Какие существуют виды ощущений? Ощущение — это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств

Ощущением называется тот простейший психический процесс, который возникает в результате воздействия на органы чувств предметов или явлений материального мира и заключается в отражении отдельных свойств этих предметов или явлений.

При помощи ощущений мы узнаём свойства окружающих нас вещей: их твёрдость или мягкость, шероховатость или гладкость, их тяжесть, температуру, запах и вкус, цвета этих вещей, звуки, которые они издают. Кроме того, ощущения дают нам сведения об изменениях в нашем собственном теле: мы ощущаем движение и положение отдельных частей нашего тела, нарушения в работе внутренних органов и т. д.

Ощущения, будучи отражением свойств внешнего мира, дают материал для других, более сложных познавательных процессов: восприятий, представлений, воспоминаний, процессов мышления. «Иначе, как через ощущения,- писал Ленин,- мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем».

Материальные вещи и процессы, которые оказывают воздействие на органы чувств, называются раздражителями, а самый процесс этого воздействия - раздражением. Тот процесс, который в результате раздражения возникает в нервной ткани, называется возбуждением. Когда возбуждение по центростремительным нервам приходит в кору больших полушарий, возникает ощущение.

Весь анатомо-физиологический аппарат, необходимый для получения ощущения, И. П. Павлов предложил называть анализатором. Всякий анализатор состоит из трёх частей: органа чувств (рецептора), центростремительных нервов и соответственных участков мозга. Если разрушается любая из частей анализатора, возникновение соответствующих ощущений становится невозможным. Так, например, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при перерезке зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры.

Необходимо обратить внимание на то, что термин «органы чувств» имеет условное значение. Он получил распространение в те времена, когда в науке ещё не было проведено ясного различия между ощущениями и чувствами. Теперь, как мы знаем, словом «чувство» обозначается особый психический процесс, существенно отличный от ощущений. Правильнее было бы поэтому называть рецепторы не органами чувств, а органами ощущений.

В таком же условном смысле слово «чувство» употребляется в выражениях: «чувство зрения», «чувство вкуса», «вибрационное чувство» и т. п., обозначающих способность иметь ощущения зрительные, вкусовые, вибрационные и т. д. Встречаясь с такими обозначениями, нужно помнить, что они относятся не к «чувствам» в настоящем смысле этого слова, а к ощущениям.

В больших полушариях представлены центральные концы анализаторов, осуществляющих различение внешних воздействий и внутренних состояний организма. «В высшем этаже центральной нервной системы, - отмечает И. П. Павлов, - мы имеем концы тончайших и бесконечно разнообразных анализаторов». Мозговой конец зрительного анализатора расположен главным образом в затылочной доле коры, слухового анализатора - главным образом в височной доле.


Виды ощущений

Все ощущения можно разделить на две группы:

1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.

2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и состояние наших внутренних органов. Органы этих ощущений расположены в глубине тканей (например, мышц) или на поверхности внутренних органов (например, в стенках желудка, дыхательных путей).

К первой группе относятся ощущения зрительные, ховые, обонятельные, вкусовые и кожные.

1. Зрительные ощущения.

Раздражителем для органа зрения является свет, т. е. электромагнитные волны, имеющие длину от 390 до 800 миллимикронов (миллимикрон - миллионная часть миллиметра).

Всё, что мы видим, имеет какой-либо цвет. Бесцветным может быть только предмет совершенно прозрачный и, значит, невидимый. Поэтому мы можем сказать, что зрительные ощущения - это ощущения цветов.

Все цвета делятся на две большие группы: цвета ахроматические и цвета хроматические. К ахроматическим цветам относятся белый, чёрный и все серые, к хроматическим - все остальные, т. е. красные, жёлтые, зелёные, синие со всевозможными оттенками.

2. Слуховые ощущения.

Раздражителем для органа слуха являются звуковые волны, т. е. продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука.

В звуковых волнах различают: частоту колебаний, амплитуду, или размах, колебаний и форму колебаний. Соответственно этому слуховые ощущения имеют следующие три стороны: высоту звука, которая является отражением частоты колебаний, громкость - отражение амплитуды колебаний, и тембр - отражение формы колебаний. Наш орган слуха чувствителен к колебаниям в пределах от 16 колебаний в секунду до 20 000 колебаний в секунду. Колебания с частотой больше 20 000 колебаний в секунду, недоступные для нашего слуха, называются ультразвуком.

Звуки по характеру вызываемых ими ощущений разделяются на музыкальные звуки (звуки пения, музыкальных инструментов, камертонов) и шумы (всевозможные скрипы, шорохи, стуки, треск, грохот и т. п.). Речь состоит как из музыкальных звуков (главным образом в гласных), так и из шумов (главным образом в согласных) .

3. Обонятельные ощущения.

Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой полости. Раздражителем для органа обоняния служат частицы пахучих веществ, проникающие в нос вместе с воздухом.

4. Вкусовые ощущения.

Раздражителями для органа вкуса - вкусовых почек - служат растворённые (в воде или слюне) вкусовые вещества.

Вкусовые ощущения имеют четыре различных качества: сладкое, кислое, солёное и горькое. Разнообразие вкусов различных кушаний в значительной мере зависит от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных, Если совершенно исключить обоняние, вкус чая, кофе и хинина в соответствующих растворах становится одинаковым.

5. Кожные ощущения.

Кожа, а также слизистая оболочка рта и носа могут давать ощущения четырёх видов: а) ощущения прикосновения, или тактильные ощущения, б) ощущения холода, в) ощущения тепла и г) ощущения боли. Одни точки кожи дают только тактильные ощущения (точки прикосновения), другие - только ощущения холода (точки холода), третьи - только ощущения тепла (точки тепла), четвёртые - только ощущения боли (точки боли). Легко простым опытом убедиться в существовании точек холода. Для этого нужно кончиком карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам; время от времени будет получаться мгновенное ощущение холода.

Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих четырёх видов ощущений различна. Чувствительность к прикосновению больше всего на кончике языка и на кончиках пальцев, т. е. на самых подвижных органах; спина же например, очень мало чувствительна к прикосновению. Совсем иначе распределяется болевая чувствительность: наиболее чувствительна к боли кожа спины, щёк, а наименее чувствительна кожа на кончиках пальцев и на ладони. Таким образом, те участки кожи, которыми мы больше всего пользуемся для ощупывания, наименее болезненны; они сильнее всего «закалены» против боли. Что касается ощущений тепла и холода, то наиболее чувствительны к ним те части кожи, которые обычно прикрыты одеждой: кожа поясницы, живота, груди.

Ко второй группе относятся двигательные ощущения, ощущения равновесия и органические ощущения.

1. Двигательные ощущения.

Рецепторы их находятся в мышцах, сухожилиях и на суставных поверхностях. Двигательные ощущения доставляют сигналы о степени сокращения мышц и о положении наших членов, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом или луче-запястном суставе.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, получающихся при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука со всеми её кожными, мышечными и суставными рецепторами. Рука как орган осязания впервые появляется у обезьян, но полного развития достигает лишь у человека, став у него орудием труда.

Кожные ощущения сами по себе сигнализируют только о факте прикосновения предмета к телу и о месте этого прикосновения. Когда муха садится нам на лоб, мы легко замечаем это, но так же легко можем быть введены в заблуждение и принять за муху прикосновение соломинкой, кисточкой, травинкой или бумажкой. Чтобы точнее определить свойства прикасающегося к коже предмета, его твёрдость, мягкость, шероховатость, гладкость, форму, очертания и т. д., нужно его ощупать. Например, ощущения твёрдости и мягкости зависят главным образом от того, какое сопротивление оказывает тело при давлении на него; поэтому нельзя определить степень твёрдости или мягкости предметов без участия двигательных ощущений.

2. Ощущения равновесия.

Рецепторы их находятся во внутреннем ухе и дают сигналы о движении и положении головы. Эти ощущения играют чрезвычайно большую роль в лётном деле; поэтому при определении пригодности к работе лётчика всегда испытывается деятельность этих органов.

3. Органические ощущения.

