Достижения когнитивной психологии. Что такое когнитивная психология: основные идеи, терапия, упражнения. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Психология - это одна из самых молодых наук, которой не всегда уделяют должное внимание. Однако ее бурное развитие за последние годы просто невозможно. Но до сих пор ученые не считают ее единой наукой, ведь на сегодняшний момент она имеет множество направлений, которые выдвигают собственные теории организации и восприятия психической реальности человеком. Это мешает представителям разных направлений делиться знаниями и обогащать ими друг друга.

Когнитивная этого течения активно работают над его развитием, разрабатывая методологию) является тем направлением, которое более остальных интересует научный мир. И это вовсе не удивительно, ведь оно раскрывает человека как существо мыслящее и постоянно анализирующее свою деятельность. На этом основывается вся когнитивно-поведенческая психология, зародившаяся в середине прошлого века и до сих пор находящаяся в стадии активного развития. Из статьи читатели получат возможность поближе познакомиться с этим относительно новым течением в науке. А также узнать об основных представителях когнитивной психологии, ее положениях и задачах.

Общая характеристика нового направления

Когнитивная психология (представители этого направления сделали очень многое для его популяризации и постановки основных задач) на сегодняшний момент занимает довольно большой раздел в психологии как в науке. Само название этого течения образовалось от латинского слова, обозначающего «знание». Ведь именно на него чаще всего ссылаются представители когнитивной психологии.

Выводы, которые были сделаны данным научным течением, в дальнейшем стали широко использоваться в других дисциплинах. В первую очередь, конечно, психологических. К ним регулярно обращаются социальная психология, психология образования и психолингвистика.

Главное отличие данного направления от других - это рассмотрение психики человека как определенный набор схем, образующихся в процессе познания мира. Последователи и представители когнитивной психологии, в отличие от своих предшественников, уделяют большое внимание познавательным процессам. Ведь именно они дают необходимый опыт и возможность проанализировать ситуацию, чтобы принять правильное решение. В дальнейшем этот же алгоритм действий будет применяться в подобных ситуациях. Однако при изменившихся условиях поменяется и он. То есть поведение человека определяется не столько заложенными в него склонностями и воздействиями внешней среды, сколько мыслительными процессами и способностями.

Когнитивная психология и ее представители (У. Найссер, к примеру) считают, что все знания, полученные человеком при жизни, преобразовываются в некие схемы. Они хранятся в определенных ячейках памяти и извлекаются оттуда при необходимости. Можно сказать, что вся деятельность индивида происходит именно в этих рамках. Но нельзя считать, что они статичны. Познавательная деятельность происходит постоянно, а значит, регулярно появляются новые схемы и обновляются старые. Представители когнитивной психологии не рассматривают внимание как нечто обособленное. Его изучают в совокупности всех познавательных процессов, таких как мышление, память, восприятие и так далее.

История возникновения научного направления

Можно сказать, что своим возникновением когнитивная психология обязана американским ученым. Именно они в сороковые годы прошлого века проявили серьезный интерес к человеческому сознанию.

Со временем этот интерес породил большое количество исследовательских работ, экспериментов и новых терминов. Постепенно в психологию прочно входит понятие познания. Оно начинает выступать как определяющая не только человеческого сознания, но и практически всех его поступков. Конечно, это еще не была когнитивная психология. Найссер положил начало серьезным исследованиям в данном направлении, которые в дальнейшем начали перекликаться с работами других ученых. Они также ставили на первое место знания человека о самом себе и окружающем мире, позволяющие создавать новые поведенческие схемы и приобретать определенные навыки.

Интересно, что изначально данное направление сложно было считать однородным. Эта тенденция сохранилась до сих пор, ведь когнитивная психология не является единой школой. Скорее, ее можно описать как широкий диапазон задач, объединенных общей терминологией и методологией изучения. С их помощью описываются и объясняются определенные феномены психологии.

Когнитивная психология: основные представители

Многие считают это направление психологии уникальным, ведь оно практически не имеет основателя, вдохновившего других. Можно сказать, что разные ученые создавали приблизительно в одно и то же время научные труды, объединенные единой идеей. В дальнейшем они стали базовыми для нового направления.

Поэтому среди представителей когнитивизма нужно выделять несколько имен, внесших серьезный вклад в развитие этого течения. К примеру, Джордж Миллер и Джером Брунер организовали пятьдесят семь лет назад специализированный научный центр, который занялся изучением проблем и постановкой задач нового направления. К ним относятся память, мышление, язык и другие познавательные процессы.

Спустя семь лет после начала исследований У. Найссер опубликовал книгу, в которой подробно рассказал о новом направлении в психологии и дал его теоретическое обоснование.

Большой вклад в середине прошлого века внес в когнитивную психологию и Саймон. Ее представители, хочется отметить, зачастую начинали заниматься своими исследованиями совершенно случайно. В когнитивизм их приводил интерес к тем или иным сторонам человеческого сознания. Именно так произошло и с Он работал над созданием теории управленческих решений. Его очень интересовали процессы принятия решения и организационное поведение. Несмотря на то, что его научный труд был направлен на поддержание научной теории управления, его очень активно используют и представители когнитивной психологии.

