Конспект урока час минута.определение времени по часам. Коллаж детских фотографий «Время идёт»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №763»

г. Москва

Конспект

открытого урока по математике

во 2 классе

"Час. Минута. Определение времени по часам"

подготовила учитель начальных классов

ГБОУ Школа № 763 г. Москвы

Фильо Татьяна Викторовна

г. Москва

2014

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок!

Тут затеи и задачи,

Игры, шутки, всё для вас!

Пожелаю вам удачи –

За работу, в добрый час!

2. Постановка темы урока.

    У вас на партах лежат карточки с заданием. Вы должны расшифровать слова, для того, чтобы узнать тему нашего урока. Решив примеры, от­веты надо расположить в порядке возрастания.

(с) 8+9-17

число

(н) 8+4=12

число

    Какова же тема нашего урока? (Час. Минута.)

    Молодцы! (Вывешиваются карточки со словами ЧАС, МИНУТА)

    Знайка-математик снова у нас в гостях, он передал мне конверт с загадками. Давайте попробуем их отгадать. (На доску вывешивается ри­сунок с изображением Знайки-математика).

Первая загадка.

Мы ходим ночью

Ходим днём,

Но никуда мы не уйдём.

(часы)

(Вывешивается на доску макет часов)

3. Работа по теме урока.

    Для чего людям нужны часы? (чтобы вовремя вставать и не опаздывать на работу или школу, вовремя кушать, знать, когда начинается и заканчивается урок и т. д.).

    Человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идёт по небу солнышко - идёт по площадке тень от колышка. Она и показывает время. Но такие часы хороши были только днём и в солнечную погоду.

    Пришлось людям придумывать другие часы. Так появились водяные, песочные и даже из свечки. Сегодня люди пользуются механическими и электронными часами. А учёные изобрели атомные часы, они показывают самое точное время.

    У вас в конверте лежат макеты часов, достаньте их и положите перед собой.

    Давайте узнаем, о чём идёт речь во второй загадке Знайки-математика.

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз

Та, что выше, каждый час.

(стрелки часов)

    Что за коротышка бегает по кругу? (часовая стрелка).

    А её сестрица что повыше и бегает быстрее, как называется? (минут­ная стрелка).

    Кто ребята знает, как двигается часовая стрелка? (очень медленно от одной цифры до другой. От одной большой чёрточки (деления) до другой большой чёрточки (деления).

    А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (от ма­ленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки и двигается она го­раздо быстрее).

    А сколько таких чёрточек (делений) на циферблате? Сосчитайте. (60).

    Кто знает как называется расстояние от одной маленькой чёрточки до другой маленькой чёрточки. (минута).

    А как называется весь круг который проходит маленькая стрелка? (час).

    Ребята кто может сказать сколько в часе минут? (60).

Вывешивается карточка 1 час=60 мин

    Посмотрите, как улыбается Знайка-математик. Он хочет вам сказать, что вы молодцы! Сами разобрались в новой теме.

(включить проектор)

4. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Говорят: часы стоят

тик-так, тик-так, тик-так

Говорят: часы спешат

тик-так, тик-так, тик-так

Говорят: часы идут

тик-так, тик-так, тик-так

Но немножко отстают

тик-так, тик-так, тик-так

Мы смотрели с Мишкой вместе,

А часы стоят на месте

тик-так, тик-так, тик-так

5. Практическая работа в парах.

    Давайте посмотрим, как мальчик Юра утром собирается в школу по часам, и сами поупражняемся в определении времени. (Практическая работа на интерактивной доске и с моделью часов).

    Поставьте минутную стрелку на цифру 12, а часовую на цифру 3.

    Какое время показывают часы? (3 ч.)

    Поставьте минутную стрелку на цифру 1.

    Сколько времени прошло? (5 мин.)

    Назовите время (3 ч. 5 мин.)

    Молодцы!

6. Закрепление изученного материала.

    Откройте учебники на странице 31 № 3.

    Прочитайте задачу.

    Что известно в задаче? Каково условие задачи?

    Что надо узнать в задаче? Какой вопрос задачи?

Один ученик делает краткую запись на доске.

I п. - 30 мин.

II п. - ?, на 10 мин.

Решение - устно.

    Измените вопрос, чтобы задачу нельзя было решить одним действием.

    Как изменится краткая запись? (Добавится фигурная скобка со знаком вопроса).

Задачу решить самостоятельно с последующей взаимопроверкой.

I п. - 30 мин.

II п. - ?, на 10 мин. ?

    30-10=20 (мин.) - II партия

    30+20=50 (мин.) - всего

Ответ: 50 мин. длились две партии.

    Что на уроке вам было особенно интересно?

    Запишите домашнее задание:

    Молодцы ребята, вы очень хорошо поработали.

    Урок окончен.

    Всем спасибо.

Список литературы.

    Александров М.Ф., Волошина О.И. Математика. Начальная школа: Учебно-методическое пособие. - М.,2011.

    Жигалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике: Пособие для учителя. – М.,1987.

    Кульневич С.В., Лаконценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе. – М., 2012.

    Я иду на урок в начальную школу: Математика. – М., 2000.

Воспитателя I отделения социальной реабилитации здания № 3 Деминой Е.И. ГБУ СО СРЦ «Возвращение» г. Саратова

Коррекционная цель:

Обогащать представления детей об истории создания часов, их разнообразии и необходимости в жизни человека.

