Что такое агломерации. Городские агломерации россии. Типы городских агломераций

Городская агломерация - это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны.

Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной структуре хозяйства.

Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. Поэтому городская агломерация, как и её основа - крупный город - не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п.

В общем виде процесс делимитации городских агломераций, т. е. определение их границ, складывается из пяти основных этапов:

  • определение цели и принципов делимитации;
  • выбор территориальных ячеек;
  • определение критериев делимитации;
  • установление количественных значений для выбранных критериев;
  • выявление контура городской агломерации.

Все критерии делимитации городских агломераций, которые сравнительно просты и универсальны, можно разбить на следующие группы:

  • критерии величины города-ядра (прежде всего численность населения);
  • критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
  • интегральные критерии, т. е. характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность (развитость) городской агломерации и др.).
  • критерии выделения границ городской агломерации на основе определения её пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.

Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости* К разв.=Р · (М · m + N · n) должен быть не меньше 1,0, где Р - численность городского населения агломерации; М и N - количество городов и посёлков городского типа соответственно; m и n - доли в городском населении агломерации.

За межпереписной период (1989–2002 гг.) административные преобразования охватили достаточно большое количество регионов, множество населенных пунктов сменили свой административный статус.
В нескольких регионах качественных преобразований не наблюдалось (Калининградская область), а в некоторых было зафиксировано всего лишь по одному преобразованию (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Тамбовская и Пензенская области).

Непосредственные изменения касались как городских, так и сельских населенных пунктов. Начиная с 1991 г. количество регионов с административными изменениями превосходило число регионов, где продолжалось традиционное наращивание городской сети. Если в советский период для маленького поселка было выгоднее и престижнее состоять в категории городских, то в кризисные 1990-е г. выгодным стало прямо противоположное.
Процесс активного перевода городских поселений в сельские начался в 1991 г., причем в лидеры выдвинулась Оренбургская область (16 поселков городского типа, переведенных в разряд сельских поселений).

Наибольшее количество изменений в статусе населенных пунктов произошло в регионах, не охваченных процессом агломерирования. В тех регионах, где наличествовали городские агломерации, изменения далеко не всегда касались населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций (Рязанская и Владимирская области).

Перевод населенных пунктов в категорию сельских по-разному отразился на агломерациях. Там, где в их состав входит достаточное количество городов и поселков городского типа, смена статуса не повлекла за собой снижение коэффициента развитости.

Весомым видом преобразований стало открытие части закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Период статистического открытия ЗАТО приходится на 1994 г. В это время на карте городов и поселков появилось много новых населённых пунктов, которые несколько изменили представление о системе расселения России. Большинство новооткрытых поселений расположены в спутниковых зонах крупных городов, таких как Москва, Красноярск, Томск, Мурманск, Пенза. Благодаря «новым» городам некоторые агломерации (Томская) смогли удержаться в списке городских агломераций, а также повысить коэффициент развитости.

Открытие ЗАТО увеличило количество городского населения Российской Федерации на 1 млн человек. Часть населения из этого миллиона оказалась проживающей в городах и посёлках городского типа, входящих в состав городских агломераций. Это обстоятельство «сохранило жизнь» части агломераций и дало новые импульсы к их развитию.

Были зафиксированы случаи преобразования посёлков городского типа в города, но их количество не так велико, как число преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты.

Далеко не всегда ставшие городами посёлки городского типа оказывались в границах агломераций. Это явление зафиксировано всего в четырех областях - в Ленинградской (Сертолово и Никольское), Владимирской (Курлово), Брянской (Рогнедино) и Курской (Курчатов).

В большинстве случаев новые города не входили в состав агломераций и существенно не изменили их состав. Чаще всего города возникали на территориях нового освоения (Север, Западная и Восточная Сибирь), при месторождениях нефти, газа и других . В связи с этим же некоторые поселки городского типа Тюменской области были переведены в категорию города.

За период 1989–2002 гг. многие городские агломерации выросли, повысилась численность населения. Рост численности городов-ядер часто достигался путём включения в них близлежащих городов и посёлков городского типа. Иногда включение в состав города других городов и посёлков городского типа проводилось для сглаживания очень сильной убыли населения. Так, в черту за период с 1989 по 2002 г. было включено более 20 городских поселений общей численностью населения более 300 тыс. человек. Были случаи, когда включение городов происходило за счет стремительного роста города-ядра. Пример - Московская агломерация, население которой возросло (с 1979 г.) практически на 2,5 млн человек. На сегодняшний день население Московской агломерации насчитывает более 15 млн человек. Сама Москва значительно увеличила своё население и площадь, «захватив» при этом многие сёла и посёлки городского типа, находившиеся в непосредственной близости от неё.

Аналогичные преобразования, связанные с активным развитием Липецка, лишили Липецкую агломерацию всех посёлков городского типа: все они были включены в период с 1991 по 1998 г. в черту Липецка, причем за счет этого население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. (с 450 тыс. в 1989 г. до 506 тыс. в 2002 г.).

В настоящее время большинство городов с населением более 290 тыс. человек являются ядрами агломераций. Некоторые города с меньшей численностью населения также являются ядрами, иногда полицентрических, агломераций. Например, Пятигорск (140 тыс. чел.) и Кисловодск (130 тыс. чел.) являются ядрами полицентрической Кавминводской агломерации.

Потенциальными являются агломерации, соответствующие одному или нескольким критериям и вместе с тем не соответствующие другим признакам. Их мониторинг исключительно важен в том смысле, что некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся городских агломераций в будущем.

В группу потенциальных городских агломераций входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удинская. Большинство потенциальных городских агломераций расположены в отдалённых районах страны, из этого можно сделать вывод о том, что потенциал восточных регионов ещё не исчерпан и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети городских агломераций Российской Федерации.

Период 1989–2002 гг. сопровождался массой событий и факторов, которые ранее отсутствовали. Конец 1980-х годов - начало перестроечного периода в России. В это время резко меняются все ориентиры развития страны и, следовательно, городских агломераций. Распад Советского Союза повлёк за собой ряд процессов, таких как - отток населения за рубеж (в особенности из крупных и развитых городов), острый экономический кризис, снижение естественного прироста населения, которые крайне негативно отразились на развитии процессов агломерирования.

С 1989 по 2002 годы из списков городских агломераций выбыла только одна - Грозненская агломерация. Это произошло по вполне понятным причинам: война, разрушение городов, массовый отток населения, возникновение большого количества беженцев. В списке новых городских агломераций России появилась тоже одна - Тюменская. Таким образом, количество городских агломераций России не изменилось.

Учитывая то, что за последние годы образовалась только одна новая агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершён. Мало вероятно, что в ближайшее десятилетие на территории России возникнут новые городские агломерации. Сегодня развитие агломераций идёт в другом направлении - интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и как следствие повышение класса развитости.

Дислокация агломераций и степень их развитости совпадают с основной полосой расселения, причём с запада на восток их становится меньше.

Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены оставшиеся девять агломераций, в т. ч. на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская агломерация. Бросается в глаза рост Новосибирской агломерации, что подчеркивает увеличение значимости как столицы Сибири.

На Европейской территории России сконцентрированы городские агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. В Центральном районе практически все столицы и центры субъектов Российской Федерации являются ядрами городских агломераций. Высокая урбанизированность, выгодное транспортное положение, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону постоянное население, густую сеть городских поселений и способствовало хорошему развитию процессов агломерирования.

Количественный рост городских агломераций завершён, а качественный рост не происходит в полную силу по различным причинам. Одной из них является большая естественная убыль населения, которая явно не способствует повышению людности агломераций и, соответственно, повышению коэффициента развития. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из города в село, а потом (с 1994 г.) обратно, что привело к некоторому размыванию населения по территории. Кризис также усилил региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, Восточной Сибири и Дальнего Востока лишил крупные города (иногда они уже входят в группу потенциальных городских агломераций) возможности формирования агломераций. Население устремлено в Европейскую часть России, территория которой получает дополнительные стимулы для развития городских агломераций; большинство уехавших из Сибири жителей оседают в крупных городах, которые, как правило, являются ядрами агломераций.
Фаза интенсивного развития сети городских агломераций Российской Федерации в основном пройдена. Дальнейшее развитие агломераций России пошло по пути их качественного совершенствования и структуризации, применительно как к каждой городской агломерации в отдельности, так и к их сети в целом.

В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие:

  • сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
  • высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
  • возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью;
  • более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
  • возможность систематического использования культурных ценностей;
  • наиболее полное и интенсивное использование территории.

Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России).

В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.

За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города - жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и - заняты преимущественно мигранты).
Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе.

Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию.

Следовательно, городские агломерации являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны.

Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны.

Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её.

Сегодня мой урок будет не совсем обычным. Нет, наша с вами любимая география никуда не денется (не ждите, что я сегодня начну рассказывать о тайной жизни звёзд Голливуда или особенностях разведения опёнков в заболоченной местности). Просто география моего сегодняшнего урока география современных городов , причём городов больших. Ведь почему, в самом деле, большинство современных мегаполисов - именно МЕГАполисы, а не деревни вроде Амстердама? Итак, сейчас я расскажу вам, что такое агломерация - ибо это социально-урбанистическое явление имеет место в современном мире везде и повсюду.

Что такое агломерация

Отойду немного назад и дам определение такому термину, как урбанизация , которая, ни что иное, как увеличение доли городов в общем количестве населённых пунктов планеты, повышение их значимости в жизни общества и банальное увеличение количества городского населения . Урбанизация идёт в основном тремя путями :

  • трансформацией сёл в городские населённые пункты (не ПГТ, а полноценные города);
  • образованием и расширением пригородных зон , которые также «расширяют» город;
  • миграцией сельского населения в города (города растут, сёла хиреют).

Что такое агломерация ? Это четвёртый, не названный выше, этап урбанизации , когда скопление городских населённых пунктов (с населением не менее 2 тыс. трудоспособного населения) сливается в один мощный конгломерат (не менее 20 тыс. человек) с общей транспортной системой , производственными мощностями и культурой . Это уже не город в прямом смысле этого слова - это сложная система, комплекс сросшихся воедино бывших городков, словно сошедший со страниц фантастического романа (вспомню уважаемого Илью Варшавского и его цикл «В Дономаге », герои которого живут в мега-мега-мегаполисе, простирающемся на многие километры и даже уходящем под землю). Иногда населённые пункты «агломерируют » настолько тесно, что более мелкие становятся просто-напросто районами более крупных.

Одни из самых известных современных агломераций :


Что такое агломерация для современного общества

Немного отступив от канвы повествования, укажу, что всё вышесказанное касается так называемой городской агломерации , ибо этот термин имеет ещё несколько значений :

  • региональная агломерация - разновидность городской, но составные части такого комплекса объединены ещё и территориально;
  • металлургическая агломерация - спекание пыли и мелких кусков руды в крупные;
  • микробиологическая агломерация - создание микроорганизмами собственной «шведской семьи».

Кстати, агломерация возникает не обязательно вокруг одного города (моноцентрические агломерации), а также может образоваться вокруг группы городов (полицентрические агломерации). Яркий пример последних - городская «галактика» в Германии в Рурштадте , где имеется несколько центральных городов-«ядер».


Сегодня на Земле около 449 агломераций , причём «ядра » некоторых из них - далеко не «миллионники ». Что же такое агломерация для современного мира - неизбежное добро и единственный путь развития общества или всё же некий урбанистический декаданс, когда количество переходит в качество? Судить об этом ещё рано - современные городские агломерации ещё достаточно молоды. Чем обернётся для нашего общества такого рода развитие городов - вопрос ближайших лет.

«Без образования городских агломераций пространственное развитие РФ бессмысленно».

В ходе жарких и нелицеприятных дискуссий на Общероссийском гражданском форуме, организованном Комитетом гражданских инициатив между его организатором экс-министром финансов Алексеем Кудриным и Мэром Москвы Сергеем Собяниным, данный тезис единственно не вызвал возражений ни у одной из сторон.

А иначе и быть не может. Ведь исторически, Российская Федерация – это «страна городов», которые представляют собой узлы фундаментального каркаса страны, так называемое «сердце» системы расселения. Посыл к процессу пространственного развития в нашей стране всегда будет исходить из мест наибольшего скопления человеческих ресурсов.

Город со временем достигает критического порога своего пространственного развития и превращался в агломерацию. Безграничные пространства России испытывают необходимость в создании агломераций, так как только с их помощью можно осуществить действенное экономическое освоение территорий.

К этому обязывает и положение страны, находящейся в тяжелой экологической ситуации, а также неизбежность стимулирования развития крупных городских агломераций, где есть возможность осуществления объединенных проектов развития.

В нашей стране городские агломерации – одна из важнейших форм территориальной организации экономики. В России имеется более тридцати агломераций, в них сосредоточено более 35 % населения и примерно 40 % научного и кадрового потенциала.

В агломерациях сформированы наиболее удобные условия для создания рыночной инфраструктуры и появления новых экономических взаимоотношений.

На территории агломерации сосредоточен мощный промышленный потенциал, характеризующийся интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурами и социально-трудовыми связями. Агломерация характеризуется высоким уровнем диверсифицированности, вследствие чего обладает наибольшей устойчивостью в сложных рыночных условиях.

Побуждает к созданию агломераций и нынешняя борьба за так называемый «ресурс развития» (человеческий капитал, инновационный капитал, современные социальные и производственные технологии), гарантирующий стабильность системы обеспечения жизнедеятельности в полном объеме.

Очередной импульс агломерационному процессу был придан в 2013–2014 гг. согласно Прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года разработанному Министерством Экономического Развития Российской Федерации.

Согласно данному документу, основным направлением пространственного развития России станет увеличение насыщенности человеческого капитала, инфраструктуры, ресурсов в больших городах и создание двадцати агломераций с численностью населения более 1 млн. человек. Эти агломерации будут способны реализовывать специализированные интернациональные функции в мировом разделении труда, станут локомотивами роста, будут развивать новые инновационные кластеры.

Крайне негативные внешнеполитические процессы, естественно, несколько затормозили практическую реализацию агломерационной перестройки пространственного развития России, но не понизили степень актуальности данной проблемы.

О некоторых проблемах и перспективах агломераций в нашей стране и пойдет речь в настоящей публикации.

Понятие «городской агломерации» в рамках законодательной импотенции

В первую очередь необходимо уяснить содержание понятия «агломерация». С точки зрения размещения производительных сил в регионах страны, существует такое понятие, как «промышленная агломерация». Это территориальное экономическое образование, характеризующееся мощной концентрацией различных предприятий, инфраструктуры, инновационных и научных учреждений с весьма значительной плотностью населения.

Преимущества промышленной агломерации очевидны и безусловно впечатляют. Она позволяет сократить необходимую площадь используемой территории примерно на 30 %, количество производственных зданий и сооружений - на 25%. Благодаря наличию общей инфраструктуры и объектов подсобно-вспомогательного назначения затраты сокращаются в среднем на 20%.

Однако, как форма расселения, агломерация имеет несколько иное определение, более глубокое, охватывающее больший спектр экономических и социальных процессов, существующих и протекающих в регионе.

Вот как трактуется термин «агломерация» в современном экономическом словаре. Это компактное расположение, группировка поселений, объединенных не только в территориальном смысле, но и обладающих развитыми культурными, производственными связями. В продолжение определения сообщается, что термин относится в основном к городским поселениям, т. е. речь идет о городских агломерациях.

Академик А.Г. Гранберг дает такое определение: агломерация – территориальное образование, интегрирующее промышленные и транспортные узлы, системы коммуникаций, города и населенные пункты.

По мнению профессора Т.В. Караковой, агломерация - это города и населенные пункты, коммуникации, промышленность и транспорт.

Профессор Т.Я. Ребайн определяет агломерацию как группу населенных мест, объединенных территориальной близостью, наличием трудовых и культурно-бытовых связей, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение, причем производственные, административные и другие связи не являются важными для выявления границ агломерации.

Резко бросается в глаза и привлекает удивленное внимания явная несогласованность в названиях городских агломерационных объединений, предположениях и стратегиях социально-экономического обновления территорий. Так в чем же здесь проблема?

В России правовой статус агломераций, их статистический учет и механизм регулирования не определен, что позволяет утверждать о законодательной импотенции данного понятия и не позволяет рационально и эффективно разрабатывать планы и программы развития городских агломераций.

Часто и безрассудно смело упоминая об городской агломерации, наши законодатели как то не умудрились внести в Градостроительный Кодекс РФ её определение. Слава Богу есть возможность воспользоваться зарубежными понятиями.

Агломерация (от лат. присоединять, накоплять) – компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. Данный термин был впервые внедрен М. Руже (1973) для обозначения ситуации, когда границы поселения выходят за рамки административных (политических) территорий.

В специальной литературе ряд авторов предлагает определять агломерации как группу населенных мест, ограниченных двухчасовыми затратами времени на передвижение. Вот только возникает вопрос – передвижение на каком виде транспорта? Согласитесь, одно дело – скоростные виды транспорта: автомобили, метро и электрички и другое – на велосипеде, верхом на осле или вообще «одиннадцатым номером», то есть пешком.

В ЕС агломерацией (метрорегионом) принято считать территорию, численность населения которой составляет 250 тыс. жителей (по данным Eurostat). Зарубежное и отечественное изучение феномена городской агломерации позволило уточнить его определение следующим образом:

Городская агломерация – это компактная и относительно развитая совокупность дополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамичное единство.

Из истории агломерационных процессов в России

Говоря о развитии агломерации в России, следует упомянуть, что в нашей стране тенденции расселения населения имеют глубокую историческую подоплёку. К концу ХVIII территорию России более или менее равномерно покрыла сеть губернских и уездных городов, где за каждым крупным городом была закреплена достаточно большая территория для опеки.

Это было результатом реформы, задевшей административно-территориальные устои Российской Империи, которая была проведена Екатериной II в 1775–1785 гг. Одним из последствий реформы стало отдаление на значительные расстояния друг от друга городов, выполнявших административные функции.

Первые предпосылки появления городских агломераций в России начали появляться в XIX веке, как результат становления капиталистических отношений. Наиболее важными предпосылками можно назвать индустриализацию, быстрый рост важнейших городов и расцвет железнодорожного строительства.

Вопреки тому, что российская система городов была еще слабо развита, в 1913 году были сформированы и развиты только 4 крупных города: Москва, Рига, Санкт-Петербург и Одесса. Уже тогда в пригородах и близлежащих территориях были расположены фабричные и мануфактурные сёла и посёлки

В то время цикл производства и труда был закрытым, изолированным и не выходил за пределы муниципальной единицы. Между крупным городом и окрестными территориями не были завязаны ни производственные, ни трудовые, ни социально-культурные связи, так же отсутствовала маятниковая миграция, то есть регулярные циклические поездки, например, с рабочими или торговыми целями.

Полноценные агломерации в России начали появляться только в ХX веке. Единственным исключением является Санкт-Петербург. Город-ядро и города-спутники создавались и развивались одновременно. Причиной тому являлось первоначально задуманное разделение функционала городов-спутников. Например: Петергоф, Гатчина, Царское село – резиденции; Кронштадт – крепость; Сестрорецк, Колпино – центры промышленности. Шло развитие не только близлежащих спутников, но и отдаленных, примером чего является Лодейное Поле, ставшее колыбелью Балтийского флота.

Агломерация Санкт-Петербурга, возникшая намного раньше, чем агломерации получили повсеместную распространенность, была феноменом в способах расселения городского населения, продолжала развиваться, являясь уникальным примером городского устройства.

На рубеже XIX–XX веков бурное развитие промышленности сменило тенденцию размещения фабрик и заводов на территории крупных городов на новую тенденцию – расположение предприятий в пригородах городов, а именно в сёлах, поселках вблизи железнодорожных станций.

Урбанизация советского времени благодаря активной индустриализации усиливалась с огромной скоростью, но вторая мировая война послужила причиной замедления процесса появления и развития агломераций в нашей стране.

В послевоенные годы происходил своеобразный рывок для дальнейшего развития. В годы после окончания второй мировой войны наблюдался рост числа городских агломераций, в наибольшей степени в районах, бывших тыловыми во время войны. За 60-е и 70-е годы сформировалось множество городских агломераций, общая совокупность возросла вдвое, более половины городских жителей страны проживали в агломерациях.

Особая интенсивность агломерационных процессов в СССР наблюдалась в 70-е гг. Тогда были сформированы шесть двухъядерных (полицентрических) агломераций: Крымская (Симферопольско-Севастопольская), Днепропетровско-Днепродзержинская, Горьковско-Дзержинская, Ярославско-Костромская, Кавминводская, Фергано-Маргиланская.

Наблюдался рост территорий городов-ядер, а также формирование мощных городов-спутников в периферийной зоне, что способствовало росту агломераций в целом.

В 80-е гг. общая тенденция роста численности населения и площадей агломераций продолжилась. Начался процесс усиления роли пригородов, так же стали укрепляться и формироваться связи пригородов, периферийных зон, городов-спутников с центральными городами агломераций.

Что есть что городская агломерация в Российской Федерации

Сейчас в России насчитывается 1 100 городов. За более чем тысячелетнюю историю нашего государства происходили кардинальные изменения в его составе, хозяйственном облике, в размещении производительных сил. Но неизменной во всех этих процессах оставалась выдающаяся роль городов - главных фокусных точек социально-экономического развития и административно-территориального устройства страны, чье побудительное влияние распространялось на тяготеющие к ним территории. Но отнюдь не каждый город Российской Федерации может и должен стать ядром городской агломерации.

В настоящее время в Российской Федерации естественно сложились 50 городских агломераций. Из них 43, или 80%, расположены в европейской части страны. Однако лишь семь городов-миллиоников, включая Москву, Санкт-Петербург, Самару, Тольятти, Екатеринбург, Нижний Новгород и Новосибирск полностью попадают под упомянутое выше определение.

Безусловно, на территории России наиболее развитой является моноцентричная Московская агломерация, полноценно прошедшая все необходимые этапы развития и имеющая четко выраженное членение своей территории.

Причем, в ходе дискуссии мэр Москвы неоднократно говорил, что Москву нельзя сравнивать ни с какой другой агломерацией или с крупным городом – Парижем, Стамбулом, Нью-Йорком, Лондоном, потому что в Москве и Московской области живет значительно больше людей. По мнению столичного мэра, в московской агломерации на сегодняшний день уже пребывает 30–35 млн человек, включая близлежащие области, куда ездят москвичи на лето, а местные жители работать в Москву. «Это ядро страны, исконное ядро, причем без нефти и газа», – заметил он.

По словам Собянина, Москва – это «не черная дыра, которая высасывает таланты со всей страны, а драйвер экономики». «Развитие агломераций приводит к развитию конкуренции и укреплению обороноспособности страны, а Россия всегда находилась под ударом, и сегодня под ударом, пусть и не в военном смысле», - добавил он. По утверждению мэра, производительность труда в Москве в 2,5 раза выше средней по стране и в 5−7 раз выше, чем в сельской местности.

В качестве формирующихся агломераций можно рассматривать город Санкт-Петербург и прилегающие к нему территории Ленинградской области, ряд других городов, прежде всего городов-миллионников и тесно связанных с ними территорий соседних субъектов.

Историческое развитие территорий и поселенческих групп России, прямо обуславливает формирование городских агломераций в России. Однако эффективное развитие городских требует государственных ресурсов и управленческого воздействия.

Особенность российских агломераций – освоение и обустройство крупными городами обширных зон неблагоустроенной сельской местности с организацией производства и промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также уникальная российская форма сезонного расселения многомиллионной численности горожан в объединениях садоводства, огородничества и дачного строительства.

По сему, стихийное развитие неподготовленных территорий, зачастую приводит к негативным последствиям, например, к дорожным пробкам, к увеличению разрыва между доходами муниципальных единиц, находящихся ближе к центру и на периферии, к увеличению затрат на строительство и содержание дорожных и инфраструктурных единиц.

На сегодняшний день, агломерационная форма расселения образуется и на основе сочетания «крупный город – город», «крупный город – регион», «регион – регион». Определяющую роль здесь играет не масштаб центра притяжения, а устойчивые социально-экономические связи, высокая мобильность населения, взаимозависимость и взаимообусловленность развития субъектов, объединенных общностью использования трудовых ресурсов и единой инфраструктурой.

В 2013 г. была разработана «дорожная карта» развития агломерации в Российской Федерации для дифференцированного управления ими.

Множество предприятий различной величины и разного профиля формируют производственный комплекс российских агломераций. Агломерация, как правило, характеризуется мощным промышленным потенциалом и высоким уровнем территориальной концентрации производственных фондов, интенсивными внутренними производственно-технологическими инфраструктурными и социально-производственными связями.

Эта сложная многоотраслевая система определяет специализацию в территориальном разделении труда. И месте с тем производственный комплекс агломерации в современных сложных рыночных условиях является наиболее устойчивой территориальной организацией производительных сил и легко адаптируется к различным изменениям среды в результате возможности перераспределения функций и различных ресурсов внутри самой агломерации.

И Мэр нашей столицы вовсе не бахвалился на Общероссийском гражданском форуме, приводя убедительные аргументы в пользу вышенаписанного. К примеру, Москва не высасывает деньги из регионов, но напротив, производит 21% от ВВП страны и каждый десятый пенсионер в России получает пенсию из денег москвичей.

О мировой практике агломерационного расселения

В основе развития городских агломераций в зарубежных странах, которое является успешным и результативным, лежит «агломерационное мышление». Это формирование взгляда на территорию как на единое целое, а не на совокупность частей; развитие территории целиком, а не предпочтительно центра; а так же стремление к согласованию интересов всех участников процесса (жителей, администраций муниципалитетов, частного предпринимательства и т.п.).

Административные границы, конечно, имеют значение, но они не могут быть определяющими. Ведь во многих зарубежных странах, некоторые поселения в составе агломерационной формы расселения, остаются формально разрезанными административными границами муниципалитетов, однако ни бизнес, ни население этого совершенно не замечают.

Хотя у каждого участника агломерационного процесса есть свои интересы. Центральные города боятся уменьшения финансирования, города на периферии заинтересованы в сохранении унитарности, элита находится под угрозой снижения власти и статуса.

В мировой практике отмечаются два основных пути развития систем расселения, которые бывают параллельны, а иногда и пересекаются: естественный, когда функционирование существующих и появление новых населенных пунктов, развитие между ними межселенных связей осуществляется за счет общего развития, и регулятивный, когда «разгрузка» крупнейших городов, создание новых центров притяжения реализуются через активно поддерживаемые государством проекты.

В зарубежных странах целью грамотного и успешного развития городской агломерации становится создание всех условий для компенсирования имеющихся издержек. Так, например, теряя унитарность, муниципальные образования получают взамен блага, которых у них не было при независимом развитии.

В зарубежных странах можно найти множество примеров стимуляции улучшения межмуниципальных взаимодействий. Например, муниципалитетам во Франции, которые реализуют совместный проект по созданию агломерации, предоставляется финансовая компенсация в размере от 10 до 50%. Японским муниципалитетам, объединившимся в агломерацию, выплачивают дополнительные 25% к их бюджету на протяжении пяти лет. Европейские страны, реализовав в 70–80-е годы XX века проекты «Большой Париж» и «Большой Лондон», доказали эффективность и целесообразность таких программ как комплексное градостроительное, инфраструктурное, в особенности транспортное, и социально-экономическое развитие.

Пока за рубежом нет научных доказательств необходимости единого органа управления в агломерациях помимо существующих органов власти. Анализ мирового опыта показывает, что оба варианта (наличие или отсутствие собственных институтов власти) могут вполне успешно сосуществовать и применяться в различных ситуациях.

Так, «столичная» агломерационная форма расселения Рандстад в Нидерландах уже много десятилетий «живет» без единого органа управления, а вот Большой Лондон им располагает. Как правило, существуют общие градостроительные структуры для координации процессов создания единого городского пространства.

Наиболее перспективным типом агломерации является полицентрический тип, когда помимо основного города-ядра, на территории агломерации будут созданы еще несколько ядер, в которых так же будет концентрация бизнес центров, музеев, жилых комплексов. В подавляющем большинстве городских агломераций в мире стараются сохранить автономию и своеобразие муниципалитетов, входящих в их состав.

В США большую популярность приобретает применение специализированных округов (органов созданных для оказания услуг) с целью управления работой систем общественного транспорта, канализации и водоснабжения, контроля над работой больниц, вокзалов, аэропортов. Наряду с этим действует и другой проект (например, в Лос-Анджелесе) сутью которого является предоставление базовых услуг муниципалитетам агломерации посредством центрального города.

Следует так же отметить, что понятие «агломерация» связано не только с мегаполисами и городами-миллионниками. Оно зачастую применяется и к средним и к малым городам, которые имеют для этого объективные условия.

Так, например, во Франции не является исключением случай, когда небольшие города (до 100 тысяч) объединяются и создают агломерацию для организации развития пригородов, строительства жилья, создания рабочих мест, улучшения качественных показателей жизни горожан.

Примером может послужить и Канада, где существует всего шесть городских агломераций с численностью населения более 1 млн. чел и более чем 80 городских объединений с меньшим населением.

Необходимо, обобщив вышесказанное, выделить следующие особенности развития городских агломераций в зарубежных странах:

  • Наличие правового обеспечения агломерационных процессов.
  • Создание агломераций из группы небольших городов для улучшения качества жизни.
  • Рассмотрение развиваемой территории как единого целого, а не группы поселений, находящихся под влиянием крупного города.
  • Развитие территории целиком, а не только города-ядра.
  • Согласование интересов всех участников процесса.
  • Стимуляция процессов межмуниципального взаимодействия (субсидирование).
  • Развитие территорий на проектной основе.

Использование положительного опыта управления, накопленного западными странами, разумеется, вполне возможно для Российской Федерации, и в первую очередь – для совершенствования механизмов управления развитием агломерационных форм расселения. В решении этого вопроса, как нам представляется, первостепенное значение имеет выработка принципов и требований к конструированию системы и механизмов управляющих воздействий.

Заключение

В XXI веке такая форма территориального расселения населения как агломерация претендует на превращение в основу организации урбанистического пространства, главным типом расселения городских жителей, который концентрирует в себе ключевую составляющую жизнедеятельности человека. Улучшение территориальной единицы входящей в состав городской агломерации, влечет за собой ряд преимуществ, таких как:

  • концентрация научных и экономических потенциалов, реализация административно-организационных функций, обширный выбор услуг, улучшение качественных показателей жизни и культуры;
  • максимально эффективное применение трудовых ресурсов, большое количество рабочих мест и отраслей, снижение уровня безработицы;
  • наиболее рациональное использование потенциала экономико-географического расположения и ресурсов данной территории;
  • потенциал для регулярного использования культурных ценностей;
  • максимально интенсивное и эффективное применение имеющейся территории.

Сегодня, в посткризисное время, появилась потребность территориальной реорганизации России, предусматривающей дробление территории страны на агломерации, что становится еще более приоритетным направлением. Об этом и велись дискуссии на Общероссийском гражданском форуме 21-22 ноября 2017 года.

Участники дискуссии напрямую связывали будущие совершенствование и реконструкцию экономики России с требованиями, которые создаются внешней средой, а также выполнением в России новой территориальной политики, полагающей образование регионов, конкурентоспособных в мировой хозяйственной системе.

На сегодняшний день процессы появления и развития городской агломерации хорошо изучены. Разработано множество методик, позволяющих отнести территорию к ГА. Не смотря на то, что агломерации в России существуют, и вопросы их изучения имеют большое практическое значение, понятие «агломерации» как таковой является теоретическим, отсутствует какая-либо законодательная база для данного явления.

Из-за отсутствия законодательной базы, имеется значительный круг проблем не только в процессе управления, но и при создании документов территориального планирования.

Это порождает излишнее количество разнообразных методик и споров, касательно обоснованности применения термина «агломерация» к тем или иным территориям. Отсутствие единого общепринятого метода для анализа статистических данных, а порой и отсутствие качественно собранных и обработанных данных усложняет качественное изучение проблем и перспектив городских агломераций.

Решение актуальных проблем заключается в серьезной проработке и понимании приобретенного опыта по формированию и развитию агломераций, как в зарубежных странах, так и в современной России.

В связи с этим нужно произвести: реконструкцию законодательной базы на всех уровнях власти; создать механизмы налаживания происходящих процессов.

Решение этих и многих других проблем, можно устроить в рамках отдельных проектов, изучающих территорию агломерации как единую социально-экономическую систему.

Борис Скупов

Городские агломерации (в переводе с лат. – присоединяю, накапливаю, нагромождаю) – компактная пространственная группировка поселений (главным образом городских), объединенных многообразными интенсивными связями (производственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными) в сложную систему. Как целостное территориальное социально-экономической образование городская агломерация возникает на базе функционального и пространственного развития крупного города-ядра (или нескольких городов-ядер).

Выделяются моноцентрические (одноцентровые) городские агломерации с одним городом-ядром, который подчиняет своему воздействию все остальные поселения, расположенные в его пригородной зоне и намного превосходит их по своему размеру и экономическому потенциалу; полицентрические (многоцентровые) городские агломерации, имеющие несколько взаимосвязанных городов-центров. Пригородная (периферийная) зона городской агломерации служит по отношению к центральному городу-ядру многообразным дополнением и резервом развития (в полицентрической городской агломерации представляет собой совокупность пригородных зон городов-ядер).

Эволюция форм расселения под воздействием процессов развития и концентрации производства приводит к сближению и срастанию агломераций, формированию мегалополисов – урбанизированных зон надагломерационного уровня, включающих обширные территории (город à агломерация à урбанизированная зона à урбанизированный район à мегалополис).

Итак, выделяют пять основных иерархически соподчиненных форм урбанизированного расселения (по Ю.Л. Пивоварову) :

1. Компактный город (в его традиционной форме) – основной элемент расселения на начальных этапах урбанизации страны или района. Согласно «Словарю общегеографических терминов», под городом понимают: «совокупность обителей, инкорпоративных (т.е. зарегистрированных в качестве учетной единицы) и управляемых мэром или ольдерменом». Под городом в Дании понимают населенный пункт, насчитывающий свыше 250 жителей, в Японии – 30 тыс., в России от 5 до 12 тыс. жителей.

2. Агломерация – (от лат. agglomero – присоединяю, накапливаю) элементарная форма развитого группового расселения. Она представляет скопление вокруг центра (большого города) близко расположенных городских и сельских поселений, объединенных интенсивными и устойчивыми связями. Агломерация рассматривается нами для районов с большим потенциалом развития в качестве этапной формы в переходе от автономного города к более сложным формам расселения.

3. Урбанизированный (метрополитенский) район – основной структурный элемент расселения в перспективе. Под ним подразумевается сравнительно обширный ареал, ядро которого составляют обычно несколько агломераций с их окружением, объединенные общими функциональными и морфологическими признаками. Эта социально-пространственная форма расселения основана на комплексной планировке обширных территорий, на специализации и четком выделении функциональных зон. Включает в себя собственно агломерацию и территории обширного столичного региона.

4. Урбанизированная зона – наиболее крупное звено (объединяющее несколько элементов) в перспективной пространственной структуре расселения страны. Это территория с высокой плотностью городских поселений и большим удельным весом городского населения. Урбанизированная зона выделяется интенсивностью развития городских поселений (а не их количеством).

5. Мегалополис (от греч. megalu – большой, polis – город) – наиболее крупная форма расселения. Это обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации, которые образуются в результате фактического сращивания многих соседних агломераций разного ранга. Обычно такие урбанизированные полосы протягиваются вдоль важнейших транспортных магистралей и полимагистралей, или своего рода экономических осей.

В промышленно развитых странах в результате разрастания и постепенного слияния десятков соседних крупных городских агломераций вдоль транспортных магистралей складываются обширные урбанизированные зоны полосовидной конфигурации. Наиболее известная из них впервые была выявлена и исследована Ж. Готманном в 50-х гг. в северной части Атлантического побережья США, давшим ей название мегалополис, ставшее потом нарицательным.

Протяженность этого мегалополиса около 1000 км, ширина достигает местами 200 км; она состоит из переходящих друг в друга агломераций Бостона, Нью-Йорка, Филадельфии, Балтимора, Вашингтона – отсюда ее название Босваш – и ряда других менее крупных (всего 40 агломераций) общей площадью 107 тыс. кв. км.

Население этой «главной улицы» Америки насчитывает около 50 млн чел. (почти 20 % всего населения), здесь производится примерно 1/4 промышленной продукции США.

Другой мегалополис – Чипитс (Чикаго-Питтсбург) сформировался в США на южном побережье Великих озер путем слияния агломерации Чикаго, Детройта, Кливленда, Питтсбурга и других – всего их 35; его площадь 160 тыс. кв. км, а население примерно 35 млн жителей (а вместе с тяготеющей к нему агломерацией Торонто в Канаде – 40 млн).

Самый молодой мегалополис страны – Сансан – находится в Калифорнии; он протянулся от Сан-Франциско через цепочку центров Большой Калифорнийской долины до Лос-Анджелеса и далее до Сан-Диего и насчитывает 20 млн человек. Всего в этих трех мегалополисах концентрируется почти половина населения США.

В Канаде важнейшим звеном расселения является линейно вытянутая урбанизированная зона (ось) от Квебека до Виндзора протяженностью около 1000 км (и шириной до 300 км). В ее пределах сосредоточено 55 % населения страны и 73 % всех занятых в обрабатывающей промышленности. Самый большой в мире по численности населения мегалополис Токайдо (около 70 млн человек) сложился на Тихоокеанском побережье Японии. В мегалополисе Токайдо сосредоточено примерно 60 % населения страны и около 2/3 ее промышленного производства.

Мегалополисы формируются и в Западной Европе. Они меньше по масштабам концентрации населения, чем в США и Японии. Выделяются своими размерами Английский (объединяет агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и др.) и Рейнский («кольцевая» агломерация Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур, Рейн-Майн в ФРГ и др.). Каждый из них включает до 30 агломераций общей площадью по 50 тыс. кв. км и с населением по 30–35 млн человек.

Все отчетливее намечается формирование межгосударственных мегалополисов. Например, мегалополис в Северо-Западной Европе охватывает сопредельные урбанизированные районы 5 стран общей площадью 230 тыс. кв. км с населением 85 млн человек при средней плотности населения 350 человек на 1 кв. км: Юго-Восточную Англию, Рандстад, Рейн-Рур, бельгийско-французский (район Антверпен-Брюссель-Лилль) и Парижский.

Своеобразная урбанизированная зона мегалополисного типа в 80-90-х гг. складывается на юге Китая. Ее основу составляют свободные экономические зоны Шэньчжэнь с населением 3,3 млн человек в 1995 г. (рядом с Гонконгом) и Чжухай – 1 млн человек (недалеко от Макао) и крупнейшая агломерация Южного Китая Гуаньчжоу с населением свыше 4 млн человек. В начале XXI века здесь, видимо, сформируется мощный мегалополис с населением порядка 30 млн жителей.

Быстрорастущие агломерации становятся ядрами складывающихся мегалополисов и в других развивающихся странах: Сан-Паулу-Рио-де-Жанейро-Белу-Оризонте в Бразилии, Каир-Александрия в Египте, Калькутта-Асансол-долина р. Дамодар в Индии и т. д.

В настоящее время представление о самой сущности мегалополиса, его качественной новизне по сравнению с городской агломерацией, возможностях и перспективах развития остаются все еще не до конца ясными. Многолетние исследования прогнозов расселения в глобальном масштабе, осуществленные Международным центром экистики в Афинах в рамках программы «Город будущего» под руководством известного греческого архитектора К. Доксиадиса подтверждают перспективность этой структуры расселения.

Нередко у людей возникают проблемы с пониманием не только абстрактных слов, но и понятий, которые непосредственно касаются их жизнедеятельности. Несмотря на то, что половина граждан страны живет в городах и пригородах, о значении слова «агломерация» они не знают.

Для того чтобы это исправить, необходимо разобраться во всех особенностях этого понятия и способах его употребления.

Значение понятия

Агломерация представляет собой непосредственно сам город и все прилегающие к нему села и ПГТ, с которыми он образовывает достаточно тесные связи. Стоит отметить, что не все близко расположенные населенные пункты можно назвать агломерациями.

Существует определенный перечень критериев, который это позволяет сделать. Он состоит из таких основных пунктов, как:

  1. Наличие маятниковых миграций. Они подразумевают постоянно передвижения граждан из городка в крупный город с целью учебы, работы или покупок.
  2. Транспортная доступность. Жители агломерации без проблем могут добраться из одного городка в другой посредством автомобильного, железнодорожного или же водного транспорта.

В настоящее время специалисты выделяют два основных типа агломераций:

  1. Моноцентрические. В таком случае присутствует лишь одно ядро – крупный населенный пункт, вокруг которого расположены мелкие городки, села и ПГТ. Типичным примером моноцентрической агломерации моно назвать Московскую агломерацию.
  2. Полицентрические. В данном случае агломерация имеет два ядра, которые представляют собой крупные населенные пункты, тесно связанные друг с другом. Нередко специалисты такое образование именуют конурбацией. Наиболее примечательным примером такой агломерации является скопление городов в немецком Рурском регионе.

Самой крупной агломерацией в мире считается Токийская агломерация. В ней одновременно проживает более чем 35 миллионов человек. В РФ самыми крупными скоплениями тесно связанных друг с другом населенных пунктов можно назвать Московскую, Петербургскую и Самаро-Тольяттинскую агломерации.

Основные преимущества и недостатки

На сегодняшний момент сложно однозначно ответить на вопрос, насколько хорош тот факт, что некоторые населенные пункты сливаются в агломерации. Такой процесс имеет, как некоторые положительные, так и некоторые отрицательные стороны.

Основные преимущества образования агломераций заключаются в следующем:

  • Экономическая выгода для функционирования предприятий . Некоторые заводы и фабрики могут при возникновении агломерации осуществлять свое слияние, объединяясь не только функционально, но и территориально.
  • Развитие инфраструктуры . Для нормального функционирования населенных пунктов, имеющих тесные связи между собой, в первую очередь необходимо корректное транспортное сообщение. Это приводит к развитию автомобильных дорог, прокладке железнодорожных путей, строительству мостов, образованию пересадочных узлов и т.д.
  • Объединение административных ресурсов. Вместо того, чтобы создавать несколько различных администраций, управление некоторой частью агломерации предоставляется непосредственно ядру данного образованияисполнительному органу самого крупного населенного пункта.

Недостатки образования агломераций тоже существуют. Среди них наиболее важными специалисты считают такие факторы, как:

  1. Сложность управления. Некоторые вопросы, которые легко можно решить «на местах», застревают в бюрократической машине ядра – крупного города, являющегося центром агломерации.
  2. Отсутствие индивидуального развития небольших населенных пунктов . Они в любом случае подпадают под влияние крупного города, вследствие чего в них нередко приостанавливается развитие промышленности и некоторых важных сфер, необходимых для полноценного функционирования.

Несмотря на перечисленные недостатки, все же преимущества образования агломераций преобладают. Именно поэтому их становится с каждым годом все больше.

Примеры агломераций

Функции города формируются на основании двух важных факторов: увеличения численности населения и разрастание территории. Вследствие этого появляются такие образования, как агломерации. Населенные пункты в них связаны посредством таких факторов , как:

  • территория;
  • культура и быт;
  • производство;
  • организация хозяйства;
  • административная и управленческая деятельность.

Самыми крупными существующими агломерациями являются объединения населенных пунктов вокруг таких городов, как Токио, Мехико, Мумбай, Сан-Пауло и Нью-Йорк. В самом начале XXI века в мире насчитывалось около 19 самых больших агломераций, численность населения в каждой из которых составляла более 10 миллионов человек.

В Соединенных Штатах Америки насчитывается 150 различных агломераций, в которых проживает 70% населения страны. В Объединенной Королевстве их всего 8. При этом в каждой из агломераций на насчитывается свыше 2 миллионов жителей.

По всему миру слияние урбанизированных зон приводит к появлению мегалополисов. В настоящее время существует 6 таких образований: 3 – в США, 2 – в Европе и 1 – в Японии. Они представляют собой концентрацию большого количества агломераций на определенном ограниченном участке территории страны.

К примеру, мегалополис Босваш, что на северо-востоке Соединенных Штатов, объединяет 40 агломераций, находящихся на пути от Вашингтона до Бостона. В них проживает порядка 50 миллионов человек.

Заключение

Агломерации – это закономерный процесс объединения населенных пунктов вокруг больших городов. Такое явление возникло в конце XX – в начале XXI века в связи с процессами урбанизации и индустриализации.

Если развитие человечества будет продолжаться такими темпами, как и сейчас, в будущем существует большая вероятность появления десятков новых агломераций прежде всего в быстро развивающихся странах мира.