Час классики по м богдановичу. Нижегородская энциклопедия. Максим Богданович, его вклад в белорусскую литературу порой сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в русскую или Тараса Шевченко — в украинскую

Богданович Maksim Bogdanovich Карьера: Поэт
Рождение: Беларусь» Минск, 27.11.1891
Максим Богданович - белорусский поэт, публицист, переводчик и литературовед. Родился 27 ноября 1891 года.Лирика Богдановича была всегда связана с народной поэзией, проникнута любовью к трудовому народу. Максим Богданович считается одним из основателей белоруской литературы и языка.

Богданович Максим Адамович родился 27 ноября (9 декабря) 1891 года. Поэт, переводчик, писательский критик и публицист, классик белорусской литературы. Родился в семье известного этнографа и историка, одного из руководителей местной организации Народная воля А. Е. Богдановича. Окончил Ярославский юридический лицей. В возрасте 25 лет умер от туберкулеза легких.

Впервые выступил в печати в 1907 со стихотворением в прозе Музыкант в газ. Наша нива, издаваемой в Вильно. Единственный прижизненный сборник стихотворений Венок вышел в Вильно в 1913 на белорусском яsыке в типографии Мартина Кухты.

Литературное наследие Богдановича было в первый раз всецело собрано и издано АН БССР в 192729 при участии отца поэта.

Богданович известен как переводчик на белорусский язык поэтических произведений с русского, украинского, польского, французского, других европейских языков. Писал вирши по-белорусски и по-русски, при всем при том последние существенно меньше.

Увлечение славянской народной поэзией побудило Богдановича сотворить стихотворное переложение отрывка из "Слово о полку Игореве" Песню про князя Изяслава Полоцкого. "Слово о полку Игореве", по свидетельству отца поэта, Богданович читал ещё в детстве (в оригинале и в переводе А. Майкова). Переложение впервой опубликовано в календаре Нашей нивы на 1911. Богданович воспринимал "Слово о полку Игореве" как произведение, одинаково принадлежащее трем славянским культурам: русской, украинской и белорусской и узко связанное с устной народной традицией. Богданович обратил внимательность на социально-эстетические основы поэтической образности памятника: Многие места в Слове переполнены образами и сравнениями... взятыми из быта народа-земледельца. Богданович писал о интонационном и ритмическом богатстве текста "Слово о полку Игореве". В прочий статье (Червонная Русь. Австрийские украинцы) Богданович назвал "Слово" старинной песней-былиной. Поэтическое переложение Богдановича, которое И. П. Еремин считал вольным переводом, воспроизводит фрагмент о князе Изяславе Васильковиче (Единъ же Изяславъ, сынъ Васильковъ... Трубы трубятъ городеньскіи). Можно допустить, что Богданович выбрал аккурат Песню из-за последних ее строк. Переведенный отрывок из Слова приобретал для самого поэта нюанс лирического напоминания о древнем городе, видавшем тевтонских рыцарей и монголов, шведов и Наполеона, бережно хранившем память о великом белорусском революционере Кастусе Калиновском и его друзьях. В комментарии к Песне в издании Белорусские поэты отмечено, что у Богдановича речь идет не о Гродно, а о Городне. Перевод фрагмента у Богдановича в целом близок древнему тексту. Однако в его начале опущено словечко единъ же, тем самым не передано противопоставление Изяслава другим князьям, развлекуха глаголом притрепати у Богдановича не воспроизведена. Фраза и с хотию на койка..., являющаяся одним из темных мест "Слова", не вошла в переложение. Говоря о том, как Изяслав изрони душу, Богданович опустил эпитет жемчужную, сняв при этом важную для поэтики "Слова" ориентацию на христианское представление о душе-жемчужине. Эпитет храбрый (о теле Изяслава) Богданович заменил на удалая (душа). Переложение фрагмента "Слова" у Богдановича это первое поэтическое воспроизведение текста памятника на белорусский язык. Полный перевод на белорусский язык был опубликован только в 1921 Янкой Купалой. На российский язык Песню про князя Изяслава Полоцкого Богдановича перевел Н. В. Банников.

Так же читайте биографии известных людей:
Максим Рыльский Maksim Rylskiy

Поэт, академик АН СССР (1958), дважды лауреат Сталинской премии (1943, 1950). Воспитывался в семье украинского композитора Н. Лысенко.

Максим Горький Maxim Gorkiy

В третий период творчества, с 1913 до смерти, Горький опубликовал ряд превосходных автобиографических произведений, наиболее значительные из них..

