О любовной лирике. Любовная лирика в творчестве вероники тушновой. Связь с современностью

Любовь… Она занимает, пожалуй, одно из главенствующих мест в творчестве каждого деятеля искусства. Не исключение - поэзия. «Наше все», А. С. Пушкин, не был исключением. Каждое его стихотворение - частичка души, которую он обнажает перед читателями и, конечно, своей Прекрасной Дамой. Рассмотрим, как раскрыта тема любви в лирике Пушкина. Для этого приведем наиболее яркие и эмоциональные стихотворения.

Место любовной тематики в творчестве Пушкина

Говоря о том, как раскрывается тема любви в лирике Пушкина, стоит сказать, что она весьма богата образами, многолика. Ведь помимо писательского таланта у него был еще один - любить, и не просто, а ценить это чувство, восхищаться им.

Стоит сказать, что Пушкин - основополагатель отечественной самобытной любовной лирики (до этого читателю приходилось довольствоваться лишь переводной литературой либо подражаниями европейским поэтам). Сам В. Белинский отмечал, что у поэта это высокое чувство не ограничивается только переживаниями, здесь воплотились другие его качества, художника и артиста.

Новаторство поэта в любовной теме

Для начала разберем, как видоизменилась тема любви и дружбы в лирике Пушкина в отличие от предшественников.

Одно из самых главных новшеств - то, что он освободил свои произведения от подчинения какому-либо жанру. В рамках одного стихотворения мы можем встретить и послание, и элегию, и романс. Таковы его произведения «К***» или «Я вас любил». Во главе угла теперь стоит содержание, и уже ему посвящена форма выражения.

Да и стихи Пушкина о любви другие, отличные по тематике. Как известно, до его прихода на олимп поэзии там вовсю властвовал романтизм с присущим ему героем-бунтарем, одолеваемым страстями, клянущим обстоятельства и предмет воздыхания, вечно страдающим от неразделенной любви. было настоящей трагедией для романтического героя. Что делает Александр Сергеевич?

Тема любви и дружбы в лирике Пушкина подпитывается, прежде всего, житейской мудростью и здравым смыслом. Он уже не клянет предмет страсти за а оставляет женщине право выбора, он допускает мысль, что любовь может не длиться вечно. Стихи Пушкина о потухшей - это своего рода благодарность женщине за то прекрасное, благородное чувство, которое испытал сам поэт.

Любовь для него - это сама природа человека, естественное чувство, способное привнести в его жизнь только радость. Это наивысшая благость, божественный дар.

Эволюция любовной лирики

Великий поэт прожил прискорбно короткую жизнь, но за это время эволюционировала и тема любви в лирике Пушкина. Кратко представим это ниже.

Сразу хочется отметить, что подобные стихотворения в творчестве поэта крайне биографичны. Лицейские годы - начало размышлений поэта о любви. Эти стихотворения легкого содержания, где-то немного интимные, всегда посвященные конкретной женщине. Чуть позже их сменит гражданская составляющая. Достаточно вспомнить строки «К Чаадаеву»: «Любви, надежды, тихой славы Недолго нежил нас обман». Здесь переплетаются любовь с дружбой и гражданским долгом.

Далее - ссылка, где есть время переосмыслить свое отношение ко многому, в том числе и любви. Так к поэту приходит мысль о трагедии любви. Стоит отметить, что этот период его жизни связан с увлечением романтизмом - отсюда трагедийное отношение к чувствам.

Вскоре Пушкин вновь пересматривает, что есть любовь. Он понимает, что в страдании только разрушение, а оно губительно для вдохновения.

Он снова ставит любовь созидающую во главу творчества, однако теперь это нечто большее, нежели в юношеские годы: это великая благость, светлая жертвенность, идеал.

Рассмотрим, как отражена тема любви в лирике Пушкина, на конкретных примерах.

Стихотворение "Желание"

Написанное в 1816 году стихотворение «Желание» - это своего рода печальный гимн первой любви. Она не принесла поэту счастья. Даже наоборот: поэта окружают «уныние», «горести» и «слезы».

Однако и в этом весь Пушкин: поэт не хочет расставаться с прекрасным чувством, наоборот, он находит утешение в нем. Ему дороги даже те скорби, которые испытывает душа. Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пушкина, поэтому подчинено определенному стилю, а именно элегическому - печальному представлению чувства любви.

