Курсовая работа»Власть и социальные нормы в первобытном обществе. Власть и социальные нормы в первобытном обществе Первобытное общество экономика власть и социальные нормы

Человечество в своем развитии прошло ряд исторических эпох, каждая из которых определялась уровнем и характером общественных отношений: социальных, экономических, культурных, религиозных и, наконец, политических.

Самой продолжительной эпохой в истории человечества является первобытная организация общества, для которой характерно отсутствие политической организации и правовых норм, являющихся инструментом государственного управления.

Родоплеменную организацию общества характеризуют два основных признака: наличие потестарной власти , не имеющей политического характера, и существование специфических норм первобытного общества, получивших в теории права название "мононормы".

Потестарная власть (от лат. potestas - мощь, сила) принадлежала вождям, предводителям либо совету старейшин и опиралась на личный авторитет. Эта власть распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Первобытное общество, основанное на присваивающей экономике (охота, рыболовство, собирательство), не знало политического деления на управляющих и управляемых и не нуждалось в нем, так как социальные нормы в первобытном обществе выполнялись добровольно. В родовом обществе существовало половозрастное разделение, необходимое для занятия различными видами хозяйственной деятельности, распределения пищи и вступления в брачные отношения.

Социальные нормы первобытного общества обеспечивали существование присваивающей экономики и продолжение рода. Эти нормы регулировали определенные способы добывания пищи и брачно-семейные отношения. Мононормы не отделяли прав от обязанностей: права индивида сливались с его обязанностями. Формами выражения таких норм выступали обычаи, традиции, ритуалы, обряды и мифы, которые закрепляли правила поведения членов рода в различных ситуациях. Содержание мононорм составляли различного рода табу - запреты совершать определенные действия, тотемы - обязанности сохранять определенные виды животных регламенты - определенные дозволения. К нарушителям применялись потестарные санкции, самой суровой из которых было изгнание из общины.

Следует отметить, что представители отечественного правоведения отрицают существование нрава в родоплеменном обществе. Западные антропологи, напротив, оценивают первобытную нормативную систему как право либо протоправо, то есть как ступень к праву.

Общие закономерности возникновения государства

Процесс возникновения государства выражается в переходе человеческого общества от первобытной стадии к цивилизации.

Формирование государства - длительный процесс, который у различных народов мира шел по разным путям. Он обусловлен в первую очередь внутренним развитием общества, его различными социально-экономическими, культурно-историческими, этническими, психологическими и другими обстоятельствами.


Предпосылки возникновения государства:

Разделение труда (переход от собирательства к производству, появление ремесла, возникновение торговли);

Политические предпосылки: от врагов защищаться легче вместе;

Психологические предпосылки: люди пришли к осознанию общих интересов, того, что одни способны подчиняться, а другие - руководить,

Идеологические предпосылки - поклонение людей одному Богу .

Закономерности появления государства:

1) Необходимость совершенствования управления государством, связанная с его усложнением;

2) Необходимость организации крупных общественных работ и объединение в этих целях больших масс людей;

3) Необходимость подавления сопротивления эксплуатируемых масс;

4) Необходимость ведения войн.

Любое государство характеризуется признаками:

Публичная власть отделена от народа, т.е управлением занимается определенная группа людей;

Население прикрепляется к определенной территории;

Наличие территории;

Налоги, на которые существовало государство.

Государство - это особая организация власти и управления, располагающая специальным аппаратом принуждения и способная придавать своим велениям силу для населения всей страны.

Выделяют два способа возникновения государства:

Европейский путь происхождения;

Восточный путь.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

Признаки гос-ва - это те отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества.

К ним относятся:

1) Территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;

2) Население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей, и они выступают в качестве целостного организма - общества;

3) Публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.).

Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;

4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств.

Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:

а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;

Представители: Дюринг, Гумплович.

