История ивановского края до 19 века. Презентация на тему "культурно-духовное развитие ивановского края". История Ивановской области

Введение _________________________________________________________3

1. Архитектура в Ивановском крае со времен древней Руси до XVII века ___4

2. Архитектура края в XVII-XIX веках ________________________________6

3. Архитектура в Ивановском крае в XX веке _________________________11

Заключение ______________________________________________________14

Список литературы _______________________________________________15

ВВЕДЕНИЕ

Строительство относится к наиболее древним видам человеческой деятельности, а это значит, что уже много тысячелетий тому назад закладывались основы всего дальнейшего развития архитектуры. Приезжая в любой город мы видим дворцы, ратуши, частные коттеджи, построенные в самых различных архитектурных стилях. И именно по этим стилям мы и определяем эпоху их строительства, социально-экономический уровень страны, нравы, традиции и обычаи того или иного народа, его культуру, историю, национальную и духовную наследственность, даже темпераменты и характеры людей этой страны.

Архитектура, или зодчество, формирует пространственную среду для жизни и деятельности людей. Отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города - их красота способна вызывать у зрителей определенные чувства и настроения. Именно это делают архитектуру Искусством - искусством создания зданий и сооружений по законам красоты. И, как всякий вид искусства, архитектура тесно связана с жизнью общества, его историей, взглядами и идеологией. Лучшие по архитектуре здания и ансамбли запоминаются как символы стран и городов.

Территория современной Ивановской области, образованная Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 января 1929 г., объединила районы трех губерний - Владимирской, Костромской и Ярославской. Подобное соединение трех крупных историко-культурных регионов, обладавших своеобразными местными традициями, обусловило богатство и разнообразие художественного наследия Ивановской области.

Эта территория не пострадала от военных действий, чем объясняется значительное число памятников архитектуры, сохранивших не только объемную композицию и фасадный декор, но во многих случаях и убранство интерьеров, в том числе многочисленные фрагменты стенописей и сравнительно большое количество иконостасов 18-19 вв.

АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ СО ВРЕМЕН ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО XVII ВЕКА

Заселение славянскими племенами территории Ивановской области начинается с IX в., а "окняжение" этого края относится лишь к рубежу XII-XIII вв. Этим объясняется сравнительно позднее возникновение городов на данной территории.

В X-XI вв. огромные лесные массивы на территории нынешней Ивановской области являлись окраинными землями Киевского государства, а со времени феодальной раздробленности принадлежат Ростово-Суздальскому княжеству. К этому периоду относится образование здесь первых городов. Укрепленные городки - крепости, прежде всего, появляются на берегах Волги. Самыми ранними из них были Плес (1141 г.) и Юрьевец-Поволжский (1225 г.) .

Одновременно с образованием городов на территории области появляются первые монастыри. Самым ранним из них можно считать Святоозерскую пустынь, основанную в кон. XIV в. и позже преобразованную в Святоозерский Спасский Сенегский монастырь (с. Мугреево). В XV в. возникают Знаменский монастырь в Лежневе, Николо-Шартомский и Тихонов Лухский монастыри.

К сожалению, сегодня нельзя судить об их первоначальном архитектурном облике, так как монастырские постройки в этом богатом лесе крае сооружались из дерева и лишь впоследствии были заменены каменными.

В возникающих поселениях, естественно, строились бревенчатые храмы. Различные в типологическом отношении, клетские, шатровые, трех- и пятиглавые, они имели разную композицию - с трапезной, прирубами по сторонам, папертями, у некоторых были шатровые колокольни.

В Юрьевце, например, располагалось 17 деревянных церквей. Абсолютное большинство деревянных храмов не дожили до нашего времени.

Однако два храма все же уцелели. Это построенные на рубеже 17-18 вв. деревянные храмы Успения в Иванове и Воскресения в Билюкове (перевезена в Плес). Это единственные дошедшие до наших дней образцы клетских церквей, некогда широко распространенных на всей территории современной Ивановской области. Простые по композиции, рубленные "в обло" храмы практически не имеют фасадного декора. К их особенностям следует отнести высокие клинчатые кровли, свойственные клетским храмам Верхневолжья.

Самые ранние дошедшие до нас каменные памятники древнерусского зодчества на территории нынешней Ивановской области относятся к сер. 17 в. и связаны с монастырским строительством. Это можно объяснить отсутствием на данных окраинных землях крупных городов, имевших, как правило, каменный собор или храм в княжеской резиденции. Уже первые из сохранившихся каменных сооружений - крупные пятиглавые монастырские соборы - демонстрируют различия в архитектуре южных и северных районов.

Соборы Николо-Шартомского (1649) и Спасо-Кукоцкого (1673) монастырей, наиболее архаичные по формам, связаны с зодчеством владимиро-суздальских земель. По своей структуре это четырехстолпные храмы. Их фасады расчленены лопатками на три одинаковых прясла, завершенных полуциркульными закомарами. Регулярно расположенные арочные окна в соборе Спасо-Куцкого монастыря декорированы скромными наличниками-рамками, а в Николо-Шартомском - лишены убранства и помещены в глубокие ниши.

