Югендстиль в архитектуре. Рижский югендстиль: какофония образов на фасадах. Оазис югендстиля на западе Латвии

Если говорить о рижских интересностях, то я должен честно отметить, что воспеваемая многими Старая Рига (Vecriga) в общем-то, слабей своих аналогов – скажем, архитектурно цельного Старого Таллина (Vana Tallinn), оригинального Старого Вильнюса (Senasis Vilnius). Видел я и другие подобные ансамбли – скажем, Любек запомнился. К сожалению, в Старую Ригу было осуществлено немало чуждых и грубых архитектурных вторжений и поэтому многое мне там откровенно «цепляет глаз»; это мы посмотрим попозже.
Зато настоящей жемчужиной Риги, притом совершенно неповторимой, на мой взгляд, является архитектура Belle Epoque – модерн, ар нуво или ещё точней, для этого места – югендстиль . Это не просто единичные здания, это и целые кварталы!
Я бы так охарактеризовал этот феномен: для праздного туриста – это как минимум забавно и интересно; для любителя архитектуры – настоящий Клондайк; а для любителя модерна – полный крышеснос , иначе слова не подобрать! Настолько там оригинальные и очаровательные работы! Можно бесконечно ходить и разглядывать детали, заходить во дворы, искать новые и новые ракурсы, любоваться лепниной, фактурой камня, горельефами и барельефами, пытаясь постичь пропорции и вообще, логику архитекторов. То есть в Ригу можно смело ехать даже из-за одного этого уникального «заповедника модерна». Такого нигде больше не увидишь!

Рижский югендстиль не вполне похож на петербургский или хельсинкский модерн, особенно его ранняя стадия (до 1904 года включительно). Он более «пышный», витиеватый, отличается широчайшим использованием масок, орнаментов и вообще, очень сложных решений. Здания после 1906 года более суровые, серьёзные, близкие к «северному модерну» a-la Хельсинки, когда вошёл в моду т.н. «национальный романтизм». Есть и такие решения, где думаешь, что находишься где-нибудь на Петроградской стороне. А есть и вообще «венецианские» или «мавританские» решения, которые представляют собой смесь мотивов модерна, классицизма и необарокко.
* * *
Некоторые могут спросить – почему же «дыхание Империи»? А потому, друзиа мои, что феномен этот – в том глобальном виде, в котором мы сейчас можем его наблюдать, целиком и полностью обязан экономическому буму Российской Империи конца XIX – начала XX века, когда порт и город Рига привлекал к себе огромные деньги и потоки товаров, являясь пятым по величине городом империи. Если бы этого не было, то несомненные таланты и смелые фантазии архитекторов, конечно, устремились бы в иных направлениях, ведь «свято место пусто не бывает». А в 1914 всё это закончилось. Навсегда. Так что это не просто красивая метафора, а историческая данность.
Впрочем, о феномене и подробностях возникновения рижского югендстиля мы подробнее поговорим в следующей части моего описания, а сейчас я предлагаю вам просто посмотреть эту архитектурную симфонию и проникнуться ею:)

В этой части я покажу образцы архитектуры только с очень и очень небольшой части Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и примыкающей к ней перпендикулярно Strelnieku iela. Это самый настоящий концентрированный «музей югендстиля», куда меня привела френдесса elina2106 . Обзору иных зданий в этом стиле и в эклектике, верней того, что я наснимал, будет посвящен следующий пост.
В снимках нам будет несколько мешать снежная пурга; но, увы, других дней у меня в Риге не было, так что все претензии – к погоде:)

Вот она, эта улица Альберта – вид на перспективу.

Alberta, 8. Главный вход.

Этот дракон с «конской» головой поближе.

Шарфик с надписью «1904».

Отчего они кричат? От боли? От возмущения? Чем недовольны?

Alberta, 4. И те самые наверху, помните? Я их показал недавно.
Сейчас тут – вроде – венгерское посольство.

Подьезд дома.

Решение центра фасада.

Детали покрупнее.

Маскароны на фронтоне фасада, крупно.

Ещё одно потрясшее меня архитектурное решение центральной оси фасада.