Рецепторы их находятся в стенках большинства внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника, кровеносных сосудов, лёгких и т. д. К числу органических относятся ощущения, которые мы имеем при голоде, жажде, насыщении, тошноте, внутренних болях и т. п. Пока мы вполне здоровы, сыты, вообще когда работа внутренних органов происходит нормально, мы не замечаем почти никаких органических ощущений; они главным образом дают сигналы о нарушениях в работе внутренних органов. Исследования павловской школы, прежде всего работы К. М. Быкова, показали, что импульсы, направленные в кору от внутренних органов, не осознаваясь отчётливо, лежат в основе общего «самочувствия» человека. Внутренние анализаторы контролируют, проверяют химический состав и давление крови, состояние органов и их работу; при этом они могут вступать во временную связь с анализаторами, приносящими сведения о внешних предметах.

5.1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ

Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на соответствующие рецепторы.

Рецепторы – это чувствительные нервные образования, которые воспринимают воздействие внешней или внутренней среды и кодируют его в виде набора электрических сигналов. Последние затем поступают в мозг, который их расшифровывает. Этот процесс сопровождается возникновением простейших психических явлений – ощущений. Психофизика ощущений показана на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Психофизический механизм формирования ощущений

Часть рецепторов человека объединена в более сложные образования – органы чувств.

У человека есть орган зрения – глаз, орган слуха – ухо, орган равновесия – вестибулярный аппарат, орган обоняния – нос, орган вкуса – язык. В то же время некоторые рецепторы не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувствительности. 2

Тактильную чувствительность обеспечивают рецепторы прикосновения и давления.

[Закрыть]

Большое количество рецепторов находится внутри тела: рецепторы давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, чувствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возникновение чувства голода. Рецепторы и органы чувств – это единственные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.

«Мы постоянно ощущаем новые миры, наше тело и разум все время улавливают внешние и внутренние изменения. Сама наша жизнь зависит от того, насколько успешно мы ощущаем мир, в котором движемся, и насколько точно эти ощущения руководят нашими движениями. При помощи ощущений мы избегаем угрожающих раздражителей – крайней жары, вида, звука или запаха хищника – и стремимся к комфорту и благополучию». 3

Блум Ф, Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1998. – С. 138.

[Закрыть]

Все рецепторы можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные), и контактные (вкусовые, тактильные, болевые), которые могут воспринимать раздражение при непосредственном контакте с ними.

Плотность потока информации, поступающей через рецепторы, имеет свои оптимальные границы. При усилении этого потока возникает информационная перегрузка (например, у авиадиспетчеров, биржевых брокеров, руководителей крупных предприятий), а при его снижении – сенсорная изоляция (например, у подводников и космонавтов).

^ 5.2. АНАЛИЗАТОР – МАТЕРИАЛЬНАЯ ОСНОВА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов человека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием сигналов, их трансформацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку. И. П. Павлов считал, что анализатор состоит из трех элементов: органа чувств, проводящего пути и коркового отдела. Согласно современным представлениям в состав анализатора входит как минимум пять отделов:

1) рецепторный;

2) проводниковый;

3) блок настройки;

4) блок фильтрации;

5) блок анализа.

Так как проводниковый отдел, по сути, представляет собой всего лишь «электрический кабель», проводящий электрические импульсы, наиболее важную роль выполняют четыре отдела анализатора (рис. 5.2). Система обратной связи позволяет вносить корректировку в работу рецепторного отдела при изменении внешних условий (например, тонкую настройку анализатора при разной силе воздействия).

Рис. 5.2. Схема строения анализатора

Если в качестве примера взять зрительный анализатор человека, через который поступает большая часть информации, то эти пять отделов представлены конкретными нервными центрами (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Структурно-функциональные характеристики составных элементов зрительного анализатора

Помимо зрительного анализатора, с помощью которого человек получает значительную долю информации об окружающем мире, для составления целостной картины мира важны и иные анализаторы, воспринимающие химические, механические, температурные и иные изменения внешней и внутренней среды (рис. 5.3).

Рис. 5.3. Основные анализаторы человека

При этом контактные и дистантные воздействия анализируются различными анализаторами. Так, у человека существуют дистантный химический анализатор (обонятельный) и контактный (вкусовой), дистантный механический анализатор (слуховой) и контактный (тактильный).

^ 5.2.1. Схема строения слухового анализатора

Слуховой анализатор человека располагается в толще височной кости и на самом деле включает в себя два анализатора: слуховой и вестибулярный. Оба они работают по одному принципу (регистрируют колебания жидкости в перепончатых каналах при помощи чувствительных волосковых клеток), но позволяют получать разные виды информации.

Один – о колебаниях воздуха, а второй – о движении собственного тела в пространстве (рис. 5.4).

Рис. 5.4. Схема строения внутреннего уха – главного отдела рецепторной части слухового анализатора

Работа собственно слухового анализатора является хорошей иллюстрацией к феномену перехода физических явлений к психическим через стадию физиологических процессов (рис. 5.5).

Рис. 5.5. Схема возникновения слуховых ощущений

На входе слухового анализатора мы имеем чисто физический факт – колебание воздуха определенной частоты, затем в клетках кортиевого органа мы можем зарегистрировать физиологический процесс (возникновение рецепторного потенциала и формирование потенциала действия), и, наконец, на уровне височной коры возникают такие психические явления, как звуковые ощущения.

^ 5.3. ПОРОГИ ОЩУЩЕНИЙ

В психологии существует несколько понятий порога чувствительности (рис. 5.6).

Рис. 5.6. Пороги ощущений

Нижний абсолютный порог чувствительности определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощущение.

Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительностью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зрительный порог составляет всего 2–4 кванта света, а обонятельный равен 6 молекулам пахучего вещества.

Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощущений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако могут проникать в подсознание, определяя поведение человека, а также составляя основу его сновидений, интуиции, неосознанных влечений. Исследования психологов показывают, что подсознание человека может реагировать на очень слабые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.

^ Верхний абсолютный порог чувствительности меняет сам характер ощущений (чаще всего – на болевой). Например, при постепенном увеличении температуры воды человек начинает воспринимать не тепло, а уже боль. То же самое происходит при сильном звуке или давлении на кожу.

^ Относительным порогом (порог различения) называют минимальное изменение интенсивности раздражителя, вызывающее изменения в ощущениях. Согласно закону Бугера – Вебера относительный порог ощущений является постоянным, если измерять его в процентах от исходной величины раздражения.

^ Закон Бугера – Вебера : «Порог различения по каждому анализатору имеет постоянную относительную величину: ДI / I = const, где I – сила раздражителя».

Константы Вебера для разных органов чувств составляют: 2 % для зрительного анализатора, 10 % для слухового (по интенсивности) и 20 % для вкусового анализатора. Это означает, что человек может заметить изменение освещенности порядка 2 %, в то время как для изменения слуховых ощущений требуется изменение силы звука на 10 %.

Закон Вебера – Фехнера определяет, как меняется интенсивность ощущений при изменении интенсивности раздражения. Он показывает, что эта зависимость носит не линейный, а логарифмический характер.

^ Закон Вебера – Фехнера: «Интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражения: S = K · lgI + C, где S – интенсивность ощущения; I – сила раздражителя; K и C – константы».

^ 5.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ

В зависимости от источника раздражений, действующих на рецепторы, ощущения подразделяются на три группы. Каждая из этих групп, в свою очередь, состоит из различных специфических ощущений (рис. 5.7).

1. ^ Экстерорецептивные ощущения отражают свойства предметов и явлений внешней среды («пять чувств»). К ним относят зрительные, слуховые, вкусовые, температурные и тактильные ощущения. На самом деле рецепторов, которые обеспечивают эти ощущения, больше пяти, 4

Прикосновения, давления, холода, тепла, боли, звука, запаха, вкуса (сладкого, соленого, горького и кислого), черно-белого и цветного изображения, прямолинейного и вращательного движения и т. д.

[Закрыть] и так называемое «шестое чувство» здесь ни при чем.

