Портфолио библиотекаря сельской библиотеки готовый образец. Методические рекомендации по составлению портфолио библиотекаря
Первый раз портфолио увидела у учителей, мне понравилось - по нему можно оценить качество работы. Когда я решила подать документы на грант Правительства Республики Татарстан в номинации «Профессионал», то создала портфолио по тому же принципу, что и учителя и выиграла грант!
Моё портфолио состоит из двух папок на 100 файлов каждая. В одной - все мои публикации в СМИ, профессиональной прессе (смотри: http://blogslava.ru/?page_id=153).
Во второй папке портфолио:
2. Следующая страница - эссе, в котором написала, почему я люблю свою работу. Читайте: Моя профессия – библиотекарь.
3. Несколько групповых фотографий читателей разного возраста в библиотеке: дошкольников, школьников, молодежь, старшее поколение с надписями «Мы любим читать!», «Нам нравится здесь!», «Читает всё село!», «Читаем всем селом!». Смотри: мы любим читать!.doc
4. Кратко о библиотеке : история, территория, доступность, техническое оснащение, библиотека в цифрах: количество книг, читателей, книговыдача, число посещений и мероприятий. Адрес библиотеки, веб-сайт библиотеки.
5. Какое место библиотека занимает в жизни села . Читай: Сельская библиотека.
6. «В библиотеке можно» - фотографии читателей всех возрастов в библиотеке за различными занятиями: читают, изобретают, рисуют, играют, общаются, смотрят телевизор, делают домашнее задание, творят, играют на гитаре, занимаются в кружках, получают консультации, работают в Интернете.
7. «Библиотека приглашает» - различные объявления-афиши в миниатюре (по 6 объявлений на лист) , которые приглашают читателей на различные мероприятия.
8. «Библиопартнёрство» - о сотрудничестве различных организаций, находящихся не только на территории села, но и за её пределами.
10. Школа и библиотека. Девиз: «В школе знания получают - в библиотеке приумножают». Здесь описывается работа со школой и даются цифры: количество учащихся в школе и процент обхвата. К некоторым мероприятия - фотографии.
11. Сотрудничество с амбулаторией, почтой.
12. IT-технологии в помощь сельским жителям. Информационный цветной лист со списком услуг, предоставляемые пользователям с применением компьютерных технологий. Кратко рассказывается об информационном центре библиотеки. Работа с читателями через инте рнет.
13. Дети и книга. Нам с книгой дружить и расти! Девиз при работе с детьми: «Каждому ребёнку - нужная книга в нужное время!». В этом разделе рассказываю о различных способах работы с детьми с фотографиями: «От игрушки - к книге» (смотри: игрушка и книга.docx), Через театр в мир книг.doc , театр книги.doc , Кукольный театр, Изобретатели и фокусники, Дети и библиотека.wmv .
14. Молодёжь и чтение - вот лучшее решение. Популяризация чтения среди молодёжи, формирование активной жизненной позиции, вовлечение молодёжи в социальную жизнь села. Цифры - количество молодёжи по возрастам и процент обхвата, фотографии, сценарии (смотри: Читающая девушка.doc , Сломай сигарету.doc) , буклеты.
15. Чтение - дело семейное. Девиз при работе с родителями: «Читающие родители - читающие дети». Цифры: количество семей, из них матери-одиночки, многодетные семьи, самые читающие семьи. Описывается работа с семьями (смотри: семья чтением крепка.doc , Семья и книги.doc , Родительское собрание в библиотеке.odt) с фотографиями, буклеты, акции.
16. Старость в радость. Старшее поколение - персональные помощники библиотекаря. Описывается какую неоценимую помощь оказывают пенсионеры (читают вслух внукам, консультируют, участвуют в мероприятиях, пропагандируют книгу) с фотографиями.
17. Клуб «Поющая душа». О работе клуба, девиз которого: «С песней по жизни». Основная цель клуба сохранение и развитие традиций авторской песни, выявление талантливых авторов и исполнителей, содействие в распространении авторских песен и доведения их до широкого класса населения. Объединение поколений в стремлении к активному образу жизни. Фотографии, публикации о работе клуба, текст авторских стихов и песен.