Смотрите крупнее.
В центре, насколько я понимаю, аллегорический лев? А внизу – чёрт? Обращённые друг к другу профили на синем мне несколько напомнили какого-то римского папу:)

Классика модерна – округлые балкон и окна!

Спускаемся ещё ниже.

И, наконец, решение главного входа в этот замечательный дом!

Alberta, 11.
Образец более строгого строительства, после 1906 – «национальный романтизм». Почти Хельсинки:)

Вход во внутренний двор дома.

Вид изнутри.
Изнутри фасады, конечно, обшарпаны (там, где они наглухо не закрыты). Как и в Питере, разве что немного поаккуратнее. Это - реальность. А то я уже успел услышать в комментах мечтательное «Аххх! Если бы у нас так старину охраняли! Как у них!».

Вид по диагонали на фасад этого замечательного здания. Еле-еле нашел ракурс почти без искажений и широкоуголенья.

Ещё одна интересная особенность местного модерна – широкое использование архитекторами эротических мотивов. Представляю, с каким ужасом глядели на это тогдашние бабушки:)

Вот они покрупнее, барышни-то.
Видите, как изящно? Настоящая Belle Epoque!

Модерн-мотив с бараном. Тоже понравилось.

Здание на Alberta, 13.
Тоже меня сильно впечатлило. Приеду ещё раз и сниму его хорошо и целиком (это весьма непросто), в более благоприятную погоду, а пока – смотрите детали.

Это даже не маскарон, я вообще затрудняюсь определить эту композицию. Симфония архитектуры!

Решение эркера с завершающей его псевдоготической башенкой.

Замечательное здание на углу Alberta iela и Strelnieku iela.
Это, скорей, национальный романтизм, судя по стилю и орнаментам. И никаких уже вам роскошных маскаронов и перетяжеления деталями.

Заскочил в один дворик на Strelnieku iela - и поразился! Я на Петроградке???

Еще одно интересное бело-синее здание. Главный вход.

Балкон - и снова изящные барышни!

Ещё одно замечательное эротическое архитектурное решение. А какие там мрачные и грозные над ними птички, вы только посмотрите! Наверное, сторожат этих красавиц! А узор литья балкона! У меня чуть не зашкалило в глазах от восторга, хорошо фляга с коньяком рядом была:)

PS. Уточнения назначения зданий и номеров домов приветствуются.

Продолжение прогулки по блистательной Риге югендстиля воспоследует.

- (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля модерн … Современная энциклопедия

- (нем. Jugendstil) немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала Югенд (основан в 1896) … Большой Энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля модерн. Произошло от названия мюнхенского журнала Jugend , пропагандировавшего… … Художественная энциклопедия

Сущ., кол во синонимов: 2 модерн (5) стиль (95) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Югендстиль - (немецкое Jugendstil), немецкое название стиля “модерн”. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (нем. Jugendstil), немецкое название стиля модерн, от названия мюнхенского журнала «Югенд» (основан в 1896). * * * ЮГЕНДСТИЛЬ ЮГЕНДСТИЛЬ (нем. Jugendstil), немецкое название стиля «модерн» (см. МОДЕРН) , от названия мюнхенского журнала «Югенд»… … Энциклопедический словарь

- («Югендстиль») принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому искусству наименование стиля «Модерн». Произошло от название мюнхенского журнала «Jugend» (1896), пропагандировавшего этот стиль … Большая советская энциклопедия

- (нем. Jugendstil), принятое в немецком искусствознании и художественной критике и применяемое обычно к немецкому и австрийскому искусству наименование стиля «модерн». Произошло от названия мюнхенского журнала «Jugend», пропагандировавшего этот… … Художественная энциклопедия

- [дэ], а; м. [франц. moderne новейший, современный] 1. В изобразительном и прикладном искусстве и архитектуре конца 19 начала 20 в.: направление, противопоставлявшее себя эклектическому искусству предшественников, стремившееся к эстетической… … Энциклопедический словарь

Запрос «Динабург» перенаправляется сюда; о футбольном клубе см. Динабург (футбольный клуб). Город Даугавпилс латыш. Daugavpils Флаг Герб … Википедия

