Российская антропология - анучин д.н. Главные печатные труды Д. Анучина. Дискуссия об изучении производительных сил России

Воспитывался в 4-й Ларинской гимназии, окончив которую в 1860 году, поступил на историко-филологический факультет. Слушал лекции Стасюлевича, Костомарова, Срезневского и Сухомлинова, но, заболев, вынужден был через год оставить университет и уехать за границу, откуда возвратился в 1863 году с обновленными сведениями и обновившимся мировоззрением. Вновь тогда же поступил в Московский университет по естественному отделению физико-математического факультета и окончил курс кандидатом в 1867 году, усердно занимаясь и после зоологией, этнографией и антропологией.

Еще в начале своей научной деятельности Анучин перешел от занятий по зоологии к антропологии. Особенно интересовала его родословная человека, к которой он возвращался в своих работах неоднократно, изучая как антропоморфных обезьян, так и ископаемые останки доисторического человека. В 1874 он написал большую работу о племени айнов, которая обратила на него внимание как у нас, так и за границей. Физико-математический факультет Московского университета командировал Дмитрия Николаевича за границу для подготовки к занятию первой в России кафедры антропологии.

В 1880 Анучин защитил магистерскую диссертацию «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам» и начал свою преподавательскую деятельность в Московском университете, с которым связана вся жизнь ученого, сначала как антрополог, а затем, с 1885, и как географ и этнограф. За целый ряд выдающихся научных работ, и в особенности за труд «О географическом распределении роста мужского сравнительно с распределением роста населения других » (1889 год) — Московский университет присудил Анучину степень почетного доктора.

Заняв кафедру географии и антропологии, Дмитрий Николаевич весь отдался организации преподавания: до него в наших университетах по этим наукам не было ни музеев, ни руководств, ни продуманных программ, ни методики преподавания. Эта широкая деятельность выработала из Анучина первоклассного и авторитетнейшего в ученого, к которому шли за научным советом и наши, и западные крупнейшие специалисты (Р. Мартин, Деникер, Пенки и другие).

В педагогической деятельности Анучина надо отметить, прежде всего, что наряду с самостоятельными очерками, всегда чрезвычайно богатыми по содержанию и четкими по изложению (« поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений», «Суша», « » и другие), Анучин переводил лучшие иностранные руководства (Нидерле, Леббока, Зупана), дополняя и исправляя их, что делало перевод иногда выше оригинала.

Дмитрий Анучин создал два музея при Московском университете: Географический, один из самых полных в России, с библиотекой до 10 000 тт., и Антропологический – крупнейший музей по антропологии и этнологии, привлекающий массу экскурсий, ценный по своему глубоко продуманному плану, с этнологическим отделом, отображающим эволюцию отдельных элементов культуры (оружие, жилище, способы передвижения и другое). В основу каждого из музеев легли экспонаты соответствующих всероссийских выставок, организованных Анучиным (Антропологическая – 1879 год, Географическая – 1892 год). Пополнялись же они коллекциями учеников Дмитрия Николаевича, обменом и, нередко, приобретениями на собственные средства ученого.

Далее, вместе с группой ученых, объединившихся вокруг Уварова и созданного им Археологического Общества, Анучин вывел русскую археологию из стадии любительства на широкую научную дорогу и в этой области сразу стал играть руководящую роль. Особенное значение имеют труды Анучина (наиболее крупные из которых были, а некоторые и теперь остаются образцовыми и руководящими): «Лук и стрелы» (1881 год), археолого-этнологический этюд, дающий полную сводку материала по данному вопросу; «Сани, ладьи и кони, принадлежности похоронного обряда» (1890 год), труд, отмеченный сочувственно в западной литературе. «Верхневолжские озера и верховья », работа, послужившая прототипом длинного ряда работ учеников Анучина по русским озерам и положившая основание научной лимнологии у нас; многочисленные работы по бронзовому веку Восточной России, по археологии Москвы, Сибири; курсы и многие статьи по истории землеведения, почти единственные в России.

