Определение летописи в литературе. Что такое Летопись? Значение и толкование слова letopis, определение термина. Существует несколько самых известных списков

Подписаться на сайт

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

На уроках литературы дети узнают о самых разнообразных художественных произведениях. Нередко можно услышать и слово летопись.

Определение летописи

Несмотря на то, что летопись считается литературным жанром, именно благодаря ей люди знают о многочисленных исторических событиях, которые могли бы затеряться во времени. В таких записях по годам описывали все значимые происшествия, и каждый раз текст начинался с фразы «В лето …», что обозначает «В году…». Именно отсюда и образовалось название. Это описание событий по годам.

Подобное существовало далеко не только на Руси. Например, в знаменитой Византии люди сохраняли свою историю с помощью хроник, а в Европе существовали ещё и анналы.

Русские летописи считаются памятниками древнерусской литературы, а также именно на них основывается история России и ряда восточнославянских земель. Первые представители таких записей появились примерно в одиннадцатом веке, в Киеве, хотя события, описанные в них, датируются ещё девятым веком.


Известные летописи

Всего существует примерно пять тысяч таких литературных памятников, однако среди них практически нет оригиналов. Некогда записанные исторические факты многократно переписывались заново и перерабатывались. Таким образом, с четырнадцатого по восемнадцатый век создавались списки – переписанные тексты . В зависимости от того, кем именно и когда создавался такой список, он различался как по используемым выражениям, так и по самим событиям, которые было решено включить в текст. В связи с этим, можно с уверенностью сказать, что первоначальных исторических источников уже нет , а сохранившиеся летописи – это своеобразные сборники избранных записанных событий.

Существует несколько самых известных списков.

  • Несторовский. Его также называют Хлебниковским, так как русский библиограф Сергей Дмитриевич Полторацкий получил его от Петра Кирилловича Хлебникова, собиравшего рукописи. Первое издание этого списка было на немецком языке.
  • Лаврентьевский список был открыт миру благодаря Алексею Ивановичу Мусин-Пушкину. Его составляющей является всем известная «Повесть временных лет», которую до сих пор изучают в школах.
  • Ипатьевский список называется так потому, что бы найден Карамзиным в Ипатьевском монастыре.
  • Радзивилловский список был создан в конце пятнадцатого века. В нем присутствует огромное количество изображений – более шестисот. По этой причине такую летопись называют лицевым списком.

Различия по местности

Независимо от того, какая летопись бралась за основу, она сильно менялась в связи с местностью, где её переписывали. Первыми появились Новгородские, которые акцентировали внимание на крещении своего города. Эти записи сильно сжаты, написаны исключительно деловым слогом. Здесь нет никаких вольностей и поэтических красок.

Псковские летописи появились немного позднее, после создания повести о Довмонте. В них подробно и живо описывается Псковский быт. Галицко-волынские отличаются сильным поэтическим колоритом. Изначально текст прописывался без годов, которые впоследствии кое-как подписали. Летописи северо-восточной Руси сильно сконцентрированы на Ростове и практически не имеют поэтических элементов.

Одной из последних летописей стала Московская «Царственная книга». Вскоре после этого подобные записи стали формироваться в полноценные произведения, Сказания и простые записки.


  • Ле́топись (или летописа́ние) - исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками, в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

    Русские летописи сохранились в большом количестве так называемых списков XIV-XVIII веков. Под списком подразумевается «переписывание» («списание») с другого источника. Списки эти по месту составления или по месту изображаемых событий исключительно или преимущественно делятся на разряды (первоначальная киевская, новгородские, псковские и т. д.). Списки одного разряда различаются между собой не только в выражениях, но даже в подборе известий, вследствие чего списки делятся на изводы (редакции). Так, можно сказать: Летопись первоначальная южного извода (список Ипатьевский и с ним сходные), Летопись первоначальная суздальского извода (список Лаврентьевский и с ним сходные).

