Каждый день в лагере. Организация и проведение тематического дня в лагере дневного пребывания детей. Выставка «Лесная фантазия»

Тематический день — программа содержательной деятельности детей и взрослых вокруг какой-либо темы, проблемы.

Тематические дни, как правило, имеют название, например: День именинника, День мам, «Помнит мир спасенный...», «Его величество театр» и т. д.

Программа дня может включать различные направления деятельности:

Интеллектуальное (викторины, игры);

Трудовое (труддесанты, работа в творческих мастерских);

Творческое (конкурсы, концерты);

Спортивное (соревнования, эстафеты);

Организаторское (советы дел, ведущие, оргкомитет, члены жюри).

Тематические дни для всего лагеря . В содержании дня предусматриваются дела для ребят разных возрастов, а также программы для всех.

Разработку планирования и организацию такого тематического дня берет на себя координационный совет, куда входят председатели советов отдельных дел дня.

Тематический день на каждый день . Планируются центральные дела дня, за организацию которых ответственен тот или иной отряд или творческая группа (оргкомитет) из числа ребят, интересующихся определенной темой. Такие дни могут быть как в общелагерных, так и в отрядных планах. Например: «День спорта» (соревнования, трибуна наград). «День туриста» (поход, туристическая эстафета, конкурс «Лесная фантазия»), «День дозорных» (отряд дежурит по лагерю), «День памяти» (возложение венков к памятнику 22 июня, линейка), «День веселых мастеров» (работа в мастерских, конкурс-выставка «Своими руками», награждения, концерт-экспромт), «День барона Мюнхгаузена» (конкурс на лучший рассказ-небылицу, задание отыскать ошибки в рассказе барона и др.), «День Шерлока Холмса» (конкурсы, игры на внимание, наблюдательность), «Речной день» (соревнования по плаванью, игры на воде), «День военного положения» (военная игра), «День смеха» (смехопанорама), «День фантазеров» (конкурс фантпроектов), «День музыки» (концерт «Мелодия»), «День села» (встреча с сельскими ребятами, трудовые дела).

Тематические дни, включенные в циклограмму работы лагеря . Ответственность за организацию таких дней могут нести:

Дежурный отряд;

Совет дела (представители разных отрядов);

Оргкомитет.

Ниже мы предлагаем вам несколько примерных программ проведения тематических дней в лагере:

Мой Новосибирск родной

Театрализованное начало: «Говорит Новосибирск».

Конкурс ораторов «Приезжайте в город к нам», певцов — «Мелодии Сибири», народных умельцев — «Сибирский сувенир», реклам — «Сделано в Новосибирске», рисунков -— «Уголки родного города». Конкурсы проводятся на разных площадках.

Демонстрация лучших работ, награждение выступлений, представление лауреатов.

День мира

Шествие и торжественный митинг у памятника «Помнит мир спасенный».

Конкурс рисунков на асфальте, плакатов «Мы мечтою о мире живем» (участвуют младшие отряды).

Военно-спортивная эстафета «Смелые. Сильные. Ловкие.» Участвуют разновозрастные команды отрядов.

Час встреч «У нас в гостях участники войны, труженики тыла». Мероприятие проходит по отрядам или по возрастным группам.

Программа «А песня ходит на войну...»: театр военной песни, солист с гитарой, музыкальная викторина, гости программы.

Его величество театр!

Просмотр спектакля.

Конкурс художников «Афиша» — нарисовать афишу к просмотренному спектаклю.

Конкурс выразительного чтения и сценического движения «Моя роль...» (в костюме).

Конкурс театрального костюма.

Гала-концерт. Награждение.

ДЕНЬ ЛЕСА

Игра-путешествие «Тайны зеленого бора»

(старшие отряды проводят для младших)

Лесная эстафета:

игровые задания,

викторины (старшие проводят для средних)

Выставка «Лесная фантазия»:

Сбор материалов и оформление

Работа жюри

«Лесоконцертный зал приглашает...»:

музыкальные клипы

Аукцион лесных даров

ДЕНЬ ЦВЕТОВ

Прогулка в лес:

Подготовка к выставке цветочных композиций

Конкурсы на выставке:

- «Придумай название»

- «Самый внимательный посетитель»

- «Знатоки цветов»

«Цветик-семицветик»: Игры, эстафета для всех

Концерт-ромашка (выступление младших отрядов)

Карнавал цветов: костюмированное представление старших отрядов

Цветодискотека.

ДЕНЬ СКАЗКИ

Сказочная зарядка (проводят герои сказок)

Путешествие в Сказочный лес

Программа конкурсов «В гостях у царевны Несмеяны»

Богатырские потешки

(спортивные соревнования для мальчиков)

Брейн-ринг «В некотором царстве»

Вечерняя программа «Дом сказок»

(театрализованное действо с играми, затеями, потехами)

ДЕНЬ ДЕВОЧЕК

«Сюрприз с утра»:

песня у окна

Джентльменская линейка:

Творческие поздравления

Сувениры (сердечки, солнышки) в подарок девочкам

Эстафета конкурсов:

«А ну-ка, девочки!», конкурс модельеров, хозяюшек, танцевальный конкурс, литературный турнир (жюри - только мальчики)

Шоу-программа «В кафе "Людмила"»:

Награждения по номинациям

Угощения

Танцевально - развлекательные паузы

ДЕНЬ МАЛЬЧИКОВ

Утренний сюрприз:

Песни о мальчиках

Красочные газеты

Плакаты, фотоколлажи

Праздничный приказ «Мы вам точно сказать хотим...»

Конкурсы:

«Хозяин», «Эрудит» (жюри — только девочки)

Шоу-программа «В кафе "Руслан"»:

Показательные выступления (на сцене только девочки)

Награждения по номинациям

Парад мальчишек

Дискотека

ДЕНЬ ИМЕНИННИКОВ

Пресс-стена «Поздравляем...»:

Поздравительные телеграммы

Открытки от ребят, сказочных героев, эстрадных звезд и др.

Стол подарков:

Праздничный обед (специальный стол для именинников)

Поздравительные тосты друзей

Шоу-программа «Под знаком именинника»

Концерт-капустник «Мы посвящаем Вам...»

(музыкальная программа по заявкам)

Лотерея имен

Ответное слово именинников «Благодарим...»

Танцы, игры, затеи

Спортивный стенд в летнем лагере

Не секрет, что качество проведения любого дела далеко не в последнюю очередь зависит от того, как оно оформлено, т. е. речь идет о таких средствах наглядности, как афиши, вывески, стенды и проч. Мы предлагаем вам свой вариант оформления спортивного стенда на всю смену лагеря (см. рис.).