Максим Суханов Maksim Suhanov

Ему сорок. Кто-то называет его великим актером, а кто-то считает, что ему выдано слишком много авансов. Им восхищаются, и его не принимают. Однако..

Максим Штраух Maksim Shtrauh

23 февраля 2005 года исполняется 105 лет со дня рождения Максима Максимовича Штрауха. Вряд ли многие узнают его без грима, ведь Максим Штраух вошел..

Максим Богданович - известный белорусский поэт. Его значение для литературы этой страны трудно переоценить, ведь именно он создал ее современный художественный язык. Деятельность этого талантливого автора была чрезвычайно многообразной: он не только поэт, но и публицист, литературовед, переводчик. Несмотря на свою короткую жизнь, он успел создать значительное количество стихотворных произведений, которые являются классикой белорусской литературы.

Семья

День рождения Максима Богдановича - 9 декабря 1891 года. Он происходил из простой крестьянской семьи. Богатое воображение мальчик, вероятно, унаследовал от своей прабабушки, которая была прекрасной рассказчицей, знала много народных сказок.

При этом она умела каждый раз придать знакомой истории новое звучание благодаря особому способу повествования: она говорила нараспев, как будто пела песню. Ее сказания записал дед будущего поэта. По этим записям мальчик впервые и познакомился с белорусской речью. Максим Богданович благодаря ей узнал не только устный фольклор, но также обряды и обычаи. Кроме того, любовь к литературе он унаследовал от своей матери, которая много читала, училась, владела художественным языком. Она даже пробовала себя на литературном поприще, сочинив рассказ, который отличался необыкновенной живостью повествования.

Ранние годы поэта

Максим Богданович рос в материально обеспеченной семье. Его отец был преподавателем в училище - профессия, которая хорошо оплачивалась. Через некоторое время молодая чета перебралась в Гродно, где глава семейства получил должность в банке. Будущий знаменитый поэт воспитывался в творческой атмосфере: в доме его родителей часто бывали представители интеллигенции, здесь велись дискуссии на общественно-политические, культурные темы. В то время в моде были революционные движения, отголоски которых впоследствии отразятся в поэзии автора. Вскоре семью постигла тяжелая утрата: от туберкулеза скончалась мать будущего поэта. По характеру маленький Максим Богданович был похож именно на нее: он был так же весел, жизнерадостен, непосредственен, впечатлителен. В 1896 году отец семейства принял решение переехать в Нижний Новгород.

Годы учебы

Здесь Адам Богданович подружился с М. Горьким, с которым даже впоследствии породнился, когда оба женились на девушках-сестрах. Известный писатель оказал большое влияние на мальчика, укрепив в нем любовь к литературным занятиям. Большое влияние на него оказал и отец, который был ученым-фольклористом, активно занимался славянскими языками, изучал историю Белоруссии. Максим Богданович, биография которого была неразрывно связана с белорусской поэзией, вспоминал, что родитель оказал влияние на формирование его мировоззрения. 1902 год стал знаковым в жизни мальчика: он поступил в Нижегородскую гимназию.

Здесь он увлекся революционными идеями и даже принимал участие в студенческих демонстрациях и выступлениях. Но вместе с тем он начал серьезно заниматься литературой. В 1907 году был опубликован его первый рассказ «Музы́ка», в котором молодой автор в аллегорической форме представил судьбу своей страны.

Ранняя лирика

Максим Богданович, стихи которого посвящены, как правило, теме белорусской истории и природы, начал сочинять лирику в 1908 году, когда его семья переехала в Ярославль. В них прозвучала идея национально-освободительной борьбы белорусского народа, тема его угнетения и необходимости возрождения. После окончания гимназии он вошел в круг молодых белорусских писателей. В этот период поэт пишет свое знаменитое стихотворение «Слуцкие ткачихи», в которых описал тяжелую судьбу крепостных портних, вынужденных все время работать на чужбине. Также он сочиняет небольшой очерк о сонетной форме написания стихотворений.

Годы учебы в лицее

Максим Адамович Богданович в 1911 году уехал в Ярославль, где поступил в лицей. Вообще, в планах молодого человека было отравиться на учебу в Петербург, однако из-за недостатка средств, а также сырого климата столицы (у молодого поэта открылась чахотка) он изменил решение. В Ярославле он много занимается изучением западноевропейских и славянских языков, исследует историю Белоруссии, ее этнографию, что находит отражение в его произведениях.