2. АРХИТЕКТУРА КРАЯ В XVII-XIX ВЕКАХ

Одним из наиболее оригинальных в конструктивном отношении памятников 17 в. является Успенский собор Золотниковой пустыни (1651) с нарядным фасадном декором, характерным для ростово-суздальских храмов этого периода (не сохранился).

Воздвиженский собор Тихонова Лухского монастыря (1679) и Воскресенская церковь в Лухе (1860) находятся в русле иной архитектурной традиции. Это двустолпные храмы, центральные главы которых поставлены между столбов, а боковые опираются на взаимно перпендикулярные арочки в угловых частях свода. Такая система использовалась на севере - в вологодских и костромских землях.

Менее регулярные фасады имеют характерный для костромских храмов развитый декор, наиболее колоритными элементами которого являются широкие карнизы с поребриком, мелкими нишками и зубчиками и нарядные "наборные" наличники, завершенные перспективными кокошниками и трехрогими коронами. Близка этим храмам Благовещенская церковь в Дунилове.

По-иному проявляются региональные черты в сравнительно редких по типологии двухэтажных храмах. Преображенская церковь в Кинешме (1694), выстроенная костромскими мастерами, - двустолпная, со световой главой между столбами.

В 1699 г. возведен единственный сохранившийся в области храм "иже под колоколы" - церковь Ильи Пророка в Тейкове - небольшой двусветный одноосный четверик с граненой апсидой и миниатюрной трапезной, завершенной высокой шатровой колокольней. В фасадный декор введены изразцы.

В последней четвери 17 в. складывается самый распространенный на территории области тип храмов, представляющий собой двусветный бесстолпный четверик, увенчанный одной или пятью главами. Существует несколько вариантов этой композиции, различающихся в основном формой венчания.

Наиболее часто встречаются храмы с четырехскатным покрытием или кровлей, уложенной по своду. Самый ранний из них - скромная одноглавая церковь Воскресения в Толпыгине (1670) - архаична по формам. Двусветный четверик, перекрытый поперечным лотковым сводом, скупо декорирован угловыми огибающими лопатками, узким карнизом с пояском поребрика и наличниками-рамочками с полуциркульным завершением. Более нарядные формы имеет церковь Христа-Спасителя в с. Спас-Березники (1682). Ее широкий карниз усложнен поясами зубчиков, поребрика и маленьких квадратных филенок с круглыми углублениями.

Кокошники опираются на консольки, карниз над которыми раскрепован. Характерно несоблюдение вертикальных осей первого и второго ярусов, их свободное расположение, свойственное ряду памятников Костромского Приволжья.

Покровская церковь в Дунилове (1704), относящаяся к варианту двусветных пятиглавых храмов, интересна тем, что ее постамент имеет восьмигранную форму и это связано с владимирской архитектурной традицией. Повышенный интерес к венчанию, применение развитого карниза, усложненного зубчиками и городками, оконных наличников с разорванными фронтонами позволяют говорить о проникновении на местную почву стилистики нарышкинского барокко .

Влияние зодчества Москвы можно обнаружить также в одном из наиболее ярких и оригинальных образцов нарышкинского барокко в области - Преображенской церкви в Писчугове (1702). Симметричная объемная композиция состоит из центрального объема, увенчанного двумя открытыми внутрь восьмериками со световой главкой, к которому примыкают алтарь и западный притвор, также имеющие ярусные завершения. С той же стилистической традицией связано и появление храмов типа восьмерик на четверике, первый из которых - Успенский собор в Плесе (1699).

Влияние барокко в полной мере испытало не себе архитектура усадебных храмов и приходских церквей, возведенных по заказу окрестных помещиков в 1750-1800 гг. Преимущественно они строились по типу бесстолпного одноглавого двусветного четверика с граненой апсидой (церковь Смоленская в с. Тюрюково, 1760, или восьмерик на четверике (церковь Николая Чудотворца в Мирславле, 1801).

Наиболее же значительный памятник барокко на территории области - храмовый комплекс в с. Нижний Ландех, в котором главенствует огромный летний храм Рождества Богородицы (1755) .

Стены высокого трехсветного четверика, с крупными арочными окнами, украшенные сильно вытянутыми парными пилястрами, теряют свою материальность, а венчающий карниз, отделенный от лепных коринфских капителей гладкими импостами, кажется парящим в воздухе. Стоящая рядом зимняя церковь Троицы (1785) типа восьмерик на четверике по формам декора ориентирована на Рождественскую.

