Докажите что данные фразеологизмы многозначные валять дурака. Однозначные и многозначные фразеологизмы. Типы фразеологизмов по соотношению с частями речи

Раздел 5

СИСТЕМНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ФРАЗЕОЛОГИИ

§ 9. Многозначность фразеологизмов

Многозначность (полисемии) понимают как наличие в семантической структуре языковой единицы двух и более значений, то есть близость ее к двум или более объектов обозначения. Лексическая полісемія исследована уже достаточно, наличие же нескольких значений фразеологизма, образная семантика которого якобы "не допускает вариации значения" (А. Ефимов), некоторыми исследователями (Ю. Гепнер, В. Телія и др.) ставится под сомнение. Действительно, большинству фразеологизмов свойственна однозначность, поскольку значение ФО переносное, оно конкретнее и уже за лексическое значение. Однако многозначность ФЛ удостоверяется практически всеми фразеологічними словарями, в том числе и академическими. Чаще всего среди них встречаются фраземи с двумя значениями: на каждом шаге 1. "Везде, везде", 2. "Все время, постоянно"; реже - с тремя: на вида 1. "Открытый, доступный", 2. "На видном месте", 3. (у кого) "Заметный, очевидный"; еще реже - с четырьмя и более: вынимать душу : 1. (с кого) "Умилять", 2. (кому, кого) "Жестоко издеваться", 3. "Причинять страданий", 4. (для кого) "Делать для кого-то все" . На способность фразеологизмов иметь несколько значений указывают Л. Авксентьев, В. Бабкин, В. Жуков, А. Кунин, Л. Скрипник и др.

Есть смысловые и синтаксические способы выражения нескольких значений фраземи. Смысловые включают метод подстановки смыслового эквивалента, при котором возможность замены ФЛ ее толкованием в любом контексте свидетельствует о ее однозначность. Если же это без потери смысла сделать невозможно, следует говорить о наличии другого значения. Так, выражение колоть (выпекать, выбивать и т.д.) глаза (кому) имеет первое значение "язвительно упрекать, укорять кому-нибудь": "это ты мне колеш глаза [= упрекаешь] за свою женщину? - крикнула Кайдашиха, приступая к Карпа..." (И. Нечуй-Левицкий), но названа семема не может заменить ФЛ в предложении "Сирота же всем глаза колет . Везде чужой он человек..." (И. Манжура), где фразеологизм употреблен в значении "раздражать кого-то, не давать покоя кому-то, вызвать осуждение". Эффективный метод синонимической и антонімічної субституції, при котором при условии однозначности ФЛ ее можно заменить фразеологізмом - синонимом или антонимом в любом контексте. ФЛ сворачивать (составлять) /свернуть (составить) руки в значении "умереть" в предложении "Од"їжджаєш ты, козаче, неуверенную В путь, Может, тебе придется И руки свернут !" (Олена Пчилка) можно заменить синонимами расстаться с миром, уйти в землю и т.д., чего нельзя сделать в предложении "Видите - не сижу, не свернула же руки " (А. Головко), где ФО выступает в значении "переставать действовать, становиться пассивным". Важно учитывать и возможность связей с внешними языковыми элементами, "словами-сопроводителями" определенных семантических групп, стилистическую принадлежность ФЛ и др. Среди синтаксических способов называют определение синтаксической роли ФЛ в предложении, изменения синтаксического связи, способность выступать с различными прийменниковими конструкциями и др. .