Сознавая, что для правильного развития науки необходимо общественное понимание и сочувствие, Анучин делился с широкой публикой своими огромными знаниями, отзываясь на каждое явление в жизни, науке и литературе – в лекциях, докладах, статьях в газетах, популярных книгах: например, « и японцы», « и в Калифорнии», « , его подвиги и открытия» и многих других. Анучин создал один из лучших журналов «Землеведение» (с 1894 года) и руководил им до самой смерти, много писал в основанном в его честь «Русском Антропологическом Журнале».

Всего Анучину принадлежит до 600 работ (уже после 70-летнего юбилея им написано до 150 статей). Дмитрий Николаевич Анучин был бессменным президентом Общества Любителей Естествознания, Антропологии и Этнографии и трех его отделений, президентом Московского Археологического Общества, почетным академиком, почетным членом многих русских и иностранных ученых обществ, академий и университетов, создателем лучшей и многочисленной школы русских антропологов и . Его ученики занимают кафедры по этим наукам во всех наших университетах (Ивановский, Берг, Крубер, Григорьев, Адлер, Борзов, Бунак и другие). Примыкая к группе либеральной профессуры (по убеждениям близкой к кадетской партии), Анучин в течение многих лет был одним из редакторов газеты «Русские Ведомости», где дал ряд статей по общественным и научным вопросам. С первых лет советского строя Дмитрий Анучин принял горячее участие в работах Главмузея, Института Востоковедения, Центральной Естеств. Педагогической Комиссии, Коммунального Музея. Очень много сделано Анучиным для развития у нас краеведения, и одно из первых сельских краеведческих обществ в России.

– ученый в области лесоустройства и лесной таксации, доктор сельскохозяйственных наук (1939 г.), профессор (1939 г.), академик ВАСХНИЛ (1966 г.).

Родился 26 апреля 1903 г. в д. Лариково Вологодской губернии. Окончил Петроградский лесной институт в 1925 г. Работал помощником лесничего, окружным лесничим в Ленинградской обл. (с 1925 по 1929 г.), в Москве – старшим специалистом Управления лесами Наркомзема РСФСР. Заведовал кафедрой лесной таксации СибЛТИ, несколько лет был зам. директора этого института (с 1937 по 1943 г.). Руководил Главным управлением лесного хозяйства Министерства лесной промышленности СССР (с 1943 по 1948 г.). Заведовал кафедрой лесной таксации и лесоустройства в МЛТИ (с 1944 по 1984 г.). Несколько лет (с 1960 по 1971 г.) возглавлял ВНИИЛХ (ныне ВНИИЛМ). Выполнял обязанности академика-секретаря Отделения лесоводства и агролесомелиорации ВАСХНИЛ (с 1960 по 1965 г.). Николай Павлович Анучин был председателем НТС по проблемам леса Государственного комитета по науке и технике СССР.

Aнучин создал сортиментные таблицы и товарные таблицы, разработал основы промышленной таксации леса, сконструировал ряд таксационных приборов (трость таксатора, оптическая призма, высотомер), предложил оригинальный метод учета прироста древесины ствола и древостоя, теоретически обосновал принцип непрерывного и неистощительного лесопользования и определения размеров лесных площадей предприятий. Всего им опубликовано более 200 научных работ, в т.ч. 60 книг и брошюр, включая 6 монографий и 3 учебника. Его учебники «Лесная таксация» и «Лесоустройство» несколько раз переиздавались и переведены на иностранные языки. В 1977 г. вышла в свет книга Анучина «Теория и практика организации лесного хозяйства», обобщившая многие разработки автора.

Источник: Энциклопедия лесного хозяйства. В 2 т.. Т. 1. [А – Л] / Федер. агентство лесн. хоз-ва; [Антипенко Т.А. и др.]. – М.: ВНИИЛМ, 2006. – С. 31-32.

Литература

Анучин Н.П. Лесная таксация. [учеб.] / Н.П. Анучин. – 5-е изд., доп. – М. : Лесная промышленность, 1982. – 552 с.

Анучин Н.П. Лесное хозяйство и охрана природы / Н.П. Анучин. – М. : Лесная промышленность, 1979. – 271 с.

Анучин Н.П. Определение текущего прироста насаждений по боковой поверхности деревьев / Н.П. Анучин // Вопросы лесоведения и лесоводства: докл. на V Всемир. лесн. конгрессе. – М., 1960. – С. 346-351.