Согласно данной теории образование государства сопровождалось военно-политическими процессами и главная причина образования государства, как политического аппарата власти, состоит в необходимости применения насилия в постоянной войне племен друг с другом. Для управления завоеванными территориями и населением нужен был аппарат принуждения, которым стало государство, т.е. государство - результат применения внешнего и внутреннего насилия. Внешнее насилие - это завоевание одного народа другим. Внутреннее насилие - господство одних членов общества над другим. Насилие являлось естественным фактором жизни воинствующих первобытных племен, поэтому данная теория объявляет насилие основной причиной основания государства.

Представители: Маркс, Энгельс, Ленин.

Согласно данной теории государство явилось результатом социально-экономического развития общества. Развитие экономики привело к совершенствованию орудий труда, к разделению труда, что в совокупности вызвало рост производительности труда, а значит появление прибавочного продукта, а он в свою очередь стал основой частной собственности, которая привела к разделению общества на два противоборствующих класса эксплуататоров, эксплуатруемых. Для урегулирования отношений между этими классами понадобилось государство.

В первобытном обществе социальная организация строилась на кровнородственных связях. Люди объединялись в родовые общины, фратрии (братства), племена. Человек не мыслил себя вне первобытного коллектива, поэтому об индивидуальной свободе, субъективных правах в эпоху первобытного общества не могло идти речи.

Социальная власть в первобытном обществе обладала специальными признаками:

1) распространялась в рамках рода и основывалась на кровнородственных связях;

2) являлась общественной, т.е. совпадала с населением (совпадали субъект власти и объект властного воздействия);

3) специфическими были органы власти. Ими являлись общие собрания взрослых членов рода, советы старейшин, племенные вожди.

Специфическим было в первобытном обществе и социальное регулирование. В литературе выделяется ряд специфических особенностей социальных норм первобытного общества:

1) социальная жизнь регулировалась в первую очередь обычаями, т.е. исторически сложившимися правилами поведения, которые в результате длительного и многократного применения вошли в привычку. Правда, на этот счет есть и другая точка зрения. А.И.Першиц разработал концепцию так называемыхмононорм, которые, по его мнению, и упорядочивали общественные отношения в первобытном обществе. Мононормы представляли собой нерасторжимое, органическое единство различных видов социальных норм – моральных, религиозных, ритуальных и т.д. Данная позиция получила поддержку в некоторых учебниках по теории государства и права (например, Венгеров А.Б.).

2) социальные нормы носили неписаный характер, существовали лишь в сознании людей и изустно передавались из поколения в поколение;

3) санкции за нарушение многих социальных предписаний носили сакральный характер, т.е. предполагалась кара божественных сил за нарушение социальных норм;

4) ведущим способом социального регулирования выступал запрет, который именовался «табу».

Важным этапом в развитии первобытного общества и переходе от догосударственного состояния к государственности явилась так называемая неолитическая революция (от «неолит» - новокаменный век). Сущность неолитической революции (автором данного термина является английский археолог Чайлд) состояла в переходе от присваивающего хозяйства к производящему. Если отраслями присваивающего хозяйства являлись охота, рыболовство, собирательство, то в результате неолитической революции человек переходит к земледелию, скотоводству, а затем ремеслу и торговле. Считается, что именно неолитическая революция явилась толчком к трем крупным разделениям общественного труда – отделению скотоводства от земледелия, выделению ремесла и выделению торговли, а также привела к резкому росту населения, появлению городов, увеличению производимого продукта и появлению имущественных излишков.

У некоторых народов, например, германских племен, переходной ступенью от догосударственного состояния к государству явилась военная демократия. Для данного этапа характерно то, что родоплеменная верхушка уже возвысилась над рядовыми общинниками, но власть вождя еще была выборной и, как правило, временной (например, вождя выбирали на время проведения военных походов).


