Какие языки знал габдулла тукай. Габдулла Тукай. Каким он был. Габдулла Тукай: биография

Биография и эпизоды жизни Габдуллы Тукая. Когда родился и умер Габдулла Тукай, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты поэта,фото и видео.

Годы жизни Габдуллы Тукая:

родился 26 апреля 1886, умер 15 апреля 1913

Эпитафия

«Мы уйдем, когда за нами вдаль уйдут и города,
Цепь лихих тысячелетий, наши горькие года.
От рожденья до кончины за родной живя чертой,
Мы срослись навеки плотью с почвой родины святой!»
Из стихотворения Габдуллы Тукая

Биография

Имя Габдуллы Тукая олицетворяет целую эпоху в духовном развитии татарского народа. Это замечательный классик татарской поэзии, знаменитый далеко за пределами своей родины. Тукая называют основателем литературного татарского языка, поэтом-революционером, чья биография буквально иссечена шрамами от страданий целого народа. По сей день творческое наследие поэта восхищает современников, по сей день его исторический вклад вдохновляет новых художников на познание истины, коей Тукай был верен до последнего вздоха.

Родился Габдулладжан Тукаев (настоящее имя поэта) в деревне Кушлавыч Казанской губернии. Будучи сыном религиозного учителя, он, увы, так и не успел познать родительскую любовь: уже в четыре года мальчик остался круглым сиротой. Детство Габдуллы прошло в скитаниях от одних родственников к другим, но ни дома, ни семьи он так и не обрел. Зато дух странствий и поисков сопровождал его на протяжении всей жизни.


Первые стихи Габдуллы Тукая были написаны в городе Уральск, где проходила юность поэта. Там он посещал мусульманскую школу и, в частности, русский ее класс. Одаренность Тукая была очевидной, что неоднократно подчеркивали все учителя. И вот уже восемнадцатилетний Тукай держит в руках журнал «Новый век». Именно в этом рукописном издании были запечатлены его первые поэтические строки, первые переводы на татарский. Литературные кумиры юного Габдуллы - Лермонтов и Пушкин. Но поэт еще не знает, что за будущий вклад в литературу своего народа его вознесут на один пьедестал с величайшими корифеями искусства.


Габдулла Тукай был всецело поглощен переменами, которые принесла революция 1905 года. Правые депутаты предлагали татарам выселиться за пределы Российской империи, на что Тукай решительно ответил стихотворением «Не уйдем». С тех пор он был тверд в своих позициях, а тематика национального освобождения стала основополагающей в его творчестве. Он участвовал в демонстрациях, с характерной юношеской энергией писал в газеты многочисленные стихи и статьи, заводил контакты со сторонниками оппозиционного движения и, несмотря на слабое здоровье, не позволял себе сдаваться.

Смерть Габдуллы Тукая пришлась на 15 апреля 1913 года. Скончался поэт в больнице от, как упоминал Максим Горький, «голода и чахотки», которые и стали причиной смерти Тукая. Татарские газеты запестрили заголовками, что из жизни ушел их величайший национальный поэт, а на похоронах Тукая собрались тысячные толпы неравнодушных. Похороны Габдуллы Тукая состоялись на Татарском кладбище Ново-татарской слободы в Казани. Ныне на могиле Тукая установлен красивый памятник с рельефным портретом великого татарского поэта.

Линия жизни

26 апреля 1886 г. Дата рождения Габдуллы Тукая.
1892 г. Переезд в деревню Кырлай и поселение в семью Сагди.
1904 г. Первые публикации Тукая в журнале «Новый век».
1907 г. Переезд в Казань. Активизация творчества.
1908 г. Создание цикла стихотворений о крестьянах и о своей малой родине.
1911 г. Путешествие по Поволжью.
1912 г. Путешествие в Петербург. Обострение туберкулеза легких.
15 апреля 1913 г. Дата смерти Габдуллы Тукая.
17 апреля 1913 г. Дата похорон Тукая.

Памятные места

1. Деревня Кошлауч (Республика Татарстан), где родился Тукай Габдулла.
2. Город Уральск (Казахстан), где прошла юность поэта.
3. Город Казань, где жил и творил Тукай.
4. Музей Габдуллы Тукая в Казани.
5. Памятник Тукаю в Санкт-Петербурге.
6. Памятник Габдулле Тукаю в Москве.
7. Сквер Габдуллы Тукая в Астрахани, где установлен памятник поэту.
8. Татарское кладбище в Казани, где похоронен Габдулла Тукай.

