Ассоциативное мышление развитие. "Ассоциативное мышление в развитии памяти"
Образование ассоциаций - одна из основ нашего интеллекта. мышление и память построены на способности связывать каждую новую единицу информации с тем, что уже усвоено нашим мозгом, стало его достоянием.
Ассоциации могут возникать по смежности (например, в пространстве: пирамида - Египет, огонь - печь, кенгуру - Австралия, младенец - колыбель, мысль - мозг и во времени: декабрь - рождество, начать - продолжать, детство - юность).
Очень часто возникают ассоциации по сходству (меч - нож, птица - самолет, хрусталь - стекло) или по контрасту (яркий - тусклый, соглашаться - возражать, скрытный - откровенный, старательно - небрежно).
Существуют и другие виды ассоциаций, которые обусловлены логическими связями между объектами, например причинно-следственными отношениями: удар молнии - пожар, лечение - выздоровление оскорбление - месть; родовидовыми отношениями: млекопитающее - человек, наука - биохимия, число - простое число, строение - стадион; отношениями «часть - целое»: кровеносная система - артерия.
Тренируя способность образовывать ассоциации, мы одновременно делаем несколько очень важных вещей: тренируем беглость мышления, развиваем мнемические способности (то есть укрепляем память), стимулируем воображение, а значит, и творческое мышление. Ассоциативный тренинг - важная часть многих современных систем развития творческого потенциала личности, решения изобретательских и управленческих задач.
В ассоциативном тренинге используются различные упражнения, в том числе на создание свободных ассоциаций, когда течение мысли ничем не ограничивается. Разумеется, полезно тренировать себя и в образовании направленных ассоциаций, когда нужно связать между собой разнородные предметы и явления, создать в своем воображении яркий чувственный образ, чаще всего зрительный.
Итак, начинаем тренировку. Некоторые упражнения помогут не только потренироваться в развитии своих ассоциативных способностей, но и оценить их уровень, например скорость их образования или степень шаблонности.
Непроизвольные ассоциации
Для этого эксперимента желательно использовать магнитофон или диктофон. Если фиксировать ассоциации на бумаге, то оценить скорость их образования будет сложнее. Приготовьте еще и секундомер. Прикройте листком бумаги список слов, который вы видите ниже. Готовы? Теперь откройте первое слово, включите магнитофон и секундомер. Перечисляйте в микрофон все слова, которые приходят вам в голову в связи с прочитанным словом (называются только отдельные существительные в именительном падеже, не фразы). На одно слово-стимул дается минута. Сделайте то же по очереди с другими словами.
Впечатление
Необходимость
Календарь
Карандаш
Изменение
Эксперимент
Ожидание
Катастрофа
Влюбленность
Как оценить проделанное? Можно определить свою продуктивность в условиях непроизвольного ассоциирования (среднее количество ассоциаций на один стимул). Что еще? Можете выяснить, какой тип ассоциаций у вас преобладает (о типах мы говорили раньше). Один человек на все слова-стимулы будет реагировать одинаково, например ассоциациями по смежности. Практически он перечислит то, что видит вокруг себя или на картине, которую рисует в своем воображении. У другого человека может возникнуть очень мало ассоциаций по смежности; большинство связей у него образуется, например, по контрасту. Кто- то сосредоточен на логических связях между предметами и явлениями. Есть люди, которые дают много ассоциаций, непонятных стороннему наблюдателю. Такой результат чаще всего говорит об их богатом личном культурном и эмоциональном опыте.
Вообще-то оценка эмоциональной значимости тех или иных слов-стимулов не связана напрямую с тренировкой интеллектуальных способностей. Но вы, скорее всего, отметите разницу в количестве ассоциаций на слова различных групп. В нашем списке присутствовали три варианта слов. К первому относятся те, что обозначают предметы, которые вы видите непосредственно перед собой (например, календарь на стене или часы на руке). Включены также слова, обозначающие объекты, отсутствующие, но знакомые и при этом эмоционально «нейтральные» (роща, эксперимент, дорога). И наконец, слова, несущие эмоциональную нагрузку (катастрофа, влюбленность, ошибка, необходимость). Возможно, резкие различия в количестве ассоциаций на слова разных групп помогут вам обозначить свою эмоциональную проблему; например, если до сих пор вы не могли понять, что же заставляет вас испытывать душевный дискомфорт, мешает решить какую-то практическую задачу, является причиной конкретного конфликта в семье или на работе.
Два списка
Мы приготовили для вас несколько списков слов. Вам нужно против каждого слова в списке написать другое, первое пришедшее вам в голову слово. Специально придумывать и подыскивать слова не надо. Записывать слово нужно так: вы ставите справа от этого слова точки, пока не возникнет ассоциация, записываете ее и переходите к следующему слову из списка.