Проза и стихи о Белоруссии

Максим Богданович, фото которого представлено в настоящей статье, писал не только лирику, но и прозаические произведения. В ярославский период своего творчества он сочинил два проникновенных рассказа, посвященных женщине. Произведение «В деревне» посвящено раскрытию внутреннего мира маленькой девочки, в которой уже заложено чувство материнской любви к ребенку. Другое сочинение «Вероника» повествует о первой любви поэта.

Известно, что музой для молодого писателя стала Анна Кокуева, талантливая пианистка, к которой он был неравнодушен. Также он создает целый цикл стихотворений, посвященных родной стране. В них вновь прозвучали мотивы освободительной борьбы белорусского народа.

Научная работа и сборник стихов

Поэт исследовал историю белорусской литературы, много переводил иностранных авторов, писал статьи. 1914 год стал знаковым в творческой биографии поэта: в Вильно был выпущен сборник его стихов «Венок» (единственное прижизненное издание). В книгу вошли более 90 стихотворений и две небольшие поэмы.

Все произведения были разделены по смыслу на несколько циклов. Сборник получил одобрение в рецензиях, в которых указывалось, что поэта волнуют не общественно-политические проблемы, а тема красоты. Критики отмечают, что стихотворения Максима Богдановича проникнуты идеей смерти и бессмертия. Это проявлялось в картинах природы, философских размышлениях поэта о судьбе. Он писал также и на русском языке, переводил на белорусский язык А. Пушкина. Также его перу принадлежат фельетоны, этнографические и исторические очерки, брошюры, посвященные краеведческой тематике.

Особенности и тематика произведений

По мнению критиков, в творчестве поэта преобладали грустные мотивы, что было связано с ощущением близкой смерти. Вместе с тем он верил в будущую жизнь, что и нашло отражение в его лирике. Большой отпечаток на его творчество наложили идеи белорусского Возрождения, идеологические искания интеллигенции. Поэтому многие его стихотворения проникнуты пафосом борьбы, темой национально-освободительного движения. Однако в них было и много личного: так, поэт создал прекрасные образцы любовной лирики. Важное место в его стихах занимает тема природы и Родины. В его сочинениях можно найти размышления о судьбе своей страны, которые представлены как в аллегорических образах, так и в описаниях конкретных явлений социальной действительности.

Несмотря на то что Богданович не в совершенстве владел белорусским языком, он считал своей главной целью создать для него идеальную стихотворную форму, и это ему удалось. Во-первых, Максим Адамович много изучал фольклор своей страны, ее историю, что и отразилось на его лирике. Во-вторых, он удачно применил свои знания русской и западноевропейской литературы применительно к белорусской поэзии. Поэтому все произведения проникнуты духом любви к Родине и ее природе. Во многом благодаря ему сформировалась поэтическая культура данной страны. Поэт использовал самые разные стихотворные формы - от сонета до рондо. Кроме того, ему принадлежит заслуга создания городской поэзии в литературе Белоруссии.

Последние годы жизни

Богданович занимался и общественной деятельностью. Так, он поддерживал белорусскую Раду в Ярославле, оказывал землякам помощь, помогал беженцам. Во время этой деятельности он заразился тифом, тяжело болел, но выздоровел и продолжил заниматься благотворительностью. Поэт окончил лицей в 1916 году и приехал в Минск, где продолжил помогать пострадавшим в результате Первой мировой войны. К этому времени его страшная болезнь сильно развилась, однако он продолжал заниматься общественной работой, организовывал молодежные кружки просветительского и революционного характера. Автор пишет знаковое произведение «Погоня». Эта поэма была посвящена национальной борьбе белорусского народа. Книга считается одной из самых драматичных в его библиографии. Итак, в самых разных жанрах писал Максим Богданович. Интересные факты из его творчества связаны с его необыкновенной впечатлительностью. Например, на написание знаменитого стихотворения «Слуцкие ткачихи» его вдохновили слуцкие пояса. Поэт много работал, несмотря на то что болезнь подтачивала его силы. На деньги друзей он отправился лечиться в Крым, где скончался в 1917 году.

Признание и память

Через десять лет после смерти поэта художник В. Волков написал его портрет. Музеи, посвященные творчеству Богдановича, открыты в нескольких городах Беларуси.

Его именем названы улицы не только этой страны, но и России. Также поэту посвящены некоторые белорусские школы, библиотеки и две оперы. В Минске открыт памятник поэту, где он изображен с букетом васильков, которые воспевал в своих произведениях. Памятник Максиму Богдановичу установлен также и в Ярославле, где он жил и учился некоторое время.