Основные идеи

Чтобы более точно представлять себе, что входит в сферу интересов данного течения в психологии, необходимо обозначить его основные идеи:

  • Познавательные процессы. К ним традиционно относят мышление, память, речь, воображение и так далее. Помимо этого когнитивная психология рассматривает и эмоциональную сферу развития личности, ведь без нее невозможно создание поведенческих схем. В этом процессе принимает участие и интеллект, причем когнитивизм с большим интересом относится к изучению искусственного интеллекта.
  • Изучение познавательных процессов с точки зрения вычислительного устройства. Психологи проводят параллель между человеческими познавательными процессами и современными компьютерами. Дело в том, что электронное устройство собирает, обрабатывает, анализирует и хранит информацию практически так же, как психика людей.
  • Третья идея заключается в теории поэтапной обработки информации. Каждый человек работает с полученными данными в несколько этапов, большая часть этого процесса происходит бессознательно.
  • Выяснение емкости человеческой психики. Ученые считают, что она имеет определенный предел. Вот только от чего он зависит и насколько разнится у людей, на данный момент непонятно. Поэтому психологи пытаются отыскать механизмы, которые в дальнейшем позволят наиболее эффективно обрабатывать и хранить поступающую информацию.
  • Пятая идея заключается в кодировке всех обработанных данных. Когнитивная психология транслирует теорию о том, что любая информация получает особый код в человеческой психике и отправляется на хранение в определенную ячейку.
  • Одной из идей нового направления в психологи является необходимость проводить изыскания только с помощью хронометрических средств. В когнитивизме считается важным то время, которое человек тратит на поиски решения какой-либо поставленной задачи.

Перечисленные выше идеи лишь на первый взгляд кажутся очень простыми, в реальности они являются базой, на которой выстраивается сложная цепочка научных изысканий и исследований.

Когнитивизм: положения

Основные положения когнитивной психологии довольно просты и понятны даже человеку, далекому от науки. Примечательно, что главная цель данного направления заключается в нахождении объяснений человеческого поведения с точки зрения познавательных процессов. Ученые делают акцент не на заложенных чертах характера, а на опыте и знаниях, приобретенных в результате сознательной деятельности.

Основные положения когнитивной психологии можно представить в виде следующего списка:

  • изучение чувственного процесса познания мира;
  • исследование процесса присваивания людьми определенных качеств и характеристик другим индивидам;
  • изучение процессов памяти и создания определенной картины мира;
  • понимание бессознательного восприятия событий и так далее.

Мы решили не перечислять все положения данного научного течения, а выделили только основные. Но даже после их изучения становится понятно, что когнитивизм с разных сторон изучает процессы познания.

Методология

Практически любое исследование в рамках когнитивной психологии должно в первую очередь включать в себя лабораторный эксперимент. При этом выделяется ряд установок, чаще всего они состоят из трех компонентов:

  • все данные выделяются из ментальных образований;
  • поведение является следствием познания и опыта;
  • необходимость рассматривать поведение как нечто целостное и не расчленять его на составляющие элементы.

Особенности когнитивной психологии

Интересно, что ученые сумели выделить особую схему, которая и управляет поведением личности в определенных ситуациях. Когнитивисты считают, что первичным в познании человеком окружающего мира является впечатление. Именно чувственное восприятие запускает процессы, которые в дальнейшем преобразуют знания и впечатления в некую цепочку. Она регулирует поведение человека, в том числе и социальное.

Причем данные процессы находятся в постоянном движении. Дело в том, что человек стремится к внутренней гармонии. Но в связи с получением нового опыта и знаний личность начинает испытывать определенную дисгармонию. Поэтому стремится упорядочить систему и получить еще больше знаний.

Когнитивный диссонанс: определение

Стремление индивидуума к внутренней гармонии и переживаемый в этот момент дискомфорт в психологии называется «когнитивный диссонанс». Его испытывает в разные периоды жизни каждый человек.

Возникает он в результате противоречий между знаниями о ситуации и реальностью либо знаниями и поступками личности. При этом когнитивная картина мира нарушается, и возникает тот самый дискомфорт, толкающий человека на ряд поступков, чтобы вновь войти в состояние гармонии с собой.

Причины возникновения диссонанса

Как вы уже поняли, избежать этого состояния невозможно. К тому же причин его появления крайне много:

  • логическая непоследовательность;
  • несоответствия в поведении с образцами, принятыми за эталон;
  • противоречие ситуации прошлому опыту;
  • возникновение нарушений в привычной схеме когнитивного поведения.

Любой пункт списка может серьезно повлиять на поведение человека, который начинает активно искать пути выхода из неприятного для него состояния. При этом он рассматривает несколько возможных алгоритмов решения задачи.

Выход из когнитивного диссонанса

Как утверждают ученые, вариантов выхода довольно много. Но чаще всего человек выбирает следующие:

  • изменение поведенческой схемы на новую;
  • смена определенных элементов когнитивной схемы;
  • расширение схемы и включение в нее новых элементов.

Когнитивный подход: краткая характеристика

Ученых-когнитивистов очень интересует сознательное поведение человека. Именно оно становится основным предметом исследования научного направления. Но делается это с определенной точки зрения, чтобы как можно лучше раскрыть основные задачи, поставленные психологией.

Когнитивный подход позволяет понять, как именно человек воспринимает, расшифровывает и кодирует информацию, извлекаемую из окружающего мира. Так с помощью данного подхода раскрывается процесс сравнения и анализа полученных данных. В дальнейшем они помогают принимать решения и создавать поведенческие схемы.

