Детские исследовательские работы поэт василий федоров. Стихи о любви. «по главной сути…»

Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой город»

Тема недели «Мой город»

Занятие 43. На моей улице

(Рисование угольным карандашом)

Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным карандашом контуры многоэтажных и одноэтажных домов. Закреплять знания об основных частях здания (стена, крыша, окно, дверь, балкон). Учить создавать городской пейзаж.

Демонстрационный материал. Картины с изображением деревянной и белокаменной Москвы, фотографии современного Кремля и московских улиц (для жителей Москвы).

Раздаточный материал. Бумага для акварели, угольные карандаши, ватные тампоны.

Ход занятия

Расскажите детям об основании города Москвы (или города, в котором живут дети):

«Основание Москвы связано с русским князем Юрием Долгоруким. Раньше это было обыкновенное село Кучково, т. к. жил в нем боярин Степан Кучка. Там на высоком холме князь Юрий Долгорукий встречался с другим князем, чтобы заключить союз. Место на берегу реки Москвы так понравилось Юрию Долгорукому, что он решил присоединить эти земли к своим и построить небольшую деревянную крепость. По приказу князя село Кучково стало называться Москвой (по имени реки).

Прошло много-много лет, и на месте деревянной крепости был возведен белокаменный Кремль (покажите картины с изображением белокаменного кремля). А еще через какое-то время был построен Кремль из красного кирпича (покажите фотографию).

С тех пор Москва сильно изменилась: стоят высотные дома, по улицам ездят машины, автобусы, трамваи (покажите фотографии современных московских улиц). А ведь когда-то здесь была маленькая деревянная крепость, да два десятка домов стояли на берегу реки».

Спросите детей, видели ли они Московский Кремль.

– Сегодня мы с вами нарисуем современную улицу: с высокими и низкими домами. А рисовать будем углем.

Познакомьте детей с особенностями угольных карандашей: они очень хрупкие, поэтому рисовать ими следует без сильного нажима, легко. Чтобы рисунок не смазывался, под кулачок правой руки желательно класть салфетку.

Предложите начать с дороги – прямой горизонтальной линии в нижней части листа. На ней расположить дома в виде широких и узких, высоких и низких прямоугольников. Закрашивать дома не надо, можно слегка затемнить окна.

В конце занятия опрыскайте работы детей лаком для волос.

Рассмотрите с детьми изображенные ими улицы, подчеркните наиболее удачные моменты.

Спросите, понравилось ли детям рисовать угольными карандашами.

Занятие 44. Строительство в нашем городе

(Свободный выбор материала)

Программное содержание. Учить самостоятельно придумывать сюжет, рисовать незаконченный дом, подъемный кран, строителей. Развивать чувство композиции. Закреплять умение использовать разные материалы для создания выразительного рисунка.

Раздаточный материал. Альбомные листы, простые карандаши, гуашевые и акварельные краски, восковые и пастельные мелки, цветные карандаши, кисти, палитры, баночки с водой, тряпочки.

Ход занятия

Прочитайте детям стихотворение А. Деружинского «Кран»:

Спросите детей:

– Это стихотворение называется «Кран», а как по-другому его можно было назвать? (Стройка, новый дом и т. д.)

Предложите подумать и изобразить строительство нового дома сначала простым карандашом, а затем оформить работу в цвете. Желательно, чтобы дети нарисовали не только недостроенный дом, но и кран, строителей.

Из книги Лепка и аппликация с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Цветы» Занятие 8. Ромашка в вазе(Цветная и белая бумага. Аппликация из вырезанных частей предмета)Программное содержание. Продолжать учить вырезать симметричные силуэты из сложенной пополам бумаги. Закреплять умение вырезать круги из квадратов и разрезать

Из книги Рисование с детьми 6-7 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Строительство дома(Лепка из пластилина)Программное содержание. Формировать у детей умение лепить дом из скатанных столбиков, накладывая их друг на друга и прочно соединяя между собой. Закреплять умение пользоваться стекой. Развивать

