Иллюстрирование литературно-художественных изданий. Творческо-исследовательский проект "иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов"

С 31 января по 12 февраля отделом литературы по искусству Национальной библиотеки РД им. Р. Гамзатова развёрнута выставка «Русская литература в творчестве художников ».

Книга без иллюстраций – это практически ненужный товар, считают многие. Поэтому художники-иллюстраторы достаточно известны. Их творчество доступно многим читателям. Многие картинки достаточно узнаваемые, и мы их помним с детства.

Есть обширный материал иллюстраций русских и советских художников к произведениям великого писателя Л.Н. Толстого.

Иллюстрация к произведению
Л. Толстого « Война и мир»

Иллюстрация к роману Л.Н. Толстого
«Война и мир». Наташа

Е. Е. Лансере. Иллюстрация
к повести Л.Н. Толстого «Казаки»

Великое наследие Лермонтова стало объектом творческого внимания мастеров изобразительного искусства уже с середины XIX века. Значительный след в книжной иллюстрации XIX века оставили работы И.Е. Репина, Л.О. Пастернака, И.И. Шишкина и других. До сих пор остаются непревзойдёнными по остроте психологической характеристики действующих лиц и глубокому драматизму образов иллюстрации М.А. Врубеля к произведению «Демон».

М.А. Врубель. Иллюстрации к поэме «Демон»

Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова
«Кавказский пленник»

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова
«Герой нашего времени», «Княжна Мэри»

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова
«Бородино»

Иллюстрация к поэме Лермонтова «Мцыри»

Помимо большого разнообразия и тематического богатства, творчество Пушкина привлекает нас остротой восприятия. Пушкин в своих произведениях правдиво отражает реальную действительность, показывая картину русского дворянского общества конца XVIII, первой трети XIX века.

Понимание художниками пушкинского творчества, его образов и стиля тесно связано с идеями и художественными течениями в русском искусстве.


П. Мещеряков. Иллюстрации к роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»


Жёы Гирея. Иллюстрация Г. Гагарина к поэме А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан»

Особенно яркое место среди работ художников занимают иллюстрации сказок Пушкина.


А.С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Иллюстратор Е. Мешков

А.С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке».
Иллюстратор Б.В. Зворыкин

Г. Спирин. Иллюстрация к сказке
А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

А. Бенуа. Иллюстрация к поэме
А. Пушкина «Медный всадник»

А. Бенуа. Иллюстрация к повести
А. Пушкина «Капитанская дочка»

У Ильи Глазунова есть портреты русских писателей и прекрасные иллюстрации к их произведениям. Мне особенно нравятся его иллюстрации к книгам Достоевского и Гончарова.

И.С. Глазунов. Настасья Филипповна
(к роману Ф.М. Достоевского «Идиот»)

И.С. Глазунов. Грушенька
(к роману Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»)

Иллюстрации И.С. Глазунова

«Обрыв» И.А. Гончарова

«Гроза» А.Н. Островского

Иллюстрации художника А.М. Лаптева к поэме Н.В. Гоголя
«Мёртвые души»

Манилов

Ноздрёв

Чичиков и трактирный слуга

Чичиков и Коробочка

В послевоенный период Кукрыниксы как мастера иллюстрации развернулись в полную силу своих дарований и возможностей. Работа над литературным материалом захватила их настолько, что они переходили от одного цикла к другому незамедлительно, иногда одновременно разрабатывая разные темы. Они иллюстрировали книги А.М. Горького, М.В. Гоголя, А. Н. Толстого, М.А. Шолохова и других.

Иллюстрации Кукрыниксов к повести М. Шолохова «Судьба человека»


Список литературы

Бенуа, А. Н. Азбука в картинках Александра Бенуа [текст] / А. Н. Бенуа. – Л.: Художник РСФСР, 1990. – 38 с.: ил.

Факсимильное воспроизведение издания 1904 года. Одна из самых знаменитых книг для детей – «Азбука в картинках» русского художника, историка искусства Александра Николаевича Бенуа. Изысканная графика Бенуа – до сих пор непревзойдённый образец книжной иллюстрации. Каждая страница «Азбуки» – удивительный завораживающий сказочный мир. Вступительная статья Е.В. Бархатовой.

Образы Ф.М. Достоевского в иллюстрациях Ильи Глазунова [фотоальбом] / сост. Н.А. Виноградова-Бенуа. – М.: Планета, 1990. – 208 с.: ил.

Фёдор Михайлович Достоевский – любимый писатель Ильи Глазунова. Живой интерес к личности и наследию великого писателя Илья Глазунов пронёс через всю свою творческую биографию. Он создал большой цикл, посвящённый образам Достоевского. В альбоме представлены произведения Глазунова, посвящённые романам великого писателя.

Пигарев, К. Русская литература и изобразительное искусство [текст]: очерки о русском национальном пейзаже середины XIX в. / К. Пигарев. – М.: Наука, 1972. – 152 с.: ил.

Работа является продолжением исследования «Русская литература и изобразительное искусство (XVIII – первая четверть XIX в.)», вышедшего в 1966 г. Она развивает интересный и плодотворный опыт сравнительного изучения литературы и изобразительного искусства, в частности живописи. Значение национального пейзажа в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Аксакова, Гоголя, Тургенева, Толстого; пейзажи Перова, Саврасова, Васильева, Шишкина, Левитана; пейзаж романтический и реалистический; открытия, сделанные в пейзаже литературой и живописью, – таковы основные аспекты книги.

Пушкин в изобразительном искусстве [текст] / ред. Т. Теплова. – М.: Изогиз, 1961. – 105 с.: ил.

Как всякий подлинно великий художник, Пушкин отразил в своих произведениях наиболее существенные явления современной ему жизни. В творчестве Пушкина нашли всестороннее отражение социальные явления его времени, в нём дана развёрнутая картина жизни различных слоёв русского общества. Гуманистические идеи, глубина и многогранность мыслей и чувств, яркость, полнокровная жизненность образов и высокое совершенство художественной формы произведений Пушкина явились залогом их непреходящей ценности и подлинного бессмертия. Личность Пушкина, его короткая, но прекрасная жизнь, полная драматических событий, борьбы и вдохновенного творческого труда, его непревзойдённые литературные творения всегда приковывали внимание художников, служили и продолжают служить для них неисчерпаемым источником вдохновения.

Н.В. Гоголь в изобразительном искусстве и театре [альбом] / сост. Вл. А. Филиппов. – М.: Искусство, 1953. – 361 с.: ил., цв. ил.