Задачи:

  • Развивать познавательные интересы, внимание (слуховое и зрительное) , умение сравнивать предметы, устанавливать их сходства и различия.
  • Закреплять умение считать до 10, воспроизводить количество звуков, соотнося их с цифрами.
  • Обогащать словарь детей словами: циферблат, корпус, часовой механизм, солнечные, водные, песочные, механические часы; учить образовывать прилагательные.
  • Воспитывать чувство «времени» , умение его беречь и разумно использовать.

Форма проведения: интегрированное, групповое.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Приемы: рассказ воспитателя, загадки, дид. игры, пояснения, педагогическая оценка, выполнение заданий, переключение видов деятельности, рассматривание, использование мультимедийноего оборудования.

Предшествующая работа: Беседа о часах, рассматривание коллекции часов, отгадывание и придумывание загадок о различных часах. Дид. игры: «Назови который час» , «Что сначала, что потом?» , «Собери циферблат» . Чтение книги

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитофон, будильник, сенсорная игра «Часы» -2 шт.; бубен, повязка, цифры от 1 до 5; песочные часы, циферблаты нарисованные (по количеству детей) , карандаши.

Ход занятия

Вводное слово воспитателя:

Ребята, сегодня на занятии мы поговорим об удивительном приборе, которого иногда даже не замечаем, но без которого не сможем жить. Если этот прибор исчезнет, то не смогут летать самолёты и плавать корабли, на железной дороге произойдёт множество крушений, заводы и фабрики прекратят работать, а спортсмены устанавливать рекорды. Вы догадались, о чём пойдёт речь? (Нет, тогда ещё одна подсказка…дети и взрослые начнут опаздывать в школу, на работу, в театр… почему?) . Без чего мы не можем жить в современном мире? (Без часов) . Постойте, кажется, кто-то плачет…

Включается мультимедиа: На экране появляется будильник

Здравствуй, будильник. Почему ты плачешь?

(Магнитофонная запись)

Будильник: Здравствуйте, ребята! У меня случилась беда, я поссорился с минутной стрелкой, и она ушла от меня в Замок Часов к главному часовщику. Теперь я не работаю. Я написал письмо, извинился, но главный часовщик сказал, что вернёт мне минутную стрелку, если я выполню все его задания.

Ребята, помогите мне, я один не справлюсь!

Мы тебе обязательно поможем, правда, ребята!

Включается мультимедиа: Смотрите, главный часовщик даёт нам 1 задание:

«Здесь пословицы таятся, в них ты должен разобраться» . Нужно дополнить пословицы и поговорки.

«Всему своё …» дети дополняют (время) ,

«Не откладывай на завтра то, … (что можно сделать сегодня) ,

«Утро вечера… (мудренее) ,

«Час от часа не… (легче) ,

«Делу время, а потехе… (час) .

Посмотрите и скажите, как называются эти часы: Включается мультимедиа: (На экране картинки)

Если часы стоят на полу, то они называются…? (напольные)

Если висят на стене, то называются…? (настенные)

Если надеваются на руку…? (наручные)

Если их носят в кармане…? (карманные)

Как называются эти часы? (Часы - украшения, часы - кулон, часы - браслет, часы - кольцо)

Как называются эти часы? (Часы с кукушкой)

Показ: уличных, электронных, башенных часов на мультимедиа.

Какие башенные часы самые главные в нашей стране? (Куранты на Спасской башне в Москве)

Вот видишь, Будильник, первое задание мы выполнили. Разреши нам познакомиться с тобой поближе и рассмотреть из каких частей ты состоишь. (Рассматриваем разобранный будильник) . Прошу назвать части: корпус, передняя стенка, задняя стенка металлическая, ключи для завода, кнопка, которая выключает завод, ножки, циферблат с цифрами и 3 стрелки. Короткая стрелка - часовая, длинная - минутная. Как вы думаете, какая стрелка быстрее движется минутная или часовая? Зачем будильнику нужна третья стрелка? (Для того, чтобы он прозвенел в определённое время) . Что двигает стрелки? (Часовой механизм. Он состоит из шестерёнок, которые вращаются и двигают стрелки) . Отсюда и название этих часов - механические. Хотите узнать, как работает будильник? Садитесь поудобнее… Смотрите.

Включается мультимедиа: (Отрывок из мультфильма «Фиксики» 4 серия «Будильник» )

А теперь второе задание часовщика. Настольная игра «Собери часы» . Дети делятся на 2 команды (мальчики и девочки) .

«Нужно вам часы собрать, времени не потерять

Раз, два, три – собирать начни…» (играет музыка)

Молодцы. Вы справились с заданием.

Теперь 3 задание: Вспомните, какие часы были самыми первыми на земле.

Включается мультимедиа

Они были гениально простыми: шест, воткнутый в землю вокруг него нарисована шкала времени. Тень, от шеста передвигаясь, показывала, который сейчас час.

Солнце любят все на свете,

Нет другой такой красы

Солнце греет, солнце светит,

А еще оно-часы.

Удобными ли были эти часы? Почему нет? (Высказ. детей: в пасмурную погоду, когда не было солнца, они не работали. Эти часы легко могли сломать и затоптать.)

Физминутка. Давайте поиграем в игру «Тик-так» . Дети становятся в круг, они- «цифры» . Выбирается водящий, он – «стрелка часов» . Ему завязывают глаза, он находится в центре круга. Играющие хором произносят слова и выполняют движения:

Текст Движения

Тик-так, тик-так!

