Биография рэя брэдбери. Краткая биография брэдбери рэй самое главное. Начало творческой деятельности

Несмотря на то, что в первом сезоне Курильщик произносит всего четыре слова, его персонаж превращается в одного из основных противников главных героев. Его безмолвное присутствие на экране усиливает напряжение. Действующие лица называют его Курильщик, поскольку он каждый раз появляется на экране с зажжённой сигаретой «Morley» в руке, кроме того, в отличие от других персонажей, у него отсутствует общеизвестное настоящее имя.

Настоящее имя Курильщика - Майкл Джеймс Хант (англ. Michael James Hunt ). Большинство источников указывают в качестве имени наиболее распространённый псевдоним К. Г. Б. Спендер (англ. C.G.B. Spender ). Его жена Кассандра и сын Джеффри также носят фамилию Спендер.

В первых сезонах Курильщик безмолвно присутствует в офисе Скиннера как постоянное напоминание о том, что теневое правительство прилагает усилия к дискредитации Малдера и постоянно следит за неугомонным агентом. При этом Курильщик знает, что агент Малдер прав в какой-то части своих гипотез: на вопрос Скиннера, верит ли Курильщик версиям агентов, вовлеченных в расследования по «Секретным материалам», Курильщик отвечает: «Да, конечно, верю».

Курильщик является американским представителем секретной межправительственной организации (т. н. Консорциум), занимающейся контактами с инопланетянами и следящей за режимом секретности. До этого работал в спецслужбах, предположительно лично разработал и осуществил сценарий убийства президента Кеннеди и Мартина Лютера Кинга . В Консорциуме предположительно занимается обеспечением режима секретности. Тактика проста и безжалостна - «Нет человека, нет и проблемы». Возможно, именно это снискало ему нелюбовь руководителей Консорциума, в большинстве своём, судя по всему, являющихся политиками и учёными, а не военными или функционерами спецслужб .

Что знало большинство

Персонаж: Статус не известен Имя: Курильщик Цвет глаз: голубые Цвет волос: тёмный шатен Пол: мужской Должность: Руководитель спецотдела военной разведки

Данные, добытые Мелвином Фрохики

1940-1962

Противостояние

1-й сезон

В пилотном эпизоде сериала, Курильщик находится в помещении, где Дана Скалли получает задание работать вместе с Фоксом Малдером в отделе «Секретных материалов». Скорее всего, именно по его приказу были уничтожены вещественные доказательства дела в Бельфлёре, штат Орегон, которые могли доказать факт причастности НЛО и пришельцев к смерти выпускников школы. Так или иначе, когда Скалли в конце эпизода передаёт начальству единственное уцелевшее доказательство в виде артефакта из тела Рэя Сомса, Курильщик получает артефакт в свои руки в конце эпизода и оставляет в специальном хранилище в Пентагоне .

В эпизоде 1X15 Young at Heart Курильщик появляется только в конце эпизода в виде агента ЦРУ (именно так он определён в титрах этой серии) и пытается выяснить у умирающего Джона Барнета, где он спрятал документы, где излагалась технология омоложения по доктору Ридли. Узнать это ему так и не удаётся.

В эпизоде 1X20 Tooms Курильщик маячит в кабинете Скиннера, становясь свидетелем его беседы с Малдером. Когда дело подходит к концу и Скиннер спрашивает его, верит ли он рассказу Малдера, он произносит свои первые слова в сериале: «Конечно, верю».

В эпизоде 1X23 The Erlenmeyer Flask Курильщик появляется в самом конце - точно так же, как в пилотном эпизоде, он посещает подземное хранилище в Пентагоне, чтобы положить эмбрион пришельца, на который Бездонная Глотка обменял Малдера.

2-й сезон

В эпизоде 2x01 Little Green Men Курильщик следит за Малдером и Скалли через Скиннера, он прослушал магнитофонную запись разговора Скалли и Скиннера по поводу исчезновения и неявки на работу Малдера. После побега от команды Голубых Беретов, Малдер направляется к Скиннеру, где получает выговор за свою отлучку, при этом в кабинете присутствует Курильщик, после пламенной речи Малдера о незаконной прослушке, он заявляет: «Ваше время истекло. И у вас нет ничего» , после чего Скиннер, к огромному удивлению Курильщика, выгоняет его самого из кабинета, Курильщик спокойно закуривает сигарету и захлопывает за собой дверь.

В эпизоде 2x04 Sleepless Курильщик в самом конце обсуждает в зале новую утечку информации от его людей с Алексом Крайчеком. Крайчек докладывает, что у них завелся крот, и неизвестно, кто это. Также, он сообщает, что Скалли становится проблемой, а переводы в другие отделы только способствуют намерениям обоих агентов. Но, по мнению Курильщика, «любую проблему можно устранить».

В эпизоде 2x06 Ascension Курильщик сначала находится на заседании сотрудников ФБР, где он пытается выяснить, куда повез Скалли Бэрри , Малдер отвечает, что ещё не знает. Затем он появляется в моменте, когда Малдер вместе с Крайчеком направляется к горе Скайлэнд, прослушивающим их разговор. Вскоре Курильщик встречается с Крайчеком в машине, где приказывает подтвердить версию Малдера о Бэрри в рапорте Скиннера, Крайчек удивлен, что Курильщик не хочет устранить Малдера, но тот объясняет: «убив Малдера, мы рискуем превратить веру одного человека в крестовый поход» . Затем он снова присутствует на заседании ФБР об исчезновении Скалли и выслушивает версию Малдера. По мнению Малдера, в похищении Скалли и убийстве Бэрри виноваты военные, в конце концов Скиннеру ничего не остается, кроме как снова открыть Секретные Материалы .

В эпизоде 2x08 One Breath Курильщик сначала появляется в кабинете Скиннера, где пытается припугнуть его из-за действий Малдера и убийства его человека в больнице, затем к концу серии его адрес находит Малдер, он угрожает ему пистолетом, но все карты на руках у Курильщика: если Малдер его убьет, тот унесет все секреты с собой в могилу, Курильщик считает, что действует правильно, и правда на его стороне, он видел как президенты умирают, и если люди узнают, что знает он, то все в этом мире развалится.

В эпизоде 2x22 °F. Emasculata Курильщик присутствует на встрече Малдера и Скиннера, Малдер пытается его убедить в том, что надо предупредить людей об инфекции, Курильщик же рассказывает, как в Сакраменто была эпидемия в 1988, и правда вызвала панику, унесшую жизни, и утверждает, что «мы контролировали всё, сдерживая информацию» и «это делается ежедневно» .

В эпизоде 2x25 Anasazi Курильщик встречается с отцом Малдера, он сообщает ему, что пленка с документами министерства обороны об НЛО попала в руки его сына. К концу эпизода Курильщик звонит Малдеру на сотовый и сообщает, что убитый отец Малдера напрямую был связан с секретным проектом Пентагона. В результате звонка, Малдера быстро вычислили, и Курильщик на вертолете с военными летит в пустыню, но когда они туда прибывают и исследуют товарный вагон, Малдера там не оказывается. Курильщик приказывает уничтожить вагон.

3-й сезон

В эпизоде 3x01 The Blessing Way Курильщик вместе со спецназом начинает поиск Малдера и компьютерной кассеты. Алекса Хостейна вместе с его семьей допрашивают и избивают, затем находят и обыскивают Скалли, которая так и не смогла найти Малдера, усилия Курильщика тщетны . Также он пытается убедить Конcорциум, что все под контролем и агент Малдер мертв. Одновременно с этим, он следит за Скиннером, чтобы тот действовал по его указке в отношении Малдера, Скалли и кассеты.

В эпизоде 3x02 Paper Clip Курильщик обсуждает с Консорциумом проблему украденной пленки, Малдера и опять пытается убедить всех, что тот мертв, а копия пленки восстановлена. В середине серии он встречается со Скиннером, тот пытается заключить с ним сделку по поводу кассеты, Курильщик взбешен и отказывает ему, мало того угрожает последствиями для него. Крайчек звонит Курильщику по телефону, и тот узнает, что он жив, и попытка взорвать его провалилась, Крайчек угрожает ему обнародованием информации в случае преследования. В конце Скиннер опять угрожает Курильщику обнародовать данные с диска, если Малдеру и Скалли будет нанесен какой-либо вред. Он сообщает, что Альберт Хостейн прочитал эти файлы от начала до конца, распространил их содержание среди 20 своих соплеменников по старинной устной традиции. Курильщику ничего не остается, кроме как уйти. В конце этого эпизода Скиннер скажет «Курильщику»: - «Добро пожаловать в чудесный мир высоких технологий», намекая на то, что прочитанную Альбертом Хостейном информацию передать к другим соплеменникам теперь можно посредствам простого телефонного звонка.