Например:
баскетбол
Апельсин
Итак, вот наши списки слов для ассоциирования:
Поздравление
Конфликт
Карандаш
Прическа
Терроризм
Конструкция
Искусство
Поединок
Землетрясение
Телевизор
Чтобы оценить результат, подсчитаем количество ассоциаций по смежности, сходству и контрасту в трех сериях. При этом можно учесть и скорость ассоциативного процесса, и особенности наших эмоциональных реакций; в этом нам поможет количество точек перед каждой ассоциацией. Не исключено, что слова, вызвавшие явные затруднения в ассоциировании, помогут выделить какую-то вашу эмоциональную проблему.
А теперь потренируемся в образовании направленных ассоциаций.
Что может быть зеленым?
Для этого упражнения понадобится небольшая подготовка. Из бумаги нарежьте квадратики различных цветов или просто напишите названия цветов спектра и дополнительных цветов на листочках бумаги. Сложите заготовки в какую-нибудь емкость - банку или коробку и вынимайте карточки наугад. Допустим, это оказался зеленый цвет. За минуту вам нужно назвать все, что может быть зеленым. Можно записывать слова на магнитофон или на бумаге. Простое задание? Посмотрим! Итак, что может быть зеленым? Блузка, трава, кактус, тетрадь, континент, изумруд, крокодил, забор... Стоп, минута прошла. Попробуйте оценить количество найденных ассоциаций так: сколько среди них неспецифических связей - например, блузка и забор могут быть зелеными, а могут быть и любого другого цвета; сколько связей неотъемлемых, но очевидных - например, трава, кактус, изумруд... Но особо высокой оценки заслуживает присутствие в вашем ассоциативном потоке оригинальных связей. Скажем, зеленым может быть континент (Австралия), лицо человека, змий как символ известного пристрастия и т.п.
Сделайте то же с другими цветами. Это упражнение стимулирует воображение, тренирует беглость мышления, развивает вербальные навыки. Через какое-то время вы заметите, что будет расти не только количество ассоциаций в минуту, но и их оригинальность.
Упражнение прекрасно подходит и для занятий с детьми самого разного возраста. Его можно проводить и в соревновательной форме.
Если вы ставите перед собой цель тренироваться упорно и серьезно, это упражнение можно разнообразить практически до бесконечности. Например, вместо названий цветов использовать такие признаки, как форма, размер, качество поверхности предметов, вкус, свойства характера и многие другие аспекты. Предлагаем такой список признаков:
шершавый, быстрый, колючий, тяжелый, бесконечный, медлительный, пушистый, хрупкий, тусклый, аккуратный, краткий, выпуклый, интересный, звонкий, простой, кривой, открытый, надежный, упругий, пресный, серьезный, хмурый, твердый, приветливый, сухой, широкий, мягкий, скучный, веселый, бугристый, яркий, беззаботный, громкий, холодный, высокомерный, забавный и т.д.
Используйте эти признаки для тренировки, группируя их между собой или вперемешку.
Интересный вариант - ассоциирование с символическим материалом (это могут быть буквы кириллицы, латинского алфавита, арабские цифры, геометрические фигуры и тела и другие символы).
В качестве стимулов можно брать также имена людей, названия стран, химических элементов и др. Например, выясните, какие ассоциации возникают у вас:
с именами: Роман, Аркадий, Светлана, Никита, Джордж, Елизавета, Майя, Михаил, Валентин и т.д.
с названиями стран: Испания, Англия, Россия, Кения, Индия, Никарагуа, Канада, Панама, Шотландия, Бразилия; Австралия, Египет, Франция, Беларусь, Италия, Хорватия, Колумбия, Палестина, Сирия, Япония, Германия, Алжир и т. д.
Ассоциации со знаменитостями
В этом упражнении предлагается сравнить известную личность с самыми разными предметами и явлениями, например с животным, в том числе насекомым, птицей, а также цветком, деревом, предметом мебели, погодным явлением, стихийным бедствием, кулинарным изделием, временем года, транспортным средством, персонажем какого-либо произведения, видом спорта, музыкальным инструментом, предметом одежды, числом или цифрой и т.д. Выбор объектов для потока ассоциаций может быть довольно широким: популярные телеведущие, звезды эстрады, актеры, литературные герои, знаменитые спортсмены.
Символ профессии
Попробуйте связать каждый предмет из следующего списка с как можно большим числом известных вам профессий:
колесо, дерево, кисть, рельсы, маятник, дрель, зеркало, ножницы, глина, дорога, весы, футбольный мяч, молоток, очки, гиря, лодка, экран, игла, камень, крыло.
Например, зеркало - с этим предметом связана работа парикмахера, водителя, гримера, микробиолога (зеркало - деталь микроскопа), фокусника, врача-отоларинголога или стоматолога, хирурга, логопеда, актера, зеркальных дел мастера, мебельщика, продавца в магазине одежды и т. д.