Доля многозначных лексем и фразеологизмов в языке не одинакова. По подсчетам И. Лепешева, в белорусском языке четвертую часть составляют многозначные лексемы, фразеологизмы ("похоже, устоявшимся фразеологическим словарем белорусского языка", 1993) - лишь 15 % ; в русском языке ("похоже, устоявшимся фразеологическим словарем русского языка", под ред. О. Молотковая) - 17 % (В. Глухов). "Похоже, устоявшимся фразеологическим словарем украинского языка" В. Ужченко и Д. Ужченко, с 3227 ФЛ 194 многозначных (~ 6 %). Среди них: 175 двузначных (~ 5,5 %), 18 трехзначных (~ 0,6 %), а один даже четырехзначный (~ 0,03 %): поднимать (возводить и др.) /поднять (свести и др.) руку (руки) (на кого): 1. "Бить кого-либо", 2. по сл. на себя "Кончать жизнь самоубийством", 3. Покушаться на кого-нибудь", 4. "Вступать в борьбу с кем, чем-либо" . Причинами такого расхождения является, очевидно, назначение словаря, разные принципы составления словарей и полнота разработки этого аспекта. Одно несомненно: способность слов приобретать новых значений больше, чем у фразеологизмов, что обусловлено сложной структурной организацией фразем, природой значения фразеологизма, образованного в результате метафорического переосмысления (перегруппировка сем) многокомпонентного свободного словосочетания. Каждое новое значение должно быть образнішим и абстрактнее, чем предыдущее, а значит - употребляться в более узком смысле . Кроме того, лексическая полісемія основном сопровождается стилистическим расслоением единиц, подавляющее же большинство фразеологизмов характеризуется стилистической однородностью - они конечно разговорные . Фразеологизм является отражением в сознании человеческой деятельности, а следовательно, выяснения сути фразеологічної полисемии, по мнению А. Селивановой, следует начинать с проявления психокогнітивних связей в структуре етносвідомості, что опосредуют наличие у одного оборота нескольких концептуальных проекций" . Исследовательница выделяет два типа таких связей - міжконцептуальний и внутренне-концептуальный. Міжконцептуальний связь традиционно рассматривается как метафоризация первоначального смысла и основывается на сочетании двух концептосфер, одна из которых является знаком для обозначения другого. Так, свободная соединение свить гнездо является знаком концепта птица . Становясь основой переноса в концептосферу Человек , она метафоризується и порождает значение "устроить уютное жилье и завести семью": "Зів"єш гнездышко и счастлива будешь, как Верунька Баглаєва. Тут дело надежное, детка" (А. Гончар). Перенос же в другую сферу - негативных явлений - вызывает до появления значения "сосредоточиться, утвердиться (о определенные негативные явления)": "Прощание перейдет когда-нибудь в мои картины, разлука зів"є себе гнездо в моем сердце" (А. Довженко).

При внутренне-концептуальном связи развитие значений фразеологизма происходит в пределах одной концептуальной сферы: с (от) головы [вплоть] до ног (до пят) : 1. "Полностью, весь, целиком": "Намазатись надо! Все тело от головы до пят, а потом в жаркое место, чтобы пропотеть до третьего пота" (И. Цюпа); 2. "В большой степени, очень": "За эти жеребята мы с тобой, голубка, озолотимось от головы до самых пят " (Г. Стельмах); по [именно] горло : 1. "Очень много": "Хочет суд над ближними творить. Будучи сам по горло в грехах" (С. Караванский); 2. "В большой степени, полностью" (на обозначения степени): "Там тишина. Тишина там. Сухая и черная. И пишут круга седые голуби. И как не прибегнуть к ворожбе, как ночь по горло окутает мраком?" (В. Стус); морочить [себе (свою)] голову : 1. "Размышлять над чем-то": "Три дня я морочил голову над этим проектом - и все зря" (3 газ.); 2. "Обманывать, хитрить" (на обозначения умственной деятельности): "Что ты голову ей морочишь, голубливій и молодой" (А. Малышко).