Это лишь небольшая часть произведений и фамилий известных художников, представленных в настоящем издании. Редкое по насыщенности художественно-иллюстративным материалом, оно несёт в себе неповторимое ощущение эпохи. Разнообразие гоголевских персонажей, их типичность и точность литературной характеристики, узнаваемость способствовали столь яркому и множественному изображению героев произведений Н.В. Гоголя художниками разных эпох. Главы книги: «Портреты и картины», «Иллюстрации к произведениям», «Произведения Н.В. Гоголя в драматическом театре», «Произведения Н.В. Гоголя в музыкальном театре».

Некрасова, Е.А. Ломоносов-художник [текст] / Е.А. Некрасова. – М.: Искусство, 1988. – 142 с.: цв. ил.

М.В. Ломоносов был не только гениальным учёным-энциклопедистом, он был одним из крупнейших поэтов своего времени и талантливым художником. Последняя область его деятельности известна значительно меньше, чем все остальные. Автор – старейший советский искусствовед – занимается художественным наследием Ломоносова более четверти века. В настоящей небольшой книге подводится итог осмыслению места Ломоносова в истории русского искусства XVIII в. и его роли в возрождении в России искусства мозаичной живописи.

Суздалев, П.К. Врубель и Лермонтов [текст] / П.К. Суздалев. – М.: Изобразительное искусство, 1980. – 240 с.: цв. ил.

В книге исследуется отношение Врубеля к творчеству Лермонтова, делается попытка раскрыть творческий дух, природу художественного мышления, понимание жизни и искусства у обоих художников. Автор монографии стремился уяснить, что взял Врубель у лермонтовских «Ангела», «Демона», «Героя нашего времени», чем он обязан Лермонтову в формировании своего поэтически-образного мира и что принадлежит ему самому как личности и художнику своей эпохи.

Кукрыниксы Собрание произведений в 4-х томах [альбом]. Т. 3 / сост.: М.В. Куприянов, П.Н. Крылов, Н.А. Соколов. – М.: Изобразительное искусство, 1986. – 407 с.: цв. ил.

Кукрыниксы проявили свой многогранный талант в разных областях художественного творчества: живописи и станковой графике, плакате и политической сатире, книжной иллюстрации, дружеских шаржах, скульптуре, театральных постановках, сатирических рисунках. Ими созданы выдающиеся произведения, вошедшие в золотой фонд советского изобразительного искусства.

В третьем томе представлены разнообразные произведения, созданные Кукрыниксами с 1945 по 1980-е годы, и рассказывается о книжной графике, дружеских шаржах и политической сатире мастеров советского изобразительного искусства М.В. Куприянова, П.Н. Крылова, Н.А. Соколова.

Если вас заинтересовала эта выставка, ждём вас в отделе литературы по искусству!

Отдел литературы по искусству

П оскольку главным предметом изучения на уроке литературы является произведение художественной литературы, словесный текст, то работа с иллюстрациями направлена прежде всего на более глубокое его осмысление. Обычно она включает в себя три этапа (возможны варианты).

1. Коллективное обсуждение 1-2 классических иллюстраций к произведению.

2. Создание учащимися собственных иллюстраций (рисунки или их словесное описание) и их обсуждение.

3. Индивидуальная письменная работа по иллюстрациям к произведению, созданным художниками.

На первом этапе основная задача совместного обсуждения классической иллюстрации — понять, насколько она соответствует литературному тексту, какими средствами художник воплощает это соответствие или, наоборот, что в иллюстрации не соответствует художественным образам литературного произведения.

Приведём примеры такой работы на уроках. Так, на уроке в 6-м классе обсуждаются иллюстрации Д.Шмаринова к повести А.С. Пушкина «Метель», помещённые в учебной хрестоматии для 6-го класса (автор-составитель В.П. Полухина). Первой иллюстрации в тексте повести соответствуют следующие строки: “Маша окуталась шалью, надела тёплый капот, взяла в руки шкатулку свою и вышла на заднее крыльцо. Служанка несла за нею два узла. Они сошли в сад. Метель не утихала; ветер дул навстречу, как будто силясь остановить молодую преступницу. Они насилу дошли до конца сада”. Учащиеся обычно отмечают, что иллюстрация полностью соответствует приведённому тексту. Хорошо показан характер героини: с одной стороны, она решительна, идёт навстречу сильному ветру (одежда её развевается во все стороны), в темноте, ей страшно, но никакие препятствия не могут её остановить. С другой стороны, на душе её очень тревожно (состояние героини накануне побега описывается так: “она была чуть жива”, “сердце её сильно забилось”, “дрожащим голосом”, “она чуть не заплакала”), она вся сжалась, кутаясь в капот, голова повёрнута чуть вправо, она как будто пытается что-то разглядеть сквозь метель. Что её ждёт впереди? Вместе с тем она так беззащитна: лицо её не закутано, как у идущей сзади служанки, полы одежды распахнуты ветром. Общее настроение иллюстрации соответствует повести Пушкина: голые сучья деревьев сада над головой “молодой преступницы”; сквозь густой снег метели чуть видны стволы других деревьев, слегка набросанные чёрными штрихами.

Другая иллюстрация Д.Шмаринова изображает кульминационный момент повести: “…Она вскрикнула: «Ай, не он! не он!» — и упала без памяти. Свидетели устремили на меня испуганные глаза. Я повернулся, вышел из церкви безо всякого препятствия…” Учащиеся прежде всего обращают внимание на композицию иллюстрации и игру света и тени в ней. В иллюстрации можно выделить две части: слева чуть впереди стремительно удаляющийся Бурмин в развевающейся тёмной шинели, его движения широки, на полу фигура отбрасывает мрачную тень, голова повёрнута к тем, кого он оставляет; справа, на втором плане, — сбившаяся вокруг упавшей в обморок невесты группа людей: свидетели, священник, служанка. Служанка занята Машей, а остальные смотрят вслед Бурмину, лица их и жесты выражают удивление, испуг, смятение, возмущение, негодование. Светлое пятно фигуры невесты и свет от горящих свечей возле иконостаса создают фон для контрастно чёрной фигуры Бурмина.