Как и многие упражнения нашего ассоциативного тренинга, это упражнение будет полезно и детям разного возраста. Если нет под рукой заранее заготовленного списка предметов, в качестве слов-стимулов можно использовать названия любых предметов, которые попали в данный момент в ваше поле зрения: монетка, тюбик с помадой, ключ, пластиковая бутылка, ложка, CD-диск, лампа, птичье перо, коробок спичек, часы и т. д.
Немыслимые ассоциации
Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной: пятерка - хорошая отметка, хорошая отметка - поощрение, поощрение - подарок, подарок - велосипед.
Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.
Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:
небо - туча,
туча - дождь,
дождь - вода,
вода - питье,
питье - чай.
Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):
пейзаж - холодильник,
окурок - лягушка,
зависть - пальма,
гурман - хранилище,
багажник - младенец,
мороз - середина,
строитель - освобождение,
джунгли - рекорд,
старшина - драма,
исповедь - оркестр,
поленница - серебро,
телеграмма - легенда,
гордец - поход,
тесто - криминалист,
сокровище - змея,
ворота - литература,
минута - подосиновик,
свидетельство - рычаг,
требование - хоровод,
человечество - остров.
Между прочим, известный американский психолог С. Медник обращает внимание на важность отдаленного ассоциирования как одной из составляющих творческого потенциала. Он предложил своеобразный тест на выявление этой способности. Испытуемому предъявляют два слова-стимула, к примеру, «изумруд» и «молодой». Он должен найти ассоциацию, которая соединила бы эти два понятия (в данном случае она выражается словом «зеленый»). Тест может быть и другого рода. Даются три слова, скажем: «небо», «кровь», «Дунай». Требуется придумать определение, которое подходило бы ко всем этим трем словам (в данном случае «голубой»).
Идея этого теста используется в следующем упражнении.
Чужие ассоциации
Немного раньше мы уже потренировались в образовании ассоциаций на названия стран. Интересно, сможете ли вы включиться в ассоциативный процесс другого человека? Насколько вы владеете общечеловеческим запасом ассоциаций? Попробуйте справиться со следующим заданием.
Ассоциативное мышление – это вид мышления, основанный на связи одного понятия с другим (ассоциации). Каждый человек обладает этим видом мышления и постоянно использует его в повседневной жизни. Например, слово «песок» может вызвать у человека воспоминания о морском пляже, солнце, жаркой погоде. А при слове «мандарин» в голове сразу же возникают мысли о новогодних праздниках, наряженной елке. Подобные воспоминания называются ассоциациями. Примечательно, что у каждого человека ассоциации индивидуальны и зависят от личного опыта.
Ассоциациями называются связи, возникающие между отдельными предметами, явлениями, событиями и фактами, находящимися в памяти человека.
Психологи разделили ассоциации на несколько типов:
- по сходству: газовая плита – электропечь – микроволновка ;
- по контрасту (противоположные понятия): день – ночь, мороз – жара, небо – земля;
- по соотношению части и целого: книга – страница, рука – палец;
- по причинно-следственным связям: гром – молния;
- по обобщению: яблоко – фрукт, стул – мебель, свитер – одежда;
- по подчинению: морковь – овощ, волк – зверь.
- по смежности во времени или пространстве: лето – жара, шкаф – комод.
Еще ассоциации можно разделить на такие виды:
- Тематические . Здесь предметы связаны между собой одной тематикой (болезнь – лекарство ).
- Фонетические . Названия предметов или явлений созвучны друг другу (гость – гвоздь, дом – лом ).
- Словообразовательные . Такими ассоциациями являются однокоренные слова (красота – красивый, страх – страшный ).
Ассоциативные связи полезны для решения различных задач. Ассоциации могут быть не только словесные, но и в виде зрительных образов, звуков, запахов, тактильных ощущений. В зависимости от того, какая репрезентативная система более развита у человека (визуальная, аудиальная, кинестетическая), такие ассоциации и будут более свойственны ему.
Каждый человек использует разные методы для запоминания. Одному нужно несколько раз произнести вслух новую информацию, другому – записать ее на бумаге, третьему – прочитать, а затем мысленно представить перед глазами прочитанный текст.
Каждый психически здоровый человек может создавать ассоциации. Однако есть люди, страдающие так называемым ассоциативным расстройством. Оно представляет собой психическое заболевание, при котором нарушается процесс построения ассоциаций.
В чем польза ассоциативного мышления?
Можно вспомнить немало случаев, когда определенные ассоциации помогали сделать научное открытие или создать новое изобретение. Например, инженер, специализирующийся на строительстве мостов – Броун – однажды, сидя под кустом, увидел паутину, и это подтолкнуло его к изобретению подвесного моста, который крепится на тросах. Шотландец Данлон придумал резиновые шины после того, как увидел пружинящий шланг. Когда ученые пытались понять место субатомных частиц в атоме, у физика из Японии Х. Нагаоки родилась ассоциация с солнечной системой.
