Vbulletin тема творчества поэта. Наиболее поздние произведения. Восхищение творца женскими образами

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина станет наиболее понятна и доступна, если рассмотреть ее на примере стихотворений. Таких как "Пророк", созданном в тысяча восемьсот двадцать шестом, и "Поэт и толпа", созданном спустя два года.

Романтические мотивы в произведениях автора

Уже даже судя по срокам создания понятно, что эти произведения принадлежат к так называемому второму Питерскому периоду Александра Сергеевича после Михайловской ссылки. Его образы вдохновения стали приобретать очертания, присутствующие в пушкинском реализме.

Тем не менее некоторые идеи в его творчестве продолжают развиваться, основываясь на романтизме. А тема творчества в поэзии Пушкина приобретает характер того мира, где может осуществиться высшая степень человеческой независимости. Поэтому романтизм становится очень существенной основой для воплощения многих поэтических замыслов.

Общие черты романтических произведений

В творениях многих романтиков: Жуковского, Батюшкова, Рылеева и близкого товарища Александра Сергеевича Вильгельма Карловича Кюхельбекера, тема поэта и поэзии приобретала возвышенный характер.

Прежде всего, она выходила за рамки обычных представлений, а поэт в творческих сюжетах этих творцов обладал обликом идеальной личности в целом. Которая видит и понимает все окружающее по-своему.

И в этом смысле романтические авторы, естественно, отдалялись от общей массы людей и превращались в очень одиноких и ранимых людей, но в тоже время они были объединены общим дружеским кругом, неким Во многом были близки и даже родственны в некоем духовном плане.

Метафорические образы в стихах "Пророк" и "Поэт и толпа"

Именно поэтому тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина раскрывается при помощи неких метафорических ходов. В одном произведении возникает образ пророка, а в другом - жреца. Конечно, между ними присутствует нечто общее. Прежде всего, оба они являются посредниками между миром Всевышнего и людей.

Речь Бога простому смертному непонятна, так как он говорит недоступно для простого восприятия слуха. Именно поэтому между этими мирами возникают необходимые для общения сюжетные образы.

Их миссия заключается в том, чтобы хоть в какой-то степени сделать слова Всевышнего доступными для простых смертных. Так как до конца понять его, конечно, для человека не является возможным. Слишком низкое духовное развитие у стандартного человека. И в этом отношении во всех пушкинских сюжетах присутствует эффект некоторой туманности и тайны.

Раскрытие сути образных значений

А для того чтобы тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина полностью раскрылась для простого восприятия, необходимо обратить внимание на прямые значения тех метафор, которые использует Александр Сергеевич.

Если брать в пример "Пророка", то важно упомянуть, что в девятнадцатом веке в популярной хрестоматии, в которой печатались лучшие творения российских поэтов, этот стих был издан с примечанием: Исаия.

Александр Сергеевич Пушкин действительно переделывает книгу пророка, как будто говоря тем самым, что в своем творении не стремится создать поэтический образ библейского персонажа. Но тем не менее все преобразования, происходящие с героем этого произведения, очень похожи на те, которые произошли с самим Исаией при встрече с Богом.

Таким образом, если обычный человек видит только небо, то герой Александра Сергеевича начинает наблюдать "ангелов полет". Что-то выходящее за обычные рамки понимания. Он даже наблюдает картину мироздания.

Произведение "Поэт и толпа"

Здесь тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина представлена не в виде какого-то лирического монолога, а как некий драматический сюжет, происходящий в образе диалога между выступающим с одной стороны жрецом, а с другой - непосвященной толпой.

Рисуя этот сюжет, Александр Сергеевич использует другую традицию, свойственную его творчеству. Это употребление античности в произведениях. Здесь образ поэта в творчестве Пушкина предстает как данность. Он даже не пытается объяснить "непросвещенной толпе" всю значимость своего присутствия в этом мире. Считая, что поэзия должна восприниматься как нечто неотъемлемое от мироздания. Так же как музыка или художество.

Наиболее поздние произведения

О том, как формировалась тема поэта в творчестве Пушкина в других, более поздних творениях, можно судить по его произведению "Памятник".

Здесь видно и его отношение к окружающему обществу, и проблемы свободы поэзии. Александр Сергеевич осмысливает свое значение в этом мире, и, конечно, ему хочется верить, что все его творчество не напрасное. А память о нем как о поэте сохранится на долгие годы: "К нему не зарастет народная тропа".

Многообразие идей в произведениях великого гения

Поэзия в творчестве Пушкина отличается огромным разнообразием идейных мотивов. И основное место всегда занимала тематика свободы и равноправия. Она звучит как клич к освобождению простого народа от рабства. Есть этот мотив даже в любовных произведениях, в виде утверждения прав женщин на собственного счастья.

Таким образом, можно сказать, что основные и вечные темы в творчестве Пушкина - это право на самореализацию и присутствие свободного выбора. На такое развитие свободомыслия Александра Сергеевича огромное значение оказали французские просветители восемнадцатого века и Александр Николаевич Радищев.

Символы нравственности в творчестве гения

Еще в самом начале творческого развития Александр Сергеевич высказывает мысль о губительном действии деспотического отношения к людям. В произведении, созданном в тысяча восемьсот пятнадцатом, которое называется "К Лицинию", поэт заявляет: "Свободой Рим возрос, а рабством погублен".

Эту же мысль он развивает впоследствии в своем произведении "Вольность", даже напоминая революционера. В стихе "К Чаадаеву" заметно гражданское взросление автора. Бесконечные грезы о любви и славе сменяются глубокими мыслями о долге перед своим народом, и появляется жажда деятельности.

Затем Александр Сергеевич создает другое произведение, где сюжетная линия свободолюбия обретает новую тематику. Эмоционально критикуя лирический образ уже надеется не на революцию, а на возможные реформы и преобразования: "Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный". Так стала появляться нравственность в творчестве Пушкина.

Олицетворением свободы (как политической, так и духовной) в произведениях Александра Сергеевича становится море. Когда он находится в Михайловской ссылке, он создает элегию "К морю". Она подводит черту под романтическим периодом в произведениях автора.

Назначение творца в обычной жизни

Следует отметить, что свобода для автора имеет огромное значение. В десятой главе "Евгения Онегина", к сожалению, не опубликованной, он рассказывает о своих мечтах про независимую жизнь. для поэта не существует без независимости творчества, а главное назначение, по мнению автора, - исполнять волю Всевышнего. Служить неизменным ценностям, таким как добро, милосердие и свобода.

Философским мыслям Александра Сергеевича о собственной цели в жизни, добрых помыслах и присутствующем в мире зле, даже о возможной смерти, посвящены такие стихи, как "Брожу ли я вдоль улиц шумных", "Элегия", "О нет, мне жизнь не надоела…" и ряд других произведений.

Невзирая на грусть и тревожные ощущения, лирический образ "Элегии" восклицает: "Но не хочу, о други, умирать". Он охвачен стремлением к жизни. Ему вторит образ из стиха "Пора, мой друг, пора!". Он понимает, что жизнь несовершенна, но воспринимает ее такой, как она есть, и даже обретает в ней своеобразный смысл.

Еще одно немаловажное направление в произведениях Александра Сергеевича

Значительное место занимает пейзажная лирика или образ природы в творчестве Пушкина. Для него гармоничное существование невозможно без общения с окружающей природой, без чувства слияния с ней. Она представлена в произведениях Александра Сергеевича очень разнообразной.

Можно найти и полные романтики южные пейзажи, и сюжеты неброской и где-то даже суровой северной природы в таких стихах, как утро", "Осень". Объединяет эти произведения то, что все они наполнены глубоким смыслом и особенным чувством жизни.

Как отмечают специалисты, исследующие вечные темы в творчестве Пушкина, он не навязывает природе своих эмоций и чувств, прекрасно понимая ее равнодушное отношение к человечеству. Его пейзаж по высказываниям Белинского - это восхитительные, полные безмолвного очарования невероятные картины.

Шедевром творчества Александра Сергеевича считается стих "Осень". В этом произведении он размышляет о российской природе, ее нежном очаровании, о деревенском уюте, а также о жизни вообще.

Сравнивая между собой различные времена года, сюжетный герой признается, что больше всего его восхищает осень с "ее красою тихою". Именно это очарование дарит творцу массу творческих сил, он ощущает огромный душевный подъем, и самое главное - его посещает вдохновение. Картины этого времени года более всего напоминают автору о его лицейских годах и близких товарищах.

