Ранхигс расписание занятий liberal arts. Об интеллектуальном вкусе, качественном чтении и ущербности любого такого списка. «Демократия в Америке»

Система образования Liberal Arts, широко распространенная в США и хорошо известная в Европе, в России представлена всего двумя факультетами - в РАНХиГС и СПбГУ. Недавно, правда, была предпринята попытка организовать подобные занятия для педагогов, но приживется ли новый способ образования в МПГУ пока непонятно.

Современные Liberal Arts берут свое начало из античности - цикла дисциплин (Septem Artes Liberales), которые составляли основу не только греко-римской системы образования, но и средневековой. Изучались эти дисциплины (грамматика, логика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия) в общеобразовательных школах, и более глубоко - в университетах. Предполагалось, что круг этих знаний поможет человеку справиться с любыми жизненными трудностями.

В современной системе российского образования практика Liberal Arts продвигается медленно - пятнадцать лет назад при поддержке Бард-Колледжа заработал Смольный институт, который теперь в качестве факультета свободных искусств и наук вошел в СпбГУ, и три года назад подобный факультет открылся в РАНХиГС.

Между тем, программы Liberal Arts для России актуальны не меньше, чем во всем остальном быстро меняющемся мире. Поскольку система образования здесь продолжает традиции советского прошлого, и выпускникам школ приходится достаточно рано выбирать специальность, они часто обманываются в своих ожиданиях. На старших курсах, как показало недавно исследование рекрутингового портала Superjob, каждый пятый российский студент уже разочарован в той специальности, которую выбрал. Вполне вероятно, что система Liberal Arts могла бы значительно улучшить ситуацию, однако сам принцип этого образования, похоже, входит в противоречие со сложившейся практикой обучения в российской высшей школе.

Как устроено либеральное образование на постсоветском пространстве и какие трудности его идеологам приходится преодолевать, Радио Свобода рассказали президент Американского университета в Центральной Азии Эндрю Вахтель , доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ Марина Калашникова и директор программы Liberal Arts РАНХиГС Евгений Миронов .

Евгений Миронов , директор программы Liberal Arts РАНХиГС:

В РАНХиГС создан отдельный факультет, он называется Liberal Arts колледж, но мы используем слово "колледж" не в российском смысле, а в американском. Устроено это следующим образом. В течение первого года все наши студенты учатся вместе, в смешанных группах, независимо от того, кем кто собирается быть. И только в конце первого курса студент выбирает основной профиль, то, что в американских колледжах называется "мейджер". Многие студенты делают выбор с нуля, очень многие выбирают не то, куда они планировали идти, поступая в Академию.

Помимо основного профиля, студенты могут брать мини-пакет из 10-11 курсов, дополняя свое образование тем, что им интересно, что им кажется важным для их будущего профессионального пути. Это возможность чуть-чуть отсроченного выбора, с одной стороны, а с другой – широкого и разнообразного образования, то есть то, чем Liberal Arts как раз отличается от других подходов.

Дополнительные курсы появляются именно в тот момент, когда студенты уже много чего попробовали, на третьем курсе возникает нормальная усталость – и появляется еще некий разворот, новый выбор. У нас есть два блока "мейджеров", одни мы в шутки называем тяжелыми, они и по количеству часов побольше, гуманитарные, научно ориентированные: история, востоковедение, психология. Вторая линия – это более прикладные: пиар, журналистика, урбанистика. И обычно мы ребятам, которые выбирают совсем гуманитарные "мейджеры", рекомендуем прикладные "майнеры", чтобы сбалансировать, и наоборот, скажем, пиарщику как раз стоит пойти и послушать серьезные фундаментальные курсы по политическим наукам, например, социологии или психологии.

