Нагорный карабах в составе ссср. Военная агрессия Азербайджана против Нагорного Карабаха. Политика уничтожения армянского историко-культурного наследия в Азербайджане


Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Не позже чем со II в. до н. э. регион вошел в состав Великой Армении , как провинция Арцах (в греко-римских источниках Орхистена ). С начала II века до н. э. до 90-х гг. IV века н. э. территория современного Нагорного Карабаха находилась в границах армянского государства Великая Армения династии Арташесидов , затем Аршакидов северо-восточная граница которого проходила по реке Кура . После падения Великой Армении Арцах отошли к вассальной от Персии Кавказской Албании . В период долгого нахождения в составе Армении регион был арменизован . Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками автохтонного населения области . С этой эпохи на территории Нагорного Карабаха процветает армянская культура . Согласно сообщениям исторического источника 700 года , население древнеармянской провинции Арцах говорило не просто по-армянски , но и на своём собственном диалекте армянского языка .

Российский историк конца XIX-го века П. Г. Бутков ссылаясь на Санкт-Петербургские ведомости от 1743 года приводит следующую цитату:

В Нагорном Карабахе находился Гандзасарский (агванский) католиксат Армянской церкви (Из письма Есаи Гасан-Джалаляна к Петру I):

В документе конца XVIII веке говорится:

Формально оно было признано за Россией по российско-персидскому Гюлистанскому мирному договору 1813 года.

Население

XIX век

По данным переписей первой половины XIX века, около трети населения всей территории всего Карабаха (вместе с равнинной его частью) составляли армяне, и около двух третей азербайджанцы . Джордж Бурнутян указывает, что в переписях показано: армянское население было, в основном, сосредоточено в 8 из 21 магалов (районов) Карабаха, из которых 5 составляют современную территорию Нагорного Карабаха, а 3 входят в современную территорию Зангезура . Таким образом, 35 процентов населения Карабаха (армяне) проживали на 38 процентах земли (в Нагорном Карабахе), составляя на ней абсолютное большинство (около 90 %) . Согласно к.и.н. Анатолию Ямскову, следует учитывать тот факт, что переписи населения велись в зимний период, когда кочевое азербайджанское население находилось на равнинах, а в летние месяцы оно поднималось на высокогорные пастбища, меняя демографическую ситуацию в горных районах. Однако Ямсков отмечает, что точка зрения на права кочевых народов считаться полноценным населением сезонно используемой ими кочевой территории, на сегодняшний момент не разделяется большинством авторов, как из постсоветских стран, так и из стран «дальнего зарубежья», включая и проармянские, и проазербайджанские работы; в российском Закавказье XIX века эта территория могла являться собственностью только оседлого населения .

Однако некоторые азербайджанские авторы, например кандидат политических наук Адиль Багиров в соавторстве с американским политиком Камероном Брауном , возражают против утверждений об историческом преобладании армян в Нагорном Карабахе, указывая статистику XIX века по всему Карабаху (с чисто азербайджанонаселенным равнинным Карабахом и частично азербайджанонаселенным Зангезуром), которая показывает азербайджанское большинство в бывшем Карабахском ханстве (без выделения отдельных районов) .

Население Нагорного Карабаха в начале ХХ века

В 1918 году карабахские армяне утверждали:

По статистическим данным, относящимся к последним годам, армянское население Елизаветпольского, Джеванширского, Шушинского, Карягинского и Зангезурского уездов, распределенное почти исключительно в нагорных частях этих уездов, составляет 300.000 душ и является абсолютным большинством в сравнении с татарами и другими этническими группами, которые лишь в некоторых местностях составляют более или менее значительную часть населения, тогда как армяне всюду представляют сплошную массу. Следовательно, мусульманская часть населения может состоять лишь на положении меньшинства, и из-за этого меньшинства в 3-4 десятки тысяч нельзя приносить в жертву кровные интересы народа

В 1918-1920 годах эта область была спорной между Арменией и Азербайджаном; после советизации Армении и Азербайджана, решением Кавбюро ЦК РКП(б) от 4 июля 1921 г. было решено передать Нагорный Карабах Армении, но окончательное решение оставить за ЦК РКП(б), однако новым решением от 5 июля он был оставлен в составе Азербайджана с предоставлением широкой областной автономии . В 1923 году из армянонаселенной части Нагорного Карабаха (без Шаумянского и части Ханларских районов) в составе Азербайджанской ССР была образована Автономная область Нагорного Карабаха (АОНК). В 1937 году АОНК была преобразована в Нагорно-Карабахскую автономную область (НКАО).

Этноязыковая динамика

Население НКАО
Год Население армяне азербайджанцы русские
157800 149600 (94 %) 7700 (6 %)
125.159 111.694 (89,2 %) 12.592 (10,1 %) 596 (0,5 %)
НКАО 150.837 132.800 (88,0 %) 14.053 (9,3 %) 3.174 (2,1 %)
Степанакерт 10.459 9.079 (86,8 %) 672 (6,4 %) 563 (5,4 %)
Гадрутский район 27.128 25.975 (95,7 %) 727 (2,7 %) 349 (1,3 %)
Мардакертский район 40.812 36.453 (89,3 %) 2.833 (6,9 %) 1.244 (3,0 %)
Мартунинский район 32.298 30.235 (93,6 %) 1.501 (4,6 %) 457 (1,4 %)
Степанакертский район 29.321 26.881 (91,7 %) 2.014 (6,9 %) 305 (1,0 %)
Шушинский район 10.818 4.177 (38,6 %) 6.306 (58,3 %) 256 (2,4 %)
130.406 110.053 (84,4 %) 17.995 (13,8 %) 1.790 (1,6 %)
150.313 121.068 (80,5 %) 27.179 (18,1 %) 1.310 (0,9 %)
162.181 123.076 (75,9 %) 37.264 (23,0 %) 1.265 (0,8 %)