Тема дружбы в творчестве Пушкина

Мотив этой темы присутствует во многих сюжетных линиях поэта. Такие стихотворения, как "К Чаадаеву", "И.И.Пущину", "К Языкову", "Арион". Все они свидетельствуют о том, что Александр Сергеевич остался навсегда предан всем своим лицейским товарищам. Это неотъемлемое присутствие ощущения дружеского плеча - самая огромная ценность для Александра Сергеевича Пушкина, которая не раз помогала и защищала его в годы одиночества: "Друзья мои, прекрасен наш союз".

Но не только тема дружбы в творчестве Пушкина представлена возвышенно и одухотворяюще. Немалое количество стихов он посвятил и любовным мотивам.

Восхищение творца женскими образами

Александр Сергеевич был величайшим ценителем девичьего очарования. Однако только лишь физическая красота, без присутствия духовных качеств, не смогла бы вызвать у поэта трепетного волнения и стать музой в творчестве. Любовь, пусть даже безответная, по мнению поэта, наполняет жизнь людей особым смыслом и, самое главное, это истинное чувство никогда не бывает эгоистичным.

Лирическое творчество Александра Сергеевича Пушкина навсегда останется образцом русской поэзии. Только оно способно развивать в человечестве понимание чувства изящности и пробуждает во всех поколениях самые лучшие качества.

Стихотворения, посвященные теме поэта и поэзии, - немногочисленны. Одно из первых обращений Ф.И. Тютчева к этой теме вызвано впечатлением от пушкинской оды «Вольность»:

Огнем свободы пламенея
И заглушая звук цепей,
Проснулся в лире дух Алцея -
И рабства пыль слетела с ней.
От лиры искры побежали
И вседробящею струей,
Как пламень божий, ниспадали
На чела бледные царей.

Многое в тютчевском понимании поэзии оказывается близким Пушкину, автору знаменитой «Вольности» (1817): прежде всего утверждение свободы как высшей ценности для поэта, как источника поэзии. Подобно Пушкину, Тютчев стремится установить и литературную преемственность поэта, возводя ее к древнегреческому поэту-тираноборцу Алкею (Алцею). Уподобление поэтических строк пламени - грозящему и очищающему - также роднит двух поэтов. И все же некоторые строки тютчевского стихотворения полемичны по отношению к пушкинским. Выражая свое восхищение гражданской смелостью автора «Вольности», Тютчев тем не менее утверждает и свое понимание роли поэта: его цель не только в том, чтобы независимо и свободно вещать «святые истины», но и в том, чтобы примирять сердца, смягчать их, нравственно преображать людей:

Счастлив, кто гласом твердым, смелым,
Забыв их сан, забыв их трон,
Вещать тиранам закоснелым
Святые истины рожден! <…>
Воспой и силой сладкогласья
Разнежь, растрогай, преврати
Друзей холодных самовластья
В друзей добра и красоты!
Но граждан не смущай покою
И блеска не мрачи венца,
Певец! Под царскою парчою
Своей волшебною струною
Смягчай, а не тревожь сердца!

В своей книге, посвященной Тютчеву, Г.А. Чагин объясняет появление этих строк тем, что юный поэт, видимо, «сам испугался своей смелости, отчего во второй строфе стихотворения его тираноборческий пафос сменился трусливым советом старшему собрату по перу «своей волшебною струною смягчать, а не тревожить сердца» власть держащих» . Но это объяснение вряд ли будет правильным: в раннем стихотворении выразилось убеждение, которое будет характерно и для более поздних стихотворений: Тютчев не принимал радикальных - революционных путей улучшения жизни страны и общества. Эта неизменная позиция объясняет и неприятие декабристского восстания (выразившееся в стихотворении, обращенном к декабристам, - «Вас развратило Самовластье (14 декабря 1825)», 1826, и воспевание поэзии как «елея», источника утешения людей («Поэзия», начало 1850).

Характерно тютчевским (и принципиально значимым для следующего поэтического поколения - символистов) станет понимание поэзии как источника познания мира: поэзия дает «ключ от храма природы» («Весеннее приветствие стихотворцам»). Поэзия осознается как небесный голос, явственный только поэту-избраннику, и потому гениальный поэт-современник Пушкин назван «богов органом живым» (в стихотворении «29 января 1837»).

Важной представляется и другая мысль Тютчева: приобщение поэта к миру природы делает его неподвластным людским законам, но зависимым от тех таинственных сил, которые управляют Вселенной. В стихотворении 1839 г. «Не верь, не верь поэту, дева» поэт - носитель «огня палящего», который он возжигает и в любящем его сердце; и даже венец на голове поэта может обжечь. Мысль о неспособности поэта владеть своими страстями выражает и другое сравнение: поэт, утверждает Тютчев, «всесилен, как стихия». Это уподобление стихии объясняет парадоксальное соединение в поэте чистоты и разрушительной силы: у поэта «чистая рука», но в то же время он «невольно» несет гибель той, кто полюбит его. Характерна и другая метафора: поэт уподобляется пчеле, но источник «меда» его поэзии - любящее сердце: именно вызванное поэтом губительное чувство любви становится источником поэзии:

Его ты сердца не усвоишь
Своей младенческой душой;
Огня палящего не скроешь
Под легкой девственной фатой.

Поэт всесилен, как стихия,
Не властен лишь в себе самом;
Невольно кудри молодые
Он обожжет своим венцом.

Вотще поносит или хвалит
Его бессмысленный народ…
Он не змеею сердце жалит,
Но как пчела его сосет.

Твоей святыни не нарушит
Поэта чистая рука,
Но ненароком жизнь задушит
Иль унесет за облака.

Как уже отмечено исследователями, Тютчев в своих стихотворениях создает образ «романтического поэта с его мечтой о высокой любви и независимым отношением к большому Свету». Поэт одинок в человеческом мире, живя по своим законам. «Одержимый своей мечтой о «неземной» любви и лишь порой «доступный страстям людей», поэт противопоставляет любви к «земным кумирам» - «боготворенье всемогущей красоты» женщины. Но в понятие «всемогущей красоты» для Тютчева входит и «живое слово» - прозвучавшая в речах «земных кумиров» истина, на которую мгновенно откликается, отзывается поэт. Эта мысль прозвучала в стихотворении 1840 г. «Живым сочувствием привета»:

<...>Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям,
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив,
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо боязлив...

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет,
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты, -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен!
Пускай любить он не умеет -
Боготворить умеет он!

Высшее назначение поэзии, как утверждает Тютчев и в позднем своем творчестве, - в примирении людей, в примирении вражды земной («Поэзия», начало 1850), в преображении мира, возвращении ему гармонии. Поэзия, по Тютчеву, - небесная гостья, само воплощение гармонии, того «строя», который Тютчев осмыслял как одну из основ Вселенной, но рождается она среди небесного смятения, среди «пламенного раздора» стихий. Поэтов Тютчев называет «сынами» небесной гостьи:

Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к своим сынам,
С лазурной ясностью во взоре<...>

Мир человеческий исполнен, по Тютчеву, того же «пламенного раздора», он также уподобляется поэтом буйной стихии, но не огню, а воде - «бунтующему морю», гибельному, непредсказуемому, опасному. Назначение поэзии и состоит в том, чтобы внести в эту буйную человеческую стихию благость и примирение, даровать людям утешение:

И на бунтующее море
Льет примирительный елей.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов отоб­ра­же­на ду­хов­ная связь че­ло­ве­ка и при­ро­ды и как эти про­из­ве­де­ния со­от­но­сят­ся с лер­мон­тов­ским стихотворением?


M. Ю. Лермонтов, 1837

Пояснение.

В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании. Лирический герой стихотворения М.Ю. Лермонтова связан с природой незримыми узами, в единстве с природой находит гармонию и покой:

Тогда сми­ря­ет­ся души моей тре­во­га,

Тогда рас­хо­дят­ся мор­щи­ны на челе, -

И сча­стье я могу по­стиг­нуть на земле,

И в не­бе­сах я вижу бога...

Многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами природа у Тютчева. Его лирика проникнута восторгом перед величием и красотой природы:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Стремясь показать зримые и незримые связи человека и природы, Фет создает циклы стихотворений: "Весна", "Лето", "Осень", "Снега" и др. Романтический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счаст-ливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Таким образом, в стихотворениях Лермонтова, Тютчева, Фета тема природы имеет сходное звучание: человек связан с природой духовно, природа живо откликается на внутренне состояние человека, а человек черпает в ней силы и вдохновение.

