Трудные темы при изучении литературы 19 века. просвещение и культура. В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений

Введение.
Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Основные темы и проблемы русской
литературы XIX века.

До безумной гордости волнует не
только обилие талантов,
рожденных в России в 19 веке, но и
поражающее разнообразие их.
М Горький

Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях и
поэтах говорит М.Горький?
Задание.
Вспомните и назовите наиболее
значимые произведения, созданные в
18 и начале 19 века.
08.02.2017
3

Трудны и жестоки были
условия, в которых
развивалась передовая
русская литература.
Крепостнический строй
накладывал свой отпечаток
на все области русской
жизни. В стране царил
тяжелый политический
гнет. Царская цензура
беспощадно подавляла
свободное слово.
Величайшие деятели
русской литературы
подвергались
преследованиям, многие из
них кончили свою жизнь
трагически.
08.02.2017

Тем не менее русская литература
достигла в XIX в. изумительно яркого
расцвета и заняла одно из первых
мест в Европе.
Крепостнический режим вызывал
недовольство широких крестьянских
масс. В течение всего XIX в. в России
зрела могучая демократическая
революция.
Лучшие произведения русской
литературы и искусства возникли на
гребне этого демократического
подъема; в них косвенно, а иногда и
прямо отразилось
недовольство народных масс, их
возмущение крепостным гнетом.
08.02.2017
5

Русская литература росла в напряженной идейной
борьбе. Прогрессивные писатели и художники,
одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную
борьбу с литераторами реакционно-монархического, а
потом и буржуазно-либерального направления,
защищавшими современный им общественный строй
или склонными его лишь слегка реформировать.
Декабристы
на Сенатской
площади.
08.02.2017

Литература играла огромную роль в развитии передовых
идей, была той сферой, в которой особенно сильно и
энергично смогла проявить себя передовая мысль. «У
народа, лишенного общественной свободы, литература-
единственная трибуна, с высоты которой он заставляет
услышать крик своего возмущения и своей совести»,-
писал Герцен.
08.02.2017

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя
08.02.2017
Русские художники не
были отделены от того, что
происходило за рубежом.
Они откликались на
общественные события
Западной Европы, усваивали
передовые достижения
искусства и литературы.
Необычайная интенсивность и
быстрый рост русской
культуры привели к тому, что
течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве
Западной Европы на
протяжении нескольких
столетий, существовали в
России одновременно,
переплетаясь друг с другом.

Классицизм, нашедший
совершенное выражение в
различных сферах русского
искусства, развивался
параллельно с романтическим
направлением, и вместе с тем
уже в 20-е годы в России
определялись черты реализма,
который стал ведущим
течением литературы XIX
столетия.
Отечественная война 1812 г.
и связанный с ней
патриотический подъем дали
мощный толчок развитию
русской национальной
культуры. Наиболее
образованным сословием в
России было тогда дворянство.
Большинство деятелей культуры
этой поры- выходцы из дворян
или люди, так или иначе
связанные с дворянской
08.02.2017
культурой.

В начале XIX в. литература становится
ведущей областью русской культуры,
чему способствовала прежде всего ее
тесная связь с прогрессивноосвободительной идеологией. Ода
Пушкина «Вольность», его «Послание в
Сибирь» декабристам и «Ответ» на это
послание декабриста Одоевского, сатира
Рылеева «К временщику» (Аракчееву),
стихотворение Лермонтова «На смерть
поэта», письмо Белинского к Гоголю
являлись, по сути дела, политическими
памфлетами, боевыми,
революционными призывами,
воодушевлявшими передовую
молодежь. Дух оппозиционности и
борьбы, присущий произведениям
прогрессивных писателей России,
сделал русскую литературу той поры
одной из активных общественных сил.
08.02.2017

В формировании русской национальной культуры
все более активно участвует интеллигенция,
первоначально составлявшаяся из образованных
людей двух привилегированных сословий -
духовенства и дворян. Если в XVIII - первой
половине XIX в. ведущая роль в культуре
принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. - разночинцам. В
состав разночинной интеллигенции (особенно
после отмены крепостного права) вливаются
выходцы из крестьян. В целом к разночинцам
относились образованные представители
либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, Разночинец
а к чиновничеству, мещанству, купечеству и
крестьянству. Это объясняет такую важную
особенность культуры России XIX в., как
начавшийся процесс ее демократизации.
Увеличивается число писателей, поэтов,
художников, композиторов, ученых из
непривилегированных сословий, в частности из
крепостного крестьянства, но преимущественно из
08.02.2017
среды разночинцев.

