Личностное ядро. Ядро» человеческой личности. Когда ядро силы восстанавливается, все сферы жизни налаживаются сами собой

© Г.В. Ожиганова Понятие «ядро личности» в психологии ХХ столетия и древневосточных философских учениях // История отечественной и мировой психологической мысли: Постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее: Материалы международной конференции по истории психологии «IV московские встречи», 26-29 июня 2006 г. / Отв. ред. А.Л. Журавлев, В.А. Кольцова, Ю.Н. Олейник. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 256-263
© Г.В. Ожиганова, кандидат психологических наук, Москва, Россия,2006

Вопрос о сущностной основе личности привлекал внимание ученых с древних времен. Выдающиеся основатели философских школ и их преемники искали на него ответ. Он не утратил свою актуальность и в наши дни. Много веков спустя, в ХХ столетии исследователи пытаются решить эту задачу в рамках выделившейся специальной дисциплины – психологии личности.

Большое значение в этой связи приобретает сравнительный анализ представлений о ядре личности в древневосточных философских системах и психологических теориях личности ХХ столетия. Данный анализ проводится на основе предложенного автором статьи компаративного метода историко-психологического исследования, который заключается в соотнесении двух форм знания: древнего и современного как равноправных носителей ценной информации. При этом принципиально отвергается наукоцентрическая позиция высокомерного и снисходительного отношения к древним «донаучным» текстам (Ожиганова 2002, с. 200 – 201). По мнению П.Фейерабенда, «вненаучные идеологии, способы, практики, теории, традиции могут стать достойными соперниками науки и помочь нам обнаружить ее важнейшие недостатки, если дать им равные шансы в конкурентной борьбе… Превосходство науки можно утверждать только после многочисленных сравнений ее с альтернативными точками зрения» (Фейерабенд,1978). При таком подходе создаются условия для обогащения современной науки древними знаниями, отличающимися своеобразием и глубиной взглядов на решение важных вопросов психологии.

В центре внимания психологической науки находится категория «личность», изучаемая во всем многообразии составляющих ее компонентов и проявлений в социальном взаимодействии.

Интерес к вопросу о сущностной основе личности отмечается у многих психологов ХХ столетия. Эта важная проблема затрагивается в основных психологических концепциях.

Рассмотрим, какую трактовку она получает в отечественной психологии.

А.Н. Леонтьев считает, что «действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которые возникают на определенном этапе развития его человеческих связей с миром» (Леонтьев, 1982, с. 151). Разнообразные деятельности личности пересекаются между собой и «связываются в узлы» объективными общественными отношениями. «Эти узлы, их иерархии и образуют тот таинственный центр личности, который мы называем Я; иначе говоря, центр этот лежит не в индивиде, а в его бытии» (там же, с. 158).

C.Л. Рубинштейн, отмечая многообразие и противоречивость свойств личности, подчеркивает реальное единство психического облика субъекта, сфокусированное в стержневой основе личности. Он пишет, что «всегда находится, в конце концов, такая стержневая для данной личности позиция, с которой все свойственные ей противоречия смыкаются в единстве» (Рубинштейн, 2002, с. 516). Суть личности, по мнению Рубинштейна, может раскрываться при анализе того, что значимо для человека в этом мире, при рассмотрении того, что составляет для него смысл жизни и деятельности: «Именно то, что особенно значимо для человека, выступает, в конечном счете, в качестве мотивов и целей его деятельности и определяет подлинный стержень личности» (там же, c. 514).

А.Ф. Лазурский выделяет в составе личности две стороны ее проявлений: эндопсихические и экзопсихические. Эндопсихические проявления отражают внутреннюю взаимозависимость психических элементов и функций, представляя собой внутренний механизм человеческой личности. К ним относятся темперамент, характер, умственная одаренность, восприятие, память, внимание, мышление, воображение, аффективная возбудимость, способность к волевому усилию, импульсивность, быстрота, сила и обилие движений и т. п. – одним словом, нервно-психическая организация человека. Лазурский рассматривает ее как сложный, организованный, непрерывно действующий двусторонний (психофизиологический) процесс, отдельные психические функции которого тесно связаны между собой и одновременно относительно независимы. Лазурский утверждает: «Эндопсихика составляет, несомненно, ядро человеческой личности, ее главную основу, отражаясь в значительной степени также и на экзопсихических ее проявлениях» (Лазурский, 1997, с. 10). Вторая сторона личности, определяемая им как экзопсихика, связана с отношением человека к внешним объектам, к среде. При этом понятие среды рассматривается в самом широком смысле, включая природу, материальные вещи, а также других людей и целые социальные группы. Оно охватывает науку, искусство, религию. Лазурский отмечает, что «индивидуальность человека определяется не только своеобразием его эндопсихических черт, вроде особенностей памяти, воображения и т. п., но в не меньшей мере и его отношением к окружающим явлениям, тем, как каждый человек реагирует на те или иные объекты, что он любит и ненавидит, чем интересуется и к чему равнодушен, т. е. …. его экзопсихическими проявлениями» (там же). Лазурский подчеркивает, что ядро личности складывается уже к концу дошкольного периода.

В.Н. Мясищев видит сущность личности в ее направленности, определяемой доминирующими отношениями. Д.Н. Узнадзе считает, что личность создается благодаря особым фиксированным установкам.

В зарубежных персонологических теориях определению ядра личности также уделяется пристальное внимание. Необходимо подчеркнуть, что именно исходя из представлений о человеческой природе, ученые строят свои психологические концепции.

