Что такое материк и остров. Чем материк отличается от острова? Подробный разбор. Новое о материках

Morality; Moral) - термин, используемый в отношении индивида или группы и обозначающий условия, при которых осуществляются самоконтроль, уверенность в себе и дисциплинированное поведение.

"За действиями человека стоит не общественное мнение, не всеобщий моральный кодекс, но сама личность, в отношении которой он до поры до времени остается на бессознательном уровне. Каждый из нас всегда есть еще и то, чем он был прежде, и точно так же он непременно есть уже и то, чем только станет" (CW 11, par. 390; ОИ, с. 302).

Психологически моральная проблема формулируется тогда, когда человек сталкивается с вопросом - кем он может стать, в противовес тому, кем он станет, если устоялись определенные установки, решения приняты и действия поощрены без рефлексии.

Юнг утверждал, что мораль не является изобретением общества, но свойственна самим законам жизни. Именно человек, действующий со знанием своей собственной моральной ответственности перед самим собой, создает культуру в большей степени, чем все остальные.

В отличие от супер-эго Фрейда, Юнг предполагал, что именно врожденный принцип индивидуальности заставляет каждого человека придерживаться моральных взглядов, согласующихся с ним самим. Этот принцип и восстанавливает равновесие между сознательными и бессознательными силами.

Любое столкновение с архетипами ставит моральную проблему. В частности, сильные авторитарные требования выдвигает архетип самости. Здесь Юнг подчеркивает, что можно сознательно сказать "нет" власти самости, хотя возможен и союз с ней. Но пытаться игнорировать или отвергать самость аморально, поскольку это отрицает уникальный потенциал человеческого существования. Именно конфликт противоположностей ставит перед личностью моральную проблему.

Мораль

с точки зрения социальной психологии на мораль приходится смотреть как на известную форму социального поведения, вырабатываемую и устанавливаемую в интересах господствующего класса, разную для разных классов. Вот почему всегда существовала мораль господ и мораль рабов, вот почему эпохи кризисов бывали величайшими кризисами морали. (3.1, 250) См. Поведение

МОРАЛЬ

1. Доктрина или набор принципов действия, моральный кодекс. 2. Такое качество действия, благодаря которому это действие, согласно конкретному моральному кодексу, считается правильным и соответствующим или нет. Мораль, поскольку она происходит из социальной кодификации правильного и неправильного, может рассматриваться либо как внутренняя и, следовательно, как часть личного кодекса индивида, либо как внешняя, навязываемая обществом. Хотя некоторые истины кажутся самоочевидными, это, возможно, не тот случай, когда существует или может быть установлен (с позволения Канта) универсальный моральный кодекс; как в случае с этикой, здесь рекомендуется релятивистская позиция.

Мораль

от лат. moralis нравственный),

1) нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений (моральные отношения); один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливости и т.п. В отличие от права, исполнение требований морали санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественной оценки, одобрения или осуждения). Наряду с общечеловеческими элементами, мораль включает исторически преходящие нормы, принципы, идеалы. Мораль изучается специальной философской дисциплиной - этикой;

2) отдельное практическое нравственное наставление, нравоучение (мораль басни и т.п.).

Мораль

Мораль

лат. moralis - нравственный) - 1. совокупность неписанных, условных (конвенциональных) принципов и норм поведения по отношению к себе, другим людям, социальным группам и обществу в целом. Одной из самых важных проблем теории личности является исследование природы и развития нравственного сознания человека. Психопатология нравственного сознания разработана лишь в самых общих чертах; 2. с отрицательной коннотацией - нравоучение, поучение, чтение моральных сентенций; 3. поучительный вывод.

Мораль

понятие, посредством которого в мыслительном и практическом опыте людей вычленяются обычаи, законы, поступки, характеры, выражающие высшие ценности и долженствование, через которые человек проявляется как разумное, самосознательное и свободное существо.

Понятие «мораль» формируется в философском размышлении с целью обобщения тех сторон человеческой жизни, которые обозначались словами «благо (добро) и зло», «справедливость и своенравность», «правильное и неправильное», а также «склад характера», «нормы и принципы поведения», «достоинство» и т.д.

Основные различия в философско-этических и моралистических трактовках морали определяются расхождениями в понимании источника морали и содержания морального идеала.