Даже на фоне всей богатейшей мировой
классики русская литература прошлого века
- исключительное явление. Можно было бы
сказать, что она подобна Млечному Пути,
ясно выделяющемуся на усыпанном
звездами небе, если бы некоторые из
писателей, составивших ее славу, не
походили скорее на ослепительные светила
или на самостоятельные «вселенные». Одни
только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н.
Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же
вызывают представления об огромных
художественных мирах, множестве идей и
образов, которые по-своему преломляются в
сознании псе новых и новых поколений
читателей. Впечатления, производимые этим
«золотым веком» русской литературы,
прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее
«необыкновенном внутреннем единстве и
целостности», «тесной сплоченности ее
08.02.2017 рядов, непрерывности ее традиций».
12

«Все мы вышли
из «Шинели»
Гоголя», -
образно заметил
Достоевский,
характеризуя
влияние Гоголя
па развитие
русской
литературы.
В начале XX в. Гоголь получает
всемирное признание и с этого момента
становится действующей и все более
возрастающей величиной мирового
художественного процесса, постепенно
осознается глубокий философский
потенциал его творчества.
08.02.2017

Конец дворянского периода освободительного движения, и
начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли
не оказать серьезного влияния на развитие русской
демократический лагерь литературы. Она сделала
решительные шаги по пути демократизации, приближения к
боевым и актуальным вопросам общественной жизни.
Окончательное размежевание либеральной и
демократической тенденций в русском общественном
движении привело к перегруппировке сил и в литературе.
Писатели - сотрудники
журнала
"Современник".
08.02.2017
14

В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя
крупнейших демократических и либерально настроенных
писателей. К концу 50-х годов писатели умеренного направления
окончательно порывают с журналом, и он становится органом
революционной демократии. Идейным руководителем журнала
стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в
литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов,
Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к
либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее
значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако
назревшая необходимость буржуазно-демократических
преобразований и наличие демократического подъема в стране
помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем
творчестве глубину и силу социальной критики.
08.02.2017
Н.А.Некрасов редактор
журнала
"Современник".
Литературный
журнал
«Современник»

Основные события 19 века

1825
Восстание
декабристов
1853-1856
Крымская
война
1861
Отмена
крепостного
права
1881
Гибель
Александра
II
Правление Николая I
Правление
Александра
II
«Глухие» 80-е
1894
Начало
правления
Николая II

Основные темы русской литературы XIX века

1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что
с нами происходит?»
А.С.Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой
нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто
виноват?»
И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров
«Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что
делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский
«Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»

Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Западники
Революционеры
- демократы
Народники
Выступали против:
-самодержавия;
-религии;
-крепостничества
Защищали:
-самодержавие;
- православие;
- крепостничество
Отстаивали:
- верность принципам
самодержавия, но не принимали
николаевскую деспотию
Стремились:
-к освобождению
крестьян;
- к введению республики
Славянофилы

Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их проводить?

Революционеры демократы
Западники
Славянофилы
Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в
коренных изменениях»
Как их проводить?
Революционеры демократы
Спасение России
только в революции
Западники
Славянофилы
России необходимы реформы
сверху, без революции

В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:

Критический реализм
«натуральная школа»
«Период с 1856 года по 1880
год – время величайших
достижений русского
критического реализма 19
века» (Д.Д.Благой)
Писатели демократических
убеждений сгруппировались
вокруг журнала «Современник»
«чистое искусство»
Теоретики «чистого искусства»
романтизировали
возвышенное и прекрасное,
противопоставляли «вечное» в
искусстве «злободневному»,
призывали быть далёкими от
«житейского волненья»

Основные проблемы в литературе 19 века

добро и зло;
вина и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;
мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.

романтизм
предромантизм
жанр повести
(А. А. БестужевМарлинский, В. Ф.
Одоевский);
реализм
Основные
направления
в литературе
1-й половины
XIX века
классицизм
сентиментализ
м
исторически
й роман (А. С.
Пушкин, Н. В.
Гоголь).

Основные принципы реализма:
изображение
широкий охват
человека в его
действительности, взаимодействии со
средой,
типизация жизни.


Образ героя:
исключительный герой в
исключительных обстоятельствах;
«типичный герой в типичных
обстоятельствах», наделённый
индивидуальными чертами.
Образ мира:
контрастный окружающей жизни и
представляющий авторский идеал;
жизненно-правдивое отражение
действительности в её характерных,
всеобщих проявлениях.
Проблематика:
конфликт между мечтой и
действительностью;
крушение надежд, утрата иллюзий,
поиск нового идеала.

Сравнение романтизма и реализма
Пафос:
патетический, поэтический;
изображение «…прозаически
упорядоченной действительности»
(Гегель).
Герой и общество:
герой противопоставлен обществу;
человек раскрывается в связи с
социальными обстоятельствами.
Эстетические принципы:
экспрессивность, контрасты, ирония;
историзм, роль художественной детали,
внимание к конкретно-историческим
условиям быта.

Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей
социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит
вечные проблемы человеческого существования. Литература этого
периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе
истории, когда на попрании религиозных истин возникла
фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в
возможность устранения общественного несовершенства.
Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены.
Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький
опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем
задуматься.

Тема. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

Основные темы ипроблемы русской литературы XIX века.

Цель:

дидактическая: охарактеризовать основные особенности процессов в России и Западной Европе во ІІ п оловине ХІХ века, обрисовать главные черты реализма в указанный период, дать представление о ключевых литературных спорах в русской литературной критике;

развивающая: развивать познавательную деятельность студентов, умение составлять тезисы;

воспитательная: воспитывать интерес к литературе.

Тип занятия: практическое занятие

ХОД ЗАНЯТИЯ

І . Актуализация опорных знаний

Беседа

Какие политические события повлияли на культуру России во ІІ половине

XIX века?

Назовите основные черты реализма ІІ половины XIX века.