Из средств выразительности стоит выделить метафоры: «душа, плененная тоской»; множество эпитетов: «унылое сердце»; обращение к душе и даже оксюморон: «горькое наслаждение», который говорит о противоречивости испытываемых чувств. С одной стороны, горечь о неразделенной любви, с другой - радость, оттого что испытывает это прекрасное чувство.

Стихотворение "Я помню чудное мгновенье"

Стихотворение, которое является хрестоматийным - «К***». Здесь тема любви в лирике Пушкина раскрыта во всех своих гранях. Посвящено оно А. Керн.

Эта молодая женщина блистала своей «чистой красотой» в светском обществе Петербурга. Пушкин сразу заметил ее на одном из балов, однако правила приличия не позволили ему выразить Керн свою симпатию, ведь она была замужем. Позже, во время ссылки, он встречает Анну снова, теперь она разведена, ведет достаточно свободный образ жизни - поэту ничто не мешает выказать симпатию. В это время (1925 год) и написано «Я помню чудное мгновенье…».

Удивительно, как эта история долгих лет с глубокой симпатией, невозможностью признания, ссылкой и новой встречей смогла уместиться у поэта всего в шести четверостишьях. Свое «заточенье» Пушкин ассоциирует с отсутствием в жизни любви и вдохновенья, однако это великое чувство способно дать полет творчеству, оживить, заставить вновь чувствовать.

Стихотворение "Я вас любил"

1829 год ознаменовался созданием этого шедевра, где своими гранями засверкала тема любви в лирике Пушкина. Стихи небольшие, всего 8 строк, но какие! Доподлинно не удалось выяснить, кому адресованы строки, однако многие пушкинисты сходятся на мнении, что виновница строк - А. Оленина. Тема стихотворения - самый печальный момент для любой пары - расставание. Пушкин выносит мысль о том, что вместо чувства обиды, ненависти к разлюбившему партнеру должна прийти благодарность за то, что это чувство было. Он искренне желает Олениной счастья, пусть даже не с ним.

Здесь четко закреплена и доказывается мысль о божественном происхождении любви, о том, что чувство это - дар. Пушкин отрицает всякий эгоизм в любви и поощряет доброжелательность - именно этим чувством, а не презрением наполнены все строки.

Интересно построение стихотворения. Фраза «Я вас любил» произносится трижды, и каждый раз с новыми смысловыми оттенками. Первый раз - констатация факта, подчеркнуто благородство и отсутствие претензий. Второй - рассказ о пережитых чувствах, волнениях, величине эмоциональных переживаний. Третий - благородство и желание только счастья. Вот такая по Пушкину любовь.

Стихотворение "На холмах Грузии"

Стихотворение написано, как и предыдущее, в 1829 году. Посвящено оно жене поэта, но тогда еще просто девушке, в которую влюблен, - Наталье Гончаровой. Это одно из произведений, где тема любви в лирике Пушкина раскрывается через образы природы. Поэт испытывает весьма противоречивые чувства, сродни природной картине: высокие холмы Грузии с одной стороны и река в ущелье - с другой. Отсюда - использование антонимичных понятий: "грустно и легко"; "печаль светла".

Данное стихотворение - утверждение всей концепции любовной лирики Пушкина: любовь - дар, такой же, как жизнь. Эти две составляющие человеческого существования возникают, цветут и исчезают. Именно поэтому грусть светла - все так, как должно быть. Нужно просто быть благодарным Богу и судьбе за то, что ты испытываешь подобное чувство, ведь его могло и не быть.

Стихотворение "Мадонна"

Стихотворение, написанное в 1830 году, также посвящено Н. Гончаровой. Отличие от предыдущего в том, что поэт теперь жених девушки, до свадьбы остались считаные месяцы.

Почему Пушкин вдруг обращается здесь к строгой форме сонета? Дело в том, что данный жанр всегда отражал это своего рода констатация факта, без приукрашиваний и преувеличений. Через три части стихотворения поэт рисует картину идеальной семьи. Опять, как и в прежних трудах, любви приписано божественное начало. Муж приравнивается им к творцу, жена - к Богоматери, назначение которой - выносить и родить плод этой любви, ее продолжение.