С пятиклассниками интересный разговор получается при рассматривании палехской иллюстрации художников А.Ковалёва и Г.Буреева к сказу П.П. Бажова «Медной горы Хозяйка» (она помещена в учебнике-хрестоматии для 5-го класса авторов-составителей В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва и В.И. Коровина). Учащиеся сразу замечают, что на иллюстрации изображено сразу несколько эпизодов сказа (художники во многом следуют иконописным традициям), пытаются объяснить значение каждой детали картины, её композиционное место, цветовую гамму. Так, они отмечают, что Хозяйка Медной горы изображена наверху (место Бога на иконе), выше солнца, но в сине-фиолетовой гамме на чёрном фоне (чёрное — страшное, таинственное, недоброе). В центре светлое пятно — Степан в белой рубахе работает, прикованный цепью, в горе (а Хозяйка — над ним, значит, помогает ему). Ниже — сцена, когда Степан передаёт приказчику обличительные и грозные слова Хозяйки Медной горы. Главный герой сказа изображён впереди других рабочих в красной рубахе (цвет исповедничества и мученичества в иконе), а в левом нижнем углу в угрожающих позах стоят приказчик и надзиратель с плёткой в руках (низ иконы — место злых сил). Но особенно ребят заинтересовало толкование мелких деталей иллюстрации. Справа — белая церковь на светлом фоне (по цвету, близкому к цвету солнца), а слева — дымящий завод, изображённый тёмными красками. Река, протекающая вместо деревенской улицы справа, светлая, чистая, а около завода уже тёмная, грязная и так далее.

Не все пятиклассники принимают эту иллюстрацию, в ней много условностей, особенно не нравится тёмная палитра картины. Так выходим на разговор о некоторых особенностях сказа. Перед нами не сказка, где всё хорошо кончается, где есть чёткая граница между добром и злом. Хозяйка Медной горы — добрая или злая? С одной стороны, она помогает Степану, обличает злого и жестокого приказчика, любит и, несмотря на это, отпускает Степана к невесте, а с другой стороны, она — нечистая сила, заманивает людей, ведь Степан так и не смог позабыть её, “счастья в жизни не поимел”, “невесёлый стал и здоровьем хезнул”. Она гневается на людей за то, что малахитовые столбы “в церкву поставили. А ей это вовсе ни к чему”. Да и жизнь у рабочих тяжёлая, нерадостная, даже у тех, кому, как Степану, вроде бы повезло.

Особую роль при обучении играют картины, которые не являются собственно иллюстрациями к произведению, но дают почувствовать образ ушедшей эпохи, взаимоотношения людей в зависимости от их общественного положения, особенности быта, жизни и труда в другие эпохи. Недостаточность таких знаний особенно проявится при собственном иллюстрировании учащихся.

Так, картина К.Трутовского «Благодетельница», которая также помещена в учебнике-хрестоматии, не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской (“скупая и скучающая старость”). Обсуждение самого понятия “благодетельница” в контексте картины многое объяснит пятиклассникам в отношениях барыни и приживалок, барыни и дворецкого, барыни и челяди. Подобную роль играют картины «Бурлаки на Волге» И.Репина при изучении стихотворения Н.А. Некрасова «На Волге», фрагменты «Бородинской панорамы» Ф.Рубо при чтении стихотворения М.Ю. Лермонтова.

На втором этапе работы учащиеся после прочтения и обсуждения на уроках литературного произведения создают свои иллюстрации к нему. В 5-6-х классах учащиеся с радостью рисуют собственные иллюстрации. Задание — создать словесное описание иллюстрации (расскажи художнику, который будет рисовать иллюстрацию, что бы ты хотел изобразить) — адресовано тем, кто стесняется показывать свои рисунки, но обычно мало кто берётся за его выполнение, так как оно значительно сложнее: 5-6-классники ещё не так хорошо владеют письменной речью, чтобы подробно передать свой замысел. В старших классах ситуация изменится, и словесная иллюстрация станет одновременно толкованием литературного текста. Обсуждение детских иллюстраций помимо достижения других целей становится своеобразным обобщением изученного материала.

Остановимся на работе по детским иллюстрациям к рассказу И.С. Тургенева «Муму» (5-й класс) и к роману А.С. Пушкина «Дубровский» (6-й класс). Прежде всего учитель обращает внимание на то, какие эпизоды выбраны для иллюстрирования, все ли они с этой точки зрения удачны. Большинство ребят выбирают кульминационные эпизоды:

— Герасим прощается с Муму,

— барыня и Муму;

— свидание Маши и Дубровского в беседке,

— нападение на карету князя Верейского,

— пожар в Кистенёвке,

— сцена с медведем —

или те, которые подробно обсуждались в классе, когда учащиеся сначала что-то не поняли, на что-то не обратили внимания в тексте, а потом сделали для себя открытие:

— барыня и Гаврила,

— Гаврила и Капитон;

— Дубровский после похорон отца,

— Саша с кольцом идёт к дубу.

Часть ребят пытается просто изобразить героя: Муму, Герасима (5-й класс), Машу (6-й класс). Последние иллюстрации оказываются менее удачными, потому что в них, как правило, отсутствует замысел. Получается портрет девушки или изображение собаки, а не герои произведения. Вне контекста романа (взаимоотношения с другими героями, конкретная ситуация) эти портреты не раскрывают характеров героев. К тому же некоторые просто срисовывают своего персонажа, например, вместо Муму появляется изображение героя популярного мультфильма. Ребята быстро обнаруживают подделку и отвергают её по существу. В первом же случае сам изображаемый эпизод подсказывает замысел иллюстрации.

В начале разговора о детских работах учитель сразу замечает, что обсуждаются не рисовальные способности (или неспособности), а замысел иллюстрации и его соответствие литературному произведению. Надо сказать, что ребята хорошо реагируют на работы своих одноклассников, потому что потрудились над своей иллюстрацией, почувствовали, как непросто воплотить свой замысел. Обсуждение строится следующим образом: рассказ о том, что привлекает в какой-либо работе, или сопоставление замыслов иллюстраций одного эпизода. Во время этого разговора выявляется глубина понимания ситуаций и характеров героев литературного произведения, подробно и в то же время ёмко обсуждаются моменты и детали, которым не было уделено внимание при общем анализе произведения.

Так, в 6-м классе ребятами было предложено три варианта иллюстрации эпизода «Нападение на карету князя Верейского»:

1) карета движется вдоль стены леса;

2) карета окружена разбойниками, но ещё продолжает двигаться;

3) карета остановлена, дверцы раскрыты, князь Верейский с пистолетом в руке, в глубине — испуганная Маша, вокруг разбойники и так далее.

Учащиеся обсуждают удачные моменты всех трёх иллюстраций, но говорят, что для раскрытия характеров и ситуации удачнее выбран момент в третьей работе, также он более динамичен.