    Такие различия в списках наводят на мысль, что летописи - это сборники, и что их первоначальные источники не дошли до нас. Мысль эта, впервые высказанная П. М. Строевым, ныне составляет общее мнение. Существование в отдельном виде многих подробных летописных сказаний, а также возможность указать на то, что в одном и том же рассказе ясно обозначаются сшивки из разных источников (необъективность преимущественно проявляется в сочувствии то к одной, то к другой из противоборствующих сторон) ещё более подтверждают это мнение.

    Наиболее древние русские летописи - монаха Лаврентия (Лаврентьевская летопись, судя по приписке − 1377 г.), и Ипатьевская XIV века (по названию Ипатьевского монастыря под Костромой, где она хранилась); но в основе их более древний свод начала XII века. Свод этот, известный под именем «Повести временных лет» является первой Киевской летописью.

    Летописи велись во многих городах. Новгородские (харатейный синодальный список XIV века, Софийский) отличаются сжатостью слога. Псковские - живо изображают общественную жизнь, южнорусские - литературные, местами поэтичны. Летописные своды составлялись и в московскую эпоху русской истории (Воскресенская и Никоновская Летопись). Так называемая «царственная книга» касается правления Ивана Грозного. Затем Летописи получают официальный характер и понемногу обращаются частью в разрядные книги, частью в «Сказания» и записки отдельных лиц.

    В XVII столетии появились и получили широкое распространение частные летописи. Среди создателей таких летописей можно назвать земского дьячка Благовещенского погоста (р. Вага) Аверкия.

    Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества. Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого. Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи, Сибирские летописи), Башкирии (Башкирское шежере).

Великие философы часто повторяли, что люди, не знающие своего прошлого, не имеют будущего. Историю своей семьи, своего народа, своей страны следует знать хотя бы для того, чтобы не приходилось делать одни и те же открытия, совершать одни и те же ошибки.

Источниками информации о событиях прошлого служат официальные документы государственного уровня, записи религиозных, социальных, образовательных учреждений, сохранившиеся свидетельства очевидцев и многое другое. Самым древним документальным источником считаются летописи.

Летопись - один из жанров Древнерусской литературы, бытовавший с XI по XVII века. По своей сути это последовательное изложение значительных для истории событий. Записи велись по годам, по своему объему и подробности изложения материала они могли сильно различаться.

Какие события заслуживали упоминания в летописях?

Во-первых, это поворотные моменты в биографии русских князей: вступление в брак, рождение наследников, начало княжения, боевые подвиги, смерть. Иногда русские летописи описывали чудеса, происходящие от мощей почивших князей, например, Бориса и Глеба, первых русских святых.

Во-вторых, летописцы уделяли внимание описанию небесных затмений, солнечных и лунных, эпидемий серьезных болезней, землетрясений и т.д. Нередко летописцы пыталась установить зависимость между природными явлениями и историческими событиями. Например, поражение в сражении могло объясняться особым положением звезд на небе.

В-третьих, древние летописи рассказывали о события государственного значения: военных походах, нападениях врагов, строительстве культовых или административных сооружений, церковных делах и т.д.

Общие черты известных летописей

1) Если вспомнить, что такое летопись, то можно догадаться, почему этот жанр литературы получил такое название. Дело в том, что вместо слова «год» авторы использовали слово «лето». Каждая запись начиналась со слов «В лето», далее следовало указание года и описание события. Если с точки зрения летописца ничего значительного не произошло, то ставилась помета - «В лето ХХХХ бысть тишина». Полностью пропустить описание того или иного года летописец не имел права.

2) Некоторые русские летописи начинаются не с возникновения Российского государства, что было бы логично, а с сотворения мира. Таким образом летописец стремился вписать историю своей страны в общечеловеческую историю, показать место и роль своей родины в современном для него мире. Датировка также велась от сотворения мира, а не от Рождества Христова, как мы делаем сейчас. Промежуток между этими датами равен 5508 годам. Поэтому запись «В лето 6496» содержит описание событий 988 года - Крещение Руси.

3) Для работы летописец мог использовать труды своих предшественников. Но он не только включал оставленные ими материалы в свое повествование, но и давал им свою политическую и идеологическую оценку.

