Основные авторы изучавшие лексику. Лексикология современного русского языка основные понятия вопросы. Предметом лексикологии служит

10. Понятие лексики, слово.

ЛЕКСИКА - это словарный состав языка.

ЛЕКСИКОЛОГИЯ - это раздел языкознания, который занимается изучением лексики.

СЛОВО - это основная структурно-семантическая единица языка, которая служит для именования предметов, явлений, их свойств и которая обладает совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков. Характерными чертами слова являются цельность, выделимость и цельная воспроизводимость в речи.

Основные пути пополнения словарного состава русского языка.

Лексика русского языка пополняется двумя основными путями:

Слова образуются на основе словообразовательного материала (корней, суффиксов и окончаний),

Новые слова приходят в русский язык из других языков из-за политических, экономических и культурных связей русских людей с другими народами и странами.

11. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА - закрепленная в сознании говорящего соотнесенность звукового оформления языковой единицы с тем или иным явлением действительности.

Однозначные и многозначные слова.

Слова бывают однозначными и многозначными. Однозначные слова - это слова, у которых есть только одно лексическое значение, не зависимо от того, в каком контексте они употреблены. Таких слов в русском языке немного, это

  • научные термины (бинт, гастрит),
  • имена собственные (Петров Николай),
  • недавно возникшие слова, которые еще редко употребляются (пиццерия, поролон),
  • слова с узкопредметным значением (бинокль, бидон, рюкзак).

Большинство слов в русском языке многозначны, т.е. они способны иметь несколько значений. В каждом отдельном контексте актуализируется какое-нибудь одно значение. У многозначного слова есть основное значение, и производи ые от него значения. Основное значение всегда дается в толковом словаре на первом месте, за ним - производные.

Многие слова, которые сейчас воспринимаются как многозначные, изначально имели только одно значение, но так как они часто употреблялись в речи, у них стали появляться еще значения, ломимо основного. Многие слова, которые в современном русском языке однозначны, могут со временем стать многозначными.

Прямое и переносное значение слова.

Прямое значение - это такое значение слова, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности. Это значение характеризуется устойчивостью, хотя со временем оно может изменяться. Например, слово «стол» имело в Древней Руси значение "княжение, столица", а сейчас оно имеет значение "предмет мебели".

Переносное значение - это такое значение слова, которое возникло в результате переноса название с одного объекта действительности на другой на основании какого-нибудь сходства.

Например, у слова «осадок» прямое значение -"твердые частицы, находящиеся в жидкости и осаждающиеся на дне или на стенках сосуда после отстаивания", а переносное значение - "тяжелое чувство, остающееся после чего-нибудь".

12. ОМОНИМЫ - это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. Например, клуб - "шарообразная летучая дымчатая масса" (клуб дыма) и клуб - "культурно-просветительское учреждение" (клуб железнодорожников). Использование омонимов в тексте - это специальный стилистический прием.

13. СИНОНИМЫ - это слова, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд, например, предположение - гипотеза - догадка -допущение.

Синонимы могут слегка различаться по знамению или стилистически, иногда и то и другое. Синонимы, которые полностью совладают по значению, называются абсолютными синонимами. Их в языке немного, это или научные термины (например, орфография - правописание), или слова, образованные при помощи синонимичных морфем (например, сторожить - стеречь).

Синонимы используются для того, чтобы сделать речь более разнообразной и избежать повторов, а также чтобы дать более точную характеристику того, о чем говорится.

14. АНТОНИМЫ - это слова, противоположные по значению.

Антонимы - это слова, соотносительные по значению; нельзя ставить в антонимическую пару слова, характеризующие предмет или явление с разных сторон (рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный.).

Если слово многозначное, то к каждому значению подбирается свой антоним (например, у слова «старый» в словосочетании «старый человек»антонимом является слово «молодой», а в словосочетании «старый ковер» - «новый»).

Как и синонимы, антонимы используются для большей выразительности речи.

15. Разряды слов по происхождению.

Все слова в русском языке делятся на:

  • исконно русские, к которым относятся индоевро-пеизмы (дуб, волк, мать, сын), общеславянская пек-сика (береза, корова, друг), восточнославянская лексика (сапог, собака, деревня), собственно русская лексика (каменщик, листовка);
  • заимствованные слова, к которым относятся заимствования из славянских языков (перст, уста - старославянизмы, борщ - украинское заимствование, вензель - польское заимствование) и неславянских языков (скандинавские - якорь, крюк, Олег; тюркские - шалаш, сундук; латинские - аудитория, администрация; греческие - вишня, фонарь, история; немецкие - бутерброд, галстук; французские - батальон, буфет и т.д.)

16. Устаревшие слова и неологизмы.

Словарный состав русского языка постоянно меняется: некоторые слова, которые раньше употреблялись очень часто, сейчас почти не слышны, другие же, наоборот, употребляются веб чаще и чаще. Такие процессы в языке связаны с изменением жизни общества, которое он обслуживает: с появлением нового понятия появляется новое слово; если общество больше не обращается к определенному понятию, то оно не обращается и к слову, которое это понятие обозначает.

Слова, которые больше не употребляются или употребляются очень редко, называются устаревшими (например, чадо, десница, уста, красноармеец, нарком.

Неологизмы - это новые слова, которые ещё не стали привычными и повседневными наименованиями. Состав неологизмов постоянно меняется, некоторые из них приживаются в языке, некоторые - нет. Например, в середине XX века слово «спутник» было неологизмом.

Со стилистической тоски зрения все слова русского языка делятся на две большие группы:

  • стилистически нейтральные или общеупотребительные (могут использоваться во всех стилях речи без ограничения);
  • стилистически окрашенные (они принадлежат к одному из стилей речи: книжным: научному, официально-деловому, публицистическому - или разговорному; их употребление «не в своем стиле» нарушает правильность, чистоту речи; нужно быть крайне осторожным в их употреблении); например, слово «помеха» принадлежит к разговорному стилю, а слово «изгнать» - к книжным.

8. В русском языке в зависимости от характера функционирования выделяют:

Общеупотребительную лексику (используется без каких-либо ограничений),
- лексику ограниченной сферы употребления.

17. Лексика ограниченной сферы употребления:

  • диалектизмы - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Диалектизмы могут быть
  1. лексическими (известны только на территории распространения данного диалекта): кушак, цибуля,
  2. морфологическими (характеризуются особым словоизменением): у мене,
  3. фонетическими (характеризуются особым произношением): [цай] - чай, [хверма] - ферма и т.д.
  • профессионализмы - это слова, которые иепопьзуются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки (например, абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика)),
  • жаргонизмы - это слова, который испопьзуются узким кругом людей, объединенных общностью интересов, занятий или положения в обществе; например, выделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон,
  • арготизмы - это то же, что и жаргонизмы, но они употребляются как условный знак, как зашифрованный код, чтобы не принадлежащие к данной группе люди не могли понять значение этих слов; как правило, это речь социально замкнутых групп, например, воровское арго.
  • §1. ЛЕКСИКОЛОГИЯ

    Самая великая лежит на нас нужда – управлять,

    Как должно, языком своим и обуздывать его.

    Двигатель языка – сердце; чем полно сердце,

    То изливается языком. Но обратно изменивше-

    Еся через язык чувство сердцем укрепляется

    И укореняется в сердце. Потому язык есть

    Один из немалых деятелей в образовании

    Нашего нрава.

    Никодим Святогорец

    Лексикология (от греч. lexikos - относящийся к слову и logos - учение) – раздел языкознания, изучающий словарный состав, лексику языка.

    Предметом изучения в лексикологии являются следующие аспекты словарного состава языка: проблема слова как его основной единицы, лексическое значение слова и типы этих значений, структура словарного состава.

    При выделении слова как единицы звучащей речи руководствуются следующими критериями:

    1.Слово – цельнооформленная единица , т.е. воспринимается как нечто целое. Сравните: черноглазый – чёрные глаза, квадрат – равносторонний треугольник.

    2. Слово выделяется в потоке речи. Это происходит благодаря ударению (как правило, каждое слово имеет самостоятельное ударение).

    3. Слово воспроизводимо , т.е. оно существует в нашей памяти в готовом виде, мы не составляем его каждый раз отдельно из звуков или букв, когда говорим или пишем.

    Однако главными являются содержательные, смысловые – семантические (от греч. sēmantikos – обозначающий) признаки слова . Слово способно выражать какое-то значение и указывать на отношения с другими словами в предложении, т.е. обладает лексическим и грамматическим значениями.