Путь развития фразеологічної полисемии подобный развития лексической: как образования производных значений слова происходит на основе первичного, так и свободное словосочетание - прототип становится источником образования метафоризованих соединений - фразеологизмов. Большинство исследователей указывают на два пути приобретения фразеологизмами многозначности: 1) вторичная метафоризация (повторное переосмысление: свободное словосочетание -* первичное значение ФО - вторичное значение ФО; "последовательное переосмысление" ; "последовательно-зависимое развитие" ) и 2) параллельная метафоризация (различные переосмысления свободного словосочетания, "параллельное переосмысления" ). Первый тип, по мнению некоторых исследователей, чаще всего присущий, похоже, устоявшимся фразеологическим сращением (бабье лето, отдавать концы ), второй - єдностям (роззявляти рот, выпускать из своих рук, крутить хвостом, под завязку ) . Вторичная метафоризация организована по иерархическому принципу: на базе свободного словосочетания возникает так называемое первично-образное значение, па основе которого путем повторного переосмысления появляется вторично-образное (Л. Скрипник). Каждое следующее значение будто выводится с другой (О. Молотков), при этом отличаясь от предыдущего степенью отвлеченности (Т. Варлакова).

Анализируя фразеологизм отдавать концы , что употребляется в речи моряков в значении "отвязывать канаты, трос или цепь, когда судно отходит от причала в плавание", вместо официального отдавать швартовые, И. Лепешев справедливо считает производными значение "бежать" и "умирать" . Все производные значения мотивируются первичным и имеют общую сему "уходить, покидать": "Значит, и ты отдаешь концы ? - покачал головой шофер и пошел к автобусу" (В. Кучер); на семантическое развитие последнего значения, несомненно, влияет семантика слова конец - "смерть, кончина": "Ну, шквар и сказку... Шквар, потому что, видимо, мы скоро концы отдадим , - хрипит Фрол, болезненно и сухо покашливая" (В. Кучер) (см. еще: 246: 194-195).

Параллельная метафоризация является результатом переосмысления свободного словосочетания. В основе семантики фразеологизмов лежит этимологический элемент содержания, остаточное представление о какой-то факт, явление, событие. Актуализация одного и того же фрагмента когнитивного, выраженного свободным словосочетанием, может повлечь создания различных значений фраземи. Все они будут мотивированы, поскольку возникли в результате обобщения одного образа для выражения различных понятий, переосмысления свободного словосочетания одинакового лексического состава. При этом объектом метафоризации становятся различные признаки одного и того же явления, а сам процесс метафоризации происходит параллельно . Так, основой ФЛ твердый (крепкий) орешек является представление о том, что орех очень трудно расколоть. Это и повлекло переосмысление соединения и образования значений 1. "Очень сложное дело": "Солдатская наука - орешек очень крепкий " (И. Стаднюк) - дело, которое трудно решить, и 2. "Человек со сложным характером": "Эта девушка - твердый орешек , с ней надо вести себя более осмотрительно" (Г. Ивасюк) - человек, с которым трудно общаться. Основой ФЛ расправлять крылья есть представление о птице, который, почувствовав свободу, может легко взлететь, стать самим собой. Отсюда и производные омонімічного свободного словосочетания "расправлять крылья": 1. "В полной мере проявлять свои силы, способности": "И если развернуть крылья Вам поможет этот хилый такт. Знать не зря ты, сердце, билось. И сгорело не просто так!" (С. Караванский) и 2. "Набирать силы, могущества, всесторонне развиваться": "Холодный ветер розправля крылья и бьет ими в грудь под кептар" (Г. Коцюбинский).

Создания различных значений при параллельном фразеотворенні сопровождается приобретением специфического окружения, что проявляется в сочетаемости с отдельными семантическими группами слов. Выражение пускать (бросать и др.) на ветер в сочетании со словами деньги, заработок, добро имеет значение "легкомысленно, бесполезно тратить": "Деньги - это великая вещь... А зарабатывать на то, чтобы пускать на ветер , - то очень глупая работа" (И. Франко), а в сочетании с лексемой слова - "говорить впустую": "Отца же любила сильнее, знала, что зря не бросит слов на ветер " (Г. Стельмах).