Эпизод «Свидание Маши и Дубровского» в беседке иллюстрируется очень многими, но в работах обнаруживается ряд существенных неточностей, связанных с цветовой гаммой (часто яркая, дневная, хотя одно свидание состоялось в 7 часов вечера, а другое — в 10), одеждой героев (цвет и покрой Машиного платья не соответствует её времени, Дубровский-Дефорж в офицерском мундире и другие — эти детали отсутствуют в тексте и требуют от учащихся знаний об эпохе), манерой поведения героев, переданной через их позы и жесты (так, жаркие объятия, которые один из учеников при обсуждении назвал “страстями из мексиканского сериала”, не соответствуют чувствам и манере общения Маши и Дубровского).

Подобного же рода фактические неточности возникают при иллюстрировании пятиклассниками рассказа И.С. Тургенева «Муму». Например, изображение эпизода, когда Татьяна притворяется пьяной: простоволосая растрёпанная девушка с бутылкой в руке. Могла ли тургеневская героиня, робкая и кроткая, так себя вести? Её еле уговорили, пошатываясь, пройти по двору. Ту картину, которую сейчас, к сожалению, пятиклассники могут наблюдать в жизни, в XIX веке трудно было представить. Или изображение Гаврилы, дворецкого старой барыни, во фраке. Вероятно, его солидность и положение при барыне вызывает у учащихся такое представление. Но ведь он тоже крепостной, человек простого, крестьянского, а не дворянского звания. Далее следует отступление о фраках, кто и когда их носил. Такого рода комментарии органично возникают по ходу урока, они необходимы для понимания атмосферы эпохи, в которой разворачиваются события, так как без этого ребята неправильно представляют некоторые взаимоотношения персонажей и мотивы их поступков.

Точно так же, как при изображении шестиклассниками эпизода свидания Маши и Дубровского, пятиклассники при изображении прощания Герасима с Муму не всегда могут правильно найти цветовую гамму: большинство иллюстраций яркие, особенно если выполнены фломастерами, они не создают печального настроения, соответствующего ситуации. (Но у некоторых цвета оказались символичными: например, один мальчик изобразил синюю реку и чёрный силуэт Герасима в лодке с поднятыми руками, в которых он держит Муму с привязанным камнем, на фоне красного заходящего солнца. Так ребенок переживает этот эпизод.) Труднее всего при изображении этого эпизода было справиться с выражением лица Герасима и доверчивой мордочкой Муму (не всем хватает способностей рисовальщика). Один ученик вышел из положения так: он нарисовал Герасима со спины, и его согбенная поза выражала не меньше страданий, чем окаменелое лицо.

Интересным является такой вид иллюстрации, когда автор стремится передать смысл всего произведения (такое изображение могло быть помещено на обложке книги) или его ключевые моменты, взаимоотношения главных героев. Так, одна шестиклассница в центре своей работы поместила молодого Дубровского в офицерском мундире, вокруг него мелко изображены основные эпизоды, в которых он принимает участие: сцена с медведем; Дубровский даёт Маше уроки музыки; свидание в беседке; дуб, письмо и кольцо; разбойники окружили карету князя Верейского; последний бой. В верхнем левом углу — Маша в задумчиво-мечтательной позе, слева внизу — Троекуров в халате, развалившийся в кресле; в правом верхнем углу — Кистенёвка, обрамлённая деревьями, с похоронной процессией в центре, справа внизу — горящая кистенёвская усадьба. Это своего рода условное представление композиции и системы образов произведения, в работе возможны изменения, дополнения, но тем интереснее и плодотворнее будет её обсуждение.

На третьем этапе работы — описание и толкование иллюстрации, нарисованной художником, — 5-6-классники обычно концентрируют внимание на том, что изображено и насколько это фактически точно соответствует литературному тексту. Индивидуальные наблюдения над тем, как и почему именно так изображаются герои и события, обычно ещё очень скупы, гораздо плодотворнее с этой точки зрения оказывается коллективное обсуждение, когда высказывание одного ученика рождает интересное замечание другого, и так далее. В дальнейшем ребята будут видеть всё больше особенностей в иллюстрации художника, всё серьёзнее их осмыслять, и появятся такие работы, как, например, у десятиклассников, комментирующих иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Вот некоторые выдержки из работ по иллюстрациям Д.Шмаринова.

  • Чёрно-белые краски соответствуют настроению романа, отражают всю “недоверчивость” обстановки и её убогость. Старые, обшарпанные стены, ручка звонка, дверь с местами оборванной обивкой, а за ней сухонькая, сморщенная старушонка. Самая выделяющаяся часть — её глаза. В них отразились недоверчивость, возможно, хитрость, злость. В романе в этот момент комнату старухи освещает заходящее солнце, но если бы художник изобразил его в своей иллюстрации, это перекрыло бы взгляд старухи.
  • Видно, что старуха живёт в старом, обшарпанном доме. Она подозрительная, с маленькими глазками, которые пронзают человека насквозь. Не видно, что старуха испугана неожиданным приходом Раскольникова. Создаётся впечатление, что это её выражение лица, такое злобное и вечно чем-то недовольное.
  • Серые, неровные стены с тенями на них. Они ещё больше оттеняют бедность и испуг на Сонином лице. Об убогой обстановке можно судить по совершенно голой стене и столу со стулом, простым, деревянным. Основной, выделяющейся частью иллюстрации является взгляд Сони. Он одновременно выражает страдание, страх и тоску, какое-то смятение чувств, неизвестность, может быть, даже безысходность.
  • Катерина Ивановна на улице с детьми. Вокруг них столпилось много людей: кто-то смеётся, кто-то сочувствует. На лице Катерины Ивановны изображена мука, страдание, беспомощность. Художник изобразил в её движении беспамятство, сумасшествие и растерянность.
  • Особенно точно передаются лица в толпе: некоторые смотрят с любопытством, ухмыляясь, другие с состраданием, один человек смотрит с жалостью на Полечку, которая уговаривает мать пойти домой. На лице Катерины Ивановны отражены смятение, растерянность и отчаяние. Она смотрит вдаль, надеясь, может быть, увидеть спасителя, который прекратил бы её страдания.
  • Соня только что вошла в комнату и в страхе остановилась. В дверном проёме мы видим любопытствующие лица. Девушка одета неуместно для данной ситуации: пышное светлое платье на необъятном кринолине, в шляпке с большим пером и с зонтиком в руках. На Сонином лице застыло выражение ужаса, она растерянна и не знает, что делать.
  • На этой иллюстрации показана вся убогость и нищета комнаты Катерины Ивановны. Иллюстрация довольно точно представляет контраст бедной обстановки комнаты обвиняемых и обеспеченных обвинителей. Художник добавил драматичности, изобразив младшую дочь Катерины Ивановны. Показан самодовольный Лужин, обрекающий на несчастье бедную семью. Изображаются разные лица с всею палитрой чувств. Они кажутся особенно жуткими при неверном свете лампы.
  • Настроение произведения Достоевского в целом передаётся через игру света и тени на чёрно-белой иллюстрации. Фигура человека, Раскольникова, выходит на “свет” внешнего мира из тьмы подземного — внутреннего. Очертания человека показывают, что он идёт очень тяжело, опираясь на перила. Каждая ступенька даётся ему с трудом. Лицо его спрятано от зрителя. Эта иллюстрация очень чётко передаёт духовный путь Раскольникова от самообмана до крушения теории. “Свет в конце пути” означает, с одной стороны, выход из самообмана и тьмы, с другой — он как Сонечка, которая освещает путь Раскольникова. Если это понимать именно так, то иллюстрация чётко показывает основную идею произведения Достоевского.