    Лексическое значение слова позволяет нам говорить о мире, называя словами разнообразные предметы и явления. В этом заключается важнейшая функция слова – номинативная (называющая). Грамматическое значение позволяет связывать слова в предложении. Лексическое значение индивидуально, присуще только одному слову. Например, лексическое значение слова берёза – «лиственное дерево с белой корой и сердцевидными листьями», слова кибернетика - «наука о системах и методах управления», волна – «водяной вал, образуемый колебанием водной поверхности». Но грамматическое значение у всех этих слов одно – они принадлежат к одной части речи (имени существительному), обладают постоянным признаком женского рода, употреблены в именительном падеже единственного числа. Грамматическое значение принадлежит целому классу слов и обязательно выражает себя в тексте или в высказывании при помощи предлогов, окончаний, порядка слов: берёза, от берёзы, к берёзе, берёзу, с берёзой, о берёзе, берёзы, от берёз, к берёзам, берёзы, с берёзами, о берёзах. Берёзы растут (именительный падеж). Вижу берёзы (винительный падеж). Лексическое значение во всех формах слова остаётся неизменным, оно выражается самой последовательностью звуков, и ничем иным.

    Когда были начаты работы по машинному переводу, необходимо было «обучить» машину расчленять предложения на отдельные слова, а потом установить, что значат эти слова. И тут учёные столкнулись с парадоксальной вещью: никто не смог определить, что такое слово. Если речь идёт о единицах типа лес, ходить, пять, сегодня , то они, несомненно, являются словами. Но кое-кто – одно слово или два? Сравните: кое у кого, кое с кем. Вряд ли следует считать самостоятельными словами под мышкой , хотя орфография требует от нас раздельного написания.

    Не все слова обладают «полным набором» перечисленных выше признаков. Так, в потоке речи служебные слова примыкают к знаменательным, имеют с ними общее ударение и образуют одно фонетическое слово (на нос, шёл бы ). Спорным является вопрос о наличии у служебных слов самостоятельного лексического значения, и всё же мы считаем их отдельными словами. Признаком воспроизводимости обладают и раздельнооформленные языковые единицы: съесть собаку, бить баклуши, белый гриб . Всё это свидетельствует о том, что невозможно дать полное, исчерпывающее определение такому феномену, как слово. Оно принадлежит к числу фундаментальных научных понятий (как число в математике), которые составляют базу данной науки, осознаются интуитивно, но точных, строгих определений не имеют.

    Лексикология изучает семантические типы слов, например, такие семантические особенности лексических единиц, как однозначность и многозначность , исследует структуру многозначных слов, выявляет типы значений, пути изменения и развития этих значений.

    Структура словарного состава рассматривается в двух аспектах . Во-первых, описываются системные отношения между словами, т.е. как, каким образом слова связаны между собой, что лежит в основе общности групп слов, образующих систему. Во-вторых, лексика классифицируется по разным основаниям: по сфере употребления (общеупотребительная и ограниченная в употреблении – диалектная, профессиональная, жаргонная); по стилевой принадлежности (межстилевая и стилистически окрашенная – официально-деловая, научная, публицистическая, разговорная, просторечная); по происхождению (исконная лексика и заимствования); с точки зрения активного и пассивного состава (пассивный состав – устаревшие слова и неологизмы).

    Основы лексикологии как науки в России заложены М.В.Ломоносовым, создавшим теорию «трёх штилей», т.е. обратившим внимание на стилистическую неоднородность лексики. С именами таких русских учёных, как И.И.Срезневский, А.Х.Востоков, Я.К.Грот, связано развитие исторической лексикологии и этимологии – раздела языкознания, изучающего происхождение слов. В.И.Даль, А.И.Соболевский, И.А.Бодуэн де Куртене положили начало исследованию территориальных диалектов и социальной дифференциации лексики. А.А.Потебня глубоко разработал проблемы, связанные с общей теорией слова (определение его формальных и смысловых границ, проблемы многозначности, смысловых отношений слов). Основы семасиологии – раздела языкознания, занимающегося изучением значений слов, общих закономерностей их развития, заложены М.М. Покровским. В дальнейшем этот аспект изучения слова был углублен в трудах Л.А. Булаховского, В.А. Звегинцева, Д.Н. Шмелёва, А.Е. Супруна.

    Социолингвистическое исследование лексики (лексики разных групп населения, изменений в ней) связано с именами учёных Е.Д. Поливанова, Б.А. Ларина, Д.С. Лихачёва, В.М. Жирмунского, В.В.Виноградова. Большой вклад в общую теорию слова внесли А.М. Пешковский, Л.В. Щерба, В.В. Виноградов, А.И. Смирницкий.

    Проблемам системности лексики уделялось внимание в работах А.А. Уфимцевой, Ю.Н. Караулова. Взаимодействие лексики с другими уровнями языка изучалось Ю.Д. Апресяном.

    С лексикологией тесно связаны такие лингвистические дисциплины, как лексикография, перевод, лингвопедагогика, культура речи; её данные используются в психолингвистике, нейролингвистике, социолингвистике.

    Некоторые аспекты и виды языковых единиц изучаются в особых разделах языкознания, таких, как, например, фразеология .

      Объект и предмет лексикологии

      Единицы лексико-семантической системы

      Специфика лексико-семантической системы

      Основные проблемы лексикологии

      Разделы лексикологии

    Литература

    _______________________________________________

      Объект и предмет лексикологии

    Лексикология (греч.lexis ‘слово’,lexikos ‘словарный’,logos ‘учение, наука’) – раздел языкознания, изучающийсловарный состав языка (лексику) в егосовременном состоянии иисторическом развитии .

    Разделы языкознания, изучающие разные ярусы языковой системы, фактически имеют два объекта :

      единица соответствующего уровня, ее природа и свойства,

      система единиц , отношения между этими единицами.

    Объекты лексикологии – это

      слово как лексическая единица (ЛЕ),

      лексика (словарный состав) как совокупность слов, определенным образом организованная, структурированная.

    Слово является объектом разных лингвистических дисциплин. Каждая из них рассматривает слово под определенным углом зрения, т.е. при общем объекте имеет свой предмет :

      в фонетике изучается звуковая сторона слова,

      в морфемике – строение слова,

      словообразовании – способы образования слов,

      в морфологии – грамматические формы и грамматические значения слова,

      в синтаксисе – способы соединения слов и форм слов в словосочетания и предложения [СРЯ, с. 165].

    Слово как грамматическая единица – это система всех его форм с их грамматическими значениями; слово каклексическая единица, или единица словаря, – это формально выраженная система всех его лексических значений [Русская грамматика, с. 453].

    В лексикологии слово рассматривается

      в аспекте его предметно-понятийного содержания

      и как единица словарного состава языка.

    Слово крыло , например, представляет здесь интерес

    а) как название :

      органа летания у птиц, насекомых, а также некоторых млекопитающих;

      несущей плоскости летательного или другого движущегося аппарата;

      вращающейся лопасти колеса ветряной мельницы;

      покрышки над колесом экипажа, автомобиля и т.п.;

      боковой пристройки, флигеля;

      крайней (правой или левой) части боевого построения;

      крайней (правой или левой) группировки какой-нибудь организации.

    б) как единица лексической системы , которая находится в определенных отношениях с другими лексическими единицами, напр., как входящая вкласс наименований частей тела птицы вместе со словамихвост, клюв и т. д.

    Противопоставление грамматических форм слова (словоформ) в одном и том же значении (крыло, крыла, крылу… ) являетсянесущественным для лексикологии. Это предмет изучения грамматики.

    Напротив, изучение сходства и различия семантических вариантов одного и того же слова во всей системе их форм (крыло, крыла, крылу … ‘орган летания’;крыло, крыла, крылу… ‘несущая плоскость’ и т.п.) – одна из важнейших задач лексикологии [СРЯ, с. 165].

    Однако при изучении слова в лексикологии невозможно полностью игнорировать грамматику, так как лексика и грамматика тесно связаны.

      Единицы лексико-семантической системы

    Слово – звук или комплекс звуков, обладающийзначением и служащийнаименованием предметов и явлений действительности [СРЯШ, с. 165].

    В определении зафиксирована знаковая природа слова и егофункция .

    Слово, в отличие от фонемы, – это знак :

      в нем есть и материальная сторона – звучание или написание (фонографическая оболочка),

      и идеальная сторона – значение .