АНУЧИН Дмитрий Николаевич (8.9.1843, С.-Петербург – 4.6.1923, Москва) – антрополог, географ, этнограф, археолог, музеевед; проф. Императорского Московского ун-та (1884), ординарный акад. Петербургской АН (1896), почет. чл. Петербургской АН (1898); декан физ.-мат. факультета Московского ун-та (1911–12).

Окончил естественное отделение физ.-мат. факультета Московского ун-та (1867). Защитил магистерскую дисс. «О некоторых аномалиях человеческого черепа, преимущественно в их распространении по расам» (1880), доц. по каф. антропологии Московского ун-та. Читал лекции на МВЖК по общему землеведению (1885–86), курс антропологии на естественном отделении физ.-мат. факультета (1890). Основал каф. географии в Московском ун-те (1884), положившую начало современному географическому факультету. Также по инициативе А. был организован Музей антропологии при Московском ун-те (1879), каф. антропологии (1919) и науч.-исслед. ин-т антропологии (1922). А. создал Географический музей с библиотекой в 10 тыс. т. Основатель русской лимнологии (озероведения), проводил работы по изучению Верхневолжских озер. Результаты исследований (1894–95) обобщены в труде «Верхневолжские озера и верховья Западной Двины» и в др. трудах, положивших начало исследованию озер России. Основной специальностью А. была антропология. Будучи убежденным дарвинистом, считал ее совокупностью естественно-исторических сведений о человеке, включая эволюцию, сравнительную анатомию, биологию, учение о расах. Большое значение имеют труды А. об айнах (1876), об аномалиях черепа человека (1880), о географическом распределении роста мужского населения России (1889), об истории искусства и верований у приуральской чуди (1899), о древнем луке и стрелах (1887). География рассматривалась А. как всестороннее исследование поверхности Земли. Исторически состояла из четырех основных разделов: астрономической (математической) географии, изучающей Землю как мировое тело, ее форму, величину, движение вокруг оси и в мировом пространстве; физической географии, выясняющей строение Земли в целом, ее географические оболочки (атмо-, гидро-, литосферы), их состав, физико-химические процессы, развивающиеся в них, и взаимодействия между сферами; биогеографии, изучающей распространение биологических форм, группировки растительного и животного мира на суше и в водной среде, закономерности их распространения; географии человека (антропогеографии), включающей исследования численности населения, его расового и этнического состава, плотности по населенным частям света, природным областям, странам и государствам. В основе общегеографических и страноведческих работ А. лежат три главных принципа: базирование выводов на точных фактических данных, применение сравнительного метода для нахождения географических закономерностей и исторический подход к выяснению сути каждого явления

Президент Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (с 1890), товарищ председателя Московского археологического общества; чл.-корр. Парижского антропологического общества (1879); действит. чл. Итальянского общества антропологии и географии (1880); Американского антропологического общества в Вашингтоне (1883); почет. чл. Королевского антропологического ин-та в Лондоне (1897); чл. Русского горного общества (1900). Автор крупных работ по геоморфологии, гидрологии и страноведению, а также университетских географических курсов: «История географии», «Общая география», «География России». А. редактировал журналы: «Этнографическое обозрение» (1889), «Землеведение» (основан им в 1894), «Русский антропологический журнал» (1900). Создатель школы географов-исследователей и педагогов.

Ученики: Л.С. Берг, А.А. Борзов, А.С. Барков, А.Н. Джавахишвили, Б.Ф. Добрынин, И.С. Щукин, С.Г. Григорьев, М.С. Боднарский, А.А. Крубер.

Награжден орденами Св. Владимира III и IV степени, Св. Анны II степени, орденом Почетного легиона.

Соч. : Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений. М., 1895; Верхневолжские озера и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894–1895 гг. // Труды экспедиции для исследования источников главнейших рек Европейской России. Вып. 61. М., 1897; Япония и японцы. Географический, антропологический и этнографический очерк. М., 1907; О людях русской науки и культуры. 2-е изд. М., 1952; Географические работы. М., 1954.

