем представление о каком-либо предмете не пользу­ясь словами, а па основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному во­ображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Сле­довательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением че­ловека и его памятью.

Следующий вид произвольного воображения - творческое воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Творческое воображение, как и вос­создающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображе­нии зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.

Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во-первых, в мечте че-

Глава 11. Воображение 287

Это интересно

Что такое творческая личность?

Не задумывались ли вы о том, почему одни люди способны к творчеству (обычно их назы­вают творческими личностями - ТЛ), а другие нет? Чаще всего это явление стараются объяс­нить различным уровнем развития воображе­ния. Воображение всегда присутствует в твор­честве. Без развитого воображения не может быть продуктивной творческой деятельности. Можно ли управлять развитием воображения и сформировать в человеке способности к твор­честву? Авторы книги «Как стать гением» Г. Альтшуллер и И. Вертким на этот вопрос отвечают положительно.

«Исследовано около 1000 биографий, выде­лены общие моменты, и получилась такая кар­тина: всю жизнь ТЛ можно представить цепоч­кой ходов, шагов. Воспользуемся аналогией с шахматной партией и разыграем условную ин­тегральную шахматную партию Творческая лич­ность - Внешние обстоятельства. Творческая личность стремится к творческой цели, а внеш­ние обстоятельства однозначно мешают ей. То есть, конечно, бывает, что в какой-то момент времени ТЛ получает помощь, поддержку от внешней среды, но это благополучный случай, здесь нет проблем. А проблемы вот: ТЛ сдела­ла один ход - в ответ получила мат, три хода, четыре хода - вот такая игра… Так вот один из первых ходов называется "встреча с чудом".

ТЛ очень важно выйти на свою дорогу как мож­но раньше, сделать это легче в 5-7-10-12 лет, чем в 55 и старше. Хотя шансы остаются, пока человек жив. Встреча с чудом - что это такое? Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение про­стого человека в личность с большой буквы. Вот простой пример. Шлиман увидел книгу "Паде­ние Трои". На обложке был рисунок - кре­пость, огонь, воин с мечами… Все это было на­столько здорово нарисовано, что ребенок по­шел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Ему было 5-7 лет. Отец сказал, что это сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с па­пой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть - откуда же художник знал? Короче говоря, к вечеру этого дня Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскоп­кам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он осуществил это, он шел длинным путем, но Шлиман стал Шлиманом, стал Лич­ностью, когда ему было 5-7 лет. Возникает проблема: нельзя ли поставить искусственный эксперимент? Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребенок

ловек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выраже­ние то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта - это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.

Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта - это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произ­вольным, сознательным процессом.

Но существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов

288 Часть II. Психические процессы

встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. Разумеется, не обязательно, чтобы он представлял это экспериментом, для него все должно быть естественно. Чудом может быть все, что угодно: картина, книга, музыка…»

Таким образом, напрашивается ответ: практический опыт является основанием для работы воображения, но этот опыт должен быть осо­бым. Он должен заинтересовать своей необыч­ностью. Но для ребенка все необычно. Следо­вательно, он должен понять, что то, с чем он встретился, действительно является необычным. В этом ему должны помочь взрослые, и в пер­вую очередь родители. Внимание родителей и их забота о развитии ребенка предопределяют то чудо, о котором пишут авторы книги.

Однако только ли «чудо» необходимо для запуска воображения и особенно творчества? Много людей встречаются с фактами, которые им чрезвычайно интересны, но не становятся в результате этой встречи творческой личностью. Видимо, необходимо что-то еще, но что?

На самом деле факторов, обусловливаю­щих успех творчества, много. Важнейшими из них являются трудолюбие и организованность. Академик Обручев, известный своей большой творческой продуктивностью по специальным вопросам, увлекался также литературной дея­тельностью. Поражают в этом побочном для него занятии огромные масштабы: 100 печат­ных листов художественных произведений - пять романов, статьи, рассказы, десятки фелье­тонов, книги воспоминаний. И это при том, что Обручев многие годы провел в путешествиях, занимал административные посты, жил интен­сивной общественной жизнью, имел семью, не раз менял место жительства.