Рис. 5.7. Разновидности ощущений человека

Например, зрительные ощущения возникают при возбуждении палочек («сумеречное, черно-белое зрение») и колбочек («дневное, цветовое зрение»).

Температурные ощущения у человека возникают при раздельном возбуждении рецепторов холода и тепла. Тактильные ощущения отражают воздействие на поверхность тела, и они возникают при возбуждении или чувствительных рецепторов прикосновения в верхнем слое кожи, или при более сильном воздействии на рецепторы давления в глубоких слоях кожи.

2. Интерорецептивные ощущения отражают состояние внутренних органов. К ним относят ощущения боли, голода, жажды, тошноты, удушья и др. Болевые ощущения сигнализируют о повреждениях и раздражениях органов человека, являются своеобразным проявлением защитных функций организма. Интенсивность болевых ощущений бывает различной, достигая в отдельных случаях большой силы, что может даже привести к возникновению шокового состояния.

^ 3. Проприоцептивные ощущения (мышечно-двигательные). Это ощущения, отражающие положение и движения нашего тела. С помощью мышечно-двигательных ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц, состоянии суставов и связок и т. п. Мышечно-двигательные ощущения носят сложный характер. Одновременное раздражение различных по своему качеству рецепторов дает своеобразные по качеству ощущения:

♦ раздражения рецепторных окончаний в мышцах создают ощущение мышечного тонуса при выполнении движения;

♦ ощущения мышечного напряжения и усилия связаны с раздражением нервных окончаний сухожилий;

♦ раздражение рецепторов суставных поверхностей дает ощущение направления, формы и быстроты движений.

^ 5.5. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

Ощущениям присущи определенные свойства:

♦ адаптация;

♦ контраст;

♦ пороги ощущений;

♦ сенсибилизация;

♦ последовательные образы.

Проявления этих свойств описаны в табл. 5.2.

Таблица 5.2. Свойства ощущений

^ ГЛАВА 6. ВОСПРИЯТИЕ

6.1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВОСПРИЯТИИ

6.1.1. Восприятие и ощущения

Если в результате ощущения человек получает знания об отдельных свойствах, качествах предмета (холодное, шероховатое, зеленое), то восприятие дает целостный образ предмета.

Для иллюстрации принципиального отличия процесса восприятия от ощущения можно вспомнить притчу о трех слепых, которые гуляли по зоопарку и по одному подходили к вольеру со слоном. Когда их спросили потом, что такое слон, то один сказал, что он похож на толстую веревку, другой – что слон напоминает лист лопуха: он плоский и шершавый, а третий сказал, что слон напоминает высокую и мощную колонну. Такое разнообразие описаний одного и того же животного заключалось в том, что один слепец взял слона за хвост, другой потрогал за ухо, а третий – обнял ногу. Соответственно, они получили разные ощущения, и никто из них не смог построить целостное восприятие объекта.

Восприятие – целостное отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие – всегда совокупность ощущений, а ощущение – составная часть восприятия. Однако восприятие – не простая сумма ощущений, получаемых от того или иного предмета, а качественно и количественно новая ступень чувственного познания (рис. 6.1).

^ Физиологической основой восприятия является согласованная деятельность нескольких анализаторов, протекающая при участии ассоциативных отделов коры головного мозга и центров речи.

В процессе восприятия формируются перцептивные образы, с которыми в дальнейшем оперируют внимание, память и мышление. Образ представляет собой субъективную форму объекта; он является порождением внутреннего мира данного человека.

Рис. 6.1. Схема формирования психических образов при восприятии

Например, восприятие яблока складывается из зрительного ощущения зеленого круга, тактильного ощущения гладкой, твердой и прохладной поверхности и обонятельного ощущения характерного яблочного запаха.

Складываясь вместе, эти три ощущения дают нам возможность восприятия целого предмета – яблока.

Восприятие следует отличать от представлений, то есть мысленного создания образов предметов и явлений, когда-то воздействовавших на организм, но отсутствующих в данный момент.

В процессе формирования образа на него воздействуют установки, интересы, потребности и мотивы личности. Так, образ, возникающий при виде одной и той же собаки, будет различным у случайного прохожего, собаковода-любителя и человека, которого недавно покусала какая-то собака. Их восприятия будут различаться полнотой и эмоциональностью. Огромную роль в восприятии играет желание человека воспринимать тот или иной предмет, активность его восприятия.

^ 6.1.2. Свойства перцептивных образов

К основным свойствам перцептивных образов относят предметность, целостность, константность.

Предметность понимается как воспроизводимость в перцептивном образе его свойств как свойств самого объекта (образ камня как бы воспроизводит в сознании человека его тяжесть, твердость, гладкость и т. д.).

Свойство целостности перцептивного образа обнаруживается в ряде феноменов. Например, когда неполнота, выпадение или искажение каких-либо деталей изображения объекта не мешают его узнаванию, или когда мы группируем разрозненные детали так, что они образуют осмысленное целое.

Константностью восприятия называется относительное постоянство свойств воспринимаемых объектов и ситуаций при существенном изменении условий восприятия таким образом, что изменение его фоновых характеристик не влияет на параметры признака воспринимаемой фигуры. Одним из исследователей, анализировавшим проблему константности, был Г. Гельмгольц. С его точки зрения, константность восприятия является результатом бессознательных умозаключений. Так, факты константности восприятия цвета он объяснял тем, что, видя одни и те же объекты при разном освещении, мы формируем представление о том, как этот предмет будет выглядеть при белом свете.

При изучении феноменов восприятия встает проблема врожденного и приобретенного компонентов в восприятии. Исследования показывают, что некоторые аспекты восприятия носят врожденный характер (восприятие движения и некоторые аспекты восприятия пространства). Врожденная способность к восприятию пространства обеспечивает постоянство воспринимаемых предметов независимо от их перемещений в пространстве, изменений освещения и перемещений человека.

В то же время восприятие значительно зависит от обратной связи и может быть модифицировано в соответствии с индивидуальным опытом, научением и социальными факторами (культурой, образованием и т. д.). Например, в эксперименте с устройством, имитирующем крутой обрыв, было показано, что восприятие пространства, в частности «боязнь высоты», – не врожденное чувство. Младенцы начинали воспринимать резкий перепад высот только через неделю после того, как начинали ползать. 5

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М.: Мир, 1998. – С. 138.

[Закрыть]

В других экспериментах людям давали носить специальные очки, переворачивающие изображение вверх ногами. Оказывается, что через несколько дней мозг вносил поправку в данный дефект и вторично переворачивал изображение, так что со временем человек начинал видеть окружающий мир в нормальном, не перевернутом виде.

Все это показывает, что восприятие человека – это сложный синтез врожденных и приобретенных психофизиологических механизмов.

^ 6.2. ВИДЫ ВОСПРИЯТИЯ

Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.

Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).

Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи

Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.

Таблица 6.1. Восприятие пространства

В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства – иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной – рис. 6.3).

Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта

Восприятие движения – это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).

Таблица 6.2. Восприятие движения

При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду. В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.

^ Восприятие времени – наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен – период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» – фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени. В понятие «восприятие времени» включаются такие виды восприятия, как восприятие длительности явлений, восприятие последовательности явлений, а также восприятие темпа и ритма.

Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).

В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов – слуховой, а у кинестетиков – тактильный, вкусовой и температурный.

По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).

Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности

Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля

^ 6.3. СВОЙСТВА И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ

6.3.1. Свойства восприятия

Восприятия человека отличаются от ощущений рядом специфических свойств. Основные свойства восприятия – это:

♦ константность;

♦ целостность;

♦ избирательность;

♦ предметность;

♦ апперцепция;

♦ осмысленность.

Проявления этих свойств описаны в табл. 6.3.

Таблица 6.3. Свойства восприятия

^ 6.3.2. Эффекты (законы) восприятия

Восприятие предметов и явлений человеком отличается от подобной регистрации техническими устройствами. Это обусловлено индивидуальными характеристиками того или иного человека, особенностями его жизненного опыта, а также общими принципами работы мозга. Эти принципы исследовались различными учеными, которые вывели ряд эмпирических закономерностей (табл. 6.4).