Из книги Рисование с детьми 4-5 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой город» Занятие 22. Кремль(Яичная скорлупа. Имитация фрески)Программное содержание. Познакомить детей с историей создания Кремля. Продолжать учить самостоятельно придумывать содержание работы. Учить намечать силуэты простым карандашом. Продолжать учить

Из книги Лепка с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мой дом» Занятие 41–42. Домики трех поросят (часть 1–2)(Рисование пастельными мелками, сангиной, углем, восковыми мелками)Программное содержание. Продолжать учить делать иллюстрации к сказкам. Развивать способность располагать предметы на листе бумаги. Учить

Из книги Рисование с детьми 5-6 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Посуда» Занятие 9. Чашка(Рисование ватными палочками. Гуашь)Программное содержание. Учить детей крупно рисовать предмет посуды с натуры простым карандашом, располагая его на всем листе. Учить самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками

Из книги Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Мебель» Занятие 11. Одеяло для Ванюшки(Рисование фломастерами)Программное содержание. Учить детей украшать предмет прямоугольной формы цветными полосками, чередуя их по цвету. Учить понимать и анализировать содержание потешки. Воспитывать доброжелательное

Из книги Рисование с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий автора Колдина Дарья Николаевна

Тема недели «Одежда» Занятие 12. Моя зимняя шапка(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Учить детей рисовать шапку простым карандашом; закрашивать гуашью разных цветов. Развивать мышление, внимание.Материал. Большой лист с нарисованными тремя шапками (красной,

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 21. Дома для матрешек(Рисование цветными карандашами)Программное содержание. Учить детей рисовать маленькие и большие предметы, состоящие из квадрата и треугольника. Продолжать учить составлять сюжетную композицию. Воспитывать отзывчивое

Из книги автора

Тема недели «Мой город» Занятие 22. Мастера из Города(Рисование кистью. Гуашь)Программное содержание. Познакомить детей с традиционным промыслом Городца, с элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву; с изделиями городецких мастеров.

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха(Лепка из пластилина)Программное содержание. Закреплять умение детей доводить изделие до нужного образа с помощью пластилина. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации.Демонстрационный материал. Герои

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 41. Ледяная избушка(Рисование пастельными мелками)Программное содержание. Продолжать знакомить детей с холодными тонами. Учить передавать характерные особенности предметов, используя холодную цветовую гамму. Знакомить с возможностями

Из книги автора

Тема недели «Мой город» Занятие 43. На моей улице(Рисование угольным карандашом)Программное содержание. Познакомить детей с историей их родного города. Показать детям особенности рисования угольными карандашами. Учить изображать угольным карандашом контуры

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Домик для зайчика и петуха (Цветная бумага. Аппликация из заготовленных частей предмета)Программное содержание. Воспитывать отзывчивость и доброту. Учить детей составлять целое из нескольких частей; наносить клей на деталь и наклеивать

Из книги автора

Тема недели «Мой дом» Занятие 22. Забор возле дома(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать различные предметы, состоящие из сочетаний линий. Учить пересказывать сказки, опираясь на иллюстрации в книге. Развивать речь, мышление.Демонстрационный

Из книги автора

Тема недели «Пасха» Занятие 32. Расписные яйца(Рисование по трафарету цветными карандашами)Цель. Учить детей рисовать с помощью трафарета. Познакомить с праздником Пасхи.Демонстрационный материал. Расписные пасхальные яйца.Раздаточный материал. Трафарет в форме яичка с

Из книги автора

Тема недели «Насекомые» Занятие 35. Жучки гуляют(Рисование кистью. Гуашь)Цель. Продолжать учить детей рисовать знакомые формы, создавая сюжетные композиции. Развивать мышление.Демонстрационный материал. Картинки с насекомыми (муравей, бабочка, жук, пчела, стрекоза, комар,

«ПО ГЛАВНОЙ СУТИ…»

Особенности лирики Василия Федорова
Любовь мне как блистание
звезды над миром зла.
В.Д.Фёдоров

Литературная общественность страны, любители и почитатели русской поэзии 23 февраля 2018 отмечают 100-летие выдающегося поэта Василия Дмитриевича Фёдорова.