В эпизоде 3x10 731 Курильщик появляется только в самом конце, сидящий с сигаретой рядом с (возможно) японским переводчиком, который переписывает дневник (результаты экспериментов) доктора Зама с японского на английский в блокнот.

В эпизоде 3x16 Apocryha Курильщик впервые предстает молодым, когда он вместе с Ульямом Малдером допрашивает члена экипажа субмарины «Зеус Фабер». Курильщик заявляет умирающему, что правительство обнародует правду. Затем мы его видим в некой биологической лаборатории, где лежат двое прострадавших его людей от пришельца (радиация), Курильщик приказывает «уничтожить тела». Потом мы встречаем его в моменте, когда Крайчек (под контролем пришельца) передает ему кассету с теми самыми документами Пентагона, которые Курильщик пытался так долго вернуть. Исходя из короткой беседы становится ясно, что Курильщик решил возвратить пришельца на его корабль. Ближе к концу серии он встречается с Консорциумом, где объясняет свои действия по поводу перевозки НЛО в Северную Дакоту, без ведома Синдиката, и попытку убить Скиннера одним из его людей. Затем у заброшенного ракетного полигона в Бисмарке он успевает перехватить с группой спецназа Малдера и Скалли до того, как они смогли найти НЛО.

В эпизоде 3X21 Avatar Курильщик мелькает только один раз, в момент допроса агентом Малдером Скиннера, он стоит за стеклом, как всегда, закурив свою сигарету, и наблюдает…

В эпизоде 3x23 Wetwired Курильщик появляется 2 раза. В первый - во время галлюцинаций у Скалли. Он якобы сидит в автомобиле Малдера, который передает ему видеопленку с сигналом. Затем, когда Малдер выслеживает Стромана, он натыкается на сигарету Курильщика. В конце серии Курильщик и мистер X разговаривают в машине. X докладывает Курильщику, что человек, из-за которого произошла утечка, ликвидирован, но на кого он работал, осталось неустановленным.

В эпизоде 3x24 Talitha, Cumi Курильщик наиболее полно раскрывается как человек, по сравнению с предыдущими эпизодами. В начале, у летнего домика семьи Малдера, он подходит к мисс Малдер, и обнаружилось, что он знал её раньше, и у них были какие-то чувства друг к другу. Завязывается горячий спор, подробности которого остаются за кадром, во время которого мистер X тайно заснял их на фотопленку. Затем Курильщик с агентами арестовывают пришельца(мистера Смита, который исцелил людей в ресторане в начале серии). Того отвозят привязанным в сектор B-16 на секретной базе, где они разговаривают между собой на философскую тему о сокрытии информации и методах действия Курильщика, его желаний остаться в команде проекта, когда «процесс начнется». Во время допроса, пришелец превращается в Глубокую Глотку и отца Малдера, которые были убиты по вине Курильщика. Тот пытается держаться и заявляет, что люди животные, а он успокоитель их «совести», следовательно может распоряжаться их свободой. Но тут пришелец заявляет, что у Курильщика рак легких, тот ошарашен. Исходя из сюжета, далее становится ясным, что Курильщик освободил пришельца, взамен тот вылечил его от болезни. Вскоре Курильщик пришел в больницу, где лежит мать Малдера. Малдер его замечает, прижимает к стене, угрожает пистолетом от злобы и досады. Курильщик сообщает, что у него есть информация о его сестре. Малдер объявляет, что обладает тем, что разыскивает Курильщик, но тот опровергает, пытаясь соврать, что она искала кое-что, а не он. Затем заявляет, что от Малдера ему ничего не нужно, он просто пришёл проведать его мать.

4-й сезон

В эпизоде 4X01 Herrenvolk Курильщик поджидает со своими людьми Малдера в больнице рядом с его матерью. Вместе со Старшим он обсуждает утечку информации из проекта, в результате они решили, что допустят утечку ложной информации - мать Малдера в опасности, и они её убьют, чтобы так выйти на крота. В результате им удалось сделать это, и мистер X был застрелен. В конце Курильщик опять в больнице, рядом с мисс Малдер, разговаривает с инопланетным охотником и просит его исцелить мать агента ФБР. С точки зрения Курильщика, «самый сильный враг тот, кому нечего терять» . Эпизод 4Х07 - рассказ Фрохики об истории Курильщика. Эпизод 4Х10 - Terma - Курильщик присутствует в здании Сената, при каждом слушании дела. Эпизод 4Х23 - Demons - Курильщик появляется в воспоминаниях Малдера, в сцене когда его родители ссорятся. Он говорит Фоксу: «Ты шпион».

5-й сезон

В эпизоде 5X02 Redux Курильщик позволяет уйти Малдеру из секретного хранилища под Пентагоном с лекарством для Скалли, потом привозит к нему сестру. После этого Курильщик предлагает Малдеру перейти работать к нему, но тот отказывается. Заканчивается эпизод выстрелом убийцы, после которого Курильщик лежит, истекая кровью и держа в руках потртрет Малдера с сестрой. Тело его не находят. В эпизоде 5X20 The End Алекс Крайчек по заданию Консорциума находит Курильщика, скрывающегося в Квебеке (Канада). До этого Консорциум считает Курильщика убитым, для чего они и посылали киллера. Курильщику поручают сохранить в тайне способность 12-летнего мальчика Гибсона Прейза читать мысли людей. Курильщик содействует в поручении расследования агенту Джефри Спендеру, далее признается тому, что является его отцом. В течение эпизода по заданию Курильщика убивают отставного сотрудника агентства Национальной Безопасности, снайпера, покушавшегося на жизнь Гибсона. Также ликвидируют охранника мальчика и ранят агента ФБР Диану Фоули. Курильщик передает мальчика в руки Консорциуму и уничтожает документы в кабинете Фокса Малдера, кроме дела, в котором упоминается Саманта Малдер, это он уносит с собой. В Министерстве Юстиций готовят приказ о закрытии Секретных материалов.

6-й сезон

Эпизод 6X01 The Beginning начинается с того, что сотруднику фирмы Рауш технолоджиз (англ. Raush Technologize) становится плохо, ему очень холодно. Утром его находят с огромным разрывом в брюшной полости, словно что-то выбралось из него. Курильщик со своими соратниками обсуждают инцидент. Он подкинул прессе версию о том, что человека убил индеец, зная, что общество негативно относится к «краснокожим». Но сущность, уже убившая одного человека, на свободе. Курильщик предлагает её умертвить. Группа соглашается и фактически возлагает на него эту обязанность. Курильщик приходит в больницу, где исследуют мозг Гибсона Прейза, с помощью его способности читать чужие мысли он надеется обнаружить существо . Они проезжают мимо дома, в котором жила жертва, и мальчик говорит, что там никого нет. Он дает Курильщику понять, что тот боится как его, так и сущности, но может и убить мальчика. Все в равных условиях. Курильщик говорит шоферу «Он найдет его». Через несколько мгновений после того, как машина уезжает, из дома выходят Малдер и Скалли. Мальчик, возможно, спас им жизни. Существо вновь себя обнаруживает, убив работника атомной электростанции. Агенты приезжают на место, но Джефри Спендер, теперь в паре с Дианой Фоули курирующий отдел «Секретные материалы», отказывают им в доступе. Гибсон убегает от Консорциума , попав к агентам в поисках безопасности, но его перехватывают. Впоследствии Малдер и Диана проникают на АЭС, следят там за шофером и Прейзом. Но все обстроено таким образом, что Фокса находят, и его и Дану отстраняют от отдела на длительный срок. Курильщик приходит к Спендеру-младшему, чтобы поздравить сына с победой над Малдером. Сопоставив имеющиеся данные, агенты приходят к выводу, что все человечество - внеземного происхождения. Существо не найдено, Курильщик не выполнил поставленной задачи.

