Социальная революция причины и последствия. Социальные изменения. Анализ приведенных выше точек зрения позволяет сделать некоторые общие выводы из теории циклических изменений в целом

Социальная революция означает глубокий переворот в социально-политической, экономической и духовной жизни общества, когда осуществляется прежде всего переход от одной общественно-экономической формации к другой, более прогрессивной . Революция есть двигатель общественного прогресса: это и разрушение и творчество , она знаменует начало нового периода истории, который требует новых мыслей, чувств, песен и певцов. Она суть историческая необходимость, коренящаяся в экономической жизни общества. Самая глубинная причина социальных революций - конфликт между производительными силами и производственными отношениями. Он составляет так называемую экономическую основу революции.

То, что социальные революции не случайное, а закономерное явление, с объективной необходимостью вытекающее из разви-

тия производства, не означает, что они происходят автоматически. Для их свершения необходимы объективные и субъективные предпосылки. Объективные противоречия в способе производства проявляются в ожесточенной борьбе прогрессивных и реакционных классов. Классовая борьба есть политическая основа революции. Субъективной формой выражения этой борьбы является столкновение классовых интересов, стремлений, идей. Социальная революция - высшая форма классовой борьбы угнетенных. Совокупность объективных условий, выражающих экономический и политический кризис общества, создает революционную ситуацию . Для революционной ситуации характерны следующие признаки: «Невозможность для господствующих классов сохранить в неизменном виде свое господство; тот или иной кризис «верхов», кризис политики господствующего класса, создающий трещину, в которую прорывается недовольство и возмущение угнетенных классов. Для наступления революции обычно бывает недостаточно, чтобы «низы не хотели», а требуется еще, чтобы «верхи не могли» жить по-старому… Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов... Значительное повышение… активности масс, в «мирную» эпоху дающих себя грабить спокойно, а в бурные времена привлекаемых, как всей обстановкой кризиса, так и самими “верхами” , к самостоятельному историческому выступлению. Без этих объективных изменений, независимых от воли не только отдельных групп и партий, но и отдельных классов, революция - по общему правилу - невозможна» 1 .

Но не всякая революционная ситуация ведет к революции. Революции вспыхивают лишь тогда, когда к объективным условиям присоединяются и субъективные. Субъективный фактор включает в себя волю к борьбе, умелую организацию этой борьбы, сознательность ее участников, осмысление целей и задач борьбы, решимость борющихся классов довести борьбу до конца. При наличии объективных предпосылок субъективный фактор приобретает решающее значение: старое правительство само не «упадет, если его не уронить».

Движущими силами революции выступают те социальные группы и классы, которые кровно заинтересованы в ломке старых порядков, в построении новых и которые совершают революцию. Один из этих классов играет особо активную роль: он увлекает за собой все другие участвующие в революции классы и социальные группы.

Если в относительно мирные периоды истории народные массы находятся как бы за кулисами политики, пребывая в сос-

1 Ленин В. И . Полн. собр. соч., т. 26, с. 218–219.

тоянии «исторической спячки», то в разгар революционных событий народ поднимается на авансцену мировой истории и выступает в роли творца нового.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о государственной власти. Когда пожар революции разгорается, пламя ее прежде всего направлено против основного стража старого мира - государства. «Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-политическом значении этого понятия» 1 . Взяв в свои руки политическую власть, новые классы, осуществляющие революцию, реорганизуют весь механизм социально-политической жизни общества: новые органы революции рождаются в ее же собственном огне. Захват власти революционными силами есть акт осуществления политической революции. Это и есть революция в узком смысле слова. Понятие же социальной революции в широком смысле - это, как уже сказано, коренные преобразования всех сфер общественной жизни.

Социальным революциям свойственна разная мера стихийности и сознательности. В процессе перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, а от него - к феодальному революции совершались преимущественно стихийно и выражались в отдельных, как правило, локальных массовых движениях и восстаниях. Буржуазные революции, ломавшие устои феодализма, приобретают более осознанный, организованный характер: здесь все большую роль играет сознательная деятельность политических партий и организаций, имеющих в числе своих предпосылок и определенную идеологию. Принцип сознательности поднимается на высший уровень в эпоху социалистических революций, совершающихся как теоретически, тактически и стратегически обоснованный, закономерный социальный процесс перехода от капитализма к социализму.

Социальная революция принципиально отличается от социальной реформы: последняя направлена, как правило, лишь на частичные преобразования в рамках существования данного строя. «Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая, подвижная грань, которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» 2 . Опыт истории показывает, что реформы отнюдь не противопоказаны социальному прогрессу.