Развитое ассоциативное мышление может оказаться весьма полезным. Оно помогает в создании новых идей и стимулирует развитие воображения. Ассоциативное мышление помогает улучшить процесс запоминания нового. Автор книги «Суперпамять» Тони Бьюзен предложил использовать для быстрого запоминания информации ассоциативный метод. Для того чтобы закрепить в памяти новое понятие, необходимо соотнести его с уже знакомым понятием, то есть провести между ними ассоциацию. Память устроена таким образом, что факты, связанные между собой, запомнить гораздо легче. Например, для скорейшего запоминания нового, незнакомого или иностранного слова нужно подобрать к нему другое, похожее по звучанию. Таким образом, человек привязывает новые знания к тем, которые уже имеются в его арсенале. Так работает ассоциативная память.
Ассоциативное мышление способствует развитию памяти и участвует в процессе генерации идей. Это полезно не только для людей искусства, но и для тех, кто хочет сделать свою жизнь лучше, ведь творчество – основа человеческого существования и развития отдельной личности и общества в целом.
Развитие ассоциативного мышления
Ассоциативное мышление является основой творческого процесса, поэтому развивать его весьма полезно. Как правило, такое мышление хорошо развито у детей. Дети любят играть со словами, создавая необычные ассоциации. Развитие этого типа мышления в детском возрасте помогает активизировать творческие способности ребенка. Взрослые тоже могут развить у себя ассоциативно-образное мышление с помощью специальных упражнений.
Тест на ассоциативное мышление
Прежде чем приступить к развитию мышления, рекомендуется пройти небольшой психологический тест, позволяющий увидеть собственные скрытые проблемы и попытаться найти их корни в своем подсознании. Для проведения теста приготовьте ручку и лист бумаги. Итак, приступим.
Запишите 16 любых слов, которые первыми придут вам в голову. Для облегчения задачи ниже приводится список букв, на которые должны начинаться слова. Это будет ваш первый ассоциативный ряд из 16 слов. Затем берите слова попарно и записывайте ассоциацию, возникшую от каждой пары слов. Вы получите ваш второй ассоциативный ряд, состоящий уже из 8 слов. Снова берите слова попарно и придумывайте ассоциацию к каждой паре. Получаете ассоциативный ряд из 4 слов. Следующий ряд будет состоять уже из 2 слов. Подберите ассоциацию к последней паре слов. Это самая важная ассоциация, поскольку она вышла из вашего подсознания.
Список букв, на которые начинаются слова первого ассоциативного ряда: Т, Д, Б, М, Г, А, Ж, О, К, Р, В, Н, З, П, Л, С.
Этот тест использовал основатель психоанализа Зигмунд Фрейд и его последователи в работе с пациентами. Цепочка неконтролируемых, случайных ассоциаций помогает заглянуть в подсознание человека и понять корень его проблем. Во время выполнения задания важно не думать долго, подыскивая наиболее подходящую ассоциацию, а говорить то, что первым приходит в голову.
Упражнения для развития ассоциативного мышления
Упражнения очень просты, и выполнять их можно в любое удобное время. Они не только тренируют мышление, но и способствуют развитию речи, расширяя словарный запас. Упражнения могут выступать в виде своеобразной игры, в которую можно поиграть во время рабочего перерыва, на прогулке или вечером перед сном.
Упражнение 1. Придумайте первое слово, которое будет являться началом цепочки ассоциаций. А теперь подберите к нему следующие слова, продолжая цепочку. Например: кошка – шерсть – мягкость – гладкость и т. д.
Упражнение 2. Придумайте два не связанных между собой слова. Первое будет являться началом цепочки, а второе – ее концом. Ваша задача состоит в том, чтобы построить ассоциативную цепочку, которая свяжет между собой первое и последнее слово. Например: исходные слова – собака и машина . Составляем цепочку: собака – лай – прохожий – тротуар – дорога – машина .
Упражнение 3. Придумайте два-три исходных слова, а после подберите к ним ассоциации, имеющие связь с исходными по любому признаку или по нескольким признакам. Например: исходные слова – яркий и горячий . Ассоциации: свет, еда, печь, цвет.
Упражнение 4. Придумайте два-три слова и подберите к ним слова, которые связаны с ними со всеми одновременно. Например: Исходные слова – белый и холодный . Подбираем ассоциации: снег, мороженое, камень, металл.
Упражнение 5. Придумайте первое слово, а затем постарайтесь подобрать к нему необычную ассоциацию, которая не связана с исходным словом напрямую. Например: конверт . Первая ассоциация, которая обычно приходит в голову – письмо . Но вам нужна необычная. Для чего еще можно использовать конверт? Например, для хранения семян. Значит, ассоциация – семена .