6X03 Triangle : здесь Курильщик предстает в образе нациста, по приказу которого расстреливают капитана затонувшего корабля военных времен, и ещё нескольких его пассажиров. Немцы захватили корабль, и требуют поворота на Германию. Малдер попадает к ним в руки. Нацисты ищут Молот Тора - человека, изготовившего оружие века, которое может переломить ход войны. За ним охотятся эсэсовцы во главе с Курильщиком. В то же время, в реальном режиме, в поисках напарника Дана обращается к заместителю директора ФБР Кершу, и в его кабинете находится Курильщик. Он узнает о пропаже Фокса, но ничего не предпринимает - пока происходящее не затрагивает проблем безопасности Консорциума. Парадокс в том, что на борту корабля Малдер встречает людей, которых он знает «из 1998 года», но в ином облике - словно это другие из прошедшей эпохи. В итоге, человек с внешностью Курильщика теряется при восстании американцев, и его дальнейшая судьба неизвестна. Всем своим поведением он напоминает «оригинал».

6X11 Two Fathers Данный эпизод раскрывает ещё одну сторону полувековой деятельности Консорциума - создание гибрида человека и инопланетянина, с целью иметь преимущество перед пришельцами. Уже тогда они понимали, что Вторжение не предотвратить. Человеческим материалом стала жена Курильщика и мать Джефри Спендера - Кассандра Спендер. Врач, работавший с ней, вместе с командой врачей подвергается нападению, в ту же ночь, когда заканчивается пятидесятилетняя работа - гибрид успешно создан и жизнеспособен. Нападение было совершено повстанцами, как называет их Курильщик - третьей стороной, нарушившей планы инопланетян и Консорциума. Врач выживает, но Курильщик перекрывает ему кислород в барокамере, ибо оба предчувствуют бесконечную череду пыток и допросов. На экстренном собрании Консорциума повстанец, замаскированный под одного из сотрудников, предлагает присоединиться к новому врагу. Курильщик напрочь отвергает это предложение, но он понимает - тех людей, чья кровь на его руках, и не только их, всех можно было спасти - ценой жизни Кассандры. Но именно её он не смог убить. Скалли и Малдер тайно проникают в кабинет Джефри Спендера и выясняют личность Курильщика по базе данных, узнав его «имя» - Си Джи Би (англ. CGB). Но тайное становится явным - их задерживают агенты ФБР. Джефри приходит к отцу, говоря, что выполнил его задание в отношении Малдера, и хочет знать правду о матери. Но Курильщик дает ему две пощечины, считая, что сыну ещё рано это знать. Однако CGB чувствует, что близится завершение их общего дела, и, ради спасения плодов своего труда, он решает дать Джефри ещё один шанс оправдать себя в качестве достойного сына исторического отца. Он поручает ему убить шпиона-повстанца, выдающего себя за участника Консорциума. Но Спендер проваливает операцию, шпиона убивает Алекс Крайчек. Курильщик, как и прежде, продумал любой исход ситуации. У него остается единственная возможность - он предлагает сотрудничество Диане Фоули .

6X12 One Sone Понимая, что конец приближается, группа Курильщика предлагает убить Кассандру. CGB против, он предлагает сохранить ей жизнь, и, используя её в качестве щита от повстанцев и колонистов, спасти свои жизни. Затем Малдер застает его в номере Дианы и пытается убить. Но Курильщик вновь уходит от смерти, рассказывая Малдеру о сестре, отце и их связи с работой группы, а затем дает Фоксу записку с обозначением ангара, где произойдет встреча. Группа покидает офис на Уотергейт-Стрит. Курильщик увозит жену из-под носа охранников его сына. Кассандра напоминает ему о его трусости, и просит себя убить, во избежание катастрофы. Он отказывается и уходит. В криогенной лаборатории на врача нападает повстанец и забирает зародыш инопланетянина - то, что должно было стать предметом обменом между людьми и пришельцами. Под видом врача повстанец приезжает в ангар с Курильщиком в одной машине, который не догадывается о подмене, как и о том, что операция уже спланирована. Новый враг оказался сильнее, чем рассчитывал Консорциум. Группа в ангаре, туда же приезжает Фоули. События разворачиваются прямо противоположно. Из ангара выходят не инопланетяне, а повстанцы, со своим поражающим оружием. Они уничтожают группу, их родных и забирают Кассандру. Курильщик и Диана Фоули заблаговременно скрываются. Джефри Спендер просит восстановить агентов Малдера и Скалли в должности. Он идет в офис, чтобы собрать вещи. Там его встречает отец, и стреляет из пистолета в сына . Это начало конца.

6X22 Biogenesis : здесь Курильщик появляется редко, вначале - на собрании неизвестных лиц, судя по всему, в здании ФБР. они обсуждают какой-то кризис, и шестое вымирание человечества. Он выглядит отрешенно. Ему звонит Диана Фоули и сообщает, что Малдеру плохо, и тот рядом с ней. На Фокса действует инопланетный артефакт, прибитый волнами к Берегу Слоновой Кости. Кроме того, в течение всего эпизода появляется Алекс Крайчек, который может действовать либо по собственной инициативе, либо выполняя приказы CGB .

7-й сезон

7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati В самом начале Курильщик приходит в больницу, к Малдеру, тот находится в непонятном состоянии, в результате действия артефакта его мозг начал работать с такими способностями, что ни он, ни его тело не могут выдерживать такой нагрузки. CGB вводит ему напрямую в мозг какую-то иньекцию (возможно то же самое вещество, с помощью которого нагрузку мозга Фоксу ослаблял Кричгоу). Курильщик сообщает агенту, что он его отец, и увозит Малдера из больницы. Он понимает, что именно сейчас, когда его сознание ослаблено, на него проще всего воздействовать. У него появляются свои цели по поводу Фокса. Скалли видит запись с видеокамеры в больнице, где видна мать Малдера и рука с сигаретой. Спендер-старший убедил Тину в своем решении, и она потребовала выписки сына. С помощью новейших технологий Курильщик, воздействуя на мозг агента, словно показывает ему фильм - другую реальность. "Я покажу тебе другую дорогу, " - говорит он. В этой реальности, казалось бы, все идеально - все, без чего Фокс жил раньше. Бездонная Глотка выжил, у Малдера семья, Диана, то, чего у него не было. Но это обман, целенаправленная попытка затуманить ему сознание, заставить отказаться от своих поисков. В это время в реальности готовится ужасная операция, подобных которой не было. Курильщик задумал совершить пересадку мозга Фокса себе - с целью объединить его возможности и воплотить свои погибшие планы . Кто-то подбрасывает Скалли карту доступа в место, где держат Фокса. Ночью она пробирается туда и увозит агента, ей удается вернуть его к жизни. Позже Скалли почти уверена в том, что это Диана дала ей карточку, она хотела спасти Фокса. И до последнего она волновалась за его жизнь после операции. Спустя неделю её нашли убитой. Эта операция окончательно ломает здоровье Курильщика, он поймет это позже.

7X11 Closure В урне в квартире погибшей Тины Малдер Дана Скалли находит обрывок оригинала документа, о прекращении поисков сестры Фокса, Саманты. В качестве подписи - инициалы Курильщика. Позже он сам приходит к ней в номер. Курильщик хочет, чтобы агенты прекратили расследовать дело о пропавших девочках, потому что считает - Саманта мертва, и теперь ему нечего защищать. Он смертельно болен .

7X22 Requiem Марита Коваррубиас освобождает Крайчека из Тунисской тюрьмы по приказу Курильщика. Крайчек увидел бывшего шефа умирающим, в инвалидном кресле, под надзором сиделки. Затем яростно обвиняет того в том, что именно по приказу Курильщика его посадили в тюрьму в Тунисе. Курильщик невозмутимо сообщает, что недавно в небе штата Орегон военный самолет столкнулся с кораблем пришельцев. Марита и Крайчек должны помочь найти корабль. «Это наш шанс восстановить проект» - шепчет Курильщик слабым голосом через шунт в шее. Марита спрашивает его, почему он так торопит Крайчека. "Потому что корабль находится в лесу, и он восстанавливается, « - отвечает Курильщик. Курильщик верит, что Крайчек может найти корабль. Однако тот вернулся и признается, что провалил задание, но Курильщик высказывает предположение, что миссия и не должна была закончиться удачно. Пересадка инопланетного ДНК Малдера привела к образованию у Курильщика воспаления мозга. Несмотря на то, что старик и так был приговорён к смерти, стремящийся отомстить Крайчек сталкивает его с лестницы .

