Интерактивные формы учебных занятий. Интерактивные формы обучения в вузе

Интерактивные методы обучения являются одним из важнейших средств совершенствования профессиональной подготовки студентов в высшем учебном заведении. Преподавателю теперь недостаточно быть просто компетентным в области своей дисциплины, давая теоретические знания в аудитории. Необходимо несколько иначе подходить к современному учебному процессу.

Попросите учащихся из 4-5 пар показать результаты, особенно в колонках с «-‖» и «?». Применяется к научному тексту о предметах предмета. Пример: в дидактическом подходе к румынскому языку и литературе будет использоваться материал лингвистики, теории и литературной истории. Затем текст будет распределяться среди учеников индивидуально, и информация будет проверяться с использованием знаков в полях. Как правило, в такой ситуации ученики могут легко запускать комбинации, содержащие разные обновления значений этого слова: масштаб блока, деревянную лестницу, социальный масштаб, масштаб карты и т.д. после тщательного изучения лексикографической статьи ученики будут отмечать обычные знаки, которые они не знали или не помнили.

Результаты большинства исследований подтвердили, что использование интерактивных методов является самым эффективным путем обучения, который будет способствовать оптимальному усвоению нового и закреплению старого материала. Студентам легче вникать, понимать и запоминать то, что они смогли изучить, если они станут субъектами учебного процесса. Исходя из этого, методические разработки по любой дисциплине обязательно должны включать в себя интерактивные методы обучения. Благодаря этому в учебный процесс будут включены все студенты, без исключения.

Для каждой цифры, обозначенной номером, будет применен один из обычных знаков, и таблица будет соответствующим образом соответствовать. Таким образом, если словарь, который работает с ним, означает 13 значений слова масштаба, обычные знаки и информация должны применяться в таблице 13 раз. Такая же методика, касающаяся изучения иностранного языка, будет иметь целью полисемию общих слов, особенно когда ученики знакомы с некоторыми значениями, а приближающееся слово не является совершенно чуждым. Применяется в равной степени к статье словаря языка для обнаружения и анализа устойчивых выражений, содержащих определенное слово.

Интерактивные методы обучения в ВУЗе подразумевают постоянное взаимодействие, участники которого находятся в режиме непрерывного диалога, беседы. Они ориентированы на взаимоотношение студентов как с преподавателями, так и друг с другом. Причем доминирующую позицию должны занимать именно учащиеся, роль преподавателя сводится к направлению их работы на достижение основных целей данного занятия.

Учитель будет следить: список должен быть скомпилирован в оригинальной форме грамматики, той, которую используют словари. Пусть синтаксисы или утверждения, которые не имеют статуса фразеологических фраз, не должны втягиваться в список. Если исходный список должен быть выполнен без заметного, он вернется к нему, чтобы передать некоторые предположения из первого столбца в третий или четвертый. Априори студент считал, что есть фраза, которая может быть кровавыми костями. При анализе статьи следует отметить, однако, ее отсутствие выражения.

Цель, которую мы достигнем с максимальной эффективностью в этом случае, - это не только ассимиляция ранее неиспользуемых фраз студентами, но и направление внимания учащихся к процессам, которые происходят на языке, и которые отражены в словарях. Техника «аквариума» включает в себя расширение роли наблюдателя в группах дидактических взаимодействий. Затем они выбирают свое любимое место. Те, кто находится в окружении, получают 8-10 минут, чтобы обсудить спорный вопрос. Правила могут быть продлены по взаимному согласию.

Интерактивные помогут решить следующие проблемы:

  • формирование у обучающихся интереса к дисциплине;
  • оптимальное усвоение рабочего материала;
  • развитие интеллектуальной самостоятельности, поскольку студентам необходимо индивидуально искать пути и варианты решения проблемы;
  • обучение работе в команде, терпимости к чужой точке зрения;
  • обучение уважению права каждого на собственное мнение, его достоинства;
  • установление взаимодействия между учащимися;
  • формирование у студентов мнений, отношений, профессиональных и жизненных навыков.

