Постепенные качественные и количественные изменения. Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Смотреть что такое "Переход количества в качество" в других словарях

диалектика софистика метафизика закон

Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает внутренний источник самодвижения и развития мира. Характер процесса развития, пути и формы перехода от старого состояния к новому раскрываются другим законом диалектики - законом перехода количественных изменений в качественные, который органически связан с законом единства и борьбы противоположностей.

Под качеством понимается неотделимая от предметов и явлений внутренняя определённость, совокупность признаков, выражающих их сущность и специфику, их отличие от других предметов и явлений. Поскольку все предметы и явления обладают сложным строением, то качество можно рассматривать и как единство структуры и составляющих её элементов.

Качество предмета - это целостная и относительно устойчивая совокупность признаков, определяющая его специфику. Окружающий нас мир представляет собой непрерывный процесс движения и развития, где момент изменчивости неотделим от момента устойчивости. Одна из особенностей качественной определённости в том и состоит, что она, выражая этот противоречивый момент развития, фиксирует относительную устойчивость предмета.

Понятия «качество» и «свойство» иногда употребляются как однопорядковые категории. Но эти понятия следует различать. Качество - это целостная характеристика предмета или явления. Свойство - одна из сторон данного предмета или явления, их частичная характеристика.

Предметы и явления имеют не только качественную, но и количественную сторону. Количество - это определённость предметов и явлений, выражающая число присущих им свойств, сумму составляющих их частей, величину, степень интенсивности и т.п. Количественным определением является число. Именно число, выступающее в конкретных различных

проявлениях, служит выражением количественной определённости данного предмета или явления.

Одна из закономерностей познания заключается в том, что как исторически, так и логически познание качеств предшествует познанию количественных отношений. Это обусловлено тем, что прежде чем считать или измерять что-то, человек должен знать, что он считает или измеряет. Познание количественной стороны системы есть степень более глубокого знания этой системы. По мере познания количественных отношений происходит математизация наук. К. Маркс отмечал, что «наука лишь тогда достигает совершенства, когда ей удаётся пользоваться математикой». Степень математизации наук зависит от сложности изучаемых объектов.

Рассматриваемый закон состоит в том, что развитие систем происходит путём непрерывных количественных изменений, которые, достигнув границы меры, вызывают качественное преобразование; в последующем новое качество влияет на характер и скорость количественных изменений. Ранее отмечалось, что каждый из этапов развития включает в себя фазу возникновения, развёртывания противоречий и фазу их разрешения. Первая фаза - это фаза количественных изменений, вторая - фаза качественных изменений. Вначале происходят постепенные количественные изменения, качество при этом остаётся прежним. Когда же количественные изменения достигают определённого критического предела, то сравнительно быстро меняется качество предмета, т.е. старое качество исчезает и возникает новое.

Например, во время развития патологического процесса происходят непрерывные и часто незаметные количественные изменения, однако пока ещё сохраняется состояние здоровья; когда же показатели организма (температура, давление и pH крови) выходят за границу нормы, то происходит переход от состояния здоровья к состоянию болезни.

Фаза количественных изменений - это фаза относительно медленных и непрерывных преобразований. Они могут выступать в виде изменения числа элементов системы, их величины, скорости их движения, степени выраженности их качеств. Фаза качественных изменений - это перерыв постепенности, сравнительно быстрое преобразование системы, в связи, с чем эту фазу называют скачком. В целом процесс развития есть единство количественных и качественных изменений, единство непрерывности и прерывности. В зависимости от природы системы и условий продолжительность фаз количественных изменений и скачка может быть различной.

Закон перехода количества в качество, как и другие законы диалектики, имеет всеобщий характер. В неживой природе его действие можно обнаружить в зависимости свойств химических элементов от заряда ядра. Изменение числа протонов в ядре означает превращение одного элемента в другой. В живой природе постепенное накопление мутаций приводит к возникновению новых биологических видов. Применительно к развитию общества две указанные выше фазы называют эволюцией и революцией. Особые переходы количества в качество имеют место в развитии экономики, политики, науки.

В процессе развития не только количественные изменения обусловливают качественные, но и наоборот: качественное преобразование, изменяя способ существования системы, влияет на темп и характер последующих количественных изменений. Например, часто школьникам и студентам учёба не доставляет удовольствия. Но так бывает тогда, когда объём их знаний мал. И если человек, несмотря на отрицательные эмоции, занимается, прилагая волевые усилия, то объём его знаний растёт и когда достигает критической величины, то происходит качественное изменение: равнодушие к учёбе сменяется активным познавательным интересом, жаждой познания. Познание теперь доставляет человеку удовольствие, и даже наслаждение. Изменяется характер и темп учёбы: человек начинает заниматься систематически и интенсивно, в результате чего его объём знаний растёт быстрее, чем на первом этапе. Незаурядные учёные в раннем возрасте достигали критического объёма знаний, после чего интенсивно развивались и оставили свой след в науке. Обсуждаемый закон часто ещё именуют законом меры. Мера - это тот интервал количественных изменений, в котором сохраняется данное качество. Например, температурная мера воды в качестве жидкости - интервал от 0є до 100є С (при нормальном давлении). Выход количества за границу меры приводит к исчезновению одного качества и возникновению другого. Чрезмерное качество перестаёт быть самим собой, оно переходит в другое, часто в противоположное. Например, чрезмерная внимательность становится назойливостью, чрезмерная доброта - попустительством, чрезмерная гордость - зазнайством и т.п. Мера имеет нижнюю и верхнюю границы, отклонение от меры как вверх, так и вниз одинаково уничтожают данное качество. Мера служит границей, отделяющей одно качество от другого.

