Метод опроса в социологии. Методы социологического опроса. Телефонные опросы различаются по типу респондентов

    Опросные методы
      Анкетирование
      Интервьюирование
      Прессовый опрос
      Почтовый опрос
      Телефонный опрос
      Факсовый (телетайпный, телеграфный)
      Телевизионный экспресс-опрос
    Заключение
    Список используемой литературы

    ВВЕДЕНИЕ
    Социология /от латыни - общество + греческого - слово, понятие, учение/- наука о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. Термин введен французским позитивистом Огюстом Контом /1798-1857/ в середине Х1Х в. Всемирно известный Питирим Александрович Сорокин /1889-1968/ на свой вопрос: что за наука социология? Каков предмет ее изучения? - отвечал так: "Социология- это наука об обществе и закономерности, проявляющейся в общественных явлениях". С попыткой выделить социальное в узком смысле слова, т.е. внутри самого общества отличить социальные отношения от экономических, политических и др., связано формирование различных предметных областей социологии. Так возникло целое семейство социологий: труда, образования, политики, семьи и т.п. социальных институтов и процессов. Появились социологические теории т.н. среднего уровня, опиравшиеся на материал, собранный в эмпирических исследованиях. В особый слой социологического знания выделились методика, техника и организация социологических исследований. Как и другие науки, социология имеет объект, предмет и субъект исследования. Объект и предмет социологического исследования - социальная реальность и ее различные стороны и отношения.
    Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода. В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке. Методология науки - это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.
    К количественным методам сбора социологической информации относят способы получения информации об изучаемом объекте, которые позволяют выявить его количественные характеристики. Речь идет, прежде всего, о контент-анализе, наблюдении, социометрии, совокупности опросных методов, а так же социологическом эксперименте. В своей работе я остановлюсь конкретно на опросных методах исследования.
    Опросные методы

    Опросы проводятся социологами настолько часто, что кое-кто оценивает их как главный и чуть ли не единственный метод эмпирической социологии. Такая оценка ошибочна, как минимум, в двух отношениях. Во-первых, - в арсенале социологии имеется множество неопросных методов, о которых говорилось выше и пойдет речь ниже. Во-вторых, - этот способ не является только социологическим. В последнее время он широко используется в политологических, журналистских, экономических, демографических, культурологических, психологических, правоведческих и иных социальных исследованиях.
    Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.
    Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами. Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.
    Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов. Каждая из разновидностей опросов имеет свою специфику, о которой будет сказано ниже. Сейчас охарактеризуем их общие принципы.
    Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.
    Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.
    Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.
    Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

    Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.
    Респондент заинтересован в опросе.
    Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).
    Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.
    Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.
    Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.
    Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.
    Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.
    Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.
    Интревьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.
    Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.
    Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.
    Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.
Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.
1.1 Анкетирование
Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.
Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.
Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая не только из опросного листа и "паспортички", но и из преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.
Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:
    не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
    как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
    вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
    вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеить ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
    контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиволречивость мнений респондентов;
    вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
    наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
    дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
    вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
    вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
    шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
    табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
    закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
    открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
    полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.
Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты респондентских оценок.
Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила системности анкеты. Это нужно, чтобы использовать в научных целях информацию не только по отдельным вопросам, но и ту, которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.
Постановка в анкете контрольных вопросов (в том числе "ловушек") не освобождает ее составителя от логической выверенности последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".

1.2 Интервьюирование
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Этот метод предпочтительнее анкетирования в следующих отношениях:
    а) вопросов без ответов при нем практически не бывает;
    б) неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены;
    в) имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций;
    г) получаемая информация полнее, глубже и достовернее по сравнению с анкетой.
Главный недостаток метода интервьюирования - его малая оперативность, существенные затраты времени, необходимость большого числа интервьюеров, невозможность его использования в ситуациях краткосрочных массовых опросов. Для начинающих социологов он представляет немало трудностей, т.к. требует специальной подготовки и солидного тренинга. К тому же разные виды интервьюирования предполагают наличие у исследователя неоднозначных наборов знаний и умений.
Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенность и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения данных анкетирования.
Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.
и т.д.................

История социологии свидетельствует о сложном пути становления, развития и обогащения методов изучения социальной реальности.

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками -философией, правом, историей. Однако и на этом этапе, что нашло особенно яркое воплощение в позитивизме - социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Отдельные документы, опросные листы, интервью, анализ документов получили завершенную целостную интерпретацию в основном в 20-е годы двадцатого века, когда можно было говорить о более или менее научно обоснованных методах, процедуре, методике и технике, дающих возможность всесторонне проанализировать изучаемое явление, что резко повышало научную и практическую значимость социологии. Совершенно очевидно, что достоверность фактов и выводов, полученных исследователем, зависит от того, каким способом последний пришел к данным фактам и выводам, т. е. от использованного им метода.

В повседневной жизни мы также описываем факты, оцениваем их правдоподобие, выводим гипотетические закономерности или опровергаем выводы других людей. Однако в науке все эти повседневные методы получения нового знания подвергаются куда более тщательной разработке.

Методология науки -- это дисциплина, изучающая и технические, «процедурные» вопросы организации исследования, и более общие вопросы обоснованности используемых методов, достоверности наблюдений, критериев подтверждения или опровержения научных теории. Оценка существующих теорий и гипотез в социальных науках, как и в науках естественных, предполагает введение определенных критериев эмпирической проверяемости и истинности теоретических высказываний, а также разработку и применение соответствующих этим критериям методов исследования.

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью:

получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, а тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы для приращения научного знания или в практике управления общественной жизнью.

В рамках основных методов социологии, имеют место и конкретные методы, с помощью которых проводятся эмпирические социологические исследования. К ним относятся методы сбора социологических данных (опрос, наблюдение, анализ документов, эксперимент) и методы обработки и обобщения социологической информации. В работе мы остановимся конкретно на опросных методах исследования.

Методы опроса

В настоящее время можно с уверенностью сказать, что этот метод является наиболее распространенным методом сбора первичной социологической информации. Его популярность можно объяснить тем, что вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.

К достоинствам этого метода следует отнести его универсальность. При опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности. Многие социологи-практики отмечают, что информация полученная методом опроса, дешевле информации полученной другими методами. Так же, умелое применение закрытых вариантов вопроса позволяет использовать при обработке и анализе информации, полученной методом опроса, вычислительную технику.

Опрос - предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей -- респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов. Во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования. Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез.

Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа. Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Любой опрос есть специфический акт коммуникации между интервьюером (лицом, его проводящим) и респондентом (опрашиваемым). Потому он должен проводиться с соблюдением следующих, как минимум, правил:

1. Респондент знает, кто и зачем его опрашивает.

2. Респондент заинтересован в опросе.

3. Респондент не заинтересован в выдаче ложной информации (говорит, что думает на самом деле).

4. Респондент однозначно понимает содержание каждого вопроса.

5. Вопрос имеет один смысл, не содержит в себе нескольких вопросов.

6. Все вопросы ставятся таким образом, чтобы на них можно было дать обоснованный и точный ответ.

