Методические разработки от слова к букве федосова. Конспект занятия в группе раннего развития (подготовка к школе) по программе Н.А.Федосовой "Преемственность." Курс развивающих занятий "От слова к букве.". Посадил дед репку

Конспекты занятий по обучению грамоте и развитию речи по программе «Преемственность» Н.А.Федосовой к рабочей тетради

«От слова к букве»

Конспект составила : воспитатель МБОУ ЦО «Каразей»

Детский сад «Земляничка» Черкасова Ольга Владимировна

Занятие № 1 (ч.1, с 4 –5)

Тема: Составление рассказа по картине.

Образовательные области:

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества воспитателя с детьми, расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей.

Задачи:

Образовательная:

Составление рассказа по картине. Составление словаря на тему «Осень».

(дифференциация звуков [с], [з]. Выделение первых звуков в слове).

Словарная работа: Различие предметов по существенным признакам (одежда, обувь, головной убор).

Формирование грамматического строя речи: Действия – оделся, одевается, обувается.

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке).

Конструирование листьев деревьев (берёза, осина, дуб).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умение работать по правилу, по образцу, адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания, умения слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; выделять из речи педагога жесты (посмотрите на доску, посмотрите в окно, посмотрите на дверь) и реагировать на них;

Регулятивные: Умение анализировать предметы; письмо по образцу; принимать положительно инструкцию к работе и положительно на неё реагировать;

Познавательные: Умение сравнивать предметы, выделять их общие признаки и различия;

Личностные:

Предварительная работа:

Оборудование:

Для детей:

Для педагога: Картины с изображением осенних пейзажей; картинки с изображением головных уборов и обуви; предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись Чайковский «Времена года».

План проведения:

3. Классификация предметов.

4. Физкультминутка.

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа по картине.

- Сейчас мы с вами прослушаем музыку великого русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Когда вы будете слушать, то закройте глаза и представьте себе всё то, что хотел сказать нам композитор в этом произведении.

Воспитатель предлагает рассмотреть картинку на стр. 4 и ответить на вопросы:

Какое время года на ней изображено? (Осень).

Какие приметы осени вы знаете? (Ответы)

Какого цвета листья бывают осенью? (Ответы)

Осенью идут очень частые дожди. Какие бывают дожди осенью? (мелкие, моросящие, холодные, грибные).

Чем занимаются осенью люди? (Ответы).

Во что одеты дети изображённые на рисунке?

Все ли дети одеты по сезону? (Ответы).

Воспитатель предлагает придумать рассказ. Дети придумывают рассказ по картине. Рассказы могут быть индивидуальными и коллективными. Воспитатель следит чтобы рассказ получился законченным.

Выберите одежду для мальчиков на стр.93 (ботинки, брюки, куртка, шапка).

Помогите художнику – раскрась рисунок.

2. Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве.

Выполнение заданий в тетради №1, стр.4.

Воспитатель предлагает дорисовать недостающие картинки стр.5.

3. Классификация предметов

Какие предметы изображены на рисунке?

Как их можно назвать одним словом?

Какой предмет лишний?

4. Физкультминутка.

В комнату зашёл мой папа.

(шаги с высоким поднимание ног)

Мама убрала в шкаф шляпу.

(встать на цыпочки, руки вверх)

В конуру залез наш пёс.

(присесть, руки к коленям)

Гриша нам арбуз принёс.

(встать, руки развести в стороны)

5.Отгадай загадку и нарисуй отгадку

Воспитатель загадывает загадку.

Падают с ветки

Золотые монетки.

Ответ предлагает нарисовать.

6. Выделение первых звуков в слове.

Затем просит назвать первые звуки слов – названий предметов.

7. Конструирование листьев деревьев.

Воспитатель предлагает вырезать листья деревьев (берёза, осина, дуб).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какие качества помогли вам при выполнении заданий? (Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Занятие №2 (ч.1, с 6 -7)

Тема: Составление рассказа на тему «Осень»

Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Расширение и углубление знаний детей о признаках осени, развитие познавательных и творческих способностей детей, познакомить с понятием предложение.

Задачи:

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи: Составление рассказа на тему «Осень», составление словаря на тему «Осенний наряд деревьев»; определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

Формирование чёткого произношения звуков: Речевая пятиминутка (дифференциация звуков [с], [ш]). Выделение звуков в слове.