Таблица 6.4. Закономерности восприятия (по М. Вертгеймеру)

Следует признать, что наука пока не может точно объяснить механизмы работы мозга, ответственные за данные эффекты, поэтому обнаруженные закономерности носят феноменологический характер.

^ 6.4. ИЛЛЮЗИИ ВОСПРИЯТИЯ

6.4.1. Многообразие иллюзий

Иллюзии (ошибки восприятия) могут возникать в любом анализаторе. Например, более двух тысяч лет известна кинестетическая «иллюзия Аристотеля», впервые обнаруженная великим ученым древности. Если сильно скрестить средний и указательный пальцы правой руки, а затем прикоснуться ими к собственному носу так, чтобы его кончик одновременно коснулся подушечек этих пальцев (при закрытых глазах), то возникнет отчетливая иллюзия удвоения носа.

Иллюзии обусловлены различными механизмами работы зрительного анализатора или особенностями функционирования психики человека. Некоторые ошибки происходят на уровне глазодвигательного аппарата, другие обусловлены психологическими установками, третьи связаны с трудностями аккомодации на объектах различной удаленности, четвертые вызваны прежним опытом индивидуума и т. д. В связи с этим выделяют несколько разновидностей зрительных иллюзий (рис. 6.6). Ниже будут продемонстрированы их примеры.

Рис. 6.6. Разновидности зрительных иллюзий

^ 6.4.2. Зрительные искажения

Параллельные прямые кажутся расположенными под углом (рис. 6.7).

Рис. 6.7. Иллюзия Цолльнера

На одной прямой лежат линии BC, а не AC, как кажется (рис. 6.8).

Рис. 6.8. Иллюзия Поггендорфа

Квадрат кажется искаженным (рис. 6.9).

Рис. 6.9. Иллюзия У. Эренштейна

^ 6.4.3. Иллюзии восприятия размера

Какой круг больше? Тот, который окружен маленькими кругами, или же тот, который окружен большими? Они одинаковые (рис. 6.10).

Рис. 6.10. Иллюзия Эббингауза

Какая из фигур больше? Они абсолютно одинаковые (рис. 6.11).

Рис. 6.11. Иллюзия Ястрова

^ 6.4.4. Иллюзия перспективы

Параллелепипеды равны (рис. 6.12), хотя «дальняя» фигура кажется больше по размеру, так как мы привыкли, что при удалении предметы должны уменьшаться.

Рис. 6.12. Какой из параллелепипедов больше?

^ 6.4.5. Явление иррадиации

Явление иррадиации состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся более увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассматриваем светлую поверхность на темном фоне, вследствие несовершенства хрусталика как бы раздвигаются границы этой поверхности, и эта поверхность кажется нам больше своих истинных геометрических размеров. На рис. 6.13 за счет яркости цветов белый квадрат кажется большим относительно черного квадрата на белом фоне.

Рис. 6.13. Какой из внутренних квадратов больше? Черный или белый?

ПСИХОЛОГИЯ ОЩУЩЕНИЙ.

Ощущение – это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы.

Отражение - всеобщее свойство материи, заключающееся в способности объектов воспроизводить с различной степенью адекватности признаки, структурные характеристики и отношения других объектов.

Рецептор - специализированное органическое устройство, расположенное на поверхности тела или внутри него и предназначенное для восприятия различных по своей природе раздражителей: физических, химических, механических и т.д., и их преобразования в нервные электрические импульсы.

Ощущение составляет ту исходную область сферы психических познавательных процессов, которая располагается у границы, резко разделяющей психические и допсихические явления. Психические познавательные процессы – динамически изменяющиеся психические явления, в своей совокупности обеспечивающие познание как процесс и как результат.

Термин "ощущение" психологи традиционно использовали для обозначения элементарного перцептивного образа и механизма его построения. Об ощущении в психологии говорят в том случае, когда человек отдает себе отчет в том, что на его органы чувств поступил какой-то сигнал. Любое изменение в среде, которое доступно для зрения, слуха и других модальностей, психологически презентируется в виде ощущения. Ощущение - это первичное сознательное представительство бесформенного и беспредметного фрагмента реальности определенной модальности: цвет, свет, звук, неопределенное прикосновение. В области вкуса и запаха различие между ощущением и восприятием значительно меньше, а иногда его фактически нет. Если на вкус мы не можем определить продукт (сахар, мед) значит, речь идет только об ощущениях. Если запахи не идентифицируются с их предметными источниками, то они презентируются только в виде ощущений. Болевые сигналы почти всегда презентируются как ощущения, так как "построить" образ боли может только человек с очень богатым воображением.

Роль ощущений в жизнедеятельности человека чрезвычайно велика, так как они являются источником наших знаний о мире и о нас самих. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, размерах и о многом другом мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм в виде ощущений получает разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

внутренней среды.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают в мозг для переработки. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам, ответственным за регуляцию температуры тела, работу органов пищеварения, органов движения, желез внутренней секреции, за настройку самих органов чувств и т.п.

Органы чувств это единственные каналы, по которым внешний мир "проникает" в человеческое сознание. Органы чувств дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Если бы человек лишился всех органов чувств, он не знал бы, что происходит вокруг, не мог бы общаться с окружающими людьми, добывать пищу, избегать опасности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЩУЩЕНИЙ. ПОНЯТИЕ ОБ АНАЛИЗАТОРЕ

Способность к ощущениям есть у всех живых существ, имеющих нервную систему. Что касается осознаваемых ощущений (по поводу, источнику и качеству возникновения которых дается отчет), то они есть только у человека. В эволюции живых существ ощущения возникли на основе первичной раздражимости, представляющей собой свойство живой материи реагировать на биологически значимые воздействия среды изменением своего внутреннего состояния и внешнего поведения.

У человека ощущения в своем качестве и многообразии отражают разнообразие значимых для него свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с момента рождения приспособлены для восприятия и переработки различных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, механических, химических и иных).

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет, как и всякое психическое явление, рефлекторный характер. Реакция - ответ организма на определенный раздражитель.

Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор – понятие (по Павлову), обозначающее совокупность, афферентных и эфферентных нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и реагировании на раздражители.

Эфферентный – это процесс, направленный изнутри наружу, от центральной нервной системы к периферии тела.

Афферентный - понятие, характеризующее ход процесса нервного возбуждения по нервной системе в направлении от периферии тела к головному мозгу.

Анализатор состоит из трех частей:

1. Периферический отдел {или рецептор), являющийся специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс. Различают два вида рецепторов: контактные рецепторы - рецепторы, передающие раздражение при непосредственном контакте с воздействующими на них объектами, и дистантные рецепторы - рецепторы, реагирующие на раздражения, исходящие от удаленного объекта.

Афферентные (центростремительные) и-эфферентные (центробежные) нервы, проводящие пути, соединяющие периферический отдел анализатора с центральным.

3. Подкорковые и корковые отделы (мозговой конец)_анализатора, где происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов.

В корковом отделе каждого анализатора находится ядро анализатора, т.е. центральная часть, где сконцентрирована основная масса рецепторных клеток, и периферия, состоящая из рассеянных клеточных элементов, которые в том или ином количестве расположены в различных областях коры.

Ядерная часть анализатора состоит из большой массы клеток, которые находятся в той области коры головного мозга, куда входят центростремительные нервы от рецептора.

Рассеянные (периферические) элементы

данного анализатора входят в области, смежные с ядрами других анализаторов. Тем самым обеспечивается участие в отдельном акте ощущения большой части всей коры головного мозга. Ядро анализатора выполняет функцию тонкого анализа и синтеза. Рассеянные элементы связаны с функцией грубого анализа. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как единого целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения заключается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора, расположенного в спинном или головном мозге. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, мы ощущаем качества раздражителей, а вслед за этим возникает ответ организма на раздражение.

Если сигнал обусловлен раздражителем угрожающим вызвать повреждение организма, или же адресован вегетативной нервной системе то весьма вероятно, что он сразу же вызовет рефлекторную исходящую от спинного мозга или другого низшего центра, и это произойдет раньше, чем мы осознаем данное воздействие (рефлекс - автоматическая ответная "реакция организма на действие какого-либо внутреннего или внешнего раздражителя).

