Дидактические игры для детей на формирование элементарных математических представлений. Малоподвижные игры в старшей и подготовительной группе по фгос

Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!

А кто даёт нам молоко?

Кто даёт нам пух и шерсть?

У кого всё это есть?

Мы животных называем.

Чем они полезны, знаем.

1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)

2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)

3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)

4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)

5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.

Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)

2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)

3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)

4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)

5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)

6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)

7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)

8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки

Синий мундир,

Зелёная подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами

Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.

Посадил дед репку.

(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)

Выросла репка большая-пребольшая.

(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.

Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.

Красный, круглый - это что? (Помидор.)

Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)

Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)

Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)

Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.

Что растёт у нас на грядке?

Мы придумаем загадки.

Про горох и про картошку,

Помидоры и моркошку,

А ещё про огурцы.

Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.

Игра «Что мы едим?»

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Салат. (Листья.)

Капуста. (Листья.)

Огурец. (Плод.)

Помидор. (Плод.)

Редис. (Корнеплод.)

Свёкла. (Корнеплод.)

Морковь. (Корнеплод.)

Много в нашем огороде

Есть и трав, и овощей.

Мы побудем на природе,

А потом наварим щей.

Что нам есть, мы это знаем.

Что съедобно - называем.

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Соберём урожай»

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Игра «Поварята»

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:

Дуб. (Поднимаем руки вверх.)

Подорожник. (Приседаем.)

Ель. (Поднимаем руки вверх.)

Шиповник. (Стоим, опустив руки.)

Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)

2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)

3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)

4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)

5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)

Игра «Знаем, знаем!»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»

Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,

А внутри - дубочек. (Жёлудь.)

Игра «Назови дерево»

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра «Листочки»

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.

Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

Листья на ветру кружатся.

Листья на траву ложатся.

Листья падают, летят.

Настоящий листопад!

Скоро мы гулять пойдём

И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Не мышь, не птица -

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Назови детёныша»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:

У медведя кто детёныш? - Медвежонок.

У лисы кто детёныш? - Лисёнок.

У волка кто детёныш? - Волчонок.

У ежа кто детёныш? - Ежонок.

У белки кто детёныш? - Бельчонок.

У рыси кто детёныш? - Рысёнок.

У тигра кто детёныш? - Тигрёнок.

У курицы кто детёныш? - Цыплёнок.

У утки кто детёныш? - Утёнок.

У коровы кто детёныш? - Телёнок.

У лошади кто детёныш? - Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Загадки про насекомых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Он с друзьями под кустом

Смастерил огромный дом.

Тащит ветку он из леса

Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,

Чёрные горошки.

Ты меня найдёшь

На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук

Сильно портит всё вокруг.

Он картошку любит,

Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра «Кто где живёт?»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:

Где зимой спит медведь? - В берлоге.

Где живёт лиса? - В норе.

Где живёт сова? - В дупле.

Где выводит птенцов сорока? - В гнезде.

Где зимой спит барсук? - В норе.

Где живёт муравей? - В муравейнике

Игра «Сойка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сойка по лесу летела,

Во все стороны глядела.

(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)

На траву под дубом села,

(Приседаем.)

Спелых желудей поела.

(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,

(Шагаем на месте.)

Много желудей нашла.

(Разводим руки перед собой.)

Хочется напрятать их -

И больших, и небольших.

(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,

Ловко жёлуди запрячет.

(Прыгаем на месте.)

Их засунет меж корней,

Под листву и между пней.

(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)

И потом из каждой кочки

Быстро вырастут дубочки.

(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Вёрст не считает,

По дорогам не ездит,

А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,

Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,

Клубок посреди,

Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому

Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра «Танец журавлей»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети - журавли. Они исполняют журавлиный танец.

Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

Цель: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед, и принимает упор, лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий участник и т.д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за ориентир.

Вариант 1

Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение – упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи. По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол. Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки сгибают руки, ложатся в и.п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое место.

Вариант 2

Те же условия, но и.п. – упор сидя сзади, а в момент проката мяча – упор лежа сзади.

«СБЕЙ ГРУШУ»

(игра средней подвижности)

Цель: равновесие, броски мяча, метание.

Участники игры делятся на 2 команды. Первая – «груши», дети встают на скамейку, поставленную поперек зала. Игроки второй команды, «метатели», берут по одному мячу (d=15,25 см) и выстраиваются в шеренгу на расстоянии 5-6 м от скамейки. По сигналу «метатели» по очереди бросают мяч, стараясь сбить «грушу». Игра проводится 5-6 раз, подсчитывается общее количество сбитых груш. Выигрывает команда, которая сбила большее количество груш. Сбитым считается тот игрок («груша»), в которого попал мяч или он сам спрыгнул на пол.

Усложнение

Обе команды стоят на параллельных скамейках.

Скамейка «метателей» стоят перпендикулярно скамейке с «грушами» на расстоянии 5-6 м, перед броском игрок – «метатель» пробегает по скамейке.

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

(игра малой подвижности)

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.

Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес и т.д.).

Не разрешается брать предметы с пола руками.

Усложнение

Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

«УДОЧКА»

(игра высокой подвижности)

Цель: упражнять в прыжках.