В системе основных законов диалектики закон перехода количественных изменений в качественные выполняет роль «механизма» движения и развития, т.е. показывает, как, каким образом совершается движение и развитие. Само название этого закона дает нам в общем виде ответ на данный вопрос: развитие совершается в виде перехода количественных изменений в качественные.

Прежде всего что такое качество, что такое количество? Мир един в своей материальности, но бесконечно многообразен по формам существования. Наличие этого многообразия дает возможность определить каждый объект и явление, выделить его из общего многообразия, найти в каждом предмете нечто, характерное для него. Основными и всеобщими характеристиками, по которым мы различаем предметы, и являются качество и количество. диалектический понимание учение бытие

Качество объекта - это основное, существенное в нём, что отличает его от других объектов, благодаря чему данный объект является таким, а не другим. Поэтому качество неотделимо от объекта; если изменяется качество, то это значит, что изменяется сам объект, и наоборот, если изменяется объект, то изменяется и качество его. Например, если уничтожить такие качественные характеристики капитализма, как частная собственность и эксплуатация наемного труда, то это значит уничтожить капитализм, ибо он не может существовать без указанных характеристик.

Качество объектов обнаруживается, проявляется при взаимодействии с другими объектами через свойства. Свойством тел называется проявление их качества в процессе взаимодействия. Качество объекта может проявляться через множество свойств. Например, жизнедеятельность организма как его качественная определенность проявляется в таких его свойствах, как обмен веществ, рост, размножение, наследственность, изменчивость и т.д. Все эти свойства существенны для организма.

Кроме качественной определенности объекты имеют еще и количественную, т.е. они бывают различных размеров, имеют разные величины, скорости и т.д. Поэтому количественная определенность объектов выражается числом, объемом, степенью, темпом и т.д.

Количественная определенность объектов, так же как и качественная, существует объективно и в неразрывной связи с самими объектами. В природе нет количеств и качеств самих по себе, а есть объекты, обладающие качественной и количественной характеристикой. Однако роль каждой этой определенности различна в объекте. Если качество тождественно самому объекту, т.е. мы можем сказать, что качество объекта - это сам объект, то подобное мы не можем сказать о количественной характеристике объектов, ибо количество не является самим объектом, оно выражает лишь степень и величину его качеств, свойств. В отличие от качества природа количества единая во всех объектах, поэтому-то количество выражается в таких величинах, которые сравнимы между собою. Идет ли речь о молекулах или галактиках, о клетках или организмах -- количества их сравнимо и может быть выражено числом, в одних и тех же математических уравнениях. Этого нельзя сказать о качествах.

Невозможно подвести под какой-либо общий качественный показатель качественно различные объекты; общего качественного эквивалента не существует. Поэтому на практике сравнение между качественно различными объектами осуществляется в количественных показателях. При обмене товаров таким эквивалентом является их стоимость как количественное выражение общественно необходимого труда, затраченного на их производство.

Качество и количество выступает друг по отношению к другу как противоположности. Это выражается в том, что они не могут существовать раздельно. Их бытие как количества и качества проявляется только во взаимном существовании. Это значит, что качество является качеством только тогда, когда оно выражено в определенном количестве (величине), а количество существует как таковое только тогда, когда оно выражает величину, размеры какого-то качества. Противоположность количества и качества заключается также и в том, что качество выражает прерывность материи, те. дифференцированность, разделенность ее на определенные качественные предметы и явления, тогда как количество выражает непрерывность материи, ибо оно по своей природе одинаковое во всех качественно различных предметах, а поэтому может исследоваться одной и той же наукой - математикой.

Единство количества и качества в предмете называется мерой. Понятие «мера» имеет очень важное значение для понимания сути закона перехода количественных изменений в качественные. Упрощенно меру можно представлять себе как «границу» предмета, его «рамки», за пределами которых данный объект, данное его качество не существует. Например, вода как жидкость существует в диапазоне температур от нуля до ста градусов по Цельсию. Каждая элементарная частица имеет такой количественный показатель, как масса, которая строго определена. Масса электрона принята за единицу измерения массы элементарных частиц; исходя из этого, масса протона равняется 1836 электронным массам. Все химические элементы в отношении меры также строго определены. Достаточно ядро того или иного химического элемента увеличить или уменьшить на один протон, как произойдет переход в другой химический элемент.

Но в реальной действительности имеется множество и таких явлений, у которых мера не строго определена и объект в этом случае может иметь различные размеры. Но даже и в этом случае имеются свои пределы. Например, феодализм не может существовать при машинной индустрии, а классический капитализм не сможет сохранить свое господство в век полной автоматизации производства.

Итак, независимое от того, строго ли определена количественная сторона объектов или имеет более широкий диапазон, и в том и в другом случае количество в объектах соответствует своему качеству, а это значит, что объект имеет свою меру: единство количественной й качественной определенности, их соответствие друг другу.

В сущности, если бы не существовало меры, то не существовало бы качественного и количественного различия между объектами, следовательно, не было бы и самих объектов.

Взаимосвязь качества и количества проявляется не только в сохранении меры, но и в нарушении ее. Если бы во взаимодействии количества и качества не происходило постоянного изменения количественных и качественных показателей в сторону их увеличения или уменьшения, то мера объектов сохранялась бы, а следовательно, объекты всегда были бы неизменными. Но в реальной действительности такого не бывает. В реальной действительности взаимосвязанно происходят два противоположных процесса: становление меры и нарушение ее, процесс созидания и процесс разрушения. Без этого нет движения и развития.

В законе перехода количественных изменений в качественные как раз и выражен процесс нарушения меры, ибо для развития главным является не само существование объектов, а их изменение, исчезновение одних и появление других свойств и качеств и т.д.