1 Ленин В. И . Полн. собр. соч., т. 31, с. 133.

2 Там же, т. 20, с. 167.

Типы социальных революций

Тип социальной революции определяется тем, какие социально-политические противоречия она разрешает, какой общественный строй ниспровергает и какой создает заново. Это содержание выражает собой понимание революции в широком смысле слова - как переход от одного качественного состояния общества к другому (который совершается как путем вооруженных действий масс, так и не обязательно этим путем, а как совокупный результат действия многоразличных факторов общественной жизни). К такому типу революций можно отнести, например, переход общества от рабовладения к феодализму, от феодализма к капитализму, то есть вообще переход от одной общественно-экономической формации к другой. Так, социальной революцией был переход от рабовладения к феодализму в результате разрешения внутренних противоречий рабовладельческого способа производства, хотя он и не имел характера политической революции.

Принципиально иной тип представляют собой революции, в которых ведущую роль играют социально-политические мотивы. Эти революции также способствуют смене одной общественно-экономической формации другой, но они осуществляются путем насильственных действий одного класса против другого. И эти действия осуществляются на основе теоретической программы, выдвигающей определенные социально-политические цели и идеалы. К такому типу можно отнести буржуазную и социалистическую революции. К особому типу социальных революций, способствующих осуществлению в конечном счете обеих названных революций, следует отнести революции, затрагивающие ту или иную отдельно взятую сферу общественной жизни. Сюда относятся научно-технические, культурные революции и т. д. Все они являются необходимыми составными частями указанных типов революции.

Высший тип революции являет собой социалистическая революция, имеющая своей целью коренные преобразования общества в интересах трудящихся. Она отличается от предшествующих социальных революций тем, что если прежние революции ограничивались изменением политической власти, приведением ее в соответствие с уже возникшими новыми экономическими отношениями, то социалистическая революция характеризуется прежде всего созидательным началом: ее высшее назначение - утверждение общественной собственности на средства производства, социалистических производственных отношений. Если прежние революции приводили к утверждению частной собственности в той или иной ее форме, не стремясь к полному уничтожению эксплуатации, то социалистическая ре-

волюция направлена прежде всего против всякой эксплуатации человека человеком, против всех форм частной собственности на средства производства. Таким коренным переломом в истории человечества стала Великая Октябрьская социалистическая революция. Социалистическая революция, как никакая другая, предполагает не одноразовый акт свержения старой и утверждения новой политической власти, а весьма длительный период революционных преобразований во всех сферах жизни общества.

Перестройка как особая форма революционного преобразования нашего общества

Революция сама по себе не созидает нового общества, а создает лишь возможности его построения. Воплощение этих возможностей в действительность зависит от реальных сил, средств, как объективных, так и субъективных факторов, поэтому выполнение намеченных планов не означает их автоматической реализации.

В самих принципах социализма заложены не формальные, а реальные возможности дальнейшего общественного прогресса. Поскольку любые социальные возможности могут превратиться в действительность лишь через общественно-историческую практику людей, постольку они оказываются чрезвычайно чуткими к воздействию субъективного фактора. Именно в силу прежде всего этого фактора полное использование имевшихся у нас возможностей, заложенных в самой природе социализма, не было реализовано. В условиях социалистического строительства отсутствие своевременного превращения реальных возможностей в действительность ведет к тому, что возможности, если можно так сказать, меняют свой статус: из реальных они превращаются в формальные. А в результате в общественном развитии складывается неблагоприятный механизм торможения, что приводит как к различного рода негативным явлениям в различных сферах общественной жизни, так и к деформации общественной психологии, нравственного климата в обществе, к появлению элементов социальной деградации. Таким образом, диалектика возможности и действительности оказывается не абстрактным теоретическим законом, а конкретно действующим принципом развития общества. Накапливавшиеся количественно неблагоприятные и разрушительные для общества явления и тенденции привели в конце концов к такому качественному состоянию всего общественного организма, которое оказалось неудовлетворительным и отчасти даже пагубным.

В этих условиях стала необходимой перестройка общественной жизни, которая, поскольку речь идет о качественном преобразовании общества, приравнивается по своему характеру к революционному процессу. И этому революционному процессу нет альтернативы.

