Стиль архитектуры широко представленный в центральной риге. Архитектура Латвии. Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Архитектура в стиле модерн (югендстиль, ар-нуво) в Риге составляет примерно одну треть всех зданий в центре, что делает столицу Латвии городом с самой высокой концентрацией архитектуры в стиле модерн в любой точке мира. Построенные в период быстрого экономического роста, большинство зданий в стиле модерн Риги относятся к периоду между 1904 и 1914 годами. Стиль чаще всего представлен в многоэтажных многоквартирных домах. Отличительная особенность рижского югендстиля – уникальная экстерьерная лепнина, превращающая целые улицы Риги в музей лепного искусства.

Зарождение и развитие стиля модерн в архитектуре Риги

В конце XIX века старый ганзейский город и морской порт Рига был важнейшим промышленным узлом Российской империи. Это был период быстрого экономического, промышленного и демографического развития. В период между 1897 и 1913 годами население города выросло на 88% до 530 000 человек в 1914 году. К тому времени Рига стала пятым по величине городом Российской империи и третьим в Балтийском регионе. Это был самый высокий темп роста города, который столица Латвии до сих пор больше не переживала.

Уже в середине 19 века город начал расширяться за пределы своего средневекового ядра, окруженного укреплениями. Они были снесены, начиная с 1856 года, и заменены поясом бульваров и садов, окружающих старый город Риги. Новая часть города была разработана по схеме сетки и по строгим правилам строения (например, в отношении того, что ни один дом не может быть выше шести этажей или 21,3 метра).

В период между 1910 и 1913 годами в Риге ежегодно строилось от 300 до 500 новых зданий, большинство из них были выполнены в стиле модерн и располагались за пределами старого города. Тем не менее ряд зданий в стиле модерн были построены в старом городе, а также несколько домов для знатных семей были возведены в пригороде Межапаркса. На самом деле, самое первое здание в стиле модерн, которое было возведено в Риге (по проекту архитекторов Альфреда Ашенкампфа и Макса Щервинского), находится на улице Аудею 7 в средневековой части города.

Владельцы, строители и архитекторы этих домов происходили из разных этнических групп, однако особенно по вкусу новый стиль, богатый уличной лепниной, пришелся самим латышам. Помимо латышских архитекторов (Айженс Лаубе, Константин Пекшенс и Янис Алкснис) были также евреи (Михаил Эйзенштейн, Пол Мандельштам) и балтийские немцы (в том числе Бернхард Биленштейн, Рудольф Донберг и Артур Модлингер), которые в это время работали в Риге.


Фото:

Этот период характеризуется как время развивающейся латышской национальной идентичности, что привело к поиску своего стиля тех архитекторов, которые считали себя этническими латышами. Независимо от этнической принадлежности, большинство мастеров, создающих архитектуру в стиле ар-нуво в Риге, были местными жителями, хотя стилистика развивалась под влиянием иностранной архитектуры - в основном Германии, Австрии и Финляндии. В результате архитектурный лепной модерн стал визитной карточкой классической латышской архитектуры и скульптуры. Значительным событием стало открытие в 1869 году факультета архитектуры Рижского политехнического института (ныне Рижский технический университет), который помог обучить поколение местных архитекторов.

Декоративные детали зданий, в виде великолепного лепного декора, гипсовых скульптур , витражей и майоликовых печей были частично импортированы из стран Европы и частично сделаны местными мастерами в Риге. В связи с этим компании декоративного искусства Риги активно развивались. В результате лепные и скульптурные декоративные элементы из рижских мастерских были экспортированы (в пределах Российской империи), например, Таллинн и Санкт-Петербург. Сегодня архитектура в стиле ар-нуво составляет примерно одну треть всех зданий в центре Риги.

Направления архитектурного стиля Ар-Нуво в Риге

Югендстиль в Риге развивался очень быстро, пользовался популярностью и порой прослеживался во всех зданиях одной улицы или бульвара, создавая великолепную архитектурную картину города. Его развитие было обусловлено стремлением создать индивидуалистический стиль, менее зависимый от очевидных исторических ссылок. Латышские архитекторы руководствовались желанием выразить местные черты и традиции и двигаться к рациональной архитектуре, основанной на «честном» использовании материалов и орнаментов что не отрицает структурной компоновки здания.