Групповые упражнения
Следующие два упражнения можно выполнять в группе. Количество участников может быть любое. Для записи слов удобнее всего использовать диктофон. Перед началом упражнения нужно выбрать ведущего, который будет задавать первое слово в цепочке, а также следить за процессом.
Упражнение 1. Ведущий называет первое слово. Затем все участники по очереди придумывают ассоциации к каждому последующему слову, составляя цепочку. Слова должны быть связаны по смыслу, то есть иметь прямую ассоциацию. Пример: дом – стройка – кирпич – завод – производство.
Упражнение 2. Это упражнение похоже на предыдущее, только теперь участники должны подобрать к исходному слову не прямую, а косвенную ассоциацию, то есть ту, которая возникает в голове именно у него. Пример: дом – деньги – ресторан – море – выигрыш.
После того как все участники назовут свои ассоциации, необходимо провести анализ и обмен мнениями. Каждый участник должен объяснить, почему он назвал именно такую ассоциацию. Например, у первого участника слово «дом» вызывает ассоциацию с деньгами, на которые он был куплен, поэтому он называет слово «деньги». У второго участника слово «деньги» вызывает воспоминания о дорогом ресторане. Третий участник может вспомнить о ресторане, в котором он побывал во время отдыха на море. Четвертый участник, услышав слово «море», подумал о путевке, которую кто-то из его знакомых выиграл в лотерею, поэтому назвал слово «выигрыш».
В ходе подобных тренингов каждый из участников получает возможность заглянуть в собственное подсознание и лучше понять самого себя и свои страхи, эмоции, переживания.
Таким образом, тренировка ассоциативного мышления позитивно сказывается на развитии воображения, помогает улучшить память, активизировать процесс творческого поиска и повысить качество жизни.
Ассоциации
Ассоциация - это связь между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. При наличии ассоциативной связи между психическими явлениями A и B возникновение в сознании человека явления A закономерным образом влечёт появление в сознании явления B. Главная роль ассоциаций при запоминании важных частей вашего выступления заключается в том, что мы привязываем новые знания к тому, что уже хорошо знаем и помним. Чтобы построить хорошую ассоциацию нужно знать некоторые полезные критерии нахождения связи между вещами. Для развития ассоциативного мышления также полезно развивать воображение и чувство юмора.
Упражнения
Упражнение 2. Составление цепочки ассоциаций. Выберите любое слово и начинайте с него строить цепочку ассоциаций, записывая их на бумагу. Например, «тренинги - курсы - уроки - 4brain.ru». Старайтесь записывать ассоциации как можно быстрее, а связи делать как можно более необычными.
Упражнение 3. Поиск недостающих ассоциаций. Выберите два любых слова или словосочетания, которые должны иметь как можно меньше общего. Постарайтесь построить ассоциацию, которая бы соединяла эти два слова. Например, для слов «утро» и «еда» элементом, дополняющим ассоциативный ряд, будет слово «завтрак». Попробуйте найти недостающее звено для слов: фильм и сон, лифт и автомобиль, цветок и небоскреб.
Упражнение 4. Подходящие ассоциации. Выберите два слова, и постарайтесь назвать ассоциации, подходящие одновременно для каждого из этих слов. Например, для слов «белый» и «легкий» можно назвать такие ассоциации: снег, пух, перо и т.д. Для усложнения упражнения можете выбрать не два, а три или даже больше слов.
Упражнение 5. Необычные ассоциации. Для развития ассоциативного мышления в целях наилучшего запоминания полезно уметь искать наиболее яркие и нестандартные ассоциации. В этом случае образ будет лучше закреплен в памяти. Большинство людей для этих слов и словосочетаний назовут следующие ассоциации:
- Русский поэт - Пушкин
- Домашняя птица - курица
- Фрукт - яблоко
- Часть лица - нос
Постарайтесь с этими же словами придумать другие, менее популярные ассоциации.
Упражнение 6. Составление ментальных карт. Полезным упражнением для развития ассоциативной памяти являются ментальные карты. Один из создателей идеи составления таких карт Тони Бьюзен в своей книге «Суперпамять» написал, что «…если вы хотите запомнить что-то новое, вам нужно всего лишь соотнести это с каким-то уже известным фактом, призвав на помощь свое воображение». Прочитать подробнее о приеме составления ментальных карт, состоящих из ассоциативных рядов, вы сможете в по развитию памяти.
- Читается подряд 10 слов. Слушатели должны на листочке записать все слова. Повторная попытка с новыми словами, но сначала строим ассоциативный рассказ.
Ассоциативное мышление
как способ развития мотивации
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) - закономерная связь двух или более психических процессов (психических элементов), возникшая в результате опыта и обусловливающая при актуализации одного элемента связи проявление и другого. Например, это связь двух представлений, когда одно, появившись, вызывает в сознании другое (ассоциация идей).
