Нулевые окончания в русском. Что такое окончание. Грамматическое значение окончаний разных частей речи

Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.

Грамматическое значение окончаний разных частей речи.

  1. Имя существительное . Окончания существительных

    река - реки - рекам

  2. Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных указывают на их число и падеж и род:

    красивый - красивая - красивых

  3. Имя числительное . Окончания имён числительных указывают на их падеж и число:

    второй - второго - вторых

  4. Глагол . Окончания глаголов настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:

    читают - читает

    Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:

    Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела

  5. Местоимение . Окончания местоимений указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:

    он - его
    свой - своего - своей - своих

  6. Причастие . Окончания причастий указывают на число, род и падеж:

    прочитанный - прочитанная - прочитанных

Окончание - это исключительно формообразующая морфема , которая не придает слову никаких дополнительных значений.

Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.

Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:

  • Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
  • Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
  • Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
  • Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
  • Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
  • Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
  • Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.

Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:

Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто

Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их

Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки

Наречия

Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.

Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

Элен, отвечаю здесь
//----------------------

Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?

Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.

Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол , лошадь . Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола , лошади .
Сравним:

  • Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
  • Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
  • Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
  • Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.

Внимание:

В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .

Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол , лошадь окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра , сверху , слева .

Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .

1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.

Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:

  • в том случае в слове есть постфикс, то окончание размещено перед ним: купала сь, кого -нибудь, чего -либо, что -то, идём те ;
  • в сложных количественных числительных окончание есть не только лишь в конце, да и посреди слова (после каждой базы): 5О десятО , две сти . Принципиально не путать эти числительные с порядковыми числительными и сложными прилагательными, образованными от их, меж основами которых находится соединительная морфема, а окончание есть исключительно в конце слова: пятидесятый , двухсотеный , двадцати пяти тысячный , девятиэтажный , треугольный ,двухуровневый .
  • 2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.

    3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.

    4. Окончания выражают грамматические значения:

    рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);

    падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание показывает на родительный падеж);

    лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание показывает на 1 лицо, единственное число);

    рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание показывает на дамский род, единственное число).

    5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .

    6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.

    Нулевые окончания есть в последующих формах слов:

    1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;

    2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .

    Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:

  • существительное армия [арм’иj-а ] имеет окончание -а, а звук [ j ] заходит в базу. Для того чтоб это доказать, есть возможность просклонять слово: в арми, арми[ j-э ] й и др. Во всех этих формах сохраняется [ j ]. Означает, [ j ] - часть базы, поскольку окончание - дифференцируемая часть слова. Исключительно в форме родительного падежа этот звук графически выражен при помощи буквы й (армий Ο ), а в других формах он не получает специального обозначения;
  • в формах класса предгорий , блюдец мы смотрим схожее явление. Только тут находится ещё и беглость гласных (и, е ): предгорь - предгорий Ο ; блюдц-е - блюдец Ο ;
  • 3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;

    4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );

    5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .

    7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?

    Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями. Анализ примеров:

  • В предложении Его взор был устремлен вдаль слово вдаль является наречием. Наречие не меняется и поэтому не имеет окончания. В заглавии поэмы Твардовского «За далью - даль» даль - существительное, оно меняется по падежам и числам, форма даль стоит в ряду с другими формами: дали, далью, далями и т.д. Как следует, в данном слове нулевое окончание: дальΟ .
  • В предложениях: Она обидно поглядела на нас и Ее лицо было очень обидно - два омонимичных слова. В первом случае слово обидно является наречием: поглядела (как?) обидно . Наречия не имеют окончаний. Морфема тут является суффиксом, с помощью которого образовано наречие от прилагательного. Во 2-м предложении слово обидно - короткое прилагательное: лицо (каково?) обидно . Короткие прилагательные меняются по числам и в единственном числе по родам: девушки грустны - девушка грустна - рассказ печален Ο . Как следует, тут окончание.
  • Упражнения к теме «Р азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями »

    1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?

    Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.

    2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.

    Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .

    3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?

    Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.

    4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.

    Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .

    Источник материала Интернет-сайт

  • Статья Е.В. Муравенко «Морфемика» на веб-сайте rus.1september.ru
  • Глава «Основа и окончание» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое корень слова?
  • Что такое связанные и свободные корешки в лингвистике?
  • Как отыскать корень в слове?
  • Что такое приставка как часть слова?
  • В каких словах в современном российском языке приставки пре- и пред- уже не выделяются?
  • В каких словах в современном российском языке приставка при- уже не выделяется?
  • Как отыскать в слове суффикс?
  • Что такое формообразующие суффиксы?
  • Что такое словообразовательные суффиксы?
  • Где отыскать список нулевых суффиксов?
  • Где отыскать список формообразующих морфем?
  • Что такое база слова?
  • Что такое словообразовательное гнездо?
  • Какие слова именуются схожими?
  • Что такое аффикс?
  • Может ли аффикс быть равен базе слова?
  • Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.

    Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.

    Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще. А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.

    Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?

    Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.))) Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.

    Элен, отвечаю здесь
    //----------------------

    Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?

    Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").

    Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.

    Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений . А школьники понимают, зачем она нужна ? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что им говорят - но зачем это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".

    Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой. Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.

    А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)

    При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".

    Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.

    Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?