Подводя итог древнерусскому периоду архитектуры на территории нынешней Ивановской области, можно констатировать, что здесь не сохранилось ни одного памятника, построенного ранее середины 17 в. Причем наблюдается параллельное существование двух архитектурных традиций: костромской, в северных районах области, и владимирской - в южных.

Лишь в конце 17 в. здесь начинают ощущаться влияние зодчества Москвы, которое сюда доходит в виде ярусных объемных композиций и декоративных элементов нарышкинского или "московского" барокко.

На рубеже 18-19 вв. все ощутимей становится влияние классицизма. Стилистические черты, переходные от барокко к классицизму, прослеживаются в архитектуре церкви Троицы в Острецове (которая отличается очень высоким качеством). Во владимирских землях первыми памятниками раннего классицизма явились церковь Иоанна Предтечи в Сидоровском (1789).

К периоду классицизма относится и сооружение большого числа ярусных колоколен, как отдельно стоящих, так и пристроенных к храмам. Среди всех выделяются две отдельно стоящие колокольни храмовых комплексов в Шуе (1810) и Лежневе (1832), проектирование которых связывают с именем Я. Маричелли .

Следует отметить, что высота колокольня Воскресенского собора Шуи составляет почти 106 метров. Из всех православных построек Воскресенская звонница уступает по высоте лишь колокольне Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (высота ее около 120 м.). А "изюминкой" лежневской колокольни являются четыре циферблата, помещенные в верхнем полуярусе колокольни под куполом. Согласно надписи на них, часы изготовлены в 1858 г. фирмой братьев Бутеноп. Кстати, часы сегодня идут.

Таким образом, конец 18 в. ознаменовался распространением классицизма на территории Ивановского края. Причем наряду с культовыми сооружениями, где четко прослеживается та или иная школа, существуют многочисленные храмы, выстроенные местными мастерами, в стиле которых наблюдается соединение классицизма с элементами более ранних стилей, при этом сказывается влияние местных традиций.

В облике храмов могут причудливо переплетаться черты классицизма, барокко и архитектуры посадских храмов 17 в. (церковь Воскресения в Воскресенском Савинского р-на, 1812).

С середины 19 в. в русской архитектуре наступает новый этап, связанный с распространением эклектических течений.

Основными предпосылками формирования новых эстетических воззрений, отразившихся в строительной деятельности, служил экономический расцвет данного региона, основанный на развитом текстильном производстве, и, как следствие, существование достаточно широкого слоя состоятельных заказчиков - купцов и промышленников, способных поручить проект своего особняка, фабрики, церкви профессиональному архитектору. Это, в конечном счете, становится причиной того, что на большей территории области перестает ощущаться провинциальное запаздывание стиля .

Самые ранние проявления эклектики в этих местах связаны с культовым зодчеством - строятся храмы в "византийском стиле" в духе проектов К.А. Тона и высочайше рекомендованных в качестве образцовых.

Например, русско-византийский стиль нашел отражение в архитектуре, построенной в усадьбе Преображенское одноименной церкви, где были воспроизведены основные черты православных храмов соборного типа: пятиглавие, четырехстолпие, членение стен на прясла.

3. АРХИТЕКТУРА В ИВАНОВСКОМ КРАЕ В XX ВЕКЕ

К рубежу 19-20 вв. особую популярность обрел русско-византийский стиль. Его нарядные и представительные формы особенно часто использовались при строительстве крупных храмов, которым надлежало стать центрами рабочих поселков, промышленных сел или крупных городских районов. В 1898-1903 гг. в Иваново-Вознесенске возводится церковь Спаса Всемилостивого, чей проект по заказу местного фабриканта А.И. Гарелина выполнил Ф.О. Шехтель.

Крупный пятиглавый храм был одним из самых богатых в городе. Его фасады, прорезанные сгруппированными по три большими арочными окнами в массивных обрамлениях, членились пластичными пиастрами и были украшены мозаиками. Интерьер украшали росписи учеников Строганского училища, мраморные иконостасы с позолоченными бронзовыми деталями и паникадила по рисункам Шехтеля. Разрушенная в 1930-е гг. церковь являлась интереснейшим образцом раннего периода творчества выдающегося русского зодчего.

Черты этого стиля в разной степени присутствуют в архитектуре собора Воскресенско-Федоровского монастыря в Сергееве (1897-1905), церкви Христа Спасителя в Седельницах (1905-10) и храмах, возведенных по проектам П.Г. Бегена в Иванове и Лежневе .

В небольших сельских приходских церквах, выполненных из кирпича в лицевой кладке в стиле неоклассицизма, формы модерна оригинально сплавляются с формами русского стиля. Подобные храмы воспроизводят традиционный тип с бесстолпным, как правило, пятиглавым четвериком, пониженной апсидой, маленькой трапезной или притвором и невысокой двух-трехярусной колокольней (Корзино, 1902).