4) От других жанров литературы летопись отличается особой стилистикой. Авторы не использовали никаких художественных приемов для украшения своей речи. Главным для них были документальность и информативность.

Связь летописи с литературными и фольклорными жанрами

Особая стилистика, о которой было сказано выше, однако, не мешала летописцам периодически прибегать к устному народному творчеству или другим литературным жанрам. Древние летописи содержат элементы легенд, преданий, героического эпоса, а также житийной и светской литературы.

Обращаясь к топонимической легенде, автор стремился объяснить, откуда пошли названия славянских племен, древних городов и всей страны. Отголоски обрядовой поэзии присутствуют при описании свадеб и похорон. Для изображения славных русских князей и их героических деяний могли использоваться приемы эпоса. А для иллюстрации быта правителей, например, устраиваемых ими пиров, - элементы народных сказаний.

Житийная литература с ее четкой структурой и символикой давала летописцам и материал, и метод описания чудесных явлений. Они верили во вмешательство божественных сил в человеческую историю и отражали это в своих трудах. Элементы светской литературы (поучений, повестей и т.д.) авторы использовали для отражения и иллюстрации своих взглядов.

В ткань повествования также вплетались тексты законодательных актов, княжеских и церковных архивов, другие официальные документы. Это помогало летописцу дать наиболее полное представление о важных событиях. А что такое летопись, как не всеобъемлющее историческое описание?

Самые известные летописи

Следует отметить, что летописи делятся на местные, получившие большое распространение во времена феодальной раздробленности, и общероссийские, описывающие историю всего государства. Список самых известных представлен в таблице:

Вплоть до XIX века считалось, что «Повесть временных лет» - это первая летопись на Руси, а ее создатель монах Нестор - первый русский историограф. Это предположение было опровергнуто А.А. Шхматовым, Д.С. Лихачевым и другими учеными. «Повесть временных лет» не сохранилась, но ее отдельные редакции известны по спискам в более поздних произведениях - Лаврентьевской и Ипатьевской летописях.

Летопись в современном мире

К концу XVII века летописи утратили свое историческое значение. Появились более точные и объективные способы фиксации событий. История стала изучаться с позиций официальной науки. А у слова «летопись» появились дополнительные значения. Уже не вспоминаем мы о том, что такое летопись, когда читаем заголовки «Летописи жизни и творчества N», «Летопись музея» (театра или любого другого учреждения).

Есть журнал, киностудия, радиопередача с названием «Летопись», а любителям компьютерных игр наверняка знакома игра «Летопись Аркхема».

Раскрывая вопрос о том, что такое летопись, необходимо сказать, что она, являясь документальным подтверждением истории Древней Руси, представляет собой рукописные своды сочинений, которые раскрывают события в хронологическом порядке.

Данные документы интересны историкам, лингвистам, этнологам и филологам, поскольку являются источником изучения прошлых лет, благодаря которому мы имеем возможность познать события определённой эпохи, а также язык, культуру и обычаи. К тому же, на их основании написана современная история.

Летописи древней Руси писались как отдельными личностями так и целыми группами (Ипатьевский монастырь). На сегодняшний день исторические своды не сохранились в оригинале, они существуют в переписанных с источника копиях.

Самым древним документом Руси принято считать «Повесть временных лет», которая была написана в Киеве в XII веке. Задача составителей заключалась в описании исторических событий, которые происходили по всей державе. До XVII века летописцами писались при монастырях и княжих дворах целые книги. Данная профессия пользовалась у людей уважением, поскольку считалось, что она способствует созданию огромного наследия для потомков.

Рассматривая то, что такое летопись, следует отметить, что название своё она берёт от слов «В лето…», с которого начинался каждый рассказ. Такие записи постепенно собирались в своды, которые делились на разряды в зависимости от места их составления или описываемых событий (киевские, псковские, новгородские и прочие). Все они отличались выражениями и подборами известий, в результате чего со временем стали делиться на так называемые изводы.