Всё испытав,
Мы знаем сами,
Что в дни психических атак
Сердца, не занятые нами,
Не мешкая займёт наш враг,
Займёт, сводя всё те же счёты,
Займёт, засядет,
Нас разя…
Сердца!
Да это же высоты,
Которых отдавать нельзя.

* * *
«Ушло в прошлое и стало историей время нашей юности», — такими словами начала очередную встречу одноклассников бессменный комсорг нашего класса Нина Кострикина, достала из сумочки такую знакомую мне тетрадку в коричневой обложке. Неужели сохранила? Почти полвека прошло, когда в девятом классе мы решили завести такую тетрадь, в которой будут записаны самые лучшие стихи о любви. Позже мы записывали туда и разные умные мысли, и просто понравившиеся выражения, за что тетрадь получила название «Цитатник». Всякий раз при написании сочинений мы обращались к ней и всегда находили нужную цитату.

Не открывая тетради, Нина почитала стихотворение Фёдорова «По главной сути жизнь проста…». И в который раз! Эти простые строчки поразили меня своей глубиной, искренностью и нежностью. Во второй половине XX века имя Василия Фёдорова стало известно и популярно, а произошло это потому, что в своих стихах он писал о самом главном: о жизни и смерти, о добре и зле, о любви к Родине и любви к женщине. В нашей тетради было много стихотворений Федорова. Ведь все мы переживали время первой любви и первой влюбленности, а поэтические строки будили, подогревали, волновали наши чувства. С особым вниманием прочитали мы «Книгу любви» и стали размышлять о том, что музыканты и поэты, художники и писатели из года в год, из столетия в столетие обращаются к вечной теме любви, потому что это чувство связывает все живое на Земле, помогает в трудные минуты, согревает души. Романтичная и нежная, робкая и страстная, преданная и безответная… Какой разной бывает любовь… Она может дарить радость и причинять боль. А еще наполняет нашу жизнь смыслом. Без нее пусто даже самому благополучному и успешному человеку. Любовь — это то, с чего начинается человек. Любовь — это то, что составляет суть жизни:

По главной сути
Жизнь проста:
Ее уста…
Его уста..
Она проста
По доброй сути,
Пусть только грудь
Прильнет ко груди.

Как удивительно точно и удивительно просто сказано! Не надо лишних слов и движений: «Его уста, ее уста, а грудь прильнет ко груди…». Именно уста, это устаревшее слово раскрывает великое таинство поцелуя, который все объясняет без слов. А какое замечательное слово – «прильнет»! Ни один синоним – приблизиться, присоединиться – не может пояснить главного, что содержится в значении этого слова: теплоты и любви, бесконечного доверия и огромного желания слиться, стать единым существом. Читаешь, перечитываешь эти строки и думаешь о том, как было бы легко и счастливо жить нам всем, если бы все усвоили эту простую мудрость и cмысл жизни:

Весь смысл ее
И мудр, и прост,
Как стебелька
Весенний рост.
А кровь солдат?
А боль солдатки?
А стронций
В куще облаков?
То всё ошибки,
Всё накладки
И заблуждения
Веков.
А жизни суть,
Она проста:
Ее уста,
Его уста…

Любовь — это самое поэтически-возвышенное, чистое и прекрасное чувство. Она неповторима и вечна, как жизнь. Тема любви неисчерпаема в литературе и искусстве, ибо само это чувство нетленно, всегда ново и неповторимо для каждого человека. Настоящая любовь всегда бескорыстна и самоотверженна. «Любить,- писал Лев Николаевич Толстой,- значит жить жизнью того, кого любишь». А Аристотель говорил по этому поводу так: «Любить — значит желать другому того, что считаешь за благо, и притом не ради себя, но ради того, кого любишь, и стараться по возможности доставить это благо». Для любящего самое главное – счастье любимого существа. Всему этому есть подтверждение в стихах Фёдорова. Именно об этом его замечательная поэма «Седьмое небо».