Итак, в законе перехода количественных изменений в качественные, как и в законе единства и борьбы противоположностей, есть две противоположности (количество и качество, выражающие непрерывность и прерывность материи), а также два противоположных процесса - становление меры и нарушение ее. Следовательно, и этот закон, по существу, выражает борьбу противоположностей, только в специфической форме. Когда мы рассматривали закон единства и борьбы противоположностей, изучали его механизм, то противоположности брали в абстрактном виде. В законе же перехода количественных изменений в качественные взаимодействующие противоположности выступают уже в конкретной определенности: в виде количества и качества.

Но каков механизм действия перехода количественных изменений в качественные?

Для ответа на этот вопрос необходимо в первую очередь определить, какая из противоположностей является в этом процессе главной: качество или количество? Очевидно, количество. Ф. Энгельс писал, что «в природе качественные изменения... могут происходить лишь путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения... Невозможно изменить качество какого-нибудь тела без прибавления или отнятия материи либо движения, т.е. без количественного изменения этого тела».

Выделяя количество как определяющую противоположность, мы этим не умаляем значения качества, ибо знаем, что без него не может быть и количества. Более того, при других обстоятельствах, когда нас интересует объект как таковой, качество является определяющей стороной, ибо качество объекта - это и есть сам объект. Но в данном законе выражается переход от объекта к объекту, поэтому определяющей стороной в этом процессе является количество.

Количество в объектах постоянно и незаметно изменяется в результате взаимодействия как с внешней средой, так и внутри объекта между его элементами. Например, тело нагревается, это значит увеличивается скорость движения его молекул в результате воздействия извне (огонь, солнечная энергия, электричество и т.д.). Но это количественное изменение (нагревание) до определенного момента не меняет качество самого тела. Но когда температура тела в результате нагревания достигнет критической точки (точки кипения), тело из твердого состояния превращается в жидкое, происходит коренное изменение качества. Момент, когда количественные изменения нарушают меру, когда происходит переход к новому качеству, и называется скачком.

Скачок - это процесс перехода количественных изменений в качественные, именно в нём и заключается суть данного закона.

Там, где имел или имеет место переход от одного качества к другому, там всегда обязательно был или имеется скачок, перерыв непрерывности, независимо от того, совершался этот скачок быстро или медленно. «Переход от одной формы движения к другой, - писал Энгельс, - всегда остается скачком, решающим поворотом».

В природе и обществе скачки совершаются в различных формах, которые зависят как от качества самого объекта, который переходит в другое качество, так и от условий, в которых совершается этот процесс перехода. По времени протекания скачки разделяются на мгновенные, быстрые и медленные. В частности, мгновенные скачки совершаются в микромире, быстрые - в химических реакциях, медленные - в макро- и мегасистемах. Скачки, которые совершаются медленно, имеют множество промежуточных скачков. Возникновение жизни на Земле, занявшее миллионы лет, конечно же, было скачком от одного качественного состояния к другому. Но в нем было немало и промежуточных скачков: возникновение углеродистых соединений, белка, клетки и т.д. Ф. Энгельс писал, что в природе незаметны скачки лишь потому, «что она слагается сплошь из скачков».

По интенсивности протекания скачки разделяются на скачки со взрывом и без взрыва. Например, взрывчатое вещество может постепенно гореть на огне и мгновенно взрываться, распад урана-235 происходит без взрыва в реакторах атомных электростанций и может происходить со взрывом в атомной бомбе. В общественном развитии скачки в виде социальных революций также могут происходить со взрывом и без взрыва. Социальная революция со взрывом происходит тогда, когда старые социальные силы ожесточенно сопротивляются.

В истории философии отнюдь не все философы признавали диалектическую взаимосвязь между количеством и качеством, между непрерывным и прерывным характером развития. Некоторые мыслители или сводили все процессы только к количественному увеличению или уменьшению, а следовательно, отрицали скачки, или же рассматривали все процессы как резкие качественные изменения, катастрофы, революции, которым не предшествует никакое накопление количественных изменений.

Первую точку зрения ярко выразил французский философ-материалист Ж. Б. Робине (1735 - 1820), который писал, что «природа переходит от одного к другому непрерывным образом. Если нам кажется, что мы замечаем какие-то перерывы, какие-то нарушения непрерывности, то лишь потому, что от нас ускользают промежуточные звенья».

Вторую точку зрения выразил французский зоолог Ж. Кювье (1769 - 1832), который, занимаясь изучением ископаемых животных и не обнаружив промежуточных биологических видов, пришел к выводу, что в природе нет постепенных количественных изменений, а есть только скачки, катастрофы, в результате которых все живое погибает, а потом снова жизнь возникает, но уже в других формах. Всего таких катастроф в развитии Земли Кювье насчитал 26.

Ж.Б. Робине и Ж. Кювье, как очевидно, метафизически разрывали то, что в действительном процессе развития существует и может существовать только в единстве. Количество и качество как две противоположности существуют в неразрывной связи. Процесс возникновения нового качества всегда связан с новым количеством - это взаимосвязанный процесс. Если возникает новое качество, то возникает и новое количество, ибо любое качество существует в определенных размерах, имеет свою меру. В связи с этим данный закон правомерно называть «закон взаимного перехода количественных и качественных изменений» или «закон перехода количества в качество и обратно». Такое название закона сформулировано Энгельсом в работе «Диалектика природы».

Метафизический разрыв количественной и качественной сторон развития и на практике ведет к ошибочным выводам, к гипертрофированию либо эволюционного, либо псевдореволюционного (анархистского) пути развития.

Конечно, и эволюционная, и революционная форма, в частности общественного развития, обусловлены объективно. Революция - не путч заговорщиков, а следствие неразрешимых социальных противоречий, приведших к общенациональному кризису. И уж если говорить об «ответственности» тех или иных социальных групп или лиц, то в наступлении революционного взрыва виновны прежде всего правящие классы, ибо они обладают привилегией власти, а также материальными и культурными привилегиями. Трудно в историческом плане революцию оценить однозначно. Разумеется, она ведет к разрушению материальных ценностей, к социальным потрясениям, к гибели людей. Однако она же приводит к социальному освобождению огромные народные массы, становится мощным импульсом движения общества вперед. Так во всяком случае было.