Как никто другой Пушкин передал разнообразие, буквально неисчерпаемость переживания любви. Если в раннем, лицейском творчестве тема любви свидетельствовала о блистательном владении Пушкиным всем многообразием мировой любовной лирики, то уже на исходе этого периода, когда начинает преобладать элегическая тональность, собственное пушкинское поэтическое «я» проявляет себя все более явственно.

Пушкин воссоздал накал и всевластие страсти («Ночь », «Ненастный день потух... »), умиротворение тихого чувства-воспоминания («Редеет облаков летучая гряда... »), способность ценить каждое мгновение жизненного бытия (стихотворение «Мой друг, забыты мной следы минувших лет... » заканчивается строкой: «Сегодня я любим, сегодня счастлив я »), бремя ревности («Простишь ли мне ревнивые мечты... »), желание славы (см. одноименное стихотворение и «Когда любовию и негой упоенный... », «Все в жертву памяти твоей... »). В любовной лирике Пушкина раскрываются непредсказуемость и прихотливость чувства, его изменчивость, текучесть. Но, пожалуй, главная особенность пушкинской любовной лирики, особенно поздней, — выдвижение на первый план разнообразных любовных переживаний, вызванных женщиной. Героиня, возлюбленная занимает в ней место важное, но как будто не вполне отчетливо выраженное. Она — предмет страсти, восхищения, поклонения, ревности; но ее собственный характер почти неуловим. Пушкин действительно не создает характера своей лирической героини (как это будет позже в «Денисьевском цикле» Ф. И. Тютчева и в «Панаевском» — Н. А. Некрасова). Чувство, испытываемое самим героем, столь полно, что оно оказывается почти самодостаточным. Именно внутреннее состояние лирического героя, процесс самопостижения и выражения чувства заполняют все пространство стихотворения.

«Сожженное письмо » (1825) воссоздает прощание с любовью, с последним ее свидетельством — «письмом любви»; но на деле разрыва не происходит, готовность расстаться с чувством иллюзорна. Герой соглашается исполнить веление любимой — «предать огню» «заветные черты» («черты» здесь: строки.— Е.А.). Но фраза «Ничему душа моя не внемлет» оспорена всем контекстом стихотворения, его лексикой, интонацией: «пламя жадное листы твои приемлет»; «легкий дым... теряется с молением моим», «грудь моя стеснилась». «Пепел милый» в последней фразе означает неистребимость чувства, его потаенную, глубоко внутреннюю сохраняемую силу.

Любовь Пушкина одухотворяет, преображает все привычные ощущения, рождает совершенно новое измерение жизни, человеческого бытия («Мне грустно и легко, печаль моя светла» в стихотворении «На холмах Грузии », 1829). В стихотворении «Мадонна » (1831) совершается сближение Мадонны и любимой женщины:

Исполнились мои желанья. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Поэтому в стихотворении «Я вас любил... » и уравновешиваются, и объединяются прежние бесчисленно разнородные оттенки чувств (тревога любви, томление ревности, ожидание встреч и печаль расставаний). Надлом, болезненность чувства неведомы пушкинской лирике. Строки:

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим

свидетельствуют об особом духовном состоянии. Они характеризуют ту степень любви, которая исключает эгоизм и опустошающее, бесплодное страдание; но они приоткрывают и пушкинское мироощущение в целом. Лирический герой Пушкина, даже будучи погруженным в свое чувство, никогда не замкнут в пределах только своего «я». Он открыт миру в полноте бытия и быта, ему интересен другой человек, чужое сознание. И в этом смысле его духовный опыт, его способность преодолевать безнадежность плодотворны, они питают сердце и творчество поэта и, следовательно, пробуждают «чувства добрые». В этой способности находить источник добрых чувств в различных сферах жизни, и тем последовательнее, чем более открывается трагизм,— особенность пушкинского творческого «самостоянья».

Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.
В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него - «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье - / Пускай умру, но пусть умру любя!»
В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.
Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, - это любовь.
В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому ɥҭó в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.
Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть - убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.
Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь - всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.


Лекция, реферат. Тема любви в лирике А. С. Пушкина - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.