Ведущие интерактивные методы обучения следующие:

Роль учителя может быть очень разнообразной: наблюдатель, участник, консультант, сторонник, рефери, репортер, гид и т.д. поэтому техника имеет бесконечные варианты. Это преимущества:  объединения элементов из «метода круглого стола»,  обсуждения,  формальной панели,  форума,  симпозиума;  Обеспечивает контролируемую, но динамичную среду для обсуждения;  Позволяет «планировать» изменение взгляда на роль члена группы. Мозаика Метод «мозаики» является совместным методом обучения и основан на разделении большой группы обучаемых на несколько рабочих групп, координируемых тренером.

  • круглый стол (дебаты и дискуссия);
  • атака, брейнсторм);
  • ролевые и деловые игры;
  • study (анализ определенных ситуаций);
  • мастер-класс.

Интерактивные методы должны внедряться с учетом ряда принципов.

Первый закон. Занятие не является лекцией, а является общей работой.

Второй закон. Все участники должны быть равны вне зависимости от социального статуса, возраста, места работы и опыта.

Мозаичный метод требует, чтобы учащиеся помогали друг другу учиться. Его можно использовать, когда учащиеся читают текст, прислушиваются к презентации или проводят групповое исследование в любой области учебного плана и в любой возрастной группе. Как и в других совместных учебных мероприятиях, в методе Мозаики используются домашние группы и группы экспертов, метод Мозаики помогает всем учащимся изучать и изучать весь материал. Они становятся «экспертами», поскольку они «учат» друг другу части материала, который нужно обучать.

Таким образом, каждый учащийся играет активную роль в преподавании и обучении, а также на опыте понимания и мышления на высоком уровне. Мозаичный метод можно использовать в классах любого размера. Это хорошо для групп, состоящих из четырех или пяти членов. Эти группы должны состоять из множества разных учеников. Целесообразно научить студентов эффективно работать в группах, особенно в основной группе. Мозаичный метод можно использовать в течение одного урока, пятьдесят минут или во время нескольких уроков.

Третий закон. У студентов и у преподавателя есть право на то, чтобы иметь и высказывать свое мнение абсолютно по любому вопросу.

Четвертый закон. На занятиях не должно быть места для прямой критики личности. Комментироваться может исключительно идея.

Пятый закон. Все, что было сказано на уроках, не является руководством к действию, а является информацией к размышлению.

Чтобы получить время, студенты могут прочитать материал дома, слушая урок, или делать уроки в школе еще один день, чтобы иметь больше времени для мозаичных занятий. Было бы неплохо заранее подготовить вопросы для обсуждения в экспертных группах. Эти вопросы могут быть написаны на доске или напечатаны и разделены на группы. Студентам может быть предоставлен материал для чтения, но они также могут быть представлены субъектом или быть обучены другим видам стимулирующих действий. После этого существует до четырех, так что каждый член группы имеет число от 1 до каждого члена группы получает учебный файл, содержащий единицу знаний.

Методы интерактивного обучения должны включать в себя определенный алгоритм проведения.

На этапе подготовки к занятию преподавателю рекомендуется тщательно продумать возможные варианты развития событий. Для этой цели подготавливается дополнительный материал. Помимо этого, необходимо учесть возраст студентов, временные рамки занятия, особенности темы и так далее.

Учитель кратко обсуждает название статьи и тему, которую он будет рассматривать. Это, однако, будет изучать коллеги по фрагментам. Учитель указывает, что статья делится на четыре части. Если существует очень большой класс, может потребоваться сделать, например, две группы с номером. Учитель объясняет, что группы, состоящие из чисел с номерами 1, 2, 3 и 4, теперь будут называться группами экспертов. Их задача - изучить материал, представленный в разделе в своей статье. Они должны прочитать это и поговорить друг с другом, чтобы понять это хорошо.

Важно, чтобы каждый член группы экспертов понимал, что он отвечает за преподавание этой части текста других членов первоначальной группы. Стратегии обучения и используемые материалы находятся на усмотрении групп экспертов. Внимание еще раз заключается в том, что очень важно, чтобы каждый человек в группе владел содержанием всех разделов статьи. Хорошо отметить любые вопросы или проблемы, связанные с какой-либо из статей статьи, и попросить дать разъяснения эксперту по этому разделу. Наконец, учитель напоминает предмет и учебные единицы, а затем просит учеников представить устно, в первоначальном порядке, каждую часть статьи, поскольку они ассимилировались в группе «экспертов».