Но сейчас другая ситуация. Социальная структура общества чрезвычайно сложна, переплетение интересов различных классов более тесно. Созданы огромные материальные и духовные ценности. Имеется оружие массового уничтожения людей. В результате ядерного конфликта человечество вообще может быть уничтожено. В этих условиях эволюционный путь, путь «частичных дел», постепенных реформ гораздо предпочтительнее, чем революция. Тем более что и реформы по своей глубине, социальным последствиям вполне могут иметь революционный характер.

Диалектика - учение о наиболее общих законах развития и формах связи в природе и обществе, а также основанный на сиём учении метод познания. Основные законы диалектики выражают закономерности развития мира, а также познания. Законы диалектики полагаются всеобщими, то есть их действия проявляются во всех объектах и процессах. Иначе говоря, диалектика претендует на некую универсальность.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей говорит вот что: каждый объект имеет противоположные стороны, свойства, тенденции, они, взаимно дополняя и взаимно отрицая друг друга, составляют противоречие, которое и служит причиной развития объекта. Ярким примером того может служить политическая сфера жизни общества, где в качестве противоложностей выступают правящие силы и разнообразная оппозиция. Одной из функций оппозиции является указание на недостатки нынешнего курса. Если бы была гарантия того, что никто не сможет ни критиковать, ни тем более сместить правяшую силу, то у неё было бы меньше стимула стараться вести хоть сколько-нибудь приличную линию. Основные фазы развития противоречия следующие. 1. Гармония - противоположности не мешают единству системы, раскрывая многообразие её свойств. 2. Дисгармония - одна из противоположностей пытается усилиться за счёт другой. 3. Конфликт - борьба между противоположностями достигает предела, под вопросом существование целого - системы. 4. Разрешение противоречия: возможно несколько вариантов: 4.1. Уничтожение одной из противоположностей с её последующим восстановлением.

4.2. Раскол системы либо взаимоуничтожение противоположностей, и то, и другое - гибель целого.

4.3. Временное возвращение к гармонии.

4.4. Снятие противоречия - эволюционный скачок, при котором старое противоречие теряет своё значение, то есть этот вариант - развитие через борьбу противоположностей. Пример на политической сфере. Этапы 1-3 - недовольные существующим положением пытаются усилить свои позиции, от стабильной обстановки переходим к обострению политической борьбы, революционной ситуации или положению, близкому к ней. Дальше вот какие варианты. 4.1. Оппозицию разогнали, активистов арестовали, но позже оппозиционное движение опять начнёт набирать оборот.

4.2. Гражданская война.

4.3. Некоторые уступки оппозиции, в результате которых обстановка временно стабилизируется. 4.4. Прогрессивные реформы.

Закон перехода количества в качество

Закон перехода количественных изменений в качественные гласит: изменение качества объекта происходит тогда, когда изменение его количественных характеристик переходит некоторую границу. Яркий пример - изменение агрегатных состояний веществ, а границы здесь - температуры плавления, кипения. Данный закон диалектики говорит о квазиустойчивости систем: есть интервалы, на которых системы устойчивы, и точки между этими интервалами, на которых системы неустойчивы. Диалектика считает, что существует интервал, в пределах которого сохраняется заданное качество, несмотря на изменение количественных характеристик. При переходе границ происходит скачок - переход от одного качественного состояния к другому. Яркий пример - как злятся некоторые люди: сначала вроде как терпят, а затем, когда негатив накапливается, бушуют, даже сломать что-нибудь могут. Ну или по меньшей мере виртуозно выругаются матом.

Закон диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей)

Законы диалектики.

Ключевым моментом диалектической концепции развития является принцип противоречия. По Гегелю каждый предмет, явление обладают двумя главными качествами – тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить эту тождественность. Противоречие, борьба между едиными -тождественностью и отличием - приводит, по Гегелю, к изменению предмета – движению.

Различие – это сравнительная характеристика объектов на основании того, что признаки одних объектов отсутствуют у других. Каждое явление и тождественно себе, и в то время отличается от самого себя, так как постоянно изменяется. Тождество и различие представляют собой нечто цельное только в своем единстве.

Диалектический характер развития подразумевает также наличие в его динамике резких переходов от одной стадии к другой, перерывов постепенности, скачков. Последние всегда связаны с моментом разрешения противоречия, в результате чего предмет либо погибает, либо обретает новое качество. Скачок присущ любой материальной системе – это переход системы от одного качества в другое. Скачок – это момент или стадия. Различают скачки:

По формам движения материи (механические, физические, химические, биологические, социальные);

По времени протекания – скачок-взрыв и постепенный скачок, свойственный системам с гибкой структурой;

Одинарные и комплексные;

Коренные и некоренные скачки;

Глобальные и локальные;

Необходимые и случайные;

Прогрессивные, регрессивные и одноуровневые.

Закон единства и борьбы противоположностей является законом не только бытия, но и познания. Познание есть активное взаимодействие объекта и субъекта на основе практики. Сам познавательный процесс есть единство противоположностей: чувственного и логического, абстрактного и конкретного, теории и практики.

Механизм такого перехода выражает другой диалектический принцип (закон) - взаимосвязи количественных и качественных изменений. Его формулировка такова: количественные изменения, постепенно накапливаясь, рано или поздно нарушают границу меры предмета и вызывают смену его качества, осуществляющуюся в скачкообразной форме. Изменение качества в своей основе – это прибавление или убавление вещества, энергии. Но существует и обратный процесс: качество в количество. При этом качество:

1. определяет характер и направление количественных изменений,



2. оказывает существенное влияние на скорость протекания количественных изменений,

3. определяет меру данного явления.