Секрет Обручева прост - ежедневный мно­гочасовой труд. Но труд этот без строгого распорядка дня был бы невозможен. В книге В. А. Друянова, посвященной жизни академика Обручева, есть такие строки: «В Иркутске, Москве, Ленинграде, на даче в Гатчине под Ленинградом - где бы ни жили Обручевы, у них в доме устанавливался заведенный как часы четкий рас­порядок дня. И ничто не могло нарушить этот жесткий, даже деспотический режим, по кото­рому глава семьи в одно и то же время завтра­кал и обедал, говорил с сыновьями, главное, в одно и то же время уходил к себе в кабинет».

В итоге жизни, прожитой в таком ритме: более 600 научных трудов, около 2500 рецензий и рефератов, 323 научно-популярные рабо­ты, 17 художественных произведений, более 160 геологических карт и схем. Многим геологам и географам показалось бы невероятным прочитать все это».

Из: Альтшуллер Г. С., Вертким И. М.

Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. - Минск, 1994

а практике и погружается в мечту. В этом случае мечта выступает как сознатель­ный, произвольный процесс, не имеющий практического завершения. При этом следует отметить, что подобный тип мечты не может рассматриваться только как негативное явление. Позитивное значение мечты подобного типа заключается в обеспечении сохранности механизмов регуляции систем организма. Например, неудачи в практической деятельности в большинстве случае способствуют фор­мированию негативного психического состояния, что может выражаться в повы­шенном уровне тревоги, чувстве дискомфорта или даже в депрессивных реакци­ях. В свою очередь, негативное психическое состояние выступает в качестве одно­го из факторов, обусловливающих затруднения в социально-психологической адаптации человека, формирование дезадаптивных расстройств и преморбидных характеристик какой-либо болезни. В этой ситуации мечта может выступать в ви­де своеобразной формы психологической защиты, обеспечивающей временный уход от возникших проблем, что способствует определенной нейтрализации нега­тивного психического состояния и обеспечению сохранности механизмов регуляции при снижении общей активности человека.

Глава 11. Воображение 289

Следует отметить, что эти типы мечты являются активными, произвольными и сознательными психическими процессами. Однако воображение может существовать и в другой - пассивной форме, которая характеризуется непроизволь­ной игрой воображения. Примером такого непроизвольного воображения, как мы уже говорили, является сон.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть пред­намеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение соз­дает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимо­го для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою оче­редь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека. Так, школьник, не готовясь к занятиям и получая неудовлетворительные отметки, мо­жет создать себе иллюзорную, выдуманную жизнь, где ему все удается, где ему все

Рис. 11.1. Виды воображения

290 Часть II. Психические процессы

завидуют, где он занимает положение, на которое не может надеяться в настоящее время и в реальной жизни.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении дея­тельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлю­цинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как пра­вило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.

Таким образом, при классификации видов воображения исходят из двух ос­новных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень актив­ности, или осознанности (рис. 11.1).

11.3. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы

Образы, воссоздаваемые в процессе воображения, не могут возникать из ниче­го. Они формируются на основе нашего предшествующего опыта, на основе пред­ставлений о предметах и явлениях объективной реальности. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной дей­ствительности, может протекать в различных формах.

Создание образов воображения проходит два основных этапа. На первом этапе происходит своеобразное расчленение впечатлений, или имеющихся представле­ний, на составные части. Другими словами, первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В хо­де такого анализа происходит абстрагирование объекта, т. е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагиро­вание частей объекта.

С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи. Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл. В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Эти операции, составляющие суть синтези­рующей деятельности воображения, являются вторым этапом формирования об­разов воображения. Причем формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Мы рассмотрим лишь некото­рые из них.

Простейшей формой синтеза в процессе воображения является агглютинация, т. е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому. Примерами агглютинации могут служить: образ кентавра, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой) и т. д. (рис. 11.2).

Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве. Например, всем известны советы, которые давал Леонардо да Винчи молодым

Глава 11. Воображение 291

Рис. 11.2. Образ кентавра как результат деятельности воображения

художникам: «Если ты хочешь заставить казаться естественным вымышленное животное, - пусть это будет, скажем, змея, - то возьми для ее головы голову ов­чарки или легавой собаки, присоединив к ней кошачьи глаза, уши филина, нос борзой, брови льва, виски старого петуха и шею водяной черепахи». В технике, в результате использования агглютинации, созданы, например, автомобиль-амфи­бия и судно на воздушной подушке.

Процессы, лежащие в основе агглютинации, весьма разнообразны. Как прави­ло, их можно разделить на две основные группы: процессы, связанные с недоста­точностью критичности, или недостаточностью аналитичности восприятия, и про­цессы произвольные, т. е. контролируемые сознанием, связанные с мыслитель­ными обобщениями. Образ кентавра, по-видимому, возник, когда в условиях недостаточной видимости скачущий на лошади человек воспринимался как некое невиданное животное. В то же время образ крылатого человека, скорее всего, воз­ник сознательно, поскольку символизирует идею быстрого и легкого передвиже­ния по воздуху и конкретизирован в чувственном образе.

Одним из наиболее распространенных способов переработки образов воспри­ятия в образы воображения является увеличение или уменьшение объекта или его частей. С помощью такого способа были созданы различные литературные персо­нажи.

Агглютинация может осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливают­ся новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое зна­чение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому про­цессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью кон­тролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается со­ответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэто­му весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям.

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы во­ображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

292 Часть II. Психические процессы

Схематизация может иметь место при различных условиях. Во-первых, схема­тизация может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, при­чем в них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

Во-вторых, причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные дета­ли и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и ста­новится более обобщенным.

И наконец, в-третьих, причиной схематизации может быть сознательное отвле­чение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек созна­тельно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свой­ства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, ти­пичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Главной особенностью такой переработки образов вос­приятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действитель­ность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, од­нако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механи­ческого складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типиче­ского образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает опреде­ленные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

11.4. Индивидуальные особенности воображения и его развитие

Воображение у людей развито по-разному, и оно по-разному проявляется в их деятельности и общественной жизни. Индивидуальные особенности воображения выражаются в том, что люди различаются по степени развития воображения и по типу образов, которыми они оперируют чаще всего.

Степень развития воображения характеризуется яркостью образов и глубиной, с какой перерабатываются данные прошлого опыта, а также новизной и осмыс­ленностью результатов этой переработки. Сила и живость воображения легко оценивается, когда продуктом воображения являются неправдоподобные и при­чудливые образы, например у авторов волшебных сказок. Слабое развитие вооб­ражения выражается в низком уровне переработки представлений. Слабое вооб­ражение влечет за собой затруднения в решении мыслительных задач, которые требуют умения наглядно представить себе конкретную ситуацию. При недоста­точном уровне развития воображения невозможна богатая и разносторонняя в эмоциональном плане жизнь.

Глава 11. Воображение 293

Наиболее отчетливо люди различаются по степени яркости образов воображе­ния. Если предположить, что существует соответствующая шкала, то на одном полюсе окажутся люди с чрезвычайно высокими показателями яркости образов воображения, которые переживаются ими как видение, а на другом полюсе будут люди с крайне бледными представлениями. Как правило, высокий уровень разви­тия воображения мы встречаем у людей, занимающихся творческим трудом, - писателей, художников, музыкантов, ученых.

Существенные различия между людьми выявляются в отношении характера доминирующего типа воображения. Чаще всего встречаются люди с преоблада­нием зрительных, слуховых или двигательных образов воображения. Но есть люди, у которых отмечается высокое развитие всех или большинства типов вооб­ражения. Эти люди могут быть отнесены к так называемому смешанному типу. Принадлежность к тому или иному типу воображения очень существенно отра­жается на индивидуально-психологических особенностях человека. Например, люди слухового или двигательного типа очень часто драматизируют ситуацию в своих размышлениях, представляя себе несуществующего оппонента.

Следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Разви­тие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопле­ния известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить ма­териалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.