На стенде могут быть представлены следующие рубрики:

Спортинформбюро представляет . Это спортивный календарь смены — информация о спортивных делах отрядов, например: «День бегуна», «Веселые старты», «Спортивная кругосветка», «Встреча по пионерболу», «Розыгрыш кубка по футболу» и т. п.

Спортивные звезды сезона. Размещаются фотографии (или таблички с именами и фамилиями) ребят, ставших призерами спортивных состязаний (с указанием отряда и вида спорта). Это может быть:

Пьедестал почета: сменная информация по итогам прошедших в лагере соревнований по различным видам спорта (индивидуальные, командные первенства).

Флаг поднят в честь: стойка с флагами разных цветов; с эмблемами тех или иных соревнований; табличка с фамилиями указывает, в честь кого поднят флаг.

Герои «Дня Нептуна»: имена и фамилии ребят-победителей конкурсов или соревнований на воде.

Шахматный трон: почетное место для информации о победителях шахматного турнира.

Летние игры . Смена может включать в себя следующие четыре тура:

. «Лесной стадион»;

. «На солнечной полянке»;

. «Школа мячиков»;

. «Голубая волна».

Имена победителей каждого тура размещают на свободном лепестке цветка (см. рис.). В середине цветка можно отметить имена тех, кто стал призером по общим итогам прошедших игр.

От старта к финишу. Это своеобразный экран соревнований, изготовленный в виде плаката. Соревнования могут проходить по различным игровым направлениям. Например.

В дачном сражении участвуют 2 команды с любым количеством игроков. Ответы на все задания записываются капитаном и передаются жюри. (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.)

Мероприятие актуально для учащихся 2—4 классов.

Ведущий. Дача — это и место отдыха, где нас ждут купание, рыбалка, грибы, и место неустанной работы по возделыванию земельного участка. Дачный сезон длится с ранней весны до поздней осени. И каждый сможет найти себе на даче занятие по душе!

А мы с вами сегодня проведем дачный поединок и выясним, какая команда более компетентна в дачных вопросах.

Открываем сражение двух команд задачами про дачу. Каждую задачу я читаю один раз. Будьте внимательны. (После совместного обсуждения и решения капитан передает ответ в письменном виде жюри.)

ЗАДАЧИ

♦ Дядя Вася высадил на грядку 20 Капустин. 3 Капустины затоптал соседский индюк. 5 Капустин сломал сын дяди Васи футбольным мячом. 4 — съели вредители. Остальные Капустины выросли. Сколько кочанов капусты выросло? (8)

♦ Одна сторона участка дяди Васи длиной 18 метров примыкает к зоопарку, где живет очень любопытный жираф. Один шаг жирафа — 3 метра. Сколько шагов он делает, когда идет от одного края участка до другого? (6)

♦ Жираф из предыдущей задачи таскает с участка все, что там растет. Дядя Вася поставил со стороны зоопарка забор, вкопав через каждые 3 метра по столбу и натянув на них сетку. Сколько столбов понадобилось дяде Васе? (7)

Ведущий. Дачники используют на своих участках различные сельскохозяйственные орудия труда. Загадки о них я сейчас предложу командам. (Строго по номерам капитан записывает отгадки и передает жюри.)

ЗАГАДКИ

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила)

Где прошла гребенка,

Выросла копенка. (Грабли)

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор)

Согнута в дугу,

Летом на лугу.

А зимой на крюку. (Коса)

Ручка есть, а не грабли,

Землю роет, а не плуг. (Лопата)

Нос дырявый у колодца —

И оттуда дождик льется. (Лейка)

Старая бабка по двору шныряет,

Чистоту соблюдает. (Метла)

Ведущий. Что только не растет на даче! Деревья, кустарники, овощи, фрукты, ягоды... А какие растения вы найдете на моей даче? Ответ получится, если в каждом данном слове заменить всего лишь одну букву.

Команды получают карточки.

Карточка

Слава — ..., река — ..., маг — ..., грех — ..., машина — ..., плюс — ..., луч — ..., линия — ..., порох

Ответы: слива, репа, мак, орех, малина, плющ, лук, лилия, горох.

Ведущий. Лакомством для дачников являются ягоды. Следующее здание называется «Слово рассыпалось». «Соберите» слова и получите названия ягод.

Команды получают карточки.

КАРТОЧКА

ИЛМААН, МРНСДИООА, ИОЫРЖВНКК, ЛБИКАНУК, ИЯНВШ, ЛОЕИАБПХ.

Ответы: малина, смородина, крыжовник, клубника, вишня, облепиха.

Ведущий. Конечно же, ни одна дача немыслима без овощей и фруктов. Что обычно выращивают дачники на своих земельных участках? Ответ кроется в загадках. Но в каждой загадке пропущена одна строчка. Нужно найти эту строчку в наборе карточек, которые я выдам каждой команде, и вписать ее в загадку.

Команды получают карточки с текстом загадок и наборы карточек с пропущенными строчками.

КАРТОЧКИ С ЗАГАДКАМИ

♦ Раскололся тесный домик

На две половинки,

……………….

Бусинки-дробинки.

♦ Привязан кустик к колышку.

На кустике — шары.

……………….

Краснеют от жары.

♦ ……………….

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна!»

♦ Я румяную матрешку

……………….

Подожду, пока матрешка

Упадет сама в траву.

♦ Долгоножка хвалится:

……………….

А всего-то косточка

Да красненькая кофточка.

♦ ……………….

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

КАРТОЧКИ С ПРОПУЩЕННЫМИ СТРОЧКАМИ

♦ И посыпались в ладони

♦ Бока подставив солнышку,

♦ Неказиста, шишковата,

♦ От подруг не оторву.

♦ — Я ли не красавица?

♦ Расселась барыня на грядке,

Ведущий. Следующее задание носит название «Дачное ассорти». На карточке записаны слова. По определенному принципу их нужно разделить на три группы.

КАРТОЧКА

Огурец, малина, земляника, абрикос, груша, тыква, клубника, редис, яблоко.

Ответ.

1. Огурец, тыква, редис — овощи.

2. Малина, земляника, клубника — ягоды.

3. Абрикос, груша, яблоко — фрукты.

Ведущий . Дачный сезон совпадает с грибным. Многие дачники пользуются возможностью пособирать в ближайшем лесочке съедобные грибы. Перед вами кроссворд, в который за три минуты нужно вписать как можно больше знакомых вам названий съедобных грибов (в единственном числе).

Ответы. 1. Масленок. 2. Сыроежка. 3. Груздь. 4. Подосиновик. 5. Боровик. 6. Волнушка (свинушка). 7. Рыжик. 8. Дождевик.

Ведущий. Слово жюри для подведения окончательных итогов.