на фото: Сергей Вакар, памятник Максиму Богдановчиу

Михаил Стрельцов в своей «Загадке Богдановича» писал: «Богданович, рядом с Купалой и Коласом, - то третье измерение, без которого невозможна перспектива. С Богдановичем нам стало далеко видно во все концы мира. (...) Если бы прожил он больше, кто знает, чем могли бы мы быть сегодня (...) Где сегодня были бы его взмыленные, вскинутые над родной страной кони? Его нет, но летит его "Погоня"».

К сожалению, Поэт прожил лишь 25 лет, но даже за это время успел на века оставить свой след в истории родной страны.

Толькi ў сэрцы трывожным пачую

За краiну радзiмую жах, -

Ўспомню Вострую Браму сьвятую

I ваякаў на грозных канях.

Ў белай пене праносяцца конi, -

Рвуцца, мкнуцца i цяжка хрыпяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

У бязьмерную даль вы ляцiце,

А за вамi, прад вамi - гады.

Вы за кiм у пагоню сьпяшiце?

Дзе шляхi вашы йдуць i куды?

Мо яны, Беларусь, панясьлiся

За тваiмi дзяцьмi уздагон,

Што забылi цябе, адраклiся,

Прадалi i аддалi ў палон?

Бiйце ў сэрцы iх - бiйце мячамi,

Не давайце чужынцамi быць!

Хай пачуюць, як сэрца начамi

Аб радзiмай старонцы балiць...

Мацi родная, Мацi-Краiна!

Не усьцiшыцца гэтакi боль...

Ты прабач, ты прыймi свайго сына,

За Цябе яму ўмерцi дазволь!

Ўсё лятуць i лятуць тыя конi,

Срэбнай збруяй далёка грымяць...

Старадаўняй Лiтоўскай пагонi

Не разьбiць, не спынiць, не стрымаць.

По случаю 125-летия со дня рождения Поэта 9 декабря в Минске пройдет ряд мероприятий. В частности, в крипте Храма-памятника Всех Святых в белорусской столице состоится церемония "Возвращение" - будет заложена капсула с землей с могилы поэта в Ялте.

Церемония начнется в 11.30 и продлится до 13.00. В Белом зале храма будут звучать стихи Богдановича.

Около памятника Максиму Богдановичу в столице пройдет литературная акция "Растем вместе с Максимом". Стихи поэта прозвучат в исполнении чтецов разного возраста, что "символизирует преемственность поколений и актуальность его поэзии". Начало - в 14.00.

В реконструированном Литературном музее Максима Богдановича состоится торжественное открытие новой экспозиции, начало в 16.00. А в 17.30 возле памятника состоится митинг "Поклонись Максиму".

В связи со 125-летием со дня рождения Поэта радио "Свабода " собрало малоизвестные факты из жизни Максима Богдановича.

1) Мать расстраивалась, когда Максим и его братья говорили по-белорусски

В письме к мужу Адама Богдановича (29-го мая 1895 Г.) Мария Богданович писала о своих детях: «... Вот только плохо, что стали говорить по-белорусски и иногда такое словечко влупят, что хоть под землю провались».

2) Младенцем засыпал только тогда, когда с ним танцевали

Как вспоминал отец («Материалы к биографии Максима Адамовича Богдановича», 1923): «... он иначе не засыпал, как под колыхание на руках, а вскоре стал требовать, чтобы с ним танцевали (...), и бедная мать (как и отец) просто выбивалась из сил от этой его ранней склонности к ритму. Довольно долго продолжались эти скачки с частушками».

3) Его едва не покалечила родная тетка

Адам Богданович рассказывал: «В два месяца он почувствовал сильную боль. Мать, искупав его, хотела посыпать, где надо, детской присыпкой. - Посвети, - сказала она сестре. Та подошла с лампой. Цилиндрическое стекло треснуло (...), раскаленный цилиндр падает прямо Максиму на животик. Ужасный крик ребенка. Мать остолбенела от ужаса. Я бросился на крик, схватил стекло с тельца, которое извивалось от боли. Появился нарыв величиной с ладонь».

4) Любимая игрушка в детстве - Ванька-встанька

Максим Богданович писал: «Помню, в детстве он очень развлекал меня. Сколько раз я опрокидывал его с одной стороны на другую, клал на спину и, отнимая руку, весело выкрикивал: - Ванька! Встань-ка!

(...) Помню и то, как (...), охваченный желанием понять, в чем тут дело, не выдержал и в конце концов разобрал «Ваньку-встаньку».