Книги

  • Журнал "Jugend" . 1896, №№ 1 - 52 , . Мюнхен, 1896. Издательство: G. Hirth"s Verlag in Munchen and Leipzig. Владельческий переплет. Сохранность хорошая. "Югенд" - Мюнхенский еженедельник искусства и жизни - немецкий (баварский)…
  • Стиль модерн , Леньо, Жан-Мишель. Модерн вобрал в себя множество терминов и реалий. Ар нуво - во Франции, новое искусство -в Нидерландах и Бельгии, югендстиль и Сецессион - в Центральной Европе, модернизмо -в Испании и его…

Отчего-то многие, посещая Ригу, игнорируют её главную изюминку, или уделяют ей ничтожно мало времени. И сейчас я не о Старом городе (кто ж его пропустит?!), хотя и о нём, частично, тоже.
Речь идёт об архитектуре в стиле модерн . Югендстиль, ар-нуво. Общепризнанно, что в Риге представлено самое богатое в Европе собрание зданий в этом стиле.

Процитирую periskop - его фраза абсолютно точно отражает произошедшее со мной в латвийской столице.

Себя я по этой классификации, конечно, отношу к любителям модерна. :)

Архитектуру модерна (1890 - 1910-е годы) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых технологий (металл, стекло).
… Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы: лестницы, двери, столбы, балконы - художественно обрабатывались.

В Петербурге мне в душу западали отдельные дома (когда-нибудь я напишу про них). Как человек любознательный, я лезла в интернет, чтобы что-нибудь прочитать про здание и забыть через пять минут. И после нескольких подобных исследований я заметила, что ВСЕ дома, которые мне приглянулись – одного архитектурного стиля. Модерн. Выяснив, что моя любовь не иррациональна, и объясняется наличием вполне конкретных признаков, я расширила свою любовь на все дома этого стиля, даже заочно – я их не видела, но уже любила.

Так что в Ригу я ехала хорошо подготовленная, с распечатками пешеходных экскурсий, позволяющих посмотреть максимальное число архитектурных сооружений в стиле модерн.

Самая известная и плотно застроенная модерном часть Риги – улицы Альберта (Alberta iela) и Элизабетс – Мекка для поклонников югендстиля.

Кроме этого заповедника модерна дома рассредоточены по старому городу и за его пределами.

Предлагаю начать прогулку с центральной части, оставив самое интересное на десерт. Ведь даже не выходя за пределы Старого города можно посмотреть много выдающихся зданий в стиле модерн.

1. В самом начале утренней прогулки по городу нашли такой дом, на углу улиц Noliktavas и Muitas .

2. Дом на ул. Смилшу (Smilšu iela), 2 (1902, арх. К. Пекшенс). Растущее дерево, юность и старость, находящиеся в опоре эркера, выражают идею непрерывного обновления. На эркере распушил хвост павлин – довольно характерный мотив украшений.

Поближе:

3. Ранний модерн – здание под номером 8 на ул. Смилшу (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель).

Растительный орнамент, таинственные маски.

Над дверью.

На фасадах романтические образы девушек, держащих венок.

Вообще лица, «головы» - один из символов рижского модерна. Почти на каждом доме среди лепных украшений прячется лицо.

4. Кошкин дом, Мейстару, 10 (1909, арх. Ф.Шеффель) – одно из самых известных рижских зданий. По большому счёту, относится к стилю национального романтизма – более позднее ответвление модерна. Главные отличия – утяжелённые формы, народные орнаменты, облицовка грубым камнем. Но не забыты в «кошкином доме» и мотивы модерна: плавные линии в обрамлении парадной. Верхушки башен украшают скульптуры вздыбленных кошек.

Об этих кошках придумано множество легенд: мол, купца - хозяина дома – не приняли в Большую гильдии и от обиды тот установил на здании кошек, повёрнутых хвостом в сторону здания Большой гильдии. Сейчас кошки смотрят в сторону Гильдии мордочками – то ли купец добился принятия в гильдию, то ли возмущённые горожане заставили его развернуть кошек.

5. Забавно, что следующим в нашем маршруте был Дом с собакой: на ул.Шкюню 10/12 (1902, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Здесь мы видим удивительное многообразие растительного орнамента.