Мы всегда шагаем так:

Шаг влево, шаг вправо,

Стрелка, стрелка покружи

Час который, покажи. Наклоны влево, вправо

Ходьба на месте

Шаг влево, шаг вправо

Наклон вперед, наклон назад

Водящий вытягивает руку вперед

Поворачивается на месте вокруг себя,

После слова «покажи» -останавливается.

Тот ребенок, на которого указывает рука водящего, произносит: «Тик-так!» .

Водящий должен угадать имя ребенка.

4 задание: Какие часы изобрели после солнечных? (водные)

«А солнца нет-тогда беда,

Но справились с бедою

Решили время измерять

Не солнцем, а … (водою)

Включается мультимедиа

По капелькам вода перетекла из одного сосуда в другой, и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Интересно, что самый первый будильник был тоже водным. Его придумал философ Платон, для своих учеников, две тысячи лет назад. Состоял он из 2-3х сосудов, в верхний наливали воду, откуда она понемногу вытекала в нижний, вытесняя воздух. Воздух по трубке устремлялся к флейте, находящейся в нижнем сосуде и флейта звучала. Услышав этот сигнал, ученики бежали на уроки.

Интересно, а хорошо ли вы слышите сигналы. Давайте поиграем в игру «Будь внимательным» . Под музыку вы движетесь по залу, когда музыка заканчивается, слушайте и считайте, сколько раз я ударю о бубен. Нужно встать по столько человек, сколько будет сигналов.

Подвижная игра под музыку

5 задание.

Текла вода и годы шли,

Еще часы изобрели

Нехитрые, но точные

Назвали их … (песочные)

Показ песочных часов на мультимедиа.

Как они работают? Чем удобны и чем неудобно? (в них сыпется песок и люди узнают, который час) . Их можно носить с собой, но необходимо все время переворачивать. Зато именно по песочным часам можно «увидеть» минуту. Давайте, за то время пока сыпется песок, попробуем выполнить задание.

Дети садятся за столы. Вам нужно ровно за 1 минуту раскрасить эти часы.

Вы можете взять карандаш любого цвета, раскрасить только ремешок или часы, насколько вам хватит времени. Смотрите на часы-они покажут вам, торопиться или нет!

Молодцы, мы выполнили все задания главного часовщика и посмотрите, что изменилось в нашем Будильнике?

Включается мультимедиа. (У него появляется стрелка, он улыбается)

(Магнитофонная запись)

Спасибо, ребята! Ко мне вернулась минутная стрелка. За вашу помощь я хочу показать вам необычные часы, которые находятся в Москве, перед входом в кукольный театр С.В. Образцова.

Показ видеозаписи.

Ребята, вам понравилось занятие? О чем мы сегодня говорили? Какие задания часовщика понравились?

Установка на дальнейшую деятельность.

Список использованной литературы:

1. Цветкова Н. «Время и часы» Москва «АСТ» , 2015 г.

  • Презентация.
  • Смайлики
  • Электронная физминутка

Ход урока

1слайд.

2слайд.

  • Прочитать решение задачи. Ответ.
  • Прочитать решение выражений.

1) 3 слайд.

(Октябрь, классная, работа - дети объясняют орфограммы)

2)Минутка чистописання.

3) Математический диктант:

Найти сумму чисел 7 и5;

Найти разность 14 и 6;

Карточки с примерами

ІV. Мозговой штурм.

  1. 4 слайд.

Фрагмент какой сказки мы сейчас смотрели? («Сказка о потерянном времени»)

Как вы думаете, о чем мы будем говоритьсегодня на уроке?

V . Объявление темы:

V . Изучение нового материала

Но никуда мы не уйдём. (часы)

2) 5 слайд. «Для чего нужны часы?»

4) Работа с моделями часов.

-

Покажите маленькую стрелку.

Как она называется?

Покажите большую стрелку.

Как она называется?

8 Слайд «Цена минутки»

5) Решение примеров за 1 мин . 9 слайд.

VІ. Физминутка.

Предлагает изменить вопрос так, чтобы задачу можно было решить дей-ствием сложения, двумя действиями.

VІІІ.

ІХ. Игра «

Х .Итог (2 мин.)

Х І.Домашнее задание.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока на тему " Час. Минута" »

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

СИМФЕРОПОЛЬСКОЙ РАЙГОСАДМИНИСТРАЦИИ

МОЛОДЁЖНЕНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

I - III СТУПЕНЕЙ №1


Районное методическое объединение учителей начальных классов

«Внедрение ФГОС в образовательный процесс школы»

Методическая разработка урока по дисциплине:

Математика

Тема: Минута. Час.

Разработал:

Учитель начальных классов 1 категории

Парамонова Лада Анатольевна

п. Аграрное -2014

УМК «Школа России»

Тема урока: Час. Минута.

Продолжительность учебного занятия: 45 мин

Тип урока: урок объяснения нового материала

Задачи учебного занятия:

Учить определять время по часам, знакомить с единицами измерения времени –часом и минутой;

Развивать вычислительные навыки и умение решать задачи.

Планируемые результаты:

    Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 -30; продолжить работу над обратными задачами; прививать интерес к предмету. Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр,

    Метапредметные результаты: Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, навыки работы на ПК, навыки чтения

    Личностные: Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Развивать креативность и творческие качества личности. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.

Оборудование :

    Персональный компьютер, телевизор.

    Презентация.