За годы советской власти процент азербайджанского населения НКАО возрос до 23 %. Армянские авторы объясняют это целенаправленной политикой властей Азербайджанской ССР по изменению демографической ситуации в регионе в пользу азербайджанцев. Похожие этнические сдвиги в сторону титульной национальности наблюдались также в автономных республиках Грузинской ССР: Абхазии, Южной Осетии и Аджарии. Доля русского населения в Нагорном Карабахе, как следует из таблицы, стремительно увеличивалась в довоенные годы и, достигнув максимума в 1939 г., начала столь же стремительно сокращаться, что коррелирует с процессами, происходившими во всем Азербайджане и вообще во всем Закавказье.


Серебряная монета Карабахского Ханства — Панахабади, 1785, Карабах

История Карабаха, неотъемлемой части Азербайджанской Республики, состоящей из Даглыг (нагорного) и Аран (низменного) Карабаха, уходит корнями глубоко в прошлое. Карабах всегда входил во все государственные формирования Азербайджана.
Долгое время территория Карабаха принадлежала государству, существующему в северной части Азербайджана — царству Кавказской Албании (не путать с Албанией на Балканах). Оно возникло в IV столетии до н.э., а прекратило свое существование в VIII столетии н.э. Позже Карабах постоянно был в составе ряда государственных формирований, управляемых династиями Азербайджана, а именно Саджидов (IХ-Х вв), Саларидов (X в.), Шаддадидов (Х-ХI вв.), Атабей-Эльданизов (ХП-ХШ вв.), Джаларидов (XIV-XV вв.), Каракоюнлу (XV), Аккоюнлу (ХV-ХVI вв.), Сефевидов (ХVI-ХVII вв.), а также иностранных империй, которым принадлежали территории Азербайджана, — Арабского халифата (VIII-IХ вв.), Великого Сельджука (ХI-ХII вв.), Монгол Хулакидов (ХIII-ХIV вв.) и Каджаров (ХVIII-ХIХ вв.).
Здесь стоит сказать о том, что подтверждением зависимых отношений местных правителей от их владык служит и

такой факт: в ХV столетии Джахан, шах династии Каракоюнлу, присвоил карабахским правителям династии Хасан Джалала титул мелика (на арабском языке это слово означает владелец, лорд, обладатель или правитель).
В формировании азербайджанской нации участвовали, состязаясь между собой, различные веры и различные политические силы. Во время принятия христианства в Азербайджане существовало много этнических групп и конфессий. До IV столетия населения Кавказской Албании, будучи этнически азербайджанским, исповедовало языческие религии и, отчасти, религию огнепоклонничества (Зорастризм), которая особенно широко распространилась в Иране. В ходе
исторического развития Азербайджана здесь в разное время преобладали то христианство, то ислам, вследствие чего, внутри азербайджанского этноса наблюдался раскол. Когда Кавказская Албания приняла христианство (313 г. н.э.) .-IV государственную религию, некоторые азербайджанцы отказались стать христианами и сохранили свои предыдущие верования. Разногласия углубились, когда -значительная часть населения начала исповедовать ислам. Однако, Главная Албанская Церковь, основанная во время принятия христианства, продолжала свое существование до 1836 года, пока царское правительство России, Российская империя. действуя в своих собственных интересах и используя религию, чтобы добиться влияния в регионе, не закрыла ее. Албанское Патриаршество по решению Синода было подчинено Армянской Григорианской Церкви, которая возникла в 1441 г., с того момента, как азербайджанская династия Каракоюнлу позволила перенести Армянское Патриаршество из Киликии в Эчмиадзин, ближе к Иравану (первоначальное азербайджанское произношение столицы независимого азербайджанского Иреванского Ханства, завоёванного Российской империей, Ереван — в наши дни). Христианское население Албании вынуждено было постепенно присоединиться к Армянской Церкви.
Даже когда местные кавказские албанцы Карабаха приняли армянское григорианство, некоторые отказались подчиниться и мигрировали на левый берег реки Куры — их потомки все еще живут в Огузском и Габалинском районах Азербайджанской Республики. В 1909-1910-м годах российские власти потворствовали Армянской Церкви, когда ею уничтожался местный албанский архив. включая образцы литературы Кавказской Албании. Российский историк В.Л. Величко сожалел об этом.
Для того, чтобы говорить об истории Армении, следует рассматривать появление первых этнических армян в целом в Азербайджане и, в частности, в Карабахе. Со времен средневековья до мая 1918 года, Армения, можно сказать, была надуманной территорией, лишь идеей, так как никакой стабильной административной структуры не существовало. Территория же, известная сегодня как Республика Армения, была сформирована посредством международных соглашений в 1920 — 1921 гг. на территории Западного Азербайджана.
По утверждению армянских историков, Армянское государство было создано в VI столетии до Малой Азии, под политическим контролем персидских, а затем и римских повелителей, вплотъ до упадка Римской империи в IV столетии нашей эры. Затем, с IX по XIV столетия н.э., начало свое существование Армянское царство. Но все эти события происходили вне пределов Кавказа. С появлением Османской империи, которая положила конец надеждам армян на создание суверенного государства, некоторые армяне переместились к северу — в центр Кавказа, где располагались такие азербайджанские города, как Гянджа и Зангезур. Начиная с XVIII столетия армяне приобрели такого союзника, как Россия, которая использовала их в своих отношениях с Османской и Персидской империями. Чтобы гарантировать успех собственной политики в регионе, менее всего заботясь о правах местного населения на свои «земли, Россия стремилась выжить местных жителей из своих домов. Особенно это проявлялось в таких азербайджанских областях, как Карабах и Зангезур.