Летописи писались во многих основными из них принято считать следующие:

1. Лаврентьевский список (происхождение неизвестно) - раскрывает происхождение Киевской Руси и описывает времена правление князя Владимира. Большую часть его содержания составляет «Повесть временных лет».

2. Несторовский или Хлебниковский список (происхождение неизвестно) - описывает времена правления

3. Радзивилловский список (написан в XV веке) - имеет множество иллюстраций, поэтому называется лицевым. Первая его копия была сделана в 1716 году, а в 1767 году он был напечатан полностью без каких-либо исправлений.

Таким образом, зная, что такое летопись, рассмотрим, как она составлялась. Так, источником для написания документов служили небольшие записки происшествий, составленные в хронологическом порядке, а также различные предания и песни. Все материалы обрабатывались составителем и на их основе писались исторические своды.

В зависимости от места описываемых событий различают новгородские, киевские, псковские летописи, а также галицко-волынские и летописи северо-восточной Руси.

это - это дошедшие до наших дней и сыгравшие великую роль в становлении нашего Отечества. И хотя во времена войн противниками массово были уничтожены хранилища книг в усадьбах и монастырях, мы всё-таки имеем возможность изучать историю по сделанным из первоисточников копиям.

Однако не все летописи являются официальными, многие из них имеют частные заметки (например, в повествовании о походе князя Иоанна Васильевича на Угру можно встретить письмо Васиана). Также некоторыми людьми вносилось в них время службы своих предков, а хронографами - русских событий.

Таким образом, разобравшись в том, что такое летописьи как она создавалась, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день, благодаря этим историческим и литературным документам, мы имеем представление о жизни, обычаях и культуре наших предков. Это наследие играет важную роль в развитии современного общества.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ле́топись (или летописа́ние ) - исторический литературный жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. Запись событий каждого года в летописях обычно начинается словами: «в лето …» (то есть «в году …»), отсюда название - летопись. В Византии аналоги летописи назывались хрониками , в Западной Европе в Средние века анналами и хрониками.

Существовали и литовские (белорусские) летописи, летописи Молдавского княжества . Казацкие летописи касаются, главным образом, эпохи Богдана Хмельницкого . Летописание велось также в Сибири (Бурятские летописи , Сибирские летописи), Башкирии (Башкирское шежере).

Напишите отзыв о статье "Летопись"

Литература

  • Полное собрание русских летописей (ПСРЛ), т. 1-31, СПБ. М. - Л., 1841-1968.
  • Шахматов А. А. Обозрение русских летописных сводов XIV-XVI вв. - М. - Л., 1938.
  • Насонов А. Н. История русского летописания XI - нач. XVIII вв. - М., 1969.
  • Лихачёв Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение, М. - Л., 1947.
  • Очерки истории исторической науки в СССР. Т. 1. М., 1955.
  • Поппэ А. //Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2008. № 3 (33). С. 76-85.
  • Конявская Е. Л. Проблема авторского самосознания в летописи // Древняя Русь. Вопросы медиевистики . 2000. № 2. С. 65-75.
  • Киянова О. Н. Поздние летописи в истории русского литературного языка: конец XVI - начало XVIII веков / Рецензенты: М. Л. Ремнёва , А. А. Буров . - СПб. : Алетейя, 2010. - 320 с. - 1000 экз. - ISBN 978-5-91419-382-6 . (в пер.)

Источники

  • Бестужев-Рюмин К. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Летопись

Наташа рассказывала, что первое время была опасность от горячечного состояния и от страданий, но в Троице это прошло, и доктор боялся одного – антонова огня. Но и эта опасность миновалась. Когда приехали в Ярославль, рана стала гноиться (Наташа знала все, что касалось нагноения и т. п.), и доктор говорил, что нагноение может пойти правильно. Сделалась лихорадка. Доктор говорил, что лихорадка эта не так опасна.
– Но два дня тому назад, – начала Наташа, – вдруг это сделалось… – Она удержала рыданья. – Я не знаю отчего, но вы увидите, какой он стал.
– Ослабел? похудел?.. – спрашивала княжна.
– Нет, не то, но хуже. Вы увидите. Ах, Мари, Мари, он слишком хорош, он не может, не может жить… потому что…