В. Джемс связывает ядро личности с чувством активности, которое проявляется во внутренних душевных состояниях. Он выделяет сознательное и подсознательное «я». Джемс подчеркивает, что «сознательное “я”» человека является непосредственным продолжением более широкого по объему подсознательного «я», представляющего сублиминальную область, которая позволяет познать высшие духовные ценности и истины в виде религиозных переживаний (вторжение сублиминального в пределы первого плана сознания). Таким образом, личность имеет возможность отождествить свое истинное «Я» с «зародышем лучшего существа в себе», своей высшей духовной сущностью (Джемс, 1992).

С бихевиористской точки зрения, в концепции Б.Ф. Скиннера основа личности может быть представлена в виде определенного набора форм поведения (специфических реакций), характерных для индивида. Этот типичный для человека репертуар поведения является результатом его прошлого опыта научения, строго обусловленного внешними подкреплениями. Суть личности определяется воздействием той или иной среды. «Переменные, функцией которых является поведение человека, находятся в окружении», утверждает Скиннер (Skinner,1976, p. 1).
З. Фрейд пытается отыскать сущностные глубины личности в бессознательном, полагая, что Ид имеет центральное значение для человека на протяжении всей его жизни, являясь исходным, врожденным компонентом личности, отражающим ее примитивные, инстинктивные, биологические побуждения, уходящие корнями в бессознательное. Ид функционирует в соответствии с принципом удовольствия (исконным, первичным стремлением человеческой жизни), т. е. предполагает немедленное удовлетворение биологически обусловленных потребностей, проявляясь в хаотичном, импульсивном, иррациональном, нарциссическом поведении, питая индивидуума энергией. Фрейд видит в инстинктах конечную причину любой активности.

С точки зрения Э. Эриксона, принимающего модель структуры личности, выдвинутую З. Фрейдом (Ид, Эго, Суперэго), природа личности определяется Эго. Оно представляет собой автономную систему, являясь базисом поведения и функционирования человека.

А. Адлер усматривает основу личности в творческой силе – свободной, осознанной активности, позволяющей каждому человеку создавать свой собственный стиль жизни. Он полагает, что сами люди несут ответственность за то, кем они становятся, и как себя ведут. Адлер считает, что человек представляет собой одновременно и «картину», и «художника», от него самого зависит, что он на ней нарисует.

Представители диспозиционального направления в теории личности Г. Айзенк, Р. Кеттел, Г. Олпорт полагают, что суть личности проявляется в склонностях, которым люди привержены на протяжении всей жизни и которые представляют собой их неотъемлемую природу.

Г. Олпорт отмечает, что истинная природа человека отражается в «определяющих тенденциях» личности, проявляясь в ее поступках. К «первичному материалу», из которого строится личность, он относит темперамент, интеллект и физическую конституцию. Олпорт выделяет доминирующие индивидуальные диспозиции (индивидуальные черты личности), обозначая их в качестве кардинальной диспозиции, которая представляет собой главную страсть, склонность, определяющую магистральную линию жизни человека. В основе личности лежит наиболее важное, центральное качество – проприум (самость) – гомункул, обитающий внутри личности. Это – организующее, объединяющее начало, позитивная, творческая часть человеческой природы, способствующая консолидации «Я», росту и развитию личности, формированию ее уникальности.

Г. Айзенк и Р. Кеттел считают, что существует базисная структура личности, обусловливающая поведение индивидуума.

Кеттел включает в ядро личностной структуры 16 исходных черт, цементирующих фундамент личности. Айзенк же выделяет три главных параметра, составляющих основу личности: интроверсия – экстраверсия, стабильность – нейротизм, психотизм – сила суперэго. Представители социально-когнитивного направления персонологии А. Бандура и Дж. Роттер полагают, что основа поведения человека формируется в результате взаимодействия внутренних факторов и внешнего окружения.

Исходя из теории Бандуры, можно рассматривать в качестве сущностной характеристики личности высшую способность человека предсказывать те или иные последствия действий и осуществлять контроль за тем, что определяет жизненные события, изменяя модели поведения с целью достижения желаемого результата. Таким образом, можно выделить в качестве ядерного образования личности ее самоэффективность, базирующуюся на способности предвидения и саморегулирования.

В концепции Роттера центральным конструктом личности выступает локус контроля, позволяющий установить, чем обусловлены успехи и неудачи человека. Это могут быть внешние силы (судьба, случай) – тогда речь идет об экстернальном локусе контроля. Если же человек посредством своих действий и способностей сам влияет на события, то правомерно говорить об интернальном локусе контроля. Отсюда следует, что интерналы в большей мере, чем экстерналы, отдают себе отчет в том, что они сами ответственны за свою судьбу.

Сторонники гуманистической психологии А. Маслоу и К. Роджерс утверждают, что люди по своей природе добры и обладают стремлением к совершенству. Они считают, что в основе поступков лежит сознательный и свободный выбор. Убеждение в том, что самоопределение является частью природы человека, несет идею ответственности личности за то, что она собой представляет.
Маслоу провозглашает веру в возможности человеческой природы, в которой, по его мнению, уже изначально заложены высшие общечеловеческие ценности. Согласно его концепции, суть личности определяется иерархической организованной системой потребностей: физиологических, безопасности и защиты, принадлежности и любви, самоуважения, самоактуализации или потребности совершенствования.

Сердцевину личности составляют имеющиеся в каждом человеке возможности для позитивного роста и совершенствования, выражающиеся в потребности самоактуализации. Это означает желание человека стать тем, кем он может стать, т. е. достичь высшего уровня развития своих способностей, обеспечить максимально полное использование потенциала личности. «Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе», – пишет Маслоу (Maslow, 1987, p. 22).