Играющие стоят по кругу. Водящий, находясь в середине, крутит веревку с мешочком на конце так, чтобы мешочек летел на высоте 5-10 см от пола. Все прыгают через веревочку, а задевший ее получает одно штрафное очко, после чего игра продолжается. Выигрывают прыгуны, получившие меньшее число штрафных очков после 8-12 кругов веревочки под ногами.

«ПЕРЕПРАВА НА ПЛОТАХ»

(игра средней подвижности)

Цель: способствовать развитию равновесия.

Команды построены в колонны по одному перед стартовой чертой («на берегу»), в руках у направляющего по два резиновых коврика (плоты).

По сигналу он кладет один коврик перед собой на пол и на него быстро становятся два, три или четыре человека (в зависимости от длины и ширины коврика). Затем направляющий кладет на пол второй коврик, и вся группа перебирается на него, передавая первый коврик дальше. И так, поочередно, перескакивая с коврика на коврик, группа переправляется через «реку» на противоположный «берег», где участники остаются за финишной чертой, а один из игроков тем же способом возвращается назад за следующей группой. Игрокам не разрешается становиться ногами на пол. Участники, нарушившие это условие, выбывают из игры (считаются «утонувшими»). Выигрывает команда первой и без потерь закончившая «переправу».

«ЭХО»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Играющие встают в круг. Первый игрок называет свое имя и показывает любое движение (поворот, хлопок в ладоши, прыжок и т.п.). Все дети хором три раза повторяют имя и движение, стараясь произносить с той же интонацией, что и первый игрок. Затем следующий ребенок называет свое имя и показывает движение, все повторяют, и т.д., пока все дети не назовут свои имена.

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»

(игра средней подвижности)

Цель: передача мяча.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, - по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание

Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение

Мячи разной массы. Мячи разного размера. Количество мячей более двух.

«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»

(игра малой подвижности)

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«ЗАМРИ»

(игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать и бегать.

Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Вариант 1

Педагог предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, педагог говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

Вариант 2

Дети выполняют то, что показывает педагог, а не то, что он говорит.

«ЛЕТАЕТ – НЕ ЛЕТАЕТ»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети стоят в кругу, в центре – педагог. Он называет одушевленные и неодушевленные предметы, которые летают или не летают.

Называя предмет, педагог поднимает руки в стороны – вверх. Например, говорит: «Птица летает, стул летает, самолет летает» - и т.д.

Дети должны поднять руки в стороны – вверх, если назван летающий предмет.

Вариант

Игру можно проводить во время медленной ходьбы.

«У КОГО МЯЧ?»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Дети встают в круг лицом к центру, руки за спиной. В центре круга водящий с закрытыми глазами. Ведущий дает маленький мяч любому из играющих. Дети начинают незаметно передавать мяч по кругу за спинами. Водящий, открыв глаза, пытается определить, у кого мяч, обращаясь к игроку: «Оля, покажи руки!». Ребенок, к которому обратился водящий, показывает руки и опять прячет их за спину. Мяч нельзя долго держать в руках. Нельзя водящему обращаться к детям по порядку.

Если водящий определил, у кого мяч, тот игрок становится водящим.

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

(игра средней подвижности)

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч

У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3-4 минуты.

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(игра средней подвижности)

Цель: учить детей бегать и выполнять перестроения

Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.

С ПОМОЩЬЮ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ ПРИМЕРОВ ИГР, МОЖНО РЕШАТЬ РЯД РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАЧ

«Воевода»

Играющие по кругу перекатывают мяч от одного к другому, произносят:

Катится яблоко в круг хоровода,

Кто его поднял, тот воевода…

Ребёнок, у которого в этот момент окажется мяч, - воевода. Он говорит:

Я сегодня воевода.

Я бегу из хоровода.

Бежит за кругом, кладёт мяч на пол между двумя игроками. Дети хором говорят:

Раз, два, не воронь и беги, как конь! Игроки бегут по кругу в противоположные стороны, стараясь раньше напарника схватить мяч. Тот, кто первым добежал и схватил мяч, катит его по кругу. Игра продолжается.

«Фигура»

Водящий, выбранный по считалке, стоит в середине зала. Дети под музыку выполняют различные движения, а по сигналу: «Стоп! Раз, два, три! Стройная фигура, поскорей замри!» - останавливаются.

Во время проговаривания водящим текста играющие принимают одну из заранее оговоренных поз:

1. «Часовой» - ноги вместе, лопатки сблизить.

2. «Самолёт» - ноги врозь, наклон вперёд прогнувшись, руки в стороны.

3. «Звёздочка» - стойка ноги врозь, руки за голову, локти в сторону.

4. «Балерина» - стоя на правой ноге, согнутую левую поставить стопой на колено правой, руки в стороны.

5. «Египетский шаг» - носок левой ноги упирается в пятку правой на одной линии, голова гордо поднята, руки – чуть в стороны.

Водящий идёт между играющими и указывает на детей, неправильно выполняющих свою стойку или двигающихся. По ходу он старается рассмешить играющих.

«Почта»

По кругу раскладываются обручи – адреса доставки почты (названия населённых пунктов и близлежащих городов). Каждый игрок получает адрес.