Возможны и критические отзывы, которые всегда аргументированы.

  • Сонечка была “худенькая, но довольно хорошенькая блондинка <…> с замечательными глазами”. Художник слишком утрирует её внешность. Это, скорее, Лизавета. Ещё она похожа на Катерину Ивановну. Всё-таки Сонечка не такая дохленькая внутри и снаружи. Жаль этого художника, если он по-другому не может передать внутренний мир. Наверное, он нарисовал бы хорошие иллюстрации к Гоголю. Заглядывающие за Сониной спиной в дверь “рожи” (иначе их не назовёшь) тоже “гоголевские”, утрированные.
  • Внутреннее состояние Катерины Ивановны у Достоевского — страх перед толпой, отчаяние, безысходность. Когда читаешь роман, то видишь её такой сумасшедшей женщиной, с безумными глазами, она размахивает руками и стремится быть в толпе: она и кричала, чтобы развлечь толпу. А здесь в её взгляде нет ничего безумного, она как будто сторонится толпы и боится её, вообще не понимает, что здесь делает.

Иллюстрации Э.Неизвестного требуют обязательного толкования. Эти объяснения увиденного на иллюстрации могут быть очень разными.

«Между крестом и топором»

  • На иллюстрации «Между крестом и топором» изображены два состояния Раскольникова — до (слева) и после убийства. Через оба лица проходят линии, которые сходятся на голове убитой старухи (посередине). Старуха является мостом из одного духовного мира в другой. Решив проверить свою теорию, Раскольников вступил на этот мост. Однако он совершил ошибку и перешёл в другой мир. Но после смерти старушки этот мост разрушился, и дорога назад исчезла. На протяжении всего романа он ищет дорогу назад. Преступление состарило его: на правом лице — морщины. После преступления он попадает на каторгу. Каторга является мостом в обратную жизнь. Там Раскольников переоценивает жизненные ценности. Весь путь Раскольникова проходит между крестом и топором. У левого лица вместо глаз впадины. Это значит, что Раскольников вступал на этот путь как бы слепым. Прозрел он на каторге, после этого он мог найти дорогу назад.
  • Здесь изображено душевное состояние Раскольникова до убийства. Он показывается с двух сторон. Правая сторона означает, что Раскольников готов совершить убийство, поэтому рука держит топор. А левая сторона иллюстрации означает, что душа не принимает убийства (рука держит крест). Между крестом и топором нарисована голова Раскольникова, означающая, что он находится в нерешимости перед преступлением.
  • Крест и топор символизируют Раскольникова, разрывающегося между преступлением и раскаянием. Выше креста и топора парят образы Сонечки и Раскольникова, которые как бы должны слиться в едином поцелуе. Их лица исстрадавшиеся (глубокие морщины на лбу, от раздумий, наверно). Раскольников изображается как бы слепым, а Соня — зрячая.
  • Лица на картине символизируют раздвоение личности у Раскольникова. В нём как бы борются два человека: один — праведник, другой — преступник, бессердечно убивший старушку.
  • Лицо, находящееся между крестом и топором, — это лицо Раскольникова. Топор символизирует его убийства, а крест — это кара, которую он несёт за свои преступления. Всё вместе выражается на его мучающемся лице.
  • Крест символизирует благие намерения и желания Раскольникова. В его голове происходит конфликт между добром и злом. На иллюстрации есть три еле заметные линии, образующие треугольник, который расходится и исходит из головы Раскольникова. Возможно, он создан для объединения его противоположных мыслей.
  • Внизу изображён сам Раскольников (меньшая часть картины), а большая (верхняя) часть отведена внутреннему миру героя. В верхней части картины изображены две противоборствующие стороны в душе Раскольникова: разум и сердце. Такие пропорции в работе не случайны. В романе Достоевского Раскольников интересует нас не со стороны его внешнего вида, а его душевное состояние, мировоззрение, внутренний мир. Руки с крестом и топором — аргументы к теории Раскольникова: за и против.
  • Картина изображает Раскольникова до крушения его теории и после, то есть это Раскольников обыкновенный и необыкновенный, и то, как мучился Раскольников в постоянном противоречии с самим собой. “Между крестом и топором” — главная проблема всего романа. Что выберет Раскольников? Поэтому изображается человек с крестом, человек с топором и маленький человек между ними. Лица одновременно грозные и выражающие страдание. Выбор, неизвестность… Это постоянная внутренняя борьба.

«Арифметика»

  • Раскольников после убийства давит на некоторых людей (Соня, Порфирий Петрович и самая последняя голова с расколотым черепом — жертва Раскольникова). Всех он держит в своём кулаке, держит над ними некую власть, издевается над их чувствами. Люди страдают, каждое страдание показано художником по-своему.
  • Человек на первом плане — Раскольников. А рука, сдавливающая людей, находится как бы в голове Раскольникова. Его душевное состояние как бы сдавливает людей вообще и людей, которых он любит: одно из лиц напоминает Соню. Он приносит страдания этим людям, они мучаются.
  • Это теория Раскольникова. Большое лицо — это лицо “необыкновенного” человека или возомнившего себя необыкновенным. Все люди находятся под его властью, страдают, рука крепко сжимает их, и им некуда деться.
  • На иллюстрации изображается рука, держащая головы людей. В руке на переднем плане изображается голова с расколотым черепом. Скорее всего, это череп старухи процентщицы. Рука, держащая головы, — рука Раскольникова. Раскольников, убив старуху, не спасает мир и людей, а наоборот, убивает и губит жизни. На втором плане после старухи изображена голова Лизаветы, далее — Николки. Иллюстрация показывает, что идея Раскольникова о спасении мира ошибочна, убийством он испортил жизнь себе и другим. Поэтому иллюстрация называется «Арифметика».
  • На иллюстрации отражена теория Раскольникова: “За одну жизнь — тысячи жизней, спасённых от гниения и разложения… ведь тут арифметика!” Голова на переднем плане изображает избранных, необыкновенных, а все остальные — ничтожные людишки, “вши”.