18. Библиотека - 100 талантов. Об индивидуальной работе с читателями, о талантливых читателях. Библиотека талантов .
19. Человек читающий - человек успешный. О достижениях читателей: участие в конкурсах, публикации, выставки творческих работ читателей. Семь успевающих читателей написали сочинение «Какую роль сыграла книга в их жизни» (смотри:
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальным способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
проанализировать и обобщить свою работу;
связать воедино
отдельные аспекты своей деятельности;
отразить динамику профессионального
развития;
представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио:
диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
мотивационная – поощряет результаты деятельности;
Практическая значимость портфолио :
аттестация в будущем;
лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
систематизация деятельности библиотекаря;
фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
Портфель достижений (для себя и для других)
Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности
Портфель-самооценка (для себя)
Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности
Портфель-отчёт (для других)
Показать успешность и доказать прогресс исследовательской,
профессиональной и творческой деятельности
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
дипломы (федерального, муниципального, окружного, библиотечного уровней);
грамоты;
свидетельства;
удостоверения;
справки;
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
проекты развития библиотеки;
тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
сценарии различных массовых мероприятий;
электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению , обзоров, выставок;
видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём
материалов. Сами работы прикладываются на
бумажных или электронных носителях, в том числе
видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку
профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие,
оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность
работника и т.п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, администрацией, методическими объединениями и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые : 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом библиотекаря.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе.
Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современном мире». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты
профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и
навыков.
Тематический портфолио
имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно
занимаетесь какой - либо темой.
. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать:
план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
самоанализ проведённой работы;
фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);
отзывы коллег, на посещённые ими занятия;
подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО
У большинства библиотекарей, работающих более трёх лет, имеются десятки папок с тематическими подборками, разработками мероприятий и выставок, различные проекты, исследования. Есть папки с грамотами, дипломами, сертификатами, тетради или папки с отзывами о мероприятиях и множество других материалов. Это и есть составляющие вашего портфолио – нужно только отобрать главное и привести всё в систему. Но прежде чем начинать формировать портфолио, ответьте на следующие вопросы:
Для чего я хочу создать портфолио?
В зависимости от ответа определите тип и вид вашего портфеля достижений – простой или комплексный, личный или тематический.
Что я включу в портфолио?
Во-вторых, как будут расположены материалы. В прямой хронологии – для показа прогресса и профессионального роста или в обратной – для демонстрации последних результатов? Или вы распределите материалы по видам: в части для документов – дипломы, грамоты, сертификаты, удостоверения, справки, свидетельства; в части для работ – проекты, программы, конкурсные работы, публикации, выступления, сценарии, отзывы, рецензии и т.д.
В зависимости от этого оформляется перечень материалов портфолио, который составляется обязательно и размещается в самом начале как печатного, так и электронного варианта. Этот перечень можно оформить в виде списка, но оптимальный вариант – таблицы (см. «оформление портфолио»).
Где будет храниться портфолио и кто будет иметь к нему открытый доступ?
Вариантов несколько – в библиотеке, у администрации, в
методическом кабинете. Возможно, вы сделаете два варианта: один – более полный,
расширенный – для отдела, другой – самое важное – для
администрации.
Если хранение предполагается в библиотеке
и доступ предоставляете вы – в портфеле документов можно собирать оригиналы,
если ваш портфель достижений будет храниться в другом месте –
лучше сделайте копии. В любом случае, сформировав
портфолио, представьте свою работу администрации.
Можно оформлять портфолио в виде файловой папки с заголовками разделов.
Каждую работу, документ, подборку материалов помещайте в отдельный файл.
Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику.
В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения.
В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней.
Работа библиотекаря многим кажется непыльной - сиди себе и выдавай книжки. На самом деле непосредственно выдача литературы - это лишь одна из многочисленных обязанностей библиотекаря. Работники библиотеки, к примеру, проводят различные мероприятия для читателей. помогает систематизировать опыт проведения таких мероприятий.
Как и , портфолио библиотекаря нужно не столько для поиска новой работы, сколько для обобщения накопленного опыта . Как уже было сказано, в обязанности библиотекаря входит не только формирование и организация библиотечного фонда и обслуживание читателей, но и подготовка и проведение различных мероприятий: выставок, бесед, конкурсов, викторин, литературных вечеров, читательских конференций и т. п. Все наработки по мероприятиям, накопленные за годы работы, можно включить в портфолио.