Психология личностных конструкторов

Нельзя рассматривать когнитивизм без теории личностных конструкторов. Она является базовой при изучении поведения людей в разных ситуациях. Если описывать ее кратко, то можно сказать, что люди, воспитанные и живущие в разных условиях, не могут воспринимать и оценивать действительность одинаково. Поэтому при попадании в равные условия они зачастую абсолютно по-разному воспринимают ситуацию и принимают неодинаковые решения.

Это доказывает, что личность выступает в роли исследователя, который опирается только на свои знания, и это позволяет ей отыскать верное решение. К тому же индивид может просчитывать последующие события, вытекающие из принятого решения. Таким образом, образуются определенные схемы, называемые личностными конструкторами. Если они оправдывают себя, то в дальнейшем продолжают использоваться в идентичных ситуациях.

Теория Альберта Бандуры

Еще до появления когнитивной психологии ученый разработал теорию, которая сейчас легла в основу научного направления. Теория основывается на том, что основные познания об окружающем мире возникают в процессе наблюдения.

Бандура утверждал в своих трудах, что в первую очередь социальная среда дает личности стимул для роста. Из нее черпаются знания и выстраиваются первые цепочки, которые в дальнейшем будут выступать в роли регулятора поведения.

При этом благодаря наблюдениям человек может предугадать, каким образом его действия скажутся на других людях. Это позволяет самому регулировать себя и менять модель поведения в зависимости от той или иной ситуации.

В данной теории знания и способность к саморегуляции являются превалирующими по отношению к интуиции и заложенными от природы инстинктами. Все перечисленное как нельзя лучше перекликается с основными положениями когнитивизма. Потому самого Альберта Бандуру часто причисляют к основателям нового направления в психологии.

Когнитивная психология - это очень интересное научное течение, которое позволяет лучше понять человека и мотивы, побуждающие его поступать в соответствии с теми или иными правилами.

Лекция 29. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.

Вопросы лекции:

Предпосылки возникновения когнитивной психологии. Начиная с конца 40-х гг. в западной психологии, прежде всего, в американской, намечается возрастание интереса к проблематике сознания. Это выражается в изменении характера публикаций, в росте числа исследовательских работ по данному направлению и связанном с этим росте концепций; а также в популярности данной тематики среди студентов психологических факультетов.

Одновременно внутри психологической науки складываются предпосылки возникновения нового направления, ориентированного на изучение познавательных процессов . Внутри бихевиоризма Э. Толмен способствовал отказу от жесткой схемы S - R и вводит в психологию понятие познания как важной детерминанты поведения. Гештальт-психология также вносит значительные изменения в методологический и концептуальный аспекты психологической науки. Современные когнитивные теории тесно связаны с гештальт-теориями и в терминологической, и в методологическом плане. Наконец, работы Ж. Пиаже способствовали росту исследовательского интереса к проблемам интеллекта и познания .

У когнитивного направления в психологии нет “отца-основателя”, как, например, у психоанализа. Однако мы можем назвать имена ученых, которые заложили своими работами фундамент когнитивной психологии. Джордж Миллер и Джером Брунер в 1960 г. организовали Центр когнитивных исследований, где разрабатывали широкий круг проблем: язык, память, перцептивные процессы и процессы образования понятий, мышление и познание. Ульрик Найссер в 1967 г. опубликовал книгу “Когнитивная психология ”, в которой попытался конституировать новое направление в психологии.

Основные положения когнитивной психологии. Современный когнитивизм трудно определить как единую школу. Широкий спектр концепций, относимых к данной ориентации, объединяет известная общность теоретических источников и единство концептуального аппарата, посредством которого описывается достаточно четко определенный круг феноменов.

Основная цель этих концепций - объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения. Основные направления исследований:

г) изучение построения когнитивной картины мира;


Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент . Основные методологические установки исследователей следующие:

1. источник данных - ментальные образования;

2. познание определяет поведение;

3. поведение как молярный (целостный) феномен;

Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.

Основные понятия направления: когнитивная организация - процесс организации когнитивной структуры, осуществляющийся под воздействием внешнего стимула (или воспринятого внешнего стимула); frame of reference - “понятийная рамка ”, масштаб сравнения (рассмотрения) воспринятых объектов; понятие образа (целого), понятие изоморфизма (структурного подобия между материальными и психическими процессами), идея господства “хороших” фигур (простых, уравновешенных, симметричных и т.д.), идея поля - взаимодействия организма и среды .

Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.

Основные научные теории когнитивной психологии. Теория структурного баланса Фрица Хайдера . Основное положение этой теории гласит: люди склонны развивать упорядоченный и связный взгляд на мир; в этом процессе они строят некую “наивную психологию”, стремясь понять мотивы и установки другой личности. Наивная психология стремится к внутреннему балансу воспринимаемых человеком объектов, внутренней непротиворечивости. Дисбаланс вызывает напряжение и силы, которые ведут к восстановлению баланса. Баланс, согласно Хайдеру, это не состояние, которое характеризует реальные отношения между объектами, но только восприятие человеком этих отношений. Основная схема теории Хайдера: Р - О - Х, где Р - воспринимающий субъект, О - другой (воспринимающий субъект), Х - объект, воспринимаемый и Р и О. Взаимодействие этих трех элементов составляет некоторое когнитивное поле, и задача психолога заключается в том, чтобы выявить, какой тип отношений между этими тремя элементами является устойчивым, сбалансированным, и какой тип отношений вызывает чувство дискомфорта у субъекта (Р) и его стремление изменить ситуацию.