Описываемый, более традиционный способ работы над иллюстрациями помогает увидеть восприятие и понимание учениками литературного текста и в чём-то подкорректировать его. Иногда детская иллюстрация (даже самая примитивная) позволяет сделать это ещё более кардинально. Воспользовавшись приёмом В.И. Букатова, я предложила шестиклассникам прямо на уроке изобразить картину, описанную в стихотворении А.С. Пушкина «Узник». Возникло четыре варианта:

1) человек и орёл вместе в тюрьме;

2) человек в тюрьме, а за решёткой орёл в клетке;

3) два орла, оба в клетках;

4) человек в тюрьме, а за решёткой на свободе орёл.

Как же интересно было потом искать в тексте стихотворения подтверждение или опровержение получившимся изображениям.

Иногда потребность представить изображаемую в литературном произведении картину для подтверждения какой-либо мысли по ходу обсуждения текста возникает неожиданно. Так, размышляя над стихотворением М.Ю. Лермонтова «Три пальмы», пытаясь разбить его на композиционные части, ребята слишком мелко дробили текст. Тогда я предложила им устно нарисовать картины, взаимно сменяющие друг друга по ходу чтения стихотворения. Их получилось три: пустыня, три прекрасные пальмы и ручей у их подножья; яркий, разноцветный, многофигурный караван; голая, мрачная пустыня. У учащихся включилось воображение, и учебная задача была успешно решена.

Таким образом, использование разных приёмов работы с иллюстрациями на уроке литературы обогащает и углубляет понимание учащимися литературного текста, а также усиливает (а у некоторых и рождает) эстетическое наслаждение от художественного произведения.

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «СОКОЛ»

(ГБОУ ЦРТДЮ "Сокол")

Творческо-исследовательский проект

« »

Возраст обучающихся: 7 - 11 лет

Подготовила

педагог дополнительного образования

Кондратьева Анастасия Сергеевна

Г. Москва

2015

Паспорт творческо-исследовательского проекта

«Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов»

студии ИЗО «Живопись и графика»

    Название проекта: Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов.

    Руководитель проекта: педагог дополнительного образования Кондратьева Анастасия Сергеевна

    Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту: дополнительная общеобразовательная программа «Живопись и графика».

    Возраст обучающихся: 7 - 11 лет.

    Учебные дисциплины, близкие к теме проекта: литература

    Состав проектной группы: обучающиеся студии ИЗО «Живопись и графика».

    Тип проекта: творческо-исследовательский

    Заказчик проекта: ГБОУ центр развития творчества детей и юношества «Сокол».

    Цель проекта: знакомство детей с профессией художник-иллюстратор, создание авторской иллюстрации к любимому произведению (композиционное и цветовое решение работы).

    Задачи проекта:

    Вопросы проекта:

    Детские литературные произведения.

    Книжная графика, как жанр в искусстве.

    Иллюстрирование сказок в работах известных художников. (Билибин

Необходимое оборудование: демонстрационный и раздаточный материал, методические материалы к образовательной программе «Живопись и графика», альбомы репродукций, проектор, гуашь.

    Аннотация:

Мы живем в очень непростое время. Сегодня все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Наиболее целесообразно с этой целью является использование метода проектов, проектной деятельности.

В нашем проекте мы работаем с иллюстрацией детской книги.

Детская книга, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования личности. Вот почему так важно с ранних лет приобщать детей к искусству чтения, к книжной культуре.

Однако при определении путей приобщения читателей к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций детской книги. Больше всех уделял внимание этому вопросу К. Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении картинки в обучении.

Психологические особенности читателя – ребёнка младшего школьного возраста обуславливают необходимость работы с иллюстрацией детской книги как средства эстетического развития. Интерес к книжной иллюстрации возникает еще в раннем детстве. Всегда привлекают книги, в которых красочные иллюстрации помогают раскрывать её содержание.

Сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского, означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Детская книга – результат сотворчества писателя и художника - иллюстратора. «Писатель написал литературное произведение, художник «проиллюстрировал». В данном творческом проекте воспитанники детского объединения «Живопись и графика» попробуют себя в роли художников-иллюстраторов и создадут красочные иллюстрации к своим любимым литературным произведениям.

    Предполагаемый продукт проекта:

1 .Презентационный альбом детских рисунков «Иллюстрации к литературным произведениям детских писателей и поэтов».

2. Индивидуальные работы обучающихся (живопись). .

3. Выставка-презентация творческих работ обучающихся.

4. Презентационный альбом с методическими рекомендациями «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов»

    Этапы работы над проектом

I этап (предварительный)

    Выбор и обоснование проекта.

    Сбор информации по теме иллюстрирование литературных произведений.

    Постановка творческой задачи.

    Распределение ролей между участниками проекта.

    Выбор участниками композиционного решения для дальнейшей длительной работы «Иллюстрация к любимому литературному произведению»

II этап (теоретический, исследование и беседы)

    Беседа о художниках, их иллюстрациях (Билибин И.Я., Васнецов В.М., Норштейн Ю.Б.)

    Сбор информации:

Книги о художниках – иллюстраторах (Билибин И.Я., Васнецов В.М., Норштейн Ю.Б.).

    Фотографии и репродукции художников Билибин И.Я., Васнецов В.М., Норштейн Ю.Б.)

    Обсуждение способов реализации проекта: индивидуальные работы

    Обсуждение промежуточных результатов

III этап (практический)

    Выполнение индивидуальных творческих работ.

    Фотосессия.

    Самооценки. Корректировка деятельности.

    Оформление презентационного альбома «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов) Рефлексия.

IV этап (заключительный)

Выставка. Презентация.

Срок реализации проекта: 2 месяца

Опыт работы по реализации творческо-исследовательского проекта «Иллюстрирование произведений детских писателей, поэтов »

Если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, отображающее ключевые моменты произведения, а также создаёт художественные образы героев сказки.

Юный читатель, воспринимающий прекрасное, размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у младших школьников целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт такого отношения к восприятию художественной иллюстрации может закрепиться в устойчивой форме, если он повторяется достаточно часто, что будет способствовать общему развитию ребёнка. Прежде всего, опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.

В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению - это интерес. Без активности читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге.

Синтез иллюстрации и литературного произведения, именуемый детской книгой, - явление сложное и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления.

Работа с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно – образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность юному читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение – и закрепить это отношение в собственных художественных образах - самостоятельных творческих работах.