Тематические дни в лагере дневного пребывания с описанием

Нугаева Ирина Сергеевна, учитель начальных классов.
Место работы: Старомостякская СОШ - МОУ, с. Старый Мостяк, Старокулаткинский район, Ульяновская обл.
Описание работы: Предлагаю проведение тематического летнего оздоровительного сезона в лагере дневного пребывания. Материал может быть полезен педагогам ДОУ, вожатым, классным руководителям.
Цель: Организация отдыха и оздоровления учащихся в летний период.
Задачи: - подбор актуальных тем и эффективных форм для проведения летнего отдыха детей;
- создание условий для организованного отдыха и раскрытия творческого потенциала детей;
- формирование интереса к различным видам деятельности;
Подготовительная работа:
1.Проведение анкетирования среди детей.
2. Подбор актуальных тем.
3.Составление плана работы.
Ожидаемые результаты: раскрытие природного творческого потенциала каждого ребенка; формирование у детей навыков самостоятельности, самооценки, самоуправления; формирование новых знаний, культурно-нравственных ценностей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве лагеря.
Формы и методы: викторины, соревнования, конкурсы, эстафеты, театрализации, праздники, посиделки, игры, смотры, турниры, встречи и т.д.
Описание: Каникулы - это мечта каждого ребенка. Мечта о любимых занятиях, приключениях, открытиях, интересных встречах, новых друзьях, впечатлениях, о поиске «нового себя», раскрытии себя, да и просто игры, чтение, прогулки и т.д.Организовать свободное время ребенка, провести занимательные, оригинальные, нетрадиционные, запоминающиеся, разнообразные дела - задача педагогов, сопровождающих летнее оздоровление ребенка. И ежегодно летом, когда в школе ведется подготовка к началу работы пришкольного лагеря с дневным пребыванием, встает вопрос: чем же удивить, заинтересовать детей на этот раз? Проанализировав работу лагеря прошлого года, исходя из интересов детей, было принято решение составить план работы на основе тематических дней. Ведь каждый новый день в лагере по нашему мнению должен нести свой интерес, свой смысл, свою идею и свое содержание для ребенка.С чего же начать? Безусловно, с планирования. А т.к. нам нужно, чтобы план работы был интересен, мы должны узнать интересы и потребности детей. Сначала предлагаем провести анкетирование. (Дети учатся в нашей школе, и мы уже знаем, кто будет посещать лагерь и проводим анкетирование в мае месяце). Конечно же, вначале детям нужно напомнить, что такое «Тематический день». Тематический день – форма общелагерного или отрядного мероприятия, посвященная какому-либо событию, дате. Предполагает глубокое содержание, серьезную организационную подготовку, участие детей и педагогов, использование визуальных и музыкальных приемов оформления.
1.Анкетирование.
а) Тебе понравится, если в лагере каждый день будет тематическим?
б) Какие тематические дни ты бы хотел, чтобы прошли в лагере? Отметь.
День рекордов.
День здоровья и спорта.
День мультипликации.
День шоколада.
День цветов.
День проказов и приколов.
День олимпиады.
День дружбы.
День мороженого.
День хороших манер.
День России.
День памяти и скорби.
День родного края.
Пушкинский день.
День вежливости.
в) Предложи свой вариант названия тематического дня.
До встречи на Открытие лагерной смены. Не забудь с собой взять хорошее настроение, новые идеи. Мы будем ждать тебя.

Итак, после анкетирования проводим анализ, подбираем актуальные темы и составляем план.
2.Анализ анкет.
3.Составление плана работы.
Предлагаем план работы летнего лагеря «Дружба», с дневным пребыванием детей, который у нас получился.
1день. Открытие лагерной смены
- Деловая игра «Давайте познакомимся, и дружно будем жить!»
-Конкурс на лучшее название отряда, девиза, песни.
- Концертно-игровая программа «Здравствуй, лето!»
2день. День веселых игр
- Старые добрые игры «Классики», «Прыгалки».
- Час игр: на внимание, на логическое мышление, шахматный и шашечный турнир и т.д.
- Веселые старты.
3день. День ЭКОЛОГА
- Экологический десант.
- Мастер-класс по изготовлению поделок из бросового материала «Ложка = матрешка».
-Конкурс Экологического костюма.
4день. Пушкинский день
- Игра «Цепочка» - чтение стихотворений А.С.Пушкина.
- Путешествие на остров Буян
- Конкурс рисунков.
5день. День талантов
- конкурс «Песенная перестрелка»
- Минута славы
6день. День дружбы
- Творческая игра «Поделись улыбкою своей».
- Изготовление сюрпризов - пожеланий «Всего тебе хорошего мой верный, милый друг».
7день. День здоровья и спорта
- Веселая зарядка «Визгкультура».
- Подвижные игры «Чемпионат веселого мяча»
- Конкурс листовок «Мы выбираем ЗОЖ»
8день. Танцевальная планета
- Мастер-класс по обучению танцевальных движений.
- Оранжевая дискотека.
9день. День России
- Акция «Знай символы своего государства»
- Познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!».
-Конкурс стихов о России.
10день. День Вежливости
- Конкурс вежливых слов «Мы – ребята вежливые».
-Конкурсная программа «Знатоки этикета»
11день. День мастеров
- Игра - путешествие «В мире прекрасного»
- Мастерская «Очень умелые ручки».
12день. День смеха
- Комический футбол
- Конкурс анекдотов и смешных историй «Смех сквозь слезы».
- «Ералаш–карнавал»
13день. День рыцарей
- Викторина «А рыцарь кто? Вот в чем вопрос?»
- Конкурс удальцов – молодцов «Богатырские потехи».
14день. День родного края
- Калейдоскоп национальных игр на свежем воздухе
-Конкурс рисунков «Родная сторона-колыбель моя»
-Викторина «Знаешь ли ты свой край?»
15день. День Сказки
-Викторина знатоков русской сказки «Лукоморье».
- Театр литературных импровизаций «Старая сказка на новый лад»
16день. День памяти скорби
- Акция «В память павших в великих сражениях».
- Конкурс стихотворений и песен на военную тематику.
«Памяти героев посвящается…»
18день. День прощания
- Трудовой десант «Нас тут не было».
- Творческий концерт «В память о лете!»
- Закрытие смены.
Опишу подробнее несколько тематических дней, которые мы провели.
День России
Этот день с утра начался с акции «Знай символы своего государства». Дети рисовали на лицах и руках символ нашего государства – флаг.