Весь привычный ход мыслей, усвоенных памятью, обусловлен не чем иным, как ассоциацией по смежности. Строки стихотворения, тригонометрические формулы, исторические события, свойства материальных предметов - всё это для нас системы или группы объектов, которые связаны между собой благодаря бесчисленным повторениям в определённой последовательности, каждый из которых вызывает в памяти представление об остальных. Этим рутинным путём повторения и наведения идут почти все умственные процессы у сухих и прозаических натур. Напротив, у людей остроумных и обладающих богатой фантазией обычное течение процессов может легко прерваться. У них одно поле духовных объектов может вызвать появление в сознании другого, такого, с которым первое, быть может, ни разу не сочеталось во всей предшествующей истории человеческой мысли. Связующим звеном в таком случае обыкновенно служит какая-нибудь аналогия между появляющимися друг за другом объектами - аналогия, которая часто бывает так тонка, что мы, хотя и чувствуем её, всё же с трудом можем найти её основание. Например, в красном цвете многие видят что-то мужественное, а в голубом - женственное; некоторые человеческие характеры напоминают нам кошку, другие - собаку, третьи, пожалуй, корову.
Повседневный опыт показывает, что наш ум может переходить от одного предмета к другому через множество промежуточных полей сознания. Мы никогда не в состоянии заранее определить цепь возможных ассоциаций. Мы не можем предсказать, о чём человек будет думать через пять минут. По мнению основателя ассоциативной психологии английского врача Д. Хартли (1705-1757), ассоциативное мышление - понятие, отражающее факт использования в мышлении закона ассоциации (сочетания): любая связь представлений и действий выводима из ощущений и оставленных ими следов в мозгу.
Многие ключевые вопросы химии, такие, как химическая связь, окислительно-восстановительные процессы, электронное строение атомов и т. д., трудны для понимания, а значит, и для запоминания школьников. К тому же многие из таких вопросов изучаются в 8-м классе, т. е. на первом году обучения химии. Именно по этой причине, т. е. из-за простого непонимания, любовь к химии, возникшая на первых порах, может легко перерасти в ненависть, и справиться с ней учителю будет нелегко Восприятие сложных вопросов затруднено также тем, что у учащихся неодинаково развито абстрактное и пространственное мышление, способствующее пониманию химической природы мира. Первостепенная задача преподавателя химии - не просто донести до студента смысл тех или иных понятий, но научить его самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между ними, в особенности связи таких явлений и объектов которые невозможно непосредственно наблюдать и потрогать своими руками.
Каждый преподаватель находится в постоянном поиске методов и способов подачи материала учащимся с учётом их индивидуального развития. Одним из приёмов, способствующих пониманию нового, зачастую действительно трудного для восприятия материала, может быть ассоциативное мышление.
К использованию на уроках приёмов ассоциативного мышления меня подтолкнули сами дети. Как оказалось, если не представлять тот или иной процесс на сложном научном уровне, а связать его с чем-то привычным законным для учащихся, то многие научные термины становятся им понятны, а значит, уже не так страшны и не требуют заучивания.
Как можно заглянуть внутрь атома, особенно если невозможно использовать компьютерную поддержку урока? И Мы придумываем! Представляем, например, что взаимоотношения между атомами различных химических элементов - это взаимоотношения между людьми, обладающими своими характерами, привычками, способностями и т.д.
Пример ассоциативного мышления в истории развития химии - представление английским химиком Дж. Томсоном в 1903 г. модели атома, которую он назвал «пудинг с изюмом». По его гипотезе, атом подобен положительно заряженному пудингу, в которой вкраплены отрицательно заряженные «изюмины» - электроны. Впоследствии Э. Резерфорд в 1911 г. предложил планетарную модель атома, согласно которой атом состоит из положительно заряженного ядра и электронов, вращающихся вокруг него по замкнутым орбитам, подобно движению планет вокруг Солнца.
Рассмотрим некоторые темы из курса химии, при изучении которых можно использовать метод ассоциативного мышления (см. таблицу).
Можно провести анкетирование с целью определить, помогает ли студентам ассоциативное мышление в обучении химии.
1. Есть ли в курсе химии трудные для вашего понимания темы?
2. Если да, назовите хотя бы одну из таких тем.
3. Доступно ли учитель объясняет те или иные понятия?
4. Что помогает вам лучше понимать и запоминать материал?
5. Приведите примеры способов запоминания (свои и предложенные учителем).
6. Помогает ли ассоциативное мышление усвоению материала?
7. На каких ещё уроках вы используете ассоциативные приёмы?