    Основная функция слова – номинативная (лат. nominatio ‘называние, наименование’).Большинство словназывают предметы, их признаки, количество, действия, процессы и являются полнозначными, самостоятельными.

    Слова называют не только конкретные предметы, но и понятия об этих предметах, возникающие в сознании говорящих.

    Со словом соотносятся все единицы языка :

      фонемы иморфемы составляют структуру слова,

      словосочетания ипредложения состоят из слов.

    Это дает основание некоторым ученым говорить о том, что слово – это центральная единица языка .

    Так как слово – явление сложное и многоаспектное, термин слово многозначен и неопределенен: им обозначаются

      и слова как единицы словарного состава (языковые единицы);

      и слова как единицы речи, текста (слова в конкретных значениях и конкретных грамматических формах).

    Напр., в предложении Человек человеку друг

      три слова в конкретных грамматических формах

      и два слова как единицы словаря:человек идруг [Кодухов, с. 184].

      Словом называются и однозначные слова, и отдельные значениямногозначных слов.

    Для обозначения этих разных объектов в лексикологии используют более четкие термины.

      Наиболее общим является термин лексическая единица (ЛЕ )

    Лексическая единица – это единица лексического уровня языка, имеющаядвусторонний характер ,грамматическую оформленность и выполняющаяноминативную функцию .

    Термин лексическая единица являетсяродовым по отношению к терминамлексема илексико-семантический вариант :

    ┌─────────┴─────────┐

    лексема лексико-семантический

      Лексема (греч.l é xis ‘слово, выражение’) – единица лексического уровня языка, представляющая собой совокупностьвсех форм и значений одного слова [≈ ЛЭС, с. 257; ЭРЯ, с. 207].

    Т.е. лексема – это двусторонняя единица 1 :

    лексема = –––––––––––––––––––––––

    план выражения

    Термин лексема обычно употребляется только по отношению к словамзнаменательных частей речи .

      Лексико-семантический вариант (ЛСВ )– одно из лексических значений лексемы, выраженное фонографической оболочкой.

    Иначе: ЛСВ – лексема в одном из своих значений. Т.е. ЛСВ – это тожедвусторонняя единица. ЛСВ одной лексемы

      различаются своими лексическими значениями (ЛЗ)

      и совпадают по форме (звуковому и графическому выражению).

    Напр., рукав

      часть одежды, покрывающая руку (короткие рукава );

      ответвление от главного русла реки (правый рукав Волги );

      шланг для подачи жидкостей, сыпучих или вязких веществ, газов (пожарный рукав ).

    Все эти значения связаны отношениями семантической производности (носители языка осознают связь между этими значениями), так чтотождество слова не нарушается .

    Лексема представляет собой систему взаимосвязанныхЛСВ :

    лексема = ЛСВ 1 + ЛСВ 2 + ЛСВ 3

    Если слово однозначно , оно представленоодним ЛСВ :

      топот ‘шум, звуки от ударов ног при ходьбе’.

    Термин «лексическая единица» употребляется и применительно клексеме , и применительно кЛСВ , если нет необходимости их дифференцировать.

    ЛЕ, лексема и ЛСВ – это языковые единицы, т.к. представляют собойсовокупность значений и форм .

    В речи эти абстрактные единицы реализуются вконкретных единицах, т.к. каждый раз выбираетсяодно значение иодна форма:

      Платье с короткими рукавами .

      Конкретная реализация лексемы или ЛСВ в речи (тексте) называется:

      лекс (а ) (термин не очень употребителен),

      словоформа – слово в определенной грамматической форме (термин пришел из грамматики),

      словоупотребление – относительно новый термин.

      Специфика лексико-семантической системы

    Лексико-семантическая система (ЛСС) сходна по структуре с другими системами. Ее единицы, подобно фонемам и морфемам,

      входят в определенные классы единиц,

      противопоставляются,

      или, напротив, нейтрализуются,

      взаимодействуют друг с другом в контексте и т.п.

    Однако лексическая система существенно отличается от фонологической, морфологической и синтаксической систем.

    1) Основной особенностью словарного состава являетсясвязь слова с объектами внеязыковой действительности .

    Лексика отражает материальную и духовную культуру, общественную практику языкового коллектива. Поэтому в развитии и изменении словарного запаса большую роль играют внеязыковые (=экстралингвистические ; лат.extra ‘сверх’, ‘вне’)факторы . Лексический состав наиболее чутко реагирует на различные социальные, культурные, научные, политические и др. изменения в жизни общества. Напр., в результате тесных контактов с тюркскими народами в русском языке много тюркизмов. В эпоху ПетраIв русском языке появились многочисленные заимствования из европейских языков. После Октябрьской революции многие слова перестали употребляться, но, с другой стороны, возникло большое количество новых наименований. Большое количество новых слов появилось в связи с научно-технической революцией, перестройкой и т.д. [Маслов, с. 85].

    Тесная связь с объективной действительностью определяет все другие особенности лексической системы.

    2) Количество элементов ЛСС и разнообразие их отношений несопоставимо больше, чем в системах других единиц.

    ЛСС включает трудно исчислимое множество лексем: напр., «Словарь современного русского литературного языка» в 17-ти томах (Большой академический словарь – БАС) насчитывает 122 000 слов. Есть данные, что развитые языки (типа русского ,английского ,немецкого ) включаютоколо 1 млн. слов (если считать термины, просторечные, жаргонные и диалектные слова). При этом числофонем в разных языках в среднем 20–40,морфем – сотни (если речь не идет о корнях, но корней в любом случае меньше, чем слов),синтаксических конструкций – десятки.

    3) Количество лексических единиц не может быть определено точно .

    Трудно установить количество слов даже литературного языка (ЛЯ), состав которого постоянно меняется. Словари ЛЯ не включают диалектные и многие жаргонные слова, а механически суммировать количество слов в разных словарях невозможно. Кроме того, установление количества лексических единиц зависит от решения ряда теоретических проблем , напр.,

    4) Большинство слов языка каждый из носителейне использует или использует очень редко (это естественное следствие того, что в ЛСС огромное количество единиц). При этом мы используем, напр.,все фонемы своего языка (одни чаще, другие реже).Общеупотребительная литературная лексика РЯ включает до 300 тыс. слов, арядовой носитель языка использует в обыденной речи 1,53 тыс. слов. Даже в произведениях крупнейших писателей используется только очень незначительная часть словарного состава языка. Напр., словарьА. С. Пушкина включает 21 197 слов, а словарьВ. И. Даля (1801–1872) – около 200 000 [СРЯШ, с. 163; Барлас и др., с. 119–120].

    5) Т.к.ЛСС отражает изменения, происходящие в различных сферах жизни, она представляет собойоткрытый класс :

      с одной стороны, постоянно появляются новые слова и значения,

      а с другой, – уходят на периферию, а затем исчезают устаревшие слова или устаревшие значения слов.

    Соответственно, ЛСС относительно быстро меняется по сравнению с системами единиц других уровней, это самый «подвижный» уровень языка.

    Устойчивость иподвижность элементов лексики характеризуются определеннымравновесием , обеспечивающимстабильность словарного состава .

    Эти специфические особенности лексики делают невозможным изучение системных отношений между всеми элементами словарного состава [СРЯШ, с. 164, 165, 185; СРЯ, с. 169].

      Основные проблемы лексикологии

    Любой раздел языкознания изучает свой объект в синхронном и диахронном аспектах и решает следующие проблемы:

      определение основной единицы соответствующего уровня языковой системы, ее дифференциальных признаков; соотношение этой единицы с другими единицами языка;

      выявление системных отношений между единицами;

      функционирование единиц;

      изучение исторических изменений в системе единиц и правилах их функционирования.

    Соответственно формулируются основные проблемы лексикологии .

      Определение слова как самостоятельной единицы языка.

      Изучение семантической структуры слова (компоненты лексического значения и типы значений слов и т.д.).

      Выявление системности лексики (парадигматических и синтагматических отношений между словами):

      парадигматика : многозначность, омонимия, синонимия, антонимия, конверсия, семантическое поле и др.;

      синтагматика : сочетаемость лексических единиц.

      Дифференциация (стратификация) словарного состава с различных точек зрения:

      лексика исконная и заимствованная,

      активная и пассивная (устаревшая и новая),

      общенародная и ограниченного употребления (терминологическая, диалектная, жаргонная);

      стилистически нейтральная и стилистически маркированная (разговорная, книжная).

      Функционирование лексики:

      частотность лексики в речи и текстах;

      контекстуальные сдвиги значений;

      речевые синонимы, антонимы и т.д.