    Электронное приложение к учебнику Моро. Математика 2 кл. ФГОСМ., Просвещение,.20012г

    Палитра математическая с карточками «Час, минута», «Сложение и вычитание в пределах 100 вида 45+4, 45-5.

    Часы настенные, будильники, электронные

    Карточки с пословицами о времени

    Смайлики

    Электронная физминутка

    Учебник, рабочая тетрадь ученика.

Ход урока

1слайд.

I. Организационный момент. Приветствие.

2слайд. Прозвенел звонок, начинается урок.

ІІ. Проверка домашнего задания

ІІІ. Актуализация опорных знаний

1) 3 слайд. Запись числа, классной работы.

Охарактеризуйте число 11 (Двузначное, в числе 1 дес. и 1 ед.)

(Октябрь, классная, работа – дети объясняют орфограммы)

2)Минутка чистописання. Пропишите то число, которое следует за числом 11.

3) Математический диктант:

Найти сумму чисел 7 и5;

1 слагаемое 3, второе слагаемое 8. Найти сумму;

Найти разность 14 и 6;

Уменьшаемое 11,вычитаемое 3. Найти разность;

Записать число, в котором 3дес. и 8 ед.; 9дес. и 9 ед.

Карточки с примерами

20 + 9 = 97 -7 =

ІV. Мозговой штурм.

1)4 слайд. Фрагмент мультфильма.(Волшебники собираются под. часами и проверяют время. На часах 8 часов 30 мин.)

–Фрагмент какой сказки мы сейчас смотрели? («Сказка о потерянном времени»)

Вопрос для самых внимательных. Сколько времени было на часах, корда дети бежали в школу? (На часах 8 часов 30 мин.)

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

V . Объявление темы:

Сегодня на уроке мы будем говорить о времени и познакомимся с некоторыми единицами времени.

V . Изучение нового материала

1)-Загадка: Мы ходим ночью, ходим днём,

Но никуда мы не уйдём. (часы)

Для чего людям нужны часы? (высказываются)

2) 5 слайд. «Для чего нужны часы?»

Знаете ли вы, что человек изобрёл часы очень давно. Сначала это были солнечные часы. Расчертили люди круглую площадку под открытым небом и поставили посредине колышек. Идёт по небу солнышко- идёт по площадке тень от колышка. Она и показывает время (часы). Но такими часами можно было пользоваться только днём и только в хорошую солнечную погоду. Пришлось тогда людям придумывать другие часы.

Водяные (использовались еще 2 500лет тому назад. Воду наливали в сосуд. Когда вся вода выливалась, люди, которые смотрели за часами, громко кричали об этом, и снова наполняли сосуд. Так делали 6 раз в день)

Песочные часы, которые используются в медицине, мореплавании;

Цветочные часы (цветы раскрываются и закрываются утром и вечером)

Башенные часы. Где находится эта башня? (Симферополь, железнодорожный вокзал)

А по каким часам жители нашей страны сверяют своё время? (Куранты)

6 Слайд «Главные часы страны»

3) Работа с учебником.7 Слайд «Час. Минута»

Прочитайте на стр.30 учебника правило.

Хором: в 1 часе 60 минут. (вывешиваю плакат на доску: 1час=60мин) Запись в тетради.

4) Работа с моделями часов.

- Рассмотрим модель часов. (у учителя)

Покажите маленькую стрелку.

Как она называется?

Какое расстояние она проходит за 1 час? (от одной большой чёрточки до другой)

Покажите большую стрелку.

Как она называется?

Какое расстояние она проходит за 1 минуту? (от одной маленькой чёрточки до другой)

Покажите на часах 8 часов 15 мин, 11 часов 30 мин.

А как вы думаете, минута-это много или мало?

Что можно успеть сделать за 1 минуту? (высказываются)

8 Слайд «Цена минутки» (рассматривают и делают вывод)

5) Решение примеров за 1 мин . 9 слайд.

VІ. Физминутка.

VІІ. Решение задачи по учебнику.

1-я партия - 30 мин

2-я партия - ?, на 10 мин меньше

Предлагает изменить вопрос так, чтобы задачу можно было решить дей­ствием сложения, двумя действиями.

VІІІ. Демонстрация электронного приложение к учебнику Моро. Математика 2 кл. ФГОСМ., Просвещение,.20012г. Режим дня.

ІХ. Игра « Режим дня». Назвать режим дня по часам.

Х .Итог (2 мин.)

Чего раньше не знали, а теперь знаете? (высказываются)

Что показалось вам интересным?

Какую работу вы выполняли на уроке?

С какими единицами времени мы познакомились?

Х І.Домашнее задание.

Решить задачу №4, принести на урок модель часов, которые мы сделаем сегодня на уроке труда.

10 слайд. Молодцы!! Спасибо за внимание!!!

Цели урока:

  1. расширить и уточнить знания учащихся о сутках;
  2. формировать умение определять время;
  3. формировать конкретные представления об отношении между единицами измерения времени;
  4. учить детей использовать разумно каждый час, каждую минуту;
  5. познакомить учащихся с историей создания часов;
  6. повторить преобразование крупных единиц измерения в более мелкие и выполнять обратную операцию;
  7. формировать вычислительные навыки, умение решать задачи с новыми единицами измерения.

Оборудование урока:

  1. модели часов, индивидуальные часы;
  2. выставка книг Э.Котляр «Часы-часики», Я. Шур «Сколько стоит минута», И.Мельников «Про часы и о часах», Е.Шварц «сказка о потерянном времени».