Однако нельзя однозначно разделить все многозначные ФЛ по тем или иным типом. Иногда бывает трудно определить тип образования новых значений. Например, можно предположить первичность хорошо понимаемого значения ФО словить (поймать, достать и т.д.) /ловить хлебавши "остаться без того, на что рассчитывал; не получить ничего" через неограниченность сферы и частотность его употребления по сравнению со значением "отказать при сватовстве, ухаживании". Однако ошибочно считать частоту и ареальну распространенность использования языковой единицы абсолютным критерием ее давности, поэтому установить первично-образное значение этой фраземи довольно трудно. Более того, в развитии семантики приведенной фраземи можно предположить и параллельную метафоризацію. Кроме того, в некоторых случаях можно наблюдать сочетание в одной фраземі различных типов переосмысления. Так, диал. луг. кол (кол) забивать , етн. означает "обрядовое действие, которое осуществляется на 2-й или 3-й день свадьбы" (1) и связана с реальным забиванием палки во дворе или на линии ворот, как правило, в последний день свадьбы. Производным от него является вторично-образное значение "выпивать" (2), поскольку всегда этот обряд сопровождается выпивкой ("Идем к Высоцких кругов забивать "). Путь метафоризации третьего значения "завершать свадьбы" (3) установить трудно. Очевидно, что оно развивается параллельно с (2), но может быть и вторично-образным применительно к (1) , и результатом переосмысления свободного словосочетания, поскольку сам обряд является одним из завершающих этапов свадьбы.

Полісемія является свидетельством постоянного живого функционирования фразеологизмов, их связи с жизненными реалиями, что находятся в непрерывном развитии.


Большинство фразеологизмов характеризуется однозначностью : они имеют лишь одно значение, их семантическая структура достаточно монолитна, неразложима: камень преткновения - "препятствие", витать в облаках - "предаваться бесплодным мечтам", на первый взгляд - "по первому впечатлению", ставить в тупик - "приводить в крайнее затруднение, замешательство" и т. д.

Но есть фразеологизмы, обладающие несколькими значениями. Например, фразеологизм мокрая курица может означать: 1) "безвольный, бесхитростный человек, размазня"; 2) "человек, имеющий жалкий вид, подавленный; расстроенный чем-либо"; валять дурака - 1) "ничего не делать"; 2) "вести себя несерьезно, дурачиться"; 3) "делать глупости".

Многозначность возникает обычно у фразеологизмов, сохранивших в языке частичную мотивированность значений. Например, фразеологизм боевое крещение , означавший первоначально "первое участие в бою", стал употребляться в более широком значении, указывая на "первое серьезное испытание в каком-либо деле". Причем многозначность легче развивается у фразеологизмов, которые имеют целостное значение и по своей структуре соотносительны со словосочетаниями.

Для современного языка характерно развитие образного, фразеологического значения у терминологических сочетаний: удельный вес, центр тяжести, точка опоры, родимое пятно, привести к одному знаменателю и под.

Омонимические отношения фразеологизмов возникают тогда, когда одинаковые по составу фразеологизмы выступают в совершенно разных значениях: брать слово 1 - "по собственной инициативе выступать на собрании" и брать слово 2 (с кого-либо) - "получать от кого-либо обещание, клятвенное уверение в чем-либо".

Омонимические фразеологизмы могут появляться в языке, если в основе образных выражений оказываются разные признаки одного и того же понятия. Например, фразеологизм пускать петуха в значении - "устраивать пожар, поджигать что-либо" восходит к образу огненно-рыжего петуха, напоминающего по цвету и форме хвоста пламя (вариант фразеологизма - пускать красного петуха ); фразеологизм же пускать (давать ) петуха в значении - "издавать фальшивые звуки" создан на основе сходства голоса певца, сорвавшегося на высокой ноте, с "пением" петуха. Такая омонимия является результатом случайного совпадения компонентов, образующих фразеологические обороты.

В иных случаях источником фразеологических омонимов становится окончательный разрыв значений многозначных фразеологизмов. Например, значение фразеологизма ходить на цыпочках - "ходить на кончиках пальцев ног" послужило основой для появления его образного омонима ходить на цыпочках - "заискивать, всячески угождать кому-либо". В подобных случаях трудно провести границу между явлением многозначности фразеологизма и омонимией двух фразеологических единиц.