…Прошли годы. Мы давно уже стали взрослыми, вырастили детей, помогаем растить внуков. И в который раз, переживая вместе с детьми это волнующее чувство любви, мы снова и снова обращаемся к стихам Федорова. Совсем скоро вся литературная общественность и все любители русской поэзии будут отмечать сто лет со дня рождения Василия Дмитриевича Федорова. К юбилейной дате издаются новые сборники лучших произведений поэта. Несомненно, они пополнят городские и сельские библиотеки, займут свое достойное место среди любимых книг в домашних собраниях поклонников его творчества.

Василий Фёдоров — поэт, в лирике которого тема любви является одной из главных и сквозных. В любви он видел и «ловушку человеческого грешного характера, и дар небес». Фёдоров воспевает женщину, боготворит ее. Также он упоминает всем известную Еву, первую женщину, называя ее «той, первой, изгнанной из рая». В строчках « о, женщина, краса земная» он сравнивает её с красотой земли, с природой, в которой все создано для любви:

«Земля» — доброе слово,
Но оно для любви.
«Весна» — теплое слово,
Но оно для любви.
«Звезда» — дивное слово…
И оно для любви.
Все для любви:
И земля,
И весна,
И звезды.
Весь год
Трудилась вселенная,
Весь год хороводила,
Чтобы пришло
Великое противостояние
Наших сердец.

Любовь согревает, раскрывается наше сердце, любовь открывает ворота нам в жизнь. И если хоть немного в душе у нас любви, значит, наша жизнь продолжается. Фёдоров любовью называет звезду, которая непрерывно светит над нашим миром. Так же он отмечает, что любовь призывает творить добро: «Любовь мне — как призвание на добрые дела». По словам поэта, любовь вечно зовет человека вперед, толкает его на новые открытия. Чувство любви он сравнивает с правом на еду и питье: «Любовь — как жажда истины, как право есть и пить». И в заключительных строках Василий Федоров утверждает, что он умеет любить и что он один такой.

Любовь мне —
Как блистание
Звезды над миром зла.
Любовь мне —
Как призвание
На добрые дела.
Чтоб мир
Отмылся дочиста,
Душа тревогу бьет.
Любовь мне —
Как пророчество,
Зовущее вперед.
Любовь —
Как жажда истины,
Как право есть и пить.
Я, может быть,
Единственный,
Умеющий любить.

Это одно из самых замечательных стихотворений о любви, на наш взгляд, созданных Василием Фёдоровым. Стихи очень музыкальны, и поэтому многие композиторы обращаются к лирике Фёдорова и пишут на них прекрасные романсы. А на это стихотворение поэта существует несколько музыкальных вариантов: и романс, и лирическую песню.

Любовная лирика Василия Фёдорова занимает значительное место в его творчестве. По его стихотворениям о любви можно безошибочно определить ценностные ориентиры поэта, его нравственные принципы, понимание смысла человеческой жизни, назначение поэта и поэзии. Любовная лирика поэта — это его моральный кодекс, дающий представление о том, что ему в жизни дорого, какие чувства для него святы, что ему ненавистно в жизни.

Безусловно, читая и перечитывая стихи Фёдорова, открываешь новые грани его творчества, но несомненно одно — он сумел сказать свое, неповторимое слово о любви и совершенно прав, утверждая: «Своей любви я здание воздвиг…»

ВАЛЕНТИНА ПОНОМАРЁВА, учитель

Василий ФЁДОРОВ (1918-1984)

* * *
Себе сказал
И говорю другим,
Всем говорю
С упорством постоянным:
Язык любви
Не может быть нагим,
Язык борьбы
Не должен быть туманным.

***
Что пользы
Вечно
Малым пробавляться:
Бояться жить
И умереть бояться!

***
Великий Пушкин
Говорил когда-то:
Поэзия должна быть
Глуповата.
Раскрой же смысл
Загадки до конца
И отличать учись всегда ты
От глуповатого
Глупца.