Стилистически рижская архитектура в стиле модерн часто делится на четыре основные категории:

  • эклектическая или декоративная;
  • перпендикулярная или вертикальная;
  • национальная романтическая;
  • неоклассическая.

Эклектическое искусство в стиле модерн

Самые ранние здания в стиле модерн в Риге были построены именно в такой стилистике. Начиная с чисто декоративного изменения от эклектики, здания этого типа переняли в первую очередь декоративные черты ар-нуво, не изменив при этом архитектурную концепцию. Эклектичный модерн по-прежнему демонстрирует ритмичные фасады и роскошное украшение, присущие более ранним стилям. В этой ранней форме модерна иностранное влияние было довольно сильным, особенно влияние современного немецкого символизма.

Пожалуй, самые известные здания в этом стиле в Риге — ряд домов по улице Альберта (улица Альберта), многие, из которых выполнены по дизайну Михаила Эйзенштейна. Хотя они являются главной достопримечательностью латвийской столицы, их нельзя считать репрезентативными для подавляющего большинства стиля модерн в Риге. Экстерьер этих домов богато украшен гипсовым лепным декором, который многие ценители называют оригинальным и даже странным.


Фото:

Перпендикулярный стиль ар-нуво>

Эклектика в конечном итоге уступила место более рациональному стилю в области модерна в Риге. Эта новая стилистика характеризуется выраженными вертикальными композициями фасадов и геометрическими орнаментами, интегрированными в общую архитектурную картину. Архитектурная концепция зданий также претерпела существенные изменения. Теперь фасад зданий отражает интерьерную концепцию строения, в то время как ранее экстерьер не имел рациональной связи со структурной планировкой. Самыми знаменитыми зданиями в Риге, возведенными в этом стиле, являются несколько универмагов, которые местные жители называют также Warenhausstil на немецком языке.

Национальное романтическое искусство в стиле модерн

Латвийское национальное пробуждение, начавшееся в 19 веке, инициировало процесс сознательного формирования конкретной латышской идентичности, как в политическом, так и в культурном плане. Это в унисон с политическими событиями (особенно революцией 1905 года) привело к более сильному желанию выразить специфическую латышскую идентичность также через искусство и архитектуру в начале 20-го века.

Национальный романтический стиль иногда считается совершенно уникальным архитектурным стилем, но в латышском контексте часто описывается как вариант модерна. Он был относительно недолговечным и процветал между 1905 и 1911 годами. Некоторое влияние на его формирование оказала финская архитектура, но поскольку идея заключалась в разработке конкретной латышской формы архитектурного искусства, многие ее аспекты характерны исключительно для работ латышских архитекторов и скульпторов.

Это стиль, характеризуется сдержанным декором, вдохновленным местным народным искусством, монументальными объемами и использованием натуральных строительных материалов.

Нео-классическое искусство в стиле модерн

Последним этапом развития архитектуры в стиле ар-нуво в Риге — так называемый неоклассический модерн. Опираясь на язык классической архитектуры, который был пышно представлен в Российской империи в XIX веке (но не распространен в Риге), этот довольно монументальный вариант модерна использовался при возведении нескольких новых банковских зданий.

Лепнина фасадов зданий рижского модерна стала визитной карточкой национальной гордости латышей – собственного архитектурного стиля ар-нуво. Несмотря на непростой климат прибалтийских стран, латышская гипсовая лепнина, используемая для украшения фасадов зданий, дошла до наших дней практически не поврежденной и неизменной. Это подтверждает великолепное качество уникальных гипсовых составов местных мастеров.

На рубеже XIX-XX веков Европу практически захлестнул модерн. Ар-нуво во Франции, Сецессион в Австрии, Модерн стайл в Англии, Либерти в Италии, Модернизмо в Испании, и, наконец, Югендстиль в Германии и Латвии. Рижский модерн по праву считается одним из лучших образцов этого жанра, и что немаловажно - отлично сохранившимся до наших дней. В столице Латвии находится около 800 зданий в стиле модерн. Самые блестящие образцы архитектуры югендстиля можно встретить на улицах Альберта и Элизабетес. По ним мы и приглашаем вас прогуляться.