Определить какие-либо конкретные возрастные границы, характеризующие динамику развития воображения, очень трудно. Существуют примеры чрезвычай­но раннего развития воображения. Например, Моцарт начал сочинять музыку в четыре года, Репин и Серов уже в шесть лет хорошо рисовали. С другой сторо­ны, позднее развитие воображения не означает, что этот процесс в более зрелые годы будет стоять на низком уровне. Истории известны случаи, когда великие люди, например Эйнштейн, в детстве не отличались развитым воображением, од­нако со временем о них стали говорить как о гениях.

Несмотря на сложность определения этапов развития воображения у челове­ка, можно выделить определенные закономерности в его формировании. Так, пер­вые проявления воображения тесно связаны с процессом восприятия. Например, дети в возрасте полутора лет не способны еще слушать даже самые простые рас­сказы или сказки, они постоянно отвлекаются или засыпают, но с удовольствием слушают рассказы о том, что они сами пережили. В этом явлении достаточно ясно видна связь воображения и восприятия. Ребенок слушает рассказ о своих пережи­ваниях потому, что отчетливо представляет то, о чем идет речь. Связь между вос­приятием и воображением сохраняется и на следующей ступени развития, когда ребенок в своих играх начинает перерабатывать полученные впечатления, видо­изменяя в воображении воспринимаемые ранее предметы. Стул превращается в пещеру или самолет, коробочка - в автомашину. Однако следует отметить, что первые образы воображения ребенка всегда связаны с деятельностью. Ребенок не мечтает, а воплощает переработанный образ в свою деятельность, даже несмотря на то, что эта деятельность - игра.

Важный этап в развитии воображения связан с тем возрастом, когда ребенок овладевает речью. Речь позволяет ребенку включить в воображение не только конкретные образы, но и более отвлеченные представления и понятия. Более того,

294 Часть II. Психические процессы

речь позволяет ребенку перейти от выражения образов воображения в деятельно­сти к непосредственному их выражению в речи.

Этап овладения речью сопровождается увеличением практического опыта и развитием внимания, что позволяет ребенку легче выделять отдельные части предмета, которые он воспринимает уже как самостоятельные и которыми все чаще оперирует в своем воображении. Однако синтез происходит со значитель­ными искажениями действительности. Из-за отсутствия достаточного опыта и недостаточной критичности мышления ребенок не может создать образ, близкий к реальной действительности. Главной особенностью данного этапа является не­произвольный характер возникновения образов воображения. Чаще всего образы воображения формируются у ребенка данного возраста непроизвольно, в соответ­ствии с ситуацией, в которой он находится.

Следующий этап развития воображения связан с появлением его активных форм. На этом этапе процесс воображения становится произвольным. Возникнове­ние активных форм воображения вначале связано с побуждающей инициативой со стороны взрослого. Например, когда взрослый человек просит ребенка что-либо сделать (нарисовать дерево, сложить из кубиков дом и т. д.), он активизирует про­цесс воображения. Для того чтобы выполнить просьбу взрослого человека, ребе­нок вначале должен создать, или воссоздать, в своем воображении определенный образ. Причем этот процесс воображения по своей природе уже является произ­вольным, поскольку ребенок пытается его контролировать. Позднее ребенок начи­нает использовать произвольное воображение без всякого участия взрослого. Этот скачок в развитии воображения находит свое отображение прежде всего в характе­ре игр ребенка. Они становятся целенаправленными и сюжетными. Окружающие ребенка вещи становятся не просто стимулами к развертыванию предметной дея­тельности, а выступают в виде материала для воплощения образов его воображе­ния. Ребенок в четырех-пятилетнем возрасте начинает рисовать, строить, лепить, переставлять вещи и комбинировать их в соответствии со своим замыслом.

Другой важнейший сдвиг в воображении происходит в школьном возрасте. Необходимость понимания учебного материала обусловливает активизацию про­цесса воссоздающего воображения. Для того чтобы усвоить знания, которые да­ются в школе, ребенок активно использует свое воображение, что вызывает про­грессирующее развитие способностей переработки образов восприятия в образы воображения.