Портфолио библиотекаря выполняет две важные функции . Во-первых, оно позволяет библиотекарю обобщить и систематизировать свои достижения и наработки, оценить их и продумать направление дальнейшего профессионального роста. Во-вторых, портфолио - это своего рода индивидуальный профессиональный портрет специалиста: оно презентует динамику его профессионального развития и может быть использовано при прохождении очередной аттестации.
Портфолио библиотекаря делится на разные виды. Так, презентационное портфолио представляет собой коллекцию лучших работ и обычно используется при поиске нового места работы. Портфолио достижений иллюстрирует профессиональный рост библиотекаря в одной или нескольких сферах деятельности. Тематическое портфолио представляет собой набор творческих работ, посвященных одной тематике. Наиболее востребованный и эффективный вариант - комплексное портфолио , сочетающее в себе черты трех вышеперечисленных видов.
Портфолио библиотекаря обычно включает такой набор документов :
- личная информация (краткая автобиография, резюме, информация об образовании, профессиональном стаже и т. п.);
- информация о творческой и исследовательской работе (в том числе сценарии мероприятий, отчеты с мероприятий и выставок, тексты выступлений и публикаций и т. п.);
- информация о повышении квалификации, самообразовании, участии в различных мероприятиях и конкурсах, наличии публикаций;
- копии документов, свидетельствующих о профессиональных достижениях (грамоты, дипломы, сертификаты, награды, свидетельства, благодарственные письма и др);
- отзывы руководителей, методистов, коллег и читателей.
Какие именно документы и работы включать в портфолио - решать вам . Если ваш профессиональный стаж небольшой, можно включить все или почти работы. Если же вы работаете не первый год, есть смысл включить только самые лучшие работы за последние несколько лет. Однако, к примеру, у значимых дипломов и грамот «срока давности» нет. Желательно, чтобы включенные в портфолио материалы давали как можно более полное представление о разных формах и видах работы (в том числе новых и нетрадиционных), также полезно включать иллюстративный материал (к примеру, фото).
Портфолио библиотекаря может быть оформлено как в традиционном (бумажном), так и в электронном виде. Традиционное портфолио представляет собой папку с документами. Электронное портфолио может быть двух видов: презентация в виде слайд-шоу или веб-сайт. У каждого вида портфолио есть свои преимущества и недостатки, но электронное портфолио становится все более популярным, так как оно занимает меньше места, при необходимости его можно с легкостью копировать и распространять, да и структурировать информацию в электронном виде намного легче.
Если в вашей библиотеке наличие портфолио для аттестации обязательно, стоит узнать точные требования, предъявляемые к портфолио библиотекаря. Если же вы создаете портфолио «для себя», каких-то четких критериев оформления портфолио можно и не придерживаться: главное - чтобы вся информация была четко структурирована . Создание портфолио, конечно, займет некоторое время, но зато поможет значительно облегчить работу в будущем.
1. Портфолио как технология оценки профессионализма работника культуры
Слово «портфолио» в переводе с итальянского означает «портфель ценных бумаг». В английском «portfolio» — это папка для важных дел или документов. В интересующем нас смысле термин «портфолио» появился в 1970-х гг. в среде художников, архитекторов, дизайнеров, а также в сфере модельного и рекламного бизнеса. Он означал коллекцию фотоматериалов, резюме и перечень лучших результатов автора. Целью такого портфолио была рекламная демонстрация достижений его владельца, что позволяло судить о его возможностях и уровне мастерства. Именно это рациональное зерно побудило обратить внимание на потенциальные возможности портфолио как основы для разработки принципиально нового подхода к оцениванию профессиональной деятельности специалиста учреждения культуры.
Согласно современным словарям портфолио — это способ накопления, фиксирования, оценки индивидуальных достижений личности за определенный период времени. Основной смысл портфолио — показать все, на что ты способен.
