Понятие когнитивная сфера и содержание ее компонентов. Когнитивная сфера личности. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности. Когнитивная сфера - это познавательная сфера личности. Становление когнитивной сферы билингва воспринимается в русле психолого-дидактической концепции развития личности.


Основные психологические показатели: внимание, зрительное восприятие, слуховое восприятие, зрительная память, слуховая память, ассоциативное мышление, пространственное мышление, пространственное мышление, логическое мышление, логическое мышление, творческое мышление, аналитические операции, синтетические операции, комбинаторные способности.


Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. Дети монолингвы и билингвы отличаются в полноте, скорости и качестве мыслительных операций. «Носитель двух языков – это не сумма двух носителей одного языка, скорее он – уникальная и специфическая лингвистическая система» (Ф. Гросжан)


Когнитивистика – это теория познания 1. Сензитивный возраст для усвоения языка (по Л. Выготскому) – 4 -7 лет. 1. Сензитивный возраст для усвоения языка (по Л. Выготскому) – 4 -7 лет. 2. Естественным билингвом можно стать лишь до 6 лет (координативный билингвизм). 2. Естественным билингвом можно стать лишь до 6 лет (координативный билингвизм). 3.Если ребёнок –монолингв, то изучение второго языка возможно осуществлять только после сложившихся когнитивных навыков в родном языке – с 5-6 лет. Причем, достаточно долго (ещё 5-7 лет) основные мыслительные операции и постижение мира будут связаны у него только с первым языком. 3.Если ребёнок –монолингв, то изучение второго языка возможно осуществлять только после сложившихся когнитивных навыков в родном языке – с 5-6 лет. Причем, достаточно долго (ещё 5-7 лет) основные мыслительные операции и постижение мира будут связаны у него только с первым языком.


4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». 4. Язык социализации – язык страны, где находится билингв, со временем вытеснит «материнский язык». Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Это происходит в лет. Именно в этом возрасте важен «режим поддержки» языка. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет. Если основные навыки в русском языке уже получены, русский язык ребёнка можно «развернуть» в осознанном возрасте, обычно в лет.


5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. 5. К годам дети теряют способность «естественного» овладения языком и могут изучать новый язык уже только аналитически, как взрослые. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. Это связано с физиологическими процессами в тканях мозга. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. 6. Ребёнок проходит этап эмоционального развития (от рождения до 3 лет), этап «освоения мира» (включение абстрактных понятий и суждений) – до 6-7 лет, этап интериоризации – «присвоения» мира в 7-10 лет, этап социализации – в лет. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва. На каждом этапе ребёнок-билингв будет отличаться от монолингва.


7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. 7. Билингву важно получить оба языка во всём функциональном многообразии. Перекосы (русский язык – бытовая сфера; язык страны- учебная) могут нарушить становление интеллекта. Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Первоначальный запуск когнитивных механизмов происходит только на функционально родном языке (язык эмоциональной сферы, язык первых дней освоения мира). Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы. Если становление когнитивной сферы не происходит на функционально родном языке, её прирост за счет второго языка практически невозможен. Появляются аддитивные билингвы.


Советы родителям 1.Говорите с ребёнком на родном для себя языке. Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Из желания «помочь адаптироваться» родители часто используют дома лишь один язык (язык страны). Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения. Ребёнок начинает говорить с акцентом и ошибками родителей. У него не хватает «детского» лексического запаса, который приходит только через эмоционально окрашенные слова, как правило, с первых дней рождения.


2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). 2. Говорите с ребёнком на родном для себя языке постоянно, обеспечивайте контакт на этом языке со сверстниками (и не только другими детьми-билингвами). Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Не избегайте «людных» мест для общения на родном языке, не переходите на язык страны. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка. Так Вы научите ребёнка не стесняться родного языка.


3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 3. Поддерживайте интерес к русской культуре, русской истории, национальным праздникам. Чаще говорите с ребёнком о своих детских предпочтениях, героях любимых книг, сказок, мультфильмов. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания. 4. Если в речи ребёнок смешивает слова двух языков, обязательно повторите фразу правильно по-русски, но не делайте ребёнку замечания.


5. В силу синтетичности русского языка и его флективного характера сначала начинайте учить ребёнка слоговому чтению, аналитико- синтетическим операциям над буквой и звуком. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Отсутствие навыка слогового чтения спровоцирует огромное количество не только языковых, но и логических ошибок. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением. Навыки слогового и словесного чтения на русском должны быть сформированы либо до чтения на английском, либо параллельно, но с некоторым опережением.