Особо следует сказать о так называемой "внешней омонимии" фразеологизмов и свободных словосочетаний. Например, фразеологизм намылить шею означает - "проучить (кого-либо), наказать", а семантика свободного сочетания намылить шею полностью мотивирована значениями входящих в него слов: Нужно хорошенько намылить шею ребенку, чтобы отмыть всю грязь . В таких случаях контекст подсказывает, как следует понимать то или иное выражение - как фразеологизм или как свободное сочетание слов, выступающих в своем обычном лексическом значении; например: Тяжелая и сильная рыба бросилась... под берег. Я начал выводить ее на чистую воду (Пауст.). Здесь выделенные слова употребляются в их прямом значении, хотя в языке закрепилось и метафорическое использование этого же словосочетания - фразеологизм выводить на чистую воду .

Однако, поскольку свободные словосочетания принципиально отличаются от фразеологизмов, говорить об омонимии таких выражений в точном значении термина нет оснований: это случайное совпадение языковых единиц разного порядка.

План

Семантическая структура фразеологизма в современном русском языке

Лекция № 25 (3ч.)

Контрольные вопросы

Литература

1. Виноградов В.В. Об основных типах фразеологических единиц в русском языке / Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. – М., 1972.

2. Гришанова В.Н. Фразеологические единицы в их соотнесенности с частями речи в русском языке // Русский язык в школе. – 1981. – № 3.

3. Жуков В.П. Русская фразеология. – М., 1986.

4. Солганик Г.Я. Фразеологические модели в современном русском литературном языке // Русский язык в школе. – 1976.– № 5.

6. Сологуб Ю.П. О семантико-грамматической классификации фразеологизмов // Русский язык в школе. – 1988. – № 3.

7. Чернышева И.Н. Актуальные проблемы фразеологии // Вопросы языкознания. – 1977. – № 5.

8. Шанский Н.М. Фразеология современного русского языка. – М.,1985.

1. Какие типы фразеологизмов по семантической слитности выделяются? Чем они отличаются друг от друга?

2. Что учитывают при классификации фразеологизмов грамматическим признакам?

3. Какие структурные модели фразеологизмов выделяются? Каково их значение для фразеологии?

Цель лекции – рассмотреть парадигматические особенности фразеологизмов.

1. Однозначные и многозначные фразеологизмы.

2. Омонимия фразеологизмов. Разграничение омонимии и полисемии.

3. Синонимия фразеологизмов. Типы фразеологических синонимов.

Отличие фразеологических синонимов от вариантов.

4. Антонимия фразеологизмов. Структурные типы фразеологических антонимов.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, могут быть однозначными имногозначными. Примером однозначных фразеологизмов могут служитьследующие обороты: под башмаком «в полной зависимости, беспрекословном подчинении (держать кого-либо)», бес вселился – «о том, кто проявляемупорство, нежелание считаться с чем-либо», бить себя в грудь – «клятвенно,крикливо уверять кого-то в чем-либо».К многозначным фразеологизмам относятся: влезать (влезть) в душу(1. узнавать внутренний мир другого человека: его чувства, мысли, намерения; 2. выведывать, узнавать что-либо, касающееся личной, интимной жизникого-либо, вмешиваться в сугубо личную жизнь кого-либо»; 3. любыми средствами приобрести доверие, добиваться расположения кого-либо; 4. вызывать чувство сильной привязанности уважения, любви;) вилять хвостом (1.хитрить; 2. заискивать); валять дурака (1. ничего не делать; 2. делать глупости; 3. оттягивать время).Как видно из примеров, значения многозначных фразеологизмов связаны самым тесным образом. Вторичные значения возникают на основе первичного или промежуточных значений, мотивированы ими. Так, 4-е значениефразеологизм влезать в душу «вызывать чувство сильной привязанностиуважения, любви» восходит к 3-му «любыми средствами приобрести доверие, добиваться расположения кого-либо». Последнее в свою очередь, являемся производным от значения «выведывать, узнавать, что-либо, касающеесяличной, интимной жизни кого-либо, вмешиваться в сугубо личную жизнь кого-либо», которое восходит к 1-му значению.Следовательно, смысловую структуру многозначного слова следуетрассматривать не как механическое и случайное соединение нескольких значений, а как вполне организованное, упорядоченное единство, в котором всесемантические варианты взаимосвязаны и взаимообусловлены.В структуре многозначных фразеологизмов можно выделить радиальную и цепочечную связь. Чаще всего проявляется радиальная полисемия, потому что специфику семантики фразеологизмов во многом определяет внутренняя форма оборота.Например, у фразеологизма разевать рот вторичные значения: 1) начать говорить; 2) не соглашаться, резко возражать; 3) крайне удивляться; 4)быть невнимательным появились в результате переосмысления свободногословосочетания. Фразеологизм скалить зубы обнаруживает цепочечную полисемную связь, так второе значение «насмехаться» мотивируется первым«смеяться», а третье значение «сердиться, злиться» уже восходит ко второму.Обращает на себя тот факт, что из 4000 фразеологических единиц«Фразеологического словаря русского языка» под ред. А.И. Молоткова только около 600 являются многозначными. Это наводит на мысль, что многозначность – нечастое явление среди фразеологизмов.