В чем осо­бен­ность изоб­ра­же­ния чувств че­ло­ве­ка в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать его последователями?


Прочитайте приведенное ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

Ф. И. Тютчев, 1870

Пояснение.

Последователем Тютчева в раскрытии темы любви можно считать и Блока. В стихотворении «О подвигах, о доблестях, о славе…» поэт проповедует: любовь возвышает человека над обыденностью, любовь - всепоглощающая тайна, она может давать силы, может лишать их. Когда приходит момент разлуки, наступает опустошение. Поражает отношение лирического героя к возлюбленной: он почти обожествляет ее («…ты не оглянулась», «…ты не снизошла»). Обожествление можно отметить и в такой детали, как призрачность, почти не существование возлюбленной. Герой, несмотря на расставание, называет свою возлюбленную «милой», «нежной», что говорит о его способности любить жертвенно, полнокровно.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Блок.

Каковы осо­бен­но­сти изоб­ра­же­ния при­ро­ды в ли­ри­ке Ф. И. Тют­че­ва и ли­ри­ка кого из пред­ше­ству­ю­щих и по­сле­ду­ю­щих по­этов близ­ка Тютчеву?


Ф. И. Тютчев, 1857

Пояснение.

Природа у Тютчева многообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами. В картинах природы воплощены раздумья поэта о жизни и смерти, о человечестве и мироздании.

Тютчева особенно привлекают переходные моменты жизни природы. Так, в стихотворении «Есть в осени первоначальной…» он изображает осенний день, напоминающий о недавнем лете:

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит, как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Романтический герой Тютчева обретает способность видеть прекрасную душу природы. Самое счастливое мгновение для него - ощущение полного духовного слияния с природой.

В стихотворении А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом» предметы внешнего мира и чувства лирического героя, как и у Тютчева, соотносятся и находятся в движении. По эмоциональному восприятию любовное чувство сродни весеннему пробуждению природы, их сравнение создаёт представление о сильном переживании - радости, сча¬стье, любви:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало…

…Что душа всё так же счастью

И тебе служить готова…

Последователем Тютчева и Фета был Сергей Есенин. Его стихотворение «Клён ты мой опавший…» посвящено любимой теме поэта - природе, которая для него всегда остается живой и одухотворенной. Автор не только обращается к клену, но и сравнивает себя с ним:

Сам себе казался я таким же клёном…

Таким образом, в творчестве Тютчева, Фета, Есенина есть общие подходы к изображению природы: природа одухотворена, помогает предать внутреннее состояние лирического героя.

В чем осо­бен­но­сти по­э­ти­че­ско­го ре­ше­ния темы любви Фетом и в каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов встре­ча­ют­ся те же особенности?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

А. А. Фет, 1877

Пояснение.

Любовная лирика Фета - самая откровенная страница его поэзии. Сердце поэта открыто, он не щадит его, и этот драматизм его стихов очень надрывный, гнетущий, несмотря на то, что, как правило, кончаются они светло, мажорно.

В стихотворении «Сияла ночь. Луной был полон сад…» встреча возлюбленной с лирическим героем потрясает нотами трагизма, но тем не менее, эта встреча, голос любимой вселяют надежду, желание жить:

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Лирический герой стихотворения Ф.И. Тютчева «Я встретил Вас…» находится под властью поздней любви. Он уже не молод, поэтому нахлынувшее чувство сравнивает с дуновением весны «поздней осенью». Чувство захватило лирического героя целиком, без остатка, он подчеркивает, что жизнь стала какой-то нереальной: «как во сне». Любовь в понимании Тютчева – самое большое потрясение в жизни человека.

Подобные чувства испытывает лирический герой стихотворения А. Толстого «Средь шумного бала, случайно…» В нём поэт попытался передать впечатления от первой встречи с той, которой впоследствии суждено будет стать его супругой. Незнакомка была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. «Лишь очи печально глядели, а голос так дивно звучал», - отмечает поэт. В момент создания стихотворения «Средь шумного бала, случайно…» он идеализирует свою избранницу, отмечая, что она грезится ему и во сне, и наяву.

Именно любовь наполняет смыслом, внутренним горением, заставляет содрогаться человеческое сердце, способствует взлету человеческого разума и одухотворенности всего миропорядка – об этом писали Тютчев, Толстой, Фет.

В чем свое­об­ра­зие ли­ри­че­ско­го героя Лер­мон­то­ва и кого из рус­ских по­этов можно на­звать его твор­че­ским преемником?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1830

Пояснение.

Тема лицемерия и бессердечности людей звучит в «Размышлениях у парадного подъезда» Н.А.Некрасова. Только в отличие от стихотворения Лермонтова тема эта рассматривается под углом политическим: социальное неравенство, заложенное государственным строем России, позволяет процветать жестокости и равнодушию «владельцев роскошных палат» по отношению к крестьянам. Как и лермонтовский нищий, ждущий подаяния у святой обители, мужики Некрасова пришли к парадному подъезду с прошением. И ждала их та же участь. Никто ради них вельможу тревожить не стал. Словно камень в руках нищего, лишивший его надежды, захлопнулась перед «деревенскими русскими людьми» дверь парадного подъезда.

Похожее звучание темы находим и в стихотворении А.Блока «Фабрика». Фабрика - это символ порабощения человека человеком, это адская машина, поглощающая людей:

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Так, в поэзии разных эпох звучит «вечная» тема зла, бессердечия, царящих в мире, крушения надежд и разочарования в людях, которые как самые разумные существа на Земле должны быть иными: милосердными и отзывчивыми.

Каковы ос­нов­ные мо­ти­вы ли­ри­ки М. Ю. Лер­мон­то­ва и каких рус­ских по­этов можно на­звать про­дол­жа­те­ля­ми его традиций?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

М. Ю. Лермонтов, 1831

Пояснение.

Тема жизни и смерти - вечная в литературе - является ведущей и в лирике Лермонтова и своеобразно в ней преломляется. Размышлениями о жизни и смерти, думами о конце человеческой жизни проникнуты многие стихи поэта. Так, в стихотворении «И скучно и грустно…» поэт размышляет о том, что жизнь быстротечна и скоро предстоит перейти в какое-то другое измерение. Лирический герой хоть и говорит об этом с грустью, но без страха: смерть – естественное явление, не надо жалеть о жизни, растраченной впустую:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -

Такая пустая и глупая шутка...

Лирический герой стихотворения Есенина «Мы теперь уходим понемногу» тоже оглядывается перед уходом и смотрит на то, что оставляет в этом мире. Он сожалеет лишь о двух ценностях этого света: о неповторимых красотах природы, которых, увы, нет в той благодатной стране, и о людях, которые живут на земле, обрабатывают ее, делая еще прекраснее (сеют хлеб, «золотящийся во мгле»). У Есенина, как и у Лермонтова, конечность человеческого бытия звучит пессимистично: процесс ухода неотвратим, а жизнь хрупка и коротка. Поступательное движение человека по жизни лишь приближает его к роковому концу.

Подходы Лермонтова к раскрытию темы Родины можно проследить и в творчестве Блока. Родина таинственна и необычайна. Она разная. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Оба автора не только поэтизирует свою Родину, но видят в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.

Тема героя-бунтаря, раскрытая Лермонтовым в стихотворении «Парус», продолжена в творчестве Пастернака. В стихотворении «Гамлет» лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Так и лермонтовский парус рвётся, ищет, рискует быть изорванным ветром, но всё равно стремится вперёд, хотя и не видит, к чему плыть, что ждёт впереди.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит тема ху­дож­ни­ка и эпохи? В чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с «Разговором кни­го­про­дав­ца с поэтом»?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8-В12; СЗ, С4.

Разговор книгопродавца с поэтом

(фрагмент)

Книгопродавец

Итак, любовью утомленный,

Наскуча лепетом молвы,

Заране отказались вы

От вашей лиры вдохновенной.

Теперь, оставя шумный свет,

И муз, и ветреную моду,

Что ж изберёте вы?

Поэт

Книгопродавец

Прекрасно. Вот же вам совет;

Внемлите истине полезной:

Наш век - торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет.

Что слава? - Яркая заплата

На ветхом рубище певца.