Для начала давайте определим основные принципы рижского модерна. Это орнаментальный стиль, опирающийся на изогнутые линии, асимметрию в композиции и нерегулярные линии в ритмах. Главные мотивы - природа, перекликание с античным искусством и мифологией. В архитектуре югендстиль выражается функциональностью строений и богато декорированным фасадом. Это достигается всеми возможными строительными средствами: от формы оконных и дверных проемов, эркеров, до рельефов, скульптур, орнаментальных линий и витражей. Фасады домов переполняют декоративные элементы, над линией карниза располагаются обелиски, сфинксы, львы, вазы, цветы и все то, что характеризует полноту и праздник жизни. Итак, теоретически подготовились - в путь!

Улица Элизабетес

На улице, носящей имя императрицы Елизаветы Петровны (правда, в советские времена она называлась не так величественно — улица Кирова) почти каждый дом — шедевр архитектуры. Но я хочу показать только три дома, которые стоят очень близко друг к другу и которые объединяет имя человека, создавшего архитектурный облик улицы Элизабетес. Имя этого архитектора — Михаил Эйзенштейн. И, на мой взгляд, Эйзенштейн для Риги — что Шехтель для Москвы.


Любое здание Михаила Эйзенштейна — это архитектурный «рог изобилия». На фасадах его домов можно увидеть несметное количество маскаронов, орнаментальных узоров, фризов, капителей и... женщин. Женщины у Эйзенштейна, по-моему, самые красивые во всей Риге.



Михаил Эйзенштейн родился в 1867 году в Санкт-Петербурге. По образованию он был не архитектором, а инженером. Зодчим его сделала уже Рига, куда он переехал в 1893 году. Женился не по любви, а по согласию на купеческой дочке Юлии Конецкой. В этом браке у них родился сын Сергей, будущий «гений кинематографа». По воспоминаниям Сергея, личная жизнь родителей не ладилась. Так что, Михаилу Эйзенштейну ничего не оставалось, как полностью и со всей страстью отдаваться своей работе.


Будучи хорошим художником, он остервенело рисовал женские лица, в которых современники угадывали черты лица его жены. Рядом всегда оказывался маскарон с перекошенными страданием чертами. Пик разногласий в семье пришелся на первые годы после рождения Сергея, это конец XIX века. В это время Михаил Эйзенштейн создает самое большое количество своих работ, в том числе два фантастически красивых дома по улице Элизабетес.


Самые поздние его проекты датируются 1911 годом, хотя Эйзенштейн прожил в Риге до Октябрьской революции. Считается, что на спад творчества повлиял развод с женой в 1909-ом — Михаил стал спокойнее и избавился от потребности «выплескивать» на стены домов свои эмоции. После Октябрьской революции Эйзентштейн, отказавшийся принять власть Советов, эмигрировал в Берлин, женился второй раз и прожил там до самой смерти в 1920 году.


Улица Альберта

Улица Альберта носит имя, основавшего Ригу епископа. Улица небольшая, можно сказать, даже маленькая. Однако для любителей югендстиля она как Бермудский треугольник — «засасывает» часа на 3, а то и вообще уже не выберешься.

Эта улица застраивалась достаточно быстро — с 1901 по 1908 годы. Чаще других здесь можно увидеть здания, спроектированные Михаилом Эйзенштейном. Объясняется это легко: несколько земельных участков здесь были выкуплены его другом, заместителем председателя губернского суда Андреем Лебединским.

В непосредственной близости от зданий, обращенных фасадами на улицу Альберта, есть еще несколько домов, которые было бы неправильно обойти своим вниманием. Предлагаем начать именно с них.

Улица Антонияс, дом 8

Здание построено в 1904 году, архитектор К.Пекшенс.

Фасад здания оформлен очень лаконично, но пройти мимо двух дракончиков просто невозможно. Похоже, что когда-то они защищали парадный вход с мечами в лапах, но сейчас они только судорожно сжимают свои кулачки, отчего их вид становится не устрашающим, а комичным.


Улица Альберта, дом 1

Здание построено в 1901 году, архитекторы Г.Шееель и Ф.Шеффель.

Это угловое здание расположено напротив дома с дракончиками. Его изящный орнамент можно долго рассматривать, выискивая символы и знаки в переплетении линии.



Улица Альберта, дом 2а

Этот дом интересен своим верхним «ложным» этажом. Фасад украшают фигуры «оперных див» с факелами (к сожалению, одна барышня уже лишилась факела вместе с частью руки) и маскароны.

Улица Альберта, дом 2

Здание построено в 1906 году, архитектор М.Эйзенштейн.

У этого здания и предыдущего общее почти все: год «рождения», автор, заказчик и последующий домовладелец. Продавали их тоже одновременно и одному человеку. В обоих зданиях есть квартиры, из которых легко можно сделать музей имени бывшего жильца.


Улица Альберта, дом 4

Главные акценты этого здания архитектор расположил по своей излюбленной традиции — крыша и вход. Возможно, во время проектирования этого здания, Михаила Эйзенштейна раздирали внутренние противоречия: присмотритесь, крылатые львы, обращенные лицом друг к другу на нижнем уровне, трансформируются в хвостатых хищников, всячески выражающих свою взаимную неприязнь, на крыше. Между ними с ужасом и напряжением на лицах застыли три Горгоны.


Улица Альберта, дом 6

Здание построено в 1904 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 7

Здание построено в 1908 году, архитектор Г.Гильбиг.

Как видно, тема львов была очень популярна в оформлении домов на улице Альберта. Возможно, оттого, что их заказчиками были сильные мира сего.

Улица Альберта, дом 8

Здание построено в 1903 году, архитектор М.Эйзенштейн.


Улица Альберта, дом 11

Здание построено в 1908 году, архитектор Э.Лаубе.

В этом здании в 20-х годах XX века читал свою поэму «Люблю» Владимир Маяковский.

Столиц сердцебиение дикое

Страстною площадью лёжа.

Враспашку —

Сердце почти что снаружи —

Себя открываю и солнцу и луже.

Входите страстями!

Любовями влазьте!

Отныне я сердцем править не властен.

У прочих знаю сердца дом я.

Оно в груди — любому известно!

С ума сошла анатомия.

Сплошное сердце —

Гудит повсеместно.

Улица Альберта, дом 12

Здание построено в 1903 году, архитекторы К.Пекшенс, Э.Лаубе.

Андреас Лехне

В 1895 году торговец из Гамбурга, знаток восточного искусства Самуэль Бинг открыл в Париже художественный салон, названный «Ар нуво». Среди выставленных в нем работ были произведения Хенри ванн де Велде, Луиса Комфорта Тиффани, Феликса Валлотона и Константена Менье.

Они вызвали благожелательные отзывы критики, и в 1897 году некоторые из них попали на международную художественную выставку в Дрездене, где образы оформления интерьера, выполненные брюссельским художником ванн де Вельде, стали настоящей сенсацией. На автора со всех сторон посыпались заказы, и он выступил родоначальником югендстиля - немецкого ар нуво.

Югендстиль в Мюнхене

Колыбелью югендстиля, откуда он распространился по всей Германии, был Мюнхен. Этот сравнительно небольшой город благодаря честолюбивой политике Веттельбахов - правителей Баварии - превратился в один из ведущих художественных центров Германии. В 1893 году мюнхенская публика открыла для себя голландского живописца и рисовальщика Яна Тооропа (1858-1928), который продемонстрировал свою приверженность новому стилю, изображая яванских девушек с извивающимися как змеи волосами.

Одним из выдающихся представителей нового направления был Герман Обрист (1863-1927). В 1894 году этот неутомимый путешественник, знакомый со всеми течениями художественного авангарда, перебрался вместе со своей мастерской из Флоренции в Мюнхен. Его настенное панно, получившее название «Удар бича», - изысканнейший образец немецкого «флорализма». Великолепное переплетение стежкой на этой работе напоминает клетки живого организма.

По своему стилю оно чем-то схоже со знаменитой (к сожалению, не сохранившейся) лепниной фасада, выполненной архитектором Августом Энделем для фотоателье «Эльвира» (1897-1899), которая представляла собой замечательный образец использования органических форм в декоративном искусстве. Оба мастера как бы бросали вызов природе.
Художник из Мюнхена Рихард Римершмид (1868-1957), произвел настоящую революцию в области оформления интерьера, соединив югендстиль с местными традициями. В 1900 году его «Кабинет любителя искусств» экспонировался на всемирной выставке в Париже. Ему также принадлежит оформление театра, для которого характерны изящные, струящиеся линии, указывающие на зрелый, уравновешенный стиль, пока еще чуждый геометризму. Римершмид был один из организаторов «Объединенных мастерских искусств и ремесел», целью которых было поднять уровень художественного оформления предметов повседневного спроса и которые в отличие от «Британского общества искусств и ремесел» в полной мере использовали возможности массового производства.

Роль Мюнхена в художественной жизни Германии была связана еще и с такими периодическими изданиями, как «Pan» и особенно «Jugend» - популярный журнал, давший название немецкому модерну.

Благодаря Отто Экману совершено преобразилось и оформление книг. В его работах растительные мотивы в сочетании с зооморфными и абстрактными претерпевают бесконечные метаморфозы: вода переходит в растения, растения - в лебедей или змей, которые в свою очередь принимают антропоморфные черты. Буквы переплетаются, словно лианы, превращаются в языки пламени или колышущиеся струйки дыма.

Новизна подхода, сатира и юмор, характерные для этих иллюстрированных (иногда даже цветными иллюстрациями) изданий, способствовали быстрому распространению идей югендстиля. На страницах «Simplizissimus» художники Гульбрансов, Арнольд, Тени, Пауль помещали едкие карикатуры и юмористические рисунки, среди которых выделялось стилизованное изображение забавной таксы, выполненное Теодором Хейне.

Югенстиль в Берлине

В начале XX века Берлин был не только большим современным городом, но и центром культурной жизни страны, и поэтому его не могли миновать новые течения. В 1898 году художественный авангард окончательно противопоставил себя устаревшей культурной политике императорского двора. Но из-за отсутствия настоящей поддержки даже ведущие мастера были вынуждены довольствоваться случайными заказами. Ван де Велде создавал интерьеры магазинов. Август Эндель, не имевший столь богатых клиентов, занялся убранством зрительного зала Национального театра, создавая мир странных, фантастических форм, навеянных живой природой и чем-то напоминавших его работу для фотоателье «Эльвира». Все, включая униформу билетерш, было выдержано в единой цветовой гамме. Правда, оформление больших магазинов, выполненное Бернхардом Зерингом и Альфредом Месселем, еще не было свободно от влияния старых стилей. Но некоторые черты дизайна - открытая конструкция витрин, обилие стелка, в котором отражаясь, дробятся объемы фасада, - уже предвещали рождение новой архитектуры.

В Берлине появились и другие сооружения, демонстрирующие собой монументальные и эклектичные варианты югендстиля: среди них, пожалуй, самым интересным является здание суда (1896-1905) на Литтенштрассе, в котором поражает контраст между массивностью сооружения и изяществом лестниц.

Венский Сецессион

В отличие от Германии Австро-Венгерская монархия (начиная с 1897 года Венгрия вошла в ее состав) была многонациональным государством с централизованной властью, сосредоточенной в столице - Вене.
Здесь ар нуво нашло приверженца в лице Отто Вагнера (1841-1918), профессора венской Академии художеств и страстного поборника архитектуры, отказавшейся от следования определенному историческому стилю и приближавшейся к требованиям новой эпохи. «Красиво лишь то, что полезно», - внушал он своим студентам.
Выполняя полученный в 1894 году заказ на оформление станции венского метрополитена, Вагнер сначала увлекся графической красотой «флорализма», но вскоре перешл к более сдержанной, функциональной манере. Он выложил фасад своего «Дома майолики» фаянсовой плиткой, облегчавшей уход за зданием и в то же время делавшей его более долговечным, намеренно сведя все оформление к наружному декору. В возведенных по его проекту жилых кварталах на Линке Винцайле преобладают геометрические формы и влияние модерна совершенно отсутствует.

Создание в 1897 году группой художников авангардистов объединения «венский Сецессион» положило начало австрийскому модерну. «Чтобы это недавно зажженное пламя было видно всем, оно нуждается в соответствующем обрамлении, в достойном очаге», - писал один из критиков того времени. Такой «очаг» был создан самым талантливым учеником Вагнера Йозефом Марией Ольбрихом (1867-1908), построившим «Дом Сецессиона» (1898-1899). Это здание напоминает классический храм, но, увенчанное воздушным куполом из золотых листьев, оно стало символом отказа от условности традиционной архитектуры.

Фасад "Дома майолики" в Вене, архитектор Отто Вагнер (1898)

1898 году объединение стало выпускать собственный журнал «Ver Sacrum» и устраивать в «Доме Сецессиона» пользовавшиеся большим успехом выставки, на которых были представлены все виды искусства. Для одной из них, посвященной Бетховену в 1902 году, глава «сецессионистов» художник Густав Климт (1862-1918) под впечатлением Девятой симфонии в исполнении оркестра под управлением Густава Малера создал росписи.

На той же выставке другой член «венского Сецессиона», тоже ученик Отто Вагнера, Йозеф Хофман (1870-1956), представил абстрактную скульптуру подчеркнуто геометрических очертаний, которая, хоть и осталась практически незамеченной, все-таки явилась определенной вехой в истории венского модерна. Времена орнаменталистики подходили к концу. С легкой руки Хофмана (а также благодаря сильному шотландскому влиянию) геометрические формы неожиданно взяли вверх. Орнаментика использовалась все меньше, приоритет отдавался выявления природной красоты материалов.

В полную меру талант Хофмана проявился в архитектуре здания, построенного им в Брюсселе в 1905-1911 годах по заказу бельгийского финансиста Адольфа Стокле. Настоящее произведение искусства в духе Орта, дворец Стокле, несмотря на несколько чрезмерную роскошь, отличает торжество строгих, лишенных декоративности форм, красота которых подчеркнута природными свойствами материалов и мастерство их обработки.
Адольф Лоос (1870-1933) в серии блестящих статей подверг критике югендстиль как направление, противоречащее самим принципам современной цивилизации (правда, под словом «современной» он имел в виду нечто вроде «стерильной»). Выступая против декоративности в архитектуре, он, по сути дела, пропагандировал интернациональный урбанистический стиль.

В противоположность этим космополитическим тенденциям венской архитектуры в других частях Австро-Венгрии, стремясь создать истинно национальную архитектуру, часто использовались фольклорные мотивы. Эти противоречивые тенденции нашли свое выражение в творчестве многочисленных учеников Отто Вагнера, работавших в период между двумя мировыми войнами. Но наиболее полно они проявились в творчестве словенского архитектора Йоже Плечника, прозванного «славянским Гауди», которому удалось соединить функционализм, новаторство формы и фольклор.

Дармтадт - строгость форм

Известный покровитель нового искусства, великий герцог Гессе-Дармштадта Людвиг IV (1868-1937) заказал двум английским архитекторам, Бейли-Скотту и Эшби, оформление личных покоев в своем дворце. Желая оказать покровительство развития искусств и ремесел, он решил пригласить в Дармштадт ведущих художников того времени и предоставить им возможность работать, не зная материальных забот и пользуясь полной свободой. Так, в 1899 году в Матильденхеэ возникла Дармштадская колония художников, стремившаяся воплотить основной принцип югендстиля: синтез искусства и жизни. Один из членов колонии, молодой венский архитектор Йозеф Мария Ольбрих, создал «Дом труда» или, как его еще называют, «Храм», посвященный культуре творчества. Он же спроектировал жилье для всех художников, входящих в группу, за исключением Петера Беренса (1868-1940) из Гамбурга, который построил свой собственный дом, привлекавший к себе всеобщее внимание почти кристаллической четкостью и простотой прямых линий, контрастировавших с декоративностью построек Ольбриха. Это здание ознаменовало вступление югендстиля в его второй период, когда архитектурная форма освобождается от всего лишнего. В Вене, да и в других городах к югендстилю стали относиться просто как к моде и подвергали критике всякое обращение к нему в коммерческих и промышленных целях.

С тиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х – 1914 год – начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы .

В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.

В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США – Тиффани, во Франции – ар-нуво, в Германии – югендстиль, в Австрии – стиль сецессион, в Англии – модерн-стайл, в Италии – стиль либерти, в Испании – модернизмо, в Нидерландах – Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии – еловый стиль, в России – модерн.

Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов – симметрии, ордера и античного декора фасадов – в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия – главная черта в декоре фасадов и интерьера.

Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год

Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год

Особняк А. Курлиной, архитектор А. У. Зеленко, Самара, 1903 год

Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год

Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание – это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон...

Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна – железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.

Основные цвета в модерне – пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.

Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре

Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре

Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все – от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов – решено в одном ключе.

В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.

Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери – иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные – во всю стену окна или «магазинные» – широкие, наподобие витрин.

Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре

Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве

Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре

Мозаика, эмаль, витражи, латунь – любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.