5) В детстве чуть не откусил себе язык

По воспоминаниям отца: «... в 1897 г. с Максимом случилось маленькая катастрофа: он откусил себе зубами кончик языка. Бегал (...), поскользнулся и упал, ударившись бородой о пол, кончик языка повис. Полный рот крови. (...) Хирург стал пришивать (...) Ни звука, ни стона. (...) Через неделю (...) кончик прирос, а нить Максим съел».

6) С охотой бросался в споры

Максим Богданович спорил с родными, друзьями, учителями (особенно с одним батюшкой, которому сказал, что Бога нет). По воспоминаниям отца: «В патетических местах, чтобы подчеркнуть свою мысль, он [Максим Богданович] бьет кулаком по столу, а если нет аргументов, оба кулака прижимает к груди или плечам, будто оттуда хочет выжать больше силы. Жесты пламенные, неуклюжие, (...) слова недостаточно выражают то, что за ними скрывается. Каждый аргумент он высказывал в коротеньких, отрывочных словах, сопровождал вопросительно: «Да?» И, не дождавшись вашего согласия, вываливает новые аргументы, неизменно сопровождая их теми же: «Да?», «Да?».

7) Был непослушным учеником

В воспоминаниях отца: «Максим редко внимательно слушал преподавателей (...). По натуре живой, подвижный, он так же вел себя и в классе: двигался, разговаривал с соседями, шутил, смеялся (...), играл в шашки (...), опаздывал или уходил с уроков (...), бегал по классу. (...) Спасский [преподаватель], истерически крикнул: - Богданович, идите вон!

Максим заявил протест против такого некорректного отношения и отказался подчиниться».

8) Заводил романы по переписке, а потомчувствовал себя виноватым, когда видел девушку наяву

По воспоминаниям Зоськи Верас, Богданович ей говорил: «Имею только одно неприятное переживание, которое отбирает мой покой. Может, вы слышали, что я уже долгое время переписывался с одним лицом из Минска (назовем ее N). Завязалась дружба, искренность. Вот, приехав и познакомившись лично, вся моя дружбе к ней развеялась. Не могу ей ответить тем самым, не могу... и это так мучит!»

9) В юности был анархистом и подозревался в терроризме

В воспоминаниях отца: «... старший сын Вадим (...) стал одним из организаторов (...) гимназического кружка эсеров, а младший Максим, чтобы показать, что и он не хуже, (...) уже в четвертом классе создает кружок анархистов. (...) Он не только забросил учебу, но и свою любимую белорусистику».

Его друг Дмитрий Крылов взорвал в гимназии лестницу. Адам Богданович вспоминает: «Он [Максим] стремился убрать из квартиры все, что могло компрометировать его товарища, поэтому с класса убежал к нему на квартиру сразу после взрыва. (...) На допросе вел себя (...) смело и нагло, спорил, свое участие в подготовке взрыва отрицал (...) ».

10) Редактор «Нашей нивы» Александр Власов отказывался печатать его первые стихи

По воспоминаниям Ластовского: «В начале мая месяца (...) Максим Богданович (...) прислал в "Нашу ниву" маленькую тетрадку (...) произведений (...). Покойный Ядвигин [Ядвигин Ш.] окрестил эту тетрадку "декаденщиной". (...) Тетрадь вернулась с пересмотра (...), перечеркнутая синим карандашом с надписью рукой А. Власова "В архив". (...) Через несколько недель (...) Максим Богданович прислал (...) новые стихи (...), но стихи были снова "декадентскими" и ради этого попали в ту же папку (...) "В архив". Там они пролежали до конца августа, когда их вытащил на свет С. Полуян, который, прочитав стихи, с чрезвычайным увлечением стал защищать их...».

11) Огорчался, что Россия мало интересуется Украиной

В газете «Голос» (1916, №12) писал: «Ход событий показал, что украинский вопрос имеет очень заметное место среди проблем международной политики (...). Приходится признать, что слабый интерес, который уделяет российское общество украинскому вопросу, вряд ли нормален».

12) Выражал надежду, что российская интеллигенция поддержит белорусов в их стремлении к самостоятельности

В статье «Белорусы» (журнал «Национальные проблемы», 1915, № 2) отмечал: «Думается, что российская интеллигенция может встретить эти надежды и стремления с абсолютным сочувствием. (...) Она может предложить свою руку белорусской интеллигенции. Они не чужие друг другу. Ведь последняя делает именно то, что составляет смысл существования всякой интеллигенции: она развивает народную культуру. Эта культура в крае была национальной белорусского культурой. Отсюда возникло белорусское национальное движение».