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Предвижу ваше возраженье;

Но вас я знаю, господа:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда

Кипит, бурлит воображенье;

Оно застынет, и тогда

Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:

Не продаётся вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

Что ж медлить? уж ко мне заходят

Нетерпеливые чтецы;

Вкруг лавки журналисты бродят,

За ними тощие певцы:

Кто просит пищи для сатиры,

Кто для души, кто для пера;

И признаюсь - от вашей лиры

Предвижу много я добра.

Поэт

Вы совершенно правы Вот вам моя рукопись. Условимся.

А. С. Пушкин, 1824

Пояснение.

Поэт у Не­кра­со­ва на­хо­дит­ся под игом обыденного, он спус­ка­ет­ся с небес на землю, за­хо­дит в подвалы, а по­то­му он во все­услы­ша­ние от­ре­ка­ет­ся от по­э­ти­че­ских ат­ри­бу­тов и от­ка­зы­ва­ет­ся вос­пе­вать «красу долин, небес, и моря, и ласку милой».

Н. А. Не­кра­сов в сти­хо­тво­ре­нии «Блажен не­зло­би­вый поэт...» про­ти­во­по­став­ля­ет два типа поэта ли­те­ра­ту­ры того времени. С одной стороны, - не­зло­би­вый поэт, при­ме­ром ко­то­ро­го для Ни­ко­лая Не­кра­со­ва был Ва­си­лий Жуковский, и поэт мести и печали. Он, об­ли­чи­тель толпы, во­ору­жен сатирой, вме­сто одоб­ре­нья его ждут хулы и гоненья:

Питая не­на­ви­стью грудь,

Уста во­ору­жив сатирой,

Про­хо­дит он тер­ни­стый путь

С своей ка­ра­ю­щею лирой

Через по­э­зию Не­кра­со­ва про­хо­дит образ оратора, трибуна. Его по­э­ти­че­ское «я» - это не со­би­ра­тель­ный образ поэта, это имен­но сам Н. А. Некрасов. Поэт часто оди­нок и на­хо­дит­ся в по­сто­ян­ном кон­флик­те с толпой, ко­то­рая не по­ни­ма­ет и не при­ни­ма­ет его стихов, вы­сме­и­ва­ет поэта. Путь человека, ре­шив­ше­го слу­жить народу, тяжел - он может остать­ся для своих чи­та­те­лей безвестным, его кля­нет толпа, не жа­лу­ют современники, да, этот путь во­ис­ти­ну тернист:

Свой венец тер­но­вый приняла,

Не дрогнув, обес­слав­лен­ная Муза

И под кну­том без звука умерла.

Истинный поэт очень часто не понят обществом, ко­то­ром он хочет по­да­рить свои вдохновение, мысли, стихи. не деньгами, не ти­ра­жа­ми из­ме­ря­ет­ся труд поэта, а со­зна­ни­ем того что он «чувства добрые..лирой пробуждал», но он оста­ет­ся непонятым.

М. Ю. Лер­мон­тов в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк» раз­ви­ва­ет мысли од­но­имен­но­го пуш­кин­ско­го произведения. Если Пуш­кин ос­нов­ное вни­ма­ние со­сре­до­то­чил на том, ка­ки­ми ка­че­ства­ми дол­жен об­ла­дать поэт-пророк и как они му­чи­тель­но даются, то лер­мон­тов­ский герой в на­ча­ле сти­хо­тво­ре­ния уже об­ла­да­ет «всеведеньем», ко­то­рое дает ему право про­воз­гла­шать людям "любви и прав­ды чи­стые ученья". Он хочет про­бу­дить в них стрем­ле­ние к луч­шей жизни, же­ла­ние из­ба­вить­ся от «злобы и порока». Но его гу­ман­ные ис­крен­ние слова не вы­зы­ва­ют от­кли­ка в обществе, по­гряз­шем в грехе и разврате.

В меня все ближ­ние мои

Бросали бе­ше­но каменья.

В своей бла­го­род­ной мис­сии про­ро­ку при­хо­дит­ся тер­петь насмешки, унижения, жестокость, изгнание. Про­рок чув­ству­ет себя сво­бод­ным толь­ко в пре­крас­ном мире природы, пол­ном гармонии, но он вновь воз­вра­ща­ет­ся к людям, ибо не может от­ка­зать­ся от сво­е­го назначения, труд­ной и бла­го­род­ной миссии. Значит, про­рок не по­ко­рил­ся судьбе, не от­ка­зал­ся в угоду «могущественным старцам» от иде­а­лов любви и справедливости. Таким дол­жен быть ис­тин­ный поэт, не от­сту­па­ю­щий перед труд­но­стя­ми и гонениями. Поэт в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Разговор кни­го­про­дав­ца с поэтом» тоже оста­ет­ся непобежденным, по­то­му что:

Не про­да­ет­ся вдохновенье,

но можно ру­ко­пись продать.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов ав­то­ры раз­мыш­ля­ют о пред­на­зна­че­нии поэта и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с приведённым фраг­мен­том «Поэта и Гражданина»?


Поэт и гражданин

(фрагмент)

Гражданин

Нет, ты не Пушкин. Но покуда,

Не видно солнца ниоткуда,

С твоим талантом стыдно спать;

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласку милой воспевать...

Гроза молчит, с волной бездонной

В сияньи спорят небеса,

И ветер ласковый и сонный

Едва колеблет паруса, -

Корабль бежит красиво, стройно,

И сердце путников спокойно,

Как будто вместо корабля

Под ними твёрдая земля.

Но гром ударил; буря стонет,

И снасти рвёт, и мачту клонит, -

Не время в шахматы играть,

Не время песни распевать!

Вот пёс - и тот опасность знает

И бешено на ветер лает:

Ему другого дела нет...

А ты что делал бы, поэт?

Ужель в каюте отдаленной

Ты стал бы лирой вдохновенной

Ленивцев уши услаждать

И бури грохот заглушать?

Пускай ты верен назначенью,

Но легче ль родине твоей,

Где каждый предан поклоненью

Единой личности своей?

Наперечёт сердца благие,

Которым родина свята.

Бог помочь им!.. а остальные?

Их цель мелка, их жизнь пуста.

Одни - стяжатели и воры,

Другие - сладкие певцы,

А третьи... третьи - мудрецы:

Их назначенье - разговоры.

Свою особу оградя,

Они бездействуют, твердя:

«Неисправимо наше племя,

Мы даром гибнуть не хотим,

Мы ждём: авось поможет время,

И горды тем, что не вредим!».

Хитро скрывает ум надменный

Себялюбивые мечты,

Но... брат мой! кто бы ни был ты,

Не верь сей логике презренной!

Страшись их участь разделить,

Богатых словом, делом бедных,

И не иди во стан безвредных,

Когда полезным можешь быть!

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой…

Н. А. Некрасов, 1856

Пояснение.

Тема по­э­ти­че­скоо твор­че­ства зву­чит в сти­хах Пуш­ки­на и Лермонтова, Па­стер­на­ка и Цветаевой, Вы­соц­ко­го и Самойлова. В. Ма­я­ков­ский счи­та­ет поэта «глашатаем», «главарем». Пуш­кин в сти­хо­тво­ре­нии «Пророк» за­яв­ля­ет о мис­сии поэта быть про­вод­ни­ком бо­жьей воли на земле. Рус­ская по­э­ти­че­ская тра­ди­ция со­зда­ла два устой­чи­вых об­ра­за поэта: поэт-пророк и друг-стихотворец. Н. А. Не­кра­сов на­чи­на­ет с по­ле­ми­ки с обо­и­ми об­ра­за­ми и при­хо­дит к сво­е­му трак­то­ва­нию по­э­ти­че­ско­го предназначения. Хандра, вя­лость поэта не со­от­вет­ству­ют эпохе, ис­тин­ный поэт не может су­ще­ство­вать без тес­ной связи с со­бы­ти­я­ми об­ще­ствен­ной жизни.

Монологи Гражданина, об­ра­щен­ные к Поэту, про­ник­ну­ты глу­бо­ким пат­ри­о­ти­че­ским чувством, в них зву­чит при­зыв к борьбе. Как сын не может смот­реть на горе и стра­да­ние матери, так и поэт не может спо­кой­но взи­рать на тя­же­лое по­ло­же­ние родины. И Граж­да­нин про­воз­гла­ша­ет вы­со­кий идеал слу­же­ния отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденье, за любовь...

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним стру­ит­ся кровь...

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 2.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит лю­бов­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны сти­хо­тво­ре­нию А. А. Фета?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания B8-B12; C3, С4.