Играйте с ребёнком: Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и "заказать" себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений ("Марина хочет яблоко").Поиграйте в ресторан – разместите разрезную кассу букв на кухне так, чтобы ребенок мог свободно до нее дотянуться и "заказать" себе лакомства, блюда или игрушки складыванием слов и предложений ("Марина хочет яблоко"). Очень интересно вместе "писать письма" на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) - пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово "папа", выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере - и отнесите папе, пусть он обрадуется. Очень интересно вместе "писать письма" на печатной машинке или компьютере (сделайте шрифт покрупнее и добавьте цветную заливку экрана) - пишите сначала как можно более простые слова, например, напишите слово "папа", выберите вместе шрифты и цвет заливки, если есть возможность, распечатайте на принтере - и отнесите папе, пусть он обрадуется. Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Чтобы создать или поддержать интерес ребёнка, придумывайте для него различные задания и интересные дела: написать письмо любимому сказочному герою, сочинить сказку (скорее всего сочинять сказку придется вместе, а печатать ее будете Вы).


Советы педагогам 1.В процессе обучения чтению по букварю нужна аналитико-синтетическая работа, в том числе по моделям и схемам. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) - умение слышать звук в слове. Для успешного обучения чтению на русском языке, нужны хорошо развитое пространственное восприятие (чтобы ребенок ориентировался, в каком направлении надо читать) и достаточно развитый фонематический («речевой» слух) - умение слышать звук в слове. Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)». Для его развития используются задания: «Определи, есть ли в слове звук (и любые игровые варианты этих заданий)».


2. Часто повторяйте фразы, демонстрирующие падежные варианты («Мы читаем книгу, интересная книга, нет книги» и пр.). 3. Используйте в работе только мини-тексты, избегайте разрозненных предложений. 4.Учите наизусть четверостишия, используйте задания «письмо по памяти».


5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. 5. У ребёнка-билингва несколько ранее, чем у его сверстника-монолингва должны быть сформированы такие умственные действия, как грамматические классификации или операции с понятиями. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы. Это позволит в дальнейшем воспринимать парадигматические связи в русской грамматике. Необходимы задания, конструирующие содержание правил, обучение через алгоритмы.


6. Нужны мотивирующие задания-игры: Пусть ребенок играет роль учителя (самостоятельно составляет слова и слоги из разрезной азбуки). Предложите поиграть в почтальона и раздать всем конфеты (подарки, письма). Напишите крупными буквами простые записки, помогите их прочитать. Предложите детям найти игрушку по записке: "Под столом", "На стуле" и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки). Предложите детям найти игрушку по записке: "Под столом", "На стуле" и т.д. (с указанием следующего места расположения игрушки).


Необходима систематическая работа над моделированием (от звуко- буквенного до синтаксического). Обязательны задания на самостоятельную систематизацию (обобщение) или структурирование задачи. (обобщение) или структурирование задачи. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления. Это обеспечит «мыслительную доминанту» и даст прирост абстрактного мышления.


При помощи когнитивной сферы происходит анализ и синтез всех поступающих впечатлений и сведений. Когнитивные психические структуры являются носителем интеллекта, обеспечивают репрезентацию действительности и предопределяют интеллектуальные свойства личности (М.А. Холодная).


Спасибо за внимание!

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.

Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации. Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов - это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.

Восприятие . Отрасль психологии, непосредственно связанная с обнаружением и интерпретацией сенсорных стимулов, называется психологией восприятия. Из экспериментов по восприятию известно о чувствительности человеческого организма к сенсорным сигналам и - что более важно для когнитивной психологии - о том, как интерпретируются эти сенсорные сигналы. Экспериментальные исследования восприятия помогли идентифицировать многие из элементов этого процесса. Но исследование восприятия само по себе не может адекватно объяснить ожидаемые действия; здесь участвуют и другие когнитивные системы, такие как распознавание образов, внимание и память.

При изучении восприятия были получены данные, доказывающие, что сенсорная чувствительность является непрерывной функцией и не существует порога в собственном смысле этого слова, т.к. порог обнаружения сигнала зависит от многих факторов. На основании этих материалов была разработана теория обнаружения сигнала .

Распознавание образов . Стимулы внешней среды не воспринимаются как единичные сенсорные события; чаще всего они воспринимаются как часть более значительного паттерна. То, что мы ощущаем (видим, слышим, обоняем или чувствуем вкус), почти всегда есть часть сложного паттерна, состоящего из сенсорных стимулов. Следует обратиться к проблеме чтения. Чтение - это сложное волевое усилие, при котором от читающего требуется построить осмысленный образ из набора линий и кривых, которые сами по себе не имеют смысла. Организуя эти стимулы так, чтобы получились буквы и слова, читающий может затем извлечь из своей памяти значение. Весь этот процесс, выполняемый ежедневно миллиардами людей, занимает долю секунды, и он просто поразителен, если учесть, сколько в нем участвует нейроанатомических и когнитивных систем.