Анализ анкет показал, что 15% студентов легко запоминают новый материал, 45% усваивают его с помощью ассоциаций, 30% заучивают (см. диаграмму). Предполагаю, что некоторые студенты, использующие ассоциации, просто не определяют их так для себя. По результатам опроса можно сделать вывод, что применение метода ассоциаций способствуют усвоению нового материала, а также свидетельствует о необходимости дальнейшего развития ассоциативного мышления учащихся.
Изучаемый материал |
Ассоциации |
Знаки химических элементов, например знак фосфора - Р например знак фосфора - Р |
Р - это русская буква «эр». На букву «эр» начинается слово «рыба», в рыбе много фосфора |
Электронное строение атомов химических элементов Правило Хунда Принцип Паули |
Преподаватель - ядро, студенты - электроны. У каждого своё место, свой уровень и т. д. Имеются вакантные места за партами, первые парты заполнены В автобусе на сдвоенные сиденья пассажиры садятся по одному, если есть свободные места. Так удобнее В автобусе не бывает мест, где сидели бы более двух человек |
Валентность, Степень окисления |
Имея определённую сумму денег, вы можете потратить все или часть. Потраченная сумма равна степени окисления. А возможности - это валентность |
Химическая связь. Причины её образования. Смещение общей электронной пары к одному из атомов |
Атомы, как и люди, стремятся к стабильности, поэтому они «встречаются», «дружат» крепко или не очень, «расстаются». Всё зависит от характера |
Окислительно-восстановительные процессы. Окисление. Окислитель. Восстановление. Восстановитель |
Если ты потерял что-либо, настроение грустное, кислое - окисление. А когда ты нашёл пропажу, настроение восстановилось - восстановление. Тот, кто помог восстановить настроение, - восстановитель |
Металлические свойства. На внешнем уровне атомов металлов 1-3 электрона, которые атомы легко отдают, проявляя восстановительные свойства Усиление металлических свойств элементов одной подгруппы с увеличением радиуса их атомов |
Если в кармане 1-3 рубля - это мало. Потеряешь и не заметишь Студент, сидящий за последней партой, легче отвлекается на уроке, т. е. отрывается от основного занятия |
Неметаллические свойства |
Чем больше денег в кармане, тем труднее с ними расстаться. Если есть большой капитал, то легче заработать ещё |
Электроотрицательность. Смещение электронов к атому более электроотрицательного элемента |
Поговорка «тянуть одеяло на себя»; из двух друзей всегда кто-то лидирует |
Химические реакции. Взаимодействие с кислородом - реакция окисления Реакции замещения и обмена |
Кислород обозначают буквой 0. На «о» начинается слово «окисление» Легко показать, пересаживая учащихся на их местах за партами |
Структура органических соединений. Изомерия углеродного скелета Структура полимеров |
Если учеников класса пересадить за партами по-другому, то состав класса не изменится, но от этого может измениться дисциплина и успеваемость Бусы или цепочка (украшение). Звенья могут быть одинаковые или разные, в определённом порядке |
Способы запоминания, %
С этой целью на уроках и дополнительных занятиях я систематически использую нестандартные задачи.
В качестве примера приведу несколько задач.
Задача 1. В подвале дома обнаружен ящик гвоздей. От плохого хранения многие из них были покрыты ржавчиной. Что представляет собой ржавчина с химической точки зрения? Каким простым способом можно удалить ржавчину? В ответе приведите химические формулы и уравнения реакций.
Задача 2. Молодая хозяйка повесила сушить бельё на железную проволоку, натянутую между стойками вместо бельевого шнура. Когда бельё высохло, хозяйка с ужасом обнаружила на чистом белье ржавые полосы. Как объяснить появление ржавчины на белье? Как хозяйке избавиться от этих пятен?
Задача 3. В домашней мастерской всегда много инструментов, запчастей и материалов, которые изготовлены из металлов и их сплавов. Но вот беда: при хранении металлические изделия подвергаются коррозии. Укажите условия хранения металлических изделий, чтобы срок их службы был как можно больше. Какие химические процессы могут происходить на поверхности инструментов при неправильном хранении? Объясните, почему новые металлические изделия покрыты смазкой, лаком или обернуты промасленной бумагой.
Благодаря необычной формулировке таких задач, их связи с жизнью они вызывают повышенный интерес у обучаемых, развивают любознательность. Многим нравится решать эти задачи. Самостоятельный поиск путей решения повышает прочность знаний, качество обучения.
Решение нестандартных задач по химии развивает логическое и ассоциативное мышление. Преподаватели математики и физики также отмечают возрастание внимания к трудным задачам по их предметам. Это свидетельствует о развитии умений решать сложные задачи естественно-математической направленности. Кроме того, эти задачи способствуют интеграции знаний, установлению межпредметных связей, побуждают студентов использовать дополнительную литературу. Таким образом, появляется мотивация не только изучения химии, но и учёбы в целом.