***
Пусть недруги бранят,
Трудись, не споря.
Они тебя гранят,
Себе на горе.

***
Поэзией
Приписанный к векам,
К бессмертью слов,
Когда меня карают,
Как Будда,
Я не мщу своим врагам -
Они с годами
Сами умирают.

***
С любовью -
Хоть гроза!
А без любви, беднягам,
Нам небо как глаза,
Подёрнутые мраком.

***
Мне дорог смех,
Но всё же различай
Веселье глупости
И мудрости печаль.

***
До всенародного признанья
Пути заведомо трудны.
Поэт обязан
Жить в изгнаньи,
Хотя б
От собственной жены.

***
Всё выскажу,
Ни перед кем не струшу,
Не отступлю
Ни пред какими лицами.
Невысказанный,
Гнев убивает душу -
Не становитесь
Самоубийцами!

***
Известный спор
Меж школами и школками
Закончу я,
В сознаньи правоты.
Хоть наши Музы
И ходили голыми,
Поэзия не терпит наготы.

***
Как мы пишем?
Как летаем мы?
Все по-разному смелы:
Воробьи летают стаями,
Одинокими - орлы.

***
В какие страны и края
Уходит молодость моя?
Когда бы знал туда я путь,
Пошёл бы я её вернуть.

***
Хочешь ведать,
Как писалось?
На душе
За жизнь мою
Всё скипелось,
Всё слежалось.
Отколю -
И выдаю.

***
Вам, девушки,
К семье идущим,
Желал бы я
Из благ земных -
Детей,
Не слишком озорных,
Мужей,
Не очень много пьющих.

***
Говорят,
Моя строка
Про любовь,
Что так горька,
Детям хуже яда…

Детям
Дайте Маршака,
А меня
Не надо.

***
Есть в дружбе
Доброе ядро,
Прекрасно слово - друг,
Но дружба -
Это не бюро
Приятельских услуг.

***
Любит совесть?
Нам не в новость
Доброта людей таких.
Негодяи любят совесть,
Когда совесть -
У других.

***
Я ваших сочувствий
Не слушаю,
Что из носу кровь потекла.
Борьба - это самое лучшее,
Что жизнь
Подарить мне смогла.

***
Различий нет,
А есть года,
Есть возраст -
Разница лишь в этом.
Наружностью
Земля - планета,
А в глубине
Она - звезда.

***
Моя любовь
Давно в годах.
Как яблоня на горке
В отяжеляющих плодах
Нуждается
В подпорке.

***
Бог любви,
Я снова в сердце ранен.
Огради от смертного одра,
Удержи меня на светлой грани,
Чистой грани
Мира и добра.

***
Милый друг,
Хочу сказать,
Чтобы знал ты наперёд:
Радость надо нам искать,
А печаль
Сама найдёт.

***
Берегите меня
До последнего дня,
Берегите меня
До последнего часа,
Берегите меня,
Как цыгане коня,
Чтобы гикнуть потом
И умчаться.

РУССКИЕ ПОЭТЫ

Они судьбу не выбирали,
Судьба их выбрала сама
За блеск таланта и ума,
В момент, когда они сгорали.
В их гордой жизни без кривуль
Страшит непонятая блажь их.
Увы, ни собственных, ни вражьих
Поэты не боялись пуль.
Они весь мир
Объять могли.
В них удивительно,
Как чудо,
Высот надземных амплитуда:
От Бога
До - щекой земли.
Они в судьбе своей большой
Непостижимые в размахе,
Глубокой думой -
Патриархи,
Гусары
Сердцем и душой.
Они у смерти на виду
Бывали пагубно охочи
Ходить по краю дня и ночи,
Чтоб видеть солнце
И звезду.
Как необъятное объять,
Затмить вражду
Своей судьбою?..
Вам, дальним,
Занятым собою,
Поэтов русских
Не понять.

Игорю Кобзеву

Жизнь потекла его
И вкривь и вкось:
В работе нелады, раздоры дома.
Раскритикованный насквозь,
В двенадцатом часу
Он вышел из райкома.