Портфолио работника сферы культуры можно рассматривать как:
- собрание образцов работ и документов, иллюстрирующих возможности и достижения его владельца;
- форму целенаправленной систематической и непрерывной самооценки и коррекции результатов работы;
- метод самопрезентации и карьерного роста;
- технологию мониторинга и оценки индивидуального прогресса;
- средство мотивации и стимулирования творческой активности и самообразования.
Основные функции портфолио :
- аналитическая — анализирует и обобщает работу специалиста;
- накопительная — отражает достижения работника культуры (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т. д.) и раскрывает спектр выполненных творческих работ (проекты, исследования, сценарии мероприятий, библиографическая продукция, и т. п.);
- модельная — отражает динамику профессионального развития, демонстрирует стиль работы, помогает спланировать деятельность;
- развивающая _ обеспечивает непрерывный процесс самообразования;
- мотивационная — поощряет результаты деятельности;
- рекомендательная — представляет личность при смене работы.
Формы портфолио
Портфолио может быть представлено как на бумажных носителях, так и в электронной версии. Если бумажный эквивалент портфолио предъявляется в виде папки с документами, то электронный — в виде файлов на магнитном носителе. Электронное портфолио может быть создано в виде электронной презентации или личного сайта (online-портфолио). Первое в большей степени реализует принцип наглядности, второе обладает большей информативной наполняемостью.
Специфика электронного портфолио:
- является более мобильным и гибким (можно быстро вносить изменения в структуру и содержание материалов);
- позволяет использовать многочисленные возможности для его художественного оформления (графические пакеты, программы Microsoft Office);
- обеспечивает широкий выбор средств оформления работ на компьютере;
- в составе электронного портфолио могут быть выложены материалы из Интернета, представляющие альтернативные точки зрения.
Электронное портфолио может быть размещено в Интернете и стать средством сетевого взаимодействия работников культуры (представить имеющийся опыт большему числу экспертов, коллег-специалистов, интересующихся).
Технология создания портфолио
Создание портфолио — весьма творческий процесс. В настоящее время не существует единых стандартов и требований к организации и оформлению портфолио работника культуры, поэтому подходы к его построению могут быть разнообразными, в зависимости от индивидуальных особенностей человека, который сам выбирает его вид и структуру, решает, какие документы и работы, в каком порядке в него включить. Важно, чтобы специалист проанализировал свою работу, собственные успехи, обобщил и систематизировал библиотечные достижения, объективно оценил свои возможности и увидел способы преодоления трудностей и достижения более высоких результатов.
Создание портфолио предполагает организацию поэтапной деятельности:
- определение цели и мотивации создания;
- разработка структуры;
- сбор материалов;
- формирование объема;
- оформление;
- презентация;
- оценка материалов.
Модели портфолио
В зависимости от цели использования существуют различные модели портфолио.
Презентационное портфолио — коллекция лучших работ специалиста. Используется при поступлении на новое место работы (особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования) или для участия в профессиональном конкурсе. На рис. 1 демонстрируется один из вариантов структуры презентационного портфолио.
- название папки (например, «Творческое досье библиотекаря»)
- Ф.И.О. автора;
- должность;
- название места работы;
- адрес, рабочий телефон, e-mail;
- содержание портфолио.
2. Раздел «Визитная карточка». Его можно назвать и по-другому, например: «Анкетные данные», «Общие сведения об авторе», «Персональный блок», «Портрет», «Паспорт» и т. п. В этом разделе раскрывается личность владельца портфолио, здесь можно разместить:
- фотографию автора;
- автобиографию;
- профессиональное кредо, цели и задачи деятельности (представление профессиональной позиции с основными ценностями, цитаты, отрывки из документов, мнения, созвучные автору портфолио);
- документы об образовании;
- общий трудовой стаж;
- квалификационную категорию;
- профессиональные и личные интересы;
- общественную деятельность.
3. Раздел «Творческое досье» («Рабочие материалы», «Методическая копилка»). Раздел представляет собой коллекцию лучших материалов владельца портфолио, отражающих основные направления и виды деятельности. В него могут входить:
- исследовательские работы;
- программно-проектная деятельность;
- индивидуальная работа;
- массовая работа (сценарии мероприятий, выставки, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий и т. п.);
- справочно-информационная деятельность;
- использование компьютерных технологий;
- рекламная деятельность.