Когда Наташа привычным движением отворила его дверь, пропуская вперед себя княжну, княжна Марья чувствовала уже в горле своем готовые рыданья. Сколько она ни готовилась, ни старалась успокоиться, она знала, что не в силах будет без слез увидать его.
Княжна Марья понимала то, что разумела Наташа словами: сним случилось это два дня тому назад. Она понимала, что это означало то, что он вдруг смягчился, и что смягчение, умиление эти были признаками смерти. Она, подходя к двери, уже видела в воображении своем то лицо Андрюши, которое она знала с детства, нежное, кроткое, умиленное, которое так редко бывало у него и потому так сильно всегда на нее действовало. Она знала, что он скажет ей тихие, нежные слова, как те, которые сказал ей отец перед смертью, и что она не вынесет этого и разрыдается над ним. Но, рано ли, поздно ли, это должно было быть, и она вошла в комнату. Рыдания все ближе и ближе подступали ей к горлу, в то время как она своими близорукими глазами яснее и яснее различала его форму и отыскивала его черты, и вот она увидала его лицо и встретилась с ним взглядом.
Он лежал на диване, обложенный подушками, в меховом беличьем халате. Он был худ и бледен. Одна худая, прозрачно белая рука его держала платок, другою он, тихими движениями пальцев, трогал тонкие отросшие усы. Глаза его смотрели на входивших.
Увидав его лицо и встретившись с ним взглядом, княжна Марья вдруг умерила быстроту своего шага и почувствовала, что слезы вдруг пересохли и рыдания остановились. Уловив выражение его лица и взгляда, она вдруг оробела и почувствовала себя виноватой.
«Да в чем же я виновата?» – спросила она себя. «В том, что живешь и думаешь о живом, а я!..» – отвечал его холодный, строгий взгляд.
В глубоком, не из себя, но в себя смотревшем взгляде была почти враждебность, когда он медленно оглянул сестру и Наташу.
Он поцеловался с сестрой рука в руку, по их привычке.
– Здравствуй, Мари, как это ты добралась? – сказал он голосом таким же ровным и чуждым, каким был его взгляд. Ежели бы он завизжал отчаянным криком, то этот крик менее бы ужаснул княжну Марью, чем звук этого голоса.
– И Николушку привезла? – сказал он также ровно и медленно и с очевидным усилием воспоминанья.
– Как твое здоровье теперь? – говорила княжна Марья, сама удивляясь тому, что она говорила.
– Это, мой друг, у доктора спрашивать надо, – сказал он, и, видимо сделав еще усилие, чтобы быть ласковым, он сказал одним ртом (видно было, что он вовсе не думал того, что говорил): – Merci, chere amie, d"etre venue. [Спасибо, милый друг, что приехала.]
Княжна Марья пожала его руку. Он чуть заметно поморщился от пожатия ее руки. Он молчал, и она не знала, что говорить. Она поняла то, что случилось с ним за два дня. В словах, в тоне его, в особенности во взгляде этом – холодном, почти враждебном взгляде – чувствовалась страшная для живого человека отчужденность от всего мирского. Он, видимо, с трудом понимал теперь все живое; но вместе с тем чувствовалось, что он не понимал живого не потому, чтобы он был лишен силы понимания, но потому, что он понимал что то другое, такое, чего не понимали и не могли понять живые и что поглощало его всего.
– Да, вот как странно судьба свела нас! – сказал он, прерывая молчание и указывая на Наташу. – Она все ходит за мной.
Княжна Марья слушала и не понимала того, что он говорил. Он, чуткий, нежный князь Андрей, как мог он говорить это при той, которую он любил и которая его любила! Ежели бы он думал жить, то не таким холодно оскорбительным тоном он сказал бы это. Ежели бы он не знал, что умрет, то как же ему не жалко было ее, как он мог при ней говорить это! Одно объяснение только могло быть этому, это то, что ему было все равно, и все равно оттого, что что то другое, важнейшее, было открыто ему.