В начале XX в. создаются исключительно яркие и оригинальные произведения по проектам известных мастеров. В 1911 г. по заказу и на средства фабриканта И. Кокарева в фабричном селе Тезине (Вичуга) по проекту И.С.Кузнецова возведен огромный краснокирпичный храм Воскресения. В его архитектуре со всем артистизмом, свойственным модерну, стилизованы формы Успенского собора в Москве, а в высокой колокольне угадывается образ колокольни Ивана Великого. Не имеют аналогов в русском зодчестве украшающие фасады здания изысканные по цвету огромные майоликовые панно с фигурами святых и изображением памятников.

В 1900-09 гг. в Иванове по проекту архитектора П.Г. Бегена, бывшего в это время владимирским губернским архитектором, создается ансамбль церкви Введения. Гигантских размеров краснокирпичный храм, включающий двухэтажный дом причта, ворота и башенки на углах, отличается единством архитектуры, выдержанной в русском стиле, с отдельными элементами модерна.

В 1915-1917 гг. в Иванове по заказу местных промышленников З. Кокушкина и И. Маракушева по проекту видного московского архитектора И.Е. Бондаренко строится Ново-Казанская часовня (снесена в 1927 г.).

Своеобразный храм в неорусском стиле, характеризовался стройностью объема и был увенчан высоким шатром, облицованного зеленой черепицей, который завершала главка удлиненной формы. Аналогичные, но меньшие по размеру главки венчали углы четверика. Слегка скошенные стены зрительно увеличивали высоту здания. Крыльцо, служившим входом, был изящно украшен изразцовым панно.

Следует отметить, что на храмовое строительство на территории области также оказало влияние экономические особенности Ивановского края. Это малоплодородные земли и дешевизна технического сырья (пеньки, льна, шерсти и кожи), что стали предпосылкой специализации в области ремесла и торговли. Промышленное развитие региона способствовало формированию так называемых торгово-промышленных сел, характерных именно для нашей области. Основным архитектурным акцентом торгово-промышленных сел были храмовые комплексы.

Традиция постановки рядом двух церквей, зимней и летней, особенно характерная для Ивановской и Владимирской областей, зародилась в 17 в.

На протяжении 18-19 вв. первоначальные деревянные храмы почти повсеместно были заменены каменными. Как и в деревянных храмовых комплексах при переведении в камень это объемное противостояние сохраняется. Примером подобного ансамбля может служить комплекс в Дунилове, состоящий из летней Покровской церкви - стройного пятиглавого храма с высокой шатровой колокольней - и небольшой приземистой одноглавой церкви Всех Святых, возведенной рядом в 1743 г .

Этим же обстоятельством можно объяснить, что на территории области построено относительно немного приусадебных храмов, потому что промышленный характер многих сел не способствовал развитию усадебного строительства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы.

На территории Ивановской области отсутствуют древние памятники культового зодчества, самые же ранние датируются XVII веком. Наиболее активное храмовое строительство приходится на период XIX-XX вв., что совпадает со временем бурного экономического развития региона. В этот период строятся большое количество культовых сооружений с необычайным разнообразием типов, активных стилистических поисков.

В то же время, преобладание сельских торгово-промышленных поселений над городскими, малое число дворянских усадеб, служивших зачастую проводниками новой стилистики, определили особый традиционализм и некоторую архаичность данного региона. Этому же способствовало расселение здесь с 60-х гг. 17 в. старообрядцев - хранителей обычаев, в том числе и архитектурных.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Быстрова А.Н. Мир культуры (Основы культурологии). М.: Изд. Федора Конюхова; Новосибирск: ЮКЭА, 2002.

Лаппо Г.М. Города России: энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.

Пилявский В.И. История русской архитектуры. Л., 1984.

Побединский В.С. Традиции и особенности культовой архитектуры на территории ивановской области. Иваново, 2004.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 1. - М.: Наука, 1998.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 2. - М.: Наука, 1999.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 2000.

Тихомиров М.Н. Древнерусские города. М., 1956.

Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область, ч. 3. - М.: Наука, 1999. С. 155.

Ивановский муниципальный район расположен в центральной части Ивановской области.

Значительная часть территории района имеет важное рекреационное значение, в частности это зеленая зона санатория «Зеленый городок», березовая роща и Высоковское озеро детского санаторно- оздоровительного лагеря «Березовая роща», территория бывшего Дома творчества композиторов.

Ивановский муниципальный район с центром в г. Иваново формировался, развивался, переживал беды и подъемы вместе со своим административным центром - г. Иваново, известным не только красочными ситцами, но и живописными окрестностями, лесами, полями, землями, которыми кормятся местные жители с незапамятных времен. Изучение истории края, включая археологические изыскания вблизи деревень Микшино, Старово, Ломы убедительно доказывают, что человек здесь жил в глубокой древности. В последующий период земледелие развивалось вдоль речных долин, остальное население занималось охотой, рыбной ловлей, бортничеством. О татаро-монгольском периоде напоминают названия сел и деревень Ярлыково, Тарбаево, Беркино, Бибирево.