Знаменитые высказывания Курильщика

  • Убив Малдера, мы рискуем превратить веру одного человека в крестовый поход.
  • Обращаясь к Алексу Крайчеку: У тебя нет прав, а только приказы, которые надо исполнять. Если это тебя не устраивает, мы найдём другого исполнителя. (2X06 Ascension/„Восхождение“)
  • Даже не пытайся запугать меня, Малдер. Я видел, как президенты умирают. (2X08 One Breath/„Один вздох“)
  • Курильщик: Я действую, поскольку осознаю свою правоту.
Малдер: Правоту? А кто ты такой, чтобы решать, кто прав? Курильщик: Кто я такой? Если кому-нибудь довелось бы узнать то, что знаю я, он не смог бы с этим жить. Я сказал Скиннеру, что ты застрелил человека в больнице, но я в это не верил. А сейчас ты приставил пистолет к моей голове. Я стал уважать тебя, Малдер. Ты становишься участником игры. Можешь убить меня, но тебе никогда не познать истину… [Малдер медленно снимает палец со спускового крючка] и поэтому я всегда буду победителем. (2X08 One Breath/„Один вздох“)
  • Ничто не исчезает бесследно. Поджигайте! (2X25 Anasazi/„Анасази“)
  • Нельзя играть в покер без карт, мистер Скиннер. Вы никогда не задумывались о том, каково погибнуть в авиакатастрофе? Или от ботулизма? Сердечный приступ также не типичен для людей вашего возраста. Полагаете, я блефую? (3X02 Paper Clip/„Скрепка“)
  • Люди никогда не обретут свободу, ведь они слабы, безнравственны, никчёмны и неугомонны. Они верят во власть и на последнем издыхании ждут волшебства или чуда. Их религия - это наука и нет для них более достоверного источника информации. И если проект будет развиваться, они ни в коем случае не должны изменить своё мнение.
  • Цитирует Достоевского : Но овладевает свободой людей лишь тот, кто успокоит их совесть. (3X24 Talitha Cumi/„Девочка, встань“)
  • Самый яростный противник тот, кому уже нечего терять. (4X01 Herrenvolk/„Раса господ“)
  • Обращаясь к Бездонной глотке : При скольких исторических событиях присутствовали только мы вдвоём, Рональд? Сколько раз мы создавали и меняли историю? Но наши имена никогда не появятся на страницах книг. Ни один памятник не увековечит наши образы. Вот и этой ночью ход истории человечества в очередной раз будет определён двумя неизвестными… остающимися в тени.
  • Я убью тебя, когда захочу… но только не сегодня. (4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man/„Размышления Курильщика“)
  • Можно убить человека, но не его веру. По крайней мере, пока не сломлен его дух. А за этим забавно наблюдать. (6X01 The Beginning/„Начало“)
  • Предательство - неизбежный итог всех событий. Каждый верит, что у него на это есть серьёзные причины. (6X11 Two Fathers/„Два отца“)
  • Обращаясь к Малдеру: Умирает лишь часть тебя. Та, которая строит из себя героя. Ты достаточно настрадался - за „Секретные материалы“, за свою напарницу, за весь мир. Ты не Христос и не принц Гамлет, ты даже не Ральф Надер. (7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati/„Шестое вымирание, часть 2: Любовь судьбы“)
  • Малдер: Как, чёрт побери, ты сюда попал?
Курильщик: Полагаю, я удивил тебя, впрочем как и всегда? Как думаешь, у меня есть вампирские клыки?» (7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati/«Шестое вымирание, часть 2: Любовь судьбы»)
  • Последние слова: Они хотят убить тебя, Фокс. Я защищал тебя все эти годы… ждал подходящего момента… когда ты сломаешься. Боюсь. Теперь ты можешь умереть. (9X19 The Truth/«Истина»)
  • Ничто уже не будет прежним. Изменятся даже самые простые вещи.
  • Обращаясь ко Глубокой глотке : Идите, делайте историю!
  • Неразрешимых проблем в этой жизни - нет.
  • Надо забирать фигуру за фигурой, пока доска не станет чистой.
  • Альтруистичных жертв не бывает. Отдавая мы надеемся что-то получить. (7x15 - En Ami)

Присутствие в сериале

Курильщик присутствует в следующих эпизодах «Секретных материалов»:

  • 1-й сезон

1X00 Pilot (Пилотный эпизод) 1X15 Young at Heart («Молодой сердцем») 1X20 Tooms («Тумс») 1X23 The Erlenmeyer Flask («Колба Эрленмайера»)

  • 2-й сезон

2X01 Little Green Men («Маленькие зелёные человечки») 2X04 Sleepless («Бессонница») 2X06 Ascension («Восхождение») 2X08 One Breath («Один вздох») 2X22 °F. Emasculata («F. Emasculata») 2X25 Anasazi («Анасази»)

  • 3-й сезон

3X01 The Blessing Way («Благословенный путь») 3X02 Paper Clip («Скрепка») 3X10 731 («Рейс 731») 3X16 Apocrypha («Апокриф») 3X21 Avatar («Аватар») 3X23 Wetwired («Прослушка») 3X24 Talitha Cumi («Талифа куми»)

  • 4-й сезон

4X01 Herrenvolk («Раса господ») 4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man («Размышления Курильщика») 4X09 Tunguska («Тунгуска») 4X10 Terma («Терма») 4X15 Memento Mori («Помни о смерти») 4X21 Zero Sum («Нулевой итог») 4X23 Demons («Демоны»)

  • 5-й сезон

5X01 Redux («Воскрешение») 5X02 Redux II («Воскрешение, часть 2») 5X14 The Red and the Black («Красное и чёрное») 5X20 The End («Конец»)

| - Секретные материалы: Хочу верить The X Files: I Want to Believe Жанр фантастика Режиссёр Крис Картер Продюсер Крис Картер … Википедия

Секретные материалы: Хочу верить The X Files: I Want to Believe Жанр фантастика Режиссёр Крис Картер Продюсер Крис Картер … Википедия

А также присутствует на её докладе в конце эпизода. Кроме того, Курильщик изымает из ФБР доказательство, добытое Малдером и Скалли, и помещает его в секретное подземное хранилище в . Несмотря на то, что в первом сезоне Курильщик произносит всего четыре слова, его персонаж превращается в одного из основных противников главных героев. Действующие лица называют его Курильщик покольку он каждый раз появляется на экране с зажжённой сигаретой «Morley» в руке, кроме того, в отличие от других персонажей у него отсутствует общеизвестное настоящее имя.

Настоящее имя Курильщика - Майкл Джеймс Хант ( Michael James Hunt ). Большинство источников указывают в качестве имени наиболее распространённый К.Дж.Б. Спендер ( C.G.B. Spender ). Его жена Кассандра и сын Джеффри также носят фамилию Спендер.

В первых сезонах Курильщик безмолвно присутствует в офисе как постоянное напоминание о том, что прилагает усилия к дискредитации Малдера и постоянно следит за неугомонным агентом.

Является американским представителем секретной межправительственной организации (т.н. ), занимающейся контактами с инопланетянами и следящей за режимом секретности. До этого работал в спецслужбах, предположительно лично разработал и осуществил сценарий убийства и . В Консорциуме предположительно занимается обеспечением режима секретности. Тактика проста и безжалостна - «Нет человека, нет и проблемы». Возможно, именно это снискало ему нелюбовь руководителей Консорциума, в большинстве своём, судя по всему, являющихся политиками и учёными, а не военными или функционерами .

Что знает большинство

Персонаж: Статус не известен Имя: Курильщик Цвет глаз: голубые Цвет волос: тёмный шатен Пол: мужской Должность: не установлена

Что знает Фрохайк

1940-1962

Курильщик родился 20-го августа 1940 года в тот самый час, когда агент совершил убийство . Отец Курильщика был активистом коммунистической партии и выполнял шпионскую деятельность на территории Соединённых Штатов. Его казнили в соответствии с законом «О шпионаже» ( Espionage Act ) ещё до того, как Курильщик научился ходить. Мать Курильщика погибла от рака лёгких прежде, чем он научился говорить. Он стал сиротой на попечении государства, одиночкой, который любил читать. В 1962 году Курильщик - капитан армии Соединённых Штатов, служит на военной базе в Форт-Брегг ( Fort Bragg ) в . В казарме соседом Курильщика по койке был отец агента Малдера - Билл Малдер.