Занятие должно начинаться со вступления, во время которого участникам дается информация о его целях, основных правилах и законах.

Классификация методов обучения по уровню активности обучающихся включает следующие группы:

– пассивные;

– активные;

– интерактивные.

В процессе применения пассивных методов обучения обучающийся выступает в роли объекта обучения , он должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему преподавателем  источником знаний. Такие методики называют репродуктивными. Обычно это происходит при использовании лекции-монолога (однонаправленная передача информации от преподавателя к обучающемуся), чтении, демонстрации. Обучающиеся при этом не сотрудничают друг с другом и не выполняют каких-либо проблемных заданий.

Таким образом, тема будет рассмотрена в ее логическом единстве. Для обратной связи учитель может применить тест, задать вопросы, чтобы проверить понимание нового контента, способность анализировать, синтезировать и аргументировать сделанные утверждения. Что делает учитель во время совместного обучения? Для учителя очень важно следить за обучением, чтобы информация была правильно передана и могла служить отправной точкой для различных вопросов; стимулирует сотрудничество, обеспечивает участие и участие всех членов.

Студенческая группировка в мозаике Преимущества использования метода:  Он имеет формирующий характер.  Стимулирует уверенность участников  Развивает навыки общения и групповой коммуникации внутри группы.  Развивает логическое, критическое и независимое мышление. Пример: Ролевые литературные круги - это небольшие группы студентов, которые собрались для углубленного изучения литературного произведения. Круги предлагают студентам любого возраста способ участвовать в критических размышлениях и размышлениях, когда они читают, обсуждают и реагируют на вызовы текста.

При применении активных методов обучения обучающийся становится субъектом учебной деятельности, вступает в диалог с преподавателем, выполняет творческие, проблемные задания. Обучающийся устанавливает индивидуальный контакт с преподавателем, но не с другими членами группы. Такие методики занимают сегодня основное место на семинарских занятиях и в процессе выполнения самостоятельной работы.

Благодаря структурированным обсуждениям и обширным письменным анализам этот метод позволяет студентам более глубоко понять, что они читают. Ключевым аспектом этой стратегии является использование Ролевых игр, через которые учащиеся учатся обсуждать и вносить вклад в работу в группах. Студентам следует напоминать о путях участия в дискуссиях по классу. Вот некоторые из правил:  Оставайтесь в кругу, чтобы все участники могли видеть друг друга.  Один человек имеет слово за раз.  Слушайте, что говорят другие.  Оставайтесь на теме.

Например, возьмите 5 ролей: тот, кто находит цитаты, которые интерпретируют персонажей, тот, кто задает вопросы, тот, кто идентифицирует ссылки и тот, кто находит слова. Выберите литературную работу или часть, которую студенты могут прочитать, и убедитесь, что у каждого есть копия текста. Подготовьте роли, задавая задания для каждого. Назначение ролей каждому учащемуся. Дайте им ролевые листы и убедитесь, что каждый ученик понимает, что делать. Группируйте учащихся в группы по пять, чтобы каждая группа включала студентов с разными ролями.

С изменением социально-экономических условий трансформируется трудовая деятельность человека, что актуализирует проблему поиска новых подходов к совершенствованию системы образования. Человек должен обладать соответствующими способностями, знаниями и умениями, чтобы осваивать технологические новшества. Современный специалист должен уметь работать в команде, принимать как самостоятельные решения так и согласованные с командой. В связи с этим, для современных методов обучения характерно то, что обучающиеся работают индивидуально и в команде.

Если текст короткий и может быть прочитан в классе, прочитайте текст на месте. После того, как вы прочитали, попросите их покинуть группу дома и собраться в группы экспертов. В группе экспертов попросите ваших учеников подготовиться вместе, чтобы сыграть свою роль как можно лучше, как только вы сможете вернуться в домашнюю группу. Когда все будет готово, попросите их вернуться в группу домов и принять участие в Литературном круге. Ролики как контролер, рекордер и докладчик также могут быть назначены в дополнение к ролям, характерным для литературных кругов.