Анучин Дмитрий Николаевич. Географ, антрополог, этнограф, археолог.Родился 8 сентября (27 августа ст. ст.) 1843 г. в Петербурге. Умер 4 июня 1923 г. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Отец - Николай Васильевич Анучин - отставной офицер, получивший потомственное дворянство за заслуги в Отечественной войне 1812 г., работал служащим по снабжению царского двора. Он происходил из семьи служителя культа села Лагутина (Рождественское) Нолинского уезда Вятской губернии. Мать Д. Н. Анучина - Татьяна Фирсовна, была дочерью крепостного крестьянина Фирса Захаровича Захарова из Галичского уезда Костромской губернии, но получила хорошее образование, знала музыку, говорила по-французски. Ко времени рождения Дмитрия Николаевича в семье росли два его брата Михаил и Александр. Оба учились в гимназии, а позже один – в Военно-инженерном училище, другой на юридическом факультете Петербургского университета.
В гимназию Д. Н. Анучина готовили дома. В 1854 г. он был принят в Ларинскую гимназию на 6-ой линии Васильевского острова. В гимназии намного расширились его знания, начало формироваться мировоззрение и увлечение наукой. Наибольшее влияние на него оказали: учитель естественной истории Михайлов, географ Парамонов, историк Садонский, учитель русского языка Дозе. Будучи гимназистом старших классов Д. Н. Анучин часто посещал «литературные утра», где выступали писатели – Тургенев, Некрасов, Островский, Майков и др. В гимназии он познакомился с произведениями Белинского и Герцена, Пушкина и Загоскина, В. Гюго и А. Дюма, В. Скотта, Гоголя и др.
По окончании гимназии в 1860 г. он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Вскоре, прервав свою учебу из-за болезни, Д. Н. Анучин едет в Западную Европу, где он живет до 1863 г. Вернувшись, поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета, с которым связана вся его последующая деятельность.
Научными наставниками Д. Н. Анучина были профессора зоологии А. П. Богданов, С. А. Усов, Я. А. Борзенков, под влиянием которых он увлекся антропологией и этнографией. Окончил МГУ Д. Н. Анучин в 1867 г. В те же 70-ые годы он пишет работы по данным направлениям, которые выдвигают его в ряд видных ученых России. В дальнейшем он был приглашен в МГУ для руководства вновь организованной кафедрой антропологии. Он создал антропологический музей.
В 1879-1880 учебном году Д. Н. Анучин начал читать первый факультативный курс физической антропологии. В январе 1881 г. он защитил магистерскую диссертацию на тему: «О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам». 80-90-е годы XIX в. это время расцвета его научно-педагогической деятельности. Он публикует ряд работ по археологии, антропологии, этнографии и географии.
Его работа «О географическом распределении роста мужского населения России (по данным о всеобщей воинской повинности в империи за 1874-1883 гг.), сравнительно с распределением в других странах» (1889) явилась крупным вкладом в науку. Д. Н. Анучину за эту работу была присуждена ученая степень доктора географии honoris causa и удостоена Золотой медали Русского географического общества.
Д. Н. Анучин участвовал в экспедиционных исследованиях в Подмосковье, на Валдайской возвышенности, европейской России (1890, 1894-1895 гг.), изучал истоки крупных рек, ледники Кавказа (1891), принимал участие в археологических раскопках в Дагестане и др. Д. Н. Анучин внес большой вклад в развитие общей и региональной географии и географии населения.
Большой интерес он проявил при обсуждении в Академии наук вопросов, связанных с развитием производительных сил России. В дальнейшем работал в Госплане. Дмитрий Николаевич привлекался к составлению и редактированию учебного Атласа Мира. На протяжении нескольких лет Д. Н. Анучин занимался обработкой рукописей и дневников Н. Н. Миклухо-Маклая.
В 1892 г. Дмитрий Николаевич Анучин был организатором географической выставки, удостоенной Большой Золотой медали. Основные экспонаты этой выставки стали ядром географического музея университета. При нем в МГУ была создана одна из лучших библиотек страны.
Д. Н. Анучин создал научную географическую школу, из которой вышли ученые и педагоги высшей школы: Л. С. Берг, А. А. Борзов, А. А. Крубер, А. С. Барков, М. С. Боднарский, И. С. Щукин, Б. Ф. Добрынин и др.
Д. Н. Анучин – основатель журнала «Землеведение» (с 1894 г.)
С 1884 г. Д. Н. Анучин руководит в МГУ кафедрой географии и этнографии, где прочел впервые в России курс лекций по истории землеведения, общей физической географии и страноведения (Россия, Азия и др.) и этнографии России. Одновременно он ведет большую педагогическую работу и в других высших учебных заведениях.
В 1890 г. Д. Н. Анучин избирается президентом Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1896 г. Д. Н. Анучин был избран действительным, а в 1898 г. – Почетным членом Академии Наук в Петербурге. Почетный член Русского Географического общества (1900).
Советское правительство специальным Постановлением увековечило его имя (1948). Д.Н. Анучин был назван крупнейшим русским географом, создателем русской университетской школы географов. Одним из пунктов Постановления была учреждена премия имени Д.Н. Анучина, которая отныне присуждается ежегодно за лучшую опубликованную работу по географии в Московском университете. На географической карте его именем названы гора на Северном Урале, остров и пролив в Малой Курильской гряде, ледник в хр. Сунтар-Хаята.
Основные работы:
Антропология, задачи и место, 1979.
О некоторых аномалиях человеческого черепа и преимущественно об их распространении по расам, 1880, т. 38, вып. 3.
Рельеф поверхности Европейской России в последовательном развитии о нем представлений // Землеведение, 1895, т. 2, кн. 1, кн. 4.
Верхневолжские озера и верховья Западной Двины. Рекогносцировки и исследования 1894-1895 гг. // Тр. экспедиции для исследования источников главных рек европейской России, 1897.
О преподавании и о вопросах, с ним связанных // Анучин Д. Н. Избр. геогр. работы, 1949.
Биографическая литература:
А.И. Соловьев (при участии Г.В. Карпова). Д. Н. Анучин // «Отечественные физико-географы и путешественники», 1959.
А.В. Краснопольский. Отечественные географы, 1993.
А. И. Соловьев. «Д. Н. Анучин и основные направления его научной деятельности»// «Избранные географические работы», 1949.
В. А. Есаков. Д. Н. Анучин // «Творцы отечественной науки. Географы», 1996.