свободный человек интересуется многим, он междисциплинарен по своей сути

Liberal Arts – это не только структура программы, это и то, чем она наполнена, и то, как работают преподаватели в аудитории. У нас минимальное количество лекций, потому что на лекции студент пассивен. В основном практикуются интерактивные занятия, где студент – соучастник процесса. Если взять, например, курс "Великие книги", чтобы посмотреть, какова роль преподавателя – вместе со студентами он движется через текст, часто артикулируя собственное непонимание того, что есть в тексте, и предлагая студентам вместе поразмышлять. Поэтому Liberal Arts – это еще подход, атмосфера и некоторое, если угодно, изначальное уважение к студенту как субъекту образовательного процесса.

И если студент прошел через четыре года, изучая "мейджеры" и "майнеры" абсолютно по разным темам, где говорили на разных языках, он фактически одновременно погружался в две картины мира, часто друг другу противоречащие или вообще не согласованные. И с нашей точки зрения, если он успешно через это прошел, уже любую третью область, картину мира, профессию он легко освоит без нас.

Существуют исследования программы Liberal Arts, сделанные прежде всего на американском материале, хотя сейчас эта программа становится чрезвычайно популярной и в Европе, и в постсоветском пространтсве, пробуют ее и в Китае. Поэтому известно, что карьеры выпускников программы Liberal Arts во всем мире чрезвычайно успешны. Именно этот немножко отсроченный старт, по сравнению со студентами узких профессиональных программ, дает в долгосрочной перспективе больший разбег и горизонт планирования.

По-моему, это совершенно нормально, поскольку человек как раз успешен там, где ему интересно, но наши студенты еще выбирают, как правило, преподавателя, с которым они хотят «прожить» основной курс. Мы стараемся организовать все наши "мейджеры" таким образом, чтобы это был мастер-класс конкретного специалиста, профессионала в этой области. И в этом смысле это профессиональная подготовка высокого класса, стратегически более ориентированная, нежели традиционная узкая, монопрофильная подготовка.

Дело в том, что подход Liberal Arts делает акцент на некоторых универсальных навыках, требующихся образованному, свободному человеку. Человеку нужны навыки коммуникации в разных социальных ситуациях, нужны навыки работы со сложными текстами, даже если он не профессиональный гуманитарий, навыки создания собственных текстов, критического мышления, то есть некоторая универсальная интеллектуальная оснастка.

Вообще, хорошо образованный человек, он всегда Liberal Arts, и в этом смысле Liberal Arts – это традиция образования, которая идет из античности, где она возникла как образование для свободных людей. В этом смысле слово "Liberal" имеет отношение не к либерализму политическому, а просто к образованию свободных людей. В противоположность к чисто ремесленной подготовке, которая оставалась для населения не свободного. Свободный человек свободен выбирать, меняться или сочетать, ему часто интересно очень многое. В этом смысле сказать ему: выбирай, ты математик или музыкант, - это значит уже произвести некое насилие над ним. Свободный человек интересуется многим, он междисциплинарен по своей сути.

Эндрю Вахтель , президент Американского университета в Центральной Азии:

Подход Liberal Arts был в университете с самого начала, просто он так не называлось. Министерство образования – консервативная вещь, и убедить их открыть такую программу стоило достаточно много энергии и крови. В Киргизии довольно хорошие требования по общеобразовательной части, и мы смогли взять эти требования, как-то перекроить и создать скелет Liberal Arts программы. Потом мы добавили, когда стали официально давать Liberal Arts, новые курсы, немножко необычные для Liberal Arts, потому что они больше по науке, истории, литературе и искусству.

как убедить людей, что самое важное – не найти ответ на какой-то конкретный вопрос, а открыть ряд вопросов

Главная проблема советской системы, которая в вузах до сих пор сохраняется, находится не на уровне гуманитарного блока, как мне кажется, а больше связана с требованиями по главной программе. Этих требований значительно больше, чем надо, и это сужает пространство для других вещей. Вопрос в том, чем наполнен общеобразовательный блок: если потратить много времени на чепуху, ничего хорошего не получится. Но когда есть обязательный курс, скажем, по философии, то вопрос только в том, как ты будешь преподавать этот курс – скучно или интересно. То есть курс уже существует, а что ты там будешь делать – открытый вопрос.