4. Раздел «Образовательный коллектор» («Карта профессионального роста», «Научно-методическая деятельность», «Индивидуальная образовательная карта») позволяет судить о процессе индивидуального развития владельца портфолио. Здесь отражаются:
- документы о повышении квалификации (удостоверения об окончании курсов);
- результаты итоговой аттестации, тестирования;
- работа в методических объединениях;
- участие в образовательных мероприятиях (семинарах, конференциях, круглых столах и т. д.);
- участие в профессиональных и творческих конкурсах;
- публикации и выступления в СМИ;
- работа по обобщению и распространению опыта (создание информационных листков, методических пособий).
5. Раздел «Банк личных достижений» («Портфолио документов», «Мои достижения») представляет собой портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных достижений с целью повысить значимость автора портфолио и отразить его успехи в поощрениях и наградах. Здесь могут быть представлены:
- копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней;
- гранты, сертификаты, свидетельства;
- грамоты;
- благодарственные письма;
- дипломы различных конкурсов;
- другие награды по усмотрению автора.
- Раздел «Портфель отзывов» включает:
- отзывы о работе (коллег, читателей, руководителей разных уровней);
- оценки результатов труда;
- рецензии на авторские материалы, тексты заключений;
- рекомендательные письма;
- статьи об авторе портфолио.
7. Раздел «Авторская самооценка» предполагает размышления автора портфолио над интеграцией своего профессионального опыта и поиском оптимальных путей развития собственной деятельности. Данный раздел может содержать:
- размышления автора по поводу своей сферы работы;
- самоанализ работы;
- коррекцию собственной деятельности;
- стратегию профессионального развития.
Принципы построения портфолио:
- системность;
- достоверность;
- открытость;
- прозрачность;
- простота;
- доступность;
- полнота представления.
Критерии оценки портфолио:
- нацеленность автора на самосовершенствование;
- структуризация материала;
- ясность, логичность и лаконичность всех письменных пояснений;
- целостность, тематическая завершенность представленных материалов;
- наглядность результатов работы;
- качество изложения материала;
- аккуратность и эстетичность оформления;
- творческий подход к созданию портфолио (оригинальность).
Основные ошибки при работе с портфолио
Анализ материалов вскрыл ряд ошибок, негативно влияющих на отношение к самой технологии портфолио и ее внедрение в практику:
- нарушение принципа добровольности при сборе документов и формировании портфолио;
- сбор материалов кем-либо вместо работника (например, подготовка материалов к очередной аттестации);
- включение в портфолио всех без исключения собранных документов и материалов. На первый взгляд, такое желание не противоречит идее портфолио, которое рассматривается как папка достижений, но не следует буквально воспринимать это, представляя портфолио своеобразным сундуком, в котором собрано все, что может продемонстрировать работник;
- подмена идеи портфолио традиционными схемами (характеристикой администрации или методического совета, профессиональной зачетной книжкой и т. п.);
- завышенные требования к внешнему оформлению и т. д.
Портфолио может понадобиться работнику культуры для следующих целей:
- аттестации (портфолио при этом _ предмет экспертизы);
- лицензирования, аттестации, аккредитации учреждения культуры;
- систематизации и анализа деятельности специалиста;
- конкурса (основания для участия в различных конкурсах и получения гранта);
- для назначения стимулирующих выплат, денежного вознаграждения в качестве стимулирующего фактора (особенно актуально при переходе на новую систему оплаты труда работника учреждения культуры).
Использование технологии портфолио поможет администрации учреждения культуры целенаправленно и системно осуществлять мониторинг профессионального развития своих сотрудников, иметь полную информацию о результатах деятельности работников, объективно оценивать профессиональный уровень специалистов, поддержать стимулирующими выплатами их мотивацию к саморазвитию, выявлять ценный опыт для распространения, а также эффективно управлять личностно-профессиональным ростом персонала, координировать коллегиальные усилия по повышению качества и результативности его работы, способствовать концептуальной стратегии развития учреждения.
Структура и содержание портфолио
Титульный лист
- Название образовательного учреждения.
- Название папки.
- Фотография.
- Фамилия, имя, отчество, должность.
Содержание
- Карта профессионального роста.