Роджерс отмечает, что активность и стремление к самоактуализации заложено в природе человека. Полноценно функционируя в социуме, люди раскрывают свою природу: ведут себя разумно, совершая положительные поступки. Они естественным образом стремятся к гармонии внутри себя и в отношениях с другими людьми. Внутренняя сущность человека (самость) выражается в самооценке, которая руководит его поведением, являясь ориентиром в выборе профессии, определяя интересы, круг общения. Если взаимодействие с окружающим миром строится исходя из осознанной самооценки, то оно отражает истинную суть личности («Я»), ее устремления, способности и в наибольшей степени благоприятствует жизненному успеху, самореализации. В этом случае мнение человека о себе, оценка его другими людьми и его реальная «самость» пребывают в состоянии конгруэнтности, т. е. в полном соответствии друг с другом.

С точки зрения В. Франкла, природу индивидуума составляет духовная личность, соединяющая в себе духовность, свободу и ответственность. Он полагает, что «человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия», т. е., может возвыситься над внешними обстоятельствами и внутренними состояниями своего бытия и активно противостоять им, занимая определенную позицию (Франкл, 1990, c. 111). При этом особенности характера не являются определяющими; решающую роль играет позиция личности. Человек всегда может относиться к миру так или иначе, вести себя тем или иным образом и, в конечном счете, он сам как духовное существо формирует свой характер и личность и таким образом определяет свою судьбу. Это означает, что индивидуум не только поступает в соответствии с тем, что он, по сути, собой представляет, но и становится той или иной личностью в соответствии с тем, как он поступает.

К.Г. Юнг в русле своей концепции архетипов относит к сердцевине личности «самость», которая является основой объединения остальных аспектов души, фундаментом целостности и единства «Я». В его представлении архетип «самости» символизирует мандала и ее разновидности (абстрактный круг, нимб святого и пр.). Юнг подчеркивает, что религия обладает огромной организующей силой, способствующей целостности и гармонии личности.

Итак, в современной психологической науке существует широкий спектр мнений относительно ядра личности. Оно может быть локализовано в сфере бессознательного или вынесено в область осознанной активности; может быть связано с внутренними процессами и состояниями человека (в том числе духовными, творческими), определяться внутренней работой индивида или врожденными факторами, либо формироваться только благодаря воздействию извне, складываться в бытии и деятельности субъекта на основе присущих ему индивидуальных особенностей.

Несмотря на разнообразие взглядов, многие психологи демонстрируют согласие в том, что человек может влиять на свою судьбу и несет за нее ответственность (А. Адлер; А. Маслоу; К.Роджерс; Дж. Роттер; В. Франкл). Ряд исследователей отмечают творческую, позитивную природу личности (А. Адлер; А. Маслоу; Г. Олпорт; К. Роджерс). Некоторые связывают ядро личности с духовным аспектом (В. Джемс; В. Франкл; К. Юнг).

Теперь рассмотрим решение вопроса о сущностной основе личности в древневосточных философских учениях.

В индуистской философии основа личности заключается в сердце (hrdayam) – там, где пребывает душа (Atma). Это свет внутри сердца (Брихадараньяка упанишада) (Упанишада, 2000, с. 122). В Чхандогья упанишаде выделяется сердце как вместилище особого духовного пространства в человеке (обитель Атмана, Брахмана), подчеркивается ведущая роль намерения (там же, с. 307 – 308). Внутренняя сущность личности связывают также с понятиями «antaratma», включающим душу, сердце или ум, «antahkarana» – источник мыслей, чувств и сознания и «chidatma» – способность рассуждения и сознание (Iyengar, 2000, с. 34). В системе йоги считается, что ум (manas) является внешней оболочкой разума (buddhi) и расположен в сердце, где происходят эмоциональные всплески. Мозг ответствен за приобретение объективного знания (vidya). Ум (manas) связан с получением субъективного знания (buddhi) в результате личного опыта (там же, с. 85). В йоге выделяется физическое сердце, анатомически расположенное слева, и духовное, находящееся в центре груди за основанием грудины, которое представляет собой суть личности (atma).

Согласно представлениям суфиев, сердце – основа личности; с его помощью мы узнаем себя, то, чем мы являемся. Сердце состоит из трех оболочек (пластов). Поверхность сердца называется умом; там рождаются мысли, обладающие формой, линией и цветом. Следующий пласт – чувства – находится в глубине сердца. Существует разница между людьми, которые «живут на поверхности сердца», и теми, «кто живет в его глубинах». Последние лучше воспринимают других людей, им понятны чужие мысли и чувства. Третий пласт заключен в самых сокровенных глубинах сердца и проявляется как голос и свет Духа. Его называют интуицией (Инайят Хан, 2002, с. 90–91). Кроме того, сердце является вместилищем Эго, которое, в свою очередь, включает волю, разум, память и мышление.

В даосизме категория «сердце» охватывает понятия «дух», «сознание», «психика». В «Гуань-цзы» он определяется как «дворец духа». Провозглашается необходимость его «очищения», освобождения от страстей для того, чтобы дух вернулся в свою обитель (Китайская философия, 1994, с. 277). В «Дао дэ цзин» с «сердцем» связываются внутренняя духовная сущность личности, ее высокие моральные принципы. А.Е. Лукьянов, анализируя психологические качества идеального, «совершенномудрого» человека, пишет, что «он растит Дао в своей внутренней духовной сущности (в пустом сердце). … Соединяя свое сердце с людскими сердцами, он открывает в нем канал, по которому проводит к сердцам людей… духовную энергию добра (шань) и доверия (синь)» (Лукьянов, 2000, с. 87).