Конечно, проблемы с менталитетом студентов возникали, но есть еще менталитет преподавателей - как убедить людей, что самое важное – не найти ответ на какой-то конкретный вопрос, а открыть целый ряд вопросов. Люди привыкли думать, даже если они читают литературу, что есть тема и есть правильный ответ. И убедить студентов и преподавателей, что нет правильного ответа на вопрос, а есть целый ряд возможных ответов, некоторые лучше, некоторые хуже, и объяснить тот ответ, который ты хочешь найти - это самое сложное, безусловно.

Марина Калашникова , доцент кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ:

Наша программа, конечно, имеет свою специфику, но устроено все примерно так же, как в США. Студенты выбирают "мейджеры" после второго курса посредством процедуры так называемой модерации, когда они пишут специальную работу. Каждый профиль подготовки, каждая программа, имеет свои требования к модерации, и каждый студент, ориентируясь на свое будущее, должен прослушать определенный набор курсов и убедить коллег, преподавателей с той или иной программы, что он способен профессионально этим предметом заниматься. В целом все равно у студента получается широкая междисциплинарная подготовка, за это отвечает так называемый блок общего учебного плана.

Существуют требования учебного плана профильной подготовки и требования общего учебного плана, где студент, независимо от его будущего профиля, обязан взять один курс по музыке, один курс по филологии, один - по визуальным искусствам, по социальным наукам и так далее, плюс обязательный курс по математике. Всего таких дисциплинарных областей 8, и, независимо от того, кем ты на самом деле хочешь стать, куда ты собираешься модерироваться, эти курсы надо взять обязательно, за весь период обучения хотя бы по одному.

Очень важный пункт Liberal Arts, что эта система позволяет студенту заниматься какой-то одной дисциплинарной областью и при этом не терять из вида другие. Вы любите музыку, вы хотите знать про нее чуть больше, чем знают простые выпускники школы, но при этом не собираетесь заниматься ею профессионально. Система Liberal Arts позволит вам поддерживать и свои компетенции в области музыкальной, теории музыки или практической музыке, и одновременно профессионализироваться в области, скажем, исследования литературы.

знания не могут не быть индивидуальными, это – не коллективная вещь

Мы прослеживаем судьбы наших выпускников, хотя здесь надо понимать, что за те годы, что мы существуем, а это довольно длительный период, 15 лет, поменялись конъюнктура рынка труда, отношение работодателя, и вообще отношение самих студентов к тому, что называется «быть успешным». Скажем, наши внутренние исследования 2008 года показывали, что студенты боятся идти на рынок труда, они не знают, кем будут, и чего рынок труда ждет от них в конкретных специальностях. Современные выпускники к этому относятся гораздо проще, они, скорее, готовы отстаивать свои какие-то важные компетенции, такие, как мобильность, умение ориентироваться, самостоятельно учиться, делать выбор и так далее, то есть не связанные напрямую, узко с какой-то профессиональной областью.

Абитуриенты приходят очень разные, на сегодняшний день представлено 60 регионов Российской Федерации. В этом году процент выпускников санкт-петербургских школ был самый низкий, наверное, за всю историю Смольного института. Наверное потому, что мы берем только по результатам ЕГЭ, и у иногородних студентов есть возможность подавать документы по почте.

Традиционно популярными у нас являются направления, связанные с искусством, кино и видео. Международные отношения и политические науки, права человека тоже привлекают многих. На самом деле, из года в год показатели разные, но профиль по литературе, скажем, всегда довольно популярен.

Помимо строго гуманитарных направлений, на нашем факультете есть такие профили, как "Сложные системы", "Искусственный интеллект", “Компьютерные науки”, "Когнитивные исследования". На самом деле, наука в системе Liberal Arts в последние годы развивается чрезвычайно активно, и пример этому наш партнер – Бард-Колледж, который в последнее время очень много внимания уделяет как раз развитию науки в системе Liberal Arts. Просто в силу российской специфики, консервативности, развитие таких профилей внутри Liberal Arts идет сложнее, медленнее, труднее договариваться с коллегами с такой подготовкой.