А. А. Фет, 1850

Пояснение.

Тема любви - одна из из­люб­лен­ных тем рус­ской литературы. Тре­пет­ные об­ра­зы лю­би­мой со­зда­ны А. С. Пушкиным, Ф. И. Тютчевым, А Блоком. Любовь - таинство, не­под­власт­ное разуму, дан­ное свыше. Лю­бовь возвышает, де­ла­ет че­ло­ве­ка чище. Имен­но лю­бовь как та­ин­ство и пре­об­ра­зу­ю­щую силу мы видим в сти­хо­тво­ре­нии А. С. Пушкина «Я помню чуд­ное мгновенье», в сти­хо­тво­ре­нии Блока «Незнакомка». В этом они со­звуч­ны фе­тов­ско­му ««Шёпот, роб­кое дыханье…»

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 26.05.2014. Ос­нов­ная волна. Ва­ри­ант 301.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит тема по­э­ти­че­ско­го твор­че­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем В.А. Кострова?


Пояснение.

Тема твор­че­ства - тра­ди­ци­он­ная тема рус­ской поэзии. К ней об­ра­ща­лись Пуш­кин и Лермонтов, Ма­я­ков­ский и Ахматова, Па­стер­нак и Высоцкий. А. С. Куш­нер счи­та­ет луч­ши­ми ми­ну­та­ми для твор­че­ства ми­ну­ты ду­шев­но­го равновесия, тогда ху­дож­ник правдив, он не под вла­стью раз­дра­же­ния и соб­ствен­ных страстей, по­это­му и на чи­та­те­ля не вы­плес­нет лиш­не­го безумства.

Мотив един­ства жизни и твор­че­ства - один из ве­ду­щих в ли­ри­ке Пастернака. В его зре­лых сти­хах вос­хи­ще­ние кра­со­той «общей лепки мира» со­еди­ня­ет­ся с осо­зна­ни­ем от­вет­ствен­но­сти ху­дож­ни­ка перед жиз­нью и временем. Имен­но твор­че­ство (в том числе и твор­че­ство соб­ствен­ной жизни, о чем - роман «Доктор Живаго») оправ­ды­ва­ет су­ще­ство­ва­ние че­ло­ве­ка на этой земле. Твор­че­ство для Па­стер­на­ка - это спо­соб выйти за грань зем­но­го бытия; вы­рвав­шись из оков про­стран­ства и времени, при­бли­зить­ся к высшему, бо­же­ствен­но­му на­ча­лу в себе.

В этом взгля­ды двух по­этов совпадают.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной лю­бов­ной ли­ри­ки при­сут­ству­ют кар­ти­ны при­ро­ды и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. А. Тарковского?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-16.

Пояснение.

Тема природы красной нитью проходит через творчество А. Фета, Ф.И. Тютчева.

Стихотворение А. Тарковского можно сопоставить со стихами Тютчева, для которого природа также – это отражение внутренней жизни человека, его мыслей и чувств.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездумный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Природа в стихах Тютчева предупреждает об опасности, предсказывает будущее. Примерами стихотворений, в которых нетрудно заметить перекличку со стихотворением Тарковского, могут стать стихи: «Как хорошо ты, о море ночное…», «Как весел грохот летних бурь…» и др.

Источник: ЕГЭ 05.05.2015. Досрочная волна.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит во­ен­ная тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Ю. И. Визбора?


ВОЕННЫЕ ФОТОГРАФИИ

Доводилось нам сниматься

И на снимках улыбаться

Перед старым аппаратом

Под названьем «фотокор»,

Чтобы наши светотени

Сквозь военные метели

В дом родимый долетели

Под родительский надзор.

Так стояли мы с друзьями

В перерывах меж боями.

Сухопутьем и морями

Шли, куда велел приказ.

Встань, фотограф, в серединку

И сними нас всех в обнимку:

Может быть, на этом снимке

Вместе мы в последний раз.

Кто-нибудь потом вглядится

В наши судьбы, в наши лица,

В ту военную страницу,

Что уходит за кормой.

И остались годы эти

В униброме, в бромпортрете,

В фотографиях на память

Для отчизны дорогой.

(Ю. И. Визбор, 1979 )

Пояснение.

Тема Великой Отечественной войны звучит в стихотворениях Высоцкого и Окуджавы. Главной мыслью, объединяющей их стихи со стихотворением Ю. Визбора, становится мысль о необходимости победы над врагом. В этом едином порыве встали все на защиту своей Родины. И десятый батальон из одноимённого стихотворения Окуджавы, и ребята, снимающиеся на фронтовое фото, из стихотворения Визбора будут стоять насмерть. Нетрудно заметить перекличку «Военных фотографий» со стихотворением «До свидания, мальчики». Стихотворения берут за живое, когда представляешь уходящих на фронт мальчишек и девчонок, которым впору любить, работать, жить, а не гибнуть от безжалостных пуль врагов.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях рус­ских по­этов со­здан образ весны и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем В. А. Жуковского?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10-15.

Пояснение.

Природа в стихотворении Жуковского - это воплощение внутреннего мира лирического героя. Подобное же восприятие находим и у Тютчева. Природа в лирике Тютчева жива и неповторима, она имеет свои образы. Весна – время пробуждения, время новой жизни и новых надежд. Этой теме посвящены стихи: «Весенняя гроза», «Весенние воды». Весна всегда чистая и прекрасная, с ней связаны надежды на обновление. «Лёгкий ветерок», сияние облаков, «Птичка, странник поднебесный» - всё это напоминает герою Жуковского о давних мечтах, которые с приходом весны возрождаются, появляется надежда на что-то неведомое, «очарованное». У Тютчева в стихотворении «Весенние воды» очень похожие образы: птицы – «молодой весны гонцы», пробуждающиеся вешние воды.

В каких сти­хо­тво­ре­ни­ях оте­че­ствен­ных ав­то­ров зву­чит тема поэта и по­э­зии и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем Я. П. Полонского?


Пояснение.

Тема поэта и по­э­зии традиционна для рус­ской поэзии. К ней об­ра­ща­лись А. С. Пуш­кин («Пророк», «Памятник»), М. Ю. Лер­мон­тов («Поэт»), Н. А. Не­кра­сов («Поэт и гражданин») и другие.

Быть чут­ким барометром современности, по­слуш­ным эхом об­ще­ствен­ных настроений - так мыс­лил себе По­лон­ский высокое на­зна­че­ние поэта.

Картины со­ци­аль­но­го зла, бед­ность и бес­пра­вие народа, судь­ба человека не могут оста­вить равнодушным на­сто­я­ще­го поэта, по­то­му что он при­зван служить людям. Поэт, по­доб­но нищему старцу, готов по­де­лить­ся самым сокровенным:

И душу делит пополам

С та­ки­ми ж нищими, как сам...

Н. А. Не­кра­сов сравнивал свою Музу с кре­пост­ной крестьянкой, ко­то­рой знаком «бич» хо­зя­ев жизни. Вот по­че­му Некрасов ос­нов­ным назначением поэта счи­та­ет борьбу за осво­бож­де­ние угнетённых.

А. С. Пуш­кин в сти­хо­тво­ре­нии «Памятник» вто­рит в уни­сон Полонскому, что славу поэту сулит его слу­же­ние народу, его стрем­ле­ние пробуждать «чувства добрые» и при­зы­вать «милость к падшим».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов зву­чит пат­ри­о­ти­че­ская тема и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем А. Н. Апухтина?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 8-12, 15, 16

РАССВЕТ

Видали ль вы рассвета час

За ночью тёмной и ненастной?

Давно уж буря пронеслась,

Давно уж смолкнул гул ужасный,

Но всё кругом ещё хранит

Тяжёлый след грозы нестройной,

Всё ждёт чего-то и молчит!..

Всё полно мысли беспокойной.

Но вот у тучи роковой

Вдруг прояснился угол белый;

Вот за далёкою горой

С востока что-то заалело;

Вон там повыше брызнул свет.

Он вновь исчезнет ли за тучей

Иль станет славный и могучий

Среди небес?..

Ответа нет...

Но звук пастушеской свирели

Уж слышен в тишине полей,

И воздух кажется теплей,

И птички ранние запели.

Туманы, сдвинувшись сперва,

Несутся, ветром вдаль гонимы.

Теперь таков наш край родимый,

Теперь Россия такова.