Внимание . В жизни люди сталкиваются с несметным количеством признаков окружения. Хотя люди - это существа, собирающие информацию, очевидно, что при нормальных условиях они тщательно отбирают количество и вид информации, которую стоит принимать в расчет. Способность к переработке информации ограничена на двух уровнях - сенсорном и когнитивном.

Память . В результате исследований были впервые описаны такие виды памяти, как кратковременная и долговременная. При этом в экспериментах Д. Сперлинга, изменившего методику У. Найссера по изучению иконической памяти, было показано, что объем кратковременной памяти практически не ограничен.

*** Материалы, полученные при исследовании памяти и внимания, послужили стимулом к исследованию бессознательного. Бессознательное содержит неосознаваемую часть программы переработки информации, которая включается уже на первых этапах восприятия нового материала. Изучение содержания долговременной памяти, так же как избирательной реакции человека при одновременной конфликтной подаче информации (например, в правое ухо – одна информация, а в левое – другая), раскрывает роль неосознаваемой переработки. При этом речь идет о том, что из бесчисленного количества информации, получаемой в единицу времени, когнитивная система отбирает и доводит до сознавания лишь те сигналы, которые наиболее важны в данный момент. Такая же селекция происходит при переводе информации в долговременную память.

Воображение . Построение человеком мысленного образа, когнитивной карты.

Язык . При межличностном взаимодействии осуществляется построение грамматически правильных предложений и подбор соответствующих слов из лексикона, необходимость координировать сложные моторные реакции, необходимые для произнесения сообщения.

Психология развития . Это еще одна область когнитивной психологии, которая весьма интенсивно изучалась. Недавно опубликованные теории и эксперименты по когнитивной психологии развития значительно расширили понимание того, как развиваются когнитивные структуры.

Мышление и формирование понятий . На протяжении жизни люди проявляют способность к мышлению и формированию понятий.

Человеческий интеллект . Он включает, но не ограничивается этим способность понимать обычный язык, следовать инструкциям, преобразовывать вербальные описания в действия и вести себя соответственно законам своей культуры. В результате исследований были выделены структурные составляющие (блоки) интеллекта.

Когнитивное развитие в дошкольном возрасте

1.1 Содержание когнитивной сферы. Теории когнитивного развития

Развитие психики представляет собой закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Развитие психики в данном случае будет характеризоваться необратимыми изменениями, направленностью т.е. способностью к накапливанию изменений, надстраиванию новых изменений на предшествующие и их закономерным характером.

Развитие психики реализуется в форме филогенеза (биологическая эволюция индивида) и в форме онтогенеза как формирования социокультурной истории человечества в целом.

Задатки, способности, интелект, ум, «глубинный ум» - Т. Образовательные факторы влияют в процессе деятельности на указанные компоненты развития психики человека.

Однако, в целом, развитие психики следует рассматривать, как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур (переход «внешнего» плана действий во «внутренний», духовный мир личности) этих деятельностей определяет формирование многоуровневых, базовых структур психики. Например, огромную роль в развитии психики играет процесс обучения. Он должен идти впереди развития, направляя его.

К когнитивной сфере относят все психические процессы, выполняющие функции рационального познания. Слово «когнитивный» происходит от латинского cognitio, что переводится как знание, познание, изучение и осознание. Термин «когнитивный» существовал в психологии еще до появления когнитивной психологии, а с возникновением и развитием когнитивных наук стал использоваться как синоним терминам «ментальный», «внутренний», «интериоризированный», «умственный», «мыслительный» и т.д.. По мнению С. Рида понятие «когниция» относится к познанию, к взаимодействию человека с миром, к овладению им множеством разнообразных практических навыков. Это понятие связано свойством личности, которое проявляется в способности перерабатывать информацию на различных психических уровнях с целью получения знания. Основной составляющей когниции является язык.

Понятие когнитивная психология появилось в 60-х годах XX века как раздел психологии, изучающий познавательные процессы человеческой психики. Исследования когнитивной психологии связаны с исследованием памяти, внимания, представления информации, логического мышления, воображения и способности к принятию решения.

В когнитивной психологии используются исследования и теоретические подходы основных областей психологии, включая нейронауку, восприятие, распознавание паттернов, внимание и сознание, память, репрезентацию знаний, воображение, язык, психологию развития, мышление и формирование понятий, человеческий интеллект и искусственный интеллект.

Существует несколько подходов к интерпретации понятия «когнитивная сфера». Часто это понятие используется для описания внешних условий когнитивного развития личности. В зарубежной психологии понятие «когнитивная сфера» используется для описания условий развития в процессе обучения, то есть в широком смысле. При этом рассматривается целый ряд характеристик:

1. когнитивная деятельность в процессе обучения;

2. взаимодействие с окружающей средой и формирование индивидуального стиля саморегуляции;

3. процесс интереоризации полученных знаний;

4. социокультурные факторы, оказывающие влияние на адаптацию к обучению;

5. механизм перцептивно-когнитивного развития;

6. механизм формирования индивидуального стиля обучения.