Традиционные методы обучения обеспечивают подготовку обучающегося к выполнению тех или иных функций на основе известных алгоритмов (норм) выполнения деятельности. Но для продуктивного выполнения сложных функций в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях человеку необходимо применять творческий подход для решения проблем. Поэтому обучающиеся должны не только присваивать знания и умения, но и приобретать опыт творческой деятельности и необходимые качества личности, такие как самостоятельность, коллективизм, ответственность, мобильность, креативность. Важно формирование у обучающихся критического отношения к информации, умений принимать оптимальные решения, воспитание чувств солидарности, общности, сопричастности к общему делу. Для реализации таких целей необходимо выбирать методы, которые основаны на конструктивных, партнерских взаимоотношениях, а формирование знаний и умений происходит в процессе взаимодействия между педагогом и обучающимися как субъектами педагогического процесса.

Эти роли можно играть в любой совместной стратегии обучения. Необходимо заранее изучить проблему и ее аргументы. На следующий день группы восстанавливаются, и 4 члена представляют свои должности; каждая презентация сопровождается записками; после того, как все высказывали свое мнение и подвергались сомнению со стороны других, каждый из них уходит и готовится к «точке максимального интереса» - к повороту ролей. Те, кто был «про-счетчиком» и наоборот. Все расширенные аргументы могут использоваться в полемике.

Идея состоит в том, что действие должно быть возобновлено. На третий день команды раскрывают свои новые позиции с новыми аргументами и старыми аргументами, выраженными в новых перспективах - отражением в зеркале, каждый из которых слушает собственную речь, сделанную кем-то еще с другой точки зрения. Тогда общая перспектива в группах предпринимается четырьмя людьми. Выводы приводятся на пленарном заседании. Ледяные упражнения Это метод образовательных игр. Метод образовательных игр позволяет установить баланс в деятельности студентов, укрепляя их интеллектуальную и физическую энергию.

Вышеперечисленным требованиям удовлетворяют интерактивные методы обучения, которые строятся на организации творческого общения между участниками педагогического процесса.

Особенностью интерактивных методов обучения является то, что общение организуется не только между педагогом и обучающимися, что характерно для традиционных методов обучения, но и между всеми обучающимися.

Игра становится незаменимым присутствием в ритме школьной работы, и учителю удается узнать историю каждого ученика. Коллеги имитируют это движение и вербализуют то, что они чувствовали, делая свои движения. «Кто мы?» Студенты должны придумать пять слов. Каждый студент должен представить чувство, эмоцию с помощью мимик, жестов и позы, а коллеги должны угадать, какие чувства были представлены. В конце можно обсуждать реальные жизненные ситуации, в которых могут возникать чувства, различия в выражении. игры для развития самопознания, самооценки, самооценки, словесного выражения и самоутверждения: «Моя визитная карточка» Используются цветные карандаши, картон или цветная бумага.

Основным понятием, которое определяет главную особенность интерактивных методов обучения, является понятие «интерактивный » (от английского interact – взаимодействовать; находиться во взаимодействии, действовать, влиять друг на друга).

Однако взаимодействие, являясь основополагающим элементом любой образовательной деятельности, в большей или меньшей степени присутствует при использовании практически любого из методов обучения. Тогда в чем заключается особенность интерактивных методов обучения? Для четкого определения данного понятия необходимо обратиться к идеям интеракционизма – теоретико-методологического направления в зарубежной социологии и социальной психологии.

Американский социолог и социальный психолог Джордж Мид, являющийся основоположником интеракционизма, рассматривал развитие общества и социального индивида (социальное «я») в неразрывном единстве. Он считал, что происхождение «я» целиком социально, а главная его характеристика – это способность становиться объектом самонаблюдения, саморефлексии и самоконтроля. Представители более позднего интеракционизма (М. Кун, Т. Шибутани), исследуя природу социальных процессов, видели в их основе выработку и изменение социальных значений, постоянное определение и переопределение ситуаций взаимодействия их участниками.