Каковы художественные достижения в литературе этого периода времени?

Почему русскую классику называют пророческой и проповеднической?

ІІ . ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

ІІІ . МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Во ІІ половины XIX века расцвел талант писателей, которых весь мир теперь признает классиками: Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, И.С.Тургенева в России, Г.Флобера и Ги де Мопассана во Франции, О.Уайльда в Англии и многих других. Эти писатели создали совершенные по форме и глубочайшие по содержанию произведения. В каких общественных, политических и культурных условиях происходило становление и развитие их творчества?

ІІІ . ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вспомните из уроков истории, какие важные события произошли во Франции, Германии, России в конце 40-х начале 60-х гг. XIX века?

1. Лекция преподавателя

Наряду с общественно-политическими событиями на литературу воздействовала и философская мысль. Представители философии позитивизма

считали, что литература не должна заниматься поиском ответов на вечные вопросы. Литература должна лишь описывать явления.

Во ІІ половины XIX века зародилось множество литературных течений: символизм, импрессионизм, натурализм и т. д. В результате взаимодействия всех литературных направлений, под влиянием политической обстановки в литературе начинает формироваться художественный метод - реализм, как совершенно новая ступень познания литературой человека и его жизни. Его основа - принцип жизненной правды, стремление полно и верно отразить жизнь. Родоначальником этого направления считается А. С. Пушкин. В его основе лежали патриотизм, сочувствие народу, поиски положительного героя в жизни, вера в светлое будущее России.

Русский реализм второй половины ХIХ века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования. Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.

Итак, ведущим методом стал реализм. Реализм утверждается в 30–40-е гг. XIX в., сменяя романтизм в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. реализм в литературе и изобразительном искусстве - это правдивое, объективное отражение действитель ности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества, стремление перестроить эту жизнь на началах равенства и справедливости. русское изобрази тельное искусство второй половины XIX в. стало подлинно великим, проникнутым пафосом освободительной борьбы народа, откликаясь на запросы жизни и активно вторгаясь в жизнь.

Во второй половине XIXв. критический реализм становится основным господствующим направлением и в русской литературе. Его основы были заложены ещё А. С. Пушкиным, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем. Обличение крепостничества, его пережитков в жизни и сознании людей, пороков нового буржуазного общества было основным направлением прогрессивной литературы в России такие гиганты, как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский,

И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов изобразили целые пласты жизни россиян с их радостями и печалями, светлыми и тёмными сторонами жизни. Показателем развития просвещения в России было увеличение количества изданных книг, журналов и газет. Большую роль в общественной жизни играли журналы, особенно «Современник», «Отечественные записки». Искусство критического реализма - основного художественного направления того времени - было тесно связано с идейными исканиями. Его отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к изображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. п.). Перед мыслящими людьми постоянно возникали многочисленные вопросы, относящиеся и к сфере общественной жизни, и к сфере личных человеческих отношений. Литература пошла по пути всестороннего исследования жизни.

Целую эпоху в истории России отразил Л. Н. Толстой (повести «Детство», «Отрочество», «Юность»; «Севастопольские рассказы»; роман-эпопея «Война и мир»). Ф. М. Достоевский поднимал религиозно-этические, философские и нравственные проблемы, развивал тему «маленького человека», социальных контрастов самодержавной России (романы «Униженные и оскорблённые»,

«Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др.). Мастер классического реалистического романа И. С. Тургенев отразил идейные искания русской интеллигенции 50–70-х гг. (романы «Отцы и дети», «Дворянское гнездо», «Рудин»). Развитие драматургии связано с творчеством А. Н. Островского и А. П. Чехова. М. Е. Салтыков-Щедрин стал одним из крупнейших мастеров сатирического жанра.

На 60-е годы приходится завершающий этап творчества выдающегося русского поэта Ф. И. Тютчева, мастера психологической и пейзажной лирики.

Лирическая поэзия А. А. Фета, названного Ф. М. Достоевским «первым лириком новой Европы», отличается тонким психологизмом, отражением ми- молётных настроений человеческой души.

2. Особенности реализма ІІ половины XIX века:

- масштабность проблематики, стремление постичь характер и угадать будущее направление исторического развития;

- расширение сферы художественного мира: в него все шире включаются все новые слои общества и стороны быта;

- тонкий анализ неуловимых движений внутреннего мира человека;

- воплощение положительного начала в виде униженной красоты, растоптанной добродетели;

- эстетизация безобразного, болезненного;

- создание более жизнеподобных образов.

Во ІІ половины XIX века особую нишу занимает литературная критика, представленная именами таких деятелей культуры, как А.В.Дружинин,

Григорьев, Н.А.Добролюбов. Д.И.Писарев.

Выдающиеся художественные достижения и нравственная глубина русской литературы дали повод критикам говорить о ее пророческом и проповедническом характере. Критика в России развивалась «...про полной дремоте общественных сил и общественной инициативы». Благодаря критике литература стала «фокусом», центральным местом проявления «русского духа». Русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительское слово, нравственная проповедь. Философ Н.Бердяев утверждал, что русской реалистической литературе XIX века свойственны пророческий

характер, мучения о судьбе народа, искания правды и спасения.