После изгнания татаро-монгол идет массовая христианизация края, о чем также напо-минают названия селений: Богородское, Церковново, Поповское и др.

На протяжении многих столетий территория современного Ивановского района входила в состав Шуйского и Суздальского уездов. В 1708 году территория современного Ивановского района вошла в состав Московской губернии, а в 1778 году в состав учрежденной императрицей Екатериной II Владимирской губернии. С этого времени и до июня 1918 года территория современного Ивановского района входила в состав указанной губернии. Эта страница в истории нашла свое отражение в официальных символах Ивановского района - его гербе и флаге. Поле герба и цвет флага - червленые (красные) аналогичный цвет имел герб Владимирской губернии.

Ивановский район как самостоятельная административно территориальная единица начал свое существование в качестве Иваново - Вознесенского уезда, который был образован постановлением Президиума ВЦИК от 13 января 1921 года в составе ряда волостей Шуйского, Середского, Тейковского уездов, города Иваново – Вознесенска и частично территории села Кохма. В последующие годы район неоднократно изменялся территориально, пока в 1929 году не была организована Ивановская промышленная область. 10 июня 1929 года по постановлению Президиума ВЦИК «О составе округов и районов Ивановской промышленной области» в состав Шуйского округа вошел и Ивановский район, объединивший 37 сельсоветов. Эта дата и считается днем рождения района.

Успешно развивалась крупная, как в то время ее называли цензовая промышленность Велика была роль и мелких производителей, в 1929 году район плавился своими хлебопекарнями, бараночными заведениями.

Производством кирпича активно занимались жители Беляниц, Иванцева, Бякова и Говядова. В районе работало 53 кузнеца, 112 портных!, 13 жителей района занимались сапожным промыслом, были специалисты по производству рогож, корзин, славились своим талантом шорники и гончары.

И все же большинство населения района работало в сельском хозяйстве. Главными производителями в это время были частные крестьянские хозяйства. В 1929 году менее 15% сельских хозяйств Ивановского района были охвачены коллективизацией.

Во время Великой Отечественной войны многие жители района стали бойцами Ивановского добровольческого полка народного ополчения имени Д.А. Фурманова. В 1942 году он влился в 49-ю Ивановскую стрелковую дивизию. Двоим участникам Вов, жителям Ивановского района Швецову И.И. (д. Ясюниха) и Куклеву Р.П. (д. Десятское) посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Самым старым, сохранившимся до наших дней храмом является храм, возведенный в первой половине XVI века в с. Ярлыкове в честь иконы Смоленской Божьей Матери, который наряду с церковью в честь святых мучеников Флора и Лавра входит в ансамбль памятников истории и архитектуры Ивановской области. К охраняемым памятникам относятся также: Бывшая Никольская церковь 1755 г. в с. Ново-Талицы; Ильинская церковь нач. XIX в. с. Бибирево; Церковь Иоанна Богослова 1829 г. – с. Панеево.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки. (Усадьба Кречетникова – XVII в. с. Богородское)

Род Кречетниковых происходил из Новгорода, многие его представители упоминались еще в XI веке. В конце восемнадцатого столетия Кречетниковы выстроили в с. Богородском в окружении двух садов с оранжереями великолепный двухэтажный каменный дом – прекрасный образец русского классицизма с настенной лепкой, барельефами и каменную Успенскую церковь с тремя престолами и колокольней. По предположению отдельных краеведов проект дома принадлежал талантливому зодчему Д. И. Жилярди.

К архитектурным и культурным памятникам относятся старинные усадьбы, владельцы которых были не только богатыми и образованными людьми, но и людьми передовых взглядов. Их заботами были открыты первые школы, возведены каменные церкви, усадебные постройки

На территории района находится заповедный уголок Ивановской земли - Дом творчества композиторов «Иваново», одно из любимых мест творчества и отдыха композиторов и музыковедов России. В разное время здесь подолгу жили и работали кроме Д.Д. Шостаковича и С.С. Прокофьева Н. Мясковский, Д. Шостакович, Р. Глиэр, А. Хачатурян, В. Мурадели, Н. Чемберджи, Н. Раков и многие другие композиторы и музыковеды. В Ивановском Доме творчества было написано много музыки. Здесь всегда была хорошая творческая атмосфера, что не мешало нам много гулять, ходить за грибами, играть в волейбол, устраивать импровизационные спектакли, разыгрывать шарады и т. п.

18 мая 1995 года в с. Ново-Талицы был открыт музей семьи Цветаевых. Дом-музей воссоздан на месте старого дома священника В. В. Цветаева с сохранением его первозданного вида. Воссоздан в память о замечательных людях, ставших гордостью российской науки и культуры. Это родовое гнездо, давшее стране профессора-филолога Ивана Владимировича Цветаева, профессора истории Дмитрия Владимировича Цветаева, гениального поэта Марину

Ивановну Цветаеву, писателя Анастасию Ивановну Цветаеву, родовое гнездо, откуда идут корни древней и славной фамилии Цветаевых.