Познавательные психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности. Когнитивные процессы, например восприятие, память, воображение, язык, мышление и решение задач, основаны на нервных структурах и процессах. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия познавательных психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Восприятие (перцепция, от лат. perceptio) - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие - одна из биологических психических функций, определяющих сложный процесс приёма и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом.

Иными словами, восприятие есть процесс осмысления стимуляции сенсорных рецепторов. Есть основания взглянуть на восприятие как на задачу, которая заключается в сосредоточении на сенсорном сигнале, анализе и интерпретации для создания осмысленного представления об окружающем мире.

Внимание имеет и свои, отличающие его от других психических процессов особенности. Одно из важных свойств внимания - его устойчивость, т. е. способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь.

Не менее значимы и такие особенности внимания, как его переключение и распределение. Переключение внимания - это способность переходить от выполнения одной деятельности к выполнению другой.

Внимание - это направленность и сосредоточенность психической активности человека на объекте, имеющие для него определённую значимость. Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Разнообразные инстинкты, врожденные и приобретенные механизмы поведения есть не что иное, как запечатленный, передаваемый по наследству или приобретаемый в процессе индивидуальной жизни опыт. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится.

Основные процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание. Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного материала связано с накоплением индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование в дальнейшей деятельности того, что запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Будучи важнейшей характеристикой всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Мышление - высшая форма отражения мозгом окружающего мира, наиболее сложный познавательный психический процесс, свойственный только человеку. Это опосредованное познание (отражение) отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Оно дает возможность понять закономерности материального мира, причинно-следственные связи в природе и в общественно-исторической жизни, закономерности психики человека. Мышление является обобщенным познанием действительности, процессом познания общих и существенных свойств предметов и явлений. Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Наглядно-действительное - процесс мышления представляет собой практическую преобразованную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Этот тип мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, результатом которого является создание какого - либо конкретного материального продукта.

Наглядно-образное - мыслительный процесс характеризуется опорой на представления и образы. Мысля наглядно-образно, человек привязан к действительности, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отличие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

В неразрывной связи с двумя другими психическими процессами - памятью и мышлением протекает процесс воображения. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представление желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.

Когнитивное развитие определяется рядом факторов: генетическими, особенностями протекания беременности у матери, факторами окружающей среды, составом и социальным положением семьи, влиянием социума, личностными особенностями родителей и ребенка.

Специалисты, интересующиеся психологией развития, обнаружили упорядоченное, последовательное разворачивание способностей в ходе взросления.

Существует несколько теорий когнитивного развития человека. Наиболее известной из этих теорий является концепция Ж. Пиаже, который рассматривает умственное развитие ребенка как непрерывный процесс и теория А. Валлона, в которой развитие является прерывистой цепью реорганизаций.

Ж. Пиаже выделил в развитии интеллекта 4 основные стадии: стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2-летнего возраста), стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет), стадию конкретных операций (7-11 лет) и стадию формальных операций (от 11-12 до 14-15).

На стадии сенсомоторного интеллекта ребенка его развитие проявляется в действиях, то есть им осваиваются процессы рассматривания, хватания, круговые реакции, когда младенец повторяет действие, ожидая, что повторится и его эффект (бросает игрушку и ждет звук).

На дооперационной стадии дети усваивают речь, могут одним словом объединить предметы по существенным и несущественным признакам, поэтому их рассуждения кажутся нелогичными.

На стадии конкретных операций дети начинают рассуждать логически, могут классифицировать понятия и давать определения, но все это на конкретных понятиях и наглядных примерах.

На стадии формальных операций дети оперируют абстрактными понятиями, категориями «а что, если...», понимают метафоры, могут принимать в расчет мысли других людей, их роли и идеалы, то есть у них уже сформирован интеллект взрослого человека.

Для Пиаже мышление ребенка развивается от аутистической формы через эгоцентрическую -- к социализированной. У Л.С. Выготского возникла другая точка зрения на этот вопрос: согласно его учению научение предшествует развитию. Для Л.С. Выготского разум ребенка от рождения имеет социальную природу и эгоцентричная речь также имеет социальное происхождение и социальные цели: дети научаются эгоцентрической речи от других и используют ее для общения с другими. Это положение -- основной пункт теории Л.С. Выготского и главный аспект расхождения между позициями этих двух теоретиков.

По мнению А. Валлона, ребенок с самого рождения обречен на активную социализацию из-за своей полной беспомощности. Поэтому Валлон рассматривает когнитивное развитие в связи с личностным становлением самостоятельности ребенка. Он выделяет следующие стадии детства:

1. Импульсивная стадия (до 6 месяцев) - стадия рефлекторных ответов на воздействие. Постепенно рефлексы сменяются контролируемыми движениями с новыми формами поведения, однако эти изменения связаны в основном с питанием ребенка.