Венчает башенку над эркером скульптура собаки. По преданию, эта скульптура связана с кошкой на крыше дома на Мейстару, 10. Оба животных выражают раздоры между домовладельцами.

Довольно типичный символ.

6. Здание на Tirgonu iela, 4. Сейчас там хостел, и мне немедленно захотелось пожить в нём:)

7. Дом № 25/29 на улице Яуниела (Jauniela) (1903, арх. Бокслафф), тоже скорее относится к национальному романтизму. Но элементы модерна есть и здесь: растительный орнамент, лица-маскароны и лучистое солнце над порталом.

8. Из окна нашей гостиницы было видно задние по адресу Kaleju Iela 23 . Это дом (1903) архитектора Paul Mandelstamm, знаменит своим порталом с мотивами солнца и каштановым деревом.

9. Здание на ул. Театра (Teātra iela), 9 (1903, арх. Г.Шеель, Ф.Шеффель). Украшения фасада в стиле барокко, но среди них проглядывает модерн: цветная мозаика и необычное решение окна. Три классических атланта держат земной шар.

Audeju iela, 7

Ирисы - ещё один традиционный мотив ар нуво.

К сожалению, адреса не знаю.

Прогуливаясь по Риге в середине декабря прошлого года со знакомым, коренным рижанином, я открыла для себя еще и совсем другой город - в стиле модерна (югендстиль).

Интересно, что по количеству зданий в этом стиле Рига является мировым лидером. Из построенных в Европе в стиле югендстиль на стыке XIX-XX веков порядка 800 домов, две трети было сооружено именно в столице Латвийского государства. В новом для архитектуры направлении, отказавшемся от прежде существовавших стилей, характерна плавность геометрических линий и форм с одной стороны, и выразительность, даже вычурность элементов с другой стороны.


Улица Альберта является своего рода музеем рижского модерна под открытым небом. Улица зародилась в 1901 году в честь 700-летия города и названа в честь основателя Риги - епископа Альберта фон Буксгевдена. В этих домах жили, как впрочем и сейчас живут, очень богатые люди.

Здание на фотографии внизу спроектировано архитекторами Пекшеным и Лаубе, учителем и учеником в 1903 г. С 2009 года здесь находится Рижский музей модерна.


Концепция стиля акцентирована на свободе творчества и фантазии скульпторов с темами природы, перекликающимися с античным искусством и мифологией.


В те годы в Риге творило несколько выдающихся архитекторов. Например, здание с объемными выступами, отличающиеся от остальных на этой яркой улице своей заброшенностью, спроектировал вышеупомянутый Эйжен Лаубе.

Самым "плодовитым" из архитекторов этой улицы является Михаил Эйзенштейн (отец режиссера Сергея Эйзенштейна, снявшего известные фильмы «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный»), которому принадлежит авторство по меньшей мере пятнадцати домов в городе, построенных в начале прошлого века.


Забавно, что архитектура не была основным родом деятельности скульптура, работавшего на государственной службе в статусе статского советника, занимавшего должность начальника отдела дорожного движения Лифляндской губернской управы. Проектирование домов для него было вроде хобби, и многие дома были разработаны Эйзенштейном по просьбе богатых друзей.


Украшения мифологическими скульптурами было излюбленным занятием творческого архитектора. Пара львьв,

грифоны,

сфинксы, стерегущие вход в здание,

и парочка симпатичных дракончиков несомненно являются украшением этой уникальной улицы, а также обогащают памятники архитектуры того времени.

А это здание с башенкой построено архитекторами Генрихом Шелем и Фридрихом Шеффелем в 1901 году, в котором в свое время была организована частная школа для девочек. Сейчас же в реконструированном доме находятся 20 эксклюзивных квартир, каждая на 6-7 комнат с огромными площадями, сами понимаете какой стоимостью.

По адресу ул. Антонияс, 2 находится российское консульство, облюбовавшее себе здание, я полагаю, в том же стиле модерна.



Очень красивое здание, находящееся в старом городе, тоже возведено в стиле югендстиль.

Элементы модерна присутствуют во многих зданиях Риги,



а самым характерным, пожалуй, является дом на ул. Яуниела.

И спасибо за внимание!