7. Вопросы сформулированы без нарушения лексических и грамматических нормативов.

8. Формулировка вопроса соответствуют уровню культуры респондента.

9. Ни один из вопросов не имеет оскорбительного для респондента смысла, не унижает его достоинства.

10. Интервьюер ведет себя нейтрально, не демонстрирует свое отношение ни к заданному вопросу, ни к ответу на него.

11. Интервьюер предлагает респонденту такие варианты ответа, каждый из которых приемлем в равной степени.

12. Количество вопросов сообразуется со здравым смыслом, не ведет к излишней интеллектуальной и психологической перегрузке респондента, не переутомляет его.

13. Вся система вопросов и ответов достаточна для получения того объема информации, которая необходима для решения исследовательских задач.

Общие правила социологических опросов по-разному модифицируются в их конкретных разновидностях.

Метод опроса используется в ряде случаев:

· Когда изучаемая проблема недостаточно обеспечена документальными источниками информации, либо когда такие источники вообще отсутствуют.

· Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.

· Когда предметом изучения являются элементы общественного или индивидуального сознания: потребность, интересы, мотивации, настроения, ценности, убеждения людей и т. д.

· В качестве контрольного (дополнительного) метода для расширения возможностей описания и анализа изучаемых характеристик и для перепроверки данных, полученных другими методами.

Метод опроса предусматривает получение социологической информации в ситуации социально-психологического общения. И это накладывает свой отпечаток на содержание и качество получаемых данных. В социологии выработано значительное количество методических требований и процедур для того, чтобы преодолеть субъективизм, повысить надежность и эффективность данной формы сбора социологической информации.

Опрос по формам и условиям общения социолога с респондентом различаются:

1. по характеру опрашиваемой совокупности:

· массовые

· экспертные

Массовые - при проведение опроса, респондент выступает от собственного имени, как выразитель своего мнения. Число опрашиваемых людей может быть от 100человек до 10000 человек.

Экспертные - при проведение опроса, респондент выступает как выразитель мнения группы людей, или как специалист в определенной области. Число опрашиваемых людей может быть от 1 до несколько десятков.

2. по связи исследователя и респондента:

· заочные

Очные - вопросник раздается самим исследователем, но он может присутствовать или отсутствовать.

Заочные - вопросник раздается по почте или печатается в прессе. Но при таком опросе идет маленький процент возврата анкет, примерно 5% и низкая скорость возврата анкет.

3. по степени охвата, изучаемой совокупности:

· сплошной

· выборочный

Сплошной - есть определенная группа до 200 человек, и опрашивается вся совокупность людей.

Выборочный - так же существует группа людей, но опрашивается определенная часть людей.

4. по частоте проведения:

· разовые

· панельные

Панельные - применяется при изучение общественного явления в динамике развития. Одна группа вопросов известна, а другая изменяется по мере изменения общественных явлений.

5. по месту проведения:

· по месту жительства

· по месту работы или учебы

По месту жительства - это могут быть вопросы, связанные с семьей, по благоустройству или по медицине.

По месту работы или учебы - опрос может быть на производственную или политическую темы.

6. по степени формализации:

· стандартизированные

· нестандартизированные

Стандартизированные - проводятся по заранее подготовленному плану.

Нестандартизированные - свободные.

7. в зависимости от характера получения информации:

· письменные

Письменные - это анкеты

Устные - интервью

8. специфическим видом опроса является, отрос экспертов -специалистов по исследуемой области.

Можно было назвать и другие принципы классификации опросов.

Но здесь указаны только основные. В этой работе особое внимание мы уделим только двум наиболее распространенным и наиболее популярным видам опроса - это анкетирование и интервью.

Одним из наиболее распространенных и популярных методов сбора первичной социологической информации является опрос. Широкое использование метода опроса социологи объясняют его своеобразной универсальностью. Так, при опросе можно получить информацию об объективных фактах, событиях, мотивах деятельности людей, их ценностных ориентациях и поступках в прошлом и настоящем, их дальнейших намерениях. В ряде случаев данная информация оказывается дешевле полученной другими методами, а при ее обработке можно применять вычислительную технику.

Опрос - это метод сбора социальной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного (интервью ) или опосредованного (анкетирование ) общения социолога (интервьюера) и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вытекающие из цели и задач исследования вопросы, заданные социологом.

Вопрос - это письменное или устное обращение исследователя к респонденту с целью выявления его мнения, которое выступает в качестве данных социологического исследования.

Анкета (опросный лист, вопросник) представляет собой систематически организованный набор вопросов, которые определяются целью и задачами исследования.

Респондент (опрашиваемый, опрошенный) - это лицо, участвующее в опросе в качестве источника социальной информации (тот, кто отвечает на вопросы анкеты, и тот, у кого берут интервью).

Интервьюер (анкетер) - лицо, осуществляющее общение с респондентами с помощью вопросника с целью сбора информации.

Основное назначение опроса - получить социальную информацию о состоянии мнения (массового, группового, индивидуального) об оценках, предпочтениях, интересах опрашиваемых, а также отраженную в их сознании информацию о событиях, фактах, оценках, связанных с их жизнедеятельностью и общественной жизнью.

Опрос - ведущий метод в изучении сознания (установок, ориентаций, мотивов, интересов, ожиданий) людей. Его значение важно в исследовании социальных явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда исследуемая проблема или явление слабо изучены, отсутствует или крайне ограничена документальная информация о них. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами.

Основные нормативные требования к проведению опроса - четкое формулирование исследовательских задач, адекватность вопроса (и вопросника) задачам исследования, доступность формулировок вопросов респондентам, соблюдение в ходе опроса социально-психологических основ общения, этических норм, учет особенностей и компетенции респондентов и интервьюеров, пробуждение интереса респондентов в ходе опроса, точность фиксации ответов респондентов, стандартизация условий проведения опроса.

Следует отметить, что при неискренних ответах полученные данные представляют мнения респондентов в искаженном виде, а потому результаты опросов по возможности нуждаются в сопоставлении со сведениями, полученными с помощью других методов (наблюдение, анализ документов), которые в отличие от субъективных высказываний опрошенных характеризуют объективное состояние изучаемых явлений. Необходим учет смещений (искажений), связанных с особенностями отражения в сознании респондентов тех или иных событий и явлений.

Программа проведения опроса обычно включает все основные структурные элементы программы социологического исследования.

Объект опроса - социальная общность, группа, коллектив, индивид. При проведении референдума объектом опроса выступает население (граждане) страны.

Предмет опроса - субъективно-оценочная информация, которая выражается в мнении респондентов и характеризует их поведение, мотивы, ценностные ориентации, события и факты их личной и общественной жизни.

В прикладной социологии выделяют различные виды опроса: анкетный опрос, интервью, экспертный и социометрический опросы. Основными, наиболее распространенными методами опроса являются анкетирование и интервьюирование. По степени охвата генеральной совокупности различают сплошные и выборочные опросы.

При сплошном опросе

опрашивается вся совокупность единиц наблюдения (число опрашиваемых равно числу членов изучаемой генеральной совокупности).