Однажды Курильщика вызвали к Фрэнсису. На этой встрече также присутствовали: неустановленный представитель , неустановленный представитель и неустановленный агент ФБР. Агент представил другим участникам встречи перечень секретных операций, в которых Курильщик , несомненно, принимал участие. В список, в том числе, входили: убийство и обучение кубинских перед операцией в Заливе Свиней. Во время встречи Курильщику предложили закурить, но в то время он ещё не курил и поэтому отказался. Генерал Фрэнсис привёл отца Курильщика в качестве примера негодяя, но выдающейся личности. Он сделал предположение, что Курильщик , возможно, также обладает исключительными способностями, которые необходимо направить против распространения . Он поручил Курильщику задание необычайной важности - убийство . Генерал заверил Курильщика , что уже найден, но также указал на необходимость прекращения офицерской службы Курильщика и полного уничтожения данных о его личности.

1963

1968

В 1968 году Курильщик закончил писать приключенческий под названием «Риск - благородное дело: Приключения Джэка Колкветта» ( Take a Chance: a Jack Colquette Adventure ). Когда он ставил на странице последнюю точку, по радию Мартин Лютер Кинг пропагандировал коммунизм. Вскоре после этого, Курильщик провёл встречу, на которой обсуждался секретный доклад под названием «Операция "Хаос"». На встрече присутствовал директор ФБР, а также представители других ведомств и вооружённых сил. Предметом обсуждения стало одобрение Кингом распространения коммунизма в и потенциальная возможность восстания негритянского населения в Соединённых Штатах. Курильщик выразил своё восхищение Кингом, однако поделился с присутствующими мнением о том, что приверженность коммунизму делает Кинга опасным. Курильщик резко осудил неэффективные попытки директора ФБР дискредитировать Кинга. Когда помощник директора объявил о его уходе, Курильщик кратко приказал ему остаться. Директор подчинился. Курильщик объяснил, что он слишком уважает Кинга, чтобы просто отдать приказ убить его, и принял решение ликвидировать его лично. Убийство было обставлено как проявление , для чего «козлом отпущения» был избран белый южанин.

В Мемфисе, пока Кинг выступал в тетаре, Курильщик поджидал его на улице с сигаретой «Морли» во рту, вслушиваясь в его последнюю речь. В гостинице Курильщик , действовавший в образе нелегального торговца оружием, отправил своего подручного Джеймса Эрла Рэя ( James Earl Ray ) забрать винтовку калибра 30.06 и бинокль. Когда Рэй вернулся, Курильщик отправил его в кино. Оставив винтовку и бинокль с отпечатками Рэя в гостинице, Курильщик направился в мотель «Лоррейн», где и застрелил Кинга. Вскоре после этих событий роман Курильщика , написанный под псевдонимом Рауль Бладворт , был отвергнут издателем. Это была первая неудача из продолжительной череды отказов. В ночь, когда он получил отказ, Курильщик слушал как , выступая на телевидении, цитирует , и долго смотрел на сделанную им в 1962 году фотографию жены Билла Малдера с ребёнком на руках.

1991

Как Фрохайк всё это узнал

Однажды Курильщик был приятно удивлён известием, что его роман «Второй шанс» был принят к публикации издательством «Пивэтл паблишинг» ( Pivotal Publishing ). При этом содержание романа представляло собой несколько приукрашенную историю жизни самого Курильщика . Редактор издательства «Пивэтл паблишинг» Уолден Рот сообщил Курильщику , что издательство собирается напечатать роман в журнале «Ля-Мажор» ( Roman a’ Clef ) по частям.

Курильщика настолько поразил факт реализации его писательских амбиций, что он написал прошение об отставке. Однако, когда он приобрёл один из номеров журнала, то с ужасом обнаружил, что это один из представителей бульварного порнографического чтива. Его произведение, согласно рекламе, описывало захватывающие моменты а концовка романа и вовсе была переиначена. И Курильщик в очередной раз купил пачку сигарет «Морли». Сидя на скамейке рядом с каким-то бездомным он горько сокрушался, что жизнь разочаровывает также как коробка конфет. Он порвал письмо с заявлением об отставке. Когда Курильщик ушёл, новым читателем журнала стал бездомный.

Фрохайк прочитал роман, напечатанный в «Ля-Мажор» и он показался ему смутно знакомым. Проверка фактов и удаление художественной мишуры потребовала некоторого времени, но когда подноготная Курильщика стала более или менее ясна, Фрохайк назначил встречу агентам Малдеру и Скалли. В офисе «Одиноких стрелков» он рассказал им то, что ему удалось выяснить и пообещал продолжить поиск источников, способных предоставить надёжные доказательства.

Во время этой встречи Курильщик прослушивал офис «Одиноких стрелков», несмотря на включённые ими генераторы помех. Когда Фрохайк покинул здание по окончании встречи, Курильщик держал его на прицеле снайперской винтовки, но, по неизвестной причине, не убил.

Противостояние

1-й сезон

2-й сезон

Присутствие в сериале

Курильщик присутствует в следующих эпизодах «Секретных материалов»:

1-й сезон

  • 1X79 Pilot (Пилотный эпизод)
  • 1X15 Young at Heart («Молодой сердцем»)
  • 1X20 Tooms («Тумс»)
  • 1X23 The Erlenmeyer Flask («Колба Эрленмайера»)

2-й сезон

  • 2X01 Little Green Men («Маленькие зелёные человечки»)
  • 2X04 Sleepless («Бессонница»)
  • 2X06 Ascension («Восхождение»)
  • 2X08 One Breath («Один вздох»)
  • 2X22 F. Emasculata («F. Emasculata»)
  • 2X22 Anasazi («Анасази»)

3-й сезон

  • 3X01 The Blessing Way («Благословенный путь»)
  • 3X02 Paper Clip («Скрепка»)
  • 3X10 731 («Рейс 731»)
  • 3X10 Apocrypha («Апокриф»)
  • 3X21 Avatar («Аватар»)
  • 3X23 Wetwired («Прослушка»)
  • 3X24 Talitha Cumi («Талифа куми»)

4-й сезон

  • 4X01 Herrenvolk («Раса господ»)
  • 4X07 Musings of a Cigarette Smoking Man («Размышления Курильщика»)
  • 4X09 Tunguska («Тунгуска»)
  • 4X10 Terma («Терма»)
  • 4X15 Memento Mori («Помни о смерти»)
  • 4X21 Zero Sum («Нулевой итог»)
  • 4X23 Demons («Демоны»)

5-й сезон

  • 5X02 Redux («Воскрешение»)
  • 5X03 Redux II («Воскрешение, часть 2»)
  • 5X14 The Red and the Black («Красное и чёрное»)
  • 5X20 The End («Конец»)

«Секретные материалы: Битва за будущее» (фильм)

6-й сезон

  • 6X01 The Beginning («Начало»)
  • 6X03 Triangle («Треугольник»)
  • 6X11 Two Fathers («Два отца»)
  • 6X12 One Son («Один сын»)
  • 6X22 Biogenesis («Биогенез»)

7-й сезон

  • 7X02 The Sixth Extinction II: Amor Fati («Шестое вымирание, часть 2: Любовь судьбы»)
  • 7X11 Closure («Замыкание»)
  • 7X15 En Ami («Как друг»)
  • 7X22 Requiem («Реквием»)

9-й сезон

  • 9X16 William («Уильям»)
  • 9X20 The Truth («Истина»)

При упоминании имени Рэя Брэдбери каждый подумает об увлекательнейших фантастических романах. Рэй Брэдбери - один из лучших писателей-фантастов, обладатель ряда литературных наград, в том числе и в жанре фантастики. Однако Брэдбери писателем-фантастом себя не считал.

Рэй Дуглас Брэдбери родился 22 августа 1920 года в Уокиган (штат Иллинойс, США). Отец будущего писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891-1957) - выходец из семьи англичан, из числа первых поселенцев в Северной Америке. Переехали из Англии в 1930 году. В автобиографии есть семейная легенда: прабабушка Рея Мэри Брэдбери - «салемская ведьма», повешенная после судебного процесса 1692 года. Мама Рея - Мари Эстер Моберг (1888-1966), шведка.

Кроме Рэя в семье рос еще один сын, Леонард. Двое других (брат Сэм и сестра Элизабет) умерли в младенчестве. Мальчик рано познакомился со смертью близких, что оставило след в некоторых литературных произведениях в будущем.