Затем на утренней линейке был проведен аукцион пословиц о Родине.
А после завтрака все дети и взрослые пошли на главную улицу села, где прошла познавательно-развлекательная программа «Я люблю тебя, Россия!», которая началась с исполнения Гимна РФ хором. Затем в рамках познавательно-развлекательной программы прошли: конкурс стихов о России, флешмоб «Я, ты, он, она – вместе дружная семья!».

С "соотрядниками" и любовь к своим вожатым часто зарождается на вечерних свечках.

Что такое вечерняя свечка

Правила проведения огонька

Свечка в лагере проводится по определённым правилам, соблюдение которых обеспечит решение всех поставленных задач. Эти правила заключаются в следующем:

  • вожатый должен подготовить детей к предстоящей свече;
  • все участники располагаются на одном уровне и на одинаковом расстоянии от свечи или предмета, её заменяющего;
  • нельзя перебивать говорящего;
  • не допускается обсуждение конкретной личности, допускается осуждение лишь плохих поступков;
  • нельзя есть и пить во время огонька;
  • разговоры должны вестись спокойно, следует избегать повышенных тонов;
  • через центр круга переходить строго запрещается;
  • всё сказанное должно оставаться между участниками свечи;
  • сбор на свечу должен всегда быть неформальным, без принуждения;
  • тема мероприятия должна быть актуальной для его участников.

Это лишь основные законы проведения свечки в лагере. Каждый отряд может следовать и своим собственным традициям.

Свечи оргпериода

По временному развитию смены свечи подразделяются на огоньки оргпериода, основного и итогового.

Цель свечей оргпериода состоит в знакомстве, адаптации и побуждении ребят к общению и совместной деятельности.

Что сказать на свечке в лагере? Вожатый должен тщательно подготовиться к первому огоньку. Ему следует рассказать об истории лагеря, описать местность, в которой он расположен, познакомить детей с местными легендами. Рассказ не должен быть слишком перегруженным различной информацией, его следует "разбавить" весёлыми шутками, историями, личными воспоминаниями.

Огоньки, направленные на знакомство, могут проходить в следующих форматах::

  • Рассказ-эстафета. По кругу передаётся предмет (можно придумать символ отряда и передавать его). Каждый, в чьих руках он оказался, рассказывает о себе.
  • Конверт откровений. Ведущим подготавливается конверт с необычными вопросами. Каждый участник свечи вытягивает вопрос и отвечает на него.
  • Шкатулка с любимыми вещами. Каждый член отряда рассказывает не о себе, а о своей любимой игрушке, талисмане или предмете, который его характеризует. Можно продемонстрировать эту вещь на огоньке.
  • Гороскоп. Все участники огонька распределяются по группам - знакам зодиак. Вожатый представляет характеристику каждого из представленных знаков и предлагает каждой группе составить её "портрет" из фактов про каждого её участника, подтверждающем правдивость гороскопа.
  • Запоминающийся день. Каждый ребёнок рассказывает о самом ярком дне своей жизни.

Огоньки оргпериода могут отличаться низкой активностью и зажатостью детей. Вожатый должен приложить все усилия, чтобы сделать обстановку доброжелательной и непринуждённой, побуждая детей к откровенному и эмоциональному разговору.

Огоньки основного периода

В самом разгаре смены основная цель огоньков - анализ и оценка совместной деятельности отряда и каждого его члена.

Темы для свечек в лагере в середине смены зависят от задач, которые ставит перед собой вожатый.

Для сглаживания конфликтов в процессе проведения огонька темы могут быть следующими:

  • Письмо другу. Участники пишут "письмо" родным или близким людям, в котором делятся своими переживаниями. Затем все ребята зачитывают свои послания.
  • Хочу понять. Этот огонёк допускает возможность бессистемного расположения участников. Каждый ребёнок может подойти к другому и задать вопрос, начинающийся с "Я хочу понять....".
  • Разговор с попутчиком. Каждый участник огонька рассказывает "попутчику" о лагерных событиях.
  • Круг молчания. Все участники располагаются спиной к центру круга. Разворачивается только говорящий. Постепенно высказываются все ребята, втягиваясь в обсуждение проблемного вопроса.

Тематические свечки в лагере можно провести в течение смены в зависимости от событий и логики.

Примерами тематических огоньков могут быть:

  • огонёк о дружбе и любви;
  • свеча, посвящённая памятной дате;
  • песенная свеча;
  • огонёк на экологическую тематику и т.п.

Можно дополнить огонёк песнями под гитару, подходящими по смыслу к его теме.

Огоньки итогового периода

Задачей огоньков итогового периода является подведение итогов смены. Каждый ребёнок должен проанализировать собственные изменения за период пребывания в лагере и увидеть и оценить перемены в других.

Формат огоньков может быть таким:

  • Цепочка. Первый участник говорит несколько фраз, отражающих его впечатление о смене, его сосед продолжает разговор и передаёт слово по цепочке далее.
  • Роль отряда. Каждый из ребят вслух размышляет по очереди над вопросом "Чем отряд стал для меня за смену?".
  • Рассказы друг о друге. Ребята по очереди высказывают мнения и впечатления от общения с одним из членов отряда. Таким образом, каждый получает о себе коллективное мнение.

Каждая из свечек в лагере должна проходить душевно и сопровождаться совместными действиями, например, завершаться отрядной песней или совместным гашением свечки. Каждый из участников должен чувствовать себя полноценным членом коллектива, мнение которого ценится и уважается.

В этом издании автор – педагог, имеющий большой опыт работы в летних оздоровительных лагерях, – раскрывает специфику занятий с детьми на загородном отдыхе. Как сделать досуг ребят разнообразным, а отдых – полноценным? Как можно плодотворнее взаимодействовать с детьми, их родителями, а также персоналом оздоровительного лагеря? Как научиться быстро принимать верные решения? Это вы сможете узнать, открыв нашу книгу. Она интересна не только вожатым, но и всем педагогам, работающим с детьми, а также родителям, поскольку содержит большое количество различных игр, конкурсов и розыгрышей, которые помогут сделать досуг детей интересным и увлекательным.

Глава 3. Первый день в лагере

Знаем мы ваших ягнят – пусти втроем, и волка съедят.

Р. Роллан. «Кола Брюньон»

Как правило, первый день в лагере задает тон всей дальнейшей смене. Так происходит не только из-за того, что вам представляется возможность поближе познакомиться со своими подопечными, но и потому, что подопечные, в свою очередь, составляют определенное мнение о вас и начинают примерно представлять, какой стиль поведения им выбрать.