Гигиенические правила письма: Обведение предметов по контуру. Описание предметов. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Конструирование листьев деревьев (клён, рябина, ива).

Развивающая: Развитие любознательности, активности, умения адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; развитие способности планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; умения работать по правилу, по образцу. Воспитательная: Слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы; различать голоса детей, педагога; невербально общаться (мимика).

Регулятивные: Умение анализировать предметы; осуществлять действия по образцу.

Познавательные: Выделять их общие признаки и различия; устанавливать аналогии.

Личностные: Положительно относиться к занятиям.

Предварительная работа: Чтение стихотворений, рассказов об осени; отгадывание загадок.

Оборудование:

Для детей: Рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши, ножницы.

Для педагога: Предметные картинки; рабочая тетрадь №1; магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», «Звуки дождя», «Звуки падающих листьев».

План проведения:

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

4. Физкультминутка.

5 . Нарисуй недостающие картинки.

6. Выделение звуков в слове.

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия.

Ход занятия

1. Составление рассказа на тему «Осень».

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунок на стр.6 и ответить на вопросы.

Какое время года изображено на рисунке? (Осень).

А скажите, по каким признакам, приметам вы определили, что на этом рисунке изображена именно осень, а никакое другое время года. (Ответы).

Ребята, а вам нравится осень? (Ответы).

Какие времена года вы ещё знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Какие осенние месяцы вы знаете? (Назвать их в определённой последовательности).

Что ещё изображено на рисунке? (Ответы).

Какие деревья сбросили свой наряд? (Ответы).

Сейчас мы с вами прослушаем запись звуков и определим, что это за звуки. («Звуки дождя», «Звуки падающих листьев»).

Определение звуков осени (шум падающих листьев, шум упавших листьев, шум сильного дождя, шум воды).

2. Конструирование листьев деревьев.

3. Разучивание стихотворения.

Воспитатель предлагает послушать стихотворение А.Плещеева стр.6.

О чём рассказывается в стихотворении?

Как вы думаете, какая погода описана в этом стихотворении?

Как вы это поняли? Вспомните, как говорится об этом в стихотворении?

Как вы думаете, какое настроение у человека, когда он видит такую погоду?

Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание.

4. Физкультминутка.

На горе растут грибы,

(руки вверх, хлопок над головой)

Под горой растут грибы.

(руки через стороны вниз, присесть, хлопок)

5. Нарисуй недостающие картинки стр.7

Воспитатель предлагает нарисовать недостающие картинки (эмоции человека).

6. Выделение звуков в слове.

Воспитатель предлагает назвать первые звуки каждого слова – названия предмета.

Какое слово у вас получилось?

(по выбору воспитателя)

7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

Выполнение заданий в тетради на стр.7. Письмо в ограниченном пространстве (строка и междустрочное пространство).

8. Итог занятия: - Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ). А что нового узнали? (Ответ). Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?


Конспект занятия No10 к рабочей тетради «От слова к букве» Н.А. Федосовой (ч. 1, с.24 - 25)

Конспект составила: воспитатель Черкасова Ольга Владимировна

МБОУ ЦО «Каразей» детский сад «Земляничка» с. Каразей, Иркутская область, Куйтунский район.

Тема: «Мороз, красный нос»

Образовательные области:

  • Познавательное развитие, речевое развитие,
  • художественно – эстетическое, физическое развитие.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» .

Изучение на снегу следов птиц; учить находить различие и сходство следов.

Образовательная:

Совершенствование и развитие устной речи:

Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Формирование чёткого произношения звуков:

[с] , [ж] .

Словарная работа:

Работа со словами заяц, медведь, лиса.

Гигиенические правила письма:

Письмо в ограниченном пространстве строки.

Развивающая:

  • Развитие любознательности, активности;
  • умение адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • умение работать по правилу, по образцу.

Воспитательная:

  • Формировать необходимые навыки и умения;
  • слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Предпосылки УУД:

- Коммуникативные:

  • Умение строить речевые высказывания в устной форме;
  • Умение слушать педагога, задавать вопросы;

внимательно слушать отвечающего.

- Регулятивные:

осуществлять действия по заданному правилу.

- Познавательные:

Выделять общие признаки и различия; устанавливать аналогии по существенным признакам, дополнять предмет нужными элементами.

- Личностные:

Положительно относиться к занятиям

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы, загадки, чистоговорки, скороговорки.