Если сигналу продолжает свой путь по спинному мозгу, то он идет по двум различным путям: один ведет к коре ГМ через таламус, а другой, более диффузный, проходит через фильтр ретикулярной формации , которая поддерживает кору в бодрствующем состоянии и решает, достаточно ли важен сигнал переданный прямым путем, что бы им «занялась» кора. Если сигнал будет сочтен важным, начнется сложный процесс, который приведет к ощущению в прямом смысле этого слова. Этот процесс предполагает изменение активности многих тысяч нейронов коры, которые должны будут структурировать и организовать сенсорный сигнал, чтобы придать

ему смысл. {Сенсорный - связанный с работой органов чувств).

Прежде всего внимание коры мозга к стимулу теперь повлечет за собой серию движений глаз, головы или туловища. Это позволит более глубоко и детально ознакомиться с информацией, идущей от сенсорного органа -первоисточника данного сигнала, а также, возможно, подключить другие органы чувств. По мере поступления новых сведений они будут связываться со следами сходных событий, сохранившихся в памяти.

Между рецептором и мозгом существует не только прямая (центростремительная), но и обратная (центробежная) связь.

Таким образом, ощущение - не только результат центростремительного процесса, в его основе лежит полный и сложный рефлекторный акт, подчиняющийся в своем формировании и протекании общим законам рефлекторной деятельности. При этом анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ

Классификация ощущений исходит из свойств раздражителей, которые их вызывают, и рецепторов, на которые воздействуют эти раздражители. Так, по характеру отражения и месту расположения рецепторов ощущения делят на три группы:

1 Интероцептивны ощущения , имеющие рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях тела и отражающие состояние внутренних органов. Сигналы, поступающие из внутренних органов, в большинстве случаев не заметны, за исключением болезненных симптомов. Информация интерорецепторов сообщает мозгу о состояниях внутренней среды организма, таких как наличие в ней биологически полезных или вредных веществ, температуры тела, о химическом составе имеющихся в нем жидкостей, давлении и многом другом.

2. Проприоцептивные ощущения , рецепторы которых расположены в связках и мышцах, - они дают информацию о движении и положении нашего тела. Подкласс проприоцепции, представляющий собой чувствительность к движению, называется кинестезией, а соответствующие рецепторы - кинестезическими или кинестетическими.

3. Экстероцептивные ощущения , отражающие свойства предметов и явлений внешней среды и имеющие рецепторы на поверхности тела. Экстероцепторы можно подразделить на две группы: контактные и дистантные . Контактные рецепторы передают раздражение при непосредственном контакте воздействующими на них объектами; таковыми являются осязательный, вкусовой рецепторы. Дистантные рецепторы реагируют на раздражения, исходящие от удаленного объекта; ими являются рецепторы зрительные, слуховые, обонятельные.

С точки зрения данных современной науки, принятого разделения ощущений на внешние (экстероцепторы) и внутренние (интероцепторы) недостаточно. Некоторые виды ощущений можно считать внешне-внутренними. К ним относятся, например, температурные, болевые, вкусовые, вибрационные, мышечно-суставные и статико-динамические.

По принадлежности к органам чувств ощущения делятся на вкусовые, зрительные, обонятельные, тактильные, слуховые.

Осязание (или кожная чувствительность) - наиболее широко представленный вид чувствительности. В состав осязания, наряду с тактильными ощущениями (ощущениями прикосновения: давления, боли) входит самостоятельный вид ощущений - температурные ощущения (тепло и холод). Они являются функцией особого температурного анализатора. Температурные ощущения не только входят в состав осязания, но имеют и самостоятельное, более общее значение для всего процесса терморегуляции и теплообмена между организмом и окружающей средой.

В отличие от других экстерорецепторов, локализованных в узко ограниченных участках поверхности преимущественно головного конца тела, рецепторы кожно-механического анализатора, как и другие кожные рецепторы, расположены по всей поверхности тела, на участках, пограничных с внешней средой. Однако специализированность кожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют ли рецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия, порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, или качество возникающего ощущения может меняться в зависимости от специфики воздействующего на него свойства.

Функция тактильных рецепторов, как и всех других, состоит в приеме процесса раздражения и трансформации его энергии в соответствующий нервный процесс. Раздражением нервных рецепторов является процесс механического соприкосновения раздражителя с участком кожной поверхности, в котором этот рецептор расположен. При значительной интенсивности действия раздражителя соприкосновение переходит в давление. При относительном перемещении раздражителя и участка кожной поверхности соприкосновение и давление осуществляются в изменяющихся условиях механического трения. Здесь раздражение осуществляется не стационарным, а текучим, изменяющимся соприкосновением.

Исследования показывают, что ощущения прикосновения или давления возникают только в том случае, если механический раздражитель вызывает деформацию кожной поверхности. При действии давления на участок кожи очень малых размеров наибольшая деформация происходит именно в месте непосредственного приложения раздражителя. Если давление производится на достаточно большую поверхность, то оно распределяется неравномерно -наименьшая его интенсивность ощущается во вдавленных частях поверхности, а наибольшая - по краям вдавленного участка. В опыте Г. Мейснера показано, что при погружении руки в воду или ртуть, температура которых примерно равна температуре руки, давление ощущается только на границе погруженной в жидкость части поверхности, т.е. именно там, где кривизна этой поверхности и ее деформация наиболее значительны.

Интенсивность ощущения давления зависит от скорости, с которой совершается деформация кожной поверхности: сила ощущения тем больше, чем быстрее совершается деформация.

Обоняние - вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха. Это одно из наиболее древних и жизненно важных ощущений. Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболее выгодном месте - впереди, в выдающейся части тела. Путь от рецепторов обоняния до тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от них импульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельных рецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головной мозг.

Часть мозга, которая называется обонятельной также является наиболее древней; чем на более низкой ступени эволюционной лестницы стоит живое существо, тем большее пространство в массе головного мозга она занимает. Во многих отношениях обоняние - самое таинственное. Многие замечали, что хотя запах и помогает воскресить в памяти какое-либо событие, почти невозможно вспомнить сам запах, подобно тому, как мы мысленно восстанавливаем образ или звук. Запах потому так хорошо служит памяти, что механизм обоняния тесно связан с той частью мозга, которая управляет памятью и эмоциями, хотя мы и не знаем точно, как устроена и действует эта связь.

Вкусовые ощущения имеют четыре основные модальности: сладкое, соленое, кислое и горькое. Все остальные ощущения вкуса представляют собой разнообразные сочетания этих четырех основных. Модальность -качественная характеристика ощущений, возникающих под действием определенных раздражителей и отражающих свойства объективной реальности в специфически закодированной форме.

Обоняние и вкус называют химическими чувствами, потому что их рецепторы реагируют на молекулярные сигналы. Когда молекулы, растворенные в жидкости, например в слюне, возбуждают рецепторы вкусовых почек языка, мы ощущаем вкус. Когда молекулы, витающие в воздухе, попадают на обонятельные рецепторы в носу, мы чувствуем запах. Хотя у человека и большинства животных вкус и обоняние, развившись из общего химического чувства, стали независимыми, они остаются связанными между собой. В некоторых случаях, например, вдыхая запах хлороформа, нам кажется, что мы ощущаем его запах, но на самом деле это вкус.

С другой стороны, то, что мы называем вкусом вещества, нередко оказывается его запахом. Если вы закроете глаза и зажмете нос, то возможно не сможете отличить картошку от яблока или вино от кофе. Зажав нос, вы на 80 процентов лишитесь возможности ощущать ароматы большинства пищевых продуктов. Именно поэтому люди, у которых не дышит нос (насморк) плохо ощущают вкус пищи.

Хотя наш обонятельный аппарат удивительно чувствителен, человек и другие приматы чувствуют запахи гораздо хуже большинства других видов животных. Некоторые ученые предполагают, что наши далекие предки потеряли остроту обоняния тогда, когда залезли на деревья. Поскольку острота зрения в тот период была важнее, баланс между различными видами чувств нарушился. В ходе этого процесса изменилась форма носа и уменьшился размер органа обоняния. Оно стало менее тонким и не восстановилось даже тогда, когда предки человека спустились с деревьев.

Тем не менее, у многих видов животных обоняние по-прежнему остается одним из основных средств коммуникации. Вероятно и для человека запахи более важны, чем предполагалось до сих пор.

Вещества имеют запах только в том случае, если они летучи, то есть легко переходят из твердого или жидкого состояния в газообразное. Впрочем, сила запаха не определяется одной летучестью: некоторые менее летучие вещества, например содержащиеся в перце, пахнут сильнее, чем более летучие, например, спирт. Соль и сахар почти не имеют запаха, так как их молекулы так крепко сцеплены друг с другом электростатическими силами, что почти не: испаряются.

Хотя мы очень хорошо обнаруживаем запахи, мы плохо распознаем их при отсутствии зрительной подсказки. Таково свойство нашего механизма восприятия.

Запах и обоняние - явления гораздо более сложные и влияющие на нашу жизнь в большей степени, чем мы полагали до недавних пор, и, думается, что ученые, занимающиеся кругом этим проблем, стоят на пороге многих поразительных открытий.

Зрительные ощущения - вид ощущений, вызываемых воздействием на зрительную систему электромагнитных волн в диапазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра. Данный диапазон занимает лишь часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и различающиеся по длине, порождают ощущения различного цвета. Аппаратом зрения является глаз. Световые волны, отраженные предметом, преломляются, проходя через хрусталик глаза, и формируются на сетчатке в виде изображения - образа. Зрительные ощущения делятся на:

Ахроматические, отражающие переход от тьмы к свету (от черного к белому) через массу оттенков серого цвета;

Хроматические, отражающие цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Эмоциональное воздействие цвета связано с его физиологическим, психологическим и социальным смыслом.

Слуховые ощущения являются результатом механического воздействия на рецепторы звуковых волн с частотой колебаний от 16 до 20000 Гц. Герц - это физическая единица, посредством которой оценивается частота колебания воздуха в секунду, численно равная одному колебанию, совершаемому за секунду. Колебания давления воздуха, следующие с определенной частотой и характеризующиеся периодическими появлениями областей высокого и низкого давления, воспринимаются нами как звуки определенной высоты и громкости. Чем больше частота колебаний давления воздуха, тем выше воспринимаемый нами звук.

различают 3 вида звуковых ощущений:

Шумы и другие звуки, (возникающие в природе и в искусственной среде);

Речевые, (связанные с общением и средствами массовой коммуникации);

Музыкальные (искусственно создаваемые человеком для искусственных переживаний).

В этих видах ощущений слуховой анализатор выделяет четыре качества звука:

Сила (громкость, оценивается в децибелах);

Высота (высокая и низкая частота колебаний в единицу времени);

Тембр (своеобразие окраски звука - речевого и музыкального);

Длительность (время звучания плюс темпо-ритмический узор).

ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ.

Различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами, К таким свойствам относятся:

Пространственная локализация – отображение места раздражителя в пространстве. Например, контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более "разлитой" и менее точной, чем тактильных. Пространственный порог - минимальный размер едва ощутимого раздражителя, а также минимальное расстояние между раздражителями, когда это расстояние еще ощущается.

Интенсивность ощущения - количественная характеристика, отражающая субъективную величину ощущения и определяющаяся силой действия раздражителя и функциональным состоянием анализатора.

Эмоциональный тон ощущений - качество ощущения, проявляющееся в его способности вызывать те или иные положительные или отрицательные эмоции.

Скорость ощущения (или временной порог) - минимальное время, необходимое для отражения внешнего воздействия.

Дифференцированность, тонкость ощущений - показатель различительной чувствительности, способность к различению двух или нескольких раздражителей.

Адекватность, точность ощущения - соответствие возникшего ощущения особенностям раздражителя.

Качество (ощущения данной модальности) – это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущения и варьирующая в пределах данного вида ощущения (данной модальности). Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости; зрительные -по насыщенности, цветовому тону и т.п. Качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Устойчивость уровня чувствительности - длительность сохранения требуемой интенсивности ощущений.

Длительность ощущения - его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает спустя 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезает одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестает действовать вызвавший его раздражитель. След от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный, последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого периода времени в виде положительного последовательного образа основан принцип кинематографа. Последовательный образ изменяется во времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ЕЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Различные органы чувств, дающие нам сведения о состоянии окружающего нас внешнего мира, могут быть более или менее чувствительны к отображаемым ими явлениям, т. е. могут отображать эти явления с большей или меньшей точностью. Для того, чтобы в результате действия раздражителя на органы чувств возникло ощущение, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенной величины. Эта величина называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Нижний абсолютный порог чувствительности – минимальная сила раздражителя, вызывающее едва заметное ощущение. Это порог сознательного опознания раздражителя.

Однако существует более «низкий» порог - физиологический . Этот порог отражает придел чувствительности каждого рецептора, за которым уже не может наступить возбуждение. Этот порог определен генетически и может изменяться только в зависимости от возраста или других физиологических факторов. Порог восприятия (сознательного опознания) гораздо менее стабилен и зависит кроме всего прочего от уровня бодрствования мозга, от внимания мозга к сигналу, который преодолел физиологический порог. Между этими двумя порогами существует зона чувствительности, в которой возбуждение рецепторов влечет за собой передачу сообщения, но оно не доходит до сознания. Несмотря на то, что окружающая среда в любой момент посылает нам тысячи всевозможных сигналов, мы можем уловить лишь небольшую часть из них.

В то же время, будучи не осознаваемыми, находясь за нижним порогом чувствительности, эти раздражители (субсенсорные) способны оказывать влияние на осознаваемые ощущения. С помощью такой чувствительности может, например, изменяться наше настроение, в некоторых случаях они влияют на желания и интерес человека к определенным объектам действительности.

В настоящее время существует гипотеза, что в зоне* под уровнем сознания - в подпороговой зоне - сигналы, воспринятые органами чувств, возможно, обрабатываются низшими центрами нашего мозга. Если это так, то ежесекундно должны существовать сотни сигналов, которые проходят мимо нашего сознания, но тем не менее регистрируются на более низких уровнях.

Такая гипотеза позволяет найти объяснение многим спорным явлениям. Особенно, когда речь идет о перцептивной защите, подпороговом и экстрасенсорном восприятии, об осознании внутренней реальности в условиях, например, сенсорной изоляции или в состоянии медитации.

То, что раздражители меньшей силы (подпороговые) не вызывают возникновения ощущений является биологически целесообразным. Кора в каждый отдельный момент из бесконечного количества импульсов воспринимает лишь жизненно важные, задерживая все остальные, в том числе импульсы от внутренних органов. Нельзя представить себе жизнь организма, у которого кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции. Это привело бы организм к неминуемой гибели. Именно кора больших полушарий "стоит на страже" жизненных интересов организма и, повышая порог своей возбудимости, превращает неактуальные импульсы в подпороговые, избавляя тем самым организм от ненужных реакций.

(распознаванию).

В советско-российской психологической школе принято считать ощущение и чувство синонимами , однако это не всегда верно для других психологических школ. Другие эквиваленты термину «ощущения» - сенсорные процессы и чувствительность .

Сенсорные ощущения

Минимальная величина раздражения, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения. Способность ощущать эти самые слабые раздражения называется абсолютной чувствительностью. Она всегда выражается в абсолютных числах. Например, для возникновения ощущения давления достаточно воздействия 2 мг на 1 кв.мм поверхности кожи.

Верхний абсолютный порог ощущения - максимальная величина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает исчезновение ощущения или болевое ощущение. Например, сверхгромкий звук вызывает боль в ушах, а сверхвысокий (по частоте колебаний свыше 20000 Гц) - вызывает исчезновение ощущения (слышимый звук переходит в ультразвук). Давление 300 г/кв.мм вызывает боль.