Ход урока

1. Организационный момент.

Итак, урок математики.
- Над какой темой работали на предыдущем уроке?
- Вспомните загадки, которые относятся к теме «Время».
- Сегодня мы сможем расширить наши знания о времени. А девизом нашего урока будет такое высказывание «Больше дела, меньше слов».

2. Актуализация знаний.

Какой предмет помогает определить дату? (Календарь ).
- Какие календари существуют?
- Какой год начался 1-го января? Какой был предыдущий? Какой год последует за 2007 годом? К какому веку они относятся?
- Сколько составит четвертая часть месяца?
- Восстанови последовательность: сутки, секунда, неделя, год, час, месяц, минута, век, тысячелетие.

Работа по табелю-календарю.

Мы поедем в театр во второй вторник февраля. Когда это будет?
- Веселые старты запланированы в 1-ый месяц весны, на 3-ей неделе, в четверг. Какого числа состоится это мероприятие?
- Расскажите нам о своем дне рождения по аналогии, а мы попробуем определить его дату.

3. Постановка темы урока.

Объясните смысл поговорки, и вы определите тему урока.

Когда так говорят: «Делу время – потехе час». Отгадайте загадку «Они все время идут, но никуда не уйдут». (Часы).

Определение темы урока.

Какие задачи вы ставите перед собой сегодня на уроке? А моя задача?

4. Знакомство с новым материалом.

Я хочу рассказать вам историю…

Эти события произошли в далекой волшебной стране Времени. Правил этой страной

честный и справедливый король, и жили в ней очень добрые и трудолюбивые люди, о которых в дальнейшем сложили поговорку «Работают как часы».

Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время? Первыми устройствами для этого были:

Солнечные часы
всех часов предки!
Сейчас они редки.
Циферблат на земле лежит,
А по нему солнышко бежит!
Они бывали на площадях,
На лужайке. В саду –
У солнышка на виду!<Рисунок 1 .>

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. А как они называются, вы узнаете, отгадав математический кроссворд.

Групповая работа.

Расположите ответы в порядке убывания. Как называются эти часы?

Это водяные часы, греки называли их «клепсидрой». «Теряешь воду!» - замечали древние, если кто-то говорил не по делу.

Первая клепсидра представляла собой простой цилиндрический сосуд, из которого переливалась по каплям вода. Поплавок со стрелкой поднимался или опускался. А по отметкам на сосуде определяли, сколько воды вытекло, столько времени и прошло. Такие часы показывали время и днем и ночью – не забывай только воды подливать.

Но и такие часы были неудобны. И вот часовых дел мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы -

Песочные часы – точные!
В них песчинки текут –
Секунды бегут!
Как песчинки собрались,
Холмиком улеглись
в колбочке из стекла,
так и минутка истекла!(Показ песочных часов.)

Но и эти часы были неудобны, почему? Правильно, их все время надо было переворачивать.

Были изобретены и часы, работающие с использованием свечи. <Рисунок 3 >

Долго трудились люди, искали и создали первые механические часы с одной часовой стрелкой, вскоре догадался мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой, которые стали называться механическими.

Кто не слышал,
Как бьют
На королевской башне часы-гиганты
Времени точные гаранты?
Работа у этих часов славная,
А в королевстве они главные. <Рисунок 4 .>

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. Злой повелитель соседней страны, у которого не было таких часов, решил во что бы то ни стало заиметь эти часы. Послал он коварного Тролля, который с помощью заклинания уменьшил часы и унес. И поселился в стране хаос и беспорядок. Люди, привыкшие жить по часам и умевшие ценить каждую минуту, решили вернуть верного друга-помощника.

В погоню за коварным Троллем, похитителем волшебных часов, отправились дети короля Времени: сын – час и дочь – минута. Но Тролль предвидел, что будет погоня, поэтому подготовил различные ловушки.

Дорога, выходящая из королевства, начиналась с улицы Умножения, и там необходимо было преодолеть первую трудность, но дети легко справились с этими заданиями.

5. Работа под руководством учителя.

Математический диктант.

а) 1 множитель 365, второй множитель 1, найдите произведение?
б) если в неделе 7 дней, сколько дней в месяце?
в) сколько лет в 3 веках?
г) сколько месяцев содержится в полутора годах?

Чтобы попасть на улицу Деления, необходимо спуститься по крутой лестнице, на которой вновь была ловушка для детей.

а) полгода - сколько это месяцев?
б) в году 365 (366) дней, сколько это недель?
в) 60 месяцев, сколько это лет?
г) найдите число, равное 1/6 от 3600?

Пройдя улицу Деления, Час и Минутка спустились к пристани, где ждала их лодка, но детям надо было найти значение выражений:

320:80х3 (4800-1200):60

Найдя значение выражений, дружные ребята запрыгнули в лодку и поплыли, но вскоре приплыли к дремучему лесу. Навстречу вышел лесовичок. Он приготовил для ребят загадки:

1. Выходило 12 молодцев, 12 молодцев – это 12 месяцев.
Выносили 52 сокола, 52 сокола – это количество недель в году.
Выпускали 365 лебедей. 365 лебедей – это количество дней в году .

Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, - каждый час.

О чем это загадка? (О стрелках часов). Что узнают по часам? (Используется модель часов.)

Практическая работа.

Возьмите в руки модель циферблата и расскажите о нем.

Как называется маленькая стрелка?

А большая?

Что показывают 5 маленьких делений между двумя большими? (Это 5 минут, которые проходит минутная стрелка).

