Нулевые окончания в русском. Что такое окончание. Грамматическое значение окончаний разных частей речи
Окончание или флексия (лат. flixio - сгибание) - это значимая часть слова, которая изменяется и является формообразующей. Окончание служит для связи слов в предложении или словосочетании и указывает на отношения между словами, выражая грамматическое значение.
Грамматическое значение окончаний разных частей речи.
- Имя существительное . Окончания существительных
река - реки - рекам
- Имя прилагательное . Окончания имён прилагательных
указывают на их число и падеж и род:
красивый - красивая - красивых
- Имя числительное . Окончания имён числительных
указывают на их падеж и число:
второй - второго - вторых
- Глагол . Окончания глаголов
настоящего и будущего времени указывают на лицо и число:
читают - читает
Окончания глаголов прошедшего времени указывают на их число, лицо и род:
Смотрел - смотрели - смотрело - смотрела
- Местоимение . Окончания местоимений
указывают прежде всего на падеж, затем на число и род, если они есть:
он - его
свой - своего - своей - своих - Причастие . Окончания причастий
указывают на число, род и падеж:
прочитанный - прочитанная - прочитанных
Окончание - это исключительно формообразующая морфема
, которая не придает слову никаких дополнительных значений.
Окончания бывают материально выраженными и нулевыми.
Нулевое окончание - это окончание изменяемых слов, которое не выражается звуками при произношении и буквами на письме, но при этом передает определенное грамматическое значение. Нулевое окончание может быть показателем определенного рода или падежа, например:
- Именительный и винительный падеж существительных ж.р. 3 склонения в единственном числе: дочь, печь, мать, рожь;
- Именительный падеж существительных м.р. 2 склонения ед.ч. (для неодушевленных - именительный и винительный падеж): друг, стул, камыш ;
- Родительный падеж существительных разных родов мн.ч.: стран, солдат, окон;
- Краткие формы ед.ч. м.р. прилагательных и причастий: весел, прочитан, добр.
- Именительный падеж притяжательных прилагательных м.р. ед.ч.: братов, мамин, лисий;
- Повелительное наклонение глаголов в ед.ч.: смотри, учи, бди;
- Изъявительное и сослагательное наклонение глаголов ед.ч. м.р.: писал - писал бы; смотрел - смотрел бы; ходил - ходил бы.
Существуют неизменяемые слова и формы слов, которые не имеют окончаний и системы грамматических свойств. К таким словам и формам относятся:
Несклоняемые существительные, чаще иностранного происхождения: такси, пальто
Притяжательные местоимения, которые обозначают принадлежность третьему лицу: её, его, их
Несклоняемые прилагательные: бордо, хаки
Наречия
Такие слова имеют связи с другими словами с помощью смысловых отношений, а нулевое окончание никак не обозначается на письме.
Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?
Начну со второй части вопроса. Первого, второго и третьего окончаний не бывает.
Запомните: первым, вторым и третьим могут быть только склонение у существительных и лицо у глаголов.
Нулевое окончание - это окончание, которое встречается у ряда изменяемых слов. Его отличие от других окончаний в том, что оно не выражено никакими звуками или буквами. Рассмотрим слова: стол
, лошадь
. Нулевые окончания в этих словах обозначены пустыми прямоугольниками.
Нулевые окончания в этих словах являются таким же показателем грамматической формы, как и «обычные» окончания у тех же слов в других формах, например: стола
, лошади
.
Сравним:
- Стол : нулевое окончание у существительных мужского рода 2 скл. - это показатель И.п.
- Стола : окончание а у неодушевлённых существительных мужского рода 2 скл. - это показатель Р.п.
- Лошадь : нулевое окончание у существительных женского рода 3 скл. - это показатель И.п. или В.п.
- Лошади :окончание и у существительных женского рода 3 скл. - это показатель Р.п., Д.п. или П.п.
Внимание:
В разных формах одного слова основа будет одной и той же. В наших примерах это основы: стол и лошадь .