Панах хан, основатель Карабахского ханства

Шуша. Стены крепости

В 1805 году Россия вступила в переговоры с местными правителями — Ибрагим Халил-ханом, управлявшим Азербайджанским независимым Карабахским ханством (со столицей в крепости Шуша, называемой «Панахабад»), и также с ханами Шекинского и Шамахинского ханств. Посредством военных действий Россия аннексировала остальную часть местных азербайджанских ханств — Лянкяранское, Бакинское, Кубинское, Гянджу, Дербент, а в 1826 году также ханства Нахчыван и Иреван. Россия была заинтересована в размещении христианского населения, в данном случае, армян, на границе своей империи в качестве буфера против местных азербайджанских ханств, изо всех сил пытавшихся сохранить свою независимость. Только в 1828-30 гг., в соответствии с Туркменчайским соглашением, Российская империя разместила на территориях азербайджанских ханств около 130 000 армян, пришедших из Ирана и Турции, в том числе более 50 000 армян в Карабахе. Когда Россия завоевала Южный Кавказ, Армения не являлась какой-то цельной структурой. Армяне были просто известны как христианское

сообщество среди мусульманского большинства в пределах азербайджанских государств. Однако после заключения Туркменчайского соглашения, Россия создала новую административную структуру, назвав ее Армянской областью», вопреки тому, что армяне здесь составляли меньшинство населения. В эту область входили Иреванский, Нахчыванский и Ордубадский районы Азербайджана. «Армянская область» была упразднена в 1849 году и заменена Иреванской губернией, что соответствовало структуре административно-территориального разделения в пределах Российской империи.

С самого начала XIX столетия армяне, несмотря на свою военную и политическую слабость, пытались преследовать собственные политические цели, сводящиеся к созданию независимого армянского государства. Для этого они использовали противостояние между великими державами в Анатолии и Южном Кавказе. Росту конфликта в период между Берлинским Конгрессом и Конгрессом Сан-Стефано в 1878 году и началом Первой мировой войны в 1914 году содействовало выдвижение вновь «армянского вопроса». Как раз в это время 500 000 армян из Ирана и Турции переселились с согласия России на исторические земли Азербайджана. Амбиции армянских ультра-
националистов, связанные с созданием собственного государства за счет Азербайджана, были выгодны российским правителям, из-за совпадения интересов. Эта политика «разделяй и властвуй» велась и в советское время.
Февральская революция и Октябрьский переворот 1917 года в России придали новый

импульс «армянскому вопросу». В октябре 1917 года в Тифлисе (ныне -Тбилиси, столица Грузии) собрался Армянский Конгресс и потребовал аннексии Россией Восточной Турции. 31 декабря того же года Совет Народных Комиссаров издал декрет, подписанный Лениным и Сталиным, о праве самоопределения «Турецкой Армении». 28 мая 1918 года создана Азербайджанская Демократическая республика, первое демократическое государство в мусульманском мире. На следующий день, 29 мая 1918 года, правительство новой страны намеревалось передать город Иреван (как ранее было указано, столицу прежнего заинского ханства Азербайджана) Республике Армении, которая на день раньше, 21 мая 1918 года, объявила о своей независимости, но все еще не имела политического центра. В то время территория Республики Армении была ограничена Эчмиадзином, Александрополем и частью Ново-Байазидского и Эриванского уездов, в которых азербайджанские селения составляли ровно половину. Тем не менее, армянское правительство во главе с дашнакской партией (Дашнакцутюн), предъявило претензии к Азербайджану, потребовав территории Нахчывана, Зангезура и Карабаха, что привело к войне между

Азербайджаном и Арменией в 1918-20 гг. Тысячи азербайджанцев были убиты как на поле битвы, так и во время резни, учиненной армянами под руководством дашнаков и большевиками почти во всех главных городах Азербайджана. Этот конфликт серьезно повлиял на борьбу Азербайджана и других государств в регионе за сохранение независимости и суверенитета. Дашнакское правительство армян продолжало войну в Карабахе, Нахчыване и Зангезуре до ноября 1920 года, когда дашнакское правительство было свергнуто Советской Россией. Это, однако, не привело к разрешению территориального спора.
Армянская Советская Социалистическая Республика продолжала предъявлять те же самые территориальные требования, как и ее предшественники. В ответ на эти требования Кавказское Бюро Центрального Комитета Российской Коммунистической партии на встрече, — состоявшейся 5 июля 1921 года, решило, что: «Учитывая необходимость достижения межнационального согласия между мусульманами и армянами, важность экономических отношений между Верхним и Нижним Карабахом и постоянных связей Верхнего Карабаха с Азербайджаном, необходимо сохранить Нагорный Карабах в пределах границ Азербайджанской Советской Социалистической Республики, и предоставить Нагорному Карабаху широкую автономию с городом Шушой, как административным центром «. В 1922 году Азербайджанская Советская Социалистическая Республика была принята в СССР.
А в июле 1923 года Центральный Исполнительный Комитет Советского Азербайджана предоставил Нагорному Карабаху

Мемориал, установленный в 1978 году в селе Марага Акдаринского района в Нагорном Карабахе (ранее Мардакерт) -по случаю 150-ой годовщины переселения армян в эти места из Марагинской области Ирана. На памятнике есть надпись: Марага-150.
В 1988 году, с возобновлением территориальных притязаний армян на Нагорный Карабах, эта надпись на памятнике исчезла. А сам памятник позже был полностью разрушен. Однако, этот факт еще раз доказывает, что армяне -не коренные жители этой области, и их переселение сюда началось именно с Марагинской области Ирана.