При выборочном опросе число опрашиваемых составляет какую-то определенную часть от числа членов изучаемой генеральной совокупности. В большинстве случаев в конкретных социологических исследованиях используются выборочные методы.

Кроме того, систематизация опросов может производиться по следующим основаниям:

> по процедуре различают опрос индивидуальный, обращенный к одному лицу, или групповой, обращенный к какой-то группе лиц;

> по форме проведения опрос может быть устным, когда высказывания респондента регистрирует исследователь, и письменным, когда ответы на вопросы записывают сами респонденты. Устный опрос характерен для интервью, письменный - для анкеты;

> по характеру взаимодействия интервьюера и респондента различают очные опросы, когда осуществляется непосредственный контакт исследователя с респондентом, и заочные, когда непосредственный контакт между ними отсутствует;

> по степени стандартизации процедур выделяют стандартизированные опросы (проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизировапные (свободное интервью; планируются лишь тема и общее направление беседы).

Проводя опрос, следует иметь в виду его познавательные границы, возможности. Достоверность информации зависит от многих причин, в том числе от сферы явлений, событий, о которых спрашивает исследователь. Польский социолог 3. Гостковский делит всю совокупность явлений, исследуемых методом опроса, на пять групп в зависимости от степени достоверности получаемой информации :

  • 1. Уровень информированности респондентов по различным проблемам, исследуемым в опросе. Здесь используются тесты или вопросы экзаменационного типа. Принято считать, что такого рода данные весьма достоверны при условии, что выявление информированности не угрожает респондентам неприятностями, не нарушает их социопсихологического комфорта (не затрагивает их профессиональной репутации, личного престижа, самооценок).
  • 2. Сведения о месте и дате рождения, числе детей, месте работы, пользовании различными видами транспорта, времени окончания учебных заведений и т.и. При ответах на соответствующие вопросы возможны случайные ошибки, не нарушающие достоверности данных о выборочной совокупности в целом. Встречающиеся систематические ошибки зависят от возможностей памяти респондентов, понимания смысла вопросов, от влияния соображений престижности.
  • 3. Оценки и предпочтения опрашиваемых по поводу различных видов поведения, предметов потребления. Такого рода предпочтения изучаются в опросах, посвященных конъюнктуре спроса, предпочтениям в сфере досуга. Цель такого рода опросов - потребительский, рыночный прогноз поведения людей.
  • 4. Жизненные ценности, идейные убеждения, приоритеты государственной политики. Данные, получаемые при соответствующих опросах, подвержены действию многих факторов: давлению стереотипов, абстрактной терминологии при формулировании вопросов, низкой информированности опрашиваемых о существе проблемы и т.п.
  • 5. Явления, получение достоверных сведений о которых особо проблематично (незаконные доходы, уход от налогов, алкоголизм, наркомания, проституция, хищения на производстве, взяточничество, коррупция и т.п.). Общество осуждает эти явления и признает необходимость борьбы с ними, поэтому полученная при опросе информация требует контроля, сопоставления с другими данными. В некоторых случаях применение массовых опросов на указанные темы нецелесообразно из-за невозможности получения достоверных сведений.

Задача опросов в обществе - обеспечить двухсторонний поток информации между управляющими и управляемыми, предоставить данные необходимые для принятия решений.

Для социологии опрос при правильном применении позволяет получить сведения о субъективном мире людей, их мнениях, склонностях, мотивах действий.

Обычно опросы проводятся на выборочной совокупности (выборке). Выборка формируется с помощью статистических методов и должна представлять собой микромодель генеральной совокупности, т.е. модели исследования. Свойства выборки представлять свойства генеральной совокупности называется репрезентативностью.

Однако всегда следует учитывать возможное искажение информации, полученной методом опроса, связанное с особенностями процесса отражения различных сторон социальной практики в сознании людей.

Анкетирование

Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса - анкетирование. Оно может быть групповым или индивидуальным. Групповым анкетированием называется опрос, применяемый в основном в организациях (места работы, учёбы и т.д.).

При индивидуальном анкетировании вопросники (анкеты) раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондента. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, сайты, E-mail).

Социологическая анкета - объединенная единым исследовательским замыслом система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования, а также особенности различных вопросов. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).

Все вопросы можно классифицировать: по содержанию (вопросы о фактах сознания, о фактах поведения и о личности респондента); по форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные); по функции (основные и неосновные).

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее и т.д. Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей. Вопросы о личности респондента выявляют его личностные характеристики (пол, возраст и т.д.).

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный набор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый выбирает только тот, который совпадает с его мнением. Закрытые вопросы могут быть альтернативные и неальтернативные. Альтернативные предполагают возможность выбора респондентом всего одного варианта ответа, а неальтернативные - нескольких вариантов ответов.

Открытые вопросы не содержат подсказок и не “навязывают” респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить свое мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей, поэтому они дают более богатую по содержанию информацию, чем закрытые вопросы.

Прямые и косвенные вопросы. Иногда вопросы анкеты требуют от респондента критического отношения к себе, окружающим людям, оценки негативных явлений действительности и т.д. Такие прямые вопросы в ряде случаев или остаются без ответа, или содержат неточную информацию. В подобных случаях на помощь исследователю приходят вопросы, сформулированные в косвенной форме.

Респонденту предлагается воображаемая ситуация, не требующая оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные - на выявление адресата основного вопроса (вопросы-фильтры), проверку искренности ответов (контрольные вопросы).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Метод социологического опроса и сфера его применения

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

1.1 Социологический опрос

1.2 Типология опросных методов

ГЛАВА 2 РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

2.1 Сферы применения

2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

На первых порах становления социологии ее приемы и способы познания действительности мало отличались от тех, которые использовались уже существующими науками - философией, правом, историей. Однако и на этом этапе социология ориентировалась на изучение конкретных данных, «осязаемой» информации, которые, как и в точных науках, могли получить как качественную, так и количественную интерпретацию.

Социология постепенно накапливала свои методы познания, особенно когда это касалось эмпирических исследований. Процессы, происходящие в современном мире, глубокие и радикальные изменения во всех сферах общественной жизни требуют более адекватного научного обеспечения. В этой связи рост и значение прикладной социологии, и использование в настоящее время одного из основных ее методов -- опроса, приобретают особую актуальность.

Актуальность изучения проблемы применения метода опроса обусловлена также необходимостью совершенствования самой теории и практики социологического исследования, исходя из имеющегося опыта, региональной специфики и других обстоятельств.

Объект исследования - метод опроса как социологический метод.

Предметом исследования является содержательный характер, типологизация и сферы применения.

Цель исследования - определение специфики и факторов эффективности применения метода опроса как инструмента социологического исследования.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

· раскрыть теоретико-методологическую основу метода опроса в социологическом исследовании;

· типологизировать опросные методы;

· рассмотреть сферы применения опросных методов.