Любовная лирика Пушкина до сих пор остается бесценным сокровищем русской литературы. Его взгляд на любовь, понимание глубины этого чувства менялись по мере взросления поэта.

В стихах лицейского периода юный Пушкин воспевал любовь-страсть, часто мимолетное чувство, заканчивающееся разочарованием. В стихотворении «Красавица» любовь для него – «святыня», а в стихотворениях «Певец», «К Морфею», «Желание» представляется «одухотворенным страданием». Женские образы в ранних стихотворениях даны схематично. Для молодого человека важно само желание любить: «Мне дорого любви моей мученье – / Пускай умру, но пусть умру любя!»

В петербургском периоде творчества стихотворений любовной тематики встречается мало, поскольку поэт в это время много внимания уделял вольнолюбивой лирике.

Мотив трагической любви, разочарования, одиночества звучит в стихотворных произведениях южного периода. В целом же любовная лирика Пушкина отражает сложный комплекс чувств: искренность, задушевность, грусть, безнадежность, нежность, счастье, восторг.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» по праву является шедевром любовной лирики. Оно не устареет никогда, поскольку отражает чувство высокой любви. Лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», которое навеки останется в его памяти. И это чудо происходит в реальности, когда герой встречает свою возлюбленную. Любовь возносит, преображает человека, дает ему чувство восторга и полета души. Реальную женщину Пушкин называет «гений чистой красоты», сравнивая с божеством. Ничто не может убить любовь, для нее нет времени и пространства:

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Самое ценное для человека, то, на чем держится мир, – это любовь.

В более поздних стихах Пушкина романтические мотивы уступают место реалистическому описанию чувства любви. Теперь любовь героя глубже, серьезнее, ответственнее. Стихотворения Пушкина звучат так правдиво и искренне, потому что в них обычно передаются чувства героя-мужчины, а женщина изображена как идеал. Ее духовный мир не исследуется. Герой говорит о чувствах как будто «за двоих», не привлекая женщину. От этого смысл стихотворения не теряется, перед нами исповедь влюбленного человека.

Нежные и чистые чувства преобладают в стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может…». Герой выражает их предельно просто и ясно, опираясь на глаголы. Перед нами опять воспоминания, но чувства не исчезли, любовь жива. Она делает лирического героя сильным и мудрым:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Только настоящая любовь может породить такие слова. Желать своей возлюбленной счастья с другим может только человек, наделенный высокими душевными качествами.

Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» свидетельствует о попытках поэта обрести гармонию, найти пути примирения противоречий. Часто он объединяет противоположные по смыслу слова и понятия: «печаль моя светла», его уныние безмятежно и т. д. Любовь в этом стихотворении предстает как смысл жизни. Сердце и дано человеку для того, чтобы любить, ненависть – убивает. Без любви нет жизни, нет вдохновения.

Все стихотворения Пушкина о любви говорят об одном: нет несчастной любви, любовь – всегда огромное счастье. Это богатство, которое человек хранит в душе всю жизнь.