2. Эмоциональная стадия (от 6 до 10 месяцев) характеризуется накоплением репертуара эмоций (страх, гнев, радость, удивление и т. д.), что необходимо для социальной коммуникации: ребенок может выразить свои желания, намерения, показать свое состояние, может также оценить состояние и отношения других людей, распознавая их эмоции.

3. Сенсомоторная стадия (от 10 до 14 месяцев). Образуется связь между действиями с предметами и перцептивными впечатлениями, которые получает ребенок, что становится основой практического мышления: если потрясти погремушку, то она зазвучит, если повернуть куклу - можно увидеть ее лицо.

4. Проективная стадия (от 14 месяцев до 3 лет) связана с развитием ходьбы и речи. Ребенок приобретает новые возможности освоения окружения, может воздействовать на объекты, исследовать их свойства, что позволяет перейти к их категоризации и называнию (обозначению категорий). Новые возможности делают ребенка более независимым, что способствует росту самоутверждения индивида.

5. Персоналистическая стадия (от 3 до 6 лет) включает три периода, связанные с развитием независимости ребенка и обогащением его «Я».

6. Учебная стадия (от 6 до 12-14 лет) - стадия, на которой ребенок опирается более на суть вещей и явлений, чем на их видимость. Это способствует углублению знаний об окружающем мире, приводит к возрастанию независимости ребенка.

7. Стадия полового созревания. Ребенок сосредоточен на собственном «Я». Поиск большей независимости и своей индивидуальности дает возможность открыть новый ракурс вещей и явлений, что развивает абстрактное мышление и логику суждений.

Сравнение двух периодизаций развития - Пиаже и Баллона - позволяет выделить сходство и различия между ними. Сходство состоит в том, что характеристики особенностей когнитивного развития в детском возрасте тождественны. Отличие концепции А. Валлона от теории Ж. Пиаже определяется тем, что Баллон рассматривает когнитивное развитие как один из аспектов психического развития ребенка, тогда как Пиаже интересует только один вопрос: как ребенок, наделенный рефлексами, приходит к знаниям и взрослой логике мышления.

Пиаже считает интеллектуальное развитие ребенка основой других аспектов психического развития. Так, по его мнению, развитие нравственности тесно связано с когнитивными возможностями.

Когнитивное, то есть умственное развитие - это развитие всех видов мыслительных процессов, таких как память, восприятие, воображение, решение задач, логика и формирование понятий. Дошкольный возраст является периодом оптимальным для когнитивного развития. Дошкольное детство характеризуется развитием перцептивных, мнемических и элементарных психических процессов, овладением сложными манипуляциями с действиями и вещами, накоплением опыта поведения в различных жизненных ситуациях. В этом возрасте происходит развитие основных сенсорных систем, служащих базой становления всех психических функций.

Под когнитивным развитием понимается набор сложных структур, составляющих основу интеллектуальной деятельности. К функциональным образованиям, обеспечивающим когнитивное развитие ребенка относятся сенсорные функции различных модальностей, операциональные механизмы способствующие появлению необходимой психической активности для этого, мотивационные механизмы, обеспечивающие и контролирующие деятельность и оценку окружающей действительности.

Воздействие информационных технологий на развитие когнитивной сферы у молодых людей

К структурным характеристикам личности, на исследование которых ориентированы специалисты психологии, преимущественно относят тип темперамента, опыт и направленность личности. «Потребности, характер, способности...

Воздействие информационных технологий на развитие когнитивной сферы у молодых людей

Под информационной технологией понимается процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта...

Возрастные различия в уровне сформированности нейрокогнитивных функций у детей старшего дошкольного возраста

Гендерные особенности развития детей, воспитывающихся вне семьи

Недостаточное интеллектуальное развитие ребенка может заключаться и выражаться в ослаблении или несформированности, неразвитости познавательных процессов, неустойчивости внимания, слабой памяти...

Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, - это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем...

Когнитивная теория, ее суть и применение на практике

Как же когнитивную, интеллектуально-ориентированную теорию личности можно применить к тому, что непосредственно влияет на жизнь человека? Келли считал, что его теория может быть полезна для понимания эмоциональных состояний...

Комплексное изучение ребенка

Особенности когнитивной сферы при депрессиях позднего возраста

Старость - этот тот факт, с которым сталкивается абсолютно каждый человек в своей жизни. И для человека преодолевшего барьер неопытности проявившейся в его молодости и уже получивший жизненный опыт...

Психологический анализ личностной самореализации персонала в профессиональной деятельности

2. Исследовать: 2.1. Синдром эмоционального выгорания во взаимосвязи с реализацией жизненных целей и потребностей в саморазвитии; 2.2. Уровень реализации потребности в саморазвитии и самооценки реализации жизненных целей. 3...