Экспозиция музея дает представление о трех поколениях семьи. Здесь органично сплетены жизнь и быт священника и дворянской среды, учителя-словесника и крупного ученого-исследователя, гениального поэта и творческая лаборатория талантливого человека. Здесь как в жизни: радость и сложные семейные отношения и заботы, а главное — великий труд на благо России. Экспонаты, в большинстве своем, мемориальные. Старинная мебель, предметы быта, иконы, картины, личные вещи - у каждого своя история. Фонд мемориальных предметов - более тысячи единиц хранения.

В этом же селе возрождается и другое родовое гнездо - усадьба адмирала Молчанова, в котором в настоящее время разместился Комплексный центр социального обслуживания населения и центр помощи семье и детям Ивановского района.

Усадьба располагалась напротив Талицкого погоста, на крутом берегу реки Вергузы. Во внешнем облике и в планировке он сохранил черты усадебной архитектуры русского классицизма XVIII века. Когда-то таких домов было много по всем уездам центральной России, теперь их почти не осталось. Поместье не относится к прославленным дворянским усадьбам. Это типичное дворянское гнездо первой половины XVIII века, которое просуществовало до 1917 года.

Никифор Иванович и его брат Василий Иванович жили в усадьбе сельца Талицы. Усадьба была благоустроена, перед домом разбит красивый липовый парк, сзади дома вырыт пруд. Посажены аллеи из хвойных деревцев (сосен и елей). Исходили аллеи от одного места: сзади дома шла аллея, заканчивалась она огромным земляным бугром в виде холма. Наверху холма воздвигнута огромная фигура гриба из железа. Это место старожилы называли "грибом" или "грибком".

Вот от этого "грибка" ровными рядами в виде лучей расходились 12 аллей. Возле "грибка" проходили празднества, гуляния молодежи из всего Талицкого прихода. Гуляния продолжались вплоть до 1930-х годов.

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах.

К коренным народам относят исконное население, обитающее на своих землях задолго до формирования государственных границ. В российском законодательстве существуют понятия «малые коренные народы» или «коренные малочисленные народы», которые следует отличать от наиболее многочисленных национальностей Российской Федерации - русских, татар, башкир и других.

На сегодняшний день в России проживают 65 малых коренных народов, общая численность которых – около 500 тысяч или 0,3% населения. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года из наиболее многочисленных национальностей России русские - 80,9% (в 2002 году – 80,64%), татары – 3,87%, украинцы – 2,05%, башкиры - 1,16%. Самые многочисленные среди малых коренных народов России – ненцы, их 41 тысяча человек, а самые малочисленные – кереки, их на всю страну всего 8 человек.

По информации отдела информации Ивановостата, в Ивановской области проживают 962 тысячи 219 русских. Второе место занимают украинцы, их насчитывается 7684 человека, татары на 3-м месте – их 6696 человек, армяне на 4-м месте (4645 человек), 5 место за азербайджанцами (3543), 6 – белорусы (2379), 7 – цыгане (2283), 8 – узбеки (1399), 9 – мордва (1243), 10 – чуваши (1240 человек).

По переписи населения 2010 года в Ивановской области примерно 30 человек - представители около 20 небольших групп малых народов России. Это: абазины, ижорцы, камчадалы, коряки, кумандинцы, чуванцы, нагайбаки, ненцы, чукчи, шорцы и другие. Кроме того, около 40 человек, тоже малочисленные (по 1-2 человека), - представители примерно 25 иностранных государств. Это: австрийцы, албанцы, американцы, бенинцы, ботсванцы, бразильцы, британцы, бурундийцы, голландцы, итальянцы, киприоты, лаосцы, мексиканцы, нигерийцы, португальцы, суданцы, угандийцы, шведы, эквадорцы и другие.

Как в нашей области, так и в целом по России, за время от переписи населения 2002 года значительно увеличилось число постоянно проживающих, относящих себя к киргизам, таджикам и узбекам. Киргизов на ивановской земле в 2010 году оказалось в 7,6 раза больше – их численность увеличилась с 62 до 470 человек, таджиков стало больше в 2,7 раза – с 326 до 888 человек, а узбеков в 2 раза – с 698 до 1399 человек.

Последние новости Ивановской области по теме:
Большие и малые народы в Ивановской области

Большие и малые народы в Ивановской области - Иваново

9 августа будет отмечаться Всемирный день коренных народов. Сегодня в мире их – 370 миллионов в 70 странах. К коренным народам относят исконное население,
16:57 07.08.2012 IvanovoSite.Ru

Любовь к родному краю, знание его истории -

основа, на которой только и может осуществляться

рост духовной культуры всего общества.