Какой стиль поведения выбрать вожатым

Прежде чем говорить о стилях поведения вожатого, наверное, следует обсудить еще очень важный момент. А именно – то, что вожатый не должен действовать в одиночку. В различных лагерях существуют свои правила, касающиеся числа вожатых на один отряд. Однако в любом случае на отряде вас будет не менее двух и не более пяти человек. Словом, вам придется так или иначе делить свои полномочия еще с кем-нибудь. И чтобы создать в отряде вполне сносную атмосферу, вожатые должны чувствовать себя и, соответственно, поступать как одна команда, усилия которой направлены на достижение вполне определенной цели.

Верность этого наблюдения не раз подтверждалась мною на практике. Нередко я сталкивалась с тем, что вожатые одного отряда не могли наладить взаимоотношения друг с другом. В результате масса времени у них уходила на выяснение отношений и перечисление взаимных обид. Отряд в это время оставался практически бесхозным. Он либо просто существовал сам по себе, либо делился на два лагеря и с упоением участвовал в вожатских распрях. Конечно же, подобного лучше не допускать.

К сожалению, меня тоже не минула сия чаша, правда, мы с вожатыми постарались обойтись без громких разборок. В одну из смен в нашем отряде сменилась вожатая. Все было бы прекрасно, если бы не одно обстоятельство – она выделила в отряде несколько человек и уделяла им все свое время и внимание, других же детей в лучшем случае игнорировала. Словом, как вы уже, наверное, догадались, у нас в отряде встала проблема любимчиков. Меня очень сильно задевала подобная несправедливость, поскольку я придерживаюсь мнения, что дети с самого начала должны находиться в равном положении. Только так можно создать нормальный коллектив, где уважение сверстников и взрослых зарабатывается вполне реальными поступками.

С новенькой пытались спокойно поговорить и другие вожатые, и я. Однако ничего не менялось. Поэтому мы оставили ее в покое и удвоили внимание к обойденным заботой детям. В результате она сама себя наказала. Мы вдруг стали замечать, что любимчики новенькой все чаще и чаще оставляют ее одну и присоединяются к остальному отряду. Впоследствии выяснилось, что детям просто надоели ее постоянные жалобы на других вожатых, т. е. на нас. Кроме того, игры и развлечения в большой компании намного интереснее перемывания косточек всем подряд.

Другими словами, даже если в отряде и существуют какие-либо разногласия между вожатыми, я советую поднапрячься и общие интересы все же поставить немного выше личных, и хотя бы на время смены отложить свои претензии друг к другу. Только взаимоподдержка и выдержка позволят вам с честью выйти из различных сложных ситуаций, которые так нередки в оздоровительном лагере.

Еще перед приездом детей вам с напарниками следует договориться о трех вещах:

– во-первых, все ваши требования к детям должны быть едины. Иными словами, подопечные должны четко осознавать, что если один из вожатых что-то не разрешает делать, например выходить за территорию лагеря без сопровождения взрослых, то и другие его наверняка поддержат. Если один из вожатых будет что-нибудь запрещать, а другой это же самое разрешать, ни о какой дисциплине в отряде не может идти и речи;

– во-вторых, если один из вожатых наказывает кого-либо из подопечных, он же должен и снимать наказание. Проще говоря, вожатые также должны находиться в отряде на равном положении, чтобы не было среди них главных и подчиненных. Это позволит ребятишкам избежать деления вожатых на «злых» и «добрых»;

– в-третьих, вожатые никогда не должны выяснять отношения на глазах у детей, более того, жаловаться последним на других вожатых или руководство. В последнем случае дети просто сознательно втягиваются в вожатские распри. Это очень сильно подрывает авторитет, причем в первую очередь самого же незадачливого воспитателя. Именно поэтому старайтесь откладывать свои споры на время после отбоя или на пересменку.

В процессе работы избегайте мыслей о том, что вы постоянно перетруждаетесь, а ваш напарник только отдыхает. Подобная обида не только разъедает изнутри, но и совершенно дезорганизует. Не забывайте, что не каждый способен с ходу вписаться в бурлящий ритм лагерной жизни. Каждый должен выполнять свою работу по мере возможности. Тем более что дети и сами обязательно вознаградят наиболее активного и интересного вожатого своим искренним доверием, а также признательностью и дружбой. Бывает очень приятно, когда ребятишки чуть ли не каждый день приносят цветы, если они, конечно, не с местной клумбы, дарят свои рисунки и поделки или даже посвящают стихи.

Иногда от того, какой стиль поведения выберет вожатый по отношению к своим детям, зависит и то, насколько весело и плодотворно будет протекать взаимодействие детей и взрослого. Многие вожатые в процессе работы со своими подопечными нередко путают два понятия: «строгость» и «тиранство». Конечно же, это характерно для приверженцев авторитарного стиля поведения. Иногда мы, взрослые, недооцениваем детей, считая их слабыми и глупыми. Ничего подобного, ребята являют собой точное отражение взрослых. Среди них есть умные и не очень, сильные и слабые, уверенные в себе и застенчивые.

Если вы хотите найти с детьми общий язык, то в первую очередь постарайтесь избавиться от ощущения, что вы чем-то выше своих подопечных. В моей практике нередко случалось так, что при возникновении экстремальных ситуаций единственно верное решение подсказывали именно ребята. Здесь, конечно же, играет роль тот факт, что дети в большинстве случаев еще лишены всяческих установок и уроков, извлеченных из прошлого печального опыта, по сравнению со взрослыми. Поэтому им значительно проще посмотреть на ту или иную ситуацию, оценивая ее со своей стороны, и найти оригинальное и неожиданное разрешение всей проблемы. Так давайте предоставим им эту возможность. Тем более что вы и сами в этом случае не останетесь внакладе, ведь вы сможете в какой-то мере увидеть мир в другом свете, детскими глазами.

Авторитарный стиль поведения, как и остальные, имеет свои плюсы и минусы. Так, у вожатых, которые привыкли отдавать приказы, проблем с дисциплиной будет значительно меньше, чем у других представителей этой же специальности. При четком распорядке и требованиях, не допускающих и минимальных возражений со стороны подопечных, к концу смены ребенок привыкает четко действовать по команде. Он не обсуждает приказов вожатых-начальников (именно начальников, а не друзей), страшась наказания. Как правило, те отряды, где используется подобный стиль общения вожатого с подопечными, всегда вовремя прибывают на различные лагерные мероприятия, активно участвуют во всевозможных конкурсах и лишены проблем, связанных с дисциплиной. Все вроде бы отлично, однако и здесь вожатых подстерегают свои трудности.

В первую очередь вы можете столкнуться с упорным сопротивлением ребятишек, и особенно упорным оно будет, если это подростковый возраст. И это вполне оправданно. Мало кому понравится, в том числе и ребятам, исполнять лишь чужие приказы, которым нет должного обоснования, объяснения цели и задач того или иного требования. Ваше нежелание пойти навстречу подопечным может привести к настоящим военным действиям. Так, дети все будут делать вам наперекор, стараясь доказать свое личное право на принятие тех или иных решений.