Таким образом, закон обусловливает качественные изменения количественными и в своей определяемости количества качеством. Качество – это свойство - способность вещи проявлять свою сущность при взаимодействии с другими вещами. Любая материальная система обладает значительным количеством свойств. Качество – это система важнейших, необходимых свойств предметов – на феноменологическом уровне, на сущностном уровне – качество – это целостность, тождественная внутренней определённости объекта.

Качество – это внешняя и внутренняя определённость, система характерных черт предметов, теряя которую предметы перестают быть тем, чем они есть.

Количество – совокупность таких изменений в материальной системе, которые не тождественны изменению её сущности.

Каждая категория дополняет друг друга и понимаема в совокупности качество через количество и наоборот (количество как степень развития качества). Категория качества в философии означает совокупность свойств предмета. Парная ей категория количества подразумевает отношение качественно однородных предметов. Мера – как взаимосвязь количества и качества.

Всякий предмет имеет:

Меру непосредственного бытия (например, жидкое состояние воды);

Субстанциональную меру (структурная организация системы: на химическом уровне вода – Н 2 О).

Мера выражается числом (безмерность это тоже мера, но деформированная в количественное отношение). Другими словами, мера - это те границы, те пределы, внутри которых количественные изменения не вызывают смену качества, т.е. предмет остается самим собой. У всякого предмета есть как количественные, так и качественные характеристики, а, следовательно, есть и мера. Но чтобы ее увидеть, нужно заставить предмет изменяться. Если, допустим, размеры данной книги уменьшить в пару раз, ее основное качество сохранится - ее все еще можно будет читать. А вот если уменьшить ее раз в сто, то пригодной для чтения она быть перестанет и, следовательно, свое главное качество потеряет. То же верно и при увеличении количественных параметров данного предмета. Границы же, или пределы количественных изменений, где книга будет оставаться книгой, и являются ее мерой.

Нарушение границы меры означает смену качества (чрезмерная осторожность превращается в трусость, бережливость - в скупость, щедрость - в мотовство и т.д.). Для ее обозначения используется понятие скачок, которым подчеркивается резкость, катастрофичность происшедшей перемены. Что, впрочем, не следует понимать слишком буквально. Появление, например, новой биологической группы надвидового ранга (типа, класса, отряда) может занимать миллионы лет. Хотя это тоже, несомненно, макроэволюционный скачок. Его растянутость во времени не должна вводить в заблуждение: это для человека миллион лет - почти что вечность, а для биосферы в целом - лишь мгновение.

Раскрывается с помощью всех категорий диалектики и прежде всего категорий качества, количества и меры. Любое количеств. изменение выступает как изменение элементов системы. Степень различия между старым и новым качеством зависит от количеств. изменений в рассматриваемом объекте. «... Качественные изменения - точно определенным для каждого отдельного случая способом - могут происходить лить путем количественного прибавления либо количественного убавления материи или движения (так называемой энергии) » (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 385) . Появление нового качества по существу означает появление предмета с новыми закономерностями и мерой, в которой заложена уже иная количеств. определённость. При этом глубина качеств. изменений может быть различной; она может ограничиваться уровнем данной формы движения, а может выходить за его пределы.

Процесс коренного изменения данного качества, «надлом» старого и рождение нового есть . Он является переходом от старого качества к новому, от одной меры к . «Чем отличается диалектический переход от недиалектического? Скачком. Противоречивостью. Перерывом постепенности» (Ленин В. И., ПСС , т. 29, с. 256) . Переход явления из одного качеств. состояния в другое есть уничтожения и возникновения небытия и бытия, отрицания и утверждения (см. Единство и противоположностей) . Скачок включает в себя снятия прежнего явления возникающим; при этом качеств. и количеств. изменения взаимно обусловливают друг друга (см. Отрицания отрицания закон) .

Переход одного явления в другое есть количеств. и качеств. изменений, проходящих через промежуточных фаз. При этом различные изменения данного качества означают изменение степени данного качества, т. е. по сути дела количеств. изменение. Со стороны количеств. изменений этот переход выступает во времени как постепенное, а со стороны качественных - как скачок. Начало скачка от одного явления в другое характеризуется началом коренного преобразования всей системы связей между элементами целого, самой природы элементов. Завершение скачка означает единства качественно новых элементов и иной структуры целого. Большими скачками в развитии объективной реальности являются образование звёзд, в частности Солнечной системы с её планетами, возникновение жизни на Земле, образование новых видов животных и растений, происхождение человека и его сознания, возникновение и смена общественно-экономических формаций в истории человеческого общества. Особым видом скачка, характерным для общественного развития, является .

В процессе развития можно выделить два осн. вида скачков: скачок как «точечное» во времени изменение, т. е. резкий переход от одного качества к другому, и скачок как некрый определ. длительности. Скачок может длиться миллиардную долю секунды в микропроцессах, миллиарды лет - в космич. процессах и сотни тысяч лет - в образовании видов животных. Отличит. особенностью скачка является лишь то, что возникновение нового качества означает конец имевшей ранее количеств. изменений. Для скачков первого типа характерны резко выраженные границы перехода, большая интенсивность, скорость процесса самого перехода, целостная перестройка всей системы как бы разом. Примерами такого рода скачков являются атомный взрыв или социальная революция в обществе.

Исходя из природы качества как системы свойств, следует различать единичные, или частные, скачки, связанные с появлением новых отд. свойств, и общие скачки, связанные с преобразованием всей системы свойств, т. е. качества в целом.