По нашему опыту не каждый преподаватель, даже если он великий профессионал, может себя в этой системе найти. Мы предъявляем к преподавателям довольно суровые требования: они обязаны больше времени проводить со студентами, все занятия проводятся в интерактивной форме. Это означает, что преподаватель должен готовиться к каждому своему семинарскому занятию, продумывать систему, дать студентам заранее "ридер", который он будет с них спрашивать, обязан не просто проверять письменные работы студентов, которых должно быть много, а еще и писать развернутые рецензии на каждую из этих работ. В результате мы имеем дело с коллегами, которые понимают, что методика преподавания в высшей школе – это не второстепенная вещь, а очень важный инструмент достижения наилучшего результата.

И вторая важная вещь – это индивидуализация обучения. Работа в маленькой группе, когда ты знаешь каждого студента, позволяет делать знания индивидуальными. Потому что знания не могут не быть индивидуальными, это – не коллективная вещь.

"Классный час Свободы"

В 2012 году в РАНХиГС было создано отделение Liberal Arts, в 2014 году получившее статус Факультета. Инициатором создания программы стал ректор Академии В.А. Мау. В интервью и статьях он неоднократно говорил об актуальности соединения подготовки специалистов в таких традиционных для академии направлениях, как public policy, менеджмент, пиар и экономика с широкой мультидисциплинарной подготовкой.

Научным руководителем Liberal Arts College является Андрей Леонидович Зорин – один из ведущих историков культуры и специалистов по высшему образованию в России, имеющий многолетний опыт преподавания в США и в настоящее время являющийся профессором Оксфордского университета. Первым деканом факультета был автор концепции бакалавриата Liberal Arts кандидат исторических наук Евгений Владимирович Миронов. Сегодня этот пост занимает Александр Борисович Мишин.

Команда разработчиков воспользовалось правом Академии на создание собственных образовательных стандартов, данным ей в числе еще нескольких российских вузов Президентом Российской Федерации. В настоящее время Liberal Arts College РАНХиГС и Факультет свободных искусств и наук СПбГУ – единственные учебные заведения в России, предлагающие такого рода программы.

Отличительные особенности программы Liberal Arts College:

Этапность обучения: освоение общего обязательного набора дисциплин в Общем блоке; выбор основной специализации (major) после 2 семестра; выбор дополнительного профиля обучения (minоr) после 5 семестра; сочетание теоретического обучения и практики, начиная с 4 семестра.

Тьюторское сопровождение учебного процесса. Тьюторы помогают студентам адаптироваться к нормам и ценностям академической жизни и сформировать индивидуальный учебный план, консультируют по вопросам, возникающим в ходе выполнении самостоятельной работы, планировании дальнейшего обучения, построении профессиональной карьеры.

Нетрадиционные для российских вузов предметы. Программа включает четырехлетний курс «Великие книги», в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями значимые для мировой культуры произведения. Курс «Письмо и критическое мышление» объединяет элементы Applied Philosophy and Academic Writing.

Современное зарубежное образование включает в себя малознакомую для российской аудитории, но широко распространённую в других странах модель обучения, именуемую Liberal Arts - "cвободные искусства". Зародившись в Европе, во времена античности, как совокупность семи наук, составляющих базу для дальнейшего получения философского знания о мире, эта модель стала прототипом либерального образования и получила признание во всем мире. Сейчас вузов, предлагающих университетское образование по модели Liberal Arts нет разве что в Антарктиде, а их число продолжает расти. Больше всего распространена эта модель образования в США, где порядка 600 университетов, практически во всех штатах, строят свой учебный процесс в соответствии с принципами Liberal arts.