Под интерактивностью понимается не просто процесс взаимного воздействия, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Вывод. К интерактивным методам могут быть отнесены только те методы обучения, которые организуют процесс социального взаимодействия, на основании которого у участников возникает некое «новое» знание, родившееся непосредственно в ходе этого процесса.

Интерактивные методы предполагают совместное обучение (обучение в сотрудничестве), то есть обучающиеся и преподаватель являются субъектами обучения. Все участники образовательного процесса при этом взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и собственное поведение. Обучающиеся погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.

Интерактивные методики позволяют задействовать не только сознание человека, но и его чувства, эмоции, волевые качества. Это позволяет увеличить процент усвоения материала.

К основным преимуществам интерактивных методов обучения относят: высокий уровень усвоения информации через эмоционально-ценностное отношение к деятельности; формирование умений слушать и слышать; обучение через взаимообмен опытом; активизация мышления; личностный рост; формирование умений работы в команде, повышение активности каждого; постановка новых проблем; создание ситуаций неизвестности для участников и др.

К недостаткам относят следующее: есть риск столкновения личных амбиций; требуется высокая компетентность педагога (тренера); большая продолжительность времени и др.

Для интерактивных методов обучения характерны некоторые особенности, связанные с деятельностью педагога и обучающихся.

Самоопределение обучающихся на основе внутренней мотивации. В деятельности внутренняя мотивация определяет целенаправленный характер действий обучающихся и выступает как активный стимул развития и достижения успеха.

Выстраивание стратегии собственной учебной деятельности. Стратегия – это образ организационных действий и управляющих подходов, используемых для осуществления самостоятельной деятельности. В процессе обучения обучающийся выступает как полноценный субъект деятельности и при этом он осуществляет разработку стратегии своей деятельности: прогнозирование, целеполагание, определение краткосрочных и долгосрочных задач и пути их достижения.

Достижение успеха. Важно организовывать позитивный психологический климат, который обеспечивает радость познания в процессе выполнения творческой самостоятельной и коллективной деятельности. Желание обучающихся достичь успеха является важным стимулом к самосовершенствованию и саморазвитию. Известно, что педагогическая ситуация - составная часть процесса обучения, характеризующая его состояние в определенное время и в определенном пространстве. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе обучения и, как правило, разрешаются тут же. Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности человека. Успех – это переживание состояния радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремится личность в своей деятельности, совпал с ее ожиданиями. Успех может быть кратковременным, частым, длительным, сиюминутным, устойчивым, значительным. Ситуации успеха проектируются заранее педагогом или могут создаваться в процессе обучения.

Творческое общение. Творческое общение между обучающимися направлено на создание коллективного продукта (интеллектуального, материального). Творческое общение – это сложный процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В рамках диалога происходит выражение индивидуального мнения по конкретному вопросу и выработка коллективного решения.

Создание проблемных ситуаций. Решение проблемных ситуаций характеризуется наибольшим эмоциональным накалом, спорами, дискуссиями, столкновением различных мнений. Решение проблемных ситуаций возможно, если имеет место опора на индивидуальные особенности обучающихся, их интуицию, фантазию, свободу аргументации. В процессе обсуждения и обоснования выбора решения проблемы обучающиеся приходят к «инсайту».

Организация коллективного и индивидуального самоуправления . Распределение управленческих функций между всеми субъектами процесса обучения. В процессе обучения педагог делегирует некоторые управленческие функции обучающимся, при этом осуществляется коллективное и индивидуальное самоуправление. Создаются эффективные команды, определяется алгоритм их работы, распределяются роли и функции, происходит выбор способов взаимодействия субъектов деятельности.

Осуществление самоконтроля . Осуществление обучающимися самоконтроля в процессе учебной деятельности связано с проявлением активности и самостоятельности. В основе самоконтроля лежит система обратных связей, дающих возможность оценивать и регулировать деятельность. В ходе самоконтроля обучающиеся совершают умственные и практические действия по самооценке, корректированию и совершенствованию выполняемой ими работы.

Позитивное оценивание. Позитивность оценивания – это отсутствие отрицательных оценок. Обучающиеся выявляют и оценивают собственные достижения при выполнении учебных заданий.