Теоретико - методологической базой исследования являются положения содержащиеся в трудах отечественных ученых: Морева В.А. Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2006.- № 7; Осипов Г. В. Рабочая книга социолога. - 4-е изд., -- М.: КомКнига - 2006; Зборовский Г.Е. Прикладная социология: учеб. пособие. - Москва: Гардарики - 2004; Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс - 2000; Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М - 2009; Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологи-ческих исследований» -- М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука» - 2007. , Осипова Г.В., Зборовского Г.Е., Бабосова Е.М., по данному вопросу и диалектический метод познания, предполагающий рассмотрение изучаемого явления комплексно. Тавокин Е.П. занимался разработкой опроса, и его основных этапов проведения. По разработке методик большой вклад внесли Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. В исследовании также нашли свое применение аксиологический, системно-деятельностный методы, другие методы научного познания социальной действительности.

  • Данная курсовая работа состоит из двух глав, каждая из которых включает в себя два параграфа. Работа начинается с введения, далее непосредственно описание работы, и в конце заключение, и список литературы, состоящий из двадцати трёх источников.

ГЛАВА 1 Опросные методы в социологическом и сследован ии

1.1 Социологический опрос

Одним из основных и наиболее популярных в социологии является метод опроса. Опросы проводятся социологами настолько часто, что их начинают оценивать как главный и чуть ли не единственный метод эмпиричес-кой социологии. У многих людей в обыденной, повседневной жизни представление о социологии связано именно с этим методом.

Метод опроса -- психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб: Речь - 2002. - С. 89 - 91. .

Социологический опрос - это метод получения первичной социоло-гической информации, основанный на непосредственной или опосредо-ванной связи между исследователем и респондентом с целью получения от последнего необходимых данных в форме ответов на поставленные вопросы Зборовский Г.Е. Прикладная социология: учеб. пособие. - Москва: Гардарики - 2004.- С.121 -122. .

Опрос можно рассматривать как один из самых распространённых методов получения информации о субъектах -- респондентах опроса. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования. К особенностям опроса можно причислить его массовость, что вызвано спецификой задач, которые им решаются. Массовость обуславливается тем, что психологу, как правило, требуется получение сведений о группе индивидов, а не изучение отдельного представителя.

Субъектами социологического опроса выступают социальные институты (власть, управление, наука) и различные группы населения (социально-демографические, региональные, профессиональные и др.) Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс - 2000.- С.231 -241. .

Опросы разделяют на стандартизированные и нестандартизированные. Стандартизированные опросы можно рассматривать как строгие опросы, дающие прежде всего общее представление об исследуемой проблеме. Нестандартизированные опросы менее строгие в сравнении со стандартизированными, в них отсутствуют жёсткие рамки. Они позволяют варьировать поведение исследователя в зависимости от реакции респондентов на вопросы.

При создании опросов сначала формулируют программные вопросы, соответствующие решению задачи, но которые доступны для понимания лишь специалистам. Затем эти вопросы переводятся в анкетные, которые сформулированы на доступном неспециалисту языке Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Социологический опрос/ Под. ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука- 2004.- С.49-64. .

В большинстве случаев преобладание метода опроса обуслов-лено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов, В частности, в таких направлениях исследований, как изучение обще-ственного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды това-ров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных 55 Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс - 2000.- С.362 -363. .

Основное предназначение социологических опросов - получение информации о мнениях людей, их мотивах и оценках социальных явлений, о феноменах и состояниях общественного, группового и индивидуального сознания. Поскольку эти мнения, мотивы и феномены выступают свойствами изучаемых социологией объектов, постольку опросы дают о них необходимую информацию Значимость опросов возрастает, если об исследуемом явлении нет достаточной документальной информации, если оно не доступно непосредственному наблюдению или не поддается эксперименту. В таких ситуациях опрос может стать главным методом сбора информации, но обязательно дополняемым другими исследовательскими методиками.

Не стоит думать, что исследовательские возможность опросов безграничны. Данные, полученные опросными методами выражают субъективные мнения опрошенных (респондентов). Их нужно сопоставлять с информацией объективного характера, которую должно вырабатывать иными способами.

Наибольший исследовательский эффект опросы дают лишь в сочетании либо с контент-анализом, либо с наблюдением, либо с экспериментом, либо с другими методами.

Опросные методы весьма разнообразны. Наряду с общеизвестным анкетированием они выражаются в виде интервьюирования, почтовых, телефонных, прессовых, факсовых, экспертных и иных опросов.

Любой социологический опрос нельзя проводить до тех пор, пока не станет предельно ясно, зачем и как это нужно делать. Иначе говоря, проведению опроса должна предшествовать разработка исследовательской программы, четкое определение целей, задач, понятий (категорий анализа), гипотез, объекта и предмета, а также выборки и инструментария исследования.

Каждый опрос предполагает упорядоченный набор вопросов (опросный лист), служащий достижению цели исследования, решению его задач, доказательству и опровержения его гипотез. Формулировки вопросов должны тщательно продумываться во многих отношениях, но, прежде всего, как способ фиксации категорий анализа.

Социологический опрос теряет большую часть своего смысла, если ответы респондентов не анализируются в плоскости их социальных и демографических характеристик. Поэтому он предполагает обязательно заполнение "паспортички", куда вносятся те данные о каждом респонденте, необходимость которых диктуется опять - таки исследовательской программной.

Специфика метода состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений 66 Маслова О.М. Познавательные возможности метода опроса/Методы сбора информации в социологических исследованиях. Социологический опрос/ Под. ред. В.Г.Андреенкова и О.М.Масловой. М.:Наука- 2004.- С.67. .

Особенность социологического метода, исследования заключается в двух принципиальных моментах: первое -- он позволяет формализовать метод сбора социальной информации. То, на что другие гуманитарные дисциплины тратят долгие годы труда и средств, социолог может сделать за несколько дней, и при этом получить относительно дешевую и объективную информацию. Второе -- социологический метод исследования позволяет путем понятийного фиксирования явления в процессе его развития, проверить полученные концептуальные построения, хотя и относительно его прошлого этапа, т. е. фиксирования как постфактум. Но это позволяет довольно успешно прогнозировать, а соответственно, и планировать свою деятельность и даже проектировать некоторые социальные процессы.

Метод опроса наиболее известный и распространенный в социологическом исследовании. Он пользуется большой популярностью. Чтобы более подробно разобраться в нем, рассмотрим его типологию.

1.2 Типология опрос ных методов

Рассмотрим несколько точек зрения на типологизацию опросных методов.

Известный английский политик и ученый Джон Селден (1584-1654) разработал «соломенные опросы». Сейчас, говоря о соломенных опросах, обычно имеют в виду опросы, проводимые по упрощенным схемам, нерепрезентативным выборкам, при которых не учитывается воздействие многих факторов. Но было бы ошибкой относиться к тем давним опросам лишь критически. Они не только выполняли важные социальные и культурные функции, но стали отправными для развития «научных» приемов изучения общественного мнения 77 Докторов Б.З. К попытке определения пространства американских методических исследований опросных технологий // Социология: методология, методы, математические модели. 2005. № 20.-С.10-31. .

Во второй половине 1930-х годов гражданские и исследовательские позиции наиболее четко сформулировал Арчибальд Кроссли (1896-1985).