- Документы о повышение квалификации.
- Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях.
- Поощрения и награды.
- Публикации.
- Авторские разработки.
- Отзывы.
Визитка сотрудника и библиотеки.
— Фамилия, имя, отчество.
— Должность, школа.
— Дата рождения.
— Библиотечная и учебно-педагогическая деятельность. (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 2, если он есть.)
— Дата прохождения предыдущей аттестации.
— Образование (что, где, когда закончил, специальность).
— Общий стаж работы.
— Стаж работы по должности.
— Награды и звания, год получения.
— Повышение квалификации (тема, где и когда проходили, количество часов). (Здесь – только краткое перечисление и отсылка к пункту 3, если он есть.)
— Тема самообразования.
1.2. Визитка библиотеки.
— Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства).
— Особенности деятельности данной библиотеки (проект, эксперимент, программа, спецкурс).
— Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, процент охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда).
2. Карта профессионального роста
— Сведения об участии в работе методического объединения, педагогических советов, родительских собраний, в педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, районе, города, республике.
— Фотографии (альбом с фотографиями).
Документы о повышении квалификации
— Удостоверения об окончании курсов.
— Фото.
— Отзывы.
4. Документы о результатах участия в педагогических мероприятиях
— Сертификаты.
— Грамоты, благодарности.
— Фотографии.
— Отзывы.
5. Поощрения и награды
— Дипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде.
6. Публикации.
— Публикации о сотруднике, библиотеке, читателях.
— Сценарии и интересные планы библиотечных мероприятий.
— Разработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов).
— Фактографический материал (списки книг, копии публикаций).
Примечание: если разработок много, то можно просто перечислить и указать: продукт, название (тема), адресат, год, составитель.
8. Отзывы.
— Отзывы.
— Рецензии.
— Предложения.
— Приглашения.
— Поздравления.
— Переписка.
— Справки о комплексной, аттестационной проверке.
— Размышления на тему, наброски, «неотправленное письмо».
Процедура презентации портфолио
Портфолио представляется библиотекарем в информационно-методический центр Алексеевского муниципального района не позднее, чем за две недели до проведения секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов. Комиссия в составе методиста ИМЦ, руководителя РМО школьных библиотекарей и одного из руководителей творческой группы рассматривает представленные материалы, и обращают внимание на следующие моменты:
- соответствие представленного материала требованиям к оформлению портфолио (содержание и структура);
- полнота раскрытия профессиональных достижений и эффективности деятельности библиотекаря;
- положительные стороны и недостатки профессиональной деятельности;
- оценка работы;
- другие вопросы по усмотрению комиссии.
Защита портфолио проводится публично на секции школьных библиотекарей в рамках августовской конференции педагогов.
Защита портфолио проводится в несколько этапов:
- Презентация портфолио.
- Ответ на вопросы по существу представленных документов.
- Ознакомление библиотекаря с краткой оценкой работы.
- Пояснения библиотекаря по замечаниям комиссии.
- Обсуждение результатов защиты членами комиссии.
- Доведение до библиотекаря выводов и рекомендаций комиссии.
Презентация (от лат.рrezentatio – представление, предъявление) – официальное представление вновь созданного предприятия, фирмы, проекта, продукции, товара кругу приглашенных лиц, публичная демонстрация чего-либо.
Презентация портфолио — форма испытания, в ходе которой библиотекарь представляет комиссии свидетельства своего профессионализма и результаты своей деятельности в форме структурированного портфолио. Презентация может проходить в виде выставки учебно-методических материалов, слайд-шоу, доклада, сопровождаемого компьютерным показом с помощью мастера презентаций PowerPoint и др.
Для презентации портфолио библиотекарю отводится 7-8 минут. В ходе презентации библиотекарь должен обосновать, как представленные материалы свидетельствуют о его профессиональной компетентности. Презентация – это не сокращенное изложение разделов портфолио. Основная цель презентации – в короткое время представить основные результаты проделанной работы за определенный период времени.
Качество презентации при защите портфолио оценивается по следующим показателям:
- соответствие презентации содержанию портфолио;
- выделение основных результатов деятельности педагога;
- качество изложения материала.