3. Работа с учебником

Самостоятельно изучить материал на стр. 12- 14 (учебник «Литература» под ред. Ю.В.Лебедева)

4. «Мозговой штурм» (в парах)

- Как вы считаете, есть ли нечто общее во взглядах романтиков и реалистов на жизнь, человека, роль искусства? Обсудите с товарищами свою точку зрения.

5. Заключительное слово учителя

Вся жизнь и творческая деятельность великих мастеров культуры раскрывается будущим поколениям в их наследии. Наследие художников, композиторов, музыкантов, посвятивших себя служению искусству, поражает исключительной многогранностью. Их произведения учат видеть и понимать прекрасное в жизни, при роде, искусстве; любить родину, осмыслять и ценить её историю; помогают формировать гармоничную личность. Вторая половина XIXв. - время окончательного утверждения и закрепления наци ональных форм и традиций в русском искусстве. Наиболее успешно это произошло в музыке, менее успешно - в архитектуре. В живописи «русская тема» отразилась в жанровых сценках из крестьянской жизни, в исторических полотнах репина и Сурикова, в пейзажах «просёлочной России». Русская культура не замыкалась в национальных рамках, не отделялась от культуры остального мира. Достижения зарубежного искусства находили отклик в России. В свою очередь русская культура (прежде всего литература и музыка) получила всемирное признание. Русская культура заняла почётное место в семье европейских культур. таким образом, эстетическое наследие второй половины XIXв. и поныне сохраняет свою актуальность и значительность.

Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только

пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений ХХ века. Нам всем есть над чем задуматься.

6. Рефлексия. Подведение итогов занятия

Проблемный вопрос:

- Ньютону принадлежит знаменитая фраза: «Я видел дальше других потому, что стоял на плечах титанов». Как вы считаете, можно ли утверждать, что открытия в познании мира, природы, человека, сделанные романтиками, были в какой-то мере подготовлены просветителями, а реалисты не смогли бы создать свою художественную систему без учёта творческих исканий своих предшественников - романтиков?

- Искусство XIXв. обозначило многие проблемы, которые пыталось разрешить человечество в XXв. Пригодятся ли художественные искания и открытия индустриального века людям тре тьего тысячелетия?

Домашнее задание

Подготовить развернутый ответ на вопрос: как развивалась литературная и журнальная критика 60-х годов ХIХ века.

Начало XIX века в жизни России ознаменовалось событиями, имевшими первостепенное значение для дальнейшей истории нашей родины. В 1812 году началась Отечественная война. вступил в Россию как завоеватель, как захватчик. Война против него была для России в полном смысле борьбой за жизнь. Это была народная война. Чувство горячей любви к родине охватило широчайшие массы.

«Каждая деревня превращалась при нашем приближении или в костёр, или в крепость», – писали впоследствии французы.

Наполеон был разбит. Он строил свои военные планы на подсчёте количества своих войск и войск царя Александра, а на войну с ним поднялся весь русский народ. Именно русский народ и нанёс сокрушительный удар прославленному полководцу.

Отечественная война пробудила народные силы, вызвала подъём народного самосознания, патриотического духа.

«Двенадцатый год был великою эпохою в жизни России, – писал . – Напряжённая борьба насмерть с Наполеоном пробудила дремавшие силы России и заставила её увидеть в себе силы и средства, которых она дотоле… не подозревала».

Крестьяне и солдаты после изгнания неприятеля из России ожидали отмены крепостного права. Декабрист А. Бестужев в письме к Николаю I так говорит о настроении солдат в Отечественную войну 1812 года: «Её война длилась, когда ратники, возвратясь в дом, впервые разнесли ропот в классе народа: «Мы проливали кровь, – говорили они, – а нас опять заставляют потеть на барщине. Мы избавили родину от тирана, а нас вновь тиранят господа».

Крепостники и правительство были напуганы такими настроениями крестьян. Правительственная реакция (преследование всего сколько-нибудь передового) усилилась. Её возглавлял военный министр Аракчеев, невежественный и жестокий крепостник.

Реакционной была и внешняя политика Александра I. Вскоре после победы над Наполеоном был создан «Священный союз» во главе с русским и австрийским императорами для борьбы с революционным движением. Александр с увлечением отдаётся деятельности в «Священном союзе», выступая в роли гасителя свободолюбивых движений в Европе.

Эта реакционная политика Александра I и его правительства вызывает решительное противодействие как со стороны угнетаемого крестьянства, так и в среде передового дворянства.

Крестьянство отвечает на усилившуюся после 1812 года помещичью эксплуатацию волнениями и восстаниями. Все эти восстания подавляются жестокими мерами. Однако народное возмущение не прекращается, а разливается по стране, захватывая не только деревни, но и города, проникая и в воинские части. Так, в 1820 году восстаёт гвардейский Семёновский полк, который полковой командир и офицеры жестокими истязаниями довели до открытого возмущения.

Сильное движение против самодержавия и крепостнического строя возникает среди дворянской интеллигенции. Война 1812 года произвела глубокий идейный раскол в среде помещичьего класса. Наиболее просвещённые и I передовые дворяне начинают организовывать тайные политические общества, деятельность которых завершается вооружённым восстанием 14 декабря 1825 года.