Другой причиной бурного развития воображения в школьные годы является то, что в процессе обучения ребенок активно получает новые и разносторонние представления об объектах и явлениях реального мира. Эти представления слу­жат необходимой основой для воображения и стимулируют творческую деятель­ность школьника.

11.5. Воображение и творчество

Роль воображения в творческом процессе трудно переоценить. Творчество тес­но связано со всеми психическими процессами, в том числе и с воображением. Степень развития воображения и его особенности имеют для творчества не мень­шее значение, чем, скажем, степень развития мышления.

Глава 11. Воображение – 295

Психология творчества проявляется во всех его конкретных видах: изобрета­тельском, научном, литературном, художественном и т. д. Какие факторы определя­ют возможность творчества конкретного человека? Возможность творчества в зна­чительной степени обеспечивается имеющимися у человека знаниями, которые подкреплены соответствующими способностями, и стимулируется целеустремлен­ностью человека. Важнейшим условиям творчества является наличие определен­ных переживаний, которые создают эмоциональный тон творческой деятельности.

Проблема творчества всегда была интересна не только для психологов. Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможно­сти, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невоз­можности алгоритмизации и обучения творческому процессу, что было обосно­вано известным французским психологом Т. Рибо. Он писал: «Что касается до "методов изобретения", по поводу которых было написано много ученых рассуж­дений, то их на самом деле не существует, так как в противном случае можно было бы фабриковать изобретателей подобно тому, как фабрикуют теперь механиков и часовых дел мастеров». Однако постепенно эта точка зрения стала подвергаться сомнению. На первое место вышла гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.

Так, английский ученый Г. Уоллес предпринял попытку исследовать творче­ский процесс. В результате ему удалось выделить четыре стадии процесса творче­ства:

1. Подготовка (зарождение идеи).

2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относя­щихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений).

3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).

4. Проверка.

Другой ученый - Г. С. Альтшуллер - разработал целую теорию решения твор­ческих задач. Он выделял пять уровней творчества. Задачи первого уровня реша­ются применением средств, прямо предназначенных для этих целей. Здесь требу­ется мысленный перебор лишь нескольких общепринятых и очевидных вариан­тов решения. Сам объект в этом случае не меняется. Средства решения таких задач находятся в пределах одной узкой специальности. Задачи второго уровня требу­ют некоторого видоизменения объекта для получения необходимого эффекта. Перебор вариантов в этом случае измеряется десятками. При этом средства реше­ния такого рода задач относятся к одной отрасли знаний.

Правильное решение задач третьего уровня скрыто среди сотен неправильных, так как совершенствуемый объект должен быть серьезно изменен. Приемы реше­ния задач этого уровня приходится искать в смежных областях знаний. При реше­нии задач четвертого уровня совершенствуемый объект меняется полностью. По­иск решений ведется, как правило, в сфере науки, среди редко встречающихся эффектов и явлений. На пятом уровне решение задач достигается изменением всей системы, в которую входит совершенствуемый объект. Здесь число проб и ошибок возрастает многократно, а средства решения задач этого уровня могут ока­заться за пределами возможностей сегодняшней науки. Поэтому сначала нужно сделать открытие, а потом, опираясь на новые научные данные, решать творче­скую задачу.

296 Часть II. Психические процессы

По мнению Альтшуллера, одним из важных приемов решения творческих за­дач является перевод их с высших уровней на низшие. Например, если задачи чет­вертого или пятого уровня посредством специальных приемов перевести на пер­вый или второй уровень, то далее сработает обычный перебор вариантов. Пробле­ма сводится к тому, чтобы научиться быстро сужать поисковое поле, превращая «трудную» задачу в «легкую».

Таким образом, несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредска­зуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется определенными спо­собами. Новые представления возникают на основе того, что уже было в сознании, благодаря операциям анализа и синтеза. В конечном счете, процессы воображе­ния состоят в мысленном разложении исходных представлений на составные ча­сти (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т. е. но­сят аналитико-синтетический характер. Следовательно, творческий процесс опи­рается на те же механизмы, которые задействованы и при формировании обычных образов воображения.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику воображения как психического процесса.