Если у вас вследствие накопленного опыта и личной энергетики все же хватит сил для подавления открытого очага возмущений и недовольств, все равно за своей спиной вы всю смену будете слышать угрожающий шепот. Конечно же, ни о каких неформальных отношениях с детьми в этом случае не может быть и речи. Все время вы будете вынуждены находиться на военном положении. Следует упомянуть и о том, что многие сегодняшние дети воспитаны в относительной свободе, поэтому бороться они с вами будут до последнего.

Если вы сторонник авторитарного стиля поведения, то приготовьтесь к тому, что между вами и детьми всегда будет сохраняться определенная дистанция, вернее, стена некоего отчуждения. Другими словами, вы всю смену невольно будете находиться с детьми по разную сторону баррикад. Ребятишки едва ли в этом случае станут доверять вам и открывать свои души. Именно поэтому вполне возможно, что о всех внутренних процессах, происходящих в отряде, вы станете узнавать в последнюю очередь, если, конечно, у вас не будет своих соглядатаев. Однако о последних мы отдельно поговорим позднее.

Поверьте, подобное положение дел только мешает работе вожатого. Оно лишает как взрослого, так и детей радостного и плодотворного общения, желания понимать и помогать друг другу. Кроме того, рождает замкнутость и недоверие, с одной стороны, и формальное отношение к делу, с другой.

Выбирая авторитарный стиль общения с подопечными, не удивляйтесь тому, что всю смену у вас не будет ни сна, ни отдыха. Это связано прежде всего с тем, что все сценки, конкурсы и номера для участия в отрядных и общелагерных мероприятиях вам также придется придумывать самостоятельно. Ребята не станут вам что-либо предлагать своего, страшась не угодить и попасть в немилость. Кроме того, управление людьми, даже если это только дети, построенное на командно-приказном тоне, едва ли вызовет у них энтузиазм и желание делать свое дело качественно. Поэтому не ждите от своих подопечных альтруизма и максимальной собранности. Словом, как бы вы ни старались или ни наказывали детей, все они будут делать не так хорошо, как могли бы. Это коснется и уборки территории, и дежурств, и выступления на сцене.

Следующее, о чем мы поговорим, – это либеральный стиль поведения вожатого при его взаимодействии с детьми. Среди достоинств данного стиля можно выделить то, что все усилия вожатых будут направлены прежде всего на обеспечение детям нормального отдыха в соответствии с желаниями последних. Другими словами, ориентироваться вы станете скорее не на какие-либо медико-педагогические рекомендации, а на мнение подопечных. Вы будете все делать для того, чтобы ребятишки остались довольны, даже если это идет вразрез с общелагерными требованиями. Безусловно, подобный подход к делу может дать определенные положительные результаты. Дети перестанут чувствовать себя под прессом всевозможных требований и давления со стороны взрослых. Хотя, наверное, следует вас и предостеречь, поскольку нередко неограниченная свобода может дать серьезный перекос в сторону анархистских настроений.

Подобный стиль поведения по отношению к детям способна с достоинством выдержать только сильная, полностью уверенная в себе и творчески одаренная личность. Если вы на сто процентов доверяете себе и знаете, что сможете приобрести у своих подопечных незыблемый авторитет, а также у вас хватит выдержки, сил и терпения увлечь за собой ребят, то вам особо нечего беспокоиться. Вы всегда сможете незаметно, а иногда и неосознанно воздействовать на них где личным примером, а где и одним только взглядом.

К сожалению, среди вожатского состава не так уж и часто встречаются люди, обладающие всеми качествами настоящего лидера. Как только дети почувствуют слабинку в вожатом да еще увидят возможность избежать выполнения какого-либо пусть и интересного, но сложного поручения, они непременно постараются ею воспользоваться. Причем это характерно не только для детей. Человек, как правило, устроен таким образом, что он всегда стремится жить с максимальной экономией своей жизненной энергии. Если же дети, ко всему прочему, не обременены развитым чувством ответственности и им не совестно за свои заведомо неправильные действия перед каким-либо авторитетным лицом, они наверняка скорее создадут в отряде партию анархистов, нежели станут исправлять свои ошибки.

Совет вожатому

Никогда не требуйте от ребят того, что сами сделать не можете или не хотите. В противном случае вас могут обвинить в лицемерии или превышении полномочий, что несомненно наложит неблагоприятный отпечаток не только на ваши взаимоотношения с детьми, но и с их родителями.

При подобном стиле общения с детьми вы должны учитывать, что в большинстве случаев они все же нуждаются в определенном контроле со стороны взрослых. Отсутствие последнего сильно расслабляет ребят, а качественность выполнения заданий делает бессмысленной. Зачем стараться, ведь все равно никто не проверит. К сожалению, подобная черта характерна и для взрослых, и это только в очередной раз подтверждает факт, что ребята – полное наше отражение.

Я на личном опыте убедилась, что объяснять, к примеру, десятилетнему мальчишке, что влажная уборка комнаты необходима прежде всего ему самому и его соседям, совершенно бессмысленно. В конце беседы он обязательно поинтересуется: «А вы проверите?» При утвердительном ответе можно не сомневаться, что он из сил выбьется – лишь бы все сверкало. Кроме того, показывая результаты своего труда, он будет заслуженно ожидать похвалы.

Если же вы, полагаясь на его совесть, скажете, что не станете его проверять, однако через какое-то время зайдете посмотреть, как продвигается работа, то наверняка обнаружите, что последняя и не начиналась. На все ваши претензии подопечный сделает удивленные глаза и заявит: «Вы же сказали, что не станете проверять?» Конечно же, в отрядах постарше народ отличается и большей ответственностью.

Нередко вожатые-либералы полностью перекладывают на детей подготовку к каким-либо отрядным или общелагерным мероприятиям. Очень часто все заканчивается тем, что такой отряд либо срывает тот или иной конкурс ввиду того, что не готов к нему, либо в большинстве случаев выступает в роли проигравшего. Все дело в том, что дети при подготовке к тому или иному мероприятию все же нуждаются в советах и подсказках взрослого. Нет, не в давлении и не в категоричном «Делайте именно так, как я сказала», а именно в рекомендациях.

Демократический стиль управления детьми, наверное, наиболее приемлем для вожатого. В этом случае в отряде нередко выбирается актив, который помогает взрослым организовывать всех остальных. Любой ребенок может безбоязненно обратиться к вожатому за помощью, не страшась непонимания. В таких отрядах царит доброжелательная атмосфера сотрудничества. Вожатые не стесняются спрашивать совета у ребятишек и сами всегда готовы поддержать их.