Эпизоды жизни

В детстве Габдулле Тукаю довелось сменить восемь семей. Нередко его просто сажали в сани и отправляли в далекий путь, обрекая на полнейшую неопределенность. Так, например, в Казани Тукая предлагали на усыновление прямо на Сенном рынке.

За свою недолгую жизнь (а прожил он неполных 27 лет) Тукай издал более тридцати книг. Подавляющая часть из них - сборники для детей школьного возраста, поэзия революционной тематики, книги по изучению устного народного творчества.

Завет

«С кем только жизнь в злой распре не бывала?
В борьбе ты ей не уступай нимало!»

Документальный фильм «Пять мгновений любви», посвященный памяти Габдуллы Тукая

Соболезнования

«Габдулла Тукай был и есть самый великий татарин во всей татарской истории».
Мустай Карим, поэт

«Я движим чувствами признательности к таланту и наследию Тукая, ибо Тукай принадлежит не только татарскому народу, география принадлежности его неизмеримо шире».
Чингиз Айтматов, писатель

«Любите Тукая, любите красоту его души, его поэзию, - в ней и весна, и глубокая человеческая мудрость».
Сахип Джамал, писатель

«Тукай - величина духовная, нравственная, художественная, просто неизмеримая. Такая величина не может принадлежать одному народу. Тукай, как Пушкин, как Лермонтов, как Шекспир, как Гейне, принадлежит всему человечеству».
Игорь Ряхин, поэт

«Тукай - великий поэт татарского народа. Его творчество давно стало близким и родным всем народам нашей страны».
Павел Тычина, поэт

Полной научной биографии Тукая нет. Возможно, белые пятна в истории его судьбы восполнит «Энциклопедия Тукая», которую готовят к изданию. Соответствуют ли истине легенды и мифы о поэте, «АиФ-Казань» выяснил с помощью Гузель Тухватовой, заведующей Литературным музеем Г. Тукая.

Тукай - не настоящая фамилия поэта?

Тукай родился в 1886 году в деревне Кушлавыч (сейчас Арский район РТ). В метрической книге имя отца будущего поэта написано как Мухамметгариф Мухамедгалимов. Но в народе его звали сокращенно Гариф, Гарифулла. Поэтому по имени отца фамилия Тукая - Гарифов. Откуда пошла фамилия Тукай, сказать с достоверностью трудно.

Книги Тукая изданы с написанием его имени Габдулла, реже - Абдулла, потому что арабское имя Абдулла в переводе на татарский звучит как Габдулла. А ещё Тукая называли Апуш - по одной из версий, это сокращённый вариант от Александр Пушкин.

Фоторепродукция картины «Маленький Тукай» Х. Казакова предоставлена музеем Г.Тукая

Тукай был потомственным поэтом?

Отец Тукая был муллой, он умер, когда будущему поэту было 4,5 месяца. Мать вновь вышла замуж за муллу из соседней деревни. В автобиографической повести «Что я помню о себе» Тукай писал, что, выйдя замуж, мать отдала его на попечение старушке Шарифе.

«Говорят, зимними вечерами босиком, в одной рубашонке выходил я на двор и потом возвращался к двери, чтобы войти в избу. Я не мог отворить дверь, ну и стоял, дожидался, когда откроют, пока у меня ноги не примерзали ко льду», - вспоминал поэт. Однако ряд учёных пришли к выводу, что воспоминания поэта не точны. В деревне была только одна женщина по имени Шарифа, которая умерла ещё до рождения Тукая.

Мать поэта ушла из жизни, когда Тукаю было 3,5 года. Дед поэта Зиннатулла, который был муллой, написал стихи на смерть своей дочери. В музее хранится автограф этого стихотворения.

Приёмных родителей Тукаю нашли на базаре?

Есть версия, что неродная бабушка - вторая жена деда Тукая по материнской линии, у которой было шестеро детей, не хотела держать у себя внука своего мужа. Она договорилась с одним казанским купцом, что отправит маленького Тукая к нему на воспитание.