Для первобытного общества характерно отсутствие политической организации и правовых норм - инструментов государственного управления. Власть в догосударственный период носила сугубо общественный характер. Она исходила от рода, фратрии, племени, которые непосредственно формировали органы самоуправления. Властные функции осуществляли взрослые члены рода - мужчины и женщины, имевшие равные права. Можно сказать так: субъект и объект власти при первобытной демократии совпадали.
Если во главе первобытного стада стоял вожак, который решал сам вопросы его жизнедеятельности, то в родовой общине общее собрание сородичей стало самой высокой властной инстанцией.
Кроме родовых (племенных) собраний, органами общественной власти при первобытном строе были старейшины, военачальники и жрецы, которые избирались из наиболее авторитетных членов рода. Их влияние в обществе всецело зависело от личных качеств - мудрости, опыта, ловкости на охоте, хозяйственных способностей, военной доблести и т.д. Должностные лица за провинность могли быть смещены собранием, которое являлось инструментом контроля за осуществлением возложенных на них полномочий. Их мнение имело силу, поскольку отражало общественные интересы. Другими словами, подчинение носило естественный характер, вытекало из единства интересов всех членов рода.
Российский исследователь Т.В. Кашанина высказала спорную, на наш взгляд, мысль о том, что старейшин родов не выбирали, а ими становились фактически. Имеется в виду, что все сородичи как бы молча признавали выделявшегося среди них человека, который обладал какими-либо особыми качествами, за «...что его боялись, уважали, слушались и даже почитали». Такого рода ситуация в большей мере соответствовала стадному периоду становления человеческого общества. Безусловно, института выборов в современном понимании не было. Однако тот факт, что признание за каким-либо лицом преимуществ перед другими сородичами происходило, свидетельствует как раз о том, что избрание лучшего в любом коллективе все же имело место. И этот выбор был более влиятельным, авторитетным и значительным, чем выбор в результате разового, формального голосования. Хотя теоретически нельзя исключить и такой процедуры, когда, например, на должность старейшины претендовало сразу несколько влиятельных представителей рода. Поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что выдвижение в ходе жизнедеятельности коллектива на первые роли конкретного лица происходило постепенно, по мере завоевания им авторитета и уважения сородичей. Поэтому факт вступления в должность старейшины был логическим завершением уже происшедшего признания особых качеств и заслуг человека, его особого положения среди сородичей.
Власть в первобытном обществе не имела территориального характера, распространялась только на членов рода (племени), выражала их волю и базировалась на кровных связях. Общими делами племени руководил совет, который состоял из старейшин соответствующих родов, а во время войны - военачальников родов. Совет старейшин избирал вождя племени. Эта должность также была сменяемой и не давала привилегий. Союз племен управлялся советом племенных вождей, который избирал вождя союза (иногда двух, один из которых был военным вождем).
С развитием родоплеменной организации общества постепенно осознавалась важность хорошего управления и происходила его специализация. Можно предположить, что лица, осуществлявшие управленческую деятельность, накапливали соответствующий опыт. Это обстоятельство впоследствии способствовало пожизненному отправлению общественных функций.
Таким образом, в первобытном обществе на всех этапах развития отсутствует специальная группа людей, которая выделялась бы из его состава с целью управления и осуществления власти. По современной этнографической терминологии это была потестарная (от лат. potestus - сила, мощь), а не политическая власть. Она распространялась на эгалитарное сообщество, члены которого были равны. Власть, таким образом, являясь неизбежной функцией любого общества, в условиях его первобытного состояния совпадала с населением.
Жизнь первобытного человека, несмотря на ее примитивный характер, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организовывали бы и регулировали совместный труд, охоту, распределяли произведенный продукт, определяли порядок взаимоотношений между мужчиной и жен- іциной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивало эгоистические устремления человека, делало его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимо- защиты, поэтому способствовали выживанию человека, сохранению рода.
Основным регулятором общественных отношений в догосу- дарственный период были обычаи - исторически сложившиеся правила поведения, вошедшие в привычку в результате многократного и длительного применения. Обычаи закрепляли выработанные веками наиболее рациональные и полезные для общества варианты поведения, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Со временем появились связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы.
Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, обеспечивающий регламентацию не очень сложных на том этапе общественных отношений. Синкретичность (слитность, нерасчлененность) норм первобытной морали, религиозных норм, обычаев, традиций позволила историкам и этнографам назвать их «мо но нормами о. Этот термин взят на вооружение и современными правоведами, которые подчеркивают также нераздельность в них прав и обязанностей людей того времени.
Внутреннее единство регуляторов общественных отношений в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное были слиты. Мононормы имели характер единого, нерасчленен- ного правила поведения, подходящего под все случаи жизни. Их главное назначение - помочь человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида. Следовательно, мононормы при первобытном строе, как и органы социальной власти, имели естественно-природную основу, были продиктованы экономической необходимостью и существовали в сознании людей. Они действовали в силу привычки, поэтому и не возникало вопроса об исполнении или неисполнении таких норм. Права и обязанности сливались воедино, например, в нормах, определявших порядок получения средств пропитания и уравнительного их распределения, порядок кровной мести, охранявших незыблемость рода, племени, и других. Они воспринимались первобытным человеком не только как правильные и справедливые, но и как единственно возможные, в связи с чем не было необходимости выделять в них только права или только обязанности. Приня тие существовавших норм поведения без всяких оговорок было обусловлено тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя вне рода и племени.
Тем не менее в нормах первобытного общества можно обнаружить положения, запрещающие, дозволяющие и обязываю щие совершать какие-либо поступки. Запреты совершать определенные действия выступали в виде табу. Существовал, например, запрет брачных отношений между кровными родственниками. Запрещались убийства, телесные повреждения, воровство; не допускались нарушения разделения производственных функций в общине между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и т.п. Как видим, табу регламентировали важнейшие стороны жизнедеятельности человека.
Дозволения также определяли поведение отдельного человека или объединений людей в первобытном обществе, указывая, например, на характер и время охоты, на виды съедобных растений и сроки их сбора, на промысловые районы и т.п.
Позитивное обязывание имело своей целью упорядочить необходимое поведение человека в повседневной жизни (в процессе приготовления пищи, строительства жилищ, поддержания костра, изготовления орудий труда и т.д.). К нарушителям социальных норм первобытного общества применялись такие наказания, как общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.
Таким образом, социальные нормы первобытного общества, регулируя поведение людей в естественно-природных условиях, объединяя их на выполнение определенных задач, выражали интересы всех членов рода, племени, отражали и обеспечивали единство, сплоченность родовых коллективов. Не закрепленные в письменной форме, они существовали в сознании людей, обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения.
Первобытный строй, свойственные ему экономическая и социальная организации не требовали стоящей над обществом специфической власти и особых норм, отражающих интересы различных социальных групп. Общественная власть и нормы поведения входили в само содержание жизнедеятельности людей, выражая и обеспечивая глубокое экономическое и социальное единство родоплеменной организации общества.