Психологический анализ целесообразного поведения учащихся

Начиная со второй половины XVIII в. процесс образования становится объектом теоретического педагогического и психологического осмысления. Выделяют несколько психологических направлений...

Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников

В младшем школьном возрасте ребенок делает огромный скачек в своем развитии, в том числе и в когнитивной сфере. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира...

Развитие слухоречевой и зрительной памяти у детей дошкольного возраста

Формирование мозговой организации когнитивной деятельности - процесс не линейный и имеет периоды ее качественных преобразований. Одним из таких периодов является дошкольный возраст - существенный этап когнитивного развития ребенка...

Социально-когнитивная теория личности А. Бандуры и возможность ее применения в деятельности социального работника-психолога

Мы начинаем наше изучение социально-когнитивной теории Бандуры с его оценки того, как другие теории объясняют причины поведения человека. Таким образом, мы можем сравнить его точку зрения на человека с другими...

Теоретический анализ современных подходов в изучении когнитивного развития личности

Термин «когнитивный» в связке с понятием «развитие» не получил широкого хождения в отечественной психологической литературе. Он ассоциируется с названием одного из направлений современной психологии...

Когнитивная сфера психической деятельности представлена тремя кластерами, которые отражают три основных блока когнитивной обработки информации при встрече с проблемной ситуацией.

Кластер "Структурирование"

Данный кластер содержит шкалы, которые характеризуют процессы структурирования информации при взаимодействии с проблемной ситуацией. Структурирование подразумевает упорядочивание новой информации, установление связей между различными аспектами ситуации и формирование образов на основе определения контуров стимулов. В этом кластере оцениваются следующие характеристики данной деятельности:

· стратегия распределения внимания;

· уровень организационной активности,

· мотивационные аспекты,

· адекватность организационной деятельности,

· параметры аналитико-синтетической деятельности, возможные проявления когнитивной дисфункции, а также влияние личностных и стилевых особенностей на процессы структурирования (обсессивных черт, чрезмерной вигильности (настороженности), склонности к избеганию проблем).

Кластер "Распознавание"

В этом кластере содержатся шкалы, описывающие процессы распознавания различных аспектов проблемной ситуации. Распознавание подразумевает процесс согласования нового образа с эталоном, хранящимся в долговременной памяти. Правильное распознавание и идентификация образа является основой адекватного отражения действительности. У большинства здоровых людей процессы распознавания информации соответствуют ситуационным требованиям и основаны на реальности. Если процессы распознавания и идентификации будут в большей степени испытывать внутренние субъективные влияния, это будет нарушать адекватное отражение действительности. В данном кластере оцениваются следующие характеристики процессов распознавания:



· уровень адекватности распознавания,

· склонность к игнорированию стимульного поля,

· уровень перцептивных искажений,

· уровень распознавания социальных условностей,

· соответствие восприятия общепринятым канонам (конвенциональность),

· уровень нонконформизма при распознавании действительности.

Кластер "Концептуализация"

Концептуализация (смыслообразование) подразумевает образование значений и смыслов при восприятии реальности с последующей организацией их в значимый для субъекта контекст. Смыслообразование составляет основу понимания реальности и является основным компонентом отражения действительности. Данный процесс определяет формирование всех решений индивидуума и служит источником для развития произвольного поведения. Процессы концептуализации включают различные умственные процессы, связанные (главным образом) с мыслительной деятельностью и механизмами принятия решения. Шкалы данного кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· концептуальная гибкость,

· уровень непроизвольной мыслительной деятельности и мотивационного напряжения,

· склонность к фантазированию при решении проблем,

· влияние негативных личностных особенностей (пессимизма, чрезмерной вигильности, обсессивности),

· уровень ясности мышления при принятии решения (когерентность, релевантность и логичность),

· адекватность смыслообразования.

Кластер "Эмоциональная сфера"

Данный кластер содержит шкалы, характеризующие эмоциональную активность субъекта при взаимодействии с проблемной ситуацией. Шкалы этого кластера оценивают следующие психологические характеристики:

· склонность к депрессии,

· характер негативных переживаний (чувства беспомощности, вины, неудовлетворенности, одиночества; дисфория),

· наличие эмоционального дистресса,

· склонность к интернализации негативного аффекта,

· уровень реактивности по отношению к эмоциальным стимулам,

· склонность к чрезмерной интеллектуализации,

· склонность к отрицанию негативных эмоций и замене их положительными,

· уровень контроля над эмоциональной экспрессией,

· уровень сложности и комплексности переживаний,

· склонность к пароксизмальному возрастанию сложности переживаний,

· наличие амбивалентности переживаний (одновременное наличие как позитивных, так и негативных эмоций).