По другой версии, бабушка была родной. Её шестеро детей были дядями и тётями будущего поэта. Хотя дед был муллой, семья жила впроголодь. Чтобы маленький Тукай не умер с голоду, его отправили на воспитание в Казань. Кучер привёл мальчика в дом к людям, которые хотели взять его на воспитание. Однако их не оказалось дома. После этого ребёнка привели на Сенной базар. Там его взяла к себе семья мелкого кустаря. Он шил национальную обувь, а его жена - тюбетейки, калфаки. Всё это семья продавала на Сенном базаре. Вместе с приёмными родителями Тукай ходил по домам богатых людей, куда они доставляли выполненные заказы.

Тукай никогда не был в доме Шамиля, где располагается его музей?

О том, что имам Шамиль (предводитель кавказских горцев, воевавших с Россией в XIX в.), жил в особняке на ул. Екатерининской (сейчас ул. Тукая) и женился на дочери Ибрагима Апакова, говорится во многих путеводителях по Казани. На самом деле этот дом построили по заказу купца И. Апакова. В 1884 году, когда его дочь вышла замуж за среднего сына Шамиля, он подарил этот дом своей дочери.

Фото: АиФ/ Предоставлено музеем Г. Тукая

Казанцы начали называть особняк домом Шамиля, но по документам он принадлежал госпоже Шамиль. Напротив дома Шамиля по ул. Екатерининской, 63, располагалась редакция газеты «Ал-ислах». Когда Тукай приехал из города Уральска, редакция этой газеты находилась в номерах «Булгар», а потом переехала в дом на Екатерининской. Вполне возможно, что поэт часто бывал и в доме Шамиля - в книжной лавке, находившейся на первом этаже.

В доме Шамиля есть подземный ход?

О его существовании говорят старожилы Старо-Татарской слободы. По их мнению, такой ход до озера Кабан могли прорыть слобожане, чтобы избежать принудительной христианизации. Здание музея сейчас готовят к реконструкции. Строители обследуют здание, но подземного хода пока не нашли.

Тукай всегда носил тюбетейку?

Тукай обычно не надевал головного убора, стараясь быть похожим на русских поэтов. Одно время он ходил в такой же рубашке, как Лев Толстой. В тюбетейке его сфотографировали для сборника стихов. Поэт пришёл в фотосалон, но тюбетейки у него не оказалось. Издатель Г. Шараф вынул из своего кармана тюбетейку и дал Тукаю. По воспоминаниям друзей, Тукай не придавал большого значения одежде. Однажды купил на базаре пиджак на два размера больше, в котором и ходил довольно долгое время.

Тукай всю жизнь бедствовал?

Приехав в Казань в 1907 году, поэт работал в редакции газеты «Ал-ислах», сотрудничал с другими изданиями, подрабатывал в книжной лавке экспедитором, где получал зарплату в 40 руб. Это были хорошие деньги, ведь в то время за один вышитый калфак мастерице платили 15 коп. Гонорары Тукая были выше, чем у других поэтов. Тукай распорядился после его смерти учредить стипендию для одарённых детей, оставив на это 500 руб.

Фото: АиФ/ Алия Шарафутдинова

В Казани выпускали свечи с портретом Тукая?

Учёный Ибрагим Нуруллин писал, что после смерти популярного поэта в Казани стали выпускать конфеты, свечи, мыло, на этикетках которых был изображён Тукай. Свечи и мыло не сохранились. Были ли они, достоверно не известно. В музее хранится лишь этикетка конфет с портретом поэта. Выпускавшая их фабрика «Альфа» находилась в доме Шамиля, поэтому его называли ещё и «кондитерским замком».

Ради Тукая мусульманки совершили подвиг?

Похороны поэта 4 апреля 1913 году превратились в многотысячную процессию. В знак траура не работали магазины, казанские заводы, фабрики объявили неполный рабочий день. Были отменены занятия в школах, медресе. Учредительница Татарской женской гимназии Фатиха Аитова разрешила своим воспитанницам пойти на похороны Тукая с цветами. Это был очень смелый шаг для того времени, едва ли не подвиг. Ведь по законам шариата женщинам и сейчас не разрешается ходить на кладбище.