Оборудование:

- для детей:

Рабочая тетрадь No1, ручка, цветные карандаши.

- для педагога:

Предметные картинки; рабочая тетрадь No1.

План проведения:

  1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту;
  2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов
  3. Игра: «Подскажи словечко» ;
  4. Физкультминутка.
  5. Выделение звуков в слове
  6. Обведение предметов по контуру
  7. Итог занятия.

Ход занятия

1. Чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, красный нос» ; словарная работа по тексту.

Воспитатель читает стихотворение Н. Некрасова «Мороз – красный нос» .

О каком зимнем явлении поэт говорит в своем стихотворении?

А вы знаете, ребята, мороз зимой – самый главный?

Как поэт называет мороза? (воеводой) Почему?

Зачем мороз за всем доглядывает?

Как он обходит владенья свои?

Какие слова вам были непонятны?

Какие картины вы бы нарисовали?

Какие строки вам понравились?

2. Изучение на снегу следов птиц; различие и сходство следов

3. Игра: «Подскажи словечко» . Затем проводится игра «Подскажи словечко» . Вещунья, белобока, И зовут её... (сорока)

4. Физкультминутка.

Мы шагаем друг за другом
Лесом и зелёным лугом.
Крылья пёстрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре,
Полетели, закружились.

(имитация движений)

Выделение звуков в слове

Воспитатель просит назвать слово и выделить первый звук. Составить из первых звуков отгадку. Затем выполнить звуковую схему слова лиса.

Работа в ограниченном пространстве строки

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве (строке) .

8. Итог занятия:

Что вам понравилось больше всего сегодня на занятии? (Ответ) .

А что нового узнали? (Ответ) . Какое задание вызвало у вас затруднение? Кто доволен своей работой на занятии?

Занятие (ч.1, с 70-71)

Тема: Составление предложений о себе, элементах самообслуживания.

Образовательные области: Художественное творчество, познание, социально-коммуникативная, физическая культура.

Цель: Укрепление эмоционального контакта и делового сотрудничества с детьми. Закрепление навыков самообслуживания, названий одежды по сезонам.

Задачи:

Образовательная: Совершенствование устной речи. Составление рассказа по картине, заучивание стихотворения «Есть такая девочка». Словарная работа : загадывание загадок о предметах одежды и обуви. Различение их по существенным признакам. Формирование грамматического строя речи: оделся, обулся, завязал, застегнул.

Гигиенические правила письма: работа в строке,дорисовывание предметов одежды в ограниченном пространстве.

Развивающая: Выделять общие признаки предметов и их различия; проводить классификацию предметов.

Воспитательная: Воспитание навыков самообслуживания.

Предпосылки УУД:

Коммуникативные: Умение слушать педагога, задавать вопросы, положительно относится к занятиям.

Регулятивные: Строить речевые высказывания в устной форме, осуществляется действие по заданному правилу.

Познавательные: Умение сравнивать предметы, находить их различия.

Личностные: Положительно относиться к занятиям, давать оценку своим действиям.

Предварительная работа: Загадывание загадок о предметах одежды, обуви. Д/и. «Оденем куклу на прогулку». Чтение художественной литературы на данную тему.

Оборудование:

- для детей: рабочая тетрадь №1, ручка, цветные карандаши.

-для педагога: рабочая тетрадь №1, картинки с изображением сезонной обуви, одежды, головных уборов.

План проведения:

Заучивание стихотворения.

Составление рассказа по картинке.

Раскрашивание одежды на картине.

Отгадывание загадок.

Д/и. «Доскажи словечко».

Физкультминутка

Дорисовывание элементов в ограниченном пространстве

Итог занятия.

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает стихотворение

«Есть такая девочка

Просто неумелочка.

И колготки, и сапожки

Надевают ей на ножки.»

Давайте выучим это стихотворение вместе. Воспитатель предлагает рассмотреть картину на странице 70.

-Составление рассказа по картине . Кто изображен на ней? (ответы) Расскажите, что делают на картине мама, дедушка и бабушка. К кому относится стихотворенье в начале страницы? (ответы)

Как ее зовут? (придумать имя)

Кто идет на прогулку?

Как вы догадались?

Как одеты папа, мама и мальчик?(ответы)

-Раскрашивание одежды на картинке . Раскрась одежду на рисунке. Назови ее.

Какое домашнее животное изображено на картине? (ответы)