Скачки можно различать и по характеру процессов, предваряющих качеств. преобразование. В одной форме скачков резко выражена перехода, напр. рождение и организма. Предварит.изменения постепенно нарастают до границы меры без коренного преобразования данного качества. В скачках иного рода процесс коренного преобразования качества не предваряется постепенным количеств. изменениями, которые включаются в процесс перестройки данной системы. Так, переход одного электрона с внеш. орбиты атома на внутреннюю существенно влияет на химич. свойства атома или молекулы.

Закон П. к. и. в к. имеет важное методологич. , обязывая изучать и с качеств., и с количеств. сторон в их единстве, так чтобы количеств. характеристики не затмевали качеств. определённости фактов и закономерностей. Этот закон предостерегает как от всех форм плоского эволюционизма, реформизма, так и от разновидностей катастрофизма, а в обществ. развитии - от субъективистского авантюризма.

Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., Филос. тетради, ПСС , т. 29; Шептулин А. П., Осн. законы диалектики, М., 1966 ; Тимофеев И. С., Методология, значение категорий « » и « », М., 1972 ; Проблемы материалистич. диалектики как теории познания, М., 1979 ; Основы марксистсколенинской философии, M., 19805; Материалистич. . Краткий очерк теории, М., 1980.

А. Г. Спиркин.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ПЕРЕХОД КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ

(кратко -переход количества в качество) - закон материалистич. диалектики, раскрывающий один из наиболее общих механизмов развития в природе, обществе и познании. Согласно этому закону, изменение качества (специфики, природы) данной вещи или явления, т.е. переход, или скачок, от старого качества к новому совершается тогда, когда накопление количеств. изменений достигает определ. величины, или границы меры. Этот закон на идеалистич. основе был впервые в полном виде сформулирован Гегелем. Содержание закона материалистически переработали Маркс и Энгельс.

Осн. закона - качество, количество, . Категория качества применяется для отображения единства таких характеристик, как относит. вещей, их структурность, черты различия и сходства между ними. Понятие о качеств. определенности приложимо к уровням и видам материи, к формам движения материи, к определ. состояниям тел (напр., агрегатные и аллотропич. состояния веществ), к этапам развития объекта (напр., две стадии капитализма). В процессе познания любая выступает соответствующей стороной в виде качественно определ. объекта или предмета исследования. Качеств. определенность объекта проявляется для познающего субъекта в совокупности свойств, к-рые обусловливаются как внешними, так и внутр. связями и взаимодействиями объекта и среди к-рых выделяет существ. св-ва, объединяет их в упорядоченную совокупность.

Категория к о л и ч е с т в а исторически возникла на основе сравнения качественно однородных св-в или частей целого и их отношения друг к другу или к целому; в математике количества и количеств. отношений выражается с помощью понятий числа, величины, множества, функции (см. Количество в м а т е м а т и к е). Количеств. формы и отношения в познании могут полностью отвлекаться от качества вещей; в силу этого одни и те же формы могут применяться в изучении самых различных качеств. образований. Однако сами количеств. формы и отношения содержат в себе качеств. моменты и определения.

Более глубоко качества с количеством выражается в категории м е р ы. Определение меры включает в себя два момента, связанные с двумя аспектами рассмотрения качества. Во-первых, качество может рассматриваться в готовом, ставшем виде; тогда описывается с помощью системы количеств. зависимостей, математич. отношений, напр. в виде определ. системы уравнений. Мера в этом смысле представляет собой соответствие системы закономерных связей, выражаемых с помощью математич. отношений, тому или иному качеству. Эта математич. отношений (или законов) характеризует структуру вещей. Второй момент в определении меры относится к процессам о б р а з о в а н и я качества, т.е. к переходам от старого качества к новому. В этих случаях мера вещи представляет собой тот интервал количеств. изменений их св-в (параметров), в пределах к-рого сохраняется вещь, ее качеств. определенность, ее . В физике эти границы меры фиксированы в виде констант. Энгельс писал, что "...константы физики в значительной своей части суть не что , как обозначения узловых точек, где количественное прибавление или убавление движения вызывает качественное изменение в состоянии соответствующего тела, – где, следовательно, количество переходит в качество" (Maркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 387). Особый для познания представляют те процессы перехода к новому качеству, содержанием к-рых является р а з в и т и е. Таким процессам присущи черты необратимости, диалектич. отрицания, появления новых возможностей изменения объекта. Наиболее характерны такого рода переходы для биологич. эволюции (процессы видообразования) и социального развития; для последнего точками меры являются моменты революц. ситуации.

Указанное понятие меры вплотную подводит к пониманию качества с т. зр. с и с т е м н о -структурного подхода. В этом случае качеств. определенность вещи выражается в ее динамической (или статич.) структуре, к-рая, в свою очередь, выражается с помощью системы законов. Наиболее адекватное структуры достигается тогда, когда она может быть выражена через аппарат и методы математики.

Процесс перехода (скачок) от старого качества к новому. Многообразие скачков. Достигнув определ. пороговой величины (границы меры), количеств. изменения объектов приводят к процессу перестройки их внутр. структуры, в результате чего образуется качественно новая система, характеризующаяся, кроме общих (сходных) со старой, новыми закономерностями своего строения, функционирования и развития, т.е. новой относительно устойчивой динамич. структурой. Процесс перехода к новому качеству есть поэтому переход от системы одного рода устойчивости и характера организации к другой, он включает в себя как перестройку связей между компонентами (и подсистемами) системы, так и изменения в составе элементов системы или и то и другое вместе. Новое качество, характерное для новой системы, обладает новой мерой, новыми возможностями количеств. изменений.