Рефлексивное отношение к деятельности. Как отмечают В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, именно рефлексия является «центральным феноменом человеческой субъектности» . Осуществляя рефлексию деятельности, обучающийся выявляет собственные резервы, возможности, движущие силы и противоречия. Обучающийся осмысливает замысел и последствия необходимости изменения действий.

Можно сделать вывод, что особенностью интерактивных методов обучения является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной деятельности, основанной на самоорганизации и самоуправлении.

В ходе исследовательской работы автора было выявлено, что применение интерактивных методов обучения обеспечивает создание условий для:

– выявления, удовлетворения и развития личностно, социально и профессионально значимых потребностей и интересов обучающихся;

– развития способностей обучающихся, их критического мышления, креативности и мобильности;

– позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

– реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов в образовательном процессе;

– формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у обучающихся;

– организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

– формирования и развития субъектной позиции;

– воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

Классификация интерактивных методов обучения

Выделяют следующие группы интерактивных методов обучения:

– неимитационные;

– имитационные (игровые и неигровые имитационные методы обучения).

К н еимитационным методам обучения относят следующие: проблемный семинар, тематическая дискуссия, «мозговой штурм», круглый стол и др.

При применении имитационных методов обучения создается нереальная обстановка или ситуация, что помогает обучающимся адаптироваться к реальной профессиональной среде.

К неигровым имитационным методам обучения относят следующие: решение производственных и ситуационных задач и упражнений, метод кейсов, метод микроситуаций, метод инцидента, игровое проектирование, информационный лабиринт, групповые дискуссии, просмотр видеозаписей игр с разбором и обсуждением, моделирование конкретных проблем и др.

К игровым имитационным методам обучения относят следующие: «разыгрывание» ситуации в ролях, игры-симуляции, ролевые, деловые, организационно-деятельностные, инновационные, поисково-апробационные, проблемно-деловые игры, креативные интерактивные методы (метод синектики, метод ассоциаций, метод Дельфи), компьютерные игровые имитационные методы и др.

Необходимость применения интерактивных методов обучения можно объяснить тем, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20 % информации, при дискуссионном обучении – 75 %, а при проведении, например, деловой игры усваивается около 90 % информации.

Модели взаимодействия между участниками

педагогического процесса

Обучение рассматривается как совместная деятельность педагога и обучающихся, то есть обучение как процесс усложняется по сравнению с учением за счет включения деятельности педагога, который осуществляет управление деятельностью учащихся. Управление как процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

С учетом того, что разные методы обучения основаны на применении разных управленческих моделей взаимодействия педагога и обучающихся, можно рассматривать м етод обучения как систему методических приемов и правил эффективного взаимодействия субъектов педагогического процесса на основе определения их ответственности и усилий по достижению дидактических целей и задач.

Например, модель управления в рамках традиционных методов обучения строится на основе субъект-объектного взаимодействия (рисунок 1).

Рисунок 1 – Типовой контур педагогического управления

в рамках традиционных методов обучения

Такую модель управления можно назвать директивной . Управляет один человек – педагог. Он вырабатывает решения, координирует и контролирует деятельность обучающихся. Но при этом качество обучения будет в основном зависеть от информации, которой обладает педагог, от его способности принимать оптимальные решения в различных педагогических ситуациях. С одной стороны, такая модель управления проста и оперативна, но, с другой – приводит к снижению уровня мотивации и активности обучающихся.

Директивная модель педагогического управления не достаточно эффективна еще и потому, что объектом управления является обучающийся, его учебная деятельность, а это сложный объект, который может находиться в нескольких устойчивых состояниях и переходить из одного состояния в другое.

В процессе обучения обучающийся присваивает новые знания, умения, потребности, нормы, ценности, развивает свои способности. Процесс познания, который лежит в основе учения, относится к процессам с внутренней детерминацией. Поэтому на современном этапе все чаще применяются интерактивные методы обучения, которые позволяют учесть личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы обучающихся, их собственный опыт и творческий потенциал.