Максим Адамович Богданович - белорусский поэт, публицист, литературовед, переводчик; классик белорусской литературы, один из создателей белорусской литературы и современного литературного белорусского языка.
Родился в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители.
В ноябре 1896 года Адам Богданович с детьми переехал по службе в Нижний Новгород.
В 1902 году Максим поступил в Нижегородскую мужскую гимназию. Во время Революции 1905 года принимает участие в ученических и студенческих демонстрациях, за что получает аттестацию «неблагонадёжного ученика». В 1906 году крестная мать Максима В. Сёмова выписывает для него газету «Наша доля», а потом и «Нашу ниву».
1907 год считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением был рассказ «Музыка» на белорусском языке, который сразу же напечатала «Наша нива».
В июне 1908 года Богдановичи вновь переезжают по причине изменения места службы отца - на этот раз в Ярославль. Там Максим Богданович пишет первые лирические стихотворения: «Над могилой», «Придёт весна», «На чужбине», которые были опубликованы в «Нашей ниве». Там же печатается стихотворение «Края мой родной! Как заклятых богом…», в котором чётко прозвучала тема социального угнетения и национального возрождения белорусов; краткий стихотворный лирический рассказ «Из песен белорусского мужика» - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа; стихи «Тьма», «Пугач», «Разрыта могила», а также переводы с Генриха Гейне, Фридриха Шиллера.
В 1909 году Максим заболел туберкулёзом.

Окончив в 1911 году гимназию, он посещает Вильну, знакомится с Вацлавом Ластовским, Антоном и Иваном Луцкевичами и другими деятелями белорусского Возрождения. Будучи в Вильне, молодой поэт ознакомился в частном музее братьев Луцкевичей с коллекциями древних раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение «Слуцкие ткачихи». В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, поэтизируя умения мастериц ткать золотые пояса, куда они добавляют «вместо персидского образца цветок родины василька».
В том же году Максим Богданович намеревался поступить на Филологический факультет Петербургского университета, но из-за недостатка средств и сырого климата столицы, возвращается в Ярославль, поступив в Демидовский юридический лицей.
Во время учёбы сотрудничает в ярославской газете «Голос»; много пишет, печатается в различных российских и белорусских изданиях, приобретает известность.
В период 1909-1913 годов поэт переводит на белорусский язык стихи Овидия, Горация, французского поэта Поля Верлена. Кроме того, в этот период Максим Богданович занимается разработкой концепции истории развития белорусской литературы от древности до начала XX столетия. Это нашло отражение в статьях «Глубины и слои» (напечатана в «Нашей ниве»), «Краткая история белорусской письменности до XVI столетия», «За сто лет. Очерк истории белорусского письменности» и «Новый период в истории белорусской литературы».
В Вильне, в начале 1914 года в типографии Мартина Кухты при денежной поддержке Магдалены Радзивилл тиражом 2000 экземпляров издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича «Венок» (на титуле обозначен 1913 год). Сборник содержал 92 стихотворения и 2 поэмы.
В 1914-1916 годы поэт пишет цикл стихов «На тихом Дунае», поэму «Максим и Магдалена», другие произведения. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, например, «Зачем грустна она была», «Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной», «Зелёная любовь», «Осенью». К этому времени относятся и переводы на белорусский произведений А. Пушкина и Э. Верхарна. Кроме того, в печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвящённые вопросам истории литературы, национальным и общественно-политическим проблемам; выходят исторические и краеведческие-этнографические брошюры, а также литературоведческие рецензии, фельетоны.
Летом 1916 года, закончив лицей, Максим Богданович вернулся в Минск (он уже давно мечтал о возвращении на родную землю), где жил на квартире Змитрока Бядули. Хотя он был уже тяжело болен, но много работал в Минской губернском продовольственном комитете и в Белорусском комитете помощи жертвам войны, а свободное время отдавал литературному творчеству. Организует кружки молодёжи, которым старается придать общественно-просветительный и национально-революционный характер.
В феврале 1917 года друзья поэта собрали деньги, чтобы он мог ехать в Крым лечиться от туберкулёза. Но лечение не помогло. Умер Максим Богданович 25 мая 1917 года в возрасте 25 лет.

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую.

Максим Богданович - классик белорусской литературы. Он прожил недолгую (всего 26 лет) жизнь, но за это время успел сделать для белорусской литературы так много, как никто другой. Его вклад в жанровое и структурное разнообразие в белорусскую литературу обоснованно сравнивают с вкладом А. С. Пушкина в литературу российскую. Именно М. Богданович впервые в белорусской литературе попробовал различные формы стихотворений, в том числе сонеты, рондели и др. Он оставил после себя богатое творческое наследие.