В классическом конфуцианстве считается, что природа личности заключена в глубинах ее сердца и связана с духовностью. Познав свою природу, человек познает Небо. Мэн-цзы определяет суть личности через нравственную категорию. Он утверждает, что природа человека добра, и связывает ее с внутренним органом чувств – сердцем, в котором наличествуют «чувство сострадания, чувство стыда и ненависти [к злу], чувство уважения и почитания, чувство правды и неправды, присущие всем людям. Сострадание порождает гуманность, чувство стыда и ненависти [к злу] ведет к справедливости. Уважение и почитание – это надлежащие нормы поведения. Чувство правды и неправды дает мудрость. Эти чувства не привносятся извне, «они, безусловно, присущи нам, только мы не думаем о них». Поэтому и говорится: «Если будете искать их, то найдете. Если же будете пренебрегать ими, то потеряете» (Китайская философия, 1994, с. 100). Мэн-цзы пишет: «Все вещи находятся во мне. Нет большей радости, чем, обращаясь внутрь себя, достичь искренности… то, что мы ищем, находится внутри нас самих» (там же, с. 110). Таким образом, согласно Мэн-цзы, природу совершенного мужа составляют гуманность, чувство долга, надлежащие нормы поведения и мудрость, которые уходят корнями в сердце (синь). Слова совершенного мужа идут от сердца и в них содержатся истинные принципы (Классическое конфуцианство, 2000, с. 135). «Гуманность – это природное чувство человека. Чувство долга - это его путь» (там же, с. 105). Мэн-цзы выделяет в человеческом организме благородные части и ничтожные, то есть, большие и малые. Он подчеркивает: «Нельзя из-за малого вредить большому, из-за ничтожного вредить благородному» (Китайская философия, 1994, с. 106). К незначительным органам относятся внешние органы чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание). Они находятся во власти внешних предметов, которые увлекают их за собой. Главным же органом является сердце, вместилище души, которая относится к органам мысли. «Думая, она получает правильное представление о вещах, не думая, она лишается этого» (Классическое конфуцианство, 2000, с. 107). Важно понимать, что является основой личности, и тогда незначительные органы не смогут влиять на главный орган, не смогут «овладеть им» (там же). Мэн-цзы подчеркивает: «Те, которые следуют за великой частью своего существа, – становятся великими; те, которые следуют за незначительной, – являются незначительными» (там же). Он считает: «Великий муж (дажэнь) – это тот, кто не теряет своего детского сердца», т. е. сохраняет свою природную искренность и чистоту (Китайская философия, 1994, с. 69).

В буддизме махаяны Нагарджуна дает четкое определение подлинной природы совершенных людей, достигших абсолютной мудрости, способных руководить избавлением людей от страданий. Она представляет собой «великое любящее сердце (махакаруна читта) и все чувствующие существа являются объектом этой любви» [цит. по: Suzuki, 1907, p. 292).

Анализируя основы дзэн-буддизма, Д.Т. Судзуки пишет, что в буддизме функция разума состоит в отказе от себя и в подчинении чувству, то есть сердцу, «которое имеет свои разумы, неведомые разуму» (Судзуки, 2000, с. 739). Однако буддисты не считают разум чем-то отличным от сердца. Они полагают, что разум и сердце представляют собой одно целое, но в то же время имеют разные функции. Разум является инструментом демонстрации и разграничения, способом логического мышления, рассуждения. Это – различающий, эгоцентрический разум (виджняна), который постоянно разграничивает действительность и поэтому не способен ухватить реальность, которая находится в плоскости неразграничения и неразличения. Сердце же является органом интуиции, позволяющим прозреть, пробудить истинную мудрость (праджня), достичь совершенства Будды, самореализоваться, т.е. постичь свою собственную природу.

В чань-буддизме «концепция сердца» является ключевой для всей философской системы. Бодхидхарма, выдвигая «принцип сердца», понимает его как духовную первооснову человека. Этой же точки зрения придерживается Хуэйнэн, считая, что в сердце как основе любого человека заключены семена Будды: «То, чем сердце было изначально – это и есть Будда!» (Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна, 2000, с. 401). Основу каждой личности составляет изначально чистое духовное сердце, но человеческая душа бывает загрязнена своими устремлениями к внешним притягательным объектам, тогда она попадает в плен к желаниям, запутывается в сетях иллюзий. Поэтому Хуэйнэн предлагает идею «истинного сердца», т. е. сердца, абсолютно очищенного от страстей. Такое сердце присуще мудрецу в отличие от обычного человека.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что в древневосточных философских системах (индуизм, буддизм, суфизм, даосизм, конфуцианство) существует сходная точка зрения на ядро личности. Она связывается с категорией «сердце».

Наблюдающееся разнообразие взглядов западных психологов ХХ столетия на сущностную природу личности резко контрастирует с единодушием древневосточных мыслителей в отношении этого важного вопроса.

Столь большой разброс мнений ученых ХХ столетия свидетельствует, с одной стороны, о глубокой, детальной проработке проблемы, рассмотрении ее с разных сторон, осознании многообразия проявления и составляющих личности, с другой стороны, говорит о недостаточном осмыслении ее сути, невозможности дальнейшего прогресса научной мысли без нахождения общего исходного понятия «ядро личности». В этой связи важно подчеркнуть, что в сторону интеграции содержания этого понятия движутся психологи гуманистического направления, рассматривающие в качестве ядерного компонента личности ее духовное, позитивно ориентированное, творческое начало.