    • В развитие традиционной для европейской литературы темы поэта и поэзии Пушкин внес свой вклад. Эта важная тема проходит через все его творчество. Уже первое изданное стихотворение «К другу стихотворцу» содержало в себе размышления о предназначении поэта. По мнению юного Пушкина, дар слагать стихи дан не каждому человеку: Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет И, перьями скрипя, бумаги не жалеет. Хорошие стихи не так легко писать… Молодой автор прекрасно понимает, что судьба поэта обычно […]
    • Пейзажная лирика Пушкина богата и разнообразна. Она занимает важное место в творчестве поэта. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться. В слиянии с природной мудростью Пушкин видел гармонию мира. Не случайно пейзажная лирика поэта проникнута философскими настроениями и размышлениями, можно проследить ее эволюцию на протяжении творческой деятельности […]
    • Пушкину довелось жить в эпоху, когда после победы над армией Наполеона в России возникали новые, свободолюбивые веяния. Прогрессивные люди считали, что в стране-победительнице, освободившей мир от захватчиков, рабства быть не должно. Идеи свободы Пушкин горячо воспринял еще в лицее. Чтение трудов французских просветителей XVIII века, произведений Радищева только укрепило идейные позиции будущего поэта. Лицейские стихи Пушкина были насыщены пафосом свободы. В стихотворении «Лицинию» поэт восклицает: «Свободой Рим […]
    • Любой поэт, живописец, музыкант вправе считать себя в какой‑то мере и философом. Создавая свои произведения, творческая личность соприкасается с иными мирами, неподвластными разуму простого человека. За пределами земного бытия художник черпает идеи и образы для своих будущих творений. А. С. Пушкин, о котором неслучайно было сказано «Пушкин – это наше все!», был также не чужд в своей поэзии философским размышлениям. Оптимизм, наполняющий практически всю лирику поэта, омрачается порой печальными раздумьями о […]
    • А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность». В первый период своего творчества - период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- […]
    • Эта достаточно традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и др. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал Пушкин в своей поэзии. Наиболее ярко это проявилось в теме поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается уже в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814 г.). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых …хвалят все, питают – лишь журналы; Катится мимо их фортуны колесо… Их жизнь – ряд горестей, […]
    • Писать о Пушкине – увлекательное занятие. Это имя в русской словесности обросло множеством культурологических наслоений (взять хотя бы литературные анекдоты Даниила Хармса или фильм режиссёра-мультипликатора Андрея Юрьевича Хржановского «Трилогия» по рисункам Пушкина, или оперу «Пиковая дама» Петра Ильича Чайковского). Однако наша задача скромнее, но не менее интересная: охарактеризовать тему поэта и поэзии в его творчестве. Место поэта в современной жизни куда менее значительно, чем в ХIХ веке. Поэзия – это […]
    • Александр Сергеевич Пушкин – великий поэт. Его лирика знакомит нас с раздумьями поэта о смысле жизни, о счастье человека, о нравственных идеалах. Особенно ярко эти мысли воплощены в стихотворениях о любви. Одно из первых произведений, посвященных теме любви, – послание «К Наталье». Это любовная лирика лицейского периода, написанная в традициях классицизма. Пушкин использует распространенную форму послания, обращаясь к крепостной актрисе. Он не просто влюблен, он влюблен впервые: В первый раз еще, […]
    • Перебрав множество произведений А.С. Пушкина, я случайно наткнулась на стихотворение "Не дай мне бог сойти с ума…", и меня сразу привлекло яркое и эмоциональное начало, обращающее на себя внимание читателя. В этом стихотворении, кажущемся простым и понятным и понятным, как и многие другие творения великого классика, легко можно увидеть переживания творца, истинного, свободного разумом поэта – переживания и мечты о свободе. А во времена написания этого стихотворения свобода мысли и слова строжайше наказывалась […]
    • Лирика занимает значительное положение в творчестве великого русского поэта А.С. Пушкина. Писать лирические стихотворения он начал в Царскосельском Лицее, куда был отдан на обучение возрасте двенадцати лет. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт Пушкин. Все в лицее его вдохновляло. И впечатления от искусства и природы Царского Села, и веселые студенческие пирушки, и общение со своими верными друзьями. Общительный и умевший ценить людей, Пушкин имел много друзей, много писал о дружбе. Дружба […]
    • Для Пушкина чувство дружбы - это огромная ценность, которой равновелики лишь любовь, творчество и внутренняя свобода. Тема дружбы проходит через все творчество поэта, от лицейского периода и до конца жизни. Будучи лицеистом, Пушкин пишет о дружбе в свете "легкой поэзии" французского поэта Парни. Дружеская лицейская лирика поэта во многом подражательна и противопоставлена классицизму. В стихотворении "К студентам" поэтизируется веселая пирушка, воспевается вино и радость дружеского беззаботного […]
    • Эта традиционная тема волновала таких поэтов, как Гораций, Байрон, Жуковский, Державин и другие. Лучшие достижения мировой и русской литературы использовал в своей поэзии А. С. Пушкин. Наиболее ярко это проявилось в теме предназначения поэта и поэзии. Этот вопрос затрагивается в первом опубликованном стихотворении «К другу стихотворцу» (1814). Поэт говорит о горестях, выпадающих на долю поэтов, которых...хвалят все, питают - лишь журналы; Катится мимо их Фортуны колесо... Их жизнь - ряд […]
    • Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]
    • Тема поэта и поэзии волнует всех стихотворцев, так как человеку необходимо понять, кто он, какое место в обществе занимает, каково его назначение. Поэтому в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова данная тема является одной из ведущих. Для того чтобы рассмотреть образы поэта у двух великих русских классиков, нужно сначала узнать, как они определяют цель своего творчества. Пушкин пишет в своем стихотворении «Песнь о вещем Олеге»: Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и […]
    • А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов выдающиеся поэты первой половины 19 века. Основным видом творчества у обоих поэтов является лирика. В своих стихах каждый из них описывал много тем, например, тема свободолюбия, тема Родины, природы, любви и дружбы, поэта и поэзии. Все стихи Пушкина наполнены оптимизмом, верой в существование прекрасного на земле, яркими красками в изображении природы, а у Михаила Юрьевича везде прослеживается тема одиночества. Лермонтовский герой одинок, он пытается что-то найти в чужом краю. Что […]
    • Петербургский период жизни и творчества Пушкина отличается его стремлением к содружеству, сообществу, братскому единению. В этом сказалась не только инерция привычки к лицейскому братскому союзу, но особенная черта тех лет в русской истории вообще. Счастливое окончание войн с Наполеоном разбудило в обществе чувство собственной силы, право на общественную активность, именно в те послевоенные годы возникают «вечера»у Жуковского, «русские завтраки» у Рылеева, где сообща думали, спорили, пили, обсуждали новости, даже […]
    • Давно уже признано, что роман «Евгений Онегин» был первым в русской литературе реалистическим романом. Что конкретно имеется в виду, когда мы говорим «реалистический»? Реализм предполагает, на мой взгляд, помимо правдивости деталей, изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах. Из этой характеристики реализма следует, что правдивость в изображении частностей, деталей является непременным условием реалистического произведения. Но этого мало. Еще важнее то, что содержится во второй части […]
    • Александр Сергеевич Пушкин - человек широких, либеральных, "подцензурных" взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от "мегаполиса" 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя "потомок арапов" гораздо свободнее и "в своей тарелке". Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные "народу" дышат уважением и […]
    • Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
    • В основе повести Пушкина "Пиковая дама" лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести - Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]