По пониманию источника морали типологически различаются:

а) натуралистические концепции, выводящие мораль из природы, представляющие мораль как момент развития природных (биологических) закономерностей (Ж.О. де Ламетри, эволюционная этика);

б) социологические концепции, выводящие мораль из общества, представляющие мораль как элемент общественной организации (Ницше, З. Фрейд, которые выделяют основную функцию морали как социально репрессивную);

в) антропологические» концепции, выводящие мораль из природы человека, трактующие мораль как неотъемлемое качество человека (Демокрит, Аристотель, Ж.П. Сартр, Э. Фромм);

г) супранатуралистические концепции, выводящие мораль из некоторого трансцендентного источника, в религиозных учениях мораль представляется как данная в откровении божественная заповедь (Платон, Августин, Фома Аквинский, русская религиозно-философская традиция).

По интерпретации идеала различаются:

а) гедонистические учения, согласно которым, высшей ценностью и целью человека является удовольствие, и все обязанности человека, в конечном счете, подчинены его желанию получить удовольствия (киренаики, Д. Де Сад);

б) утилитаристские, или прагматистские учения, согласно которым морально ценным является то, что служит определенной цели, а человек должен совершать полезные действия и стремиться к успеху (софисты, Милль, Б. Франклин, Ф. Чернышевский, марксизм);

в) перфекционистские учения, согласно которым высшей ценностью является совершенство, и каждый должен совершенствоваться в стремлении приблизиться к идеалу

(Платон, Августин, Б. Спиноза, В.С. Соловьев, Н.А. Бердяев);

г) гуманистические учения, согласно которым высшей нравственной ценностью является человек, и обязанностью каждого является содействие благу другого (Шефтсбери, А. Шопенгауэр, Фромм).

Классификация основана на выделении «первичных» ценностей: не включена этика счастья, этика долга, т.е. касаются умозрительных образов морали, указывают на приоритет определенной ценности (удовольствия, пользы, совершенства, милосердия).

Мораль - это общепринятые представления о добре и зле, правильном и неправильном, плохом и хорошем. Согласно этим представлениям возникают моральные нормы поведения человека. Синоним морали - нравственность. Изучением морали занимается отдельная наука - этика .

Мораль имеет свои характерные черты.

Признаки морали:

  1. Всеобщность моральных норм (то есть на всех действует одинаково, независимо от социального положения).
  2. Добровольность (никто не принуждает соблюдать моральные нормы, так как этим занимаются такие нравственные принципы как совесть, общественное мнение, карма и другие личные убеждения).
  3. Всеохватность (то есть моральные правила действуют во всех сферах деятельности - и в политике, и в творчестве, и в бизнесе и т.д.).

Функции морали.

Философы выделяют пять функций морали :

  1. Оценочная функция разделяет поступки на хорошие и плохие по шкале добро/зло.
  2. Регулятивная функция разрабатывает правила и нормы морали.
  3. Воспитательная функция занимается формированием системы моральных ценностей .
  4. Контролирующая функция следит за выполнением норм и правил.
  5. Интегрирующая функция поддерживает состояние гармонии внутри самого человека при совершении тех или иных поступков.

Для обществознания ключевыми являются первые три функции, так как именно они играют основную социальную роль морали .

Нормы морали.

Норм морали было написано много за всю историю человечества, но основные из них появляются в большинстве религий и учений.

  1. Благоразумие. Это способность руководствоваться разумом, а не порывом, то есть думать, прежде чем делать.
  2. Воздержание. Касается не только брачных отношений, но и еды, развлечений и прочих удовольствий. Издревле обилие материальных ценностей считается тормозом для развития духовных ценностей . Наш великий пост - одно из проявлений этой моральной нормы.
  3. Справедливость. Принцип «не рой яму другому, сам попадешь», который направлен на развитие уважения к другим людям.
  4. Стойкость. Умение переносить неудачи (как говорится, что нас не убивает, делает нас сильнее).
  5. Трудолюбие. Труд всегда поощрялся в обществе, поэтому эта норма закономерна.
  6. Смирение. Смирение - это умение вовремя остановиться. Это родственница благоразумия с упором на саморазвитие и самосозерцание.
  7. Вежливость. Вежливые люди всегда ценились, так как худой мир, как известно, лучше доброй ссоры; а вежливость - основа дипломатии.

Принципы морали.

Моральные принципы - это моральные нормы более частного или конкретного характера. Принципы морали в разные времена в разных сообществах были разными, соответственно разным было и понимание добра и зла.

Например, принцип «око за око» (или принцип талиона) в современной морали далеко не в почете. А вот «золотое правило морали » (или принцип золотой середины Аристотеля) совершенно не изменился и по-прежнему остается моральным руководством: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой (в Библии: «возлюби ближнего своего»).