В семье Брэдбери любили искусство. Внимание уделялось зарождающемуся кинематографу.


Во время «Великой депрессии» в маленьком городке отцу не удавалось найти работу. В 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, поселившись в доме у дяди мальчика. Жили трудно. После окончания школы юноша работал продавцом газет. Денег на продолжение учебы у семьи не было. Высшее образование Рэй не получил. По словам писателя, учебу в колледже заменила библиотека. Трижды в неделю юноша просиживал за книгами в читальном зале. Тогда же, в 12 лет, у мальчика появилось желание сочинять самому. На покупку книги Э. Берроуза «Великому воину Марса» не было денег, и юный писатель придумал продолжение истории сам. Это первый шаг Брэдбери-фантаста.

Творчество

Мальчик решил стать писателем. Окончательно желание сформировалось после окончания школы. Первая ступенька творчества - публикация в местной газете стихотворения «Памяти Вилла Роджерса» в 1936 году. Рэй писал небольшие рассказы, подражая стилю . Критиком и советчиком юного писателя был Генри Каттнер, американский писатель-фантаст.


В возрасте 17-ти лет Брэдбери стал членом американского сообщества молодых авторов - лос-анджелесской «Лиги научных фантастов». Рассказы начали выходить в дешевых сборниках фантастики. Вырисовывался литературный стиль, присущий произведениям Брэдбери. С 1939 за два года выпустил 4 номера журнала «Футуриа фантазия». К 1942 году писатель полностью переключился на литературу. В это время он писал полсотни рассказов в год.

Несмотря на мизерные доходы, Брэдбери не оставлял творчество. В 1947 году свет увидел первый сборник рассказов писателя «Темный карнавал». В сборник вошли работы периода 1943-1947 годов. Впервые появились персонажи: дядюшка Энар (прототип - лос-анджелесский дядя Рэя) и «Странница» Сеси. Сборник прохладно встречен публикой.


Летом 1949 года Рэй Брэдбери приехал на автобусе в Нью-Йорк. Поселился в хостеле Американской ассоциации молодых христиан. Предложил рассказы 12-ти издательствам, но никто не заинтересовался. По счастью, Дон Конгдон, литературный агент Брэдбери, вышел на издательство «Даблдэй». Издательство в это время готовило сборник научной фантастики. Брэдбери заинтересовал издателя Уолтера Брэдбери (однофамилец). Уолтер согласился издать Брэдбери при условии, что рассказы тематически будут объединены в роман.

За ночь Рэй изложил общий обзор будущего романа в виде эссе и предоставил его издателю - это была цепочка из сюжетов ранних рассказов о Марсе, собранная в единое произведение. В «Марсианских хрониках» Брэдбери невидимо провел параллель между освоением героями романа Марса и прибытием колонизаторов на Дикий Запад. Роман завуалировано показывал ошибки и несовершенство человечества. Книга перевернула представление о научной фантастике. Брэдбери считал «Марсианские Хроники» лучшим своим произведением.


Всемирного признания Рэй Брэдбери добился с выходом в 1953 году романа «451 градус по Фаренгейту». В основу романа легли два рассказа: «Пожарный» (не издан) и «Пешеход». Дебютная публикация вышла частями в журнале «Playboy», только начавшем набирать популярность.

В эпиграфе книги сказано, что 451 градус по Фаренгейту - температура воспламенения бумаги. Сюжет романа рассказывает о потребительском тоталитарном обществе. Писатель показал общество, поставившее во главу угла приобретение материальных ценностей. Книги, заставляющие читателя мыслить, подлежат сожжению вместе с домами владельцев запрещенной литературы. Главный герой романа пожарный Гай Монтэг, участвующий в сожжении книг, считает, что делает правильное, нужное дело. Гай встречает 17-летнюю девушку Клариссу. Знакомство переворачивает мировоззрение молодого человека.


Роман подвергся цензуре. Издательством «Ballantine Books» для средних школ было переделано и исключено 70 кусков из романа. В 1980 году писатель потребовал издавать роман без сокращений.

В СССР роман, несмотря на негативные комментарии в идеологических изданиях, вышел в 1956 году. Экранизация «451 градус по Фаренгейту» в 1966 году снята постановщиком из Франции Франсуа Трюффо. В 1984 году по мотивам книги вышел телеспектакль «Знак Саламандры».

В 1957 году вышла отчасти биографическая книга «Вино из одуванчиков». Эта повесть Брэдбери не похожа на остальные произведения. В ней затронуты детские переживания автора. Сюжет повествует о летних приключениях 1928 года братьев Тома и Дугласа Сполдингов, живущих в маленьком городке Грин Таун. Рэй - прототип 12-ти летнего Дугласа.


Брэдбери хотел создать более объемное произведение. Издатель Уолтер Брэдбери настоял на разделе повести на две части. Вторая часть, названная автором «Лето, прощай!», увидела свет лишь спустя полвека, в 2006 году.

Еще один роман, связывающий Рэя Брэдбери с детством, - «Из праха восставшие». Это история о причудливом семействе Эллиот, в доме которого обитают удивительные сказочные существа. В роман входят рассказы «Семейная встреча», «Апрельское колдовство», «Дядюшка Эйнар» и др. Написанию рассказов, входящих в роман, способствовали яркие воспоминания Рэя из детства. Десятилетним мальчиком вместе с братом на Хэлоуин он приезжал к тете Нейве. Собирали кукурузные стебли и тыкву. Тетя наряжала мальчика колдуном и прятала под лестницей в доме бабушки, чтобы пугать крадущихся в темноте гостей. Праздники проходили в бурном веселье. Писатель называет самыми дорогими воспоминания о той атмосфере.


Сборник «Лекарство от меланхолии» вышел в 1960 году. В нем опубликованы рассказы периода 1948-1959 годов. Вошли рассказы: «Погожий день» (1957), «Дракон» (1955), «Чудесный костюм цвета сливочного мороженого (1958), «Первая ночь великого поста» (1956), «Время уходить» (1956), «Пришло время дождей» (1959) и др. Сборник посвящен психологии, природе человеческой натуры.

Писатель всю жизнь критиковал современное общество, считая его потребительским. Брэдбери считал, что в мире недостаточно внимания уделяется науке, развитию космической отрасли. Люди перестали мечтать о звездах, их интересует лишь материальное. Брэдбери произведениями взывал к человечеству прекратить бездушное отношение к будущему. Яркий пример - рассказ «Улыбка», действие которого происходит в недалеком будущем. Люди деградировали, сожгли все книги. Главное развлечение - публичное уничтожение уцелевших предметов искусства. На площади стоит очередь из желающих плюнуть в картину «Мона Лиза».


Самый переиздаваемый рассказ Брэдбери - «И грянул гром». В основе научно-фантастического рассказа лежит «теория хаоса», чаще называемая «эффектом бабочки». Это произведение о зыбкости равновесия природы на Земле. Сюжет рассказа лежит в основе фильмов и сериалов «И грянул гром», «Эффект бабочки», «100 лет тому назад».

Творчество писателя неразрывно связано с кино и театром. Брэдбери писал сценарии, самый известный из которых - «Моби Дик». Автор и ведущий ряда телепередач из цикла «Театр Рэя Брэдбери», выходившего с 1985 по 1992 год.

Личная жизнь

Неоценима поддержка жены начинающего писателя. Продавщица книжного магазина Маргарет Маклюр стала женой Рэя Брэдбери 27 сентября 1947 года. Доходы от рассказов на первых порах не приносили больших денег, поэтому в начале семейной жизни главный добытчик - жена.


Брак был счастливым и продлился до смерти Мэгги, как писатель ласково называл любимую женщину, в 2003 году. Именно к ей автор посвятил роман «Марсианские хроники», написав: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

У Рэя Брэдбери и его супруги было четверо детей - дочери Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра.

Смерть

Рэй Брэдбери дожил до 91 года. Жизнь была насыщенной непрестанным трудом. Каждое утро уже в преклонном возрасте писатель начинал за рабочим столом. Он верил, что творчество продляет ему жизнь. Библиография писателя пополнялась до смерти. Последний роман вышел в 2006 году.


У Бредбери было необыкновенное чувство юмора. Как-то на вопрос о возрасте Брэдбери ответил:

«Представьте себе заголовки во всех газетах мира - «Брэдбери исполнилось сто лет! Мне сразу выдадут какую-нибудь премию: просто за то, что я ещё не умер».