статус автономной области, Нагорно-Карабахской АВТОНОМНОЙ Области (ИКАО), как законной структуры в пределах Азербайджанской ССР. Административный центр ИКАО был перемещен из Шуши в Ханкенди (название которого позже, в том же году, армяне поменяли на «Степанакерт», в честь Степана Шаумяна, знаменитого армянского большевика). Административные границы Нагорного Карабаха для обеспечения армянского большинства в этом этнически смешанном регионе были искусственно растянуты. Официальные царские отчеты о численности населения указывают, что до массового переселения армян насчитывающих более 50 000) из Ирана, согласно Туркменчайскому соглашению, благодаря которому завершилась российско-персидская война 1826-28 гг., подавляющее большинство населения Карабаха было «мусульманским». А население, продолжавшее исповедовать христианство, жившее в игом регионе не были этнически армянами. Они являлись потомками древних албанов, не перешедших в ислам. Армянское большинство, возникшее выше указанным путем, использовалось как основание для искусанного создания армянской государственности.
Политика Советского Союза была далеко не беспристрастной. Здесь необходимо отметить следующее: например, то, что в отличие от ИКАО, где население состояло из 138 600 армян и 47 500 азербайджанцев (1989 г.), ни в Правительстве СССР, ни в Армянской ССР никогда не рассматривалась возможность предоставления даже самого небольшого статуса культурной автономии 300 000 азербайджанцев, проживавших компактно в Армении (население Азербайджана в то время составляло семь миллионов, а Армении — три миллиона). Мало того, многие азербайджанцы уже были насильственно высланы из Армении, особенно в 1948-50 гг. Этническая чистка в Армении была завершена в 1989 гг.

Необходимо также подчеркнуть, что большевики не вернули Азербайджану территории, потерянные им в

Чингиз Мустафаев (1960-1992)
Он был одним из известных журналистов Азербайджана, хотя работал журналистом менее года. Не имея журналистского образования, создал видеоантологию Карабахской войны, внеся неоценимый вклад в документирование зверств, совершенных на этой войне, которая, увы, положила конец и его собственной жизни. Он был убит 15 июня 1992 года в ходе Карабахской войны между Арменией и Азербайджаном. Ему присвоено звание Национального Героя Азербайджана.

предыдущих сражениях. В 1921 г. советское правительство легализовало захват Зангезура Арменией, отторгая таким образом составную часть Азербайджана — Нахчыван — от его основной территории. С тех пор Нахчыван живет в изоляции. В следующем, 1922 году, Дилиджан и Гейча также были отделены от Азербайджана и переданы Армянской ССР. Такие передачи территорий Армении продолжались и далее: в 1929 г. — из Нахчывана, в 1969 г. — из Кедабека и, 1984 г. — из Газахского района. В советский период, в результате передачи земель Армении, территория Азербайджана сократилась от 97 300 кв.км. в 1920 году (в то время все еще независимого) до 86 600 кв.км в 1988 году при советской власти.
Армянские экспансионистские амбиции умело использовались центральными властями СССР, что в конечном счете, в конце 1980-х, привело к агрессии со стороны армян и бедствиям, перенесённым азербайджанцами. Кроме того, в 1992-93 гг. армяне, захватив Нагорный Карабах (Нагорно-Карабахскую Автономную Область) и семь прилегающих к нему районов Азербайджана, вершили беспрецедентные злодеяния на этих землях и провели здесь этническую чистку.

Понятно, что никакая история, никакие слова о надуманном «притеснении» не могут оправдать армянские территориальные притязания, которые привели к конфликту.

Власти Азербайджана прилагают немало усилий, чтобы добиться мирного разрешения этого трагического конфликта, устранения всех его последствий, включая, прежде всего, возвращение оккупированных территорий и возврат азербайджанского населения к родным очагам.

История Карабаха

Нагорный Карабах – один из красивейших регионов Азербайджана. Карабах – родина азербайджанской поэзии и музыки, частица Азербайджанской Республики. Край удивительно живописной природы, богатейших духовных и культурных традиций. Карабах – родина многих выдающихся азербайджанских ученых, поэтов, писателей, художников и музыкантов. Сотни древнейших, редчайших образцов фольклора, музыкальных шедевров азербайджанского народа были созданы именно в Карабахе и связаны с Карабахом.

Карабах - одна из древнейших исторических областей Азербайджана. Название Карабаха, считающегося неотъемлемой частью Азербайджана, произошло от азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). Словосочетание "гара" и "баг" обладает такой же древней историей, как и история азербайджанского народа. Слово «Карабах» в первичных источниках упоминается 1300 лет назад, в VII веке.

Этот территория является одним из самых древних человеческих поселений. В 1968 году в Азыхской пещере, расположенной на территории Карабаха, были найдены останки древнего человека. Вполне вероятно, что они жили 250-300 тысяч лет назад.

На протяжении всей истории Карабах был неотъемлемой частью Азербайджана. С вторжением на территорию Азербайджана арабов и падением Кавказской Албании в VII-IX веках, в истории Карабаха произошли глобальные изменения. В результате завоевания арабами, большая часть христианского населения Албании приняла Ислам. Остальное население верхней части Карабаха сумело сохранить христианское вероисповедание, провозглашенное государственной религией в Албании еще в IV веке.

В начале XIX века, после оккупации Россией Северного Азербайджана, в результате давления и настойчивых просьб армян, русский император Николай I упразднил Албанский католикосат, а на его месте было образовано две епархии (Шуша и Шемаха) в юрисдикции григорианского католикосата. Таким образом, начался процесс арменизации албанского населения Карабаха.

После окончания арабской оккупации Карабах находился в составе сменявших друг друга в Азербайджане различных мусульманских государств, таких как государства Саджидов, Саларидов, Шаддадидов, Атабеков, Хулагуидов (Эльханидов), Гарагоюнлу, Аггоюнлу.

Создание в 1501 году азербайджанского государства Сефевидов заложило основу централизации всех азербайджанских земель. Названием одной из четырех провинций, созданных Сефевидами, был Карабах или Гянджа. После смерти Надир шаха, положившего конец существованию государства Сефевидов, в Азербайджане возникли новые независимые и полунезависимые образования - ханства и султанаты. Одним из них было Карабахское ханство.

Карабахское ханство было создано одним из выдающихся государственных деятелей Азербайджана - Панахали ханом Джаванширом. Во времена правления его сына – Ибрагим хана - Карабахское ханство еще более окрепло. В 1805 году Ибрагим хан подписал в Кюракчае договор с командующим российскими войсками П.Д.Цициановым.

Согласно Кюракчайскому договору, Карабахское ханство, как мусульманско-азербайджанская территория, присоединилась к России. Кюракчайский договор является одним из важных документов, подтверждающих, что Карабах, включая его нагорную часть, является азербайджанской землей.

После оккупации Северного Азербайджана царизм в целях укрепления своих позиций на этих землях стал проводить политику арменизации. Согласно Туркманчайскому договору 1828 года и договору, заключенному в 1829 году в Эдирне, переселенные из Ирана и Турции армяне были размещены в Северном Азербайджане, включая Карабах.

28 мая 1918 года, спустя почти 100 лет пребывания под российским правлением, азербайджанский народ создал в Северном Азербайджане новое независимое государство. Азербайджанская Демократическая Республика осуществляла политическую власть и над Карабахом. В то же время, вновь созданная Республика Армения (Араратская Республика) выступила с необоснованными территориальными притязаниями на Карабах. В целях захвата Карабаха армяне продолжали в этот период осуществлять акты геноцида, совершавшиеся ими и прежде. В связи с создавшейся ситуацией в январе 1919 года правительство Азербайджана учредило Карабахское генерал-губернаторство, включавшее Шушинский, Джаванширский, Джабраильский и Зангезурский уезды.

Спустя несколько лет после установления советской власти в Азербайджане 28 апреля 1920 года, в результате осуществленных в 1920-1923 годах целенаправленных мер находившиеся в составе бывшего Карабахского ханства азербайджанские земли утратили свою традиционную историческую и географическую целостность. После советизации Азербайджан был принужден предоставить Нагорному Карабаху статус автономной области (Нагорно-Карабахская автономная область Азербайджанской ССР).

Таким образом, Карабах, являющийся неотъемлемой частью Азербайджана, был искусственно поделен на низменную и нагорную части. Несмотря на всю историческую несправедливость, Азербайджан осуществил комплексные реформы для обеспечения политического, социального, экономического и культурного развития Нагорно-Карабахской автономной области. Но армянские сепаратисты продолжали проводить политику отторжения и наносить, тем самым, серьезный ущерб Азербайджану. В канун распада СССР они активизировали свою деятельность. Началась захватническая война против Азербайджана.

Этническая карта Кавказа в V-IV вв., до н. э. Карта составлена на основании свидетельств античных авторов и археологических предположений. Неокрашенные места объясняются недостаточной изученностью данных территорий

Карабах охватывает территорию, протянувшуюся от Малого Кавказского хребта до равнин у слияния Куры и Аракса. Разделяется на Равнинный Карабах и Нагорный Карабах . Автохтонным населением региона были различные кавказские племена. Историки полагают, что при наивысшем могуществе персов кавказские племена подчинялись ахеменидскому сатрапу Мидии. С IV века до н. э. территория Карабаха входила в состав Армянского царства Ервандидов . В начале II века до н. э. регион был завоёван Великой Арменией у Мидии Атропатены и стал составлять две её провинции: Арцах (нагорная часть) и Утик (равнинная часть) . С тех пор, на протяжении почти 600 лет, до 390-х годов н. э. территория находилась в границах армянского государства Великая Армения , северо-восточная граница которого, по свидетельству греко-римских и древнеармянских историков и географов, проходила по реке Кура . После падения Великой Армении эти провинции отошли к вассальному от Персии полиэтническому государству Кавказская Албания . Позже, уже в середине V столетия, его столица была перенесена в Равнинный Карабах в новооснованный город Партав (Барда).

В период долгого нахождения в составе Армении Нагорный Карабах был арменизован . Процесс этот начался в античное время и завершился ещё в раннем средневековье - к VIII-IX векам. Уже в 700 году сообщается о наличии арцахского (карабахского) диалекта армянского языка . Таким образом в Арцахе (Нагорный Карабах) и горной части Утика жили армяне . Арабский автор X века Истахри сообщает об этническом составе региона Нагорного Карабаха:

Первым европейцем, побывавшим в Карабахе, становится немец Иоганн Шильтбергер . Он писал около 1420 года:

По смерти Тамерлана , попал я к сыну его, владевшему двумя королевствами в Армении. Этот сын, по имени Шах-Рох , имел обыкновение зимовать на большой равнине, именуемой Карабаг и отличающейся хорошими пастбищами. Её орошает река Кур, называемая также Тигр, и возле берегов сей реки собирается самый лучший шёлк. Хотя эта равнина лежит в Армении, тем не менее она принадлежит язычникам. В деревнях проживают также и армяне, однако они принуждены платить дань язычникам. Армяне всегда обходились со мной хорошо, потому что я был немец, а они вообще очень расположены в пользу немцев, (нимиц), как они нас называют. Они обучали меня своему языку и передали мне свой «Патер ностер ».
Карабаг есть страна лежащая между левого берега Аракса и правого реки Куры, выше Муганского поля, в горах. Главнейшие обитатели её - армяне, управляемые наследственно 5 своими меликами или природными князьями, по числу сигнагов ила кантонов: 1 − Чараперт, 2 − Игермадар, 3 − Дузах, 4 − Варанд, 5 − Хачен. Каждый может выставить до 1 т. человек военных. Эти мелики, по учреждению Надыра, непосредственно зависели от шаха, а местное управление имел католикос их (или титулярный патриарх, поставляемый от главного всей Армении патриарха эчмиадзинского), имеющий прилагательный титул агванского, каковым именем древле Армения называлась. Документ, 1740-е гг.

В XVIII-XIX веках Карабах был знаменит особой породой скаковых лошадей, носившей название «карабахской».

Карабахский конфликт

Со второй половины 1987 года в НКАО и Армении активизировалось движение за передачу Нагорного Карабаха из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР . В сентябре-октябре 1987 года в армянском селе Чардахлы Шамхорского района возникает конфликт между первым секретарём Шамхорского райкома Компартии Азербайджана М. Асадовым и местными жителями . В ноябре 1987 года в результате межэтнических столкновений азербайджанцы, компактно проживавшие в Кафанском и Мегрийском районах Армянской ССР, выезжают в Азербайджан. В своей книге Томас де Ваал приводит свидетельства армянки Светланы Пашаевой и азербайджанца Арифа Юнусова об азербайджанских беженцах из Армении, прибывших в Баку в ноябре 1987 года и январе 1988 года. Пашаева рассказывает, что видела два товарных вагонах, в которых прибыли беженцы, в том числе старики и дети . 20 февраля 1988 года сессия народных депутатов НКАО принимает обращение с просьбой присоединить НКАО к Армянской ССР. 22 февраля происходит столкновение между армянами и азербайджанцами у Аскерана, приведшее к смерти двух человек. 26 февраля в Ереване проходит многочисленный митинг (почти полмиллиона человек) с требованием присоединить НКАО к Армении. 27 февраля советскими властями по центральному телевидению объявлено, что погибшие у Аскерана были азербайджанцами (при этом один был застрелен милиционером-азербайджанцем). С 27 по 29 февраля 1988 года в городе Сумгаит вспыхнул армянский погром , сопровождавшийся массовым насилием в отношении армянского населения, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества, в результате которого пострадала значительная часть местного армянского населения, погибли по официальным данным властей 26 армян и 6 азербайджанцев. На протяжении 1988 года в Нагорном Карабахе происходили межэтнические столкновения между местным азербайджанским и армянским населением, приведшие к изгнанию мирных жителей из мест постоянного проживания.

Сложившееся угрожающее положение вынудило советское правительство объявить на территории области чрезвычайное положение . Для поддержания порядка были переброшены части дивизии Дзержинского , воздушно-десантных войск , милиции . В населённых пунктах НКАО был введён комендантский час .

Карабахская война

В 1991 году на территории НКАО и некоторых прилегающих к ней армянонаселённых областей была провозглашена Нагорно-Карабахская Республика (НКР). В ходе Карабахской войны 1991-1994 годов между Азербайджаном и НКР азербайджанцы установили контроль над территорией бывшего, ранее в основном заселённого армянами, Шаумяновского района Азербайджанской ССР , армяне - над территорией бывшей НКАО и некоторыми прилегающими к ней, и ранее, в основном, заселёнными азербайджанцами и курдами районами.

Культурные памятники

    Монастырь Гтчаванк,
    XIII век

См. также

Примечания

  1. Шнирельман В. А. Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - С. 199. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .

    Оригинальный текст (рус.)

    При персидской династии Сефевидов Карабах являлся одной из провинций (бегларбекство), где низменности и предгорья входили в мусульманские ханства, а горы оставались в руках армянских правителей. Система меликств окончательно сложилась в Нагорном Карабахе в годы правления шаха Аббаса I (1587-1629) в Персии. Тогда персидские власти, с одной стороны, поощряли армянских меликов к активным действиям против Османской империи, а с другой, пытались ослабить их, отделив их от основных армянских территорий путём переселения курдских племён в район, расположенный между Арцахом и Сюником. Тем не менее, в XVII-XVIII веках пять армянских меликств Карабаха составляли силу, с которой приходилось считаться их могущественным соседям. Именно эти горные районы стали тем центром, где возникла идея армянского возрождения и образования независимого армянского государства. Однако борьба за власть в одном из меликств привела к междоусобице, в которую с выгодой для себя вмешалось соседнее кочевое племя сарыджалы, и в середине XVIII века власть в Карабахе первый раз за всю его историю досталась тюркскому хану.