Габдулла Мухамедгарифович Тукаев (1886-1913) - выдающийся татарский народный поэт, литературный критик, публицист и переводчик.
Габдулла Тукай родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч. Отец - Мухамедгариф Мухамедгалимов, уроженец деревни Кушлавыч Казанского уезда, Казанской губернии. Дед Мухамедгалим был муллой. Мать - Мэмдудэ, отец которой Зиннатулла сын Зайнельбашира так же, как и Гариф-мулла, учился в Кышкарском медресе. Зиннатулла служил муэдзином Кушлауче, а позже по просьбе жителей деревни Училе пошел к ним муллой.
Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца, он лишился отца, а в возрасте трёх лет стал круглым сиротой. После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Училе. В 1892-1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлауч. Здесь Габдулла начал приобщаться к трудовой крестьянской жизни, испытал её радости и горечи, стал учиться и, как он сам потом писал в своих воспоминаниях, Кырлай открыл ему глаза на жизнь.
В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Будучи взятым туда в семью купца Галиаскара Усманова, где была хозяйкой его тетя по линии отца, он учился в медресе прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещая русский класс и проявляя высокую одарённость в учёбе. Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова . Его первым замечательным поэтическим созданием на чисто татарском языке был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».
После начала революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Уклар» (Стрелы). Тукай сотрудничал в них и выступал с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвовал в прошедших волной по городу демонстрациях.
В начале 1907 года Тукай покинул медресе «Мутыгия» (Тухватуллиных). Началась его «вольная жизнь». Третьеиюньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие стихотворения Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины. Осенью 1907 года Тукай приезжает (по сути, возвращается) в Казань, чтобы посвятить свою деятельность творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») - Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
К 1908 году в творчестве Тукая возник целый цикл замечательных поэтических и очерково-публицистических произведений. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» (1912) пронизаны чувством исторического оптимизма. Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911-1912 гг., написано под впечатлениями посещения им деревень Заказанья - своей малой Родины. В них запечатлена реальная действительность, оцененная с позиции заступника народа.
Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в 1911-1912 гг. он совершил путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приехал в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остался в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встретился с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность в родном краю. Весной 1912 года Тукай решился на более значительное путешествие по маршруту Казань - Уфа - Петербург. В Уфе он встретился с М. Гафури, в Петербурге - с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером.
Прожив в Петербурге 13 дней, 6 (19) мая, Тукай покинул столицу и отправился в Троицк, а затем в казахскую степь - пить кумыс, надеясь этим поправить свое здоровье. В Казань вернулся в начале августа. В столице Тукай работал в удушливой атмосфере типографии и, несмотря на плохое самочувствие, продолжал писать.
2 (15) апреля 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он ушёл из жизни в расцвете своего таланта. «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта»,- писали казанские русскоязычные газеты. Тукаевские традиции стали одним из решающих идейно-эстетических факторов и животворных источников для дальнейшего развития татарской литературы под знаменем реализма и народности.
Габдулла Тукай был похоронен на Татарском кладбище Ново-татарской слободы (Казань).

Габдулла Тукай вошел в историю татарской литературы как великий народный поэт, заложивший основу национальной поэзии и создавший ее классический стиль. Уже при своей жизни он был признан певцом чаяний обездоленных масс. Один из его современников и близких друзей, известный писатель Ф. Амирхан писал: «Даже личные враги Тукая не могли отрицать народного духа, народной гармонии, народной музыки в его стихотворениях, ибо это выглядело бы просто нарочитым упрямством: народ признал его своим, знал его стихи наизусть».

Детские годы

Габдулла появился на свет в Казанской губернии в деревеньке Кушлавыч 8 мая 1886 года (сейчас это Арский район в Республике Татарстан).

Его папе, Мухамедгарифу Мухамедгалимову, на момент рождения сына было уже 43 года, он являлся коренным жителем деревни Кушлавыч, где с 1864 года служил указным муллой.

Мама, Мэмдудэ, вышла замуж за Мухамедгарифа в 13-летнем возрасте, отец был старше матери почти на двадцать лет. На момент рождения мальчика в семье уже подрастали две старшие дочери Саджида и Газиза.

Габдулле было всего пять месяцев, когда скончался его отец. Через два с половиной года мать снова вышла замуж и уехала в другую деревню, оставив трёхлетнего сына на воспитание бедной пожилой женщине. Через некоторое время Мэмдудэ вернулась за малышом и забрала сына с собой. Но, когда Габдулле было четыре года, ушла из жизни и его мама, мальчик остался круглым сиротой. Так началось его горькое скитание «по людям».

Сначала малыша взял на воспитание дедушка по маминой линии Зиннатулла Амиров, проживавший в деревне Училе и служивший там муллой. Но семья и без Габдуллы была многодетной и полуголодной, поэтому спустя несколько месяцев дед отвёз его в Казань.