В возрасте 79 лет у писателя случился инсульт. Остаток жизни он провел в инвалидной коляске. Брэдбери умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Дом семьи писателя снесен в 2015 году.

Оценка творчества и награды

Рэй Брэдбери получил премии в области фантастики «Небьюла» и « ». Награждён премией Американской академии, номинирован в «Зале славы» премии «Прометей» (1984). На счету фантаста национальная медаль в области искусств (2004) и звание «Гранд-мастер». Рэй Брэдбери - лауреат Пулитцеровской премии (2007) и премии в номинации «За достижения всей жизни».


Имя Рэя Брэдбери носит астероид. Космическая Лаборатория NASA решила дать имя первого писателя, предположившего существование жизни на Марсе месту посадки марсохода MSL Curiosity на Красную планету. «Международный астрономический союз» 15 октября 2015 утвердил название «Брэдбери» кратера на Марсе.

На голливудской «Аллее славы» есть звезда Рэя Брэдбери.

Книги

  • «Марсианские хроники»
  • «451 градус по Фаренгейту»
  • «Вино из одуванчиков»
  • «Надвигается беда»
  • «Смерть - дело одинокое»
  • «Кладбище для безумцев»
  • «Зелёные тени, Белый Кит»
  • «Где-то играет оркестр»
  • «Левиафан-99»

(1920)

Биография Рэя Брэдбери не отличается особой неординарностью. Известный писатель родился 22 августа 1920 года в штате Иллинойс, городе Уокиган. Его мать была шведкой по происхождению, звали ее Мари Эстер Моберг. Леонард Сполдинг Брэдбери – отец, который являлся потомком англичан, прибывших в 1630 году в Америку. Полное имя Рэя – Рэймонд Дуглас, вторая часть которого была дана в честь известного актера Дугласа Фэрбенкса.

В тридцатых годах, в самый разгар Великой депрессии Рэй Брэдбери вместе с семьей перебрался в Лос-Анджелес. Семья жила бедно, и когда он окончил учебу в школе, ему не могли купить даже костюм для выпускного вечера. Поэтому он отправился на праздник в пиджаке своего покойного дяди, который в нем погиб от руки грабителя, а дырки от выстрелов были аккуратно зашиты.

После школы Брэдбери не поступил в колледж, но это не помешало ему регулярно заниматься самообразованием в библиотеках. Еще с детства у мальчика наблюдалась необычная тяга к литературе, а свои первые стихи он написал на детской пишущей машинке в двенадцать лет. Когда Рэю исполнилось двадцать, он уже точно знал, что хочет стать писателем.

Первые рассказы Брэдбери были опубликованы в журналах в 1940 году. В этот период, для того, чтобы заработать на жизнь, парень занимался продажей газет на улице, и только через несколько лет его творчество стало приносить незначительный, но регулярный заработок. В 1947 году Рэй выпустил сборник рассказов «Мрачный карнавал», а в дальнейшем его произведения попадали в антологии лучших рассказов Америки. Также рассказы Брэдбери были изданы в сборниках, которые в 1947 и 1948 годах удостоились премии О.Генри.

Но самый значительный момент в творчестве и биографии Рэя Брэдбери состоялся в 1950 году, когда вышел сборник новелл «Марсианские хроники», который и принес ему популярность. Писатель посвятил его жене, руками которой и был набран первый экземпляр книги.

С единственной женой Маргарэт Рэй прожил всю жизнь. Со дня свадьбы, которая состоялась 27 сентября 1947 года, в течение нескольких лет она целыми днями работала для того, чтобы муж мог заниматься дома своими рассказами. За все время у пары родилось четыре дочери.

Рэй Брэдбери получил множество литературных наград, был удостоен титула «Гранд-мастер» и звания почетного доктора литературы колледжа Уиттьер. Сегодня его многочисленные произведения, к которым относятся фантастические поэмы, повести, романы, новеллы, стихи продолжают читать во всем мире. 63 рассказа писателя не издавались в сборниках, а были напечатаны в журналах и газетах. Среди его самых известных произведений и сборников можно выделить «Вино из одуванчиков». «Золотые яблоки Солнца», «Механизмы радости», «Смерть – удел одиноких», «Лекарство от меланхолии» и многие другие.

Биография Рэя Бредбэри также включает интересный факт о том, что его пра-прабабка была ведьмой, сожженной в 1962 году на Салемском процессе. Правда, подтверждений этому нет, и вполне возможно, что имя Мэри Брэдбери было простым совпадением. Тем не менее, писатель считает себя потомком колдуньи, а в его рассказах потусторонняя сила обычно оказывается более человечной, чем ее человеческие преследователи.

Рэймонд Дуглас (Рэй) Брэдбери (Raymond Douglas (Ray) Bradbury). Родился 22 августа 1920 года в Уокигане, США - умер 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе. Американский писатель, известный по антиутопии «451 градус по Фаренгейту», циклу рассказов «Марсианские хроники» и частично автобиографическому роману «Вино из одуванчиков».

За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений.

Брэдбери традиционно считается классиком научной фантастики, хотя значительная часть его творчества тяготеет к жанру фэнтези, притчи или сказки.

Пьесы Брэдбери были хорошо приняты публикой, но его стихотворения не пользовались большим успехом. Главное достижение Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс. Второе имя - Дуглас - он получил в честь знаменитого актёра того времени Дугласа Фэрбенкса.

Отец писателя, Леонард Сполдинг Брэдбери (1891-1957), был потомком англичан-первопоселенцев, которые пересекли Атлантику и обосновались в Северной Америке ещё в 1630 году. Мать Брэдбери, Мари Эстер Моберг (1888-1966), была шведкой. Будущие супруги познакомились в небольшом городке Уокиган, расположенном на берегу озера Мичиган, к северу от Чикаго. Одним из интересов родителей Брэдбери было активно развивающееся в то время киноискусство.

У Брэдбери было два старших брата-близнеца, родившихся в 1916 году: Леонард и Сэм, но Сэм умер в возрасте двух лет. Сестра Элизабет, появившаяся на свет в 1926 году, также умерла в детском возрасте от воспаления лёгких, в том же году ушёл из жизни дед писателя. Такое раннее знакомство со смертью нашло отражение во многих будущих литературных работах.

В семье Брэдбери существовала легенда, что на знаменитом «Салемском процессе» 1692 года была сожжена прабабка писателя, некая Мэри Брэдбери. Этот факт достоверно не подтверждён, но сам Рэй верил в него.

Во время Великой депрессии в 1934 году семья Брэдбери переехала в Лос-Анджелес, приняв приглашение родственника семьи, позднее ставшего прототипом дядюшки Эйнара и носящего то же имя. Там Рэймонд в 1938 году окончил среднюю школу. Три последующих года своей жизни юноша провёл, продавая газеты на улицах Лос-Анджелеса. Из-за затруднённого материального положения семьи денег на высшее образование не было, и Брэдбери так и не смог поступить в колледж. Но отсутствие дальнейшего образования не сильно помешало ему в жизни, о чём писатель упомянул в своей статье «Как вместо колледжа я закончил библиотеку, или мысли подростка, побывавшего на луне в 1932-м».

Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в двенадцать лет, когда написал продолжение к «Великому воину Марса» Э. Берроуза. Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе книгу, и тогда сам решил вообразить, что может быть дальше. Брэдбери признавал влияние Берроуза на своё творчество в частности, Марсианские хроники Брэдбери не были бы написаны, не прочти он Берроуза.

К двадцати годам Рэй твёрдо решил стать писателем. Примечательно, что первая его публикация - это стихотворение «Памяти Вилла Роджерса», которое было опубликовано в уокиганской газете в 1936 году. В других своих ранних работах Брэдбери имитировал стиль викторианской прозы Эдгара По, пока Генри Каттнер, которому он показывал свои тексты, не посоветовал ему пересмотреть приоритеты в творчестве.

В 1937 году Брэдбери вступил в лос-анджелесскую «Лигу научных фантастов», которая была одним из многих объединений молодых писателей, активно возникавших в возрождающейся после Великой Депрессии Америке. Рассказы Брэдбери начали публиковаться в дешёвых журналах, печатавших множество фантастической прозы, часто недостаточно качественной.