Так уж повелось, что большинство туристов, приезжающих на уик-энд в столицу Латвии, большую часть времени проводят в узких улочках ее Старого города, порой, напрочь забывая, что может быть не менее интересен, чем местная готика. Кварталы, выстроенные в стиле модерн (он же – арт-нуво или югендстиль) располагаются на некотором отдалении от берегов Даугавы. А потому наткнуться на них случайно у вас вряд ли получится. Возможно, именно поэтому до Новой Риги добираются далеко не все. И очень зря! Ведь и удивительная помпезность Нового города придают латвийской столице какой-то особенный величественный шарм. В этой части особенно четко ощущается атмосфера имперского города. Небольшой фото-прогулке по этим кварталам мы и решили посвятить наш новый репортаж.

Имперская Рига: модерн и яркие краски осени

В середине 19 века население Риги составляло 77 тысяч человек. Пятьдесят лет спустя количество местных жителей возросло до 558 тысяч, увеличившись за полвека более чем в семь раз. Бурный демографический рост был связан с интенсивным развитием латвийской столицы как крупного торгового, промышленного и логистического центра Российской империи. За короткий отрезок времени в Риге был построен крупный порт и вся необходимая железнодорожная инфраструктура, посредством которой к Балтийскому морю доставлялись зерно и древесина. Бурный рост торгового оборота привел к развитию других отраслей. И вместе с промышленно-логистической инфраструктурой вокруг Старого города стали активно вырастать кварталы доходных домов и прочие монументальные здания, выстроенные в помпезном стиле модерн. Югендстиль в Риге распространялся быстро. И уже в 1914-м году латвийская столица спорила с Киевом за звание четвертого по величине города Российской империи.


Облик нового города формировался под влиянием архитектуры имперской столицы России – Санкт-Петербурга. Именно поэтому сегодня в чертах двух этих городов можно найти много общего. Единственным принципиальным отличием является, наверное, отсутствие в Латвии многочисленных мостов, рек и каналов. А в остальном и Санкт-Петербурге весьма схожи.

Лично мне местами Рига еще очень напоминала Киев. Хотя между этими городами пролегает больше тысячи километров.




Югендстиль в Риге лучше всего сохранился в районе улиц Альберта, Елизабетес и некоторых других, примыкающих к ним. Большая часть этого квартала была построена рижским архитектором Михаилом Эйзенштейном (кстати — уроженцем Петербурга). Только на улице Альберта восемь из его творений впоследствии были признаны шедеврами стиля модерн. Рига в этом плане настоящий музей для всех поклонников изысканной и помпезной архитектуры.

Один из рижских музеев. Ныне закрыт на реконструкцию.






Кстати, о музеях… Именно на улице Альбертас находится Музей югендстиля в Риге . Мы там, честно говоря, не были. Но во всех туристических буклетах это место упоминается как образец «быта рижан начала двадцатого века». Внутренние интерьеры воссоздавались в течение нескольких лет специальной командой реставраторов. Не то, что у нас. В Минске бы все просто штукатуркой замазали и обшили термошубой.

Музей югендстиля в Риге (ул. Альбертас, 12)


Улица Альберта. Здания в стиле модерн (Рига)


В целом – это настоящая изюминка Латвии. Насколько я знаю, ничего подобного ни в одной другой стране нет. В большинстве своем современный облик этих кварталов формируют посольские здания, гостиницы, офисы частных фирм, различные кафешки и жилые дома.

Ну да. Это Рига. Там холодно.





Хотели бы жить в таком подъезде?




Посольство Японии в Риге. Югендстиль с восточными нотками...

Модерн в Риге очень колоритный и живописный. Местные кварталы вполне достойны того, чтобы уделить пару часов неспешной прогулке по их величественным улицам. Мне здесь понравилось. Я думаю, вам тоже они приглянутся. Югендстиль в Риге — это нечто особенное...

Немного полезной информации для организации поездки:

  • Средняя стоимость хостелов в Риге колеблется в районе 6-12 долларов (за койку в общей комнате). Посмотреть недорогие варианты жилья можно на этом сайте . Наша личная подборка лучших хостелов латвийской столицы представлена .
  • Аренда рижской квартиры на сутки (на двух человек) стоит от 29 до 45 долларов. Посмотреть актуальные варианты и получить скидку на первое бронирование можно на этом сайте .
  • Приблизительная стоимость отельных номеров (2-3*): 25-50 долларов. Проверить цены сразу по нескольким системам бронирования и немного сэкономить можно воспользовавшись этим сайтом .