Казалось бы, что на нынешнем этапе речь может идти только о каких-то реформах, а не о революции. Безусловно, нынешний этап преобразований не являет собой такой социально-политической революции, когда уничтожаются основы экономических отношений старого строя и устанавливается новая политическая власть. В данном случае речь идет не о разрушении общественной собственности на средства производства, а о ее всемерном укреплении и эффективном использовании, не о сломе государственной власти, а о дальнейшем укреплении социалистической демократии и развитии народного самоуправления. Иными словами, в данном случае революционные преобразования связаны главным образом с укреплением и созиданием.

Революция, как уже сказано, не единовременный акт, а продолжительный процесс коренных преобразований во всех сферах общественной жизни. Специфическая черта социалистической революции заключается в том, что она содержит в самой себе глубокое критическое начало, позволяющее на том или ином этапе развития общества критически оценить созданное и при необходимости устранить все нежелательное, переделать или укрепить те или иные стороны нового. Эту специфическую черту социалистической революции, связанную именно с ее позитивной, созидательной силой, К. Маркс описал в работе «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта», характеризуя социалистические революции как такие, которые «постоянно критикуют сами себя… возвращаются к тому, что кажется уже выполненным, чтобы еще раз начать это сызнова, с беспощадной основательностью высмеивают половинчатость, слабые стороны и негодность своих первых попыток…» 1 .

Мы уже неоднократно говорили о том, что человек является субъектом истории, причем специфическим субъектом, то есть таким, который в то же время выступает и ее объектом. Поэтому когда речь заходит о перестройке, то ясно, что не кто иной, как сам человек, выдвигается в самый центр ее. Поэтому каждый должен осознать это с максимальной ясностью и отчетливостью и подойти к этому чрезвычайно тонкому и сложному делу с максимальной же степенью ответственности. Объективно жизнь человека противоречива в том отношении, что он всегда стремится к новому, но при этом находится в плену сложившихся устаревших стереотипов. И потому трудность заключается в сознательном отказе от этих стереотипов, то есть в постоянной борьбе с самим собой, которая требует развития диалектически гибкого мышления, самостоятельности и непредвзятости ума и концентрации воли. Ибо нет революции без революционеров.

1 Маркс К., Энгельс Ф . Соч., т. 8, с. 123.


Глава XII
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Теория социальной революции имеет исключительно важное значение в социологии управления, что и будет показано в данной главе. Для этой цели будут рассмотрены методологические проблемы социальной революции, ее сущность, причины возникновения, закономерности развития и роль в общественной жизни.

Характеристика социальной революции

На заре развития буржуазного общества ее идеологи, восторженно приветствуя революционные сдвиги, пытались рассматривать проблему революции, ее необходимость и причины. И хотя они не понимали истинных причин революции, объясняли их высшими принципами справедливости, данными от природы правами людей (свободы, равенства и братства между людьми), их учения для своего времени сыграли прогрессивную роль.

Для понимания идей о социальной революции важны такие категории, как общественно-экономическая формация, а также базис и надстройка. Что они собой представляют? Общественно-экономическая формация – это социальная система, формирующаяся на основе конкретного типа производственных отношений. Экономический базис есть совокупность производственных отношений определенного способа производства. А общественная надстройка включает совокупность общественных идей и соответствующих им организаций и учреждений, порожденных господствующими экономическими отношениями. Базис и надстройка составляют определяющие элементы общественно-экономической формации

Понятие "социальная революция" употребляется в литературе двояко: в широком смысле для обозначения всей эпохи перехода к новой общественно-экономической формации, и в узком для обозначения качественных изменений в какой-либо области общественной жизни – в экономике, политике, культуре и т.д. В данной главе речь будет идти о революции в широком смысле этого слова.

Общественное развитие – это всегда естественно-исторический процесс возникновения, развития и гибели общественно-экономических формаций. Смена общественно-экономических формаций – сложный и многогранный процесс, в ходе которого изменяется материально-техническая база общества, его экономический строй, происходят изменения в политической жизни, идеологии, культуре. Эти преобразования в совокупности образуют то социальное явление, которое обычно называют революцией.

Стало быть, социальная революция это закон смены общественно-экономических формаций. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или, что является только юридическим выражением последних – с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции, в процессе которой разрушаются старые производственные отношения. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной обществен ной надстройке.