Внутр. содержанием процесса П. к. и. в к. является взаимодействие попарно противо-положных (полярных) сил, сторон, св-в, процессов и тенденций изменения. В точках перехода взаимодействие противоположных (по отношению к сохранению или изменению объекта) сил достигает крайней остроты, предела, за к-рым нарушение устойчивости ведет к процессам разрушения системы, перестройки ее в качественно новую. Типы, формы и взаимодействия ("борьбы") противоположно направленных сил зависят от изменения внешних и внутр. условий. Внешние по-разному влияют на это взаимодействие в зависимости от степени устойчивости и относит. самостоятельности (изолированности) той или иной конкретной системы. В одних случаях качеств. преобразования системы происходят в результате энергетич. воздействий извне (напр., при бомбардировке нейтронами атомов и молекул, при повышении интенсивности их теплового движения). В др. случаях эти преобразования являются результатом изменения структуры внешних связей; таковы качеств. изменения живых организмов при изменении условий их существования или изменения, происходящие с человеком при изменении социальной среды. Один из осн. механизмов, обусловливающих приведение данной системы к состоянию наименьшей устойчивости, т.е. к границе меры, состоит в том, что у различных элементов и подсистем различных уровней данной системы существуют различные точки меры, т.е. "мерность" системы оказывается внутренне различной и иерархированной.

Характеру противоборствующих сил, тенденций и противоположно направленных св-в данного объекта соответствуют существ. величины (параметры) количеств. изменений, обусловливающих характер или скачка; их позволяет определять наиболее эффективные методы и средства осуществления П. к. и. в к. в обществ. жизни, в частности методы революц. переустройства общества или искусств. преобразования объектов в процессе материального произ-ва ( веществ в химич. производстве и т.п.). В неживой природе существ. величинами ("характеристич. параметрами") являются физич. величины, прежде всего величины массы и энергии связи. В живой природе по мере ее усложнения, помимо физич. взаимодействий, все больший удельный вес приобретают отражат. процессы – процессы передачи и переработки информации. Еще более значит. роль процессы обмена информацией (опытом прошлых и живущих поколений), ее переработки играют в обществе; уровень обществ. развития определяется не только уровнем развития производит. сил, но и организацией обществ. отношений, включающих духовную общества (к-рая может рассматриваться как получение, хранение, передача, переработка информации). Т.о., в понятие качества в живой природе и обществе входят не только физич. величины, но и характеристики, производные от понятий отражения и информации. А это существенно отличает природу скачков в живой природе и обществе от скачков в неорганич. природе.

Скачки могут классифицироваться по многим основаниям (по характеру противоречий, по механизму скачков, по способам и средствам их осуществления и т.д.). С т. зр. механизма П. к. и. в к., наиболее существенно скачков двух типов, к-рые условно называют скачками "взрывного" типа и постепенными скачками. При первом типе П. к. и. в к. имеет место резко выраженная граница между подготовит. фазой количеств. изменений и фазой самого скачка, обнаруживающаяся в большей интенсивности, скорости процессов, в значит. величине неустойчивости состояний второй фазы. Этот перехода отличается тем, что процесс перестройки организации системы протекает не путем поочередного изменения ее подсистем, а охватывает всю систему в целом, включая все ее подсистемы определ. уровня. К таким переходам относятся процессы образования новых химич. соединений и превращения сложных веществ, переходы тел из некоторых физич. состояний в другие, явления атомного взрыва, политич. революции в обществе и др. Такие скачки могут включать в себя и скачки в пределах подсистем данной системы; существ. характеристики этих подчиненных скачков отличны от характеристик скачка системы в целом. В этой связи Ленин отмечал, что следует "... отличать кусочек от целого", "... противопоставлять коренные условия действительного переворота тем частичным штопаниям, которые нередко сбивают борцов с истинно-революционного пути" (Соч., т. 9, с. 342). Второй тип переходов характеризуется более тонким и сложным отношением между качеств. и количеств. изменениями. Превращение старой системы в новую совершается здесь в процессе накопления количеств. и качеств. изменений ее отд. подсистем и элементов при изменении общего направления развития системы под влиянием внутр. и внешних условий; нек-рые св-ва постепенно усиливаются, перерастая из несущественных в существенные для всей системы. Точки перехода имеют менее выраженный и даже скрытый характер, нередко охватывая нек-рую область значений. Др. особенность этого типа скачков – наличие промежуточных стадий и форм, имеющих между собой черты, общие для старой и новой систем. Напр., в условиях России после 1917 г. нельзя было "... сложить сразу и составить одним ударом формы организации нового общества" (там же, т. 27, с. 374), переходный период от капитализма к социализму "... распадается на ряд еще более мелких переходов" (там же, т. 30, с. 307). Переход от социализма к коммунизму занимает целую историч. эпоху. При естеств. отборе из множества отклонений св-в и признаков индивидуального организма в последующих поколениях закрепляются те, к-рые более соответствуют новым условиям существования. Момент расхождения (расщепления) генеалогич. ветви и является началом скачка, образования нового биологич. вида. Постепенный переход путем изменения направления развития имел место и в процессе антропогенеза.

Закон П. к. и. в к. обусловливает ряд методологич. требований к науч. познанию. Это прежде всего требование рассматривать количеств. и качеств. изменения в единстве, в неразрывной связи. В противном случае скачки и возникновение новых качеств становятся необъяснимым "чудом", считаются божеств. откровением (см., напр., работу англ. философа-неореалиста С. Александера – S. Alexander, Space, time and deity, v. 1–2, L., 1920; , v. 1–2, L., 1927). С др. стороны, количеств. и качеств. изменения нельзя метафизически отождествлять друг с другом. Такого рода отождествление можно, напр., обнаружить в выдвигаемых совр. правыми социалистами доктринах "врастания капитализма в " и "социализации капитализма", в к-рых процесс перехода от капитализма к социализму представляется в виде частичных преобразований, реформ, оставляющих неприкосновенными капиталистич. строй и его экономич. основу – частную на средства произ-ва. Поводом для смешения качеств. превращений и количеств. изменений нередко служит их нек-рая относительность, особенно в многоуровневых системах. В таких системах при сохранении качества системы в целом практически непрерывно происходят скачки более мелкого масштаба, относящиеся к ее подсистемам и элементам. Примером скачка подчиненного порядка является постепенный переход от первой стадии капиталистич. развития (свободной конкуренции) к монополистич. стадии. По отношению к осн. качеству скачки подчиненного порядка выступают в виде количеств. изменений, ибо существ. св-ва (параметры) системы остаются при этом неизменными. Именно с такого рода относительностью (имеющей характер конкретной истины) связано отсутствие "абсолютных разграничительных линий" между самими качеств. различиями.