2. Охарактеризуйте роль воображения в жизни человека и в регуляции орга­низма.

3. Каковы физиологические механизмы воображения?

4. Какие виды воображения вы знаете? Приведите их классификацию.

5. Расскажите о роли мечтаний в жизни человека.

6. Расскажите об основных этапах формирования воображаемых образов.

7. Какие механизмы формирования воображаемых образов вы знаете?

8. Расскажите об основных закономерностях и процессах агглютинации.

9. Расскажите об индивидуальных особенностях воображения.

10. Раскройте роль воображения в решении творческих задач.

1. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2-х т.

Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979.

2. Брушлинский А. В. Воображение и творчество // Научное творчество. - М.: Нау­ка, 1969.

3. Выготский Л. С. Воображение иего развитие в детском возрасте // Хрестоматияпо психологии. - М.: Просвещение, 1987.

4. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 1997. 5.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. - М.: Знание, 1986.

6. Линдсей П., Нормой Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию / Пер. с англ. под ред. А. Р. Лурия. - М.: Мир, 1974.

Глава 11. Воображение 297

7. Леонтъев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. 1 / Под ред. В. В. Давыдова и др. - М.: Педагогика, 1983. ,

8. Натадзе Р. Г. Воображение как фактор поведения // Хрестоматия по психологии. - М.: Просвещение, 1987.

9. Никифоров О. И. К вопросу о воображении // Вопросы психологии. - 1972. - № 2.

10. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999.

11. Страхов И. В. Психология творчества: Лекция для студентов пед. ин-тов. - Саратов, 1968.

12. Якобсон П. М. Психология художественного творчества. - М.: Знание, 1971

Воображение - это психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение относится к высшим познавательным процессам. Оно возникло в процессе трудовой деятельности и характерно только для человека.

Воображение - одна из форм психического отражения мира. Наиболее традиционной точкой зрения является определение воображения как процесса.

Согласно М.В.Гамезо и И.А.Домашенко: «Воображение - это психологический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте»

Отечественными авторами это явление также рассматривается как способность (В.Т.Кудрявцев, Л.С.Выготский). Согласно Л.С.Выготскому воображение есть способность индивида «из известных элементов опыта создавать новые комбинации под влиянием эмоций». Воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существующий образ.

По мнению советского педагога Э.В.Ильенкова «Сущность воображения заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намёка, тенденции строить целостный образ». .

Л.Д. Столяренко, Б.М Теплов рассматривают воображение как специфическую деятельность. «Воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, который выражается в построении образов продуктов труда, а также обеспечивает создание программ поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью». Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека». .

Воображение - особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Специфика этой формы психического процесса состоит в том, что воображение, вероятно, характерно только для человека и странным образом связано с деятельностью организма, будучи в то же самое время самым «психическим» из всех психических процессов и состояний. .

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграничить; оба эти процесса участвуют в творческой деятельности, творчество всегда подчинено созданию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже имеющимися знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникнуть новые знания. Познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) затем проверяется и уточняется мышлением» пишет психолог А.Д. Дудецкий .

Отличительной особенностью воображения является своеобразный отлет от действительности, когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируется имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий.

Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вида. Оно выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее.

Воображение - это способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживая его в сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основной наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Оно во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или просто нецелесообразны или нежелательны.

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, и которое завершается формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Если воображение рисует сознанию такие картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии . Если, кроме того, воображение нацелено на будущее, его называют мечтой.

Виды воображения:

1. Активное воображение (преднамеренное) - характеризуется тем, что, пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у

себя соответствующие образы.

  • 2. Пассивное воображение (непреднамеренное) заключается в том, что его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • 3. Продуктивное воображение - отличается тем, что в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. При этом в образе эта действительность творчески преобразуется.
  • 4. Репродуктивное воображение - при его использовании ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Таблица 1

Виды воображения

Его характеристики

По степени активности и волевых усилий

Активное воображение (преднамеренное)

Создание человеком по собственному желанию новых образов или представлений, сопровождающееся определенными условиями (поэт пишет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать техническое устройство и др.)