Кластер "Самовосприятие"

В данном кластере описываются особенности самовосприятия испытуемого, которые проявляют себя в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие характеристики:

· влияние вигильных и обсессивных особенностей личности,

· уровень и характер самофокусирования,

· склонность к негативному самовосприятию,

· озабоченность состоянием соматического здоровья,

· уровень и характер саморефлексии и интроспекции,

· характер личной идентичности.

Кластер "Социальная сфера"

Данный кластер характеризует социальное поведение испытуемого в процессе взаимодействия с проблемной ситуацией. Шкалы кластера оценивают следующие социальные характеристики испытуемого:

· влияние чрезмерной вигильности,

· способность к установлению эмоционально близких отношений,

· склонность к оральной зависимости,

· уровень социального интереса,

· характер социальной перцепции,

· наличие трудностей проявления эмпатии,

· способности к сотрудничеству и ассертивности,

· склонность к социальной пассивности и избеганию ответственности,

· ситуационная адекватность социального поведения,

· склонность к социальной изоляции.

Кластер "Контроль и толерантность к стрессу"

Контроль над поведением подразумевает сознательную способность субъекта организовывать свое поведение при решения проблемы в соответствии с ситуационными требованиями. От уровня поведенческого контроля непосредственно зависит степень толерантности к стрессу. Контроль над поведением является интегративной психологической характеристикой субъекта. На его уровень оказывают влияние следующие факторы:

· уровень развития ресурсов,

· уровень и характер фрустрирующих переживаний,

· дефицит социальной зрелости,

· воздействие ситуационного стресса,

· стилевые особенности поведения при решении проблем.

Шкалы данного кластера оценивают как непосредственный уровень контроля над поведением, так и все указанные выше факторы, оказывающие влияние на этот уровень.

Ученые со всего мира в разное время задавались вопросами о природе интеллекта. Один из важнейших таких вопросов – какого человека можно назвать умным? Ответ до сих пор не найден. Но если мы и приблизились к нему, то кроется он в когнитивной сфере личности.

Когнитивная сфера личности – это познавательная сфера, которая включает в себя такие познавательные процессы как:

  • Мнемические процессы: . В частности – сохранение, запоминание, забывание, воспроизведение. Главная функция их в том, чтобы сохранять информацию в памяти.
  • Перцептивные процессы: восприятие, ощущения, внимание. Главная их функция в том, чтобы принимать информацию из внутренней и внешней среды.
  • Интеллектуальные процессы: воображение, мышление, речь. Главная их функция состоит в том, чтобы порождать информацию, восполнять пробелы в информации и обмениваться ею.

Многие считают, что наиболее важными процессами в познавательной сфере являются память, воображение и внимание.

Память . Играет ключевую роль в когнитивной сфере личности, можно сказать – определяющую. Она является основным компонентом интеллекта и ее функции намного шире, чем простое «запомнить как можно больше».

Существует несколько видов памяти. Вот некоторые из них (по критерию содержания):

  • Эмоциональная память – память на эмоциональное состояние, возникающее во всех без исключения ситуациях. В какой-то мере она дополняет все остальные виды памяти.
  • Двигательная память – это память на движения. Если человек обладает развитой двигательной памятью, он владеет сноровкой в труде, физической ловкостью, усваивает виды деятельности, требующие координации движений.
  • Словесно-логическая память – память на мысли, которые оформлены при помощи слов.
  • Образная память – память на слуховые, образные, обонятельные, вкусовые и другие образы. Отлично развита у художников, архитекторов, писателей и ученых.

По критерию времени есть кратковременная, долговременная, рабочая и промежуточная память.

Следует сказать, что все виды памяти нельзя рассматривать отдельно, они в той или иной мере взаимосвязаны.

Воображение . Человек может представлять то, чего не существует, а также , исходя цепочки взаимосвязанных мыслей. Это возможно благодаря воображению.

Воображение помогает человеку представить конечный результат своего труда и, что не менее важно, промежуточные его результаты. В этой связи стоит заметить, что, несмотря на то, что воображение считается инструментом представителей образных профессий, на самом деле этот навык жизненно необходим каждому человеку.

Функции воображения таковы:

  • управление физиологическими состояниями;
  • создание и реализация внутреннего плана действий;
  • произвольная регуляция познавательных процессов;
  • управление эмоционально-потребностными состояниями;
  • активизация наглядно-образного мышления.

По видам воображение бывает активным и пассивным. Во время активного человек представляет преображение окружающего его мира, планирует достижение своей цели. Под пассивным стоит понимать грезы и мечты, которые не воплощаются в жизнь.

Внимание . Это некая направленность ума, позволяющая выделить нечто конкретное из огромного количества раздражителей. Сенсоры позволяют человеку впитывать стимулы из окружающей среды и благодаря этому сознательно решать, на что обращать внимание.