Для разрушения старой государственной власти, в целом старой надстройки революционный класс использует социальное насилие. Без такого насилия невозможна ни одна революция. По мнению некоторых социологов, насилие есть абсолютно негативное явление. Однако оно играет в истории и прогрессивную роль. По словам К. Маркса, насилие является повивальной бабкой всякого старого общества, когда оно беременно новым. И потому является тем орудием, посредством которого общественное движение пролагает себе дорогу и ломает окаменевшие, омертвевшие политически формы.

Одним словом, когда созрели необходимые материальные предпосылки для перехода к новому общественному строю, тогда революционный класс объективно вынужден использовать насилие, которое может осуществляться в различных формах. Оно не обязательно связано с вооруженной борьбой, а может быть осуществлено мирными путями – в холе парламентской борьбы, аграрной реформы, национализации промышленности, путем применения юридических санкций и т.д. Социальная революция является высшей, наиболее острой формой классовой борьбы.

Даная форма используется только тогда, когда классовая борьба обострилась до предела, когда отношения между борющимися классами достигли своего социального апогея. Социальная революция не является плодном заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства. Она может возникнуть только в результате глубоких общественных изменений, приводящих в движение широкие слои населения.

В результате проведения социальной революции политическая власть переходит от старого реакционного класса к прогрессивному демократическому классу. Только вырвав государственную власть из рук господствующего класса и подавив его сопротивление, демократические силы могут добиться победы нового над старым. Поэтому вопрос о политической власти является основным вопросом социальной революции.

Почему среди всех вопросов социальной революции главным является вопрос о власти? Дело в том, что мощным средством в руках господствующего класса является государство, т.е. публичная власть со всеми ее органами насилия (армия, полиция) и средствами идеологического воздействия. Государство, находящееся в руках господствующего класса, стремится сохранить экономический базис и соответствующие элементы общественной надстройки, подавляет выступления передового класса против устоев старого общества. Поэтому, чтобы сломить силу господствующего класса, необходимо отобрать у него политическую власть.

Следовательно, социальная революция призвана осуществить коренные преобразования прежде всего в главных сферах общественной жизни – в экономике, политике, а также в области духовной жизни общества, в его культуре.

В экономической области главное назначение социальной революции состоит в том, чтобы разрешить конфликт между развивающимися производительными силами и отжившими производственными отношениями, заменить старую систему хозяйства новой, более высокой. Предпосылкой этого является прежде всего переворот в отношениях собственности на средства производства.

В политической области революция разрешает конфликт между отжившей политической надстройкой и складывающимися новыми экономическими отношениями или назревшими потребностями экономического развития. Она создаст новую политическую и правовую надстройку, необходимую для упрочения и развития нарождающейся общественно-экономической формации.

Здесь следует сказать также о том, что не следует смешивать политическую революцию и государственный переворот В политической революции власть переходит из рук старого реакционного класса в руки передового класса, изменяется классовая сущность власти, происходит смена господствующего класса. А при государственном перевороте классовая сущность власти не меняется, осуществляется передача власти от одной группировки господствующего класса к другой.

В области культуры революция призвана сменить старые социальные установки на новые, включающие материальные и культурные ценности, накопленные человечеством па всем протяжении его развития. Новая культура стоит не в стороне от столбовой дороги развития мировой цивилизации, а является закономерным преемником старого культурного наследия. Вместе с тем создание подобной культуры требует критического освоения старого, а не простого ее заимствования.

Итак, социальная революция в историческом процессе выступает как совокупность экономического, политического и культурного переворотов. В зависимости от характера формации и конкретных условий содержание и последовательность этих трех событий в ходе социальной революции могут быть различны. Между составными частями социальной революции во времени может быть несовпадение. В то время как одни процессы уже завершаются, другие только начинаются, а третьи проходят одновременно во многих ее составных частях.

Поэтому социальная революция – это не кратковременный взрыв, а длительный исторический период, охватывающий годы и десятилетия, период, когда разрешаются коренные противоречия общественной жизни. В. И. Ленин писал: "Социальная революция не одна битва, а эпоха целого ряда битв по всем и всяческим вопросам экономических и демократических преобразований..." .

В своем развитии революция проходит ряд этапов, каждый из которых подготавливает условия для последующего. В самой общей форме здесь можно выделить семь основных этапов: 1) конфликт между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, 2) значительное повышение революционной активности масс, 3) кризис "верхов", 4) кризис "низов", 5) выработка революционной теории и распространение ее в массах, 6) создание революционной партии (организации) и ее руководство народными массами, 7) закрепление результатов революции (рис. 18.1).