Грубой ошибкой является мнение, что у слов стол
, лошадь
окончаний нет. Окончаний не бывает только у неизменяемых слов, например, у наречий.
Последние гласные буквы в наречиях - суффиксы, к примеру: завтра
, сверху
, слева
.
Примечание. В данном ответе нулевое окончание обозначено знаком «Ο » за неимением технической способности обозначить его, как принято в лингвистике, знаком квадрата: стол Ο , добр Ο , читал Ο .
1. Окончание - это морфема, которая обычно стоит в конце слова и которая показывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. К примеру, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.
Примечание. Окончание не всегда находится в конце слова:
2. Окончание нередко именуют изменяемой частью слова: книжека - книжеки - книжек у . Это означает, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова.
3. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Окончания употребляются при образовании форм 1-го и такого же слова.
4. Окончания выражают грамматические значения:
рода, числа, падежа - у существительных (книжека - окончание -а прилагательных (большая книжка - окончание -ая показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), причастий (написанная книжка - окончание -ая местоимений (моя книжка - окончание -я показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж), неких числительных (одна книжка - окончание -а показывает на дамский род, единственное число, именительный падеж);
падежа - у неких местоимений (нет кого - окончание -ого показывает на родительный падеж) и числительных (нет пяти - окончание -и показывает на родительный падеж);
лица и числа - у глаголов в реальном и будущем времени (дышу - окончание -у показывает на 1 лицо, единственное число);
рода и числа - у глаголов в прошедшем времени (читала - окончание -а показывает на дамский род, единственное число).
5. Окончание может быть выражено одним либо несколькими звуками: нет ножика , резать ножиком .
6. Окончание может быть нулевым : стол Ο (ср. стола ), добр Ο (ср. добры ), читал Ο (ср. читали ). Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, но конкретно отсутствие подобного вещественно выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение: ножик Ο - нулевое окончание показывает на мужской род, единственное число, именительный падеж существительного.
Нулевые окончания есть в последующих формах слов:
1) у существительных в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода (2-го склонения) и дамского рода (3-го склонения): стол Ο , дочь Ο ;
2) у части существительных в форме родительного падежа, множественного числа: нет сил Ο , нет дел Ο , нет боец Ο .
Примечание. Не являются окончаниями конечные звуки (и буквы) в форме родительного падежа множественного числа 1-го склонения и 2-го склонения существительных: армий , предгорий , блюдец . Это часть базы, а окончание тут нулевое. Для проверки есть возможность сопоставить данные формы с формами именительного падежа единственного числа. Анализ примеров:
3) у коротких прилагательных в форме единственного числа, мужского рода: в есел Ο , счастлив Ο ;
4) у притяжательных прилагательных с суффиксом -ий : лисий Ο , волчий Ο (-ий - это суффикс, т.к. он сохраняется при склонении. Исключительно в других формах суффикс представлен в усечённом виде - [ j ], и на письме он графически не выражен. О наличии данного суффикса говорит разделительный ь: волчий Ο - волчь [j-э ]го , лисий Ο - лись [j-э ]го );
5) у глаголов в форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода: читал Ο , пел Ο .
7. Есть слова, у каких окончаний нет вообщем. Такие слова именуются неизменяемыми. См. Какие слова относятся к неизменяемым?
Следует различать слова в отсутствие окончаний и слова с нулевыми окончаниями.
Анализ примеров:
Упражнения к теме «Р
азличение слов в отсутствие окончаний и слов с нулевыми окончаниями
»
1. аллей, ножей, полей, ролей, саней, словарей, степей, тополей . В каком из их не такое окончание, как в других?
Ответ: аллей . В этом слове нулевое окончание, в других - окончание -ей.
2. Даны существительные в форме родительного падежа множественного числа: вдов, воров, скотин, носков, основ, подков, снов, столов . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и с окончанием -ов.
Ответ: нулевое окончание: вдов, скотин, основ, подков ; окончание -ов:воров, носков, снов, столов .