(А. Н. Апухтин, 1858 )

Пояснение.

Для рус­ской поэзии пат­ри­о­ти­че­ская тематика тра­ди­ци­он­но всегда свя­зы­ва­лась с граж­дан­ским пафосом и с вос­хи­ще­ни­ем красотой род­ной природы. Сти­хо­тво­ре­ние Апухтина - пре­жде всего ли­ри­че­ское раздумье о родине. В сти­хо­тво­ре­нии «Рассвет» перед чи­та­те­лем про­но­сят­ся кар­ти­ны ди­на­мич­но ме­ня­ю­щей­ся природы: про­нес­лась буря, вдали «прояснился угол белый», «заалело», «бразнул свет», ко­то­рый тут же может исчезнуть. Так и Россия, быстроменяющаяся, порой непредсказуемая, но, бесспорно, пре­крас­ная и любимая. В этом смысл по­след­них строк стихотворения.

«Рассвет» Апух­ти­на можно со­по­ста­вить со лер­мон­тов­ской «Родиной». В сти­хо­тво­ре­нии «Родина» Лер­мон­тов говорит о любви к рус­ско­му народу и за­яв­ля­ет о своей кров­ной связи с ним, а также о любви к природе. Он вме­сте с на­ро­дом переживает его го­ре­сти и радости, по­это­му его лю­бовь «странная». Между строк можно про­чи­тать обращение к сле­ду­ю­щим поколениям лю­бить Россию такой, какая она есть.

И в сти­хо­тво­ре­нии Тютчева «Умом Рос­сию не понять» зву­чит та же тема. Родина, со всеми её до­сто­ин­ства­ми и недостатками, един­ствен­ная и до­стой­на любви.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских по­этов отоб­ра­же­на кра­со­та лю­бов­но­го чув­ства и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить со сти­хо­тво­ре­ни­ем И. А. Бунина?


Пояснение.

Тема любви за­ни­ма­ет ве­ду­щее место в рус­ской поэзии. Имен­но в лю­бов­ных сти­хах пол­нее рас­кры­ва­ет­ся ха­рак­тер ли­ри­че­ско­го героя поэта, имен­но здесь он почти тож­де­ствен автору. Юно­ше­ству свой­ствен­ны активность, же­ла­ние из­ме­нить весь мир, вера в соб­ствен­ные силы, под­креп­ля­е­мая максимализмом. Имен­но об этом вспо­ми­на­ет ли­ри­че­ский герой сти­хо­тво­ре­ния И. А. Бунина. Когда ты молод и влюблён, «мечты … тол­пят­ся - как стада оленей». Когда ты молод и влюблён, твой сон «блаженный».

В сти­хо­тво­ре­нии «Любить иных - тя­же­лый крест» Па­стер­нак счи­та­ет лю­бов­ное со­сто­я­ние самым ценным, что есть у человека, ибо толь­ко в любви люди про­яв­ля­ют самые луч­шие свои качества. «Любить иных - тя­же­лый крест…» - гимн любви, ее чи­сто­те и красоте, ее не­за­ме­ни­мо­сти и необъяснимости.

Подобное зву­ча­ние при­об­ре­та­ет лю­бовь в сти­хо­тво­ре­нии Пуш­ки­на «Я помню чуд­ное мгновенье». Лю­бовь к жен­щи­не на­столь­ко сильна, что спо­соб­на вос­кре­сить к жизни:

И серд­це бьет­ся в упоенье,

И для него вос­крес­ли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской по­э­зии по­ка­за­но бла­го­твор­ное вли­я­ние при­ро­ды на че­ло­ве­ка и в чём они схожи со сти­хо­тво­ре­ни­ем В. Н. Соколова?


Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–16.

Пояснение.

Стихотворение «Шёл снег...» от­но­сит­ся к фи­ло­соф­ской лирике. Сле­дуя традициям Тют­че­ва и Фета, В.Н. Со­ко­лов показывает еди­не­ние человека и природы. При­ро­да отражается на внут­рен­нем состоянии ли­ри­че­ско­го героя. Снег вос­при­ни­ма­ет­ся как возрождение, нис­по­слан­ное свыше, «Серый день» сме­ня­ет­ся надеждой на сча­стье и верой в «светлую мечту».

В сти­хо­тво­ре­нии Ф.И. Тют­че­ва «Люблю грозу в на­ча­ле мая» ли­ри­че­ский герой чув­ству­ет прилив сил, когда при­ро­да обновляется после ве­сен­не­го дождя:

Люблю грозу в на­ча­ле мая,

Когда весенний, пер­вый гром,

Как бы рез­вя­ся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Благотворно дей­ству­ет природа и на ли­ри­че­ско­го героя сти­хо­тво­ре­ния А. А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом». Взо­шло солнце – просну­лась природа и

…душа всё также счастью

И тебе слу­жить готова…

Таким образом, не­труд­но заметить общ­ность подходов к рас­кры­тию темы еди­не­ния человека и при­ро­ды в сти­хо­тво­ре­ни­ях Тютчева, Фета и Соколова.

Источник: ЕГЭ по ли­те­ра­ту­ре 01.04.2016. До­сроч­ная волна

В каких произведениях русских писателей звучит тема образования и в чём сходство или различие этих произведений со стихотворением Н. А. Некрасова?


ШКОЛЬНИК

– Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок -

Невесёлая дорога…

Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! что за дело?

Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.

Так учиться ты идёшь…

Знаю: батька на сынишку

Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха

Отдала четвертачок,

Что проезжая купчиха

Подарила на чаёк.

Или, может, ты дворовый

Из отпущенных?.. Ну, что ж!

Случай тоже уж не новый -

Не робей, не пропадёшь!

Скоро сам узнаешь в школе,

Как архангельский мужик

По своей и Божьей воле

Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -

Кто-нибудь свезёт в Москву,

Будешь в университете -

Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:

Знай работай да не трусь…

Вот за что тебя глубоко

Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,

Не погиб ещё тот край,

Что выводит из народа

Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,

Сильных любящей душой,

Посреди тупых, холодных

И напыщенных собой!

(Н. А. Некрасов, 1856 )

Пояснение.

В стихотворении Н.А. Некрасова «Школьник» звучит тема образования. Лирический герой стихотворения с гордостью ставит в пример мальчику великого русского учёного Ломоносова. При этом он замечает, что для достижения успеха на поприще получения знаний надо работать и не ничего не бояться. Вера Некрасова в новую, достойную Русь непоколебима, просвещение же должно способствовать обновлению.

У Ломоносова в «Оде на день восшествия…» Просвещенный монарх Петр I развивал «божественны науки», Россия ожидала «полезны видеть их плоды». Продолжать его дело – значит строить новую Россию, и главная роль в этом великом процессе принадлежит, по мнению Ломоносова, молодому поколению, тем, «которых ожидает Отечество от недр своих», кто должен доказать, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать».

О просвещённом монархе Петре I пишет и Пушкин в стихотворении «Стансы», в котором звучит тот же мотив: Самодержавною рукой

Он смело сеял просвещенье,

Не презирал страны родной:

Он знал ее предназначенье...

По мнению Пушкина, Петр - «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник»- был «вечным» работником - в этом его заслуга перед Отечеством.

Таким образом, произведения Некрасова, Ломоносова, Пушкина, в которых раскрывается тема просвещения, образования, глубоко патриотичны. На благо Родины, для славы России нужно думать о просвещении, чтобы двигать страну вперёд. В отличие от Ломоносова и Пушкина, в творчестве Некрасова эта тема преломляется через призму социального неравенства. Поэт понимает, что ради учебы мальчика его родители пожертвовали своими сбережениями, но верит, что за такими детьми будущее России.

Источник: ЕГЭ - 2017. До­сроч­ная волна

Потому что это – жизнь.

Всё приму, что мчится мимо

По дорогам бытия...

Жаль, что ты неповторима,

Жизнь прекрасная моя.

(А. В. Жигулин, 1976 )

Пояснение.

Размышления о смысле жизни – традиционная тема для русской поэзии.

Так, в стихотворении «Вновь я посетил» А.С. Пушкина звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем. Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его, но готов приветствовать тех, кто идёт следом:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст…

Философский подтекст приобретают стихотворения Сергея Есенина, посвященные теме трагических размышлений о конце жизни. Так, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.) – одно из первых в лирике Есенина, в котором прослеживается близость его позиции с пушкинским восприятием движения жизни как «общего закона» бытия («Вновь я посетил…», 1835 г.):


Пояснение.