Конечно, в той или иной конкретной революции возможны различного рода отклонения от этой схемы (большая дробность периодов, нечеткость переходов, их незавершенность и т.д.). Семь этапов характеризуют логику революционного процесса в наиболее обобщенной форме. Для вызревания социальной революции необходимы объективные и субъективные предпосылки. Что они собою представляют?

Рис. 18.1.

  • Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 27. С. 62.


Революция социальная - важнейший этап в общественном развитии, коренной переворот в жизни общества, означающий насильственное низвержение отжившего общественного строя и утверждение нового, прогрессивного общественного строя. В отличие от теоретиков либеральной буржуазии и оппортунизма, рассматривающих социальные революции как случайность ИЛИ уклонение от «нормального» пути, марксизм-ленинизм учит, что революции являются необходимым, закономерным результатом развития классового общества.

Революции завершают процесс эволюции, постепенного созревания в недрах старого общественного строя элементов или предпосылок нового общественного строя, процесс постепенного накопления противоречий между новым и старым. «На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или - что является только юридическим выражением этого - с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции»

Революции разрешают противоречие между новыми производительными силами и старыми производственными отношениями, насильственно ломают отжившие производственные отношения и открывают простор дальнейшему развитию производительных сил. В результате революций осуществляются в классовом обществе требования (см.). Чтобы этот закон мог пробить себе дорогу, необходимо преодолеть сильнейшее сопротивление отживающих сил общества.

В классовом обществе старые производственные отношения закрепляются их носителями - господствующими классами, которые не хотят добровольно уйти со сцены, а охраняют существующие порядки силой государственной власти, тормозя развитие производительных сил общества. Поэтому, чтобы расчистить путь дальнейшему общественному развитию, передовые классы общества должны ниспровергнуть существующий государственный строй.

Основным вопросом всякой революции является вопрос о политик ческой власти. Переход власти из рук господствующего реакционного класса, задерживающего развитие общества, в руки революционного класса осуществляется путём острой классовой борьбы. Революция является высшей формой борьбы классов.

В революционные эпохи стихийный процесс развития общества уступает место сознательной деятельности людей, мирное развитие сменяется насильственным переворотом. Миллионные массы, стоявшие раньше в стороне от политической жизни, поднимаются к сознательной борьбе. Именно поэтому революционные эпохи означают всегда громадное ускорение общественного развития. Революции - это локомотивы истории, указывал Маркс. Социальные революции нельзя смешивать с так называемыми «дворцовыми переворотами», «путчами» и т. п. Последние означают лишь насильственное изменение правительственной верхушки, смену у власти отдельных лиц или групп того же самого класса, в то время как основным признаком социальной революции является переворот во всём (трое общества, переход власти из рук одного класса в руки другого класса.

Однако по всякое насильственное свержение одного класса другим можно назвать революцией. Если против передового класса поднимает восстание реакционный класс, если масть вновь захватывает реакционный господствовавший класс, го это не революция, а контрреволюция. Революция же означает приход к власти передового, прогрессивного класса, открывающего дорогу дальнейшему развитию общества.
французская революция 1789 г. имела своей задачей разрушение феодального строя, тормозившего развитие производительных сил и расчистку почвы для развития выраставших на основе этих производительных сил капиталистических производственных отношений. Она была революцией буржуазной.

Такими же буржуазными революциями были революции в ряде стран Европы в 1848-1849 гг. Такие же цели ставили революция 1905-07 гг. и Февральская революция 1917 г. в России. Их цель заключалась в том, чтобы уничтожить отжившее свой век самодержавие и ликвидировать пережитки феодализма в экономике, чтобы расчистить путь для дальнейшего экономического и политического развития страны. Но эти революции, совершавшиеся в условиях империалистической стадии капитализма, существенно отличались от старых буржуазных революций. Обобщая новые условия, в которых происходила русская буржуазно-демократическая революция, Ленин разработал новую установку марксистской партии по вопросам тактики в этой революции.

Ленин показал, что в отличие от старых буржуазных революций, в которых руководящей силой была буржуазия, в новой обстановке гегемоном, руководящей силой буржуазно-демократической революции становится пролетариат. Гегемония пролетариата означает руководящую роль пролетариата в буржуазно-демократической революции. Свою гегемонию пролетариат осуществляет, проводя политику союза с крестьянством и изоляции либеральной буржуазии. Ленин разработал также новую установку по вопросу о соотношении между буржуазно демократической революцией и социалистической революцией в изменившейся исторической обстановке, обосновав теорию перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую.