Членами комиссии задаются вопросы по существу представленных в портфолио материалов (не более 2-3 вопросов). Эта часть защиты очень важна, т.к. демонстрирует культуру мышления и общую эрудицию библиотекаря. Библиотекарь отвечает на вопросы, иллюстрируя свой ответ (при необходимости) материалами из портфолио. Ответы должны быть краткими и касаться только существа заданного вопроса.
Обсуждение результатов защиты членами комиссии проводится на закрытом заседании без присутствия библиотекаря. В ходе заседания обсуждаются представленные материалы, и определяется степень их соответствия заявленным критериям.
Считается, что библиотекарь успешно выдержал защиту, если представленные в портфолио материалы свидетельствуют о том, что:
- библиотекарь ведет активную работу внутри творческой группы, в методическом объединении, сотрудничает с сельской библиотекой, детским садом и другими учреждениями;
- использует в своей деятельности различные методы и формы работы;
- учитывает при взаимодействии с учащимися их индивидуальные особенности;
- знает современные технологии обслуживания, обучения и воспитания.
- применяет ИКТ в своей работе.
При оценивании портфолио необходимо обратить внимание на наиболее интересные по тематике и проблематике формы работы, а также оценить степень участия в них библиотекаря. А так же необходимо определить, использованы ли результаты работы библиотекаря в деятельности ОУ, на уровне района, республики. Есть ли отзывы о работе, то какие и от кого получены.
При наличии публикаций оценивается их актуальность, практическая направленность и использование в практике ОУ, района, республики.
3. Портфолио школьного библиотекаря
Настало время рассказать о том, что же такое профессия библиотекаря-библиографа, чем занимается школьный библиотекарь в школе. Работа наша с вами – кропотливая, ежедневная, требующая значительных усилий. Но окружающим она не всегда видна. Кроме того, стоит рассказать, что библиотекарь в школе – это не просто библиотекарь, а ещё и педагог дополнительного образования. Библиотекарь может преподавать курс «Библиотечно-библиографические знания как основа информационной культуры личности», МХК, этику, эстетику, краеведение.
При помощи грамотно составленного портфолио мы можем рассказать о том, как сами видим и представляем свою профессию и место библиотеки в школе, о своих достижениях и наработках, о реализации собственных проектов развития библиотеки.
С другой стороны, портфолио – это способ организованного накопления своих разработок: образовательных программ, их методического обеспечения, сценариев различных мероприятий и т.д. Этот способ позволяет один раз свести воедино, систематизировать информацию, расположить её в определённой логической последовательности, дополнять по мере необходимости и выдавать по первому требованию. Например, когда администрация требует информацию о вас как о специалисте.
Ещё одна отличительная особенность портфолио в том, что вы сами выбираете тип, вид и структуру своего портфеля, сами решаете, какие документы и работы и в каком порядке включать в него. Это не догма, а рабочий инструмент. На любую страницу можно поместить дополнения, какие-то замечания, размышления и самоанализ. Это возможность создать индивидуальный портрет школьного библиотекаря, систематизировать, проанализировать и квалифицированно представить его профессиональные достижения. В сущности, это один из способов его самопрезентации как специалиста определённого уровня.
Создание профессионального портфолио – кропотливый труд. Тем не менее эти усилия оправдают себя творческим ростом, признанием коллег, ростом авторитета школьной библиотеки.
Цель предлагаемых методических рекомендаций: раскрыть возможности работы с портфолио в библиотечной практике.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи :
- разработать концепцию библиотечного портфолио;
- определить его цели, задачи, функции, выявить практическую значимость;
- представить модели и разновидности портфолио в библиотечной практике;
- разработать методику формирования профессионального библиотечного портфолио;
- представить варианты организации и оформления портфолио.
КОНЦЕПЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ПОРТФОЛИО
Термин «портфолио» пришёл к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики, например: министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.
Он относится к «аутентичным», то есть к истинным, наиболее приближённым к реальному способам оценивания. Его основной смысл – показать всё, на что способен специалист. Этот метод позволяет самостоятельно проанализировать свои достижения, с тем чтобы делать выводы и шагать дальше. Таким образом, портфолио, как накопитель достижений, отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио : накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи:
- проанализировать и обобщить свою работу;
- связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;
- отразить динамику профессионального развития;
- представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно.