Властно-правовая характеристика первобытного общества

Человечество на пути своего развития проходило ряд эпох истории, каждая из них была определена характером и уровнем отношений в обществе:

  1. Экономических;
  2. Социальных;
  3. Культурных;
  4. Политических;
  5. Религиозных.

Наиболее продолжительной эпохой истории человечества представляется первобытная общественная организация, для нее характерно отсутствие политической организации и норм права, которые являются инструментом управления государственного типа.

Родоплеменную общественную организацию характеризовали следующие основные признаки:

  • Существование потестарной власти, которая не имеет политического характера;
  • Наличие специфических норм первобытного общества, которые именуются в теории права "мононормами".

Потестарная власть находилась в руках вождей, предводителей либо совета старейшин, она опиралась на личностный авторитет. Данная власть распространилась на эгалитарное сообщество, члены которого являлись равными.

Первобытное общество, которое основывалось на присваивающей экономике, то есть на охоте, рыболовстве, собирательстве, не представляло политического разделения на управляющих и управляемых, не имело нужды в нем, так как социальные нормы первобытного общества исполнялись на основе добровольности.

В родовом обществе происходило половозрастное деление, которое необходимо для занятия разными видами хозяйственной деятельности, перераспределения пищи и вступления в брачно-семейные отношения.

Социальные нормы в первобытном обществе обеспечивали наличие присваивающей экономики и продолжение родовых отношений. Данные нормы урегулировали конкретные способы добычи пищи и брачно-семейные отношения.