Все предложенные выше способы развития ассоциативного мышления – результат многолетней педагогической работы. Конечно, возможны и другие ассоциации, иной ход рассуждений. Важно, чтобы преподаватель не навязывал свои ассоциации, а советовался со студентами, ведь восприятие мира индивидуально. Если студенты на занятии предлагают свои варианты запоминания того или иного химического понятия, это свидетельствует о многом, и прежде всего о том, что у них есть интерес к предмету, а самое главное - развиваются способности рассуждать, сравнивать, анализировать. Таким образом, все это позволяет не только научить химии, но и воспитать интеллектуально развитую личность.
ГОУ СПО (ССУЗ) «Темниковское медицинское училище»
ДОКЛАД
Подготовила для выступления
на методическом совете
преподаватель химии
Сергеева Любовь Юрьевна
Не стоит полагаться на память , выполняя такие упражнения. Упражнения. Работающие с цепочкой ассоциаций, сродни анализу сновидений. А все знают: сновидение нужно записывать по горячим следам, если не хотите тут же забыть 70 % его деталей.
То же и с ассоциациями.
Я предлагаю выполнить три простых упражнения, которые помогают развить ассоциативное мышление у тех, кто выполняет их достаточно регулярно.
Итак, начнём с самого простого - подготовительного упражнения. Я рекомендую начинать любую интеллектуальную разминку именно с него.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №1
Оно состоит из двух равноправных частей. В первой части мы играем в связанные ассоциации . Во второй части - в несвязанные ассоциации.
Связанные ассоциации
Ведущий задаёт слово. Этим словом должно быть (желательно) нарицательное имя существительное в именительном падеже.
Затем по кругу каждый игрок (или Вы один) под диктофонную запись продолжает цепочку ассоциаций - то есть называет ещё одно слово, чётко ассоциативно связанное с предыдущим.
* путешествие,
* вагон,
* билет,
* кондуктор,
* чемодан,
* пассажир,
* попутчик,
* вид,
* окно,
* станция...
В следующем раунде игры мы играем в
Несвязанные ассоциации
* путешествие,
* расход,
* закат,
* бомбёжка,
* полиэтилен,
* маска,
* ребёнок,
* ужас,
* воротник
И в первом и во втором случае после окончания игры происходит - шеринг, обмен мнениями, который обязателен для любых психологических игр.
В ходе шеринга каждый участник игры должен объяснить, как и почему он решил, что цепочку ассоциаций (иногда и жёстко связанных, но особенно - размытых) уместно было продолжить его словом.
Например
Я сказал «Вид» после «попутчик», потому что наверное, мне не хочется смотреть на людей, я предпочту любоваться видом из окна.
Я сказал «попутчик» после «пассажир» потому что хотел уточнить - мне по пути с этим человеком, мы едем в одну сторону.
Я сказал «полиэтилен» после «бомбёжка», потому что «бомбёжка» предполагает трупы, а трупы (в моём представлении) заворачивают в полиэтилен.
Я сказал «воротник» после «ужас», потому что я испытываю ужас, когда меня что-то душит, а воротник способен «душить».
В ходе шеринга наступают те самые «психотерапевтические инсайты», в ходе которых у игроков наступает прозрение - понимание своей ситуации, а также высвобождение негативных эмоций и страхов.
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №2
«Убегающая ассоциация»
Ведущий называет слово. Например «гардероб».
За время пять минут каждый игрок должен записать в свой личный блокнот цепочку ассоциаций, вызванных этим словом. Цель - отпустить свою мысль, позволяя ей перескакивать от одной ассоциации к другой.
Например: Гардероб,
* скелет,
* аптека,
* весы,
* небо,
* ракета,
* мультфильм,
* детство,
* Румыния,
* бубен,
* валет,
* пудинг,
* холмы...
В ходе шеринга каждый игрок должен объяснить (коротко) свои ассоциации. (Это объяснение фиксируется на диктофон).
Упражнение на развитие ассоциативного мышления №3
«Пристёгнутая ассоциация»
Ведущий задаёт слово и даёт задание: в течение пяти минут постараться удержать мысли на данном образе, (не отвлекаясь на другие темы и образы). Затем Ведущий включает песенную композицию. Пока звучит песня, каждый участник должен удерживать в памяти заданное слово.
Для того, чтобы это сделать (не забыть слово и не отвлечься мыслями на другие предметы и темы) мы включаем воображение и создаём в мыслях целый сюжет, который и помогает удержаться в поле заданного образа. Записываем основные ходы этого сюжета в блокнот.
По истечении времени каждый игрок рассказывает родившийся у него в голове сюжет, который помог ему сосредоточиться на данном слове.
Ведущий и другие игроки в момент шеринга могут задавать наводящие вопросы, провоцировать, не соглашаться или наоборот, соглашаться, поддерживая игрока.
Удачных Вам игр в ассоциации, друзья! Развивайте своё мышление.