В 1900 г., ко дню 25-летия деятельности Анучина, в антропологическом отделе Общества любителей естествознания был основан «Русский антропологический журнал», в течение 37 лет (до 1937 г., когда прекратился его выход) являвшийся центральным органом антропологической науки в России. В первом номере журнала помещена статья Анучина «Беглый взгляд на прошлое антропологии и на ее задачи в России». Основную задачу русской антропологии Анучин формулирует как изучение расового состава народов России, как сравнительно-антропологический анализ современных и древних типов населения страны и их отношения к антропологическим типам других территорий. Эта тематика является центральной в содержании «Русского антропологического журнала» в течение всего времени его существования. Расовая антропология и была основной областью антропологических исследований Анучина.
Из позднейших работ Анучина, помещенных в «Русском антропологическом журнале», особо должны быть названы статьи «Ламуты. Материалы к антропологии тунгусов» (1916, № 1-2) и «Горные чуванцы. К антропологии крайнего северо-востока Азии» (1918, № 1-2), которые не только содержат первые антропологические данные об этих отдаленных группах, но и ставят более общий вопрос о долихокефальном монголоидном расовом типе в населении Северной Азии. Ряд работ Анучина, помимо уже упомянутых выше, посвящен антропологии славян. Особого рассмотрения в связи с вопросами славянской антропологии заслуживает пространная рецензия Анучина на работу Ф.К.Волкова «Антропологические особенности украинского народа» (1916) (16). Основное положение работы Волкова сводится к утверждению, что преобладающий среди украинцев так называемый адриатический (динарский) антропологический тип является древним славянским типом, лучше всего, помимо украинцев, сохранившимся среди южных и западных славян (за исключением поляков), с которыми украинцы антропологически обнаруживают наибольшее родство, тогда как у русских, белорусов и поляков эта древняя «славянская раса» растворилась в результате смешения с различными финскими, литовскими и другими элементами. «С выводом этим, - пишет Анучин, - нельзя согласиться уже a priori; мы знаем, что народность (или народ), племя и раса - понятия весьма различные; принадлежность к известной народности обосновывается на общей культуре, истории, народном самосознании; принадлежность к известному племени обусловливается общностью языка, принадлежность к одной расе - общностью физического (антропологического) типа.
Во всей Европе мы видим, что эти три категории не совпадают; нет ни романской, ни германской, ни финской рас, и каждая из этих племенных групп заключает в себе представителей различных антропологических типов. II не только племенные группы, но и отдельные народы выказывают сложный антропологический состав...
Можно ли допустить, что украинцы представляют исключение из всех народов Европы, т. е. чтобы все они (за немногим исключением на окраинах их территории) принадлежали к одной расе, равно как и все южные и западные (за исключением поляков) славяне» (стр. 51-52).
Подробно разбирая работу Волкова, Анучин показывает и несоответствие ее выводов фактическому антропологическому материалу. Этот последний свидетельствует о наличии среди украинцев различных расовых типов, притом тех же в основном, которые вошли в состав и русского и белорусского народов. Анучин вскрывает и политическую тенденциозность концепции Волкова. Эта концепция, указывает Анучин, имеет свои истоки в германской литературе, где антропологические данные используются для якобы научного доказательства того, что славяне относятся, но сравнению с германцами, к другой, низшей расе, предназначенной уже самой природой быть в подчинении у германцев, в частности у немцев.
Если основной областью антропологических работ Анучина была расовая антропология, то эта деятельность ire должна заслонить от нас, его роль в развитии и других областей антропологии в России.
В своих работах Анучин выступает как убежденный эволюционист и пропагандист «великого учения Дарвина» (слова Анучина) в вопросах происхождения человека. Выступая на съезде Общества русских врачей в 1902 г. с докладом «О задачах и методах антропологии», Анучин так характеризует современное состояние вопроса об эволюции человека: «В самом процессе эволюции, - говорит он, - никто теперь не сомневается, ибо он доказывается всеми данными палеонтологии, эмбриологии, сравнительной анатомии, систематики и т. д. Человек не мог избегнуть, общего закона; последовательная эволюция его типа из животного указывается уже анатомическим анализом его строения и историей его эмбрионального развития, pro наибольшее выяснение она может получить, конечно, из палеонтологии, из нахождения ископаемых остатков человека и его предшественников...
В будущем, по всей вероятности, отыщутся и другие остатки этих предшественников человека, но и найденных уже достаточно для того, чтобы признать, что происхождение человека относится к глубокой древности и что эволюция его типа должна была происходить в течение многих тысячелетий, даже десятков тысяч лет, через посредство ряда давно вымерших форм, связывавших его последовательно с более низкими формами в зоологической системе». Анучин сразу же оценил значение находок Дюбуа на острове Ява и, несмотря на авторитет Вирхова, которого Анучин особенно чтил, признал в питекантропе одну из предковых форм человека.
Проблеме происхождения человека посвящено, помимо многочисленных мелких статей и заметок об отдельных находках ископаемых гоминид, несколько более крупных работ Анучина, которым он старался придавать возможно более популярный характер. Таковы его работы: «Происхождение человека и его ископаемые предки» (17), «К вопросу о древнейших людях» (18), «Происхождение человека» (1922).
Критическое отношение к теориям, недостаточно обоснованным фактическим материалом, осторожность в выводах и высокая научная требовательность особенно проявляются в указанных работах Анучина, которые он предназначал для широкой публики и которые в силу этого, согласно неоднократно высказывавшемуся автором убеждению, должны быть особо проверены и очищены от всяких поспешных выводов и построений. Не допуская колебаний в основном - в признании эволюционного, учения по отношению к становлению человека, - Анучин, касаясь частных вопросов антропогенеза, предпочитает объективное изложение различных теорий защите какой-либо одной из них.
Конечно, далеко не все, что написано Анучиным в этой области, правильно и может быть сохранено без изменений. Таково, в частности, положительное отношение его к теории антропогенеза Кляча, взгляды его на соотношение первобытного и современного человека, его оценка пильтдаунской находки, в которой Анучин склонен был видеть доказательство очень большой древности Homo sapiens, превосходящей древность неандертальского человека. По вопросу о месте неандертальских форм в генеалогии современного человека Анучин разделял взгляды английского антрополога Кизса и видел в неандертальце боковую ветвь, результат конвергенции человека в некоторых признаках к более древнему типу обезьяно-людей.
Но ценность указанных работ Анучина по в разработке теоретических положении. Их основное значение в популяризации эволюционного учения, в пропаганде новейших достижений науки.
Анучину мы обязаны и переводом па русский язык ряда работ по происхождению человека. Таковы изданные незадолго до первой мировой воины при ближайшем участии Д.Н.Анучина и М.А.Мензбира книги: Гюнтер «Происхождение и развитие человека», Лехе «Человек», Обермайер «Доисторический человек» и некоторые другие.
В своих работах Анучин выступает как убежденный моногенист. «Род человеческий, - писал он в одной из своих статей (19), - представляет собственно один вид, а самые обособленные его разновидности имеют лишь значение подвидов. Другими словами, все человечество происходит от одних и тех же общих прародителей, потомство которых лишь постепенно образовывало различные расы». В 90-х годах, к которым относится указанная статья Анучина, расхождения между моно- и полигенистами выходили далеко за пределы научных разногласий по биологическому вопросу и были обычно связаны с политическими спорами об исторических судьбах человеческих рас. И ни в одной из работ Анучина мы не находим расистских идей, от которых не оказались свободными многие из крупных антропологов - современников Анучина - за границей.
Через всю свою долгую научную деятельность Анучин сумел пронести позитивизм и просветительную направленность семидесятника и таковым он выступает перед нами среди своих более поздних современников.
Считая просветительную деятельность общественным долгом ученого перед народом, Анучин не оставался в стороне и от журналистики. С 1881г. он становится постоянным сотрудником «Русских ведомостей», газеты московской либеральной интеллигенции, а в период 1898-1912 гг. - и вторым редактором этой газеты. В «Русских ведомостях» Анучин пишет по самым разнообразным вопросам научной и общественной жизни. Ему принадлежат появившиеся на страницах газеты биография и переписка Дарвина, статья об И.И.Мечникове, воспоминания о Герцене и многие другие статьи.
Мы остановились выше на том периоде педагогической деятельности Анучина, когда преподавание антропологии в Московском университете ограничивалось эпизодическими антропологическими курсами, которые Анучин читал на кафедре географии. Как самостоятельная специальность антропология в университете отсутствовала до 1907 г., когда в связи с университетскими реформами была учреждена при кафедре географии специальность «антропология», понимаемая в те годы как комплекс дисциплин (собственно физическая антропология, этнография, археология).
В 1913 г. русская научная общественность отмечала 70-летию со дня рождения Анучина. Со всех концов мира приносил телеграф в дни юбилеи слова приветствия и уважения. Анучин состоял членом едва ли не всех академий и научных обществ основных государств. В этой высокой опенка его личных научных заслуг заключалось признание значения и роли русской антропологии в мировой науке.
Великую Октябрьскую социалистическую революцию Анучин встретил в возрасте 74 лет. Он безоговорочно становится на сторону тех, кто отдает свои силы и знания строительству нового государства. Анучин не только продолжает свою работу в университете и в научных обществах, но выступает инициатором и организатором новых научных учреждений. Ученый и просветитель, Анучин сумел правильно оцепить те перспективы, которые открыла перед представляемыми им науками социалистическая революция. По ходатайству Анучина была учреждена весной 1919 г. в Московском университете кафедра антропологии. Анучин передал кафедру географии своим ближайшим ученикам, а сам перешел на кафедру антропологии, с которой был вынужден расстаться почти за 40 лет до того, на заре своей педагогической деятельности.
На исходе восьмого десятка, страдая тяжелым недугом, Анучин находит в себе силы для новых начинании. Он снова приступает к работе над коллекциями Антропологического музея, читает ряд новых курсов (по истории антропологии, по происхождению человека и др.), собирает для преподавания а кафедре своих учеников.
Последние слушатели Анучина с благоговением вспоминают, как в тяжелых условиях 1920-1921 гг., в неотапливаемом помещении старого университетского здания, слабеющий, больной Анучин читал свои последние курсы, как до последних дней своей жизни тщательно готовил каждую лекцию, подбирал препараты, как коченеющими от холода руками вел записи в музейных каталогах.
Предельные простота и ясность изложения, огромное обилие научных фактов, всегда критически рассмотренных и проверенных, чуть-чуть скептическое отношение ко всяким теоретическим построениям и нескрываемое пренебрежение к излишнему мудрствованию - такими навсегда остались в памяти университетские лекции Анучина.
Почти до последнего дня жизни (4 июня 1923 г.) Д.Н. Анучин не прекращал своей разносторонней научной и организационной деятельности. С особой симпатией следил он за развитием краеведческого движения в нашей стране, которое так отвечало и его просветительным взглядам и комплексному методу изучения. Он состоял почетным председателем Центрального бюро краеведения. На первой Всероссийской конференции краеведов (в декабре 1921 г.) Анучин выступает с докладом по вопросам изучения человека, принимает активное участие в работах конференции по изучению естественных производительных сил России (1922 г.), пишет статьи по вопросам краеведческого и музейного строительства (20).
Инициативе Анучина обязан своим основанием Научно-исследовательский институт антропологии Московского университета. Институт был организован в 1922 г. в системе Ассоциации научно-исследовательских институтов физико-математического факультета и открыл новый, уже послеанучинскнй период в развитии русской антропологии.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. В.В.Бунак, Деятельность Д. Н. Анучина в области антропологии, Русский антропологический журнал», вып. 3 - 4, 1924.