Внимание бывает произвольным (когда мы сознательно его направляем при помощи волевого усилия) и непроизвольным (возникает без волевого усилия и управляется случайными факторами).

Основные свойства внимания:

  • Сосредоточенность (концентрация) – то, до какой степени вы можете фокусироваться на одних объектах и игнорировать другие.
  • Устойчивость – то, как долго вы можете сосредоточиться на определенных объектах.
  • Распределение – то, насколько вы способны держать в сознании несколько разнородных объектов.
  • Объем – то число объектов, на которое вы можете обратить свое внимание с одинаковой ясностью и отчетливостью.
  • Переключаемость – то, насколько быстро вы можете переключить свое внимание с одного объекта на другой.

Следует сказать, что в той или иной сфере познавательные способности развиты и у животных. Чем более развит организм, тем более развита их когнитивная сфера.

Например, дождевые черви являются примитивными организмами, потому что обладают лишь ощущениями. Тогда как лягушки, поедающие их, имеют развитое восприятие. А цапли, которые поедают лягушек, обладают не только восприятием, но и мышлением и памятью. Если говорить о самых умных, то среди птиц таковыми считаются вороны. А вот среди животных – приматы.

В мире людей ситуация несколько другая. Когнитивная сфера личности формируется у всех, но способности конкретные люди развивают по-разному. Отсюда и трудности с ответом на вопрос об интеллекте и роли развития познавательных процессов в достижении успеха в жизни.

Но есть очевидные выводы. Если у человека развита когнитивная сфера, он:

  1. Лучше воспринимает входящую информацию, поэтому лучше ориентируется в происходящем.
  2. Лучше и быстрее обрабатывает входящую информацию: выбрасывает несущественное и принимает важное. Это позволяет ему работать с правильным материалом.
  3. Лучше запоминает информацию: это значит, что он быстрее извлекает нужный аргументы и оперирует ими, способен удерживать в голове сложные схемы и концепции.
  4. Делает : если он умеет отсеивать зерна от плевел, запоминать сложные концепции и обладает хорошей памятью, значит есть вероятность того, что он сделает правильный вывод и примет грамотное решение.

Следует также сказать, что познание не является пассивным процессом. Для того чтобы воспринять и переработать информацию, нужно обратить на нее сознательное внимание и сделать интеллектуальное усилие.

Диагностика когнитивной сферы

Существует (в том числе в интернете) много тестов, которые в той или иной мере обещают показать уровень развития когнитивной сферы человека. Вот некоторые известные.

Диагностика внимания:

  • Методика Мюнстенберга;
  • Методика «корректурной пробы»;
  • Кольца Ландольта.

Диагностика памяти:

  • Проба на запоминание десяти слов (десять слов, подобранных таким образом, чтобы между ними нельзя было установить связь).
  • Субтест Векслера.
  • Проба на ассоциативную память (зачитывают десять пар однородных слов, между которыми легко устанавливаются смысловые связи. Затем зачитывают первое слово каждой пары, а испытуемый называет второе слово).

Диагностика воображения:

  • Тест Тулуза-Пьерона.
  • Тест Торренса.
  • Тест «Художник – Мыслитель».

При помощи этих тестов вы сможете составить примерное впечатление о каждом из аспектов когнитивной сферы.

Когнитивная сфера личности у ребенка

Первым, кто задался вопросом о когнитивном развитии, был Жан Пиаже. Он много писал о том, что человек должен развивать воображение, логику, восприятие, память и прочие познавательные процессы.

По мнению Пиаже, предпосылкой возникновения речи у ребенка является развитие сенсомоторного интеллекта. Его теория была конструктивистской, то есть утверждала, что человек может развивать когнитивные способности с помощью сознательных действий в окружающей среде. При этом Пиаже настаивал на том, что дети мыслят не так, как взрослые.

Это особенно важно для дошкольников. В этом возрасте закладывается интеллектуальный фундамент. При этом усвоение образных форм познания поможет ребенку понять объективные законы логики и усваивать сложные концепции.

Исследованиями в области когнитивной сферы личности ребенка занимались в свое время С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выгоцкий, А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович, Ф. А. Сохин. Если обобщить их взгляды, то можно вывести следующие положения:

  • Речь и язык – это своего рода «узел», в который сплетаются различные линии психического развития: воображение, память, мышление, эмоции и другое.
  • Речь ребенка развивается в ходе обобщения языковых явлений, собственной речевой активности и восприятия речи взрослых.
  • Главная задача при обучении языку – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи.
  • В ребенке необходимо развить три функции речи: коммуникативную, познавательную и регулирующую.

Дети, как и взрослые, также могут пройти диагностику своих способностей. При помощи тестов выясняются, к примеру, причины школьной неуспеваемости и успешность интеллектуального развития. Также может быть сделан вывод о необходимости коррекции умственного развития.