Д. Лихачев

Ивановская область и г. Иваново в обыденном сознании чаще всего ассоциируются с такими понятиями, как текстильный край, Первый в России Совет рабочих депутатов 1905 года. Но Ивановская земля - свидетель и многих других важнейших исторических событий прошлого и настоящего. Ее богатая история и культура тесно переплетаются с многовековой историей Отечества и уходят в глубь веков. Между тем, Ивановская область как административное образование сравнительно молода. Созданная лишь в 1918 году, она включила в себя окраинные земли Владимирской, Костромской, Ярославской, Нижегородской губерний и явилась наследницей богатейшей истории и культуры Владимиро-Суздальской Руси.

Малоплодородные суглинистые почвы не способствовали развитию в нашем крае хлебопашества. Они не могли прокормить людей, и местное население вынуждено было заниматься ремеслом и торговлей. Вследствие этого здесь стало быстро развиваться льноткачество, а позднее и производство ситца. Уже к началу XIX века наш край стал центром текстильной промышленности России.

Пережив жестокие времена (монголо-татарское нашествие, польско-шведскую интервенцию), край сохранил свою самобытность в разноцветье тканей, в народных традициях и промыслах. Среди них - получившее мировую известность искусство мастеров лаковой миниатюры и иконописи Палеха и Холуя.

Не только историей городов известен Ивановский край, но и людьми, отдавшими ей свой труд и талант. С нашим краем связаны имена общественных деятелей, ученых, меценатов, деятелей литературы и искусства. Среди них - астроном Бредихин, архитекторы братья Веснины, И.В.Цветаев (основатель Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина в Москве), предприниматели и меценаты Гарелины, Бурылины,

Краведческий музей имени Д.Г. Бурылина

Гандурины, художник Левитан, великий русский драматург Островский и многие другие. Их имена знают и помнят на Ивановской земле.

Ивановский край - составная часть Золотого кольца России. Здесь находится немало исторических и культурных памятников: Успенская деревянная церковь в Иванове (конец XVII века)

Николо-Шартомский монастырь близ Шуи,

упомянутый впервые в 1425 году, Щуд-ровская палатка - первое в Иванове каменное строение (конец XVII века).

Самобытные культурные и народные традиции края сохраняют музеи, в том числе уникальные, единственные в стране: Музей ситца в Иванове,

Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе; театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»).

Ивановский край с полным правом можно назвать студенческим. Здесь сосредоточен высокий научный потенциал: восемь государственных высших учебных заведений, научно - исследовательские и проектные институты, где ведутся разработки по самым различным направлениям науки и техники.

Накануне юбилея Иваново-Вознесенской губернии мы решили составить своеобразный рейтинг наиболее значимых для губернии исторических личностей. Стать экспертами мы попросили наших известных земляков, проявивших себя в разных сферах жизни. Каждый из них должен был назвать пять, по его мнению, самых достойных персон. Вот что получилось.

Наши эксперты

Юрий Орлов - писатель, председатель ивановского регионального отделения «Союза писателей России».

Наталья Шутова - театровед, преподаватель Ивановского колледжа культуры.

Андрей Кабанов - уполномоченный по правам человека в Ивановской области.

Александр Сакуров - известный музыкант, джазмен.

Олег Волынкин - путешественник, председатель регионального отделения Русского географического общества.

1-е место

Его безоговорочно отдали Михаилу Фрунзе, которого поставили во главе списка четверо из шести экспертов. Трое из них высоко оценили его политическую деятельность. «Он дал импульс развитию региона», - пояснил Андрей Кабанов. «Если бы не его воля, губернии не существовало бы», - вторит ему Василий Баделин. А Наталья Шутова оценила первого губернатора с другой точки зрения: «Он подписал декреты о создании двух театров - в Иванове и Шуе. Казалось бы, вокруг разруха - какой театр? Но он был твердо убежден, что людям нужна и духовная пища», - поясняет театровед.

Михаил Фрунзе

Революционер, советский государственный и военный деятель, один из наиболее крупных военачальников Красной армии во время Гражданской войны, военный теоретик. В 1918 году - председатель Иваново-Вознесенского губкома РКП(б), губисполкома, губсовнархоза и военный комиссар Иваново-Вознесенской губернии.

2-е место

С определениями второго и последующих мест всё было не так однозначно. Тем не менее после Фрунзе большее число баллов набрал Андрей Тарковский. «Он наш бренд, мировая знаменитость, - пояснил свой выбор Андрей Кабанов. - На нашей земле он сформировался как личность и прославил нашу губернию на весь мир». А Александр Сакуров поставил его на второе место без каких-либо комментариев.