Наряду с абсолютной чувствительностью следует различать относительную чувствительность - чувствительность к различению интенсивности одного воздействия от другого. Относительная чувствительность характеризуется порогом различения .

Порог различения, или дифференциальный порог, - едва ощущаемое минимальное различие в силе двух однотипных раздражителей.

Порог различения - это относительная величина (дробь), которая показывает, какую часть первоначальной силы раздражителя надо прибавить (или убавить), чтобы получить едва заметное ощущение изменения в силе данных раздражителей.

Так, если взять груз в 1 кг и затем прибавить еще 10 г, то этой прибавки никто ощутить не сможет; чтобы почувствовать увеличение прибавки веса необходимо добавить 1/30 часть первоначального веса, то есть 33 г. Таким образом, относительный порог различения силы тяжести равен 1/30 части силы первоначального раздражителя.

Относительный порог различения яркости света равен 1/100; силы звука - 1/10; вкусовых воздействий - 1/5. Эти закономерности открыты Бугером и Вебером (закон Бугера-Вебера).

Закон Бугера-Вебера относится только к средней зоне интенсивности раздражителей. Иначе говоря, относительные пороги теряют значение при очень слабых и очень сильных раздражителях. Это было установлено Фехнером.

Фехнер установил также, что если интенсивность раздражителя увеличивать в геометрической прогрессии, то ощущение будет увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. (Закон Фехнера).

Нижние и верхние абсолютные пороги ощущений (абсолютная чувствительность) характеризуют пределы человеческой чувствительности. Но чувствительность каждого человека изменяется в зависимости от различных условий.

Так, входя в плохо освещенное помещение, мы вначале не различаем предметы, но постепенно под влиянием данных условий чувствительность анализатора повышается.

Находясь в накуренном помещении или в помещении с какими-либо запахами, мы через некоторое время перестаем замечать эти запахи (понижается чувствительность анализатора).

Когда из плохо освещенного пространства мы попадаем в ярко освещенное, то чувствительность зрительного анализатора понижается.

Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к действующим раздражителям называется адаптацией.

Разные анализаторы имеют различную скорость и различный диапазон адаптации. К одним раздражителям адаптация происходит более быстро, к другим - медленнее. Более быстро адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы. Полная адаптация к запаху йода наступает через одну минуту. Через три секунды ощущение давления отражает только 1/5 силы раздражителя (поиск очков, сдвинутых на лоб, - один из примеров тактильной адаптации). Еще медленнее адаптируются слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы. Для полной адаптации к темноте необходимо 45 мин. После этого периода зрительная чувствительность увеличивается в 200 000 раз (самый высокий диапазон адаптации).

Явление адаптации имеет целесообразное биологическое значение. Оно содействует отражению слабых раздражителей и предохраняет анализаторы от чрезмерного воздействия сильных раздражителей.

Чувствительность зависит не только от воздействия внешних раздражителей, но и от внутренних состояний.

Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией. Так, например, слабые вкусовые ощущения повышают зрительную чувствительность. Это объясняется взаимосвязью данных анализаторов, их системной работой.

Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвано не только взаимодействием ощущений, но и физиологическими факторами, введением в организм тех или иных веществ. Например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А.

Чувствительность повышается, если человек ожидает тот или иной слабый раздражитель, когда перед ним выдвигается специальная задача различения раздражителей. Чувствительность отдельного человека совершенствуется в результате упражнения. Так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и могут даже определить, когда и где изготовлен продукт.

У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, осуществляется компенсация (возмещение) этого недостатка за счет повышения чувствительности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых).

Взаимодействие ощущений в одних случаях приводит к сенсибилизации, к повышению чувствительности, а в других случаях - к ее понижению, то есть к десенсибилизации. Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других анализаторов. Так, повышенный уровень шума в «громких цехах» понижает зрительную чувствительность.

Одним из проявлений взаимодействия ощущений является контраст ощущений.

Контраст ощущений - это повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных свойств действительности.

Например, одна и та же фигура серого цвета на белом фоне кажется темной, а на черном - светлой.

Иногда ощущения одного вида могут вызвать добавочные ощущения. Например, звуки могут вызвать цветовые ощущения, желтый цвет - ощущение кислого. Это явление называется синестезией.

Примечания

См. также

Ссылки

  • Виды ощущений 2. Обоняние, осязание, вибрационные и проприоцептивные ощущения

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Ощущение" в других словарях:

    Отражение свойств предметов объективного мира, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров коры головного мозга. О. исходный пункт познания, неразложимый его элемент. Выделяя отражение качества… … Философская энциклопедия

    ощущение - отражение свойств предметов объективного мира, возникающее при их непосредственном воздействии на рецепторы. В рамках рефлекторной концепции И. М. Сеченова и И. П. Павлова были проведены исследования, показавшие, что по своим физиологическим … Большая психологическая энциклопедия

    Ощущение - Ощущение ♦ Sensation Элементарное восприятие или элемент возможного восприятия. Ощущение имеет место, когда какое либо физиологическое изменение, чаще всего внешнего порядка, возбуждает один из наших органов чувств. Например, воздействие… … Философский словарь Спонвиля

Человеческая жизнь наполнена разным опытом, который поступает через сенсорные системы. Самое простое явление из всех психических процессов - это ощущение. Нет ничего более естественного для нас, когда мы видим, слышим, чувствуем прикосновения объектов.

Понятие ощущения в психологии

Почему актуальна тема: "Ощущение"? По психологии данный феномен изучают уже достаточно длительное время, стараясь дать более точное определение. На сегодняшний день ученые все еще пытаются понять всю глубину внутреннего мира и физиологии человека. Ощущение - это в общей психологии процесс отображения отдельных качеств, а также черт предметов и явлений действительности в условиях непосредственного воздействия на органы чувств. Способность получать такой опыт характерна для живых организмов, у которых есть нервная система. А для осознанных ощущений живые существа должны обладать головным мозгом.

Первичная стадия до появления такого психического процесса характеризовалась простой раздражимостью, благодаря которой происходило избирательное реагирование на важное воздействие из внешней или внутренней среды. Реакция соответственно сопровождалась изменениями в состоянии и поведении живого организма, на что обратила внимание общая психология.

Ощущение - это в психологии первое звено в познании внешнего и внутреннего мира человеком. Существуют разные виды этого феномена, зависимо от тех раздражителей, которые их продуцируют. Эти предметы или явления имеют связь с разными типами энергии и, соответственно, порождают разные по качеству ощущения: слуховые, кожные, зрительные. В психологии также выделяют чувства, связанные с мышечной системой и внутренними органами. Такие феномены не осознаются человеком. Исключением являются лишь болезненные ощущения, которые идут от внутренних органов. Они не доходят до сферы сознания, но воспринимаются нервной системой. Также человек получает ощущения, которые связаны с такими понятиями, как время, ускорение, вибрация и другие, жизненно важные факторы.

Стимулами для наших анализаторов становятся электромагнитные волны, которые входят в пределы определенного диапазона.

Характеристика видов ощущений

В психологии предусматривают описание и различных их видов. Первая классификация относится еще к древнему периоду. В ее основе лежат анализаторы, которые определяют такие виды, как обоняние, вкус, осязание, зрение и слух.

Еще одна классификация ощущений в психологии представлена Б. Г. Ананьевым (выделял 11 видов). Существует также систематическая типология авторства английского физиолога Ч. Шеррингтона. В нее входят интероцептивный, проприоцептивный и экстероцептивный типы ощущений. Рассмотрим их подробнее.

Интероцептивный тип ощущения: описание

Этот вид ощущений дает сигналы от от разных органов и систем, которые характеризуются определенными показателями. Рецепторы получают сигналы из пищеварительной системы (через стенки желудка и кишечника), сердечно-сосудистой (стенки сосудов и сердца), из мышечной ткани и других систем. Такие нервные образования имеют название - рецепторы внутренней среды.

Эти ощущения принадлежат к наиболее древней и примитивной группе. Они характеризуются неосознанностью, диффузностью и очень близки к эмоциональному состоянию. Другое название этих психических процессов - органические.