Максим Богданович был современником и другом Янки Купалы и Якуба Коласа. Его поэзия, правдивая и гуманная, таит в себе огромное богатство мыслей и переживаний, рассказывает о нашей стране и её людях в предреволюционное время.

Биографию М. Богдановича написал его отец, Адам Егорович. Он же в 1923 году по просьбе руководства Советской Белоруссии привёз из Ярославля в Минск и архив поэта, его рукописи, письма, другие материалы, которые позднее вошли в первый Сборник произведений М. Богдановича в двух томах (1927-1928 гг.)

Родился Максим Богданович в 1891 году, 9 декабря в Минске, в семье педагогов. Жили они тогда на Александровской улице (теперь улица Максима Богдановича). Раннее детство поэта прошло в Гродно, куда через восемь месяцев после рождения Максима переехали его родители. Наряду со службой, научной и общественно-политической деятельностью, глава семейства Адам Егорович много внимания уделял своим детям, а их было трое: Вадим, Максим и Лёва. Максим с детства проявил необычайный интерес к книгам, к белорусскому фольклору и литературе. Часто он без спроса влезал в обширную отцовскую библиотеку, хоть Адам Егорович и был строг в этом вопросе.

Учиться Максим начал с шести лет. Первыми книгами его были «Букварь», «Роднае слова» и «Детский мир» Ушинского. Учил его и отец, стараясь преподать «маленький, но законченный обзор знаний».

В октябре 1896 г. Мария Афанасьевна, мать поэта, умирает от туберкулёза. После этого семья Богдановичей переезжает в Нижний Новгород. В 1902 году Максим поступил в первый класс Нижегородской мужской гимназии. В это время он пишет свои первые стихи на белорусском языке. Разнообразие интересов и увлечений не оторвали подростка от политических событий, связанных с революцией 1905 года. Максим вслед за старшим братом Вадимом интересуется политикой, принимает активное участие в работе гимназических кружков. За свою деятельность он попадает в списки «ненадёжных», что позже ещё отзовётся, особенно при переводе в Ярославскую гимназию в 1908 году.

Вскоре в семью пришло несчастье: от туберкулёза умер 18-летний Вадим, а через год (в 1909) заболевает и Максим. Он отправился на лечение в Ялту и, казалось, поездка ему помогла.

В Ярославский период М. Богданович всё настойчивее занимается литературной работой, всё внимательнее вглядывается в своё будущее, связывая его с родиной, с белорусской литературой. Даже живя вдалеке от родных мест, он думал и разговаривал на белорусском, и в этом некоторые критики видят большую загадку Богдановича. Что и когда заставило мальчика прочувствовать свою привязанность к родному слову, свою неутолимую потребность в белорусском языке?.. Ответов на эти вопросы не знал даже отец поэта, отмечая лишь, что «белорусские» наклонности сына он заметил рано, когда тому было ещё 10-11 лет. Впрочем, необходимо отметить и тот факт, что семья Богдановичей всегда поддерживала в своём доме дух «белорусскости». Большое влияние на Максима оказывали и некоторые его учителя в Нижнем Новгороде и в Ярославле. Например, учитель истории, сам белорус, возбуждал и поддерживал в мальчике интерес ко всему белорусскому - истории, культуре.
Ещё в 1907 году в белорусской газете «Наша нива», которая издавалась в Вильне, было напечатано первое произведение Максима Богдановича - «Музыка».

Это был короткий рассказ, в котором автор высказывает свой взгляд на искусство. Этот факт и считается началом литературной деятельности М. Богдановича, поскольку ранние произведения его не сохранились. Активная же работа началась в Ярославле. В 1907 году туда был переведён отец Максима. После окончания гимназии, в 1911 году, М. Богданович посещает Беларусь, к которой всё время стремился. Около двух месяцев он живёт в Вильне и в посёлке Ракутёвщина, неподалёку от Молодечно. Эта поездка ему чрезвычайно понравилась. Адам Егорович вспоминал, с каким увлечением рассказывал ему сын о деятелях белорусской культуры, о Вильне, о слуцких поясах… Вероятно, и образы слуцких ткачих (известное стихотворение М. Богдановича) явились ему после этого путешествия.

Перед М. Богдановичем встал вопрос дальнейшего жизненного пути. Его привлекала перспектива учёбы в Петербургском университете. Его рекомендовали академику Шахметову, чтобы специализироваться по белорусоведению. Однако материальные трудности, а также состояние здоровья поэта не позволили ему учиться в столице. К тому же и младший брат Лёва, способный математик, собирался учиться в Московском университете. Приоритет отдавался ему.