Из своей практики работы с детьми в оздоровительных лагерях я убедилась, что вожатый должен быть очень гибким человеком. Ему необходимо уметь быстро перестраиваться и приспосабливаться к новым условиям. Он должен быть избавлен от различного рода клише и негативных установок. Именно это обстоятельство позволит ему в зависимости от ситуации принимать верные решения, используя элементы различных стилей общения с подопечными. Так, к примеру, за один день вы можете выступать в отряде в совершенно различных ролях: справедливого судьи, разбирая ссору кого-либо из с подопечных, отстраненного, когда дело не настолько сложно, чтобы требовалось ваше участие, тирана, когда речь идет о нырянии в запрещенном месте, и т. д. Правильное решение вам подскажут только доброе отношение к ребятишкам, интуиция и ваш личный педагогический опыт.


Первое отрядное собрание

Хорошим началом первого отрядного собрания может послужить экскурсия по территории оздоровительно лагеря. Особенно это необходимо, если бо́льшая часть вашего отряда находится здесь впервые. Обязательно покажите подопечным, где располагаются душевые, туалет, медпункт, столовая, т. е. то, что может им пригодиться непосредственно сразу же после прибытия. По пути загляните в библиотеку, игровую комнату и помещение, где располагаются различные кружки и секции.

Постарайтесь, чтобы экскурсия была интересна ребятишкам. Поэтому вам не помешает вспомнить какие-нибудь забавные случаи из вашей практики работы вожатым. Кроме того, вы можете договориться с руководителями действующих в лагере кружков, чтобы они тоже немного рассказали о том, чему мальчишки и девчонки смогут научиться за смену. Обязательно покажите ребятам места проведения различных общелагерных мероприятий, например стадион, актовый зал, танцевальную площадку. Попутно непременно объясните им, почему нежелательно их присутствие за территорией лагеря.

На общем собрании вы можете ознакомить ребят с распорядком дня, если, конечно же, еще не сделали этого ранее, рассказать о специфике и назначении проводимых в лагере обязательных мероприятий. Так, например, если ваш лагерь считается не просто оздоровительным, а лечебно-профилактическим, то наверняка в режиме дня отводится время на различные медицинские процедуры, которые, согласно назначениям, должны посещать все, кто отдыхает в лагере. Постарайтесь убедить подопечных в том, что определенный распорядок дня составлен для обеспечения максимально увлекательного и полезного отдыха именно им, что ранний подъем и отбой придуманы не для того, чтобы каким-либо образом ущемить их интересы, а для их же собственного здоровья и самочувствия.

Первое отрядное собрание – это замечательная возможность познакомиться поближе со всеми подопечными. Расспросите их, в каких школах и классах они учатся, что им больше всего нравится, а что не нравится в школе. Поинтересуйтесь, как бы они хотели провести свои каникулы, чем бы хотели заняться в лагере, что их интересует, что нужно сделать для того, чтобы смена прошла интересно и увлекательно. Возможно, кто-то из подопечных сам предложит организовать какой-нибудь конкурс или развлечение, и вы их с успехом реализуете в отряде.

Именно на первом отрядном собрании надо разработать график дежурств по комнате, ознакомить всех с основными правилами пребывания на территории оздоровительного лагеря, объяснить ребятам, почему нежелательно присутствие в их тумбочках различных скоропортящихся продуктов.

После организационных вопросов вы можете провести ряд игр. Еще раз поиграйте в имена, что поможет и вам, и детям тверже усвоить, кого как зовут. Чтобы настроить детей на доброжелательный лад друг к другу, попробуйте поиграть еще в одну интересную игру – «Комплименты». Мы начинаем совершенно по-другому относиться друг к другу, когда видим в другом какие-нибудь привлекательные черточки. С первого дня начните учить своих подопечных замечать в окружающих только хорошее.

Для проведения игры вам нужно рассадить ребят кругом. Дайте одному из участников мячик или какую-нибудь небольшую мягкую игрушку, которую не трудно бросить и легко поймать. Игрок бросает мячик одному из ребят и говорит ему какой-нибудь комплимент по поводу его внешности, интеллектуального или духовного развития, умения что-то делать.

Предупредите ребят, что комплименты должны быть искренними. Участник, получивший мяч, в свою очередь бросает его кому-либо из игроков и делает ему комплимент. Следите, чтобы все игроки получили свои комплименты. Для этого вам необходимо самим принимать участие в игре и в случае, когда кого-то из игроков все обходят вниманием, сделать ему заслуженную похвалу. Я думаю, что эту игру следует повторять несколько раз в течение смены. Нередко она снимает напряжение в отряде, заставляет посмотреть на того или иного человека совершенно с другой стороны.

Закончить отрядное собрание можно пожеланием детям увлекательнее и интереснее провести следующие 3–4 недели. Дайте им время на то, чтобы они разложили свои вещи, устроились в отрядах, немного поближе познакомились со своими соседями по комнате. Дальше действуйте в соответствии с режимом дня и составленным ранее расписанием.

Вечер знакомств

Это торжество относится к общелагерным мероприятиям, однако, я думаю, о нем следует поговорить особо, тем более что его нередко совмещают с открытием лагеря. Это первое торжественное мероприятие, если не считать заезда, на которое попадает ребенок в лагере. Поэтому именно оно дает подопечным весьма яркие воспоминания о пребывании в оздоровительном лагере. Вечер знакомств задает тон всей будущей смене. Если праздник протекает весело и задорно, то возникает большая вероятность, что и вся смена будет пронизана той же атмосферой. Кроме того, дети получают возможность продолжить свое знакомство с персоналом лагеря.

К этому дню, как правило, вожатые каждого отряда готовят по одному концертному номеру. Именно в этот вечер они смогут показать подопечным, насколько они артистичны, остроумны и неповторимы. Проще говоря, желательно заранее вместе с другими вожатыми придумать и отрепетировать какой-нибудь номер. Это могут быть песня, танец, сценка или пантомима. Мне всегда в эти моменты помогала тетрадь, куда я в течение года записывала наиболее интересные сценки, кусочки или тексты при просмотре выступлений команд КВН, «Аншлага», «Городка» и других юмористических передач, которые в большом изобилии можно сейчас увидеть на различных телеканалах. Опираясь на высказанные шутки, можно создать великолепные концертные номера, по тематике приближенные к отдыху в лагере.

Иногда даже обычная русская народная песня в обработке вожатых может выглядеть довольно комично. Так, на одном из подобных торжеств я увидела следующую картину.