Пассивное (не преднамеренное)

При этом человек не ставит себе цель преобразования реальности, а образы спонтанно возникают сами (этот тип психических явлений, начиная от сновидения до идеи, внезапно и незапланированно возникающий в сознании изобретателя)

По степени преобразования действительности

Продуктивное (творческое) воображение

Создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается

Репродуктивное (воссоздающее) воображение

Создание образа предметов или явлений по их описанию, когда действительность воспроизводится по памяти в том виде, какова она есть

Помимо общепринятой классификации выделяются иные виды воображения. Например, по характеру возникновения образов воображение может подразделяться на конкретное, регулятором которого выступает конкретные образы и идеи, и абстрактное, выражающееся в создании символов, схем. В зависимости от вида деятельности, в процессе которой функционирует воображение, выделяются техническое, музыкальное, научное, художественное.

Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди так много мечтают. Мозг человека продолжает функционировать и тогда, когда в него не поступает новая информация, когда он не решает никаких проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Установлено, что человек по своему желанию не в состоянии прекратить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе жизнедеятельности человека воображение выполняет ряд специфических функций (Схема №1)

Первая, из которых состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность.

Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека.

С помощью искусно создаваемых образов человек может обращать внимание на нужные события, посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий, т.е. способности выполнять их в уме, манипулируя образами.

Пятой функцией воображения является планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

С помощью воображения человек может управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела и т.п. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

При помощи специальных упражнений и приемов можно развивать воображение. В творческих видах труда - наука, литература, искусство, инженерия и т.п., развитие воображения, естественно, происходит в занятиях данными видами деятельности. В аутогенной тренировке нужный результат достигается путем специальной системы упражнений, которые нацелены на то, чтобы усилием воли научиться расслаблять отдельные группы мышц, например мышцы рук, ног, головы, туловища, произвольно повышать или понижать давление, температуру тела, употребляя для этого упражнения на воображение тепла, холода.

Виды и формы воображения (Схема №2)

Воображение - это психологическая функция, направленная на создание новых образов.

  • - Синтез
  • - Аналогия

Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Как правило, они используются неосознанно.

Агглютинация - соединение различных несоединимых в повседневной жизни свойств (например: кентавр - человек-зверь, птица Феникс - человек-птица).

Гиперболизация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (лилипуты, Гулливер, Карлик Нос).

Схематизация - отдельные представления в данном случае сливаются, различия сглаживаются (любой схематичный рисунок).

Акцентирование - какая-либо деталь в образе подчёркивается, выделяется (например дружеский шарж).

Заострение - подчеркивание каких-либо признаков.

Основой создания любых образов фантазии являются синтез и аналогия. Пример аналогии: самолёт напоминает птицу.

Воображение у ребенка-школьника развивается так, что создаваемые образы все больше и больше соотносятся с практикой. Если трех- четырехлетнему ребенку достаточно 2-3 палочки и модель самолета готова, то для семи- восьмилетнего школьника необходимо, чтобы модель была «как настоящая». В рисунке дошкольник часто передает только некоторые характерные черты объекта, а учащийся I-II класса пытается изобразить все детали известного ему предмета.

Значение воображения в психическом развитии велико, оно способствует лучшему познанию окружающего мира, развитию личности ребёнка. Но воображение не должно перерастать в пассивную мечтательность.

У детей младшего школьного возраста воображение опирается уже на довольно значительный жизненный опыт и на все возрастающие знания.

Итак, под воображением в данной выпускной квалификационной работе понимаем, психический процесс, который заключается в создании новых образов на основе данных прошлого опыта. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решении задачи без непосредственного вмешательства практических действий. Основой создания любых образов воображения является синтез и аналогия. Основной функцией воображения является представление действительности в образах и для решения поставленных задач. Воображение играет также огромное значение для развития и совершенствования человека как вид. С помощью него личность попадает в такие ситуации и пробует такие деятельности, какие в реальной действительности ему недоступны. Это дает ему дополнительный опыт и знания в житейской и профессиональной сфере, в научной и нравственной, определяет для него значимость того или иного объекта жизни.