Весенний воздух был хмелён и свеж.
Он, как вино, впивал его глотками.
Не разбирая ни дорог, ни меж,
Шагал к реке
То полем, то лугами.

О берег волны полусонно бьют.
Волна отступит,
Прошумит и смолкнет…
А за рекою соловьи поют —
Один присвистнет,
А другой прищёлкнет.

Забыть бы о райкоме, и жене,
И «строгаче» своём,
Но отчего же,
Чем песня соловьиная нежней,
Тем на душе становится всё горше?

А соловьи смелей:
Мол, мы поём.
Чтоб радость пробудить,
Настроить мысли.
Мы, соловьи, настойчиво зовём
Не к отдыху души,
А к лучшей жизни.

Не развлекаем —
Помогаем жить,
Страдать, любить
Сильней и полновесней.
Вся ваша жизнь
Должна красивой быть,
Как наши песни.

* * *
В надежде робкой,
Как юнец,
Отдав себя
Любви и прочему.
Вернулся я к столу рабочему
С душой измученной вконец.
Ты снова будешь ли по мне,
Мой старый стол,
Пегаса пряслина?
Так возвращаются боязненно
К давно покинутой жене.
И было бы
Войти в настрой
Намного легче,
Будь бы грешница…
Мне улыбается столешница
Улыбкою, увы, пустой.

С.И.Шуртакову

Чужому
В мире прошлого,
Мне в годах, как в часу.
Я человек без прошлого,
Я всё с собой несу.
Я, ошалев от бремени,
И действием и сном
Весь в настоящем времени
И ни в каком ином.
Вы всё-то вспоминаете,
А мне с Душой сквозной
Не надо даже памяти,
Поскольку всё со мной.
Мне с мыслями нестарыми
И в пору седины
Не бегать с мемуарами
В издательства страны.
Мне времена,
Что времечко,
Хоть вышел из веков…
Вот так,
Мой милый Сенечка,
Дружище Шуртаков!

* * *
Не стол, а хаос
С музой в кабале…
— Не тронь! — кричу. —
В порядке мало проку,
Мне этот хаос
Нужен на столе,
Чтобы творить миры
Подобно богу!

* * *
Мой знакомый,
Захмелевши, тужит:
Говорит,
Что человек
Стал хуже.

Говорит,
Что против жизни прежней,
Той, ещё не брошенной в разбег,
Человек стал
Несравненно грешней,
Стал порочней
Новый человек.

Морщась,
Заключает он устало:
- Страха божьего
В душе не стало.

Страх ему?!
Да пропади он прахом!
Средь людей,
Не знающих оков,
Праведность,
Внушаемая страхом,
Во сто крат
Позорнее грехов.

Так легко
Дойти до разделенья:
Бог - одним,
Другим - товарищ Ленин.
А ведь помню,
До большой удачи
В службе, в дружбе
И в других делах,
До машины,
До богатой дачи
Был ему не нужен
Божий страх.

Видно, хочет он,
Чтоб божьи страхи
Выполняли роль
Цепной собаки.

Василий Дмитриевич Федоров - русский, советский поэт и писатель, чей столетний юбилей мы отмечаем в этом году. Он внес огромный вклад в развитие советской и русской литературы. На счету у автора несколько десятков стихотворений, 5 произведений в прозе и 7 собраний сочинений о природе, жизни и любви.

Детские годы

Биография Василия Дмитриевича Федорова началась 23 февраля 1918 года. Маленький Василий был девятым ребенком в семье простых рабочих. Жила семья Федоровых в деревне Усть-Искитимское (ныне в черте г. Кемерово).

Все детство и юность будущий поэт провел в деревне Марьевка, которую он позднее описал в одной из своих повестей. Многодетная семья жила небогато, но очень дружно. Ребята помогали друг другу и родителям, заботились о семейном хозяйстве, вместе познавали мир. Маленький Василий очень любил проводить время на природе, любуясь ее красотой и необъятными просторами. Именно в детские годы зародилась в душе поэта любовь к природе. Эту любовь и свое восхищение передал впоследствии Василий Дмитриевич Федоров в стихах о природе, получивших всенародную любовь.