Методика по воспитанию читателей-детей средствами синтеза искусства иллюстрации и литературных текстов предполагает наличие трёх основных компонентов: восприятия иллюстрации детской книги, приобретения знаний о творчестве художников-иллюстраторов, участие юного читателя в самостоятельном творческом процессе (создание иллюстраций).

Первым этапом был выбор темы для дальнейшего творческого проекта. 2015 год ознаменовал себя годом литературы, поэтому для проекта была выбрана тема тесно связанная с литературными произведениями.

Второй этап (сбор информации). Дети приносили разнообразные книги из дома, при рассмотрении книг проанализировали их оформление. Ребята сделали выводы, что их привлекают яркие, красочные, крупные иллюстрации.

Следующий шаг на этом этапе был сравнительный анализ иллюстраций разных художников. Дети подобрали книги одного автора, с одинаковым названием, но с разными иллюстраторами. Здесь ребята познакомились с хорошо известными детскими иллюстраторами. Сравнительный анализ иллюстраций разных художников позволил детям различать их творческий почерк. После индивидуальных и групповых бесед юные читатели могут узнавать манеру письма определённого художника, различать творчество художников: Билибина И.Я., Васнецова В.М., Норштейна Ю.Б. А. также дети узнали о профессии художников-мультипликаторов.

Далее проследовала реализация проектов. Ребята выбрали произведение, которое решили проиллюстрировать. Вначале создавали эскизы к своей будущей работе, далее выбрав наиболее удачный эскиз, переносили на лист бумаги формата А-3. После этого следовало цветовое решение работы гуашью, и на последнем этапе некоторые учащиеся с помощью чёрной гелиевой ручки сделали контур на своей иллюстрации.

Заключающим этапом была выставка творческих работ и создание альбома и презентации с детскими иллюстрациями.

Воспитание интереса к чтению у младших школьников средствами синтеза иллюстрации и литературного текста – процесс целенаправленного воздействия на понимание прочитанных детьми произведений. Под влиянием иллюстрации дети лучше и правильнее овладевают содержанием прочитанного и воспроизводят его более адекватно, правильно, кратко и образно с картинкой, нежели без картинки. При создании проекта учащиеся научились анализировать произведения и выбирать правильный сюжет для своей иллюстрации, изучили различные стили создания образов героев сказок, а также изучили основные правила композиции в книжной графике.

Иллюстрация является для детей ничем иным, как графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается детям в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый ребенком через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им гораздо легче, чем словесный текст. Ребенок сразу рассматривает в картинке основной замысел художника, который преподносит основную идею в ярком образном, эмоциональном выражении. Это обстоятельство делает близким для понимания ребенка сюжет, выраженный в иллюстрации, поэтому он его быстро схватывает и усваивает.

Список литературы:

1. Герчук Ю. Художественная структура книги. - М. : Книга, 1984. - 208 с. : ил.

3. Ивина В. М. Роль иллюстраций в процессе овладения чтением на разных этапах его развития. – М.: Просвещение.,1951.

4. Лавров Н. П. Издания художественной, детской, литературы по искусству, филологии: учебник. - М., 1979. - 264 с.

Иллюстрирование художественного произведения

как средство повышения интереса к литературе

Надо знать книгу. Надо любить и верить в нее.

Надо выработать в себе уменье и практическую сноровку работать при помощи книги.

Н.А. Рубакин

Мы живем в очень не простое время. На сегодняшний день все чаще сталкиваемся с тем, что наши дети стали очень мало читать книг. Это вызывает тревогу. Нужны такие методы и формы работы, которые смогли бы вызвать интерес у ребят к чтению. Очень хорошо подходит как раз метод проектов. В нашем проекте мы работаем с иллюстрацией художественной литературы.

Художественная литература, на протяжении всей истории своего развития являлась основой духовной культуры, средством межличностного общения, эмоционального и умственного развития человека, формирования личности. Вот почему так важно приобщать обучающихся к искусству чтения, к книжной культуре.

Однако при определении путей приобщения обучающихся к литературному произведению, совершенно упускается тот момент, что восприятие и осознание читаемого происходит не только в процессе перелистывания страниц, углубления в книжное пространство, но и при рассматривании иллюстраций к произведению. Больше всех уделял внимание этому вопросу К. Д. Ушинский, написавший так много о положительном значении иллюстрации в обучении.

Психологической особенностью читателя - старшеклассника является открытие собственного "Я”. Новым и главным видом психологической деятельности для подростков становится рефлексия и самосознание. Вот почему подростка так привлекает возможность узнать что-то новое, проверить свои возможности. Учение приобретает большую ценность, чем раньше, и все больше времени посвящается самообразованию, вот почему метод проекта особенно интересен подростку.

Задача преподавателей состоит в том, чтобы на уроках литературы осуществить подход к произведению как к целостному организму, видеть взаимосвязь иллюстрации книги и литературных текстов. Только в этом случае вероятна наиболее полная реализация эстетических богатств книги, возможностей, предоставляемых ею в плане художественного воздействия на читателя.

Сам термин "иллюстрация", в переводе с латинского, означает "освещать, проливать свет, объяснять".

Иллюстрация - это изображение, поясняющее или дополняющее основной текст, помещенное на страницах издания. По методу отображения действительности иллюстрации делятся на художественно-образные и научно познавательные.

К литературно-художественным изданиям создаются художественно-образные иллюстрации в целях усиления общего впечатления от литературного произведения с помощью зрительных образов. Здесь не пассивное повторение сюжета, а творческая переработка и интерпретация. Достоверность и ценность подобных иллюстраций заключается не столько в точном отражении эпохи, во время которой происходят описываемые в произведении события, сколько в верной передаче сути раскрываемого автором конфликта.

Иллюстрировать классическую художественную литературу весьма сложно. Иллюстрация к таким произведениям должна выполнять следующие задачи: помочь читателю ориентироваться в соответствующей эпохе и дополнять сюжет автора теми отдельными историческими и бытовыми деталями, которые писателю не всегда легко по ходу развития действия особо выделять (например, подробное описание внешности героя, костюма, обстановки и др.). Иногда может показаться, что лучшими иллюстрациями к произведениям классиков будут те, которые созданы их современниками или художниками, наиболее близкими к их времени. Практика

иллюстрирования классической литературы художниками нашего времени даёт примеры более совершенных иллюстраций по их идейно-художественным качествам. Новое время рождает новое понимание и трактовку формы. Современный читатель требует от художников впечатляющих, современных образов, а не работы по старинке.