Теория коммуникативных актов Теодора Ньюкома распространяет теоретические положения Хайдера на область межличностных отношений. Ньюком полагал, что тенденция к балансу характеризует не только интраперсональную, но и интерперсональную системы отношений. Основное положение этой теории выглядит следующим образом: если два человека позитивно воспринимают друг друга, и строят какие либо отношения к третьему (лицу или объекту), у них возникает тенденция развивать сходные ориентации относительно этого третьего. Развитие этих сходных ориентаций может быть усилено за счет развития межличностных отношений. Консонантное (сбалансированное, непротиворечивое) состояние системы возникает, как и в предыдущем случае, когда все три отношения позитивны, либо одно отношение позитивно и два негативны; диссонанс возникает там, где два отношения позитивны и одно негативно.

Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера является, пожалуй, наиболее известной широкому кругу людей когнитивной теорией. В ней автор развивает идеи Хайдера, касающиеся отношений баланса и дисбаланса между элементами когнитивной карты мира субъекта. Основное положение этой теории следующее: люди стремятся к некоторой внутренней согласованности как к желаемому внутреннему состоянию. В случае возникновения противоречия между тем, что человек знает, или между тем, что он знает и тем, что он делает, у человека возникает состояние когнитивного диссонанса, субъективно переживаемое как дискомфорт. Это состояние дискомфорта вызывает поведение, направленное на его изменение - человек стремится вновь достичь внутреннего непротиворечия.

Диссонанс может возникать:

1. из логической непоследовательности (Все люди смертны, но А будет жить вечно.);

2. из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам (Родитель кричит на ребенка, зная, что это нехорошо.);

3. из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений (Коммунист на выборах президента голосует за Путина (или Жириновского);

4. из несоответствия данного когнитивного элемента прошлому опыту (всегда нарушал правила дорожного движения - и ничего; а сейчас оштрафовали!).

Выход из состояния когнитивного диссонанса возможен следующим образом:

1. через изменение поведенческих элементов когнитивной структуры (Человек престает покупать продукт, который, по его мнению, слишком дорогой (некачественный, немодный и т.д.);

2. через изменение когнитивных элементов, относящихся к среде (Человек продолжает покупать некоторый продукт, убеждая окружающих, что это - то что надо.);

3. через расширение когнитивной структуры таким образом, чтобы в нее вошли ранее исключавшиеся элементы (Подбирает факты, свидетельствующие о том, что вот В, С и Д покупают такой же продукт - и все отлично!).

Теория конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума описывает дополнительные возможности выхода из ситуации когнитивного диссонанса. Согласно этой теории, возможны другие варианты выхода из состояния диссонанса, например, через одновременное изменение отношения субъекта и к другому субъекту, и к воспринимаемому объекту. Делается попытка предсказания изменений отношений (аттитюдов), которые произойдут у субъекта под влиянием стремления восстановить консонанс внутри когнитивной структуры.

Основные положения теории : а) дисбаланс в когнитивной структуре субъекта зависит не только от общего знака отношений, но и от их интенсивности; б) восстановление консонанса может быть достигнуто не толь за счет изменения знака отношения субъекта к одному из элементов триады “Р,О,Х”, но и путем одновременного изменения и интенсивности и знака этих отношений, причем - одновременно к обоим членам триады.

Исследования в области психологии и этики делового общения, проводимые в странах Запада, опираются на те или иные положения существующих там направлений общей и социальной психологии при решении теоретических и методологических проблем. Для этого используются основополагающие положения таких направлений, как бихевиоризм, когнитивная психология, гештальтпсихология, теория поля, психоанализ, гуманистическская психология, интеракционизм. Тот общий переворот во взглядах и принципиальных воззрениях на существо, предмет и методы психологической науки, который особенно острые и яркие формы принял сейчас в России, не может, конечно, пройти бесследно и незаметно и для всей прикладной области психологии. Если в области теоретического знания происходит коренная ломка старых понятий и представлений, фундаментальная перестройка идей и методов, то в дисциплинах прикладных, представляющих ответвления от общего ствола, так что неизбежны те болезненные и плодотворные процессы разрушения и перестроения всей научной системы. Перестройка психологических идей, происходящая сейчас, непосредственным образом вызывает коренной поворот в научных взглядах на самое существо педагогического процесса. Можно сказать, что здесь впервые воспитание раскрывается в своей истинной сущности для науки, что впервые здесь педагог обретает почву для того, чтобы говорить не о догадках и метафорах, а о точном смысле и научных законах воспитательной работы.

1. Характеристика сущности бихевиоризма как науки изучающей поведение объективным путем

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., считающее предметом психологии поведение, которое понимается как совокупность физиологических реакций индивида на внешние стимулы. Влиятельным направлением в психологии, которому приписывается «революционное» значение, стал в начале ХХ века бихевиоризм (от английского слова behaviour-поведение) или психология поведения. Его экспериментальной предпосылкой стали исследования поведения животных, которое проводил Э. Торндайк (1874-1949). Многие из его выводов были учтены при объяснении поведения человека. Он считал, что педагогика должна опираться на психологию поведения. Э. Торндайк является основоположником психологии поведения и объективной психологии. Он рассматривает человеческую психику и поведение как систему реакций организма на внутренние и внешние раздражители.