Тема Родины – одна из центральных тем в творчестве Блока, Есенина, Рубцова, Лермонтова.

Центральный образ стихотворения Блока «Россия» – образ Родины. Он двойственен. С одной стороны, это нищая страна, где «серые избы», «расхлябанные колеи». С другой стороны, это страна огромного внутреннего потенциала, духовных откровений: здесь «невозможное возможно». Примечательно, что Россия предстаёт в стихотворении в образе русской девушки, которая способна пережить и слёзы, и заботы, которая всё преодолеет и станет еще краше:

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты всё та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

Очень похожий образ возникает в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Родина».

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Лермонтов, как и Блок, не только поэтизирует свою Родину, но видит в ней и недостатки: «дрожащие огни печальных деревень», «говор пьяных мужичков». Но ведь когда любишь, часто не можешь дать ответ: за что. Эта необъяснимая связь с Родиной, как кровная связь с матерью.


Словарь

Я ветвь меньшая от ствола России,

Я плоть ее, и до листвы моей

Доходят жилы влажные, стальные,

Льняные, кровяные, костяные,

Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,

И потому бессмертен я, пока...

Течет по жилам - боль моя и благо -

Ключей подземных ледяная влага,

Все эр и эль святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений

И всех смертей, я жил во времена,

Когда народа безымянный гений

Немую плоть предметов и явлений

Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,

От облаков до глубины земной.

Разумной речи научить синицу

И лист единый заронить в криницу,

Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...

(А. Тарковский. 1983 г. )

Пояснение.

Тема поэта и поэзии традиционная для русской литературы. К ней обращались Державин и Пушкин, Некрасов и Цветаева, Маяковский и Пастернак.

Общим подходом к раскрытию темы в русской классической поэзии стала мысль о высоком предназначении поэта, которому дан великий дар, и этот дар поэт должен употребить во благо людей.

Вспомним, стихотворение «Пророк» А.С. Пушкина. «Шестикрылый Серафим» дал поэту жало вместо языка, чтобы тот «глаголом жёг сердца людей».

У Некрасова тема поэтического творчества тесна связана с темой гражданственности. По Некрасову, у поэта нет права проходить мимо несправедливости и унижения, поэт должен проявлять активную гражданскую позицию в борьбе с угнетателями, ведь Муза поэта – «родная сестра» крестьянки, иссечённой в кровь. Потому поэт должен чувствовать всю людскую боль и служить человечеству.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 8–12, 15, 16.

Пояснение.

В стихотворении «Знамя с Куликова» Ю. Кузнецов обращается к историческому прошлому родной земли, продолжает традиции русских поэтов.

Героическим прошлым своей Родины гордился Пушкин. В «Евгении Онегине» поэт восхищается стенами древнего Кремля:

Вот, окружён своей дубравой,

Петровский замок. Мрачно он

Недавнею гордится славой.

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоённый,

Москвы коленопреклонённой

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Сколько гордости и сыновней любви в этих строках! Сколько веры в вели-кое предназначение России!

К истории Куликовской битвы обращается Александр Блок в стихотворении «На поле Куликовом». У Блока, как и у Кузнецова, возникает образ степной кобылицы, которая несется вперед навстречу закату в крови, и остановить ее не под силу уже никому. Не случайно автор в своем стихотворении проводит параллель с Куликовской битвой, словно бы намекая, что теперь Руси вновь придется обороняться.

У Пушкина, у Блока, у Кузнецова нельзя не увидеть главного. У России трудная судьба. Из скольких битв и передряг приходилось ей возрождаться! Но сколько бы лет не прошло, всадник-гонец, уходящий от погони и связывающий разрозненные войска, по-прежнему, как и в былые времена, готов выносить русское знамя из невиданной битвы. Всадник спасал на теле изодранный стяг, «чтоб поздние дети могли латать им великие дали и дыры российской земли». Одно это может искупить многое в кровавой истории Отечества и дать надежду на грядущее.

Новаторство Пушкина проявилось в том, что он сделал эту тему одной из ведущих в своем творчестве - не случайно первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» (1814 г.), одним из последних - «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836 г.). И все-таки необходимо отметить, что в лицейской лирике эта ГДЗ всего лишь намечается - поэт с ней играет; достаточно полно она была отражена в стихотворениях петербургского периода «Вольность» и «Деревня».

В это время ГДЗ поэта и поэзии тесно переплетается с вольнолюбивыми мотивами - особенно ярко это проявляется в «Вольности»; здесь автор декларирует свои цели: Хочу воспеть свободу миру, На тронах поразить порок. То есть в данный период жизни считает основной целью поэта проповедование вольности. Не менее полно эта мысль развивается в более позднем произведении того же периода - стихотворении «Деревня». Здесь автор осознает силу поэтического творчества.

Почто в груди моей горит бесплодный жар И не дан мне судьбой витийства грозный ? Необходимо отметить, что, употребляя слово «дар», Пушкин тем самым подчеркивает избранность стихотворца Богом, его неземное начало, что будет развито в более позднем творчестве. Дальнейшее развитие темы поэта и поэзии - стихотворение 1825 года «19 октября», где, в отличие от бунтарского романтизма лирики 10-х годов, появляются элегические начала, происходят размышления на уровне души; начинают преобладать личные интонации.

Результатом этого ухода в себя можно считать самое яркое, общепризнанное стихотворение данной темы - « ». Именно чтобы подчеркнуть божественное начало настоящего поэта, Пушкин использует в этом произведении возвышенную лексику, библейские образы’. Первым двустишием автор нагнетает мрачную атмосферу, одновременно подчеркивая избранность поэта не от рождения, а за реальные дела; необходимость пройти процесс самоочищения до встречи с ангелом. Серафима же отделяет от будущего пророка то, что засело слишком глубоко, - накипь мирской суеты, предрассудки окружающей жизни - и наделяет его поистине божественной силой «глаголом жечь сердца людей».

Отныне стихотворец становится носителем воли всевышнего - он познал истину и должен проповедовать ее другим… Дальнейшее развитие темы можно проследить, рассмотрев такие произведения, как «Поэт» и «Поэту». Первое, на мой взгляд, является органичным продолжением «Пророка» - здесь звучит призыв поэту не растрачивать свои силы попусту; он не должен преклонять свой дар ни перед кем: будь то или власть, или общественное мнение - ведь действует он по указанию свыше.

Главное - быть творцом и бескомпромиссным в своих оценках, быть уверенным в правильности своего пути и идти по жизни не оборачиваясь ни на кого; ведь народ - не судилище его творчества, высочайшая оценка для поэта - его собственная, он должен испытывать чувство гордости за свое ремесло. Как будет сказано в стихотворении «Элегия», счастье для Пушкина - «мыслить и страдать»; даже не результаты кропотливого труда, а сам процесс создания произведения: Порой опять гармонией упьюсь, Над вымыслом слезами обольюсь. Настоящая награда, по мысли автора, находится внутри самого поэта, в его душе. Реакция окружающих не должна останавливать глашатая «истин вековых» - даже если вокруг никого в настоящий момент не будет, как в стихотворении « », - ведь слава и внешнее одобрение столь же призрачны, сколь мираж или эхо…

Поэт должен проповедовать идеи бога, «жечь сердца людей» своим словом, пусть даже вокруг останется лишь мрачная пустыня. Эта отрешенность стихотворца исчезает в полном жизненной энергии стихотворении «Осень» - здесь поэтическое творчество является неотъемлемой частью жизни, жить для А. С.

Пушкина - значит создавать, а создавать - жить. Именно на этой оптимистической волне появляется корабль с парусами, полными ветра; эта «Громада» и символизирует неутихающую, постоянно бурлящую, полную надежд и разочарований человеческую жизнь, да, пожалуй, и всю Россию. Тут же у поэта появляется вопрос: Куда ж нам плыть? То есть он пока не видит будущего и, полный светлых чувств, силится что-либо разглядеть на горизонте, но ничего не видит…

Позже, в стихотворении 1836 года «(Из Пиндемонти)», Пушкин подтверждает свою верность прежним идеалам юности, сужая все-таки круг адресатов этого произведения: уже не широкой массе, лишь узкому кругу избранных, и в первую очередь самому себе. В этих призывах уже слышен голос опытного, перенесшего многое, но тем не менее не отступившего с прежних позиций человека. Теперь не только поэт, но и любой человек, по мнению Пушкина, должен Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать.