      Пути пополнения словарного запаса языка:

    а) использование внутренних ресурсов:

      создание новых слов,

      формирование новых значений,

      образование устойчивых словосочетаний;

    б) внешний источник – заимствования [ЛЭС, с. 260].

      Разделы лексикологии

    1. По предмету изучения различаются

      общая и частная лексикология,

      описательная (синхроническая) и историческая лексикология,

      сопоставительная лексикология,

      теоретическая и прикладная лексикология.

    Общая лексикология устанавливает общие закономерности строения, функционирования и развития лексики: изучает те качества, которые присущи словам и лексическим системам всех (многих) языков.

    Частная лексикология исследует словарный состав одного языка (двух, нескольких языков).

    Описательная (синхроническая) лексикология изучает словарный состав языка на современном этапе развития.

    Историческая лексикология исследует историю слов в связи с историей обозначаемых ими предметов, понятий, институтов. Историческая лексикология дает

      описание динамики словарного состава (или его участка) (диахронный подход),

      или статическое описание среза исторического состояния языка (синхронный подход) [ЛЭС, с. 260].

    Внутри исторической лексикологии выделяется этимология (греч.etymologia из etymon ‘истина’ и logos ‘слово, учение’) –

      раздел языкознания, изучающий происхождение слов,

      происхождение слова [ЛЭС, с. 596].

    Этимология проясняет первичную форму и значение слова , которые в процессе исторического развития языка нередко оказываются непонятными для носителей языка [Вендина, с. 113].

    Сопоставительная лексикология исследует словарный состав с целью выявления

      структурно-семантических сходств и различий между языками (независимо от их родства),

      общих лексикологических (чаще семантических) закономерностей.

    Прикладная лексикология противопоставленаназванным теоретическим дисциплинам, т.к. имеетпрактическую направленность. Она охватывает 4 сферы:

      лексикографию,

    • лингвопедагогику (обучение неродному языку),

      культуру речи [ЛЭС, с. 260].

    2. Основные аспекты изучения лексики:

      социолингвистический : изучаются свойства словарного состава языка, которые обусловлены социальными факторами (напр., заимствование лексики – следствие торговых, военных, культурных и др. контактов между народами);

      системно-семантический : слово изучается со стороны его лексического значения (ЛЗ); словарный запас изучается с точки зрения системных отношений между его элементами, внутренних закономерностей, организующих эту систему;

      функциональный ;

      временной (синхронный – диахронный).

    3. Внутреннее членение лексикологии – разделы лексикологии в зависимости отаспекта изучения лексики.

    1) Собственно лексикология (= внешняя лексикология) изучает лексические единицыв аспекте соотношения с объектами внешней действительности (социолингвистический аспект изучения лексики).

    В рамках собственно лексикологии изучается

      происхождение лексических единиц (исконная и заимствованная лексика),

      их употребление (активный и пассивный запас),

      социальная дифференциация лексики (общенародная, диалектная, жаргонная лексика) и т. д.

    2) Лексическая семантика (=внутренняя лексикология;системно-семантический аспект изучения лексики).

    Термин семантика (греч.s ē mantik ó s ‘обозначающий’) имеет значения:

      раздел языкознания, изучающий это содержание [ЛЭС, с. 438].

    Внутри единой дисциплины «семантика» выделяются морфемная семантика, лексическая семантика, синтаксическая семантика.

    Термин лексическая семантика обозначает:

      раздел лексикологии, который изучает значение слов,

      означаемое, план содержания лексических единиц (синоним термина лексическое значение ).

    В процессе речевого общения говорящий (пишущий), кодируя смысл, порождает текст, аслушающий (читающий), декодирует, воспринимает текст. В первом случае возникает вопрос: «С помощью какого слова (или каких слов) можно выразить этот смысл?», а во втором: «Что значит это слово?». Тем самым, значения лексических единиц могут исследоваться в двух противоположных направлениях:

      от означающего к значению и

      от значения к означающему [СРЯ, с. 171].

    В соответствии с этим выделяются два раздела (аспекта) семантики:

      семасиология (греч.s ē masia ‘значение, смысл’) – учение о значениях: значение изучается в направленииот формы к содержанию , и

      ономасиология (греч.onoma ‘имя’) = теория номинации: значение изучается в направленииот содержания к форме .

    Семасиология и ономасиология неразрывно связаны друг с другом, между ними нет четкой границы. Напр.,многозначность изучается всемасиологическом аспекте: какие значения выражает данная фонографическая оболочка. Однако многозначность возникает в результате переноса наименований (ср.:крыло ), а исследование способов номинации – этоономасиологический аспект.

    Оба аспекта семантики изучают слова

      в системном аспекте,

      в функциональном аспекте (новый аспект изучения лексики).

    В основе противопоставления этих аспектов лежит оппозиция язык – речь 2 .

    Функциональный аспект изучения лексических единиц называется прагматикой (греч.prágma род. п. prágmatos ‘дело, действие’) (термин стал активно употребляться в 60–70 гг. 20 в.).

    В широком значениипрагматика – 1) один из аспектов семиотики; 2) раздел языкознания, изучающий функционирование языковых знаков в речи – отношение между высказыванием, говорящим и контекстом (ситуацией)в аспекте человеческой деятельности [ЛЭС, с. 389; ЭРЯ, с. 360]. Лингвистическая прагматика изучает язык не «сам в себе и для себя», а как средство, используемое человеком для достижения его целей [Маслова, с. 29].

    Предмет лингвистической прагматики –речевые акты . Она исследует социально-коммуникативные условия, обусловливающие речевой процесс (кто говорящий; кому говорит; каковы отношения между этими субъектами; цель говорящего; его эмоциональное состояние; время и место речи).

    От этих внешних факторов зависит выбор номинации:

      дети говорят «предки » о своих родителях в отсутствии родителей;

      их двух лексических единиц врач идоктор только последняя используется в функции обращения;

      говорящие (пишущие) выбирают словомама илимать в зависимости от отношения и внешних условий (напр., заполнение анкеты).

    К области прагматики относится исследование косвенных смыслов, выражаемых языковыми единицами. Напр., выражения типа Здесь дует илиМне холодно косвенно означают просьбу закрыть окно. Ср.:

    Полина Андреевна. Вы были так увлечены разговором с Ириной Николаевной… Вы не замечали холода. Признайтесь, она Вам нравится …

    Доктор Дорн. Мне пятьдесят пять лет . (Чехов) [ЭРЯ, с. 361]. Очевидно, что цель доктора в данном случае – не просто сообщить свой возраст.

    В качестве самостоятельного раздела лексической семантики выделяется ономастика (греч.onomastik ē ‘искусство давать имена’) – раздел лексикологии, изучающийсобственные имена .

    Ономастика членится на подразделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

      антропонимика, этнонимика, топонимика, зоонимика, астронимика и т. д.

    Лексикология тесно взаимодействует с фразеологией илексикографией .

    Фразеология (греч.phrase ō s ‘выражение’) – раздел языкознания, в котором изучаютсяустойчивые сочетания слов :

      спустя рукава, не солоно хлебавши, где Макар телят не пас и т.д.

    Фразеологию рассматривают либо как раздел лексикологии , либо каксамостоятельную дисциплину .

    Лексикография (греч.lexikos ‘относящийся к слову’, graph ō ‘пишу’) – этоприкладная лингвистическая дисциплина, занимающаясятеорией ипрактикой составления словарей , т.е. это:

      наука о составлении словарей,

      деятельность по составлению словарей [ЛЭС, с. 258].

    Лексикография разрабатывает

      общую типологию словарей,

      принципы отбора лексики,

      расположение слов и словарных статей: выделение и классификация значений слова, его словарных определений, типы языковых иллюстраций и др. [Вендина, с. 114].

    Литература

    Алефиренко Н. Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Академия, 2004. Лексикология. Основные понятия. С. 191–196.

    Барлас Л. Г., Инфантова Г. Г., Сейфулин М. Г., Сенина Н. А. Русский язык. Ведение в науку о языке Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография. М.: Флинта:Наука, 2003. 2. Лексикология. 2.1. Предмет лексикологии. Понятие о лексике. С. 116–123.

    Вендина Т. И. Введение в языкознание. М.: Высшая школа, 2001. Глава 7. Лексикология. С. 112–114. Слово как предмет лексикологии. С. 114–118.

    Кодухов В. И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979 (2-е изд. – 1987) С. 145–155

    ЛЭС – Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1990. Лексикология. С. 259–261. Лексема. С. 257.