Образование

Будущий поэт Васильевич обучался в четырехлетней школе родной деревни. После окончания четырех классов он год проработал в колхозе. В 1930-м поступил в семилетнюю Жарковскую школу, которая находилась в 12 верстах от дома.

В 1931 году Василий был принят в комсомол. Окончив в 1932 году 6 классов, парень был вынужден оставить обучение по причине административно-бытовых трудностей и вернуться в колхоз. Благодаря своей сообразительности и ответственному отношению к труду, Василий Федоров был назначен комсомольским вожаком в колхозе, а затем вошел в состав правления колхозной артели.

Несмотря на то что Василий окончил только 6 классов, в 1934 году он сумел поступить в Новосибирский техникум машиностроения, переименованный позже в авиационный.

Первая проба пера

Именно во время обучения в техникуме Василием Дмитриевичем Федоровым были написаны первые стихи.

В 1935 году будущий поэт решил попробовать свои силы в , который проводился в техникуме. Парня ждал успех и первая премия за свои стихи. Товарищи посоветовали не останавливаться на достигнутом, и Василий отправил свои работы в газету "Большевистская смена", подписавшись как Василий Лехин. После этого, в 1936 году, В. Д. Федоров столкнулся и с первой критикой в свой адрес. В газете "Задачи литературной консультации" была опубликована статья, в которой поэту посоветовали на время оставить литературу и продолжить обучение.

В 1938 году В. Д. Федоров окончил Новосибирский авиационный техникум и по распределению попал в город Иркутск. Там он работал на авиационном заводе и активно печатался в заводской многотиражке "Сталинец". Его стихотворение "К матери" было опубликовано даже в областном периодическом издании:

Что люди очень скоро

Подобреют в мудрости глубокой,

Но любовь, как яблоко раздора,

Навсегда останется

Жестокой...

25 июля 1940 года в заводском многотиражном издании было напечатано стихотворение "Надо видеть", которое стало знаковым в творчестве Василия Дмитриевича Федорова:

Удивляться — мало. Надо видеть.

Надо сердцем чувствовать и знать.

Если ты умеешь ненавидеть,

Научись любить и побеждать...

Годы военные

В годы Великой Отечественной войны Василий Федоров трудился на где занимал должность технолога, мастера.

В это же время продолжал писать стихотворения, очерки и повести. Здесь же вступил в Новосибирское общество писателей. В это же время литературные произведения Федорова начал печатать журнал «Сибирские огни».

В 1944 году 9 стихотворений Федорова вошли в коллективный сборник стихов молодых писателей Новосибирска "Родина".

В этом же году он поступил в литературный институт на заочное отделение. Спустя 3 года Василий Федоров, благодаря знакомству с А. Т. Твардовским, который очень положительно отозвался о повести Федорова "Марьевская летопись", переехал в Москву и перевелся на очное отделение этого же университета. Окончил его в 1950-м.

Творческое наследие Василия Федорова

В 1947 году вышла в печать дебютная книга Василия Федорова под названием "Лирическая трилогия".

В своих произведениях автор опирался на личный жизненный опыт. Стихи о природе Василия Дмитриевича Федорова наполнены детским восторгом и очарованием, поражают своей искренностью, художественностью и высокой образностью слова. В произведениях Василия Федорова часто встречается народная сибирская лексика, он широко использует фольклор - пословицы и поговорки.

В 1955 увидела свет вторая книга Федорова «Лесные родники», а затем и сборник «Марьевские звезды».

Спустя 2 года Федоров сочинил стихотворение «Рабская кровь», однако произведение было запрещено советскими властями. Это одно из самых любимых и остросоциальных произведений в творчестве Василия Дмитриевича Федорова. Оно впервые увидело свет только спустя 2 года в периодическом издании «Литература и жизнь», а в 1962 году вошло в сборник поэта "Седьмое небо":

Вместе с той,

Что в борьбе проливалась,

Пробивалась из мрака веков,

Нам, свободным,

В наследство досталась

Заржавелая рабская кровь.