  2. Непризнанные государства Кавказа: истоки проблемы Архивная копия от 20 мая 2010 на Wayback Machine
  3. История Востока. Глава V Между монголами и португальцами (Азия и Северная Африка в XIV-XV вв.). Закавказье в XI-XV вв.
  4. Leonidas Themistocles Chrysanthopoulos. Caucasus chronicles: nation-building and diplomacy in Armenia, 1993-1994, 2002, p. 8:

    Оригинальный текст (англ.)

    From the fourteenth century, the region between the Kura and Araks River became known as Gharabagh or Karabagh (kara in Turkish for black and bagh in Persian for garden or vineyard).

  5. BBC News - Nagorno-Karabakh profile - Overview:

    Оригинальный текст (англ.)

    Karabakh is a word of Turkic and Persian origin meaning "black garden", while "Nagorno-" is a Russian word meaning "mountain-". The ethnic Armenians prefer to call the region Artsakh, an ancient Armenian name for the area.

  6. Академик В.В.Бартольд. Сочинения / Ответственный редактор тома А.М.Беленицкий. - М. : Наука, 1965. - Т. III. - С. 335. - 712 с.
  7. Hewsen, Robert H. Armenia: A Historical Atlas . Chicago, IL: University of Chicago Press, 2001, p. 33, карта 19 (территория Нагорного Карабаха показана в составе Армянского царства Ервандидов (IV-II вв. до н. э.))
  8. Кембриджская история Ирана, том 3, книга 1. Стр. 510:

    Оригинальный текст (англ.)

    During the Seleucid period, Armenia became divided into several virtually independent kingdoms and principalities. The classification adopted at this epoch persisted, with certain changes, well into the Byzantine era. The most important region, of course, was Greater Armenia, situated east of the upper Euphrates, and including vast areas all round Lake Van, along the Araxes valley, and northwards to take in Lake Sevan, the Karabagh , and even the southern marches of Georgia.

  9. Анания Ширакаци. Армянская География
    • Очерки истории СССР: Первобытно-общинный строй и древнейшие государства на территории СССР. М.: АН СССР, 1956, стр. 615
    • С. В. Юшков. К вопросу о границах древней Албании. Исторические записки, № I, М. 1937, с. 129-148
    • Paulys Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft . Erster Band. Stuttgart 1894. p. 1303
    • Яновский А. О древней Кавказской Албании// журнал министр. народного просвещения, 1846. ч. 52. стр. 97
    • Marquart J. Eranlahr nach der Geogrphle des Ps.Moses Xorenac’i. In: Abhandlungen der koniglichen Geselsch. der Wissenschaften zu Gottingen. Philologisch-hisiorische Klasse. Neue Folge B.ffl, No 2, Berlin, 1901,S 358
    • Б. А. Дорн . «Каспий. О походах древних русских в Табаристан» («Записки Академии Наук» 1875, т. XXVI, приложение 1, стр. 187)
    • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
    • Клавдий Птолемей . География, 5, 12; Плиний Старший . кн. VI, 28-29, 39; Дион Кассий (II-III вв.), «Римская История», кн. XXXVI, гл. 54,1; кн. XXXVI, гл. 54, 4, 5; кн. XXXVII, гл. 2, 3, 4; кн. XXXVI, гл. 53, 5; 54, 1; Аппиан (I-II вв.), «Римская История» , Митридатовы войны, 103; Плутарх (I-II вв.), «Сравнительные жизнеописания» , Помпей, гл. 34-35; Мовсес Хоренаци, кн. II, гл.8, 65 ; «Армянская География VII века по Р.Х (приписывавшаяся прежде Моисею Хоренскому)», СПб.,1877 ; Фавст Бузанд , «История Армении», кн. III, гл. 7; кн. V, гл. 13; Агатангелос , «Житие и история святого Григора», 28, «Спасительное обращение страны нашей Армении через святого мужа-мученика» , 795 CXII , Юстин , XLII, 2,9 ; Плиний , VI, 37; 27; Стефан Византийский , s.v. Ο τ η ν ή, Ω β α ρ η ο ί
  10. Всемирная история. Энциклопедия. Том 3, гл. VIII:

    Оригинальный текст (рус.)

    Внутренний строй стран Закавказья оставался без изменения до середины V в., несмотря на то, что в результате договора 387 г. Армения оказалась разделённой между Ираном и Римом, Лазика была признана сферой влияния Рима, а Картли и Албания должны были подчиниться Ирану.