Из всех принципов, которыми руководствуется современное учение о морали, можно вывести один главный - принцип гуманизма . Именно гуманностью, состраданием, пониманием можно охарактеризовать все остальные как принципы, так и нормы морали.

Мораль затрагивает все виды человеческой деятельности и, с точки зрения добра и зла, дает понимание того, каким принципам следовать в политике, в делах, в обществе, в творчестве и т.д.

Структура и функции морали. 2.3. Мораль и право.

Понятие морали.

ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ МОРАЛИ

Мораль (от латинского «moralis» - нравственный; «mores» - нравы) является одним из способов нормативного регулирования по-ведения человека, особой формой общественного сознания и видом общественных отношений. Есть ряд определений морали, в которых оттеняются те или иные ее существенные свойства.

Мораль - это один из способов регулирования поведения лю-дей в обществе. Она представляет собой систему принципов и норм, определяющих характер отношений между людьми в соответствии с принятыми в данном обществе понятиями о добре и зле, справедли-вом и несправедливом, достойном и недостойном. Соблюдение тре-


бований морали обеспечивается силой духовного воздействия, обще-ственным мнением, внутренним убеждением, совестью человека.

Особенностью морали является то, что она регулирует поведе-ние и сознание людей во всех сферах жизни (производственная дея-тельность, быт, семейные, межличностные и другие отношения). Мо-раль распространяется также на межгрупповые и межгосударствен-ные отношения.

Моральные принципы имеют всеобщее значение, охватывают всех людей, закрепляют основы культуры их взаимоотношений, соз-даваемые в длительном процессе исторического развития общества.

Всякий поступок, поведение человека может иметь разнообраз-ное значение (правовое, политическое, эстетическое и др.), но его нравственную сторону, моральное содержание оценивают по единой шкале. Моральные нормы повседневно воспроизводятся в обществе силой традиции, властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением. Их выполнение контролируется всеми.

Ответственность в морали имеет духовный, идеальный характер (осуждение или одобрение поступков), выступает в форме моральных оценок, которые человек должен осознать, внутренне принять и сооб-разно с этим направлять и корректировать свои поступки и поведение. Такая оценка должна соответствовать общим принципам и нормам, принятым всеми понятиям о должном и недолжном, достойном и не-достойном и т. д.

Мораль зависит от условий человеческого бытия, сущностных потребностей человека, но определяется уровнем общественного и индивидуального сознания. Наряду с другими формами регулирова-ния поведения людей в обществе мораль служит согласованию дея-тельности множества индивидов, превращению ее в совокупную мас-совую деятельность, подчиненную определенным социальным зако-нам.

2.2. Структура и функции морали. Исследуя вопрос о функциях морали, выделяют



− регулятивную,

− воспитательную, − познавательную,

− оценочно-императивную, − ориентирующую,

− мотивационную,

− коммуникативную, − прогностическую

и некоторые другие ее функции4.

4Архангельский Л. М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике. М.,1974. С.37-46.


Первостепенный интерес для юристов представляют такие функции морали, как регулятивная и воспитательная. Регулятивная функция считается ведущей функцией морали. Мораль направляет и корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей, общества. При этом активное воздей-ствие морали на общественные отношения осуществляется через ин-дивидуальное поведение.

Воспитательная функция морали состоит в том, что она участву-ет в формировании человеческой личности, ее самосознания. Мораль способствует становлению взглядов на цель и смысл жизни, осозна-нию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, необходимости уважения к правам, личности, достоинству других. Эту функцию принято характеризовать как гуманистическую. Она оказывает влияние на регулятивную и другие функции морали.

Как говорилось выше, мораль выступает регулятором общест-венных отношений, субъектами которых являются как отдельные ин-дивиды, так и общество в целом. В процессе этих общественных от-ношений происходит саморегуляция морального поведения личности и моральная саморегуляция социальной среды в целом. Мораль регу-лирует практически все сферы жизнедеятельности человека. Регули-руя поведение человека, мораль предъявляет к нему максимальные требования. Кроме того, регулятивная функция морали осуществляет-ся с опорой на авторитет общественного мнения и на моральные убе-ждения человека (хотя как общество, так и индивид могут быть не правы).

Мораль рассматривают и как особую форму общественного соз-нания, и как вид общественных отношений, и как действующие в об-ществе нормы поведения, регулирующие деятельность человека - нравственную деятельность.