    Маслов Ю. С. Введение в языкознание. М.: Высш. шк., 1997 (или другое издание). Гл.III. Лексикология. С. 85–86. Слово как единица языка. С. 86–90.

    Маслова А. Ю. Введение в прагмалингвистику. М. : Флинта: Наука, 2007. 147 с.

    Реформатский А. А. Введение в языковедение. М.: Аспект Пресс, 1997 (1-е изд. – 1967). ГлаваII. Лексикология. § 7. Слово как предмет лексикологии. С. 60–74. § 8. Типы слов в языке. С. 74–80. § 25. Лексикография. С. 151–154.

    Русская грамматика. Т. 1: Фонетика. Фонология. Ударение. Интонация. Введение в морфемику. Словообразование. Морфология. М.: Наука, 1980.

    СРЯ – Современный русский язык. / под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высш. шк., 1989. Лексикология. § 1. Предмет и задачи лексикологии. С. 165–166.

    СРЯШ – Современный русский язык. Фонетика. Лексикология, Фразеология / под ред. П. П. Шубы. Минск: Прогресс, 1998. Лексикология. С. 162–163. Особенности словарного запаса языка как предмета изучения лексикологии. С. 163–164. Слово как единица лексикологии. С. 165–166.

    Шайкевич А. Я. Введение в лингвистику. М.: Академия, 2005. § 47. Предмет и задачи лексикологии. § 48. Слово. С. 137–138.

    ЭРЯ – Русский язык. Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия – Дрофа, 1997. Лексема. С. 207. Лексикология. С. 211–213. Лексикография. С. 209–211. Семема. С. 451.

    1Реже встречается более узкое понимание термина лексема – только как единицы плана выражения , которая представляет собой совокупность всех грамматических форм слова. В таком случае лексическая единица представляет собой единство лексемы и семемы [ЭРЯ, с. 207]:

    семема = план содержания

    ЛЕ = –––––––––––––––––––––––

    лексема = план выражения

    2Эти два блока: системный и функциональный – выделяются в любом разделе лингвистики: фонология: системная /функциональная; морфология: системная /функциональная; лексикология: системная / функциональная; синтаксис: системный /функциональный [Лукьянова Н. А. Лекции по лексикологии].


    Лекция 1 Введение в лексикологию План 1. Предмет и задачи лексикологии. Основные направления лексикологических исследований. Место лексикологии в науке о языке. 2. Слово как основная единица лексикологии Проблема определения слова Основные характеристики слова: номинативная функция, фонетическая и грамматическая цельнооформленность, идиоматичность. 3. Словарный состав русского языка и его количественные и качественные характеристики: а) множественность составляющих его единиц, б) подвижность состава, в) неопределённость границ между отдельными пластами; большое количество интернациональных элементов.


    СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Лексикология – в широком – в узком понимании, общая – частная, описательная – историческая, внутренняя – внешняя Лексическая единица Лексический запас, лексический состав Лексический уровень Лексикография Неопределённость границ между различными пластами лексических единиц Подвижность словарного состава Словарный запас, словарный состав Фразеология Воспроизводимость, воспроизводимая единица Идиоматичность – немотивированность значения Недвуударность, недвуударная единица Номинативная единица – единица номинации Номинативная функция слова – функция наименования Цельнооформленность, цельнооформленная единица Ономастика


    Основные понятия Лексикология (греч. lexicos – относящийся к слову, logos – учение) – раздел науки о языке, изучающий слово и словарный состав в целом. Предмет лексикологии – слово в системе его связей и отношений. Задача лексикологии – изучение и описание слова и лексической системы в целом. Лексикология в широком понимании включает учение не только о словах, но и об устойчивых (фразеологических) сочетаниях слов, о словообразовании. Общая лексикология изучает общие проблемы лексики как важнейшей части человеческого языка. Частная лексикология рассматривает проблемы лексики конкретного языка.


    Описательная лексикология изучает лексический состав языка в его современном состоянии. Историческая лексикология изучает словарный состав языка в историческом плане Внутренняя лексикология рассматривает внутренние проявления системности в лексике (многозначность, синонимию, антонимию и т.д.). Внешняя лексикология изучает в словарном составе языка стороны, обусловленные внешними факторами: а) формирование и развитие словарного состава, б) систематизацию лексики с точки зрения 1) сферы её употребления, 2) активного и пассивного словарного запаса, 3) стилистической окраски и функционально-стилевой принадлежности.








    Цельнооформленность – законченность оформления, целостность, нераздельность слова, невозможность вставки в него других единиц, невозможность перестановки частей слова. Цельнооформленность – главное структурное отличие слова от синтаксических единиц – словосочетания и предложения.




    Лекция 2 Введение в лексикографию. Основные словари русского языка План 1. Общее понятие лексикографии: общая – учебная лексикография. 2. Основные типы словарей: энциклопедические – лингвистические (филологические словари) 3. Основные типы лингвистических словарей: одноязычные – двуязычные (многоязычные); толковые – аспектные (словари синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, словообразовательные, орфографические, орфоэпические словари, словари иностранных слов). 4. Основные понятия лексикографического описания: словарная статья, заголовочное слово, фонетическая характеристика, грамматическая характеристика, семантизация, иллюстративные примеры, словообразовательное гнездо, пометы.


    Слова с словосочетания Энциклопедические словари Лингвистические (филологические) словари Общая лексикография Учебная лексикография Одноязычные словари Двуязычные (многоязычные) словари Толковые словари Аспектные словари Словари синонимов Словари антонимов Словари омонимов Словари паронимов


    Словообразовательные словари Орфографические словари Орфоэпические словари – словари ударений и произношения Лингвострановедческие словари Словари иностранных слов Словарь Ожегова Словарь Ожегова – Шведовой Словарь Даля Словарь Ушакова Большой академический словарь (БАС) Малый академический словарь (МАС) Учебные словари


    Структура словарной статьи Словарная статья Заголовочное слово, заголовочная единица Фонетическая характеристика заголовочной единицы Грамматическая характеристика заголовочной единицы Семантизация заголовочной единицы Словообразовательное гнездо Иллюстративные примеры Сочетаемость заголовочной единицы Алфавитный порядок расположения словарных статей Тематический порядок расположения словарных статей Гнездовой порядок расположения словарных статей Помета


    Воздух, естественная смесь газов, главным образом азота и кислорода, составляющая земную атмосферу. Под действием В. и воды совершаются важнейшие геологические процессы на поверхности Земли, формируется погода и климат. (БСЭ) ВО"ЗДУХ1, а, мн. нет, м. Сложное газообразное тело, составляющее атмосферу земли (физ). В. состоит гл. обр. из кислорода и азота. || Земная атмосфера; то, чем дышит живое существо. Спертый в. Выйти подышать воздухом. (СУ)


    ВОЗДУХ, -а, м. 1. Смесь газов, составляющая атмосферу Земли. Струя воздуха. В воздухе носится или чувствуется что-н. (перен.: заметно появление каких-н. идей, настроений). Повиснуть в воздухе (перен.: о ком-чем-н., оказавшемся в неопределенном положении. Вопрос повис в воздухе). Поднять на в. (взорвать). Взлететь на в. (взорваться, разлететься от взрыва). Из воздуха делать что-н. (перен.: из ничего, из пустого места). Воздух! (команда в знач.: тревога, появился вражеский самолет). Война в воздухе (средствами авиации). 2. Такая атмосфера как дыхательная среда человека, живого организма. Дышать воздухом. Городской, деревенский в. Свежий в. Бывать па воздухе (не в помещении). Выйти на в. (из помещения). На вольном воздухе (в саду или за городом). На открытом воздухе (не в помещении). Как в. нужен кто-н. (совершенно необходим). 3. То же, что атмосфера (во 2 знач.). В. свободы. Дышать воздухом кулис (о театральной жизни). || прил. воздушный, -ая, -ое (к 1 и 2 знач.). Воздушная ванна. Воздушная линия связи (не кабельная, на опорах).


    Лекция 2 Лексическая семантика Значение слова в структурном и функциональном аспектах План 1. Слово как языковой знак. 2. Семантический аспект изучения слова. Значение слова. Семантический треугольник Лексическое и грамматическое значение Компоненты смысловой структуры слова. Понятие семы Слово и лексико-семантический вариант (ЛСВ). Семантическая структура слова.


    СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Главное (первичное) значение слова Грамматическое значение слова Двусторонняя языковая единица Денотат, денотативное значение Дифференциальные семы Значение слова Интегральные семы Лексема Лексико-семантический вариант (ЛСВ) Лексическая семантика Лексическое значение слова Материальная оболочка слова (звучание, форма) Неполнозначные (служебные) слова Полнозначные слова


    СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ (продолжение) Ономасиология (от содержания к форме) План выражения (лексема, обозначающее) План содержания (семема, обозначаемое) Понятие, понятийный Сема Семантическая структура слова Семантический треугольник Семасиология (от формы и содержания) Семема Сигнификат, сигнификативное значение Смысловая структура слова Теория отражения, отображение Частные (вторичные) значения слова Языковый знак




    Основные понятия Лексическое значение – отображение в слове того или иного явления действительности (предмета, качества, отношения, действия, состояния). Грамматическое значение – значение формальной принадлежности слова (т.е. значение отношения), оно выражается несамостоятельным элементом, дополнительным по отношению к основной (вещественной) части слова, грамматической формой слова (окончанием и др.). Денотат – объект действительности, обозначенный словом. Сигнификат – понятийное содержание слова.


    Структура значения (семема) Семема треугольник состоит из 3-х сем: 1) плоская, (2) замкнутая, (3) ограниченная тремя прямыми линиями. Семема отец состоит из 5-и сем: 1) мужской пол, 2) родитель, 3) прямое родство, 4) кровное родство, 5) родитель в 1-ом поколении. Семема мужчина включает 3 семы: 1) человек, 2) взрослый, 3) мужской пол.


    Типы сем С точки зрения функции, которую выполняют те или иные семы в структуре семемы (лексического значения слова), различают интегральные и дифференциальные семы. Интегральные семы являются общими для слов определённой группы, класса. Например, для слов стол, шкаф, стул, полка, диван интегральная сема «мебель» и т.д. Дифференциальные семы являются специфическими для отдельных слов данной группы. Так, для слов стол – шкаф дифференциальными являются семы «форма», «назначение» и т.д.


    Основные понятия Лексико-семантический вариант (ЛСВ) – элементарная единица, слово в одном из его значений (А.И. Смирницкий). ЛСВ как элементарная лексическая единица – это совокупность всех грамматических форм данного слова, соотнесённых с одним определённым значением. Слово как основная лексическая единица обычно представляет собой структуру взаимосвязанных ЛСВ с одинаковым знаком. Семантическая структура слова – это иерархически организованная система ЛСВ данного слова. Роль ЛСВ в семантической структуре слова не равноценна. Выделяют главное (первичное) и частные (вторичные) значения. Главное значение то, которое в наименьшей степени зависит от контекста. Вторичные значения в большей степени обусловлены окружением.


    Семантическая структура слова Круг – 1. Часть плоскости, ограниченная окружностью, а также сама окружность. 2. Предмет в форме окружности (спасательный, резиновый круг). 3. Замкнутая область, в очерченных границах которой происходит совершение и развитие чего-либо (круг обязанностей, интересов, вопросов). 4. Группа людей, объединённых общими интересами, связями (круг знакомых, друзей; в своём кругу). 5. Круги - социальная совокупность лиц преимущественно интеллектуального, творческого труда (широкие круги общественности, литературные, журналистские круги; о дипломатических кругах: в кругу учёных, специалистов) и др. Иерархически главный ЛСВ – круг (1), в содержании которого в наибольшей степени проявляется внутренняя форма; с этим ЛСВ метафорически (по сходству формы) связаны все остальные ЛСВ слова круг.


    Лекция 3 Значение слова в структурном и функциональном аспектах (продолжение) План 1. Типы лексических значений: 1.1. по соотнесённости с денотатом, 1.2. по мотивированности, 1.3. по сочетаемости, 1.4. по функции. 2. Национально-культурная семантика лексических единиц русского языка 2.1. лингвострановедческая классификация лексических единиц: эквивалентная лексика безэквивалентная лексика фоновая лексика 3. Понятие коннотации


    1)по соотнесённости с предметом (денотатом): 2) прямые (книга, дом, бежать, тёплый день) 3)и переносные (нос – нос корабля, 4)светлый день – светлые мысли, 5)спешить на работу – часы спешат); 2) по мотивированности: непроизводные (первичные) и производные (вторичные) (трава, белый, два – травяной, белизна, двойка и т.д.);


    3) по сочетаемости: свободные – несвободные. Свободные значения встречаются в любых свободных сочетаниях данного слова с любым словом определённого грамматического класса (река, ловить, широкий). Свободные значения совпадают с номинативными. Фразеологически связанные значения проявляются в устойчивых сочетаниях: закадычный друг, потупить голову, кромешная тьма. Синтаксически обусловленные значения возникают у слов в определённой синтаксической позиции: Он осёл; Ты ворона; Она лиса и др. 4) по функции: номинативные (будущее, лоб) – экспрессивно-стилистические (синонимические) (грядущее, чело) и др.


    Эквивалентные слова – слова, которые могут быть адекватно переведены на другой язык (голова, небо, ходить, весёлый, горячий, быстро и т. д.). Безэквивалентные слова – слова, план содержания которых невозможно сопоставить с каким-либо иноязычным понятием, т. к. в другой культуре нет соответствующего денотата и, следовательно, лексических соответствий. Фоновые слова – слова, которые совпадают с иноязычными по сигнификативному значению, но отличаются страноведческим фоном.


    Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров выделяют семь групп безэквивалентных и фоновых слов: 1. Советизмы, т.е. слова, выражающие те понятия, которые появились в результате коренной перестройки общественной жизни после Октябрьской революции (Верховный совет, райсовет, исполком, дом отдыха, передовик, коллективизация, колхоз, ударник, комсомолец и т.д.). 2. Слова нового быта тесно примыкают к советизмам. Разделение этих двух групп слов несколько условно – всегда есть такие слова, которые с равным успехом можно было бы отнести к обеим группам сразу (рабфак, третий семестр, стройотряд, многотиражка, пятилетка, а также электричка, общественник, хозрасчёт и т.д.)


    3. Наименование предметов и явлений традиционного быта: (косоворотка, городки, каравай, гусли, сноп, балалайка, лапти и т. д.). 4. Историзмы, т.е. слова, обозначающие предметы и явления предшествующих исторических периодов: (кафтан, губерния, стрелец, волость, боярин, городовой, вече и т. д.). 5. Лексика фразеологических единиц: (бить баклуши, не ко двору, с три короба, лыка не вяжет, глас вопиющего в пустыне, ни на грош и т. д.). 6. Слова из фольклора: (красна девица, домовой, кудесник, леший, русалка, Баба Яга, Змей Горыныч, Колобок и т. д.). 7. Слова нерусского происхождения, так называемые тюркизмы, монголизмы, украинизмы и т. д.: (инжир, чайхана, чадра, гетман, галушки, борщ, пельмени, плов, манты, лаваш и т. д.).


    Коннотация – добавочное значение, эмоциональная окраска, дополнительное содержание слова (или выражения), семантические, стилистические, экспрессивно-эмоционально-оценочные оттенки, которые накладываются на его основное значение. К коннотативным оттенкам значения относятся также ассоциации, устойчиво связанные у носителей языка с данными словами. Коннотативным значением обладают также имена собственные: «Медный всадник», крейсер «Аврора», День Победы, Смоленск, Иван да Марья, Василий Тёркин и т.д.


    Лекция 4 Многозначность (полисемия) 1. Понятие многозначности. Причины возникновения многозначности в языке. 2. Способы возникновения многозначных слов Метафора и её разновидности Метонимия и её разновидности. 3. Типы полисемии. 4. Функционально-стилистическая роль полисемии. 5. Основные толковые словари русского языка.


    Метафора перенос названия с одного предмета на другой на основе их сходства. Типичные виды метафорического переноса обусловлены сходством предметов: сходство по форме: бородка ключа, горлышко бутылки; сходство по размеру: «жердь» долговязый человек, лошадиная доза; сходство по цвету: золотая осень; сходство по эмоциональному впечатлению; по порожденным ассоциациям: баран упрямый человек, глупый.


    Существует несколько классификаций метафор. Метафоры делятся на общеязыковые, утратившие свою образность и речевые индивидуально- стилистические. Н. Д. Арутюнова, показывая функциональные типы языковой метафоры, вычленяет: · номинативную метафору, · образную, · когнитивную (признаковую) · генерализирующую (как конечный результат когнитивной метафоры).