Сколько всего таких маленьких штрихов на циферблате? (60 штрихов, т.к. всего в одном часе 60 минут.)

Сколько времени пройдет, если часовая стрелка пройдет полный оборот? (12 часов.)

6. Физкультминутка.

Зря мы время не теряли:
Умножали и делили.
А сейчас мы отвлечемся
Физминуткою займемся.

Кто не знает, что для нас
Очень дорог каждый час.
Зря мы время не проводим,
И как стрелки быстро ходим.

С нами преданно дружны
Всем известные часы,
Чтоб всегда все успевать,
Их устройство надо знать!

7. Работа под руководством учителя.

Работа по учебнику.

1) № 2, стр.60

2) № 3, стр.60

Работа с моделью часов.

3) Сегодня мы не только будем определять время, но и научимся говорить по-разному.

7 ч 15 мин – 5 минут восьмого.

7 ч 30 мин – половина восьмого.

7 ч 15 мин – четверть восьмого.

7 ч 45 мин – без 15 минут восемь, без четверти восемь.

Давайте вспомним о наших сказочных героях. Они тем временем почти были у цели, тихо войдя во дворец, Час и Минутка увидели злого Тролля, который тщетно бормотал заклинание, он забыл часть слов, и поэтому не мог увеличить часы. Заметив детей короля Времени, он расстроился и сказал: «Не ожидал я, что вы так быстро справитесь со всеми моими ловушками, но я признаю себя побежденным лишь тогда, когда вы справитесь со следующими заданиями».

8. Самостоятельная работа.

Задание 1. Восстановите временную последовательность:

завтра, позавчера, послезавтра, сегодня, вчера

Работа в тетрадях.

Задание 2.

1. Дождь начался в 6 утра и длился 2часа 15 минут. Во сколько дождь закончился?

2. Произносить заклинание я начал в 8 часов 15 минут и продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы я не забыл слова?

3. Свой путь вы начали в 7 часов утра, а сейчас 7 часов вечера. Сколько времени вы были в пути?

Задание 3.

Запишите, какое время покажут часы через 10 минут, если сейчас они показывают:

1ч 25 мин; 2ч 55 мин; 6 ч 40 мин.

1 телефонистка принимала 25 телеграмм в час, а вторая на 4 телеграммы больше, чем первая, а третья – в 2 раза больше, чем вторая. Сколько телеграмм принимала третья телеграфистка? Какие вопросы можно еще задать?

Задание 5.

№ 10, стр.61.

Самопроверка по эталону.

Справившись с заданиями Тролля, дети забрали часы, принадлежавшие их королевству, и отправились в свою страну. И вновь в стране Времени воцарился порядок и счастье. А трудолюбивые люди продолжали изобретать все новые часы. Так закончилась эта волшебная история.

И давно знакомы нам уже часы без стрелок и циферблата. На плоскости часов – окошечко, в котором, сменяя друг друга, появляются цифры. Кто знает, как называются такие часы?

А есть и новые – электронные,
Часы неугомонные!
Только раз их заведи,
Заведешь и год ходи! <Рисунок 5 .>

В Англии на одной из королевских башен находятся сложные механические часы – астрономические , которые показывают не только время, но и ход планет вокруг солнца.

Современная наука и техника требуют от часов все большей точности. Механические часы это обеспечить не могут. Изобрели кварцевые часы , они убегают или отстают лишь на 1 секунду за 30 лет.

А самые точные часы – молекулярные . Они считаются эталоном времени.

9. Подведение итогов урока.

Чем заинтересовал вас урок? Что новое вы узнали?
- Какие часы появились первыми?
- Какие появились позже?
- Перечислите все виды часов, о которых вы узнали сегодня на уроке?
- Чем отличаются механические часы от электронных часов?
- Какие единицы измерения можно назвать по модели часов? (Час, минута, секунда).
- За какое время минутная стрелка проходит расстояние между двумя маленькими штрихами? (За одну минуту).
- Выполнение каких заданий вызывало у вас затруднение? Почему? С чем это связано?

10. Домашнее задание:

  1. с. 61, № 11, 13.
  2. творческого характера – по желанию подготовить сообщение о знаменитых или старинных часах; подобрать пословицы о времени и объяснить их смысл;
  3. прочитать книги, представленные на выставке.

Тема урока: Час. Минута.

Цели урока: научить измерять время с точностью до часа и минуты; установить связь между минутой и часом; развивать умение решать простые задачи на определение продолжительности события; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение работать коллективно и самостоятельно; развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать желание ценить и беречь время.

Ход урока

I .Организационный момент. Создание ситуации успеха.

Какое у вас настроение? На что оно похоже на ласковое солнышко или сердитую тучку?

Мне очень хочется, чтобы на протяжении всего урока у вас было хорошее настроение.

Каким же будет наш урок? Давайте прочитаем вместе. (цепочкой)

интересным

познавательным

полезным

И… необычным, потому что сегодня у нас урок-исследование. Ровно на 45 минут вы превратитесь в маленьких исследователей.

Какими же сегодня вы должны быть? (внимательными, старательными, активными, наблюдательными)

И я уверена, что у вас всё получится, ведь у каждого для успеха есть (давайте проверим):

    глаза, чтобы видеть (ученики выполняют гимнастику для глаз);

    уши, чтобы слышать (делают массаж ушей);

    руки, чтобы исследовать (трут ладони);

    голова, чтобы думать (гладят себя по голове);

    и главное, у нас есть сердце, чтобы чувствовать!