Либеральное образование фокусируется на преподавании гуманитарных и общественных наук, но так же, включает в себя и изучение точных наук - например, математики. Оно представляет собой фундаментальную базу из ряда дисциплин, которые можно выбирать и комбинировать по своему желанию, позволяющую получить уникальное образование, и подготовиться к поступлению в магистратуру. Особенность образования по модели Свободных искусств в отличие от традиционного университетского образования в возможности комбинировать несколько профилей образования. Выбирая основное направление обучения (major), можно подобрать дополнительное (minor), которое не связаны с основным направлением напрямую, но представляет интерес для самого студента. Предоставляется возможность самостоятельно выстраивать учебный процесс, в соответствии с внутренним выбором. Так, например, выбрав базовым предметом экономику, можно дополнить её психологией, журналистикой или PR.

Ещё одна особенность модели в её гибкости: студенту не нужно определяться с выбором направления до поступления в ВУЗ, это можно сделать позже, уже в процессе обучения, когда возможностей сделать осознанный выбор будет больше. Само обучение проходит в малочисленных группах, что дает возможность личного контакта преподавателя и студента, получения моментальной обратной связи. Такой подход способствует глубокой вовлеченности в процесс, придает новый импульс, пробуждает интерес к занятиям.

Термин «свободные искусства» появился в эллинистическую эпоху для обозначения семи дисциплин, определенных ещё в античности как занятий свободнорожденных людей и полноправных членов общества. Эти искусства, или науки, делились на две части: тривиум - грамматику, риторику и диалектику, которые изучались первыми (отсюда и термин «тривиальные науки») и квадривиум - геометрия, арифметика, музыка и астрономия, следующий этап подготовки для постижения мира.

Сейчас список преподаваемых дисциплин значительно расширился и адаптировался к изменяющимся экономическим условиям. Такое образование отвечает многим задачам, которое ставит современное общество перед специалистами. Например, таким образом можно готовить специалистов в нескольких областях одновременно, что и является принципиальным отличием от традиционного узкоспециализированного подхода, где учащиеся развивают профессиональные навыки для конкретной работы.

Такие специалисты высоко востребованы на рынке труда. Работодатели отдают предпочтение выпускникам колледжей с либеральным образованием, потому что у них есть навыки, необходимые для адаптации при изменяющейся деятельности. К наиболее востребованным навыкам гуманитарного образования, во все времена, относятся письменные и устные навыки общения, способность решать сложные задачи, хорошо ладить с другими людьми.

Как и во времена античности, либеральное образование обеспечивает отличную основу для дальнейшего обучения в области здравоохранения, права, бизнеса и других областях. Студентов, прошедших обучение по модели Liberal Arts, охотно принимают на профессиональные программы по различным специальностям.

Выпускники обладают необходимыми навыками, чтобы стать ценными членами общества. Значение либерального образования выходит далеко за пределы его экономической ценности. Умение общаться и критически мыслить, излагать свои мысли устно и письменно представляют собой наиболее ценные качества для жизни в современном обществе. Оно готовит выпускников, которые могут адаптироваться и процветать в постоянно меняющемся мире.

Согласно исследованиям Ассоциации американских колледжей и университетов (AAC & U), которая является ведущей национальной ассоциацией, занимающейся качеством, жизнеспособностью и общественным статусом высшего гуманитарного образования, такие студенты высоко востребованы среди работодателей и имеют больший доход, чем выпускники университетов с традиционной системой обучения. Больше среди них и Нобелевских лауреатов.

В США существует целая категория вузов, специализирующихся на бакалаврском образовании по вышеописанной модели: так называемые Liberal Arts колледжи. Обычно эти учебные заведения очень престижны, а попасть туда зачастую не легче, чем в ведущие университеты. Отличие в том, что в подобных колледжах обращают меньше внимания на научную работу преподавателей и больше - на сам процесс обучения: в таких колледжах вы найдете меньше выдающихся ученых, но, вполне возможно, больше блестящих преподавателей. В России модель образования Liberal Arts представлена в двух вузах: СПбГУ и РАНХиГС.