Пролетарская, социалистическая революция коренным образом отличается от всех прежних революций. Она является самой великой среди революций, известных истории, ибо производит наиболее глубокие изменения в жизни народов. Все революции прошлого были, по выражению И. В. Сталина, однобокими революциями, они приводили к смене одной формы эксплуатации другой её формой. Только пролетарская революция, устанавливающая диктатуру пролетариата - самого революционного класса в истории человечества, способна уничтожить всякую эксплуатацию человека человеком. Образцом пролетарской революции является (см.).
Социальная революция, представляющая глубочайший переворот в общественном развитии, не может быть совершена в любой момент, по произволу той или иной группы революционеров.

Для неё необходимы определённые объективные условия, совокупность которых Ленин назвал революционной ситуацией. «Основной закон революции, подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы сознали невозможность жить по-старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому.

40. Социальная революция и ее роль в общественном развитии. Революционная ситуация и политический кризис в обществе

Центральную роль в марксистской философии исторического материализма играет теория социальной революции.

Теория социальной революции в марксизме основывается на диалектическом законе перехода количественных изменений в качественные, который (переход) происходит скачком .

В переложении на социальное бытие исторический материализм видит действие этого закона в том, что эволюционное развитие общества на каком-то этапе должно совершать революционное по характеру, быстрое изменение всех своих сторон, и называет это «социальной революцией».

Таким образом, социальная революция означает резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом, в ходе которых происходит отрицание старого порядка новым порядком.

Социальная революция - это сложный процесс отрицания, в котором:

Уничтожается всё отжившее в обществе;

Сохраняется преемственность между новым и старым состояниями общества;

Появляются элементы, которых не было в старом, отрицаемом состоянии общества.

Социальная революция, таким образом, как и любое отрицание, это есть разрешение какого-то противоречия.

В социальной революции разрешается не какое-то, а основное противоречие любой общественной системы - противоречие между её производительными силами и производственными отношениями.

На определенной ступени своего развития производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Когда, в результате этого противоречия, производственные отношения превращаются в оковы для стремящихся развиваться производительных сил, наступает эпоха социальной революции , которая, решая основное противоречие, меняет , прежде всего, экономические основы общества , то есть меняет базис общественно-экономической формации.

С изменением экономической основы общества, то есть с изменением базиса , более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке общественно-экономической формации .

В конечном итоге, социальная революция - это совокупность переворота материального производства, и переворота идеологического, происходящего в политической, религиозной, художественной, философской и в иных сферах жизни, где люди осознают социальный конфликт и борются за его разрешение.

Если рассматривать ход человеческой истории, то социальные революции - это важнейшие этапы общественного развития, которые не только отделяют одну общественно-экономическую формацию от другой, но и сохраняют преемственность исторического движения. Без социальной революции не было бы исторического движения, поскольку ни одна общественно экономическая формация без нее не смогла бы занять место предшествующей формации.

Социальные революции, таким образом, можно назвать выражением сути естественно-исторического процесса развития общества. Будучи, по Марксу, неизбежными, социальные революции являются законом истории, ее «локомотивами» и обеспечивают смену одной общественно-экономической формации другой, более прогрессивной, в следующем порядке:

- первобытнообщинный строй;

- рабовладельческий строй;

- феодальный строй;

- капитализм;

- коммунизм.

Несмотря на всю непохожесть и специфичность социальных революций для разных стран и для разных исторических эпох, у них всегда есть повторяющиеся существенные черты и процессы.

Эта повторяемость обнаруживается в том, что коренная ломка старой формации всегда имеет свои истоки в обострении противоречий между производительными силами и производственными отношениями данного общества. Поэтому социальная революция протекает в форме классовой борьбы и вообще, социальная революция - это есть высший этап развития классовой борьбы , дошедшее до наибольшего ожесточения.

В ходе социальной революции решается вопрос о власти , и, следовательно, социальная революция свидетельствует , прежде всего, о политическом кризисе данного общественного строя , поскольку политическая устойчивость любого общества выражается в устойчивости его власти.

Именно политический кризис общества , если он переходит в кризис власти и сопровождается экономическим и социальным кризисом, свидетельствует о возникновении революционной ситуации в обществе, то есть о возникновении условий, формирующих возможность социальной революции.

Кратко революционную ситуацию можно назвать общенациональным кризисом, который, по разработкам Ленина, характеризуется следующими главными признаками :

1. Невозможность для господствующих классов сохранять в неизменном виде свое господство. То есть - «верхи больше не могут», хотя и хотят, жить по старому.