Проприоцептивный тип ощущения: описание

Информацию о том, в каком состоянии находится наше тело, дает человеку проприоцептивное ощущение. В психологии выделяют несколько подвидов этого типа, а именно: ощущение статики (равновесия) и кинестетики (движений). Мышцы и суставы (сухожилия и связки) - это места локализации рецепторов. Название таких чувствительных участков достаточно интересное - тельца Паччини. Если говорить о периферических рецепторах проприоцептивных ощущений, то локализируются они в канальцах внутреннего уха.

Понятие ощущения в психологии и психофизиологии изучено довольно хорошо. Этим занимались А. А. Орбели, П. К. Анохин, Н. А. Бернштейн.

Экстероцептивный тип ощущения: описание

Эти ощущения поддерживают связь человека с внешним миром и делятся на контактные (вкусовые и осязательные) и дистантные (слуховые, обонятельные и зрительные ощущения в психологии).

Обонятельное ощущение в психологии вызывает споры ученых, так как они не знают, куда точно его поместить. Предмет, который излучает запах, находится на дистанции, но молекулы аромата имеют контакт с носовыми рецепторами. Или же бывает, что предмет уже отсутствует, а запах все равно витает в воздухе. Также обонятельные ощущения имеют значение в употреблении пищи и определении качества продуктов.

Интермодальные ощущения: описание

Как в случае с обонянием, есть и другие ощущения, которые сложно классифицировать. Например, это вибрационная чувствительность. В ее состав входят ощущения от слухового анализатора, а также от кожи и мышечной системы. По мнению Л. Е. Комендантова, вибрационная чувствительность является одной из форм звукового восприятия. Доказано ее огромное значение в жизни людей с ограничением или отсутствием слуха и голоса. Такие люди имеют высокий уровень развития тактильно-вибрационной феноменологии и могут определить движущийся грузовик или другую машину даже на большой дистанции.

Другие классификации ощущений

Также подлежит изучению в психологии М. Хэда, который обосновал генетический подход к разделению чувствительности. Выделил два ее вида - протопатическую (органические ощущения - жажда, голод, примитивные и физиологические) и эпикритическую (сюда относятся все известные ученым ощущения).

Также разрабатывал классификацию ощущений Б. М. Теплов, выделяя два типа рецепторов - интерорецепторы и экстерорецепторы.

Характеристика свойств ощущений

Следует отметить, что ощущения одинаковые по модальности могу быть абсолютно непохожими друг на друга. Свойствами такого познавательного процесса являются его индивидуальные особенности: качество, интенсивность, пространственная локализация, продолжительность, пороги ощущений. В психологии эти феномены были описаны учеными-физиологами, которые были первыми, кто начал заниматься такой проблемой.

Качество и интенсивность ощущения

В принципе любые показатели явлений можно разделить на количественный и качественный виды. Качество ощущения определяет его отличия от других видов этого феномена и несет базовую информацию от стимулятора. Невозможно измерить качество с помощью каких-либо числительных приборов. Если возьмем зрительное ощущение в психологии, то его качеством будет цвет. Для вкусовой и обонятельной чувствительности - это понятие сладкого, кислого, горького, соленого, ароматного и так далее.

Количественная характеристика ощущения - это его интенсивность. Такое свойство является необходимым человеку, поскольку для нас важно определять громкую или тихую музыку, а также светло или темно в помещении. Интенсивность переживается по-разному в зависимости от таких факторов: силы действующего стимула (физические параметры) и функционального состояния рецептора, который подвергается воздействию. Чем больше показатели физических характеристик стимула, тем большая интенсивность ощущения.

Длительность и пространственная локализация ощущения

Еще одной важной характеристикой считается длительность, которая обозначает временные показатели ощущения. Это свойство тоже подвержено действию объективных и субъективных факторов. Если раздражитель действует долго, то и ощущение будет длительным. Это объективный фактор. Субъективный заключается в функциональном состоянии анализатора.

Стимулы, которые раздражают органы чувств, имеют свою локацию в пространстве. Ощущения помогают определить местонахождение того или иного объекта, что играет значимую роль для жизнедеятельности человека.

Пороги ощущений в психологии: абсолютный и относительный

Под абсолютным порогом понимают те физические параметры стимула в минимальном количестве, которые вызывают ощущение. Есть раздражители, которые лежат ниже, чем уровень абсолютного порога, и не вызывают чувствительности. Но на организм человека все равно влияют эти закономерности ощущений. В психологии исследователь Г. В. Гершуни представил результаты экспериментов, в которых было обнаружено, что звуковые стимулы, которые находились ниже, чем абсолютный порог, вызывали определенную электрическую активность головного мозга и увеличение зрачка. Эта зона являет собой субсенсорную область.

Есть и верхний абсолютный порог - это показатель раздражителя, который не может адекватно восприниматься органами чувств. Такие переживания вызывают боль, но не всегда (ультразвук).

Кроме свойств, существуют также и закономерности ощущений: синестезия, сенсибилизация, адаптация, взаимодействие.

Характеристика восприятия

Ощущение и восприятие в психологии являются первичными познавательными процессами по отношению к памяти и мышлению. Краткую характеристику этому явлению психики мы дали, а теперь перейдем к восприятию. Это психический процесс целостного отображения предметов и явлений действительности при их непосредственном контакте с органами чутья. Ощущение и восприятие в психологии изучали физиологи и психологи Л. А. Венгер, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Т. С. Комарова и другие ученые. Процесс сбора информации обеспечивает человеку ориентацию во внешнем мире.

Следует отметить, что восприятие характерно только для человека и высших животных, которые способны формировать образы. Это процесс объективации. Доставка в кору головного мозга информации о свойствах предметов - это функции ощущений. В психологии восприятия выделяют формирование образа, полученного на основании собранной информации о предмете и его свойствах. Образ получается в результате взаимодействия нескольких сенсорных систем.

Виды восприятия

В восприятии выделяют три группы. Вот наиболее распространенные классификации:

Свойства восприятия

С. Л. Рубинштейн заявляет, что восприятие людей имеет обобщенный и направленный характер.

Итак, первым свойством этого процесса считается предметность. Восприятие невозможно без предметов, ведь они имеют свои определенные цвета, форму, величину и назначение. Скрипку мы определим, как музыкальный инструмент, а тарелку - как столовый прибор.

Второе свойство - целостность. Ощущения сообщают в мозг элементы предмета, его определенные качества, а с помощью восприятия эти отдельные черты складываются в целостный образ. На концерте оркестра мы слушаем музыку целостно, а не звуки каждого музыкального инструмента отдельно (скрипку, контрабас, виолончель).

Третье свойство - константность. Оно характеризует относительное постоянство форм, оттенков цвета и величин, которые мы воспринимаем. К примеру, мы видим кота, как определенное животное, независимо от того в темноте он или в светлой комнате.

Четвертое свойство - обобщенность. Человеку свойственно классифицировать предметы и относить их к определенному классу, зависимо от признаков, которые имеются.

Пятое свойство - осмысленность. Воспринимая объекты, мы соотносим их с нашим опытом и знаниями. Даже в том случае, если предмет незнакомый, человеческий мозг пытается сравнить его уже с привычными объектами и выделить общие черты.

Шестое свойство - избирательность. В первую очередь воспринимаются объекты, которые имеют связь с личным опытом или активностью человека. Например, смотря спектакль, актер и посторонний человек по-разному будут переживать то, что происходит на сцене.

Каждый процесс может протекать как в норме, так и в патологии. считают гиперестезию (повышенную чувствительность к обыкновенным стимулам внешней среды), гипестезию (снижение уровня чувствительности), агнозию (нарушенное узнавание объектов в состоянии ясного сознания и небольшое снижение общей чувствительности), галлюцинации (восприятие несуществующих предметов в реальности). Иллюзии характерны при ошибочном восприятии предметов, существующих в реальности.

Напоследок хочется сказать, что психика человека - довольно сложное устройство, и отдельное рассмотрение таких процессов, как ощущение, восприятие, память и мышление - искусственное, ведь в реальности все эти феномены происходят параллельно или последовательно.