Светлана Баталина

О многопрофильном бакалавриате Liberal Arts

Программы Liberal Arts получили широкое распространение в университетах и колледжах США во второй половине ХХ века и стали основным фактором выхода американского высшего образования на лидирующие позиции в мире. В настоящее время происходит активное распространение программ Liberal Arts в европейских странах.

Принципиальное отличие Liberal Arts от традиционных университетских программ – возможность комбинации двух профилей обучения (специализаций): основного (major) и дополнительного (minor) из списка, предлагаемого Факультетом. Возможность такого выбора отражена в русскоязычном названии программы – Многопрофильный бакалавриат. При этом выбор профиля осуществляется не в момент поступления в вуз, а после изучения общего блока дисциплин.

Такая структура программы позволяет студенту сформировать по-настоящему индивидуализированную программу обучения, обеспечивающую выпускника уникальным набором компетенций.

Научный руководитель программы – профессор Оксфордского университета (Великобритания), академический директор программ Факультета государственного управления РАНХиГС, член редколлегии журналов «Новое литературное обозрение», «Slavic Review» (США), «Cahiers de Monde Russe» (Франция) Андрей Леонидович Зорин.

Часто задаваемые вопросы

1.Прошла ли программа Многопрофильного бакалавриата аккредитацию ?

Все направления обучения, предлагаемые в рамках программы Многопрофильного бакалавриата в качестве основных профилей – а именно они записываются в государственной диплом – аккредитованы по всем правилам.

При этом важно учитывать, что указом президента РФ РАНХиГС дано право самостоятельно разрабатывать и аккредитовать образовательные стандарты. Разработчики программы Многопрофильного бакалавриата воспользовались этим правом и внесли в существующие стандарты некоторые изменения, соответствующие принципам Liberal Arts Education. Эти изменения не коснулись объемов и наполнения обязательной части профессионального блока дисциплин – они полностью соответствуют требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов.

2.Увеличивает ли изучение дополнительного профиля нагрузку на студента ?

В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов четырехлетняя программа бакалавриата должна «укладываться» в 240 зачетных единиц, при том, что 1 зачетная единица равна 36 академическим часам. Программа многопрофильного бакалавриата полностью соответствует этим требованиям. При этом любой государственный стандарт фиксирует только часть курсов, оставляя вузу свободу определять, чем будет наполнена остальная часть учебного плана. В программе Многопрофильного бакалавриата эта возможность использована для формирования «пакета» курсов дополнительного профиля. Таким образом, изучение двух профилей не увеличивает нагрузку на студента.

3.Не идет ли изучение дополнительного профиля в ущерб основному ?

Все требования Федерального государственного стандарта к изучению обязательной части блока профессиональных дисциплин полностью выполняются в рамках программы Многопрофильного бакалавриата. Студенты традиционных программ могут в дополнение к обязательной части изучать курсы по выбору и факультатива, дополняющие и уточняющие обязательные дисциплины. Вместо этого в программе Многопрофильного бакалавриата предлагаются уникальные курсы Общего блока (Введение в критическое мышление, Great books и др.) и курсы дополнительного профиля. Комбинация общего блока, основного и дополнительного профиля формирует гибкое и креативное мышление и увеличивает профессиональные и карьерные возможности выпускника.

4.Что будет записано в дипломе выпускника программы Многопрофильного бакалавриата ?

В государственном дипломе установленного образца выпускника программы Многопрофильного бакалавриата будет записана степень бакалавра по направлению обучения, соответствующего основному профилю. В приложении к диплому будут перечислены все изученные курсы, в том числе, и курсы дополнительного профиля. Кроме того, выпускники программы получат сертификат РАНХиГС, в котором будут прописаны основной и дополнительный профиль отдельно.