II . Проверка домашнего задания.

И начнём мы наше исследование с проверки домашнего задания. (стр. 103 №9)

40+5=45 57+3=60 64-3=61

20+7=27 63+7=70 79-1=78

50+4=54 34+6=40 85-4=81

Назовите числовое выражение с наибольшим значением. 85-4=81

Прочитайте выражения, у которых второе слагаемое равно 7.

Назовите выражения, значение которых чётное число.

50+4=54 57+3= 60 63+7=70 34+6=40 79-1=78

Назовите все круглые числа, которые встретились в домашнем задании. 40, 20, 50, 60, 70.

Какое из них является суммой двух других? 60 это 40+20

Молодцы!

Исследование домашнего задания прошло успешно, и я приглашаю вас в школу юных исследователей.

III . Устный счёт.

- Назовите в каждом ряду лишнее число.

2, 4, 5, 27 , 7, 8. (Оно двухзначное)

16, 17, 8 , 23, 45, 50. (Это число однозначное, а все остальные…)

20, 30, 40, 50, 65 , 70. (Оно некруглое, нечётное)

14 , 27, 39, 41, 85, 93. (Это число чётное, а все остальные нечётн.)

11, 33, 44, 52 , 66, 77. (В этом числе не совпадает количество единиц первого и второго разряда)

27, 8, 65, 14, 52.

Дополните эти числа до ближайшего круглого числа.

27+3=30 8+2=10 65+5=70 14+6=20 52+8=60

27м, 8дм, 65кг, 18ч, 52мин

Во что превратились наши числа? (В величины)

Назовите их.

Чем отличаются величины от других чисел? В чём заключается их особенность? (Величины можно измерить)

Найдите среди них единицы измерения длины. (27м, 8дм)

Какие ещё знаете единицы измерения длины? (километр, сантиметр, миллиметр)

Найдите единицы измерения массы. (65кг)

Какие ещё знаете единицы измерения массы? (грамм, тонна)

IV . Сообщение темы и целей урока.

Посмотрите внимательно на оставшиеся неназванные величины и попробуйте отгадать, что же мы будем исследовать.

Сегодня на уроке мы будем исследовать время и единицы его измерения.

Запишите её.

Какой сегодня день недели?

Какой он по счёту?

Какой день недели предшествует четвергу?

Какой наступает после него?

Сколько всего дней в неделе? Назовите их по порядку.

Сколько дней может быть в месяце?

А месяцев в году?

А что же такое время? Сложно ответить. Не огорчайтесь, на этот вопрос ещё никому не удавалось ответить. Время – это вечная загадка для человека.

Можно ли время остановить? (нет)

А потерять? (Да)

А чтобы мы сегодня не потерялись во времени и не тратили его даром, проводить исследование нам помогут …часы.

(рисунок часов на доске)

V . Объяснение нового материала.

а) Сказка « Как появились часы»

Только часы эти необычные. Вот какую историю они мне рассказали.

Это случилось в далёкой волшебной стране Времени. Правил этой страной честный и справедливый король и жили в ней добрые и трудолюбивые люди. Наблюдая за сменой дня и ночи, за движением солнца и луны, люди стали делить год на месяцы, месяцы на дни, а дни на часы. Но как отсчитывать время?

Первыми устройствами для этого были

Солнечные часы

Всех часов предки.

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бывали на площадях

На лужайке, в саду –

У солнышка на виду.

Утром, когда солнышко вставало, место тени отмечали чёрточкой. Считалось, что час прошёл, когда тень проходила от одной отметки до другой.

Но такие часы были удобны лишь в солнечную погоду. А ночью и в пасмурную - они не работали.

И люди решили изобрести такие часы, которые показывали бы время в любую погоду. Шли годы, часы появились иные.

Клепсидрою звались часы водяные.

Водяные часы – это сосуд, из которого через дырочку постоянно вытекает вода. Дырочка таких размеров, что вся вода из одного сосуда в другой переливается ровно за 1 час. Эти часы показывали время и днём и ночью. Не забывай только воды подливать.

Но и они были неудобны. И вот часовой мастер, живший в стране Времени, придумал новые часы.

Песочные часы – точные.

В них песчинки текут –

Секунды бегут.

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла.

Но и эти часы жителям страны Времени не понравились.

Правильно, их всё время надо было переворачивать.

Долго трудились люди, искали и, наконец, создали первые механические часы с одной часовой стрелкой. Но жители волшебной страны почему-то продолжали опаздывать. Догадался часовой мастер о несовершенстве этого изобретения и соорудил на королевской башне новые часы, с двумя стрелками – минутной и часовой.

Кто не слышал, как бьют на королевской башне

Часы-гиганты, времени точные гаранты?

Работа у этих часов славная,

А в королевстве они главные.

Слава об этих часах разнеслась по всем сказочным королевствам. И с тех пор в каждом городе, на главной площади, на самом высоком здании устанавливают башенные часы.

Как вы думаете для чего? (Чтобы горожане никуда не опаздывали)

А у нас в городе есть такие часы? Где?

На площади Ленина на здании Иезуитского коллегиума и на колокольне Свято-Фёдоровского собора. Часы на колокольне – это часы с боем. Они отбивают каждые полчаса.

А это здание вам знакомо? Это здание железнодорожного вокзала. - И такие часы называются уличные часы.

Добрые жители волшебной страны приготовили для вас подарок.