Максиму пришлось покориться воле отца и поступить в Ярославский юридический лицей, хоть ни одна из юридических специальностей никогда его не привлекала, и поэт открыто заявлял об этом. Поэтому Максим-студент ведёт тихую, затворническую жизнь, сосредоточенную на своих интересах. Поэт полностью отдаётся науке и литературе. Настольной книгой Богдановича был словарь Носовича, по которому он изучал белорусский язык. Максим Богданович искренне хотел стать учёным или поэтом. Он осознанно готовил себя к этой ответственной работе, глубоко изучал литературу, историю, языки.

В лицейские годы М. Богданович много пишет и печатается, сотрудничает с местными газетами и журналами («Русский экскурсант», «Голос»), а также со многими московскими, петербургскими, киевскими изданиями. Одно из изданий в Москве выпустило брошюры М. Богдановича: «Угорская Русь», «Червонная Русь», «Братья-чехн». В 1913 году в свет вышел первый и единственный прижизненный сборник его поэзии «Венок».

Максим Богданович становится известным автором. Его принимают во Всероссийское товарищество деятелей периодической печати и литературы, почётными членами которого были М. Горький и В. Короленко. Однако поэт остаётся верен избранному раз и навсегда направлению - своей «белорусистике». Он посещал белорусское землячество, которое существовало в Ярославле в годы империалистической войны, чтобы помогать беженцам и слушать живой разговор белорусов.

В октябре 1916 г. после окончания юридического лицея Максим Богданович возвращается в Беларусь, в Минск, где устраивается на работу в губернский продовольственный комитет. Здесь в 1915 году был организован Комитет помощи жертвам войны, где М. Богданович работал вместе с белорусской писательницей Людвикой Войтик, известной под литературным псевдонимом Зоська Верас. Работа была трудная, самоотверженная и очень необходимая. Больной поэт отдавал ей много сил и времени, а по вечерам садился писать. Жил он в то время на квартире Змитрока Бядули, тоже известного белорусского литератора.

Здоровье поэта ухудшалось. Он понимал, что близится трагическая развязка, и ещё настойчивее работал. Друзья собрали деньги и отправили Максима на лечение в Крым.
Весна 1917 года оказалась его последней весной. Двадцать пятого мая в Ялте поэт Максим Богданович умер от туберкулёза лёгких. В последний дни, лёжа в кровати, он правил свои стихотворения, продолжал составлять белорусский букварь… Некоторые произведения, написанные после издания сборника, он ещё успел напечатать, но далеко не все. Только после смерти поэта были напечатаны в газетах «Вольная Беларусь» и «Гомон» его стихотворения «Пагоня», цикл «На ціхім Дунаі», а также «Максім і Магдалена», «Страцім-лебедзь».

Максим Богданович похоронен в Ялте на Аутском братском кладбище. На сером надгробии - имя, дата смерти и строфа из его сонета «Паміж пяскоў Егіпецкай зямлі» о неугасающей силе, рвущейся к свету и солнцу. В 12 километрах от Ялты, в Мисхоре, на территории санатория «Беларусь», возведён памятник-бюст выдающегося белорусского поэта Максима Богдановича.

Воспитанный на лучших образцах русской и мировой литературы, М. Богданович навсегда остался национальным белорусским поэтом, «песняром» родной земли. Он - автор пейзажной, любовной, социально-философской, гражданской лирики, прозаик, эссеист, переводчик, литературный критик и публицист.

Памятник Максиму Богдановичу, помимо Мисхора, установлен также в Минске. Кроме того, его именем названы улицы в Гродно и Минске, в этих же городах открыты литературные музеи М. Богдановича.

Каждый год 25 мая сотрудники столичного музея отмечают День памяти Максима Богдановича. В этот день обычно проводится панихида в минском Соборе Петра и Павла; возлагаются цветы к памятнику поэта. Ближе к вечеру организуется вечерина с участием белорусских литераторов, учёных, культурологов и всех, кто интересуется жизнью и творчеством гениального белорусского поэта.

Кроме того, каждое лето в деревне Ракутёвщина Молодечненского района (где расположен филиал музея) проходит праздник поэзии «Ракутёвское лето», посвящённый памяти М. Богдановича. Условно он состоит из двух частей: собственно литературной и художественной, когда выступают эстрадные, народные, профессиональные и самодеятельные коллективы - поют, танцуют, ставят театральные мини-представления.