Вместе с кровью

Мятежных,

Совершавших большие дела,

Мутноватая жижица стряпчих,

Стремянных

В нашу кровь затекла.

Не ходил на проверку к врачу я,

Здесь проверка врача не нужна.

Подчиненного робость почуяв,

Я сказал себе: Это она!

Рос я крепким,

Под ветром не гнулся,

Не хмелел от чужого вина,

Но пришлось -

Подлецу улыбнулся

И почувствовал: Это она!

Кровь раба,

Презиравшая верность,

Рядом с той,

Что горит на бегу, -

Как предатель,

Пробравшийся в крепость,

Открывает ворота врагу,

Как лазутчик,

Что силе бойцовой

Прививает трусливую дрожь.

Не убьешь ее пулей свинцовой

И за горло ее не возьмешь.

Но борюсь я,

Не днями - годами

Напряженная длится борьба.

Год за годом,

Воюя с врагами,

Добиваю раба.

В 1958 году был издан знаменитый сборник «Дикий мед», в 1959 вниманию читателя представлена книга «Золотая жила».

В 1959-м Василий Дмитриевич Федоров был назначен членом редакционной коллегии журнала «Молодая гвардия». Он состоял в редакционном совете издательств «Художественная литература», «Современник» и «Советская Россия».

В 1961 году была издана книга «Белая роща». В нее вошли десять поэм, объединенных темой нравственности и нравственных конфликтов в обществе. Федоров не только приводит примеры этих конфликтов, но и предлагает реальные пути их решения.

Всего творческое наследие поэта составляет более 40 поэтических изданий, 5 поэм и 7 собраний сочинений.

Кроме взрослых и серьезных поэтических произведений, из-под пера автора выходили прекрасные стихи для детей, которые взрастили уже не одно поколение школьников. В их числе "Жизнь поэта", "Все чаще, чаще падаю", "Еще недавно нам вдвоем...", "И мороз".

И мороз...

И снег бескрайний.

На стекле, прикрыв закат,

Зарождается из тайны

Белый сад.

Все бело,

Как в дни цветенья:

Ветви, листья и трава.

Нежные до изумленья

Зачинаются слова.

Птичье щебетанье,

Вижу белых гроздьев дрожь.

Только знаю,

На свиданье

В этот сад

Ты не придешь.

Личная жизнь поэта

Будучи студентом очного отделения литературного университета, Василий познакомился с Ларисой Федоровной Быковой, которая впоследствии стала его женой и верным товарищем. Однокурсники Василий и Лариса сидели за одной партой и поженились в 1949 году. У Ларисы на тот момент уже был ребенок - сын Игорь. Василий Дмитриевич усыновил мальчика и дал ему свою фамилию. Совместных детей у супругов не было, но Игоря Василий Дмитриевич растил и любил как родного сына, отдавая ему всю свою любовь и заботу.

Награды и достижения поэта

За свою литературную деятельность Василий Федоров был неоднократно награжден государственными премиями и орденами: ордена Трудового Красного Знамени и Октябрьской революции; по три Государственные премии РСФСР имени М. Горького и Государственные премии СССР.

Памяти В. Д. Федорова

Похоронен В. Д. Федоров на Кунцевском кладбище в Москве.

В 1991 году на могиле поэта был установлен надгробный памятник-скульптура Василия Федорова из белого мрамора работы мастера А. А. Бичукова.

В родном селе поэта после его смерти открыт мемориальный музей, в котором хранятся личные вещи, книги и рукописи В. Д. Федорова.

С 1985 года в Кемеровской области проводятся ежегодные праздники литературы, посвященные Федорову - «Федоровские чтения».

Кроме того, в Кемеровской области ежегодно присуждается литературная премия имени В. Д. Федорова.

Имя писателя и поэта также присвоено областной научной библиотеке г. Кемерово.

В 2018 году вся Россия празднует столетие со дня рождения великого гения художественного слова.