Писатель-декабрист А. Бестужев так говорит о влиянии Отечественной войны 1812 года на зарождение декабризма: «Наполеон вторгся в Россию, и тогда-то русский народ впервые ощутил свою силу; тогда-то пробудилось во всех сердцах чувство независимости, сперва политической, а впоследствии и народной. Вот начало свободомыслия в России». А развивалось и крепло это свободомыслие под влиянием крестьянских волнений в России и освободительных движений в 20-х годах XIX века в Западной Европе.

Декабристы были образованными людьми. Они были знакомы с революционной и прогрессивной политической литературой в России и на Западе.

Единой политической программы у зародившихся тайных «обществ» не было. «Северное общество» в большинстве стояло за ограниченную монархию. «Южное общество» – за республиканский образ правления. Но всех декабристов объединяла ненависть к самодержавию и крепостному праву. Все они подвергали резкой критике внешнюю и внутреннюю политику правительства.

Восстание декабристов было разгромлено. Руководители были повешены; многие декабристы убиты во время восстания; остальные сосланы на каторгу или на Кавказ, на передовые линии. Декабристы были разбиты потому, что они не решились призвать к революции народные массы, опирались только на офицеров, рассчитывая, что за своими командирами пойдут и солдаты, и не проявили необходимой решительности во время восстания. Но идеи декабристов вошли в сознание многих современников, были подхвачены передовыми писателями и повлияли на их творчество. Движение декабристов, их борьба против самодержавно-крепостнического строя не прошли бесследно.

XIX столетие является одним из самых знаменательных в русской литературе. Именно эта эпоха подарила миру имена великих классиков, которые оказали влияние не только на русскую, но и на всемирную культуру. Основными идеями, свойственными литературе этого времени, является рост человеческой души, борьба добра со злом, торжество нравственности и чистоты.

Отличие от предыдущего столетия

Давая общую характеристику русской литературе 19 века, можно отметить, что предшествующий век отличался очень спокойным развитием. На протяжении всего предшествующего столетия поэты и писатели воспевали достоинство человека, старались привить высокие морально-нравственные идеалы. И лишь в конце столетия начали появляться более дерзкие и смелые произведения - авторы начали акцентировать внимание на психологии человека, его переживаниях и чувствах.

Причины расцвета

В процессе работы над домашним заданием или докладом на тему «Общая характеристика русской литературы 19 века» у учащегося может возникнуть закономерный вопрос: а чем же были обусловлены эти перемены, почему литература смогла достичь такого высокого уровня развития? Причиной тому послужили общественные события - это и война с Турцией, и вторжение наполеоновских войск, и отмена крепостного права, и прилюдная расправа над оппозиционерами. Все это послужило тому, что в литературе начали применяться совершенно новые стилистические приемы. Работая над общей характеристикой русской литературы 19 века, стоит обязательно упомянуть, что эта эпоха по праву вошла в историю как «Золотой век».

Направленность литературы

Русская литература того времени отличалась очень смелой постановкой вопросов о смысле человеческого бытия, о самых актуальных общественно-политических, нравственных и этических проблемах. Значение этих вопросов она выводит далеко за пределы своей исторической эпохи. Готовя общую характеристику русской литературе 19 века, нужно помнить о том, что она стала одним из мощнейших средств воздействия как на русских читателей, так и на иностранных, приобретя славу влиятельной силы в развитии просвещения.

Феномен эпохи

Если нужно дать общую характеристику русской литературе 19 века кратко, можно отметить, что общей чертой данной эпохи было такое явление, как «литературоцентризм». Это означает, что литература стала способом передачи идей и мнений в политических спорах. Она превратилась в мощный инструмент выражения идеологии, определяла ценностные ориентиры и идеалы.

Нельзя сказать однозначно, хорошо это или плохо. Конечно, давая общую характеристику русской литературы XIX века, можно упрекать литературу того времени в том, что она была слишком «проповеднической», «наставнической». Ведь нередко говорят о том, что стремление стать пророком может привести к неуместному опекунству. А это чревато развитием нетерпимости к инакомыслию любого рода. Конечно, в таких рассуждениях есть доля истины, однако, давая общую характеристику русской литературе 19 века, необходимо учитывать исторические реалии, в которых жили тогдашние писатели, поэты, критики. А. И. Герцен, когда оказался в эмиграции, описывал этот феномен так: "У народа, которого лишили свободы слова и самовыражения, литература остается чуть ли не единственной отдушиной".

Роль литературы в обществе

Практически то же самое говорил и Н. Г. Чернышевский: «Литература у нас пока сосредоточивает всю умственную жизнь народа». Здесь стоит обратить внимание на слово «пока». Чернышевский, который утверждал, что литература является учебником жизни, все равно признавал, что умственная жизнь народа не должна в ней сосредотачиваться постоянно. Однако «пока», в тех условиях русской действительности, именно она взяла на себя эту функцию.

Современное общество должно быть благодарно тем писателям и поэтам, которые в тяжелейших социальных условиях, несмотря на преследования (стоит вспомнить о том же Н. Г. Чернышевском, Ф. М. Достоевском и других), с помощью своих трудов содействовали пробуждению в человеке светлого, духовного начала, принципиальности, активного противостояния злу, честности и милосердия. Учитывая все это, можно согласиться с тем мнением, которое выражает Н. А. Некрасов в своем послании ко Льву Толстому в 1856 г.: «Роль писателя у нас прежде всего - это роль учителя».