Функции портфолио :
- диагностическая – фиксирует изменения за определённый период времени;
- содержательная – раскрывает спектр выполняемых работ;
- развивающая – обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования;
- мотивационная – поощряет результаты деятельности;
- рейтинговая – позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио :
- аттестация в будущем;
- лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ;
- систематизация деятельности библиотекаря;
- фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Модели портфолио
(для себя и для других) Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель-самооценка
(для себя) Показать прогресс или регресс в каких-либо видах или отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчёт
(для других) Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности
Доказательство прогресса отслеживается по конкретным результатам и материализованным продуктам профессиональной, исследовательской и творческой деятельности.
ТИПЫ ПОРТФОЛИО
При разработке структуры портфолио целесообразно ориентироваться на три основных его типа:
Портфолио документов включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря:
- дипломы (федерального, муниципального, окружного, школьного уровней);
- грамоты;
- свидетельства;
- удостоверения;
- справки;
- сертификаты учреждений, осуществляющих официальное взаимодействие с департаментом образования администрации города Омска.
В нём могут размещаться копии указанных документов. Обязательно предваряется их перечнем (по мере накапливания в течение ряда лет).
Портфолио работ – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. Выполняется группировкой различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря в единый массив документов. В него могут входить:
- конкурсные работы;
- проекты развития библиотеки;
- тексты (тезисы) выступлений на семинарах, методических объединениях (или их аудио- и видеозаписи);
- сценарии различных массовых мероприятий;
- электронные документы – различные презентации, разработки в помощь проведению библиотечных уроков, обзоров, выставок;
- видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий;
- авторские образовательные программы и УМК к ним;
- печатные работы.
Портфель работ предваряется перечнем представленных в нём материалов. Сами работы прикладываются на бумажных или электронных носителях, в том числе видеозаписи, фотографии, публикации и т.п. Он даёт качественную оценку профессиональной деятельности библиотекаря по следующим параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность работника и т.п.
Портфолио отзывов – это характеристики отношения библиотекаря к различным видам деятельности. В нём дается письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и её результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме и прочее). Включает оценки мероприятий коллегами, методистами департамента образования, администрацией школы, методическими объединениями предметников и т.д. (к перечисленным выше видам документов добавляются рекомендательные письма). Желательно включать комплексный самоанализ деятельности и её результатов.
Можно конструировать либо простые модели портфолио (реализующие один из названных типов), либо комплексные (включающие в себя описанные типы в качестве своих разделов).
Например:
А. Портфолио простые: 3 варианта, т.е. либо в чистом виде портфолио документов, либо портфолио работ, либо портфолио отзывов.
Б. Портфолио, состоящий из двух разделов: раздел документов и раздел работ, либо раздел документов и раздел отзывов, либо раздел работ и раздел отзывов.
В. Портфолио, состоящий из трёх разделов, – комплексный: раздел документов, раздел работ и раздел отзывов.
ВИДЫ ПОРТФОЛИО
Существует несколько видов портфолио. Мы рассмотрим два: личный и тематический.
Личный портфолио можно назвать профессиональным портретом школьного библиотекаря. Идеальный вариант личного портфолио – комплексный «В», т.е. включающий все типы. Кроме этого, целесообразно включить так называемый портрет, который лучше всего разместить в самом начале.
Портрет рассказывает о личности библиотекаря. Его предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющемся опыте библиотекаря: в самообразовании, в использовании в своей практике современных информационных технологий, в проектировочной деятельности.
Кроме вышеперечисленного, можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» – размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или перед конкурсной работой – разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность её анализировать, делать выводы, видеть перспективы.
В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио имеет смысл делать, если вы постоянно и целенаправленно занимаетесь какой-либо темой. Например, как уже упоминалось, школьные библиотекари часто работают учителями-предметниками – преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно-информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио даёт возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективы и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать:
- план (структуру, схему) занятий или разработки темы;
- пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.;
- обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете;
- программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий);
- работы детей (анкеты, тесты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки);
- самоанализ проведённой работы;
- фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.);