Иллюстрирование произведений, появившихся в наши дни, повествующих о нашем времени, тоже имеют свои особенности. Здесь художник и писатель должны стать соавторами. Современная литература охватывает различные сферы жизни, деятельности и быта людей. Постоянное и глубокое изучение нашей действительности поможет правильно оценить иллюстрации к данной литературе.

Всех читателей можно разделить на три группы: дети, юношество и взрослые. Специфика литературы и иллюстраций для каждой группы читателей выражается в подборе соответствующей тематики и стиля изложения. Возраст читателя так или иначе свидетельствует о границах познания мира, запасе слов, психологическом складе и чувстве прекрасного. Если сравнивать детей и взрослых в восприятии текста и иллюстраций книг, можно отметить, что у детей более сильно развито наглядно-образное мышление, а у взрослых кроме этого развито мышление понятийное, логическое. Недосказанность в рисунках, лаконизм в применении выразительных средств, рассчитанные обычно на дополнительное воображение читателя, могут быть лишь в тех книгах, которые предназначаются для людей с соответствующей подготовкой и опытом.

На уроках литературы, прежде чем начать изучать произведение, рекомендуется на первом этапе работы с текстом до чтения приём антиципации (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения), когда мы обращаемся к иллюстрации, делая предположения о чём, о ком будем читать.

Так возникла идея иллюстрирования произведений (эпизодов) художественной литературы.

Целью нашей работы является прочтение книги глазами художника.

Мы поставили перед собой и решали следующие задачи:

    создать иллюстрации, помогающие понять содержание произведения.

    показать понимание произведения (отдельного эпизода) с помощью иллюстрации,

Гипотеза нашей идеи такова: если литературное произведение получает иллюстрированную поддержку, то оно воспринимается читателем гораздо эмоциональней и лучше. Ведь художник, иллюстрирующий книгу, идет вслед за автором. Он старается изобразить самое главное, самое важное, прочувствованное им.

Читатель размышляет и переживает вместе с героями книги, постигает через иллюстрацию литературное произведение. Полифония эмоционального, образно-художественного вызывает у обучающихся целую гамму чувств, ассоциаций. Опыт восприятия во взаимосвязи иллюстрации и литературного текста сказывается на развитии творческого, образного мышления.

В подростковом возрасте ведущей деятельностью является учебная деятельность. Лучший стимул к чтению - это интерес. Без активности читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать у подростка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге. Занимательность в книге - это катализатор внимания, воображения, интереса к предмету книги. Внимание активизируется над эмоционально построенной книгой, занимательная книга - это книга эмоционально воздействующая.

Привлечь обучающегося, сообщить ему настроение можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введения в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов и т.д.

Синтез иллюстрации и литературного произведения - явление сложное и неповторимое, приводящее к формированию тонких ассоциативных связей, разнообразию и глубине мышления, развивающее чувства и способность выразить их в словесной форме (помогает развитию литературной речи обучающихся).

Работа с книжной иллюстрацией расширяет возможности литературно - образных систем, здесь происходит не простое изображение действительности, а мышление зрительными образами. Именно это изобразительное мышление даёт возможность читателю проанализировать многогранные стороны реальной действительности, осознать их. Построить к ним своё отношение - и закрепить это отношение в собственных художественных образах - самостоятельных творческих работах.

Методика по воспитанию читателей средствами синтеза искусства иллюстрации и литературных текстов предполагает наличие трёх основных компонентов: восприятия иллюстрации, приобретения знаний о творчестве художников-иллюстраторов, участие читателя в самостоятельном творческом процессе (создание иллюстраций, стихов, эссе, сочинений и др. творческих работ).

Описание проекта «Иллюстрирование произведений А.И. Солженицына».

Вид проекта: групповой, межпредметный (литература, технология, ИЗО).

Продолжительность: краткосрочный (1-2 недели)

Участники: обучающиеся 1-2 курса, библиотекарь, преподаватель, родители.

Образовательная область: знакомство с художественной литературой, развитие речи, изобразительная деятельность.

Первый этап (сбор информации) проводился во внеурочное время. Обучающиеся приносили разнообразные книги из дома, при рассмотрении книг проанализировали их оформление. Ребята сделали выводы, что их привлекают яркие, красочные, крупные иллюстрации.

На следующем этапе был проведен сравнительный анализ иллюстраций разных художников к произведениям А.И. Солженицына. Обучающиеся подобрали книги с разными иллюстрациями, нашли в интернете иллюстрации к произведениям Солженицына. На этом этапе обучающиеся познакомились с известными иллюстраторами. Сравнительный анализ иллюстраций разных художников позволил детям различать их творческий почерк, они узнали кто такие художники - анималисты, авторы - художники в одном лице.

В этот же период (сбор информации) библиотекарь провела библиотечный урок, на котором познакомила ребят с основными произведениями А. Солженицына.

Далее проследовала реализация проектов. Ребята в группах выбрали произведение, которое решили проиллюстрировать. Из дома обучающиеся приносили готовые иллюстрации к произведениям. В группах ребята выбрали те рисунки, которые более удачно иллюстрируют произведение.

На этапе представления результатов - обучающиеся представили свои иллюстрации на суд. Один представитель зачитывал отрывок из текста произведения, а другой демонстрировал иллюстрации. Ребята из других групп оценивали соответствие тексту иллюстраций.

В библиотеке была организована выставка «Иллюстрируем вместе произведения А.И. Солженицына», где были представлены работы (проекты) обучающихся.

Иллюстрации к рассказу А.И. Солженицына «Матренин двор» были представлены на областном творческом конкурсе, посвященном 95-летию А.И. Солженицына «Не стоит село без праведника»

Воспитание интереса к чтению у обучающихся средствами синтеза иллюстрации и литературного текста - процесс целенаправленного воздействия на понимание прочитанных произведений. Выполняя иллюстрацию к определенному эпизоду, обучающиеся лучше и правильнее овладевают содержанием прочитанного и воспроизводят его более адекватно, кратко и образно.

В чем же нужно искать объяснения того факта, что обучающиеся с иллюстрацией воспроизводят прочитанное гораздо лучше, чем без картинки. Объяснить это можно тем, что иллюстрация является для них ничем иным, как графическим рассказом на ту же тему, что и текст. В картинке основная мысль дается в непосредственном образном восприятии, поэтому графический рассказ, воспринятый обучающимся через иллюстрацию, соответствующую тексту, осмысливается им гораздо легче, чем словесный текст. Это обстоятельство делает близким для понимания обучающегося сюжет, выраженный в иллюстрации, поэтому он его быстро схватывает и усваивает.