Общее и отличное в представителях «Золотого века»

Готовя материалы по теме «Общая характеристика русской классической литературы 19 века», стоит сказать о том, что все представители «Золотого века» были разными, их мир был неповторим и своеобразен. Писателей того времени сложно подвести под какой-то один общий образ. Ведь каждый истинный художник (под этим словом понимается и поэт, и композитор, и живописец) создает собственный мир, руководствуясь личными принципами. К примеру, мир Льва Толстого не похож на мир Достоевского. Иначе воспринимал и преобразовывал действительность Салтыков-Щедрин, чем, к примеру, Гончаров. Однако есть у представителей «Золотого века» и общая черта - это ответственность перед читателем, талант, высокое представление о той роли, которую литература играет в жизни человека.

Общая характеристика русской литературы 19 века: таблица

«Золотой век» - это время писателей совершенно разных литературных направлений. Для начала рассмотрим их в сводной таблице, после чего каждое из направлений будет рассмотрено подробнее.

Жанр Когда и где возник

Типы произведений

Представители Основные черты

Классицизм

XVII век, Франция

Ода, трагедия, эпопея

Г. Р. Державин («Анакреотические песни»), Херсаков («Бахариана», «Поэт»).

Преобладает национально-историческая тематика.

Преимущественно развит жанр оды.

Присутствует сатирическая направленность

Сентиментализм Во второй половине XVIII в. в Западной Европе и России , наиболее полно оформился в Англии Повесть, роман, элегия, мемуары, путешествия Н. М. Карамзин («Бедная Лиза»), раннее творчество В. А. Жуковского («Славянка», «Море», «Вечер»)

Субъективность в оценке событий мира.

На первое место поставлены чувства, переживания.

Немаловажную роль играет природа.

Выражается протест против испорченности высшего общества.

Культ духовной чистоты и нравственности.

Утверждается богатый внутренний мир низших социальных слоев.

Романтизм

Конец XVIII — первая половина XIX века , Европа, Америка

Рассказ, поэма, повесть, роман

А. С. Пушкин («Руслан и Людмила», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии»), М. Ю. Лермонтов («Мцыри», «Демон»),

Ф. И. Тютчев («Бессонница», «В деревне», «Весна»), К. Н. Батюшков.

Субъективное преобладает над объективным.

Взгляд на реальность через «призму сердца».

Склонность к отражению бессознательного и интуитивного в человеке.

Тяготение к фантастике, условности всяких норм.

Склонность к необычному и возвышенному, смешение высокого и низкого, комичного и трагичного.

Личность в произведениях романтизма устремляется к абсолютной свободе, нравственному совершенству, к идеалу в условиях несовершенного мира.

Реализм XIX в., Франция, Англия. Повесть, роман, поэма

Поздний А. С. Пушкин («Дубровский», «Повести Белкина»), Н. В. Гоголь («Мертвые души»), И. А. Гончаров, А. С. Грибоедов («Горе от ума»), Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Преступление и наказание»), Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина»), Н. Г. Чернышевский («Что делать?»), И. С. Тургенев («Ася», «Рудин»), М. Е. Салтыков-Щедрин («Пошехонские рассказы», «Господа Гоголевы»),

Н. А. Некрасов («Кому на Руси жить хорошо?»).

В центре литературного произведения - объективная реальность.

Реалисты стремятся выявить причинно-следственные связи в событиях.

Используется принцип типического: описываются типические герои, обстоятельства, конкретное время.

Обычно реалисты обращаются к проблемам настоящей эпохи.

Идеалом является сама действительность.

Повышенное внимание к общественной стороне жизни.

Русская литература этой эпохи стала отражением того скачка, который был сделан в предшествующем столетии. Начался «Золотой век» главным образом с расцвета двух течений - сентиментализма и романтизма. С середины столетия все большую мощь обретает направление реализма. Такова общая характеристика русской литературы 19 века. Табличка поможет учащемуся сориентироваться в основных течениях и представителях «Золотого века». В процессе подготовки к уроку нужно упомянуть, что дальнейшая социально-политическая обстановка в стране становится все более напряженной, растут противоречия между угнетенными классами и простым народом. Это приводит к тому, что в середине века несколько затихает развитие поэзии. А завершение эпохи сопровождается революционными настроениями.

Классицизм

Данное направление стоит упомянуть, давая общую характеристику русской литературы начала 19 века. Ведь классицизм, возникший столетие назад до начала «Золотого века», в первую очередь относится к его началу. Этот термин в переводе с латинского языка означает «образцовый» и непосредственно связан с подражанием классическим образам. Возникло это направление во Франции в XVII веке. По своей сути оно было связано с абсолютной монархией и утверждением дворянства. Для него характерны идеи высокой гражданской тематики, строгое соблюдение норм творчества, установленных правил. Классицизм отражает реальную жизнь в идеальных образах, которые тяготеют к определенному образцу. Данное направление строго придерживается иерархии жанров - высшее место среди них занимают трагедия, ода и эпопея. Именно они освещают самые важные проблемы для общества, призваны отображать наивысшие, героические проявления человеческой натуры. Как правило, «высоким» жанрам противопоставлялись «низкие» - басни, комедии, сатирические и другие произведения, которые также отражали действительность.

