Лев кассиль памятник неизвестному солдату. Кассиль лев - памятник советскому солдату. Лев Кассиль в Покровске (памятные места)

Памятник Советскому солдату-освободителю в Берлине

Трептов парк г. Берлин Германия

Лев Кассиль

Памятник советскому солдату.

Долго шла война.

Начали наши войска наступать по вражеской земле. Фашистам уже дальше и бежать некуда. Засели они в главном немецком городе Берлине.

Ударили наши войска на Берлин. Начался последний бой войны. Как ни отбивались фашисты - не устояли. Стали брать солдаты Советской Армии в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются.

И вдруг увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. А те с перепугу о ней забыли... Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка... «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!..»

Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя.

А скоро и бойцы наши уже подняли красный флаг над самым главным домом немецкой столицы.

Сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир.

И построили теперь в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 5"

г. Донской

Урок памяти

Ко Дню Неизвестного Солдата

по рассказу Льва Кассиля

"Памятник советскому солдату".

Учитель: Романова Надежда Сергеевна

Г. Донской.

2014

Цель:

1. Познакомить с историческими событиями 1941-1945 годов, с памятным местом боевой славы.

2. Развивать способность чувствовать, сопереживать; формировать умение слушать окружающих.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование.

Текст рассказа Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» у каждого учащегося.

Электронная презентация.

Конверты с пословицами для групповой работы.

Ход урока.

Учитель: - Сегодняшний урок мы посветим знаменательной дате 70-летию Победы над фашистской Германией.

Слайд 1.

70 лет назад отгремела самая страшная и разрушительная война в истории человечества - Великая Отечественная. Но мы помним о ней. Сколько бы лет ни исполнилось Великой Победе - десять, двадцать, шестьдесят, сто, - каждый раз мы будем заново осмысливать события героического прошлого, снова будем переживать огромный душевный подъем, вызванный бессмертным подвигом наших солдат, партизан, тружеников тыла, одержавших историческую победу в жестокой битве с фашизмом.

Слайд 2.

Сегодня мы поговорим о подвигах неизвесных солдат.

Ребята, как вы понимаете выражение "неизвестный солдат"? (Ответы учащихся.)

Подготовленный ученик читает стихотворение.

В одном неизвестном городе,
На улице, что без названия,
Жил безымянный герой
Без титулов и без звания.

Вернулся с войны домой
Забытый, бесправный, хромой.
Оставив частицу себя
На поле для воронья.

Слайд 3.

Имя твое неизвестно.

Подвиг твой бессмертен.

Какие дни памяти вам известны?

Слайд 4.

Какие подвиги солдат вам известны?

На уроке вы узнаете еще об одном подвиге советских солдат, о котором рассказал писатель Лев Кассиль. Рассказ называется "Памятник советскому солдату"

Посмотрите на слайд.

Известен ли вам данный памятник? Рассмотрим его подробно. Что вы видите? Какой подвиг мог совершить этот солдат? Сделайте предположения, о чем будет рассказ?

Слайд 5.

Учитель читает рассказ.

Долго шла война. Остановила Советская Армия полчища фашистов и погнала их прочь с нашей земли. За каждую канавку, за каждый кустик, за кочку всякую цеплялись фашисты, чтобы удержаться. Но не устояли перед нашей армией. Побежали туда, куда ноги несут, куда глаза глядят... Только теперь глаза-то их завидущие уже не на восход смотрели, не на страну нашу, а назад - туда, куда солнце закатывается. Двинулась Советская Армия по вражеской земле, стала освобождать соседние страны, захваченные фашистами. Вот уже фашистам и бежать дальше некуда. Засели они в главном немецком городе - Берлине. Ударили наши войска на Берлин. Стали брать в Берлине улицу за улицей, дом за домом. А фашисты всё не сдаются. Как-то раз во время боя за Берлин увидел один наш солдат маленькую немецкую девочку. Видно, отстала от своих. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда. Кругом бой идёт. Из всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт... Видит наш солдат - пропадает девчонка: «Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную!» Бросился солдат через улицу под самые пули, подхватил на руки немецкую девочку, прикрыл её своим плечом от огня и вынес из боя. Скоро сдались фашисты. И война кончилась. Мы победили. Начался мир. И построили в городе Берлине огромный памятник. Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов - фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата. Спас её солдат от гибели, уберёг от фашистов всех на свете детей и грозно смотрит сегодня с высоты, не собираются ли злые враги снова затеять войну и нарушить мир.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

После прочтения задаются вопросы:

Оправдались ли ваши предположения?

Понравился вам рассказ? Чем? (ответы детей)

В каком немецком городе «начался последний бой войны? »

Кто главные герои в рассказе? (солдат и девочка). Какие они?

Как автор описывает последний бой? Потдвердите свой ответ строками из рассказа. (Изо всех окон огонь полыхает, бомбы рвутся, дома рушатся, со всех сторон пули свистят. Вот-вот камнем задавит, осколком пришибёт)

Что случилось с солдатом на улице Берлина? (Увидел один солдат наш, добрая душа, во время боя на улице маленькую немецкую девочку. Осталась бедняга одна-одинёшенька посреди улицы. А деваться ей некуда.)

Что он подумал о ней? («Ах ты, горюха, куда же тебя это занесло, неладную. »)

Какой поступок совершил солдат? (Подхватил на руки, прикрыл своим плечом от огня и вынес из боя девочку)

Почему солдату поставили памятник? (Потому что он совершил подвиг. поступок его был отважным, героическим, бесстрашным, чтобы люди помнили его подвиг) .

Расскажите, как он выглядит? (Высоко над домами, на зелёном холме стоит богатырь из камня - солдат Советской Армии. В одной руке у него тяжёлый меч, которым он сразил врагов-фашистов, а в другой - маленькая девочка. Прижалась она к широкому плечу советского солдата) .

Это было в мае на рассвете,
Нарастал у стен рейхстага бой.
Девочку немецкую заметил
Наш солдат на пыльной мостовой.

У столба, дрожа, она стояла,
В голубых глазах стоял испуг.
А куски свистящего металла
Смерть и муку сеяли вокруг.

Тут он вспомнил, как прощаясь летом,
Он свою дочурку целовал,
Может быть отец девчонки этой
Дочь его родную расстрелял…

Но сейчас, в Берлине, под обстрелом
Полз боец и, телом заслоня,
Девочку в коротком платье белом
Осторожно вынес из огня.

Скольким детям возвратили детство,
Подарили радость и весну
Рядовые армии Советской,
Люди, победившие войну!

И в Берлине в праздничную дату
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках,
Памятник Советскому солдату
С девочкой спасенной на руках.

В чем сходство и различие произведений?(Обсуждение произведений)

Подготовленный ученик читает стихотворение. (Автор неизвестен. стихотворение взято из интернета)

Еще одна ученица читает стихотворение "Разговор у памятника" (автор неизвестен. Стихотворение взято из интернета)

Вот цветы Аленка собирает.

Самый лучший собрала букет
И с вопросом к маме подбегает:

Мама, что такое монумент?
Мать и дочь идут аллеей парка

Вдоль огромных молчаливых плит,
А на них венки пылают жарко:

"Тише, люди, пусть солдат поспит.
Он под пулями прошел немало,

Чтобы вновь земля была в цвету…"
- Надписи… О чем? Прочти мне, мама.

Слушай, дочка, я тебе прочту:
"Мы давно не слышим стонов, криков.

Отгремела страшная война,
Но над нашим подвигом великим

Не имеют власти времена".
Тишина к граниту плит припала.

Солнца луч на каждом лепестке.
- Вот солдат, - Аленка прошептала,

Девочку он держит на руке.
- Мама, эта девочка погибла?

Нет.

А как она спаслась?
- Он упал, прикрыв ее без крика, пуля до нее не добралась.
- Мама, этот дяденька ей папа?
- Нет, он ей не папа и не брат.
За нее он жизнь отдал когда-то. Знаю только то, что он солдат.
Поклонись, Аленка, им обоим, положи к подножию венок.
Не пришел тогда он с поля боя, а для нас он сделал все, что мог

Групповая работа . (Учащиеся делятся на группы по 4 человека. Выдаются конверты с разрезанными на две части пословицами. По три пословицы каждой группе.)

Задание. Собери пословицу и дай ее толкование.

Пословицы

За правое дело сражайся смело.

Родина - Мать, умей за нее постоять.

Где смелость - там и победа.

Честь солдата береги свято.

Нет земли краше, чем Родина наша.

Кто иза Родину горой - тот истинный герой.

Герой никогда не умрет, он вечно в народе живет.

Храбрый тот, кто навстречу страху идет.

Смелый боец в бою молодец.

Тяжело в учении - легко в бою.

Береги землю любимую, как мать родимую.

Мир строит, а войно разрушает.

Сам погибай, а товарища выручай.

Русский боец - всем образец.

Народы нашей страны дружбой сильны.

Ради чего сражались наши солдаты? В каком году закончилась Великая отечественная война?

Рефлексия.

Викторина.

  • В какой стране установлен памятник Советскому солдату с девочкой на руках?
  • В каком немецком городе был установлен памятник Воину-свободителю?
  • Девочку какой страны спас от огня солдат?
  • Что держит солдат в правой руке?
  • Сколько лет спасенной солдатом девочке?

В Лев Кассиль в Покровске (памятные места)

За качество фото сильно не ругайте - снимал старой мыльницей, которая не любит снег и мороз.



Памятник Льву Абрамовичу Кассилю. Установлен рядом со зданием бывшей гимназии и Е.Т.Ш.


"В России мы жили в слободе Покровской (потом город Покровск), на Волге, против Саратова,
на Базарной площади, в первом этаже".


"- А Волга на войне есть? - интересовался Оська.
Для него слово "Волга" обозначало всякую вообще реку".


"Жили в слободе Покровской украинцы-хлеборобы, богатые хуторяне, немцы-колонисты,
лодочники, грузчики, рабочие лесопилок, костемольного завода и немного русских крестьян".


"Однажды мы с Оськой решили, что уже попали в подобное царство небесное.
Соседская горничная Мариша выходила замуж. Она венчалась в Троицкой церкви.
Аннушка взяла нас с собой. В церкви было красиво, как в Швамбрании".


"Покровская мужская гимназия была похожа на все другие мужские гимназии".


"Холодные кафельные полы, мытые мокрыми опилками. Длинный коридор. Классы.
В коридоре - короткий прибой перемен и отлив уроков".


"Уставшее за день от крутого подъема на небо солнце присело отдохнуть на крышу гимназии.
Крыша была мокрая от стаявшего снега, блестящая и скользкая.
Солнце поскользнулось, ожгло окна напротив, плюхнулось в большую лужу
и оттуда радужно подмигнуло веселым гимназистам".


"Стены новой квартиры утратили ледяную чужесть. Комнаты обживались.
Прежний уют был восстановлен на новом адресе. И папа, глядя на люстру, говорил за ужином:
- Революция... (Ося! Доешь морковку: в ней масса витаминов...)
Революция, я говорю, полна жестокой справедливости...
Действительно: кому по праву должна была принадлежать эта квартира?
Толстосуму-купцу или врачу?
Вообще я считаю, что пролетариат и интеллигенция могут найти взаимный подход.
- Боже мой! Кто из нас в душе не коммунист? - говорили тетки.
Через день у нас забрали пианино".


"Посторонние люди входили и выходили через все двери, и все они казались знакомыми и подходящими для знакомства. Мама привыкла к сквознякам. Сквозняк втягивал в окна красные флаги. Дом стал сквозным. Коридор квартиры стал как бы рукавом улицы. Калитки почему-то игнорировались. Чтобы пройти с улицы во двор, люди шагали прямо через квартиру. Над головой беспрерывно во втором этаже стучали ремингтоны. Там был военный отдел. Однажды ночью машинки застучали слишком часто и громко. Утром нам объяснили, что это пробовали новый пулемет".

На всём свете, во всех странах знают Памятник советскому солдату, который стоит в Берлине. И мы тебе, дружок, уже рассказывали о нём.

Да, стоит он в Берлине. Но вот был однажды день, когда показалось всем нам, будто памятник этот сошёл со своего места и появился в Москве на Красной площади. И не один. А сто таких же, как он.

Словно ожили статуи из камня и двинулись в прочном и ладном строю по знаменитой московской площади. Идут богатыри, шагают

твёрдо, нога в ногу. И у каждого на руках по ребятёнку. В точности, как на памятнике.

И узнала их сразу, зашумела, обрадовалась вся Красная площадь.

А собрались тут тысячи и тысячи людей. Это был день великого праздника: Советская страна наша отмечала своё пятидесятилетие. Ровно пятьдесят лет тому назад наш народ освободил свою страну от власти богачей, и стала Родина наша Советской - первым в мире государством трудящихся. И в день праздника вспоминали

люди, сколько тяжёлых, страшных боёв пришлось выдержать нашей армии, которая защитила землю народную от врагов революции в первые годы Советской власти, а через двадцать пять лет победила фашистов.

Устроили на Красной площади парад. Невиданный это был парад! Такого ещё никогда не бывало! Всем парадам парад. Потому что в тот день увидели мы тут словно живые памятки о всех бесстрашных, добрых, боевых делах, подвигах и победах, которыми прославилась наша армия за пятьдесят лет.

Шли по Красной площади моряки, у которых на фуражках- бескозырках было написано золотыми буквами: "Аврора", как пятьдесят лет назад. Так звался знаменитый корабль, который в 1917 году выстрелом своим известил, что началась Великая Октябрьская революция.

И скакали на горячих боевых конях всадники в островерхих шлемах с красными звёздами. Будёновцы! Вот как прозвали их когда-то по имени отважного командира, который вёл в бой против белогвардейцев красную конницу.

И катились по площади пулемётные тачанки, те самые тачанки- ростовчанки, о которых давно уже сложены песни.

Потом прошли по площади грозные "катюши", наводившие страх на фашистов в годы войны.

А после увидели мы памятное всем Знамя Победы. Торжественно пронесли его по площади те самые герои, которые подняли своими руками это знамя над Берлином в 1945 году.

Все, кто стояли на широких ступенях у кремлёвской стены и на местах, отведённых для гостей на другой стороне площади, приветствовали героев, дружно хлопали им, кричали "ура".

Стоял среди гостей один старый человек. Усы седые. На груди- от плеча к плечу - боевые ордена. А на плече внучок сидит. И объяснял дед внуку:

Вон видишь, тачанки идут... И я на такой воевал с пулемётом. Когда будёиовцем был. А вот знамя несут, я его сам своими глазами в Берлине видел, когда мы войну кончали. А там, гляди, сегодняшние командиры идут, которые в военных академиях учатся.

Слушал всё это мальчонка, а потом вдруг как запрыгал на плече у деда, пальцем на площадь показывает и кричит:

Дедушка, смотри! Вон мой папа идёт. Вон он со своими то- варищами-командирами из Академии. Эх, здорово шагает! Я ему сейчас закричу, а то он меня не увидит. Папа! Ура!..

А люди смотрят на них: на внука - весело, на деда - с уважением.

И говорят:

Сын-то у вас бравый, в отца, видно, пошёл. Да и внучок боевой растёт. А по вашим вон наградам, по орденам можно весь путь Армии нашей Советской вспомнить. Вы сами вроде живого памятника!

ВНУКИ БАБУШКИ "КАТЮШИ"

А это что за громадины на параде появились? Будто киты остроносые поплыли. Вот так чудища!

Помнишь, дружок, мы с тобой про "катюшу" говорили? То было первое в нашей армии ракетное оружие. А это сегодняшние внуки "катюши". Только видишь, как они свою бабушку-то переросли! Каждая ракета чуть ли не во всю площадь!

Машут руками им тысячи людей на трибунах, на гостевых местах. Привет ракетчикам!

Засуетились, защёлкали фотоаппаратами, бинокли к глазам приставили военные специалисты из заграничных посольств. Разглядывают, снимают могучие ракеты, которыми теперь наша армия вооружена.

Давно уже есть на свете пушки, из которых снаряды за десятки километров летят. Есть и такие орудия, что выстрелом своим могут врага за облаками достать. Но ни одна самая дальнобойная

пушка в мире не сравнится с этими грозными громадинами-ракетами.

Нет такого места на земле, куда бы не долетела эта ракета. За тысячи километров достанет она врага, как бы он ни прятался, где бы он ни был - на земле или в небе.

Такая же ракета наша первой в мире запустила в небо спутник, который вокруг всей Земли тысячу раз облетел. Такие ракеты вывели чуть ли не под самые звёзды корабли с нашими героями- космонавтами. К дальней планете Венере не раз прилетали советские космические аппараты. А поднимали их в небо и направляли в звёздную даль всё те же могучие ракеты.

Так что уж пусть лучше враги не вздумают испытывать наши силы. Ведь ракеты, которые запускают спутников под звёзды, могут попасть точно в цель не только в небе, но и в любом месте на земле. Так-то вот!..

НИКТО НЕ ЗНАЕТ, НО ПОМНЯТ ВСЕ

Есть в Москве, в саду у кремлёвской стены, могила, возле которой всегда много людей.

Никогда не гаснет над ней посреди гранитной пятиугольной звезды огонь. Всегда горит он - и днём и ночью.

Никогда не увидишь тут увядших цветов. Всегда лежат свежие, недавно принесённые. Бережно уложены букеты и венки..

А убили его враги в одном из боёв за нашу столицу. Уже близко к Москве подошли тогда фашисты. Уже слышно было в городе, как яростно бьют фашистские пушки. Но стойко и бесстрашно защищали Москву наши войска. Да и все жители столицы готовы были встретить врага боем насмерть и не пустить фашистов в Москву.

И не смогли враги пробиться в нашу столицу. Геройски сражались её защитники. Остановили они фашистов возле города, а потом погнали прочь от него.

«История Курской битвы» - Стелла мемориального комплекса. Оборонительный этап (5-12 июля 1943). Периодизация битвы. Курская битва (5 июля – 23 августа 1943г.). Пленные немцы. Э. Манштейн. Наступление немцев должно было начаться 5 июля в 3 часа утра. Медаль «65 лет Курской битве». Операция «Цитадель». Перелом в битве. Значение битвы.

«Уроки Великой Отечественной» - Сталинград сегодня. Г.К. Жуков. Накануне решающих битв. К.К. Рокоссовский. Киев сегодня. Презентация. В.И. Чуйков. Михайловский Златоверхий монастырь. И.С. Конев. Ил-2. Контрнаступление Красной Армии под Сталинградом. «Катюша». Курск сегодня. Як-10. Герб Курска. Тема урока: «Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны».

«Битва на Курской дуге» - Немецкое руководство намеревалось «срезать» Курскую дугу и взять реванш за Сталинград. План урока. Битва на Курской Дуге. В одном из боев А. Покрышкин сбил 9 вра-жеских самолетов. Битва на Курской дуге. История России. Стороны выработали принципы создания Организации Объединенных Наций. Докажите, что коренной перелом в ходе войны состоялся в 1943 г.?

«Сталинградская и курская битвы» - Советские армии, понеся большие потери, отступили. Предшествующие события. Летом 1943 на кубанском участке наступило затишье. Сражение в городе. Лишь 21 января 44-я армия, при поддержке партизан, освободила Ставрополь. Перешедшие в наступление танки сразу столкнулись с серьёзным сопротивлением. В ночь на 11 сентября был высажен второй эшелон десанта.

«Битва за Берлин» - Берлинский гарнизон сложил оружие. Раненые не покидали строя. Берлин останется немецким...". Все стремились вперёд. Так родилась идея ночной атаки с применением прожекторов. Борьба за Берлин шла не на жизнь, а на смерть. Лишь к исходу 17 апреля войска фронта преодолели вторую полосу. 29 апреля начались бои за рейхстаг.

«Итоги Великой Отечественной войны» - Советская делегация. Рокоссовский К.К. Брестская крепость. Причины, цена и значение великой Победы. Потери Красной Армии. Маньчжурская операция. Итоги войны. И.С. Конев. Парад Победы. Волгоград. Конференция глав государств. Москва. Международный трибунал в Нюрнберге. Новороссийск. Акт о безоговорочной капитуляции Японии.