Нравственное сознание является одним из элементов морали, представляющим собой ее идеальную, субъективную сторону. Нрав-ственное сознание предписывает людям определенные поведение и поступки в качестве их долга. Нравственное сознание дает оценку разным явлениям социальной действительности (поступка, его моти-вов, поведения, образа жизни и т. д.) с точки зрения соответствия мо-ральным требованиям. Эта оценка выражается в одобрении или осу-ждении, похвале или порицании, симпатии и неприязни, любви и не-нависти. Нравственное сознание - форма общественного сознания и одновременно область индивидуального сознания личности. В по-следнем важное место занимает самооценка человека, связанная с нравственными чувствами (совесть, гордость, стыд, раскаяние и т. п.).


Мораль нельзя сводить только к сознанию.

Выступая против отождествления


моральному (нравственному)

нравственности и нравствен-


ного сознания, М. С. Строгович писал: «Нравственное сознание - это


взгляды, убеждения, идеи о добре и зле, о достойном и недостойном поведении, а нравственность - это действующие в обществе соци-

альные нормы, регулирующие поступки, поведение людей, их взаимо-отношения»5

Моральные отношения возникают между людьми в процессе их деятельности, имеющей нравственный характер. Они различаются по содержанию, форме, способу социальной связи между субъектами. Их содержание определяется тем, по отношению к кому и какие нравст-венные обязанности несет человек (к обществу в целом; к людям, объединенным одной профессией; к коллективу; к членам семьи и т. д.), но во всех случаях человек в конечном счете оказывается в сис-теме моральных отношений как к обществу в целом, так и к себе как его члену. В моральных отношениях человек выступает и как субъект, и как объект моральной деятельности. Так, поскольку он несет обя-занности перед другими людьми, сам он является субъектом по отно-шению к обществу, социальной группе и т. д., но одновременно он и объект моральных обязанностей для других, поскольку они должны защищать его интересы, заботиться о нем и т. д.

Нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первич-ный элемент нравственной деятельности - поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориента-ции. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка - это самооценка его че-ловеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное зна-чение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведе-нием. Поведение человека - единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специ-фически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализо-вать чувство долга, достичь определенного идеала и т. д.

В структуре морали принято различать образующие ее элемен-ты. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы - это социальные нормы, регулирующие по-ведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к об-ществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного

5Проблемы судебной этики/Под ред. М. С. Строговича. М., 1974. С. 7.


мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обще-стве представлений о добре и зле, справедливости и несправедливо-сти, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие дан-ному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функ-ции (экономических, политических, правовых, эстетических), по спосо-бу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизво-дятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью об-щепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при оп-ределенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотип-но поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к опреде-ленным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто вы-полняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а нахо-дят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной си-туации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целе-сообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т. д., действующие в об-ществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное ис-полнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, со-стоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо мо-ральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или преду-смотренные нормами общественных организаций). Например, если военнослужащий солгал своему командиру, то за этим бесчестным поступком в соответствии со степенью его тяжести на основании во-инских уставов последует соответствующая реакция.

Моральные нормы могут выражаться как в негативной, запре-щающей форме (например, Моисеевы законы - Десять заповедей,


сформулированных в Библии), так и в позитивной (будь честен, помо-гай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.).

Моральные принципы - одна из форм выражения нравственных требований, в наиболее общем виде раскрывающая содержание нравственности, существующей в том или ином обществе. Они выра-жают основополагающие требования, касающиеся нравственной сущ-ности человека, характера взаимоотношений между людьми, опреде-ляют общее направление деятельности человека и лежат в основе частных, конкретных норм поведения. В этом отношении они служат критериями нравственности.

Если моральная норма предписывает, какие конкретно поступки должен совершать человек, как вести себя в типичных ситуациях, то моральный принцип дает человеку общее направление деятельности.

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как

− гуманизм - признание человека высшей ценностью; − альтруизм - бескорыстное служение ближнему;

− милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выра-жающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся;

− коллективизм - сознательное стремление содействовать об-щему благу;

− отказ от индивидуализма - противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма - предпочтения собствен-


ных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той нравственности, различают так называемые формальные


или иной принципы,


относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Та-ковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также харак-теризуют определенную нравственность, показывая, насколько созна-тельно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы - понятия морального сознания, в кото-рых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качест-ва.

Нравственный идеал по-разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравствен-ный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодов-леющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельно-сти созерцание истины, то Иммануил Кант (1724-1804) характеризо-вал нравственный идеал как руководство для наших поступков, "боже-ственного человека внутри нас", с которым мы сравниваем себя и


улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по-своему определяют различ-ные религиозные учения, политические течения, философы.

Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на со-держание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях выс-шей справедливости, гуманизма.