В 1913 г. Джон Уотсон (1878-1958) сформулировал основные принципы поведенческой психологии. Главный принцип - это изучение не самого себя, а изучение поведения соседа. Таким образом, человек объясняет свое собственное поведение. Уотсон считал, что изучение самого себя - это субъективная оценка, а бихевиоризм исследует психологические явления объективно. Поэтому, следует изучать поведение других людей и их реакцию на воздействия внешней среды, т.е. стимулов. В этом и есть сущность и значение бихевиоризма. Многие его положения объясняют влияние внешних факторов на поведение людей их деятельность и межличностное общение.

Предметом изучения бихевиористов были поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие «реакция», к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность.

В качестве описательной и объяснительной Д. Уотсон предложил схему S-R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S) порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (r), и, что важно, в представлениях классического бихевиоризма, характер реакции определяется только стимулом. С этим представлением была связана и научная программа Уотсона - научиться управлять поведением. В самом деле, если реакция определяется стимулом, то достаточно подобрать нужные стимулы, чтобы получить нужное поведение. Следовательно, нужно проводить эксперименты, направленные на выявление закономерностей, по которым формируются стимул-реактивные связи, организовать тщательный контроль ситуаций, регистрацию поведенческих проявлений в ответ на воздействие стимула.

Принципы классического бихевиоризма выглядят упрощенно. В дальнейшем экспериментальная практика не подтвердила правомерность исходной схемы как универсальной: в ответ на воздействие одного и того же стимула могут следовать разные реакции, одна и та же реакция может побуждаться различными стимулами. Зависимость реакции от стимула не подвергалось сомнению; однако встал вопрос о том, что есть нечто, определяющее реакцию, помимо стимула, точнее - во взаимодействии с ним. Исследователи, развивавшие идеи Уотсона, предложили ввести в рассуждение еще одну инстанцию. Обозначаемую обычно понятием «промежуточные переменные», имея в виду некоторые события в организме, на который воздействует стимул и которые, не являясь в строгом смысле реакцией (т.к. их нельзя объективно зафиксировать) также определяют ответную реакцию. (Схема S-O-R).

Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер, предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Это не означает свободы поведения (хотя в рамках его подхода и обсуждается проблема «самопрограммирования» человека); в общем случае имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, но вероятные последствия поведения управляют субъектом.

Соответственно, можно управлять поведением, вознаграждая (т. е. положительно подкрепляя) определенные способы поведения и тем самым делая их более вероятными; на этом основана предложенная Скиннером идея программированного обучения, предусматривающая «пошаговое» овладение деятельностью с подкреплением каждого шага.

Особым направлением в рамках бихевиоризма является социобихевиоризм, наиболее активно формировавшийся в 60-е гг. Новым по отношению к тому, о чем мы говорили, выступает представление о том, что человек может овладевать поведением не через собственные пробы и ошибки, но, наблюдая за опытом других и теми подкреплениями, которые сопутствуют тому или иному поведению («научение через наблюдение», «научение без проб» Это важное отличие предполагает, что поведение человека становится когнитивными, т.е. Включает непременный познавательный компонент, в частности, символический. Этот механизм оказывается важнейшим в процессе социализации, на его основе формируются способы реализации агрессивного и кооперативного поведения. Это можно проиллюстрировать экспериментом ведущего психолога этого направления канадца Альберта Бандуры.

Представители необихевиоризма Эдуард Чейс Толмен (1886-1959) и Кларк Леонард Холл (1884-1952) попытались с позиций методологии бихевиоризма объяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов» - внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом они исходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие же объективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнему наблюдению стимулов и реакций. Однако, их концепция оказалась малоубедительной именно в научном отношении и в значительной степени утратила свое влияние. Произошел возврат к классическому бихевиоризму, особенно выразившемуся в работах Берреса Фредерика Скиннера (р. 1904).

2. Основные положения когнитивной психологии. Когнитивные теории.

Позиции бихевиористов были подвергнуты критике представителями когнитивной психологии. Они исходят из того, что поведение человека определяется как воздействием на него условий внешней среды, так и его мыслительными способностями. Слово «когнитивность» происходит от латинского соgпоsсеге и означает познавать, знать.

Начало этому направлению положило исследование У. Нейсера. Идеи когнитивной психологии, раскрывающей роль сознания людей в их поведении, были обоснованы также в трудах американских психологов Дж. Келли , Дж. Роттера, А. Бандуры и других представителей этого направления. Основной проблемой для них является «организация знания в памяти субъекта». Они считают, что знания человека организованы в определенные понятийные схемы, в рамках которых он мыслит и действует. Утверждается, что «восприятие, память, мышление и другие познавательные процессы определяются схемами так же, как и устройство организма генотипом».

Когнитивный подход в исследовании сознательного поведения человека заключается в стремлении понять, каким образом мы расшифровываем информацию о реальной действительности и организуем ее, с тем, чтобы проводить сравнения, принимать решения или разрешать проблемы, встающие перед нами каждую минуту.