  11. История древнего мира, М., 1989, т. 3, стр. 286
  12. Всемирная История, М., т. 2, стр. 769, и карта-вкладыш Закавказье в I-IV вв. н. э.
  13. А. П. Новосельцев. К вопросу о политической границе Армении и Кавказской Албании в античный период
  14. Н. Адонц. Дионисий Фракийский и армянские толкователи. - Пг. , 1915. - С. 181-219.
  15. «История Востока», ЗАКАВКАЗЬЕ В IV-XI вв
  16. Шнирельман В. А. Войны памяти: мифы, идентичность и политика в Закавказье / Рецензент: Л. Б. Алаев . - М. : Академкнига, 2003. - 592 с. - 2000 экз. - ISBN 5-94628-118-6 .
  17. К. В. Тревер. Очерки по истории и культуре кавказской албании IV в. до н. э. - VII В. Н. Э. (источники и литература). Издание Академии наук СССР, М.-Л., 1959
  18. «История Востока», Закавказье в XI-XV вв.
  19. Б. А. Рыбаков . Очерки истории СССР. Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы феодализма на территории СССР III-IX вв. М., 1958, стр. 303-313
  20. Том де Ваал. «Черный сад». Глава 10. Урекаванк. Непредсказуемое прошлое
  21. Б. А. Рыбаков . Кризис рабовладельческой системы и зарождение системы феодализма на территории СССР. Очерки истории СССР. М., 1958, стр. 303-313
  22. Караулов Н. А. Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане.
  23. Пер.: армянин Сахль сын Смбата. См.
  24. Каганкатваци, кн. III, гл. XXIII
  25. Петрушевский И. П. Очерки по истории феодальных отношений в Азербайджане и Армении в XVI - начале XIX вв. - Л. , 1949. - С. 28. :

    Оригинальный текст (рус.)

    Хасан-Джалалян происходил из знатной армянской фамилии наследственных меликов округа Хачен в нагорной части Карабага, населенной армянами ; предок этой фамилии Хасан-Джалал был князем хачена в период монгольского завоевания, в XIII в. При кызылбашском владычестве Хасан-Джалаляны сохранили своё положение меликов хаченских…

ТБИЛИСИ, 3 апр - Sputnik. Конфликт между Арменией и Азербайджаном начался в 1988 году, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. Переговоры по мирному урегулированию карабахского конфликта ведутся с 1992 года в рамках Минской группы ОБСЕ.

Нагорный Карабах — историческая область в Закавказье. Численность населения (по состоянию на 1 января 2013 года) — 146,6 тысяч человек, подавляющее большинство — армяне. Административный центр — город Степанакерт.

История вопроса

Армянские и азербайджанские источники имеют различные точки зрения на историю региона. По данным армянских источников, Нагорный Карабах (древнеармянское название — Арцах) в начале первого тысячелетия до н.э. входил в политико-культурную сферу Ассирии и Урарту. Впервые упоминается в клинописи Сардура II, царя Урарту (763-734 до н. э.). В раннем средневековье Нагорный Карабах входил в состав Армении, утверждают армянские источники. После того, как большая часть этой страны в средние века была захвачена Турцией и Персией, армянские княжества (меликства) Нагорного Карабаха сохраняли полунезависимый статус. В XVII-XVIII веках арцахские князья (мелики) возглавляли освободительную борьбу армян против шахской Персии и султанской Турции.

По данным азербайджанских источников, Карабах — одна из древнейших исторических областей Азербайджана. По официальной версии, появление термина "Карабах" относится к VII веку и трактуется как сочетание азербайджанских слов "гара" (черный) и "баг" (сад). В числе других провинций Карабах (Гянджа по азербайджанской терминологии) в XVI веке входил в состав государства Сефевидов, позже стал самостоятельным Карабахским ханством.

В 1813 году по Гюлистанскому мирному договору Нагорный Карабах вошел в состав России.

В начале мая 1920 года в Карабахе была установлена Советская власть. 7 июля 1923 года из нагорной части Карабаха (часть бывшей Елизаветпольской губернии) образована Нагорно-Карабахская автономная область (АО) в составе Азербайджанской ССР с административным центром в селении Ханкенды (ныне — Степанакерт).

Как началась война

20 февраля 1988 года внеочередная сессия областного Совета депутатов НКАО приняла решение "О ходатайстве перед Верховными Советами АзССР и АрмССР о передаче НКАО из состава АзССР в состав АрмССР".

Отказ союзных и азербайджанских властей вызвал демонстрации протеста армян не только в Нагорном Карабахе, но и в Ереване.

2 сентября 1991 года в Степанакерте состоялась совместная сессия Нагорно-Карабахского областного и Шаумянского районного советов, принявшая Декларацию о провозглашении Нагорно-Карабахской республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области, Шаумянского района и части Ханларского района бывшей Азербайджанской ССР.

10 декабря 1991 года, за несколько дней до официального распада Советского Союза, в Нагорном Карабахе состоялся референдум, на котором подавляющее большинство населения — 99,89% — высказалось за полную независимость от Азербайджана.

Официальный Баку признал данный акт незаконным и упразднил существовавшую в советские годы автономию Карабаха. Вслед за этим начался вооруженный конфликт, в ходе которого Азербайджан пытался удержать Карабах, а армянские отряды отстаивали независимость края при поддержке Еревана и армянской диаспоры из других стран.

Жертвы и потери

Потери обеих сторон в ходе карабахского конфликта составили, по разным данным, до 25 тысяч человек убитыми, более 25 тысяч были ранены, сотни тысяч мирных жителей покинули места проживания, без вести пропавшими числятся более четырех тысяч человек.

В результате конфликта Азербайджан потерял над Нагорным Карабахом и — полностью или частично — семью прилегающими к нему районами.

Переговоры

5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.

Переговорный процесс по урегулированию конфликта начался в 1991 году. С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) по урегулированию карабахского конфликта, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. В группу также входят Армения, Азербайджан, Белоруссия, Германия, Италия, Швеция, Финляндия и Турция.

С 1999 года проходят регулярные двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран. Последняя встреча президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в рамках переговорного процесса по урегулированию нагорно-карабахской проблемы состоялась 19 декабря 2015 года в Берне (Швейцария).

Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.

Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.