Особенности

  1. 1

    Этапность обучения:

    (1) освоение общего обязательного набора дисциплин в течение первых двух семестров,
    (2) выбор основного профиля после 2 семестра и
    (3) выбор дополнительного профиля после 5 семестра.
  2. 2

    Тьюторское сопровождение учебного процесса

    Тьюторы помогают студентам адаптироваться к нормам и ценностям академической жизни и сформировать индивидуальный учебный план, консультируют по вопросам, возникающим в ходе выполнении самостоятельной работы, планировании дальнейшего обучения, построении профессиональной карьеры.
  1. 3

    Уникальные курсы

    • Четырехлетний курс «Greatbooks» («Академическое чтение»), в ходе которого студенты читают и обсуждают с преподавателями наиболее значимые для мировой культуры произведения. За 4 года обучения студенты смогут таким образом проработать 25-30 книг по философии, экономике, социологии, политологии, истории.
    • Критическое мышление,
    • Профессиональные мастерские
  2. 4

    Международная мобильность

    Важной частью программы является академическая, в том числе, международная мобильность. Речь идет о возможности обучения студентов и прохождения практики в других программах или вузах (в России или за рубежом), с последующим учетом зачетных единиц («кредитов»).

Зарубежные партнеры

Партнеры Факультета «Liberal Arts»:

George Mason University (Вашингтон, США)
- University of Manchester (Манчестер, Великобритания)
- University of British Columbia SALA (Ванкувер, Канада)
- Huazhong University of Science and Technology (Ухань, Китай)
- Manchester Metropolitan University, Faculty of Interdisciplinary Studies (Манчестер, Великобритания)
- Bath Spa University (Бат, Великобритания)
- Parma University (Парма, Италия)
- Communication University of China (Китай, Пекин)
- Universidad Finis Terrae (Чили)
- Рижская Международная высшая школа
экономики и делового администрирования (Рига, Латвия).
- National University of Public Service (Будапешт, Венгрия)
- Университет Риеки (Риека, Хорватия)
- Университет Ариэль (Ариэль, Израиль)
- Шэньянский Педагогический Университет (Шэньян, Китай)

"...серьезная преграда для самостоятельности студентов – сами студенты. Формулировать свои предложения по курсам и темам, ставить себе цели и задачи они не умеют еще со средней школы и поэтому боятся. Нужна функциональная система сопровождения студентов, облегчающая такой выбор. Например, тьюторинга. Тьюторы помогают студентам определиться со своими целями и с тем, какие курсы лучше всего подойдут для их достижения. Профессионализм тьюторов состоит в том, что они видят и каждого из студентов, и образовательное поле целостно."

Эксперты школы управления «Сколково» Андрей Волков и Дара Мельник о том, почему индустриальный подход к высшему образованию должен смениться персонализированным

В России открылся первый бакалавриат по урбанистике: Куратором новой программы, которая стартует в Российской академии народного хозяйства и государственного уп....

Италия, Япония, Берлин, Франция и Испания уже ждут тебя!
Опубликлвали новый список зарубежных стажировок для студентов ИОН

Скорее выбирай страну и отправляй заявку: http://ion.ranepa.ru/about/international-cooperation/reallyrelevant-internships.php

19/02/2018
Карточка: Глобальные модели компетенций

Как определить и сформулировать компетенции, необходимые растущим личностям в стремительно меняющуюся эпоху? В разных странах рождаются разные типологии: где-то разделяют возможные компетенции одним образом, а где-то - совсем другим. Решить эту проблему стараются международные организации, консорциумы, экспертные группы, которые проводят долгосрочные исследования реформ в разных странах и ищут объединяющие принципы классификации, которые можно было бы использовать в глобальных масштабах.
Вот такие модели компетенций являются на сегодняшний день самым актуальными и масштабными.

31/01/2018
5 важных тезисов Алексея Кудрина о проблемах российского образования

В компании Apple у примерно 30% сотрудников образование инженеров, математиков и программистов, а 70% - выпускники программ Liberal Arts. Это люди, которые обладают мышлением дизайнера, архитектора, они умеют создавать удобные для использования продукты. Понимают запросы населения и могут переводить сложные термины, явления и продукты на простой язык. У них развито критическое мышление, они могут выходить за рамки, необычно решить задачу, они открыты.

«Расходы на образование нужно увеличить - на 700 миллиардов рублей в год»