____________________
Литература:
1. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
2. Инайят Хан Х. Мистицизм звука. М., 2002.
3. Китайская философия // Энциклопедический словарь / Под ред. М.Л. Титаренко. М., 1994.
4. Классическое конфуцианство: в 2-х т. Т. 2, СПб., 2000.
5. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997.
6. Леонтьев А. Н. Формирование личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
7. Лукьянов А.Е. Лао Цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2000.
8. Ожиганова Г.В. Подходы и методы исследования в истории психологии // Современная психология: состояние и перспективы исследования. М:, 2002. С. 185 – 202.
9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
10. Судзуки Д.Т. Основы дзэн-буддизма // Буддизм. Четыре благородных истины. М., 2000.
11. Сутра Помоста шестого патриарха Хуэйнэна // Письмена на воде. Первые наставники Чань в Китае / Составитель, перевод, комментарии – А.А. Маслова. М., 2000.
12. Упанишады. М., 2000.
13. Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. Лондон, 1978.
14. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
15. Iyengar B.K.S. Light on pranayama. HarperCollins Pablishers, India, 2000.
16. Maslow А.H. Motivation and personality. N.Y., 1987.
17. Skinner B.F. Particulars of my life. N.Y., 1976.
18. Suzuki D.Т. Outlines of Mahayana Buddhism. London, 1907.

Об авторе: Ожиганова Галина Валентиновна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории психологии способностей им. В.Н. Дружинина Института психологии Российской академии наук. С 1995 по 1998 г. – зам. главного редактора журнала «Психологическое обозрение» – печатного органа Российского психологического общества. С 1996 по 1998 г. – главный редактор информационного издания «Новости психологии» – приложения к журналу «Психологическое обозрение».

1. Ядро сознательной личности
ценности
мышление
мотивы
эмоции

2. Специфика социально-психологического понимания личности состоит в …
том, что личность рассматривается как объект социальных отношений
в исследовании взаимоотношения личности с конкретной группой
в изучении индивидуальных характеристик личности
в изучении внутреннего мира человека

3. Способность самоопределения личности в жизни, обобщенная на основе ее ценностей и отвечающая основным жизненным потребностям личности — это…
ценностные ориентации
жизненная позиция
смысл жизни
мотивация личности

4. Функция социальной установки
характеризует определенную готовность субъекта реагировать на явления социальной жизни
характеризует переход на рациональный уровень отношения личности к окружающей действительности
отражение в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности, внутренние побуждения активности индивидов

5. Человеческая личность – это …
представитель гомосапиенса, его биологическая особь
микрокосмос, отражение макрокосмоса
статус человека как члена общества, отличается самостоятельностью в поступках, способностью нести ответственность и решать проблемы
совокупность индивидуальных особенностей человека как биологического существа и как члена общества

6. Представители структурно-системного подхода утверждали, что …
человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов
поведение человека составляет совокупность поступков и других социальных действий личности, имеющих мотивы
социальная среда оказывается для личности наиболее значимой, чем ее инстинкты
индивидуальные качества личности играют определяющую роль в ее формировании

7. Негативные каналы социализации
идентификация
чувство вины
имитация

8. Социализация – это …
целенаправленное действие социальных институтов на личность
процесс вхождения индивида в социальную среду, приобщение к системе социальных связей
внутренняя мотивация личности
процесс удовлетворения потребностей личности

9. Ученый, чьи работы посвящены проблеме смысла жизни
Ральфа Дарендорфа
Виктора Франкла
Эрика Фромма
Карла Юнга

10. Диспозицией личности называется …
направленность личности на определенные ценности и интересы
предрасположенность личности к определенному поведению в конкретных условиях, возможность сделать выбор деятельности
взаимодействие потребностей и интересов, которые преобразуются в конечную цель личности

11. Социально-психологические качества личности …
даны от рождения
неизменны до конца жизни человека
характеризуют связи личности с социальной действительностью
характеризует индивидуальные психологические особенности

12. Высказывание, принадлежащее Э. Фромму
Удовлетворение низших потребностей является необходимым условием для того, чтобы были удовлетворены и высшие
Идея смысла жизни возникает вместе с религиозными системами и рушится вместе с ними
Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни
Люди редко бывают достаточно разумны, чтобы предпочесть полезное порицание опасной похвале

Разумеется, каждый из нас неповторим и уникален. Но есть и такие особенности личности, которые свойственны всем людям без исключения.

К 18 годам у человека уже есть сформировавшаяся личность. Это не означает, что нам не переделать свою личность - мы на протяжении своей жизни только этим и занимаемся, но есть нечто очень глубоко внутреннее и почти неизменное, что остается с нами во все времена, то, что мы не можем и не хотим изменять. Обычно это называется «центром» («ядром») личности.

Изначально ядром личности является «Я биологическое», то, что является знаком биологической индивидуальности человека: свои, похожие на кого-то и непохожие на других лицо и тело, собственные физические и физиологические особенности. Затем к этому ядру добавляется «Я психологическое», поведенческие реакции младенца, его эмоциональные реакции, а затем и формирование не просто реакций, но поведения: осмысленность движений глаз и издаваемых звуков, различение родственников и посторонних, предпочтение первых и недоверие к последним и т.д.

Формирование ядра личности происходит в процессе активной деятельности человека по освоению предлагаемых обществом и воспитанием ценностей и осуществляется путем идентичности. Все психологические структуры личности, выполняющие функцию Ядра личности, называются «Я»: образ Я, метафора себя и жизни, личные верования

(здесь же детские предписания и разрешения) и типовые личностные роли (эго-состояния), личные ценности и интересы, личные позиции и взгляды, личное понятие смысла жизни...

Сильное ядро личности выражается через развитость личной позиции, определенности личных ценностей и интересов, уверенности в себе и свободном выборе своих действий. Ядро личности обычно соответствует данной эпохе, непосредственно связано с жизнедеятельностью социума, со всей его материальной и духовной культурой. Именно из ядра личности идет импульс противостояния внешнему окружению. Разные исследователи видят его по-разному:

  • 1) естественно растущее позитивное зерно (гуманистический подход);
  • 2) место воспаленного конфликта (классический психоанализ);
  • 3) продукт самосозидания (экзистенциальный подход);
  • 4) то, что формируется окружающей средой (бихевиоризм и советская психология).