Др. методологич. требование, вытекающее из закона П. к. и. в к., состоит в том, что науч. познание должно учитывать несводимость качества целостного предмета к качеству составляющих его частей, подсистем, элементов. Правда, это не исключает возможности и необходимости применения логич. и математич. операций сведéния и выведения, когда преследуется объяснить нек-рые св-ва новой системы (напр., для объяснения устойчивости нек-рых биохимич. соединений в клетке привлекают данные квантовой химии). Но смешение понятий методологич. сведéния с логич. и математич. приемами сведéния и выведения приводит к различным недоразумениям и ошибкам.

Большой науч. представляет выявление специфики действия закона П. к. и. в к. в сфере познават. деятельности. В пределах чувств. отражения и эмпирич. уровня познания существуют многочисл. качеств. переходы, определяемые движением по предмету исследования. Наиболее существенны здесь переход от ощущений к , от эмпирич. уровня познания – к теоретическому, от эмпирич. данных – к выдвижению гипотез, от гипотез – к теориям; все эти переходы можно рассматривать как диалектич. скачки. Скачками являются, конечно, науч. открытия, революц. перевороты в науч. мысли. В различных науках на начальных этапах исследований применяются т.н. качеств. методы, к-рые позволяют определить качеств. различия и специфику предметов исследования глобально, без точного знания их количеств. соотношения. Таковы методы качеств. анализа в химии и физике. Качеств. методы широко применяются в различных разделах совр. математики (напр., качеств. дифференц. и интегро-дифференц. уравнений в математич. анализе). Дальнейшее познания состоит в том, что качество все более глубоко и точно начинает исследоваться количеств. методами с применением аппарата математики.

Эффективность применения математики зависит как от степени теоретич. зрелости спец. наук, так и от совершенствования самих математич. методов, позволяющих отобразить все более сложные свойства и закономерности качественно многообразных явлений.

Закон П. к. и. в к. имеет огромное науч. и практич. значение в связи с анализом проблемы перехода от социализма к коммунизму. Сам по себе этот переход представляет скачок всемирно-историч. масштаба и в своем результате охватывает все осн. стороны жизни совр. общества. В свою очередь, осуществление этого скачка предполагает целую совокупность скачков меньшего масштаба, различающихся как по сферам обществ. жизни, к к-рым они относятся (переход к коммунистич. материальной базе произ-ва, формирование гармонически развитой личности, расширение социалистич. демократии и т.д.), так и по уровням социальной системы, на к-рых реализуются эти скачки (скачки междунар. масштаба, связанные с укреплением мировой социалистич. системы; скачки в масштабе гос-ва, в масштабе отд. социальных групп и т.д.). Науч. руководство обществ. развитием требует учета и анализа всех этих разнообразных скачков и отыскания оптимальных форм и способов их реализации. Теоретич. перехода от социализма к коммунизму опирается на два ряда обстоятельств: он учитывает реально существующие противоречия обществ. развития и отыскивает такие пути и формы перехода, к-рые обеспечивают разрешение этих противоречий; во-вторых, общая линия перехода к коммунизму опирается на сознательно формулируемые обществом цели движения. Общее всех этих проблем предполагает построение целостной модели социального организма в двух планах: как модели актуально существующей социальной системы и как модели общества будущего. Совокупность этих моделей и создает теоретич. базис науч. управления обществом. Такие модели должны строиться совокупными усилиями всех обществ. наук.

Лит.: Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 37, 44, 128–32; его же, Диалектика природы, там же, с. 360, 385–90, 547–48, 564, 567–71, 573–74, 600, 608–09; Ленин В. И., Философские тетради, Соч., 4 изд., т. 38, с. 97, 111, 279, 358; Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956, с. 388; т. 2, М., 1956, с. 610; Гегель Г. В. Ф., Энциклопедия филос. наук, Собр. соч., т. 1, М.–Л., , с. 144–90; Асмус В. Ф., Очерки истории диалектики в новой философии, 2 изд., М.–Л., 1930; Кедров Б. М., О количеств. и качеств. изменениях в природе, [М.], 1946; Дудель С. П., Законы материалистич. диалектики, М., 1958; Свидерский В. И., К проблеме многокачественности явлений, "Вестн. ЛГУ. Серия экономики, философии и права", 1958, No 17, вып. 3; Лем Г. П., О переходе от старого качества к новому в обществ. развитии, М., 1958; Зародов К. И., О формах перехода различных стран от капитализма к социализму, М., 1959; Mелюхин С. Т., О диалектике развития неорганич. природы, М., 1960, гл. 3; Овчинников Η. Φ., Качество и , "ВФ", 1960, No 6; Πахомов Б. Я., О характере качеств. изменений, "ФН" (НДВШ), 1962, No 4; Уемов А. И., Вещи, свойства и отношения, М., 1963, гл. 1, § 6, 7, гл. 2, § 1; Ρозенталь М. М., Ленин и диалектика, М., 1963; Украинцeв Б. С., Ковальчук А. С., Чертков В. П., Диалектика перерастания социализма в