Андрей Тарковский

Советский кинорежиссер и сценарист. Народный артист РСФСР. Родился в селе Завражье Юрьевецкого района Ивановской промышленной области (ныне - сельское поселение Завражье Кадыйского района Костромской области), рос в литературной семье. В войну мать увозит Андрея и его младшую сестру в эвакуацию в Юрьевец, к родным. Несмотря на то что взрослая жизнь режиссера прошла за пределами нашей области, образом отчего дома стал для него дом его детства в Юрьевце, где сейчас открыт дом-музей Тарковского. Как известно нашим читателям, с 2007 года в нашей области проводится кинофестиваль «Зеркало», носящий его имя.

3-е место

Оно отдано Якову Гарелину. «Выдающийся меценат, городской голова, он отдал Иванову много душевных сил», - пояснил, к примеру, свой выбор Олег Волынкин.

Яков Гарелин

Фабрикант и меценат, основатель мануфактурного дела. Почетный гражданин города Иванова. При его руководстве началось крупномасштабное благоустройство Иваново-Вознесенска и озеленение улиц. В частности, в центре города появились фонари, был разбит парк, ныне называемый парком имени Степанова, заложен общественный сад по берегам ручья Кокуй (ныне - бульвар Кокуй). Также были открыты: публичная библиотека, реальное и женское училища. Написал книгу «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад», изданную в 1885 году. В 2011 году в Иванове в начале Шереметевского проспекта меценату поставили памятник.

4-е место

На него поставили Дмитрия Бурылина. Так исторически сложилось, что имена двух меценатов почти всегда идут рядом, и наш опрос не стал исключением.

Дмитрий Бурылин

Иваново-вознесенский фабрикант, меценат и коллекционер. Видный общественный деятель конца XIX - начала XX века. В течение 28 лет избирался гласным городской думы. Занимал различные общественные должности в городских и общественных учреждениях. Всю свою жизнь Дмитрий Бурылин собирал коллекцию редкостей и древностей, которая позже стала основой музея. В 1919 году фабрики и музей Бурылина были национализированы. Его «хранилище редкостей» переименовали в Иваново-Вознесенский городской музей, а самого Бурылина оставили в нем, по предложению Михаила Фрунзе, главным хранителем.

5-е место

Завершают наш список Александр Василевский и Дмитрий Фурманов. «Это выдающийся полководец, - говорит про маршала Василий Баделин. - Мы должны гордиться этим человеком. На Западе его очень уважают и даже специально изучают его полководческий талант…» «В первую очередь хочется отметить писательскую деятельность Фурманова. Он прославил нашу губернию, сделал ее известной благодаря своему роману «Чапаев», - убежден Юрий Орлов.

Александр Василевский

Советский военачальник, маршал Советского Союза (1943), начальник Генштаба, член Ставки Верховного главнокомандования. В годы Великой Отечественной войны в должности начальника Генерального штаба (1942-1945) принимал деятельное участие в разработке и осуществлении практически всех крупных операций на советско-германском фронте. С февраля 1945 года командовал 3-м Белорусским фронтом, руководил штурмом Кёнигсберга. В 1945-м главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке в войне с Японией. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.

Дмитрий Фурманов

Советский писатель-прозаик, революционер, военный и политический деятель. Настоящая фамилия Фурман. Позднее стал подписываться как Фурманов. Во главе сформированного им из иваново-вознесенских рабочих отряда принимал участие в подавлении Ярославского восстания в 1918 году. Осенью того же года становится секретарем Иваново-Вознесенского окружкома РКП(б). В начале 1919 года отправляется в качестве политработника на Восточный фронт, с 25 марта - комиссар 25-й стрелковой дивизии, которой командовал В. И. Чапаев.

Кроме того, наши эксперты назвали и других выдающихся личностей:

Егор Властов - генерал-лейтенант, герой войны 1812 года.

Отец Леонтий Михайловский - один из самых почитаемых святых ивановской земли, был священником в селе Михайловское Фурмановского района.

Анатолий Мальцев - академик Академии наук СССР, создатель уникальной математической школы.

Владимир Кабаидзе - директор ИЗТС, воспитал плеяду замечательных кадров.

Иван Голиков - талантливый художник Палеха.

Василий Демидов - создатель первого в Иванове общедоступного театра.

Александр Третьяков - кинооператор Ленинградской студии документальных фильмов, создавал хронику Иванова.

Евгений Богородский - журналист, бывший редактор «Рабочего края».

Авенир Ноздрин - поэт, журналист, революционер.

Михаил Дудин - поэт, Герой Социалистического труда.

Владимир Жуков - поэт-фронтовик, почетный гражданин Иванова.

Владимир Клюев - с 1972 по 1985 год - первый секретарь Ивановского обкома КПСС, позже - министр легкой промышленности СССР.

Андрей Бубнов - советский политический и военный деятель, революционер.

Исидор Любимов - русский революционер, ближайший сподвижник Фрунзе в годы революции и Гражданской войны, руководитель внешней торговли (1930—1931), нарком легкой промышленности СССР (1932-1937).

Дмитрий Семёновский - русский и советский писатель, переводчик.