Сильное ядро - при сильной биологической энергетике или высоком уровне развития личности. Тенденция ядра личности человека заключается в том, чтобы актуализировать свои потенциальные возможности.

Шкала ценностей человека - стержень его личности. Мы характеризуем человека как личность (а не просто индивида) в зависимости оттого, на какие ценности он ориентируется и совпадают ли выбранные им ценности с теми, которые общество признает в числе наиважнейших. Прежде всего это этические и религиозные ценности: патриотизм, справедливость, альтруизм, ненасилие и т.п. Они занимают верхнюю часть шкалы общественных ценностей. Человека, у которого на шкале индивидуальных ценностей верхнюю часть занимают те же самые ценности, мы с полным правом называем личностью. Люди не просто ошушают свои потребности, но и осознают их, а осознавая, сравнивают себя с другими. Оценка себя в сравнении с другими, прежде всего стоящими на одной социальной ступеньке, т.е. «такими же, как они», выражает стремление к самореализации и самоутверждению. Последние, рассмотренные в качестве мотивов (осознанных намерений), также суть стремления к социальному признанию и одобрению, стремления к достижению и успеху.

Ядро человеческой личности, таким образом, состоит из шкалы ценностей, мотиваций достижения самореализации, свободы выбора и воли. Ядро может быть воспринято только как цельный и неразделимый элемент, на котором и строится в дальнейшем личность человека.

К периферии личности относятся те структуры, которые почти непрерывно меняются в течение жизни: опыт и способности; знания, умения, навыки; системы конструктов, личная история; поведение: характер (акцентуации), привычки и манеры (черты), социальные роли, конкретные действия и поступки. Дальняя периферия - это внешность, здоровье, состояние, атрибутика личности. Развитая периферия для личности может быть как удачей, так и проблемой.

Приятная внешность, прекрасное здоровье, бодрость физическая, милый характер, привычка улыбаться - такая периферия является благом для личности, помогает двигаться вперед и реализовываться. Если внешность невыигрышная, здоровье плохое, физическое состояние неважное, постоянная усталость и болезни, характер вредный, то периферия не помогает развиваться личности, а скорее мешает. Чаще всего это приводит к личностным нарушениям: неврозам, депрессиям, психосоматическим заболеваниям (см. гл. 6).

Ядро личности

Личность - это глубинная сущность души, которая остается с ней по обе стороны Завесы. Мы часто принимаем за личность энергетические штампы. Штампы являются результатом вы­ученных уроков и полученного в жизни опыта. Они могут быть положительными или отрицательными. Наше ядро лич­ности - это кульминация всех видов опыта, которые мы вы­бираем навсегда включить в нашу энергетическую структуру и пронести с собой через все будущие воплощения.

Ядро личности остается с нами даже тогда, когда мы по­кидаем сферу опыта жизни. Это основа того, кем мы являемся на самом деле. Те, кто общается с духами по ту сторону Завесы, знают, что, даже возвращаясь Домой, они сохраняют свое ядро личности. У некоторых даже остаются то же чувство юмора и другие личностные качества, которые были при жизни.

В ядро личности включаются все уровни вибрации, в том числе «ароматическая подпись», или характерный запах. По­этому многие ощущают запах любимых духов ушедшего близ­кого человека. Он часто пробуждает их от сна или преследует, когда они просто идут по улице. По мере нашей эволюции чув­ство обоняния обостряется. (Многие люди уже сейчас говорят мне, что больше не могут переносить запахов, которые раньше ощущали каждый день.) Это позволит всем нам общаться на новом уровне, в том числе и легче воспринимать послания от духов. «Ароматическая подпись» поможет нам также видеть истинное ядро личности каждого духа.

Наше ядро личности легче всего понять как особый аро­мат Бога, пребывающий в каждом из нас. Однако пережива­ния и энергетические штампы, которые мы получаем в течение жизни, влияют на наше ядро личности, иногда изменяя его на время данной жизни.

Покидая жизнь в очередной раз, душа имеет возможность выбрать, какие энергетические штампы она включит в со­став ядра личности. Любые отрицательные энергетические

штампы, полученные при жизни, можно «отпустить» по воз­вращении Домой. Поскольку Дом - это среда, в которой положительной и отрицательной энергии не существует, все штампы, кроме тех, которые мы сознательно решаем оставить, автоматически растворяются, когда мы совершаем переход.

Наше ядро личности не только содержит все жизненные уроки, которые мы усвоили через энергетическую матрицу; с каждым усвоенным уроком оно также становится более определенным. Когда достигнут некоторый вибрационный уровень, мы уже никогда не сможем вернуться к уровню бо­лее низкому. Когда происходит высвобождение энергетиче­ских штампов и овладение матрицами, вибрация нашей души повышается до изначального уровня вибрации «Ом». Когда усвоение всех жизненных уроков завершено, наша душа возвращается Домой с максимально расширенным ядром личности. Так Бог может увидеть Бога, достигнув тем самым изначальной цели Игры.

От чего мы отказываемся ради любви других людей? Или как восстановить ЯДРО СИЛЫ и прийти к гармонии во всех сферах жизни

От чего мы отказываемся ради любви других людей? Или как восстановить ЯДРО СИЛЫ и прийти к гармонии во всех сферах жизни

Что только мы ни делали, ради того чтобы нас любили и принимали…

На протяжении многих веков жизни на Земле мы ищем Любовь и принятие. Везде. Ради того, чтобы нас принимало общество, мы стали "удобными", подавив в себе чувства и эмоции.