Среди фразеологических оборотов, как и среди слов, существуют не только однозначные, но и многозначные, т.е. имеющие два и более значений. Конечно, во фразеологии многозначность распространена в несравненно меньшей степени, чем в лексике, и она не настолько выразительна, как в словарном составе языка. Несомненно, подавляющее большинство фразеологических оборотов характеризуется однозначностью, то есть имеют только одно значение: «белены объелся» - «обезумел » («Да ты белены , что ль, объелась , старая дура!»), «на старости лет» - «в преклонных годах » («Вот бог привел на старости лет , дожили до радости») и т.д. Очевидно, именно поэтому некоторые ученые считают, что фразеологизмы вообще не обладают способностью иметь несколько значений. Однако Н.М. Шанский в своей книге «Фразеология современного русского языка» наглядно доказывает, что это не так, приводя множество примеров полисемии фразеологизмов: «вдоль и поперек» - «во всех направлениях», «очень хорошо, до мельчайших деталей»; «первая ласточка» - «первые признаки появления чего-либо», «зачинатель-пионер » и т.д. .

Существуют фразеологизмы, обладающие более, чем двумя значениями. Приведем в качестве примера фразеологический оборот «в самый раз » («Ишь ты, как оно пригнато, в самый раз !»). Данный фразеологизм обладает тремя значениями:

  • 1) своевременно; тогда, когда это нужно; вовремя, в подходящий момент;
  • 2) очень подходит кто-либо или что-либо;
  • 3) как по мерке, впору.

Многозначность возникает у фразеологизмов, сохранивших в языке частичную мотивированность значений, причем легче развивается у фразеологизмов, которые имеют целостное значение и по своей структуре могут быть соотнесены со словосочетаниями.

И все же основная масса фразеологических оборотов однозначна. По мнению Н.М. Шанского, преобладание однозначности в фразеологической системе языка «непосредственно связано с характерной для фразеологизмов сверхсловностью, со структурной сложностью этих языковых единиц: появлению у фразеологизма переносного значения мешают образующие его слова, также имеющие <…> определенное значение» .

Как и в области лексики, во фразеологии многозначность смыкается с омонимией. Н.М. Шанский определяет фразеологические омонимы как «сверхсловные образования, которые состоят из фонетически идентичных компонентов, но имеют совершенно различные значения, не осознаваемые кк исходное и производное» , т.е. омонимические отношения фразеологизмов возникают, когда одинаковые по составу фразеологизмы выступают в разных значениях.