Психология личностных конструктов - это один из вариантов когнитивного подхода к изучению поведения, разработанный в теории Джорджа Келли (1905-1967). Ее исходная предпосылка заключается в том, что разные люди по-разному осознают и оценивают явления действительности и принимают в связи с этим неодинаковые, альтернативные решения, позволяющие им выполнять их насущные задачи. Такой подход характеризуется как конструктивный альтернативизм. Ученый обосновывает положение об избирательном характере поведения человека, который из ряда альтернативных возможностей выбирает вполне определенные, с его точки зрения наиболее оптимальные в той или иной ситуации. В данном случае человек выступает как исследователь, выдвигающий разного рода «рабочие гипотезы» относительно действительности и выбора возможного варианта своего поведения. Такой подход помогает не только правильно вести себя в настоящий момент, но и предвидеть ход событий, а также контролировать свое поведение. При этом он «контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов. Как утверждает Дж. Келли, любой человек осмысливает и оценивает явления внешней среды и определяет варианты своего повеления, исходя из конструируемых им понятийных схем или моделей, которые он называет личностными конструктами. Личностный конструкт характеризуется им как «устойчивый способ, которым человек осмысливает какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста».

Келли отмечает, что если тот или иной личностный конструкт или понятийная схема оправдывает себя при оценке реальности и выборе поступка тем или иным человеком, то он исходит из нее и далее. Если же нет, он отвергает ее и конструирует другую. Подчеркивается, что личностные конструкты не хаотично теснятся в сознании человека, а определенным образом организованы и функционируют в той или иной системе. Речь идет об их иерархической, или «пирамидальной», организации, так что одни из них находятся «в подчиняющей», а другие - «в подчиненной» позиции относительно других частей системы.

Всесторонне обосновывается положение о том, что система личностных конструктов (понятийных схем), формирующаяся в процессе сознательного взаимодействия человека с внешней природной и социальной средой, определяет его широкие альтернативные возможности в выборе своих поступков и тем самым расширяет диапазон его свободы. В теории личностных конструктов Дж. Келли «люди представлены как свободные и зависящие от своего собственного поведения». Ряд содержательных положений высказаны А. Бандурой и Дж. Роттером в рамках их социально-когнитивного подхода в изучении психики людей и их поведения.

Научение через наблюдение - главная идея теории Альберта Бандуры (р. 1925). Речь идет о том, что мыслительные способности человека развиваются в процессе наблюдения им явлений внешней, прежде всего социальной среды. И он действует в соответствии со своими наблюдениями. Бандура обосновывает способность человека. К саморегуляции, в частности, к тому, чтобы, действуя в соответствии с обстановкой, учитывать характер влиянии своих действий на других людей и их возможные реагирования на эти действия. Тем самым появляется возможность предвидеть последствия собственных действий и самому регулировать, соответственно менять свое поведение.

Большое значение в сознательном поведении личности, кроме наблюдений, ученый отводит таким проявлениям сознания человека, как внимание и мотивы, побуждающие его действовать в том или ином направлении. Речь идет о побудительной мотивации поведения людей, вытекающей из их потребностей, интересов, целей и т.д. Оценивая прошлый опыт успехов и неудач в попытке достичь желаемых результатов, человек сам выстраивает свое поведение в соответствии со своими потребностями и интересами.

Вполне определенно А. Бандура «отдает приоритет сознательному мышлению над бессознательными детерминантами поведения». Другими словами, он ставит осмысленные цели над инстинктами или интуицией. Тем самым повышается возможность самоконтроля в поведении и деятельности людей, в том числе учет того, насколько поведение того или иного человека отвечает условиям внешней среды и насколько оно может быть эффективным для его социального самоутверждения. Ставится и решается проблема разработки про граммы самоконтроля и ее выполнения.

В своей теории социального научения Джулиан Роттер (р.1916) исследует проблему влияния на развитие психики человека социальных факторов, прежде всего его взаимоотношений с другими людьми. Исследуется влияние социальных ситуаций на развитие сознании и самосознания человека, в том числе на формирование сознательных мотивов его поведения.

Дж. Роттер ввел в науку психологии личности понятие потенциал поведения, выражающее вероятность того или иного ее поведения в зависимости от характера воздействия на нее внешних социальных факторов. В этом он солидаризируется с мнением А. Бандуры, утверждающего, что сознание человека, определяющее его поведение, в немалой степени формируется под влиянием внешних обстоятельств, прежде всего социальных. При этом указывается на роль данных обстоятельств в формировании целей деятельности и всей системы внутренней мотивации того или иного человека.

Заключение

Бихевиоральный подход к личности, поддержанный Б.Ф. Скиннером, касается открытых действий людей в соответствии с их жизненным опытом. Скиннер утверждал, что поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Он категорически отвергал идею о внутренних "автономных" факторах в качестве причины действий человека и пренебрегал физиолого-генетическим объяснением поведения. Скиннер признавал два основных типа поведения: респондентное поведение, как ответ на знакомый стимул, и оперантное поведение, определяемое и контролируемое результатом, следующим за ним. Работа Скиннера сосредоточена почти полностью на оперантном поведении. При оперантном научении организм действует на окружение, производя результат, который влияет на вероятность того, что поведение повторится. Оперантная реакция, за которой следует позитивный результат, стремится повториться, в то время как оперантная реакция, за которой следует негативный результат, стремится не повторяться. По Скиннеру, поведение наилучшим образом можно понять в терминах реакций на окружение.