    Регулярная многозначность понимается как комбинация семем многозначного слова, присущая всем или хотя бы многим словам, входящим в определенный семантический класс. Так, слова типа школа, университет, институт имеют, наряду со значением 1. "учебное учреждение", значения 2. "здание" (новая школа сгорел(а)), 3. "люди в этом здании" (вся школа уехал(а) на экскурсию), 4. "учебные занятия" (школа ему надоел(а)) и некоторые др.


    Переименование предметов на основе их связи (смежности) в пространстве или во времени называется метонимией (др.-греч. – переименование»). Типы метонимии: пространственная – основана на физическом, пространственном соположении предметов, явлений. Перенос наименования помещения, учреждения на людей, живущих (работающих) в этом помещении: редакция, завод; временнáя – перенос названия действия на результат, т.е. на то, что возникает в процессе действия: переписка, перевод, шитье; логическая: перенос названия сосуда, емкости на объем того, что содержится в сосуде, емкости (выпить чашку, съесть тарелку каши); перенос названия вещества, материала на изделие из него (выставка фарфора, выиграли золото); перенос имени автора, создателя чего-либо на его творение (любить Левитана, перечитать Гоголя, пользоваться Далем (словарем); перенос названия действия на вещество (предмет) или на людей, с помощью которых осуществляется это действие (замазка, пропитка, подвеска, зажим, защита, нападение, смена (группа людей, осуществляющих действие – защиту, нападение, смену); перенос названия действия на место, где оно происходит (вход, выход, объезд, остановка, переход); перенос названия свойства, качества на то или того, что или кто обнаруживает, имеет это свойство, качество (бестактность, грубость слов, глупость человека); перенос названия географического пункта, местности на то, что в них производится (цинандали, саперави, гавани, гжель).


    Синекдоха – перенос наименования с части на целое или с целого на часть: И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. ой. Метонимии как и метафоры делятся на общеязыковые, утратившие свою образность и речевые индивидуально-стилистические. Сравните: Янтарь в его устах дымился.


    Типы полисемии 1. Радиальная полисемия Круг – 1. Часть плоскости, ограниченная окружностью, а также сама окружность. 2. Предмет в форме окружности (спасательный, резиновый круг). 3. Замкнутая область, в очерченных границах которой происходит совершение и развитие чего-либо (круг обязанностей, интересов, вопросов). 4. Группа людей, объединённых общими интересами, связями (круг знакомых, друзей; в своём кругу). 5. Круги - социальная совокупность лиц преимущественно интеллектуального, творческого труда (широкие круги общественности, литературные, журналистские круги; о дипломатических кругах: в кругу учёных, специалистов) и др.


    Цепочечная полисемия Чай. 1. Культивируемое вечнозеленое растение, высушенные и особо обработанные листья к- рого при заварке дают ароматный тонизирующий напиток. Плантации чая. Сбор чая. 2. Высушенные, измельченные и специально обработанные листья такого растения. Китайский, индийский ч. Чёрный, зелёный ч. Заварить ч. 3. Напиток, настоянный на таких листьях. Крепкий, жидкий ч. Стакан чаю. 4. Настой из заваренных сушёных листьев или плодов какого-н. растения, ягод. Липовый ч. Малиновый ч. Брусничный ч. 5. То же, что чаепитие. Вечерний ч. За чаем. Позвать к чаю.


    Радиально-цепочечная полисемия Глаз. 1. Орган зрения, а также само зрение. Чёрные, карие, серые, голубые глаза. 2. ед. В нек-рых сочетаниях: присмотр, надзор. Хозяйский г. Нужен г. да г. У семи нянек дитя без глазу(посл.). 3. ед. Дурной взгляд, сглаз. Бояться глазу. 4. Глазами кого. С точки зрения кого-н., в чьем-н. понимании. Россия глазами иностранца. Взрослые глазами детей.


    1. Объясните значения выделенных слов. 1). Не всё то золото, что блестит. Золото досталось китайским фигуристам. Щедрый платит золотом. Не то на серебре – на золоте едал. Сердце девушки – золото. Золото волос твоих овсяных. 2). Мере отливало зеленью. Город утопал в зелени. Продажа свежей зелени. Он заработал много зелени. 3). Суд состоялся на прошлой неделе. Вынесли пьесу на суд зрителей. Троекуров вышел, сопровождаемый всем судом.


    Тема 6. Омонимия – 2 ч. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие о лексических омонимах. 2. Типы омонимов по происхождению (этимологические, слово-образовательные, семантические). 3. Типы омонимов по структуре (языковые явления, сходные с лексической омонимией): омофоны, омоформы, омографы. 4. Разграничение омонимии и полисемии. 5. Стилистическая роль омонимов. 6. Словари омонимов.



    Уровень владения термином (как я знаю термин) I. I. Знаю, могу дать определение и употребить. II. II. Представляю в общих чертах, могу объяснить III. III. Встречал(а), не могу дать определение IV. IV. Не встречал(а). Агора, аллюзия, амфибрахий, волость, галактика, геном, гнейсы, коллодий, мальтоза, мытарь, нафтены, неорганические вещества, нулевое окончание, отрицательные числа, пищаль, планктон, проводники, радиан, рефлекторная дуга, свободные радикалы, семядоля, синекдоха, стратосфера, тетраэдр, точка росы, тромбоциты, туманность, частица, экспрессионизм, эпидермис.


    1) классификация терминологических единиц, входящих в школьную программу, по типу обозначаемого, 2) анализ средств и способов семантизации терминов, используемых в школьных учебниках, 3) построение системы способов семантизации терминов, в наибольшей степени соответствующей потребностям школьного обучения, 4) установление оптимальных соответствий между типом термина и способом его семантизации, 5) выделение предпочтительных типов дефиниций как основного (необходимого) способа семантизации термина, 6) определение структуры школьной дефиниции, степени её предметной полноты, лексического (терминологического) наполнения и т. д. 7) для концентрического изложения предметного материала разработка системы разноуровневых дефиниций, 8) выявление критериев отбора предметных знаний, включаемых в дефиниции разных типов и др.


    РИТОР ИЧЕСКИЙ ВОПР ОС Прилагательное риторический образовано от слова риторика – наука о красноречии, ораторском искусстве (греческое rhetoreke - ораторское искусство). Риторический - относящийся к риторике. Ключевые слова и словосочетания Риторика, риторический, вопрос, вопросительное предложение, вопросительный знак, утверждение, эмоциональность, выразительность, выразительная интонация Риторический вопрос – фигура, в которой в форме вопроса содержится утверждение. Риторический вопрос не требует ответа, он используется, чтобы усилить эмоциональность, выразительность речи. Риторический вопрос – предложение, вопросительное по структуре, передающее подобно повествовательному предложению, сообщение о чём- то. Таким образом, в риторическом вопросе имеется противоречие между формой (вопросительная структура) и содержанием (значение сообщения). Риторический вопрос не требует ответа. Риторический вопрос всегда синонимичен повествовательному предложению. После риторического вопроса ставится вопросительный знак, допустим восклицательный, изредка пользуются сочетанием того и другого. Сообщение в риторическом вопросе всегда бывает связано с выражением различных эмоционально-экспрессивных значений.


    Доколе, счастье, ты венцами Злодеев будешь украшать? (М. В. Ломоносов) На что бы походило, Когда б в правлении, в каком бы то ни было, Не с высших степеней, а с низших начинать Порядок наблюдать? (И. И. Хемницер) Видали вы литовские цветные пояса? Как будто вдоль овса – Средь маков васильковая струится полоса. (Саша Чёрный) Их основой является то, что риторический вопрос возникает всегда в условиях противодействия как эмоциональная реакция протеста. Поэтому для риторического вопроса характерно противоречие формы и содержания по признаку утвердительность – отрицательность. Так, предложения, отрицательные по форме, передают утвердительное сообщение, а предложения с утвердительной формой имеют значение отрицаний. В качестве риторического вопроса могут употребляться предложения любой вопросительной структуры: с местоименным вопросительным словом, с вопросительной частицей, без специальных вопросительных слов.