Фразеологические омонимы различаются по своему происхождению. Во-первых, они могут быть результатом распада многозначного фразеологического оборота по причине дифференциации соотносительных значений. Другими словами, источником фразеологических омонимов становится окончательный разрыв значений многозначных фразеологизмов. В качестве примеров Н.М. Шанский приводит следующие фразеологические омонимы: «поставить на ноги » в значении «вылечить » и «поставить на ноги » в значении «воспитать »; «забегать вперед » в значении «начинать делать что-либо раньше времени » и «забегать вперед » в значении «льстиво вести себя, стараясь быть замеченным » . В подобных случаях бывает сложно провести границу между явлением многозначности фразеологизма и омонимией двух фразеологических единиц.

Во-вторых, фразеологические омонимы могут быть и результатом случайного совпадения по звучанию компонентов таких фразеологических оборотов, которые возникли совершенно самостоятельно и в разное время. Фразеологические омонимы могут появляться в языке, если в основе образных выражений оказываются разные признаки одного и того же понятия. В качестве «исконно омонимичных» Н.М. Шанский называет фразеологизмы «зеленая улица » в значении «строй солдат со шпицрутенами, сквозь который прогоняли провинившихся » и «зеленая улица » в значении «свободный путь »; «протереть глаза » в значении «проснуться » и «протереть глаза » в значении «промотаться » . Такая омонимия, как уже было отмечено, является результатом случайного совпадения компонентов, образующих фразеологические обороты.

Существует и так называемая «внешняя омонимия» фразеологизмов и свободных сочетаний. Например, фразеологизм «в одной рубашке » означает «без каких-либо средств существования, без денег; в крайней нужде », а семантика свободного словосочетания «в одной рубашке » полностью мотивирована значениями входящих в него слов, например: «Ребенок стоял в одной рубашке ». В таких случаях контекст подсказывает, как следует понимать то или иное выражение - как фразеологизм или как свободное сочетание слов, выступающих в своем обычном лексическом значении.

Однако, поскольку свободные словосочетания принципиально отличаются от фразеологизмов, говорить об омонимии таких выражений в точном значении термина мы не можем: это случайное совпадение языковых единиц разного порядка.

В заключение следует отметить, что во фразеологии омонимов значительно меньше, чем в лексике. Это объясняется большей фонетической «протяженностью» и структурной сложностью фразеологических оборотов.

Антонимия фразеологизмов

Антонимические соотношения во фразеологии развиты значительно меньше, чем синонимические. Антонимия фразеологизмов поддерживается антонимическими отношениями их лексических синонимов (ср.: умный - глупый, семи пядей во лбу - пороха не выдумает).

В особую группу выделяются антонимические фразеологизмы, частично совпадающие по составу, но имеющие компоненты, противопоставленные по значению (ср.: с тяжелым сердцем - с легким сердцем). Компоненты, придающие таким фразеологизмам противоположное значение, часто являются лексическими антонимами (храбрый - трусливый, легкий - тяжелый), но они могут получать противоположный смысл и только в фразеологически связанных значениях (лицо - спина).

Для писателей и публицистов представляют интерес антонимические фразеологизмы, имеющие в своем составе общие компоненты, так как их столкновение особенно оживляет речь, придает ей каламбурное звучание. Например:

В самом же начале своей речи Дженкинс предупредил, что предлагаемые им меры будут «суровыми», что новый бюджет будет «жестким»... «Столь жесткий бюджет необходим, чтобы поставить Англию на ноги», -- утверждал Дженкинс. «Не знаем, как Англию, но нас, англичан он сбивает с ног», -- горько иронизирует человек с улицы.

Многозначность и омонимия фразеологизмов

Большинство фразеологизмов отличается однозначностью: они имеют всегда одно и то же значение. Например: витать в облаках - «предаваться бесплодным мечтам». Но есть фразеологизмы, у которых несколько значений. Например, мокрая курица может означать: 1) «безвольный, бесхитростный человек, размазня»; 2) «человек, имеющий жал кий вид, подавленный, расстроенный чем-либо».