Сентиментализм

Давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, нельзя не упомянуть и о таком направлении, как сентиментализм. В нем большую роль играет голос рассказчика. Данное направление, как было указано в таблице, отличается повышенным вниманием к переживаниям человека, к его внутреннему миру. В этом и состоит новаторство сентиментализма. В русской литературе особое место среди произведений сентиментализма занимает «Бедная Лиза» Карамзина.

Примечательны слова писателя, которые могут охарактеризовать данное направление: «И крестьянки любить умеют». Многие утверждали, что обычный человек, простолюдин и крестьянин, в нравственном отношении во многом превосходит дворянина или представителя высшего общества. Немаловажную роль в сентиментализме играет пейзаж. Это не просто описание природы, а отображение внутренних переживаний героев.

Романтизм

Это одно из самых противоречивых явлений русской литературы «Золотого века». Уже более полутора столетий ведутся споры о том, что же лежит в его основе, и сколько-нибудь признанного определения этому течению пока никто не дал. Сами представители данного направления делали акцент на своеобразии литературы каждого отдельно взятого народа. С этим мнением нельзя не согласиться - в каждой стране романтизм приобретает свои черты. Также, давая общую характеристику развития русской литературы 19 века, стоит отметить, что практически все представители романтизма ратовали за общественные идеалы, однако делали это по-разному.

Представители этого течения мечтали не о том, чтобы улучшить жизнь в ее частных проявлениях, а о полном разрешении всех противоречий. У многих романтиков в произведениях преобладает настроение борьбы со злом, протеста против царящей в мире несправедливости. Также романтикам свойственно обращение к мифологическому, фантастике, народным сказаниям. В противовес направлению классицизма серьезное влияние уделяется внутреннему миру человека.

Реализм

Целью этого направления является правдивое описание окружающей действительности. Именно реализм созревает на почве напряженной политической обстановки. Писатели начинают обращаться к социальным проблемам, к объективной действительности. Тремя главными реалистами этой эпохи считаются Достоевский, Толстой и Тургенев. Основная тема данного направления - быт, нравы, события из жизни простых людей из низших сословий.

Вопрос периодизации русской литературы является дискуссионным и сложным. Современное литературоведение имеет возможности расширить рамки литературного процесса XIX века, вернуть забытые имена, направления, вернуть истинный облик многим писателям и поэтам (это касается и XX века, наверное, в большем смысле). В основе современной периодизации – особенности историко - литературного развития.

Литература I трети XIX века. Это период с 1800 по 1840 гг. Именно в этот период закладывались основы всей русской классической литературы, ее основные темы, проблемы, эстетическое богатство и совершенство. В этот период можно выделить три вершинных имени: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Логика развития литературного процесса связана с этими тремя именами и переоценить их значение невозможно. Писатели более позднего периодов в своем художественном творчестве ориентировались на особенности литературы начала XIX века.

Литература II трети XIX века. Это литература 40-60-х гг. Время формирования реализма как типа художественного сознания.

1842 г. выходят «Мертвые души» Гоголя, 1845 – сборник «Физиология Петербурга», ставший манифестом «натуральной школы». Вершинными именами этого периода можно считать Тургенева, Гончарова, Островского, Фета, Тютчева, Лескова, Некрасова, А.К.Толстого и других.

Литература III трети XIX века. Это 70-80(90)-е гг. Время рубежное в истории и культуре России. Страна находилась в преддверии нового исторического идеала. Современники отмечали «дыханье завершения, итога». В тоже время это период расцвета великих гениев «дыхания рубежности»: Л.Н.Толстого, Достоевского, Салтыкова-Щедрина, Чехова

Выводы

Литература всей той эпохи, это особенное явление, оно исключительное, очень уникальное и несравненное. В самом начале золотого века искусство начало отделяться от серых масс, поэзия стала расцветать. В русской литературе 19 века было много законодателей произведений и стихов того времени , именно поэтому те времена стали называют «Золотым веком » русской классической литературы. Наши классики стали создавать действительно ценные творческие и художественные образы. Стоит отметить, что и критики также начали свою деятельность. Сейчас мы можем наслаждаться их результатами и изучать их деятельность той эпохи.

Направления у русской литературы конца 19 века были самими разными, каждый писатель создавал свой истинный необычайный смысл своих рассказов. В итоге образовалось множество так называемых течений, которые были связаны с направлением в лирической поэзии. Литература действительно развилась очень серьёзно. 19 век можно считать тем лучшим временем русских классиков. В основном весь расцвет приходится на последние уходящие десятилетия.

  1. Литературно-общественные движения

1 Литературно-общественное движение первой четверти XIX века (1800-25гг). Период ограничен датами царствования Александра I. Важно отметить, что годы его правления имеют две разные тенденции и делятся на 2 периода. Рубеж – 1812 г. – Отечественная война. Первая половина срока его правления позволяет нам говорить об Александре как о царе-реформаторе. Об этих годах правления Пушкин говорил: «Дней Александровых прекрасное начало».