2. Лучшие биографические очерки о Д.Н.Анучине принадлежат В.В.Богданову; см. его работы: Дмитрии Николаевич Анучин, Сборник в честь семидесятилетия профессора Д.Н.Анучина, изд. Об-ва люб. естествозн., антр. и этногр., 1913; Дмитрий Николаевич Анучин. Антрополог и географ. Моск. Об-во испыт. природы, 1940.

3. Так, известный антрополог, проф. А. Тoroк в своем исследовании об айнских черепах (Archiv fur Anthropologie, Bd. XVIII, 1889, стр. 87) пишет, что «монография заслуженного автора (Д.Н.Анучина. - М. Л.) бесспорно является наиболее важной из всех до сих пор опубликованных об айнской расе».

4. «Bull. de la Soc. d"Anthr. de Paris», 1878.

6. «Доисторическая археология Кавказа». 1884; «Лук и стрелы. Археолого-этнографический очерк», 1887; «О задачах русской этнографии». 1889; «Сани, ладья и кони как принадлежности похоронного обряда», 1890: «К истории ознакомления с Сибирью до Ермака. Древние русское сказание «О человецех незнаемых в восточной стране. Археолого-этпографический этюд». 1890. и др.

7. «К древнейшей истории домашних животных г. России». 1886; «Об остатках собаки, волка и лисицы из отложении каменного века на побережья Ладожского озера». 1882. и др.

8. «Об антропологических исследованиях Сибири». 1883; «О древних, искусственно деформированных черепах, найденных в пределах России», 1887, и др.

10. Работа В. В. Бунака. Географическое распределение роста призывного населения СССР по данным 1927 г. («Антропологический журнал», 1930, № 2) посвящена той же теме, что и исследование Анучина; она существенно дополняет материалы Анучина, уточняет его построения, но в целом сохраняет его основные выводы.

11. W.Ripley. The races of Europe, 1900.

12. Congres International d"archeologie et d"anthropologie prehistoriques, 11-e session a Moscou, 1892.

13. А.А.Ивановский. Население земного шара. Опыт антропологической классификации, «Труды антропологического отдела», т. XXVII, 1911.

14. «Опыт новой антропологической классификации и диспут А. А. Ивановского», «Землеведение», I-II, 1913, стр. 234-268.

15. См. «Диспут Е.М.Чепурковского», «Землеведение», I-II, 1916, стр. 139-150.

16. Д.Н.Анучин. К антропологии украинцев, «Русский антропологический журнал», № 1-2, 1918, стр. 49-60.

17. «Итоги науки», 1912.

18. «Природа», 1916.

19. «Раса» - в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, т.51, стр.359.

20. К вопросу об устройстве музея прикладного быта и искусства, «Казанский музейный вестник», 1920; О необходимости основания с Москве антропо-этнографического института (там же); Культура доисторического человека по отдельным районам России и ее изучение, Сборник по краеведению.

М.Г. Левин

Печатный аналог:
Дмитрий Николаевич Анучин (1843-1923) //
Труды Института этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая. – Новая серия. Т.I Памяти Д.Н.Анучина (1843-1923). – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1947