Ради того, чтобы нас принимала семья, мы отказывались от своего призвания или своих любимых, отказываемся от своего личного счастья - чтобы поддержать маму или папу (я буду так же страдать, как и она).

Ради того, чтобы любили мужчины, многие женщины готовы изменить себе, своим чувствам, готовы согласиться на разрушающие отношения и все ради того, чтоб получить "любовь".

Ради "любви", мы готовы предавать свои убеждения, разрешаем себя использовать, раскалываем себя, предаем себя, перекраиваем свои тела.

Ради любви детей, мы готовы отказаться от собственного счастья, работать много и тяжело, чтобы у них все было…

Ради любви и признания общества, (или начальника на работе) мы изменяли своим убеждениям, мы изменяли себе изменяя себя, одевая маски, чтобы быть «удобными», а значит принятыми, а значит получать так необходимую нам всем «ЛЮБОВЬ»

Мы становились, с каждой жизнью, все более удобными для других. Но почему-то, вместе с этим, боль внутри постоянно увеличивалась...

И все потому, что Мы забыли о том, Кто Мы? Мы забыли о том, зачем внутри нас были встроены, как навигатор, чувства и эмоции. Мы забыли, какими способностями мы обладаем, и все для того, чтобы получить хоть толику "ЛЮБВИ" от этого Мира.

Мы осознанно впали в амнезию (чтобы выжить, ведь белых ворон изгоняет стая), забыв о том, что Источник ЛЮБВИ есть внутри нас.

И, при этом, боль внутри с каждым днем растет от ощущения, что все не так, что это не та "любовь", ради которой мы так себя сломали… так себя перекроили…

Внутри у вас живет чувство - Любовь - она другая!

И именно это заставляет сотни тысяч людей по всему миру ходить на тренинги, к психологам и целителям - чтобы получить любовь и принятие, наконец-то избавиться от внутреннего страха и найти точку опоры.

Именно это, заставляет вас ехать на места силы и читать тонны книг - Вы хотите почувствовать любовь.

Чаще всего, вы ищите любовь у мужчин или женщин, у детей или родителей, у тренеров или целителей, забыв о том, что только внутри вас есть Источник Любви - той любви, найдя которую, уже больше не нужно ничего искать...

Наша сущность, наша внутренняя сила исходит из единого Божественного Источника который и есть изначальная Любовь.

Наше ЯДРО СИЛЫ , из которого происходят все наши качества, все наши поступки, вся наша личная сущность бытия — есть вечная, исполненная знания и высшего блаженства, изначальная природа.

Попав в материальный мир, эта изначальная личность, чтобы выйти из нее (вернуться в свою первозданную форму) выбирает пройти множество уровней развития (как в компьютерной игре), и вспомнить о своем подлинном величии.

Единицам, на протяжении столетий, удавалось достичь высшего совершенства, раскопав под завалами боли свое ЯДРО СИЛЫ, которое является частью Изначального Источника, из которого и произошла наша личность.

Единицам, пройдя через огромное количество очищений и медитаций, удавалось достичь совершенства, погрузившись в сознание Бога… И вспомнить истинные, глубокие, пропитанные всеми благами мира, искренние отношения, вспомнить о своей мудрости и любви, радости и творческом начале.

За этим вы ходите на тренинги, медитации, молитесь, поете мантры — чтобы ощутить, кто вы на самом деле, пробудить внутри себя эту природную мощь, этот главный звук, эту плотную вибрацию изнутри.

Мы все растем назад — возвращаясь к себе таким, какие мы есть настоящие. Радостные, счастливые, смеющиеся, бесконечно активные и деятельные!

На протяжении многих опытов, Вас обижали, говорили «нет», оскорбляли. Вы терпели неудачи, сражаясь за счастье и любовь других людей. Вы прикладывали невероятные усилия для достижения целей. Вы накопили множество невысказанных слов, эмоций, боли, которые отпечатаны на вашем теле. Именно под таким толстым слоем ила находится ваше ЯДРО СИЛЫ . Ваше настоящее «Я».

И ваш долг — разбудить его . Чтобы оно звучало, создавало звук, в унисон вибрирующий всей Вселенной, всему Мирозданию.

Сейчас, еще не часто, можно встретить человека, который раскрыл внутренний свет, несмотря на огромное количество тренингов и программ для исцеления тела боли.

Большинство программ, ориентированных на исцеление, изначально предполагают, что у человека ЕСТЬ масса травм, а, соответственно, работа идет с травмами. Вспомним о Законе ПРИТЯЖЕНИЯ - все, на чем мы держим фокус, усиливается.

Если вы все еще идете по этому пути , коротко опишу вам весь фронт работы, которая вам предстоит:

Ваше ЯДРО СИЛЫ оплетено тысячами различных оболочек. Все они скрывают истинную природу, не давая ей пробиться, распуститься.

Все оболочки можно условно разделить по основным слоям:

Самый глубинный слой — это карма (про карму, я уверена вы знаете много). Опыт наших прошлых жизней, тысяч и миллионов наших прошлых воплощений, начиная от воплощения в телах минералов, камней и растений. Затем насекомых, птиц, животных и, наконец, в человеческом облике.

За все эти воплощения вы накопили такое количество следствий поступками-причинами, что этот слой невозможно убрать самостоятельно. Раньше, убрать этот слой можно было только идя путем святых отцов и садху, внимая наставления духовного учителя — человека, который свободен от пут кармы и избавлен от следствий своих поступков, и знает этот путь.