  • «Даже плохая поэзия возникает от искреннего чувства» (Оскар Уайльд)

    Поговорим о любовной лирике . Несмотря на то, что тема любви близка каждому, писать на эту тему сложно. Как выразить глубинные чувства души, какие слова подобрать, какими метафорами описать, то, что происходит в сердце?

    Любовная лирика известна со времен античности. Древнегреческий философ Платон развивал эту тему, в своих произведениях. Для Платона любовь - это возвышенное чувство, которым человек наделяется свыше. Любовь к избраннику или избраннице, у Платона, равносильна любви к красоте, благу. Любовь дарует человеку бессмертие.

    Средневековые философы сравнивали чувство любви с любовью к Богу. Бог рассматривался в качестве Возлюбленного человеческой души. И поныне, религиозная лирика переплетается с любовной лирикой, возвышая до небес, человеческую любовь.

    Хорошо известен во времена средневековья - культ Прекрасной Дамы. Рыцари посвящали дамам своего сердца возвышенные стихи - любовные страдания, стихи служения и верности недоступному идеалу. Любовь в средние века считалась чувством, облагораживающим душу.


    Затем, наступила эпоха Возрождения, и любовная лирика претерпела изменения. Появился «сладостный, новый стиль». Концентрацию чувств на Прекрасной Даме, сменили описания переживаний, происходящих в сердце влюбленного.

    Одним из прекраснейших представителей той эпохи, являются Данте, вдохновенно воспевающий свою возлюбленную Беатриче, а так же Петрарка. Его Лаура - это любовь не только к женщине, но и ко всему прекрасному, что есть в мире.

    Любовная лирика продолжала развиваться и видоизменяться и в восемнадцатом, и в девятнадцатом веках. Новатором в любовной лирике того времени, можно назвать Тредиаковского. Он одним из первых в своем творчестве использовал описание чувственных сцен, и утверждал, что любовь может быть сильнее религиозного чувства.

    Чем день всякий провождать,
    Ежели без любви жить?
    Буде престать угождать,
    То что ж надлежит чинить?

