Согласно симонову если существующей информации меньше. Психологические теории эмоций. Отражательно-оценочная функция эмоций

Относится к

Теория эмоций П. В. Симонова


Из информационной "теор ии" (на самом деле гипотез ы) П. В. Симонова:
"Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения."
"мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта. "
"В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:
Э = f [П, (Ин - Ис), …. ],
где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (Ин - Ис) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; Ин - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; Ис -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.
"
"положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности."

Другими словами получется: интенсивность эмоции тем больше, чем больше сила потребности и чем больше вероятность ее удовлетворения.

Возьмем простейшую ситуацию. Нападения хищника на некую, достаточно беззащитную особь. Ясно, что реагировать нужно молниеносно, иначе не выживешь, не дашь потомство и запаздывающий тип реакции не передастся в последующие поколения. Можно, конечно, говорить о возникшей потребности сохранить жизнь, но в данном случае, вероятность ее удовлетворения может быть удручающе малой, что уже противоречит формуле Симонова, в примере у которого приводится случай удовлетворения голода, когда и сила потребности велика и вероятность ее удовлетворения в ходе поглощения еды так же велика.
Есть и конкретная работа , приводящая противоположную формулу: "Между силой эмоции, определяемой по частоте сердечного ритма, и величиной потребности, субъективно ощущаемой человеком, имеется прямая корреляционная зависимость, а между интенсивностью эмоционального напряжения и вероятностью удовлетворения потребности установлена отрицательная корреляционная связь.". (что так же спорно в виду отсутствия определенной такой зависимости вообще, что будет показано ниже).
В рассмотренной выше ситуации, в случае малоутешительного прогноза, на первый план выходит эмоция пассивного оцепенения - как единственно возможная защитная реакция, а в случае оптимист ического прогноза - реакция яростного сопротивления.
По Симонову в первом случае аргумент Ин (информация о средствах, необходимых для удовлетворения потребности) большой, а аргумент Ис (информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент) - гораздо меньше, получается, что эмоция должна получиться тем более положительной, чем меньше располагаемых возможностей у особи:) Кто-то и ловит кайф от состояния оцепенения?
В приме так же очевидна и физиологическое назначение эмоций, как быстрого переключателя типа реагирования, без которого невозможно выживание, а вовсе не просто "эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности ". В плане же жизненного опыта особи, задачу быстрого нахождения нужного типа реакции (выюора подходящей эмоции) играют детект орны новизны ситуации. Если новизна максимальна, т.е. опыта ни фига нет (а значит вообще говорить о составляющих формулы Ин и Ис не приходится), то выбор будет преимущественно пассивного поведения или одной из заготовок устрашающего поведения, но никак не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".

Еще 20 лет назад я предложил другую формулу: сила эмоции тем больше, чем больше произведение новизны воспринимаемого на его значим ость для данной особи. Нетрудно видеть, что эта формула - более общая и более адекватн а для описания механизмов формирования ответной реакции, чем формула Симонова. Мало того, она непосредственно отражает основополагающий принцип переключения внимания и образования долговременных связей и непосредственно вытекает из модулирующего влияния детект оров нового на отклик системы значим ости. Формула же Симонова вообще не учитывает влияние детект оров нового, как бы не замечая совершенно неотъемлемого, хорошо изученного механизма восприятия.

В работе читаем:
" П.В.Симонов полагает, что “потребность выступает как побудительная сила любого поступка, в том числе действий обыденных, автоматизированных, осуществляемых на эмоционально нейтральном фоне. Таким образом, мы не имеем никаких оснований рассматривать эмоцию в качестве прямого и обязательного следствия возникновения потребности” . В своих работах П.В.Симонов ставит себе задачу “сосредоточить внимание на тех фактах, которые показывают, что потребность, влечение (мотивация), возбуждение нервного аппарата эмоций и, наконец, действие представляют тесно связанные, но самостоятельные звенья адаптивн ого поведения, имеющие относительно самостоятельное анатомическое представительство в мозге” . Таким образом, он считает, что за развитие мотиваций и эмоций отвечают различные анатомические структуры нервной системы. "
" Согласно теор ии П.В.Симонова, в организме человека объективно существуют определенные потребности, которые не зависят от сознания. Мотивация есть результат осознанния этой потребности, которое приводит к формированию цели активности. При этом активность может быть двоякого рода: по приближению желаемого события и по устранению нежелаемого. Эмо
"Интересно, что в этом вопросе наблюдается коренное расхождение между позициями рассматриваемых теор етиков и воззрениями физиологов павловской школы, которые чаще всего трактуют высшие эмоции как результат усложнения простых биологических эмоций."
Однако, это интуитивное представление Павловцев вполне оправдано и трудно оспоримо. Ведь довольно легко проследить существование двух самых общих эмоций: состояния Хорошо и Плохо, которые могут и не иметь четкого отнесения к одной из традиционно различаемой эмоции. Это не просто субъективные состояния, а вполне конкретно локализованные центры мозга, ответственные за эти состояния.
" В отличие от павловской школы, для которой характерно рассмотрение человеческой психи ки как упорядоченного внешними событиями потока рефлексов, в рамках направления, базирующегося на идеях П.К.Анохина, сознание рассматривается скорее как совокупность мотиваций. Так, П.В.Симонов полагает, что “личность человека определяется прежде всего совокупностью и иерархией его потребностей (мотивов). "

Но потребности постоянно меняются на протяженности развития и жизни человека, и даже в течение одного дня могут быть противоположными и личность ну никак не может быть просто совокупностью мотиваций.
" Удалось вызывать различные степени агрессивности и страха при помощи модуляции силы раздражителя или области применения раздражения. В экспериментах при отсутствии реальной угрозы вызывались реакции легкой тревожности, сильного беспокойства, панического страха или агрессивности. В тех же исследованиях животное приводили в состояние полного спокойствия, когда никакие внешние угрозы не вызывали оборонительного поведения. Таким образом, при помощи воздействий на эмоционально-мотивационные структуры высшего млекопитающего удалось добиться искусственного управления его настроением и поведением."
Таким образом, есть структуры, возбуждение которых, наподобие центров Хорошо и Плохо, вызывают появление более сложны эмоциональных состояний, которые УПРАВЛЯЮТ ТИПОМ поведения особи, что и является главным физиологическим назначением эмоций.

Интересна и познавательна статья из журнала Вестник биологической психи атрии № 5, 2004
"П.В. Симонов также подчеркивал информационную природу эмоций. В определении Кабанака информационная сторона эмоций
полностью игнорируется. Важно отметить, что эмоция - это психи ческий механизм, выполняющий определенные функции. В процессе функционирования этого механизма возникают различные психи ческие состояния, которые тоже называются эмоциями. Можно сказать, что эмоция это психи ческое состояние, возникающее в результате когнитивной обработки информации, которая может быть получена извне, извлечена из памяти, или даже выдумана, нафантазирована. Эмоция регулирует количество энерги и, выделенное организмом на решение задачи, связанной с полученной информацией.
Количество энерги и (активность) определяется уровнем физиологического возбуждения. Эмоция определяет также, в самых общих чертах, последовательность действий (поведенческую программу), которая вызывается полученной информацией. Например, страх заставляет убегать или затаиться, гнев - нападать, интерес - исследовать, надежда - выжидать и т.д"

Вот еще аргументы в пользу того, что эмоции - контекст определенного стиля поведения, а не просто "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
" Согласно определению М.Кабанака , боль будет отрицательной эмоцией. В доказывается, что боль это ощущение (результат действия рецептор ов). Эмоциональный фон боли – страдание. Эмоция, которую может вызвать боль, это, например, страх (при нормальном, так сказать, положениивещей). Однако есть люди (мазохисты), у которых боль вызывает приятные ощущения и даже наслаждение. Это означает, что боль не имеет однозначного гедонического тона. Есть эмоции, которые тоже не имеют однозначного гедонического тона, но они появляются в результате восприятия некоторой информации. Боль же есть простая реакция рецептор ов на определенные воздействия и непосредственно не связана с восприятием и переработкой информации.
Любая эмоция может возникать не только в результате восприятия внешней информации, но и как реакция на воспоминания или собственные фантазии, которые можно представлять как определенный источник информации. "

По Симонову трудно объяснить мазохизм. Формула опять же здесь сильно проскальзывает.
По Симонову "удивление будет эмоцией только когда оно приятное или неприятное. Но удивление может быть и нейтральным. Перестает ли оно от этого быть эмоцией? И чем оно становится? В отечественной психологии широко используется понятие интеллектуальных эмоций.
Они не имеют специфического знака и могут быть положительными, отрицательными или безразличными. Удивление как реакция на неожиданную информацию является интеллектуальной эмоцией при любом гедоническом тоне. "
Далее идет описание специфики интеллектуальных эмоций.
Действительно, требования определенного знака для эмоций - просчет Симонова, вытекающий из того, что он не учитывает детект оры нового (основу ориентировочного рефлекса и состояния удивления). А интеллектуальные эмоции, описанные в статье - еще более усложненное явление из иерархии эмоций, подтверждающее, что эмоции - контекст ы поведения, а не "информационная оценка вероятности удовлетворения потребности".
"В работе Шевалье и Бельзунг описано явление вариативности эмоций в одной и той же ситуации. У одного и того же человека в одной и той же ситуации могут возникать разные эмоции."
При одном и том же уровне потребности или же вообще с состоянии удовлетворенности и индифферентности, у человека могут возникать самые различные эмоции, вне зависимости от прогнозов и возможностей. Человек вообще одним лишь усилием воображения может переключать свои эмоциональные состояния, что говорит именно о переключаемой функции эмоциональных состояний, а не информационно прогностической.

Предлагаю так же прочитать справедливые замечания в
"П. В. Симонов выдвинул «информационную» теор ию эмоций. Он предполагает, что эмоции восполняют недостаток информации.
Именно они позволяют человеку действовать правильно даже в условиях острого дефицита информации. Но что значит - восполнить? Недостаток пищи я могу восполнить только чем-то съедобным. Недостаток знания можно возместить только знанием - пусть и «особого рода».
"
и т.д.

В "...согласно теор ии функциональных систем П. К. Анохина, принятие решений представляет собой выбор из альтернатив и реализуется на основе обратных связей; развивает эту теор ию «квантовая» модель психи ческой деятельности К. В. Судакова; а П. В. Симонов предлагал дискретный механизм объяснения творческого мышлени я на основе рекомбинации памятных следов (энграмм) и т. д. "
"Противоположную позицию занимал наш выдающийся психолог Андрей Брушлинский, директор Института психологии РАН, зверски убитый в подъезде собственного дома в конце января 2002 года. Он рассматривал психи ку не как процесс переработки информации, а как непрерывное, недизъюнктивное взаимодействие человека с объективным миром. "
"...именно самостоятельное, произвольное формирование первоначально отсутствующих критериев принципиально отличает человеческое мышлени е от дискретных процессов в компьютере. "

В
" Согласно формуле, предложенной П.В. Симоновым (его концепция также может быть отнесена к разряду когнитивистских и имеет специальное название - информационная), сила и качество возникшей у человека эмоции в конечном счете определяются силой потребности и оценкой способности ее удовлетворения в сложившейся ситуации.
В более поздних исследованиях обнаружилось, что из всех структур головного мозга собственно с эмоциями более всего функционально связан даже не сам таламус, а гипоталамус и центральные части лимбической системы. В экспериментах, проведенных на животных, было установлено, что электрическими воздействиями на эти структуры можно управлять эмоциональными состояниями, такими, как гнев, страх (Х. Дельгадо).
Психоорганическая теор ия эмоций (так условно можно назвать концепции Джемса-Ланге и Кеннона-Барда) получила дальнейшее развитие под влиянием элекгрофизиологических исследований мозга. На ее базе возникла активационная теор ия Линдсея-Хебба. Согласно этой теор ии эмоциональные состояния определяются влиянием ретикулярной формации нижней части ствола головного мозга. Эмоции возникают вследствие нарушения и восстановления равновесия в соответствующих структурах центральной нервной системы."

В используются некоторые идеи Симонова для создания более общей картины. При этом очень верно рассматривается физиологическое назначение эмоций.
"Согласно этой теор ии (Симонова) если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.
Однако, даже не вдаваясь пока в подробный анализ, очевидно, что при удовлетворении любой от самой примитивной до самой сложной потребности можно испытать радость, а при неудовлетворении любой потребности можно испытать горе. В то же время, одна потребность, например, пищевая, может вызывать страх, если есть большая вероятность ее неудовлетворения (т.е. возможность голода), может вызывать надежду на ее удовлетворение, может вызывать благодарность за ее удовлетворение и т.д. Т.е. одна потребность может вызывать разные эмоции и одна эмоция может вызываться разными потребностями."
"Эмоции выполняют много различных функций в психи ческой деятельности человека. Опишем сейчас только одну, играющую важную роль для целей классификации. Эту функцию можно назвать упрощающей в процессе принятия решения о дальнейшем поведении человека в каждой конкретной ситуации. В реальных жизненных ситуациях действует множество факторов имеющих для человека значение. Если начать взвешивать все факторы логически, то это потребует много времени, в то время, как промедление в некоторых случаях может оказаться роковым. Эмоция же возникнув, заставляет человека действовать не рассуждая. В критических ситуациях это может спасти жизнь, в ситуациях же обыденных эмоции часто оказываются вредны именно потому, что мешают взвесить все обстоятельства и принять оптимальное решение."

В
"К сожалению, многое из того, что в учении об эмоциях по традиции называется многообещающим словом «теор ия», по существу представляет собой скорее отдельные фрагменты, лишь в совокупности приближающиеся к такой идеально исчерпывающей теор ии. Умение не видеть сразу много проблем иногда является условием продвижения в одной из них, поэтому отдельные работы могут быть интересными, проницательными, тонкими, могут знакомить нас с очень важными особенностями эмоциональной жизни, но в то же время оставлять нерешенными и даже необозначенными многие не менее интересные и важные вопросы."

Отражательно-оценочная функция эмоций

«Первые понятия, с которых начинается какая-нибудь наука, - писал Н. И. Лобачевский, - должны быть ясны и приведены к самому меньшему числу. Тогда только они могут служить прочным и достаточным основанием учения» . Суммируя результаты собственных опытов и данные литературы, мы пришли в 1964 г. к выводу о том, что эмоция есть отражение мозгом человека и животных какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее удовлетворения, которую мозг оценивает на основе генетического и ранее приобретенного индивидуального опыта.

В самом общем виде правило возникновения эмоций можно представить в виде структурной формулы:

Э = f [П , (И н - И с ), …. ],

где Э - эмоция, ее степень, качество и знак; П - сила и качество актуальной потребности; (И н - И с ) - оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта; И н - информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности; И с -информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Разумеется, эмоция зависит и от ряда других факторов, одни из которых нам хорошо известны, а о существовании других мы, возможно, еще и не подозреваем. К числу известных относятся:

Индивидуальные (типологические) особенности субъекта, прежде всего, индивидуальные особенности его эмоциональности, мотивационной сферы, волевых качеств и т. п.;

Фактор времени, в зависимости от которого эмоциональная реакция приобретает характер стремительно развивающегося аффекта или настроения, сохраняющегося часами, днями и неделями;

Качественные особенности потребности. Так, эмоции, возникающие на базе социальных и духовных потребностей принято именовать чувствами. Низкая вероятность избегания нежелательного воздействия породит у субъекта тревогу, а низкая вероятность достижения желаемой цели - фрустрацию .

Но все перечисленные и подобные им факторы обусловливают лишь вариации бесконечного многообразия эмоций, в то время как необходимыми и достаточными являются два, только два, всегда и только два фактора: потребность и вероятность (возможность) ее удовлетворения.

Во избежание недоразумений остановимся на уточнении употребляемых нами понятий. Термин «информация» мы используем, имея в виду ее прагматическое значение, т.е. изменение вероятности достижения цели (удовлетворения потребности) благодаря получению данного сообщения . Таким образом, речь идет не об информации актуализирующей потребность (например, о возникшей опасности), но об информации, необходимой для удовлетворения потребности (например, о том, как эту опасность избежать). Под информацией мы понимаем отражение всей совокупности средств достижения цели: знания, которыми располагает субъект, совершенство его навыков, энергетические ресурсы организма, время достаточное или недостаточное для организации соответствующих действий и т. п. Спрашивается, стоит ли в таком случае пользоваться термином «информация»? Мы полагаем, что стоит, и вот почему. Во-первых, мозг, генерирующий эмоции, имеет дело не с самими навыками (куда входит и тренировка периферического исполнительного аппарата), не с самими энергетическими ресурсами организма и т.д., а с афферентацией из внешней и внутренней среды организма, то есть с информацией об имеющихся средствах. Во-вторых, все многообразие сведений о необходимом для удовлетворения возникшей потребности и реально имеющемся в данный момент у субъекта трансформируется мозгом в единый интегральный показатель - в оценку вероятности достижения цели (удовлетворения потребности). Оценка же вероятности по самой природе своей есть категория информационная.

Термин «потребность» мы употребляем в его широком понимании, отнюдь не сводимом к одному лишь сохранению (выживанию) особи и вида. «Дай человеку то лишь, без чего не может жить он, - ты его сравняешь с животным», - писал Шекспир в «Короле Лире», но и потребности животных не ограничиваются самосохранением. Нередко потребность квалифицируют как нужду в чем-либо, но подобное определение есть не более чем игра в синонимы. По нашему мнению, потребность есть избирательная зависимость живых организмов от факторов внешней среды, существенных для самосохранения и саморазвития, источник активности живых систем, побуждение и цель их поведения в окружающем мире. Соответственно поведение мы определим как такую форму жизнедеятельности, которая может изменить вероятность и продолжительность контакта с внешним объектом, способным удовлетворить имеющуюся у организма потребность.

К понятию «потребность» наиболее тесно примыкает феномен мотивации. Хорошее представление об истории изучения мотивации дает коллекция статей, собранная В.А. Расселлом . Мотивация представляет второй этап организации целенаправленного поведения по сравнению с актуализацией потребности, ее можно рассматривать как «опредмеченную потребность». Не существует мотиваций без потребностей, но вполне возможно встретить потребность, не ставшую мотивацией. Так, человек может испытывать острейшую потребность в витаминах и не быть мотивированным, поскольку он не знает о причине своего состояния. Собака, лишенная коры больших полушарий головного мозга, под влиянием голода (потребности в пище) приходит в состояние сильнейшего двигательного возбуждения. Тем не менее говорить о пищевой мотивации здесь нельзя, поскольку собака не прикасается к пище, лежащей у нее под ногами. Итак, мотивация есть физиологический механизм активирования хранящихся в памяти следов (энграмм) тех внешних объектов, которые способны удовлетворить имеющуюся у организма потребность, и тех действий, которые способны привести к ее удовлетворению.

Вернемся к анализу следствий, вытекающих из «формулы эмоций». Низкая вероятность удовлетворения потребности (И н больше, чем И с ) ведет к возникновению отрицательных эмоций. Возрастание вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (И с больше, чем И н ) порождает положительные эмоции.

Информационная теория эмоций справедлива не только для сравнительно сложных поведенческих и психических актов, но для генеза любого эмоционального состояния. Например, положительная эмоция при еде возникает за счет интеграции голодового возбуждения (потребность) с афферентацией из полости рта, свидетельствующей о растущей вероятности удовлетворения данной потребности. При ином состоянии потребности та же афферентация окажется эмоционально безразличной или генерирует чувство отвращения.

Литература

1. Лобачевский Н.И. О началах геометрии. // Наука и жизнь. 1976. т.5. С.39.

2. Харкевич А.А. О ценности информации. // Проблемы кибернетики. 1960. т.4. С.53.

3. Russell W.A. (Ed.) Milestones in Motivation. N.Y.: Appleton-Cen-tury-Crofts, 1970.

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М.: Наука, 1981. - С.19-23, 27 (с сокращ.)

К разряду когнитивистских может быть отнесена и информационная концепция эмоций П. В. Симонова. В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход В. П. Симонова был реализован в формуле

Э = f[П, (И п - И c), ...],

Э – эмоция, ее степень, качество и знак;

П – сила и качество актуальной потребности (потребность также имеет свой знак; потребность, вызывающая мотивационное возбуждение, имеет отрицательный знак. – Е. В.);

(Ип - Иc) – оценка вероятности (возможности) удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта;

Ип – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности;

Иc – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0); эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Теория дифференциальных эмоций Томкинса

В своей теории американский психолог Сильван Соломон Томкинс (1911-1991) рассматривает специфику отдельных эмоциональных переживаний. Теория допускает существование десяти основных (фундаментальных) эмоций. Они имеют: 1) специфический нервный субстрат, 2) характерные нервно-мышечные комплексы, 3) отличное от других феноменологическое качество. Для различения эмоций необходим учет этих трех факторов. Ниже приводится краткая характеристика основных эмоций.

1. Интерес-волнение - положительная эмоция, которая мотивирует обучение, способствует творческой деятельности, положительно влияет на внимание, увлеченность и любознательность по отношению к объекту интереса.

2. Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность. Радость - максимально желаемая эмоция, однако, скорее, является побочным продуктом действий и условий, чем результатом стремления испытать ее; состояние радости связано с чувством уверенности и собственной значимости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление способствует освобождению от предыдущей эмоции и направляет на объект, вызвавший удивление, все когнитивные процессы.

4. Горе - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей. - Переживая страдание человек падает духом, чувствует одиночество, недостаток контактов с людьми, жалость к себе.

5. Гнев - эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. Гнев связан с мобилизацией энергии, ощущением силы, чувством храбрости и уверенности в себе.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта. Отвращение вызывает стремление избавиться от чего-либо или кого-либо.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства. Презрение может служить средством подготовки к встрече с опасным противником; связано с чувством собственного превосходства; “холодная” эмоция, ведущая к деперсонализации индивида или группы, к которым эта эмоция относится. Гнев, презрение и отвращение часто идут рука об руку и поэтому называются враждебной триадой.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое информацией о реальной или воображаемой опасности; связан с неуверенностью и дурными предчувствиями.

9. Стыд - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности ожиданиям окружающих и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. Стыд вызывает желание спрятаться, исчезнуть; может быть связан с чувством бездарности.

10. Вина связана со стыдом, однако стыд может появиться из-за любых ошибок, а чувство вины возникает при нарушениях морального, этического или религиозного характера в ситуациях, в которых субъект чувствует свою личную ответственность за происходящее.

Фундаментальные эмоции, образуя устойчивые сочетания, приводят к образованию всевозможных аффективных комплексов типа тревожности, депрессии, любви и враждебности.

В теории Томкинса шесть аффектов представляют собой биологическое наследие и имеются и животных. К ним относятся: интерес, радость, удивление, горе, гнев, страх. Остальные аффекты появляются эволюционно позже.


Лекция 14. Эмоции и личность

Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга своей эмоциональностью и общей эмоциональной направленностью.

Эмоциональность личности.

1. Эмоциональность - это совокупность свойств человека, характеризующих содержание, качество и динамику и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности определяются теми явлениями, ситуациями и событиями, которые имеют особую значимость для субъекта. Они связаны со стержневыми параметрами личности: ее мотивационной направленностью, мировоззрением, системой ценностей и базовых представлений и т. П. Качественные характеристики эмоциональности выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности возникновения, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.

К основным компонентам эмоциональности относятся: эмоциональная возбудимость, эмоциональная отзывчивость, сила эмоций, эмоциональная устойчивость, эмоциональная лабильность.

Эмоциональная возбудимость , под которой понимают готовность эмоционального реагирования на значимые для человека раздражители.

При повышенной эмоциональной возбудимости функциональный уровень деятельности изменяется в ответ на более слабые внешние и внутренние воздействия. Возбудимость может проявляться в таких особенностях поведения, как вспыльчивость, раздражительность, тревожность.

Тревожность – это склонность к переживанию тревоги в угрожающей ситуаци, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги. Тревога определяется как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности. Она характеризуется ощущением напряжения, беспокойства, мрачных предчувствий. В отличие от страха, предмет которого всегда ясен, тревога не имеет такого предмета. Тревога вызывается неопределенной угрозой.

К эмоциональной возбудимости близка эмоциональная отзывчивость , восприимчивость. Эмоциональная отзывчивость как устойчивое свойство индивида проявляется в легком, быстром и гибком эмоциональном реагировании на различные воздействия – социальные события общение, окружающих людей. Эмоциональная отзывчивость на переживания другогочеловеканазывается эмпатией. Человек может испытывать переживание того же качества, или, если эмпатия носит искаженный характер, противоположного. Если человек одинаково реагирует на переживания различных людей в различных ситуациях, то его эмпатия проявляется как его устойчивое свойство. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом тех или иных форм поведения и играет важнейшую роль в нравственном развитии ребенка.

Сила эмоций. Некоторые люди могут испытывать чувства такой силы и интенсивности, на которые другие оказываются неспособными. От силы эмоций зависит энергизация деятельности.

Эмоциональная устойчивость - сопротивление действию эмоциогенных факторов, контроль импульсов и влечений, обеспечечивающие к стабильность деятельности.

Эмоциональную устойчивость субъекта определяют два фактора: 1) латентное время появления эмоционального состояния (чем позднее появляются эмоции, тем выше устойчивость); 2) сила воздействия, необходимая для вызова эмоциональной реакции (чем больше должна быть сила такого воздействия, тем выше эмоциональная устойчивость).

Эмоциональная лабильность - подвижность эмоций, благодаря которой человек быстро реагирует на смену стуаций и обстоятельств, свободно выходит из одних эмоциональных состояний и входит в другие. Слишком выраженная лабильность эмоций может осложнить отношения с окружающими, так как личность проявляет себя как импульсивная, реактивная, плохо управляющая собой и своими состояниями.

Лабильности противопоставляется эмоциональная ригидность , которая характеризуется инертностью эмоций, трудностью переключения с одних эмоций на другие. Даже в случае изменения эмоциогенных ситуаций и обстоятельств человек продолжает переживать вызванные ими эмоции;

Симонова информационная теория эмоций

(Симонов П.В., 1964). Возникновение эмоций рассматривается в связи с адекватностью информационного запаса организма реальной ситуации. Возникновение эмоций – способ компенсации недостаточности информации, например, эмоции оборонительной доминанты, возникающие, когда животное или человек превентивно реагирует на неизвестные ему по прежнему опыту и угрожающие ему раздражители внешней среды. Отрицательный характер эмоций – следствие дефицита прагматической информации, прирост информации ведет к образованию положительно окрашенных эмоций. Возникновение эмоций рассматривается как результат рассогласования между протезируемой ситуацией и афферентными сигналами, поступающими из внешней среды. Если требуемый ситуацией объем информации соответствует наличной, эмоции не возникают, поведение носит заученный, автоматизированный характер.


Толковый словарь психиатрических терминов . В. М. Блейхер, И. В. Крук . 1995 .

Смотреть что такое "Симонова информационная теория эмоций" в других словарях:

    Симонова информационная теория эмоций - (Симонов, 1964) – рассматривает эмоции в качестве реакции организма на ситуацию информационного дефицита. Положительными, согласно теории, являются эмоции, которые связаны с устраняющими этот дефицит впечатлениями, отрицательными эмоциями – с… …

    теория эмоций информационная (теория эмоций П.В. Симонова) - отечественная информационная теория эмоций на десятилетия опередившая подобные выводы зарубежных ученых. Ее суть: эмоция есть отражение (функция от) какой либо актуализированной потребности (ее качества и величины) и вероятности (возможности) ее… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Когнитивная теория эмоций - Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную), как фон сопровождают любые проявления сознания. Большинство теорий эмоций учитывают активную сторону воздействия эмоций на сознание. Содержание 1 Теория Зигмунда Фрейда 2 Двухфакторная теория эмоций … Википедия

    Потребностно–Информационная Теория - Потребностно информационная теория эмоций Симонова формализованная теория возникновения эмоций, автор П.В. Симонов (1964). Здесь постулируется, что эмоция является отражением мозгом человека и животных какой либо актуальной потреб … Психологический словарь

    Психологические теории эмоций - Психологические теории эмоций теории о природе, структуре, функциях и динамике протекания эмоций или эмоциональных процессов, с точки зрения психологии. Содержание 1 Эволюционная теория эмоций 2 … Википедия

    Симонов, Павел Васильевич - Павел Васильевич Симонов Павел Станиславович Станкевич 200px Дата рождения: 20 апреля 1926(1926 04 20) Место рождения: Ленинград, СССР … Википедия

    Общая экстремально-психологическая подготовленность сотрудника - Базовый компонент экстремально психологической подготовленности (ЭПП) сотрудника. Он характеризуется: а) знанием сотрудником о существовании экстремальности в ПД; б) знанием сущности и спектра экстремальных ситуаций и их характеристик; в)… … Энциклопедия современной юридической психологии

    Павел Васильевич Симонов

    Павел Симонов - Павел Васильевич Симонов, урожд. Станкевич (1926 2002) российский психофизиолог, биофизик и психолог. Академик РАН (1991; академик АН СССР с 1987). Директор института Высшей нервной деятельности РАН. Государственная премия СССР (1987). Содержание … Википедия

Отечественным физиологом П. В. Симоновым (1926-2002) был предложен оригинальный вариант теории эмоций, которую можно назвать информационно-потребностной. Согласно теории Симонова, эмоции определяются актуальной потребностью и оценкой вероятности ее удовлетворения, причем процесс оценки разворачивается непроизвольно, неосознанно и автоматически (в этом отличие эмоциональной реакции от сознательного решения). Другими словами, эмоция – это результат автоматической оценки изменения вероятности достижения цели в связи с получением новой информации. При этом происходит анализ информации, полученной из трех источников. Во-первых, оцениваются сила и качество актуальной потребности (насколько сильно мое желание?). Эту оценку потребностного состояния субъекта можно назвать требованиями цели. Во-вторых, оцениваются свойства действующего стимула, которые можно назвать требованиями ситуации (например, насколько высокзабор, через который нужно перепрыгнуть, чтобы сорвать яблоко?). И в-третьих, объектом оценки становятся наличные ресурсы субъекта, доступные для реализации цели (такие, как знания, умения, функциональное состояние организма, лимит времени). В том случае, если требования полностью соответствуют наличным ресурсам, эмоции не возникают. Если же ресурсов недостаточно для ответа на требования цели и требования ситуации (например, я очень хочу разглядеть витрину магазина па другой стороне улицы, но автомобили мчатся слишком быстро), то оценка вероятности удовлетворения потребности будет снижаться и соответственно возникнет отрицательная эмоция.

Основная функция отрицательных эмоций, по Симонову, – переключение поведения, т.е. смена объекта, на который направлена активность, на более адекватный. При этом отрицательная эмоция действует "хитро": она субъективно снижает ценность недостижимой вещи (после того как я посмотрела на проносящиеся мимо автомобили, ассортимент магазина кажется мне уже нс таким интересным). Совсем по-иному разворачиваются события в том случае, если психика "решает", что ресурсы превосходят требования. Тогда оценка вероятности удовлетворения потребности будет превышать первоначальный прогноз, а человек испытает положительные эмоции. Функция положительных эмоций заключается в поддержании направления активности вплоть до полного удовлетворения потребности. Информационно-потребностная теория эмоций П. В. Симонова добавляет когнитивным теориям динамический аспект и поэтому содержит большой объяснительный потенциал.

Сходную модель предложил американский психолог А. Розман (Roseman, 1984). По его представлениям, конкретная эмоция становится результатом оценки пяти компонентов потенциально эмоциогенной ситуации:

  • мотивационная оценка заключается в атрибуции объекта как желательного или нежелательного. Причем наличие в объекте желаемого может быть связано с негативной эмоцией (например, печаль – желательное не удалось получить), а наличие в объекте отталкивающего может быть связано с позитивной эмоцией (например, облегчение – нежелательное удалось избежать);
  • ситуационная оценка связана с присутствием или отсутствием значимого аспекта, который может быть как желательным, так и нежелательным (например, удовольствие констатирует присутствие желательного значимого аспекта, а облегчение – отсутствие нежелательного);
  • компонент вероятности фиксирует предвосхищение определенного исхода события (точно произойдет, возможно произойдет, вероятность неясна). Яркой эмоцией, связанной с неопределенной вероятностью наступления события, является, например, удивление;
  • компонент силы относится к самооценке потенциала действия в данной ситуации (например, эмоция гнева свидетельствует о том, что субъект высоко оценил свою силу, а эмоция стыда – о том, что он счел себя слабым);
  • компонент оценки источника отражает оценку события как исходящего от самого человека, от других людей или от стечения обстоятельств. Данный компонент определяет направленность эмоции. Например, представим человека получившего подарок. В том случае, если он усмотрит причину произошедшего в себе самом ("я заслужил подарок"), его охватит эмоция гордости. А в том случае, если он припишет причину этого события дарящему ("он захотел доставить мне удовольствие") – возникнет эмоция симпатии.