На сцену вышли четверо вожатых-юношей, переодетых русскими красавицами: в длинных платьях, с косынками на головах и броским макияжем на лице. Они превосходно обыграли свое усаживание на стульях, тем более что последних было всего три. Не стоит, наверное, рассказывать, какого труда им стоило сохранять сосредоточенное выражение лиц во время маленькой потасовки, тогда как весь лагерь просто стонал от смеха.

Наконец, чинно рассевшись, эти «красавицы», немного потрепанные в борьбе за место, затянули тонкими голосами песню. Композиция исполнялась следующим образом. Куплет по очереди пел один из участников, а припев подхватывали все четыре «певицы». Если вы захотите повторить данный номер, то можете выбрать любую подходящую русскую народную песню. Здесь все зависит скорее не от слов, а от исполнения, от того, насколько вы артистичны и раскованны. В тот раз участники взяли за основу всем известную песню «Говорила мама мне…». Я напомню вам ее первый куплет и припев:

Говорила мама мне про любовь обманную,

Да напрасно тратила слова.

Я ее не слушала, затыкала уши я.

Ах, мама, мамочка, как ты была права.

Припев: Ах, мамочка, на саночках каталась я не с тем.

Ах, зачем я с Коленькой села за околицей,

Ах, мамочка, зачем?

Вы также можете прекрасно проинсценировать какое-нибудь детское стихотворение. Так, однажды мы с вожатыми довольно удачно обыграли стихотворение «Как старик на рынке корову продавал» в переводе Михалкова. Что характерно, но труднее всего оказалось сыграть корову. Сначала мы хотели придумать какой-нибудь коровий костюм и сделать маску, однако в последний момент решили, что корова у нас должна быть с человеческим лицом. Так нам намного проще было показать, какие чувства испытывает животное в то время, когда его продают.

Сначала наша «корова» стояла с обреченным видом, периодически нудно му-мукая на слова старика. Когда за торговлю берется паренек, все резко меняется, корова преображается на глазах. По мере того как ее хвалит добровольный помощник, корова приобретает горделивую осанку, вскидывает голову, и ее «му» теперь звучит намного уверенней, чем раньше. Не менее разительны и перемены, происходящие в самом старике. Сначала он производит впечатление неудачника, владельца никому не нужной и полуживой животины. В конце произведения старик вдруг ощущает себя хозяином настоящего клада в лице своей коровы. Данное стихотворение вы можете поставить и с детьми, однако это потребует от вас некоего терпения и репетиций. Я на всякий случай приведу вам текст самого стихотворения:

На рынке корову старик продавал,

Хоть многим была коровенка нужна,

Но, видно, не нравилась людям она.

– Хозяин, продашь нам корову свою?

– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!

– Не много ли просишь, старик, за нее?

– Да где наживаться! Вернуть бы свое!

– Уж больно твоя коровенка худа!

– Болеет, проклятая. Прямо беда!

– Да мы молока не видали пока…

Весь день на базаре старик торговал,

Никто за корову цены не давал.

Один паренек пожалел старика:

– Папаша, рука у тебя не легка!

Я возле коровы твоей постою,

Авось продадим мы скотину твою.

Идет покупатель с тугим кошельком,

И вот уж торгуется он с пареньком:

– Корову продашь?

– Покупай, коль богат.

Корова, гляди, не корова, а клад!

– Да так ли! Уж выглядит больно худой!

– Не очень жирна, но хороший удой.

– А много ль корова дает молока?

– Не выдоишь за день – устанет рука.

Старик посмотрел на корову свою:

– Зачем я, Буренка, тебя продаю?

Корову свою не продам никому -

Такая скотина нужна самому!

Кроме выступления вожатых, на этом вечере должно быть отведено время для знакомства детей с остальным персоналом лагеря. Так, в стихотворной форме вы можете представить детям тех, с кем им не раз придется сталкиваться и взаимодействовать в течение смены. Необычны и забавны представления в виде переделанных популярных эстрадных песен. Далее я представляю вам несколько фрагментов, которые прозвучали в одну из смен на вечере знакомств в оздоровительном лагере «Лесной»:

Представление поваров

Вот кто-то с горочки спустился,

Наверное, повар наш идет.

На ней халат и чепчик белый,

Она с ума нас всех сведет.

Вы не могли бы, дорогие,

Побольше порции давать?

Не то с соседских огородов

Картошку будем воровать.

Представление физруков

Настоящему спортсмену

Надо утром рано встать,

На зарядку лагерь выгнать

И команды проорать.

Если не успел проснуться,

То разбудят физруки,

Приведут вас быстро в чувство,

Если встал не с той ноги.

Ой, водичка теплая и слегка зеленая,

Десятью отрядами сильно загрязненная.

Ой, загарчик ровненький, белые панамочки,

Ходят-бродят по бассейну

Наш Валера с Ванечкой.


Представление милиционеров

До края земли солнце краем дотронется,

И окна малиновым вспыхнут огнем.

И выйдут менты с пистолетом охотиться,

В засаде один притворяется пнем.

Кулак свербит и чешется,

Привык он быть в бою.

И ждет, когда вожатые начнут игру свою.

Вперед с устатку клонятся

Менты, им надо спать,

Но вот вожатый гонится,

Как им его поймать?

Представление ди-джеев

Ой, Дима, Леха,

Без вас нам очень плохо.

И хоть аппаратура

Не хочет вам служить,

Свистят пусть микрофоны

И тянут все мафоны.

И все же мы, ребята,

Без вас не можем жить.

Представление методиста

Юлия Юрьевна, голубчик,

Все на месте не сидит.

На планерки рано ходит,

Ночью детский сон хранит.

Если надо, то и спляшет

Или песней удивит,

Ну а если что не ладно,

То сердито покричит.

Там, там…

Когда в самом куплете не звучит имени представляемого человека, его необходимо обязательно назвать перед исполнением или после исполнения песни. И все равно это не гарантирует того, что дети запомнят все имена. Им очень сложно сразу воспринять столько новых людей. Именно поэтому, вернувшись в отряд, обязательно повторите, кого и как зовут. Кроме того, очень полезно в отряде повесить список персонала оздоровительного лагеря. Тогда и ваши подопечные смогут без стеснения обратиться к любому взрослому, и вы не перепутаете имени, к примеру, начальника лагеря с именем плотника.

Как вы уже догадались, только от вашего творческого потенциала и фантазии зависит, насколько праздник получится интересным и увлекательным. Не стесняйтесь предлагать что-нибудь свое, возможно, именно от этого и будет зависеть весь успех этого праздника. Более того, показав подопечным, как вы свободно держитесь на сцене, насколько вы остроумны и изобретательны, вы только существенно упростите себе задачу приобретения у ребят авторитета, ведь все начинается с симпатии подопечных к вам.