Главными опросными методами Арчибальд Кроссли считал почтовые и телефонные опросы. Так как с помощью них он исследовал радиоаудитории, и тем самым выполнял определенные заказы. Телефонные опросы Кроссли, были одновременно и замерами радиоаудитории, и опросами общественного мнения 88 Докторов Б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения. 2004. № 3. -C.58-70. .

В конце ХХ века Бутенко И.А. рассматривал анкетный опрос как непосредственное общение социолога с респондентами.

Анкетный опрос - метод сбора информации об изучаемом объекте в ходе опосредованного (анкетирование) общения интервьюера и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на вопросы, вытекающие из целей и задач исследования 99 Сикевич З. В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Питер - 2005.- С.120. .

Проведение анкетного опроса происходит в три этапа:

· подготовительный этап (включающий разработку программы опроса, составление плана и сетевого графика работ, проектирование инструментария, его пилотажная проверка, размножение инструментария, составление инструкций для анкетера, респондента и других лиц участвующих в опросе, подбор и подготовка интервьюеров, анкетеров, решение организационных проблем).

· оперативный этап - сам процесс анкетирования, имеющий свои собственные стадии поэтапного осуществления;

· результирующий этап - обработка полученной информации. Исходя из структуры метода, определяется его характеристика, которая включает в себя ряд требований, предъявляемых к исходным документам анкетного опроса, к анкетеру, к респонденту и к самому инструментарию (к анкете, опросному листу) 110 Андреенков В.Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях: учеб. пособие. - М.: Наука- 2002.- С.47-48. 0 .

Основным средством коммуникации при проведении опроса является анкета.

Как составление анкеты, так и способы работы с ней имеют свои методические приемы и характеристики, соблюдение которых является необходимым условием успешной реализации этого метода, нацеленного на получение достоверной информации.

Каждое конкретное социологическое исследование требует создания особой анкеты, но все они имеют общую структуру. Любая анкета включает в себя три основные части:

· вводную;

· заключительную часть (паспортичку);

Практика показывает, что анкета, требующая для заполнения более 45 минут, несет в себе больше случайной или недостаточной информации. Поэтому оптимальным считается время заполнения анкеты в течение 35-45 минут (чему соответствует 25-30 вопросов по теме исследования).

Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение 115 Андреенков В.Г. Методы сбора информации в социологических исследованиях: учеб. пособие. - М.: Наука- 2002.- С.55-57. 5 .

Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование. В ходе его осуществляется проверка содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.

После сбора анкет начинается их обработка и анализ данных.

Таким образом, анкетный опрос является наиболее важным методом сбора первичной информации в социальном исследовании. Основным критерием, характеризующим исследования проведенного с помощью метода анкетирования, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. При правильно проведенном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень достоверности первичной информации. В социологических исследованиях существуют количественные и качественные методы, к количественному методу можно отнести анкетирование, а к качественному, такой метод социологического исследования как интервью

Социологическое интервью имеет широкий спектр применения, его используют на подготовительной стадии исследования; при проведении пилотажного исследования с целью корректировки, отработки социального инструментария; как самостоятельный метод исследования (сегодня один из основных) и как способ контроля надежности информации, полученной другими способами социального исследования 116 Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2006.- № 7.- С.20-21. 6 .

Интервью - это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента.

Интервьюирование по сравнению с анкетированием имеет свою специфику.

Главное отличие состоит в способе общения социолога и респондента. При проведении анкетирования оно полностью опосредовано анкетой: анкетер пассивен, содержание и смысл вопросов интерпретируются самим респондентом в соответствии с теми представлениями и убеждениями, которые сложились у него по существу обсуждаемой проблемы. Респондент самостоятельно формулирует свой ответ и фиксирует его в анкете. При проведении же социологического интервью контакт между социологом-интервьюером и опрашиваемым осуществляется непосредственно, интервьюер организует интервью, задает вопросы, ведет беседу, направляет ее, фиксирует полученные ответы. Интервьюер может пояснить формулировку задаваемых вопросов в случае непонимания их респондентом, а также уточнять точку зрения респондента, просить у него дополнительной информации с целью адекватного, точного представления ее в опросном листе (что невозможно при анкетировании) 117 Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2006.- № 7.- С.22. 7 .

При этом очевидно, что для получения одного и того же объема информации в случае исполнения метода интервью будет затрачено гораздо больше времени, чем при исполнении анкетного метода.

Проблематичным становится обеспечение анонимности беседы.

По степени формализации можно выделить следующие виды интервью:

· не стандартизированное интервью. Оно предполагает отсутствие жесткой детализации поведения социолога и респондента во время интервью. Социологом разрабатывается опросный лист для интервью и его план, предусматривающий определенную последовательность и формулировку вопросов в открытой форме. Интервьюер задает вопросы строго в соответствии с опорным листом, а респондент дает ответ в свободной форме, который в точности фиксируется интервьюером. Данный вид интервью сложен и для респондента и для интервьюера. Сложна и последующая обработка и кодировка материалов. Это обуславливает нечастое использование этого вида интервью на практике.

· стандартизированное интервью предусматривает беседу по жестко фиксированному опроснику, где так же четко представлены и варианты ответов на поставленный вопрос. В стандартном интервью обычно преобладают закрытые вопросы. В данном случае интервьюер по памяти в строго определенной последовательности задает вопросы респонденту, а полученные от респондента ответы идентифицирует с одним из предложенных вариантов ответов на вопрос в опросном листе. Сложность заключается в невозможности задать респонденту большое количество вопросов.

· Полустандартизированное интервью предполагает сочетание в себе особенностей стандартизированного и не стандартизированного интервью.

По другим основаниям виды интервью в основной своей части совпадают с теми, о которых говорилось при анализе анкетного опроса 118 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия» - 2005. - С.112-114. 8 .

Подготовку интервью принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой подразумевается подготовка к интервьюированию вообще, а под конкретной - подготовительная работа к проведению интервью в ходе конкретного социологического исследования. Профессиональные качества интервьюеров, специализирующихся на неформализованных интервью, отличаются от профессиональных качеств интервьюеров, проводящих формализованные интервью.

Главное отличие заключается в том, что при формализованных интервью интервьюеры не должны быть квалифицированными социологами. Но под этим не подразумевается, ни в коем случае, что интервью может проводить любой желающий. Определенные качества должны обязательно присутствовать 119 Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы: методология, исследовательские практики: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ - 2005. - С.254 -255. 9 .

Качества хорошего интервьюера складываются из:

· его индивидуальных способностей,

· владения методикой.

Общесоциологическая подготовка обязательна только в том случае, если проводится неформализованное интервью или интервью с малой степенью формализации. Названные качества находятся друг с другом в определенной зависимости, взаимно дополняя и усиливая друг друга.

Процесс практического обучения интервью - это по всей видимости процесс фиксации и осознания ошибок. Конечно, число допускаемых интервьюерами ошибок может быть очень велико, но основная их часть сводится к следующим трем типам:

· ошибки, нарушающие психологический контакт интервьюера и респондента, в результате которых респондент «замыкается в себе»;

· ошибки, влекущие за собой искажение сообщаемой респондентом информации (когда респондент сообщает не то, что думает, что-то скрывает и т.п.;

· ошибки влекущие к предоставлению нерелевантных (не имеющих отношения к цели интервью) сообщений; (правда этот аспект наиболее характерен для нестандартизованных видов интервью) 220 Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия» - 2005. - С.116 -119. 0 .

Проведение интервью требует организационной подготовки, что предполагает выбор места и времени интервьюирования. Место проведения интервью определяется спецификой предмета исследования. В любом случае обстановка, в которой проводится интервью должна быть спокойной и конфиденциальной, т.е. без присутствия посторонних лиц в удобное для респондента время. Работа же самого интервьюера предполагает осуществление следующих задач:

· налаживание контакта с респондентами;

· правильная постановка вопросов интервью;

· правильная фиксация ответов.

После окончания работ на объекте по сбору социальной информации интервьюер должен представить в исследовательский центр следующие документы: заполненные бланки, интервью, маршрутные листы, отчеты о работе.

После проверки всех этих документов начинается специальный анализ бланков интервью с целью получения обобщенной информации об изучаемом явлении 221 Готлиб А. С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы: методология, исследовательские практики: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ - 2005. - С.260. 1 .

Телефонный опрос - один из самых оперативных и недорогих опросных методов, который позволяет узнать мнения различных групп населения практически по любым вопросам 222 Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. - М., 2005.- С.78. 2 .

Телефонные опросы различаются по типу респондентов:

· интервью с физическими лицами;

· интервью с юридическими лицами.

Проведение телефонного интервью включает в себя несколько этапов:

· разработка анкет - формирование выборки. Выборка может быть репрезентативной (полностью соответствующей по своим характеристикам генеральной совокупности, но меньше по размерам) либо целевой (когда опрашиваются только люди, соответствующие определенным критериям);

· поиск респондентов, необходимых для опроса, ведется по списку телефонных номеров. Список телефонных номеров разных АТС, составляется, как правило, специальной компьютерной программой заранее, с определенным шагом, в зависимости от размера выборки;

· подготовка интервьюеров;

· полевое исследование и контроль качества.

Телефонный опрос проводится специально подготовленными интервьюерами, которые заносят ответы респондента в анкету (печатную либо электронную, на экране монитора). Обработка анкет, построение диаграмм, таблиц и распределений: данные, полученные от респондентов, подвергаются статистической обработке и анализу 223 Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. - М., 2005.- С.80 -81. 3 .

По результатам опроса заказчику предоставляется отчет, содержащий графики и таблицы с распределениями ответов различных групп потребителей на вопросы исследовательской анкеты, а также основные выводы.

Существуют следующие ограничения на проведение телефонных опросов. Проведение телефонных интервью по репрезентативной выборке возможно только в тех населенных пунктах, где уровень телефонизации более 75%. В противном случае полученная информация будет недостоверна.

В случае проведения телефонного опроса юридических лиц имеется возможность получать оперативную информацию по вопросам, на которые могут ответить в организациях работники невысокого ранга (секретарь, помощник, оператор и т. п.) 224 Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. - М., 2005.- С.84 -86. 4 .

Телефонный опрос имеет как достоинства так и недостатки. Основные недостатки телефонного опроса:

· небольшая длительность: средняя продолжительность интервью не должна составлять более 15 минут. Поэтому с помощью телефона невозможно собрать глубинную информацию или мнения респондентов по широкому кругу вопросов;

· ограничения по числу и сложности вопросов в интервью;

· невозможность предъявления респондентам визуальной информации;

· при телефонном опросе юридических лиц практически невозможно получить достоверную информацию по некоторым вопросам, особенно если они касаются доходов фирмы, ее поставщиков и клиентов;

· телефонные опросы, как правило, не подходят для опроса руководителей высокого ранга.

Основные достоинства телефонного опроса:

· относительная дешевизна (по сравнению с другими методами);

· оперативность получения данных;

· возможность контролировать работу интервьюеров.

Экспертный опрос - это разновидность опроса, в ходе которого респондентами являются специалисты в определенной области деятельности. Отличительная особенность этого метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов в анализе и решении проблем исследования. В опросе экспертов достаточно широко используются процедуры других методов, в частности методов анализа информации и принятия решений 225 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - 2005. - С.44-48. 5 .

Основное назначение метода - выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.

Область применения экспертного опроса - при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений.

Разновидности экспертного опроса также достаточно эффективно применяются на всех этапах прикладных социологических исследований в определении целей и задач, проблем, в построении гипотез, в сборе и анализе информации, в выработке практических рекомендаций.

Ограничения в применении данного метода опроса - данные экспертного опроса нуждаются в сопоставлении с объективной информацией, полученной другими методами.

Метод экспертных оценок - один из видов экспертного опроса, предполагающий использование экспертных оценок. Основное содержание метода заключается в рациональной организации экспертами анализа проблем с последующей оценкой выделенных исследователем суждений и обработкой полученных данных 226 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - 2005. - С.48-50. 6 .

Основные нормативные требования в применении данного метода опроса - тщательность подбора экспертов (оценка надежности и точность представленной ими информации), создание условий для наиболее продуктивного использования экспертов в ходе исследования, сохранение информации экспертов без искажения на всех этапах исследования, учет факторов, влияющих на суждения экспертов.

Отметим еще ряд особенностей опроса экспертов. Некоторые методические и технические приемы, широко используемые в массовых опросах, теряют свое значение при опросе такой специфической аудитории, как эксперты. Как правило, массовые опросы носят анонимный характер. В экспертных опросах это теряет смысл, ибо эксперты должны быть полностью осведомлены о задачах, которые решаются в ходе исследований с их помощью. Поэтому нет никакой нужды применять в экспертной анкете косвенные или контрольные вопросы, тесты или какие-либо другие приемы, имеющие своей целью выявить "скрытые" позиции респондента. Более того, использование подобных приемов может нанести заметный ущерб качеству экспертной оценки. Эксперт в полном смысле этого слова - активный участник научного исследования. И попытка скрыть от него цель исследования, превратив, таким образом, в пассивный источник информации, чревата потерей его доверия к организаторам исследования. В отличие от массового опроса программа опроса экспертов не столь детализирована и носит преимущественно концептуальный характер. В ней, прежде всего, однозначно формулируется подлежащее прогнозу явление, предусматриваются в виде гипотез возможные варианты его исхода 227 Кузнецов И. Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - 2005. - С.50-51. 7 .

В соответствии со степенью разработанности гипотез в инструментарий исследования включаются те или иные виды вопросов. Если исследователь располагает информацией лишь о возможных вариантах исхода прогнозируемого явления и затрудняется однозначно сформулировать их причины, то предпочтительней в анкете эксперта использовать открытые вопросы с полной свободой выбора формы ответа.

социологический опрос исследование анкетный

глава 2. РОЛЬ ОПРОСНЫХ МЕТОДОВ В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ РЕАЛИЙ

2.1 С феры применения

Социологические методы занимают особое место в инструментарии исследования социальных систем и процессов.