Там на Сенном базаре для Габдуллы нашлась новая семья. Это были бездетные жители Ново-Татарской Слободы Мухамметвали, глава семьи занимался кустарным производством. В этой семье мальчику было хорошо, его любили, Габдулле даже показалось, что ему наконец-то улыбнулось счастье. Но случилась беда: тяжело заболели его приёмные родители и были вынуждены вернуть малыша деду.

В деревне Училе у дедушки мальчик снова пробыл недолго, Зиннатулла пристроил внука в крестьянскую семью Сагди, которая проживала в соседней деревне Кырлай. Здесь Тукай прожил около трёх лет, с 1892 по 1895 годы. Как писал позднее поэт в своих воспоминаниях, деревня Кырлай открыла ему глаза на жизнь. Ребёнка здесь приобщали к сельскому труду, он не знал нужды, начал обучаться и впервые почувствовал, что такое любить простых людей и родную землю.

Но и тут Тукай не смог оставаться счастливым, горе просто преследовало его. Сначала от различных заболеваний скончались взрослые дочки Сагди. Потом внезапно покалечился хозяин, а его супруга, будучи очень суеверной женщиной, все эти беды связала с проживавшим у них приёмным мальчиком. Вскоре хозяйка родила сына, и отношения с Габдуллой испортились окончательно.

В конце 1895 года Тукая забрала к себе родная сестра его отца Газиза Забирова (Усманова), так Габдулла оказался в купеческой семье в городе Уральске. Здесь мальчик поступил на учёбу в медресе «Мутыгия», при учебном заведении имелся русский класс, Тукай посещал одновременно и его. Во время обучения у Габдуллы проявилась высокая одарённость почти по всем предметам. В медресе его считали самым образованным, сметливым и бойким.

Юность и первые шаги в поэзии

В 1904 году в Уральске начал издаваться рукописный журнал «Аль-Гаср аль-джадид» (в переводе на русский язык означает «Новый век»). В этом журнале были написаны первые литературные произведения Тукая. В это же время он увлёкся стихотворениями Лермонтова и Пушкина, баснями Крылова, которые переводил на татарский язык и предлагал издавать.

Самым значимым поэтическим произведением Тукая из раннего периода стал стих «Что ты спишь, мужичок?» автора Кольцова А. Габдулла полностью сделал его перевод на татарский язык с названием «Сон мужика», и стихотворение было опубликовано в 1905 году.

После того, как прошла революция 1905 года, в Уральске стали появляться печатные издательства:

«Фикер» («Мысль»);
«Уклар» («Стрелы»);
«Аль-гаср аль-джадид» («Новый век»).
Тукай стал с этими газетами и журналами сотрудничать, издавались его стихотворения, публицистические статьи на революционные темы. Также были напечатаны его переводы 77 басен Крылова под называнием «Жемчужины».

Революция отложила отпечаток и на творчество Тукая. По Уральску волнами прокатились демонстрации, Габдулла принимал в них самое активное участие.

Произведения этого периода буквально пронизаны призывом до конца бороться за демократию и честь своей Родины:

В 1907 году Тукай окончил учёбу и начал вольную жизнь поэта.

Творчество

Осенью 1907 года Габдулла уехал в Казань, где сразу же влился в ряды передовой молодёжи, вошёл в литературные круги и начал сотрудничество с издательствами:
журналом «Ялт-юлт» («Зарница»);
газетой «Аль-Ислах» («Реформа»);
журналом «Яшен» («Молния»).
Казань всё-таки была колыбелью татарской культуры. Здесь поэт нашёл свою среду - книжные и газетные издания, театральное общество, люди, схожие с ним самим по духу и мыслям. Он стал своим среди писателей-демократов, познакомился с Ямашевым Х. - первым среди татарских большевиков. В Казани произошёл расцвет его таланта, здесь он полностью состоялся как поэт, общественный деятель и журналист, это было время его славы.

В 1908-1909 годах поэт проехал по своей малой Родине - деревням Заказанья. Под впечатлением от этой поездки он написал много стихов и путевых заметок, лучшие из которых:

«Гнёт»;
«Жизнь»;
«Религия и народ»;
«Националисты»;
«Осенние ветры»;
«Ишан»;
«Чего не хватает сельскому люду?»;
«Сенной базар, или Новый Кисекбаш»;
«Рассказ с печки»;
баллада «Водяная»;
«Возвращение в Казань».