Многозначность фразеологизмов чаще всего возникает в результате закрепления в языке их переносных значений. Например, фразеологизм боевое крещение -- «первое участие в бою»-- получил в языке еще одно значение вследствие образного его употребления -- «первое серьезное испытание в каком-либо деле”. Наиболее часто переносные значения появляются у фразеологизмов терминологического характера (привести к одному знаменателю, центр тяжести). Легче развивается многозначность у фразеологизмов, которые имеют неразложимое, целостное значение и по своей структуре соотносительны со словосочетаниями.

Омонимия фразеологизмов возникает в том случае, когда фразеологизмы, одинаковые по составу, выступают в совершенно различных значениях (ср.; брать слово - «выступать по собственной инициативе на собрании» и брать слово - «получать от кого-либо клятвенное обещание в чем-либо»).

Омонимические фразеологизмы появляются в результате образного переосмысления одного и того же понятия, когда за основу берутся его разные признаки. Например, фразеологизм пускать (красного) петуха в значении «устраивать пожар» восходит к образу огненно-рыжего петуха, напоминающего по цвету пламя; фразеологизм же пускать (давать) петуха в значении “издавать писклявые звуки” создан на основе сходства звучания голоса певца, сорвавшегося на высокой ноте, с «пением» петуха. Такая омонимия возникает из-за случайного совпадения компонентов, образовавших фразеологические обороты.

Фразеологизмы могут иметь соответствия среди свободных словосочетаний. Например, прикусить язык может употребляться как сочетание слов, имеющих свободные значения, но чаще это выражение выступает как фразеологизм со значением «замолчать, воздержаться от высказывания». В таких случаях контекст подсказывает как следует понимать то или иное выражение: как фразеологизм или как сочетание слов, вступающих в своем обычном лексическом значении. Например: Тяжелая и сильная рыба бросалась... под берег. Я начал выводить ее на чистую воду. (Пауст.). Здесь никто не станет придавать метафорическое значение словам, которые в иных условиях могут входить в состав фразеологизма вывести на чистую воду.

Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов»

В стилистическом плане используются не только устойчивые сочетания в их разновидностях (фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания), но и другие фразеологические средства, к которым принадлежат пословицы, поговорки, «крылатые слова». Так же как рассмотренные выше обороты, фразеологические выражения употребляются в художественной литературе, в публицистике, в разговорной речи.

Образную силу пословиц отмечал еще Н.В. Гоголь: «в пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения…» М. Горький говорил, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».

В художественной литературе пословицы и поговорки чаще всего используются как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры (ср. роль пословиц в «Повестях Белкина» и «Капитанской дочке» А.С Пушкина, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя, в произведениях М. Горького)

В публицистической литературе пословицы и поговорки привлекаются для усиления выразительности, политической заостренности мысли. Общественно-политическая фразеология пополняется меткими выражениями известных политических деятелей.

Широко известны цитаты из произведений художественной литературы: Быть или не быть? (В. Шекспир); Свежо предание, а верится с трудом; Подписано, так с плеч долой; Ну как не порадеть родному человечку!; Времен Очаковских и покоренья Крыма; Сильнее кошки зверя нет; А Васька слушает да ест; Наши предки Рим спасли; А ларчик просто открывался (И.А. Крылов); Числом поболее, ценою подешевле; А судьи кто? (А.С. Грибоедов); Из искры разгорится пламя (А.И. Одоевский); Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой; Мечты, мечты, где ваша сладость?; А счастье было так возможно, так близко (А.С. Пушкин); Мертвые души; А подать сюда Ляпкина-Тяпкина (Н.В. Гоголь); Герой нашего времени; Без руля и без ветрил; В минуту жизни трудную (М.Ю. Лермонтов); С одной стороны нельзя не признаться, с другой - нельзя не сознаться; Применительно к подлости (М.Е. Салтыков-Щедрин); Человек в футляре; Как бы чего не вышло (А.П. Чехов); Человек - это звучит гордо; Безумству храбрых поем мы песню; В карете прошлого никуда не уедешь (М. Горький) и др.