Рига - европейская столица югендстиля: каждое третье здание в латвийской столице выполнено в стиле модерн, популярном в Европе во второй половине XIX - начале ХХ века. Всего таких домов более восьми сотен, и большинство из них сосредоточено на улице Альберта и в так называемом тихом центре, или посольском районе.

Архитектурные особенности рижского модерна - это многообразие деталей на фасадах зданий, но лаконичное оформление внутренних помещений и задних дворов. Югендстиль - это страх пустоты и жизнь напоказ: максимально возможное количество архитектурных элементов на парадных входах и окнах должно было символизировать жизнь, смерть, любовь, отношения с соседями и даже причину семейных разногласий. Кружевные балконы, растительные орнаменты, диковинные вытянутые женские лица, невиданные драконы, часы, шпили, барельефы, изваяния львов, мифических сфинксов и химер; рижский югендстиль, где ни одна деталь не повторяет другую, смешивается в невероятную какофонию образов.

На улице Альберта, застроенной в период с 1903 по 1906 год, домов, в оформлении которых угадываются элементы стиля модерн, более 80%. Большинство зданий ныне превращены в офисные центры, некоторые пустуют или находятся на реконструкции. В доме номер 12 по улице Альберта, построенном для себя и своей семьи латышским архитектором Константином Пекшенсом в 1903 году, находится рижский Музей ар-нуво, башня которого служит визуальной доминантой окружающей застройки. Одно из главных украшений дома - спиралевидная лестничная клетка главного подъезда. В музее воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века; он является завершающей точкой экскурсионного маршрута, рассказывающего об истории югендстиля в латвийской столице.





Всего домов, построенных в стиле модерн, в Риге более восьми сотен, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Рига - европейская столица югендстиля, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Музей ар-нуво, где воссоздан оригинальный интерьер квартиры рижанина начала прошлого века, Латвия // Наталья Староверова, сайт


Лестница в рижском Музее ар-нуво, Латвия // Наталья Староверова, сайт





В латвийской столице ежедневно проводятся экскурсионные туры, рассказывающие об истории рижского югендстиля. В случае, если вы путешествуете самостоятельно, о ближайших экскурсиях можно узнать в городском туристическом офисе, расположенном в Старой Риге, на площади Ливу. Средняя продолжительность прогулки - два часа. Впрочем, если в программе заявлено посещение Музея ар-нуво, то тур может продлиться три-четыре часа.

Как добраться

Большинство зданий, построенных в югендстиле, можно найти в центральной части , на улицах Альберта, Элизабетес (за улицей Кришьяна Валдемара, в сторону от центра), Антонияс, на бульварах Калпака, Стрелниеку и Рупниецибас.

Добраться из Москвы в Ригу можно прямыми рейсами , и . Из Санкт-Петербурга в столицу также летают авиакомпании и . Время в пути - 1 час 40 минут.

Автобусное сообщение соединяет Ригу с Москвой и Санкт-Петербургом; это самый дешевый способ попасть в столицу Латвии. Рейсы компаний Ecolines и Eurolines отправляются ежедневно, время в пути - 10-14 часов.

Рига является крупнейшим среди балтийских столиц железнодорожным узлом, связанным поездами с Москвой, Санкт-Петербургом, Киевом, Львовом, Симферополем (в летний период) и Гомелем. К поезду Львов - Рига в Вильнюсе прицепляется общий вагон для пассажиров, следующих из Литвы в Латвию.

Можно въехать в страну и на автомобиле. Для этого необходимо наличие водительского удостоверения международного образца, страховки на автомобиль для въезда на территорию Латвии (можно приобрести на любом из латвийских КПП на границах с Россией и Белоруссией: Терехово, Гребнево и другие). Время простоя на пограничных пунктах обычно достаточно продолжительно (особенно при выезде из Латвии) и сильно зависит от обстоятельств, поэтому следует либо запастись терпением, либо выбрать иной способ въезда. Расстояния от Риги по автодороге: Москва - 918 км, Санкт-Петербург - 641 км, Таллин - 307 км, Вильнюс - 291 км, Калининград - 378 км.

Расположение

Дома, построенные в югендстиле, можно обнаружить на улицах и бульварах исторического центра , в частности на улице Альберта и в посольском районе латвийской столицы.