Разработанная система теоретико-методологических и практических рекомендаций по эффективному применению метода опроса может быть использована практикующими социологами при изучении различных экономических, социальных, политических и культурологических проблем жизнедеятельности современного общества.

Теоретические материалы данного исследования могут найти свое применение также в учебном процессе при разработке специальных теоретических курсов.

Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Например, врачи, выясняя течение болезни и предшествующее состояние здоровья пациента, проводят анамнестические опросы. Юристы, выясняя у свидетелей обстоятельства дела, также пользуются методом опроса, специально изучают его психологические аспекты и возможности оценки достоверности ответов.

Журналисты, педагоги, работники служб социального обеспечения и многих других сфер социальной практики используют этот метод для получения интересующей их информации 44 Зборовский Г.Е. Прикладная социология: учеб. пособие. - Москва: Гардарики - 2004.- С.120. .

Социологические методы позволяют более полно представить картину исследуемой реальности, включающей наряду с объективными характеристиками внешнего объекта, ценностные ориентации, интересы и сложившиеся стереотипы.

Область применения анкетирования: опрос является ведущим методом в изучении сферы сознания людей. Особенно возрастает значение этого метода в исследовании социально-психологических явлений и процессов, которые малодоступны непосредственному наблюдению, а также в тех случаях, когда изучаемая сфера мало обеспечена документальной информацией. Наиболее эффективно его применение в сочетании с другими методами. Разновидности опроса могут быть использованы на всех этапах прикладного психологического исследования.

Метод экспертного опроса применяется в различных областях социологических исследований наряду с другими традиционными методами сбора информации.

Социологические методы дают точные представления о состоянии и динамике социальных систем.

Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности 228 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр - 2002.- С.8-9. 8 .

Социологические исследования призваны определить адекватность социальных условий устанавливаемым в рамках этих общностей целям.

Ключевыми направлениями практического применения социологических методов в исследовании социально-экономических и политических процессов являются:

1. Выявление факторов, влияющих на проявление и изменение

параметров социального объекта. К примеру, управленческая задача усиления трудовой мотивации должна сопровождаться определением факторов, которые определённым образом влияют на мотивационную активность в данный момент, сдерживая или стимулируя эту активность.

2. Определение факторов, формирующих структуру потребительского спроса и учитываемых в практике маркетинговых исследований.

3. Подготовка и реализация управленческих решений. В практике управления многое зависит от того, как принимаются решения в социальных группах и насколько ориентации социальной группы способствуют поставленным перед ней задачам.

4. Определение межличностных взаимоотношений в социальных группах, призванное обеспечить эффективное взаимодействие членов рабочих коллективов при выполнении производственных задач.

5. Выявление ценностных ориентаций личности и социальных групп, участвующих в достижении социально значимых целей, - деятельности, предполагающей наличие единого центра координации и управленческого контроля. Общность ценностных ориентаций людей обеспечивает наилучшие условия для организации их совместной деятельности и усиление эффективности управленческой деятельности.

6. Тестирование общественного мнения на предмет его политических и социальных ориентаций.

7. Экспертная оценка проектов и программ, позволяющая сделать оптимальный выбор альтернативных способов реализации.

8. Диагностика состояния и функционирования социальных систем.

Решение поставленных задач должно быть обеспечено при помощи трех основных разделов: подготовки программы социологического исследования; организации и проведения опросов, интервью и разработки схемы обобщения и обработки данных 229 Гречихин В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.- М.: Мысль - 2006.- С.25. 9 .

Опросные данные все чаще заменяют данные документарно-учетных источников (традиционно доминирующие в статистике государственных органов, которые, правда, сами все чаще используют опросные методы), активнее используются в публицистике (сокращая долю личных впечатлений и обычного общения с людьми), приходят на смену традиционным способам оценки бизнес-процессов по фиксации сделок, оказываются средством контроля безмолвного индивидуального волеизъявления (голосований на выборах и референдумах), делаются упрощенной формой проявления дискуссионности проблем (один из элементов разных «форумов» в Интернете) и т.п. Опросы населения и хозяйствующих субъектов (чаще всего - руководителей предприятий) в последние десятилетия применяются как достаточно недорогой источник данных, дополняющий документарную статистику, прежде всего, по двум направлениям: для выявления ненаблюдаемых статистическими органами явлений (в том числе так называемой «теневой сферы»,) и для оценки социально-экономической ситуации в разрезе социальных групп или групп хозяйствующих субъектов, фиксация принадлежности к которым не предусмотрена формами статистического учета.

Таким образом областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

2.2 Изучение степени значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы через изучения мнения родителей методом анкетного опроса

Проблема: степень значимости содержания охраны в образовательном учреждении и качества ее работы. Гипотеза: родители испытывают определенную степень не доверия к службе охраны в образовательном учреждении.

Объект исследования: родители имеющие детей школьного возраста.

Цель исследования: оценка родителей качества деятельности охранной службы в образовательном учреждении.

Задачи: 1) изучить степень значимости содержания охраны в образовательном учреждении.

2)изучить эффективность охраны в образовательном учреждении.

Выборка:

1. количество опрощенных составило 10 человек.

2. метод стихийного отбора.

3. В генеральную совокупность входят родители, возрастной категории от 20до 40 лет, проживающие в микрорайоне В-9 города Волгодонска.

4. мужчин опрошено 30%, а женщин опрошено 70%.

Инструментарий: анкета.

На вопрос , нужна ли охрана в образовательных учреждениях?

Да - 60%

Скорее да чем нет - 40%

На вопрос , можете ли вы полностью доверить охране защиту своих детей?

нет - 80%

не знаю - 20%

На вопрос, какие функции по вашему мнению должен выполнять охранник в образовательном учреждении?

охранную - 70%

наблюдательную - 30%

На вопрос, хотели бы вы знать профессиональные и личностные качества охранника?

да - 60%

нет - 40%

На вопрос, какого возраста должен быть охранник?

31 - 40 лет - 70%

20 - 30 лет - 30%

На вопрос, должен ли охранник иметь специальную физическую подготовку?

да, безусловно - 100%

На вопрос, готовы ли вы сами принять участие в организации безопасности для своего ребенка в образовательном учреждении?

да - 70%

не знаю - 20%

если будет позволять время то безусловно да - 10%

Е сли да, то в каких формах это будет выражаться?

установка сигнализации - 11%

установка системы пожарной безопасности - 11%

установка камер наблюдения - 28%

найм охраны - 39%

самим выступить в роли охраны - 11%

Поло-в озрастные признаки респондентов:

мужчины 20-30 лет - 20%

женщины 20-30 лет - 30%

мужчины 31-40 лет - 10%

женщины 31-40 лет - 40%

Тем самым мы выяснили что родители не в полной мере доверяют охране защиту своих детей, и готовы принять участие в организации безопасности своего ребенка.

Таким образом гипотеза подтвердилась.

Заключение

Специфика метода опроса состоит в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) - непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений.