Модели управления в рамках интерактивных методов обучения основаны на организации индивидуального и коллективного самоуправления, так как распределение функций управления осуществляется между всеми участниками педагогического процесса. Такую модель управления мы называем кооперативной .

Индивидуальное самоуправление предполагает, что обучающиеся становятся полноценными субъектами учебной деятельности. В процессе самоуправления они осуществляют следующие виды деятельности: прогнозирование результатов своей деятельности; целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу); планирование; самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности; анализ результатов своей деятельности и самоконтроль; оценивание результатов своей деятельности; рефлексию. Необходимо учитывать, что обучающийся станет субъектом учебной деятельности только при наличии внутренних личностно, социально и профессиогнально значимых мотивов и только в том случае, если для него станет ценностью саморазвитие и самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности. Не вызывает сомнения, что при этом моральное состояние учащихся и степень их удовлетворенности значительно выше, чем в рамках директивной модели управления.

Кроме индивидуального самоуправления, целесообразно выделить также уровень коллективного самоуправления, когда происходит активный обмен информацией и решения принимаются коллегиально. Появляется возможность для всех участия в обсуждении проблем, свободного выражения индивидуального мнения, отражения своей позиции в рамках диалога.

Диалог – (греч. dialogos – беседа) – информативное и экзистенциальное взаимодействие между коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание .

Данная модель воплощается в режиме коллективной деятельности, где все функционально связаны друг с другом общим познавательным интересом. Коллектив становится механизмом развития личности. Успех общего поиска определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственнымиусилиями каждого.

Управленческим ресурсом в рамках интерактивных методов обучения является интеллектуальный потенциал обучающихся, их потребности и интересы.

Типовой контур педагогического управления в рамках интерактивных методов обучения представлен на рисунке 2.

педагога

Определение

проблемного

Интеллектуальный

ресурс обучающихся,

их профессионально, социально и личностно значимые

потребности и цели

Выработка

общей цели

Организация,

мотивация

деятельности

обучающихся,

педагогическое

наблюдение

Поисково-познавательная

деятельность

(формирование

индивидуальных

творческих

продуктов )

– самоопределение обучающихся, их видение проблемы;

– сбор информации;

– поиск решений, «мозговой штурм»;

– принятие решения

Презентация отчетов

Экспертиза

и рефлексия

Принятие

коллективного

решения

Коллективный интеллектуальный (материальный) продукт,

новые профессионально, социально и личностно значимые

потребности обучающихся и цели

Рисунок 2 – Типовой контур управления в рамках интерактивных

методов обучения

Проблема управления педагогическим процессом определяется тем, что ученический коллектив – это сложная иерархия групп и личностей с присущими им интересами и целями. Цели обучающихся часто противоречат друг другу и являются неустойчивыми. При разрешении проблем в группе возникает дифференциация, обусловленная индивидуальными особенностями каждого члена группы. Одни из них обладают «широкими» знаниями и способны находить аналогии из других проблемных сфер. Другие выполняют определенные роли, например, «критиков», «генераторов идей». Оптимальное решение проблемы, удовлетворяющиее всех членов группы, достигается через конфликт.

В этом случае, целями педагогического управления являются следующие: вовлечение всех обучающихся во внутренне мотивированную целенаправленную учебно-познавательную деятельность и увеличение коммуникативных отношений между обучаемыми, что приведет к возникновению различных мнений и идей, флуктуаций (отклонение от нормы) и повышению эффективности процесса учения.

Основой этой модели является управление процессом усвоения обучающимся культуры, в ходе которого развиваются внутренние потребности, способности, сознание каждого. Цели, содержание, способы деятельности определяются педагогом и обучающимися совместно, с учётом их интересов и способностей. Главной целью педагога является обучение учащегося деятельности. Педагог организует взаимодействие обучаемых в познавательном процессе, сознательно создавая при этом такую социальную инфраструктуру, которая вызывает у них необходимость действовать по нормам общественных отношений.

Равноправное, демократическое взаимодействие в познании стимулирует у каждого желание проявить инициативу и творчество. При этом существенно меняется отношение к другому человеку как к личности: отчуждённость, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности.