Великое переселение народов. Что означает «нашей эры» и «до нашей эры»? Портретная живопись Римской империи

301
Эдикт Диоклетиана de maximis pretiis (о максимальных ценах) на продовольственные и ремесленные изделия.

302
Умер Нарсе, которому наследует Хормизд II .

303
Эдикт против христиан.

303
Диоклетиан празднует в Риме "Двадцатилетие правления" (20 ноября). В Никомедии начинается преследование христиан.

304
Умер папа Марцеллин.

305
Отречение Диоклетиана и Максимиана, которых сменяют августы: Константий и Валерий; цезарями назначены Север и Максимин Даза.

306
Смерть Константия в Йорке (25 июля). Солдаты Константия провозглашают его сына Константина императором Запада. Началось (формально) управление империей Константина Великого (с 306 по 337 г). Фактически стал управлять с 313 г, а единолично - с 324 г, после победы над соперниками.

306
Максентий провозглашается принценсом в Риме и получает поддержку своего отца Максимиана. Вторжение Севера в Италию.

307
Константин женится на Фаусте, дочери Максимиана, и признает Максентия в качестве августа. Поражение и смерть Севера. Галерий вновь появляется в Италии, но удаляется в Паннонию.

308
Лициний провозглашается августом. Совещание императоров в г. Карнунте на Дунае (Диоклетиан, Валерий и Максимиан).

309
Умер Хормизд II.

310
Максимиан, захваченный в плен в Массилии, лишает себя жизни. Памфилий казнен.

311.04.30
Галерий в Никомедии издает указ об официальном признании христиан (Отменен антихристианский Эдикт против христиан 306 г).

311
Умер Валерий. Возобновление преследований христиан (октябрь - ноябрь). Подавление восстания в Африке. Мученичество Петра, епископа Александрийского. Мильтиад - епископ Римский.

312
Победа Константина над Максентием у Мульвиева моста (28 октября). Самоубийство Максентия.

313
Константин отражает нападение германцев и франков на Рейне. Лициний побеждает Максимина при Тзиралле (1 мая). Лициний в Никомедии провозглашает свободу вероисповедания (июнь) - Миланский Эдикт о свободном исповедании христианства.

313
В Тарсе умер Максимин. Собор в Риме осуждает донатистов.

314
Соглашение между Константином и Лицинием о новом разделе Римской империи. Встреча епископов в Арле.

315
Сооружение Арки Константина в Риме.

316.11
Константин принимает решения против донатистов.

316
Эдикты (выпускались с 316 по 332 г) Константина о прикреплении колонов к земле, ремесленников - к коллегиям, куриалов- к городам. Общее усиление власти господ над рабами.

317
Сыновья Константина - Крисп и Константин и сын Лициния - Лициниан провозглашаются цезарями.

320
Лициний возбуждает судебные преследования против христиан.

321
Константин допускает веротерпимость по отношению и донатистам.

323
Началась борьба между Константином и его соравителем Лицинием, мужем дочери Константина (продолжалась 323 - 324 г).

324
Начало войны между Константином и Лицинием. Константин побеждает Лициния при Хрисополе (18 сентября), высылает его в Салонику, а затем умерщвляет. Начинается преобразование Византия в г. Константина (ноябрь).

325
Принято решение о переносе центра империи в Византию.

325
Первый Вселенский (Никейский) собор христиан.

330
Император Константин перенес столицу Римской империи в город Византию ("Второй Рим"), получивший название Константинополя.

337
Передовые отряды гуннов достигли Дона, согнали со своих мест остготов, которые, в свою очередь, вытеснили вестготов и сарматских племен в пределы Римской империи. Смерть Константина Великого вызвала формальное разделение империи на Западную и Восточную.

337
В Риме начал править Константин II (с 337 - 240 г.) сын Константина Великого.

337
В Риме же начал править Констант I (с 337 - 250 г.), сын Константина Великого.

337
В Константинополе начал править Констанций II (с 337 по 361 г) сын Константина Великого.

340
Констант побеждает Константина II и правит на Западе.

340
В Нумидии вспыхнуло антиримское восстание.

341
Гангрский церковный собор, защитивший рабовладение.

342
Сардинский собор.

347
В Африке началось вооруженное сопротивление императорским чиновникам.

350
С 350 по 360 г - первые вторжения франков, алеманов и саксонцев в Галлию.

350
Мятеж Магнетия, который убивает Константа.

351
Константий II наносит поражение Магнетию при Нурсе; до 360 г. Константий II правит всей империей.

355
Константий назначает Юлиана цезарем.

357
Юлиан побеждает алеманнов близ Аргентората (Страссбург).

359
Война с Ираном.

361
Началось правление Юлиана (с 361 по 363 г).

361
Эдикт Юлиана о восстановлении язычества, за что он получил прозвище Отступника.

363
Поход Юлиана в Иран и его смерть; конец династии Константина Великого.

363 - 364
С персами был заключен мир на условии возвращения Ирану пяти областей по Евфрату.

364
Началось правление императора Валентиниана I в империи (с 364 по 375 г).

364
Началось правление императора Валента (с 364 по 378 г.), брат Валентиниана I в Восточной Римской империи.

364
С 364 по 375 г шло массовое дезертирство солдат, рост числа разбойников, восстания крестьян, колонов, рабов.

364
Вторжение готов во Фракию.

367
Грациан, сын Валентиниана, назначен третьим августом. Саксоны, пикты и скотты нападают на Британию; Феодосий вскоре восстанавливает порядок.

374-397
Амвросий - епископ Миланский.

375
Умер Валентиниан I.

375-383
Грациан - император на Западе.

375-392
Валентиниан II.

376
Бегство готов через Дунай от гуннов в Римскую империю. Восстание готов на Дунае.

378
Поражение римлян в битве с готами в битве при Адрианатоле, гибель императора Валента.

378-395
Феодосий I.

379
Начал править император Феодосий I Великий (с 379 по 395 г).

381
Константинопольский собор.

382
Вестготы поселяются в Мезии как foedarati (союзники).

382
Алтарь победы вынесен из здания сената.

383
Восстание Максима в Британии. Умер Гратиан.

383-408
Аркадий.

388
Максим побежден и убит Феодосием.

390
Бунт и резня в Фессалониках.

391
Указы против язычества. Разрушение храма Сераписа.

392
Восстание Арбогаста. Убийство Валентиниана II. Эвгений провозглашен августом.

394
Сражение при Фригиде. Смерть Арбогаста и Эвгения.

394-423
Гонорий.

395
Умер Феодосий I. Раздел империи. Аркадий - император на Востоке (до 408), Гонорий - на Западе (до 423). Восстание Алариха и вестготов.

395
Умер Феодосий. Произошло окончательное политическое разделение империи на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию).

396
Аларих терпит поражение от Стилихона в Греции.

История происхождения русского народа неразрывно связана с развитием всего человечества. На территории нынешней России люди жили уже в эпоху раннего палеолита (около 700 тыс. лет назад). 100 тысяч лет назад стали возникать первые общины. 6 - 5 тысяч лет назад начали складываться объединения племен, составивших основу будущих этносов.

Однако в отечественной исторической литературе принято считать, что история Русского государства начинается с 862 г. Получается, что Русь возникла вдруг, внезапно, хотя совершенно очевидно, что для становления государственности требуется длительное время.

В историографии этого вопроса имеется ряд взаимоисключающих теорий. Население Северной и Восточной Европы римские и греческие историки I - II вв. н.э. именовали славянами, варягами, литовцами, финнами, русами, росколанами (русколаны, роксоланы), т.е. разноплеменной социальной группой. Споры о происхождении Руси объясняются, с одной стороны, обилием домыслов у древних авторов, а с другой - отсутствием надежных славянских письменных источников.

Наибольшей популярностью в научной литературе пользуется периодизация древнейшей славянской истории, предложенная известным исследователем Б.В. Торнунгом.

В ней выделяются такие исторические периоды:

1) языковые предки славян в эпоху неолита и энеолита (V - III тысячелетия до н.э.);

2) протославяне (конец III - начало II тысячелетия до н.э.;

3) праславяне (XV в. до н.э. - VII в. н.э).

Конец праславянского периода (V - VII вв.) именуют периодом великого переселения народов, в результате которого происходит формирование южных, восточных и западных славян. В VIII веке существовали три больших политических объединения восточных славян: Куявия (средний Днепр), Славия (в районе озера Ильмень), Аравия (Таманский полуостров).

Современный историк и этнолог Ю.Д. Петухов в своей монографии "История русов 4 - 3 тыс. до н.э." делает выводы, что русы были первонародом (суперэтносом).

В.Н. Демин в своей книге "Гиперборея", опираясь на древние источники об Арктиде - Гиперборее, утверждает, что "Россия была всегда". Историки Д.И. Иловайский, Г.В. Вернадский, В. Мавродин считают, что история русского народа начинается с каменного века и проходит через последующие этапы: киммерийский, скифский, сарматский. А. Асов считает, что историю любого народа надо изучать со времен былинных. Отдельные историки считают, что корень праславянской истории и культуры надо искать в единой ведической цивилизации.

Параллельно с исторической наукой всегда существовала и наука, основанная на изучении Священного писания. Древние славянские легенды, мифы, былины, сказки, священные тексты содержат бесценные сведения об истории Руси. В них сохранились сведения о временах Атлантиды и всемирного потопа. В истории праславян есть следы их давнего общения с атлантами, которым славяне обязаны переходу к земледельческому образу жизни и от которых они унаследовали "звездные знания".


Во второй половине XX в. в связи с публикацией Велесовой книги - древнейшей славянской летописи, написанной новгородскими волхвами, - стала развиваться новая историческая школа. Современные историки считают, что история славян и русов начинается с великого расселения народов с северной прародины - Гипербореи . Двадцать тысяч лет назад с наступлением холодов славяне под предводительством отца Яра ушли с Севера. В древнейших легендах Евразии, вошедших в "Звездную книгу Коляды", сохранилась память об эпохах Великих оледенений.

Легендарные прародители славян и русов заняли обширные земли от Финского залива до устья Оби. По Уралу расселились арии и иные предки ведической веры. Память о древней уральской прародине хранят легенды и предания многих народов, а также священные книги Руси, Индии, Ирана и Египта (Веды).

У истоков Оби когда-то располагалась священная страна - Беловодье. Здесь согласно повествованию Вед Индии правил сын Брахмы Ману, создавший кодекс "Законы Ману " (II в. до н.э. - I в. н.э.)

На Южном Урале находилась вторая прародина ариев. Здесь появились на свет Богумир и его жена Слава. От них якобы пошли многие славянские роды. Согласно авестинским преданиям Богумир научил людей искусству и ремеслам, разделил народ на сословия жрецов, воинов, ремесленников и земледельцев. Он владел секретами врачевания, знал тайну бессмертия. Согласно Велесовой книге древляне, поляне, кривичи, русы и северяне ведут свой род от дочерей Богумира Древы, Поляны и Скревы и от его сыновей Севы и Руса. Богумир послал своих дочерей устанавливать власть над Евразией. Их потомки стали амазонками. Благодаря женщинам-амазонкам славяне выделились из арийских народов.

Славяне славили Сварога и Даждьбога. Этим они отличались от ариев, оставшихся в Индостане и почитавших Индру и Дыя. Славяне жили по единому для всей Вселенной Закону Прави, который повелевал отречься от злых деяний, призывал к добру и подъему духовности. Путь Прави - это путь к Богу.

Миграция по просторам Евразии растянулась на многие века. Постепенно преодолев гигантские расстояния и освоив новые территории от Ледовитого океана до Индийского и Атлантического, древние арии оставили следы своего пребывания в виде названий мест, рек и озер, а также многочисленных материальных артефактов.

В 80-е годы XX столетия в Челябинской области были обнаружены остатки мощных древних поселений с развитой добычей руды и выплавкой металла. Кольцевидные крепостные валы, образующие сооружения, похожие на недостроенную Вавилонскую башню, шахты, плавильные печи, фундаменты рухнувших жилых и хозяйственных построек, поделки и утварь позволили связать находки с продвижением на юг во 2 тысячелетии до н.э. еще не полностью расчлененных индоевропейских племен. По имени расположенной поблизости горы археологическое чудо было названо Аркаим.

Уникальный спиралевидный город в Южно-Уральской степи стал своеобразным символом мощи и красоты древней эпохи. Это был город-крепость, город-храм.

Арии волнами шли с севера Урала, через Восточную Европу, вдоль Волги, через русское Междуречье, Кавказ начиная с IX тысячелетия до н.э. и достигли земель Приднепровья и Подунавья. Здесь они соединились с атлантами. Так славяне обрели второй свой корень - "атлантический".

Русы, переселившиеся с Приазовья, Северного Кавказа и Южнорусских степей, продвинулись до Ярославской и Московской земель. Там они слились с местными народами: чудь, меря, весь, финны, мурома.

Это широкое расселение народов подготовило почву для появления исторических русов нордического и восточнославянского типов, которых мы идентифицируем с будущими русскими - великороссами.

Праславянская цивилизация

Украинский археолог Ю. Шилов - участник и организатор раскопок древних курганов Украины - в своей монографии "Предыстория Руси" пишет, что "задолго до Рождества Христова и примерно за 14 тысячелетий до библейского сотворения мира культура аборигенов Европы расцвела как никакая иная на тогдашней Земле", и в этой цивилизации уже были жрецы и святилища: "святилища соблюдали жрецы, между которыми сложились далекие связи в интересах познаний природы, приемов охоты, технологий и календарей, семейно-родовых отношений".

В те времена была изобретена первая письменность, о чем свидетельствуют надписи на стенах в Каменной могиле близ Мелитополя.

В XIII тысячелетии до н.э. между Дунаем, Волгой, Карпатами и Северным Кавказом была устроена святая земля, которую назвали "Арата-Подсолнечная страна". К V тысячелетию до н.э. там образовалось "содружество довольно единообразных государственных образований полисного типа: городов с сельской округой. Города достигали площади 500 гектаров и населения тысяч до 40".

Следы пребывания славян и русов на территории нынешней России и Украины найдены в скалах Днестровского побережья. Там сохранился жертвенник с надписью "Молот Перунов". В знаменитой Каменной могиле несколько гротов исписаны письменами шумерского типа. Под г. Владимиром обнаружена верхнепалеолитическая стоянка, возраст которой достигает 25500 лет.

Всемирный съезд археологов по неолиту установил, что все люди происходят от одной семьи. Матерью всех славянских и русских племен Восточной Европы является Трипольская культура.

Славяне жили по берегам рек и опушкам лесов Центральной и Восточной Европы. Эту землю принято называть единой славянской прародиной. Подобную идею высказал М.В. Ломоносов, который писал, "что словенский народ был в нынешних российских пределах еще прежде Рождества Христова, то неоспоримо доказать можно". В конце бронзового века славяне расселились на огромной территории Восточной Европы и образовали отдельные группы племен: венедов и антов на западе, сарматов-роксолан на востоке, киммерийцев на юге. Нашествие скифов, которые заняли центральную область Южно-Русской степи, разорвало общность этих племен и оттеснило сарматов-роксолан к Северному Донцу, а венедов и антов - на Днепр. И лишь после изгнания скифов Гаталом Великим в 179 г. н.э. у этих племен начали формироваться государства. Гатал создал Великую Сарматию между Волгой и Днепром, Кишек на Приднепровье, Вендал в бассейне р. Волхов (будущее Новгородское княжество).

На территориях Сибири и Алтая имеется немало доказательств существования ранних цивилизаций. Древнейшие поселения человека обнаружены в Западной Сибири, на Барсовой горе, близ города Сургута.

На юге Западной Сибири, от р. Урала до р. Ишим около 35 веков назад существовали государства так называемой "петровской культуры" с городами из сырцового кирпича, крестовой системой улиц, системой водоснабжения, водоотстойниками и дренажными стоками.

По последним данным археологии, на территории Алтая существовала одна из древнейших сибирских цивилизаций. Алтай - наиболее пригодная территория для мигрирующих народов, ушедших с Севера. Через него шли дороги в Западную Сибирь, Хакасию, Малую Азию, Двуречье. К сожалению, алтайская цивилизация является наименее исследованной.

В Южной Сибири зародилась первая письменность в виде петроглифов. Последние научные данные полностью опровергли версию о первичности греческого и латинского языков по отношению к русскому. Именно древняя славянская письменность положила начало европейским языкам. Язык, объединяющий славян, по словам М.В. Ломоносова, "....ни от греческого, ни от латинского, ни от какого другого не происходит, следовательно, сам собою состоит уже от самых древних времен, и многочисленные оные славянские народы говорили славянским языком еще прежде Рождества Христова ". Памятников славянской письменности множество. Тэртерийские (V тыс. лет до н.э.), протоиндийские (XXV - XVIII вв. до н.э.), критские (XX - XIIII вв. до н.э.), этрусские (VII - II вв. до н.э) надписи выполнены на праславянском языке.

В русских летописях есть упоминание о древнерусском сочинении "Сказание о Словене и Русе и городе Словенске", где рассказывается о праотцах и вождях русского и всего славянского народа, которые после долгих скитаний по всему миру появились на берегах Волхова и озера Ильмень в середине III тысячелетия до н.э., основали там города Словенск и Старую Руссу и начали военные походы "на египетские и другие варварские страны", где наводили "великий страх".

Государственное устройство

Славяне еще до Рождества Христова были образованным народом, владеющим различными ремеслами и искусством. Их союзы были высокоорганизованными сообществами. Во главе союзов стояли князья, которые избирались вече. Князь и старейшины рода судили родичей под Перуновым древом. Князья избирали старшего князя, и тот был вождем в сражениях. Отдельные славянские народы создавали военные союзы при необходимости защищать свои земли от нападения захватчиков. Таким образом, устанавливалась этническая общность, происходили языковое и культурное взаимопроникновение, ассимиляция.

Существовал путь "из варяг в греки", которым они пользовались и охраняли совместно. Историк Саксон Грамматик писал, что Русь еще до Рождества Христова "обиливала золотом", а обилие золота в стране, где не было золотой руды, могло появиться только вследствие торгового обмена. Все эти факты свидетельствуют о том, что у славян еще до новой эры уже были предпосылки формирования государственного устройства.

Все славянские племена говорили на одном языке, хорошо понимали друг друга и объединялись в борьбе с многочисленными ордами кочевников. Их объединяло не столько родство, сколько общественные связи и отношения, вид деятельности, необходимость выживания в окружающей среде, единая власть князя и общая территория. Преобладающими видами занятий были земледелие, скотоводство, рыболовство, зарождавшиеся ремесла и необходимый обмен товарами (торговля).

Первобытные порядки переставали обеспечивать потребности общества. По мере исчезновения имущественного равенства внутри племен и между племенами и усиления вследствие этого внутренней борьбы возникает необходимость в силе, которая стояла бы над обществом и регулировала отношения в нем. Такой силой являлось государство, призванное управлять обществом, регулировать отношения между его членами, а также организовывать защиту от внешних врагов.

Огромную роль в объединении славян сыграли скифы . В конце II - начале I тысячелетия до н.э. в черноморских степях произошло выделение кочевых скотоводческих племен. Они нам известны как скифы, или сколоты. Подвижные и воинственные кочевники начали непрерывные нападения на оседлые земледельческие племена, грабили население, уводили скот и людей, превращая их в рабов. Земледельцы начали строить укрепленные городища и "змеиные валы", тянущиеся на сотни километров. Создание такой укрепленной линии было под силу только сильному государству. Это был первый этап формирования государства.

В середине 1 тысячелетия до н.э. начались походы славян на Византию. Славяне сплачивались в военные союзы, но в то же время расселялись, изолировались на побережье Адриатики, на верховьях Волги, на берегу Финского залива, на Балканах.

Около середины 1 тысячелетия н.э. происходит обособление восточнославянских племен, известных под названием антов. Историк Иордан писал, что земли антов простираются от Черноморского побережья у Лукоморья и от Днестра до Днепра. Он считал антов храбрейшими из всех славянских племен. На Востоке анты соприкасались с кочевыми и полукочевыми племенами, обитавшими в лесостепной и степной полосе Дона и Донца. Основным ядром земли антов было среднее Поднепровье.

Отдельные островки антской культуры доходят до Воронежа, Харькова, Херсона. В VI веке на антов напали авары - жестокий полукочевой народ, пришедший с Востока. В борьбе с аварами на Волыни, в Прикарпатье создается мощное политическое объединение восточных славян-антов под руководством дулебов-волынян. Это политическое объединение дулебов-волынян историки считают начальным этапом русской государственности, прямым предшественником Киевской Руси.

Роксолане, русы, русичи

Целые поколения историков вели споры о том, откуда началась Русь. Современные исследователи, археологи, историки считают, что русы были в Русколании (Сарматии), на Карпатах, на южном берегу Балтийского моря и на острове Рюген. О русах-роксоланах, как их называли греки, известно со 179 г. н.э., когда они во главе с Гаталом Великим свергли скифское иго и положили начало Великой Сарматии. О договоре сарматского царя Гатала со скифами в 179 г. известно из берестяных грамот. В них говорится, что посредником в этом договоре был Рим.

Это свидетельствовало о признании Римом и Понтом роли Сарматии в международных делах. Эта дата и договор зафиксированы историками того времени Полибием, Страбоном и Тацитом. Полибий отзывался о Гатале как о великом полководце и великом государственном муже, заключившем военные союзы с Арменией, Боспорским царством и другими соседними государствами. Страбон отмечал, что роксолане, которые называли себя "русы", "русколане", "русичи", были чрезвычайно храбры и воинственны. Пилий Младший, историк 1 в. н.э., писал, что роксолане являются гегемонами на всем пространстве от Дона до Днепра. Тацит описывал девятитысячное войско тяжеловооруженной конницы роксолан, которая сражалась с римскими легионами у Троянова вала в 68 г. н.э.

Если сопоставить сведения историков - современников Великой Сарматии и новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики, на которые опиралась Е.С. Галкина в своей работе "Тайны русского каганата", то можно сделать вывод, что Русский каганат в верховьях Дона и Северного Донца - это часть Великой Сарматии. В Велесовой книге речь идет именно о русах верховья Донца, которые дали сильнейший отпор гуннам в 370 г. н.э., а затем пришли на помощь полянам Приднепровья, которых осталось очень мало после гуннского нашествия. Русы поселились вместе с ними, взяли их под свою военную защиту, дали своих князей и свое имя Русь. Об этом написал летописец Нестор в Повести временных лет: "Поляне, ныне зовомая Русь". Он никак не объясняет эту фразу, просто фиксирует как факт. Русский каганат - самое раннее государственное образование, имеющее отношение к имени "Русь".

Из всего вышеизложенного вытекает, что Русь возникла не на Днепре. Русы только объединились с приднепровскими славянами после гуннского нашествия, а сами они были таким же древним народом, как и греки, и римляне, и другие ближайшие соседи. Их прародина - бассейн Дона, куда они пришли в конце эпохи бронзы из трипольской культуры, откуда расселились все славяне. Трипольская культура получила название киммерийской (отсюда и название народа - киммерийцы).

Часть населения переселилась на север, на р. Волхов в Новгородскую республику. Первый русский летописец св. Иоаким - епископ Новгородский, написавший свою летопись почти на 100 лет раньше Нестора, повествует о династии новгородских князей от Вендала и Славена (Словена) до князя Гастомысла и Рюрика, в том числе и о Владимире древнейшем, который расширил территорию Новгородской республики до Урала. Киев был построен на 500 лет позже Новгорода.

В первые века нашей эры Русь была раздроблена на четыре самостоятельных центра. Русколань, занимавшая область бассейна Дона и нижней Волги, была самая многочисленная и самая сильная в военном отношении. Словения находилась на р. Волхов (Новгородская республика), а славяне Приднепровья составили Киевское княжество). Сурожская Русь - самое южное княжество на побережье Черного моря, где славяне жили с VIII в. до н.э. Там были славянские языческие храмы, в которых развивалась астрология, хранилась "роуськая" письменность св. Иоанна Тавроскифского (Иванова письменность), упомянутая в договорах Олега и Игоря.

Объединение славянских земель шло постепенно. В конце IV в. н.э. Русколань объединилась со славянами Приднепровья, в результате чего образовалась Киевская Русь. В 890 году князь Олег объединил Новгородскую республику с Киевским княжеством. Князь Святослав в 970-х годах предпринимает попытку объединения всех русских земель в империю Святослава, в которую вошли остатки поселений Русколани, а затем Рязанское и Муромское княжества. Сурожская Русь и сарматы Кубани объединились в Тмутараханское (Тмутараканское) княжество.

Возникновение государств у восточных славян было подготовлено внутренними социально-экономическими процессами: разложением первобытно-общинного строя, развитием производства материальных благ в обществе, разделением труда, выделением скотоводства, земледелия, ремесел, торговли. Большое значение имели и другие факторы: улаживание конфликтов, возникавших с соседними племенами, борьба против кочевых племен.

Общественное устройство

Общественная организация восточных славян накануне образования Древнерусского государства была сложная и разнообразная. Живы были еще родовые и племенные связи, но уже образовались и чисто политические союзы племен, объединенных соседством и общностью интересов. Единство соседской общины поддерживалось не кровными, а хозяйственными связями.

Задолго до образования Древнерусского государства на торговых путях его территории уже было несколько больших городов: Киев, Чернигов, Суздаль, Муром, Новгород, Смоленск и др.

Во главе восточнославянских государственных образований стояли светлые князья из племенной знати. Князей окружала родовая знать - "нарочитые люди", "лучшие мужи". Важнейшие вопросы решались на вечевых сходах. Существовало общее ополчение, но постепенно вокруг князя сложилась профессиональная организация воинов - дружина, которая делилась на старшую и младшую.

Государства восточных славян были раннеклассовыми по своей сути, но с тенденцией развития не рабовладельческих, а феодальных отношений. Классы только зарождались, и родовая знать, князь и дружинники стремились захватить главное богатство - землю. Захватывая общинные земли и земли покоренных народов, знать не сгоняла земледельцев с земли, ранее им принадлежавшей, а заставляла их платить подати, превращая в зависимое население, обязанное оброком или барщиной новому собственнику земли.

Так называемая "военная демократия", существовавшая в условиях родоплеменной жизни, уступала место новым социально-экономическим и духовным отношениям, хотя внутриплеменная структура социальной власти (вече, избрание вождя, князей, сословие старейшин) сохранялась длительное время. Возникала публичная власть - власть, выросшая из родоплеменного общества, но уже возвышающаяся над этим обществом и приобретшая полномочия принуждения в отношении соплеменников, а не только в отношении "иноземцев".

Родоплеменная знать во главе с князем начала отделяться от простых общинников в социальном (сословном) и в имущественном отношениях. Таким образом, образовалась изначальная элита, которая постепенно присваивала полномочия государственной власти.

Религия

Восточные славяне были язычниками. Важное место в религии древних славян занимал культ предков, а также волхвов и кудесников, которые считались служителями богов и толкователями их воли.

Древние славяне поклонялись Даждьбогу - богу солнца, Перуну - богу грома, Стрибогу - богу ветра, Велесу - покровителю скотоводства. Мать - Земля сырая почиталась как божество. Богиня земли и плодородия - Мокошь олицетворяла женское начало. Ее велениям подчинялись боги и люди. Славяне верили в бессмертие души. Смерть была воплощена в образе богини Морены.

Существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Восточные славяне с большим уважением и почтительностью относились к различным духам: лешим, домовым, водяным, берегиням, упырям, лесовикам, русалкам. Поклонялись силам природы, животным, деревьям.

Религиозные обряды совершали волхвы. Волхвами именовались и славянские гадатели, прорицатели и пророки. Нередко волхвы возглавляли разрозненные племена и роды, в случае необходимости становились военными предводителями, вершили суд и являлись главными хранителями тайного знания, культовых обрядов, тотемных традиций, передавая все это из уст в уста, как бесценное достояние, от поколения к поколению. Волхвы пользовались непререкаемым авторитетом и безграничным доверием народа.

Великое переселение народов произошло в промежутке между 4-7 веками нашей эры. Это условное название было дано этническим перемещениям славян, сарматов, гуннов, германцев и некоторых других племен на территорию Римской империи. Из-за того, что часть территории была уже заселена, и достаточно густо, это движение сопровождалось многочисленными конфликтами, от языковых до религиозных.

Причины, вызвавшие великое переселение народов

Однозначного мнения на этот счет нет, хотя основная теория заключается в климатических изменениях. В 4 веке нашей эры пришло резкое похолодание, которое заставило этносы, ранее жившие на территориях с континентальным климатом, осваивать более благоприятные для проживания районы. Высокая детская смертность, неурожаи и вызванный ими голод только подталкивали людей к такому решению. Ко всем несчастьям добавлялись бури и наводнения, которые затронули земли нынешних Италии, Франции и Англии.

Дополнительным фактором, который рассматривается в учебнике за 10 класс, стал упадок Римской империи, спровоцированный комплексом причин. Результатом ослабления центральной власти и недееспособности армии стало то, что пограничные районы активно заселялись соседними народами.

Одной из причин была демографическая ситуация в Скифии и Сарматии. Эти земли стали более благополучными благодаря развитию торговых связей с Северным Причерноморьем и Средиземноморьем, что вызвало прирост населения. Миграционные процессы были вызваны необходимостью его прокормить.

Зарождение государственности стало еще одной причиной великого переселения народов: стремление к завоеваниям было порождено тем, что племена объединялись в союзы.

Однако спровоцировало переселение все-таки вторжение гуннов из Средней Азии.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Гунны.

Важные даты и события Великого переселения народов

Миграция началась в 354 году, когда в Европу вторглись гунны, “народ всадников”. Это стало катализатором, вызвавшим движение этносов, которые обосновывались на тех землях, что смогли захватить. Так, в 486 году франкский правитель наносит окончательное поражение римлянам в Галлии и основывает Франкское государство, а в 6 веке славяне уже заселяют Мекленбург. К 6 веку славянские племена уже частично ассимилируют германское население на землях к востоку от Эльбы.

Также в Южной Галии и Испании поселяются вестготы – они окончательно осели на этих землях в 412 году, образовав собственное королевство.

С 434 по 453 год гуннами правил вождь Аттила, который создал империю, чьи границы проходили по Рейну и Волге. Однако после его смерти она распалась.

Рис. 2. Аттила.

Уже к 6 веку германцы полностью заселили Западную Римскую империю: вандалы осели в Северной Африке, вестготы (западные готы), как уже упоминалось, в Испании, остготы (восточные готы) - в Италии, франки - в Галлии, а англы и саксы стали жить в Британии.

Последствия великого переселения народов для мировой истории

В результате множества миграционных процессов образовались варварские королевства. Многие варвары окультурились, впоследствии на месте их государств появятся современные европейские страны.

С культурной точки зрения миграция вызвала противоречивые последствия: была полностью уничтожена цивилизация гуннов, но с другой стороны появились новые культуры, которые образовались в результате смешивания нескольких этносов. К тому же в этот период сформировалась вульгарная латынь, давшая основу европейским языкам.

С другой стороны были полностью стерты с лица земли североевропейские народы и разграблены их древние памятники.

Всемирная история. Том 4. Эллинистический период Бадак Александр Николаевич

Римская республика в V–IV веках до нашей эры

В конце царского периода и в раннереспубликанскую эпоху Рим был небольшой общиной. Хозяйственная жизнь ее была довольно примитивной. Основное занятие населения - скотоводство и земледелие. Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер. Римляне разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Они возделывали зерновые культуры, занимались огородничеством и виноградарством, выращиванием оливок. Плуг изготовлялся из целого куска дерева.

Пахарь. Этрусская статуэтка. Около 400 г. до н. э. Бронза.

В сельском хозяйстве Рима в этот период применялись мотыга, борона, коса, грабли, лопата и другие орудия. Об относительно широком применении железа для изготовления сельскохозяйственных орудий в конце царского периода свидетельствуют сообщаемые римским ученым и писателем Плинием Старшим сведения о том, что по договору с царем этрусского города Клузия - Порсеной римляне обязывались ввозить железо только для нужд сельского хозяйства.

Поля удобрялись навозом, довольно широко применялось дренажирование.

Отделение ремесла от сельского хозяйства началось еще в царский период. Например, Плутарх приписывал царю Нуме Помпилию учреждение ремесленных союзов - плотников, горшечников, кожевников, медников, золотых дел мастеров и т. п. О развитии ремесла и наличии ремесленников-профессионалов свидетельствуют и археологические находки, которые относятся к тому времени, - остатки римских крепостных стен, городской канализации, развалины древнейших храмов. Возможно, эти сооружения были возведены южноиталийскими греками или этрусками, но все же они доказывают развитие ремесла в Риме.

Отделение сельского хозяйства от ремесла было связано с ростом обмена. В древнейшее время на римской городской площади происходили еженедельные базары. Ежегодные ярмарки приурочивались к большим религиозным празднествам и проводились обычно при известных святилищах, например при храме Дианы на Авентине.

В так называемый республиканский период своей истории Рим выступает как типичный город-государство. Политическая власть в нем принадлежала общине рабовладельцев и землевладельцев. В рамках гражданской общины большое значение имела римская семья. По воззрениям самих древних римлян, семья представляла собой государство в миниатюре. Власть отца над членами семьи была безгранична.

Кроме того, отцовская власть в семье была самостоятельной и независимой от общегосударственных властей, которые, таким образом, не могли вмешиваться в распоряжения отца в пределах семьи. Глава семьи являлся верховным хозяином семейной собственности, верховным жрецом семейного культа и судьей, который имел право на жизнь и смерть членов семьи. Власть отца распространялась не только на членов семьи в узком смысле слова, но и на рабов, которые в Риме включались в состав фамилии.

Сведения о ранних годах республики представлены главным образом в трудах историков Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского и Плутарха. Однако они основываются на позднейшей обработке исторического материала.

Особенно это относится к изложению событий до 464 года до н. э. до предполагаемого начала летописи понтификов, которая сообщала основные факты истории Рима и устанавливала более точную хронологию событий - даты освящения храмов, списки консулов и т. д. Существенные коррективы вносят некоторые данные историки Диодора, который в целом ряде случаев опирался на так называемых старших анналистов.

Годом установления Римской республики традиционно считается 509 год до н. э. Царскую власть в Риме сменила теперь власть двух ежегодно избираемых в центуриатных комициях должностных лиц - магистратов. Сначала они назывались преторами (предводителями), а затем консулами и избирались только из среды патрициев. К консулам перешла высшая власть (так называемый империй) и основные функции царей, за исключением жреческих обязанностей.

Наряду с этой высшей магистратурой постепенно начали возникать и другие, первоначально ей подчиненные: квесторы, которые были помощниками преторов по судебным делам, а позже стали выполнять функции казначеев, и эдилы, помощники преторов по городскому хозяйству.

Сенат не только не утратил своего значения, но, наоборот, стал центральным органом Римской республики. Он обсуждал все важнейшие вопросы как внутренней, так и внешней политики. До середины IV века законодательные решения народных собраний также утверждались сенатом.

Патрицианский состав сената, а также избрание высших магистратов только из среды патрициев придавали ранней Римской республике ярко выраженный аристократический характер. Патрицианская знать все более и более замыкалась в привилегированное сословие, которое противопоставляло себя неполноправному плебсу.

Борьба между патрициями и плебеями являлась основным содержанием внутренней истории раннереспубликанского Рима. Эта борьба развернулась вокруг двух жизненно важных вопросов - аграрного (и вытекающего из него долгового вопроса) и вопроса о политических правах.

На первом месте по степени значимости, конечно же, стоял вопрос о политических правах. Но и разногласия между патрициями и плебеями по поводу аграрного вопроса были не менее острыми, что объясняется его актуальностью в земледельческой Лации. Аграрный вопрос осложнялся тем, что у патрициев и плебеев были совершенно различные формы землепользования.

Основная масса земли считалась принадлежавшей всей патрицианской общине. Это было так называемое общественное поле. Согласно преданию, еще Ромул наделил каждого римского гражданина участком земли в два югера, который считался его собственностью и передавался по наследству. Но это был лишь приусадебный участок. Вся остальная земля считалась общественной.

Патриции имели право занимать - «оккупировать» - из этого земельного фонда для себя и своих клиентов такое количество земли, какое они могли использовать не только для земледелия, но и для скотоводства. Фонд общественного поля непрерывно увеличивался, так как по римскому обычаю Часть захваченных во время войн земель (одна, а иногда и две трети) конфисковывались и превращались в общественное поле.

Этрусское зеркало. III в до н. э. Бронза.

Таким образом, использование общественного поля в скором времени становится основным источником обогащения патрициев. Плебеи к его эксплуатации не допускались. Для того чтобы добиться доступа к общественному полю, плебеям нужно было вырвать политическую власть из рук патрициев, поскольку в античном обществе владельцем земли мог быть лишь полноправный член общины.

Но и сам плебс к этому времени был уже далеко не однороден. По мере численного роста плебеев и все возрастающей их роли в римском войске и в экономической жизни усиливается процесс их социальноимущественного расслоения. Основную массу плебейств составляют мелкие собственники - землевладельцы, ремесленники, торговцы. Но у плебеев возникает своя знать - богатые и почитаемые роды, которые порой не уступали патрицианским. Они и стремились к получению равных с патрициями прав на оккупацию общественного поля и к политическим привилегиям.

Борьба мелкого землевладения с крупным, осложненная ростом задолженности и обнищания мелких землевладельцев, тесно переплеталась с борьбой плебейской верхушки за политическое равноправие. Сочетание этих двух линий борьбы и явилось основным содержанием всей ранней истории Римской республики.

Одним из примеров этой борьбы - так называемая первая сецессия, т. е. уход плебеев из Рима. Тит Ливий свидетельствует, что в 494 году до н. э. плебеи, изнывавшие от притеснений патрициев и обремененные долгами, отказались выступить в военный поход и в полном вооружении удалились из Рима на Священную гору, где расположились лагерем.

Уход плебеев породил панику в Риме. Боеспособность римской армии резко упала. Кроме того, не исключалась возможность, что плебеи могут основать самостоятельное государство. Патриции вынуждены были начать переговоры и пойти на уступки - была создана специальная магистратура народных трибунов, которая в дальнейшем приобрела огромное значение.

Народные трибуны могли избираться только из числа плебеев и пользовались неприкосновенностью. Первоначально их обязанности заключались в защите плебеев от произвола патрицианских магистратов. И связи с этим они получили право приостанавливать проведение в жизнь распоряжений этих магистратов (так называемое право вето - «запрещаю»). Сначала избиралось два трибуна, затем их число увеличилось до десяти.

Историческая традиция сообщает о трех сецессиях. Но многие ученые считают первую сецессию легендарной и возникновение трибуната относят к несколько более позднему времени - 471 году до н. э.

К 486 году традиция приурочивает попытку осуществить первую аграрную реформу. Консул Спурий Кассий предложил разделить завоеванные земли между плебеями. Законопроект, однако, не прошел, так как ему воспротивился другой консул. Затем Спурий Кассий был обвинен патрициями в стремлении к тирании и казнен. Но уже в 456 году народному трибуну Ицилию удалось провести закон о разделе земли между плебеями на Авентинском холме.

Первое вполне достоверное событие ранней римской истории - запись действующего права - относится к середине V века до н. э. Как в свое время греческий демос, так теперь римские плебеи страдали от произвола в судах и выдвинули требование кодификации законов.

В 451 году была избрана специальная комиссия из 10 человек - так называемых децемвиров, которые были наделены самыми широкими полномочиями. Ни консулы, ни народные трибуны в этом году не избирались. Однако децемвиры не сумели в течение года закончить составление свода законов, и поэтому на 450 год была избрана новая чрезвычайная комиссия, которая состояла из 5 патрициев и 5 плебеев.

Этим новым децемвирам традиция приписывает тиранические наклонности, поэтому с ней начинает борьбу новая, третья сецессия плебеев. В 449 году были восстановлены прежние магистратуры, а записанные децемвирами законы были высечены на двенадцати медных досках и выставлены для всеобщего обозрения.

Текст этих двенадцати таблиц до нашего времени не сохранился, но исследователи имеют о нем довольно четкое представление благодаря цитатам и ссылкам у более поздних авторов. Архаизм языка в этих цитатах, а также примитивные общественные отношения, отражаемые законодательством, свидетельствуют о его глубокой древности.

Законы, запечатленные на этих двенадцати таблицах, не касаются вопросов государственного права, ограничиваясь гражданским и уголовным законодательством. Эти законы декларировали защиту частной собственности, покушение на которую каралось чрезвычайно строго. Поджигателям и тем, кто совершал кражу в ночное время или травил чужое поле, угрожала смертная казнь.

Детально разработано в таблицах и весьма суровое долговое право. Должник, не выплативший своего долга, попадал в кабалу и мог быть «продан за Тибр» или даже лишен жизни. Однако, несмотря на всю жестокость долгового права, законы двенадцати таблиц ограничивали ростовщичество, устанавливая максимум в 8 1 / 3 процента годовых.

В законах причудливо смешались пережитки родового строя и новые установления. Особенно это касалось семейных отношений. Отец семейства по-прежнему пользовался неограниченной властью родового владыки вплоть до продажи собственных детей в рабство, женщина по-прежнему оставалась в семье совершенно бесправной. Имущество умершего без завещания отходило агнатам - тем, кто находился под властью одного и того же главы семьи.

Однако законодательство двенадцати таблиц уже допускало полную свободу завещаний. Законами признавалась родовая месть, за ряд проступков устанавливались штрафы. По существу, эти законы характеризовали римское общество в период утверждения рабовладельческого строя, но при наличии стойких пережитков родовых отношений.

В 449 году консулы Валерий и Гораций провели закон, согласно которому постановления плебейских собраний по трибам (плебисциты) приобретали силу общегосударственных законов. Это вынудило патрициев также принимать участие в собраниях по трибам и привело к тому, что в Риме возник новый, более демократический вид народных собраний - трибутные комиции.

По закону, предложенному народным трибуном Канулеем в 445 году, отменялся старинный запрет на браки между патрициями и плебеями. Другой законопроект Канулея ставил вопрос о допуске плебеев к высшей магистратуре - консулату. Этот законопроект не прошел, но в порядке компромисса с 444 года начали избираться военные трибуны с консульской властью. Эта должность была доступна и для плебеев.

Таков был итог первого этапа борьбы плебеев и патрициев. В ходе этой борьбы плебейская верхушка добилась существенных результатов, которые подготовили ее слияние в единое сословие с патрицианской знатью. Наступившее затем временное затишье и борьбе между патрициями и плебеями объясняется напряженной внешнеполитической обстановкой.

Это были войны раннего периода республики. Они начались в V веке до н. э. борьбой за свержение этрусского господства.

После изгнания царя Тарквиния Гордого римлянам пришлось выдержать упорную и длительную борьбу с этрусками, в частности, с Порсеной - правителем этрусского города Клузия. Если отбросить позднейшие патриотические легенды, прославлявшие патрицианские роды, то следует признать, что Порсена захватил Рим и навязал римлянам довольно тяжелые условия мира.

И только когда этруски потерпели в 506 году сокрушительное поражение от куманского тирана Аристодема в Лации, римлянам удалось окончательно освободиться от этрусского владычества.

Из этой войны римская община вышла чрезвычайно ослабленной. Этим воспользовались соседние племена вольсков и эквов, с которыми Риму пришлось вести длительную борьбу. История этой борьбы украшена многочисленными легендами об изменнике Кориолане, о диктаторе Цинциннате и т. п. Но более или менее достоверными историческими фактами являются лишь договор Спурия Кассия, которому приписывалась первая аграрная реформа, с латинскими городами в 493 году, а также вступление Рима в так называемую Латинскую федерацию шести латинских городов. Позднее к этому союзу присоединилось племя герников.

Положение Рима постепенно укреплялось. Во второй половине V века римляне перешли к наступательным военным действиям против этрусков. Начинается упорная борьба с крупным этрусским городом Вейи, который был расположен на правом берегу Тибра. Вейа были взяты после десятилетней (396–406 годы) осады римским полководцем Марком Фурием Камиллом. Город был разграблен, жители проданы в рабство, а его обширная территория (около 300 тысяч югеров) превращена в римское общественное поле.

Однако римскую внешнюю политику в V веке нельзя назвать успешной. Римляне вступили в Латинскую федерацию, успешно отразили несколько нападений соседних племен - вольсков и эквов и, наконец, овладели правым берегом реки Тибр в нижнем ее течении. Рим еще только становился на ноги, как вдруг военная катастрофа, которая разразилась в начале IV века до н. э., чуть было не уничтожила его.

Рим подвергся нашествию галлов.

Кельты, или, как их называли римляне, галлы, населяли значительную часть Западной Европы. Теснимая германскими племенами часть кельтов перешла через Альпы и расселилась по обоим берегам реки По, вытеснив в свою очередь оттуда этрусков. Головной отряд вторгшихся на территорию Италии кельтов - племя сенонов - спустился к югу, до устья По.

Так как Геродот не сообщает о присутствии в этих местах кельтов, то исследователи делают вывод об их появлении здесь в самом конце V века. Но уже с начала следующего столетия начались набеги кельтов на Этрурию и Лаций. Молва об их храбрости и непобедимости распространилась по всей Италии.

Столкновение кельтов с римлянами, согласно традиционной хронологии, произошло в 390 году. Когда галлы осадили город Клузий в Северной Этрурии, римляне направили туда своих послов, которые в нарушение обычаев приняли участие в битве. Галлы потребовали выдачи виновных. Им было отказано в этом.

Тогда галлы двинулись на Рим. На реке Алии, притоке Тибра, они нанесли римлянам страшное поражение. Остатки разбитого римского войска бежали в Вейа. Оказавшийся без защиты Рим подвергся опустошению и был предан огню. Однако галлы не смогли взять Капитолий, который они осаждали в течение семи месяцев.

Согласно известной легенде, Капитолий был спасен во время ночного штурма священниками гусями, которые своим криком разбудили спавшую стражу. Галлы согласились снять осаду за выкуп в 1000 фунтов золотом. Более позднее патриотические легенды изображали дальнейший ход событий следующим образом. Когда осажденные отвешивали галлам золото, на Форуме появилось римское войско из Вей под командованием Марка Фурия Камилла. Произошло сражение, в котором кельты были разбиты и изгнаны из Рима.

Из всего щедро приправленного легендарными подробностями повествования о галльском нашествии достоверны лишь рассказы о битве при Алии, длительной осаде Капитолия и, наконец, об уходе галлов после получения выкупа. Захват галлами Рима произвел сильнейшее впечатление на современников. Память о нем сохранилась у римлян на долгие века.

Фактически же Рим довольно легко оправился от галльского нашествия. Правда, в 348 году галлы сделали попытку нового нападения, но оно было успешно отбито. В 334 году до н. э. кельты были вынуждены заключить с Римом мирный договор.

После галльского нашествия в Римской республике вновь обострилась борьба между плебеями и патрициями. В результате этой борьбы произошла дальнейшая демократизация государственного аппарата.

Важнейшим по-прежнему оставался аграрный вопрос, однако теперь он ставился по-иному. Военные успехи конца V и особенно IV века чрезвычайно расширили фонд римского общественного поля. Вскоре после разрушения Вей на их месте были учреждены четыре сельские трибы. В 357 году две сельские трибы были основаны на территории вольсков.

Римский воин. Статуэтка этрусско-римской работы. V–IV вв. до н. э. Бронза.

По мере роста завоеваний большая часть земель оставалась нераспределенной. Римским гражданам предоставлялось право свободно их занимать. Основным содержанием аграрного вопроса становится теперь не столько борьба за право доступа к общественному полю, сколько бурный рост крупных земельных владений и концентрация земельной собственности на территории общественного поля.

Крупными земельными собственниками оставались преимущественно патриции. Это и привело к новому обострению борьбы между плебеями и патрициями, тем более что неизбежным следствием процесса концентрации земельной собственности было разорение свободного производителя, рост задолженности и кабального рабства.

Законодательство Лициния и Секстия подтверждает, что эти явления были широко распространены уже it первой половине IV века до н. э. Это законодательство ставило своей целью разрешение всех коренных вопросов, вокруг которых шла борьба между патрициями и плебеями, - аграрной и долговой проблем, а также вопроса о политической власти.

Согласно традиционной версии, народные трибуны Лициний и Секстий боролись за утверждение своих законопроектов в течение десяти лет. В 367 году эти законы были наконец приняты.

Первый из них ограничивал определенной нормой владение общественной землей. Никто не имел права владеть более чем 500 югерами (125 гектарами) земли. Второй касался вопроса о политических правах. Восстанавливалась должность консулов, вместо которых в последние годы избирались военные трибуны с консульской властью. Один консул должен был избираться обязательно из плебеев. Наконец, третий закон частично удовлетворял интересы должников. Проценты на совершенный заем засчитывались в долг, а оставшуюся сумму можно было погашать в течение трех лет.

В 326 году до н. э. был принят закон Петелия, согласно которому должник отвечал перед кредитором своим имуществом, а не личностью. Закабаленные были освобождены. Продажа в рабство за долги запрещалась навсегда. Так в Риме, как некогда в Афинах благодаря реформам Солона, было отменено долговое рабство.

Большое значение для всего Рима имела и деятельность «цензора» 312 года Аппия Клавдия. Должность цензора была создана в 442 году до 351 года она замещалась только патрициями. Цензоры избирались на полтора года. В их функции входило производство ценза (учета граждан), распределение по центуриям и трибам, составление списков сенаторов. Постепенно оформилась и другая своеобразная функция цензоров - наблюдение за чистотой нравов.

В своей деятельности Аппий Клавдий опирался на торговые ремесленные круги плебса. В противовес патрицианской аристократии он включил в списки сенаторов некоторых сыновей вольноотпущенников. Кроме того, Аппий Клавдий на правах цензора разрешил гражданам, которые не имели земельной собственности, приписываться не только к городским трибам, как это имело место до сих пор, но и к сельским.

С тех пор представители торгово-ремесленных кругов - городской плебс и вольноотпущенники, будучи более равномерно распределенными по трибам, могли оказывать влияние на голосование и более организованно отстаивать свои интересы в комициях. Проведение этой реформы Аппия Клавдия означало фактическое приравнение денежного ценза к земельному.

Примерно к этому же времени следует приурочить начало чеканки монеты в Риме. Вероятно также, что к данному периоду относится одна из последних редакций конституции, приписываемой Сервию и Туллию.

С именем Аппия Клавдия связаны и два крупнейших сооружения - первая мощеная дорога от Рима до Капуи («виа Аппиа»), которая имела большое военно-стратегическое значение, и водопровод длиной к 15 миль, который обеспечивал Рим питьевой водой.

Таким образом, в IV веке до н. э. плебеи получили доступ ко всем должностям в республике, включая и высшие жреческие.

К 287 году традиция относит новую сецессию плебеев на Яникульский холм. Диктатор Квинт Гортензий, назначенный из плебеев, провел закон, сущность которого сводилась к повторению закона Валерия и Горация. Решения трибутных комиций получали силу закона для всех граждан и не нуждались в одобрении сената. Событиями 287 года завершилась борьба между патрициями и плебеями, что привело к существенным изменениям в социальной структуре Римской республики.

Именно с этого времени начинают складываться сословия (в римском значении этого слова). Вследствие вымирания значительной части старых патрицианских родов, с одной стороны, и роста плебейской знати, с другой, произошло слияние патрицианско-плебейской верхушки и превращение ее в единое привилегированное сословие - нобилитет.

Поскольку исчезает понятие «патрицианская знать», изменилось и понятие «плебеи». Теперь слово «плебс» обозначает просто низшие слои городского и сельского населения.

Борьба мелкого землевладения с крупным вступила в новый этап. Вследствие начавшейся концентрации крупной земельной собственности мелкий землевладелец оказался перед угрозой полного разорения.

Благодаря запрещению долгового рабства Рим вступил на путь развития античной формы рабовладения. Эксплуатация раба-иноплеменника открывала неограниченные возможности экстенсивного развития рабовладельческого хозяйства. С другой стороны, запрещение превращать в раба соплеменника обусловливала внутреннее единство и силу коллективу римских рабовладельцев.

В эпоху ранней Римской республики сложилась своеобразная идеология, характерная для замкнутой аграрной общины, в которой сохранялись пережитки родового строя.

Римский писатель и крупнейший политический деятель Катон Старший, рассматривая земледелие как одну из гражданских доблестей, писал, что предки, «хваля доброго мужа, хвалили его как земледельца и сельского хозяина». Но сельским хозяином и владельцем земли каждый римлянин становился только в силу того, что он являлся членом общины.

Виа Аппиа. Современный вид.

Сознание этого было живо в римлянах раннереспубликанской эпохи и ярко отражено в своеобразной полисной морали.

Порядок и последовательность нравственных обязанностей римского гражданина были точно определены. Сначала долг по отношению к общине, затем к семье и родственникам и на последнем месте забота о личном благе. Считалось, что только община может даровать человеку отличия, честь и славу. Только община является высшей инстанцией для признания заслуг римлянина. Именно поэтому деятельное участие в общегосударственных делах было необходимой и обязательной заповедью всякого «достойного гражданина».

Но признавался авторитет только своей общины, почитались только «обычаи предков». Все неримское, нее вносимое извне подвергалось самому решительному осуждению. Для идеологии ранней Римской республики были характерны черты консерватизма, приверженности к традициям и вражды ко всяким новшествам.

Специфическим продуктом развития римского общества было право, деятельная разработка которого началась в V–IV веках до н. э. Начальные элементы римского права зародились еще в царский период, основные понятия сформулированы в эпоху ранней республики.

Отправным пунктом служили законы двенадцати таблиц, к которым постепенно присоединялись и законы, принимаемые комициями. В дальнейшем в развитии римского права большую роль сыграли так называемые преторские эдикты, которые расширяли и исправляли действующие правовые нормы.

Право ранней Римской республики устанавливало и определяло возможные способы приобретения собственности. Основным способом была так называемая манципация - особый обряд вступления в собственность, который выполнялся в присутствии свидетелей. Развитие отношений собственности прицел о также к созданию наследственного права.

Процесс судопроизводства носил по сути формальный характер. Всякий иск должен был основываться на определенном законе и выражаться в строгих формулировках. Малейшая ошибка в формулировке могла повлечь за собой проигрыш всего процесса. Эти процессуальные формулы предполагали участие в процессе жрецов-понтификов, которые, таким образом, являлись первыми римскими юристами и толкователями права.

Зарождение римской литературы также относится к начальным векам республики. Устное народное творчество, которое включало в себя зачатки эпической поэзии, лирики и драмы, существовало в Риме с незапамятных времен. Однако его образцы дошли до нашего времени в столь скудных отрывках, что можно скорее предполагать, нежели знать наверняка о его существовании.

Это объясняется тем, что в тот период, когда у римлян пробудились литературные интересы, они находились под влиянием эллинистической культуры. Римские писатели обращались не столько к памятникам народного творчества, сколько к греческим образцам и канонам.

Религиозные гимны, застольные песни и похоронные песнопения следует отнести к устному народному творчеству. Зародышем римской драмы были шуточные стихи, часто непристойного характера, так называемые фесценнины, которые распевались во время народных празднеств после жатвы и сбора винограда.

По свидетельству Тита Ливия, в начале IV века до н. э. в Риме впервые появились этрусские танцоры, которые пользовались большим успехом. Их римские подражатели вскоре стали сочетать танец с диалогом. Дальнейший путь развития драматического искусства приводит к возникновению «правильной» драмы по греческому образцу.

Что же касается письменных памятников периода ранней Римской республики, то, как они ни скудны, все же они свидетельствуют об определенном развитии римской поэзии и прозы. К таким памятникам прежде всего относятся надгробные эпитафии (элогии), которые написаны старинным сатурническим стихом.

До нашего времени дошло несколько таких эпитафий на гробнице Сципионов, древнейшая из которых относится к началу III века. Первым римским поэтом традиция считает Аппия Клавдия - знаменитого цензора, который к тому же начал впервые литературно обрабатывать и издавать свои речи.

Образцом ранней римской прозы были так называемые анналы, т. е. летопись по годам, которая велась главными понтификами. О методе составления этих летописей Цицерон сообщает следующее: «…главный понтифик записывал все события каждого года и, записавши их на белой доске, выставлял ее у своего дома с той целью, чтобы народ имел возможность ознакомиться с этими событиями».

Образцы этой летописи не дошли до нашего времени. Но, по свидетельству самих древних римлян, записи были весьма примитивными. Отмечались начало и конец войны, триумфы полководцев, заключение договоров и всякие стихийные бедствия.

Несмотря на это, анналы легли в основу развития древнеримской историографии. В дальнейшем один из понтификов - Публий Муций Сцевола собрал и опубликовал их под названием «Великие анналы».

Как уже говорилось, галльское нашествие не отразилось существенным образом на жизни римского общества, однако внешнее положение Рима заметно пошатнулось. Римлянам вновь пришлось вести упорную борьбу с вольсками, эквами и этрусками. Даже старые союзники римлян - горники и некоторые латинские города предприняли в это время Попытку освободиться от гегемонии Рима.

Эпизод из Самнитской войны. Фреска с Эсквилннского холма в Риме. III–II вв. до н. э.

Римлянам потребовалось почти 50 лет на то, чтобы восстановить Латинскую федерацию, которая распалась после галльского вторжения. И только в середине IV века до н. э. Риму удается окончательно восстановить свое положение в Лации и возобновить агрессивную политику.

Положение в Средней Италии облегчало захватнические устремления римлян. Там шла борьба между федерацией воинственных горных племен - самнитов и племенами Кампании за богатое и плодородное побережье, в частности, за город Капую.

Традиционная версия так называемой первой Самнитской войны 343–341 годов настолько недостоверна, что современные исследователи считают эту войну вымышленной. Фактически никаких крупных военных действий в этот период не велось. Римляне поспешили заключить мир с самнитами, так как им угрожала опасность со стороны латинских союзников.

Подчиненные Риму латинские города решили воспользоваться его борьбой с самнитами, чтобы добиться равноправного положения в Латинской федерации. Как утверждает предание, латины потребовали половины мест в сенате и одного консульского места. Когда римляне категорически отвергли это требование, началась Латинская война 340–338 годов.

В этой войне решался вопрос о том, станет ли Рим рядовым латинским городом или же латины превратятся в подданных Рима. Против Рима образовалась сильная коалиция, в которую помимо латинов вошли аврунки, вольски и даже кампанцы. Решительное сражение произошло при Трифане, около Суессы, где римляне одержали полную победу.

Мир с латинскими городами и общинами был заключен на различных условиях. Населению ближайших к Риму городов были дарованы права римского гражданства. Другие латинские общины были уравнены с римлянами во всех гражданских правах, кроме права голоса в комициях. Этим актом было положено начало латинскому гражданству.

Во время Латинской войны римлянам удалось сохранить союз с самнитами, которые даже оказали им существенную поддержку. Однако после покорения латинов Рим устремляется на богатую Кампанию. Захват римлянами греческого города Неаполя послужил предлогом к второй Самнитской войне 326–304 годов.

Вначале война развивалась успешно для римлян. Однако победы сменились поражениями, когда военные действия были перенесены в горную часть Сампия. В 321 году римское войско попало в ловушку в Кавдинском ущелье. Римляне были вынуждены сдаться на милость победителя и совершить позорный обряд прохождения «под игом», который заключался в том, что воины побежденной армии проходили под копьем, положенным на две стойки наподобие порот.

Перелом в ходе второй Самнитской войны наступил лишь в 314 году, когда римляне проникли в Апулию, а затем заняли главный город самнитов Бовиан. Однако по мирному договору 304 года самниты уступили римлянам лишь Кампанию.

Через шесть лет вспыхнула третья Самнитская война 298–290 годов. Самнитам удалось организовать против Рима сильную коалицию, к которой примкнули этруски, североиталийское племя умбров и даже галлы. Это вынуждало римлян вести войну на два фронта.

Решительное сражение произошло в Северной Умбрии при Сентине в 295 году. Вскоре весь Самний, Северная Этрурия и Умбрия подчинились Риму. После еще одной крупной победы над соединенными силами этрусков и галлов в 288 году Рим овладел всей Средней Италией - от долины реки По до северных границ Лукании. Таков был итог войн IV века до н. э., которые превратили Рим в одно из крупнейших государств того времени.

В ходе этих длительных и упорных войн сложилась и окрепла военная организация Рима. Римская армия представляла собой народное ополчение и комплектовалась путем набора граждан, начиная с 17-летнего возраста. Все римляне обязаны были служить в армии. Стаж военной службы был необходим для получения государственных должностей.

Военная служба считалась не только обязанностью, но и честью. К ней допускались только полноправные граждане. В соответствии с конституцией Сервия Туллия пролетарии не несли строевой службы. Рабы в армию вообще не допускались. Уклонение от воинского долга каралось весьма сурово - виновный мог быть лишен гражданских прав и продан в рабство.

В ранний период Римской республики в случае военной опасности армия набиралась по распоряжению сената и консулов, а после окончания военных действий распускалась. Формально такое положение сохранялось довольно долго. Но уже в IV, а тем более в III веке вследствие почти беспрерывных военных действий армия фактически становится постоянной.

Служба в армии в ранние годы республики не оплачивалась. Каждый воин сам должен был заботиться о своем вооружении и продовольствии. Только всадники получали от государства коней или соответствующую сумму на их приобретение. В зависимости от своего имущественного положения римляне служили в коннице, в тяжело- или (наименее состоятельные) легковооруженной пехоте.

В конце V века до н. э. была проведена военная реформа, которую приписывали полулегендарному герою Вейентинской и Галльской войн Марку Фурию Камиллу. В соответствии с этой реформой воинам устанавливалось жалованье, выдавалось казенное вооружение и продовольствие, а также изменялось построение армии.

Самнитский воин. Статуэтка V в. до н. э. Бронза.

Римская армия подразделялась от 4200 до 6000 человек. До реформы легион представлял собой фалангу тяжеловооруженных пехотинцев до восьми рядов в глубину. Конница и легковооруженная пехота размещались обычно на флангах и использовались преимущественно как резерв.

Реформа заключалась в реорганизации этой малоподвижной фаланги и введении так называемого манипулярного строя. Каждый легион был разделен на 30 тактических единиц - манипулов. Каждый манипул в свою очередь делился на две центурии. Легионы строились теперь в зависимости от опытности воинов в три боевые линии. В первой стояли молодые воины, так называемые гастаты, во второй - более опытные, принципы, в третьей - ветераны, так называемые триарии.

Каждая линия распадалась по фронту на 10 манипулов. Манипулы первой линии были отделены друг от друга определенными интервалами. Манипулы второй линии выстраивались против интервалов первой линии. Манипулы триариев строились за интервалами второй линии. Манипулярный строй обеспечивал значительную свободу маневра.

Обычно бой начинался следующим образом. Движущийся вперед строй метал в ряды неприятеля дротики. Залп дротиков открывал путь к рукопашной схватке, в которой главным оружием были меч и копье, а для обороны - щит, шлем и панцирь. Большое преимущество римского боевого порядка и заключалось в этом сочетании рукопашного боя с предварительным метанием дротиков на расстоянии.

Начинали бой легковооруженные пехотинцы, которые строились перед фронтом легиона. После вступления в бой основных сил легковооруженные отступали в интервалы между манипулами, и бой вела уже первая линия, т. е. гастаты. Если противник оказывал стойкое сопротивление, то в интервалы первой линии вступали манипулы принципов, создавая таким образом уже сплошной фронт. Только в крайнем случае, когда исход боя не мог быть решен без привлечения резервов, в сражение вступали триарии. Существовавшая у римлян пословица «дело дошло до триариев» означала, что дело дошло до крайности.

Главнокомандующими войска являлись консулы, их помощниками - легаты. Командирами легионов были военные трибуны. В случае особой опасности для государства высшее командование передавалось диктатору. Это была необычная магистратура, которая создавалась на сравнительно короткий срок (полгода).

Диктатор осуществлял полноту военной и гражданской власти. По армии он назначал себе помощника - начальника конницы. Основной фигурой низшего командного состава был центурион. Центурион первой центурии одновременно являлся командиром всего манипула.

В ранний период республики вооруженные силы Рима обычно состояли из четырех легионов. Каждый консул командовал двумя легионами. Когда армии объединялись, консулы, согласно римскому обычаю, командовали поочередно. Кроме легионов, состоявших исключительно из римских граждан, в римской армии были еще так называемые союзники, которые вербовались из покоренных племен и общин Италии. Союзники обычно представляли собой вспомогательные войска, которые выстраивались на флангах легионов. На один легион полагалось 5000 пехотинцев и 900 всадников из числа союзников.

Одна из особенностей римской военной тактики - устройство укрепленных лагерей. Место, где римское войско останавливалось хотя бы на одну ночь, непременно окружалось рвом и валом. Лагерные укрепления исключали внезапное нападение врага и давали возможность сочетать преимущество наступательных действий с оборонительными, так как лагерь всегда служил опорной базой, куда войско могло укрыться в случае необходимости.

В армии царила железная дисциплина. Порядок и повиновение ставились превыше всего. Всякое уклонение от них беспощадно каралось. За невыполнение приказа полагалась смертная казнь. Главнокомандующий имел право распоряжаться жизнью не только рядовых солдат, но и военачальников. Если римский отряд бежал с поля битвы, проводилась децимация - отряд выстраивали, и каждый десятый подвергался смертной казни.

Отличившиеся на поле битвы воины получали повышение по службе, серебряные или золотые знаки отличия. Высшей наградой считался лавровый венок. Полководцу, который одержал крупную победу, давался титул императора, и назначался триумф - торжественный въезд в город во главе легионов.

Такова была римская военная организация, которая в значительной мере обусловила победы Рима над другими италийскими народами и в дальнейшем содействовала установлению его господства над всем Средиземноморьем.

Международные связи в Риме были такими же древними, как в Греции и на Востоке. С незапамятных времен в Риме существовали проксения и коллегия фециалов, которая напоминала греческую коллегию амфиктионов. Фециалы регулировали возникавшие между племенами и племенными союзами споры и разногласия. В круг их полномочий входили охрана международных соглашений, объявление войны и заключение мира.

По существу, фециалы были жреческой коллегией с гражданскими функциями. Ни одно важное предприятие не могло быть ни начато, ни закончено без санкции фециалов.

Коллегия фециалов состояла из 20 человек, которые принадлежали к древним родам и пожизненно пребывали в своем звании. Деятельность фециалов осуществлялась под покровом глубокой тайны. Ими совершались различные обряды, произносились магические слова, смысл которых был понятен одним лишь посвященным.

Внешним признаком фециалов были шерстяная одежда, головная повязка и на голове - ком священной земли с травой и кореньями на Капитолийском холме. Земля служила символом представляемого ими государства. В таком облачении представитель коллегии - «святой отец» отправлялся к границе соседнего народа для урегулирования спорных вопросов или объявления войны.

Все конфликты прежде всего старались разрешить мирным путем и лишь в крайнем случае прибегали к оружию. Объявление войны в Древнем Риме было и высшей степени сложной процедурой. Ведение переговоров возлагалось на специальную комиссию из четырех человек, которую возглавлял «святой отец». Эта комиссия несколько раз отправлялась и город, который нарушил международные установления. При этом всякий раз совершались обряды и громким голосом произносились магические слова и проклятия по адресу нарушителя международного права. Затем комиссия возвращалась в Рим и в течение 33 дней ожидала ответа. В случае неполучения такового фециалы докладывали об этом сенату и народу, которым принадлежало право объявления войны. После этого «святой отец» в последний раз отправлялся к границе враждебного города и бросал на вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.

Такая процедура объявления войны подробно описана в истории Тита Ливия в рассказе о войне римлян с альбанцами, которая была решена поединком трех братьев Горациев и Куриациев.

Заключение мира тоже сопровождалось множеством церемоний. После их выполнения «святой отец» читал текст договора и произносил особую клятву фециалов, которая призывала всякие беды и несчастья на голову нарушителей мира.

Текст клятвы звучал следующим образом: «Римляне никогда не нарушат первыми условий, начертанных на этих таблицах, которые я вам сейчас прочел… если же они их нарушат, то тогда пусть поразит их Юпитер так, как я сейчас поражаю это жертвенное животное, но во столько раз сильнее, во сколько раз бог сильнее человека».

Со временем формы объявления войны и заключения мира видоизменялись, но просуществовали еще долго. Коллегия фециалов неоднократно упоминается в источниках позднереспубликанского и даже императорского периода.

Центральное положение Рима и Италии в Средиземноморском бассейне с самого начала благоприятствовало развитию экономических международных связей. Этим объясняется тот многозначительный факт, что «право народов» получило наиболее полное выражение именно на римской почве. О «праве народов» не один раз по различным поводам упоминают римские писатели конца Республики и Империи.

Особенно много внимания этому понятию уделяет Цицерон в своих трактатах «О государстве» и «Об обязанностях». «Право народов» противопоставлялось «гражданскому праву», которое распространялось только на римских граждан. Оно сохраняло свою силу как во время мира, так и во время войны. Нарушение святости посольства и договоров относилось к области международного права.

Зачатки международного права содержались уже в сборнике древнейших юридических формул фециалов.

В организации и структуре дипломатических органов античного Рима отражались особенности его политического строя. Руководство внешней политикой Рима принадлежало сенату. Посольства в Риме назывались легациями, а послы - легатами, ораторами и жезлоносцами.

В царский период римской истории право посылать посольства принадлежало царю, а послами были фециалы. При Республике это право перешло к сенату. Права народного собрания (комиций) в Риме были более ограничены, чем в Греции.

Посольские функции считались очень важными и предполагали высокие моральные качества людей, на которых они возлагались, поэтому назначение личного состава посольской миссии в Риме было очень сложным делом. Всякий раз по этому вопросу издавалось специальное сенатское постановление.

Из книги История Европы с древнейших времён до конца XV века автора Девлетов Олег Усманович

Вопрос 3. Римская республика Республика – (от лат. Res publika – «общее дело») – форма правления, при которой власть принадлежит должностным лицам, выбранным на определенный срок.Республика просуществовала в Древнем Риме почти 500 лет, с 509 г. д. н. э. Этот период принято делить на

Из книги История Древнего мира: от истоков цивилизации до падения Рима автора Бауэр Сьюзен Уайс

Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович

Из книги Троянская война в средневековье. Разбор откликов на наши исследования [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. 3 Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя Х - ХШ веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Римская республика. Арнольд Брешианский По-иному шло развитие Папской области, занимавшей значительную часть Средней Италии. Поскольку ее государь был одновременно главой католической церкви, а Рим - ее организационным и идеологическим центром, на историю этого

Из книги История Древнего мира [От истоков Цивилизации до падения Рима] автора Бауэр Сьюзен Уайс

Глава шестидесятая Римская республика Между 550 и 501 годами до н. э. кельты и карфагеняне выходят на историческую сцену, в то время как Рим изгоняет своих царейПобедоносный Кир оставил Харпага в Малой Азии, чтобы тот завершил завоевание Лидии взятием расположенных вдоль

Из книги Том 1. Дипломатия с древних веков до 1872 гг. автора Потемкин Владимир Петрович

Римская дипломатия в Африке (III век до нашей эры). Неудачи Филиппа нашли свое отражение и на главном театре военных действий - в Италии, Испании и Африке. В Африке римской дипломатии удалось заключить дружественный союз с одним из нумидийских царей - Сифаксом.

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Тайна Санкт-Петербурга. Сенсационное открытие возникновения города. К 300-летию основания автора Курляндский Виктор Владимирович

2. Римская республика Программа развития Римского государства, появившегося в результате захвата силой власти у этрусского царя и утвердившего себя в войнах с этрусской армией на Апеннинах, строилась на искреннем убеждении римлян, что им позволено присваивать все

Из книги История государства и права зарубежных стран. Часть1 автора Крашенинникова Нина Александровна

§ 2. Римская республика Положение населения. В 509 году до н. э. в Риме после изгнания последнего (седьмого) рекса Тарквиния Гордого установился республиканский строй. Период республики - период интенсивного восходящего развития производства, приведшего к значительным

автора Крист Карл

Римская республика и ее империя Историческая формация Римской республики завораживала современников и потомков, правда по совершенно разным мотивам. Прежде всего впечатляют динамика и размах власти, то есть тот факт, что из ничем не замечательной с точки зрения

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 1. автора Крист Карл

Римская республика в 1в. н.э. Консолидация принципата при Тиберии (14-37 гг. н.э.) Каким бы успешным, несмотря на все кризисы, не являлось августовское решение проблем империи, новая политическая система имела свои слабости и опасные моменты, которые были имманентны ее

Из книги Италия. История страны автора Линтнер Валерио

Римская республика После изгнания тирана Тарквиния Гордого около 510 года до н. э. этрусское правление в городе закончилось и установилась Римская республика. В начале Республикой успешно управляли аристократы, патрицианские роды. Любопытно, что положение главы

Из книги Викарии Христа: папы Высокого Средневековья. С 858 г. до Авиньонского пленения автора Майорова Елена Ивановна

ПАПЫ И РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА Во время беспорядков, последовавших за смертью Иннокентия II, всего лишь через два дня после кончины своего предшественника, на папский престол был избран кардинал Гвидо ди Кастелло. Этот уроженец Тосканы также прошел курс обучения у Абеляра и

Из книги История Европы. Том 1. Древняя Европа автора Чубарьян Александр Оганович

Глава XI РИМСКАЯ РЕСПУБЛИКА В III-I ВВ. 1. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ В III-II ВВ.Завоевание Италии не означало конца римской экспансии. Рим был заинтересован в войне как в способе присвоения богатств и расширения земельного фонда, как в средстве распространения «власти римского

Из книги Троянская война в средневековье. [Разбор откликов на наши исследования.] автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

27. «Античная» Вторая Римская империя в X–XIII веках н. э. и в XIII–XVII веках н. э Кроме описанного выше соответствия, Вторая империя и Священная империя X–XIII веков содержат в самом своем начале по три крупных правителя. Собственно, с них и начинаются обе сравниваемые империи.