В центре стоит почтальон, в обручах – игроки-адресаты. Воспитатель объявляет: «Почта идёт из Москвы в Петербург» (или какие-нибудь другие города). Игроки, чьи города названы, должны быстро поменяться местами. Почтальон в это время стремится занять одно из свободных мест. Если ему это удаётся, то оставшийся без места игрок становится почтальоном. Если почтальону долго не удаётся занять свободное место, то воспитатель может объявить: «Почта идёт во все города», тогда все дети меняются друг с другом местами.

«Скачет зайка»

По считалке выбирается зайка. Дети, взявшись за руки, идут по кругу с закрытыми глазами. Зайка внутри круга передвигается прыжками на двух ногах в противоположном направлении под текстовое сопровождение (воспитателя или одного из детей):

Скачет зайка быстроногий,

Скачет зайка по дороге.

Раз, два, три, четыре, пять –

Сможет, кто его поймать?

Дети поднимают руки, делая воротца.

Зайка дотрагивается до одного из играющих и выпрыгивает из круга, продолжая прыжки за кругом под текстовое сопровождение:

Вот свернул в лесочек зайка,

Поднял ушки, догоняй-ка,

Эй, не зевай, зайку догоняй!

Играющие открывают глаза. По окончании чтения текста осаленный ребёнок старается догнать зайку. Если ему это удаётся, то зайка водит снова; если же нет, становится сам зайкой, и игра продолжается.

«Космонавты»

По площадке раскладываются обручи-ракеты. Каждая ракета предназначена для двух космонавтов. Играющих на несколько человек больше, чем мест в ракете. Дети, проговаривая текст, идут по площадке и выполняют тренировочные упражнения, готовясь к полёту:

Ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

Ребята разбегаются и попарно занимают ракеты. Вставшие в обруч дети поднимают его над головой, сдвинув плечи и плотно прижавшись, друг к другу спинами и затылками. По команде: «Взлёт!» - космонавты приставными шагами движутся по кругу. По команде: «Посадка!» - космонавты опускают обруч вниз и кладут у своих ног. Оставшиеся вне ракет дети оценивают самую красивую парную позу космонавтов. В конце игры отмечаются самые внимательные игроки, совершившие наибольшее число полётов.

«Зайцы в огороде»

По считалке выбирается сторож, который охраняет огород – обозначенный круг диаметром 3-4 метра. Все остальные-зайцы - находятся за кругом. По команде воспитателя зайцы впрыгивают в огород и выпрыгивают из него. Сторож прыгает на месте. Если сторож долго не может поймать всех зайцев, то он превращает осаленных в своих помощников-собачек, произнося слова: «Друзья мои, вы не зевайте, ловить зайчишек помогайте». Превращенные в собачек зайцы перестают прыгать и с лаем, помогаю салить остальных игроков. Победителем становится заяц, которого не удалось поймать ни сторожу, ни собаке.

«Повар и котята»

По считалке выбирается повар, который охраняет лежащие в обруче кегли-сосиски. Повар разгуливает внутри отмеченного пространства – кухни. Дети идут по кругу вокруг кухни и повара, выполняя различные упражнения на формирование осанки, и произносят текст:

Плачут киски в коридоре,

У котят большое горе:

Хитрый повар бедным кискам

Не даёт схватить сосиски.

С последними словами котята забегают в кухню, стремясь схватить сосиску. Повар пытается осадить вбежавших игроков. Пойманный замирает в застигнутой позе. Игра продолжается до тех пор, пока все сосиски не будут украдены у повара. Котята, пойманные поваром, должны придумать название своей зафиксированной позы.

«Маяк»

По считалке выбирается ведущий – служитель маяка, у него три флажка разных цветов (красный, жёлтый, зелёный).

Ведущий располагается в центре зала на возвышении. По всему залу расставлены подводные камни (кубы, кегли).

Играющие – гребцы в лодках. Когда на маяке ведущий поднимает зелёный сигнал, лодки спокойно движутся по периметру площади, на жёлтый сигнал – лодки огибают подводные камни, стараясь не задеть их. Красный флаг – сигнал, по которому дети останавливаются и быстро приседают. В конце игры отмечаются гребцы, не путавшие сигналы.

«Паук»

В игре принимают участие две команды по 4-5 человек. Каждая команда встаёт внутрь большого обруча и поднимает его на уровень пояса или груди. Участники команды становятся единым организмом – «пауком».

Две команды – два соревнующихся «паука» двигаются наперегонки от старта до финиша, согласуя внутри каждого круга свои движения. Побеждает команда, быстрее пришедшая к финишу.

По окончании игры нужно попытаться определить, какое внутреннее состояние (настроение) игроков помогло лучше согласовать их движения или, наоборот, препятствовало этому.

В ФГОС ДО отмечается важность сохранения и укрепления физического здоровья детей, их эмоционального благополучия. Указывается на необходимость создания такой образовательной среды, которая будет способствовать формированию у них различных двигательных навыков; развитию координации, смекалки, ловкости, точности, гибкости и морально-волевых качеств; овладению умениями играть по правилам; расширению знаний об основных видах спорта.

Игры высокой подвижности

К играм высокой подвижности относятся те, в ходе которых участвует большая группа детей. Они построены на таких движениях, как бег и прыжки.

Морозко

Цель : учить бегать уворачиваясь, сохранять неподвижность, выручать товарищей; развивать ловкость, скоростные характеристики; воспитывать чувство взаимопомощи.