Говорить о психологии как единой науке на современном этапе достаточно трудно: каждое направление предлагает свое понимание душевной жизни, выдвигает свои объяснительные принципы и соответственно концентрирует усилия на анализе определенных аспектов того, что понимает под психической реальностью. Вместе с тем в последнее время наблюдается сближение ряда направлений - или хотя бы тенденция к большей терпимости их по отношению друг другу, что означает возможность диалога и взаимообогащения.

Список литературы

  1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. - 5изд.,- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических заведений. В 2-х кн.- М.: Просвещение - Владос, 1994.
  3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений.- М.: Академия, 1998.
  4. Психологический словарь (Под ред. Зинченко В.П., Мещерякова Б.Г. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

Кратко ознакомимся с идеями когнитивной психолгии: в чём состоит её смысл и идеи.

Когнитивная психология - это современное (не спешите плеваться и закрывать статью ) направление психологии, изучающее познавательные процессы. Слово «когнитивная» и есть, в переводе с латинского (cognitiо ), познавательная.

Самое время упомянуть об очень популярном ныне выражении когнитивный диссонанс , что подразумевает психический дискомфорт от столкновения противоположных представлений о чём либо. Например, у бабули, взращенной на советских традициях, может случится чудовищный когнитивный диссонанс, если наша ушлая молодежь не уступит ей место в общественном транспорте. А народ продвинутый часто ловит диссонансы, когда умнейший с виду человек, которого мы считали гуру во всех вопросах, ошибается в вопросах однозначных для любого школьника.

Вернёмся к сути, перечислим основные идеи когнитивной психологии:

  1. Основными объектами изучения являются познавательные процессы : память, мышление, восприятие, внимание, речь, воображение. Кроме того она рассматривает распознавание образов, психологию развития, эмоциональная сферу личности, человеческий и искусственный интеллект.
  2. Основная идея когнитивной психологии - изучение и анализ познавательных процессов как функций вычислительного устройства . Грубо говоря, психологи рассматривают познавательные процессы человеческой психики так же, как электронщик изучает компьютер. Компьютер выполняет операции связанные с получением, сохранением в память, обработкой и выдачей информации. Познавательные функции человеческой психики выполняют, по сути, ту же самую работу.
  3. Из второй идеи, следует третья - информация в психике обрабатывается поэтапно . Все стимулы полученные из внешнего мира проходят цепочку порядковых превращений.
  4. Предположение о предельной емкости психических систем обработки данных. Отсюда становится ясным и направлении деятельности, цель работы когнитивных психологов. Главная задача - найти максимально эффективные и естественные методики работы с поступающей в психику информацией.
  5. Данные , поступившие через познавательные процессы в психику, кодируются и отражаются в ней особым образом.
  6. Изыскания осуществляются хронометрическими средствами . Оценивается точное время ответа на предложенную задачу или скорость реакции на сигнал. Интроспективные (самонаблюдение за психическими процессами, без использования инструментов и стандартов) технологии отрицаются, как не отличающиеся необходимой точностью.

Делаем вывод, что когнитивная психология является современной в хорошем смысле слова - это не новомодный экспресс-тренинг избавляющий от всех проблем, а заодно и от адекватности. Когнитивная психология есть серьёзнейшая отрасль научной психологии, изучающая познавательные процессы психики, и на доказательной основе делающая из этого выводы.

Название «когнитивная психология» происходит от англ, cognition - познание. Данный подход, сформировавшийся в 60-е гг. XX в. возвращает психологию к тематике ранних этапов, когда основной проблемой была проблема познания, а центральным понятием - понятие «разум» (или «высшие психические процессы») . Речь идет преимущественно об Античности и Новом времени, но с уверенностью можно сказать, что познавательные процессы были ключевой темой психологии на протяжении всей ее истории.

Предметом когнитивной психологии являются все познавательные процессы от ощущений и восприятий до внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Она изучает то, как люди получают информацию о мире, каковы представления человека об этой информации, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, и как эти знания влияют на поведение человека . Методы когнитивной психологии - это преимущественно эксперимент, наблюдение.

Значимыми предшественниками когнитивной психологии были: Вундт и структуралисты, экспериментально исследовавшие сенсорные процессы; американские функционалисты, искавшие ответы на вопрос о том, как психика помогает адаптироваться к реальности; гештальтисты, изучавшие структуру проблемного поля, проблемы восприятия и мышления; представители вюрцбургской школы, впервые начавшие экспериментальное иссле дование процесса мышления.

Рис. 10.19.

Наиболее важной фигурой в этом ряду является фигура швейцарского психолога Жана Пиаже (1896-

1980). Пиаже, биолог по образованию, начал исследования детского мышления в 20-е гг. XX в.

Работая ассистентом в психологической лаборатории в Сорбонне под началом А. Вине и проводя тестирование интеллекта детей с помощью «метрической шкалы интеллектуального развития», молодой Пиаже (рис. 10.19) обратил внимание не на успешность, а на типичные ошибки, которые совершают дети определенного возраста, отвечая на вопросы теста.