Следующий слой — это карма рода, в котором мы воплотились в этот раз. Индийская астрология указывает на 14 поколений предков, которые влияют на нас своими поступками и желаниями. А это без малого 32766 личностей !!!

Основное влияние — это 7 поколений, 254 предка. От родителей и до 7-го колена. Если вы хотя бы раз были на расстановках или тренингах по роду - то вы работали с этим слоем.

Следующий слой — это опыт наших нескольких последних воплощений. Откуда сильным фоном идут вибрации наших прошлых желаний, поступков, привычек и наклонностей.

С этим опытом вы работали, когда проходили техники регрессии или холотропное дыхание, техники по работе с ограничивающими убеждениями.

Еще один слой —опыт жизни наших родителей. Это привычки, образ жизни, желания родителей, которые влияют на наше мировоззрение и мировосприятие, и, соответственно, нашу жизнь. С этим слоем работают методы исцеления, работающие с историей зачатия, в процессе которых вы проходите рождение заново.

И, последний слой — это опыт нашей текущей жизни. Здесь находится все, что мы прожили в этой жизни. Огромное множество невысказанных слов, эмоций, боли, которые отпечатаны на нашем теле. Их может определить любой телесно-ориентированный терапевт и поставить точный диагноз — откуда все пошло, откуда появился этот зажим микромышц. И это можно преодолеть психотерапией, тренингами, работой с психологом или целителем.

Именно под таким толстым слоем ила лежит наше ЯДРО СИЛЫ.

Когда, пару лет назад, пройдя к тому времени огромное количество тренингов и раскопав кучу различных опытов, я осознала!!! - Сколько всего у меня внутри (а это, без малого, опыт 32766 личностей ) - у меня опустились руки… (я работала над очищением программ и установок по 18 часов в сутки, а конца и края не было видно). Что же тогда делать всем остальным, думала Я? Ведь большинство людей может позволить себе не так много сессий с целителем, да и что можно сделать за 60-90 мин сессии? Ведь очистив один слой - поднимается еще более глубокий, и жизнь иногда разваливается на части… (я уверена, вам очень хорошо известно это состояние).

Именно тогда, будучи честной с собой, задавая все эти вопросы себе и миру, к нам начали приходить мысли «ИСТИНА внутри », "И познаете вы ИСТИНУ, и она сделает вас свободными . Любое истинное наставление приходит изнутри!" И многие другие мысли… которые приходили спонтанно, перемежаясь с моментами отчаяния и верой, чтоесть ПУТЬ быстрее и легче ...

В результате размышлений и анализа, мы пришли к выводу: для перехода в изначальное состояние ЕДИНСТВА, а значит к выходу из дуальности и освобождению от страхов и наслоений опыта проживания в физическом воплощении каждой личности есть два пути:

1 путь: Можно очень долго исцелять тело боли, концентрируясь на самой боли и травмах - проходя слой за слоем (на что требуется невероятно огромное количество времени, сил и стойкости)

2 путь: Вспомнить свою изначальную ИСТИНУ, через погружение внутрь своего подсознания, с единственным желанием, вспомнить Истину о том, КТО Я? Кто все остальные? Что такое ЛЮБОВЬ? Что такое Изобилие? Вспомнить обо всем, что вас волнует именно сейчас.

Как следствие наших выводов и размышлений, нами был открыт метод - Технология Образного Творения .

Метод, в котором мы весь фокус внимания направили на ИЗНАЧАЛЬНУЮ природу человека, на его Истинную суть .

Направляя все внимание на изначальную целостность и пробуждая, вспоминая ИСТИНУ внутри, какой вы знали ее изначально - происходит очень быстрое и легкое возвращение к своей истинной природе, к ЯДРУ СИЛЫ в его эталонном состоянии. Есть множество дорог, которые ведут к Истине, но самая короткая дорога к вашей ИСТИНЕ, а значит к внутренней СВОБОДЕ, а значит к Здоровью, Любви, Процветанию и Творческой реализации - это пойти внутрь себя, с желанием познать ИСТИНУ , какой вы ее знали изначально!

Когда ЯДРО СИЛЫ восстанавливается, все сферы жизни налаживаются сами собой!

Именно благодаря фокусу внимания на целостность человека, а не на его травмы, происходит быстрое и легкое исцеление-пробуждение-возвращение к изначальной целостности.

Свет, пробуждаясь изнутри, исцеляет травмы на всех уровнях, начиная с глубинных. Происходит высвобождение именно вашей жизненной энергии изнутри. А, соответсвенно, вы можете за очень короткое время изменить свое состояние и вспомнить о Любви, которая жила все это время, пока вы ее искали извне, внутри Вас !

И познаете вы свою ИСТИНУ, и она сделает вас свободными!

Благодаря базовой медитации Погружение в себя из Технологии Образного Творения , Вы раскроете свою истинную любовь и силу, и воссоздадите в своей жизни новые желанные события.

В чем особая уникальность метода?

В его простоте. Для того, чтобы его практиковать не нужны особые способности и знание различных методик, не нужно предварительное прохождение множества курсов и тренингов. Главное иметь намерение жить и учиться через любовь.

В чем главное открытие метода?

Истина находится в нас под огромным количеством боли и страданий. И за ней не нужно никуда идти - просто быть смелыми, честными с собой и заглянуть в себя, используя медитацию .

Образное Творение подходит всем, ограничений нет, смысл метода легко понимают даже дети. Его можно использовать в работе с собой и окружающими людьми. Единственная сложность - быть честным с собой и принять на себя ответственность, что это Вы, и только Вы, создаете свою реальность, именно вы притягиваете все ситуации, и создаете все обстоятельства жизни.

С любовью и верой в вашу изначальную божественную природу,

Елена Железцова