«Гроза 1812 г.» - с одной стороны, невероятный по своему духу патриотический подъем, с другой – резкая утрата иллюзий. Политика Александра резко «поправела», он не только не продолжал либеральные реформа, но и отменил то, что сделал. Вместо Сперанского правой рукой царя стал Аракчеев, и мыслящие люди ощутили невероятную нравственную утрату.

В политической и идеологической жизни утрата иллюзий выразилась в формировании оппозиционных настроений, кружков, обществ, печатных изданий. Пестель писал «ума клокотали». Формируется движение декабристов. Яркие полемики разворачивались на страницах многочисленных журналов. Центрами журналистики становятся Петербург («Сын Отечества») и Москва («Вестник Европы», «Русский вестник»).

Приметой времени становится создание литературных обществ, салонов, кружков (Общество Шишкова, «Общество любителей русской словесности», общество «Арзамас» и др.)

В 30-е годы образовались кружки разной направленности – политической, литературной и философской (Герцена, Огарева, Станкевича, Белинского, Лермонтова). Их организаторы были сосланы на каторгу, отправлены в ссылку, в солдаты, исключены из университета. В это время закрывались многие передовые журналы и трудно было получить разрешение на печать. С большим трудом Пушкин издает «Современник». Абсолютно точный портрет эпохи дает Лермонтов в романе «Герой нашего времени».

На этот период приходится творчество Лермонтова, Гоголя, Кольцова, Огарева и др. В это время начинает развиваться русская проза.

2 Литературно-общественное движение 40(50) гг. XIX века (1840(42)-55 гг) 1842 г. – восходит поэма Гоголя «Мертвые души», возвращается из ссылки Герцен.

В 1855 г. – развивается эстетика Чернышевского, умирает Николай I. Время наружного рабства и внутреннего освобождения. Рабство – в политике Николая I и феодально-крепостнических отношениях, внутренняя свобода проявилась в появлении социальной оппозиционной критики.

Со смертью царя и окончанием Крымской войны заканчивается I половина XIX в. В 40-е гг. возникло два важных магистральных течения русской общественной мыли – западничество и славянофильство, идеологическая борьба между которыми определила развитие общественной мысли на многие десятилетия. Славянофилы – предлагали особый самостоятельный путь развития, который заключался в том, чтобы вернуться к допетровской Руси, стать на патриархальный путь развития (Хомяков, братья Киреевские, Аксаковы, Самарин, Погодин, Языков, Шевырев, выражали свои взгляды в журнале «Москвитянин»)

Западники - за европеизацию России (Белинский, Огарев, Герцен, Тургенев, главный печатный орган – «Отечественные записки», «Современник» Панаева и Некрасова).

Общественная жизнь отражается в журнальной полемике. «Соременник», созданный Пушкиным в 1836 г., с середины века становится одним из главный журналов. В это время завершается формирование русского реализма (творчество Гончарова, Лескова, Тургенева, Некрасова, Достоевского, Фета и Тютчева).

3 Литературно-общественное движение 70 -х гг. XIX века (1866-81 гг). В это время обнаруживается грабительский характер реформ, возникают народные бунты, всеобщая неопределенность нарастает. Это один из самых трагичных и героических периодов русской истории. Это возникновение, развитие и исход народнического движения. Это оппозиционное движение рождалось на соединении трезвого понимания реальной действительности и утопической веры в возможность ее моментального преображения. Народническая теория оспаривалась в публицистике и критике. Ведущим журналом были «Отечественные записки». На это десятилетие приходится творчество народников, С.-Щедрина, Гл.Успенского и др., появляется народническая литература, поэзия и проза.

1 марта 1881 г. – народовольцами «казнен» Александр II. Начинается эпоха реакции, закрываются газеты и журналы, учебные заведения. Ведущая фигура – Л.Толстой. Заканчивает свое существование русский реализм XIX века, и творчество Чехова, Гаршина, Короленко и др. обуславливается поисками новых жанровых форм, появляются неореалистические тенденции, постепенно заканчивает свое существование «золотой век» русской литературы.

В 80 – 90 -х гг. XIX века. Центральная проблема литературы – взаимоотношения человека и общества. Главный вопрос – как найти личности опору в мире? Все чаще анализ современной жизни соотносится с идеалами вечными, общечеловеческими. Эпическое повествование становится невозможным. Возникает сверхтипический реализм – это художественное познание современности и оценка идеалов своего времени с точки зрения общечеловеческих ценностей, ведущая к сближению реалистического и романтического типов творчества.

Выводы

На примере тенденций развития русской литературы 19 века видно отражение общественной деятельности в литературных произведениях.

Важнейшие исторические события, сыгравшие особую роль в развитии общественно-политической жизни России в первой половине XIX века: Отечественная война 1812 года и декабристское движение закономерно обусловили ход литературного процесса, сложность которого заключается в том, что на рубеже веков (конца XVIII и начала XIX века) наблюдается смешение разных литературных стилей, становление новых эстетических систем, выработка новых художественных методов.

Нельзя не заметить, что такое интенсивное развитие русской литературы, многообразие литературных школ, в полемическом азарте обсуждавших вопросы своеобразия русского национального языка, проблему национального характера, проблему народности, вопросы целей и задач литературы определяют довольно сложную картину литературной борьбы, в результате которой и намечались исторические пути развития литературного процесса.