3. В каком из перечисленных слов нет окончания: герой, злой, листвой, наперерыв, отбой, сумкой, твой ?
Ответ: наперерыв . Это - наречие, потому в нем нет окончания. Герой и отбой - существительные мужского рода в форме именительного падежа единственного числа, у их нулевое окончание. В существительных дамского рода листвой и сумкой , также в прилагательном злой и местоимении твой окончание -ой.
4. Даны слова: взять, взял, взяв, взят, вниз, низ, набок, бок, дом, вспять, над, неплох, впредь . Распределите их на две группы: с нулевым окончанием и в отсутствие окончания.
Ответ: нулевое окончание: взял, взят, низ, бок, дом, неплох ; нет окончания: взять, взяв, вниз, набок, вспять, над, впредь .
Источник материала Интернет-сайт
Дополнительно на сайт:
Я не знаю как объяснить ребенку, ибо у меня подобных проблем не возникало. Ни у самого, ни с ребенком.
Но компании из 15-ти человек с верхним техническим объясняю легко.
Если на улице нулевая температура, то это не значит, что её нету вообще.
А если у вас "нет температуры", то она далеко не нулевая.
Сдается мне, что нет окончание и нулевое окончание в школьном контексте полные синонимы и нет оснований бороться против одного в силу другого. наоборот. Если у Пети нет яблок, значит у него их ноль, разве нет? Если у слова нет окончания, то в нём (в окончании) - ноль звуков, нет? Или дети в школе в век компьютеров не знают, что такое "ноль"?
Признаться, идея с носом мне не совсем нравится. Нос-то есть. И он отнюдь не "нулевой". Просто не виден. Это совсем другое. В свое время (класса с пятого, ибо в третьем и четвертом в школе не учился) из-за подобных нестыковок и недомолвок частенько думал, что мне просто целенаправленно морочат голову.)))
Это я в основном не про русский язык, но и с русским случалось недоразумения. Но не смею настаивать.
Элен, отвечаю здесь
//----------------------
Вопрос в том, кому и зачем это надо. Может, вы объясните, чем руководствовался автор этой идеи?
Простите, но я не спрашивал о школьниках. Вы не поняли. (Или "в толк не взяли").
Они (ученики) быстрее понимают то, что Вы никак в толк не возьмёте.
Я не могу взять в толк, зачем нужна такая система определений
. А школьники понимают, зачем она нужна
? Не смешите. Они (так же как и я, кстати, Вы на меня напраслину наговариваете) понимают, что
им говорят - но зачем
это не понимают ни они, ни я, ни Вы. Если назовете эту цель (аргументировано), то я сразу пойму. Да что-то не получается ни у Вас, ни у Ваших предшественников. Только не надо повторять что "они лучше понимают". Назовите хотя бы что именно они "понимают".
Если опять не поняли. ЖИ и ШИ пишут с И совсем не потому, что они так "лучше понимают". А потому, что так правильно, объяняется традицией и исторической фонетикой.
Вот и аргументируйте, если не трудно, идея "у слова стол флексия нулевая, а у пальто - её нет" правильно, а не просто волюнтаристски задано.
А вот чем руководствуются люди, изобретающие вопросы ЕГЭ, мне непонятно. (Я о вопросе про грамматическую связь в словосочетании "его появление".)
При чем тут ЕГЭ? Но если это вопрос, то они руководствовались не иначе как соображениями типа "они так лучше понимают".
Но вопрос-то на самом деле в другом. А как правильно (логичнее, понятнее - на Ваш выбор), считать, что несклоняемые имена/местоимения не имеют флексий вообще - и, как следствие, путаться во всех формулировках, это понятие использующих ("его пальто" - это просто один из примеров) или сделать формулировку универсальной - и снимающей многие нестыковки во всей системе определений.
Вот где собака-то порылась. А Вы мне - про детский сад и "лучше понимают". А как они "понимают хуже", позвольте спросить? Если есть "лучше", значит и "хуже" должно быть, нет?