В то время Брэдбери много работал, постепенно оттачивая литературное мастерство и формируя индивидуальный стиль. В 1939-1940 гг. он издавал мимеографический журнал «Футуриа фантазия», в котором впервые стал размышлять о будущем и его опасностях. Всего за два года вышло четыре номера этого журнала. К 1942 году Брэдбери окончательно перестал продавать газеты и полностью перешел на литературный заработок, создавая до 52 рассказов в год. Тогда Брэдбери также активно следил за развитием науки и техники, посетил Всемирную выставку в Чикаго и Всемирную выставку в Нью-Йорке (1939).

В 1946 году в книжном магазине Лос-Анджелеса Брэдбери встретил работавшую там Сусану Маклюр (Мэгги), которая стала впоследствии любовью всей его жизни. 27 сентября 1947 года Мэгги и Рей заключили брак, который продлился до смерти Маклюр в 2003 году, в браке родилось четыре дочери: Беттина, Рамона, Сьюзен и Александра. К Маклюр обращено посвящение автора в романе «Марсианские хроники»: «Моей жене Маргарет с искренней любовью».

В течение первых нескольких лет Мэгги много работала, чтобы Рэй имел возможность заниматься творчеством. Писательская деятельность в то время не приносила ему особых доходов; общий месячный доход семьи составлял около 250 долларов, из которых половину зарабатывала Маргарет.

Брэдбери продолжал писать рассказы, лучшие из которых вскоре были опубликованы в первом сборнике, названном «Тёмный карнавал». Издание однако было встречено публикой без особого интереса. Спустя три года появился сборник «марсианских» рассказов, составивший роман «Марсианские хроники», который стал первым настоящим коммерчески успешным литературным творением Брэдбери. Писатель потом признавался, что считает «Хроники» своей лучшей книгой. Когда Рэй вез этот сборник в Нью-Йорк к литературному агенту Дону Конгдону, у него не было денег даже на поезд: пришлось ехать на автобусе, а с Конгдоном он связывался исключительно по телефону бензоколонки, находившейся напротив его дома. Но уже во вторую поездку в Нью-Йорк Брэдбери встретили поклонники его творчества: во время остановки в Чикаго они хотели получить автограф к первому изданию «Марсианских хроник».

Всемирная слава пришла к Брэдбери после издания романа «451 градус по Фаренгейту» (англ. Fahrenheit 451) в 1953 году. Роман впервые был опубликован в недавно появившемся журнале Playboy. В романе Брэдбери показал тоталитарное общество, в котором любые книги подлежат сожжению. В 1966 году режиссёр Франсуа Трюффо экранизировал роман, выпустив полнометражный фильм «451 градус по Фаренгейту».

Кинематограф вообще играл важную роль в жизни писателя: им созданы множество сценариев к фильмам, самым известным из которых считается «Моби Дик». Также Брэдбери мог бы стать сценаристом знаменитой ленты Хичкока «Птицы», но был в то время занят сериалом «Альфред Хичкок представляет», поэтому не смог взять ещё один проект.

Став популярным писателем, Брэдбери продолжал активно писать, работая по несколько часов каждый день. В 1957 году вышла его книга «Вино из одуванчиков», к которой затем он написал продолжение под названием «Лето, прощай!». Однако, редакторы отказались печатать продолжение, сославшись на «незрелость» текста: писатель выпустил вторую часть лишь в 2006 году, спустя полвека после первой.

Роман «Вино из одуванчиков», как и «Марсианские хроники», был составлен из отдельных рассказов, некоторые из которых ранее уже публиковались. Книга эта однако представляет собой более целостное произведение, чем «Хроники…». «Вино из одуванчиков» считается наиболее автобиографичным романом Брэдбери, причём авторские черты можно заметить сразу в двух героях - братьях Томе и Дугласе Сполдинг, живущих в городке Грин Таун, прототипом которого стал родной для Брэдбери Уокиган.

Некоторые читатели замечали сходство этой книги с другим произведением американской литературы - романом Андерсона Шервуда «Уайнсбург, Огайо» (Winesburg, Ohio), который тоже делится на отдельные истории, объединённые действующими лицами, сюжет также развивается в хронологическом порядке. Но при этом протагонист Андерсона, Джордж Уиллард, взрослее братьев Тома и Дугласа у Брэдбери, поэтому духовные переживания и мысли в книге Андерсона более «взрослые». Яркость и красочность детства и ощущение жизни - главные темы обоих произведений.

Следующий роман Брэдбери - «Надвигается беда», также известный как «Что-то страшное грядет», вышел в 1962 году. По-английски название звучит как «Something wicked this way comes», что отсылает к «Макбету» Шекспира, к фразе из четвёртого акта, произнесённой ведьмой. Ведьма говорит о симпатии ко злу, которое ведьмы пробудили в Макбете; также и герой Брэдбери Чарльз Хэллуэй рассуждает о симпатии ко злу, всегда скрывающейся в сердцах, открытых для ещё большего зла, у людей, сдавшихся и променявших «что-то на ничего», превративших себя в абсурдных персонажей, питающихся болью и страхом других.

После 1963 года Брэдбери продолжил публиковать новые рассказы, но также активно сконцентрировался на ином жанре -драме. Его первый сборник небольших пьес «The Anthem Sprinters and Other Antics» вышел в 1963 году и был посвящён Ирландии, где Брэдбери провёл шесть месяцев. Вскоре на телевидении вышло два шоу по пьесам Брэдбери: «Мир Рэя Брэдбери» (англ. The World of Ray Bradbury, 1964) и «Замечательный костюм цвета сливочного мороженого» (англ. The Wonderful Ice Cream Suit, 1965). Также в 1960-е писатель участвовал в создании фильма по истории Америки для нью-йоркской Всемирной выставки 1964 года. Его заинтересованность фантастикой и драматическим искусством продолжилась и в 1970-х годах, но в то время Брэдбери также увлёкся поэзией, выпустив три сборника своих стихотворений. В 1982 году все стихотворения были изданы в одном томе англ. The Complete Poems of Ray Bradbury. На протяжении этого периода жизни Брэдбери также создавал много литературных произведений, далёкой от фантастики, печатался в различных по тематике журналах: от Life до Playboy.

Некоторые из своих ранних рассказов Брэдбери в 1984 году переиздал в специальном сборнике «Воспоминание убийства» (англ. A Memory of Murder), а позже опубликовал детективный роман «Смерть - дело одинокое» (англ. Death Is a Lonely Business, 1985). Также в то время на кабельном телевидении начал выходить сериал «Театр Рэя Брэдбери», в котором были экранизованы многие рассказы писателя. В этот период жизни Брэдбери получил множество наград в области литературы и искусства в целом.

Рэя Брэдбери часто называют «мэтром фантастики», одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Однако сам он не относил себя к писателям-фантастам и не стеснял себя узкими рамками - в жанре фантастики написана лишь часть его произведений. Тем не менее, помимо множества общелитературных премий, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики: Небьюла (1988), Хьюго (1954).

Будучи уже довольно пожилым человеком, каждое утро Брэдбери начинал с работы над рукописью очередного рассказа или повести, веря в то, что ещё одно новое произведение продлит ему жизнь.

Книги выходили почти каждый год. Последний крупный роман увидел свет в 2006 году, ещё до выхода получив высокий покупательский спрос.

В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора.

Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года. В России первым из средств массовой информации в прямом эфире об этом сообщила телекомпания НТВ в девятнадцатичасовом выпуске новостей программы «Сегодня». А в праймовом выпуске новостей в 23:15 смерть классика мировой фантастики была новостью номер один. Российские информационные агентства дали информацию спустя 15-20 минут после программы «Сегодня». Многие американские издания поместили на своих страницах некрологи. The New York Times назвала Брэдбери «писателем, сумевшим превратить современную научную литературу в мейнстрим».

На протяжении всей жизни Брэдбери демонстрировал интерес к науке и говорил о слабых сторонах человечества, которые способны привести его к грани самоуничтожения. Эти элементы являются отличительными чертами фантастики Брэдбери, которая оказала значительное влияние на литературу, особенно наиболее известные «451 градус по Фаренгейту» и «Марсианские хроники». Своими живыми, волнующими воображение рассказами, написанными свежим, поэтическим стилем, Брэдбери сумел популяризировать жанр научной фантастики, сделав возможным его своеобразное возрождение.

The New Yorker писал, что Брэдбери был одним из самых читаемых в Советском Союзе американских писателей, наравне с Эрнестом Хемингуэем, Айзеком Азимовым и Джеромом Сэлинджером.