К сожалению, в этот период у Тукая резко стало ухудшаться здоровье. Он испытывал материальные трудности, положение его было бедственным, практически нищенским, поэт прозябал в дешёвых и холодных гостиничных номерах.

Несмотря на плохое самочувствие, он совершил ещё одно грандиозное путешествие, весной 1911 года на пароходе отплыл в Астрахань, поэт познакомился с жизнью Поволжья. А в 1912 году отправился в ещё более далёкий путь - из Уфы в Петербург. Здесь Габдуллу встретили довольно холодно, всего 13 дней он пробыл в Петербурге, оттуда направился в Троицк. А потом уехал в казахские степи, где прожил почти два месяца, в надежде поправить своё самочувствие поэт постоянно употреблял там кумыс.

В августе 1912 года Габдулла приехал в Казань. Чувствовал себя он скверно, тем не менее продолжил трудиться в типографии, где приходилось постоянно дышать свинцовыми испарениями.

Впечатления от путешествий породили новые произведения Тукая, к сожалению, они стали последними:
очерк «Маленькое путешествие»;
«Татарская молодёжь»;
«Дача»;
«Первое моё дело после пробуждения»;
«По случаю юбилея»;
«Надежды народа».

14(26)апреля 1886 года в татарском религиозном семействе родился мальчик, которому дали имя Габдулла. Его отец был муллой - мусульманским священнослужителем. Он умер очень рано, когда Габдулле едва исполнилось полгода. Мать, оставшись одна с малышом на руках, также очень рано ушла из жизни. Детские годы Тукая прошли в родном селе Кушлавыч Казанской Губернии.

Оставшись круглым сиротой в четырехлетнем возрасте, Габдулла начал свое скитание по приемным семьям. Он видел мало внимания и заботы в свой адрес, и рос крайне болезненным и истощенным ребенком, который нередко слышал пожелания смерти в свой адрес. Краткая биография Тукая в детстве была полна лишений и бесконечных мытарств.

Ситуация начала меняться в лучшую сторону, когда он оказался в приемной купеческой семье Усмановых в Уральске. Здесь его отдали учиться в медресе - мусульманскую духовную семинарию. Во время учебы Габдулла показал себя очень способным учеником, который жадно впитывал новые знания.

В медресе способный мальчик стал посещать русский класс, где с большим удовольствием окунулся в мир русской литературы. Особенно привлекала его поэзия Лермонтова и Пушкина , которая в дальнейшем нашла свое отражение в работах Габдуллы.

Произведения русских классиков настолько повлияли на юного Тукая, что в возрасте 16 лет он начал сам писать стихи. Кроме того, он занялся переводом басен Крылова с русского на татарский, стал писать очерки и статьи на острые социальные и революционные темы, занялся общественно-политической деятельностью.

Творческий путь

После окончания медресе в 1905 году у Габдуллы началась новая, самостоятельная жизнь. Вскоре он вернулся в Казань, где решил полностью посвятить себя служению своей родине.

В течение следующих шести лет Тукай активно занимался творчеством: он быстро нашел свою нишу в литературных кругах Казани, и стал пользоваться большой популярностью среди прогрессивной молодежи. Во всех произведениях молодого писателя красной нитью прослеживалась тревога за судьбу своего народа, достоинство, четь, совесть, неподкупность.

Наиболее известные произведения Тукая - « Маленькое путешествие», «Пара лошадей», «Татарская молодежь», «Дача». Не забывал писатель и о самой юной читательской аудитории. Для детей им были написаны сказки «Шурале», «Призыв к труду», «Веселые странички».

Впоследствии творчество Габдуллы Тукая вошло в школьную программу 6 класса в казанских школах.

Главной проблемой перевода произведений татарского поэта на русский язык была неточность их содержания. Со временем все погрешности были исправлены.

Будучи идеалистом и романтиком по натуре, Габдулла мало заботился о своем финансовом положении. Куда больше его интересовало бескорыстное служение народу, общественная и просветительская деятельность. Постоянно живя на грани бедности, Тукай существенно подорвал свое и без того хрупкое здоровье.

Личная жизнь

Габдулла никогда не был женат и не имел детей. Всего себя, без остатка, он посвятил служению татарскому народу.

Смерть

Скончался молодой поэт 2 апреля 1913 года, совсем немного недожив до своего 27-летия. Причиной его кончины стала чахотка, которая подорвала истощенный постоянным голодом организм.