Первые работы Пиаже касались исследования отдельных элементов детского мышления: «Речь и мышление ребенка» (1923), «Суждение и умозаключение у ребенка» (1924), «Представление ребенка о мире» (1926), «Физическая причинность у ребенка» (1927). Они написаны по результатам исследований спонтанных речевых реакций детей в свободной беседе. Из наблюдений и последующих экспериментальных исследований детского мышления сформировалась Женевская школа генетической психологии, родились концепция интеллекта как инструмента поддержания равновесия индивида в среде и замечательная теория этапов когнитивного развития детей .

60-е гг. XX в. были периодом бурного развития вычислительной техники, на смену метафоре «часов», характерной для XVII в., в психологию пришла метафора «компьютера» . Возникает понятие «информация» и попытки описать познавательную деятельность человека с помощью компьютерной метафоры. Понятийный аппарат психологии наполнился новыми терминами, такими как «информационный вход» и «выход», «бит информации», «информационная емкость канала», «помехи при передаче информации», «человек как источник и получатель информации», «обратная связь», «искусственный интеллект» и др.

В атмосфере нового духовного климата рождаются теории, которые ставят целью изучить и описать познавательные процессы человека с использованием новой терминологии.

Одним из первых психологов-когнитивистов был американский психолог Ульрих Найссер (1928-2012), который первоначально выбрал предметом своего интереса физику. Под влиянием книги К. Коффки «Принципы гештальтпеихологии» он продолжил образование у В. Келера, а защитив докторскую диссертацию, начал работать под началом А Маслоу. В 1967 г. выпустил книгу под названием «Когнитивная психология», где дал определение нового подхода, и в один прекрасный момент обнаружил, что его называют «отцом когнитивной психологии» . Найссер определил познание как процесс, при помощи которого входящие сенсорные сигналы подвергаются трансформации, редукции, обработке, накоплению, воспроизведению и в дальнейшем используются. В 1976 г. выходит вторая крупная работа Найссера «Познание и реальность» (рус. перевод 1981), в которой автор подвергает серьезной критике увлеченность американской психологии бихевиоризмом и опасается, что в скором времени наука о поведении будет широкомасштабно использоваться в целях манипулирования людьми. В данной работе Найссер также обсуждает тему экологической валидности психологических экспериментов. Он пишет, что в современных исследованиях когнитивных процессов обычно используется абстрактный, дискретный стимульный материал, далекий от культуры и реальных обстоятельств повседневной жизни. Это несовпадение предъявляемых в эксперименте задач с теми, которые приходится решать человеку в жизни, наводит Найссера на мысль об «экологической инвалидности» моделей современных экспериментов . Одно из основных понятий концепции У. Найссера - понятие «перцептивная схема». Под схемой понимается внутренняя структура, которая складывается у человека по мере накопления опыта, она средство избирательного извлечения информации из внешнего мира и сама меняется под влиянием получаемой информации. Найссер считает, что основным познавательным процессом является восприятие (перцепция), которое порождает другие виды психической активности (базовый тезис эмпирической психологии). С точки зрения биологии, схема - это часть нервной системы с ее периферическим и центральным звеньями. У организма много схем, связанных друг с другом сложным образом. Например, мотивы - это тоже схемы, которые принимают информацию и направляют действия в более крупном масштабе.

Другим представителем когнитивной психологии является Джордж Миллер (1920-2012), который начинал как специалист в области речевой коммуникации, а затем вместе с Джеромом Брунером создает цент когнитивных исследований при Гарвардском университете. Миллер занимался компьютерным моделированием процесса мышления, теорией информации и применением статистических методов для изучения процесса научения.

Джером Брунер (1915-2016) - один из видных представителей когнитивной психологии и последователь Ж. Пиаже. Получил образование и первоначально работал в США (Гарвардский университет), с 1972 г. - в Великобритании (Оксфордский университет). В ранних работах 1940-х гг. обобщил свой опыт исследования процесса восприятия у беженцев из фашистской Германии. Итогом этих исследований стал вывод, что восприятие людей, переживших сильный стресс, искажает реальность. В частности Брунер показал, что, чем большая субъективная ценность приписывается предмету, гем больше кажется его физическая величина, что стресс приводит к тому, что нейтральные слова воспринимаются как угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от личного опыта он вводит понятие «социальное восприятие». В работе «Исследование когнитивного роста» (1966) Брунер выделяет три формы знания, которые соответствуют трем этапам когнитивного развития и трем формам представления детьми реальности:

  • в возрасте до трех лет отображение реальности осуществляется в виде имитирующих действий. Например, ребенок не может объяснить, как птица машет крыльями при полете, но может показать, как она это делает;
  • в возрасте трех - семи лет ребенок способен создавать образы, которые могут отражаться в рисунках или храниться в воображении;
  • после семи - восьми лет дети способны пользоваться символами, которые предполагают наличие абстрактного мышления.

Брунер считает, что сущность образовательного процесса - это обеспечение инструментов и методов для перевода опыта человека в символы и упорядочивания их. В переведенной на русский язык книге «Психология познания» (1977) Брунер исследует процесс восприятия как акт категоризации, феномены неадекватного восприятия и культурные различия в восприятии (зрительное восприятие гарпунщиков рыбы, которые воспринимают цель через искажающую призму - толщу воды; сортировка шкур оленеводами по специфике узора и др.). Процесс мышления автор понимает как процесс формирования понятий и с целью его исследования модифицирует известную экспериментальную процедуру Нарцисса Аха, широко известную в отечественной литературе как методика образования искусственных понятий.