Анкетный опрос является наиболее важным методом сбора первичной информации в социальном исследовании. Основным критерием, характеризующим исследования проведенного с помощью метода анкетирования, является надежность, т.е. воспроизводимость полученных результатов. При правильно проведенном опросе с помощью формализованных анкет автоматически достигается высокая степень достоверности первичной информации. В социологических исследованиях существуют количественные и качественные методы, к количественному методу можно отнести анкетирование, а к качественному, такой метод социологического исследования как интервью

Интервью - это наиболее гибкий метод сбора социальной информации, предполагающий проведение беседы, основанной на непосредственном, личном контакте социолога и респондента. Метод глубокого интервью характеризуется детальным изучением социального явления в его целостности и непосредственной взаимосвязи с другими явлениями. В отличии от интервью, который требует непосредственного контакта общения интервьюера с респондентом, существует метод не требующий обязательного присутствия респондента. Это метод телефонного опроса.

Таким образом телефонный опрос является одним из самых недорогих и оперативных опросных методов, который позволяет узнать мнения людей по любым вопросам. Также хорошо использовать его когда респондент и интервьюер находятся на большом расстоянии друг от друга. А теперь рассмотрим опрос проводимый высококвалифицированными специалистам.

Отличительная особенность экспертного метода состоит в том, что он предполагает компетентное участие экспертов (экспертизу) в анализе и решении проблем исследования.

Таким образом, методы опроса являются самыми надежными, простыми, доступными и распространенными способами получения достоверной информации для проведения социологических исследований.

Областью применения социологических методов является исследование ценностных ориентаций членов социальных сообществ по отношению к различным явлениям, изучение которых позволяет выявлять тенденции в развитии общества и определить меры эффективного воздействия на членов этих сообществ.

Главной целью социологии как науки является объяснение и прогноз поведения социальных субъектов в определённых условиях, особенности искусственного конструирования этих условий и диагностика характера взаимоотношений внутри социальной общности.

Таким образом цель данной курсовой достигнута, задачи решены.

Список литературы

1. Анурин В.Ф. Эмпирическая социология: учеб. пособие для вузов. - М.: Академ. Проект - 2003.-288с.

2. Зборовский Г.Е. Прикладная социология: учеб. пособие. - Москва: Гардарики - 2004.- 175с.

3. Бабосов Е.М. Прикладная социология: учеб. пособие. - Минск: ТетраСистемс - 2000.- 370с.

4. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: качественный и количественный подходы: методология, исследовательские практики: учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ - 2005. - 384с.

5. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: «Академия» - 2005. - 208 с.

6. Кузнецов И Н. Технологии социологического исследования: учебно-методич. пособие. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ» - 2005. - 144с.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос / Отв. ред. Андреенков В.Г., Маслова О.М.- М.: Наука - 2003.- 220с.

8. Методы сбора информации в социологических исследованиях./под ред. В.Г. Андреенкова. - М.: Наука - 2002.-147с.

9. Новикова С.С., Соловьев А.В. Социологические и психологические методы исследований в социальной работе. - М., 2005.- 496с.

10. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций.2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Центр - 2002. - 305с.

11. Сикевич З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. - СПб.: Питер - 2005. - 320с.

12. Докторов Б.З. К попытке определения пространства американских методических исследований опросных технологий // Социология: методология, методы, математические модели - 2005. № 20.-143с.

13. Докторов Б.З. Обогащенное общественное мнение: понятие, социальная практика, опыт изучения // Мониторинг общественного мнения - 2004. № 3. -154с.

14. Морев В.А. Анкетирование и интервьюирование в социологических исследованиях.//Социология: методология, методы, математические модели - 2006.- № 7.- 173с.

15. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований.- М.: Мысль - 2006.-208с.

16. Пузанова Ж.В., Троцук И.В., Витковская М.И. Практикум по курсу «Методология и методика социологи-ческих исследований» -- М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука» - 2007. - 272 с.

17. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - 3-е изд., исп. -- Москва.: Омега-Л - 2007. - 567 с.

18. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования. -- 2-е изд., исп. - М.: Книжный дом «Университет» - 2002. -- 296 с.

19. Осипов Г.В. Рабочая книга социолога. - 4-е изд., -- М.: КомКнига - 2006. -- 480 с.

20. Горшков М.К. Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: учеб. пособие. - М.: Альфа-М - 2009. - 416 с.

21. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М - 2009. - 239 с.

22. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. пособие. - М.: Высш. шк - 1989. - 176 с.

23. Сикевич З.В. Социологическое исслдование: практическое руководство. - СПб.: Питер - 2005. - 320 с.

24. Никандров В.В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. - СПб: Речь - 2002. - 220 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Специфика опроса как психолого-педагогического метода в сфере социальных отношений. Виды и характеристика опросных методов. Требования к разработке интервью, анкетирования, беседы, их использование в психолого-педагогических исследованиях детей.

    контрольная работа , добавлен 07.01.2017

    Специфика социологического опроса как диалога социальных общностей. Становление познавательных возможностей метода опроса Статистическая традиция метода опроса. Качественная традиция. Взаимосвязь количественного и качественного подходов в методе опроса.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2009

    Характеристика методов социологических исследований (контент–анализ, опросные методы, социологическое наблюдение, кейс-стади, социологический эксперимент). Описание социологического телефонного опроса по выявлению потребности в услугах компании.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Изучение изменений в социальных структурах и институтах. Цели и задачи социологии. Структура социальных отношений. Методы социального измерения. Методы сбора первичной информации. Применение наблюдения в прикладном социологическом исследовании.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2013

    Функции института образования в обществе и их образовательные модели. Специфика использования метода анкетного опроса как инструмента диагностики проблем в образовательной системе Республики Беларусь. Отношение студентов к образованию в Беларуси.

    курсовая работа , добавлен 04.05.2014

    Общая характеристика социальных проблем. Изучение причин основных социальных проблем среди молодежи. Рассмотрение факторов, которые влияют на благополучие молодежи. Описание проведения социологического опроса по данной теме; анализ ответов опроса.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2014

    Поллинг и социологическое исследование общественного мнения, их сходства и различия. Классификация и особенности систем опросов общественного мнения, их структура, институциональность, методы работы. Опросные центры при средствах массовой информации.

    реферат , добавлен 21.12.2011

    Природа метода опроса в социологическом исследовании. Два основных класса опросных методов: интервью и анкетирование. Принципы построения анкеты по В. Ядову. Контент-анализ: возможности использования; техника проведения; преимущества; недостатки.

    курсовая работа , добавлен 09.01.2011

    Классификация методов и техник эмпирических социологических исследований. Методы сбора первичной информации. Анкетирование как вид опроса. Виды интервью, наблюдения, анализа документов. Несоциологические методы, применяемые в социологическом исследовании.

    практическая работа , добавлен 10.08.2009

    Понятие метода и методики социологических исследований. Метод опроса в социологическом исследовании. Методы механической, серийной, гнездовой и квотной выборки. Создание широких сетей интервьюеров. Качественные методы анализа социологических данных.