2. Обострение выше обычной степени нужды и бедствий угнетенных классов . То есть - «низы больше не хотят» жить по старому, потому что не могут.

3. Значительное повышение активности масс , приводящее к их самостоятельному историческому выступлению.

Для победы социальной революции недостаточно только наличия революционной ситуации. Необходимо также, чтобы к этим объективным предпосылкам социальной революции присоединились субъективные предпосылки :

- способность масс к смелой, самоотверженной борьбе и

- наличие опытной революционной партии , осуществляющей правильное стратегическое и тактическое руководство борьбой масс.

Основные термины

БАЗИС (марксизм) - совокупность условий, составляющих экономическую основу структуры общества.

ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ - марксистское учение о закономерностях исторического развития общества.

КАПИТАЛИЗМ - общество, в котором собственностью, определяющей социальное положение и влияние на власть, является промышленно-финансовый капитал.

КЛАССОВАЯ БОРЬБА - непримиримое столкновение классов.

КОММУНИЗМ (в марксизме) - сменяющая капитализм бесклассовая формация, основанная на общественной собственности на средства производства.

НАДСТРОЙКА (марксизм) - совокупность духовной культуры, общественных отношений и социальных институтов общества.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - определенный, исторически сложившийся тип общества, основанный на том или ином способе производства.

ОТРИЦАНИЕ (диалектика) - переход старого в новое с сохранением всего лучшего из старого.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС - состояние общегосударственного конфликта, сопровождающееся бессилием власти осуществлять руководство обществом.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ - совокупность применяемых в производстве орудий труда, технологий, транспорта, помещений, предметов труда и т. д., и людей, как носителей знаний, умений, навыков, производственного опыта.

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ - отношения людей в процессе производства.

ПРОТИВОРЕЧИЕ - момент постоянного противоборствующего взаимодействия противоположностей.

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКИЙ СТРОЙ - общество, в котором основной экономической собственностью являются рабы.

РЕВОЛЮЦИЯ - полный и внезапный кардинальный переворот в государственном и общественном устройстве.

СКАЧОК - процесс коренного изменения наличного качества и рождения нового качества в результате накопления количественных изменений.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - резкие, сжатые во времени коренные качественные изменения общества в целом.

ФЕОДАЛЬНЫЙ СТРОЙ - общество, в котором собственностью, определяющей социальной положение и влияние на власть, является земля и прикрепленные к ней люди.

Роль научной рациональности в развитии общества Ситуация, сложившаяся в процессе взаимодействия науки и социума обострила проблему научной рациональности, ее сущностного содержания, и соответственно ее роли в развитии общества. Вообще, эта проблема всегда была одной

Роль Дицгена в развитии марксистской философии Дицген был воинствующим материалистом, непримиримым противником идеализма и фидеизма. Врагов материализма он называл не иначе, как «дипломированными лакеями поповщины», решительно настаивая на проведении принципа

Роль миграции народов в развитии азиатского способа производства В 40-х годах XIX в. Восток был представлен в работах К. Маркса и Ф. Энгельса лишь азиатскими странами, в первую очередь Индией и Китаем. Иногда упоминается Египет. В 50 – 70-х годах К. Маркс и Ф. Энгельс уже считали,

Разговор 17-й. О том, какую роль в развитии играет духовное тело у. Ну что ж. Этот вопрос, как говорится, созрел. Что такое духовное тело? У. Волшебный кристалл. Он собирает духовный свет и освещает им человека. И наоборот, собирает свет от человека и направляет его в тонкие

Глава XII. ЭВОЛЮЦИЯ И РЕВОЛЮЦИЯ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ Диалектическая обработка истории человеческой мысли, науки и техники неизбежно предполагает анализ таких важнейших типов общественного развития, как эволюция и революция. Необратимые качественные изменения,

1. Диалектика прошлого, настоящего и будущего в общественном развитии В предыдущих главах книги были охарактеризованы системность общественной жизни, источники и движущие силы ее развития, диалектика эволюционности и революционности в социальной форме движения

Роль физики элементарных частиц в развитии современного естествознания Нет необходимости говорить о том, что физика элементарных частиц играет в современной науке очень важную роль. Свидетельством тому - и большое количество физиков, занятых исследованиями в

3.2. Социальные группы и общности. Их роль в развитии общества Социальная группа– это объединение людей, связанных системой социальных ценностей, норм и образцов поведения, все члены которого участвуют в деятельности.Для возникновения любой социальной группы необходимы

СОЦИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ Формирование советского коммунистического сверхобщества происходило в противоречии с марксистскими основоположениями: тут не власть приводилась в соответствие с неким существовавшим "экономическим базисом", а, наоборот, это "базис" создавался

XI. РОЛЬ НОВОЙ ФИЗИКИ В СОВРЕМЕННОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Философские выводы современной физики были обсуждены в различных разделах этой книги. Это обсуждение было проведено с той целью, чтобы показать, что эта новейшая область естествознания во многих своих

Оранжевая революция: политический и PR-инструментарий Революция моделирует ситуации разрыва с прошлым состоянием, причем переход этот может носить как насильственный, так и ненасильственный характер. Интенсивный разрыв отличается от естественного разрыва активным

2.2. Социальная революция Пожалуй, наиболее важным разделом в книге Поппера, наряду с идеей социального детерминизма, является его критика теории социальной революции. Начну с первых фраз, которыми открывает эту главу сам Карл Поппер: «В этом пророчестве утверждается, что

Глава 15 РОЛЬ РЕЛИГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ Печально, но это факт человеческой истории – религия была главным источником конфликтов. Даже сегодня убивают людей, уничтожают общины, нарушают покой общества в результате религиозного фанатизма и ненависти. Неудивительно,

Определение 1

Под социальной революцией в современной научной литературе понимается резкая смена социального строя преимущественно насильственным путем при участии больших масс народа; скачкообразное качественное изменение в развитии социальных явлений, процессов; способ перехода от одной фазы общественного развития к другой.

По своей сути, революция представляет собой сложное социальное явление, которое носит противоречивый парадоксальный характер: с одной стороны, - способствует поступательному общественному развитию посредством снятия социальных противоречий, преодоления социальных конфликтов; с другой, - выступает своеобразным социальным «землетрясением», крайней степенью обострения всех существующих социальных противоречий вплоть до открытого гражданского противостояния.

Сущностные признаки социальных революций

В качестве основных сущностных признаков, отличающих социальную революцию от иных социально-политических изменений можно назвать следующие:

  • в революции всегда задействованы массовые социальные движения;
  • революция обязательно приводит к широкомасштабным изменениям и реформам;
  • революция предполагает угрозу применения насилия со стороны участников массовых движений.

Указанные признаки отличают революцию от государственного переворота, которые состоит в смене одних правящих элит другими без существенных изменений системы власти, политических институтов.

Причины социальных революций

В качестве основных причин социальных потрясений можно назвать следующие:

  • увеличение базовых потребностей населения при отсутствии возможностей минимального их удовлетворения;
  • формирование у большинства населения настоятельной потребности в широкомасштабном политическом и социальном реформировании;
  • неспособность, неумение или нежелание властных структур мирно разрешить эту сформировавшуюся потребность;
  • потеря властными структурами способности действовать, управлять силовыми органами;
  • полное падение авторитета власти.

Основной целью социальной революции выступает изменение системы производственных взаимоотношений, социально-экономических условий существования социума, результатом чего выступает полное обновление всего общества.

Смена власти как сущностный признак революции

Вопрос перехода государственной власти к революционным силам выступает ключевым аспектом любой социальной революции. Принимая во внимание тот факт, что в основе обострения социального противостояния, как правило, - столкновения социально-политических интересов, завоевание политической власти выступает важнейшим инструментом достижения социально-экономического господства. Другими словами, завоевание политической власти выступает средством юридического и политического закрепления новой системы социально-экономических взаимоотношений.

В наиболее общем виде выделяют две формы перехода власти:

  • однократный;
  • постепенный.

В свою очередь, различают две основных формы однократного перехода власти:

  • легитимный – однократный без вооруженного противостояния;
  • однократный в форме вооруженной борьбы – захват власти в результате военного переворота или вооруженного восстания.

Постепенный переход власти представлен следующими формами:

  • перерождение функционирующей власти – постепенный переход без вооруженной войны;
  • постепенный в форме вооруженной борьбы – гражданская война.

Следует отметить, что социальная революция может осуществляться любым из вышеперечисленных способов.

Замечание 1

Таким образом, социальные революции представляют собой глубокие, онтологические трансформации каждого аспекта жизнедеятельности общества, включая смену властных элит, систему производственных взаимодействий, которые зачастую имеют насильственный характер, вовлекают в противостояние массовые общественные движения.