    После смелого новаторства Тредиаковского, в любовной лирике все чаще стали появляться мотивы воспевания сладостной любви, интимного чувства. Такие мотивы прослеживаются в творчестве Державина:

    Соты ль душисты
    В желтых власах,
    Розы ль огнисты
    В алых устах,
    Сахар ли белый
    Грудь у нее...

    Золотой век русской поэзии - век девятнадцатый. В эти времена любовная лирика расцветает, как чудесный цветок, блестит, как ограненный жемчуг. Стихи о любви пишут все! Это и нежные признания в личный дневник прекрасной даме, это и экспромты, декламируемые в литературных салонах, и серьезные произведения, ставшие классикой мировой литературы.

    Я вас любил, любовь еще, быть может,
    В душе моей угасла не совсем;
    Но пусть она вас больше не тревожит;
    Я не хочу печалить вас ничем.
    Я вас любил безмолвно, безнадежно,
    То робостью, то ревностью томим;
    Я вас любил так искренно, так нежно,
    Как дай вам бог любимой быть другим. (А. С. Пушкин)

    При описании интимных сцен, или прелестей своей возлюбленной, истинный художник слова, никогда не скатится к пошлости, но сохранит возвышенность и нравственную чистоту.

    Для того чтобы наше любовное послание не выглядело банально, нам очень пригодятся знания азов стихосложения. Давайте рассмотрим разновидности стихотворений. Эти знания помогут нам понять, в каких случаях отсутствие рифмы или размера в нашем стихотворениии, оправдано.

    Есть такая очень интересная разновидность стихотворения, как акростих. Акростих известен еще со времен древней Греции. В нем начальные буквы стихотворения при прочтении должны составить слово, фразу, или имя и фамилию того, кому стихотворение посвящено:
    К ак удивителен осенний день -
    С онет написан на листе кленовом.
    Е го я шлю тебе. И моя тень,
    Н а дерева ладони. СЛОВОМ
    И я сама к тебе сейчас лечу -
    Я - паутинка из волшебных нитей.
    И ты тревожно смотришь на свечу,
    В огне сжигая суету событий.
    А леет клён, закат, мои слова,
    Н аискосок все строки - стаей птичьей.
    У зор мечты виднеется едва -
    А я нарочно так! Таков обычай
    К леновых писем и осенних чувств.
    Р езных посланников намёки странны
    (О ни дождем размыты) - из искусств
    С олёных губ, целующих туманы.
    Т ы их прочти. Быть может, я шутя
    И х написала как поэт поэту.
    Х отя... Да нет, шутя! Прочти и позабудь об этом!

    Следующая разновидность стихотворений - это стихи в прозе . Это что-то среднее между стихотворением и прозой. Речь поэтична, метафорична, но размер и рифма отсутствуют.

    Для тех, кто не желает придерживаться размера и рифмы: Если Вы относите свое произведение к данной категории, то и здесь необходимо придерживаться определенных правил. Если пишем без рифмы, то зарифмованных строк не должно быть вовсе. Повествование в произведении должно отличаться от повести или рассказа наличием метафор.
    Вновь я посетил
    Тот уголок земли, где я провел
    Изгнанником два года незаметных.
    Уж десять лет ушло с тех пор.

    Смешанный стих. В таких стихах чередуются размеры, что придает произведению повышенную эмоциональность. Например, ямб может чередоваться с амфибрахием.
    Давно в любви отрады мало:
    Без отзыва вздохи, без радости слезы;
    Что было сладко - горько стало,
    Осыпались розы, рассеялись грезы...

    Верлибр - отсутствие рифмы, размера. Ритм еле уловим. Единственное, что напоминает в верлибре о том, что это все-таки стихотворение - это членение произведения на стихи и разделяющие их междустрочные паузы.
    В основе верлибра должна лежать однородная синтаксическая организация.
    Приснился мне город, который нельзя одолеть, хотя бы напали на него все страны вселенной, Мне мнилось, что это был город Друзей, какого еще никогда не бывало.
    Белый стих - отброшена рифма, метрическая организация стихотворения сохраняется.
    Наступило красно утро
    В середине где-то марта,
    А по тропочке средь леса
    Добрый молодец идет.

    Надеемся, что этот материал пригодится Вам. С любовью, cайт Духовная поэзия.