Среди детей выбирается водящий. Его задание поймать как можно большее количество участников игры и «заморозить». После того, как водящий догонит игрока и прикоснется к нему, тот должен остановиться и замереть на месте. При этом нужно раскинуть руки в стороны, давая понять, что ему нужна помощь.

Остальные игроки пытаются, минуя водящего, подбежать к «замороженным» товарищам и освободить их своим прикосновением. Тогда они снова возвращаются в игру.

Цель игры — «заморозить» всех участников игры. Тем ни менее, если этого не происходит в течение 5-7 минут, то нужно поменять водящего и продолжить игру. Воспитатель должен следить, чтобы каждый из «замороженных» детей включался в игру только после помощи своих товарищей.

Совушка

Цель : учить детей быстро ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать скорость, ловкость, сообразительность; расширить знания детей о сове, ее образе жизни; воспитывать внимательность, дух соперничества.

Среди детей выбирается один ребенок на роль совушки. Воспитатель рассказывает детям о совах и обращает их внимание на то, что эти птицы днем малоподвижны, а на охоту вылетают в ночное время.

Остальные участники будут мышками. Для них перед началом игры делают норки. В качестве норок можно использовать обручи, разложив их по кругу, на некотором расстоянии друг от друга. Совушка располагается в центре этого круга.

Воспитатель дает команду «День!». При этом совушка приседает (засыпает), а мышки без опаски играют и бегают вокруг нее. После того, как прозвучит команда «Ночь!», сова просыпается и пытается догнать кого-то из мышек. Мышки должны успеть разбежаться по норкам, чтобы спрятаться там от совы. Пойманные игроки выходят из круга и временно не участвуют в дальнейшей игре.

Игра продолжается до тех пор, пока сова не переловит всех мышек. После этого выбирается новая совушка и игра начинается заново.

Часики

Цель : расширять знания детей о предназначении и устройстве часов; учить подпрыгивать, перепрыгивать через препятствие; развивать ловкость, внимательность; формировать навыки координации своих движений.

Сначала воспитатель показывает детям макет часов, обсуждают их форму, расположение цифр, движение стрелок. После им предлагается стать по кругу, как и цифры на часах. Воспитатель становится в центр и держит в руках скакалку, которая будет выполнять роль стрелок.

В ходе игры воспитатель раскручивает скакалку, а дети должны перепрыгнуть через нее. Тот, у кого не получится перепрыгнуть, выходит из круга и игра продолжается.

Воспитатель попутно разучивает с детьми такие понятия: меняя длину скакалки, показывает часовую или минутную стрелку; раскручивает по часовой стрелке и против ее движения.

На охоте

Цель : расширить знания детей об охоте; развивать наблюдательность, меткость, ловкость, ориентацию в пространстве, умение быстро менять направление движения.

Два участника будут охотниками. Они становятся по краю игровой площадки. Один получает мячик.

Остальные игроки исполняют роль уток, на которых будет вестись «охота». Они располагаются в центре.

Ход игры заключается в том, что охотники перебрасывают мяч друг другу, пытаясь попасть им по участникам — уткам. Дети пытаются уворачиваться от мячика, перебегая от одной стороны площадки к другой.

Если мяч коснется кого-то из игроков, то он отходит в сторону. Игра заканчивается, когда все «утки» будут выбиты. После этого среди детей перераспределяются роли, и игра начинается заново.

Игры средней подвижности

Картотека подвижных игр в подготовительной группе по ФГОС включает игры, предполагающие среднюю активность детей. Это возможно при командной организации игры, поочередном выполнении задания, более спокойном перемещении во время игры.

Огород

Цель : расширить знания детей об овощах; учить выполнять игровые действия поочередно, передавать эстафету; развивать точность, умение ; воспитывать соревновательный дух.

На подготовительном этапе воспитатель проводит беседу о выращивании . Можно попросить детей назвать овощи, какие они знают, рассказать, как они выглядят, для чего используются. Воспитатель напоминает, что сначала нужно посадить в землю семена, ухаживать за растениями и потом сорвать плоды.

Детей делят на две команды, и каждая из них выстраивается в колонну. Впередистоящие игроки обеих команды получают корзинки с одинаковым набором овощей. Перед ними по прямой линии расположено несколько «лунок», в конце стоит фишка.

Задание следующее: пробежать по дорожке, по ходу опуская в каждую «лунку» по одному овощу. Затем оббежать вокруг фишки и на обратном пути собрать «выросший урожай». Вернувшись к своей команде, передать корзинку с овощами следующему игроку и стать в конце колонны.

Игра носит соревновательный характер — победит та команда, которая быстрее справиться с заданием.

Кочки

Цель : расширить знания детей о болоте; учить перепрыгивать с кочки на кочку; развивать ловкость, равновесие.

Перед началом игры создаются две дорожки из кочек. Дети делятся на две команды.

Задание игры: пройти по болоту, перепрыгивая с кочки на кочку. Нельзя оступиться и сойти с кочки. В таком случае участник должен вернуться на стартовую линию и приступить к выполнению задания заново.

Игра заканчивается, когда все участники одной команды перейдут на другую сторону болота. Победит тот, кто сделает это первым.

Флажки

Цель : учить ориентироваться в пространстве, действовать по сигналу; развивать внимательность; расширять знание детей о цветах.