Замечание 1

Мононормы не отделяли права от обязанностей, т. е. права человека были соединены с его обязанностями. Формами выражения этих норм были традиции, обычаи, обряды, ритуалы, мифы, которые закрепили правила поведения членов рода в разнообразных ситуациях.

Замечание 2

Важно отметить, что представители отечественной юриспруденции отрицают существование права в обществе родоплеменного типа. Западные антропологи же оценивают первобытную нормативную систему в форме права либо протоправа, то есть как ступеньку к праву.

Власть и социальные нормы первобытного общества представляются различными формами властных институтов и общеобязательных норм поведения, которые сформировались на первобытной стадии общественного развития. Для данного периода существования человечества характерным является отсутствие политической власти и институтов государства. Социальные нормы в данный период обладали характером традиций, обычаев, табу и обрядов. В науке вопрос о том, можно ли понимать эти социальные нормы как право или протоправо, представляется дискуссионным.

Власть в первобытном обществе

Члены первобытного общества являлись равными, они не подразделялись на управляющих и управляемых, в связи с этим политическая власть как таковая в этом обществе отсутствовала. Но институты власти все-таки имели место быть: члены первобытного общества были подчинены вождям, старейшинам, предводителям, но данная подчиненность основывалась на авторитетности таких людей, подкреплённой возможностями силового действия на тех, кто отказался подчиняться. Такой вид власти именуется потестарной (от латинского «potestas» - «мощь», «сила»).

Социальные нормы в первобытном обществе

Жизнь первобытного общества не представлялась хаотичной, она была подчинена конкретным традициям и обычаям, в которых были закреплены обряды, ритуалы, табу и иные людские правила поведения в конкретных жизненных ситуациях.

Данные нормы обычно исполнялись добровольно: по чувству привычки, для подражания иным членам общества или в силу их пользы. Тем не менее, преступление данных норм могло нести за собой наказание, вплоть до изгнания из общины, которое практическим образом вело к смерти изгоняемого.

Учёные российского происхождения не считают, что данные правила и традиции формируют какую-то правовую систему; учёные иных государств изучают данную нормативную систему в форме права или протоправа.

Необходимо отметить главнейшие элементы, из которых формируется понятие общества:

  • общность индивидов, которые обладают сознанием и волей;
  • общий интерес, который имеет объективный и постоянный характер;
  • сотрудничество и взаимодействие на базе общих интересов;
  • урегулирование интересов общества посредством общеобязательных правил поведения;
  • существование организованной властной силы, которая способна обеспечит внешнюю безопасность и внутренний порядок;
  • возможность и способность самостоятельного усовершенствования и обновления общества;
  • присутствие территории для проживания.

Экономика первобытного общества обладала присваивающим характером. Все то, что первобытные люди добыли, они складывалив общий «котел», а потом разделялось на равные меж всеми членами рода.

Общество являлось эгалитарным, то есть все его члены были равны между собой. Основа социальной структуры представлялась родовой общиной, слишком медленно, но непрерывно усовершенствовались организация и орудия труда.

В период первобытного общества развитие человечества шло по следующим направлениям:

  1. формирование человека как биосоциального существа;
  2. утверждение брачно-семейных отношений;
  3. отказ от присваивающей экономики, переход к производящей, то есть от присвоения готовых природных продуктов к их воспроизводству (земледелию, ремеслу, скотоводству).
Проблемы теории государства и права: Учебник. Дмитриев Юрий Альбертович

§ 1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

§ 1.2. Общественная власть и социальные нормы при родовом строе

Общая собственность на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали и соответственные им формы организации общественной власти и управления делами общины.

В осуществлении общественной власти участвовали все взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием.

Собрание избирало старейшину, военных вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Для решения особо важных дел собирался совет старейшин, вождей. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло, как правило, в наложении обязанностей за провинность, крайней формой было изгнание из общины. В подавляющем большинстве случаев достаточно было простого осуждения сородичей, порицания старших, в особенности вождей, старейшин. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. Все эти функции общественной власти не "требовали существования особого аппарата управления. Они осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие.

Все это позволяет характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную общинную демократию, не знавшую ни каких-либо имущественных, сословных, кастовых или классовых различий, ни государственно-политических форм. По современной этнографической терминологии это было потестарное правление (лат. potestas - власть), но еще не политическая власть.

Огромную роль в родовой общине играли обычаи, с помощью которых регулировалась жизнедеятельность рода и его членов. В формировании и поддержании обычаев большое значение имели религиозные, мистические представления первобытных людей. В них тесно переплетались мистификация сил природы в виде грозных, могущественных духов и культ духа предков, от которых проистекали обычаи рода. В обычаях содержались непререкаемые запреты (табу) или ритуальные действия, а также мифы, создававшие образцы для подражания героям, защитникам рода, верным хранителям очага, традиций и долга продолжения рода.

На основе генетических связей и языческих культов соблюдение обычаев становилось прочной привычкой, органической потребностью каждого члена рода. Непререкаемость обычая опиралась на кровную связь и общность интересов членов родовой общины, равенство их положения, отсутствие непримиримых противоречий между ними. В обычаях родового строя не было еще видового различия традиционных, нравственных, религиозных и правовых норм, как это имеет место в более развитых цивилизованных обществах. Обычаи носили синкретический (слитный, нерасчленный) характер первоначальных императивов. В современной исторической науке и этнографии нормы первобытного общества получили название "мононорм", специфичных для этого периода истории человечества.

На поздних стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытнообщинного строя. Тем не менее, племена и братства еще долгое время сохраняли черты родоплеменной организации. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками.

Деятельность племенных органов содействовала расширению связей между родами и братствами, урегулированию межродовых конфликтов, отношений с другими племенами. Основные распределительные, брачно-семейные и другие внутриродовые отношения продолжали оставаться в ведении органов родовой общины. По мере развития производительных сил центр тяжести власти перемещался к племенным органам, сфера регулирования дел племенными нормами постепенно расширялась.

§ 3.1. Социальные и технические нормы Люди в современном цивилизованном обществе в своей повседневной жизни и деятельности руководствуются множеством различных норм и правил. Норма (лат.) - это правило, точное предписание. Будучи определенным образцом, эталоном, моделью

§ 5. Власть и средства властвования. Что такое власть? В чем ее отличие от права? I. Власть как факт. Рассмотрим сперва власть как отношение фактическое. Существует власть экономическая (например, хозяина над работником); политическая (правящих над управляемыми);

Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации

Статья 96. Общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ 1. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут получать общественную аккредитацию

1.2 Социальные нормы и нормы права Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы: нормы права, нормы морали, нормы общественных организаций, нормы традиций, обычаев и ритуалов. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и

24. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Конгресс США состоит из двух палат: Сената и Палаты представителей.Именно Конгрессу как высшему органу государства принадлежат полномочия законодательной власти.Состав Конгресса США избирается тайным прямым

33. Конгресс, президентская власть, судебная власть США Все полномочия законодательной власти принадлежат органу народного представительства – Конгрессу США, состоящему из двух палат: Сенат и Палата представителей. Обе палаты избираются на основе всеобщих, прямых,

§ 71. Реформы в государственном и правовом строе Османской империи в период танзимата Предпосылки преобразований Эпоха постепенного государственно-политического и военного упадка Османского государства, обозначившаяся с XVIII в. (см. § 45), завершилась к концу XVIII - началу

§ 1. Революция XVII в. и изменения в государственном строе Англии Особенности и основные этапы английской буржуазной революции XVII в. Буржуазное государство и право Англии возникло в ходе двух английских революций XVII в., получивших названия "Великий мятеж" и "Славная

11.2 Социальные и технические нормы Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юридической

Глава 6. Социальные нормы первобытного общества 6.1. Саморегуляция как признак человечестваОдним из вопросов, будоражащих умы ученых вот уже на протяжении многих и многих веков, является вопрос: чем человек отличается от животного. Надо сказать, что несмотря на множество