Что это может быть?

(дежурные раздают часы)

б) Практическая работа

Чтобы всегда и везде успевать часов устройство нужно знать. Внутри часов спрятан сложный механизм. Он работает, и часы отсчитывают время. Время можно увидеть на циферблате. Его показывают две помощницы.

Что это за помощницы? (стрелки)

Как называется маленькая стрелка? (часовая)

А большая? (минутная)

Какое время показывают наши волшебные часы? (1 час)

Установите это же время на своих моделях часов.

Покажите на своих часах 2 часа, 3 часа.

Какая стрелка меняла положение? (часовая)

Как изменилось положение часовой стрелки за один час? (Она перешла от одной большой чёрточки к другой)

Для какой стрелки приготовлены маленькие чёрточки? (минутной)

Если минутная стрелка передвинулась от одного маленького деления к другому, что это будет обозначать? (прошла одна минута)

Если минутная стрелка передвинулась на два деления? (прошло 2 минуты)

На 5 делений? (прошло 5 минут)

(Считаем хором)

Большая минутная стрелка сделала полный оборот и вернулась в начальное положение. А маленькая стрелка потихоньку перешла од цифры 3 к цифре 4 . Что это значит? (Прошёл один час)

А минут, сколько прошло? (60)

Значит, 1час это сколько минут?

1час=60 минут

Запишите наше открытие.

VI . Закрепление изученного материала.

а) упражнения в определении времени.

Определите, какое время показывают часы?

6ч 15мин, 2ч 30мин, 4ч 50мин, 8ч 05мин, 6ч 55мин

Как называются такие часы? (электронные)

Определите, какое время они показывают?

07:05 08:15 10:30 11:45

Покажите это время на своих моделях часов.

Это же время можно назвать по-другому: пять минут восьмого.

Какое время показывают следующие часы?

Как по-другому можно сказать? (15 минут девятого)

Покажите это время на своих моделях.

Какое время показывают эти часы? Как ещё можно сказать?

(половина одиннадцатого, без 15 двенадцать)

Какое время покажут эти часы через 10 минут? Запишите.

(все в тетрадках, один у доски)

Молодцы, вы научились определять и называть время. И помогли нам в этом жители волшебной страны Времени.

А вы хотели бы узнать, как они живут сейчас?

б) решение задач на нахождение времени.

Сегодня в 6 часов утра (покажите это время) в стране Времени начался снег и длился 3 часа 15 минут. Какое время покажут часы, когда снег закончится? (9ч 15 минут)

Какую стрелку нужно передвинуть, чтобы прибавить 3 часа?

Передвиньте.

Что ещё осталось добавить? (15 минут)

Какая стрелка будет работать? (минутная)

Так во сколько закончится снег?

Какое время показывают теперь часы? (9ч 15минут)

Как можно сказать по-другому?

Самый главный и старый волшебник начал произносить заклинание в 8часов 15минут (покажите это время). И продолжал 40 минут. Во сколько должно было произойти волшебство, если бы он не перепутал слова. (8ч 55мин)

У всех исследователей есть технические перерывы, давайте и мы отдохнём.

Физкультминутка

б) Составление и решение задачи по краткому условию.

А где же, по-вашему, делают часы?

Как называется такой завод?

Как вы думаете, у нас в городе есть такой завод?

Есть, называется он «Камертон» и выпускает часы и другие точные приборы.

Ну а сейчас мы отправимся на минский часовой завод луч и изучим его ассортимент.

Для взрослых – 50 часов

Для детей - ?, на 30 часов меньше

Составьте задачу о часовом заводе по краткому условию.

Часовой завод отправил в магазин 50 часов для взрослых, а для детей на 30 часов меньше. Сколько всего часов отправил завод в магазин?

Что известно в задаче?

Что нужно узнать?

Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи?

Можем ли мы узнать, сколько моделей для детей?

Каким действием?

Если мы будем знать, сколько моделей для детей и сколько для взрослых, сможем узнать, сколько всего?

Каким действием?

Ответили мы на вопрос задачи?

Во сколько действий мы решили задачу?

Что узнали первым действием?

Назовите пояснение к первому действию.

Что узнали вторым действием?

Назовите пояснение.

Запишите решение.

Назовите ответ задачи.

в) стр. 94 №4 С.р.

Может ли часы сделать садовник?

Как называются такие часы?

А такие выражения?

Назовите цветы.

Вставьте пропущенные числа в эти числовые выражения, и вы узнаете, в какое время просыпаются эти цветы.

72+ * =77 5ч – одуванчик 8ч – анютины глазки

41+ * =49 6ч – мак 9ч – фиалка

60+ * =70 7ч – тюльпан 10ч - незабудки

Проведите это исследование самостоятельно.

В какое время раскрывается одуванчик? Анютины глазки?

VII . Подведение итогов. Рефлексия.

Что же мы сегодня исследовали?

Какое открытие сделали?

Назовите единицы измерения времени, начиная с наибольшей.

Век, год, месяц, сутки, час, минута, секунда

Понравился ли вам урок? Чем?

Если урок вам понравился, и вы остались довольны своей работой, расположите стрелки часов так, чтобы они были похожи на улыбку. (Показываю на волшебных часах)

А если нет – опустите их вниз.

Покажите.

Я тоже довольна уроком, потому что вы сегодня работали как часы.

VIII . Домашнее задание .

Стр. 95 № 9

Придумайте и нарисуйте свои часы.