    АЛЛИТЕР АЦИЯ, и, -ж. Слово аллитерация латинского происхождения. Оно состоит из двух элементов. Первый (ad) обозначает предлоги к, при, второй (lit(t)era) – существительное буква. Аллитерация подчёркивает звучание отдельных слов, выделяя их и придавая особую выразительность. Аллитерация – повторение в художественном тексте, чаще поэтическом, согласных, создающих звуковой образ, усиливающих выразительность поэтической речи. ПолноЧной порою в болотной тиШи Чуть слыШно, беСШумно ШурШат камыШи. (К. Д. Бальмонт) СвиЩет ветер, Серебряный ветер, В Шелковом ШелеСте СнеЖного Шума… (С. А. Есенин) ТяЖело-Звонкое Скаканье По потряСённой моСтовой. (А. С. Пушкин)


    ГИП ЕРБОЛА, -ы, ж. Слово гипербола по-гречески означает «преувеличение». Гипербола – фигура, состоящая в чрезмерном преувеличении того, о чём говорится. (См. Литота). Гипербола - стилистическая фигура, основанная на намеренном преувеличении свойств изображаемого предмета, явления, действия. Часто сочетается с другими выразительными средствами (гиперболические сравнения, гиперболические метафоры и т. п.) Наиболее часто в русской литературе гиперболу использует Н. В. Гоголь. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов) Но я люблю – за что, не знаю сам – Её степей холодное молчанье, Её лесов безбрежных колыханье, Разливы рек её, подобные морям… (М. Ю. Лермонтов)

    Лексикология - наука, которая сосредотачивается на лексике конкретного языка. Она имеет свои законы и категории. Что изучает лексикология? Данная наука занимается разнообразными аспектами слов, а также их функциями и развитием.

    Понятие

    Лексикология - это наука, которая изучает словарный состав языка и его особенности. Предметом данного раздела языкознания является следующее:

    • Функции лексических единиц.
    • Проблема слова как базового составляющего элемента языка.
    • Типы и виды лексических единиц.
    • Структура словарного запаса языка.

    Это еще не полный перечень того, что изучает лексикология. Данная наука занимается вопросами пополнения и расширения словарного состава, а также рассматривает связи и противоречия между лексическими единицами.

    Объект изучения

    Слово и его значение - это основа для многих наук. Этими вопросами занимается морфология, а также разнообразные направления словообразования. Однако если в этих науках слова являются средством изучения грамматических структур или изучения разнообразных моделей для разных вариантов словообразования, то, то, что изучает лексикология, используется непосредственно для познания специфики самых слов. Лексические единицы рассматриваются не просто как совокупность букв и звуков, а являются целостной системой, которая имеет свои связи, функции, категории и понятия. Это и выступает объектом изучения лексикологии. Она рассматривает не отдельные слова, а всю лексику как что-то целое и нераздельное.

    Такой подход имеет свои особенности. Это позволяет относить к категории не только слова, но также и устойчивые словосочетания, которые имеют определенную аналитическую роль.

    Проблема слова

    Лексикология современного русского языка сосредотачивается на объекте и предмете своего изучения. Поскольку слово рассматривается как некоторая единица, которая имеет связи между своей формой и содержанием, то оно рассматривается в трех основных аспектах:

    • Структурный. Изучается форма слова, его структура и составляющие компоненты.
    • Семантический. Рассматривается значение лексических единиц.
    • Функциональный. Исследуется роль слов в речи и в общей структуре языка.

    Если говорить о первом аспекте, то лексикология - это наука, которая устанавливает конкретные критерии для определения отличия и тождества отдельных слов. Для этого лексические единицы сопоставляются со словосочетаниями, а также разрабатывается аналитическая структура, которая позволяет установить инварианты слова.

    Что касается семантического аспекта, то этим занимается отдельная наука - семасиология. Она изучает связь между словом и определенным объектом. Это важно для лексикологии. Она изучает слово и его значение, а также его отдельные категории и типы, что позволяет выделять такие понятия, как моносимия (однозначность) и полисимия (многозначность). Лексикология также занимается исследованием причин, которые приводят к появлению или утрате словом своего значения.

    Функциональный аспект рассматривает лексическую единицу как объект, который связывается с другими подобными элементами и выстраивает целую систему языка. Здесь важна роль взаимодействия лексики и грамматики, которые, с одной стороны, поддерживают, а с другой - ограничивают друг друга.

    Понятие словарного состава

    Лексикология рассматривает слова как систему, которая состоит из нескольких подсистем. Лексические единицы образуют группы, которые разные по объему, форме и содержанию. Это часть того, что изучает лексикология. Словарный запас исследуется одновременно в двух аспектах: как групповые отношения между отдельными единицами и их правильное расположение по отношению друг к другу. Благодаря этому лексику можно распределить на отдельные категории. Например, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы, гипонимы и др.

    Дополнительно практически любой раздел языкознания, в том числе и русская или английская лексикология, изучает более объемные группировки слов, которые называются полями. Обычно это строится на основе ядра поля, например, определенном количестве ключевых слов, и самых границ, которые являют собой разнообразные парадигматические, семантические, грамматические или другие типы отношений с данными лексическими единицами.

    Разделы лексикологии

    Как и любая другая наука, лексикология имеет свою систему дисциплин, которые отвечают за определенные аспекты ее объекта и предмета изучения:

    • Семасиология. Занимается значениями слов и словосочетаний.
    • Ономасиология. Изучает процедуру называния объектов и явлений.
    • Этимология. Исследует происхождение слов.
    • Ономастика. Занимается именами собственными. Это касается как имен людей, так и географических названий.
    • Стилистика. Изучает значение слов и выражений коннотативного характера.
    • Лексикография. Занимается способами организации и составления словарей.
    • Фразеология. Исследует фразеологизмы и стойкие выражения.

    Разделы лексикологии имеют свои собственные категории, а также объект и предмет изучения. Кроме того, выделяют некоторые типы данной науки. В частности, речь идет об общей, частной, исторической, сопоставительной и прикладной лексикологии. Первый тип отвечает за общие закономерности лексики, включая ее структуру, этапы развития, функции и др. Частная лексикология занимается исследованием конкретного языка. Исторический тип отвечает за развитие слов в связи с историей наименований объектов и явлений. Сопоставительная лексикология исследует слова с целью выявления родства между разными языками. Последний тип отвечает за такие процессы, как культура речи, особенности перевода, лингвистическая педагогика и лексикография.

    Категории лексических единиц

    Словарный состав любого языка отличается разнообразием и разнородностью. Соответственно, выделяют категории, которые имеют свои отличительные черты и особенности. Русская лексикология предвидит следующие подвиды:

    • По сфере применения: общеупотребляемые слова и лексические единицы, которые применяются в особых ситуациях (наука, поэзия, просторечье, диалекты и др.).
    • По эмоциональной нагрузке: нейтральные и эмоционально окрашенные единицы.
    • По историческому развитию: неологизмы и архаизмы.
    • По своему происхождению и развитию: интернационализмы, заимствования и др.
    • По функциональности - активные и пассивные лексические единицы, а также окказионализмы.

    Учитывая постоянное развитие языка, границы между словами являются нечеткими, и они могут переходить из одной группы в другую.

    Проблемы

    Как и любая другая наука, лексикология занимается решением определенных проблем. Современные специалисты выделяют следующие:

    • Частотность слов в тексте.
    • Разница между лексическими единицами на письме и в устной речи.
    • Возможности слов, которые позволяют создавать новые названия для предметов и явлений.
    • Изменение значений лексики.

    Наука также изучает варианты сочетаемости слов на разных уровнях: семантическом и лексическом.

    Способы пополнения словарного запаса

    Лексикология занимается исследованием вариантов номинаций. Под этим понимают различные способы и методы расширения словарного состава. Для этого могут быть использованы как внутренние ресурсы конкретного языка, так и привлечение лексических единиц из других языков. Различают следующие способы пополнения словарного состава:

    • Словообразование - создание новых слов.
    • Конструирование новых значений для уже существующих слов: полисемия, перенос значений и др.
    • Образование стойких словосочетаний.
    • Заимствование.

    Эти способы характерны для любого языка, однако в каждом конкретном случае имеют свои особенности и отличительные черты.

    Методы

    Для своих нужд лексикология пользуется общелингвистическими методами исследования. К ним относятся:

    • Дистрибуция. Отвечает за определение рамок лексической единицы, за количество значений и др.
    • Субституция. Изучает явления синонимии и вариации слов.
    • Компонентный метод. Отвечает за расщепление лексических единиц на отдельные компоненты, а также занимается их общей структурой.
    • Трансформация. Используется в процессе словообразования с целью определения главного компонента слова.
    • Используется для определения частотности использования лексических единиц, а также для вычисления их семантических, парадигматических и других типов связей.

    Информация, полученная при помощи данных методов, используется и в других науках, среди которых психолингвистика, нейролингвистика, а также ряд дисциплин социального характера.