Своеобразный итог жизни Пушкин, вослед Державину, подводит в стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836 г.). Здесь автор перечисляет то, что он смог сделать, будучи поэтом: … я лирой пробуждал …

в наш жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал. То есть отдался не просто поэтическому творчеству, а стал тем самым пророком, о котором сам говорил в середине 20-х годов. Пушкин, на мой взгляд, является первым поэтом, к которому можно применить высказывание «поэт в России больше, чем поэт».

Да, именно он первым вышел из границ области литературной, не забывая о своем призвании. Во многом именно по стопам Пушкина пойдут и , и Лермонтов, который напишет продолжение «Пророку», и многие другие русские литераторы. Пушкин стал тем светом в конце туннеля, на который впоследствии ориентировалась практически вся прогрессивная интеллигенция.

Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина

В творчестве А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин - великий поэт и писатель первой половины 19 века. В его стихах есть то, что должен осмыслить каждый человек. Основной род его творчества - это лирика, главными темами которой являются свободолюбие, любовь и дружба, тема Родины, природы и назначения поэта и поэзии.

Пушкин много думал о роли поэта в поэзии, о назначении слова в литературе, он посвящал этой теме множество стихотворений. Наиболее яркое стихотворение - " ...", которое стало поэтическим завещанием поэта. В нем автор подводит итог творчества и считает своей заслугой то, что в "жестокий век восславил" свободу, то есть боролся против крепостного права и самодержавия за освобождение народа. С одной стороны, можно подумать что поэт много на себя берет, он говорит, что воздвиг себе памятник, но знакомясь с его творчеством, читая его превосходные поэтические шедевры, мы убеждаемся в том, что он имеет на это полное право. Александр Сергеевич не боялся высказывать свои передовые взгляды, мнения, которые были обращены к русскому народу. Поэт считал, что: "не зарастет народная тропа" к его памятнику, что люди будут помнить его замечательные стихи долго, передавая свое восхищение новому поколению. В 1826 году Пушкин создает стихотворение " " - свой манифест, где провозглашает божественную суть искусства, пророческое предназначение творца. Это стихотворение о превращении человека в пророка. Начинается оно не с самого появления "шестикрылого серафима", а с двух строк, которые объясняют к кому явился серафим:

Духовной жаждою томим

В пустыне мрачной я влачился.

В своей лирике А. С. Пушкин обращался ко всем сторонам жизни. Искренний, правдивый, глубокий человек, он заложил основы русской литературы, определив ее жанрово-идейное своеобразие на много лет вперед, явив при этом в образе лирического героя человека, близкого к идеалу, для которого судьба его страны, народа была определяющей чертой его личности.

Язык поэзии для истинного поэта - главное средство самовыражения личности, инструмент познания жизни, "углубленного проникновения в тайны мироздания" и воздействия на общественную жизнь. А. С. Пушкин писал много стихотворений на случай, в альбом, шутливые стихи, эпиграммы, которые хоть и отмечены печатью таланта, задором, брызжущей энергией, упоенностью творчеством, все же ограничены тематически, художественно творческой задачей. Поэт не придавал большого значения этим стихам, хоть они помогали шлифовать стиль, но, рано осознав свое призвание, неоднократно обращался к теме роли, назначения настоящей поэзии в жизни общества. Пробуждение национального самосознания, демократическое преобразование общества, просвещение народа в духе свободолюбия, нравственной чистоты с помощью просто призывов неэффективно. В стихотворении "Деревня" поэт болезненно переживает ограниченность воздействия поэзии на умы и сердца людей, несовершенство своего поэтического языка в эмоциональном воздействии на читателя. Как добиться духовного освобождения народа, раскрыть ему глаза на унижающий человеческое достоинство порядок вещей, где царит вопиющая социальная несправедливость: "барство дикое" и "рабство тощее"? С горечью и надеждой восклицает поэт:

Почто в груди моей горит бесплодный жар

И не дан мне судьбой витийства грозный дар?

Но как бы ни трудна была сверхзадача поэзии, А. С. Пушкин неуклонно стремился достигнуть ее, находя точные изобразительные средства для воплощения духовных идеалов и высокого накала души. Поэта угнетает наличие жандармской цензуры, признающей только официозную литературу, отвергающей все живое, смелое, прогрессивное. В стихотворении "Послание цензору" негативная роль последнего в литературном процессе выражена автором четко и недвусмысленно:

Докучным евнухом ты бродишь между муз;

Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус,

Ни слог певца "Пиров", столь чистый, благородный, -

Ничто не трогает души твоей холодной.

А. С. Пушкин искренне пытался пробудить в народе вольнолюбивые настроения, чувство собственного достоинства, стремление к справедливому социальному переустройству, но тщетно: голос одинокого поэта, "свободы сеятеля пустынного", остается гласом вопиющего в пустыне! Благородная, высокая миссия поэта - служение народу, его духовное, нравственное совершенствование - остается невостребованной, неуслышанной:

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя -

Но потерял я только время,

Благие мысли и труды...

В стихотворении "Пророк" А. С. Пушкин наиболее полно и ярко выразил свои представления о роли поэзии в жизни общества, о высокой, мучительно трудной, самоотверженной и благородной миссии поэта. Автор использует сюжет библейской легенды, в которой посланник Бога серафим очищает избранного из прочих человека от скверны, поразившей мир, дает ему силы вскрывать язвы общества и совершать возмездие, так как сердце народа огрубело настолько, что не воспринимает ни правду и добро, ни критику и насмешку. Пушкин использует в стихотворении только часть библейского сюжета о чудесном превращении человека в пророка. Лирический герой, жаждущий духовного очищения, бредет по жизни как по мрачной пустыне, бессмысленной, бесцельной, не освещенной идеалами, и вдруг в минуту полной растерянности, "на перепутье", появляется целеустремленный, энергичный серафим, и жизнь преобразуется, озаряется светом понимания истины:

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он:

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Осторожные, бережные прикосновения ангела тем не менее производят очень ощутимые превращения: органы восприятия путника приобретают исключительную обостренность, чувствительность, весь мир входит через них в человека.

И все же обостренности восприятия недостаточно, чтобы бредущего в поисках истины путника превратить в пророка. Серафим вырывает у человека "и празднословный и лукавый" грешный язык, заменяя его жалом мудрой змеи. Но и этого оказалось мало: нужно избавиться от сердечной чувствительности, неуверенности, снисходительности, быть твердым и даже жестоким.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Чтобы вести за собой людей, открыть им глаза на несовершенство общественного устройства и личные пороки, необходимо избавиться от жалости и ложного сострадания. Духовное очищение невозможно без страданий, тяжкой работы над собой. Ноша поэта-пророка тяжела вдвойне: сознавая пороки, несовершенство собратьев, сочувствуя людям и любя их, ему необходимо "глаголом жечь" их сердца, не поддаваясь никаким сомнениям.

По стихотворениям:

"Разговор книгопродавца с поэтом", 1824;

"Пророк", 1826;

"Поэт", 1827;

"Чернь", 1828;

"Поэту", 1830;

"Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", 1836.

Альфред Теннисон (англ, поэт)

Пушкин - поэт мирового значения, прекрасно знающий поэзию всех времен и народов, всю свою жизнь посвятивший поэтическому творчеству, написал много стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. В этих стихотворениях поэт ставит и разрешает следующие важнейшие вопросы: в чем сущность самого процесса творчества, какими духовными чертами должен обладать поэт, его отношение к окружающему миру, содержание поэтических произведений, в чем заключается заслуга поэта перед своим народом? Для Пушкина поэзия - искусство, высочайшее проявление творческого духа. Поэтому обязательным условием творческой деятельности была для поэта свобода творчества, независимость личности.

В стихотворении "Поэт" автор дает характеристику творческого акта поэта. Поэзия, по мнению Пушкина, состоит не в том, чтобы в стихах пересказать свои обычные чувства и мысли. Поэт в жизни может ничем не отличаться от обыкновенных людей. Это потому, что не проявляются его особые свойства как поэта, его "душа" спит, и "молчит его святая лира". Когда же к нему приходит вдохновенье, когда он слышит зов бога поэзии Аполлона, то совершенно меняется: проявляются его высокие поэтические, человеческие качества - мудрость, проницательность, глубина чувств, благородство.

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется.

Поэт ищет одиночества, общения с природой, чтобы верно и сильно выразить в поэтических словах высокое содержание пробудившейся души.