Перед игрой каждый участник получает значок определенного цвета, и расставляются соответствующие флажки по всей комнате. В начале игры включается . Пока музыка звучит, дети в произвольном порядке прогуливаются по комнате.

Как только музыка будет выключена, все игроки должны подбежать к своему флажку. Определяются дети, которые замешкаются или ошибутся с цветом флажка.

  • должен следить, чтобы участники ходили по всей комнате, а не находились все время рядом с нужным флажком.

Успей схватить

Цель : учить двигаться по кругу; развивать ловкость, быстроту реакции; учить действовать по сигналу.

Дети выстраиваются по кругу, а в центре складывают предметы (игрушки, кубики, кегли). Их количество должно быть на один меньше, чем игроков.

Все участники начинают двигаться (идти, бежать вприпрыжку). Когда прозвучит сигнал (хлопок, свисток, выключение музыки) каждый должен взять по одному предмету в руки. Тот, кому ничего не достанется, выходит из игры.

Один предмет убирается, и игра проводится заново. В конце игры остается самый ловкий участник.

Игры малой подвижности

Также в картотеке подвижных игр в подготовительной группе содержится описание игр малой подвижности. К ним относятся такие, в ходе которых дети спокойно перемещаются, а сама игра имеет низкую интенсивность.

Угадай по голосу

Цель : ; помогать детям лучше узнавать друг друга; формировать умения сопоставлять, определять знакомые звуки, идентифицировать их.

Дети берутся за руки и становятся в круг. Среди них выбирается один водящий. Ему завязывают глаза и ставят в центр круга.

Все участники идут по кругу и произносят:

Убежал наш колобок,

Закатился он в лесок.

Кто его позвать бы мог?

После этих слов один из игроков зовет «Колобок!». Водящий должен угадать того, кто это скажет. Если ответ ошибочный, то ему дается еще одна попытка. Если получен правильный ответ, то говоривший игрок становится водящим.

Что умеем — покажем

Цель : расширять знания детей о разных видах домашних обязанностей, профессиональной деятельности; развивать творческие способности, наблюдательность.

Дети собираются в комнате. Воспитатель проводит беседу о том, какими делами занимаются их родители, чем дети помогают им. Далее он сообщает, что нужно будет не на словах, а на деле показать, как они это делают.

Один участник выходит за дверь. Дети договариваются между собой, какое именно действие они будут показывать. Каждый ребенок должен сам придумать способ это изобразить.

После возвращения ведущего дети говорят: «Что умеем — мы не скажем, а сейчас тебе покажем». Затем каждый по очереди имитирует нужное действие. Задание ведущего — угадать, что ему показывают.

Что изменилось

Цель : развивать внимание, память и наблюдательность; учить анализировать и сравнивать; приучать следить за порядком; воспитывать аккуратность.

Дети собираются в комнате. Среди них выбирается один участник, который должен выйти за дверь. В его отсутствие некоторые предметы меняются местами.

Можно выбрать такой вариант, когда предмет на новом месте будет выглядеть нелепо. Другой вариант: замена предметов не будет явно «бросаться в глаза». Можно переставить сразу несколько предметов.

После этого игрок возвращается в комнату и пытается определить, что изменилось в комнате.

Летает — не летает

Цель : развивать внимательность, собранность, умение управлять своими действиями; учить анализировать, классифицировать; расширять знания детей о птицах, видах транспорта.

Дети выстраиваются в один ряд. Воспитатель стает перед ними и объясняет условия игры: если будет назван предмет, который умеет летать (как одушевленный, так и неодушевленный), то нужно помахать руками. В противном случае следует стоять не двигаясь.

  • начинает называть слова. При этом он тоже периодически взмахивает руками, пытаясь запутать детей. Кто из участников игры ошибется — выходит из строя. В конце игры остается самый внимательный ребенок.

К подобным играм относятся такие: «Съедобное — не съедобное», «Нос — пол — потолок», «Сигнал» .

Участие в играх требует от детей точности в выполнении заданий и умения действовать по команде, дает возможность проявить физические усилия, вызывает позитивные эмоции. Таким образом происходит физическое развитие детей в естественной для их возраста форме.

ПлохоОтлично

Игры для детей подготовительной группы

Дидактическая задача: уточнить знания детей о времени цветения от­дельных растений (например: нарцисс, тюльпан - весной, золотой шар, астры - осенью и т.д.); учить детей классифицировать по определённому признаку, развивать их память, сообразительность.

Игровое действие: игра может быть проведена так же, «как и когда это бывает?», «Угадай, что где растет».

«Вкусная и полезная пища»

Дидактическая игра

Цель: учить детей распределять продукты по степени их полезности для организма человека; закреплять представления детей о разнообразной пище для человека (богатой витаминами, вкусной и полезной).

Материал: картинки с изображением разнообразных продуктов пита­ния - овощи, фрукты, конфеты, мясо и т.д. (пособие «Заходи в супермар­кет»), Дети выбирают из всех продуктов те, в которых много витаминов и которые полезны для здоровья человека, особенно весной (фрукты, овощи, зелень).

«Где спрятано растение?»

Дидактическая игра

Дидактическая задача: запомнить расположение предметов, найти из­менения в их расположении.

Игровые действия: поиски изменений в расположении растений.

Правило: смотреть, что убирает воспитатель, нельзя.

Оборудование: для первой игры нужно 4-5 растений, для после­дующих - до 7-8.

Вариант 1

Комнатные растения ставят на столе в один ряд. Всех детей, сидящих полукругом, воспитатель просит хорошо рассмотреть и запомнить расте­ния и их расположение, а затем закрыть глаза. В это время педагог меняет растения местами (вначале два растения, а затем два-три). «А теперь от­кройте глаза и скажите, что изменилось, - предлагает он. - Какие рас­тения переставлены? Покажите, где они стояли раньше». (Дети показы­вают.)

Вариант 2.

Одно растение можно убрать. А остальные сдвинуть так, чтобы не было видно, какого растения не стало. Дети должны назвать спрятанное растение.

Примечание

Детям, испытывающим затруднения в игре, воспитатель помогает орга­низовать ее. Для этого предлагает 2-3 ребятам поиграть отдельно от всех. Детские стулья (4-5 штук) ставят по кругу, на каждом из них - растение. Один ребенок стоит в середине и отгадывает, другой переставляет расте­ния (Следует обратить внимание детей, чтобы осторожно обращались с растениями).

«Кто кем будет?»

Дидактическая игра

Ребенок отвечает на вопросы взрослого: «Кем будет (или чем будет)... яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, же­лезо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.?». При обсуждении ответов ребенка важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

Вариантом этой игры является игра «Кем был?». Смысл этой игры за­ключается в том, чтобы ответить на вопрос, кем (чем) был раньше: цыпле­нок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусени­цей), хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичом), сильный (слабым) и т.п. Можно давать другие слова, требующие от ребенка понимания перехода одного качества в другое. Каждому слову рекомендуется подбирать варианты ответов.

«Кто летает, прыгает, плавает?»

Подготовка к игре: педагог подбирает картинки с изображением знако­мых детям животных, птиц, насекомых, пресмыкающихся, которые могут быть классифицированы по принципу: «летают», «прыгают», «плавают». Изображение должно быть реалистичным, четким, без лишних деталей. К игре должны быть также приготовлены 3 цветных квадрата (крута, треу­гольника), условно обозначающих классификацию: «летают» - зеленый, «прыгают» - желтый, «плавают» - синий.

Игры для детей подготовительной группы

«Вырастим яблоки»

Дидактическая игра

Цель: учить свободно и правильно использовать знания о способах и последовательности работ в саду. Воспитывать уважение к садоводам, бе­режное отношение к результатам их труда.

Игровые задания: «вырастить» яблоки.

Правила игры: приступать к каждому виду работ своевременно. Допол­нять друг друга, не повторяясь.

Материал: румяные крупные яблоки. Сюжетные картинки примерно такого содержания: садоводы сажают саженцы яблонь в заранее приго­товленные ямки; белят стволы яблонь в саду; собирают яблоки и грузят на машины; обрезают ветви; цветущий сад. Ловушки для вредителей. Фиш­ки в виде яблок. Над нижним бортиком доски нарисуйте клетки (по числу картинок).

Дети рассматривают и нюхают яблоки. Им не терпится полакомиться ими. Но... их угостят, если они захотят стать садоводами.

Раздайте сюжетные картинки (по одной на двух детей). Внимательно рассмотрев их, дети решают, когда они должны включиться в общий рас­сказ.

Что прежде всего делает садовод? Возможно, дети поднимут несколько картинок. Пусть сообща решат, какую работу в саду надо начинать первой. Выбранную картинку выставляют на первой клетке доски. Желающие мо­гут рассказать об этой работе, но при условии, что каждый сообщит что- то новое, не повторяя другого. За всякое новое сообщение дается фишка. Потом дети выбирают следующую картинку. Не влияйте на их выбор даже в том случае, если нарушается последовательность садовых работ. Но кар­тинку поставьте на место в ряду, оставляя клетку для картинки, изображаю­щей предшествующий этап работы в саду. Это послужит детям сигналом о том, что выбор ошибочен, и побудит их найти картинку, которая должна заполнить пустую клетку.

Когда картинка займет свое место, начинайте коллективный разговор о ней, как описано выше. Иногда приходится самому воспитателю начинать рассказ: «Посадил садовник яблоневый сад...», а дети продолжают.

Уместно привести стихи-загадку: Я раскрываю почки, В зеленые листочки Деревья одеваю, Посевы поливаю, Движения полна, Зовут меня... (весна)

Наконец урожай выращен и собран, дары садов прибыли к детям. На­стало время угостить их яблоками. Но сначала загадки: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем - гладко, А откусишь - сладко, (яблоко)

Я румяную матрешку от подруг не оторву, Подожду, пока матрешка упадет сама в траву, (яблоко)

Потом вместе с детьми вспомните, сколько труда стоит вырастить эти сочные вкусные плоды.

Определяя самые интересные сообщения детей по ходу игры, на­граждайте их фишками. Выигрывает набравший наибольшее количество фишек.

При повторении игры используйте другие картинки, придумайте новые ситуации.

«Загадывание желаний»

Словесная игра

Цель: помочь детям выразить свою индивидуальность , высказывая са­мые заветные мечты, и в то же время учить их соизмерять свои действия с окружающей природой, с действиями товарищей, как бы вписывая в об­щий сюжет свои элементы. Закрепить знание экологической заповеди «Не навреди».

Детей хорошо расположить по кругу. Пусть представят себе, что здесь сбываются все желания. Каждый ребенок по очереди загадывает такие же­лания, например:

- Если бы я был котом, я бы...

- Если бы я был каким-нибудь зверьком, я бы...

- Если бы я стал птицей, я бы...

- Если бы я стал насекомым, я бы...

- Если бы я был цветком, я бы...

- Если бы я стал деревом, я бы...

- Если бы я был слоном, я бы...

Каждый ребенок составляет небольшой рассказ, продумывая свою жизнь в этой роли. Можно заранее договориться - реальные или фантас­тические рассказы составляем. Когда дети освоят эту игру, можно объеди­нить «желания». Каждый следующий загадывающий свое желание ребенок может вписываться в сюжет предыдущего рассказа и т.д.

«Консервный завод»

Дидактическая игра

Содержание знаний: рассказать детям о том, что на консервном заводе овощи и фрукты перерабатывают для дальнейшего хранения. Из фруктов и ягод варят варенье, делают соки. Овощи идут на консервы для супов, салатов, фрукты и овощи иногда сушат для приготовления разных блюд. Прежде чем отправить на переработку, овощи и фрукты сортируют. Самые спелые отбирают для соков.

Дидактическая задача: определить спелость плодов по внешнему при­знаку (окраске, величине, плотности), сгруппировать овощи и фрукты по степени спелости.

Правила: разносить овощи и фрукты по цехам можно, только правильно отобрав и объяснив, какие из них зрелые, а какие нет. Определить, из чего можно приготовить соки, что законсервировать или отправить сушить.

Оборудование: на трех-четырех столах ставят «вывески» цехов: сухоф­руктов, соков, консервов, варенья. На столы вместо вывесок можно поста­вить готовые продукты: сухой компот, томатный сок, консервированные овощи или фрукты, варенье.

Дети исполняют роли заведующего и рабочих. Заведующий складом выдает продукты и распределяет их по цехам в зависимости от степени зрелости: самые спелые - на сок, спелые мягкие - на варенье, спелые плотные - на компоты, остальные - сушить. Он старается правильно отобрать продукты и дать точные объяснения рабочим, какие плоды брать, а какие нет, в какой цех их относить. Рабочие отбирают и сортируют ово­щи и фрукты, помня полученные указания и ориентируясь на вывеску. Остальные наблюдают и проверяют правильность выполнения заданий, оценивают работу.

«Экосистемное домино»

Дидактическая игра

Место: групповое помещение.

Материалы: плотная бумага, цветные фломастеры, карандаши, ножни­цы.

Понятия и взаимосвязи: пищевая цепь, хищник - жертва, производи­тель - потребитель. Стабильность экосистем.

Мотивация: побеседуйте с детьми об определенной экосистеме дети должны выяснить, какие животные и растения относятся к ней. а какие бы в ней не выжили.

Задание: выберите растения и животных, проживающих в да ной эко­системе (лес, луг, поле), запишите (зарисуйте) их в заранее заготовленные таблички в форме домино.

Ведущий заранее готовит таблички для записи животных и растений по количеству играющих в группах. После рассказа о данной экосистеме дети называют как можно больше названий ее обитателей. Потом всей группой составляют разветвленную пищевую цеп; как минимум из 10 животных (растений). В произвольном порядке записывают их названия в заготов­ленную таблицу. Таблицу разрезают на карточки домино. Правила такие же, как и в обычном домино. Карточки можно прикладывать со всех сто­рон, учитывая реальные взаимосвязи.

«Энергия»

Дидактическая игра

Цель: дать детям представление о биоценозе луга, отметить различия между двумя местами обитания - лесом и лугом. Познакомить детей с пи­щевыми отношениями между живыми существами, ввести понятие «пи­щевая цепь».

Реквизит: куклы, тарелка с печеньем.

Схема занятия:

1. Показать детям кукольный спектакль «Кто самый важный на лугу?» После спектакля обсудить важность совместного проживания раз­ных существ, их взаимосвязь друг с другом. Особое внимание уделить рас­смотрению пищевых связей.

2. Предложить поиграть в игру «Пищевая цепочка», раздав детям роли персонажей кукольного спектакля.

Действующие лица: солнце (1 человек), трава (6 человек), мышка (3 че­ловека), лиса (1 человек).

Перед началом игры обсудите роль солнца в спектакле.

Солнце берет в руки тарелку с печеньем (12 штук) и передает «энергию» траве - по две штуки каждой травинке. Одно печенье каждая травинка съедает - эта «энергия» расходуется на поддержание жизненных процес­сов травинки, а второе передает мышкам. Часть «энергии» (одно печенье) мышка расходует на себя, а часть (второе печенье) отдает лисе. Таким об­разом, у лисы оказывается три печенья. Часть «энергии» лиса расходует, а оставшуюся часть может передать тому, кто сможет ее съесть.

После игры обязательно обсудить с детьми процесс передачи энергии. Кто получил энергию непосредственно от солнца? Только трава может по­лучать энергию от солнца! Сколько бы лисы и мыши ни загорали, есть им все равно хочется. Кто получил энергию от травы? Мыши - травоядные животные. Кто получил энергию от мышей? Лиса - плотоядное живот­ное.

Изготовить коллективный коллаж «Луг». Разделить детей на несколько групп и раздать им наборы картинок с изображением разных растений и животных. Предложить каждой группе сделать коллективный коллаж на тему «Луг», наклеив на лист бумаги изображения только тех животных и растений, которые живут на лугу постоянно. В завершение предлагается нарисовать лес таким, каким он был в начале игры (или наклеить рисун­ки).

Из опыта работы

«Подвижные игры для детей подготовительной к школе группы»

Протасова Наталья Васильевна,

воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Наибольшей частью детских игр являются подвижные игры.

Вот несколько игр, которые я провожу с детьми своей группы:

«ТУННЕЛЬ»

(игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать.

Участники стоят в двух колоннах. Первый делает шаг вперед и принимает упор лежа согнувшись. Второй участник проползает под первым заданным способом (по-пластунски, на низких четвереньках с опорой на предплечья) и принимает это же положение рядом с первым. Движение начинает третий участник и т.д.

Задание выполняется 2-3 раза подряд. Выигрывает та команда, которая быстрее переползет за ориентир.

Вариант 1. Построившись в шеренги, команды принимают исходное положение — упор лежа на согнутых руках. Направляющие и замыкающие стоят лицом друг к другу. В руках у направляющих мячи. По сигналу игроки отжимаются в упор лежа и, поднимая таз, принимают положение упора согнувшись. Направляющий толчком двух рук перекатывает мяч по туннелю и ложится на пол. Замыкающий, поймав мяч, перебегает на место направляющего. В это время все остальные игроки сгибают руки, ложатся в и.п. Эстафета заканчивается, когда направляющий вернется на свое место.

Вариант 2. Те же условия, но и.п. – упор сидя сзади, а в момент проката мяча – упор лежа сзади.

«ДЕНЬ И НОЧЬ»

(игра средней подвижности)

Цель: обучать детей в умении бросать и ловить мяч.

У каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» — замереть в той позе, в которой застала ночь.

Игра проводится 3-4 минуты

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЦЫ»

(игра малой подвижности)

Цель: развивать способность к двигательной импровизации, двигательной находчивости, способность координировать действия при совместном решении двигательных задач.

По залу рассыпаются мелкие предметы: кусочки от резиновых ковриков, фломастеры, шарики, пластмассовые пробки и т.п. Играющие собирают их, захватывая пальцами ног (один предмет – правой ногой, другой – левой ногой), и берут в руки.

Когда все предметы собраны, играющие садятся на пол, и каждый раскладывает из того, что он собрал, какую-нибудь композицию (дома, цветы, корабли, лес

Указание: Не разрешается брать предметы с пола руками.

Усложнение: Правой ногой собирать предметы в левую руку, левой ногой – в правую руку.

«ПОМЕНЯЙСЯ МЕСТАМИ»

(игра малой подвижности)

Цель:

Дети становятся в круг. Инструктор предлагает поменяться местами тем детям, у кого есть что-нибудь одинаковое: светлые волосы, белые футболки, домашние животные и т.п. Например, инструктор говорит: «Пусть поменяются местами те, у кого есть велосипед». Дети меняются местами и т.д. Игра проводится 3-4 минуты.

«ГОРЯЧАЯ КАРТОШКА»

(игра средней подвижности)

Цель: формировать умение передавать мяч.

Играющие становятся в круг на расстоянии вытянутых рук. У двух игроков, стоящих на противоположных сторонах круга, — по мячу. По сигналу оба игрока начинают передавать мячи по кругу в одном направлении как можно быстрее, чтобы один мяч догнал другой. Когда у одного из игроков оказывается два мяча, игра начинается заново. Играют 4-5 минут, затем отмечают игроков, которые хорошо передавали мяч.

Указание : Мяч надо передавать каждому рядом стоящему, никого не пропуская. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и, вернувшись на свое место, передать соседу.

Усложнение:

  1. Мячи разной массы.
  2. Мячи разного размера.
  3. Количество мячей более двух.

«БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН»

(игра малой подвижности)

Цель: повысить творческую активность детей, пробудить фантазию, поднять настроение, развивать собранность, внимательность, умение управлять своими эмоциями и действиями, навыки коллективной и слаженной деятельности.

Преподаватель предлагает детям выполнить все движения, которые он называет, но сам при этом может показывать совершенно другие движения. Например, преподаватель говорит: «Руки в стороны!», в сам поднимает руки вверх и т.д. Игра проводится 2-3 минуты. Ее можно проводить как в кругу, так и в любом другом построении.

«ЗАМРИ»

(игра высокой подвижности)

Цель: обучать детей в умении ползать и бегать.

Одного ребенка выбирают «льдинкой», а остальные разбегаются в разных направлениях. «Льдинка» считает до 5, а затем догоняет убегающих. Когда до тех дотрагивается «льдинка», они замирают на месте в широкой стойке. Чтобы разморозить их, другие дети должны проползти между ногами замороженных. Игра проводится 2-3 раза по 2-3 минуты. Каждый раз выбирается новая «льдинка».

«РУЧЕЙКИ И ОЗЕРА»

(игра средней подвижности)

Цель : учить детей бегать и выполнять перестроения

Дети стоят в двух-трех колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне).

На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги озера. Выигрывают те дети, которые построят круг.